Дьякон или диакон?

Как правильно?

Написание строчных и прописных букв в изданиях церковной тематики на русском языке, а также в церковнославянских богослужебных текстах, издаваемых в русской транслитерации, – проблема не новая. До недавнего времени почти в каждом православном издательстве имелись словарики для внутреннего употребления, однако, как нетрудно догадаться, в разных словариках были реализованы разные принципы решения указанной проблемы.

Каждый издатель подходил к этому вопросу, в лучшем случае опираясь на орфографические и синтаксические правила русского языка, используя пособия для корректоров и редакторов. Но, учитывая специфику издаваемых текстов, литературные работники вносили поправки и дополнения, которые порой не соответствовали общепринятым нормам русского языка. В советский период церковная лексика, как правило, почти не попадала в словари и тем более не упоминалась в пособиях по редактированию и стилистике. Поэтому редакторы на свой страх и риск обращались за образцом к изданиям, выпущенным до революции в России или за рубежом в XX веке. Но во всех этих книгах также не было единых правил для издания подобных текстов.

Важный шаг в этом направлении – настоящие правила. Основные принципы, согласно которым была разработана «церковная орфография», сводятся к следующим:

– Правописание в текстах церковной тематики в общем и целом не должно противоречить общепринятым в настоящее время орфографическим нормам русского литературного языка.

– Отступления в текстах церковной тематики от общепринятых норм должны быть немногочисленными, четко мотивированными и, по возможности, системными – во избежание размывания проверенных временем правил. Кроме того, следует учитывать, что данные правила будут применяться не только в издательской практике, но и в процессе обучения в средних и высших церковных учебных заведениях, – и это обучение, разумеется, не должно быть сопряжено с заучиванием десятков нелогично сформулированных правил и сотен исключений.

– В русском языке все слова, находящиеся в середине или в конце предложения (за исключением имен собственных) пишутся по умолчанию со строчной буквы. Написание прописной буквы – особый случай, который всякий раз требует специального описания и весомого обоснования.

– Текст не должен быть перегружен прописными буквами, иначе возникают проблемы с его зрительным восприятием, а сами прописные буквы стремительно девальвируются в сознании читателя. Сказанное касается как светских, так и церковных текстов.

– Осознавая, что никакие руководства и справочники не могут вместить в себя всё многообразие реальных случаев словоупотребления, следует признать допустимым и нормальным наличие вариантов в написании различных слов, словосочетаний и терминов в зависимости от жанра текста, предполагаемой аудитории, индивидуальных авторских предпочтений. При этом необходимо воздержаться от сколько-нибудь жесткой регламентации написания строчных и прописных букв в художественных текстах: в произведениях подобного рода язык является не только средством, но и целью. Не следует ограничивать свободу авторского замысла.

Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

Входные молитвы

Смотреть что такое «Входные молитвы» в других словарях:

  • ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ — , молитвы священнослужителей при входе в алтарь перед началом литургии. По значению и содержанию они сближаются с келейным правилом перед Св. Причащением, но в отличие от него совершаются в храме всеми священнослужителями вместе и … Православная энциклопедия

  • ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ — чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения. Обычно В. а. называют не только непосредственно встречу епископа духовенством, но также чин совершения архиереем… … Православная энциклопедия

  • АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ — , в визант. обряде богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане). По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя… … Православная энциклопедия

  • Литургия — У этого термина существуют и другие значения, см. Литургия (значения). Михаил Дамаскин Небесная литургия (икона, X … Википедия

  • Божественная Литургия — Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… … Википедия

  • Божественная литургия — Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… … Википедия

  • Литургия Света — Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… … Википедия

  • Обедня — Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… … Википедия

  • месса — ы; ж. 1. Католическая обедня. В церкви началась м. Заупокойная м. 2. Многоголосое хоровое произведение для церковной службы, исполняемое обычно в сопровождении органа или оркестра. М. Баха. * * * месса (позднелат. missa, итал. messa … Энциклопедический словарь

  • ACCESSUS AD ALTARE — ACCÉSSUS AD ALTÁRE , название одного из моментов литургии верных, когда священнослужители приступают к престолу и готовят себя к совершению Евхаристии чтению анафоры и Причащению. В большинстве богослужебных традиций… … Православная энциклопедия

— Отец Михаил, почему даже в таких больших городах, как Саратов, так мало диаконов?

— Причины для этого есть, и их можно назвать… скорее техническими. Вот смотрите: наша духовная семинария ежегодно выпускает около 10–15 человек. Нужда же в священниках у нас тоже растет, поэтому выпускников очень быстро рукополагают в священники, диаконами они служат недолго.

К тому же диаконство традиционно считается, как писали в старых руководствах по пастырскому богословию, «естественной подготовкой к священству». Так на диаконское служение до сих пор и смотрят — как на ступень вверх, к принятию священнического сана.

— Но ведь диакон же для чего-то нужен в храме… Для чего, кстати?

— Начну с этимологии. Слово «диакон» переводится с греческого как «служитель». Диаконство — первая степень священства, самая низшая.

Основная обязанность диакона заключается в помощи священнику при совершении таинств, прежде всего — Таинства Евхаристии. То есть на сегодняшний день главный труд диакона лежит в богослужебной сфере, однако без священника он не может служить самостоятельно. Без благословения иерея диакон и облачиться не может.

Задача диакона — произносить определенные тексты во время богослужения. Он, с одной стороны, призывает народ к молитве — его устами озвучиваются ектинии. Именно диакон произносит всем нам знакомые слова: «Господу помолимся», «У Господа просим», «И весь живот наш Христу Богу предадим» и т.?д. С другой стороны, он является еще и благовестником, благовестителем — с амвона благовествует Священное Писание: апостольские чтения и, прежде всего, конечно, Евангелие.

Традиционно, помимо богослужебной нагрузки, диакон несет и дополнительные послушания на приходе, является помощником настоятеля в устроении церковной жизни. До революции, к примеру, в обязанности диаконов входило преподавание в воскресной школе — это было четко прописано.

Помимо этого, диакон может помогать священнику в социальном служении, в деле миссионерства, просвещения, катехизаторства.

— Получается, без диакона священнику тяжело?

— Священник, в принципе, может обойтись и без диакона, но все-таки диакон — это большой помощник. Поэтому наличие его в храме, на приходе очень желательно.

— А бывает такое, что диакон мешает, а не помогает?

— Это зависит от нравственных качеств человека в диаконском сане. Ну, и от его взаимоотношений со священником.

— Отец Михаил, Вы преподаете в семинарии уже давно. Встречались Вам воспитанники, которые хотели бы стать после окончания именно диаконами?

— Как-то не припомню такого… К тому же тут вот что играет свою роль: в современной Церкви часто высказывается мнение — и мирянами, и священством, что диакон — это украшение службы. Отсюда следует, что он должен обладать хорошим голосом, музыкальным слухом. Если все это присутствует, то диакон действительно является украшением службы, добавляет ей благолепия. И иногда те диакона, которые обладают подходящими вокальными данными, не думают о перспективе священства. Наличие голоса и слуха не является препятствием для священнической хиротонии, впрочем, так же, как и отсутствие выдающихся вокальных данных не может мешать нести диаконское служение.

Вообще, все служащие в храме — и священники, и диакона — должны хотя бы по минимуму разбираться и в церковной, и в классической музыке. Это очень помогает в богослужении, в его украшении. Благолепие в храме очень сильно влияет на нравственное состояние прихожан.

— Прихожане могут спрашивать совета у диакона?

— Конечно! Если диакон — духовно опытный человек, то он может советовать что-то прихожанам. Мой предшественник, протодиакон Василий Султанов, к примеру, много советов мне дал в свое время.

Диакон имеет право еще и проповедовать. Он так же, как и священник, получает дар учительства во время хиротонии. Вообще, каждый хрис­тианин обязан наставлять, по возможности, других — миряне должны учить своих детей жить в вере, показывать личный пример христианской жизни ближним.

— Отец Михаил, Вы упомянули протодиакона Василия Султанова, который до самой своей кончины нес диаконское служение. А кого еще из диаконов, как говорится, «со стажем» Вы знали и знаете?

— Долгое время прото­иерей Лазарь Новокрещеных был вторым протодиаконом в епархии — на протяжении тридцати лет почти. Однако в 1992 году он был рукоположен во священники, стал первым настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», которая тогда открылась после долгих лет советского запустения.

Помню диаконов, с которым встречался еще в 1980-е годы в Волгоградской епархии — почти все были людьми пожилыми. Помню одного глубокого старца в Урюпинске. Ему было далеко за 90, он еле ходил. В алтаре облачали к выходу архиерея, а рядом с ним — этого диакона, потому что сам не мог ни поручи завязать, ни стихарь как следует надеть. Он выходил мелкими старческими шажками на амвон и начинал произносить ектению… чистым, звонким молодым голосом! Ясным, красивым… Однажды наблюдал, как он зашел в алтарь, услышал песнопение «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» и начал плакать: «Господи, помилуй меня, грешного…»

Помню диакона Александра из Троицкого собора в Саратове — тоже старичка, из числа прихожан. Он рукоположился в 80 с лишним лет! И долгое время еще служил, не уступая молодым, хоть и годы были не те. У него был хороший бас. Когда старость совсем взяла свое, отец Александр был рукоположен в священники. Помнится, он даже не совершил ни одной Литургии самостоятельно — настолько был ветхий, служил Богу только соборным служением. Через некоторое время скончался.

— Возраст служению не помеха?

— Видите ли, 1970–1980 годы в Церкви тоже были проблемы с кадрами: катастрофически не хватало не только диаконов, но и священников. И архиепископу Пимену (Хмелевскому), который тогда был на Саратовской кафедре, многие настоятели писали, жаловались: мол, трудно служить, нет диакона — пришлите! Он отвечал: «Ну кого я вам пришлю? Сами смотрите среди своих прихожан, благочестивых и уже повидавших жизнь». Так и появлялись у нас диакона-старцы.

— Может быть, и сейчас можно из числа прихожан воспитывать диаконов?

— Ну, мне кажется, что для начала необходимо переломить ситуацию, когда диаконство воспринимается только как ступень ко священству.

И наверное, было бы целесообразно устроить при семинариях что-то вроде училища или двух-, трехгодичных курсов, где мужчины из числа благочестивых прихожан — такие есть, в городе таких можно найти! — будут готовиться именно к диаконскому служению, чтобы быть помощниками священника. Но это, конечно, находится в ведении священноначалия.

Фото Алексея Леонтьева и священника Дионисия Елистратова

Газета «Православная вера» № 17 (493)

В Евангелии от Иоанна 15:16 Иисус говорит о том, что не люди Его выбирают, а Он выбирает служителей для приношения плода.

Стать священником — это выбор жизни, который делается по Божьему призванию и добровольным отречением от земных радостей. Им может стать мужчина, который имеет богословское образование и рукоположенный в сан священнослужителя.

Что означает служение Богу

Священник — это не профессия или работа, которая длится 8 часов и далее жить личной жизнью. Служение Богу — полное посвящение себя людям в качестве верного Божьего слуги, готового в нужный момент стать помощником, посредником, духовным наставником, пастырем.

Читайте о священстве:

  • Рукоположение во священника
  • Батюшка, священник и поп — в чем разница

Посвятить свою жизнь служению церкви может каждый желающий мужчина

Возможно, кто-то мечтает стать батюшкой из-за достатка, так обилие приходит со временем, и не всякий приход может обеспечить священнику достойное содержание.

Батюшкам в быту приходится заниматься теми же делами, что и обычным людям, при этом у них постоянные форс-мажорные обстоятельства:

  • кто-то умер и надо хоронить;
  • другой зовет помолиться у постели тяжелобольного;
  • там крестины;
  • третьего надо соборовать.

Никого не волнует, как в это время обстоят домашние дела в семье священнослужителя.

Главное, священничество — великая ответственность перед Богом, Который доверяет пастырство определенному человеку, с него потом спросится, с него и его потомков.

Кто может стать священником

Желание стать батюшкой рождается в сердце, наполненном познанием Бога и миссии на земле, как христианина.

Истинное понимание глубины посвящения Богу и людям свойственно мужчинам, которые обладают определенными моральными качествами:

  • крепкой верой;
  • смирением;
  • умением слышать Бога;
  • силой духа;
  • терпением;
  • любовью к людям и желанием служить им.

Глубокое понимание священнического служения доступно воцерковленным христианам, они согласны отказаться от многих, пусть земных радостей, чтобы во всей полноте принять счастье общения с Богом.

Будущий священник должен воспитывать в себе высокие моральные качества с ранней юности

В первую очередь, желающие стать батюшкой должны понять, что жизнь служителя Божьего посвящена людям, в ней нет часовых ограничений, но есть строгие правила и распорядок. В пасторском служении нет отпуска по желанию или за свой счет, с этой должности нельзя уволиться по собственному желанию или поменять место работы.

Священник — подвластный человек, над которым есть вышестоящие служители, послушание является беспрекословным. Это называется смирением, что для Бога является самой высокой жертвой. Немногие христиане могут стать священниками не из-за отсутствия каких-то глубоких знаний, а от неимения христианской зрелости и умения принимать ответственность.

До получения образования богослова, мужчины должны проявить себя в служении, это должно быть потребностью и наслаждением, приоритетом в жизни. Невозможно представить в роли священнослужителя человека не воцерковленного, не живущего интересами церкви, не соблюдающего посты и молитвенные правила. Батюшкой не может стать человек, обладающий низкими моральными качествами, не умеющий укрощать свои греховные мысли.

Важно! Священнослужителем может стать христианин, познавший все каноны церкви через обучение в семинарии.

Как получить семинарское образование

Богословское образование открывает двери к получению сана священника.

Основные требования ко всем желающим:

  • возраст — 18-35 лет;
  • семейное положение — холост или единожды женат;
  • среднее образование;
  • психически здоров;
  • рекомендации от православного священника.

Обучение в духовной семинарии

При поступлении в семинарию желающие стать священнослужителями должны ориентироваться в Библии, Старом и Новом Завете, знать Катехизис и историю Церкви, что проверяется во время экзамена.

Перед допуском к сдаче экзамена следует пройти тестирование на знания молитв, песнопений и обладание основами вокала. Обязательным условием является умение владеть церковнославянским языком и чтение на нем псалмы.

Человек, не сумевший на собеседовании ясно изложить свои намерения, мотивы, доказать искренность и желание служить Господу и людям, может быть не допущен к сдаче экзаменов.

На заметку! Август — время сдачи экзаменов, поступившие приступают к обучению с 1 сентября.

Абитуриентами следует быть готовым к жесткой проверке веры и соблюдению строгой дисциплины. Сразу хочется предупредить, что до конца доходят самые верные и избранные Богом.

Живущим в других городах в семинарии предоставляется общежитие, в котором также жесткие правила, нарушение их может грозить исключением из семинарии.

Все семинаристы обеспечиваются стипендией. По окончании семинарии сдаются выпускные экзамены, проходит исповедь, и после чего самые достойные могут быть рукоположены, станут батюшками, но это не есть обязательная гарантия после окончания духовного заведения.

Монах или священник

Находясь в звании семинариста, будущие священнослужители должны определиться с важной задачей, накладывающей печать на всю жизнь.

Выпускники до окончания семинарии, должны определиться, какой путь они выбирают, монашества или священства, черное или белое братство.

При решении быть женатым человеком, иметь семью, детей, дорога одна — стать батюшкой, вступив в брак до посвящения. При этом выдвигаются строгие правила как к будущему супругу, так и его жене.

Батюшка может иметь только одну жену

Будущая матушка до вступления в брак не должна иметь предыдущих семейных связей. Она не может быть вдовой или разведенной. Батюшка может иметь только одну жену. Даже если останется вдовцом, ему запрещено вступать в повторный брак.

Выбирая себе в жену девушку, будущий священник должен объяснить ей все индивидуальные особенности в роли матушки, а это запрет на вечеринки, определенные требования к одежде, поведению. Как правило, девушки-христианки, готовящиеся стать матушками, воспитываются в православных христианских семьях, знакомых с канонами церкви.

Внимание! Без разрешения ректора богословского учреждения семинарист не может жениться.

Невеста будущего священнослужителя должна осознавать всю ответственность своего звания, быть готовой:

  • следовать за мужем в самую глубинку;
  • находиться всегда на виду;
  • стать примером для других христианок в качестве жены;
  • принять то, что супруг будет постоянно занят церковными проблемами и другими людьми.

Другой путь — монашество, при котором жениться запрещено, молодой человек добровольно отказывается от радости главы семейства, отцовства, вверяя жизнь в Божьи руки.

Атрибуты священников:

  • Что такое священническая епитрахиль и зачем она нужна
  • Священнические поручи

После окончания духовного заведения

Получив распределение в приход, выпускники должны пройти определенные ступени иерархической лестницы.

Выбравшие путь священнослужителя вначале служат дьяконами, после чего их рукополагают на батюшек, высшая ступень — епископство, протоиерейство, настоятель.

В Таинстве Хиротонии — рукоположении участвует Святой Дух, который наполняет сердце будущего наставника мирян особой любовью к ним и делает батюшку носителем Божьей благодати.

Таинство хиротонии

Хиротония совершается епископом в алтаре во время Литургии.

Внимание! Члены черного братства, монахи, могут стать епископами, митрополитами и главами епархий. Патриарх выбирается из монашеской братии, для священников этот путь закрыт.

Богословское образование является обязательным условием при получении сана, хотя, глава прихода может взять на себя ответственность и произвести обряд посвящения в священники без специального образования.

Эта практика присуща немногим церквям, и опыт показывает, что батюшке без богословского образования обойтись трудно.

Где можно получить духовное образование

Помимо России, духовное образование можно получить в Беларуси. Минск — столица, в которой есть не только училище, семинария, но и академия.

Белорусский государственный университет один из немногих вузов бывших стран СНГ, открывший институт теологии. Витебск, Слоним готовы принять желающих получить среднее богословское образование в специальном училище. Стать слушателями училищ могут и девушки.

Шанс стать священником в зрелом возрасте

История Церкви хранит случаев, когда мужчины, живущие в миру, как обычные христиане, обнаруживали в себе дар служения людям. Они вначале помогают, потом начинают прислуживать в храме, а затем принимают решение стать батюшкой.

При богословских заведениях предлагается заочное обучение, возрастной ценз в котором увеличивается до 55 лет.

На заметку! На заочное обучение принимаются абитуриенты, уже несущие церковное служение, имеющие рекомендации священника и благочинного, документально заверенные у архиерея бумаги.

Каждый вопрос рукоположения в сан священника рассматривается индивидуально.

Как стать священником

Дорогие братья и сестры!
Мы продолжаем разговор о Божественной Литургии, но разговор наш из области отвлеченных рассуждений плавно переходит в практическую плоскость. Являясь Таинством Таинств и центральным моментом христианской жизни, Божественная Евхаристия особенно точно и подробно разработана с точки зрения своего устава.
Кто может совершать Литургию? СОВЕРШИТЕЛЕМ Литургии может быть только законно рукоположенный иерей (т. е. священник) или епископ, не запрещенные в священнослужении. Нельзя любому священнику совершать богослужение в любой первой попавшейся церкви без разрешения её настоятеля, то есть главного священника.
Теперь вообще о СВЯЩЕНСТВЕ, о священнослужителях.
По примеру Церкви Ветхозаветной, где были ПЕРВОСВЯЩЕННИК, СВЯЩЕННИКИ и ЛЕВИТЫ в Православной Церкви Нового Завета существуют ТРИ СТЕПЕНИ священства: ЕПИСКОПЫ, ПРЕСВИТЕРЫ (то есть священники) и ДИАКОНЫ, которые поставляются на Божественной Литургии через рукоположение.
ЕПИСКОПЫ – это высший чин Церкви, то есть современные нам апостолы Христовы. Они получают высшую степень благодати. Их называют также АРХИЕРЕЯМИ – то есть с греческого языка «начальниками иереев» (то есть священников). ЕПИСКОП может быть совершителем всех Таинств. Он не только может совершать все богослужения, в том числе Божественную Литургию, но и РУКОПОЛАГАТЬ в священнослужители, а также ОСВЯЩАТЬ МИРО И АНТИМИНСЫ.
Все епископы между собой равны, нет «старших» епископов или «младших». Но наиболее заслуженных из епископов называют АРХИЕПИСКОПАМИ. Епископов столиц называют МИТРОПОЛИТАМИ от греческого слова митрополия – то есть столица.
ПАТРИАРХАМИ называют председателей собраний епископов наиболее древних или заслуженных Церквей: как то Иерусалима, Константинополя (ныне Стамбул), Рима, Александрии, Антиохи. С XVI века титул ПАТРИАРХА получил митрополит Московский и всея Руси. Процесс становления и образования новых патриархий все еще продолжается. Так, самая молодая патриархия в Православной Церкви – Румынская, получившая этот титул в начале ХХ века.
ПАТРИАРХ – это точно такой же епископ, как и все остальные. Он – лишь первый среди равных. В Православных Церквях нет такого, как в Католической Церкви, где епископ-предстоятель РИМСКИЙ ПАПА является ЕДИНСТВЕННЫМ «настоящим»» епископом по благодати, а все остальные епископы – лишь в силу делегируемых им от Римского Папы полномочий (то есть без Римского Папы других епископов быть не может – считают наши братья-католики). Повторю, что в Православной Церкви ВСЕ ЕПИСКОПЫ РАВНЫ. Но, конечно, на патриархе этом «лице» Церкви, лежит очень большая ответственность. Потому, что решения ПАТРИАРХА – первого среди равных, — сказываются на всех чадах Церкви, а решения простого епископа только на подведомственной ему территории.
Если епископу присылается помощник для управления епархией, этого помощника называют ВИКАРНЫМ ЕПИСКОПОМ. «Викарий» – с греческой языка значит «наместник».
Епископы всегда монахи – женатых епископов сейчас не бывает.
Внешне епископа от священника можно отличить по тому, что епископы носят на груди не крест – как иереи, а ПАНАГИЮ. Иногда на груди епископа и крест и панагия вместе. ПАНАГИЯ, что значит «Всесвятая» — небольшой круглый образ Матери Божией или (реже) Спасителя. .
Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство» или «Владыко», а если видите белый клớбук на голове – то значит перед вами митрополит и обращаться к нему следует (как в «Трех мушкетерах») «Ваше Высокопреосвященство» или также – «Владыко».
Второй священный чин после епископов составляют СВЯЩЕННИКИ, или по-гречески ИЕРЕИ.
В Православной традиции священники являются как бы помощниками епископов, их «заместителями» на данном приходе. Епископ не может же физически быть в каждом храме своей области, и поэтому для совершения богослужений и Таинств общинам посылается РУКОПОЛОЖЕННЫЙ епископом СВЯЩЕННИК (ИЕРЕЙ) и специальный прямоугольный плат – АНТИМИНС, на котором священник может совершать Божественную Литургию. Антиминс – это своеобразный «паспорт» храма.
СВЯЩЕННИКИ могут совершать по благословению епископа все церковные службы, кроме таинства рукоположения в священство, освящения мира и антиминсов.
Заслуженным священникам дается звание ПРОТОИЕРЕЯ, то есть первенствующего священника. Знаком того, что перед вами протоиерей является золоченый наградной крест на груди. Обращение к протоиерею: «Ваше высокопреподобие».
Очень редко встречаются ПРОТОПРЕСВИТЕРЫ – это самое большое наградное звание для женатого священника. Отличительной их чертой является ношение двух наперсных крестов.
Если священник, в то же самое время, является МОНАХОМ, то его называют ИЕРОМОНАХОМ. Слово «иеромонах» происходит от слияния двух греческих слов: «иеро» — священник, «монах» — можно не переводить. Если иеромонах в то же самое время является настоятелем монастыря или заслуженным священником, ему дается звание ИГУМЕНА или более высокое – АРХИМАНДРИТА. Игумен носит на груди золоченый крест, архимандрит крест с украшениями. Из наиболее достойных архимандритов избирают епископов. Обращение к игумену и архимандриту, такое как к протоиерею: «Ваше высокопреподобие».
Если Вы затрудняетесь определить кто перед Вами «на глаз», можно обращаться нейтрально «ОТЧЕ». Обращения типа «СВЯТОЙ ОТЕЦ» в Православной Церкви не принято.
ИТАК, ПОВТОРИМ:
Если на груди панагия – то есть, иконка Божией Матери или Спасителя, — перед нами ЕПИСКОП и обращаться к нему следует «Ваше Преосвященство» или «Владыко».
Если на груди серебряный крест – перед нами либо простой «белый» СВЯЩЕННИК или ИЕРОМОНАХ – то есть, священник из монахов. Обращение к нему либо нейтральное «Отче», либо более «продвинутое» — «Ваше Преподобие».
Если крест на груди священника золотой – перед нами ПРОТОИЕРЕЙ или ИГУМЕН: обращение – опять же либо «Отче», либо «Ваше высокопреподобие».
Третий, самый низший священнический чин – это ДИАКОНЫ. Слово это греческое и в переводе означает «Служитель».
ДИАКОНЫ сами по себе без священника или епископа НЕ МОГУТ СОВЕРШАТЬ НИКАКИХ ТАИНСТВ – они не могут литургисать, исповедовать, соборовать и венчать. Особняком от этого всего стоит лишь Таинство Крещения – его может совершать не только священник, но и вообще любой православный христианин.
ДИАКОН лишь помогает священнику в совершении Таинств, а поэтому участие его в богослужении необязательно.
Заслуженным диаконам дается звание ПРОТОДИАКОН. Диакона-монаха называют ИЕРОДИАКОНОМ, а старшего иеродиакона при епископе АРХИДИАКОНОМ.
Диаконы не носят на груди никаких обозначений своего сана.
Кстати, раньше священники тоже не носили наперстного креста. Наперстный крест священство стало носить с 18 века после того, как царь Петр I подошел за благословением к дьякону и оказался в неловкой ситуации. С тех пор, чтобы отличаться от диаконов, священникам было повелено носить на груди крест.
Обращение к диакону – либо знакомое нам нейтральное и дружелюбное «Отче» либо «Отец диакон». Благословение у диаконов не берется.
Ещё раз повторю, что как бы мудрёно не различались титулования священников, епископы – это наследники Апостолов, священники – их помощников, пресвитеров. А диаконы, соответственно – помогали пресвитерам. Например в обязанности диаконов входили хозяйственные нужды первохристианской общины, посещение больных и раздача милостыни. Все три степени священства упоминаются в Священном Писании Нового Завета. Все три степени священства сохранены Православной Церковью до сего дня.
Кроме священнослужителей, которых поставляют на служение через рукоположение, мы на каждой службе видим еще церковнослужителей, то есть мирян, которых благословили помогать священнику в алтаре. Одеты они, конечно, красиво – но священного сана не имеют.
Итак, разобравшись со священством, вернемся к Божественной Литургии.
Как уже было сказано, СОВЕРШИТЕЛЕМ Литургии может быть ИЕРЕЙ или ЕПИСКОП. ДИАКОНЫ только помогают в совершении богослужения. Совершение Литургии в чужой церкви без разрешения её настоятеля запрещается.
СВЯЩЕННИК обязан должным образом подготовиться к совершению Литургии. Он должен сам совершить или выслушать или прочитать келейно ВЕЧЕРНЮ, УТРЕНЮ, ПОВЕЧЕРИЕ, ПОЛУНОЩНИЦУ И ЧАСЫ. Кроме того, священник обязан прочитать так называемое «Молитвенное правило ко Святому Причащению»: Канон с Акафистом Иисусу Сладчайшему, Канон Ангелу Хранителю, Канон ко Причащению Святых Таин и 12 молитв ко Причащению.
Вот какая большая подготовительная работа должна быть проделана священником!
Кроме того, священник также, как и мы с вами – должен воздерживаться перед совершением Божественной Литургии от брачного ложа, чрезмерного объедения и пития вина, и ничего не есть и не пить, начиная с 12 часов ночи. Правила, как видите, для всех одни.
ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ обычно утреннее или в особые случаи – как на Рождество Христово, Пасху или Богоявление после 12 часов ночи. Но в любом случае Литургия может совершаться одним и тем же священником лишь 1 раз в день. С этим связано то, что о. настоятель, когда совершает ночное Рождественское богослужение, ждет 12 часов ночи и только тогда начинает литургисать, он начинает служить уже в другой день. Литургия НЕ СЛУЖИТСЯ СОВЕРШЕННО в среду и пятницу Сырной (масляной) седмицы, в понедельник, вторник и четверток 1-й недели Великого Поста и в Великую Пятницу Страстной Недели – в этот день мы вспоминаем Крестную Муку Спасителя Мира.
Православная Церковь на сегодняшний день использует три основных чина Божественной Литургии:
Обычно служится Литургия Св. Иоанна Златоуста.
Но 10 раз в год служится Литургия Василия Великого – в воскресные дни Великого Поста, день памяти свт. Василия.
ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ совершается в среду и пятницу Великого Поста, в четверг пятой его седмицы и первые три дня страстной седмицы. Но, по существу, эта Литургия является чином вечерни с причащением, ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЖЕРТВА на ней не совершается, Святые Дары уже прежде освящены – отсюда название «Преждеосвященная».
Самый редкий чин Божественной Литургии в Православной Церкви – ЛИТУРГИЯ СВ. АП. ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ. Но мы с вами рискуем её никогда не увидеть, так как она совершается лишь в Антиохии и в С-Петербурге Духовной Академией 1 раз в году на память апостола Иакова.
То, что несколько раз в году мы служим Божественную Литургию, соединенную с вечерней, говорит о том, что Литургия в древности могла служиться как католическая месса – в том числе во 2-ой половине дня. Но, теперь такая практика в православных Церквях не используется.
МЕСТОМ СОВЕРШЕНИЯ ЛИТУРГИИ служит храм, освященный архиереем и не оскверненный ни убийством, ни самоубийством, ни вообще – пролитием крови или вторжением язычников. Литургия может совершаться лишь на Престоле, правильно освященном, со вложенными в него святыми мощами, или на переносном престоле, но с Антиминсом. Слово «АНТИМИНС» переводится как «Вместопрестолие». Это прямоугольный плат с изображением Голгофского страдания Спасителя и вложенными в него мощами. Традиция служить на антиминсе идет с традиции совершать Литургию на гробницах мучеников. Когда было невозможно её так совершить – использовался переносной плат со вложенными в него мощами. Так Литургию во время гонений можно было служить в частных домах (или в ХХ веке – в квартирах). БЕЗ АНТИМИНСА священник совершать Божественную Литургию не может. Если антиминс крадут, то служба в храме прекращается, а священника могут лишить сана.
ВЕЩЕСТВОМ ДЛЯ ЛИТУРГИИ являются хлеб и вино, то есть плоды, установленные, употребленные и благословленные Самим Господом для Его Пасхальной Вечери. ХЛЕБ должен быть чистый пшеничный. В русской практике, почти во всей Сербии и кое-где на Востоке употребляется хлеб в виде 5-ти (у старообрядцев 7-ми) просфор из кислого теста. Сверху у них должна быть печать: ИС ХС – ника. На Востоке употребляется одна большая просфора с пятью печатями, расположенными крестообразно.
ВИНО должно быть виноградным без примесей. Православная Церковь использует обычно красное вино; латиняне же – белое. Румынская Православная Церковь тоже допускает использование белого вина. В России используется Кагор – но эта традиция связана только с тем, что кагор можно долго хранить и транспортировать на большие расстояния, тогда как обычное сухое вино рискует перебродить в уксус. Кроме того, кагор как бы «вино концентрированное» — его можно значительно разбавлять. Поэтому, вопреки устоявшемуся мнению на Божественную Литургию уходит совсем немного и одной бутылки вина при малом количестве прихожан может хватить на несколько служб.
БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ можно условно «разделить» НА ТРИ ЧАСТИ.
1. ПРОСКОМИДИЯ – от греческого слова – значит «Принесение». Связано название с тем, что древние христиане действительно «приносили» все нужное для совершения Литургии. До сих пор в Греции можно просфоры приобрести в булочных и принести их в храм.
2. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ. Название происходит от готовящихся к Таинству Св. Крещения – оглашенных. Их «оглашают» — то есть рассказывают им о жизни христианской и смысле Благовестия Христова.
3. ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ. «Верными» называли уже крещеных христиан, которые могли приступать ко Святым Тайнам. Оглашенные в древности на Литургии верных – то есть после чтения Евангелия – оставаться не могли и выходили после призыва диакона «оглашенные изыдите».
Перед началом Проскомидии читаются ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ, с них-то мы с Вами сегодня и начнем.
«Входные молитвы» — это та часть священнодействия Божественной Литургии, которую обычно мы не видим. А ведь священник этим как бы показывает нам, как мы должны себя вести, входя в храм. Это как бы некая модель поведения для нас.
Сначала стоит сказать, что священник должен читать «входные молитвы» перед входом в Алтарь. Но на практике всё получается по-другому. И связано это с тем, что подрясник (который сейчас на мне одет) перестал быть повседневной одеждой. То есть священство в подавляющей своей массе перестало дома и на улице носить подрясники. Хорошо это или плохо – не мне судить, но факт остается. Католики уже 50 лет назад заменили ношение ряс для духовенства специальными рубашками со стоячими воротничками. У нас остается пока проблема различия гражданской и духовной одежды. В результате возникает некий богослужебный казус, когда священник должен войти в алтарь, одеть подрясник, и, только затем, снова выйдя, начать читать положенные молитвы на вход в Святую Святых Православного Храма.
Молитвы эти начинаются обычно – «Благословен Бог наш -, Царю Небесный -, Трисвятое – по Отче Наш» и покаянных тропарей, известных всем нам по вечернему молитвенному правилу:
«Помилуй нас, Господи, помилуй нас…»
«Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом»
и
«Милосердия двери отверзи нам…»
По идее, также все мы, миряне, можем входить в храм: с молитвой и благоговением.
Затем священник, подходя к иконе Спасителя, читает:
«Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, прося′ще прощение прегрешений наших, Христе Боже. Волею бо (то есть, добровольно) благоволил еси плотию взыти на Крест. Да избавиши, яже создал еси (то есть, нас с вами) от работы (рабства) вражия. Тем же благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир».
Только прочитав эту молитву, священник целует икону Спасителя.
Точно также священник подходит и к иконе Божией Матери, читая:
«Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице, призри на люди согрешившия, яви яко присно (то есть, всегда) силу Твою; на Тя бо уповающее (то есть, ибо на Тебя уповаем). «Радуйся – вопием Ти, — якоже не´когда Гавриил, безплотных (сил) Архистратиг».
После этого целуется икона Божией Матери.
Как же происходит у нас? Слава Богу, если перекрестимся и «чмокнем» икону на аналое. А то и просто – сразу бежим покупать свечи. Это неправильно. Каждое наше действие в храме должно быть вдумчиво. Сначала про себя молимся – хотя бы «Господи, помилуй» — произносим, и только затем крестимся и прикладываемся к иконе.
Далее священник встает перед Царскими Вратами и «подклонив голову» молится:
«Господи! Низпосли руку Твою с высоты Святаго жилища Твоего, и укрепи мя в предлежащую службу Твою: да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу (то есть, Божественную Литургию).
Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь».
После чего, священник – если не один – кланяется собрату со словами «Прости меня, брате и сослужебниче», поклоняется клиросу и народу.
А как часто мы входим в храм с тяжелым сердцем от семейной ссоры, и так и остаемся с этим чувством на все время службы. Даже простое «прости» нам недоступно. А ведь такой «вход» в храм может быть «в осуждение»!
И только после всех этих продуманных благоговейных действий, священник входит в алтарь при чтении Пс.5:8-13:
«Вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму Твоему».
И со словами:
«Боже, очисти мя грешного и помилуй мя»
Трижды преклоняют колена перед святым Престолом.
Еще раз повторю, что вход священника в Храм – пример для всех нас. И пусть мы не можем повторить все го действия – но отбросить суетность, помолиться, перекреститься и внутренне настроиться на Богослужение мы всегда можем.
Ибо, входя в храм, мы встаем перед лицом Вечности. А Вечность не терпит суеты.
Поэтому, давайте вместе с псалмопевцем Давидом и входящим в алтарь священником, внутренне повторим слова Пс.5:
«Господи, Вниду в дом Твой,
Поклонюся святому Храму Твоему во страхе Твоем.
Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих исправи и выровни пред Тобою путь мой.
Ибо нет во устех их истины, сердце их суетно, как разверзстый гроб – гортань их, они льстят языком своим!
Суди их, Боже, да отпадут они от мыслей своих; по множеству нечестия их – отвергни их,
Ибо преогорчи′ша они Тебя, Господи!
И да возрадуются все уповающие на Тебя, во век возрадуются, и Ты будешь покровительствовать им;
И похвалятся Тобою все любящие имя Твое.
Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; и благоволением, как оружием прикрываешь его».
Аминь.