Феогност сергиево посадский

Об этом в своем блоге сообщает бывший ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин:
«Какой теперь будет судьба архиеп. Феогноста? Сегодня стало известно, что он подал прошение о почислении на покой. Поступок очень мужественный. В нынешней ситуации это самый радикальный из возможных жестов несогласия с патриархом.
Конечно, теперь будут предприняты многочисленные попытки объяснить поступок вл. Феогноста через личную духовную жизнь. Мол, наместником ТСЛ ему полезно было быть 30 лет, с духовной точки зрения, а ненаместником быть, соответственно, неполезно даже неделю.
Но это уже отдельная история — благочестивые интерпретации его поступка. Многие верят, что епископы не занимаются ни политикой, но финансами, только чистой духовностью,» — пишет он.

Напомним, что на последнем заседании Синода РПЦ МП архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, назначенный наместником Троице-Сергиевой лавры еще при Патриархе Пимене в 1988 году, был уволен с этой должности и назначен архиепископом Каширским с местом пребывания на подворье Лавры в Москве. При этом за архиепископом Феогностом сохранили должность председателя синодального Отдела по делам монастырей Московского патриархата.
И вот сегодня из неофициального источника стало известно, что Феогност отказывается от всего.
Некоторые СМИ уже связали решение Кирилла с началом реализации проекта «Русский Ватикан» в Сергиевом Посаде, который предполагает многомиллиардное финансирование.
Об этом, к примеру, пишет корреспондент Портала «Credo.Press». «Поскольку архиепископ Феогност не принадлежит к ближайшему кругу нынешнего Патриарха РПЦ МП, то было решено заменить его на более молодого и «проверенного» епископа Парамона, рукоположенного Кириллом», — сообщает издание.

Однако эта информация, конечно, не является официальной. Истинных причин отстранения Феогноста никто не называл и можно только догадываться о них.

Еще одна версия отставки владыки Феогноста, которую предложили своим читателям СМИ — борьба священнослужителя с мусорными полигонами. Дело в том, что бывший наместник Троице — Сергиевой лавры писал рапорты на имя патриарха Кирилла, в которых рассказывал о строящихся полигонах у православных храмов. Вот эти документы:

Кроме того, 14 апреля 2018 года в Сергиевом Посаде прошел митинг, который был неофициально поддержан Лаврой. Местные жители тогда выступили против строительства мусорного полигона в деревне Сахарово.

Владыка Феогност благословил провести молебен в защиту экологии и оказал помощь в организации митинга. Протестующие держали транспаранты «Мы против полигона ТБО на земле святого Сергия» и «Сергиев Посад — русский Ватикан или помойка?».

В борьбе против мусорных полигонов Феогност был не один. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий тоже писал официальные обращения к патриарху Кириллу и к губернатору Воробьеву по поводу свалок планируемых у храмов.

Трудно с уверенностью сказать, что именно послужило поводом для отстранения владыки Феогноста. Версии, которые предлагают СМИ, основаны лишь на предположениях.

Сам же Феогност очень тепло простился с Лаврой и поздравил преемника Парамона. Есть видеозапись этого момента:

Видео со станицы Вконтакте архиепископа Феогноста.

Архиепископу Феогносту 58 лет, он был пострижен в монашество близким Патриарху Пимену (Извекову) митрополитом Владимирским и Суздальским Серапионом в 1983 году, а иеромонахом и насельником Лавры стал в 1984-м. Московскую духовную семинарию закончил за год до назначения наместником, в 1987-м, а академию — уже будучи наместником, в 1991 г.

.
С КЕМ ПОБРАТАЛИСЬ ЗАВЕРБОВАННЫЕ ОСКОЛОЧНИКИ СИНОДА РПЦЗ-Л-И
На последнем заседании Синода МП РПЦ, куда заграничных лавро-иудушек не пригласили, были объявлены большие кадровые перестановки и изменения.Такие серьезные перестановки, что некоторые бесбашенные подпевалы Кирилла Гундяева стали сравнивать заседание Синода с … Поместным собором 1917-1918 гг.
Это они слишком переусердствовали, вне всякого сомнения. Однако две перестановки мы тоже должны отметить.
Первая — с ключевой позиции начальника Управления дел МП РПЦ был отставлен Варсонофий Судаков, известный нам, зарубежникам, своими контактами с путинской финансовой мафией, к чему были привлечены лавро-иудушки Николай Ольховский (США) и Гавриил Чемодаков (Канада).
Вторая — с ключевой позиции наместника Троице-Сергиевой Лавры был убран Феогност Гузиков, 58 лет. Нам, зарубежникам, это имя мало что говорит. Но в безблагодатной и псевдо-церковной организации эта отставка прозвучала набатом. Кто же такой Феогност Гузиков, тридцать лет просидевший наместником Троице-Сергиевой Лавры?
Вот что о нем сообщается на странице жж kalakazo

«В церковный мир его притащил самый гомо-педерастичный архиерей Советского Союза, внебрачный сын патриарха Пимена,всесильный Серапион Фадеев. Понятно, что всех, кого подтягивал Серапиоша, проходили через его вонючее тело.
Серапион Фадеев был любитель красивых парней. Феогност Гузиков был одним из таких. Высокий, красивый, спортсмен,с красивыми глазами, он сразу полюбился и самому верному чадушке Серапиоши — Алексию Кутепову, который тоже был очень внешне хорош, и что самое главное ценное у Кутепова — Кутепов очень красиво по церковному служил.
Кутепов и Феогност Гузиков стали гей-любовниками по Лавре, и когда Алексий там наместничал, то Феогност был его самым верным постельным дружком.
После того, как Алексия Кутеповну, Серапион через своего отца. патр Пимена, продвинул в архиереи, то через некоторое время Феогност, также по ходатайству Серапиоши и Кутеповны, стал в 29 лет наместником Лавры, одним из самых молодых за всю ее историю.
Феогносту как и всякому советскому хапуге, не чужды были земные богаства и развлечения — дорогущие машины, терема, сауны и парилки, скачки на жеребцах и так далее. Богатства Феогностушка нажил много. Но его любил Алексий-2, поэтому он не вылетел архиерейской птичкой сразу из лавры, а остался этой птичкой в самой лаврской золотой клетке, в которой он надеялся остаться до смертушки, и быть похороненным также на лаврской площади, или в крипте Успенского собора.
Но… Мыслями черного Гундяя, дверцы золотой лаврской клетки для Феогноста открылись, и ему пришлось по указанию черного ворона, выпорхнуть из нее, почти в никуда!!! Единственное, что его пока успокаивает те несметные личные богатства, которые он нажил себе, пока еще не оставленная должность председателя Монашеского отдела и патриаршего викария.»
Нужны ли какие-то объяснения того, с кем объединилась лавро-иудская РПЦЗ, превращённая в жалкий осколок педерастической гебе-структуры МП РПЦ?
Анти-Абель.

По неофициальным данным, архиепископ Феогност (Гузиков), уволенный с поста наместника ТСЛ, попросил отправить его на покой

«Сегодня стало известно, что он подал прошение о почислении на покой. Поступок очень мужественный. В нынешней ситуации это самый радикальный из возможных жестов несогласия с патриархом», — написал 2 марта в своем блоге бывший ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин (http://www.facebook.com/chapnin/posts/10210940682471899), имеющий репутацию человека, хорошо ориентирующегося во внутренней жизни патриархии.

На заседании Синода РПЦ МП 26 февраля архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), назначенный наместником Троице-Сергиевой лавры (ТСЛ) еще при Патриархе Пимене в 1988 году, был по инициативе Патриарха Кирилла (Гундяева) уволен с этой должности и назначен архиепископом Каширским с местом пребывания на подворье ТСЛ в Москве. При этом за архиепископом Феогностом сохранили должность председателя синодального Отдела по делам монастырей Московского патриархата.

«Конечно, теперь будут предприняты многочисленные попытки объяснить поступок вл. Феогноста через личную духовную жизнь, — рассуждает Сергей Чапнин. — Мол, наместником ТСЛ ему полезно было быть 30 лет, с духовной точки зрения, а ненаместником быть, соответственно, неполезно даже неделю».

Ряд экспертов высказал предположение, что отставка Феогноста связана с началом реализации проекта «Русский Ватикан» в Сергиевом Посаде, который предполагает многомиллиардное финансирование, сообщает корреспондент Портала «Credo.Press». Поскольку архиепископ Феогност не принадлежит к ближайшему кругу нынешнего Патриарха РПЦ МП, то было решено заменить его на более молодого и «проверенного» епископа Парамона, рукоположенного Кириллом.

Архиепископу Феогносту 58 лет, он был пострижен в монашество близким Патриарху Пимену (Извекову) митрополитом Владимирским и Суздальским Серапионом в 1983 году, а иеромонахом и насельником ТСЛ стал в 1984-м. Московскую духовную семинарию закончил за год до назначения наместником, в 1987-м, а академию — уже будучи наместником, в 1991 г.

Опубликовано: 02.03.2019 в 22:10

Рубрики: Главные новости, Лента новостей

Почему сняли архиепископа Феогноста?

07 марта 2019 г. Владимир Семенко

На последнем заседании Священного Синода РПЦ был принят ряд весьма знаковых кадровых решений. Из наиболее заметных – освобождение от занимаемой должности Управделами фактически второго человека в бюрократической иерархии Церкви митрополита Варсонофия (который, вопреки досужим предположениям, при этом остался митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским) и увольнение с поста наместника Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Феогноста.

По традиции, должность управделами считается ключевой, последней ступенькой на пути к патриаршеству. Занимающей ее естественным образом воспринимается в качестве преемника действующего Предстоятеля. (Тем более, что ОВЦС после разделения на три самостоятельных синодальных отдела в 2009 году уже не является таким «государством в государстве», каким этот отдел был во времена Патриарха Алексия, когда им руководил нынешний предстоятель, тогда еще митрополит Кирилл). Митрополит Варсонофий, у которого несоизмеримо менее высокий рейтинг упоминаний в прессе, чем у председателя ОВЦС митрополита Илариона, многими (не в последнюю очередь, в силу этого очень важного косвенного признака) воспринимался как неформально назначенный преемник патриарха Кирилла, тем более, что является его личным другом еще со времен юности. Так что нынешнее кадровое решение, по сути, означает его «отставку» с «должности» преемника, лишение этой неформальной роли. Что, по мнению некоторых, отчасти (но только отчасти) мотивировано его явными провалами в кадровой политике. Митрополит Тверской Савва, назначенный на его должность – человек, в сущности неплохой, но абсолютно не харизматичный, старательный и послушный исполнитель и в этом плане – типичный выдвиженец нынешнего патриарха, который органически не переносит рядом с собой людей ярких и талантливых. Вряд ли он будет претендовать на какую-либо самостоятельную роль в течение ближайших лет десяти, при этом безотказно исполняя любую волю «шефа». По жизненному самоощущению последнего, нынешний «понтификат» должен длиться вечно.
Все вышеизложенное – достаточно понятная материя. Менее очевидны причины отставки митрополита Рязанского Марка с должности руководителя Финансово-хозяйственного управления РПЦ. Вл. Марк всегда считался (и на деле был) выдвиженцем патриарха Кирилла, и думается, что его увольнение вряд ли можно адекватно объяснить банальным «омоложением кадров», как это делает, например, известный антицерковный либеральный журналист С.Бычков. По этой логике на следующем шаге патриарх Кирилл должен был бы отправить в отставку самого себя, а уж это, как говорится, «не дождетесь». Думается, что подоплека этой отставки связана с позицией, занятой вл. Марком в историей со «сменой караула» в главном церковном предприятии «Софрино», когда на предварительном этапе именно вл. Марк во главе специально сформированной для этой цели группы провел внутренний аудит «ведомства Пархаева». Этот аудит, как полагают компетентные источники, курировался внешними для РПЦ силами. В итоге был сделан еще один шаг к внешнему контролю за определенной частью церковных финансов со стороны тех структур, которые никак не управляются патриархийными чиновниками. В частности, назывались имена известного специалиста по «зачистке» высокопоставленных коррупционеров генерала ФСБ Олега Феоктистова (ныне оставленного) и главы «Роснефти» Игоря Сечина, входящего в ближайший пул путинских элитных кадров. Возможно, как мы предполагали ранее, сам патриарх Кирилл нанес упреждающий удар по Пархаеву, понимая, что ситуацию уже не спасти и необходимо предотвратить бóльшие неприятности со стороны тех, кто стремится поставить под внешний контроль церковные финансы. Как бы там ни было, вл. Марк, по всей видимости, в нынешней ситуации рассматривается уже как отработанный кадр, чья слишком большая информированность о внутренних финансовых делах РПЦ ныне не представляется полезной.
Гораздо интереснее другая знаковая отставка – архиепископа Феогноста. Здесь гораздо больше подтекста, не сразу и не всем очевидного. Известный либеральный блогер, в прошлом – православный журналист и ответственный редактор ЖМП (Журнала Московской Патриархии) С. Чапнин в своем блоге довольно туманно намекает на финансовую подоплеку этого неожиданного для внешних наблюдателей кадрового решения. Далеко же все зашло в эволюции нашей церковной жизни, если даже бравирующий своей фрондой и никак не зависящий от высшего руководства РПЦ Чапнин позволяет себе всего лишь крайне туманные намеки на ключевой момент в происходящем. Что уж тогда говорить о пишущих или (по большей части) молчащих клириках!
Между тем сугубо светские комментаторы уверенно утверждают, что именно серьезная игра вокруг больших денег является решающим фактором, обусловившим отставку наместника ТСЛ. Речь идет о так называемом проекте «Русский Ватикан». Характерно, кстати, что разработка проекта в его архитектурно-планировочной части была заказана конструкторскому бюро «Стрелка», которое специализируется по части организации городских пространств и пользуется репутацией одной из самых непрозрачных и либерально ориентированных структур, отметившейся, в частности, в скандальном проекте «Дома новой культуры» (ДНК), к которому в бытность свою вице-премьером правительства России приложил руку никто иной, как сам В. Сурков. Эти ДНК в свое время удалось отчасти заблокировать из-за дружного противодействия православной общественности. Вместе с тем понятно, что никакой речи о передаче каких-то территорий под непосредственное управление РПЦ в собственно юридическом смысле российское государство, естественно, не допустит. Речь может идти лишь о коммерческом проекте, связанном с туристическим бизнесом, недвижимостью и т.д. А в такого рода делах доверять можно строго людям из собственной команды, к каковым архиепископ Феогност очевидным образом не относится.
Мы, однако, далеки от того, чтобы сводить все дело к финансово-коммерческой составляющей, которая, будучи, конечно, необычайно важной, тесно переплетается с качественно иными материями. В вышеозначенных процессах, как представляется, немалую роль играет также МДА (Московская духовная академия), которую (особенно теперь) в некоторых отношениях крайне сложно, практически невозможно отделить от Лавры, в стенах которой она, как известно, располагается.
В сравнительно недавнее время финансирование Академии осуществлялось не непосредственно, а преимущественно через посредство Лавры, и в этом смысле Московские Духовные школы всегда считались сугубо затратным, спонсируемым проектом. Однако с недавних пор, особенно после назначения ректором известного модерниста архиепископа Амвросия, в прошлом руководившего Академией Питерской, ситуация стала меняться. Молодая команда «новых миссионеров» под руководством проректора по научной работе протоиерея Павла Великанова стала активно проявлять себя, достигая ощутимого результата в деле получения самостоятельного финансирования из различных источников, при этом умело продвигая на рынок образовательных услуг некие креативные проекты, при помощи которых Академия, видимо, по чьему-то замыслу, должна в идеале выйти на самоокупаемость.
Ведем речь о получившем скандальную известность проекте «Академия веры», подготовленном Центром информационных технологий ТСЛ и МДА на средства президентского гранта. Согласно журналистскому расследованию сайта «Антимодернизм», вышеупомянутый центр по своему юридическому статусу – частная организация. Здесь не можем не отметить эту весьма типичную для современных российских реалий деталь: ответственное дело (в данном случае связанное с религиозным воспитанием и образованием), которое по определению должно быть задачей для обладающих соответствующей компетенцией, профессиональными навыками и знаниями структур (в данном случае церковных) с ведома самого руководства этих структур перекладывается на плечи новоучрежденных частных организаций, которые получают на осуществление своей деятельности весьма значительное финансирование из бюджетных источников. Остается лишь догадываться о степени и характере заинтересованности во всем процессе тех, кто дает такие разрешения и выделяет вышеозначенные средства. Генеральный директор Центра — иеромонах Таврион (Смыков). Руководитель проекта — о. Павел Великанов; редакционная коллегия и авторы текста — о. Антоний Борисов и о. Стефан Домусчи. Для производства своего видеопродукта (о котором речь у нас еще впереди) центр активно сотрудничает со ВГИКом. Продюсер фильмов портала «Академия веры» — диакон Анатолий Колот; автор сценариев — Алексей Пищулин.
Как указывает «Антимодернизм», в 2017 году «Академия веры» получила грант от «Фонда президентских грантов» в размере 9 829 754 рубля. На эти средства был создан сайт «Академия веры» и 20 мультфильмов продолжительностью около 7 мин каждый. Каждый мультфильм, таким образом, обошелся около 500 тыс. рублей, что примерно в 10 раз выше себестоимости. В мае 2017 года та же группа лиц во главе с о. П. Великановым запрашивала на «Академию веры» 28 668 770 рублей, но заявка была отклонена. В 2018 году была отклонена заявка на осуществление проекта «В четыре руки». За 9 862 643 руб. предлагалось сделать цикл видео-бесед о. Павла Великанова с психоаналитиком Константином Ольховым на темы семейных отношений.
Теперь о содержании того продукта, который авторы, базирующиеся в обители преподобного Сергия, представляют в качестве миссионерско-просветительского. В 7-минутных роликах, сделанных в стилистике, типичной для неопротестантских сект, в «доступной, популярной форме» излагаются основные сведения вероучительного характера: о Христе, о пресвятой Троице, о Божественной литургии и т.д. В своей рецензии на данный продукт известный богослов, зав. кафедрой теологии ПСТГУ, кандидат богословия доцент П.Ю. Малков, по сути, если убрать принятые в научно-академической среде дипломатические реверансы, сказал, что предложенный для рецензирования продукт содержит целый букет ересей. Сам же он в своих выводах высказывается в том плане, что «ролики:
1. Содержат огромное число существенных вероучительных неточностей, неосторожных с точки зрения православной догматики, спорных экзегетических идей, синкретических мнений, смешивающих христианские истины с околохристианскими и даже вполне оккультными идеями… (то есть речь идет, попросту говоря о смешении христианства с антихристианством. Но смешение меда и дегтя, вне зависимости от пропорций, дает, как известно, не мед пониженного качества, а продукт, непригодный к употреблению – В.С.).
2. Проникнуты протестантским (то есть еретическим – В.С.) и в то же время предельно рационалистическим духом.
3. Содержат крайне неосторожные, вызывающие, недопустимые в нравственном отношении и находящиеся на грани фола (или даже за его гранью) абсолютно неуместные шутки.
4. Крайне бестолковый и запутанный порядок изложения клипового материала скорее внесет сумбур в головы зрителя, чем даст ему ясное понимание подлинной сути христианского вероучения, нравственных основ Православия. Эти ролики могут оттолкнуть потенциальных катехуменов (то есть тех, среди кого ведется миссия – В.С.), а отнюдь не помочь им войти в Церковь Христову».
Необходимо сказать, что мы полностью разделяем выводы уважаемого богослова. Однако, переводя с научно-академического на общечеловеческий, скажем, что под видом миссионерства нам предлагается оккультно-еретический суррогат, способный не привлечь кого-то в Церковь, а наоборот, навсегда оттолкнуть от нее. Детский лепет авторов на мотив «говорить с молодежью на ее языке» (молодежь вообще-то бывает разная, единого «языка молодежи» не существует) абсолютно не идет к делу. Ибо, как показывает опыт западных, инославных конфессий, попытка в деле проповеди и катехизации усвоить язык мiра приводит не к воцерковлению его, а, напротив, к обмiрвщлению самой Церкви. Представляется, однако, что мы вряд ли имеем дело с наивными людьми. На круглом столе в Доме кино 4 марта 2019 г., где прошло обсуждение скандального проекта, в ряде выступлений прямо указывалось, что комплексный лингвостилистический и психологический анализ продукта, произведенного «Академией веры», однозначно выявляет в нем типичные приемы манипуляции сознанием, обычно приводящие к раздвоению (шизоизации) его и слому в нем иерархии ценностей. Выступающие также указывали на очевидность, о которой мы писали в наших работах еще 15-20 лет назад: если «миссионер» являет мiру не образ принципиально иного бытия, не пример подвига и святости, а разбавленный «христианством» суррогат самого мiра, то ничего общего с итогом деятельности древней Церкви, Церкви мучеников и святых, здесь очевидным образом не произойдет. Носитель любой нехристианской или прямо антихристианской субкультуры непременно предпочтет свой оригинал ухудшенной копии с непонятным довеском в виде какого-то «православия». Подобно тому, как сходняк грузинской мафии в ресторане «Сулико» с точки зрения «крутизны» и «понтов» (элитных автомобилей, охраны, разного рода эскорта и т.д.) обязательно превзойдет то, что пытаются изобразить разнообразные представители церковной бюрократии, что съезжаются на богослужение в обитель преподобного Сергия в день его святой для всех нас памяти.
Надо признать, что сами авторы проекта достаточно откровенны в обосновании своих ключевых целей и задач. По сути, они объявляют войну православной Традиции и ее носителям, бескомпромиссным защитникам веры, когда к числу таковых целей относят, в частности, противодействие тому, что сами называют «религиозным ригоризмом» (по их мнению, несовместимым с христианством). Ну а о том, какого рода «религиозное просвещение» предлагается ими в качестве альтернативы, мы только что вкратце рассказали. Характерно, кстати, что для совсем уж убойного (как им кажется) обоснования своей нужности и полезности потенциальному заказчику наши креативные миссионеры ссылаются на «провокации со стороны радикально настроенных фундаменталистских религиозных направлений», приводя в качестве примера мифические «теракты» в связи с показом глумливо-кощунственного фильма «Матильда» со стороны сугубо фейковых «православных террористов». (Сюжет, действительная подоплека которого была разобрана нами ранее).
Упомянутая выше «Стрелка» умеет виртуозно осваивать немалые финансовые средства, при этом целенаправленно разрушая традиционные формы культуры. То же самое мы, по существу, имеем и в данном случае, только в роли светской культуры выступает наша православная Традиция, а в роли продвинутых мальчиков и девочек в модных шмотках гламурные отцы с аккуратно подстриженными бородками и в шелковых рясах. Соотнесение громких отставок в РПЦ и анализа вышеописанного проекта (к которому мы не раз еще обратимся) позволяет сложить последний пазл в системной картине происходящего. Ибо совершенно понятно, что при всем том, что архиепископ Феогност, без сомнения, обладает непростым бэкграундом, все же он, как человек традиционно-монашеской, то есть собственно православной выучки, вряд ли позволил бы под стенами Лавры спокойно течь крупным и неподконтрольным ему финансовым потокам, которые к тому же служат не укреплению в России православной веры, а, по сути, целенаправленному ее искоренению, причем удар наносится как по духовной-вероучительной сердцевине православной культуры, так и по собственно культурным формам, исторически свойственным нашему народу. Ну а управлять Лаврой теперь станет бывший наместник Донского монастыря епископ Парамон, который незадолго до своего нового назначения отметился тем, что благословил в своем монастыре, прямо в сакральном пространстве главного собора концерт хора мальчиков из Англии. Почему-то нам кажется, что с любителем профанировать православное богослужение архиепископом Амвросием они удачно сработаются… «ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ».

Архиепископ Каширский Феогност и епископ Сергиево-Посадский Парамон совершили Литургию в Прощеное воскресенье

«Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села́, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки восприимем» (великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах»).

Первый человек Адам согрешил и был изгнан из рая вместе со своей женой Евой. Священное Предание повествует нам о том, что после грехопадения Адам сидел близ райских обителей и горько плакал. Спустя тысячелетия на реках Вавилонских, в плену, плакал уже весь иудейский народ. Несмотря на то, что эти события далеко отстоят друг от друга, люди плачут об одном и том же. Это плач детей, лишенных общения с Богом.

Не о райских благах рыдал Адам, но о том, что больше не сможет увидеть Господа, Бога Своего и Создателя, а израильский народ плакал не о плене, но о том, что лишен своей главной святыни – храма Господня и богообщения.

Современные христиане часто так же, как древний Адам или израильский народ, преступают Христовы заповеди и отдаляют себя от Любящего и Всеблагого Бога. Чтобы вновь обрести в своем сердце утраченного Христа и сподобиться радости богообщения, Церковь предлагает своим чадам пройти путем Адамова плача и покаяния – путем Великого поста.

1 марта, в день воспоминания Адамова изгнания из рая и прощеное воскресенье, епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, совершили совместную Литургию в Троицком соборе Лавры. Накануне в Сергиевском Трапезном храме епископ Парамон совершил всенощное бдение.

Во время причащения духовенства с проповедью к присутствующим в храме обратился архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин). Он напомнил верующим о библейской истории изгнания Адама из рая и заметил:

«Цель поста – не воздержание от какого-либо рода пищи. Пост состоит именно в борьбе с нашими страстями, которые нас одолевают и не дают нам соединиться с Богом».

После причащения прихожан со словом проповеди обратился архиепископ Каширский Феогност:

У разных народов в разное время были разные точки отсчета нового года. У кого-то весной, у кого-то – осенью, у кого-то – зимой. В разные времена люди считали, что это начало нового года. Но для православного человека год, наверное, начинается с Прощеного воскресения.

За год все накапливают много зла, обид, раздражения, неудовольствия, и Святая Православная Церковь подготавливает нас к Святой Великой Четыредесятнице, а затем к Пасхе. Именно Прощеное воскресение – это преддверие нового года, это начало, необходимое условие того, что ты будешь жить в Боге и жить благословенно. Трудно человеку очистить свое сердце до конца, но только тогда, когда человек отпускает и очищает свое сердце, только тогда начинается новая жизнь, и начинается новый год. Простить – что это значит? Что стоить за этим словом?

Прежде всего, прощает только Бог, мы можем лишь отпустить, но не простить. Прощение от Бога. Что стоит за прощением? Корень его – это любовь. Только тот, кто любит по-настоящему, может простить. Но вместе с тем, прощение не имеет ничего общего с безнаказанностью. Если человек любит, то он требует. И наказание – это вразумление. Когда человек отпускает, он вместе с тем требует, чтобы больше этого не повторилось.

Что стоит за непрощением? За неумением простить стоит гордыня, эгоизм и эгоцентризм. Когда весь мир человека замыкается в нем самом, когда он вольно или невольно, сознательно или бессознательно считает именно себя центром мира. И конечно, из этого центра ему трудно простить других, которые не видят его «величие», его «мессианские» качества. Такой человек впадает в обиду. Именно обида на других и жалость к себе являются признаками болезни, которая называется гордыня.

У каждой болезни есть признаки: у одной – температура, у другой – кашель, у третьей – другие симптомы. Признаки гордыни – это обида на других и жалость к самому себе, одиночество и отчуждение. Это свидетельство того, что человек находится в глубокой гордости, и он при всем своем желании не может простить. Он может сказать: прости, а сердце его останется холодным как лед. Но по-настоящему простит только тогда, когда поймет, что он не в центре мира, что он такой же, как и все, и у него нет никакой сверхзадачи, он просто человек, который ходит под Богом, как и все остальные.

Когда мы пытаемся понять, почему мы не можем простить ближнего, то ответ очень прост – по своей гордыне, по своему эгоизму, по эгоцентризму. И наоборот, тогда, когда мы с любовью и радостью видим в ближнем нашего брата, и если он и болен этой гордынею, то это не повод, чтобы осуждать его. Если мы придем в онкологическую клинику, мы же не будем осуждать больных, которые лежат при смерти. Точно также, когда мы видим человека, который одержим гордыней – это такой же рак, только рак души, мы не будем его осуждать, кроме скорби, кроме сочувствия, у нас не будет других чувств.

Простить можно только тогда, когда ты поймешь, что гордыня – это болезнь, самая тяжелая из всех болезней, которые есть на свете. Ни рак, ни коронавирус, ни какая другая болезнь не страшнее гордыни. Самая страшная – гордыня, потому что она убивает не только душу, но и тело. Потому в день Прощеного воскресения еще и еще раз заглянув внутрь себя, даже когда мы обнаружим гордыню, – а она, к сожалению, живет в той или иной мере – следует осознать, что наши ближние также больны этой тяжелой болезнью. Тогда в сердце будет сострадание и любовь к ближним. Но вместе с этим следует всегда помнить, что доброта не имеет ничего общего с безнаказанностью, а любовь ничего не имеет общего со вседозволенностью.

Только любовь, которая сопряжена с состраданием и с требовательностью способна донести эти простые и добрые истины. Да поможет нам Господь каждому в свою меру осознать это, а если мы и не можем не то, что избавиться, а даже осознать, на это есть Покаяние. Это великое, спасительное таинство.

Мы каемся во всех грехах, но самые страшные грехи – это эгоизм и эгоцентризм, они есть производные гордыни. Благословение Господне на нас. С нами Бог. Он, как мы читаем в благодарственных молитвах, Врач душ и телес, потому не будем пугаться и ужасаться тех мерзостей, которые у каждого в какой-то мере присутствуют в душе. Мы под Богом ходим, и покаяние не имеет ничего общего с самопоеданием и самобичеванием. Покаяние всегда есть радость, а в любви всегда есть место прощению».

Справка.

Всенощное бдение в Сергиевском Трапезном храме Лавры совершил епископ Сергиево-Посадский Парамон в сослужении братии обители в священном сане.

На богослужении пели братский хор Лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и 1-й академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

Божественную литургию в Троицком соборе Лавры совершили епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству.

На Литургии пел знаменный хор Лавры под управлением иеромонаха Зиновия (Бубякина).