Душа по природе христианка

Душа по природе — христианка?

«Душа по природе христианка» – наверное, всем знаком этот известный тезис. Это слова Тертуллиана, и часто они приводятся как абсолютная истина. А между тем это вовсе не так – всё зависит от того, как понимать «по природе».

Если под «природой» понимать состояние человека до грехопадения – то это, конечно, верно. Но ныне природа наша повреждена падением. Мы получаем от рождения падшее человеческое естество, и, следовательно, по природе душа именно падшая, а никакая не христианка. Для того, чтобы человека избавить от падшести, Бог предпринял неслыханные, удивительные, невообразимые и непостижимые действия, которые вне и выше природы: Он Сам воплотился, взошёл – ради того, чтобы душа стала христианкой – на Крест, умер как человек, воскрес и ниспослал от Отца Святого Духа. И только приняв Святого Духа, человек усваивает себе Христа и Его дело, и только через это сверхприродное действие душе даётся возможность стать христианкой.

Подчёркиваю это – душа не становится христианкой автоматически, через просто принятие Таинств Церкви. Нет. Чтобы перейти из природного, падшего состояния в состояние христианское, человеку предлежит подвиг – усвоения себе мировоззрения Священного Писания, взращивание в себе благодатного семени, полученного им в Таинствах, посредством молитвы и Евхаристии, а самое главное – подвиг исполнения заповедей Христовых. И в процессе этого самого исполнения человеку с отчётливейшей ясностью открывается, что душа его – вовсе никакая не христианка, что к христианству себя нужно непрестанно «неволить», посредством понуждения себя на Христово добро и противления греху, в нас живущему. Из этого усматривается, что ни о какой «природности» речи здесь быть не может. То, что «по природе», совершается безо всякого усилия, само по себе: семечко от яблока падает в землю, вырастает дикая яблоня с несъедобными плодами. Чтобы получить культурное растение, его нужно привить – то есть совершить усилие «сверх» природы. Чтобы вырастить хлеб, нужно вспахать поле, обрабатывать посевы и проч. – а если предоставить это дело природе, то вырастут только сорняки. Ровно так же и в духовной жизни: если мы предоставим сами себя природе, то самое большее, до чего мы дойдём – это естественная религиозность, то есть язычество. Максимум тут – ветхозаветный монотеизм. Для того же, чтобы стать христианином, нужно именно принять в себя сверхприродные благодатные начала и потрудиться, чтобы их взрастить.

Я думаю, что сказанное даже и не нуждается в доказательствах. Достаточно быть внимательным к себе, чтобы увидеть, что природа наша, особенно в начале христианского пути, противится заповедям Христовым, и тянет нас то ко греху и ко греховным навыкам и привычкам, то к миролюбию и плотолюбию, чтобы покрепче, понадёжнее и покомфортнее устроиться в мире сем, то к магизму и законничеству в религиозной жизни. И это касается не только жизни личной. Падшесть подстерегает христианина не только в ней, но и в жизни социальной (о чём я писал в прошлом постинге), и её нужно преодолевать – не разрушая социум и не выходя из него, а внося в него новое, высшее благодатное содержание. И личная, и социальная жизнь человека, предоставленного своей природе, противоречит Христовой любви, жертвенности, свободе – за всё это нужно бороться. Эта борьба за сверхприродность, если хотите, и является стержнем подлинной духовной жизни.

Душа — христианка?

Те, кто желает оправдать грехи и зло, совершаемые людьми,
любят употреблять эту фразу (которую сами даже не знают, кто её первым сказал) – » душа по своей природе – христианка»…
и употребляют они её тогда, когда желают доказать себе и другим, что всё нормально, Бог живёт в каждом человеке…добро и зло – это две необходимые составляющие, запущенные Богом для нашего блага..все люди хороши, нужно только приглядеться к ним, увидеть в них Христа…все спасутся, все будут на Небесах…
ибо душа, ведь, христианка…..все будут со Христом, когда помрут…
————————
Так ли это и КТО же первым сказал слова о душе — христианке, соответствует ли они действительности?
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан, учитель церкви и христианский апологет, известен благодаря двум афоризмам: «Верую, ибо абсурдно» и «Душа человека по природе своей христианка».
Ни первого, ни второго он не говорил (во втором случае чисто формально он сказал прямо противоположное…)
А такую форму его слова обрели в многочисленных пересказах и цитированиях, которые перекрутили, переиначили смысл сказанного…
Источник этих слов — сочинение Тертуллиана «О свидетельстве души», всего-то десяток страниц. И начинается это сочинение именно с главного вопроса — с адресата:
«Невообразимое упрямство людское отказывает в доверии даже тем своим наставникам, которые считаются превосходными и наилучшими в прочих вещах,— лишь только у них найдут доводы в защиту христиан. Уж очень далеки люди от признания наших сочинений, и к ним обращается лишь тот, кто уже стал христианином.
Задача не из лёгких — как разговаривать с неверующими, где найти общий базис, на котором можно строить приемлемую для обеих сторон аргументацию?
(И Тертуллиан находит такой базис — это очевидность, то, что обще всем людям):
Откройся нам, душа! Если ты божественна и вечна, как считает большинство философов, ты тем более, не солжешь.
Я взываю к тебе, — но не к той, что изрыгает мудрость, воспитавшись в школах, изощрившись в библиотеках, напитавшись в академиях и аттических портиках. Я обращаюсь к тебе— простой, необразованной, грубой и невоспитанной, какова ты у людей, которые лишь тебя одну и имеют…
Мне нужна твоя неискушённость, ибо твоему ничтожному знанию никто не верит. ..
Ты, сколько я знаю, не христианка: ведь душа обыкновенно становится христианкой, а не рождается ею. Но теперь христиане требуют свидетельства от тебя, чужой, против твоих же, — чтобы они постыдились хоть тебя, ибо они ненавидят и высмеивают нас за то, в знании чего они сейчас уличают тебя…»
Всю статью Тертулиана представлять не стану, желающие найдут её в интернете…тем более, что мысли, изложенные в ней, требуют достаточного рассмотрения и анализа…и не являются Божьим Словом, которое Одно только истинно и не ложно..
Но слова Тертулиана о том, что душа от рождения человека — НЕ христианка — это его слова..
————————-
Привожу так же на эту тему мнение Игумена Петра:
«Душа по природе христианка» – наверное, всем знаком этот известный тезис. Эти слова взяты у Тертуллиана, и часто они приводятся как абсолютная истина. А между тем это вовсе не так – всё зависит от того, как понимать «по природе».
Если под «природой» понимать состояние человека до грехопадения – это одно..
Но ныне природа наша повреждена падением. Мы получаем от рождения падшее человеческое естество, и, следовательно, по природе душа именно падшая, а никакая не христианка.
Для того, чтобы человека избавить от падшести, Бог предпринял неслыханные, удивительные, невообразимые и непостижимые действия, которые вне и выше природы: Он Сам воплотился, взошёл – ради того, чтобы душа стала христианкой – на Крест, умер как человек, воскрес и ниспослал от Отца Святого Духа.
И только приняв Святого Духа, человек усваивает себе Христа и Его дело, и только через это сверхприродное действие душе даётся возможность стать христианкой.
Подчёркиваю это – душа не становится христианкой автоматически, через просто принятие Таинств Церкви.
Нет. Чтобы перейти из природного, падшего состояния в состояние христианское, человеку предлежит осознание своей греховности и усвоения себе мировоззрения Священного Писания, взращивание в себе благодатного семени, исполнения заповедей Христовых.
И в процессе этого самого исполнения человеку с отчётливейшей ясностью открывается, что душа его – вовсе никакая не христианка, что к христианству себя нужно непрестанно «неволить», совершать духовное усилие, посредством понуждения себя на Христово добро в противлении падшести естества, в нас живущего.
Из этого усматривается, что ни о какой «природности» речи здесь быть не может. То, что «по природе», совершается безо всякого усилия, само по себе: семечко от яблока падает в землю, вырастает дикая яблоня с несъедобными плодами.
Чтобы получить культурное растение, его нужно привить – то есть совершить усилие «сверх» природы. Чтобы вырастить хлеб, нужно вспахать поле, обрабатывать посевы и проч. – а если предоставить это дело природе, то вырастут только сорняки. Ровно так же и в духовной жизни: если мы предоставим сами себя природе, то самое большее, до чего мы дойдём – это естественная религиозность, то есть язычество.»
В.В. Розанов (Русский религиозный философ, литературный критик и публицист.):
«Христианка, говорите?», — спросил Розанов. «Ничего подобного. Душа по природе – язычница»
——————————————
Что можно добавить к словам этих людей? — только что они правы…и их правота в том, что душа человеческая настолько повреждена грехом и бесовскими страстями, что говорить о её христианской природе равносильно кощунству…равносильно тому, как если мы оправдаем дьявола, сказав, что по своей природе (прежней) он — прекрасный светлый Ангел Люцифер, Помощник Бога…
Но этого давно уже нет…природа Люцифера изменилась…прогнила…покрылась язвами зла….и если бы в нём был Христос и Царство Небесное, он бы не смог творить зло и бороться против Бога, наслаждаться злом…
Грех изменил природу всех творений…— и животные из травоядных и мирных превратились в хищников и убийц….
И если в первозданном состоянии природа благоухала и цвела, то теперь она гибнет, заражена, отравлена, смертоносна…— землетрясения, обвалы, болота, цунами, ядовитые травы и растения..морозы и жара…
Сладкоголосые священники и проповедники, не усыпляйте совесть народа льстящими слуху речами….
Христос сказал грешникам и фарисеям:
«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоанна 8:44)
—————
Христос не сказал им: ваша душа — христианка…но сказал, что их природа дьявольская…
в неё вошёл ген смерти…разложения…богонеповиновения…греховного зла…
—————
Бога не отыщешь в тех, кто Его отверг!…кто возлюбил грехи и страсти дьявольские…как не взывай к их душе, они не желают признавать Христа, обливают Его грязью, извращают Его Слово…
КАК может их душа называться христианкой , иметь в себе эту христианскую природу, ежели она Христо — ненавистница?!…
————
Только истинное Покаяние и обращение от тьмы духовной ко Христу — Спасителю, признание Его Господом своим, жизнь во Христе и послушанию Ему, освящению через Слово Божье, при усилиях духа, в прохождении пути узкого, который НЕ от мира сего…——
только это может возродить душу и вернуть ей природу истинную, Христовую!…
—————————————————

ДУША – ПО ПРИРОДЕ ХРИСТИАНКА?

Согласны ли Вы с утверждением раннехристианского философа Тертуллиана, что душа – по природе христианка?

СЛОВА ТЕРТУЛЛИАНА НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГИМ РЕЛИГИЯМ

Кирилл ТАНЦИРЕВ, генеральный директор ЗАО “СП СПб”, автор сайта “Азбука веры”, Санкт-Петербург

Несомненно, человеческая природа изначально устремлена ко Творцу, стремится к реализации заложенных Создателем свойств: любви, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (Гал. 5, 22).
Мне близка мысль, что Бог говорит с нами языком обстоятельств, мы отвечаем Ему языком поступков. Для воцерковленного, то есть внимательно относящегося к своей жизни человека, действие воли Божией в жизни предельно реально, это несомненный факт. Каждый день мы находимся в состоянии выбора между божественным и богопротивным. И помощник в этом выборе – данная нам Богом совесть. Мы изначально, в большинстве случаев, знаем правильное решение: милосердное, честное, направленное к добру. Проявить благую волю или заглушить голос совести – наш ежедневный экзамен, и Господь взращивает нас в меру нашей решимости следовать Его воле.
Да, душа каждого человека по природе христианка, только не каждый реализует природу своей души, живя временными, тленными ценностями. А еще я считаю, что слова Тертуллиана нельзя рассматривать как противовес нехристианским религиозным воззрениям, ведь поиск Бога, стремление к истине является свойством человеческой природы, независимо от того, успеет ли человек встретиться с Христом в этой жизни…

ДУША НЕОСОЗНАННО ИЩЕТ ВЕРЫ

Марина ГОСУДАРЕВА, аспирантка кафедры истории Рязанского государственного университета им. Сергея Есенина, Рязань

Для моих современников, приходящих к вере в сознательном возрасте, это подтверждается личным опытом. Душа неосознанно ищет веры, ищет своего Творца как Источник жизни. Ведь она так же, как и тело, хочет жить, хотя большинство людей не задумываются о том, что душе для этого тоже нужна пища.
Я выросла в нецерковной среде, где о Боге, о вере никогда не говорили. Православие воспринималось лишь как часть русской культуры. А культурой, искусством я в то время как раз сильно увлекалась. Впервые вопрос о вере возник случайно. В десятом классе наш классный руководитель в неформальном разговоре спросил нас, что мы думаем о Боге. Я примерно помню свой тогдашний ответ: “Если бы Бог был, и если бы мне доказали это, я бы в Него поверила”. Душа искала что-то, еще не зная, где и как. Спустя два-три года я начала ходить в храм, пройдя через поиски смысла существования в искусстве, где для меня знаковыми фигурами стали Достоевский и Тарковский, чьи вера и богоискательство очевидны. Творческий человек особенно остро чувствует христианскую природу души, реальность духовной жизни, что всегда заметно для вдумчивого читателя и зрителя. Но на своем опыте я поняла, что искусство не может до конца удовлетворить потребности души. Даже в гениальных произведениях есть некий “потолок”, предел; они не открывают путь к вечной жизни, а лишь пытаются подвести к нему.
Придя впервые в православный храм в 18 лет, почти ничего не зная о жизни Церкви, о богослужении, я ощутила прорыв ввысь, в беспредельность, которой жаждала душа, задыхавшаяся в рамках высокого искусства и обыденности повседневной жизни. Мне кажется, именно там, в храме, моя душа почувствовала свою истинную природу, словно вернулась домой.
Искренне жаль десятки талантливых, чутких, духовно одаренных поэтов, актеров, музыкантов советского времени, трагически погибших в тридцать-сорок лет от пьянства или решившихся на самоубийство, а на самом деле – “убиенных обезбожением”.

ХРИСТИАНКА, НО НЕ СВЯТАЯ

Юрий ПИВОВАРОВ, директор Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, академик РАН, Москва

Не думаю, что здесь можно дать однозначный ответ. Наверное, в каждом из нас есть необходимые чувства и способности, чтобы быть христианином. По-моему, это вполне отвечает замыслу Бога о нас.
Но, в то же время, это не значит, что мы по определению чисты и непорочны. Ведь если любой из нас поглубже заглянет в себя, в свою душу ­– он найдет там достаточно чувств, не имеющих ничего общего с христианством. И здесь главное не забывать, что все это тоже есть в нас и будет всегда и в каждом.
Да – душа по своей природе христианка, она тянется к Богу, она способна его почувствовать. Но это не значит, что все в ней светло и свято. Это не значит, что человек может заявить: “в душе я христианин!”, а потом пойти и мучить своих близких или грешить каким-то иным образом.
На самом деле, нужно непрерывно следовать за Христом, а не успокаиваться фразой про свою христианскую душу.

ПРИНЯТЬ ЭТИ СЛОВА МОЖЕТ ТОЛЬКО ТОТ, КТО ВЕРИТ

Андраник МИГРАНЯН, профессор МГИМО (У) МИД России, председатель комиссии Общественной палаты РФ, председатель Научного совета Института стран СНГ, Москва

Душа – по природе христианка?.. Да, повторив эту фразу вслух несколько раз, я, пожалуй, могу согласиться с ней. Думаю, в этих словах есть глубоко скрытая истина, ведь именно Тертуллиан – тот человек, который сформулировал самое, наверно, известное выражение в христианской литературе: “Верую, ибо абсурдно”… Понять и принять ее может только тот, кто искренно верит. Если нам такая позиция нравится, если мы так чувствуем – в таком случае мы совершенно не нуждаемся в рациональном обосновании, ведь само по себе это выражение – иррационально!
Думаю, сегодня душа человека одновременно и язычница, и христианка, и мусульманка, ведь мы живем в очень динамичное время, когда перемешиваются самые разные верования и конфессии. Мы видим массовый переход людей из одних религий в другие, или вообще уход из религии; умножение всяких сект и направлений внутри отдельных религий. Несомненно, мы являемся свидетелями фрагментации в религиозной сфере, и потому именно сейчас очень трудно определить, на самом ли деле душа человека – христианка. Ответ на этот вопрос Тертуллиана уже не так однозначен для нас…

ХРИСТИАНСТВО – ЭТО ТЕРПЕНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Татьяна ДОРОФЕЕВА, психотерапевт, Санкт-Петербург

Христианство в моем понимании – это терпение и познание, а эти качества заложены у человека с детства. Каждый ребенок, даже новорожденный, терпелив. Во время родов он проходит сложный путь к свету, чтобы увидеть жизнь. И даже если его во время беременности не желали, он надеется на жизнь, борется за нее и настроен к миру позитивно. Подрастая, ребенок терпеливо познает мир, даже если это сложно. У взрослого человека терпение трансформируется в принятие и веру. А они формируют христианское восприятие мира. Человек, даже не будучи христианином по вероисповеданию, может иметь христианское мировоззрение и стремиться к пониманию людей.
Душа любого человека несет в себе частичку Любви и хочет поделиться ею с другими, поэтому любая душа – христианка. Все люди приходят в этот мир совершить что-то хорошее, и интуитивно человек знает, что хорошо, а что плохо, но, к сожалению, на жизненном пути могут встретиться страшные вещи, и он собьется с пути добра на путь разрушения. Большинство людей за свою жизнь совершили хоть один поступок, направленный на помощь другим людям, и гораздо меньше людей совершили какие-либо злодеяния. Но даже человек, совершивший злодеяние, когда осознает, что он сделал, имеет шанс вырастить христианство в своей душе через терпение, принятие, веру и познание.

ГОСПОДУ НЕ ВАЖНА НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Иерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, Москва
Думаю, наблюдение, что душа каждого человека по природе своей христианка, очень тонкое и верное. Человек создан по образу и подобию Божию. При этом он может быть неверующим, иноверцем, язычником. Главное – чтобы в нем раскрылось его Божественное, высшее начало. К сожалению, это происходит далеко не всегда, в том числе по условиям рождения. Человек может всю жизнь прожить и не узнать истинную веру. Но апостол Павел говорил, что для Бога нет ни иудея, ни эллина, а все Христовы. То есть Господу не важна национальность человека, Он любит всех людей и каждому желает спасения. Бог будет судить нас по нашим делам – жили ли по совести, любили ли своих ближних, – а не по тому, в какой стране мы родились. Помните разбойника, распятого рядом с Христом? Его национальность неизвестна. Зато известно, что он искренне поверил в Бога перед самой своей смертью, хотя до этого совершил много злых дел. И Христос обещал ему Царствие Небесное. Пути Господни неисповедимы.
Здесь очень важна роль миссионерства: оно несет весть о Христе как нашим неверующим соотечественникам, так и людям других национальностей, других стран. Это наше особое призвание как православных христиан. Кому больше дано, с того больше и спросится.

ХРИСТИАНСТВО РАСКРЫВАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ВСЕ ЛУЧШЕЕ

Петр СТРОНСКИЙ, заслуженный художник РФ, участник росписи Храма Христа Спасителя, Москва

Как художник и верующий че-ловек, я много думал о роли веры в жизни человека. И согласен с Тертуллианом. Христианство раскрывает в душе то лучшее, что в ней заложено, помогает найти нравственные ориентиры в жизни. Но при этом во все времена были люди, которые уродовали свои души, становились страшными грешниками. К ним вообще трудноприменимо слово “душа”.
Но существуют ведь и другие религии, которые уживаются с Православием многие столетия. Как же быть с людьми, рожденными и воспитанными в других культурных, национальных условиях? Лично я воспринимаю фразу Тертуллиана в применении к нашему народу, терпеливому и доверчивому, готовому, если надо, отдать последнюю рубашку. В нашей традиции глубоко заложено – подставить другую щеку, а не ударить в ответ. Нас надо сильно довести, чтобы мы вступили в конфликт, проявили силу. Мы до последнего надеемся уладить дело миром. Если посмотреть на нашу историю, это можно проследить на протяжении многих поколений. Сегодня, к сожалению, такое встречается гораздо реже – но это есть во всех нас.

ДУША ПРЕДЧУВСТВУЕТ БОЖЕСТВЕННОЕ

Дина КОРЗУН, актриса театра и кино, Москва

Но то, что она – от Бога, это точно. Даже если разумом человек не понимает этого, мне кажется, все равно душа его иногда тоскует, вот так – без причины, плачет, ждет чего-то… Она помнит то место, откуда пришла, и ей не достает света, любви, счастья – всего того, чего она лишилась.
Но душу тянут к земле наши чувства, стремление к чувственным удовольствиям, которые могут быть совершенно разными: от прекрасных, таких как любовь или наслаждение красотой, до таких ужасных, как обжорство или прелюбодеяние. И эти чувственные наслаждения догоняют и порабощают нас, чаще всего – в какие-то сложные моменты жизни, когда мы не ощущаем смысла нашего пребывания на земле.

Идите в храм! Верите – не верите – идите в храм! Выбросьте из головы все, что вам пели в уши неверующие люди, или люди, которые утверждают, что у них «Бог в душе». Не слушайте никого. Себя слушайте, прислушивайтесь к своему сердцу.
Вам говорят, что христианская жизнь скучная и постная? Уверяю вас, она живая и счастливая. У нас каждый день праздник! Как то звонит мне знакомая: «Ну видела я вашу Пасху. Что же в ней такого веселого?» А другая вышла с пасхальной службы с тихим ликованием в сердце. Потому что Пасха – это Праздник праздников и на самом деле одно сплошное ликование. Только нужно прийти в храм не с предубеждением, а с раскрытым сердцем.
Вы родились и живете в православной стране, вас окружает православная культура, и вы ее чувствуете, потому что она вам родная. За тысячелетие в сердцевине страны ничего не изменилось. Страна была и остается православной. Поэтому идите в храм, там вы узнаете, что от вас хочет Бог.
Вы узнаете это очень быстро, потому что, по слову христианского писателя, философа и богослова Тертуллиана, душа человека по природе своей христианка. Постепенно внутри вас выстроится духовная система координат. Нельзя идти на поводу у других. Привяжите себя к Богу!
Народная артистка России Екатерина Васильева

ЧТЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ПСАЛТЫРЬ. КАК ЧИТАТЬ ДОМА? Псалтырь — это единственная книга Ветхого Завета, которая полностью включена в богослужения Православной Церкви.Для удобства чтения все псалмы поделены на 20 кафизм, каждая из которых состоит из трёх частей Славы (по названию славословия, которое читается в начале части). Кафизмы содержат от 6 до 9 псалмов. Сейчас, во время Великого поста, многие православные христиане присоединяют к своему молитвенному правилу чтение Псалтыри. Те, у кого есть молитвенный опыт, читают каждый день по кафизме и за весь пост прочитывают всю Псалтырь дважды. Если Псалтырь читать постоянно, то глубже и осмысленнее придёт понимание вечерних и утренних богослужений в храме. Если миряне к молитвам утром и вечером дома прибавляют один или несколько понравившихся псалмов, то читают в них только текст. Аналогия: 50 псалом в утренних молитвах. Если читаются кафизмы (одна или несколько), то перед их началом и окончанием читаются особые молитвы, которые обычно есть в самой книге. Псалтырь можно читать стоя (предпочтительнее) и сидя, вслух или вполголоса. Читать со вниманием, обязательно соблюдая ударения. Главное — настроить внутреннее состояние. Псалтырь из 365 дней не читается лишь 10 дней: от Великого Четверга Страстной недели до праздника Фомы в воскресение (Антипасха). В остальное время Псалтырь читается с молитвами о здравии, о упокоении усопших. Особо рекомендуется читать её во время постов. Церковью разработан Устав чтения Псалтыри, в котором можно найти ответ на вопрос: как правильно читать Псалтырь дома. Порядок чтения не имеет никакого значения. Можно читать понравившиеся псалмы, кафизмы по очереди или вразнобой, на всякую потребу. Главное — это делать регулярно, постоянно, последовательно. СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ 1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома. 2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух — вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»). 3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это — грех. 4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах». 5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев — бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести. 6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов. Если смысл не понятен, то нужно читать на Русском языке — в Синодальном или современном переводе РБО; или читать на славянском, но со словарем (вариант хорош в теории, тк на практике обращения к словарю отвлекают от молитвы и теряется смысл) МОЛИТВЫ ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ КАФИЗМЫ Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный. Трисвятое по Отче наш. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе». НА «СЛАВАХ» Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза). Господи, помилуй (3 раза). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Далее можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения. МОЛИТВЫ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ НА СЛАВАХ: На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе — имена о упокоении Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И далее — следующие псалмы. После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз — по пальцам или четкам. Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном. После чтения кафизмы Достойно есть и заключительные молитвы.