Феофил киевский Христа ради юродивый

Преподобный Фео́фил Киевский, Христа ради юродивый

Избранный Богом от чрева матери своея на подвиг юродства прнзван был еси, силою Божией от воднаго потопления многажды хранимый, подвигом поста и молитвы врага рода человеческаго посрамивый. Сего ради, совершая память твою, молим тя, предивный отче Феофиле, избави нас от враг видимых и невидимых, с любовию зовущих ти:

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Ангели небеснии и человецы земнии богоизбранному житию твоему удивляшеся, отче Феофиле, како ти младенцу сущу от млека матери своея лице свое отвращал еси, принимая пищу токмо постную. Сим знамением Господь показа людем, яко ты еси избранник Божий, не от мира сего бысть. Дивящеся таковому постническому воздержанию твоему, со умилением зовем ти сице:

Радуйся, избранниче Божий от чрева матери;

Радуйся, пречестная отрасль иерея Божия.

Радуйся, постническим подвигом твоим Крестителю Господню уподобивыйся.

Радуйся, воздержанием таковым родителей и сродников своих удививый.

Радуйся, измлада Бога возлюбивый.

Радуйся, заповеди Его верно сохранивый.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Видяще тя сосуд Духа Святаго, Богом избранный, враг рода человеческаго не могий терпети тя, возжеле погубити тя, младенче святый, подвигнувый на сие детоубийство матерь твою. Бог же, хранящий младенцы Своя, не попусти злодеянию сему совершитися. За таковую милость Его к тебе, поем Ему: Аллилуиа.

Разум матери твоея по наущению диавольскому помрачися, и возненавидяше тя, непорочна младенца. Сего ради повеле служащей в доме девице утопити тя в реце. Ангел же Божий сохрани тя невредима. Мы же, дивящеся чуду сему, с радостию вопием ти:

Радуйся, сосуде, Богом избранный и Им же хранимый.

Радуйся, младенче святый, диавола устрашивый.

Радуйся, от пелен младенческих гонение от матери своея претерпевый.

Радуйся, от потопления силою Божией сохраненный.

Радуйся, от чрева матери на служение Богу предызбранный.

Радуйся, Промыслом Божиим в жизни твоей всегда водимый.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Чудо преславное тобою сотвори Господь, егда ты бысть вверженый в реце, силою Божией держимый на версе воды невредимый и, аки в колыбели мягцей, на волнах безмятежно спал еси. Девица же, ввергшая тя, исполнися страха и умиления, возопи дивному Богу: Аллилуиа.

Боящеся принести тя в дом к жестокой матери твоей, девица со слезами жалости к тебе, осени тя крестным знамением и паки вверже тя спящаго в воду. И паки чудо произыде: волны речныя аки крыла ангельския понесоша тя к брегу земли. И девица, аки Моисея, взя из воды тя и понесе в дом твой, трепеща и ужасашеся. Мы же, дивящеся таковому промышлению Божию о тебе, глаголем:

Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих прославляется.

Радуйся, яко ангел твой хранитель пестуном бысть тебе.

Радуйся, яко ты Моисею, волнами речными носимому, уподобивыйся.

Радуйся, яко и тебе, аки Ноя, от потопления Бог сохранивый.

Радуйся, сим чудом в страх и трепет окрест живущих приведый.

Радуйся, яко тобою и мы уповати на Бога научаемся.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Бурю ярости и злобы воздвиже на тя мати твоя, егда видя тя жива и здрава после потопления, и сама своима рукама возжеле погубити тя, святый младенче; побеже, окаянная, к реце и вверже тя в воду под самое колесо мельничное. Обаче и на сей раз Господь дивно сохрани тя жива, дабы вси, видящие чудо сие, воспевали Ему благодарственно-хвалебную песнь: Аллилуиа.

Рече псалмопевец, яко «Господь сохранит тя от всякого зла. Господь сохранит вхождение твое и исхождение от ныне и до века», и «не убоюся, что сотворит мне человек» — сии словеса сбышася воочию на тебе, предивный отче Феофиле. Силою Божией колесо водное остановися, а вода воспенишася. Мельник же в изумлении побеже и, видя тя лежаща под колесом, взяша тя, аки драгоценный дар Божий, взывая к тебе тако:

Радуйся, сокровище многоценное, мне Богом данное.

Радуйся, Богом хранимый младенче святый.

Радуйся, яко сила Божия тобою нам является.

Радуйся, яко имя Божие тобою прославляется.

Радуйся, сосуде избранный, во еже служити Богови и наставляти люди ко спасению нам дарованный.

Радуйся, яко крест долготерпения и злострадания уготовася тебе.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Страх и трепет объят всех окрест живущих, видящих дивное чудо сие. Мати же твоя, не уразуме силу Божию, на тебе являемую, паче озлобися лютостию зело великою и даде клятву погубити тя. Тогда отец твой, иерей Божий, дабы сохранити тя жива, скры тя у сродников своих. Мы же дивящеся коварству матери-убийцы, и, славя премудрость Божию, поем: Аллилуиа.

«Не приидет к тебе зло и рана не приближится телеси твоему, яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя на всех путех твоих». Сии словеса из Псалтири, с нею же ты не разлучавыйся во вся дни жития твоего, преславно сбышася на тебе, о предивный отче Феофиле. И в память трикратнаго спасения от смерти ты железный обруч с иконою Богоявления на теле своем всегда носивый. Мы же, радующеся таковому о тебе Божию промышлению, со умилением зовем тебе:

Радуйся, яко от потопления воднаго трижды силою Божиею сохраненный.

Радуйся, яко сим чудом Божию Премудрость нам явивый и коварство диавола посрамивый.

Радуйся, трикратным погружением в воду Святую Троицу прославивый.

Радуйся, яко и ныне со всеми святыми предстоиши у Престола Святыя Троицы.

Радуйся, яко непрестанным чтением Псалтири ты душу свою услаждавый и людем образец молитвы показавый.

Радуйся, отче Феофиле, предивный чудотворче и молитвенниче о душах наших.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Чуждый мира и всего яже в нем, ты всегда презираемый бысть сверстники твоими. Глумления над тобою и жестокия биения от них претерпевая, ты безропотно тяжкий крест жития своего понесый. С воплем и обильными слезами, убегая в дебри лесныя, ты младенческими усты своими безгрешно, яки ангел Божий, взывал к Отцу Небесному: Аллилуиа.

Странником и пришельцем явился еси на земли сей, многострадальне отче Феофиле. Еще живу быти родителем твоим, ты был изгнан из дома отеческаго. А родившая тя еще подъя и руце своя, дабы секирою умертвити тя. Добрый же ктитор, объя тя окровавленнаго, спасе тя от матери-убийцы. И ты, не имея где главы преклонити и чем препитатися, водимый Духом Святым, устремился еси во храм Божий, идеже излиял Богу скорбь младенческия души твоея.

За таковое страдальческое житие твое мы ублажаем тя сице:

Радуйся, яко и ныне Господь сохрани тя от рук матери-убийцы.

Радуйся и ты, яко Борис и Глеб, неповинно пролиявый кровь свою святую от сродников своих.

Радуйся, яко npискорбным житием своим ты Христу, странствующему на земли, уподобивыйся.

Радуйся, яко с Ним и во обителех Отца Небеснаго вселивыйся.

Радуйся, яко во вся дни живота твоего гонения, заушения и всякое злострадание претерпевый.

Радуйся, яко никомуже злом за зло воздавый и, по глаголу Христову, за врагов своих моливыйся.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Хотяй человеколюбец Господь явити тя страждущим людем новаго молитвенника и обличителя их пороков, приведе тя в Киево-Братский монастырь, дабы в молитвенных подвизех уготовати душу твою для приятия Божественный благодати. Ты же, аки елень на потоки водныя, устремися изучати Божественное Писание в духовнем училище, там бывшем. Исполняя послушание звонаря, ты зело рано, взыйдя на колокольню, созерцая с высоты творение Божие, предавался тамо богомыслию и тайной молитве, в ликовании духовнем воспевая Создателю всея видимая и невидимая твари: Аллилуиа.

Новое житие твое во обители святей бысть в сладость сердцу твоему. Аки после бури житейскаго моря ты притекл еси к тихому пристанищу, с черноризцами проводя Богоугодное житие твое в послушании, бдении, коленопреклонении и чтении Псалтири. Чиноначалие же обители, видя твое усердное рвение к духовным подвигом, удостои тя иноческаго пострига и сана иеродиакона. Предстоя у Святаго Престола, ты с вящим рвением устремися подобитися равноангельскому житию. Мы же, ублажая твои подвиги и любовь к Сладчайшему Иисусу, глаголем сице:

Радуйся, яко Господь умилосердися над тобою и призва тя во обитель святую.

Радуйся, яко ты старцем-подвижникам в послушании и молитвенных подвизех подражавый.

Радуйся, душу твою соблюдый страстьми непорабощенну.

Радуйся, прельщения юнаго возраста победивый.

Радуйся, образ терпения и послушания нам показавый.

Радуйся, Христу работати и искренне ему служити всех людей научавый.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Не хотяй смерти грешников, Господь и матерь твою призва к покаянию. Пораженная неисцельною болезнию, уведе на себе гнев Божий за жестокое на тя гонение, раскаяся в своем злодеянии и с воплем велиим и рыданиями взывала к Богу о прощении. Ты же, незлобив сый, простив ей вся бывшая и погребше тело ея, возвратися в обитель свою, в радости духовней поя Промыслителю Богу: Аллилуиа.

Весь добродетелей и незлобия исполненный, воистину был еси во плоти Ангел, досточудне Феофиле, являя для братии образ кротости и послушания, смирения и целомудрия. Служа у Престола Божия в священном сане, ты, аки преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, сподобивыйся видети Ангелов небесных, сослужащих тебе в Божественной литургии и благодать Божию, сходящую на Святые Дары. Благоговея пред твоею святостию, со страхом и умилением вопием ти:

Радуйся, человече небесный и ангеле земный.

Радуйся, сосуде, Божией благодати исполненный.

Радуйся, в сердце твоем образ Христа непрестанно носивый.

Радуйся, Его же ради плоть свою распявый со страстьми и похотьми.

Радуйся, усердный молитвенниче о всех, притекающнх к тебе.

Радуйся, скорый помощниче всем страждущим и заблудшим.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Все житие твое бысть исполненно скорбей и печалей, досаждений и укорений. Ты же во имя любви к Богу приял ecu на себя подвиг юродства Христа ради. И бысть многими гонимый, оскорбляемый и презираемый, ты, смиренный сердцем и кроткий духом, аки Христос на Кресте, моливыйся за врагов своих и хулителей, глаголя: «Господи, прости им, не ведят бо, что творят», и в веселии сердца всегда пел Богу: Аллилуиа.

Видя Господь подвиги твоя, любовь и милосердие твое к страждущим людем, даде тебе дар прозорливости и врачевания. И ты, обличая их тайныя и явныя грехопадения, наставлял еси на путь спасения, врачуя и душевныя, и телесныя их язвы. Сам же, ycугубляя подвиги своя, денно и нощно в дебрех лесных, аки преподобный Серафим, молился коленопреклоненно на пне древа. За таковыя подвиги твоя приими от нас похвалы сия:

Радуйся, яко своими подвигами ты преподобным отцем Киево-Печерским уподобивыйся.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю.

Радуйся, своими подвигами искушения от плоти, мира и диавола победивый.

Радуйся, яко за твою ревность и любовь ко Христу, дар прозорливости и чудотворения от Нero приявый.

Радуйся, яко душевныя и телесныя недуги ты единым словом врачевавый.

Радуйся, обидимым и сущим в напастех скорый помощниче.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Помощник скорый и утешитель был еси, отче Феофиле, не токмо к тебе приходящим, но и сам, с чтением Псалтири, ездяй на тельце по граду Киеву, утешал еси скорбящих и обидимых; одевая и питая нищих, грозно обличая виновных и, предсказуя грядущее яко настоящее, многих обратил еси на путь покаяния. Мы же, дивящеся твоему таковому милосердию и человеколюбию к людем, поем Всемилостивому Богу: Аллилуиа.

Царем тварей бысть Адам в раю до грехопадения, вси бо зверие ему повиновахуся. И тебе, безгрешному и освященному Духом Святым, такожде повиновахуся и скоти, и рыбы, и птицы. По твоему речению безсловесныя животныя послушно исполняли волю твою. На удивление всем твой телец, управляемый силою Божией, привозих тя, идеже душа твоя святая возжелала помолитися или сотворити помощь нуждающимся. Дивящеся таковому о тебе Божию промышлению, со умилением глаголем сицевая:

Радуйся, обличителю тайных и явных грехолюбцев.

Радуйся, заблудших наставниче и скорбящих утешителю.

Радуйся, просящих твоея помощи скорый исполнителю.

Радуйся, повиноватися воле Божией всех научавый.

Радуйся, яко и скоти злонравнии по словеси твоему послушни бысть, аки овцы.

Радуйся, яко и ладья чрез Днепр по слову твоему сама по воде движима бысть.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Пение всеумиленное триединому Богу приносил еси во вся дни страдальческаго жития твоего, достохвальне отче Феофиле. Днем и нощию, в келии и в дебрех лесных творя умную молитву, не оставлял еси без утешения и исцеления всех к тебе приходящих, назидая их словом Божиим и своим юродством. Ныне же предстоя у Престола Царя Славы, молися о нас, чтущих святую память твою, да и мы с тобою купно во веки поем Богу: Аллилуиа.

Провидя будущее яко настоящее, ты многим людем, предсказуя внезапную смерть или болезни, приводил их от греховныя жизни к покаянию. Ищущим монашескаго жития ты иногда благословлял супружество, а жаждущим мирскаго жития — монашество, дабы житие их было богоугодным и спасительным для души. И царю Николаю, лежа в муравейнике окровавленным, предрекл еси печальный исход на поле брани в Крыму и его смерть от печали. За таковое твое о людех попечение глаголем тебе благодарными усты сицевая:

Радуйся, тайнозрителю судеб человеческих.

Радуйся, яко ты предуказал на Глубочице место для устроения монастыря Покровскаго.

Радуйся, яко ты указавый место в лесу, идеже имать быти устроена пустынь Преображенская.

Радуйся, яко и крест тамо водрузивый, аки апостол Андрей на горах Киевских.

Радуйся, яко и для монастыря Ионовскаго на горах Зверинецких своим трикратным благословением место освятивый.

Радуйся, яко ты митрополиту Филарету великое огненное запаление в Киево-Печерстей Лавре предрекл еси.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Благодать от Бога дадеся тебе, угодниче Божий, творити чудеса для прославления Всемогущаго Творца неба и земли. Подобно Христу, чудесно напитавшему в пустыне люди алчущия, ты утружденных путников, грядущих на поклонение угодником Печерским, напитал еси чудодейственною кашею, сваренною в лесу из камушков и травы, зажегши древеса огнем, низведшим с неба молитвою твоею. И отроковицу умирающую молитвою своею, во утешение плачущей вдовицы, оживил еси. Мы же со страхом и трепетом, благодарными усты вопием дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Блаженныя кончины своея день и час предуказавый и тело свое для погребения сам предуготовивый, о предивный чудотворче Феофиле. Келию же свою свещами и ладаном для сретения Ангела облагоухал еси и послушника своего послал еси ударяти в звон колокольный, дабы известити братию обители, яко Феофил к Богу преселяется. И рыдаху людие вси, егда погребаше пречестное тело твое, яко лишаются утешителя своего и наставника. По ста сорока летех же, яви нам Господь во утешение мощи твоя. Чтущии же память твою, списаху для раки твоея лик твой. И мы, со умилением взирая на образ твой, с радостию зовем ти:

Радуйся, великий чудотворче, Богом на утешение нам дарованный.

Радуйся, скорбящих утешителю, вдов и сирот защитниче, болящих и страждущих целителю.

Радуйся, яко и по преставлении твоем чудеса творити не преставый.

Радуйся, яко молящимся у гроба твоего скорую помощь подававый.

Радуйся, яко отныне имя твое со святыми прославляется.

Радуйся, града Киева украшение и Китаевой пустыни славо.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

О, преславный угодниче Христов и предивный чудотворче, отче наш Феофиле! Приими сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое от нас, недостойных и грешных, обаче с любовию чтущих тя. Умоли Господа Бога избавитися нам от всяких бед, скорбей и напастей, наипаче же от грехопадений и внезапныя смерти и вечных мук. Не попусти нам без покаяния умрети. Буди нам путеводитель в Царствие Небесное, да тамо, с тобою вкупе, во веки поем Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

О, предивный угодниче Христов, крепкий молитвенниче и заступниче, отче наш Феофиле! Ты от чрева матери избранный Богом на служение ему и дивно им хранимый от всякаго зла. За твоя подвиги юродства Господь дарова тебе дар пророчества и чудотворений. По заповеди пастыреначальника Христа ты душу свою полагавый за овцы стада Христова. Ты грешников тайных и явных грозно обличавый и своими мудрыми словесы к покаянию и исправлению их приводивый. Ты приходящих к тебе больных и скорбных не отвергал еси. Ты был всем яко отец чадолюбивый и пастырь добрый. И ныне услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к раце мощей твоих, отче наш Феофиле. Испроси у Всемилостиваго Бога мир Церкви нашей православней во отечествии твоем. Вразуми и обрати еретиков и раскольников в лоно Матери-Церкви. Пастырям нашим ревность о спасении людей, людем же послушание Святей Церкви и ревность защищати веру православную испроси. Умоли Небеснаго Отца всем нам подати коемуждо по прошению его: юным в православней вepe возрастание, старым и немощным подкрепление и утешение, болящим исцеление, сиротам и безпомощным заступление и нечаянную радость, заблудшим и согрешающим исправление. И всем нам испроси телесное здравие и душевное спасение. Согрей огнем Божественной любви охладевшие сердца наша. Помози нам исправити жизнь нашу греховную, дабы безбедно прейти мытарства демонов лютых и водворитися во обителех Отца Небеснаго, дабы вкупе с тобою и со всеми святыми воспевати всесвятое и великолепое имя Пресвятыя Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

10 ноября день памяти прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого

Дни памяти: 28 октября / 10 ноября;
4 / 27 июля день прославления и обретения мощей (1993г.)

Блаженный Феофил, Христа ради юродивый (в миру — Фома Горенковский), родился в октябре 1788 года в городе Махновка (Правобережная Украина) в семье священника. Он был одним из двух близнецов. В Святом Крещении его назвали Фомой.

Ребенок с самого рождения не принимал материнского молока и вообще молочной пищи. Изумленная мать кормила младенца картофельной жижей и разваренной репой с морковью. Это обстоятельство стало причиной сначала материнской холодности, а затем и ненависти к родному сыну. Ослепленная злобой женщина не раз пыталась погубить мальчика, приказывая служанке его утопить, но Господь Своей всесильной десницей трижды спасал малютку от смерти. Так с самого рождения будущий юродивый испытал гонения и чудесное Божественное заступление.

Детство его было скитальческим: чтобы избежать смерти от руки собственной матери, ребенок переходил из дома в дом, от одного благодетеля к другому. Он рано научился молитве, привык к долгому посту и воздержанию и полюбил Божий храм, где пламенно молился Господу, изливая пред Ним одним боль своей страдающей души. И чистая детская молитва была услышана: мать тяжело заболела, осознала свою вину, уже на смертном одре испросила у гонимого ею сына прощение и, благословив его, умерла.

Какое-то время Фома учился в низших классах Киевской Духовной академии. Затем зарабатывал на жизнь, служа дьячком города Чигирина, а после — пономарем в местечке Обухове. В самый разгар Отечественной войны 1812 года он оставил мир и был определен в послушники Киево-Братского монастыря. Нес разные послушания: хлебопека, борщевого, помощника палатного пономаря и звонаря. Для братии служил образцом смирения и послушания. В декабре 1821 года его постригли в монашество с именем Феодорит. Вскоре после этого назначили ризничим, а затем рукоположили в сан иеродиакона.

В 1827 году отец Феодорит стал иеромонахом и был назначен экономом. Но это столь почетное и многозаботливое послушание не соответствовало стремлениям его святой души. Чтобы избежать молвы и суеты, он принял на себя великий подвиг юродства ради Христа и стал скрывать под мнимым безумием свои подвиги и добродетели.

В декабре 1834 года отца Феодорита постригли в схиму с именем Феофил, и с этого времени он умер для мира совершенно. Пренебрегая всеми условиями житейского быта, в близкие отношения ни с кем не входил. Всегда с опущенными глазами, спокойный и задумчивый, он выходил из келлии только в церковь, не пропуская ни одного богослужения. Останавливался или в притворе, или у церковных дверей и неподвижно стоял до конца службы. Рядом с ним всегда была корзина, переполненная кусками разной провизии, ведро, кувшин или миска, а в руках — маленькая Псалтирь. В келлии его ждал старый гроб, в котором блаженный хранил еду и посуду. Блаженный был нестяжательным до крайности, а то, что хранил в келлии, раздавал в благословение приходящим посетителям. И каждый такой подарок был неслучайным, а имел свой приточный смысл.

Равноангельная жизнь сделала блаженного Феофила носителем Божественной благодати. Господь удостоил Своего раба дара прозорливости, и, как ни скрывал его святой от людей, утаиться не смог. К нему в Братский монастырь стали приходить толпы народу, и академическое начальство, недолюбливавшее «грязного, оборванного монаха» постоянно жаловалось на это Киевскому митрополиту Филарету.

В 1844 году блаженного перевели в Голосеевскую пустынь. Святитель Филарет, который считал себя настоятелем Голосеевской обители, хотел поближе узнать старца и определиться в своем отношении к нему. Но блаженный Феофил держался особняком, никому не позволяя заглянуть в глубину своей святой души. Многие, в том числе и братия, соблазнялись его внешним видом и непредсказуемыми поступками. Долгое время не понимал его и владыка Филарет.

А тем временем слава о блаженном старце как о прозорливом угоднике Божием росла. Летом толпы богомольцев, посещавших Киев, устремлялись в Голосеевскую пустынь. Лаврский скит в Голосеево был в то время одной из самых знаменитых обителей города Киева. Профессора, семинаристы и академисты, а также известные духовные и светские лица спешили сюда для встречи и бесед с владыкой Филаретом. Люди разных сословий приходили и к старцу Парфению — с просьбой помолиться и дать совет. Но больше всего посетителей спешило к блаженному Феофилу, который в то время был уже легендарной личностью.

Сколько раз старец убегал в лес от докучливых почитателей и почитательниц или усиливал юродство, чтобы скрыть свои духовные дарования от любопытных глаз! Найдя большое срубленное дерево, он целыми сутками стоял коленопреклоненный на пне, неустанно воздыхая о растлении века сего и молясь о прощении всего грешного мира, который не ведает, что творит. На теле блаженный носил железный пояс с иконой Богоявления — в память троекратного спасения от воды в детстве.

Чтобы ни минуты не оставаться праздным, блаженный сучил шерсть, вязал чулки и ткал холсты, которые преимущественно отдавал иконописцам для их работы. Во время рукоделия творил непрестанную молитву или читал наизусть Псалтирь, которую очень любил. Ежедневно совершал множество поклонов и давал телу только самый краткий отдых. Для этого старец или прислонялся спиной к стене или ложился на лежанку, поперек которой клал полено, или садился на короткую и очень узкую скамью, стоявшую посреди комнаты, так что при малейшем дремании падал и немедленно вставал на молитву.

Во время Божественной литургии Господь удостаивал его Своих небесных откровений. Тогда преподобный Феофил замирал от благоговения, из-за чего священнослужители считали его неспособным совершать Божественную службу.

Его прозорливость и предвидение привлекали к нему множество людей. Блаженный предсказал строительство в Киеве женского Покровского монастыря и Спасо-Преображенской пустыни за много лет до этого; большие потери Русской армии во время Крымской войны и смерть императора Николая Первого, не говоря уже о судьбах многих верующих, приходивших к нему за благословением и советом. Святой обличал и обращал на путь покаяния нераскаянных грешников, поддерживал подвижников, окормлял монашествующих и мирян, исцелял недужных, помогал обиженным и обо всех молился.

Графиня А. А. Орлова-Чесменская ни одного дела не предпринимала без его благословения и совета.

А вот многие голосеевские и китаевские братия не любили блаженного. Рассказ об этом сохранился в одной из рукописей о жизни старца Феофила. Братия «нападали на отца Феофила всячески — от старого до малого, не имели к нему надлежащего уважения, ругали и оскорбляли разными словами, а в особенности, когда он показывал какое-либо юродство: например, идучи в лес и набравши в корзину разных съестных припасов для странных, а иногда и деньги раздавал. И тут его встречали малые канорхисты (канонархи — прим. авт.) и простые мальчики и начинали смеяться над ним, а иные бросали в него камушками, а отец Феофил вместо гнева укрощал их ласковым своим приветствием и давал им деньги и булок».

Нет пророку чести ни в отечестве своем, ни в дому своем! Люди со всех концов необъятной Российской империи стремились за благословением к блаженному старцу, а свои гнали и унижали. И это при том, что вообще к юродивым голосеевские братия относились с большим уважением. В те же примерно годы в Киеве юродствовал знаменитый Иван Босый, устроитель богадельни при Андреевской церкви. Его имя было известно далеко за пределами Киева, и в Голосеевской пустыни его тоже уважали. Так одному Голосеевскому послушнику Юлиану блаженный предсказал семейную жизнь. Так впоследствии и произошло: послушник вышел из обители и женился.

Знали в Голосеево и другого юродивого: блаженного Ивана Босого (Ковалевского), жившего и подвизавшегося примерно в то же время. А вот блаженного старца Феофила ни скитоначальники, ни братия как подвижника вначале не воспринимали.

К владыке Филарету шли — один уничижительней другого! — рапорты скитоначальников Голосеевской пустыни о поведении блаженного схимника. Если в 1845 году отмечалось, что к послушанию он все-таки способен, «в поведении добропорядочен, кроток и смирен», то спустя год поступила жалоба, что «мало способен, неисправен, самомнительный и своевольный». Еще спустя год — «мало способен, в церковь ходит и тихо живет», а в 1848 году — «вовсе ни к чему не способен, находится без всякого послушания, упрям и самочинен; от роду ему 59 лет». В том же году скитоначальник иеромонах Каллист писал владыке Филарету, что иеросхимонах Феофил «занимал седмицу очереднаго богослужения и… оказалось, что он, Феофил, совершенно не может правильно и благочинно отправлять священнодействие». После этого святитель запретил старцу совершать священнослужение, благословил его причащаться каждую субботу в священническом облачении.

Вскоре после этого распоряжения блаженного перевели в Новопасечный сад, а затем в Китаевскую пустынь, невзлюбил скитоначальник и многие братия. Старец никогда не старался угодить людям, а потому, чувствуя нелюбовь к себе, только усиливал юродство. Так было и в отношении его к митрополиту Филарету.

Однажды летом, когда владыка находился в Голосеевской пустыни, отец Феофил приехал туда на повозке, которую вез бычок. Не останавливаясь у митрополичьего дома, старец направил повозку прямо в сад, чем привел в ужас садовника пустыни. Ничего не говоря, блаженный повернул бычка вправо и поехал по узенькой дорожке под самыми окнами митрополичьего дома. Отец-садовник понял, что ему грозит увольнение от послушания (по этой дорожке трудно было даже пройти одному человеку, поскольку она была с двух сторон засажена виноградными кустами). Как на беду, блаженного увидел и владыка Филарет. Разгневанный поступком старца, он закричал: «Это что за безобразие? Кто посмел впустить в сад Феофила? Зачем он приехал сюда? Уберите его сейчас же… Он мне виноград поломает…» Блаженный, который доехал почти до самого конца аллеи, встретился с владыкой лицом к лицу. Услышав его гневный крик, старец хладнокровно повернул бычка назад: «Коль неугодно, так и не надо…» И поехал по той же аллее. Шокированный отец-садовник впоследствии рассказывал, что удивительным было не то, как старец проехал, не задев ни одного куста, а как он смог повернуть повозку в таком месте, где и одному человеку сделать это было невозможно. После этого старец Феофил вновь впал в немилость. У него отобрали бычка, которого определили в Лаврскую экономию. В тот же день в экономии начался падеж скота. Владыка Филарет, узнав об этом, велел вернуть бычка его хозяину.

Придет время, и митрополит Филарет на собственном примере не раз убедится, что блаженный Феофил не малоспособный монах, а угодник Божий, стяжавший дары Духа Святого. Владыка даже предложит ему поселиться вместе с ним и старцем Парфением в митрополичьем доме в Голосеево, чтобы жить во Имя Пресвятой Троицы. О том, что вышло из этого благого намерения, прекрасно рассказал священник Владимир Зноско в жизнеописании блаженного старца.

«…Владыка настолько привязался к блаженному душой, что в доказательство своего почитания и любви поместил Феофила вместе с иеромонахом Парфением у себя в покоях в Голосеевской даче.

— Вас только трое у меня… Ты — схимник, Парфений — схимник и я — схимник… Будем жить во Имя Пресвятой Троицы, — с отеческой нежностью говорил блаженному митрополит, поселяя его у себя.

Но блаженный, чтобы уклониться от такого «триипостасного» общения, при первом же удобном случае завел в комнате такую сырость и грязь, что испортил обои и крашеный пол и расплодил массу клопов. И не проходило ни одного дня, чтобы он не выкинул какую-нибудь «штуку». Так, например, когда они садились втроем за трапезу, Феофил старался разлить как можно больше на скатерть, для чего иногда, как бы нечаянно, опрокидывал свою посуду на стол и заставлял этим Владыку и о. Парфения преждевременно вставать из-за стола. Если же и этого было недостаточно — притворялся больным и начинал громко и часто «икать», стараясь испортить этим Владыке аппетит…

Старцу же Парфению досаждал тем, что во время ночного покоя надевал на себя его сапоги и взамен того незаметно подставлял ему лапоть или валенок, сам же скрывался на целый день в лес. Или же, среди ночной тишины, когда все обитатели дачи были погружены в глубокий сон, вскакивал с постели и начинал во весь голос петь: Се Жених грядет в полунощи! И блажен раб, егоже обрящет бдяща!..

Кроме того, с первых же дней своего переселения на дачу, несмотря на летнее время, принимался топить в комнате печь и всегда в такое время, когда митрополит был занят молитвою или письменными делами и при этом напускал столько едкого дыма, что келейники вынуждены были отворять и двери, и окна, и душники, чтобы хоть чуть проветрить комнатный воздух; сам же Владыка просиживал все это время в саду в томительном ожидании…

Перед началом же ранней обедни в домовой церкви митрополитской дачи, где службу отправлял обыкновенно старец Парфений, Феофил являлся туда за четверть часа раньше его прихода и, облачившись в священнические одежды, начинал с пономарем служение, так что когда появлялся в церкви Парфений, то ему оставалось быть только свидетелем церковного Богослужения, но отнюдь не участником его…

И многое другое творил Христа ради юродивый Феофил и тем привлекал к себе туда большую толпу народа…»

Поэтому, чтобы прекратить беспокойство и избавиться от наплыва богомольцев в пустынь, святитель Филарет перевел блаженного в Китаевскую обитель. Там старец и прожил до своей кончины, которая наступила в октябре 1853 года.

Не только владыка Филарет, но и многие из братий Голосеевской и Китаевской пустыней стали почитать старца. К примеру, голосеевский монах Захарий. В другом, рукописном, жизнеописании блаженного Феофила с его слов записано так: «Когда я был еще послушником и занимался послушанием на пасеке, прихаживал иногда ко мне отец Феофил, говорил мне назидательные слова, и я со сладостию слушал его беседу, и часто удивлялся его терпению. И между наших с ним бесед я иногда ощущал от его тела благоухание. Но он заметил, что я ощущаю, не велел мне никому говорить об этом».

Незадолго до смерти отец Феофил вновь пожил в Голосеевском уединении… И в этот период произошло одно событие, которое прославило старца как великого чудотворца.

Однажды блаженный позвал своего келейника Пантелеимона пойти в Голосеевский лес помолиться. Бродили они по лесу до усталости. Старец дорогой читал Евангелие, пел псалмы и вязал чулок, а его келейник серпом жал траву, чтобы потом покормить бычка. Уставшие, они наконец пришли на пригорок, где впоследствии была построена Спасо-Преображенская пустынь (упразднена и разрушена в советское время — прим. авт.). С этого пригорка открывался прекрасный вид на Лавру. Вскоре отец Феофил увидел богомольцев, идущих из Лавры, и велел келейнику позвать их и собрать щепок для костра. Сам же выкопал небольшую ямку, в которую уложил щепки, а над ямкой закрепил чугунный котелок. Подняв очи горе, блаженный старец стал молиться: «Господи!.. пред Тобою идет огонь и молнии освещают вселенную… Услышь же, Господи, глас молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему… Услышь, — да едят бедные и насыщаются и восхвалят Имя Твое всеблагое!» С этими словами отец Феофил положил на восток земной поклон и осенил чугунок крестным знамением: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа…»

После этого щепки загорелись, и вода в котелке стала нагреваться. Блаженный старец велел келейнику бросить в котелок немного травы, а сам добавил несколько камушков и кусочек люда, который он принес с собой. Когда кушанье было готово, келейник осторожно попробовал содержимое котелка. Оказалось, что в нем — манная каша, которая по благословению блаженного была щедро разлита в дорожные мисочки странников. При этом в котелке она нисколько не уменьшилась.

О дне своей кончины блаженный предузнал заранее. 28 октября он приобщился Святых Христовых Таин и со словами Господи, в руце Твои предаю дух мой тихо преставился, после чего келлия наполнилась дивным благоуханием. Похоронили праведника около Троицкого собора Китаевской пустыни.

МОЛИТВОСЛОВИЯ

Тропарь, глас 4

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне Фео́филе,/ и Тому́ еди́ному рабо́тати пла́менне возжеле́л,/ непреста́нною моли́твою и юро́дством в пусты́ни Кита́евой подвиза́лся еси,/ уго́дником пече́рским подража́я./ Сего́ ра́ди вопие́м ти́:/ спаса́й на́с моли́твами твои́ми,// преподо́бне о́тче на́ш.

Ин тропарь, глас 8

Посто́м ду́шу твою́ просвети́л еси́,/ моли́твами непреста́нными се́рдце твое́ сосу́д Ду́ха Свята́го соде́лал еси́,/ преподо́бне о́тче на́ш Фео́филе,/ те́мже вся́ вра́жия ополче́ния кре́пко посрами́л еси́/ и я́ко победоно́сец и́стинный воздая́ние получи́л еси́ от Христа́ Бо́га.// Тому́ помоли́ся о душа́х на́ших.

Кондак, глас 4

От ми́ра су́етнаго изше́л еси́/ и в де́брех Кита́ева всели́лся еси́,/ преподо́бне о́тче на́ш Фео́филе./ Непреста́нным псалмопе́нием и юро́дством свои́м/ мно́гих на пу́ть спасе́ния наста́вил еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти́:// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

http://seraphim.com.ua Иеросхимонах Фео́фил (Фео́фил Ки́евский, в миру Фома́ Андре́евич Горенко́вский; 1788, Махновка, Киевская губерния — 28 октября (9 ноября) 1853) — святой Русской Православной Церкви, иеросхимонах Киево-Печерской лавры, подвижник XIX века, преподобный, юродивый. В 1993 году вместе с преподобными Досифеей, Парфением и Алексием, а также Христа ради юродивым Паисием Феофил был прославлен в лике местночтимых печерских святых. Память установлена 14 (27) июля (прославление) и 28 октября (10 ноября) — преставление. В 2000 году был прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей. Были обретены мощи святого, которые ранее находились в Свято-Троицком храме (тогда ещё приходском) на территории Китаевской пустыни, 24 февраля 2009 года были перенесены в монастырский храм Двенадцати апостолов. Там же находится и могила преподобного. В годы советской власти, когда территория монастыря была передана НИИ садоводства, место погребения иеросхимонаха Феофила сохранили известным из-за того, что на его месте стоял памятник. 3 февраля 2016 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого, включив его имя в месяцеслов Русской Православной Церкви Многие фрагменты из жития Феофила легли в основу сценария фильма «Остров».

Акафист святому преподобному Феофилу Киевскому

Кондак 1

Избранный Богом от чрева матери своея на подвиг юродства призван был еси, силою Божией от воднаго потопления многажды хранимый, подвигом поста и молитвы врага рода человеческаго посрамивый. Сего ради, совершая память твою, молим тя, предивный отче Феофиле, избави нас от враг видимых и невидимых, с любовию зовущих ти: Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Икос 1

Ангели небеснии и человецы земнии богоизбранному житию твоему удивляшеся, отче Феофиле, како ти младенцу сущу от млека матери своея лице свое отвращал еси, принимая пищу токмо постную. Сим знамением Господь показа людем, яко ты еси избранник Божий, не от мира сего бысть. Дивящеся таковому постническому воздержанию твоему, со умилением зовем ти сице:

Радуйся, избранниче Божий от чрева матери;

Радуйся, пречестная отрасль иерея Божия.

Радуйся, постническим подвигом твоим Крестителю Господню уподобивыйся.

Радуйся, воздержанием таковым родителей и сродников своих удививый.

Радуйся, измлада Бога возлюбивый.

Радуйся, заповеди Его верно сохранивый.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 2

Видяще тя сосуд Духа Святаго, Богом избранный, враг рода человеческаго не могий терпети тя, возжеле погубити тя, младенче святый, подвигнувый на сие детоубийство матерь твою. Бог же, хранящий младенцы Своя, не попусти злодеянию сему совершитися. За таковую милость Его к тебе, поем Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум матери твоея по наущению диавольскому помрачися, и возненавидяше тя, непорочна младенца. Сего ради повеле служащей в доме девице утопити тя в реце. Ангел же Божий сохрани тя невредима. Мы же, дивящеся чуду сему, с радостию вопием ти:

Радуйся, сосуде, Богом избранный и Им же хранимый.

Радуйся, младенче святый, диавола устрашивый.

Радуйся, от пелен младенческих гонение от матери своея претерпевый.

Радуйся, от потопления силою Божией сохраненный.

Радуйся, от чрева матери на служение Богу предызбранный.

Радуйся, Промыслом Божиим в жизни твоей всегда водимый.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 3

Чудо преславное тобою сотвори Господь, егда ты бысть вверженый в реце, силою Божией держимый на версе воды невредимый и, аки в колыбели мягцей, на волнах безмятежно спал еси. Девица же, ввергшая тя, исполнися страха и умиления, возопи дивному Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Боящеся принести тя в дом к жестокой матери твоей, девица со слезами жалости к тебе, осени тя крестным знамением и паки вверже тя спящаго в воду. И паки чудо произыде: волны речныя аки крыла ангельския понесоша тя к брегу земли. И девица, аки Моисея, взя из воды тя и понесе в дом твой, трепеща и ужасашеся. Мы же, дивящеся таковому промышлению Божию о тебе, глаголем:

Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих прославляется.

Радуйся, яко ангел твой хранитель пестуном бысть тебе.

Радуйся, яко ты Моисею, волнами речными носимому, уподобивыйся.

Радуйся, яко и тебе, аки Ноя, от потопления Бог сохранивый.

Радуйся, сим чудом в страх и трепет окрест живущих приведый.

Радуйся, яко тобою и мы уповати на Бога научаемся.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 4

Бурю ярости и злобы воздвиже на тя мати твоя, егда видя тя жива и здрава после потопления, и сама своима рукама возжеле погубити тя, святый младенче; побеже, окаянная, к реце и вверже тя в воду под самое колесо мельничное. Обаче и на сей раз Господь дивно сохрани тя жива, дабы вси, видящие чудо сие, воспевали Ему благодарственно-хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Рече псалмопевец, яко «Господь сохранит тя от всякого зла. Господь сохранит вхождение твое и исхождение от ныне и до века», и «не убоюся, что сотворит мне человек» — сии словеса сбышася воочию на тебе, предивный отче Феофиле. Силою Божией колесо водное остановися, а вода воспенишася. Мельник же в изумлении побеже и, видя тя лежаща под колесом, взяша тя, аки драгоценный дар Божий, взывая к тебе тако:

Радуйся, сокровище многоценное, мне Богом данное.

Радуйся, Богом хранимый младенче святый.

Радуйся, яко сила Божия тобою нам является.

Радуйся, яко имя Божие тобою прославляется.

Радуйся, сосуде избранный, во еже служити Богови и наставляти люди ко спасению нам дарованный.

Радуйся, яко крест долготерпения и злострадания уготовася тебе.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 5

Страх и трепет объят всех окрест живущих, видящих дивное чудо сие. Мати же твоя, не уразуме силу Божию, на тебе являемую, паче озлобися лютостию зело великою и даде клятву погубити тя. Тогда отец твой, иерей Божий, дабы сохранити тя жива, скры тя у сродников своих. Мы же дивящеся коварству матери-убийцы, и, славя премудрость Божию, поем: Аллилуиа.

Икос 5

«Не приидет к тебе зло и рана не приближится телеси твоему, яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя на всех путех твоих». Сии словеса из Псалтири, с нею же ты не разлучавыйся во вся дни жития твоего, преславно сбышася на тебе, о предивный отче Феофиле. И в память трикратнаго спасения от смерти ты железный обруч с иконою Богоявления на теле своем всегда носивый. Мы же, радующеся таковому о тебе Божию промышлению, со умилением зовем тебе:

Радуйся, яко от потопления воднаго трижды силою Божиею сохраненный.

Радуйся, яко сим чудом Божию Премудрость нам явивый и коварство диавола посрамивый.

Радуйся, трикратным погружением в воду Святую Троицу прославивый.

Радуйся, яко и ныне со всеми святыми предстоиши у Престола Святыя Троицы.

Радуйся, яко непрестанным чтением Псалтири ты душу свою услаждавый и людем образец молитвы показавый.

Радуйся, отче Феофиле, предивный чудотворче и молитвенниче о душах наших.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 6

Чуждый мира и всего яже в нем, ты всегда презираемый бысть сверстники твоими. Глумления над тобою и жестокия биения от них претерпевая, ты безропотно тяжкий крест жития своего понесый. С воплем и обильными слезами, убегая в дебри лесныя, ты младенческими усты своими безгрешно, яки ангел Божий, взывал к Отцу Небесному: Аллилуиа.

Икос 6

Странником и пришельцем явился еси на земли сей, многострадальне отче Феофиле. Еще живу быти родителем твоим, ты был изгнан из дома отеческаго. А родившая тя еще подъя и руце своя, дабы секирою умертвити тя. Добрый же ктитор, объя тя окровавленнаго, спасе тя от матери-убийцы. И ты, не имея где главы преклонити и чем препитатися, водимый Духом Святым, устремился еси во храм Божий, идеже излиял Богу скорбь младенческия души твоея.

За таковое страдальческое житие твое мы ублажаем тя сице:

Радуйся, яко и ныне Господь сохрани тя от рук матери-убийцы.

Радуйся и ты, яко Борис и Глеб, неповинно пролиявый кровь свою святую от сродников своих.

Радуйся, яко npискорбным житием своим ты Христу, странствующему на земли, уподобивыйся.

Радуйся, яко с Ним и во обителех Отца Небеснаго вселивыйся.

Радуйся, яко во вся дни живота твоего гонения, заушения и всякое злострадание претерпевый.

Радуйся, яко никомуже злом за зло воздавый и, по глаголу Христову, за врагов своих моливыйся.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 7

Хотяй человеколюбец Господь явити тя страждущим людем новаго молитвенника и обличителя их пороков, приведе тя в Киево-Братский монастырь, дабы в молитвенных подвизех уготовати душу твою для приятия Божественный благодати. Ты же, аки елень на потоки водныя, устремися изучати Божественное Писание в духовнем училище, там бывшем. Исполняя послушание звонаря, ты зело рано, взыйдя на колокольню, созерцая с высоты творение Божие, предавался тамо богомыслию и тайной молитве, в ликовании духовнем воспевая Создателю всея видимая и невидимая твари: Аллилуиа.

Икос 7

Новое житие твое во обители святей бысть в сладость сердцу твоему. Аки после бури житейскаго моря ты притекл еси к тихому пристанищу, с черноризцами проводя Богоугодное житие твое в послушании, бдении, коленопреклонении и чтении Псалтири. Чиноначалие же обители, видя твое усердное рвение к духовным подвигом, удостои тя иноческаго пострига и сана иеродиакона. Предстоя у Святаго Престола, ты с вящим рвением устремися подобитися равноангельскому житию. Мы же, ублажая твои подвиги и любовь к Сладчайшему Иисусу, глаголем сице:

Радуйся, яко Господь умилосердися над тобою и призва тя во обитель святую.

Радуйся, яко ты старцем-подвижникам в послушании и молитвенных подвизех подражавый.

Радуйся, душу твою соблюдый страстьми непорабощенну.

Радуйся, прельщения юнаго возраста победивый.

Радуйся, образ терпения и послушания нам показавый.

Радуйся, Христу работати и искренне ему служити всех людей научавый.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 8

Не хотяй смерти грешников, Господь и матерь твою призва к покаянию. Пораженная неисцельною болезнию, уведе на себе гнев Божий за жестокое на тя гонение, раскаяся в своем злодеянии и с воплем велиим и рыданиями взывала к Богу о прощении. Ты же, незлобив сый, простив ей вся бывшая и погребше тело ея, возвратися в обитель свою, в радости духовней поя Промыслителю Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь добродетелей и незлобия исполненный, воистину был еси во плоти Ангел, досточудне Феофиле, являя для братии образ кротости и послушания, смирения и целомудрия. Служа у Престола Божия в священном сане, ты, аки преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, сподобивыйся видети Ангелов небесных, сослужащих тебе в Божественной литургии и благодать Божию, сходящую на Святые Дары. Благоговея пред твоею святостию, со страхом и умилением вопием ти:

Радуйся, человече небесный и ангеле земный.

Радуйся, сосуде, Божией благодати исполненный.

Радуйся, в сердце твоем образ Христа непрестанно носивый.

Радуйся, Его же ради плоть свою распявый со страстьми и похотьми.

Радуйся, усердный молитвенниче о всех, притекающих к тебе.

Радуйся, скорый помощниче всем страждущим и заблудшим.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 9

Все житие твое бысть исполненно скорбей и печалей, досаждений и укорений. Ты же во имя любви к Богу приял ecu на себя подвиг юродства Христа ради. И бысть многими гонимый, оскорбляемый и презираемый, ты, смиренный сердцем и кроткий духом, аки Христос на Кресте, моливыйся за врагов своих и хулителей, глаголя: «Господи, прости им, не ведят бо, что творят», и в веселии сердца всегда пел Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Видя Господь подвиги твоя, любовь и милосердие твое к страждущим людем, даде тебе дар прозорливости и врачевания. И ты, обличая их тайныя и явныя грехопадения, наставлял еси на путь спасения, врачуя и душевныя, и телесныя их язвы. Сам же, ycугубляя подвиги своя, денно и нощно в дебрех лесных, аки преподобный Серафим, молился коленопреклоненно на пне древа. За таковыя подвиги твоя приими от нас похвалы сия:

Радуйся, яко своими подвигами ты преподобным отцем Киево-Печерским уподобивыйся.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю.

Радуйся, своими подвигами искушения от плоти, мира и диавола победивый.

Радуйся, яко за твою ревность и любовь ко Христу, дар прозорливости и чудотворения от Нero приявый.

Радуйся, яко душевныя и телесныя недуги ты единым словом врачевавый.

Радуйся, обидимым и сущим в напастех скорый помощниче.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 10

Помощник скорый и утешитель был еси, отче Феофиле, не токмо к тебе приходящим, но и сам, с чтением Псалтири, ездяй на тельце по граду Киеву, утешал еси скорбящих и обидимых; одевая и питая нищих, грозно обличая виновных и, предсказуя грядущее яко настоящее, многих обратил еси на путь покаяния. Мы же, дивящеся твоему таковому милосердию и человеколюбию к людем, поем Всемилостивому Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царем тварей бысть Адам в раю до грехопадения, вси бо зверие ему повиновахуся. И тебе, безгрешному и освященному Духом Святым, такожде повиновахуся и скоти, и рыбы, и птицы. По твоему речению безсловесныя животныя послушно исполняли волю твою. На удивление всем твой телец, управляемый силою Божией, привозих тя, идеже душа твоя святая возжелала помолитися или сотворити помощь нуждающимся. Дивящеся таковому о тебе Божию промышлению, со умилением глаголем сицевая:

Радуйся, обличителю тайных и явных грехолюбцев.

Радуйся, заблудших наставниче и скорбящих утешителю.

Радуйся, просящих твоея помощи скорый исполнителю.

Радуйся, повиноватися воле Божией всех научавый.

Радуйся, яко и скоти злонравнии по словеси твоему послушни бысть, аки овцы.

Радуйся, яко и ладья чрез Днепр по слову твоему сама по воде движима бысть.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 11

Пение всеумиленное триединому Богу приносил еси во вся дни страдальческаго жития твоего, достохвальне отче Феофиле. Днем и нощию, в келии и в дебрех лесных творя умную молитву, не оставлял еси без утешения и исцеления всех к тебе приходящих, назидая их словом Божиим и своим юродством. Ныне же предстоя у Престола Царя Славы, молися о нас, чтущих святую память твою, да и мы с тобою купно во веки поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Провидя будущее яко настоящее, ты многим людем, предсказуя внезапную смерть или болезни, приводил их от греховныя жизни к покаянию. Ищущим монашескаго жития ты иногда благословлял супружество, а жаждущим мирскаго жития — монашество, дабы житие их было богоугодным и спасительным для души. И царю Николаю, лежа в муравейнике окровавленным, предрекл еси печальный исход на поле брани в Крыму и его смерть от печали. За таковое твое о людех попечение глаголем тебе благодарными усты сицевая:

Радуйся, тайнозрителю судеб человеческих.

Радуйся, яко ты предуказал на Глубочице место для устроения монастыря Покровскаго.

Радуйся, яко ты указавый место в лесу, идеже имать быти устроена пустынь Преображенская.

Радуйся, яко и крест тамо водрузивый, аки апостол Андрей на горах Киевских.

Радуйся, яко и для монастыря Ионовскаго на горах Зверинецких своим трикратным благословением место освятивый.

Радуйся, яко ты митрополиту Филарету великое огненное запаление в Киево-Печерстей Лавре предрекл еси.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 12

Благодать от Бога дадеся тебе, угодниче Божий, творити чудеса для прославления Всемогущаго Творца неба и земли. Подобно Христу, чудесно напитавшему в пустыне люди алчущия, ты утружденных путников, грядущих на поклонение угодником Печерским, напитал еси чудодейственною кашею, сваренною в лесу из камушков и травы, зажегши древеса огнем, низведшим с неба молитвою твоею. И отроковицу умирающую молитвою своею, во утешение плачущей вдовицы, оживил еси. Мы же со страхом и трепетом, благодарными усты вопием дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Блаженныя кончины своея день и час предуказавый и тело свое для погребения сам предуготовивый, о предивный чудотворче Феофиле. Келию же свою свещами и ладаном для сретения Ангела облагоухал еси и послушника своего послал еси ударяти в звон колокольный, дабы известити братию обители, яко Феофил к Богу преселяется. И рыдаху людие вси, егда погребаше пречестное тело твое, яко лишаются утешителя своего и наставника. По ста сорока летех же, яви нам Господь во утешение мощи твоя. Чтущии же память твою, списаху для раки твоея лик твой. И мы, со умилением взирая на образ твой, с радостию зовем ти:

Радуйся, великий чудотворче, Богом на утешение нам дарованный.

Радуйся, скорбящих утешителю, вдов и сирот защитниче, болящих и страждущих целителю.

Радуйся, яко и по преставлении твоем чудеса творити не преставый.

Радуйся, яко молящимся у гроба твоего скорую помощь подававый.

Радуйся, яко отныне имя твое со святыми прославляется.

Радуйся, града Киева украшение и Китаевой пустыни славо.

Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий.

Кондак 13

О, преславный угодниче Христов и предивный чудотворче, отче наш Феофиле! Приими сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое от нас, недостойных и грешных, обаче с любовию чтущих тя. Умоли Господа Бога избавитися нам от всяких бед, скорбей и напастей, наипаче же от грехопадений и внезапныя смерти и вечных мук. Не попусти нам без покаяния умрети. Буди нам путеводитель в Царствие Небесное, да тамо, с тобою вкупе, во веки поем Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва преподобному Феофилу Киевскому

О, предивный угодниче Христов, крепкий молитвенниче и заступниче, отче наш Феофиле! Ты от чрева матери избранный Богом на служение ему и дивно им хранимый от всякаго зла. За твоя подвиги юродства Господь дарова тебе дар пророчества и чудотворений. По заповеди пастыреначальника Христа ты душу свою полагавый за овцы стада Христова. Ты грешников тайных и явных грозно обличавый и своими мудрыми словесы к покаянию и исправлению их приводивый. Ты приходящих к тебе больных и скорбных не отвергал еси. Ты был всем яко отец чадолюбивый и пастырь добрый. И ныне услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к раце мощей твоих, отче наш Феофиле. Испроси у Всемилостиваго Бога мир Церкви нашей православней во отечествии твоем. Вразуми и обрати еретиков и раскольников в лоно Матери-Церкви. Пастырям нашим ревность о спасении людей, людем же послушание Святей Церкви и ревность защищати веру православную испроси. Умоли Небеснаго Отца всем нам подати коемуждо по прошению его: юным в православней вepe возрастание, старым и немощным подкрепление и утешение, болящим исцеление, сиротам и безпомощным заступление и нечаянную радость, заблудшим и согрешающим исправление. И всем нам испроси телесное здравие и душевное спасение. Согрей огнем Божественной любви охладевшие сердца наша. Помози нам исправити жизнь нашу греховную, дабы безбедно прейти мытарства демонов лютых и водворитися во обителех Отца Небеснаго, дабы вкупе с тобою и со всеми святыми воспевати всесвятое и великолепое имя Пресвятыя Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

LiveInternetLiveInternet

Сочиненные отцом Феофилом песни исполняются в живой виртуозной интерпретации, русские народные мотивы переходят в духовные песнопения, раскрывающие темы православных ценностей и духовных отношений с ближними. Сложно назвать инструмент, которым бы не владел отец Феофил: гитара, рояль, гусли, колесная лира, скрипка… Создается ощущение, что музыкальные мотивы он читает в шелесте моря и шуме ветра. Все творчество отца Феофила пронизано горячей любовью к Святой Руси.
Биография
Андрей Боголюбов родился в Абхазии городе Сухуми, 1975 г. 10 сентября. В 12 лет монахиней Сергией (Чочуа) духовной дочерью схиигумена Саавы (Остапенко) был приведен в алтарь, где и начался духовной путь будущего автора и исполнителя. Духовно окормлялся у великих отцов того времени как схимитрополит Зиновий ( Мажуга), схиархимандрит Виталий ( Сидоренко), иеромонахах Мардарий( в схиме Алексей)
•1994 — окончил музыкальную школу по классу скрипки
•1995 — окончил Николаевское музыкальное училище по классу хоровое дирижирование
•1999 — выпускник Киевской консерватории по классам хоровое дирижирование, композиция, аранжировка
•2002 — окончил Киевскую Духовную семинарию
•2006 — выпускник Киевской Духовной академии
В 1993 году в Козельщанском женском монастыре высокопреосвящейнийшим Феодосием ( Дикун) архиепископом а в будущем митрополитом Полтавским рукоположен в сан диакона.
В 2011 году основал православный мужской хор «Анастасис» в г. Москве, художественный руководитель и регент хора.

«Ни одно доброе дело не будет забыто Господом»…