Дым отечества нам сладок

Содержание

Арфа (Державин)

  1. Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным. — Ср. в стихотворении Сафе (Том I, стр. 582) в описании игры на арфе стихи:

    Громчайши гласы побежали
    И приближался бурный шум.

  2. О колыбель моих первоначальных дней! — Державин родился в Казани (собственно в казанской деревне, верстах в 40 от города) 3 июля 1743 года.
  3. Вас, дубы камские … и проч. — «На Волге и на Каме находятся огромные заповедные дубовые рощи для построения кораблей» (Об. Д.).
  4. И гробы обнимать родителей священны. — Родители Державина, армейский подполковник Роман Николаевич (ум. 1754) и Фекла Андреевна (урожденная Козлова, ум. 1784), похоронены в казенном селе лаишевского уезда Егорьеве, возле церкви. Мы видели их могилы в августе 1862 года: как самые гробницы, так и надписи на них еще хорошо сохранились. Державины погребены здесь потому, что находящиеся по соседству деревни их Сокуры, Кармачи и Державино принадлежат к егорьевскому приходу. См. нашу статью О дополнительных материалах для биографии Державина, собранных в путешествии (Зап. Ак. Наук, т. II, кн. 2).
  5. Звучи, как Павел в ней явился благодатен. — Император Павел находился в то время в Казани. Он посетил ее в мае месяце и пробыл там неделю. В его присутствии заложен обширный и великолепный собор Казанский; тогда же он подписал устав возобновленной в Казани гимназии и разрешил учреждение там публичного театра (М. Рыбушкина Краткая история Казани, ч. I, стр. 130, и ч. II, стр. 36, 76). Еще прежде, в конце 1797 г., казанская семинария была переименована в академию. По словам Державина в Объяснениях, последний стих 4-й строфы содержит также намек на пребывание государя в Казани.
  6. Отечества и дым нам сладок и приятен. — Этот стих, подобно многим стихам Крылова и Грибоедова, обратился в поговорку. Его часто повторяют, вовсе не зная, что он принадлежит Державину. К распространению его известности много способствовал Грибоедов, употребив его в Горе от ума. Там, в 7-м явлении действия I-го, Чацкий говорит:

    «Когда ж постранствуешь, воротишься домой,—
    И дым отечества нам сладок и приятен».

    Встречая этот стих в Горе от ума, многие считают самого Грибоедова автором его. Так в фельетоне Спб. Ведомостей 22 октября 1860 года (№ 20) оба приведенные стиха без всякой оговорки приписаны Грибоедову.

    Впрочем еще и до Грибоедова стихом этим пользовались в разных случаях. В 1803 г. (см. Вест. Евр., ч. X, август, № 16), Вас. Наз. Каразин употребил его сокращенно в начале речи на основание в Харькове университета.

    Батюшков в послании к И. М. Муравьеву-Апостолу (Вест. Евр. ч. LXXXVIII, 1816, № 13, и Соч. Бат., Спб. 1834, ч. II, стр. 156) сказал:

    «В Пальмире Севера, в жилище шумной славы,
    Державин камские воспоминал дубравы,
    Отчизны сладкий дым и древний град отцов».

    Наконец, гораздо позднее кн. Вяземский в стихотворении Самовар, взяв рассматриваемый стих за эпиграф, заключил так:

    «Отечества и дым нам сладок и приятен!
    Не самоваром ли — сомненья в этом нет —
    Был вдохновен тогда великий наш поэт ?
    И тень Державина, здесь сетуя со мною,
    К вам обращается с упреком и мольбою
    И просит, в честь ему и православью в честь:
    Канфорку бросить прочь и — самовар завесть».
    (Утр. Заря 1840, стр. 425, и В дороге и дома, М. 1862, стр. 133).

    Но за всеми повторениями счастливого выражения Державина еще остается решить вопрос: ему ли первоначально принадлежит мысль о сладости отечественного дыма? Перебирая выходившие в его время журналы, мы нашли на заглавном листе Российского Музеума, который издавался Ф. Туманским от 1792 до 1794 года, латинский эпиграф: «Et fumus patriae dulcis», без всякого указания, откуда он взят. Мы всячески старались узнать это; но ни собственные наши поиски, ни справки у знатоков римской словесности не привели нас к желанному результату. Есть у Гомера одно место, послужившее по видимому источником подобных, хотя и не совсем тожественных выражений, встречающихся у римских писателей. Эпиграф же, который, как кажется, внушил Державину знаменитый стих, заимствован вероятно не из классической литературы, а из писателя позднейшей эпохи Латыни.

    По этому поводу К. А. Коссович в 1863 г. писал нам:

    «Первый поэт, почувствовавший сладость в отечественном дыме, был Гомер. В первой книге Одиссеи Паллада, хлопоча у Зевеса о возвращении на родину Одиссея, задерживаемого Калипсою, выражается следующим образом: Калипсо старается очаровать Одиссея и привлечь его к себе своими вкрадчивыми и нежными словами; ей хочется, чтобы он забыл Итаку и остался у нея навсегда; но настроение души Одиссеевой таково, что для него сладостна самая смерть, лишь бы только в виду дыма, убегающего с кровель его родины (αὐτὰρ Ὀδυσσεὺς ἱέμενος καὶ καπνὸν ἀποθρώκοντα νοῆσαι ἧς γαίης θανέειν ἱμείρεται, Od. I,57—58, т. е. если не суждено ему воротиться, то, по крайней мере, было бы ему сладостно увидеть с своего корабля хоть дым от кровель прибрежных домов его родины).

Мне сладок дым отечества над пепелищем сёл! -пародия-

«Мила нам добра весть о нашей стороне:
ОТЕЧЕСТВА и ДЫМ нам сладок и приятен.»
Г.Р.Державин, стихотворение «Арфа», 1798 г.
———————————————————
«Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА нам сладок и приятен.» **
А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума», 1824 г.
———————————————————
Мне сладок дым отечества над пепелищем сёл
==================================
* * *
Поэты меряют Отчизну, как солдаты,
Их восхищает лиходейство тех годин,
Когда сгорели все родимые пенаты…
И от Отечества остался только дым.
26.09.05 г.
* * *
Мне сладок дым Отечества
Над пепелищем сёл.
Я полон поэтичества,
А вовсе не козёл.
Я знаю, что дым Родины
Лишь тех пьянит с лихвой,
Кем пеплы лаптем пройдены,
Кто ищет в них покой…
В ком зреет умиление
Над образом седым –
Углей густое тление…
И сладкий стельный дым. *
27.09.05 г.
—————————————————-
* – автор глубоко осознает, что стельной может быть
в традиционной среде лишь только беременная корова.
Однако поэтическая окраска этого слова здесь имеет
немного иной – привнесенный и метафоричный смысл.
Во-первых – дым привольно стелится над пепелищем.
Во-вторых, стельность дыма – потенция родить пламя.
Иными словами – это как бы дым, беременный огнем.
—————————————————-
** – ниже привожу литературно-историческую справку.
Наш ДЫМ ОТЕЧЕСТВА – когда ж ты заклубился?
======================================
Откуда же нам так знакома цитата «дым отечества»?
А.С.Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» (1824)
устами Чацкого, лишь вернувшегося из путешествия,
с озорным сарказмом вспоминает старых москвичей:
Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен.
Но дым отечества прославился еще на 26 лет раньше.
Последний стих Грибоедова – это слегка измененная
цитата из стихотворения «Арфа» (1798), посвященного
Казани, классика русской литературы Г.Р.Державина.
Звучи, о арфа, ты всё о Казани мне,
Звучи, как Павел в ней являлся благодатен.
Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен.
Однако еще до Грибоедова дым использовали и другие.
В 1803 г. В.П.Каразин употребил дым отечества в начале
речи, посвященной открытию в Харькове университета,
а К.Н.Батюшков в послании Муравьеву-Апостолу (1816):
В Пальмире Севера, в жилище шумной славы,
Державин камские воспоминал дубравы,
Отчизны сладкий дым и древний град отцов.
Позже П.А.Вяземский в стихотворении «Самовар» (1840),
взяв рассматриваемый стих как эпиграф, заключил так:
«Отечества и дым нам сладок и приятен!»
Не самоваром ли – сомненья в этом нет –
Был вдохновлен тогда великий наш поэт?..
Однако основа этой мысли не принадлежит Державину.
С весьма давних лет существовала латинская пословица:
«Dulcis fumus patriae» – «Сладок дым отечества».
Источник её, видимо, следует искать в стихах римского
поэта Овидия (авторский цикл «Понтийские письма»).
Тоскуя в изгнании по Родине, Овидий «жаждет иметь
возможность видеть хоть дым с отечественных очагов».
Существовала также и известная греческая пословица:
«Дым отечества лучше, чем огонь на чужбине».
Если докапываться и до её истоков, то надо признать, что
первым поэтом, почувствовавшим сладость родного дыма,
был Гомер. В его «Одиссеи» рассказывается, как нимфа
Калипсо удерживает своими чарами Одиссея на острове,
«память надеяся в нём истребить. Но, напрасно желая
Видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий,
Смерти единой он молит…»
Так вот ведь, оказывается, из каких глубин истории тянет
«сладким дымом отечества» на нашу литературную почву.

Антониево-Дымский монастырь. Один из древнейших монастырей на Руси

Booking.com

Антониево-Дымский монастырь

Антониево-Дымский монастырь — действующий мужской монастырь на территории Ленинградской области. Монастырский комплекс небольшой. Он не так ещё подновлён, как некоторые другие христианские обители. Не так многолюден по церковным праздникам и в мирские дни. Но есть в этом монастыре своя притягательная красота. Места здесь тихие. Нет рядом крупных мегаполисов. И от того, не так много здесь случайных и любопытных, жадных до достопримечательностей заезжих туристов. Здесь тихая скромная красота природы соседствует с размеренным укладом жизни посвятивших себя служению Веры.

Каждый год, так уже повелось, я навещаю стены этой обители. Для интересующегося историей Ленинградской области, христианства на Руси, для любителя красивых уединённых пейзажей — поездка к стенам этой обители станет приятным и познавательным путешествием. И, если вы ещё не бывали в этих местах, то рассказ об Антониево-Дымском монастыре может стать для вас хорошим поводом совершить сюда путешествие. Рассказ об обители — в этой моей статье.

Примечание к тексту:

Подборка моих фотографий — за разный период и время визитов. В самом низу статьи — репортаж с Крещения. Православный праздник я снимал по благословению игумена монастыря и братии.

История монастыря. Обитель у Дымского озера

Звонница Троицкого собора монастыря

Антониево-Дымский (Свято-Троицкий) монастырь был основан Антонием Дымским в ХIII веке. Так, во всяком случае, утверждают предания. Достоверных письменных источников о времени основания монастыря — нет. Существуют архивные документы датируемые XV-XVI веком. Описи и церковные грамоты, в которых упоминается эта обитель и житие преподобного Антония.

Но согласно преданиям и жизнеописаниям Антония Дымского, этот монастырь был основан именно им. Сподвижником и учеником Варлаама Хутынского.

И именно Антонию была пожалована грамота о создании монастыря Александром Невским. В 1243 году. С этой даты и принято считать время основания обители.

Антониево-Дымский мужской монастырь

Преподобный Антоний Дымский

Антоний Дымский родился в 1206 г. Место его рождения — Великий Новгород. С детства юноша воспитывался в боголюбивой семье. Однажды в храме он во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения, которые содержали призыв к другой жизни.

«Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16,24).

Так явился отроку Промысел Божий. И в 1225 г Антоний покинул отчий дом и ушел в монастырь Спаса, находившийся на Хутыни. Недалеко от Новгорода. Здесь настоятель Варлаам Хутынский увидел в юноше сосуд, избранный для вместилища Святого Духа. Он с радостью принял его в обитель и спустя несколько лет, в один из дней, облек Антония в ангельский образ.

Антоний стал игуменом Хутынского монастыря уже после кончины своего наставника. Когда он понял, что монастырь надежно утвержден, то решил уйти из него в поисках тишины и уединения для молитв. Именно так он попал на Дымское озеро. Здесь он в одиночестве и прожил вторую половину своей земной жизни. Позже, среди Дымских лесов и возникла новая обитель. Где Антоний до самой своей смерти продолжал удручать свое тело посильным трудом, регулярным постом и молитвой.

Мозаика с изображением Антония Дымского ( лик преподобного — центральная икона. Слева — Святой князь Александр Невский, справа — преподобный Варлаам Хутынский)

Подвижничество преподобного Антония

Личность Антония – примечательная. Известно, что он по церковным делам Хутынского монастыря в 1238 году был отправлен в Константинополь. К Вселенскому Патриарху Афанасию. Точная цель того посольства до нас не дошла. Известно только, что из Византии Антоний прибыл в родной монастырь с дарами от Патриарха для обители Спаса на Хутыни.

( Об Феодорите Кольском, который также вёл подвижнический образ жизни и совершил визит в Византию можно прочитать в моей обзорной статье про Кандалакшу )

После смерти своего наставника, преподобного Варлаама, Антоний исполнил наказ игумена и достроил каменную церковь Преображения в монастыре. Но, не желая оставаться в сане настоятеля – отправился в безвестное подвижничество. Скитания его привели на берег уединённого, расположенного в лесной глуши, Дымского озера.

Уединение Антония Дымского

На берегу озера Антоний вёл жизнь отшельника, соорудив небольшой шалаш. На зиму – выкопал пещеру, сделав в ней келью. Так, с 37-и лет от роду, всю вторую половину жизни, до самой своей кончины, провёл здесь преподобный Антоний. Днями в трудах, а по ночам — в молитве. Инок носил на себе тяжёлые вериги, а голову покрывал тяжеловесной железной шляпой с широкими полями. Поля шляпы были прибиты к тулье гвоздями. Гвозди эти, под тяжестью шляпы, врезались в голову отшельника. Так принимал он на себе муку тернового венца Спасителя.

Подвижничество Антония со временем обрастало людской молвой. И, вскоре, вокруг места уединения преподобного стала собираться братия.

На берегу Дымского озера поставили деревянную церковь. Наречённую в честь ангела первоначальника Дымской пустыни преподобного Антония Великого. Вокруг храма появились кельи монашествующих.

Антоний, основатель Дымской обители, прожил 67 лет. В 1273 году он ушёл из бренного мира.

Спустя почти сто лет, в 1370 году его мощи были впервые обретены нетленными. А в месте его отшельничества, на берегу Дымского озера, появился Антониево-Дымский монастырь.

Антониево-Дымский монастырь. Поклонный крест на Дымском озере

Разные времена пережила эта обитель. Были в её истории и печальные годы.

За период своего существования Антониево-Дымский монастырь подвергался разрушению 3 раза: в 1409 году – во время набега татар, в 1611 году – захватившими во время войны эту территорию шведами, а последний раз уже при советской власти. Случилось это в 1919 г. Для разгона монахов даже пригнали броневик. Именно в память об этом печальном событии и было впоследствии переименовано расположенное рядом село. С тех пор это селение называется «Красный броневик».

Нынешнее возрождение Антониево-Дымского монастыря было начато летом 1994 г. Именно в этот период здесь был установлен поклонный крест на Святом озере. Его высота составляет 4 метра. Крест изначально был деревянным, а спустя несколько лет его подновили. И теперь над озёрной гладью возвышается более крепкий символ православной веры.

Поклонный крест

Поклонный крест на Дымском озере

Крест установлен, как считается по преданию, в месте у того самого камня, на котором Антоний проводил время в своих молитвах и уединении.

Каждый год, в честь преподобного (7 июля по новому стилю) в Монастыре проходит крестный ход. А верующие совершают к кресту, стоящему посреди озера, в отдалении от берега, своё поклонение.

В конце 90-х на Дымском озере была построена деревянная часовня, В 2011 г её заменили на каменную.

Часовня на берегу озера

Практически в любую погоду, когда озеро свободно ото льда, прихожане и те кто приехал сюда по своим религиозным требам, совершают поклонение кресту в озере.

Прихожане совершают омовение в водах Дымского озера Верующие в водах Дымского озера

1 июня 2008 г. мощи преподобного Антония Дымского были перемещены в Антониево-Дымский мужской монастырь из Тихвинского.

Они и по сей день покоятся в Казанском приделе Троицкого собора, действующей церкви не территории монастыря. Храм сейчас реставрируется. После разрушения от него осталась одна лишь колокольня, но строение было полностью восстановлено. И на кирпичах, из которых построены новые стены, до сих пор сейчас видны нанесенные маркером имена сотен жертвователей и верующих. Каждый желающий внести свою лепту в восстановление обители, и сейчас может оставить своё имя на символическом памятном камне. Из которого выстраиваются и подновляются корпуса и храмы обители.

Среди святынь обители: Икона преподобного Арсения Коневского с частицей святых мощей, Икона преподобного Иова, Икона святой блаженной Матроны.

Рака с мощами преподобного Антония Дымского в монастыре Верующая в храме монастыря

Прогулка по монастырю. Фотоотчёт

Как я уже упоминал, бывал я в этих местах не раз. И это рассказ об одном из недавних моих посещений монастыря, в один из дней ушедшего лета.

(Карта, где расположен монастырь и как добраться до него – в самом конце статьи)

Приехал в монастырь во второй половине дня. Рядом со входом на территорию обители – небольшая автостоянка. Автомобилей – всего ничего. Пара машин, да небольшой микроавтобус на стоянке. Значит, паломников и прихожан не так и много. Тихий вечер лета, предзакатная тишина — совсем не располагали к суете. Хочется побыть вдали от городского шума.

При входе в обитель – кирпичная арка с иконой-образом.

Вход в монастырь

У строений для странноприимцев – небольшая фермерская местная лавка. Молоденькая девушка за прилавком сворачивает торговлю. Дело — к вечеру.

Лавка при монастыре

У центрального храма возятся дети. Не шумно. Взрослые, видимо, в храме на службе. Детвора ожидает родителей на улице.

Дети прихожан

Стены с именами пожертвовавших на восстановление монастыря

А вот, кладка монастырских стен. На каждом кирпичике – имя. Каждый, кто внёс свою лепту на монастырские надобности – увековечен поимённо. Где-то, среди этих кирпичей – и моё имя.

Кирпичная кладка Кирпичи для реконструкции построек монастыря

Дом братии (кельи) – с красивой аркой, овитой плющом. Братия при монастыре ведёт и хозяйство подсобное. У келий – цветочные клумбы. Чуть в стороне – монастырская пасека.

Братский корпус монастыря Монастырская пасека Цветочные клумбы у братского корпуса

Дорожка к часовне Антония Дымского и берегу озера сейчас оформлена стендами. С фотографиями и информацией об истории монастыря и его возрождении. По дороге встретил прихожан, возвращающихся от часовни. Видимо, идут после омовения у креста в озере.

Прихожане

От Троицкого собора (главного храма обители) до купален – около полукилометра.

Троицкий собор

С дорожки, сквозь деревья и высокие травы, видать спокойную гладь озера и низкое свежее небо. Сквозь плотные серые тучи — лучи июльского солнца. Судя по облакам, там, вдали, где-то, прошёл дождь. А может и гроза где.

Дымское озеро. Вид с дорожки к часовне Дымское озеро. Вид с дорожки к часовне

Вот и часовенка. На берегу — ни души. Рыбацкая лодка на глади озера, да крест

Поклонный крест на Дымском озере

В озеро – лестничный спуск с перильцами…С берега хорошо видать, что вода озёрная – чистая. На дне — песчаный рельеф с мелкими камешками. Кое-где по берегу – камыши. Стайка утят с мамашей-уткой. Одинокая чайка тут как тут. Вокруг, чуть слышный ветер по лесным кронам. Здесь всегда живописно. За этим и приезжаю. В общем, тихая, умиротворённая красота.

Дымское озеро

Зашёл в часовенку. Горят свечи. Чуть слышный запах ладана. Аккуратный небольшой зал с мозаикой. Вверху – купол с ликами. В часовне никого. Самое время постоять, подумать о своём. Приятное уединённое место.

Роспись на куполе часовни

На берегу появились двое подростков с женщиной.

Дети спустились по лестнице к воде. Всматриваются в воду. Что-то разглядывают на озёрном дне. Тихо, в полголоса, обсуждают.

Паломники у Дымского озера

Из-за двери часовни, в стекле красиво отражаются горящие свечки. Одинокая фигурка женщины, стоящая на берегу, крест вдали – идиллия.

Паломники у Дымского озера

Через некоторое время к часовне на берег пришёл мужчина. Дождался когда женщина с детьми уйдёт и, раздевшись и осенив себя крестным знамением, вошёл в озеро. Я не стал смущать человека своим присутствием. Он пришёл к кресту поклониться. Дело богоугодное…

…Я постоял ещё на берегу, сделал несколько кадров на память и, засобирался обратно….

Антониево-Дымский монастырь — одно из красивейших мест в Ленинградской области. Значимое для православного верующего и интересное во всех отношениях для простого туриста. Если вы не бывали здесь, то найдите время и посетите эту обитель. Рекомендую.

Крещение Господне в Антониево-Дымском мужском монастыре

Сразу оговорюсь, что этот важный Православный праздник я снимаю каждый год уже на протяжении многих лет. И каждый раз в разных монастырях. Не потому, что где-то и что-то мне не нравится. Просто каждый раз хочется чего-то нового для своих репортажей. Не находясь в штате каких-либо из новостных агентств, а работая на них в качестве фриланс-фотографа, я свободен в выборе места съёмки. И это – один из плюсов для меня. Праздник Крещения, своим проведением, имеет определённую традицию. Но, из своего опыта съёмок, могу точно сказать, что в каждом монастыре или храме, он всё-таки имеет свои традиции.

Купание в иордни на Крещение Господне

Добавлю ещё, что в последнее время (для некоторых) крещенские купания в морозной проруби-иордани стали каким-то «спортом». Да простят меня истинно верующие. Многие приходят в этот день окунуться в прорубь банально для того, чтобы сделать селфи, «на слабо» и т.д. и т.д. Я не буду осуждать в этой статье подобные проявления «религиозности». Лишь приведу слова одной знакомой настоятельницы женского монастыря. Которая, на мой вопрос о том, что многие приходят в храм поставить свечку не зная даже зачем и для чего они это делают, так ответила мне: «Пусть приходят. Дорога в Храм – открыта каждому. По какой причине человек пришёл – только ему ведомо и его желание. Так, может, со временем, откроется его душа Вере».

Итак…про Крещение в Антониево-Дымском монастыре.

Крещение Господне — один из главных Христианских праздников. Антониево-Дымский монастырь. Праздничные богослужения

Крещение Господне в Антониево-Дымском монастыре Подробнее…

Приехав загодя в монастырь и, получив от братии и игумена монастыря разрешение (благословление) на съёмку, в канун Крещения я приехал в монастырь.

Перед началом службы, Всенощным бдением, в Троицкий храм стали собираться прихожане.

Прихожане в храме

Запомнилась женщина преклонного возраста, которая пешком прошла около 10-ти вёрст из своей деревни, чтобы попасть на службу. Мороз кстати, в те дни, был по-настоящему Крещенский. На улице, ночью, температура опускалась за 30-ть.

Прихожанка в храме

Монастырская братия приготовила иордань (прорубь) у Поклонного Креста на льду озера. А дорожку, по которой должен был совершён Крестный Ход к иордани для Великого освящения воды — монахи украсили лампадками с горящими свечками.

Один из трудников монастыря зажигает свечи по пути следования Крестного хода

После Всенощного бдения и службы в храме процессия священнослужителей и прихожан направилась с Крестным ходом к иордани. С хоругвями и зажжёнными лампадками это выглядело очень торжественно.

Всенощное бдение в храме Крестный ход в Праздник Крещения Господня в Антониево-Дымском монастыре Крестный ход в Праздник Крещения Господня в Антониево-Дымском монастыре

У Поклонного Креста на Дымском озере состоялось Освящение воды в иордани.

Освящение воды в иордани

После чего, паломники и прихожане стали окунаться в освящённые воды.

Купание в иордани

Праздничная божественная литургия

Утром следующего дня состоялась главная праздничная Божественная литургия в Троицком соборе. На этой службе было меньше прихожан. Но, видимо, к столь раннему часу (служба началась около 8 утра) в храме собрались все, для кого этот праздник и его чествование важно, как и само таинство Евхаристии. Таинство Причащения Святых тайн было совершено во время этой службы.

Антониево-Дымский монастырь. Верующие в храме Антониево-Дымский монастырь. Верующие в храме Антониево-Дымский монастырь. Верующие в храме Верующие в храме Праздничная литургия Праздничная литургия

После Причащения святых Тайн и Водосвятья из Троицкого собора братия с прихожанами Крестным ходом направилась к иордани.

Водосвятье Крестный ход. Антониево-Дымский мужской монастырь Крестный ход. Антониево-Дымский мужской монастырь

У иордани состоялась проповедь настоятеля монастыря, который обратился с ней к прихожанам.

Проповедь в Крещение Господне Проповедь в Крещение Господне

А после освящения воды в иордани, верующие окунулись в воды озера.

Освящение воды Крещенские купания Крещенские купания

Где находится Антониево-Дымский монастырь. Как добраться. Карта расположения

Антониево-Дымский монастырь находится на востоке Ленинградской области.

И на автомобиле добраться сюда совсем несложно. Путь от Петербурга составит около 230 км, что с учетом местных дорог равно 3-4-м часам пути.

Добраться до монастыря из Петербурга можно и на автобусе. Для этого нужно купить билет в направлении Пикалево. И доехать до остановки Галично. Оттуда до обители идти пешком примерно 3 км.

Адрес обители: Ленинградская область, Бокситогорский район, с. Красный Броневик, п/о Галично. Это 17 км от Тихвина и 20 км от Бокситогорска.

Карта расположения монастыря:

Открыть карту…

Если вы путешествуете по Ленинградской области, то обязательно посетите эти места. Антониево-Дымский монастырь — один из удивительных действующих монастырей региона. А природные виды в его окрестностях станут приятным дополнением к вашему путешествию.

О другом действующем монастыре (и очень красивом), который находится не так далеко от Антониево-Дымского я рассказываю вот в этой статье:

Покрово-Тервенический монастырь. Красивые места Приоятья

P.S. Прочитать про один из самых удивительных крестных ходов с одной из самых необычных икон Православия можно здесь:

На страницу Ленинградская область. Интересные места: Перейти…

Антоний Дымский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Антоний.

Анто́ний Ды́мский (ок. 1206, Новгород — 24 июня 1273, Антониево-Дымский монастырь) — православный святой (преподобный), монах, основатель Антониево-Дымского монастыря.

Биография

Воспитанный в благочестивой семье, Антоний рано почувствовал влечение к уединённо-аскетической жизни и обратился с просьбою к преподобному Варлааму, основателю новгородского Хутынского монастыря принять его в число своих учеников. Благочестивый старец, видя в Антонии добрые задатки, исполнил его желание, и молодой инок скоро превзошел в монашеских подвигах остальную монастырскую братию. Его поразительное смирение и строгое воздержание приобрели ему общее доверие и любовь.

По нуждам церковным, братия общим советом посылала его в Царьград к Патриарху Афанасию. Пять лет потребовалось Антонию для выполнения этого трудного послушания. Благополучно возвратившись из Царьграда, Антоний вскоре занял место настоятеля Хутынского монастыря, вместо скончавшегося преподобного Варлаама, успевшего пред своею смертью благословить на настоятельство любимого своего ученика.

Но недолго оставался Антоний в Хутыни. Избегая людской славы, он оставил тайно обитель и поселился в пещере на берегу Дымского озера в 15 верстах от позже основанного Тихвина.

Посреди Дымского озера преподобный Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва виднелся из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Преподобный Антоний — единственный святой Русской Православной Церкви, совершивший подвиг столпничества на водах. Этот камень сохранился до сих пор и находится в нескольких десятках метрах от берега (как правило, скрыт под водой), в 1994 году в метре от камня был воздвигнут деревянный крест.

Слава о подвигах нового пустынножителя скоро распространилась, к нему стало собираться много народа и здесь, с разрешения великого князя Александра Невского в 1243 году, на берегу Дымского озера преподобным Антонием была основана обитель в честь преподобного Антония Великого, игуменом которой стал преподобный Антоний. В этой обители преподобный Антоний мирно скончался 24 июня (7 июля) 1273 года.

В 1370 году обретены его мощи, которые стояли в раке в храме открыто до нашествия на этот край татар в 1409 году, когда братия, оберегая их от поругания, скрыла в земле. С тех пор они находились под спудом. Монастырь подвергался опустошению и разорению еще в 1611 году от шведов. С 1794 года основанный преподобным Антонием монастырь стал называться Свято-Троицким Антониево-Дымским мужским монастырем.

В 2001 году мощи преподобного Антония были обретены во второй раз и перенесены в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. В 2008 году мощи святого Антония были возвращены в Антониево-Дымский мужской монастырь.

Память преподобного Антония чтится 17 (30) января, 24 июня (7 июля) в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых.

Примечания

  • Филарет, «Русские святые», январь, стр. 80—82.
  • «Словарь истор. о святых». 27—28.
  • «Источники русской агиографии», стр. 43—44. «Святая Русь», стр. 48.
  • А. Н. Муравьев, «Жития святых», январь, стр. 381—387.

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).

Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 1, явл. 7, слова Чацкого, вернувшегося из путешествия. С сарказмом вспоминая старых москвичей, он говорит:

Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен.

Последний стих у Грибоедова — не вполне точная цитата из стихотворения Г. Р. Державина «Арфа» (1798):

Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен.

Я. Грот в примечаниях к академическому изданию сочинений Державина (т. II, СПб. 1869, с. 118 — 119) пишет: «Еще и до Грибоедова стихом этим пользовались в разных случаях. В 1803 г. («Вестник Европы», ч. X, август, № 16). Вас. Наз. Каразин употребил его в начале речи на основание в Харькове университета». Батюшков в послании к И. М. Муравьеву-Апостолу (1816) писал:

В Пальмире Севера, в жилище шумной славы,
Державин камские воспоминал дубравы,
Отчизны сладкий дым и древний град отцов.

Позднее П. А. Вяземский в стихотворении «Самовар» (1840), взяв рассматриваемый стих как эпиграф, заключил так:

«Отечества и дым нам сладок и приятен!» Не самоваром ли — сомненья в этом нет — Был вдохновлен тогда великий наш поэт?..

Однако первоначальная мысль этого выражения не принадлежит Державину. На заглавном листе журнала «Российский музеум» (1792—1794) поставлен, без указания, откуда, он взят, латинский эпиграф: «Et fumus patriae dulcis», то есть «И дым отечества сладок». За разъяснением вопроса о первоисточнике этого латинского выражения Грот обратился к известному филологу К. А. Коссовичу, который сообщил, что «первый поэт, почувствовавший сладость в отечественном дыме, был Гомер». В первой песни «Одиссеи» Паллада умоляет Зевса помочь Одиссею вернуться на родину; Калипсо старается очаровать Одиссея и привлечь его к себе вкрадчивыми и нежными словами; ей хочется, чтобы он забыл свою родную Итаку и остался у нее навсегда; но «для него сладостна самая смерть, лишь бы только в виду дыма, убегающего с кровель его родины». Отзвук стихов Гомера — в «Понтийских посланиях» Овидия (1, 3, 33). Тоскуя в изгнании о родине, Овидий говорит: «Назови это излишнею чувствительностью, назови это слабодушием; я сознаюсь, что сердце у меня мягко, как воск». Он, как Одиссей, «жаждет иметь возможность видеть хоть дым с отечественных очагов. Родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимою сладостью, и не допускает его забыть о себе». Из стихов Овидия, по-видимому, и возникла латинская пословица: «Dulcis fumus patriae» — «Сладок дым отечества». В книге Михельсона «Русская мысль и речь» (т. I, с. 361) приведена, как отдаленный источник стиха Державина, греческая пословица: «Дым отечества лучше, чем огонь на чужбине». В широкое обращение стих Державина вошел, конечно, как цитата из комедии Грибоедова.

Что вы знали, кроме хлеба и воды,
С трудом
перебиваясь со дня на день!
Такого отечества
такой дым
Разве уж
настолько приятен?
(В. В. Маяковский, Хорошо, 9.)

Легкий угар шел из кухни, там жарила лепешки свояченица уполномоченного… Дым отечества (Л. Никулин, Записки спутника, М. 1933, с. 228).


От пережитков советского строя кроме жутко мифологизированной и лживой истории, которую до сих пор не можем разгрести, нам в наследство достались и литературные выдумки, прижившиеся в обществе. Так писателю А.С. Грибоедову, автору «одного произведения» была сверху назначена роль обличителя «отсталого царизма» и заодно на него навешали как можно больше афоризмов-крылатых изречений, действительно пользовавшихся известностью али нет, или принадлежавших ему, или только использованных им в своём тексте. Трудность состоит в том, что многих источников русской письменности не имеется в свободном доступе (красивый пожар в библиотеке «ИНИОН» помним?), поэтому сравнить те же пословицы до 1800 г. нет возможности; также нет точных данных даже о самом авторе, подробно рассмотрено в Грибоедов, роковые тайны рождения
Попробуем уточнить некоторые, любой может убедиться лично, что Грибоедову приписаны как «известные всем» многие его цитаты из «Г.о.у» , хотя действительно на слуху лишь несколько упоминаемых, например, в «Многие афоризмы Грибоедова вошли в повседневную речь:

А судьи кто?
Счастливые часов не наблюдают.
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Свежо предание, а верится с трудом.
Вот то-то, все вы гордецы!
Герой не моего романа.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

… Фамусов – Вот то-то, все вы гордецы!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Мы пользуемся крылатыми выражениями, уже не думая об их авторстве.
Конечно, цитаты из «Горя от ума» получили популярность не только благодаря таланту Грибоедова. После переворота 1917 г. обличительную пьесу включили в школьные программы и репертуары театров…» http://www.mmsk.ru/notes/note?id=43390
Или другой из многочисленных — «»Вечерняя Москва» предлагает вспомнить самые меткие и колкие цитаты из этого произведения.
1. «А судьи кто?»
2. «Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!»
3. «И дым Отечества нам сладок и приятен!»
4. «Карету мне, карету!»
5. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
6. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».
7. «Ба! знакомые все лица!»
8. «Дома новы, но предрассудки стары».
9. «Счастливые часов не наблюдают».
10. «А у меня к тебе влеченье, род недуга», (далее ещё 20 штук)
http://vm.ru/news/2014/01/14/30-ironichnih-tsitat-iz-komedii-aleksandra-griboedova-gore-ot-uma-230910.html
* * * * *»И дым Отечества нам сладок и приятен!»С этой проще всего:

стр. 74 — «Фомичев С. А.Книга для учителя. Москва «Просвещение». 1983.»
http://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Flib.pushkinskijdom.ru%2FLinkClick.aspx%3Ffileticket%3DKrNNQ3wyYTE%253D%26tabid%3D10332&name=LinkClick.aspx%3Ffileticket%3DKrNNQ3wyYTE%3D%26tabid%3D10332&lang=ru&c=58d64b91a02a
или как давно тоже разобрано: И дым отечества нам сладок и приятен

«Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795—1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7):

Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен.

Грибоедов в свой пьесе процитировал строку из стихотворения «Арфа» (179&) Гаврилы Романовича Державина (1743—\8\6):

Мила нам добра весть о нашей стороне. Отечества и дым нам сладок и приятен.

Эту державинскую строку цитировали также поэты Константин Батюшков, Петр Вяземский и др.

Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру (IX в. до н. э.), который в своей поэме «Одиссея» (песнь 1, строки 56—58) говорит, что Одиссей был готов и на смерть, лишь бы. «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий» (речь идет о дыме очагов родной для путешественника Итаки).

Позже эту же мысль повторит римский поэт Овидий (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. — 18 н. э.) в своих «Понтийских посланиях». Будучи сослан на побережье Черного моря (по-гречески — Понт), он мечтал увидеть «дым отечественного очага». Ибо «родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимой сладостью и не допускает его забыть о себе».

Видимо, на основе этого стиха Овидия и возникла известная римская пословица: Dulcis fumus patriae — Сладок дым отечества.

В державинское время это речение было широко известно. Например, заглавный лист журнала «Российский музеум» (1792—1794) был украшен латинским эпиграфом Dulcis fumus patriae. Очевидно, и Державин вдохновлялся строками Гомера и Овидия, творчество которых он хорошо знал.» http://www.bibliotekar.ru/encSlov/9/18.htm

* * * * *Ужасный век! Не знаешь, что начать!Здесь представлено совмещение сразу двух известных и постоянных тем в начале XIX века. Нет, насчет какого-либо периода времени, являющегося ужасным для очередного поколения — Цицерон всех перебьёт своей известностью.
О времена, о нравы!
«O tempora, o mores!»
Марк Ту́ллий Цицеро́н — древнеримский политический деятель, оратор и философ.
И тоже о времени:
«

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

((Древнеегипетский папирус. 2 тысячи лет до нашей эры))

Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

((Ассирийская клинопись. Х век до нашей эры))

Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

((Гесиод, древнегреческий поэт. Конец VIII века до нашей эры))

Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

((Сократ, древнегреческий философ. V век до нашей эры))

Молодые люди полагают, что они естественны, тогда как на самом деле они просто дурно воспитаны и грубы.

((Франсуа де Ларошфуко, французский мыслитель. ХVII век)) » http://www.liveinternet.ru/users/3620784/post322538276/ И опять наш С. Фомичев

* * * * *Карету мне, карету
Распространенное выражение требования чего-либо, самое известное подобное до Грибоедова:

Коня! Коня ! Полцарства за коня!
С английского: A horse, a horse/ My kingdom for a horse!
Из трагедии «Король Ричард III» (действ. 5, картина 4) Уильяма Шекспира (1564—1616), слова короля Ричарда III в стихотворном переводе (1833) актера Якова Григорьевича Брянского (1790—1853).
Этот перевод был сделан Брянским не с оригинала, а с французского прозаического перевода, поэтому он неточен.
В оригинале: Коня, коня! Мое королевство за коня!» http://www.plam.ru/literat/yenciklopedicheskii_slovar_krylatyh_slov_i_vyrazhenii/p1321.php
Если бы кто-то из писателей заинтересовался казнью Людовика XVI – могла появиться данная фраза в страстном желании экипажа, смотрим «Ту же опасность создавало присутствие военных отрядов на дороге, которую войска обыкновенно не посещали. Буйе советовал также не использовать бросающуюся в глаза карету «берлин», но уместиться в двух английских дилижансах; в особенности он настаивал на необходимости взять с собой человека благонадежного, твердого и решительного…» «Бегство короля, гл.2» http://rushist.com/index.php/lamartine/2004-begstvo-korolya-lyudovika-xvi
Ещё?
«Лаэрт
Подайте шпагу мне!
Король
Подайте шпаги им!
Заклад тебе известен, Гамлет?
Лаэрт (взяв шпагу)
Нет, шпага тяжела, подайте мне другую.
Король
.
Венец наш королевский столько лет.
Подайте кубки! Пусть литавры трубам…
http://knigolubu.ru/russian_classic/shekspir_v/gamlet_prints_datskiy.16141/?page=29
* * * * *Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Самый распространенный библейский мотив, в советское время использовался в ироничной форме.
«Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20;29)
говорит недоверчивому ученику: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь Мой и Бог Мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20; 27-29).
http://ruskline.ru/analitika/2012/04/30/blazhenny_nevidevshie_i_uverovavshie_in_2029/

Дополнительно знакомимся с «Библейские образы в «Горе от ума…» http://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Frusskayarech.ru%2Ffiles%2Fissues%2F2012%2F5%2F03-vasiljev.pdf&name=03-vasiljev.pdf&lang=ru&c=58d666764451
* * * * *Ах, злые языки страшнее пистолета. — (Молчалин)
Злые языки у нас что сотворяют? – Клевету , а пистолет – орудие.
Из пословиц, сравниваем:
Клевета вреднее яда.
© http://poslovicy.ru/pro-klevetu/
Клевета в умных руках — страшное оружие.
Против злословия клеветника нет лекарства.
Клевета — орудие зависти.
Клевета — змея: из-под куста укусит.
А что самое известное у нас про клевету? Правильно — ария Дона Базилио.
Дж. Россини Ария Дона Базилио из оп. «Севильский цирюльник». 1816 г. Солист Владимир Маторин. Нижегородский русский народный оркестр. Дирижёр Виктор Кузнецов (2007)
http://www.youtube.com/watch?v=llrD77wPPpU
* * * * *Кто беден – тот тебе не пара Пословицы на данную тему:
Бедному зятю и тесть не рад.
Ир Крезу не товарищ
Нищему товарища нет
Сытый голодному не товарищ
Богаты — так здравствуйте, а убоги — так прощайте!
Богатый бедному не брат.
* * * * *Счастливые часов не наблюдают
Поэты о времени:
Немецкий поэт Иоганн Шиллер был одним из тех, кто сказал: «Счастливые часов не наблюдают». Он выразил свою мысль, впрочем, несколько иначе. В драме «Пикколомини», написанной им в 1800 году, есть фраза, которая в вольном переводе звучит так: «Для тех, кто счастлив, бой часов не слышен».
http://fb.ru/article/134141/kto-skazal-schastlivyie-chasov-ne-nablyudayut-shiller-griboedov-ili-eynshteyn
* * * * * Продолжение в «Служить я рад…», «А судьи кто?». Крылатые негрибоедовские строки, ч. II
(наши «любимые» — «А судьи кто?» и, разумеется, «Служить я рад …») * * * * *
Остальные «известные грибоедовские» афоризмы также ждут своего рассмотрения, подлинные они али нет, читатели всегда могут дополнить или внести исправления, сообщить новые источники.

Преподобный Анто́ний Дымский

Кондак 1

Избраннаго воина Христа Бога нашего преподобнаго Антония песньми почтим, яко победителя мирских соблазнов и плотских похотей и ухищрений диавольских, во стране нашей дивно явльшагося, зовуще ему:

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Икос 1

Ангел нравом явился еси, преподобне отче Антоние, во днех жития своего на земли: темже ныне блаженствуеши на небесех с лики ангельскими, от бренных же уст наших приемлеши песнь хвалебную:

Радуйся, ангелов ревностный подражателю.

Радуйся, ангельский достойно носивый образ.

Радуйся, ангелов сомолитвенниче неусыпаемый.

Радуйся, со ангелы непрестанно Господа славословивый.

Радуйся, ангельский нрав стяжавый.

Радуйся, на земли ангельски поживый.

Радуйся, чистотою ангельскую облекийся.

Радуйся, ангельскую кротость ко всем показавый.

Радуйся, ангелов собеседниче.

Радуйся, монахом наставниче ангельскаго жития.

Радуйся, гражданине небесный.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 2

Видевше дивное житие твое сожившии тебе братия прославляху о тебе Господа, и мы, слышаще подвиги твоя, видяще же чудеса, имиже прослави Бог нетленное тело твое, воспеваем дивному во святых Богови: Аллилуиа.

Икос 2

Разум вещей божественных стяжал еси труды многими, преподобне отче Антоние, в сладость души твоея и во спасение вечное твоего стада, с нимже вопием ти:

Радуйся, воине Христов, многи труды подъявый.

Радуйся, в подвизе тяжцем потрудивыйся.

Радуйся, в бдении и посте искусивыйся.

Радуйся, в подвизе молитвы преуспевый.

Радуйся, труды рук своих тело укрепивый на служение Богу.

Радуйся, нозе свои освятивый путешествием долгим по спасительному послушанию.

Радуйся, главе твоей подвигом венец славы исходатайствовавый.

Радуйся, очи свои к лицезрению Божию слезами чистыми омывый.

Радуйся, душу твою страхом Божиим украсивый.

Радуйся, ум твой в небесная вперивый.

Радуйся, сердце твое от всякаго злаго помышления очистивый.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 3

Силою благодати Божия облекаемь, терпеливо подъял еси благое иго Христово и очистив себе в сосуд Божий благоизбранен, неуклонно взирал еси к обителем небесным и горняя мудрствовал еси, вопия в веселии сердца Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея неусыпное попечение о спасении ввереннаго тебе от Бога стада, преподобне отче Антоние, непрестанно учил еси е пути спасительному, подавая собою пример благочестия; сего ради вопием ти:

Радуйся, вместилище добродетелей, путь спасения многим показавый.

Радуйся, святыни жилище, многи ко Господу приведый.

Радуйся, мечу Божий грехи посекий, погубляющыя душы.

Радуйся, светильниче, путь правый стаду твоему предъуказавый.

Радуйся, кормчию, многи к пристанищу вечнаго блаженства управивый.

Радуйся, споборниче благодати Божия, мнози из уст адовых исхитивый.

Радуйся, наставниче монахов, спасительным добродетелем их научивый.

Радуйся, незлобию их наставивый.

Радуйся, воздержания учителю.

Радуйся, незлобия наставниче.

Радуйся, смирения показавый образ.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 4

Буря помышлений лукавых не смути тебе, преподобне отче Антоние, волны мирских соблазнов не поколебаша храмины твоея, противу же козней диавольских устоял еси, утвержден на незыблемом камени, всегда поя в сердцы твоем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше иноцы обители преподобнаго Варлаама внезапное изшествие твое, преподобне отче, зело печалию объяти быша, но и их ради любве не оставил еси твоего намерения, образ ревности Божия и пустыннолюбия во спасение всем показуя; темже вопием ти:

Радуйся, ревнителю жития богоугоднаго.

Радуйся, истинный поклонниче Господень, вся ради Христа тщету вменивый.

Радуйся, верный служителю Господа всяческих, Ему Единому послуживый.

Радуйся, блаженнейший последователю Господа Иисуса, Его Единаго возлюбивый.

Радуйся, пустынных жителю, пустыню паче всего предъизбравый.

Радуйся, блаженство пустынножития уразумевый.

Радуйся, яко в пустыни весь разум твой к Единому Богу вперил еси.

Радуйся, яко навыкл еси богоприятной молитве, непрестанно в ней Богу собеседовав.

Радуйся, пустыни украшение доброе.

Радуйся, древних пустынников верный подражателю.

Радуйся, истиннаго духа пустынножительства наставниче всем.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси преподобне отче, протекши путь жития твоего, приведший тя к Богу, Егоже заповедем верно последовал еси, руководя купно с собою стадо твое к обителем небесным, идеже песнь воспеваеши Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя отходяща в путь дальний по послушанию старчу, собратия твои тебе дивляхуся; мы же воспоминающе твое послушание, благословением Божиим осененное, воспеваем ти:

Радуйся, истинный трудниче Божий, вся обеты твоя всецело совершивый.

Радуйся, совершенства подвижническаго достигнувый благодатию Божиею.

Радуйся, волю свою смиривый до конца.

Радуйся, в истинную свободу чад Божиих послушанием твоим предъуспевый.

Радуйся, совершенную власть над помыслы своими стяжавый.

Радуйся, всякое сомнение от души твоея отгнавый.

Радуйся, ради послушания Божия труда великаго не устрашивыйся.

Радуйся, в путь твой дальний потекий.

Радуйся, терпение твое до конца соблюдый.

Радуйся, вся скорби долгаго путьшествия благодушно подъявый.

Радуйся, послушниче истинный, волю настоятеля своего верно совершивый.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 6

Проповедник явился еси добродетелей жития христианскаго, благоподражательным примером твоим, во еже всем ведущым Бога и подвизающымся во всем житии, достойно возсылати Ему честь и хвалу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в души твоей свет истиннаго боговедения, озаряя душы твоих, преподобне отче, почитателей и возбуждая пети тебе:

Радуйся, Единаго Истиннаго Бога верный поклонниче.

Радуйся, Отца нашего, иже на Небесех, в житии твоем прославивый.

Радуйся, Единароднаго Сына Божия, нас ради воплощеннаго, верно исповедавый.

Радуйся, Святому Духу верно покланявыйся.

Радуйся, к истинной лозе прилепивыйся верою.

Радуйся, божественнаго смирения и терпения подражателю.

Радуйся, язв и болезней искупительных причастниче.

Радуйся, крестнаго подвига Христова последователю.

Радуйся, обитель дарований благодати Духа Святаго явивыйся.

Радуйся, живый храм Духа Божия бывый.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 7

Хотя принести себе жертву живу, святу, благоугодну Господеви, всего себе закону Божию повинул еси и от всякия скверны плоти и духа постом и молитвою очистил еси, от чистых устен и сердца воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго, достойне древних подвизавшагося, подражателя видим тя преподобне отче, Пречистыя Девы: темже, чтя подвиг девства твоего, воспеваем ти:

Радуйся, Пренепорочныя Девы последователю.

Радуйся, подвижниче совершеннаго целомудрия.

Радуйся, друже Христов, Ему единому прилепивыйся.

Радуйся, подобниче Павлу, чистоту души и тела паче всего возлюбивый.

Радуйся, от юности победивый страсти.

Радуйся, неосквернены прочее соблюдый чувства душевная же и телесная.

Радуйся, во плоти яко безплотный поживый.

Радуйся, плоть твою смиривый.

Радуйся, трудом богомыслия непрестающаго уцеломудривый душу.

Радуйся, телесным изнурением обуздавый вожделения.

Радуйся, сотрудниче и сонаследниче возлюбленнаго ученика Христова.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 8

Странное неверующым трудническое житие твое, преподобне Антоние, чудно является во очию нашею: зрим бо в тебе истиннаго раба страдавшаго Владыки твари, Емуже с тобою вопием: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе предав Богу, всякое попечение житейское отложил еси в житии твоем, преподобне отче Антоние; темже Господь, на Негоже всю печаль свою возвергл еси, препита тя, мы же нищету твою чтуще, зовем ти:

Радуйся, нищеты спасительныя ревнителю.

Радуйся, нестяжания образе.

Радуйся, человече Божий, ради любве Божия всякое земное пристрастие отсекнувый.

Радуйся, обителе мудрости христианския, тщету благ мирских рано уразумевый.

Радуйся, подвижниче истинный, всякаго любовещнаго желания уклонивыйся.

Радуйся, от лести богатства ограждей себе нищетою вольною.

Радуйся, от благ мирских ни единым же наслаждейся в житии твоем.

Радуйся, вместо земных сокровищ нищетою собравый себе на небеси вечное сокровище.

Радуйся, и в богатстве добрых дел соблюдый себе нища духом.

Радуйся, нищеты Христовы подражателю.

Радуйся, нищеты Предтечевой и Павловой и Антониевой соучастниче.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 9

Всеми добродетельми иноческими украсился еси, преподобне отче Антоние, усердно послужив в житии Христу Богу, Емуже ныне с лики небесными радостно вопиеши: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия богомудрый явился еси, преподобне отче Антоние, не словесы красноглаголивыми, но беседою кроткою, паче же своим преподобным житием поучил еси стадо твое житию постинческому, темже вопием ти:

Радуйся, подвижниче Божий, постничество возлюбивый.

Радуйся, от юности труд жития постническаго подъемый.

Радуйся, в постничестве всегда твердо подвизавыйся.

Радуйся, Предтечеву постничеству истинно поревновавый.

Радуйся, всякую земную сладость ради небесных презревый.

Радуйся, истинным воздержанием плоть к служению духу приучивый.

Радуйся, духовным воздержанием обуздавый своевольная чувства.

Радуйся, постоянным бодрствованием смиривый воображение.

Радуйся, всегдашним попечением ослабивый кичения разума.

Радуйся, поучением в заповедех Господних в Господе утвердивый весь свой помысл.

Радуйся, спасительнаго постничества верный тружниче и наставниче.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, презрел еси суетное попечение о плотстем покои, но умерщвляя тело свое и порабощая, духом выну работал еси Господеви, в молитве не изнемогая и всегда вопия Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена был еси крепкая стаду твоему, еже упасл еси, богомудре, преподобне отче Антоние; темже воспеваем ти, глаголюще:

Радуйся, угодниче Божий, к себе и своему стаду привлекий благодать Божию.

Радуйся, молитвенниче теплый к Богу.

Радуйся, смирения учителю.

Радуйся, самоотвержения наставниче.

Радуйся, бдения и молитвы образе.

Радуйся, воине Христов, к миру и духовом поднебесным брань благоуспешно совершивый и других наставивый.

Радуйся, смиренномудрия обителе.

Радуйся, незлобия жилище.

Радуйся, мудрости христианския вместилище.

Радуйся, кротости пастырския правило.

Радуйся, верный слуго Божий, ревностию Божиею распаливыйся.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 11

Пение неумолкаемое приносил еси Троице в земнем житии твоем, темже сподобился еси по успении твоем счислитися лику ангельскому, выну вопиющему Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарно житие твое, преподобне отче, блаженно успение и светла память твоя, юже ублажающе, вопием ти:

Рaдуйся, во всeм житии твоeм Бога прослaвивый.

Радуйся, подвигом добрым славу вечную себе исходатайствовавый.

Радуйся, со апостолом смерть себе приобретение вменивый.

Радуйся, ради Христа по вся дни умиравый.

Радуйся, кончину мирную молитвами себе испросивый.

Радуйся, к преселению в обители небесныя всецело себе уготовивый.

Радуйся, и успением твоим мирным Бога прославивый.

Радуйся, до конца верно претерпевый и конец достоин получивый.

Радуйся, вечную память себе стяжавый.

Радуйся, на Небеси прославляемый.

Радуйся, на земли достойно ублажаемый.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 12

Благодать дадеся тебе, преподобне отче, недуги исцеляти и от скорбей свобождати: темже ублажающе память твою, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя чудеса, ублажаем память твою, преподобне отче Антоние, воспевающе ти:

Радуйся, яко Богу совершенно угодил еси.

Радуйся, яко венец безсмертия и нетления стяжал еси.

Радуйся, наслаждения райския жизни сподобивыйся.

Радуйся, сонаследниче Христов по Апостолу, светлых обителей в дому Отца Небеснаго достигнувый.

Радуйся, дарование чудес приемый.

Радуйся, верных заступник верный явивыйся.

Радуйся, больных целителю.

Радуйся, скорбных утешителю.

Радуйся, немощных помощниче.

Радуйся, страждущих защитниче.

Радуйся, о всех нас ходатаю теплый.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 13

О великий чудотворче, подвижниче Христов всечестне, преподобне отче Антоние, приими убогое пение от нас недостойных, чтущих память твою, и избави нас молитвами твоими от бед настоящих, паче же от вечныя смерти, да достигнув обителей небесных и мы с тобою и всеми святыми воспевати будем Богу вечно: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.

Молитва преподобному Антонию Дымскому

О пастырю добрый, наставниче наш и святыя сея обители Дымския начальниче, преподобне отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас недостойных, во святей твоей обители живущих и о всех с верю к раце мощей твоих отвсюду притекающих молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредими от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже весть судьбами. Моли благость Его, еже милостивно обители сей и всему миру потребная подавати. Молися Дающему всем, яко страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит православных правителей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. И моли всякому верному в доме и на пути и повсюду дни благи и безмятежны даровати: жизнь нашу умирити; и вся люди помиловати, якоже зде предстоящыя, тако и благословною виною отшедыя отцы и братию нашу, и спасти душы наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.