Евгений попиченко проповеди

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 12 января

Аудио

(Сохранены особенности устной речи)

– Незаметно прошел год с того момента, как мы возобновили на телеканале «Союз» встречи, ежедневные передачи. Они сейчас выходят немного в другом формате, чем «Церковный календарь», называются «Благая часть». И по времени гораздо меньше, чем когда мы рассказывали жития святых.

Я поздравляю вас, дорогие наши телезрители, благодарю за терпение, внимание, участие, потому что всегда важно быть в диалоге. Конечно, в жизни происходят разные встречи, события, наблюдения, хочется делиться этими сокровищами. Но всегда полезнее, когда есть диалог, поэтому пишите, задавайте вопросы, комментируйте, это важно.

У священника есть удивительная возможность быть свидетелем чудес Божьих, которые Господь открывает, допуская до участия в таинствах. Буквально на днях познакомился с удивительным человеком. Девяносто восемь лет этому человеку, очень долго живет на земле. Удивительна история жизни семьи и рабы Божьей. Происходит из священнической семьи, отец был священником и претерпел много испытаний, репрессии и в конце концов погиб от безбожной власти.

У него была большая семья, девять детей, и в какой-то момент была проведена черта ради того, чтобы сохранить возможность жить. Семья лишилась отца. На них было поставлено клеймо «враги народа», и ни работать не устроиться, ни еду купить. Представляете, мать и девять детей? Написали письмо товарищу Сталину и получили ответ: если вы откажетесь от связи с отцом и от всего, что с ним связано, то мы о вас позаботимся.

Дальше нашлась работа, и как-то потихонечку семья стала сохраняться. Но эта проведенная черта, конечно, отразилась на всех детях. И вот бабушка 98-летняя. В детстве была в храме, а потом вся жизнь, хорошая, добрая, но не в Церкви. И огромная тяжесть на душе.

Желание к Богу прийти, прорваться, но что-то лежит камнем на душе и не может освободить. С духовной точки зрения понятно: человек разрывает связь с Церковью, которая является нашей Матерью и через которую Господь дает нам жизнь… Мы ведь живем не сами по себе. Конечно, тело живет душой. Душа в теле – тело живет. Душа живет духом. Если человек живет духовной жизнью, он живой. Если он живет телесной жизнью, душа обслуживает интересы тела – он человек с мертвой душой.

А дух может жить только связью со Святым Духом через определенные священнодействия. Человек из воздуха Святой Дух не может воспринять. Он воспринимается через таинство. Центральные таинства – Исповеди и Причастия, которые вдыхают, вливают жизнь Христову в наш дух и в нашу душу.

Так бывает, когда человек с матерью разрывает отношения, ребеночек пуповину перегибает и перестает получать жизненную силу. Есть таинство Покаяния, которое разворачивает пуповину, и вновь жизненные соки, жизненная энергия начинают поступать.

Мы дошли с бабушкой до момента покаяния. Несмотря на возраст, удивительная ясность ума и готовность впитывать. Я говорю: «А Вы представляете, что у нас на днях родился Младенец Христос?» Она отвечает: «Я об этом слышала, но подробности не знаю». Представляете, в нашем мире человек не знает подробности Рождества Христова… Мы об этом поговорили, и ясно ощущалось, насколько это важно и глубоко.

Взяли небольшую паузу. Очень важно, чтобы душа к Причастию созрела, подготовилась. Евангелие почитали, помолились, и, даст Бог, через короткое время мы сможем закончить эту встречу человека с Богом, примирение. Это великая милость, быть участником таких событий. Дай Бог, чтобы все получилось и чтобы мир вернулся в сердце рабы Божьей. Помогай нам всем Господь.

Записала Инна Золотовская

Протоиерей Евгений Попиченко отметил 21-ю годовщину священнической хиротонии

8 апреля 2016 года настоятель Успенского Собора на ВИЗе протоиерей Евгений Попиченко отметил 21-ю годовщину священнической хиротонии. Предлагаем вашему вниманию интервью с батюшкой. Интервью мы брали ровно год назад, на 20-летие празднования рукоположения в священники. Вышло оно в журнале «Православный вестник» №120 в 2015 году. Многая лета, батюшка, вам и вашей семье!

Молитва в Боголюбском мужском монастыре (2015 год)

Плоды послушания

Настоятель Собора Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского округа г. Екатеринбурга и духовник Православной Службы Милосердия протоиерей Евгений Попиченко в 2015 году отметил 20-летие священнического служения. О своём жизненном и духовном пути, о семье и церковных послушаниях он рассказал в интервью родному журналу.

Новая жизнь начинается

25 марта 1995 года, в субботу Крестовоздвиженской седмицы, в Иоанно-Предтеченском храме Екатеринбурга меня рукоположили в диаконы. Помню, было тепло, солнечно, у моего младшего брата как раз был день рождения. Я подписал ему поздравительную открытку: «Вот, брат, у тебя новая жизнь начинается – 20 лет тебе, и у меня тоже новая жизнь…» – и поехал в храм.

Диаконская хиротония – она особенно трогательная, потому что впервые через Царские врата проходишь, впервые причащаешься в алтаре, и Причастие особое, не как у мирян.

Рукополагался я от екатеринбургского храма целителя Пантелеимона. На тот момент был единственным помощником у его настоятеля, отца Димитрия (Байбакова), который тогда, в далеком 1995 году, ещё пытался совмещать свою мирскую профессию – психиатрию – со священнослужением, и при этом уже занимался церковной издательской деятельностью.

И вот меня владыка Никон рукоположил и оставил на служение в Иоанновском храме… Мне-то и там хорошо было, а отец Димитрий настолько горячо переживал моё отсутствие (ведь его послушания в информационно-издательском отделе епархии требовали постоянной включённости и присутствия), что не побоялся пойти к архиерею и попросить за меня. И владыка услышал просьбу. Ровно через две недели меня рукоположили в священники и направили служить в храм целителя Пантелеимона. Переход от обычной мирской жизни к церковной произошел очень стремительно, но этому предшествовал достаточно долгий и непростой период.

Владыка Никон совершает хиротонию во иерея (1995 год)

Точка невозврата

Моё крещение совершилось в 16 лет в городе Магнитогорске Челябинской области, когда моя бабушка Тамара волевым решением собрала нас, всех двоюродных братьев и сестёр, и повезла в церковь. Тогда я впервые переступил порог храма, толком ничего не запомнил, и жизнь моя пошла дальше своим чередом.

Через год я окончил школу, поступил в Свердловский инженерно-педагогический институт на специальность «Робототехника», и тем самым чуть было не продолжил семейную династию – у нас в семье все инженеры. Но тут произошла неслучайная встреча с Игорем Бачининым. Сейчас он протоиерей, а тогда был мирянином, но уже помогал людям с разными зависимостями. И моя жизнь круто свернула в иное русло.

У Игоря Владимировича был авторский курс лекций, на которых он очень убедительно рассказывал о важности здорового образа жизни. Духовной составляющей в его рассказах тогда не было, но в какой-то момент он пригласил выступить перед нами гостью из Новосибирска Людмилу. Она была новообращённой, её духовная жизнь только начиналась, а поскольку она была очень эмоциональной женщиной, умеющей передать свои мысли и чувства, её рассказы о соприкосновении с Церковью многих вдохновили, и меня в том числе. Присутствующим на лекции она дала задание подготовиться к исповеди и Причастию, и именно с этого момента в начале 1990-х годов у меня началось серьёзное знакомство с Церковью.

Я начал ходить в храм Вознесения Господня в центре Екатеринбурга. Помню, стоял на службах и завидовал алтарникам, которые «яко ангелы» исходили из диаконских врат и входили, поклонившись друг другу… Потом была первая Пасха. После праздничной ночной службы все сотрудники храма ручейками стекались в трапезную, а я как-то вклинился посреди них и оказался за общим столом. Никто на меня не посмотрел как на чужака, и с того момента я вошёл в общину, и чуть позже мне уже благословили первые послушания и охрану храма.

С отеческой заботой

Один прихожанин, юноша по имени Алексей Матвеев (ныне игумен Флавиан (Матвеев) – настоятель Крестовоздвиженского мужского монастыря г.Екатеринбурга), как-то предложил съездить в гости к молодому священнику. Было интересно, я, конечно, согласился, и мы отправились в общежитие, где встретились с иереем Димитрием Байбаковым. Он тогда ещё не принял монашество, был студентом медицинской академии, а параллельно – настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рудянское Сухоложского района.

В тот памятный день отец Димитрий подарил мне книгу «Пастырское богословие» с печатью храма, своей росписью и напутствием – она у меня до сих пор хранится – и так определил мой дальнейший путь. У отца Димитрия есть уникальный талант: он привлекает к себе людей. Вокруг него всегда было много молодежи ищущей, интересующейся, стремящейся, неравнодушной, и многие из этих молодых людей впоследствии выбрали путь служения Церкви. Конечно, встреча с ним стала переломной и для меня.

Следующие пару лет я проходил алтарническое послушание в Покровском храме Рудянского. А когда там освободилось место псаломщика (управляющего церковным хором), отец Димитрий, нисколько не сомневаясь, определил туда меня.

Архимандрит Димитрий (Байбаков)

Роман в письмах

Чтобы служить в Церкви, нужно сделать выбор: или быть семейным священником, оставаясь в миру, или стать иноком, принять монашеские обеты и идти в монастырь. Когда я для себя уже решил, что стану священником, было серьёзное намерение бросить институт. Учиться я пошел по послушанию родителям, и инженерная специальность меня совсем не привлекала.

Тогда отец Димитрий мне строго сказал: «Институт закончи, а дальше видно будет». Кроме того, прежде рукоположения нужно было жениться. А матушка — жена батюшки — это особый крест, особое служение, подвиг, и очень непростой, требующий определённых духовных и душевных талантов. Тут я начал смотреть по сторонам и понял, что подходящих кандидатур-то нет.

В то время я уже ходил в храм Вознесения учиться пению, чтобы хоть как-то научиться справляться с бабушками из своего Покровского хора в Рудянке. И вот однажды, придя на клирос, увидел там листок с цитатой из Священного Писания: «Проклят всякий, творящий дело Божие с небрежением».

Надо сказать, что клирос — место особое, можно сказать, элитное, поэтому певцы порой ведут себя достаточно вольно, допускают и шутки, и недопонимание богослужебных текстов. Когда я осмыслил прочитанное, мне захотелось выяснить, чьих рук это дело. Мне рассказали, что на каникулы приехала студентка Санкт-Петербургской духовной академии Ольга Меньшикова, регент и музыкант. А у меня сразу мысль: нужно познакомиться и попросить пару-тройку уроков. Так и получилось. Оля согласилась позаниматься со мной пением — и вот, поём до сих пор (улыбается). Когда она уехала учиться, мы с ней были на связи через письма — это удивительная возможность общения и единения. В современных семьях эта замечательная и важная традиция сейчас, к сожалению, утеряна. Оля рассказывала о том, что слышала в семинарии, из истории Церкви, Ветхого Завета, учения святых отцов. И это был очень важный опыт, который мне во многом помог в духовном становлении.

Письма матушки Ольги (1994 год)

По тонкому льду

В 1994 году случилась удивительная поездка в Санкт-Петербург, во время которой я познакомился с иереем Олегом Скоблей. Зная, что мы с Олей готовимся принять важное решение в своей жизни, батюшка отправил нас на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. Вечером мы сели на поезд и утром уже приехали в Псков, дошли до лодочной станции, а там оказалось, что воду уже сковал лёд… И нам пришлось продолжить свой путь пешком по льду. Чтобы не бояться — а было, признаться честно, страшновато идти по первому льду — всю дорогу мы молились святителю Николаю, просили его о помощи. А когда добрались до острова, батюшка вышел из своего маленького домика нам навстречу и стал повторять молитвы, которые мы пели по пути к нему.

Помазал он нас маслицем, благословил. Матушка попросила у него наказ, как себя замужем вести, а он ей: «Жена да боится своего мужа», — и кулачком ей по голове легонько стукнул. «Деток благословите?» — «Бог благословит. Родится мальчик, назовёте Серафим (старшего так и назвали). Родится девочка, назовите Серафимой». Вторым у нас родился мальчик — назвали Симеоном. А сами сначала понять не могли: как же так, старец ведь не может ошибиться! Третьей родилась девочка, назвали Катюшей (уже прочувствовали на себе пламенный и озорной характер старшего Серафима, не было решимости пока назвать дочку Серафимой). Потом родилась ещё одна дочка, и здесь уже пришло время исполнять благословление отца Николая, назвали её Серафимой. И пятой родилась Поля, в крещении Пелагея.

У отца Николая мы с матушкой были трижды, каждый раз — с конкретными жизненными вопросами. Вообще надо очень внимательно слушать всё, что старцы говорят, стараться запомнить каждое слово. К батюшке мы приходили с важными вопросами, а он нам говорил какими-то прибауточками и стишками, и только потом я узнал, что таким образом он запрещает бесам действовать. Самое ценное в общении со старцем — это наше к нему доверие, по которому Господь являет старцу Свою волю о нас.

Старец Николай Гурьянов

Школа послушания

О том, что я прослужу диаконом только две недели, отец Николай тоже предупреждал. А дальше, когда меня в священнический сан рукоположили и в Свято-Пантелеимоновский храм перевели, началась настоящая школа послушания, смирения и терпения в разных аспектах жизни. Отец Димитрий — воспитатель замечательный! Он напрочь лишён лицеприятия, видит правду и говорит, невзирая на лица, порой резко, хлёстко, словно гвоздики забивает в сознание.

Например, однажды он смирил меня таким образом. Шел Великий пост, а по уставу необходимо ставить на престоле в алтаре горящую лампадку. А, поскольку я старался соблюдать устав буквально, то с вечера лампадку приготовил и ушёл домой. Утром нахожу её погашенной, а на аналое записочка: «Отец Евгений, ваше благочестие не освободит вас от ответственности за сожжённый храм». Эти несколько слов были ударом по моему самолюбию и чувству собственной правоты, и таких моментов было много. Игумен всегда давал очень ясные, чёткие указания и приходилось смиряться, терпеть, забывать о своём мнении и делать, как благословил настоятель.

Лет 10 назад на одном из дней рождений отца Димитрия собрались его «выпускники» (батюшка воспитал около 30 священников, причём, многие — настоятели храмов). И он нам тогда сказал: «Отцы, вы знаете, почему вы смогли добиться всего, чего добились? Потому что слушались». Были батюшки разные, и такие, которые не выполняли послушание, и они сейчас где-то служат, но жизнь их по-другому сложилась. Так вот, игумен тоже отметил это важное качество — умение отказываться от своей воли.

В храме целителя Пантелеимона на Сибирском тракте я прослужил 18 лет. Все основные послушания внутри церкви и внутри прихода там были пройдены: и в воскресной школе был директором, и молодёжкой занимался, и миссионерствовали мы с отцами в окрестных районах — раздавали людям листовки и номера «Православной газеты», проводили духовные беседы. А когда возведение нового здания Пантелеимоновского храма началось, игумен благословил нас каждое воскресенье ходить крестными ходами от старого храма до строящегося — отсюда любовь к крестным ходам у меня осталась.

Ещё вспоминаю такой духовный урок. В самом начале священнического служения у меня язва желудка открылась. Сначала я её на физическом уровне переживал, многое хотел тогда по-своему делать, как считал правильным, и через эту боль меня Господь учил любви к ближнему и смирению. Учил тому, что не стоит переделывать человека, а нужно снисходить и покрывать все его недостатки своим терпением. Многие люди пытаются лечить язву медикаментозно, и отказываться от этого не стоит, но, все-таки, главное лекарство — духовное. Нужно найти в себе то, из-за чего душа уязвляется, вырвать эту занозу, принять обстоятельства, человека, начальника или подчинённого, и тогда болезнь отступит. Как только я смирился, язва прошла.

Владыка Викентий поздравляет благотворителей епархии (2011 год)

Социальное служение

Мое личное социальное служение началось с того момента, когда я начал окормлять областную психобольницу, на территории которой находился Свято-Пантелеимоновский храм. Дело это было ответственное, нужное для людей, и самому пришлось по душе. Я приходил в детские, взрослые — женские, мужские, старческие — отделения, общался с пациентами. Люди там находились очень несчастные и в то же время благодарные, даже на малое внимание сразу откликались. Это удивительная школа была! Хорошее упражнение для сердца в борьбе со страстями, унынием, плотскими движениями. Когда на душе становилось мутно, я собирался с силами и приходил к тем, кому ещё тяжелее, вместе с ними мы молились, и тревога отступала.

Благословение на руководство новым епархиальным Отделом социального служения дал архиепископ Викентий в апреле 2002 года, и потом своим видением событий, молитвой, поддержкой, вниманием, участием много лет нас поддерживал. И особые слова благодарности у меня, конечно, владыке Пантелеимону (Шатову), председателю Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Он меня воспитывал, ведь вопросов было очень много, а проблем ещё больше. Как их решать, с чего начать — с этим я обращался к нему каждый раз в важные этапы развития нашего отдела, и владыка всегда помогал. Я мог позвонить ему и попросить совета или разрешения приехать в Москву и побыть рядом с ним несколько дней, послушать, как он общается и решает вопросы. Все мои сотрудники неизменно проходят стажировку у помощников владыки Пантелеимона, и во всём, чего мы добились в работе отдела и Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге, большая заслуга владыки.

Владыка Пантелеимон (Шатов) посещает подопечных

Социальное служение, если одним словом сказать — это послушание Церкви. Изначально мной это так было воспринято. Входил я в него с трудом, напряжением, скорбью и болью. И сейчас для меня социальное служение остаётся послушанием Церкви, которое хочется исполнять достойно.

С приходом на Екатеринбургскую кафедру митрополита Кирилла социальный отдел получил новый импульс развития. Владыка сразу в нашу сторону посмотрел, обозначил важность социальной работы приходов и Церкви, поставил новые задачи, поддержал и до сих пор поддерживает социальное служение. Его постоянная заинтересованность, личное участие в мероприятиях — это огромная помощь, благодаря которой социальный отдел епархии, которому в 2015 году исполнилось 13 лет, и Служба Милосердия развиваются шаг за шагом. Сейчас у нас более 20 социальных и благотворительных проектов в Екатеринбурге, около 3000 подопечных, порядка 50 сестёр милосердия, 20 братьев Успенского братства и свыше 550 добровольцев.

И, конечно, владыка строго спрашивает по каждой задаче и не дает нам расслабляться, благословляя всё новые виды послушаний. Первым таким непростым послушанием была поездка группы добровольцев в Крымск, пострадавший от наводнения. Было немного страшно, ведь стояла задача за сутки подготовить людей и отправить в неизвестные условия. Господь всё управил. И этот опыт показал, что не надо ничего бояться, а нужно пробовать и делать. Так, благодаря владыке Кириллу, у нас есть опыт проведения международной медицинской конференции, организации работы добровольцев на время паломничества святынь в Екатеринбург, Царских крестных ходов и многого другого. Это колоссальный опыт и очень интересные проекты, которые вносят в нашу жизнь энергию и движение.

Владыка Кирилл в доме ребенка №5

Под покровом Божией Матери

От настоятельства я долго и сознательно отказывался. Я люблю богослужения, люблю заниматься с людьми, которые приходят на беседы. А любые хозяйственно-административные процессы, мне казалось, сразу же лишают жизни, энергии. Ведь настоятелю требуется огромное время уделять хозяйству. Кроме того, ответственность за принятие решения — духовная и душевная — больше, чем физическая нагрузка.

От одного старца я слышал, что настоятельство, старчество и юродство — это пути, на которые сам человек не может вставать, на них ставит Господь, и помогает Он особым, благодатным образом. И, действительно, помощь Божия ощущается постоянно, даже во внутреннем состоянии. Когда находит какое-то малодушие, растерянность, то по молитве оно очень быстро рассеивается и возникает ясность в принятии решения.

Вот уже два года как я настоятель. И я благодарю владыку Кирилла за это послушание, благодарю Бога за возможность послужить таким образом Церкви. Как и многим настоятелям в нашей стране мне с приходом довелось решать задачу восстановления разрушенного в годы советской власти дома Божия. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге был построен в 1838 году. Искорёженный и изуродованный, как наши души, даже своим внешним видом он сегодня призывает нас к покаянию, напоминает о годах лихолетья. С Божией помощью процесс по восстановлению запущен и движется, сейчас мы готовимся к этапу получения разрешений на начало строительных и восстановительных работ.

У нас очень хорошая, дружная община, она растет потихоньку, много семей и молодых людей. Многие из прихожан — добровольцы и помощники Православной Службы Милосердия. Порядки у нас у нас довольно строгие, есть дисциплина, определённые обязательства, люди понимают свою ответственность перед Богом и своими собратьями. Здесь, как в семье: каждый старается в меру сил выполнять своё послушание и помогать тем, кто рядом.

Семья отца Евгения и матушки Ольги Попиченко

СемьЯ

Меня очень часто просят дать совет, как воспитывать детей. «Ведь, у вас, батюшка, их пятеро, вы точно знаете», — говорят. А для меня это один из самых сложных вопросов. Мне кажется, пока дети не дорастут до зрелого возраста, пока не создадут своих семей, очень сложно сказать, какие они получились, эти плоды воспитания. Возникает иллюзия, что достаточно быть просто рядом со своими детьми, подавать им пример. Но через какое-то время выясняется, что этого недостаточно.

Начинаешь понимать, что педагогика — это целенаправленный процесс взращивания, культивирование определённых положительных черт и нивелирование отрицательных. Что нужно ставить конкретные педагогические задачи и целенаправленно их решать. Что сначала дети — это пластилин, из которого можно лепить на определённом жизненном этапе, а потом он затвердевает, и уже то, что заложено, трудно преобразовать. С другой стороны, это смиряет, ты понимаешь, что только сеешь, а взращивает всё равно Господь. И худо-бедно, но что смогли, мы сделали.

Я знаю, что в церковных семьях живую веру передавать сложнее, чем тогда, когда человек обретает Бога в ходе жизненного пути, в ходе преодоления скорбей и трудностей. Точнее, есть такое искушение, примерно как с наследством: когда человек получает большое наследство, он его не ценит и начинает транжирить. То же и с верой: когда дети растут в храме, в церковном общении, доступности Таинств, бывает так, что они перестают это ценить. Церковь превращается в место встреч, тусовок, общения со своими сверстниками. И мы с матушкой молимся о том, чтобы наши дети не потерялись в подростковый период, чтобы малые зёрнышки веры проросли и обязательно дали добрые плоды.

Послесловие

Сейчас для меня самое трудное — понять, насколько всё, что я делаю, угодно Богу. Социальное служение, настоятельство требует массу сил, времени, энергии, жизни, но можно ли считать тот баланс, который сегодня существует между семьёй и послушанием, правильным? Всегда помню об ответственности за детей. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что невозможно строить Царство Божие, разрушая малую церковь. Бывает, что священник думает, что он строит Царство Небесное, но часто это только иллюзия, меж тем бывает, что свою семью, как Авраам — сына, он приносит в жертву. Я стараюсь честно служить Церкви, но может оказаться, что Господь скажет: «Мы ждали от тебя других плодов…». И будет ли мне что сказать в ответ?..

Авторы: Светлана Кислова, Ольга Морозова, журнал «Православный вестник» №120 (2015 год)

Пожертвовать

11 апреля 2016г. Просмотров: 2335

Как современные люди приходят на путь служения Господу? Большинство священнослужителей говорят, что этот выбор предопределен Господом, и все события в жизни будущего служителя ведут его к этому решению. Таким был путь протоиерея Евгения Попиченко.

Биография

Отец Евгений родился в 1973 г. в Екатеринбурге в семье инженеров. В детстве он не получал церковного воспитания. По настоянию бабушки юноша принял крещение в 16 лет. После окончания средней школы он поступил в Свердловский государственный инженерно-педагогический институт. Продолжая семейную традицию, он выбрал специальность «Робототехника».

Протоиерей Евгений Попиченко

Через некоторое время по Божьему провидению юноша познакомился с Игорем Бачининовым. В начале 90-х гг. он читал курс лекций о важности здорового образа жизни. На одной из них Евгений услышал выступление молодой девушки Людмилы, которая недавно познакомилась с христианством и вдохновенно рассказывала о своём духовном опыте.

Она предложила слушателям подготовиться к исповеди и таинству Причастия. В ходе выполнения этого задания молодой человек проникся христианскими идеями. Это привело его в екатеринбургский храм Вознесения Господня. Регулярно посещая службы, юноша укреплялся в решении посвятить себя служению Господу. Постепенно он вошёл в церковную общину и получил свои первые послушания.

Вскоре он познакомился со священником Димитрием Байбаковым. Иерей Димитрий был настоятелем Покровского храма в селе Рудянское Сухоложского района. Общение с ним укрепило решение Евгения. В течение 2 лет он нёс алтарническое служение в сельском храме, который посещало множество молодых людей, стремящихся к единению с Господом.

Через некоторое время отец Димитрий назначил молодого человека руководителем церковного хора.тЕвгений Попиченко принял священство весной 1995 г. Священническую хиротонию проводил руководитель Екатеринбургской епархии Никон, который оставил молодого священника в Иоанновском монастыре.

Но иерей Димитрий, ведущий активное церковное и социальное служение, попросил вернуть своего помощника обратно на служение в Свято-Пантелеймоновский храм Екатеринбурга. Отец Евгений 18 лет состоял в клире Пантелеймоновской церкви. Помимо церковного послушания, духовный отец поручил ему закончить светское образование.

Важно! В 2013 г. его назначили настоятелем Успенского Собора, расположенного в Екатеринбурге. Благодаря усилиям батюшки старинный храм начал восстанавливаться, развивается приходская община.

Социальная деятельность

С середины 90-х гг. отец Евгений несёт активное социальное служение. Первый опыт этого послушания священник получил в больнице для людей с психическими заболеваниями. Этот опыт научил его бороться со страстями и грешными помыслами.

Отец Евгений является настоятелем Успенского храма в Екатеринбурге

С 2002 г. протоиерей Евгений Попиченко был назначен руководителем всех социальных проектов, проводимых в Екатеринбургской епархии. Он руководит следующими видами социальной работы:

  • организация работы Службы Милосердия;
  • помощь людям, нуждающимся в помощи;
  • проведение конференций, посвящённых социальным, медицинским и религиозным вопросам;
  • организация паломнических поездок;
  • формирование добровольческих отрядов для помощи в чрезвычайных ситуациях, происходящих в разных российских регионах.

Труды и проповеди

Общественная деятельность отца Евгения не ограничивается руководством и участием в различных социальных проектах. Участвуя в различных социальных проектах, священник часто взаимодействовал со средствами массовой информации.

С 2009 г. он возглавил православный епархиальный журнал «Православный вестник», в котором рассказывается о жизни епархии, священниках и прихожанах екатеринбургских приходов. Также в нём публикуются статьи, освещающие основные христианского вероучения и истории православной церкви.

Интересно! Помимо печатных изданий священник сотрудничает с православными телеканалами. Он является постоянным ведущим программы «Церковный календарь», выходящей на канале Союз. Батюшка Евгений рассказывает о православных праздниках, пытаясь донести до зрителей значимость того или иного святого предстоятеля и праздника.

Протоиерей идёт в ногу со временем, используя для проповеди Слова Христова современные средства коммуникации. Он является создателем интернет-проекта «Благая часть». С его помощью он привлекает в церковь молодое поколение, доступно объясняя основные христианские догматы, освещая вопросы милосердия, смирения и терпения.

Семья священника

Протоиерей Евгений Попиченко — глава большой и крепкой семьи. Со своей женой — матушкой Ольгой — батюшка познакомился в начале 90-х гг. Он уже некоторое время руководил церковным хором и хотел взять несколько уроков пения, чтобы с большим успехом нести порученное послушание.

В это время Покровскую церковь посещала приехавшая на каникулы студентка музыкального отделения Санкт-Петербургской духовной академии. Она согласилась дать молодому клирику несколько уроков, с которых началось общение молодых христиан. После отъезда девушки на учёбу они продолжили общаться в переписке.

Семья священника Евгения Попиченко

В 1994 г. молодые люди отправились в псковскую область за благословением их на брак к старцу Николаю Гурьянову. Праведник благословил пару и наказал назвать детей Серафим и Серафима. В исполнение наказа старца первенца родители назвали Серафим. Затем Бог благословил их ещё одним сыном и тремя дочерями, средняя из которых получила имя Серафима.

Отец Евгений утверждает, что воспитание детей и семейные отношения являются таким же служением для священника как церковные службы и общественная деятельность. Родители закладывают в детей зёрна веры, добра, милосердия, которые при помощи Господа прорастают, формируя личность истинного христианина. Несмотря на занятость, родители всегда должны помнить, что они отвечают за воспитание и развитие своих детей.

Протоиерей Евгений Попиченко — пример современного священника, сделавшего осознанный выбор в пользу церковного служения Господу. Его жизнь доказывает, что смирение и подчинение Воле Господа помогают успешно справляться с духовным и социальным служением, совмещая их с супружескими отношениями и воспитанием детей.

Беседы с протоиереем Евгением Попиченко

Евгений Попиченко

Скачать эту статью

Биография Евгения Попиченко — это чудесная история сознательного выбора жизни во Христе и социального служения.

Отец Евгений — наш современник. Он родился в Екатеринбурге, в 1973 году. Свою мирскую профессию Евгений Попиченко получал в Российском государственном профессионально-педагогическом университете.

Сразу после окончания машиностроительного факультета, отец Евгений поступил в Екатеринбургскую православную духовную семинарию.

Интересно, что крещение его произошло лишь в 16 лет, по настоянию бабушки. Тогда церковное таинство, как и в целом дела духовные, не произвели на юношу впечатления.

Перемены наступили в тот момент, когда Евгений познакомился с Игорем Бочиненым.

На одну из лекций он пригласил выступить гостью из Новосибирска, которая, делясь своим духовным опытом, вдохновила будущего отца Евгения познакомиться с Церковью ближе.

Протоиерей Евгений Попиченко

В церковную общину Евгений, по его рассказам, попал после одного из праздничных богослужений, когда он вместе с сотрудниками храма отправился в трапезную, где был принят как свой. А позднее он уже получил благословение на охрану храма и первые послушания.

Еще будучи студентом РГППУ, Евгений Попиченко получил церковный сан диакона, а вскоре после этого — сан священника. Диаконская хиротония (рукоположение) отца Евгения проходила в Свято-Пантелеимоновском храме Екатеринбурга, где он был помощником у настоятеля, отца Дмитрия.

После рукоположения, владыка Никон оставил Евгения на служение в Иоанновском монастыре. Однако, по просьбе отца Дмитрия, Евгения рукоположили в священники и направили служить обратно в родной храм. Там он был священником на протяжении 18 лет (с 1995 по 2013).

2013 в этом году Евгений стал настоятелем Собора Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринбурге

С 2013 года протоиерей Евгений стал настоятелем Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринбург. Следует отметить, что от настоятельства отец Евгений очень долго отказывался.

По его мнению, чрезмерная ответственность за хозяйственные дела лишает энергии для общения с прихожанами. Однако, став настоятелем, Евгений Попиченко смог запустить процесс восстановления Собора, перестроенного в 30-е годы XX века.

Готовясь к проповедям, Евгений Попиченко часто обращается к наставлениям отца Иоанна Крестьянкина, прослушивает записи отца Андрея Ткачева и других.

По его мнению, проповедь сегодня не должна быть долгой, но должна быть понятной и искренней. Даже если, прочитав Евангелие, душа вдруг не откликнулась, лучше честно сказать об этом пастве, чем придумывать что-то лишнее.

У отца Евгения большая и крепкая семья — чудесная жена и пятеро детей

Отец Евгений, Матушка Ольга и их дети

Смотрите также статью Андрей Ткачёв: биография, фото семьи

С матушкой Ольгой отец Евгений познакомился в храме Вознесения, куда он ходил обучаться пению. Ольга тогда приехала на каникулы из Санкт-Петербургской духовной семинарии. По счастливой случайности, она оказалась музыкантом.

Тогда отец Евгений решил взять у нее пару уроков. Когда Ольга вернулась обратно в Санкт-Петербург, то связь будущие муж и жена держали через письма.

Как рассказывает сам отец Евгений, перед тем, как решиться на такой важный шаг, они с Ольгой отправились к отцу Николаю Гурьянову, на остров Залит.

Несмотря на то, что их путь проходил по тонкому льду Псковского озера, решимость и молитва оберегли их от беды. Там будущие муж и жена получили благословение от старца и наставления назвать сына Серафим, а дочь — Серафимой.

В семье отца Евгения и матушки Ольги пятеро детей — Серафим, Симеон, Екатерина, Серафима и Пелагея. Сам Евгений говорит, что дети у него золотые, послушные. Девочки любят по-своему, ласково. Мальчики же своей, скупой мужской любовью.

Взглянув на фото Евгения и его семьи, сразу становится понятно, насколько дружны они в своем семейном счастье.

Одно из послушаний Отца Евгения — социальное. Он помогает больным, старикам, детям

Евгений Попченко посещает больницы, где помогает больным, наставляет их в вере и вникает в нужды взрослых и маленьких пациентов

По словам самого отца Евгения, его социальное служение началось с того момента, как он начал посещать пациентов психиатрической больницы. На ее территории находился храм, где Евгений Попиченко был священником.

С 2002 года отец Евгений — руководитель епархиального Отдела социального служения по благословению архиепископа Викентия.

Под его руководством более 20 социальных проектов, каждый из которых направлен на помощь нуждающимся: старикам, детям, больным. К социальному служению привлекаются и добровольцы.

Смотрите также статью Священник Павел Островский

Среди прочих видов послушаний, отец Евгений вместе с добровольцами, ездил в Крымск, пострадавший от наводнения в 2012 году. По словам самого отца Евгения, это было тяжелое испытание, ведь необходимо было за очень короткий срок подготовить людей и поехать в неизвестное место.

Отец Евгений работает с православными СМИ

Евгений Попиченко ведет на канале «Союз» передачу «Церковный календарь»

Отец Евгений мог бы по праву стать консультантом в вопросах организации православных СМИ, равно как и в вопросах взаимодействия со светскими газетами и телеканалами.

Евгений Попиченко на протяжении достаточно длительного времени возглавляет журнал «Православный вестник». Сейчас журнал выходит тиражом в две тысячи экземпляров, но так было далеко не всегда. Появился этот проект как добровольческий и занимались им прихожане.

Журнал рассказывал о повседневной жизни священников, изготавливался на ризографе и в целом был, по словам отца Евгения, очень «домашним». Таким образом «Православный вестник» просуществовал пять лет.

С 2009 года журнал получил статус епархиального с благословения Владыки Викентия. Так, постепенно, помимо жизни священников, журнал стал наполнятся рассказами о жизни прихожан, о приходских семьях и других событиях епархии.

Сейчас же на журнал наложена еще более важная миссия, поскольку он стал лицом Православной службы милосердия и Отдела социального служения. Журнал говорит своим читателям о милосердии, о важности взаимопомощи и любви к ближнему.

Кроме печатных изданий, протоиерей Евгений работает и с телевизионными СМИ. На протяжении многих лет он является ведущим программы «Церковный календарь» на канале Союз.

Вся сложность работы в этой программе заключается в том, чтобы каждый раз рассказать верующим о памятной дате или празднике по-новому.

Так, чтобы каждый зритель увидел, в первую очередь, себя, прочувствовал свой опыт «знакомства» с тем или иным святым.

Передача «Церковный календарь», 23.05.2008. Проповедь Евгения Попиченко «О христианской дружбе»

Кроме этого, отец Евгений с 2016 года ведет свой собственный интернет-проект «Благая часть» на ресурсах Успенского Собора.

Сейчас Евгений Попиченко служит на благо православной церкви и своей паствы, продолжает своё социальное послушание и помогает людям в их вере.

Что взять с собой на исповедь? (беседа с протоиереем Евгением Попиченко)

В позапрошлом веке православный христианин собирался на исповедь обстоятельно: долго говел, то есть постился и тщательно молился. Исповедь была событием, которое, как и Таинство Причастия, происходило несколько раз в году. Сегодня все более распространяется исповедь частая, у многих еженедельная. Изменилось ли отношение к исповеди или люди стали более грешными? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Евгений Попиченко.

«Если бы не было покаяния, то не было бы спасающихся».

Авва Исаия

– Отец Евгений, изменилось ли сегодня понимание Таинства Исповеди по сравнению с прошедшими веками?

– В современной русской православной культуре Таинства Исповеди и Причастия неразрывно переплелись, что, в общем-то, было нехарактерно для апостольских времен. Главным смыслом и назначением исповеди было соединение и примирение человека с Церковью после совершения им тяжкого греха. Это, разумеется, были из ряда вон выходящие случаи. Наш век от апостольского отличается тем, что такие случаи стали обычным делом. Например, человек покрестился и стал членом Церкви, стал живой веточкой этого огромного древа, но вдруг выяснилось, что он из своей «прошлой» некрещеной жизни принес в новую жизнь некоторые совершенно невозможные для христианина представления о вере. Таких людей можно встретить когда и где угодно. Они считают себя православными, даже стремятся войти в полноценную жизнь Церкви, но исповедуют веру не православную: почему-то не могут принять приснодевство Марии или никак не соглашаются, что истина есть только в Православии. Если человек не исповедует, не принимает верой догматы Церкви, он отсекается от древа Церкви, становясь еретиком.

Отпадает человек от Церкви и через смертные грехи, которые убивают душу, разрывает связь души с Богом. Примером такого духовного самоубийства можно назвать гражданский брак – форму беззаконного, якобы упорядоченного блудного сожительства. Еще одно условие, при котором человек находится во вражде с Богом, – это жизнь без борьбы со страстями. Потому что невозможно остаться свободным, если человек не ведет систематическую, целенаправленную духовную, аскетическую, церковную жизнь.

Ведь страсти рано или поздно вновь приводят его к смертному греху. Это лишь некоторые условия, при которых человек теряет связь с Богом, отпадая от Церкви. Для уврачевания этих смертельных ран было установлено Таинство Исповеди, в котором священник в разрешительной молитве молится: «примири, Господи, и соедини его святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе Нашем».

Сегодняшняя традиция исповеди вытекает из дореволюционного и советского периодов, когда человек действительно мог причащаться раз в год или раз в пост. Такие длительные промежутки жизни вне церковных таинств, естественно, требуют серьезной подготовки и говения, очень внимательной исповеди. Потому что за несколько месяцев человек может наделать множество ошибок, впасть в тяжкие и даже смертные грехи. Так и сложилось, что исповедь стала просто необходимым условием допуска человека к Причастию.

– Священник, заканчивая службу, традиционно выходит на исповедь. Таким образом, у каждого христианина имеется возможность приступить к этому таинству. В очередь на исповедь обязательно встают и так называемые «захожане». С какими сложностями сталкивается священник при исповеди таких людей?

– Действительно, в будние дни в храм приходит больше «захожан», чем прихожан. И очень часто они настроены обязательно прорваться к Причастию и, соответственно, перед этим исповедоваться. Они узнали от знакомых, подруг и разного рода целителей, что Причастие – это такая волшебная процедура, которую нужно пройти – «и тебе будет счастье». Но на исповеди человек сталкивается с тем, что, по большому счету, он не имеет никаких вменяемых представлений о духовной жизни, он абсолютно не знает учения Церкви о страстях.

Самое печальное – то, что он абсолютно не видит своего духовного состояния. Для священника это повод не допускать его до таинства. Потому что человек, который пришел из дикого леса в Церковь, очень глубоко поврежден: человек, сделавший десяток-другой абортов, то есть совершивший несколько убийств, не может быть совершенно спокойным и доброжелательным. То же самое с блудом, гордостью, ненавистью.

Каждый смертный грех оставляет след на душе. И вот с такой душой «захожанин» пытается прорваться к Таинству Причастия, которое есть «огнь, опаляющий недостойныя». Он не знает о предупреждении святого апостола «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11, 29 –30). Христос – не только милостивый врач, Он еще и справедливый Судия. Поэтому церковная традиция всегда предполагала некоторый период карантина – то, что называется епитимьей, – время для приведения в порядок своей жизни, время, данное человеку на покаяние.

– Покаяние и исповедь – это не одно и то же?

– Исповедь – только элемент покаяния. А покаяние – это целый процесс, который складывается из этапов внутреннего делания, этапов изменения себя. Естественно, всему этому нужно учить человека, а не просто допускать его до исповеди. Мы, священники, знаем об ответственности человека перед Богом в таинствах, а «захожанин» не знает.

Можно сказать, что регулярная исповедь, совершаемая в храмах, является некоторым фильтром, который задерживает человека и дает ему возможность начать церковную жизнь и не наделать страшных ошибок. Преподобный Симеон Новый Богослов и святитель Иоанн Златоуст предупреждают, что человек, причащающийся недостойно, становится повинен в Крови Христовой и уподобляется Иуде и богоубийцам, которые принимают Христа и Его распинают внутри своими грехами. Поэтому священники обязаны учить приходящих в храм людей, иначе ответственность за такие «исповеди» будет лежать и на них.

– А в случае с постоянными прихожанами ответственность за исповедь лежит только на них?

– В большинстве случаев и постоянным прихожанам нужны столь же постоянные напоминания основ церковной жизни, поэтому «исповедь как фильтр» и им очень полезна. Да, они имеют достаточно серьезный опыт духовной жизни: молитвы, чтение Священного Писания и святых отцов. Но в какие-то моменты этот опыт вдруг перестает влиять на жизнь прихожанина, он расслабляется, оставляет молитву, не стремится к Причастию.

9-е правило святых апостолов подвергает епитимии мирянина, не участвующего в Причащении: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного». Действительно, не понятно, почему человек, который находится на службе, не причащается, по каким причинам он не приступает к Чаше? Или он еретик, или он находится под епитимьей, или он в смертных грехах.

Церковь 2-м правилом Антиохийского Собора постановила: «Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения Святыя Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное».

80-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения». А у нас люди спокойно забывают об этих нормах церковной жизни и отправляются вместо воскресного богослужения кто на огород, кто в гости, кто на шашлык. Церковная жизнь предполагает регулярное единение со Христом, а частое Причастие есть сердцевина жизни духовной.

Никодим Святогорец в своей книге «О частом причащении Святых Христовых Таин» очень убедительно на основании святых отцов доказывает, что частое причащение необходимо. Так вот, о таких отпавших и отлучивших себя от Церкви христианах священник во время исповеди молится: «примири и соедини его святей Твоей Церкви».

– Сегодня у многих постоянных прихожан все же есть желание построить нормальную церковную жизнь, есть желание и частого причащения. Отчего частое причащение оказалось связанным с частой исповедью?

– Частое причащение требует очень внимательной жизни. Когда христианин проживает внимательно хотя бы неделю, он видит, что согрешал и помыслами, и чувствами, допускает как «простительные», так, к сожалению, и «тяжкие» грехи. Естественно, что он стремится часто исповедоваться. Собственно, так и должно быть. Потому что покаяние – это не чтение по бумажке перечня грехов, покаяние есть процесс постоянного наблюдения за собой и чуткая совесть.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский все время себя проверял, и как только замечал в своей душе что-то противное Богу, тут же начинал искренне каяться. Через какое-то время он получал от Бога «извещение», что Господь его прощает: возвращалось мирное состояние души, возобновлялась живая молитва. Так и каждый христианин должен находиться постоянно в покаянии, наблюдении за собой, и если в чем-то отступает от Бога (словом, делом, чувством), тут же прибегать к врачевству покаянием.

В таких случаях исповедь принимает немного другую форму. Человек смертно не грешил, от Бога не отпадал, поэтому исповедь для него – не столько примирение и соединение с Церковью, сколько «профилактический осмотр». Такая исповедь не превращается в беседу о жизни. Священник знает всю душевную подноготную человека, знает его слабые места. Он может лишь напомнить средства борьбы со страстью, часто действующей в душе. Особое же внимание он обращает на события, которые кажутся из ряда вон выходящими. Здесь священник может задать какие-то уточняющие вопросы или дать задание.

– Противники частой исповеди говорят, что она охлаждает сердце человека, усугубляет формализм. Логика такова: если исповедь редкая, то человек серьезно готовится и, подходя ко Кресту и Евангелию, от всего сердца исповедуется, а если еженедельно исповедоваться, то покаянное чувство в сердце не успеет появиться.

– Страшное дело, когда таинства церковные для человека становятся безжизненными, формальными и сухими. Но ведь это может произойти и с тем, кто каждую неделю стремится на исповедь, и с тем, для кого «достаточно исповедоваться раз в год». Как часто бывает, что человек впервые приходит на исповедь, за его плечами «полный набор» страшных грехов, а покаянного чувства нет. Или напротив, мы можем прочитать в книгах о подвижниках, которые жили свято, но каждый день плакали о своих грехах. Покаянное чувство – это плод систематической духовной жизни.

– Тогда перефразируем вопрос: как в принципе не потерять покаянное чувство?

– Давайте вернемся к мысли, что покаяние – это процесс. Душа человека имеет три силы – сила разумная, сила чувственная и сила желания, которые в идеале должны вместе стремиться к Богу. А грех, войдя в Адама и через него во всех нас, расстроил человека. Теперь разум желает одного, чувства – другого, воля вообще исполняет третье. И задача духовной жизни и покаяния как процесса – вернуть человеку целостность, целомудрие.

Святой Марк Подвижник, говорит о том, что каждая сила исправляется определенными упражнениями. Сила ума исправляется принятием правильных мыслей, – мыслей, которые отражают истину. Истина очень четко и определенно выражена Христом и переведена на понятный нам язык святыми отцами. Поэтому духовный закон жизни предлагает регулярное изучение Священного Писания и трудов святых отцов, чтобы усвоить правильное мировоззрение и правильную реакцию на события. Сила чувственная исправляется трудом и подвигом внутренней молитвы. Через труд внутренней молитвы, который, слава Богу, в Церкви достаточно подробно изучен и описан, чувства человека приобретают правильные христианские свойства, «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). Третья составляющая, воля, которая должна двигать чувства и ум усилием к Богу, исправляется через послушание воле Божией и обстоятельствам, в которые Господь человека помещает. В таком послушании человек приобретает такие божественные свойства, как терпение и смирение. Научение целомудрию и покаянию – это процесс длиною в жизнь.

От рождения до последнего издыхания происходит изменение ума, чувств и воли, преображение их по тому образу, который нам явил Христос. То есть покаянное чувство должно быть и каждую неделю, и каждый месяц, и каждый год. Но это уже плод определенных усилий, осознанного церковного опыта.

– Как же быть человеку, который только в начале этого пути? Неужели ему не избежать сухости и формализма на исповеди?

– На первом этапе нас могут выручить заповеди блаженства. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» – шестая заповедь. До сердечной чистоты и правильной реакции сердца на жизнь нужно дорасти, добраться. Однако, первая ступень – «Блаженны нищие духом» – доступна всем. Каждому, подходящему к исповеди, нужно научиться видеть свои грехи и признавать их грехами. Если это произойдет, то и вторая заповедь будет нам доступна, мы научимся плакать о грехах.

Сразу же ожидать от себя правильного плача о грехах, наверное, преждевременно. Это будут лишь эмоции, которые не принесут нужных плодов. На первом этапе можно воспользоваться книгами, которые прекрасно настраивают душу на покаяние. Например, книга приснопамятного архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди» не только новоначальному христианину поможет приготовиться к первой исповеди, но и бывалому прихожанину оживит сердце.

Но постепенно нужно самому научиться наблюдению за собой, настроить совесть, помня, что это ты выстраиваешь свои отношения с Богом и сам несешь ответственность за свою душу перед Богом. А у нас часто батюшка воспринимается как некий оракул, который говорит, что мне делать и как мне жить. Удобна эта позиция тем, что и ответственность за всю жизнь перекладывается на плечи такого оракула. Нет, батюшка – лишь свидетель твоего покаяния перед Богом.

– Может ли священник по исповеди сделать выводы о том, правильно настроен человек или нет? Ведь слова мы можем говорить какие угодно, это не будет выражением искреннего покаяния.

– Отношение к исповеди заметно и по тому, как человек формулирует предложения, как произносит: просто ли зачитывает по бумажке или исповедует грехи, осознавая себя стоящим перед Богом. «Се икона Его пред нами, аз же точию свидетель есть, ибо свидетельствую пред Ним вся, елико речеши мне», – говорит священник в молитвах перед исповедью.

Разговаривая со священником человек обычно формулирует так: «Согрешил, батюшка», – или: «Прости, батюшка». А начиная свой диалог с Богом, человек говорит: «Прости, Господи». Все равно чувствуется, говорит он формально, или действительно искренне переживает, что прогневал, причинил страдание Господу своими грехами. Кстати, хорошо бы всегда помнить, что Господь-то уж точно слушает наше сердце, а не наши слова.

– Какое чувство должно возникать после искренней, правильной, если можно так сказать, исповеди? Как определить, раскаялся я или нет?

– Не надо сильно зацикливаться на этом, потому что можно начать ожидать каких-то чувств, начать их искать, пробуждать в себе, и родится совершенно не то состояние и настроение. Однако скажем, что плодом правильной духовной жизни являются смирение, внимательная молитва, охлаждение к жизни мирской, когда человек после исповеди испытывает жажду праведности и более тянется к духовным делам: побыть в уединении, помолиться, словом, побыть с Богом. Потому что невозможно одновременно быть другом миру страстей, греха, прихотливых развлечений, потребления – и быть другом Богу.

Святитель Василий Великий говорит, что самый верный знак того, что Господь простил грехи, тот, когда мы чувствуем некую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, чем снова произвольно согрешить.

– Если человек на исповеди стоит перед Богом в присутствии священника, то нужно ли выбирать батюшку по сердцу?

– Выбор священника подобен выбору врача. Бывает экстренная ситуация, когда мы бежим к первому попавшемуся врачу, который может оказать нам неотложную первую помощь. То есть, когда человек находится в командировке или живет где-то далеко от своего духовника, то совершенно нормально с рядовой исповедью приходить к любому пастырю. Но есть вопросы, которые требуют знания устроения человека, особенностей его жизни. Такое знание возникает при более долгом и глубоком общении с духовником. Он – как семейный врач, за многие годы изучивший болезни всех членов семьи и знающий те средства, которыми их нужно лечить.

Душеведение – это великая наука, поэтому нужно выбирать батюшку не просто «по сердцу», а с серьезным расчетом. Преподобный Иоанн в своей «Лествице» пишет, что надо очень внимательно подходить к выбору кормчего своего корабля, чтобы он не навел тебя на скалы, но довел до пристани.

Важно, чтобы священник был опытный, чтобы сам старался жить так, как говорит, сам старался своей жизнью приобретать духовные знания и опыт, чтобы его учение не расходилось с Евангелием и с учением святых отцов. Здесь предполагается, что каждый христианин знает учение Церкви и учение святых отцов, что он может как-то сориентироваться, говорит ли батюшка истину или что-то путает.

«Не откладывай покаяния на завтра: этому завтра никогда нет конца».

Святитель Иоанн Златоуст

– А как после принятия регулярной исповеди смотрит батюшка на своих прихожан? Видит ли он их сквозь призму грехов, которые они ему еженедельно приносят или память о грехах прихожан изглаживается из памяти?

– Как же мне ответить за всех батюшек? Я однозначно могу сказать, что батюшка искренне радуется, когда человек находит в себе силы бороться с грехом или исповедовать какие-то очень тяжкие и постыдные грехи. Радость, а никоим образом не осуждение, сочувствие, что человек позволил душе дойти до такого состояния – вот какое чувство появляется у священника на первых исповедях. Потом начинается повседневная жизнь, и очень важно, чтобы она не превратилась в болотце. Поэтому батюшка периодически как-то интересуется, как человек молится, что читает, и как он прочитанное в своей жизни применяет.

Очень часто для батюшки исповедь бывает для смирения. Помню, во время моей священнической юности к нам в храм ходила группа «Оптималист» – группа людей, которые преодолевают зависимость от алкоголя. В плане их занятий в конце курса была вписана обязательная исповедь. Бывало, около десяти вечера заканчиваешь исповедь, уже думаешь о том, что сейчас направишь свои стопы домой, выходишь после последнего исповедника из комнатки, где принималась исповедь, – а там стоят десятка полтора здоровых мужиков и женщин, и ты сразу понимаешь, что это надолго: люди пришли на первую исповедь, каждого нужно будет не просто выслушать, а что-то еще сказать. И никуда ж не денешься… Это, конечно, опыт жесткого смирения.

– А исповедь для батюшки – это чаще скучное мероприятие?

– Мне кажется, любая служба может быть и скучной, и живой. И исповедь может быть богослужением. «Господь зде невидимо присутствует». Представляете, рядом с тобой стоит Господь, принимает исповедь, а ты скучаешь. Просто мы часто этого не осознаем и как-то привыкаем к формальному отношению. А ведь можно пытаться во время исповеди молиться, пытаться вслушиваться в человека, вглядываться в его жизнь и понимать, что для него это важно. Это для священника исповедь – ежедневный поток одних и тех же людей, а для человека, даже если он раз в две недели пришел, – это две недели жизни и борьбы.

– А может ли батюшка не отпустить грех, сказав: «Нет, вот сейчас я тебе разрешительную молитву не прочитаю, пока ты это не исправишь»?

– Это допустимо, если речь идет о духовнике и его чаде, понимающем, что батюшка беспокоится о нем и принимает решения по любви, а не по самодурству. Хотя у священников, как продолжателей апостольского дела, есть такие полномочия. Господь сказал апостолам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22 – 23).

В каких случаях священник может не отпустить грех? Например, когда человек абсолютно не осознает грех. По словам святителя Иоанна Златоуста, преступно не столько делание греха, сколько бесстыдство после греха. Например, мужчина в первый раз приходит на исповедь, и когда поглубже касаешься его жизни, выясняется, что жена делала несколько абортов. И когда ты пытаешься ему объяснить, что в произошедшем на 90% его вина как главы семьи, он отвечает: «Да она сама… да я тут ни при чем».

То есть, у человека нет осознания вины за грех, за убийство, в котором он непосредственно участвовал. Как я могу отпустить ему грехи, когда в важнейших вопросах у него нет понимания? Покаяние – это же изменение ума. Можно прямо во время исповеди попытаться вернуть человека в ту обсуждаемую ситуацию, спрашивая: «Если бы мы вновь вернулись в эту же историю, ты сделал бы тот же поступок или нет?» Если человек начинает оправдываться: «Ну, а что я мог сделать, а какой был выход? Я бы, наверно, сделал то же самое», – значит, в сердце человека не произошло перемены, его душа по-прежнему настроена на совершение греха.

Поэтому надо человеку дать какой-то духовный совет, духовное упражнение: «Почитайте Евангелие, почитайте святых отцов, может быть, что-то из популярной художественной христианской литературы». Например, часто я советую женщинам, у которых нет осознания тяжести от совершенных грехов, читать книгу Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения». Конечно, об этом авторе есть разные мнения, но по опыту я знаю, что многих женщин эта книга трогает до глубины души.

– Когда человек собирается в поход, он составляет список нужных вещей, которые обязательно ему пригодятся в будущих испытаниях. Что обязательно нужно взять с собой на исповедь?

– Готовность и решимость встать перед Богом и взять ответственность перед Богом за себя, за свою жизнь – и решимость умереть, но не возвращаться в прежний плен, к прежним грехам.

Да поможет нам в этом Господь!

Беседовала Ксения Кабанова

Журнал «Православный вестник»