Феномен русской интеллигенции

Андрей Вознесенский: «Есть русская интеллигенция. Вы думали — нет?»

Лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник «Витражных дел мастер»), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала Вознесенского «самым великим поэтом современности».

Один из наиболее известных поэтов-шестидесятников, Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве.

Отец, Андрей Николаевич Вознесенский (1903 — 1974), участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР. Мать — Антонина Сергеевна (1905—1983), была родом из Киржача Владимирской области.

Детство поэта прошло на родине матери в Киржаче. Во время войны Андрей вместе с матерью был эвакуирован в Курган. Вернувшись в Москву, учился в старейшей московской школе.

Стихи начал писать рано и в 14 лет отправил рукописи Борису Пастернаку. Известный поэт высоко оценил творчество юного дарования, они подружились. дальнейшем Пастернак оказал огромное влияние на поэзию Вознесенского.

Окончив школу, Андрей поступил в архитектурный институт, окончил его, но по специальности не работал. Андрей Вознесенский
Фото: Источник

Первый сборник Вознесенского «Мозаика» был издан во Владимире в 1960 году и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы.
Второй сборник «Парабола» вышел в Москве.

Оба сборника сразу стали библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, было обвинено в формализме:

Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.
Я — Горе.
Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я — Голод.
Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой…
Я — Гойя!
О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад —
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды —
Как гвозди.
Я — Гойя.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского.

В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал:

«Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты, какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

После этого вокруг поэта образовалась «полоса отчуждения». В 1964 году он пишет знаменитое «Тишины!»:

Тишины хочу, тишины…
Нервы, что ли, обожжены?
Тишины…
чтобы тень от сосны,
щекоча нас, перемещалась,
холодящая словно шалость,
вдоль спины, до мизинца ступни,
тишины…

Но вопреки контролю со стороны властей, Вознесенский часто выезжает из страны: Польша, США, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания, Австрия, Болгария, Мексика.

В 1962 году Вознесенский выпустил свой новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало очередную волну негодования представителей власти. Но народ любил поэта, стихи перепечатывались в самиздате, расходились по рукам.

Есть версия, что сборник «Треугольная груша» получил своё название именно из-за этого любовного треугольника: Андрея Вознесенского — Беллы Ахмадулиной — Евгения Евтушенко. Именно к Вознесенскому ушла Ахмадулина от Евтушенко.

Молодые поженились, но прожили недолго. Муза поэта, вторая жена — писательница, поэт, драматург Зоя Богуславская, хранила тепло домашнего очага 40 лет.

В 70-х положение Вознесенского изменилось — он вновь стал признанным поэтом, кумиром миллионов. Это было фантастическое время, когда поэты собирали стадионы!

«Есть русская интеллигенция…», 1975 год:

Есть русская интеллигенция.
Вы думали — нет? Есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь.

Есть в Рихтере и Аверинцеве
земских врачей черты —
постольку интеллигенция,
поскольку они честны.

«Нет пороков в своем отечестве»
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
зато и пророки есть.

Такие, как вне коррозии,
ноздрей петербуржской вздет,
Николай Александрович Козырев —
небесный интеллигент.

Он не замечает карманников.
Явился он в мир стереть
второй закон термодинамики
и с ним тепловую смерть.

Когда он читает лекции,
над кафедрой, бритый весь —
он истой интеллигенции
указующий в небо перст.

Воюет с извечной дурью,
для подвига рождена,
отечественная литература —
отечественная война.

Какое призванье лестное
служить ей, отдавши честь:
«Есть, русская интеллигенция!
Есть!»

Многие стихи Андрея Вознесенского, особенно те, которые были положены на музыку, известны до сих пор миллионам россиян.

В хите «Миллион алых роз» Вознесенский пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе.

Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто А. Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 году Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года, на 78-м году жизни, у себя дома в дачном посёлке Переделкино. В 2013 году в Москве на доме, где в 1966—2010 годах жил А. Вознесенский, установлена мемориальная доска. Могила А. А. Вознесенского на Новодевичьем кладбище Москвы
Фото: ru.wikipedia.org

«Ностальгия по настоящему», 1975 год:

Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.

Будто послушник хочет к Господу,
ну, а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.

Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие.
Упаду на поляну — чувствую
по живой земле ностальгию.

Нас с тобой никто не расколет.
Но когда тебя обнимаю —
обнимаю с такой тоскою,
будто кто-то тебя отнимает.

Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по настоящему.

Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.

Всё из пластика — даже рубища.
Надоело жить очерково.
Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка…

И когда мне хохочет в рожу
идиотствующая мафия,
говорю: «Идиоты — в прошлом.
В настоящем рост понимания».

Хлещет чёрная вода из крана,
хлещет ржавая, настоявшаяся,
хлещет красная вода из крана,
я дождусь — пойдёт настоящая.

Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.
Что настанет. Да не застану.

Теги: Андрей Вознесенский, поэты

И целого мира мало

14 Май 2012

Русский феномен

admin. Рубрика: Бренды; Это должен знать каждый .

Россия является самой большой в мире страной. Но это не единственное ее преимущество в мире. Люди — вот главное богатство. Наши русские люди являются изобретателями от природы.

Например, когда у японцев спрашивали об их техническом прорыве, как это произошло, они спокойно отвечали, что читали советские журналы «Юный техник», «Техника — молодежи» и применяли то, что там было написано.

Причем доставалось им это абсолютно бесплатно. То, что сейчас стоит огромных денег, закрыто патентами, так называемые «секреты фирм» и т.д. совсем легко и непринужденно печаталось в советских технических журналах.

В Союзе, как известно, не деньги играли главную роль, а идеология и потому внедрять все то, что печаталось в журналах советских времен, никто не спешил.

Не находя выхода своей творческой энергии очень многие изобретатели уехали на Запад. И добились там впечатляющих успехов, как до революции, так и после.

К слову, мировая научная общественность очень часто в упор не хочет замечать первооткрытия, сделанные русскими и все лавры достаются западным плагиаторам или тем, кто изобрел то же самое, но гораздо позднее.

Русский феномен — то, что произошло с русской историей, с ее намеренным искажением и замалчиванием, то же происходит и в сфере научных достижений.

Как часто бывает, имена истинных творцов замалчиваются, а публике подсовывают совсем другие фигуры.

Судите сами:

1) Daimler Motor Company Limited. Двигатели этой британской автомобилестроительной компании были разработаны русским инженером Борисом Луцким. Его имя никогда не упоминалось в связи с этой компанией, основанной в Лондоне в 1896 году, потому что Daimler Motor Company оформила патент на себя.

2) Невьянская башня в Свердловской области, город Невьянск, построена в XVIII веке. Была снабжена громоотводом за 25 лет до того, как он был впервые применен Бенджамином Франклином. Отклонение башни от вертикали — около 1,85 м, высота башни — 57,5 метра. О Пизанской башне знают все, о громоотводе Франклина тоже, а о Невьянской башне — единицы. Вы слышали раньше о Невьянской башне ? Читали в учебниках истории или географии о ней ?

3) Первый самолет в мире был испытан в России за 20 лет до братьев Райт. О братьях Райт знают во всем мире, а о русском самолете опять почти никто ничего не знает.

4) Американская компания AMPEX создала первое устройство для записи видеокассет. Основатель компании: русский — Александр Понятов. Буквы AMP — это его инициалы.

5) К созданию Фабрики Грез — Голливуда также приложили руку выходцы из России. Двое из пяти учредителей Голливуда родом из России. А также основатели MGM Голдвин и Майер. Майер никогда не говорил на хорошем английском языке.

6) Легендарный аромат Channel № 5 был изобретен русским иммигрантом Веригиным, а не Коко Шанель, как это обычно считается. Веригин работал в одном из отделов Шанель. Забавно, не правда ли ? Вы слышали об этом раньше ?

7) Русский композитор Петр Чуровский написал Королевский гимн Таиланда, который являлся таковым до 1932 года.

Ограничусь этими примерами, их можно продолжать еще долго и долго.

Напомню, многие ведущие ученые и конструкторы родом из России. Они изобрели беспроволочный телеграф, первую электрическую лампочку, цветную фотографию, вертолет, бомбардировщик, искуственное сердце и телевизор.

Голливудские звезды,имеющие русские корни: Харрисон Форд, Сильвестр Сталлоне, Дэвид Духовны, Вайнона Райдер, Натали Портман, Мила Йовович и др.

В чем-же заключается русский феномен. Может быть русские просто не могут продвигать себя, как товар? А может быть просто, кому-то очень невыгодно, чтобы русские заняли достойное положение в мире, осознали себя, как великую нацию, предки которых отнюдь не слезли с деревьев тысячу лет назад, а имели письменность, великую культуру задолго до этого и культура которых повлияла на народы, по крайней мере, западной цивилизации.

Например, исследователи пришли к выводу, что в основе санскрита — древнего индийского языка, на котором написаны Веды и который является главным в семействе индоевропейских языков, лежит, как ни странно славянская руница и наш русский ведический язык от которых произошел санскрит. Сами индусы прекрасно это знают, но предпочитают помалкивать об этом. Но даже в Ведах говорится, что Боги с Севера дали знания индийцам и научили их языку.

Впрочем, это тема уже совсем другой истории.

О празднике 7 ноября читайте .

Невьянская башня (Россия). Отклонение башни от вертикали — около 1,85 м, высота башни — 57,5 метра.

пишет:

14 Май 2012 в 10:49.

Я думаю, русские люди не продвигают себя как товар, не считают нужным. Сделал и хорошо. А по патентам и не “запариваются”. Если смотреть глубже нашим людям и деньги-то не главное, лишь бы душе было хорошо. Потому и зарабатывать большие деньги хотят только на словах.

Ответил:
Май 15th, 2012 в 0:19

Владимир, Русских просто этому никто никогда не учил…

14 Май 2012 в 12:40.

Статья заставляет глубоко задуматься над русским феноменом. Можно часами размышлять и спорить на эту тему. Было интересно почитать.

14 Май 2012 в 14:00.

Спасибо. Очень интересная статья.

14 Май 2012 в 23:09.

Русский народ – это гениальный народ, очень многие достижения и открытия принадлежат русским.

15 Май 2012 в 19:25.

Им бы еще законопослушными быть, жили бы тогда лучше тех же японцев.

23 Май 2012 в 2:20.

Тема русского феномена, даже гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд! И в первую очередь кому то не выгодно, а причин здесь несколько – это и высокий показатель Россиян, а он действительно высок по многим параметрам! И ресурсы России к которым тянутся желающие и другие причины – делаю твит. Всегда рад видеть на моем сайте, чтобы узнать новый рецепт и приготовить вкусное блюдо! Мои наилучшие пожелания!

23 Май 2012 в 12:16.

Эх за Державу обидно. Кроме великой русской души и славянского ума преследует славян еще одна напасть издавна – это предательства и плевок на народ со стороны правителей наших. Все это в истории и России и Украины и Белоруссии. Поэтому и утекают лучшие умы на Запад, а наши правители продолжают растаскивать богатства недр, ничего при этом не развивая.

admin Ответил:
Май 23rd, 2012 в 12:19

Виктория, верное замечание.

23 Май 2012 в 17:23.

У меня есть подруга, она сегодня очень интересуется всем русским, так и историей. Она мне рассказывала теорию, о том что все Европейцы выходцы с Российской территории. Так вот, все кто не мог сжиться со славянским народом изгоняли туда дальше. Утверждать не смею конечно, но призадуматься можно. Смотрите же Америка, таким же образом была построена.
А такую тенденцию не замечаете, что не самые добрые люди у власти стоят, а самые изворотливые, и это мы им дорогу туда даём.

admin Ответил:
Май 23rd, 2012 в 17:52

Татьяна, все верно. Славяне заселяли всю Европу. Рим построили этруски, т.е. те русские. Но историю переписывать никто не хочет. Как написана была русская история немцами, так и остается.

30 Апр 2013 в 1:57.

Интересные факты. Побольше бы их озвучивали для русских людей. Возможно , тогда бы русские наконец почувствовали свою силу. А вообще сейчас делается все, чтобы мы забыли или никогда не узнали ? об истинных своих корнях. Но я после просмотра фильма ” игры богов”, знаю, что у нас своя очень глубокая история… И люди русские обязательно это поймут когда-нибудь…

admin Ответил:
Ноябрь 30th, 2013 в 10:39

@Юля, конечно. У славян величайшая история, которую намеренно замалчивают. Спасибо за интерес к статье

Никита пишет:

29 Ноя 2013 в 17:32.

Приятно осознавать тот факт, что принадлежу к великому народу с древнейшей историей, а не к нации алкашей и лентяев и т.д и т.п., какими нас хотят выставить на весь мир и какими пытаются сделать.

admin Ответил:
Ноябрь 30th, 2013 в 10:41

@Никита, абсолютно верно, особенно, если учитывать тот факт, что русские никогда, собственно, и не были пьющей нацией. Но есть определенные группы, которым очень выгодно выставить русских именно такими, пользуясь сегодняшней, временной ситуацией.

Таким образом, разорившееся мелкое дворянство становилось одним из главных источников формирования интеллигенции. Но наплыв разоренных дворян привел к «переизбытку кадров». В то время как численность учащихся возросла в 4 раза, число чиновничьих мест (включая неклассные) увеличилось в 1857–1880 годах лишь на 8 %, с 119 до 129 тыс. Если даже добавить к этому 52 тыс. мест в земствах, то очевидно, что канцелярии были неспособны вместить

резко возросший поток претендентов. Студентам 1870-х годов, указывал Ю. Бергман, нередко приходилось страдать от безработицы.

Терпя нужду, студенты в процессе обучения знакомились с западными общественными идеями, что не могло не вызвать критического отношения к существующим порядкам. Таким образом, кризис элиты привел к тому, что наряду с основным, либеральным течением «западнической» оппозиции, появились радикальные «западнические» группы. Дворянские амбиции студентов усиливались сознанием превосходства, полученного от приобщения к западной культуре; в сочетании с молодостью и бедностью это способствовало росту радикализма и появлению отрицавших традиционные порядки нигилистов.

Нигилисты не просто заимствовали европейскую идеологию, но брали свои идеи из ее радикальных течений, таких, как социализм, марксизм, бланкизм. Примерами таких процессов могут служить история «хождения в народ» и террористическая кампания «Народной Воли».

Отмена крепостного права резко повысила авторитет самодержавия в глазах народа и укрепила распространенный в среде крестьян миф о справедливом царе. Даже в тех случаях, когда крестьяне поднимали восстания, они восставали не против царя, а против местных властей, скрывших «истинную волю» царя (как это было в Бездне в 1861 году). В этих условиях народники иногда (как было в Чигирине в 1877 году) прибегали к обману, распространяя «царские манифесты», призывавшие к восстанию против помещиков. Это был метод провоцирования конфликтов внутри традиционного общества, применявшийся интеллигенцией, в частности в европейских революциях 1848 года. Однако все попытки поднять крестьян на восстания закончились неудачей.

«Хождение в народ» закончилось арестом 1600 человек и двумя большими судебными процессами, на которых около двухсот народников были осуждены на различные меры наказания. Во время «хождения в народ» нигилисты сумели вовлечь в свои организации некоторое количество крестьян, но и в этот период большинство революционеров составляли представители элиты. Из числа 1665 революционеров, арестованных полицией в 1873–1879 годах, дворян было 28,2 %, духовных лиц — 16,6 %, военных — 13,4 %; дети крестьян и мещан составляли по 13,5 %. 87 % народников 1870-х годов были моложе 30 лет. Руководящее звено организации «Народная Воля» (154 человека) на 38 % происходило из дворян, на 10 % — из духовенства, на 7 % — из купеческого сословия. Две трети этих профессиональных революционеров учились в вузах, но половина из учившихся была исключена по причине нехватки средств или противозаконной деятельности.

Из книги Нефедова С.А. «История России. Факторный анализ.»

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (intelligentsia). Есть два различных подхода к определению интеллигенции. Социологи под интеллигенцией понимают социальную группу людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. Вторая трактовка является более узкой, чем первая.

Понятие произошло от слова латинского происхождения intelligens, что означало «понимающий, мыслящий, разумный». Как принято считать, слово «интеллигенция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон.

Интеллигенция и интеллектуалы в зарубежных странах.

В современных развитых странах понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.

Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями «критического потенциала». Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканизма, национализма, социализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление системы общественных ценностей.

Поскольку в эпоху НТР резко повышается ценность знаний и креативного мышления, то в современном мире растет и число лиц умственного труда, и их значение в жизни общества. В постиндустриальном обществе интеллектуалы станут, по мнению некоторых социологов, «новым господствующим классом».

В странах, отставших в своем развитии, социальная группа лиц интеллектуального труда приобретает особые черты. Лучше других понимая отсталость своей страны, интеллектуалы становятся главными проповедниками ценностей модернизации. В результате у них развивается чувство собственной исключительности, претензии на «высшее знание», которого лишены все остальные. Подобные мессианские черты характерны для интеллектуалов всех стран догоняющего развития, но наиболее сильное развитие они получили в России. Именно этот особый вид интеллектуалов и называют интеллигенцией.

Российская интеллигенция.

«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д.С.Лихачев называет дворян-вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков. В 19 веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены – не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

Советская интеллигенция.

Начиная с 1920-х состав российской интеллигенции начинает резко изменяться. Ядром этой социальной группы стали молодые рабочие и крестьяне, получившие доступ к образованию. Новая власть сознательно проводила политику, облегчавшую получение образования выходцами «из трудящихся» и затруднявшую его для лиц «нетрудового» происхождения. В результате при резком росте числа людей с высоким образованием (если в Российской империи лица умственного труда составляли примерно 2–3%, то к 1980-м они составляли в СССР более четверти всех трудящихся) происходило понижение качества и их образования, и их общей культуры. Этическая составляющая в определении интеллигенции отошла на задний план, под «интеллигенцией» стали понимать всех «работников умственного труда» – социальную «прослойку».

В советский период произошли существенные изменения также и в отношениях между интеллигенцией и властью. Деятельность интеллигенции была взята под строгий контроль. Советских интеллигентов обязывали пропагандировать «единственно верную» коммунистическую идеологию (либо, как минимум, демонстрировать лояльность к ней).

В условиях идеологического принуждения характерной чертой жизни многих советских интеллигентов стало отчуждение от политической жизни, стремление заниматься лишь узкопрофессиональной деятельностью. Наравне с официально признанной интеллигенцией в СССР сохранялась очень немногочисленная группа интеллигентов, которые стремились отстаивать право на свою независимость и творческую свободу от правящего режима. Эту оппозиционную часть интеллигенции стремились уничтожить «как класс»: многие подвергались репрессиям под надуманным предлогам (можно вспомнить жизнь А.Ахматовой или И.Бродского), все инакомыслящие испытывали давление цензуры и ограничения на профессиональную деятельность. В 1960-е среди советских интеллигентов возникло диссидентское движение, остававшееся до конца 1980-х единственной в СССР организованной формой оппозиции.

Современная российская интеллигенция.

Оппозиционные настроения, широко распространенные среди советских интеллигентов, нашли выход в конце 1980-х – начале 1990-х, когда именно интеллигенция возглавила тотальную критику советского строя, предопределив его моральное осуждение и гибель. В России 1990-х интеллигенция получила свободу самовыражения, однако многие лица умственного труда столкнулись с резким понижением своего уровня жизни, что вызвало их разочарование в либеральных реформах и усиление критических настроений. С другой стороны, многие выдающиеся интеллектуалы смогли сделать карьеру и продолжали поддерживать либеральную идеологию и либеральных политиков. Таким образом, постсоветская интеллигенция оказалась расколота на группы с различными, во многом полярными позициями.

В связи с этим есть точка зрения, согласно которой интеллигенции в собственном смысле в современной России уже нет. Сторонники этой позиции выделяют три периода эволюции отечественной интеллигенции. На первом (от петровских реформ до реформы 1861) интеллигенция только формировалась, претендуя на роль ученого советчика официальных властей. Второй период (1860-е – 1920-е) – это время реального существования интеллигенции. Именно в этот период возникает противостояние «власть – интеллигенция – народ» и формируются основные характеристики интеллигенции (служение народу, критика существующей власти). После этого периода следует и продолжается до сих пор «фантомное» существование интеллигенции: какого-либо морального единства среди образованных людей больше нет, но часть российских интеллектуалов все еще стремится выполнять миссию просвещения власти.

В современной России популярны оба подхода к определению понятия «интеллигенция» – как нравственно-этическое (в философских и культурологических исследованиях), так и социально-профессиональное (в социологии). Сложность использования понятия «интеллигенция» в его этической трактовке связана с неопределенностью тех критериев, по которым можно судить о принадлежности людей к этой социальной группе. Многие прежние критерии – например, оппозиционность к правительству – отчасти потеряли смысл, а этические признаки слишком абстрактны, чтобы их можно было использовать для эмпирических исследований. Все более частое употребление понятия «интеллигенция» в значении «лица умственного труда» показывает, что происходит сближение российской интеллигенции с западными интеллектуалами.

В конце 1990-х в российской науке возникло «интеллигентоведение» как особое направление межнаучных гуманитарных исследований. На базе Ивановского государственного университета действует Центр интеллигентоведения, изучающий интеллигенцию как феномен российской культуры.

Наталия Латова

Интеллигенция в России второй половины XIX и XX вв. является специфическим, уникальным феноменом культуры. В чем же заключалась её уникальность? Для начала необходимо обратиться к терминологии, чтобы понять смысл понятия «интеллигенция».

В словаре С.И. Ожегова определение понятия «интеллигенции» описывается следующим образом: «Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом». По мнению В. Даля, интеллигенция – «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».

В нашу страну сам термин «интеллигенция» попадает из трудов Шеллинга и Гегеля, а также французских авторов. Первые русские переводчики Шеллинга переводили его термин «Intelligenz» как «разумение», а заглавие книги Ипполита Тэна «De l’intellegence» как «об уме и познании». Именно в таком смысле слово стало употребляться в русском языке.

«Впервые слово «интеллигенция» было употреблено В.А. Жуковским в 1836г. в дневниковой записи, согласно исследованию С.О. Шмидта. В ней говорится о вопиющем случае, когда сразу после пожара с множеством погибших у Адмиралтейства, недалеко на Невском в тот же день состоялся праздничный бал в доме В.В. Энгельгардта. Бал стал похож на беснование, где были задействованы многие петербургские дворяне, «которые у нас представляют,- иронично подмечает Жуковский,- всю русскую европейскую интеллигенцию» и где «никому не пришло в голову (есть исключения), что случившееся несчастье есть дело всеобщее» .

Следует отметить, что генезис русской интеллигенции связывают с европеизацией культуры, просвещением масс, прогрессивным развитием искусства, науки, возникновением различных форм культуры и обслуживающих их профессионалов. Так же с обретением навыков политической и религиозной свободы слова, мысли, печати, тем более трудными для России, что «рождались они в жестком противостоянии политическому деспотизму и авторитаризму, традиционализму и религиозно-духовному догматизму, цензурным гонениям и запретам, — в отсутствие сложившегося общественного мнения, традиций гражданского общества, правового государства».

Cо временем возникает некий миф об интеллигенции, из которого следует — интеллигентность это высшее духовное качество человека. Однако это не совсем так. На самом деле суть заключается в изначальном повороте лицом к лицу с народом и с элементом несомненного самоотвержения — ради народа. Вот это и основало интеллигенцию.

Что же представляет собой интеллигенция на самом деле? На эту тему ведется множество дискуссий в литературных и научных книгах, журналах. Имеется около сотни определений понятия «интеллигенция».

Одними из первых русских интеллигентов были Сперанский, Радищев, Новиков, Фонвизин и другие оппоненты императрицы Екатерины, распознав которых она принялась ловить, арестовывать, ссылать в Сибирь. Впервые российская интеллигенция попробовала думать своей головой, а не как велено сверху. Этим она и представила властям сущность своей оппозиционной позиции. В будущем эта оппозиционность постепенно переросла сначала в восстание «декабристов», а позднее и в терроризм «народовольцев».

«Орудием деятельности русской интеллигенции была прежде всего литература. Как русская интеллигенция была западным интеллектуальством, пересаженным на русскую казарменную почву, так русский реализм был западным просветительством, пришедшим в Россию с опозданием на сто лет — не столь уж редким в истории русской культуры, — и реализованным в отдельно взятой нищей стране» .

Образ жизни является определяющим фактором функционирования всех сфер человеческой жизни. В то же время существует и обратная сторона влияния состояния общества и его институтов на условия труда и быта, образование, культуру, социальное положение и жизненные условия. Образ жизни зависит от отношения человека к условиям жизни – активно творческого или пассивно созерцательного. Русская интеллигенция всегда занимала активную творческую позицию, а не созерцательную, поэтому и стала заложником политической системы государства, придавалась гонениям и наказаниям.

Интеллигенции в России присуща постоянная тяга к противостоянию деспотичности государственной власти. «Отказываясь от сопротивления власти, интеллигенция становится попросту ненужной — как не нужна она на Западе» .

Следует отметить как коллективный образ жизни интеллигенции, так и индивидуалистический, присущий отдельным личностям данного слоя российского общества. Так же образ жизни в крупных городах будет различаться от малых провинциальных по трем компонентам: уровню, качеству и стилю жизни.

Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных и духовных потребностей в их количественном измерении (уровень оплаты труда, доходов, расходов, жилищных условий, уровень образования и культуры). Качество жизни отражает качество удовлетворения материальных и духовных потребностей (качество питания, образования, одежды, досуга, творчества). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей (интенсивность, темп жизни, социально-психологические черты быта и взаимоотношений между людьми).

«Интенсивность и темп жизни интеллигенции в крупных городах России отличается от малых провинциальных городов большей динамичностью и разносторонним охватом культурных, светских мероприятий. Малые провинциальные города России более статичны в своем темпе жизни. Интеллигенция в провинции более размерена с позиции темпа жизни и имеет меньший выбор в способах проявления активности, более консервативна и имеет меньший выбор в способах проведения досуга в социально-культурных мероприятиях. Стиль жизни фиксирует черты, манеры, вкусы и привычки, ценностные ориентиры, которые характеризуют представителей этого социального слоя. Однако интеллигенция нередко пренебрегала обустройством быта, отдавая предпочтение духовному и интеллектуальному творению, бескорыстному служению истине, идее» .

Перемены в Российском обществе значительно сказались на интеллигенции. Падение уровня материального достатка, снижение числа культурных мероприятий, проникновение западной культуры снизило статус «интеллигента». Многие из них не смогли приспособиться к новому стилю жизни, работы и новому имиджу.

Интеллектуальная элита – учителя и преподаватели, врачи и исследователи, ученые и представители культуры – вынуждены поменять свой образ жизни в силу социально-экономической трансформации российского общества. Стиль жизни претерпевает деформацию и замыкается на общении в определенных кругах. Меняются вкусы и привычки традиционной интеллигенции под воздействием социальных, бытовых, политических изменений в обществе.

Таким образом, понятие «интеллигенция» сложное и неоднозначное, вокруг которого уже многие годы не утихают споры. Привнесенное из западной культуры в нашей стране трансформировалось и приобрело русский характер. Хотя некоторые ученые считают, что интеллигенция — явление чисто русское. По-разному оценивали и оценивают роль интеллигенции в жизни страны: одни считают, что она негативно повлияла на русский народ, другие превозносят, видя в ней его «собирательную душу», но никто не отрицает серьезного воздействия интеллигенции на политическое и культурное развитие России, главным образом, в период коренных реформ.

Список литературы:

  1. Б. А. Успенский «Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры»

  2. М. Л. Гаспаров «Русская интеллигенция как отводок европейской культуры»

  3. М. С. Цапко «Ценности и ценностные ориентации интеллигенции»

Список использованной литературы: