Евангелист Лука иконы

Богоматерь-Путеводительница – икона апостола Луки

История образа Одигитрии – Богоматери-Путеводительницы, словно в фокусе собирает и проявляет многие ключевые понятия христианского вероучения и культа. По отношению к ней можно во многом судить о глубине понимания самого богословия иконы. В то же время, на протяжении веков эта икона оставалась – и в некоторых новых формах остается – одной из ключевых реликвий христианского мира.

Апостол Лука – иконописец

Предание о том, как апостол Лука – один из 70 апостолов, сподвижник апостола Павла, греческий врач и проповедник – написал образ Богоматери не то на кипарисовой дощечке, не то на доске стола, за которой совершали трапезу Иисус, Дева Мария и Иосиф, входит в число широко известных сказаний, достоверность которых легко подвергать сомнению скептикам, но которые ни в каком «ученом» анализе не нуждаются. Безусловно, настоящее почитание икон начинается только в IV в.; безусловно, на иконе Богоматерь предстает молодой и с Младенцем-Христом на руках, в то время как, согласно преданию, икона была написана Лукой через 15 лет после Вознесения… Но речь в сказании не об этих скучных материях. А о самой возможности запечатления земного, телесного образа Христа и образа его Матери, способной вместить Божественного Отрока.

Умножение образов

С самых первых шагов у неискушенного человека возникает множество вопросов и противоречий. Кто перенес образ, написанный Лукой, в Константинополь? Был ли образ исполнен в рост или по пояс? Каким было историческое изображение? Сохранилось ли оно до наших дней? И где оно находится сейчас? Будем разбираться шаг за шагом, рассматривая версии и историю главных икон. Но для начала вспомним базовый принцип: согласно богословию иконы, список с чудотворного образа принимает на себя и название, и чудотворящие свойства прототипа. И ветхая доска благополучно заменялась в древности на новую, не меняя ни имени, ни авторитетности для верующих. Потому что дело было и остается не в «досках и красках», а в самом образе. Собственно говоря, для поклонения для истинно верующему человеку нужна не «та самая, историческая доска», а образ, веками переходящий с одной доски на другую – чем и отличается настоящее почитание иконы от любопытства и трепета коллекционера. Так что, с богословской точки зрения, ВСЕ образы, о которых пойдет речь дальше, истинные! Потому что имеют прямую традицию, восходящую к первоначальному прототипу.

Появление Одигитрии

Прежде всего: исторически «иконой Луки» считается тип Богоматери Одигитрии – на нем Христос правой рукой благословляет, в левой держит свиток или книгу, представая как пастырь и Спаситель; Богоматерь поддерживает его левой рукой, она сидит спокойно и развернута к предстоящим, являя собой образ Церкви. Образ, написанный Лукой, первоначально находился в его родном городе Антиохи, затем был перенесен в Иерусалим, а оттуда в 439 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II, принесла его в Константинополь и подарила сестре мужа – Пульхерии. Дальше возникает первое «раздвоение» предания: по одной версии, Пульхерия преподнесла икону во Влахернскую церковь, почему образ стал называть Влахернским; по другой, икона была помещена в монастырь Одигон.

Образ из Одигона

Чудеса Одигитрии начинаются с 453 г., когда ее вынесли из монастыря Одигон на стены города при нашествии врагов – и она обратила их в бегство. Каждый вторник Одигитрию выносили 20 человек из Одигона и проносили в особой процессии через весь город до монастыря Пантократора и обратно; при этом массивная икона «летала» по воздуху – поочередно ее несли на спине, крутясь и передавая друг другу в священном танце. Именно эта икона считалась главной святыней и хранитильницей Константинополя. Она пережила взятие города крестоносцами в 1204 г., вероятно, все же осталась в нем, накануне взятия города турками в 1453 г. ее перенесли из Одигона ближе к стенам – в монастырь Хора, на этом известная история образа (точнее этой исторической «доски» с образом, должно быть, самой древней) заканчивается. Судя по описаниям, это был образ Богоматери в полный рост. Таким его скопировали венецианцы – и его можно увидеть сегодня в мозаике апсиды в Торчелло и там же на медной пластине XII в., представляющей византийскую Одигитрию.

Влахернская икона

Этот образ был поясным. Его списки – и списки со списков – исчисляются десятками и сотнями. В Византии это Богоматерь Перивлепта XIV в., Психосострия (Душеспасительница) 1312-1325 гг. В позднейшей Греции – Богоматерь Сумельская и Киккская. На Руси – Богоматерь Смоленская, Тихвинская, Казанская. Грузинская. Иверская. В Польше – Ченстоховская. Есть списки и в Италии. Историческая, «первая», Влахернитисса до нас не дошла, но явное сходство ее воспреемниц дает вполне ясное представление о типе поясной Одигитрии. Самая древняя из них – Смоленская.

Иллюстрации:

1. Апостол Лука пишет икону Богоматери. Псковская школа, 16 век

2. Мозаика в Торчелло

3. Медная пластина из Торчелло

4. Психосострия

5. Перивлепта

6. Одигитрия, византйиская икона 15 века

Ольга Чумичева

Вопрос:

Сохранились ли иконы Божьей Матери, написанные евангелистом Лукой?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Св. Церковь с древности хранит предание о том, что св. апостол и евангелист первым написал икону Божией Матери. В стихире в празлник Казанской иконы Богоматери (22 октября) поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница». Выдающийся отечественный исследователь Н.П. Кондаков в очерке, посвященном иконе Богоматери Одигитрии, на основании византийских источников писал: «Далее, предание утверждает, что икона эта была писана самим евангелистом Лукою, благословлена самою Божией Матерью — «благодать «моя с иконою сею да будет», послана затем к державному Феофилу в Антиохию и, по перенесении ея в Царьград, поставлена во Влахернском храме. Вся паутина этих преданий сплетена вокруг некоторых исторических фактов, но или разного времени, или иного порядка. Указания на древнее предание о том, что св. евангелист Лука написал икону Божией Матери, относятся еще к VIII столетию: на это свидетельство ссылались, по словам жития, и патрхарх Герман, и послание к Константину Копрониму, приписываемое Иоанну Дамаскину, и послание патриархов к императору Оеофилу. Предание это окончательно утвер­ждается уже в IX веке» (Иконография Богоматери, т.2, М., 1998, с. 153).

Подробно об истории этих икон и о чудесах, от них бывших, можно прочитать в книгах: Е.Н. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М., 2002, кн. 1-2; Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве, М. 2002.

На западе также имеются иконы, которые по преданию написаны св. апостолом Лукой. Их насчитывают около 20: 1.Santa Maria Maggiore; 2. Santa Maria della Grazia ; 3. Santa Maria del Popolo; 4. Santa Maria della Consolazione и другие.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

И так, сколько же икон написал апостол Лука? Историки утверждают, что апостолом было написано три основных образа Богородицы, которые легли в основу всей иконографии Божией Матери. Данное мнение опирается на «Сказании о трех иконах, написанных Апостолом Лукой». Оно рассказывает об истории создания образов под руководством самого Архангела Гавриила и доносит до нас слова Пречистой: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет».

Иконы, написанные апостолом Лукой

Среди множества образов, приписываемых св. Луке, есть три типа изображений, история и судьба которых позволяет возводить их к первым векам христианства:

  • Умиление. Лик изображает Мать и Младенца, их взаимную ласку и любовь.
  • Одигитрия, или Путеводительница — на данных ликах Богородица изображена указывающей десницей на Своего Божественного Сына, призывающей людей обратиться к Богу.
  • Изображение Богоматери без Младенца.

Кроме данных образов можно встретить сведенья о том, что кисти Луки принадлежит как минимум еще двадцать образов Богородицы, из них по сведеньям Л.А.Успенского в Русской Церкви находятся около 10, на Афоне — 13, на Западе — 8.

Иконы Богородицы, написанные Апостолом Лукой: «Владимирская («Умиление»), по преданию, написанную на доске стола, за которым проходили трапезы Святого Семейства.

  • Корсунская, принесенную на Русь князем Владимиром после крещения 988 г. Икона относится к типу «Умиление», но представляет его сокращенный, или «оплечный» вариант. Могла быть привезена в Корсунь невестой князя, принцессой Анной.
  • Смоленская Одигитрия, прославленную тем, что от этого образа получил благословение на свой подвиг – борьбу с монголами – мученик Меркурий Смоленский, и множеством других чудес.
  • Ченстоховская Одигитрия, имеющую название «Королевы Польши» и пребывающую в «Ясной Гуре», или Ясной Горе в католическом монастыре.
  • Виленская Одигитрия, с XV в. находившуюся в Вильно и прославленную чудотворениями. После 1917 г. образ утрачен.
  • Хахульская икона, образ Богоматери без Младенца, святыню Грузинской Православной Церкви».

Кикская икона Божией Матери. История иконы

Свое название икона получила по месту нынешнего расположения, Киккский монастырь на о. Кипр. Историки считают, что на протяжении первых столетий распространения христианства образ хранился на территории Египта под присмотром одной из христианских общин. В Х веке она была перевезена в Константинополь. На Кипр лик попал в XI веке по воле самой Богородицы, она изъявила желание, чтобы ее икону перенесли из дворца императора в монастырь Кикос.

Уже с древних времен Иконы Матери Божией и Иисуса были укрыты пеленой, достоверная причина этого явления неизвестна и ныне, но существует много свидетельств того, как были наказаны те, кто пытался поднять пелену и увидеть лики Святых. Именно по данной причине икона еще до сих пор не исследована учеными.

Описание образа

Икона написана на дереве, ее размеры: высота 104 см, ширина 78 см. Богоматерь изображена по пояс, правой рукой она держит младенца, голова ее повернута в правую сторону. Младенец прислоняется к матери щекой и обнимает ее своей левой рукой за шею. Правая рука ребенка вытянута вперед, и ее он касается плеча матери. Ножки Иисуса до ступней закрыты хитоном, левая нога согнута так, что из-под ткани видно ступню. Образ несколько раз икона поновлялась, на ее обратной стороне изображен Престол и Орудия Страстей.

Сумельская икона

Лик считают дольно древней Одигитрией, по крайней мере, он упоминается с конца IV века. Именно в данный период лик находился в Афинах и считался написанным именно Лукой.

В 385 году возле иконы произошло чудо, к ней пришли молиться два монаха: Варнава и Софрони. Во время молитвы они услышали голос Богородицы, она велела им идти за иконой, и тут же перед ними явилось два Ангела, они взяли лик и вынесли его из храма. Удивленные монахи пошли за Ангелами, они остановились на горе Мела. Здесь Святая Мария велела построить монастырь. Вот так, на большой высоте, в совершенно безводном месте, появилась пещерная обитель. По чуду явления Богородицы возле обители появился водный источник, который существует и в наши дни.

Монастырь функционировал даже после захвата этих земель Турцией, чудеса, которые происходили в обители не дали туркам разгромить ее.

Только в ХХ веке, когда Греция была повержена в войне с Турцией, служителей обители насильно выселили с горы Мела. Икону Богородицы чудом удалось спасти, в наши дни она храниться в Македонии в монастыре Панагия Сумела, который был назвал в честь образа. В сентябре 2017 года

икона побывала в Санкт-Петербурге. Лик пронесли по улицам города во время крестного хода.

Филермская икона апостола и евангелиста Луки

На этой иконе Богородица написана без Христа, ее руки сложены в молитвенном положении. Своим образом она просит милости у Бога за всех людей. Эта икона была написана при жизни Святой Марии, годом ее написания считают 46 год от Рождества Христова. Лука написал лик в Иерусалиме, именно с этого города император Феодосий перенес икону в Константинополь в 430 году.

С XII века иконой завладели крестоносцы, принадлежащие к ордену ионитов, и хранили святыню у себя до 1799 года. Название иконы связано с одноименным холмом Филермо. Он расположен на острове Мальта и здесь была резиденция иоаннитов. Они хранили образ здесь с 1570 года по 1798 год.

В 1798 году Мальта была захвачена французами, и мальтийские рыцари попросили помощи у российского императора Павла І, который благосклонно относился к ионитам. В благодарность за помощь мальтийцы в октябре 1799 году передали Российской империи 3 святыни, которые столетиями хранились у крестоносцев:

  • Частицу Креста Господня;
  • Правую руку Иоанна Крестителя;
  • Филермскую икону.

С 1800 года появилась традиция празднования данного события. Икона сначала находилась в городе Гатчин, потом ее перевезли в Петербург. После революции 1917 года лик оказался на территории Югославии, но в 1933 году он был изъят спецслужбами. На данный момент икона хранится в Черногории в городе Цетинье в часовне местного музея.

Корсунская икона Божией Матери

Икона написана на дереве. Размеры образа: высота 38,5 см, ширина 33 см. Иконописец изобразил Марию по пояс с младенцем на руках.

Об описанных ликах и многих других сохранилось благочестивое мнение в церковной среде, связывающее их со св. Лукой.

Смоленская икона Божией Матери

Материал, на котором написан лик: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 87 см, ширина 66 см. На иконе изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Мария держит ребенка в левой руке, его правая рука сложена в благословенном жесте, в левой руке он держит свиток.

К сожалению точно никто не может сказать, какие иконы написал апостол Лука, но то, что он был первым иконописцем, и стал основателем

традиции иконописания — это известный факт, и именно благодаря Луке люди узнали какой именно вид имена Богоматерь при жизни.

Апостол от 70-ти Лука́ Евангелист, иконописец

Аудио:

Кондак 1

Премудрым промыслом Божиим избранный, да благовествуеши светлость Христоваго Евангелия всему миру, Лука всеблаженне, велие дерзновение имаши пред лицем Господа, Чей земный живот и учение списал еси. Испроси и нам, немощным и слабым, прощение согрешений и утверди в нас надежду Царствия Небеснаго, да возможем ти всерадостно взывати:

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Икос 1

Всемилостивый Господь в грехе потопленному роду человеческому посла Сына Своего да Он Своим животом, смертию и славным Воскресением изведет сей род из тьмы и направит к Святости. Чрез тебя же, евангелисте святый, начертаны тайны неба и земли, дабы вси человецы до конца века путь к той Святости вели и благодарне суще взывали ти:

Радуйся, Духом Святым просвещенный на списание Евангелия.

Радуйся, Феофилу достопочтенному и всем нам бисер драгий Евангелия Христова обретший.

Радуйся, яко Богом избран был еси да объявиши тайну спасения.

Радуйся, благовестителю Благия Вести.

Радуйся, яко Христа пришедша грешныя спасти проповедавший.

Радуйся, яко един еси от четырех евангелистов.

Радуйся, яко Дух Святый и чрез тебе четвероевангелие в мир излиял еси.

Радуйся, в тайны Божии духом воснесыйся.

Радуйся, яко словеса твоя просветиша вселенную.

Радуйся, яко мрежею твоего Евангелия многи словесны души уловивый.

Радуйся, изъяснителю Новаго Завета.

Радуйся, звездо в Церкви Небесной сияющая.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 2

В младости твоей возжелавше мирския мудрости, Лука премудрый, ей научился еси, пришедше же в Иерусалим из Антиохии егда Господь Иисус Христос Свое Божественное слово на земли сеял еси, сердцем доброе семя воспринял еси, исполнившись же небесной радости, воспел еси велегласно Богочеловеку Христу: Аллилуиа.

Икос 2

Зерно божественной любве прозябе у тебе стократный плод, яко ты слушая Его учение и чудеса видя, исполнился божественной мудрости и ведения, коликих эллински и египетски училища дати ти тщетны бысть. Оттуду избра тя Господь и прочих седмьдесят апостол и посла да проповедите Благую Весть спасения рода человеческаго. Мы же чрез твое Святое Евангелие и доныне пия ту Божью премудрость, воспеваем ти тако:

Радуйся, Христовой благодатию в сердце уязвленный.

Радуйся, яко божественная премудрость бе ти вместо мирской мудрости, ей же обучен бысть.

Радуйся, яко вся оставивши за Христом Господом последовал еси.

Радуйся, вестниче Господень.

Радуйся, зиждителю веры Христовой.

Радуйся, самовидче Его же чаяли языцы.

Радуйся, родословие Христово до Адама возведший.

Радуйся, Владычицы икону первый написавший.

Радуйся, Иисуса Сыном Божиим и Человеческим возвестивший.

Радуйся, неутомимый ратниче за Истину Христову.

Радуйся, искусный ловителю душ людских.

Радуйся, сеятелю добраго семени, стократный плод приносящего.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 3

Ты же, святый Лука, яко вооруженный от Господа силою и властию да проповедеши Евангелие и твориши чудесы, со прочими апостолами гряде пред лицем Господа Христа, уготовляя Ему путь и проповедуя людем яко в мир пришел еси от века обетованный Мессия, Коему вси яко Богу от ныне и до века да взывают: Аллилуиа.

Икос 3

В последние дни земнаго живота Господа Иисуса Христа, егда неправедные судии Праведнаго Судию осудиша и на Кресте Господа распяша, ты, святый Лука, в Иерусалиме пребыл еси, со слезами взирая како неповинна кровь Учителя твоего изливашася на грешную землю. Плачуще едино с тобою, с печалию мы речем ти:

Радуйся, яко страдания Христа Спасителя списал еси.

Радуйся, верный слуго Всецаря Христа.

Радуйся, яко славу Божию возвестил еси.

Радуйся, лучу небесный во тьме мира сего.

Радуйся, противу врага, в Иуду вошедша, нас вооруживый.

Радуйся, Петром усеченным и Христом исцеленным рабом милосердию нас научающий.

Радуйся, кладезе, из него же Водою Живою напояемся.

Радуйся, яко радостно и без страха словеса Божии в люди приносивший.

Радуйся, сердца обрезание прияти паче плотскаго обрезания возжелавший.

Радуйся, доброе гроздие винограда Господня.

Радуйся, яко лицем к лицу Бога чрез Христа узрел еси.

Радуйся, яко Господа и ныне в Царстве Небеснем видеши.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 4

Печаль твоя претворися в радость, богоубийц же радость обратися в печаль, яко да не мощна бысть смерть противу Источника Живота и камень гробный не можаше удержати Камень краеугольный. Господь твой воскресе из мертвых и мирови дарова живот вечный. Ты же с братиею в радости всесильной до небес восклицаше: Аллилуиа.

Икос 4

Егда с Клеопою в неделю Воскресения идоша в ближний Еммаус, явися вам Господь и идоша с вами. И бысть вам сердце горяще и душа трепетна доколе Он вас поучал о Себе от пророк и писания, вы же Господа не познаша дондеже на трапезе вечери преломи Он хлеб и благослови, и отверзлись вам очи и уразумеша яко то бысть воскресый Господь. Познавая о том из твоего Евангелия, и ныне души наши притрепетны бысть сего же ради радостно воспеваем ти:

Радуйся, Воскресение Христово видевший.

Радуйся, от несмысленности к богомудренности Христом приведенный.

Радуйся, яко Христос отверз ти разум да уразумееши писание.

Радуйся, яко бе ти сердце горяще, егда Господа слушал еси на пути во Еммаус.

Радуйся, яко ти Христос своима рукама хлеб преломления преподал еси.

Радуйся, яко Христос словеса ваша о явлении Его на пути в Еммаус, паки явившись учеником, запечатлел еси.

Радуйся, яко испив чашу премудрости, многих познанием Христа Спаса напоил еси.

Радуйся, яко всем Евангелие воскресшаго Христа проповедал еси.

Радуйся, яко нам Источник спасения отверзл еси.

Радуйся, яко Путеводительницу к Жизни в образе нам преподал еси.

Радуйся, светлосте разумнаго Солнца.

Радуйся, яко нас научиша веровати в Святую Троицу.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 5

Егда воскресый Господь спасения нашего ради основаша Церковь Свою и по обетованию низпосла в день пятидесятый по Воскресении Духа Святаго на апостолы, да их запечатлеет свидетели непоколебимы веры христианския, и ты, святый Лука, пребываше в Иерусалиме. Купно с иными апостолы верно свидетельствова Богочеловека Христа и воспевал Ему яко истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Послежде в отечество твое Антиохию направился еси, еже бе страна многими христианы населенная, но в Севастии умедлил еси, проповедующи Евангелие спасения, тамо же нетленны мощи святаго Иоанна Предтечи почиваша. Узрев тии, возжелал еси с собою их понести, христиане же Севастийские не восхотев лишитися таковой драгоценной святыни и тако вручиша ти десницу Иоаннову, под ню же Сам Господь приклони Божественную главу в крещении, ту же ты радостно понесл еси, мы же дивяшеся твоей любви к святым, восклицаем ти таковая:

Радуйся, свидетелю снисхождения Духа Святаго.

Радуйся, яко нам како Церковь созижделась описал еси.

Радуйся, яко себе росою небесною явил еси и свет просветил еси.

Радуйся, яко Духом Святым Новый Завет начертася на сердце твоем.

Радуйся, яко Духом Святым миру изъясни божественную истину.

Радуйся, Господа всех мирови благовестителю.

Радуйся, от Бога избранный таинниче.

Радуйся, яко сердце свое очистил еси светлостию Духа Святаго.

Радуйся, яко предстательство Предтечи обрел еси.

Радуйся, благочестиваго употребления вещей освященных начинателю.

Радуйся, Закхея, сребролюбием уязвленнаго, очистившагося показавый.

Радуйся, яко многи тя заступником пред Богом имеют.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 6

С десницею же Иоанновою, яко же сребролюбец бесценное сокровище стяжав, достиг своего отечества к радости велией христиан Антиохийских, коих в словесах божественных и радости Христоваго Евангелия паче утвердил еси, глаголаше же им Сына Божия чудесы еже своима очима видел еси и учение Спасителя мира еже своима ушама слышал еси. Внимающе глаголам твоим премудрым, воспевали они радостно Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Пребывал же ты в Антиохии доколе апостол Павел не призваша тя да будеши ему сотрудник и сопутник на пути Божием и вы в Эллинску страну на проповедь Евангелия не отправишася. Павел же святый остави тя в граде македонском Филиппы, да утвердиши и умножиши Церковь. Тамо же пребыл еси проповедующи и насаждающи христианство. Дивящеся таковому твоему труду, взываем ти:

Радуйся, неутомимый спутниче апостола Павла.

Радуйся, со Павлом премудрым избранный учителем языков.

Радуйся, яко неизреченно просвещаеши всю вселенную.

Радуйся, всех уязвленных утешителю.

Радуйся, врачу, силою Вышняго Врача исцеление подающий.

Радуйся, яко ты Евангелием своим от смертоноснаго древа избавил еси нас.

Радуйся, служение имением аки похвальное показующий.

Радуйся, Марии, Иоанны, Сусанны и прочих благоразумия несребролюбива возвестителю.

Радуйся, Иосифа Аримофейскаго похвалителю.

Радуйся, яко уныние из сердец наших изгнал еси.

Радуйся, молитвенниче наш пред Богом.

Радуйся, яко многих ко светлости Живота призвал еси.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 7

Егда святый Павел при конце третияго апостольскаго путешествия паки Филиппу посети, он тя, святый Лука, в Коринф направил еси да приимеши благословение сиротам христианским в Палестине сущим. С того часа не отступающи ти от великаго апостола воспевал еси с ним вкупе Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Обойдя в радости все Церкви в Азии и Иудеи, вы Палестины достигли есте, града Кесарийскаго, идеже евреи, от лукаваго одержимые, оковами от римския власти святаго Павла обложили, он же потребоваша суда кесаря в Риме. На пути же к оному, ты ему неотступно предстоял еси, многи беды претерпевающи на мори и на земли. Восхваляя за то, почитающе тя восклицаем:

Радуйся, Павлов помощниче в служении.

Радуйся, яко его проповедание описал еси.

Радуйся, врачу возлюбленный.

Радуйся, Колоссян чрез Павла во узах приветствовавший.

Радуйся, Христа словом и писанием свидетельствовавший.

Радуйся, яко горьку от безбожия соль Божественною солью усладивший.

Радуйся, стрело благочестия Христова.

Радуйся, яко нас напояеши Евангелием Христовым.

Радуйся, труба Божественныя благодати.

Радуйся, таин неизреченных проповедниче.

Радуйся, всех немощных укрепление.

Радуйся, от демонов избавителю.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 8

Достигнув Рима, ты купно со апостолами Павлом, Марком, Аристархом и прочими Христа проповедывал еси, вначале евреом, после же их, вашим словесам не верующим, распри меж собою, и всем незнающим Бога, кои услышав словеса спасения и Духом Святым просветленные, радостно воспели Воплотившемуся Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 8

Во время оно в Риме ты, святый Лука, соверши то, на что Бог избра тя от века: списа Святое Евангелие, в коем начертал живот и род Господа Иисуса Христа, яко сам виде и слыша и яко от самовицев и слуг Слова приял еси. В оном святом послушании апостол Павел руководи тя, послежде он и твое Святое Евангелие похвали. В Риме же ти сущу и словеса апостола Павла слушающу и деяния апостольския списаны тобою бысть Не вемы, яко тя инии восхваляют, мы же ти приносим таковая:

Радуйся, яко безбожный мир Божественною благодатию напоил еси.

Радуйся, Духом Святым запечатленный.

Радуйся, верный учениче неизреченных таин Христовых.

Радуйся, догматов церковных вразумителю.

Радуйся, яко рукою Владычнею вышним ведением обогащен бысть.

Радуйся, яко от апостола Павла многие тайны Христовы слышал и списал еси.

Радуйся, апостола языков сотрудниче неутомимый.

Радуйся, яко твое благовестие пройде по всей земли.

Радуйся, яко нам вином Божией премудрости сердца увеселил еси.

Радуйся, яко ты един благоразумнаго разбойника покаяние в Евангелии списал еси.

Радуйся, богатство стяжавшим благоразумие мытаря приведый.

Радуйся, самарян-язычников благодарных и милосердых показавший.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 9

Егда апостол Павел после двухлетних уз отпущен бе и потече из Рима обойти ранее основанные церкви, ты, Лука святый, его верный спутник в том пути обретошася. Егда же Нерон жестокое гонение на христиан в Риме воздвиже, вы возвратистася да ободрите и укрепите гонимую церковь, она же и в узах и в крови радостно воспевала еси Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Тогда же возбешенные безбожники апостола Павла схватиша и заключиша в оковы. Ты же, святый Лука, и прочее с ним верно и неотступно пребыл еси. Егда же наставник твой мученически предаваша чистую свою душу Господу, ты со слезами пребывал при нем. Соскорбя боли твоей, мы негласно поем:

Радуйся, яко единый апостола Павла в узах не оставил еси.

Радуйся, яко мученическую кончину великаго Павла узрел еси.

Радуйся, от Троады до врат райских Павлу последовавый.

Радуйся, богомудрым Павлом изрядно наставленный.

Радуйся, деяний апостолов изложителю.

Радуйся, светильниче Церкви.

Радуйся, яко блистанием твоего духа просвещаеши сердца верных.

Радуйся, яко лесть демонскую теплотою веры отгнавый.

Радуйся, яко Господь чрез тебя многие добродетели учини.

Радуйся, ризнице, дарований небесных исполненная.

Радуйся, благочестия непоколебимый столпе.

Радуйся, яко имя твое святое вси языцы поминают.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 10

После же мученическия кончины апостола Павла, ты, святый Лука, в стране Италийской, Далматской, Гальской, сугубо же – Македонской и Ахайской Христа проповедал еси. Всюду мрак безбожия разгоняя и языки научая, да все Богу Живому и Истинному восклицают: Аллилуиа.

Икос 10

В старости твоей, ты в Египет потекл еси да проповедуеши Благую Весть спасения Господа Иисуса Христа. Проповедуя же, многие мучения претерпе и множества подвигов подъя. Возвратившуся же ти в страну Эллинску, ты Церковь устроял еси, священники с диаконами рукополагая, болящих телом и душею исцеляя, за что благодарни суще мы радостно ти взываем:

Радуйся, яко Тело Христово – Церковь Святую устроял еси.

Радуйся, заре новаго дне.

Радуйся, путеводителю наш на небесе.

Радуйся, древо доброе, многие плоды принесшее.

Радуйся, награду за весть благую в Царствии Небесном восприемший.

Радуйся, обличителю безбожия.

Радуйся, проповедниче Божиих преславных чудес.

Радуйся, яко нам новый закон Божий списал еси.

Радуйся, нас на подвиг деятельныя любве подвигающий.

Радуйся, яко из уст твоих боготочные воды истекоша.

Радуйся, яко проповедию твоею солнцу подобно возсиял еси.

Радуйся, яко икона твоя украси храмы христианския.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 11

Бе же ти осьмдесят лет и четыре, егда злобнии идолопоклонницы схватиша тя и бияше Христа Господа ради и возвесиша на масличном древе в Фивах Беотийских, тамо же и мощи твои святые погребены бысть. Святую душу твою ангелам предающу, яко тии ю ко Господу вознесоша, Коему ты верно в сем животе послужил еси, ты и в оном свете воспевал Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Святые твои и чудотворные мощи многих исцелиша, сугубо же очами болящих. Констанций царь слышавше сие с торжеством их в Царьград пренесл еси. Един от евнух, зле болящий, уведевше о том, повеле ся на ложе к раце со твоими мощами принести и с твердою верою раки прикоснулся еси, и с того часа здрав бе. Возрадовавшись он со иными мощи понесе, они же быша положени под святою трапезою купно с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея. Мы же чуду таковому дивящеся, взываем ти:

Радуйся, яко и на твоей мученической крови Церковь Христова созиждена еси.

Радуйся, венцем мученическим увенчанный.

Радуйся, врачу, от истления Христом добре уврачевавыйся.

Радуйся, сам себе в жертву благоуханную за благую весть принесший.

Радуйся, яко многия поругания за Христа восприявший.

Радуйся, яко мученичеством веру в Христа засвидетельствоваший.

Радуйся, яко в тиих мучениях стар бе и не изнемогоша.

Радуйся, яко твое течение доброе страданьми запечатлел еси.

Радуйся, яко не неверен слуга Господа Христа явился еси, яко мнози от нас.

Радуйся, яко тя и земная и небесная Церковь славит.

Радуйся, персте Духа Святого.

Радуйся, яко радуешеся купно со святыми в Царстве Небесном.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 12

Купно со словесным Евангелием, Святый Лука, Евангелие во образах ты нам оставил еси, яко христианам тех времен изволившим, живописа три иконы преблагаго лика Матери Божьей, рекшей: благодать Родившагося от Мене и Моя милость с сими иконами да пребудут. Благодарне суще яко и нас удостоил еси благоговейно взирати на лепоту Девы и Сына Ея, радостно Премудрому Господу взываем: Аллилуиа.

Икос 12

Тако же, святый Лука, живописал ты на доске иконы святых апостолов Петра и Павла. И тако начаток положил еси и в сем дивном и богоугодном деле писания святых икон во славу Божию, Пресвятыя Богородицы и всех святых, они же до сих пор благолепно украшают храмы Божьи и ко спасению призывают всех, благоговейно их почитающих. И за сие дарованное тобою нам благодарни ти суща, мы восклицаем:

Радуйся, евангельских таин благовестниче.

Радуйся, весь род человеческий чающим Спасителя уяснивший.

Радуйся, Мати Божию на иконе изобразивый.

Радуйся, яко Она твое святое дело благословила еси.

Радуйся, Девы лик увековечивый.

Радуйся, яко неизреченную радость нам тем в сердца донесший.

Радуйся, яко тобою многи чудесы Царица Небесная от икон Своих предначала еси.

Радуйся, яко благой лик Матери Божией тобою отображенный уныние от нас отгоняет.

Радуйся, яко ти Мати Божия тайны о Сыне Своем в сердце носимыя поведала еси.

Радуйся, яко величание Мати Божией в Ея честь воспеваем из твоего Евангелия.

Радуйся, яко ти Мати Божия архангельское благовестие поведала еси.

Радуйся, яко Материю Божией благословенный.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 13

О, святый евангелисте и апостоле Лука, труба небесная, приими сии немощные наша словеса яко молитву и испроси нам у Бога, Господа Иисуса Христа, Коему ты тако неутомимо послужил еси и великую милость от Него стяжал еси, прощение всех согрешений наших, мирен и безболезнен конец живота и невозбранен преход в мир духовный, в нем же вси святии воспевают небесную песнь: Аллилуиа.

(сей кондак читается трижды, после него икос 1 и кондак 1)

Святой апостол и евангелист Лука происходил из Антиохии Сирийской, из знатной языческой семьи. Получив разностороннее образование, он имел познания в области медицины и навыки в основах изобразительного искусства. Услышав о Христе, он прибыл в Палестину и стал одним из учеников Господа. В числе 70-ти апостолов святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Явление Христа Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, Ужин в Эммаусе, Лука и Клеопа рассказывают о встрече со Христом другим апостолам. Грачаница. Сербия. XIV век.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10).

Апостолы Лука и Павел. XIII век. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, Россия.

После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Апостол Лука. Менологий. 18 октября. Греция XIV век.

Предание сохранило сведения, что апостол Лука стал первым иконописцем, написав первые иконы Божьей Матери и иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме. Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны Киккская, Ченстоховская , Виленская, Владимирская, Смоленская, Хахульская, Корсунская, Иерусалимская и другие. Но следует понимать, что «…иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они написаны его рукой, — свидетельствует Леонид Александрович Успенский, — ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой».

Самый ранний исторический документ, в котором упоминается икона, написанная апостолом и евангелистом Лукой, относится к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца (Анагноста), который жил во времена императоров Юстина и Юстиниана. Он рассказывает историю императрицы Евдокии – вдовы императора Феодосия Младшего, которая отправилась в Иерусалим на поклонение святым местам и обнаружила там образ Божией Матери, написанный ап. Лукой, который она прислала в Константинополь своей свояченице Пульхерии, жене императора Маркиана.

Следующее известие появляется уже только в VIII веке у святого Андрея Критского. Он сообщает о том, что существовали образы, написанные Ев. Лукой. Он говорит, что ап. Лука “собственноручно изобразил как самого воплотившегося Христа, так и Его непорочную Матерь” и что эти изображения, известны в Риме, находятся в Иерусалиме.

Неизвестный автор “Слова об иконах к Константину Копрониму”, пользуясь фактом написания св. Лукою изображения Богоматери в тех же апологетических целях, замечает об иконе, что она послана была евангелистом к некоему Феофилу.

Следующее известие, запечатленное в житии Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание в 757 году, относится Святой ко второй половине VIII века. В тексте рассказывается, что Константинопольский архиепископ Герман, увещевая Льва Исавра отказаться от мысли о преследовании иконопочитателей, в подтверждение древности священных изображений, кроме статуи Спасителя, воздвигнутой кровоточивою женою и Эдесского Убруса, указывал также на образ Девы Богородицы, написанный евангелистом Лукою и потом отправленный куда-то из Иерусалима.

В «Соборном послании трех восточных патриархов к императору Феофилу», относимом учеными к 845—846 году передается, что боговдохновенный Лука еще при жизни пресвятой Богородицы, в то время как Она обитала на Сионе, живописными составами начертил на доске Ее честный образ для последующих поколений и из уст самой Девы Марии услышал обещание, что благодать Ее пребудет с его иконою.

Агиограф Симеон Метафраст — составитель ста тридцати двух жизнеописаний святых и историк, живший в X веке, говорит, что первый образ Божией Матери был написан воском и красками: “Всего отраднее то, — пишет он, — что евангелист Лука человеческий вид Христа моего и образ Той, Которая родила Его и дала Ему человеческое естество, первый изобразив воском и красками, передал, чтобы чтили их даже до сего времени, почитая недостаточным, если он не будет созерцать в изображениях и образах черты их лиц, что служит знаком его горячей любви. И это он сделал не для себя только, но и для всех верных любящих Христа”.

В Менологии императора Василия II Болгаробойцы, относящемся к концу Х века, говорилось о святом апостоле Луке как о прозелите, антиохийце по рождению, о враче и живописце по роду деятельности.

Феофан Керамевс, архиепископ Тавроменийский (1130—1150), в беседе на неделю Православия раскрывая на примерах ту мысль, что почитание икон искони и свыше установлено, прибавляет в заключении: “и Лука, красноречивый евангелист, воском и красками написал икону Богоматери, держащую Господа на святых Своих руках, которая доныне сохраняется в некоем городе”, то есть в Константинополе.

И наконец в XII веке, у Никифора Каллиста, в его «Церковной истории», есть упоминание и о самом апостоле Луке, который «…первый изобразил живописью образ Христа и боголепно Родившей Его, еще же и верховных апостолов, и что от него это высокое и почетное искусство распространилось по всей вселенной» и о почитаемом образе Богородицы, находящемся в монастыре Тон Одигон в Константинополе, который был прислан императрице Пульхерии по одним сведениям из Антиохии, по другим из Иерусалима. «…“Второй храм Одигитриевский, где она (императрица Пульхерия) поставила присланную из Антиохии икону Матери Слова, которую собственноручно при жизни Ее написал божественный апостол Лука. Она видела сей образ и сообщила благодать своему изображению. Икона эта сначала в месте, называемом Трибунал, творила чудеса, которые и до сих пор совершаются. Пульхерия установила, чтобы в этом храме в третий день седьмицы совершалось бдение и молитвословие, что и до ныне наблюдается.». Иператрица Пульхерия повелела совершать определённое чинопоследование возле этой иконы. Монастырь Одигитрии находился на берегу мраморного моря, недалеко от императорского Влахернского дворца (комплекс, соединяющий в себе церковь Влахернскую и дворец). Сам храм монастыря Одигитрии был небольшой, поскольку было много почитателей, много приходило молиться, икону стали переносить для поклонения во Влахернскую церковь во время великого поста на страстной седмице, поскольку было много паломников. О том, что действительно образ Одигитрии переносился во Влахернский храм свидетельствует нам русский паломник Добрыня (в крещении Антоний), который в начале 13 века приходя в Константинополь посещал Влахернскую церковь и писал, что там хранится образ написанный ев. Лукой и его переносят во Влахернский храм.

Также о написании первых икон Богоматери и Богомладенца Христа апостолом Лукой свидетельствуют и многие богослужебные тексты. Так, например, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в первой песне канона говорится: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодуховенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». А в первом икосе акафиста Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее Владимирской читаем: «…но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, ниспославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: с сим образом благодать Моя и сила да пребудут». В стихире в праздник Казанской иконы Богоматери поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница».

Наиболее серьезным аргументом против возможности существования икон, написанных святым евангелистом, является отсутствие какого-либо упоминания об этом факте у отцов VII Вселенского собора, причина этого факта, не ясна, но рассмотрев все приведенные доводы, можно с уверенностью заключить, что согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам святой евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери. Эти иконы были известны лишь небольшому кругу христиан. По прошествии значительного времени, оригиналы были утрачены, но сохранились многочисленные видоизмененные повторения. Можно сказать, апостол Лука положил начало иконописанию, определил его основные принципы. А Сама Божия Матерь сообщила иконам благодатную и таинственную силу, произнеся слова: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут».

Когда предание о Луке как об иконописце распространилась на Руси, сказать трудно, но в Московском летописном своде конца XV века под 1204 годом сказано о том, что икона Одигитрии была написана Лукою: «сию же икону списа Лука еуангелист «; а под 1395 годом — что и икона Владимирской Богоматери написана евангелистом Лукой: «Слово о чудеси пресвятыя Богородица, егда принесена бысть икона честного образа ее, юже написал Лука еуангелист, от града Володимира в славный сей град Москву».В Евангелии 1507 года, хранящемся в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, под миниатюрой евангелиста Луки указано: «Лука иконописец». В макарьевских Минеях Четьих в главе о Луке сказано, что он был не только врачом и автором Деяний апостольских и Евангелия, но также и художником, написавшим изображения Богоматери.

Образы святого апостола и евангелиста Луки встречаются в числе других евангелистов с раннего времени. Самое раннее изображение Евангелистов, фигуры которых идентифицируются по коробке с четырьмя свитками у ног Спасителя, находится в римских катакомбах святых Марка и Марцеллиана (до 340). С начала V века изображения крылатых животных — символов Евангелистов — помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил: мозаики конхи апсиды церкви Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400).

Мозаика конхи апсиды Церкви Санта-Пуденциана в Риме.

В тот же период появились изображения символов Евангелистов с книгами:

Триумфальная арка Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549).

В V-VI вв. появились изображения самих Евангелистов с их символами. Один из первых примеров — мозаика капеллы церкви Сан-Джованни ин Латерано (461-468): символы изображены в облаках рядом со стоящими Евангелистами. На мозаиках вимы церкви Сан-Витале в Равенне (546-548) Евангелисты представлены без книг и с бескрылыми животными: Матфей с человеком, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом; на миниатюре из Евангелия св. Августина Кентерберийского, конца VI в. Лука изображен с крылатым тельцом:

Миниатюра Евангелия св. Августина Кентерберийского, конец VI в.

В послеиконоборческий период широкое распространение получили изображения Евангелистов, пишущих Евангелия. Этот иконографический тип восходит к античным портретам поэтов, ораторов и философов, обдумывающих и пишущих свои произведения или вдохновляемых музами. Чаще всего Евангелисты изображались сидящими перед столами с письменными принадлежностями или пюпитрами, с книгами и свитками, размышляющими над текстом, читающими или записывающими. Лука обычно изображался как муж средних лет с короткими темными волосами и бородой, иногда с гуменцом (тонзурой).

Лука Евангелист, св. ап.; Византия; XII в.; местонахождение: Греция. Афон

Реже встречаются фигуры стоящих Евангелистов с книгой или со свитком в руках:

Лука Евангелист, св. ап.; Византия; X в.; местонахождение: Греция. Афон

В системе декорации крестово-купольного храма изображения Евангелистов помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света:

Евангеист Лука. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год.

Иконы Евангелистов могли входить в состав деисусного ряда:

Евангелист Лука. Икона из деисусного ряда монастыря Хиландар. Афон. Ок. 1360 г.

На миниатюрах апостол Лука часто изображается со своим учителем – апостолом Павлом (см. выше) или, как и другие евангелисты, с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текста. Этот античный мотив, напоминающий о поэте и музе, получил распространение в балканском искусстве в палеологовский период.

Святой апостол и евангелист Лука; XVI в.; Греция. Афон, монастырь Дионисиат.

Типичным для русского искусства стало изображение Евангелистов на створках царских врат, в деисусных чинах иконостасов, а также в композиции Страшного суда.

Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов. Около 1425. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Деталь фрески «Апостолы и ангелы» в композиции Страшный суд. 1408 г. Андрей Рублев. Успенский собор, Владимир, Россия.

Наиболее интересными являются изображения святого Луки, пишущего икону Божией Матери, которые начинают появляться в палеологовское время в монументальной живописи, в миниатюрах и на иконах. Так, Греческий иконописный подлинник Ерминия о св. Луке кратко говорит: “Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы”. Лука представлен в композиции сидящим, но вместо пюпитра, как у других евангелистов, перед ним представлен мольберт с иконой Богоматери, а вместо чернильницы — краски, в руке кисть. Самым древним подобным изображением является фреска церкви Рождества Богородицы монастыря Матейче в Македонии, датируемая 1355-1360 годом.

Ап. Лука. Икона. Византия. Начало XV в. Музей икон, Реклингхаузен, Германия

Апостол Лука пишет икону Богородицы. Икона Эль Греко. Ок. 1560-1567

С конца XV века такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях Евангелия, а также “Повести о иконном изображении, како и когда зачася” и “Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии”, рядом с текстом: “По воскресении и восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святого Духа, минувшим пятидесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала в благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие о рождьшей Того Приснодевей Марии, также и Деяния святых апостолов в книжицы. И паки той первый божественного изображения, еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание Пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно… И приносит к первообразней госпоже и всех Царице. Она же, очи свои возложивши на ту икону и… возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: “благодать Моя с тобою да будет”.

Начиная со второй половины XVI — XVII века изображения иконописца появляются в станковой и в настенной живописи.

Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия 1-й половины XV в. Москва. 2-я половина XV в. РГБ. Москва.

Ап. Лука. Икона. Русь. Середина XVI в. 89 х 65. ПГОИАХМЗ. Псков.

Ап. Лука. Икона. Вторая половина XVI в. ГТГ. Москва, Россия

Интересно, что изображение художников в древнерусской живописи начинается именно с Луки. На иконе из Успенского собора Московского Кремля «Митрополит Петр в житии» конца XV или начала XVI века имеется клеймо, где Петр изображен пишущим икону Богоматери Петровской, автором которой его считали. В житии Сергия и Никона Радонежских конца XVI века изображены Андрей Рублев и Даниил Черный, пишущие фрески. И хотя изображения эти немногочисленны, они крайне интересны тем, что труд иконописца представлен в них важным и высоким.

Ап. Лука с житием. Наседкина А. (выпускница Иконописной школы 2005 г.). Сергиев Посад. 2005 г. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы.

Использованные источники: