Где хранятся мощи Николая чудотворца в Италии

В Бари, к мощам святителя Николая (фото)

Так сказать, с места событий. Этот репортаж долго ждал своего часа. Мы ездили в Бари с прихожанами храма св. Тавифы в Тель-Авиве еще в июне сего года, но вот только теперь ставлю небольшой отчет. Прошу смотреть.

Базилика свт. Николая в Бари, Апулия, Италия.

Наша небольшая, но дружная группа и икона, освященная на мощах Святителя, сегодня она у нас в храме.

Сокровищница базилики свт. Николая, на переднем плане, как я понял, обломки корабля, на котором мощи были перевезены из Мир Ликийских в Бари (Барград), в orfaf (ковчеги со множеством мощей святых, в том числе и многих весьма известных).

Базилика внутри, мощи Святителя находятся в крипте внизу, практически под алтарем верхнего храма.

Барочный потолок «приделан» к древней базилике, наверное к нему все привыкли, но все же это не в стиле.

Главный алтарь базилики

Вход в крипту

Престол над мощами Святителя Николая. За решеткой под покрывалом отверстие, через которое один раз в году 9 мая (в День Победы, правда на самом деле это совпадение — это память Святителя по новому стилю) специальным шприцем откачивают драгоценное миро с мощей Святителя, каждый год приходит примерно 200-250 грамм (миллилитров) мира. Потом его разбавляют с чистой водой и раздают паломникам, правда за денежку. Рассказывают истории о неких «новых русских», которые за большие деньги хотели получить несколько литров «чистого мира из гробницы», им сказали, что это в принципе невозможно.

Ваш покорный слуга на Литургии в крипте свт. Николая. Справа — настоятель Русского подворья в Бари отец Андрей Бойцов.

Так паломники освящают свои святыни у мощей Святителя — на время Литургии иконки и прочее подставляют к задней стороне престола.

По окончании Литургии все паломники прикладываются к подножию престола и кресту.

Икона за престолом — дар Сербских царей.

Лампада-кораблик в разных ракурсах.

После православной литургии в верхнем храме католики ведут приготовления к свадьбе.

Есть что покушать…

Ну и львы — прекрасная древняя византийская резьба по камню.

Старая серебряная рака свт. Николая теперь хранится в верхнем храме.

Лампады

До свидания, Бари, до свидания, Святитель Николай! Всех с праздником!

Только ввысь!

Источник — ЖЖ протоиерея Игоря Пчелинцева

Храм и мощи Николая Чудотворца в Бари (Италия): история

Самой важной достопримечательностью города Бари стали мощи Николая Чудотворца, хранящиеся в храме имени святого. Христиане со всего света стремятся сюда, чтобы побывать в базилике святого Николая (Basilica di San Nicola). Ведь это – один из самых почитаемых святых в христианском мире.

О Николае Чудотворце


Почему к мощам Николая Чудотворца в Бари стремятся совершить паломничество глубоко верующие люди и обычные туристы? Этот святой стал самым почитаемым после Иисуса Христа и Богородицы. Его считают покровителем слабых и нуждающихся в защите людей. Кому и чем помогает Николай Чудотворец:

  • детям, особенно сиротам,
  • людям с тяжкими заболеваниями,
  • тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации,
  • заключенным,
  • супругам – вернуть мир в семье, а также наладить отношения между родителями и детьми,
  • путешественникам и паломникам.

И наконец, есть поверье, что Николай Чудотворец покровительствует животным, например, можно попросить его о помощи в излечении домашнего питомца.

Мы не будем рассказывать о жизни этого святого. Она была очень насыщенной: по поверью, Николай с детства обладал даром творить чудеса и помогал людям. Скажем только, что в России есть несколько церковных праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. Один из них отмечается 22 мая, так называемый праздник Николы Вешнего. Эта дата как раз связана с мощами святого. В этот день мощи были доставлены в город Бари, и с тех пор там хранятся. Правда, в Италии этот день отмечают 9 мая из-за разницы в григорианском и юлианском календаре. Если вы приурочите своей визит в Бари к этой дате, вас ждет священное таинство.

История перенесения святыни в Бари


Строго говоря, в Италию, Бари, мощи Николая Чудотворца попали в результате воровства. Но на это у верующих была веская причина. Дело в том, что мощи святого раньше находились в городе Миры. В те давние времена Миры подвергались постоянным набегам мусульман и была велика вероятность разграбления и надругательства над святыней.

В 1087 году купцы из Бари снарядили корабельную экспедицию в Миры. Благополучно добравшись до святыни, они связали монахов, стороживших мощи, разбили гробницу и вытащили останки святого Николая. Причем забрали не все мощи, так как торопились уплыть обратно. На родину купцы вернулись 8 мая, их встречал весь город! А 9 мая мощи были торжественно уложены в гробницу и хранились в одной из церквей Бари, пока не была построена базилика святого Николая.

А греки на такое несанкционированное изъятие мощей обиделись. И Греческая православная церковь праздник 9 мая (день перенесения мощей в Бари) не отмечает. Греков можно понять, ведь мощи святого Николая хранились в Мирах несколько веков, после того, как Чудотворец там скончался. Но все остальные этот день празднуют, в том числе Русская православная церковь.

О базилике Святого Николая и празднике перенесения мощей


Мощи Николая Чудотворца в Италии хранятся в церкви, специально для этого построенной. Она была возведена и освещена в 11 веке, после прибытия мощей в Бари, но потом еще достраивалась и перестраивалась. Это католическая базилика характерной постройки со строгими фасадами, остроконечными башнями и колокольней. Но во внешнем облике присутствует и византийский декор: узоры и барельефы, что, несомненно, украшает это строгое здание.

Внутри базилики можно увидеть массивные колонны, арки, а наверху расположились галереи. Храм украшают картины, фрески, иконы и скульптуры, а также здесь есть сокровищница с коллекцией церковных предметов. Но в целом внутреннее убранство нельзя назвать богатым, а сначала оно было совсем простым. Например, роспись стен была выполнена только в 17 веке. В богатом интерьере эта базилика не нуждается, ведь ее главное сокровище – святые мощи.

Этот храм имеет подземную крипту. Там установлена гробница с мощами Николая Чудотворца. Их никогда не вынимают, но 9 мая достают из гробницы миро. Считается, что чудодейственная жидкость сочится из мощей святого. Раньше ее собирали губкой, а теперь качают специальным насосом. Потом миро разводят святой водой и раздают всем паломникам. Это – заключительная часть праздника по перенесению мощей Николая Чудотворца в Бари. А вообще торжества проводятся здесь с 7 по 9 мая:

  • выступления мэра и глав церкви,
  • театрализованные представления,
  • церковные песнопения и службы.

Даже если вы не являетесь убежденным христианином, вам будет интересно увидеть этот праздник. Впрочем, в базилику святого Николая можно прийти на экскурсию в любой день года, чтобы увидеть место, где упокоился Чудотворец, и попросить его о помощи.

Обзор

Сумма всех оценок статьи:

Старый город в Бари

*** Этот рассказ является фрагментом большого рассказа о поездке в Апулию: «Апулия и Матера – впечатления без погружения». Понятно, что изъятый из общего контекста отрывок по определению много теряет, поэтому лучше всего читать весь рассказ целиком — при желании найти его очень нетрудно !
Бари – довольно большой город. По числу жителей он занимает 3-е в южной Италии место после Неаполя и Палермо. К счастью, его старая часть не пострадала во время французского владычества. Иоахим Мюрат, зять Наполеона и один из самых знаменитых бонапартовских маршалов, будучи недолгое время неаполитанским королём, не стал (за что я лично поставил бы свечку на его могиле, да только до сих пор неизвестно, где упокоились его останки) разрушать и перестраивать старый Бари, а возвёл южнее него новые кварталы, столь же правильные и типовые (если не сказать – безликие), каковыми являются многие улицы французской столицы. Но не о них пойдёт речь в моём рассказе, а о волшебной сказке старого средневекового города.
Старый Бари хорош, ох, хорош… Да что там – он потрясающе хорош ! И если кто–то с этим не согласен (на что имеет, кстати, полное право), то это, скорее всего, просто не любитель подобного архитектурного «жанра» в принципе. Его трудно сравнить с чем–либо. Это неимоверный синтез средневековья разных стран. Это уже не запад, но ещё не восток. Это арабская медина, построенная на европейский лад. Это мусульманский квартал Иерусалима в Европе. Среди тех мест, где я побывал, я не видел другого подобного города.
Лабиринты улиц, бесконечные арки, сворачивая под которые, ты никогда не знаешь, пройдёшь ли ты на следующую улочку или упрёшься в тупик, являющийся двориком, в который выходят двери квартир и «подъездов» и откуда поднимаются внешние каменные лесенки на вторые этажи. Впрочем, порой кажется, что весь старый город является одним большим «коммунальным» двором, крепостью и общежитием одновременно, которые вроде как и открыты для всех, но сохраняют свой дух, свои порядки, которые никогда не поймут «непосвященные», временные тут люди. И женщина, моющая утром щёткой неровные камни улицы, по которой скоро пройдут толпы туристов – возможно, главный символ уклада старого Бари.
«Через несколько минут я вошел в другой мир…едва я оказался в обволакивающей тишине Старого города, как обо всем позабыл. Массивные каменные стены полностью заслонили собой шумный современный город. Улицы в большинстве своем были узкими, и по наружности — восточными. Другие, главные улицы Старого города хорошо освещены и запружены народом. Луна проливала свет на старинные двери и белые арки, выхватывала из темноты дворы. Ступени поднимались к домам, где долгие столетия жили люди. У меня сложилось впечатле¬ние, что жители Старого Бари наслаждаются веселой люд¬ной жизнью улиц с их старинными домами и отвергнут всякие попытки переселить их в современный город.
Скоро я безнадежно потерялся. Не желая обнаружить свое иностранное происхождение, обратившись к прохожим, я шел вперед по узким улочкам — повернул налево, потом направо. То и дело меня привлекал то ли двор, залитый лунным светом, то ли звук высоких голосов, в которых слышались арабские нотки, то ли старинное здание, массивное, точно крепость. Казалось, что там среди жильцов есть крестоносцы» (Г. Мортон, «От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии»).
Правда, в лучах солнечного света эта иллюзия несколько развеивается. Мистика старого Бари в полной мере проявляется вечером, когда его улочки из белого и желтого камня в освещении желтых фонарей становятся золотистыми – и вот тогда уже сходство с арабским кварталом Иерусалима становится почти абсолютным. Впрочем, подавать десерт в самом начале – нарушение этикета, поэтому мы всё же начнём с Бари дневного, который сам по себе тоже великолепен.

1
0
0
0
0
0
0
1
0 0
0
0 0
0
1 0
0
1
0
0
0
0
1
0
0
0
Эта «развилка» мне очень приглянулась:
0
Вот такие самодельные «алтари» попадаются очень часто:
0
А вот ещё один символ старого Бари – приготовление орекьетти – местной пасты, типичного апулийского специалитета. По форме эти «макаронинки» напоминают маленькие ушки (orecchietti), от чего, собственно, и произошло их название. Считается, что такая форма обеспечивает более быстрое высушивание и последующее длительное хранение, что было особенно актуально для морских путешествий. Я не знаю, существует ли промышленное производство орекьетти, но в том, что до сих пор «ушки» изготавливаются вручную, легко можно убедиться на улицах Бари:
0
0
0
1
Ну а едят эту пасту в основном, как и прочую иную. Но чаще всего – либо с помидорами, либо с «вершками» (не с корешками !) репы (т.е. с ботвой, проще говоря) — Orecchiette con cima di rape, или Orecchiette alle cime di rapa. Последний вариант является одним из классических местных блюд и подаётся практически везде. Но, если честно, мне, любителю макарон, оно не понравилось совсем.
Для тех, кто интересуется кулинарией и национальными рецептами, возможно, будет интересен вот этот ролик о приготовлении орекьетти с репой:
http://www.youtube.com/watch?v=8_Khb2GgpuA
Я думаю, даже не владеющие итальянским языком, легко догадаются, что это – правильно, сушёные помидоры !
0
Одна из немногих площадей в старом Бари – Рыночная (Piazza Mercantile):
0
Здесь можно увидеть так называемую «колонну справедливости», к которой в средние века привязывали должников-неплательщиков:
0
А на этом месте в результате раскопок были найдены остатки церкви Santa Maria del Buon Consiglio, построенной ещё в 9 веке:
0
Церковь Сан Марко Chiesa di San Marco dei Veneziani, построенная в знак признательности венецианцам, которые под руководством дожа Пьетро Орсеоло освободили Бари от сарацинов в 1002 году:
0
Мотивы венецианской архитектуры нет-нет, да и проявляются. Балкончики, окошки:
0
Старый Бари не так прост, как может показаться на первый взгляд. Порой за обшарпанной дверью очередного обшарпанного дома кроется… целый дворец ! Ну не могли же подобные лестницы строиться для какой-нибудь трущобы:
0
Ну а на «десерт» — немного ночного Бари — той самой средневековой европейской медины, «христианского Иерусалима», в сердце которого (как, кстати, и в Иерусалиме настоящем) располагается одна из главных святынь христианского мира. Да, хорош старый Бари, и об этом я уже писал. Но вечером он не просто хорош. Вместе с желтоватым светом луны и уличных фонарей его улочки заполняются особой магией. И тогда старый город перестаёт быть просто одним из кварталов современного мегаполиса (по апулийским понятиям), он становится сказкой, попадая в которую, вы становитесь её частью — и надо очень сильно постараться, чтоб вырваться из её мягких, но цепких объятий.
Обаяние и притягательность старого вечернего города фантастичны. По нему можно ходить часами, не стремясь попасть куда-то или увидеть что-то. Каждый поворот, каждый проулок, каждая арка таят за собой новые открытия — и ты переполняешься восхищением ими … пока не шагнёшь за новый поворот и не увидишь что-то ещё более удивительное. Я понимаю, что фотографии — не лучший аргумент для моих слов, поскольку красота вечернего Бари не для глаз. Её не видишь, её ощущаешь, она идёт прямо в сердце — и ты забываешь всё, растворяешься в ней и просто становишься частью этого старого города. Навсегда.
1
0
0
0
0
0 0
1
1
0
1
Вообще надо отметить, что пустота «барских» улиц несколько обманчива. «Пешеходов» здесь и правда немного, зато от мотоциклистов только успевай уворачиваться – гоняют они в этих лабиринтах не по-детски.
На общем фоне малолюдного старого города очень странно было увидеть натуральное столпотворение, имевшее место быть перед небольшой пекарней-магазинчиком, где продавали свежевыпеченную фокаччу по-барийски (Focaccia alla barese) — один из местных специалитетов. Покупателями и одновременно потребителями продукции были в основном местные – это можно было понять, что называется, невооружённым взглядом. Повинуясь принципу «делать как они», я честно отстоял сравнительно небольшую по меркам времён развитого социализма очередь и отведал сей продукт, от которого, честно говоря, оказался не в восторге – слишком уж много там «хлеба». Почему-то я всегда считал, что фокачча, в отличие от пиццы, должна быть тонкой. А вот в Апулии оказалось наоборот – пиццы, как правило, тонкие, а фокаччи – как пироги, пальца на два толщиной (потом я присматривался во многих местах и исключений не увидел).
Упс… Вот тут-то, на самом интересном, кончился лимит в 50 фото… 🙁

Чудесный старый город! — Citta Vecchia — Bari

    • Туризм в Бари
    • Отели Бари
    • B&B/мини-отели в Бари
    • Турпакеты в Бари
    • Авиабилеты в Бари
    • Рестораны Бари
    • Развлечения Бари
    • Форум путешественников о Бари
    • Фото Бари
    • Карта Бари
    • Все отели Бари
    • Спецпредложения отелей в Бари
    • Горящие туры в Бари
    • По типу отеля
        • Хостелы: Бари
        • Бари: отели бизнес-класса
        • Лучшие семейные отели Бари
        • Бари: спа-курорты
        • Романтические отели Бари
        • Отели класса «люкс» в Бари
        • Курорты: Бари
        • Отели у пляжа: Бари
    • По классу отеля
        • Бари: 5-звездочные отели
        • Бари: 4-звездочные отели
        • Бари: 3-звездочные отели
    • По сети отелей
        • Отели Best Western в Бари
    • Популярные удобства
        • Отели в Бари, где разрешено проживание домашних животных
        • Oтели с бассейном в Бари
        • Отели с бесплатной парковкой в Бари
    • Популярные районы
        • Carbonara: отели поблизости
        • San Paolo: отели поблизости
        • Ceglie del Campo: отели поблизости
    • Популярные категории в Бари
        • Курорты На Море в Бари
        • Отели С Джакузи в Бари
        • Отели Бари с мини-кухней в номере
        • Отели Класса Люкс в Бари
        • Курорты Для Отдыха С Детьми в Бари
        • Бюджетные Отели в Бари
        • Спа-Отели в Бари
        • Отели С Трансфером в Бари
        • Современные Отели в Бари
        • Отели с балконами в Бари
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Citta Vecchia — Bari
        • Отели рядом — Базилика Святого Николая
        • Отели рядом — Lungomare e Murat
        • Отели рядом — Cattedrale di San Sabino
        • Отели рядом — Castello Normanno Svevo
        • Отели рядом — Piazza del Ferrarese
        • Отели рядом — Piazza Mercantile
    • Ж/д вокзалы поблизости
        • Отели рядом — Palese Station
        • Отели рядом — San Gabriele Station
        • Отели рядом — Fesca San Girolamo Station
        • Отели рядом — Cittadella Station
        • Отели рядом — Macchie Station
        • Отели рядом — Tesoro Station
        • Отели рядом — In Construction Station
        • Отели рядом — Bari-Santo Spirito Station
        • Отели рядом — Quintino Sella Station
        • Отели рядом — Bari Scalo Station
    • Аэропорты поблизости
        • (BRI) Аэропорт Бари: отели поблизости
    • Университеты поблизости
        • Отели рядом — University of Bari
        • Отели рядом — Polytechnic Institute of Bari
    • Бари: все рестораны
    • Рестораны поблизости Citta Vecchia — Bari
    • Популярные блюда
        • Бари: Тапас лучшего качества
        • Бари: Тирамису лучшего качества
        • Бари: Фокачча лучшего качества
        • Бари: Аранчини лучшего качества
        • Бари: Кальмар лучшего качества
        • Бари: Прошутто лучшего качества
        • Бари: Тортеллини лучшего качества
        • Бари: Тортеллони лучшего качества
        • Бари: Ребрышки лучшего качества
        • Бари: Чаудер/Суп из морепродуктов лучшего качества
        • Бари: Джелато лучшего качества
        • Бари: Лазанья лучшего качества
        • Бари: Моллюски лучшего качества
        • Бари: Tempura лучшего качества
        • Бари: Ризотто лучшего качества
    • Бари: все развлечения
    • Citta Vecchia — Bari: развлечения поблизости.
        • Arco Angioino
        • Chiesa di San Gregorio
        • Statua di San Nicola
        • Базилика Святого Николая
        • Tours of Puglia
        • Il Succorpo della Cattedrale di Bari
        • Cattedrale di San Sabino
        • Free Walking Tour Bari
        • Chiesa San Marco dei Veneziani
        • Museo Nicolaiano
        • KHAREBA WINERY
        • Piazzetta Santa Maria del Buon Consiglio
        • Muraglia di Bari Vecchia
        • Chiesa di Sant’Anna
        • Terre E Fuoco
    • Бари: Достопримечательности и культурные объекты
        • Бари: Древние руины
        • Бари: Архитектурные достопримечательности
        • Бари: Мосты
        • Бари: Кладбища
        • Бари: Административные центры
        • Бари: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Бари: Образовательные объекты
        • Бари: Правительственные здания
        • Бари: Исторические достопримечательности
        • Бари: Маяки
        • Бари: Памятники и статуи
        • Бари: Смотровые площадки и башни
        • Бари: Арены и стадионы
        • Бари: Культурные объекты и достопримечательности
        • Бари: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Бари
        • Бари: Туры
            • Бари: Обзорные экскурсии
            • Бари: Автобусные туры
            • Бари: Сплав на каяках и каноэ
            • Бари: Пивные дегустации и туры
            • Бари: Винные туры и дегустации
            • Бари: Велотуры
            • Бари: Экотуры
            • Бари: Пеший и палаточный туризм
            • Бари: Туры по природным и заповедным зонам
            • Бари: Археологические туры
            • Бари: Экскурсии по городу
            • Бари: Самостоятельные туры и аренда
            • Бари: Шопинг-туры
            • Бари: Стоячий серфинг с веслом
            • Бари: Многодневные туры
        • Бари: Активный отдых на открытом воздухе
            • Бари: Клубы на пляже и у бассейна
            • Бари: Пляжи
            • Бари: Лодочные туры
            • Бари: Аренда снаряжения
            • Бари: Сплав на каяках и каноэ
            • Бари: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Бари: Туры на подводных лодках
            • Бари: Экстремальный туризм
            • Бари: Велотуры
            • Бари: Экотуры
            • Бари: Пеший и палаточный туризм
            • Бари: Туры по природным и заповедным зонам
            • Бари: Зиплайны и веревочные городки
            • Бари: Другие виды активного отдыха на открытом воздухе
            • Бари: Стоячий серфинг с веслом
        • Бари: Покупки
            • Бари: Художественные галереи
            • Бари: Блошиные и уличные рынки
            • Бари: Торговые центры
            • Бари: Магазины сувениров и деликатесов
            • Бари: Шопинг-туры
        • Бари: Транспорт
            • Бари: Трамваи
            • Бари: Системы общественного транспорта
            • Бари: Такси и маршрутные автобусы
            • Бари: Автобусные перевозки
        • Бари: Ночная жизнь
            • Бари: Бары и клубы
            • Бари: Винные бары
            • Бари: Туры с посещением баров, клубов и пабов
        • Бари: Еда и напитки
            • Бари: Пивные дегустации и туры
            • Бари: Кофейные и чайные туры
            • Бари: Кулинарные мастер-классы
            • Бари: Гастрономические туры
            • Бари: Винные туры и дегустации
            • Бари: Винные бары
        • Бари: Развлечения и игры
            • Бари: Кинотеатры
            • Бари: Казино
            • Бари: Игровые и развлекательные центры
            • Бари: Спортивные комплексы
            • Бари: Эскейп-квесты
            • Бари: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
            • Бари: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Бари: Музеи
            • Бари: Художественные галереи
            • Бари: Исторические музеи
            • Бари: Музеи естествознания
            • Бари: Научные музеи
            • Бари: Обсерватории и планетарии
            • Бари: Специализированные музеи
        • Бари: Спа и оздоровление
            • Бари: Спа
            • Бари: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
            • Бари: Хаммамы и турецкие бани
            • Бари: Йога и пилатес
        • Бари: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Бари: Лодочные туры
            • Бари: Наблюдение за дельфинами и китами
            • Бари: Сплав на каяках и каноэ
            • Бари: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Бари: Туры на подводных лодках
            • Бари: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
            • Бари: Стоячий серфинг с веслом
        • Бари: Природа и парки
            • Бари: Пляжи
            • Бари: Сады
            • Бари: Морские причалы
            • Бари: Парки
        • Бари: Концерты и представления
            • Бари: Представления
            • Бари: Театры
        • Бари: Ресурсы для путешественников
            • Бари: Библиотеки
            • Бари: Туристические центры
            • Бари: Лаунж-залы в аэропорту
        • Бари: Мастер-классы и семинары
            • Бари: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Бари: Кулинарные мастер-классы
            • Бари: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Бари: Казино и азартные игры
            • Бари: Казино
    • Что обычно ищут в Бари
        • Подходит для любителей адреналина
        • Скрытые жемчужины
        • Место для медового месяца
        • Подходит для пар
        • Подходит для больших групп
        • Подходит для детей
        • Недорого
        • Подходит для дождливого дня
        • Бесплатный вход
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Церковь Николая Чудотворца (Бари)

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Николая.

Православный храм

Церковь Николая Чудотворца

Chiesa russa di Bari

Страна

Италия

Город

Бари, Corso Benedetto Сroce, 130

Конфессия

православие

Епархия

ставропигиальный приход Русской православной церкви

Архитектурный стиль

неовизантийский стиль

Архитектор

Алексей Щусев

Основатель

Императорское православное палестинское общество

Дата основания

1911 год

Строительство

1913 — 1915—1919

Состояние

действующий храм

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Це́рковь Святи́теля Никола́я Чудотво́рца (итал. Chiesa di San Nicola), или Ру́сская церковь в Ба́ри (итал. La Chiesa russa di Bari) — ставропигиальный храм Русской православной церкви, посвящённый святителю Николаю Чудотворцу и расположенный в итальянском городе Бари, в районе Карра́сси.

Верхний храм, подворье Русской православной церкви, находится в непосредственном ведении патриарха Московского и всея Руси, а нижний храм занимает Русская православная церковь заграницей.

История

После неудачных попыток российского правительства восстановить церковь Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских Императорское православное палестинское общество решило учредить в 1911 году Барградский комитет под покровительством Николая II. Целью комитета было устроить в Бари подворье Общества для нужд русских паломников, стекавшихся к мощам одного из самых почитаемых на Руси святых — Николая Чудотворца, — покоящихся в базилике Святого Николая.

Средства на строительство подворья собирали по всей России: по Высочайшему повелению во всех храмах Российской империи в оба праздника святителя Николая Чудотворца (весенний и зимний) устраивали тарелочный сбор «на Барград». Кроме того, комитету были переданы средства (246 500 рублей), собранные ранее на храм в Мирах Ликийских, 10 000 рублей от Николая II и 3000 рублей от великой княгини Елизаветы Фёдоровны как председательницы Палестинского общества. В начале 1911 года комитет послал в Бари миссионера протоиерея Иоанна Восторгова, который 20 января (2 февраля) приобрёл у госпожи Скорча для подворья участок земли площадью 1,2 гектара. Весной того же года в город прибыли член комитета князь Николай Жевахов и архитектор Владимир Покровский.

Проект к весне 1912 года составил знаток древнерусского храмового зодчества Алексей Щусев. В марте 1913 года в Бари прибыла строительная комиссия в составе иерея Христофора Флерова, протоиерея Николая Федотова, архитектора Всеволода Субботина и смотрителя работ И. Д. Никольского. Фундамент храма был заложен 9 (22) мая 1913 года. Строительство под руководством инженера Н. Рикко шло быстро. 24 декабря 1913 (6 января 1914) года на территории строительства была освящена деревянная церковь. В марте 1914 года здания были уже подведены под крышу.

Летом 1914 года подворье открыло временный приют для паломников, рассчитанный на 20—30 человек, который с началом Первой мировой войны стал выполнять функции беженского пункта. В связи с событиями в Европе предполагавшееся освящение храма в декабре не состоялось, однако работы продолжались: к январю 1915 года был закончен нижний, «тёплый» придел храма.

После русской революции 1917 года поток русских пилигримов иссяк, и греческая православная община стала более многочисленной, чем российская. Именно благодаря грекам 21 июля 1921 года был освящён нижний придел в честь особо чтимого ими святителя Спиридона Тримифунтского. Тогда же была разобрана деревянная церковь.

В 1926 году права на подворье заявило ленинградское Палестинское общество, получившие удостоверение тождества от советского посольства в Риме. Однако князь Жевахов оспорил притязания советского правительства в городском суде и выиграл тяжбу. Храм остался в ведении Русской православной церкви заграницей. Решение суда было оспорено; апелляция была рассмотрена Королевским судом в Риме, который предписал князю вернуть подворье советскому Палестинскому обществу. В связи с этим или по другим причинам в 1937 году князь Жевахов своевольно продал городским властям всю русскую церковную недвижимость в Бари, построенную на народные пожертвования. С тех пор Барградское подворье перестало быть собственностью России и Русской православной церкви. Городские власти обязались содержать православного священника за свой счёт, что делают до настоящего времени. Храм был передан в безвозмездное пользование православной общине, странноприимный дом был переоборудован под детский сад и богадельню.

28 сентября 1947 года храм перешёл в юрисдикцию Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата. 21 мая 1955 года верхний храм был освящён епископом Мессинским Сильвестром (Харунсом). C 1969 года, с учётом экуменистической политики Второго Ватиканского собора, «в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православными», православным было предоставлено право совместно с католиками служить в крипте базилики Святого Николая. В марте 1970 года община вновь перешла в юрисдикцию Русской православной церкви заграницей, а в 1977 году храм был непосредственно подчинён Архиерейскому синоду Русской православной церкви заграницей.

Памятная монета Банка России с изображением церкви Николая Чудотворца в Бари. 2 рубля, серебро, 2011 год

В связи с увеличением числа паломников из России возникла необходимость пересмотра правил пользования храмом. Муниципалитет предложил в 1996 году создать соответствующую комиссию, которая ни разу не собралась. 23 ноябре 1998 года был подписан договор с городскими властями, по которому Московскому патриархату был передан верхний храм и один этаж странноприимного дома. Нижний остался в юрисдикции Русской православной церкви заграницей.

5 апреля 2001 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял в своей рабочей резиденции в Свято-Даниловом монастыре мэра города Бари Симеоне ди Каньо Аббреша. Было достигнуто соглашение о передаче Русской православной церкви так называемых «Царских покоев» — паломнического комплекса, примыкающего к Никольскому храму. Соответствующие дополнения были внесены в соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью и властями города Бари, подписанное 23 ноября 1998 года.

14 марта 2007 года в ходе визита российского президента Владимира Путина в Бари были проведены переговоры о передаче русского храма Русской православной церкви. Официальная церемония должна была состояться 6 декабря 2008 года, но смерть патриарха Алексия II в Москве задержала церемонию. Церемония передачи церкви состоялась 1 марта 2009 года в присутствии президента Италии Джорджо Наполитано и президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. 23 января 2012 года состоялась официальная окончательная передача России здания подворья.

Настоятели храма

Настоятели храма
Даты Настоятель
1913—1914 протоиерей Николай Федотов
1914—1920 иерей Василий Кулаков (…—1920)
1920—1925 протоиерей Христофор Флеров (1846—1927) (?)
июнь 1925 — 18 ноября 1926 иеромонах Савва (Советов)
18 ноября 1926 — 1931 протоиерей Сергий Ноаров (1881 — после 1950)
1931—1939 не было постоянного священника
25 июня 1939 — 15 ноября 1963 протоиерей Андрей Копецкий (1885—1963)
1963—1965 не было постоянного священника
1965 — 25 июня 1980 протоиерей (до 1971 — иерей) Игорь Значковский (1896—1980)
1980—1983 протоиерей Леонид Никольский
1983—1995 иеромонах Марк (Давитти) (1938—2013)
1995—1999
1999 — 22 марта 2011 иерей Владимир Кучумов
22 марта 2011 — 28 декабря 2017 протоиерей Андрей Бойцов
28 декабря 2017 — настоящее время протоиерей Вячеслав Бачин

Архитектура, убранство

Ансамбль построек выполнен в стиле псково-новгородского зодчества XV века.

Храм одноглавый, каменный, с подклетью. Церковь рассчитана на 260 человек. Проект отдельно стоящей двухъярусной звонницы не был осуществлён. Над входом в храм находится мозаичная икона Спасителя с молящимися Богородицей и святителем Николаем, созданная местным художником Никколо Колонна в 1967 году.

В храме два придела: верхний — святителя Николая Чудотворца, нижний — святителя Спиридона Тримифунтского.

Верхний храм. Иконостас одноярусный. Образа для него были написаны в начале 1950-х годов парижскими художниками Альбертом Бенуа и Маргаритой Бенуа-Новиковской. При этом по проекту Щусева предполагалось устроить пятиярусный иконостас со старинными русскими иконами (XVI—XVII веков), обрамлёнными чеканной медью, золочёной старым золотом. Эти образа были приготовлены председателем комитета князем Алексеем Ширинским-Шихматовым к 1915 году, но Первая мировая война и события в России помещали доставить их в Бари. Каркас иконостаса также остался в Москве. По этой же причине не была осуществлена роспись храма художником Кузьмой Петровым-Водкиным. Паникадило было изготовлено в Сербии на средства русских паломников и установлено в 1998 году.

Нижний храм. Среди святынь находится икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

Перед храмом и странноприимным домом находится статуя святителя Николая работы Вячеслава Клыкова, установленная в 2001 году.

На территории комплекса, кроме храма, расположены:

  • странноприимный дом (странноприимница) — двух- и трёхэтажное здание;
  • хозяйственные помещения;
  • сад;
  • дом для священника, построенный в конце 1960-х годов;
  • часовня во имя Царя-Мученика, возведённая в 1971 году.

> См. также

  • Церковь Святого Николая (Демре)

Примечания

  1. Священник Владимир Кучумов, настоятель православного храма в Бари: Мы вместе с католиками в Бари выстроили идеальную модель сосуществования двух Церквей. Благовест-инфо.
  2. Дмитриевский А. А. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. Ч. 3. Построение русского храма во имя святителя Николая и при нём странноприимницы для паломников в Бар-граде.
  3. ВЕРТОГРАДъ: марта 2007
  4. Русской Православной Церкви переданы «Царские покои» паломнического центра при храме в Бари : Русская Православная Церковь
  5. Официальный сайт Русской Православной Церкви.
  6. Новость на официальном сайте подворья в Бари.
  7. Патриаршее подворье святителя Николая в г. Бари окончательно передано Русской Православной Церкви. Патриархия.ru.
  8. 1 2 Русское православное духовенство в Италии
  9. В приходе РПЦЗ до 21 июня 2004 года настоятелем был иерей Андрей Труфанов (1960—2004); в 2007—2009 годах — иерей Сергий Турчик (поддерживал ВВЦУ РПЦЗ).
  10. Памятник святителю Николаю установлен в городе Бари

> Литература

  • Антонов В. В., Кобак А. В. Русские храмы и обители в Европе. — СПб: «Лики России», 2005. — С. 147—150. — 3000 экз. — ISBN 5-87417-208-4.

Ссылки

  • Патриаршее Подворье св. Николая Чудотворца в городе Бари. Официальный сайт
  • Христианские святыни юга Италии
  • Русское православное духовенство в Италии
  • Русское православие в Италии
  • Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. Публикация на официальном портале Императорского Православного Палестинского Общества
  • Барградский комитет. Публикация на официальном портале Императорского Православного Палестинского Общества
  • Михаил Талалай Храм св. Николая в Бари

Епископы

Храмы

Монастыри

  • Знаменский женский монастырь в Марсена (Marcenat)
  • Корсунской иконы Божией Матери в Грассак (Grassac)
  • Троицы Живоначальной (Домпьер) (мужской)
  • Свято-Духовский скит (Le Mesnil-Saint-Denis, мужской)

Другое

* — недействующие.

Дореволюционные русские церкви за границами Российской империи

Франция

Италия

  • Бари
  • Неаполь
  • Рим
  • Сан-Донато
  • Сан-Ремо
  • Флоренция

Германия

Австро-Венгрия

Балканы

Остальная Европа

Палестина

США и Канада

Прочие страны

Храм Николая Чудотворца в Бари

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) — Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье

Следите за ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ в:

  1. ВКонтакте
  2. Инстаграм
  3. YouTube

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья

Иконостас представляет собой каноническую композицию: образ Спасителя и Богородичная икона с Младенцем – справа от Царских ворот, образ св. Николая — слева от них. Слева направо в иконостасе также установлены иконы Св. Царицы Александры, Св. целителя и великомученика Пантелеймона, Святого Димитрия Солунского, Великомученика и Победоносца Георгия, Сергия Радонежского, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, чудотворца Спиридона Тримифунтского. Далее Базилика украшена иконами Святителей Василия, Григория и Иоанна, Святых апостолов Петра и Павла, Святого равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги.
В Апулии очень почитаема икона святых бессребреников Космы и Дамиана, ее разместили с северной стороны над входом в храм. Икона Богородицы «Знамение» была написана художником А. А. Бенуа-Конским совместно со своей супругой. Ниже Богородичной иконы — Спаситель на Престоле.

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Полезная информация

  • Адрес: город Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola)
  • Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный.
  • Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста).
  • Молебен с акафистом: четверг – 16:00, в остальные дни – 11:00.
  • Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.
  • Официальный сайт: bargrad.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Базилика Святого Николая

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Николая.

Католическая базилика

Базилика Святого Николая

Basilica di San Nicola

Страна

Италия

Город

Бари

Конфессия

Католицизм

Епархия

Roman Catholic Archdiocese of Bari-Bitonto

Орденская принадлежность

доминиканцы

Архитектурный стиль

Романский

Дата основания

XI век

Строительство

1087—1105 годы

Реликвии и святыни

мощи святителя Николая Чудотворца

Состояние

действующий храм

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Базилика Святого Николая (итал. Basilica di San Nicola) — католическая базилика в городе Бари (Италия). Построена для хранения мощей святителя Николая Мирликийского, перенесённых в 1087 году из города Миры.

История базилики

Когда 22 мая 1087 года мощи святого Николая привезли в город Бари, то его герцог Рожер I Борса и архиепископ Урсон были в Риме на коронации папы Виктора III. Мощи были отданы на хранение аббату бенедиктинского монастыря Илье. По возвращении архиепископ попытался овладеть реликвией, начались народные волнения. Илья смог убедить Урсона отказаться от своих намерений, и аббату было поручено возвести храм для хранения мощей.

Место для строительства храма было выбрано в центре города на территории «катапенальской цитадели» (место для проведения официальных мероприятий и церемоний). Земля была подарена церкви герцогом Рожером. 1 октября 1089 года базилику освятил папа Урбан II, мощи святого Николая разместили в её крипте. Вскоре после постройки церковь стала местом крупных исторических событий:

  • в 1095 году Пётр Амьенский выступил в ней с проповедью Первого Крестового похода;
  • в 1098 году в базилике прошёл церковный собор под председательством папы Урбана II по вопросу объединения Западной и Восточной церквей, который не увенчался успехом.

Строительные работы продолжались по 1105 год. В 1156 году во время захвата города Вильгельмом I Злым базилика пострадала и была восстановлена в 1160 году.

Базилика была придворной капеллой императора Фридриха II, при Анжуйской династии имела статус дворцового храма. Подробное описание состояния базилики в конце XVII века можно найти в путевых записках стольника Петра Толстого.

9 апреля 1799 года базилику разграбили французские войска.

Крупные реставрационные работы были проведены в 1928—1956 годах. В ходе их под алтарём базилики был найден саркофаг-реликварий с мощами Николая Чудотворца (1951 год). Он выполнен в форме небольшого каменного оссуария с отверстием для сбора мира. Ныне саркофаг находится в крипте церкви, отгороженный от публичного пространства высокой железной решёткой. Доступ к мощам дозволяется только организованным группам паломникам (по предварительной договорённости с местным церковным начальством).

В 1951 году папа Пий XII поручил церковь ордену доминиканцев.

C 1969 года православным предоставляется право служить в крипте базилики. Раз в неделю (по четвергам) в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду». Во время богослужения в четверг железная решётка открыта, после него все желающие через специальное оконце в мраморном престоле могут поклониться мощам.

Архитектура и внутреннее убранство

Базилика имеет три нефа длиной 39 метров, сводчатый трансепт длиной 31,5 метр, нефы завершаются апсидами. Ширина центрального нефа 12,5 метров, боковых — 6,5. Снаружи апсиды закрыты прямыми стенами с ложными аркадами, что придаёт храму прямоугольную форму. Фасад разделён на три части пилястрами, по бокам имеет две башни между которыми возвышается центральное прясло. Входной портал украшен резьбой на тему евхаристии (начало XII века). Портик портала поддерживают колонны, опирающиеся на фигуры быков, в люнете помещён рельеф с солнечной колесницей и триумфатором, символизирующим Иисуса Христа. Фронтон увенчан крылатым сфинксом.

Базилика украшена скульптурным декором, часть которого (рельефы, капители, карнизы) были заимствованы от более древних византийских построек. Около 1130 года были созданы престол и киворий (украшен капителями и ангелами), в середине XII века появился епископский трон, вырубленный из цельного куска мрамора.

  • Алтарь и киворий

  • Престол над мощами святителя Николая

  • Главный неф базилики

  • Потолок базилики

  • Алтарь и престол над мощами Св. Николая

> См. также

  • Перенесение мощей Святителя Николая в Бари
  • Церковь Николая Чудотворца (Бари)
  1. 1 2 3 4 Чоффари Дж. Базилика святителя Николая в Бари и её историко-художественные сокровища // Сокровища базилики Свт. Николая в Бари = Il tesoro della Basilica di San Nicola di Bari / каталог выставки, Москва, ГИМ, 22 июня — 28 августа 2005. — Рим: Edindustria, 2005. — С. 25—53.
  2. Lib.ru/Классика: Толстой Петр Андреевич. Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)
  3. Святитель Николай. Праздники, см. с 14:43 до 14:51, с 16:38 до 16:52, с 18:21 до 18:25, с 18:39 до 18:43.
  • Бари (статья в Православной энциклопедии)
  • Базилика святителя Николая в Бари и её историко-художественные сокровища
  • Выставка Сокровища базилики Свт. Николая в Бари