Геронда

Содержание

>Геронда – кто это

Значение слова геронда, происхождение, интересные факты

Православие, как всем известно, пришло на Русь из Византии. И вместе с ним появилось очень много слов обозначающих всевозможные религиозные понятия, пришли к нам из греческого языка.

Большинство из этих слов обозначало понятия, которые в русском языке до принятия христианства не существовало. Некоторые получились благодаря дословному переводу с греческого на русский. А некоторые, имея аналоги в русском языке, закрепились как понятия старославянские, церковные.

Многие слова и понятия за долгие столетия прижились так прочно, что мы теперь и не замечаем их иностранного происхождения. Но некоторые, специфические слова, явно указывают на источник их появления.

Слово «геронда» мало кому знакомо из современных людей в нашей стране, не знающих в деталях историю христианства и особенно православной его части. Само его звучание указывает на явное греческое происхождение.

Это слово не общеупотребительного характера, оно церковное. В дословном переводе оно означает «старец» или «духовный отец».

Употребление слова

Геронда обозначает не просто старца, а духовного человека, наставника, возможно, старшего в монастыре. Чаще всего это монах или отшельник, наделенный большим духовным авторитетом. Кстати, не обязательно это может быть священник, это, прежде всего, наставник. Поэтому слово – обращение «геронда» означает почтение к человеку.

Например, преподобный Паисий Святогорец по праву именовался уважительным словом «геронда». Сейчас в России много издается книг, написанных старцем Паисием. В них обращение учеников к преподобному даже не переводится. Так и оставлено, вместо русского «отче» более уважительное слово «геронда».

Для женщин, стариц, есть женская форма наименования – герондисса или геронтисса. С тем же значением старшей наставницы.

Факты, связанные с этим словом

В 2016 году в России вышел полнометражный мультфильм «Дети против волшебников». Он снят по книге Никоса Зерваса о заговоре злобных волшебников и противостоянии с ними юных борцов-христиан.

В целом книга была призвана развенчать ореол культовости вокруг книг Джоан Роулинг о волшебнике Гарри Поттере. Зервас рисует свою, альтернативную вселенную, где Гарри Поттер и его последователи представлены колдунами-сатанистами.

Противопоставлены колдунам юные герои-христиане и их наставники и помощники. Борцы, в отличие от колдунов, не могут воевать с помощью магии. Они обращаются к помощи святых, молитвам и к поддержке афонских старцев, как основных духовных авторитетов.

Весь сюжет тут пересказывать нет смысла. Просто коснемся эпизода, где появляется интересующее нас слово «геронда». И посмотрим, в каком значении они используется.

Со злыми волшебниками борются юные суворовцы, направленные в Шотландию спасать русских детей от козней тамошних колдунов. Чтобы иметь духовные силы бороться со злом, оба подростка под руководством наставника отправляются за благословением.

Едут они к православным греческим старцам. И вот один из них, старец Геронда, предлагает одному из суворовцев переночевать в келье отшельника, чтобы победить гордыню и получить необходимые духовные силы.

Здесь Геронда выступает личным именем старца. Геронда благословляет суворовцев на борьбу со злом и дарит деревянные крестики в качестве духовной поддержки.

Фильм «Геронда»

В 2017 году документальный фильм «Геронда» получил главный приз на фестивале православных фильмов. Режиссер Т. Тарасова рассказала в своей киноленте о духовном подвиге монахов, об их жизни и служении. Фильм рассказывает о традиции духовного наставничества, старчества, поднимает современные проблемы церкви и смысла монашеского служения.

Фильм предлагает результаты исследования в попытке найти ответы на эти вопросы.

Это фильм для тех, кто хочет больше узнать о современном монашестве, понять некоторые аспекты духовной жизни в современном христианстве. В киноленте рассказывается о монастыре в Греции, которым руководит старец Дионисий – геронда.

“Геронда: исповедь миру” (2013) – это тоже фильм о духовном наставнике – старце Григории.

Другие значения слова

Существует и довольно редкое личное имя Геронда – женский вариант и Геронт – мужской. Но эти имена, возможно, никак не связаны с греческим языком. Есть версия, что они произошли от имени Горонт, что означает на мегрельском языке – бог.

По другой версии это имена татарского (или старославянского) происхождения. Значение имени, его происхождение остается неразгаданным, об этом имени сохранилось очень мало сведений. Возможно, оно как-то связано с греческим языком, но, может быть, просто ему созвучно.

В современном мире попадаются бренды и фирмы, тоже названные именем «Геронда». Но это уже никак не связано с исконным значением данного слова.

– Геронда, кто такие «обая́тели»?    – Колдуны. Они используют в своей ворожбе псалмы Давида, имена святых и тому подобное, но смешивают это с призыванием бесов. То есть подобно тому как мы, читая Псалтырь, призываем помощь Божию и приемлем Божественную Благодать, они, используя псалмы и святыни подобным образом, совершают прямо противоположное: хулят Бога, отходят от Божественной Благодати, и после этого бесы делают то, что те попросят. Мне рассказывали об одном парне, который пошел к колдуну, чтобы тот помог ему добиться какой-то цели. Колдун прочитал над ним что-то из Псалтири и паренек добился того, чего хотел. Однако прошло совсем немного времени, и бедолага начал угасать, таять как свечка. Что же совершил колдун?    Он взял в ладонь какие-то орешки, семечки и начал читать над парнем пятидесятый псалом. Дойдя до слов «же́ртва Бо́гу» (Пс. 50:19), он сжимал руку и выбрасывал зажатые в ней орехи, семечки, принося таким образом жертву бесам, для того чтобы они исполнили его просьбу. Так с помощью Псалтири этот колдун хулил Бога.    – Геронда, а некоторые из тех, кто занимается магией, используют крест, иконы…    – Да, я это знаю. Из этого можно понять, какой обман кроется за всеми их действиями! Используя священные предметы, они обводят несчастных людей вокруг пальца. Люди видят, что колдуны зажигают свечи, «молятся» перед иконами, совершают подобные действия, – и доверяют обманщикам. Один человек рассказал мне, что в городе, где он живет, какая-то турчанка поставила на один камень икону Пресвятой Богородицы и теперь называет этот камень «камнем, который помогает людям»! Она не говорит, что людям помогает Пресвятая Богородица, но говорит, что им помогает камень. Христиан, которые видят икону Пресвятой Богородицы, это сбивает с толку. Те из них, у кого не в порядке со здоровьем, бегут к этому камню с помыслом, что они получат от него помощь, а потом диавол делает с ними все, что хочет. Ведь, с того момента как турчанка говорит, что людям помогает не Божия Матерь, а камень, сразу же в дело встревает диавол, поскольку эти слова – презрение к Пресвятой Богородице. От людей отходит Благодать Божия, и начинается беснование. Вот христиане и бегут со всех ног к камню, чтобы он их вылечил – камень вместе с тангалашкой! А в конечном итоге они калечатся, потому что разве можно получить помощь от диавола? Если бы у этих людей было хоть немножко соображения в голове, они бы задумались: турчанка – мусульманка, какую же связь она может иметь с иконой Пресвятой Богородицы? Даже если бы эта турчанка говорила, что людям помогает Пресвятая Богородица, то стоило бы задуматься: какое отношение она может иметь к Пресвятой Богородице, будучи мусульманкой? А уж тем более говорить, как она утверждает, что людей исцеляет камень! Услышав об этой истории, я попросил своего знакомого уведомить о происходящем ответственных лиц в Епархиальном Управлении того города, где это происходило и принять соответствующие меры, чтобы уберечь людей от этого зла.    – Геронда, люди просят у нас ладанки.    – Когда они просят у вас ладанки, лучше давайте им крестики. Не шейте ладанки, потому что ладанки используют сейчас и колдуны. Снаружи они приклеивают на ладанку иконку или крестик, но внутрь вкладывают разные чародейные предметы. Люди видят снаружи икону или крест и сбиваются с толку. Вот и мне несколько дней назад принесли ладанку, взятую у турка по имени Ибрагим. На этой ладанке снаружи был вышит крестик. Мне рассказывали об одном чародее, совсем не боящемся Бога, что он свертывает в трубочку разные иконки, а внутрь вкладывает шерсть, какие-то деревяшечки, булавки, разные бусы и тому подобные предметы63. Когда Церковь обличила этого чародея, то он сказал, что он медиум. А поскольку медиумам в нашей стране предоставлена свобода, он и продолжает делать все, что ему вздумается. Я сказал одному человеку, повредившемуся от этого чародея: «Пойди поисповедуйся, потому что ты принимаешь бесовское воздействие». Он пошел поисповедовался, потом вернулся ко мне и сказал: «Я не чувствую никакой разницы между нынешним состоянием и тем, в котором я находился до исповеди». – «Слушай-ка, может быть, ты носишь на себе какой-нибудь предмет, который дал тебе тот прельщенный?» – спросил я его. «Да, – ответил он, – у меня есть с собой маленькая коробочка, внешне напоминающая Евангелие, которую он мне дал». Я взял у него эту коробочку, открыл ее и нашел внутри разные скрученные иконки. Раскручивая их, я находил внутри бусы, клочки шерсти, щепки и тому подобные предметы! После того как я забрал у несчастного эту коробочку, он освободился от бесовского воздействия. Видишь, какой диавол искусник!    Несчастные люди носят на себе подобные ладанки, талисманы якобы для того, чтобы получить помощь, и в конечном итоге они мучаются. Тем, кто, спутавшись с колдунами, получил от них в виде «благословения» подобные чародейские предметы, надо сжечь эти предметы, а пепел закопать в землю или бросить в море. Потом таким людям надо пойти поисповедоваться. Освободиться от бесовского воздействия можно только так. Однажды ко мне в каливу пришел юноша, находившийся в очень тяжелом состоянии, причем во многих отношениях. Он телесно и душевно мучился уже более четырех лет. Он жил греховной жизнью, а в последнее время затворился у себя дома и не хотел никого видеть. Два его друга, регулярно приезжавшие на Святую Гору, с большим трудом убедили его поехать с ними. Они сделали это, чтобы привезти его ко мне. От Урануполиса до Дафни64 они плыли на корабле. Когда корабль причаливал к разным святогорским монастырям, юноша в изнеможении валился на корабельную палубу. Его друзья и монахи, которые находились на корабле, старались привести его в чувство, творя Иисусову молитву. С огромным трудом им удалось привести его ко мне в каливу.    Несчастный открыл мне сердце, рассказал о своей жизни. Поняв, что он мучался от какого-то бесовского воздействия, я посоветовал ему пойти к одному афонскому духовнику, сделать то, что тот ему скажет, и таким образом получить исцеление. Он действительно пошел и поисповедовался. Когда, возвращаясь с Афона, они поднялись на корабль, юноша сказал своим друзьям, что духовник велел ему выбросить в море талисман, подаренный ему знакомым, который он постоянно носил на себе. «Но я не могу его выбросить!» – говорил несчастный. Как ни уговаривали его друзья встать, выбросить талисман в море, он словно окаменел и не мог подняться со своего места. Тогда его на руках с большим трудом вынесли на палубу. С помощью друзей юноша снял с себя этот бесовский талисман. У него не было силы даже бросить его в море. Он просто разжал руку, и бесовский талисман упал в море сам. Мгновенно он почувствовал, как его руки получили свободу и его измученное тело сразу укрепилось. Полный жизни, юноша стал от радости скакать по пароходу, а потом бросился испытывать силу своих рук на железных корабельных поручах и корабельной обшивке. преподобный Паисий Святогорец Слова. Том III Духовная борьба

Старец Паисий Святогорец о реинкарнации (переселении душ)

Преподобный Паисий Святогорец

– Перевоплощение устраивает людей, и особенно людей безбожных, неверующих. Это лжеучение – величайшее лукавство диавола. Диавол удерживает таких людей в греховной жизни помыслом о том, что их души якобы уходят из этого мира и вновь возвращаются в него. «Подумаешь, какое дело, – внушает диавол приверженцам перевоплощения. – Если в этот раз ты потерпишь неудачу, то удача ждет тебя в следующий раз, когда ты снова вернешься в эту жизнь. А если ты потерпишь неудачу снова, то ты снова вернешься, а потом еще раз… Ты претерпишь эволюцию!». После этого люди говорят: «Ничего страшного в том, что я совершу еще и этот грех» – и на все машут рукой. Они живут невнимательно, не каются. Видишь, как диавол ослепляет этих людей и удерживает их в аду! Я не видел лукавства и выдумки диавола большей, чем лжеучение о перевоплощении: он придумал это для того, чтобы собирать людей в аду. А если диавол один раз поймает тебя, то думаешь, он даст тебе вернуться назад? Теория перевоплощения – самая худшая из всех индуистских теорий.

Как-то поздно вечером ко мне в каливу пришел один юноша. «Ты пришел ко мне в такой час, когда я собирался читать вечерню», – сказал я ему. «И ты все еще занимаешься такой ерундой?» – ответил он и ушел. На следующий день снова пришел и стал рассказывать мне о бывших ему видениях. «А ты, – говорю, – раньше гашишем никогда не баловался?» – «Да, – говорит, – раньше баловался. Однако в тот раз, когда мне были эти видения, я не курил никакого гашиша!» – «А может быть, – спросил я его, – ты читал книги о перевоплощении?» – «Да», – ответил он мне. Вот на этом он и погорел. Он начитался о перевоплощении, к этому подмешался эгоизм, и диавол начал показывать ему сны о том, что тысячу лет назад он был большим человеком! Денег куры не клевали! Потом в видении он был «восхищен на небо», однако на небе еще «не был записан», и поэтому ему велели спуститься. До этого состояния его довел диавол. «Все, о чем ты мне рассказал, – сказал я ему, – это небылицы. А ты им поверил?»

К сожалению, есть и образованные люди, которые верят подобным глупостям. У меня возле каливы пасся один ослик. Он был резвым, и поэтому я назвал его Насером (На́сер Гама́ль А́бдель Хусейн — египетский государственный и политический деятель, второй президент Египта). Однажды ко мне пришел паломник – грек, живший в Швейцарии. Он услышал, как я звал ослика Насером, и, приехав в следующий раз, привез с собой две коробки со сладостями – одну простую, другую подарочную. «Эти сладости тебе», – сказал он мне и вручил коробку с простыми сладостями. «А вот эти изысканные пирожные – для Насера. Я еще в тот раз понял, что он настоящий Насер. Когда я с ним повстречался, он посмотрел на меня столь скорбным взглядом, что пронзил мое сердце!» То есть он думал, что Насер перевоплотился и стал ослом! И верил в это! «Брат ты мой, – сказал я ему, – да ты в своем уме? Я зову осла Насером, потому что он резвый!» Но, несмотря на все мои старания, он меня не понимал.

Но это еще что! Расскажу вам еще об одном случае. Несколько лет назад на Крит приехала группа немцев, чтобы почтить память немецких солдат, убитых там во время оккупации Греции немцами. Когда немцы проводили свое мероприятие, мимо них проходил один крестьянин с ослом, нагруженным покупками. Увидев толпу людей, осел начал реветь. Один из немцев понял это таким образом, что ревевший осел был его убитым на войне братом, перевоплотившимся в осла! Поняв, что «брат» узнал его и поприветствовал своим ревом, немец вытянулся по стойке смирно и выбросил вперед руку в военном приветствии… И смех и грех!.. Недолго думая, немец подбежал к крестьянину и спросил его: «Сколько ты хочешь за осла? Я его покупаю». – «Да пошел ты, знаешь куда». – ответил ему крестьянин. Однако немец, не слушая его, уже отсчитывал марки: больше, еще больше… «Да уходи ты, – уговаривал крестьянин, – дай мне пройти». Еще больше, еще больше… В конце концов один из наблюдавших эту сцену сказал крестьянину: «Дурень, ты, дурень. Ведь он платит тебе за осла все равно что за «Мерседес». Ну и отдай ему». Крестьянин постоял, подумал, потом развьючил осла, снял с него седло и передал животное немцу. Немец со слезами на глазах забрал осла и повез его в Германию!

– Геронда, это все серьезно?

– Серьезней не бывает! Я бы и сам не поверил этому, если бы не услышал эту историю от одного серьезного человека.

12 июля день памяти Паисия Святогорца

Преподобный Паисий Святогорец предал свою душу Господу 12 июля 1994 года. Тридцать лет геронда Паисий был духовным светильником и для Греции и для всего Православного мира. Сегодня мы публикуем его краткое житие и несколько редких фотографий.

Геронда Паисий Святогорец

Родители старца Паисия

Геронда Паисий (1924 – 1994 ), в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, 25 июля 1924 года. Его отца звали Продромос. Он был благочестивым человеком и патриотом, из-за чего его семья подвергалась опасности от турецких фанатиков-мусульман. Мать старца звали Елогией, приходилась родственницей преподобному Арсению Каппадокийскому. В их семье, кроме маленького Арсения, было еще девять детей. Через две недели после рождения Арсения, фарасийские греки бежать из Турции, чтобы спастись от турецких гонений. Перед отъездом в Грецию, святой Арсений Каппадокийский окрестил мальчика и дал ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха».

родители Паисия Святогорца

Детство старца Паисия

В сентябре 1924 года, корабль с беженцами подошел к берегам Греции и измученные люди, наконец, обрели новую родину и безопасность. Малыш Арсений рос, имея большую любовь ко Христу и Богородице, и очень хотел стать монахом. Он постоянно ходил в лес, где молился, держа деревянный крест, сделанный своими руками. Детство старца прошло в г. Конице. Здесь он успешно окончил школу и работал до армии плотником.

Паисий Святогорец в молодости, на службе в армии

Армия и монашество геронды

В 1945 году Арсения призвали в армию, где он отличился благонравием и мужеством. После армии Арсений сразу ушел на Святую Гору Афон. В 1950 году он стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш († 1968). Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений и принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Новый монах нес любые послушания, а, выполнив свои, помогал и другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы это не заметили окружающие, любил читать жития святых.

Паисий Святогорец в начале своего монашеского пути

Филофей, Стомио, Синай и снова Афон

В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешел в обитель «Филофей» и стал там учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте о. Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии.

В 1958 году из Стомио Коницкой его просили придти помочь остановить распространение протестантов. Геронда, получив внутреннее «извещение» воли Божией, пошел и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио. Там он, с помощью благодати Божией, помог тысячам душ и оттуда отправился в 1962 году, по каким-то духовным причинам, на Синай.

Геронда много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал ее бедуинам, которые его очень любили. В 1964 году Геронда вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году Геронда заболел и ему отняли большую часть легких.

С мая 1978 года о. Паисий поселился в келии Панагуда святой обители Кутлумуш. Сюда к Старцу потянулись тысячи людей. Ежедневно, от восхода до заката он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Для всей Греции Геронда стал духовным магнитом, вытягивающим скорбь болезнующих людей.

икона преподобного Паисия Святогорца

Принимая тяготы притекающих людей, Геронда мало-помалу, стал изнемогать телесно. К 1993 году состояние Старца стало очень тяжелым.

В октябре 1993 года Геронда поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Здоровье его катастрофически ухудшилось. 12 июля 1994 года Геронда предал свою преподобную душу Господу. Геронда почил и был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской и место его погребения стало святыней для всего православного мира.

Какую роль имена богинь Древней Греции играют в нашей жизни?


Греческая культура оставила огромный след в истории человечества. Многим из нас известны прекрасные произведения искусства и увлекательные мифы о могущественных и грозных богах Древней Греции, а имена богинь Древней Греции часто используются в русском языке как символы, стали нарицательными, послужили основой этимологии многих слов и являются составляющими не одного фразеологизма и крылатого выражения.
Богини в Древней Греции были не мене важны, чем боги. Они властвовали над всем – от плодородия до смерти, от поэзии к войне.
Ниже приведен список имен основных и второстепенных богинь.
Aта — богиня озорства, обмана и заблуждения
Алектрона – раннее название богини Солнца.
Альциона – одна из семи дочерей Атласа и Плейоны.
Амфитрита – жена Посейдона и Нереида.
Антея – богиня садов, цветов, болот и топей.
Артемида, также известна как Синтия, Понтия, Фиби, Терон – богини луны, охоты и кормления.
Астрея – богиня правосудия.
Атропа, также известна как Айса, Морта – распорядительница судьбы – богиня, обрывающая нить жизни и выбирающая способ смерти.
Афая – греческая богиня, которой поклонялись исключительно в одном святилище на острове Эгина в Сароническом заливе.
Афина – богиня мудрости, поэзии, искусства, а также стратегической войны.
Афродита, также известна как Анадиомена, Туран, Венера – богиня любви и красоты.
Ахелоя – одна из лунных богинь.
Биа – Богиня силы.
Бризо – богиня-пророк, защитница моряков, матросов и рыбаков.
Гармония, также известна как Конкордия – богиня гармонии и согласия.
Геба, также известна как Ювентас – богиня юности.
Геката – богиня магии, колдовства, привидений и нежити.
Гера, также известна как Юнона, Юни – богиня богинь, женщин и брака, жена Зевса.
Гестия, также известна как Веста – богиня дома и плодородия, одна из Гесперид.
Гея — богиня Земли.
Гигиена, также известна как Гигиея, Салюс – богиня чистоты и гигиены.
Деметра, также известна как Церера — богиня урожая.
Дорис – морская нимфа, мать нереид.
Илифия – богиня родов.
Ирис – богиня радуги.
Калипсо – морская нимфа, продержавшая Моисея семь лет в плену.
Каллиопа — одной из муз, покровительница эпической поэзии.
Кето – богиня-морское чудовище, матерь других морских чудовищ.
Кибела – богиня пещер, гор, природы и диких животных.
Клио — одна из муз, покровительница истории.
Клото, также известна как Нона, одна из судеб – богиня, накручивающая нить жизни на свою ось.
Котис – дионисийского богиня, чьи праздники были дикими, похотливыми и распутными.
Лахезис – одна из судеб, измеряла нить судьбы от ее основания.
Майя, также известна как Миа, Фауна, Майя – одна из семи плеяд, богиня полей.
Мания – богиня безумия и мертвых.
Мельпомена – одной из муз, покровительница трагедии.
Меропа – одна из семи плеяд, вышедшая замуж за смертного
Метис, также известна как Метида – богиня мудрости.
Немезида – богиня возмездия (мести).
Ника – богиня победы.
Никс – богиня ночи.
Пейто – богиня убеждения.
Персефона – богиня весны, в межсезонье живущая в аду.
Полигимния – одна из муз, покровительница священных стихов и геометрии
Рея, также известна, как Кибела – богиня природы.
Селена, также известна, как Луна – богиня Луны и «мать» вампиров.
Стеропа, также известное, как Астеропа – одна из семи плеяд, родившая ребенка Ареса.
Стикс – это Наяда, которая первой помогла Зевсу в войне Титана.
Талия – одна из муз, покровительница комедии
Терпсихора — одна из муз, покровительница танцев.
Тихе – богиня удачи и процветания.
Урания — одна из муз, покровительница астрономии и астрологии.
Фама – богиня славы и сплетен.
Фемида – богиня древнего божественного порядка, закона и обычаев.
Фетида – лидер нереид, оборотень и пророчица.
Хемера – богиня дневного света.
Цирцея – богиня, превращающая своих врагов в зверей.
Эвтерпа – одной из муз, покровительница музыки и лирической поэзии.
Электра, также известна, как Атлантида – в одна из семи Плеяд.
Элфис – дух надежды.
Энио, также известна, как Беллона — богиня неистовой войны
Эос, также известна, как Аврора — богиня рассвета.
Эрато – одной из муз, покровительница лирики.
Эрис – богини раздора.

>Геронда – кто это

Православие, как всем известно, пришло на Русь из Византии. И вместе с ним появилось очень много слов обозначающих всевозможные религиозные понятия, пришли к нам из греческого языка.

Большинство из этих слов обозначало понятия, которые в русском языке до принятия христианства не существовало. Некоторые получились благодаря дословному переводу с греческого на русский. А некоторые, имея аналоги в русском языке, закрепились как понятия старославянские, церковные.

Многие слова и понятия за долгие столетия прижились так прочно, что мы теперь и не замечаем их иностранного происхождения. Но некоторые, специфические слова, явно указывают на источник их появления.

Слово «геронда» мало кому знакомо из современных людей в нашей стране, не знающих в деталях историю христианства и особенно православной его части. Само его звучание указывает на явное греческое происхождение.

Это слово не общеупотребительного характера, оно церковное. В дословном переводе оно означает «старец» или «духовный отец».

Геронда обозначает не просто старца, а духовного человека, наставника, возможно, старшего в монастыре. Чаще всего это монах или отшельник, наделенный большим духовным авторитетом. Кстати, не обязательно это может быть священник, это, прежде всего, наставник. Поэтому слово – обращение «геронда» означает почтение к человеку.

Например, преподобный Паисий Святогорец по праву именовался уважительным словом «геронда». Сейчас в России много издается книг, написанных старцем Паисием. В них обращение учеников к преподобному даже не переводится. Так и оставлено, вместо русского «отче» более уважительное слово «геронда».

Для женщин, стариц, есть женская форма наименования – герондисса или геронтисса. С тем же значением старшей наставницы.

В 2016 году в России вышел полнометражный мультфильм «Дети против волшебников». Он снят по книге Никоса Зерваса о заговоре злобных волшебников и противостоянии с ними юных борцов-христиан.

В целом книга была призвана развенчать ореол культовости вокруг книг Джоан Роулинг о волшебнике Гарри Поттере. Зервас рисует свою, альтернативную вселенную, где Гарри Поттер и его последователи представлены колдунами-сатанистами.

Противопоставлены колдунам юные герои-христиане и их наставники и помощники. Борцы, в отличие от колдунов, не могут воевать с помощью магии. Они обращаются к помощи святых, молитвам и к поддержке афонских старцев, как основных духовных авторитетов.

Весь сюжет тут пересказывать нет смысла. Просто коснемся эпизода, где появляется интересующее нас слово «геронда». И посмотрим, в каком значении они используется.

Со злыми волшебниками борются юные суворовцы, направленные в Шотландию спасать русских детей от козней тамошних колдунов. Чтобы иметь духовные силы бороться со злом, оба подростка под руководством наставника отправляются за благословением.

Едут они к православным греческим старцам. И вот один из них, старец Геронда, предлагает одному из суворовцев переночевать в келье отшельника, чтобы победить гордыню и получить необходимые духовные силы.

Здесь Геронда выступает личным именем старца. Геронда благословляет суворовцев на борьбу со злом и дарит деревянные крестики в качестве духовной поддержки.

В 2017 году документальный фильм «Геронда» получил главный приз на фестивале православных фильмов. Режиссер Т. Тарасова рассказала в своей киноленте о духовном подвиге монахов, об их жизни и служении. Фильм рассказывает о традиции духовного наставничества, старчества, поднимает современные проблемы церкви и смысла монашеского служения.

Фильм предлагает результаты исследования в попытке найти ответы на эти вопросы.

Это фильм для тех, кто хочет больше узнать о современном монашестве, понять некоторые аспекты духовной жизни в современном христианстве. В киноленте рассказывается о монастыре в Греции, которым руководит старец Дионисий – геронда.

“Геронда: исповедь миру” (2013) – это тоже фильм о духовном наставнике – старце Григории.

Существует и довольно редкое личное имя Геронда – женский вариант и Геронт – мужской. Но эти имена, возможно, никак не связаны с греческим языком. Есть версия, что они произошли от имени Горонт, что означает на мегрельском языке – бог.

По другой версии это имена татарского (или старославянского) происхождения. Значение имени, его происхождение остается неразгаданным, об этом имени сохранилось очень мало сведений. Возможно, оно как-то связано с греческим языком, но, может быть, просто ему созвучно.

В современном мире попадаются бренды и фирмы, тоже названные именем «Геронда». Но это уже никак не связано с исконным значением данного слова.

>геронда

Русский

В Викиданных есть лексема геронда (L100274).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ге́ронда ге́ронды
Р. ге́ронды ге́ронд
Д. ге́ронде ге́рондам
В. ге́ронду ге́ронд
Тв. ге́рондой
ге́рондою
ге́рондами
Пр. ге́ронде ге́рондах

ге́-рон-да

Существительное, одушевлённое, мужской род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -геронд-; окончание: -а.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. церк. старец ◆ В июне 1873 года в отсутствие отца Макария заболел геронда. Когда же старцу-игумену сделалось тяжко, русская братия предложила послать телеграмму, чтобы отец Макарий немедля приезжал, дабы мог застать в живых геронду, который желал его при себе видеть действительным игуменом. Иоаким (иеромонах), «Великая стража: жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария : в трех книгах», Том 1, 2001 г.

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от др.-греч. γέρων (ген. γέροντος) «старец», далее от праиндоевр. *ǵera- «старый» (ср.: русск. зрелый, др.-в.-нем. karl «муж», нем. Kerl «парень», англ. churl «грубиян», др.-сканд. karl «старик», др.-греч. γέρων «старик», армянск. ծեր (cer) «старик», авестийск. zarǝta- «ветхий», перс. زر (zar) «старик», санскр. जरणः (jaraṇáḥ) «старый»), далее от праностратическ. *gwərə «старый» (ср.: тур. karı «старуха», тат. карт «старый»)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Прп. Паисий Святогорец о реинкарнации, индуизме, йоге и возвращении в Православие

      Ответы преподобного старца Паисия Святогорца на различные вопросы гостей его каливы.

      — Геронда, отчего некоторые люди, даже образованные, верят в перевоплощение?

      — Перевоплощение устраивает людей, и особенно людей безбожных, неверующих. Это лжеучение — величайшее лукавство диавола. Диавол удерживает таких людей в греховной жизни помыслом о том, что их души якобы уходят из этого мира и вновь возвращаются в него. «Подумаешь, какое дело, — внушает диавол приверженцам перевоплощения. — Если в этот раз ты потерпишь неудачу, то удача ждет тебя в следующий раз, когда ты снова вернешься в эту жизнь. А если ты потерпишь неудачу снова, то ты снова вернешься, а потом еще раз… Ты претерпишь эволюцию!».

      После этого люди говорят: «Ничего страшного в том, что я совершу еще и этот грех» — и на все машут рукой. Они живут невнимательно, не каются. Видишь, как диавол ослепляет этих людей и удерживает их в аду! Я не видел лукавства и выдумки диавола большей, чем лжеучение о перевоплощении: он придумал это для того, чтобы собирать людей в аду. А если диавол один раз поймает тебя, то думаешь, он даст тебе вернуться назад? Теория перевоплощения — самая худшая из всех индуистских теорий.
      Как-то поздно вечером ко мне в каливу пришел один юноша. «Ты пришел ко мне в такой час, когда я собирался читать вечерню», — сказал я ему. «И ты все еще занимаешься такой ерундой?» — ответил он и ушел. На следующий день снова пришел и стал рассказывать мне о бывших ему видениях. «А ты, — говорю, — раньше гашишем никогда не баловался?» — «Да, — говорит, — раньше баловался. Однако в тот раз, когда мне были эти видения, я не курил никакого гашиша!» — «А может быть, — спросил я его, — ты читал книги о перевоплощении?» — «Да», — ответил он мне. Вот на этом он и погорел. Он начитался о перевоплощении, к этому подмешался эгоизм, и диавол начал показывать ему сны о том, что тысячу лет назад он был большим человеком! Денег куры не клевали! Потом в видении он был «восхищен на небо», однако на небе еще «не был записан», и поэтому ему велели спуститься. До этого состояния его довел диавол. «Все, о чем ты мне рассказал, — сказал я ему, — это небылицы. А ты им поверил?»

      К сожалению, есть и образованные люди, которые верят подобным глупостям. У меня возле каливы пасся один ослик. Он был резвым, и поэтому я назвал его Насером. Однажды ко мне пришел паломник — грек, живший в Швейцарии. Он услышал, как я звал ослика Насером, и, приехав в следующий раз, привез с собой две коробки со сладостями — одну простую, другую подарочную. «Эти сладости тебе», — сказал он мне и вручил коробку с простыми сладостями. «А вот эти изысканные пирожные — для Насера. Я еще в тот раз понял, что он настоящий Насер. Когда я с ним повстречался, он посмотрел на меня столь скорбным взглядом, что пронзил мое сердце!» То есть он думал, что Насер перевоплотился и стал ослом! И верил в это! «Брат ты мой, — сказал я ему, — да ты в своем уме? Я зову осла Насером, потому что он резвый!» Но, несмотря на все мои старания, он меня не понимал.

      Но это еще что! Расскажу вам еще об одном случае. Несколько лет назад на Крит приехала группа немцев, чтобы почтить память немецких солдат, убитых там во время оккупации Греции немцами. Когда немцы проводили свое мероприятие, мимо них проходил один крестьянин с ослом, нагруженным покупками. Увидев толпу людей, осел начал реветь. Один из немцев понял это таким образом, что ревевший осел был его убитым на войне братом, перевоплотившимся в осла! Поняв, что «брат» узнал его и поприветствовал своим ревом, немец вытянулся по стойке смирно и выбросил вперед руку в военном приветствии… И смех и грех!..

      Недолго думая, немец подбежал к крестьянину и спросил его: «Сколько ты хочешь за осла? Я его покупаю». — «Да пошел ты, знаешь куда». — ответил ему крестьянин. Однако немец, не слушая его, уже отсчитывал марки: больше, еще больше… «Да уходи ты, — уговаривал крестьянин, — дай мне пройти». Еще больше, еще больше…

      В конце концов один из наблюдавших эту сцену сказал крестьянину: «Дурень, ты, дурень. Ведь он платит тебе за осла все равно что за «Мерседес». Ну и отдай ему». Крестьянин постоял, подумал, потом развьючил осла, снял с него седло и передал животное немцу. Немец со слезами на глазах забрал осла и повез его в Германию!

      — Геронда, это все серьезно?

      — Серьезней не бывает! Я бы и сам не поверил этому, если бы не услышал эту историю от одного серьезного человека.

      — Геронда, индуисты достигают определенного самообладания, потому что им помогают усиленные аскетические упражнения, которыми они занимаются в йоге?

      — Заниматься-то всеми этими упражнениями они занимаются, только вот чего добиваются в конечном итоге? Православное воздержание и вообще духовная аскеза всегда имеет в виду высшую духовную цель — освящение души. А сатанинская мирская аскеза тех, о ком мы ведем речь, совершается для того, чтобы тело стало гибким, чтобы можно было крутить руками и ногами, подобно бумажному Карайозу, чтобы этими «аскетами» восхищались некоторые неразумные люди и для того, чтобы над ними смеялись достойные осмеяния бесы.

      Тот, кто занимается такой восточной аскезой, с детского возраста начинает растягивать себе ноги, одну ногу заводит за одно плечо, другую — за другое и, сидя в таком положении, молится. Они набивают мозоли на руках, потому что долгими часами лупят кулаками по мешку с щебенкой, и потом могут ломать камни, доски и тому подобное.

      Но ощущения и переживания, о которых рассказывают последователи восточных религий, поддаются объяснению. К примеру, дотягиваясь языком до кончика носа или же, наоборот, втягивая его внутрь и прикасаясь кончиком языка к гортани, они чувствуют какое-то раздражение, испытывают некоторую сладость щекотания и говорят: «Мы испили нектара «. Потом такие «аскеты» сдавливают пальцами нервы возле ушей и начинают слышать какой-то гул: «У-у-у-у…» Музыка!.. Или же они давят пальцами на глаза, и в их глазах начинают мелькать звездочки! А то, бывает, вытаращатся широко раскрытыми глазами на солнце, потом зажмурят глаза и видят свет! «Вот, — говорят, — мы добились того, чего хотели. Увидели нетварный свет!»

      А потом диавол говорит им: «А-а, так вы хотите света? Ну что же, я вам его дам». Диавол распаляет их воображение, и впоследствии они видят «свет», уже не надавливая на глаза пальцами и не глядя на солнце. Нас диавол часто старается прельстить, показывая какой-нибудь свет или что-то подобное этому. Мы его не просим об этом, даже поворачиваемся к этому свету спиной а он все равно старается нас прельстить! Что ж тогда говорить, если сам человек провоцирует на это диавола! Ведь диаволу только дай повод!

      — Геронда, то есть диавол показывает им разные картины?

      — Да, он разжигает, обостряет их воображение до высокой степени и потом ввергает их в прелесть. А некоторые наши соотечественники едут к индийским учителям. Индийцы учат их говорить на своем языке разные хульные вещи о Христе, о Пресвятой Богородице, о Святых.

      Одни из них знают, что это хула, другие — не знают. И, таким образом, эти люди становятся бесноватыми. Потом они начинают произносить «неизреченные глаголы». Они доходят до исступления, невменяемого состояния, а люди, видя их, думают, что те находятся в духовном состоянии! Но это состояние — бесовское.

      Индийцы — народ умный. Они , их беспокоит то, что лежит за пределами естества. И они наделены богатым сердцем. Но, несмотря на это, они занимаются якобы философией, прелестными учениями и колдовством. Индийцы разлагают европейцев своими теориями. И погляди на тех, кто стоит во главе восточных религиозных течений: сами они по комплекции похожи на быков, тогда как большинство людей в тех странах умирают от голода! Эти учителя приезжают и к нам в Грецию, дурачат людей нирваной — возможностью побездельничать, перевоплощением…

      Помимо всего прочего они используют в своих книгах отрывки из Священного Писания, из Добротолюбия, из святоотеческих книг и таким образом привлекают к себе народ. Разве можно было себе представить в прежние времена православных, верящих индуистским теориям! А сейчас даже некоторые, как бы это получше сказать, правильные, положительные люди поддерживают подобные глупости и дают этим учителям кучу денег. Индуизм причинил нам огромное зло.

      — Геронда, а есть ли в Индии православные христиане?

      — Очень мало. Оставалось немного членов той Церкви, которую основал в Индии апостол Фома, но перевелись и они. Одни из них стали католиками, другие — протестантами. Сегодня православных в тех странах можно пересчитать по пальцам.

      То, что иные религии или религиозные движения выдают за чудеса, не имеет ни малейшей связи с чудесами нашей веры. Христос хочет от нас любочестия. Он не хочет, чтобы мы любили Его, потому что Он всесилен. Если бы Он захотел, то мог бы совершить какое-то чудо и весь мир тут же уверовал бы в Него. Однако, поступив так, Он связал бы свободу человека. Поэтому Христос говорит: «Блаже́ни не ви́девшии и ве́ровавше».

      В Православии присутствуют чудо и Божественная Благодать. В индуизме — колдовство и философия. Чудо индуизм заменяет колдовством, а Божественную Благодать — философией. Диавол дает силы гуру, колдунам и подобным им, потому что они сами дают ему права над собой. Таким образом, эти люди могут совершать якобы чудеса, видя которые, другие восхищаются.

      С того момента как человек, увлекшийся восточными религиозными учениями, видит, что тот, кто совершает ложные чудеса, не имеет ни малейшего родства со Христом, он должен понять, что все, совершаемое таким «чудотворцем», есть диавольский обман. Диавол не способен говорить истину. Он говорит одну ложь и вводит в заблуждение создания Божии.

      Если люди, связавшиеся с восточными учениями, прежде немного познали Православие и имеют доброе расположение, то они задумываются, видя, что жизнь восточных чародеев нечиста, запутанна, в то время как в Православии они находят чистую жизнь и высшие дарования. В Православии они находят людей, имеющих святость и совершающих истинные чудеса.

      Доброта в Православии есть преизлияние любви человека к Богу и к своему ближнему. Все прочие виды доброты, которые совершаются инославными, прельщенными и подобными им, не имеют духовных основ во Христе, однако могут иметь в себе какие-то положительные человеческие основы. Тот, кто правильно живет православной жизнью, имеет смирение, любовь и всецело отдает себя ближнему, приносит себя в жертву. И свои аскетические подвиги, пост, бдение он тоже совершает от любви к Богу, а не ради того, чтобы почувствовать что-то приятное.

      Христос пришел в этот мир для того, чтобы претерпеть распятие от любви к Своему созданию. Сначала Он претерпел распятие, а потом воскрес. Просить духовных радостей — дело дешевое. Другое дело, если небесных сладостей даст вкусить человеку Сам Христос.

      А вот те, кто занимаются, к примеру, различными индуистскими философиями, йогой и тому подобным, делают это, стремясь достичь якобы духовного состояния, экстаза. Они стремятся испытать наслаждение или же стать выше других — при этом не имея ни к кому никакого сочувствия, интереса.

      Предположим, что последователь восточной религии сидит на морском берегу и занимается «самоконцентрацией». Если, в то время как он занимается своим деланием, в море будет тонуть человек и кричать: «Помогите!» — то последователь восточного культа останется совершенно равнодушным к его крику. Он даже не пошевелится, не сойдет со своего места, чтобы не лишиться наслаждения, которое испытывает.

      А вот если бы на его месте находился православный монах, который творил бы Иисусову молитву, то, услышав крик утопающего, он тут же отложил бы в сторону четки и бросился в море спасать человека.

      Нынешние странные люди находят удовлетворение в том, что странно, а не в том, что правильно. К примеру, они едут в Индию, которая находится на другом краю земли и которая известна своим колдовством. А о Святой Афонской Горе, которая находится на их Родине, рядом с ними и хранит истинную таинственную жизнь во Христе, они не знают, пренебрегают ею!

      Один студент рассказывал мне о том, что он ездил в Индию и прожил там три с половиной года. Он пытался разобраться и понять, какая религия истинна. В конце концов один индиец сказал ему: «Зачем ты сюда приехал? То, что ты ищешь, есть в Православии. Свет идет оттуда. Поезжай на Святую Гору Афон, и найди там то, что ищешь Таким образом, юноша вернулся в Грецию и приехал на Святую Гору.

      — Геронда, когда православный христианин, связавшийся с различными восточными религиозными культами, кается в этом, то Православная Церковь снова принимает его в число Своих членов?

      — Такому человеку необходимо великое покаяние и помазание Святым Миром. Если он захочет возвратиться в Православие и снова стать членом Церкви, то по правилам ему сперва нужно письменно отречься от злославия восточных культов, исповедать православную веру, а после этого священник должен прочитать над ним молитвы о возвращающемся к истинной вере и помазать его Святым Миром.

      Я вижу, как некоторые молодые ребята — наши соотечественники, не прочитав ни строчки из Евангелия, начинают читать брахманскую, буддийскую литературу, Коран и тому подобное. Едут они и к индийским гуру. Потом там им приходится не по душе и они возвращаются в Православие, однако уже заразившись в этих восточных культах целой кучей разных микробов.

      Люди повреждаются, и потом им трудно найти истину. Пусть человек сперва познает Православие, а потом — если Православие ему не нравится — уходит из него. Пусть он познает Православие правильно и потом сравнит его с различными религиозными учениями, о которых он слышит. Ведь, познав Православие, человек сможет отличить подделку от золота или понять, насколько чисто золото, сколько в нем каратов. Такого человека не проведешь на мякине, он не принимает за золото все то, что блестит.

      Слова. Том III
      Духовная борьба

Нечистота

  • Чистота, нечистота, очищение Библейская энциклопедия
  • О так называемой женской нечистоте свящ. К. Пархоменко
  • Нечистота родовой жизни проф. С.В. Троицкий
  • Несколько видов нечистоты, связанной с половой жизнью проф. А.П. Лопухин
  • Об особенностях женской природы иерей Вадим Коржевский

Нечистота́ — 1) ритуальная нечистота — состояние человека или предмета, обусловливающее невозможность его участия в храмовом богослужении, исполнения некоторых норм религиозно-обрядового закона, подразумевающее необходимость обязательного ритуального очищения (омовения); 2) условно обозначенное свойство ряда (видов) животных, запрещенных как к употреблению в пищу, так и в качестве жертв; условно обозначенное свойство пищи, запрещенной к употреблению религиозно-обрядовыми требованиями; 3) религиозно-нравственное состояние язычников (с точки зрения иудея); 4) духовно-нравственная нечистота — греховная скверна, греховность.

В Ветхом Завете под ритуальной нечистотой понималось состояние человека или предметов, которое обуславливает возможность участия в храмовом культе и соблюдении предписаний религиозного законодательства. Предписания о религиозной нечистоте изложены в основном в Пятикнижии (Лев. 11–17; Чис. 19, 31; Втор. 14:3–21, 23:10–15, 24:8, 26:14).

В Новом Завете акцент переносится с ритуальной на нравственную и духовную нечистоту, в Апостоле нечистота три раза упоминается сразу за блудом (Гал. 5:19; Еф. 5:3; Колос. 3:5).

Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».

Почему во времена Ветхого Завета животные делились на чистых и нечистых?

Деление животных на чистых и нечистых существовало ещё до времени всемирного потопа (Быт.7:2).

Закон, данный сынам Израиля по выходе из Египта, утвердил для них чёткое деление животных на чистых и нечистых, обстоятельно перечисленных в специальном перечне (Лев.11:2-30).

Разумеется, факт причисления некоторых видов животных к нечистым нельзя интерпретировать в том смысле, что они осквернены от создания или что сами себя осквернили, преступив через Божий закон. У животных нет нравственного чувства, и поэтому о них нельзя говорить как об осквернивших себя личным грехом (особое место в этом перечне занимают змеи; змей был проклят Создателем, так как именно его устами диавол искусил Еву (Быт.3:14) (см.: Грехопадение)).

Деление животных на чистых и нечистых было инициировано с целью утверждения еврейского народа в истинной вере, предохранения его от уклонения в язычество. Так, с одной стороны, отнесение некоторых видов животных к нечистым, ограждало евреев от соблазна обоготворения этих животных и поклонения им, как идолам, по аналогии с практикой, распространенной среди представителей языческого мира.

Определение других видов животных, как чистых, служило той же цели. Ведь чистые животные предназначались не только для пищи, но и для установленных обрядовым законом жертвоприношений. Поскольку их позволялось использовать в качестве жертв, посвященных Единому Богу, постольку само это использование служило свидетельством, что этих животных нельзя отождествлять с божеством.

Примером того, как евреи могли вознести животное до уровня идола, служит золотой телец, изготовленный ими по заключении Завета с Богом и скреплении его жертвенной кровью (Исх.32:4).

С заключением Нового Завета ветхозаветный обрядовый закон утратил силу и значение закона. Что касается нечистоты нечистых животных, однажды Бог, чудесным образом представил некоторых из них апостолу Петру, а затем повелел ему их заколоть и употребить в пищу. На возражение смущённого апостола, что, мол, он никогда не ел ничего скверного и нечистого, Бог ответил, чтобы тот не почитал нечистым то, что уже очищено Богом (Деян.10:11-15).

См. ОСКВЕРНЕНИЕ, ЧИСТОТА

Педагогика нелюбви, или снова о ритуальной нечистоте в христианстве

О ритуальной не/чистоте: Что это и зачем?

К вопросу о «ритуальной нечистоте»: ответ сестре Вассе (Лариной)

К пониманию значения послеродовых молитв

Статья инокини Вассы (Лариной) «О ритуальной не/чистоте: Что это и зачем?» прямо или косвенно обусловила как появление новых публикаций на смежные темы, так и обращение к написанным ранее статьям.

Среди новых публикаций – отклик на материал инокини Вассы свящ. Сергия Свешникова, статья о значении послеродовых молитв игумена Иосифа (Крюкова), а также своеобразная дилогия на портале Богослов.ру – статьи прот. Георгия Крылова и свящ. Григория Мусохранова. Из старых – известная публикация Патриарха Сербского Павла, а также статья свящ. Константина Пархоменко.

Предлагаемая статья – попытка применить дедуктивный метод (столь успешно использовавшийся Шерлоком Хомсом) к анализу проблемы ритуальной нечистоты.

Священник Феодор Людоговский

Широко распространившимся (и, надо признать, в наше время практически общепринятым) является представление, согласно которому женщина в период менструации (т. е. в течение недели и более), а также первые 40 дней после родов не может входить храм, прикасаться к святыне и уж тем более – причащаться.

Вместе с тем многие священники не препятствуют женщинам в указанные периоды входить в храм, петь на клиросе, исповедоваться. (Допуская подобные «послабления», священники иной раз жалеют не столько женщин, сколько себя: кто же тогда будет петь на клиросе, стоять за ящиком, смотреть за свечками?)

Есть среди священнослужителей и те, кто не видит ничего дурного в том, чтобы женщина могла приложиться к иконе в храме, выпить святой воды или съесть просфору.

В одном лишь сходятся хотя и не все, но большинство пастырей: в период менструации и после родов, т. е. во время кровотечения, женщина не должна причащаться.

В связи с отмеченными расхождениями во взглядах священнослужителей на интересующую нас проблему естественным образом возникают два вопроса:

1) как возможны подобные расхождения? может ли священник своей властью решать подобные вопросы – запрещать или разрешать, к примеру, входить в храм менструирующей женщине?

2) с другой стороны: каковы причины – не канонические основания (они известны), а сущностные причины таких запретов?

На первый вопрос ответ, очевидно, должен быть положительный: священник как духовник может ослаблять епитимью, может проявлять снисхождение к человеку, учитывая конкретные обстоятельства его жизни, руководствуясь канонами как неким ориентиром, но не как статьями уголовного кодекса. Вот только епитимья ли – запрет причащаться во время менструации? И есть ли здесь какая-либо общеизвестная норма, от которой в частном порядке совершались бы отступления?

Что касается нормы, то она есть – это известные канонические ответы свтт. Дионисия и Тимофея Александрийских, в которых содержится ясный запрет на причащение женщин во время кровотечения, но ничего не говорится о прочих запретах (пить святую воду, прикладываться к иконам и проч.).

Относительно же характера обсуждаемых запретов – являются ли они епитимьей, – здесь мы должны вернуться к вопросу, сформулированному выше: каковы сущностные причины, каковы евангельские, вероучительные основания возбранять женщинам приобщение к Телу и Крови Христовым во время кровотечения?

Препятствия к причастию могут быть трех видов: нравственные, дисциплинарные и, так сказать, технические.

К нравственным препятствиям относится, к примеру, состояние вражды с кем-либо из братьев. Христос ясно говорит в Евангелии, что нужно прежде примириться с этим братом (Мф 5:23–24).

К дисциплинарным препятствиям можно отнести завтрак перед литургией. Само по себе вкушение пищи (в том числе мяса и вина) не греховно, однако в данном случае перед нами нарушение давних (хотя и не изначальных) церковных установлений. Препятствия дисциплинарного свойства утрачивают силу, если соблюдение соответствующих требований является объективно невозможным в конкретном случае: например, речь идет о ребенке, о человеке, страдающем сахарным диабетом в тяжелой форме, или же об умирающем.

Наконец, техническим препятствием может считаться неспособность человека проглотить частицу Тела Господя или даже принять несколько капель Крови Христовой (хотя здесь тоже есть разные мнения).

К каким из этих трех случаев можно отнести запрет, налагаемый на женщин в период менструации и послеродового кровотечения? Имеет ли он нравственную природу?

Если да, то это означает, что мы либо признаём само по себе истечение менструальной крови грехом, либо считаем греховными (и возлагаем нравственную ответственность за них на женщину) внутренние физиологические процессы периода менструации.

Думается, было бы странным для христиан считать истечение крови и прочих физиологических жидкостей греховным: весь Новый Завет пронизан пониманием того, что нечистота – исключительно нравственная категория. (Впрочем, прот. Георгий Крылов и свящ. Григорий Мусохранов в упомянутых выше публикациях всерьез рассматривают физиологическую нечистоту как нечто обладающее нравственной проекцией и потому имеющее для христиан нравственное, педагогическое значение. Мне трудно понять подобные взгляды. Все мы помним слова Христа: «еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Мф 15:17). Как можно перетолковать эти слова Спасителя в том смысле, что исходящее из половых органов оскверняет человека?!)

Другое дело, что сама менструация (т.е. кровотечение, сопровождающее отделение функционального слоя эндометрия матки) может считаться последствием грехопадения. Однако это явление стоит в ряду других «безгрешных страстей» (в терминологии прп. Иоанна Дамаскина) – таких как потребность в пище и питье, сне и проч.

Является ли менструация греховной не по своим внешним проявлениям, а по сути? Суть ее может пониматься как несостоявшаяся беременность. Есть мнение, что подобная «неиспользованная» возможность забеременеть сама по себе греховна. Если это так, то для уклонения от подобного греха женщина должна беременеть и рожать каждые 10–12 месяцев в возрасте от 12–14 до 45–55 лет. Нечего и говорить, что подобное требование абсурдно и невыполнимо – как по физиологическим, так и по нравственным причинам.

Двигаемся дальше. Быть может, запрет на причастие в период менструации носит дисциплинарный, педагогический характер? Так, воздержание от пищи с утра перед причастием способствует более трезвенному, благоговейному отношению к таинству. Однако есть или не есть – это выбор человека. И если он смог воздержаться от завтрака, то он, в соответствии с действующими правилами и обычаями, имеет возможность причаститься. Здесь же никакого выбора нет: менструация наступает независимо от воли, желаний и намерений женщины.

Может быть, для женщины полезно осознание греховности, падшести человеческой природы, проявлением чего и является менструация? Именно так считает, к примеру, прот. Георгий Крылов. Но подобными проявлениями поврежденности человеческого естества, как говорилось выше, являются и многие другие стороны нашей жизни, и тем не менее они в большинстве своем не становятся препятствиями для причастия.

Запрет на принятие пищи действует несколько часов, а запрета, к примеру, на сон не существует вовсе. Применительно же к менструации запрет действует неделю и более, в период после родов – 40 дней.

Диспропорция очевидна. Вряд ли напоминание о греховности нашей природы должно быть адресовано в первую очередь женщине и длиться четверть ее жизни.

Перейдем к технической стороне. Очевидно, что истечение крови, если оно не сопровождается крайне болезненными ощущениями, не может воспрепятствовать христианке прийти в храм и приступить к Святым Тайнам. Но если даже это и является техническим препятствием к приходу в храм, то к немощной христианке может прийти священник (в древности – диакон) и причастить ее на дому.

Впрочем, здесь есть еще один момент. Истечение крови во время менструации является неконтролируемым, и в отсутствие специальных гигиенических средств женщина оставляет за собой кровавый след. Присутствует и неприятный запах. Появляться в обществе (в частности, в храме среди молящихся) в таких условия, вероятно, без крайней нужды не стоит. Но, во-первых, это вновь препятствие не к причастию, а к посещению храма; во-вторых, в наши дни необходимые гигиенические средства существуют, таким образом давнишняя проблема успешно решена.

Итак, технических препятствий для причастия во время менструации не существует. Менструация также не может быть вменена конкретной женщине, конкретной личности в нравственную вину – если мы только следуем евангельскому учению, а не реанимируем специфические взгляды иудеев, древних славян и средневековых христиан. Наконец, нет сколько-нибудь убедительных доводов в пользу того, что воздержание от причастия в период менструации является удачным педагогическим приемом.

Из сказанного может быть сделан лишь один вывод: запрет женщине причащаться во время менструации и после родов необоснован.

Но, быть может, мы что-то упустили в наших рассуждениях. Обратимся к известной статье приснопамятного Патриарха Сербского Павла. Свое мнение почивший святитель приводит в заключительной части статьи:

«В духе приведенного евангельского и канонического подхода я считаю, следовательно, что месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Вне этого процесса, женщина, также как и остальные, должна всячески стараться приходить физически чистой на общую молитву, тем более к Причастию. Но еще больше она должна трудиться над чистотой души, над украшением потаеннаго сердца человека, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа, еже есть пред Богом многоценно (1 Петр 3:4).

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении.

Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься. После родов, в отношении необходимых молитв для входа в церковь и воцерковления младенца необходимо и далее придерживаться предписаний Требника».

Между тем остается совершенно непонятным, как соотносится признание того, что «месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой» и поддерживаемый автором запрет на причастие. Не только в цитированных абзацах, но и неоднократно в других местах статьи Патриарх Павел ясно утверждает, что «никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми». И, тем не менее, – такой вывод. Почему?

Я не вижу ответа на этот вопрос в рассматриваемой статье (по крайней мере, такого ответа, который удовлетворял бы самого автора). «Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции», – предполагает свящ. Константин Пархоменко.

Подводя итоги, можно сказать следующее. Запрет на причастие женщинам в период менструации или после родов может быть обоснован либо через признание определенных физиологических явлений нравственным осквернением – но это, по моему убеждению, противоречит духу и букве Благой Вести; либо если мы считаем, что именно женщине (жене, матери) полезно постоянное напоминание посредством обсуждаемых запретов об искаженности человеческой природы – но такая педагогика представляется неразумной и жестокой.

Повторяю, я вполне сознаю, что в своих рассуждениях мог упустить что-то весьма существенное. Буду рад, если кто-то четко и внятно ответит на вопрос, который давно не дает покоя многим – и пастырям, и пасомым: Каковы евангельские основания запрещать женщинами причастие Тела и Крови Христовых в период кровотечения?