Гнев грех

«В годину гнева Божия…». Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона

Поделиться

Фото из открытого источника

Перечитывая сейчас небольшую книжку посланий и речей святителя Патриарха Тихона, выпущенную несколько лет тому назад православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в серии «Слово исповедников XX века», я не смог не задуматься о том, когда именно я её читаю, в какое именно время записываю программу. И, наконец, – где именно я это делаю.

…Итак, читаю я этот текст в начале XXI века, записывают меня в дни Великого поста 2015-го года от Рождества Христова, в самом конце марта месяца… А нахожусь я в студии радио «Вера», расположенного в древних стенах Андреевского ставропигиального мужского монастыря, – что «у Воробьёвых круч в Пленницах». При советской власти часть монастырских построек здесь разобрали, чудесный храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт, а некрополь обители с надгробиями славным сынам России, невосстановимо стёрт с лица земли.

И невозможно мне выместить из своего сознания, что в дни моей радиозаписи на востоке братской Украины всё еще гибнут люди, что те или иные смятения продолжают захватывать день ото дня души наших соплеменников – и там, и здесь, и везде по России.

И вот, в самые дни Великого поста я открываю одно из посланий святителя – по поводу так называемого Брестского мира, названного патриархом – «позорным», – открываю ближе к концу этого великого церковного документа мартовских дней 1918 года:

«Братие, настало время покаяния; наступили святые дни Великого поста, очиститесь от грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга как на врагов и разделять родную страну на враждующие страны. Все мы братья, и у всех нас одна мать родная русская земля, и все мы чада одного Отца Небесного, Которого молим: “Отче наш, остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим” (Мф. 6:9.12).

Пред лицом страшного, свершающегося над страной нашей суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой Его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенных».

…Читая, словно бы видишь его самого: то анафематствующего убийц мирян и духовенства, действующим от лица новой безбожной власти, то – предостерегающим паству против мщения, то взывающего о помощи голодающим. …Видишь его, пребывающего в первом и втором заключении, видишь даже того красногвардейца из охранявших патриарха, – чьи слова тоже сохранились в истории: «Всем хорош старик, только вот молится долго по ночам, не задремлешь с ним…»
А иные речи святого, восстановившего собою патриарший престол аж через двести лет пустования, направлены словно бы к пастве того самого храма, в котором старается – конечно же, плоховато старается – бывать – ежевоскресно – моя семья.

«Я очень сочувствую участию мирян в церковной жизни и делу объединения приходских советов, ибо по опыту своему знаю, какую силу и мощь в церковном делании представляет собой мирской элемент, правильно направляемый. Миряне – живая сила.

Я слышал сейчас, что Братство объединяет людей, готовых на подвиги исповедничества, мученичества, готовых на смерть.

Русский человек вообще умеет умирать, а жить и действовать он не умеет.

Задача Братства не в том только, чтобы воодушевлять на мучения и смерть, но и наставлять, как надо жить, указывать, чем должны руководствоваться миряне, чтобы Церковь Божия возрастала и крепла. Наше упование – это жизнь, а не смерть и могила».

Вослед этим словам, прочитанным сегодня моим коллегой по радио Андреем Тарасовым, думается невольно, что призывы святителя Тихона о не борьбе против советской власти – в самые последние его, патриарха земные времена – глубоки и объяснимы. Он увидел и понял в те дни, что они – надолго, что уже становится эта власть – существующим порядком вещей, внутри которого бессмысленно искать человеческой справедливости. Надо заниматься другими вещами. Какими? Откроем молитву святителю Тихону:

» …Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Истинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти… Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение…»

Патриарх Тихон – глазами зарубежья

7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения, в возрасте 60 лет скончался Святейший Патриарх Тихон. В день его кончины был выпущен специальный номер «Церковных ведомостей» за рубежом.

Предлагаем вниманию читателей доклад Епископа Женевского и Заподноевропейского Михаила, прочитанный на Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского института.

Несколько слов я хотел бы сказать о том, как зарубежье понимало и принимало Святейшего Патриарха Тихона. За рубежом, будучи оторваны от прямого общения, знали об испытаниях Патриарха и, конечно, следили за событиями в России. Для Русской Церкви за рубежом было необходимо иметь полное общение с Патриархом Тихоном, который являлся до своей кончины первоиерархом всей полноты Русской Церкви. До кончины святителя Церковь сохраняла полное единство, а его нарушение впоследствии привело к серьезным испытаниям всей Русской Церкви. До этого была монолитная Русская Церковь как величайшая мощь, как отпор безбожным силам, которые постепенно обнаруживали себя в двойной игре. Совершенно ясно, что в начале XX века все мировое сознание не могло принять большевиков как законную власть. Отстоять русский народ и Церковь в такой ситуацией, по-моему, смог только Патриарх Тихон — своим авторитетом, признанным во всем мире.

Впоследствии, когда мировое сознание стало меняться, эта же задача встала и за рубежом, перед той частью Русской Церкви, которая строилась в таких же неясных условиях. До 1930-х годов многие думали, что смогут вернуться в Россию и все станет на свои места. Эта мысль со временем постепенно ослабевала в сознании людей. И было, конечно, очень много разных подходов к тому, как нужно действовать в обществе и в Церкви. Надо погрузиться в обстоятельства того времени, чтобы понять почему и как принимались некоторые решения, особенно в Церкви.

Для эмигрантов, приехавших в США, то, что Патриарх некогда возглавлял американскую кафедру, было реальной связью с Родиной. Там остались церкви, которые он строил, благословлял и освящал. Память о святителе Тихоне была утешением для русских людей в Америке. Они говорили: «Сегодняшний патриарх оставил нам эти церкви, чтобы мы могли молиться». Было где молиться и в Нью-Йорке, и во многих других штатах и городах.

Что касается остального мира, Патриарх являлся, как я говорил, гарантом единства. И недаром все постановления, которые в этот сложный период принимались Зарубежной Церковью, всегда старались согласовать непосредственно с Патриархом. Этот контакт держался через Шведское посольство и митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). Посылались письма, и приходили ответы. Такая переписка продолжалась всю жизнь Патриарха Тихона.

Мне недавно довелось увидеть оригиналы писем Патриарха Тихона митрополиту Евлогию (Георгиевскому), написанные, когда Патриарх был в Донском монастыре в заточении. Эти письма еще не опубликованы. Я прочитал одно письмо с великим трепетом, со слезами в глазах. Слова Патриарха, объяснение с зарубежным архиереем наполнены невероятной горестью и вызывают недоумение и даже страх, о котором мы не могли догадываться. Патриарх пишет примерно так: «Я уже два года абсолютно ничего не знаю, что происходит в мире». Несмотря на то, что он ничего не мог сделать — руки были связаны, он все равно был первоиерархом Русской Церкви. Это было ясно всем. И сама РПЦЗ ничего не предпринимала без его благословения или ссылки на его первоиераршество.

Основные и наиболее яркие черты жизни Патриарха Тихона для нас: во-первых, его миссионерская деятельность в Северной Америке, во-вторых, его имя неотделимо от Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, восстановившего патриаршество на Руси избранием Патриархом Московским и всея России святителя Тихона. Его подвиг стояния во главе Русской Православной Церкви перед наступлением безбожной власти, которая довольно быстро раскрыла свои подлинные намерения уничтожить верующих и прежнее русское общество, чтобы водворить атеизм на территории России любой ценой. Он нес знамя России, что показало всему миру природу русского православного общества. Его постоянная забота о сохранении единства русского общества, несмотря на явные признаки раскола, разделившего русский народ на два лагеря. Его исповедничество в заточении подтверждалось терпеливым снесением насилия, издевательств, изнурительных допросов, приведших к его немощному состоянию.

Но Патриарх Тихон даже тогда оставался непоколебим. Он смог одержать победу над обновленческим движением, созданным при политбюро с целью расколоть Русскую Церковь и уничтожить ее. Несмотря на то, что обновленцы объявили Патриарха низверженным, провели реформы, захватили канцелярии, они ничего не добились. Народ полностью отошел от них, что означало поражение политбюро. Весь народ пошел за Патриархом, и архиереи вернулись к нему с покаянием.

Я хотел бы для более правдивого свидетельства из зарубежья процитировать одного автора, который писал о жизни Патриарха Тихона. Писал это в Шанхае в 1947 году священник Кирилл Зайцев. Некоторые его слова, как свидетельство современника, по-моему, звучат убедительно. «Православная Церковь встретила революцию во всеоружии канонической организованности. Давно подготавливающийся поместный собор РПЦ собрался при временном правительстве. Чудом Божией благодати состав его, несмотря на то, что выборы проходили в угаре революционного похмелья, оказался, в общем и целом, на уровне ответственейших задач, перед ним раскрывавшихся в связи с падением на Руси исторической власти. Не угасшее чувство здорового консерватизма, способность подчинить свои чувства сознанию непоколебимости устоев православия. (Это проявилось, между прочим, и в том, что Собор все постановления свои делал предметом окончательного учреждения со стороны епископского совещания и таким образом сумел в конце преодолеть соблазн применения демократических начал к своей деятельности)».

Дальше добавляется, что большевистский переворот, состоявшийся через некоторое время после открытия собора, не мог не усилить церковно-консервативных тенденций. «Определив вместе с тем направленность его воли в сторону утверждения единоличного возглавления Русской Церкви перед лицом революционного распада и развала. Не умаляя прерогатив начала коллегиального, собор решился на восстановление патриаршества, более двухсот лет тому назад упраздненного Петром Великим. Дабы Церковь могла в деле взаимоотношения с новой государственностью противостоять ей как максимально жизнедеятельный организм, обладающий всей полнотой канонической оформленности. Волею Божией на трон Патриарха Московского и всея России был возведен кроткий и благостный митрополит Тихон. Настолование нового Патриарха, избранного собором, носило черты глубокого трагизма. Протекало оно в стенах красного Кремля. Приведено оно было по особому чину в точном соответствии с историческими прецедентами.

Новый Патриарх вступал на свой престол в окружении реликвий, связанных с памятью былых патриархов, в сослужении громадного сонма духовенства, с применением всего блеска и пышности, на которые только способна русская православная служба. Торжество происходило в Успенском соборе, все взоры прикованы были к 200 лет вдовствовавшему патриаршему трону, наконец обретшему владыку-патриарха. Но, увы, рядом стоял другой, вновь опустелый трон – трон русских царей, помазанников Божиих. И не могла не сверлить сознание молящихся мысль о том, какое грозное предостережение таила в себе эта разительная опустелость. Ведь тут же, в сердце России, в древнем Московском Кремле, уже сидел, заменивший царя, нечестивый Совнарком. А кремлевские исторические святыни своими зияющими ранами громко свидетельствовали о бунтарском насилии, ценою которого только что захвачен был Московский Кремль». Для всего русского народа в этот момент было ясно, что Патриарх был единственной сдерживающей для этого времени силой. Он единственная надежда будущей жизни, которая бы открылась для русских людей.

Никто не предполагал, какие будут дальнейшие действия. Пусть вся Россия смотрела на большевиков как на захватчиков, но противобольшевистская Россия не была единодушна в отношении Церкви. Слишком мало было людей, которые всецело, душой и телом, были в ограде Церкви, почитали бы ее высшей ценностью и святыней, тем камнем, который должен быть поставлен во главу угла. Каждый думал о том, как построить власть в России в соответствии со своими политическими и социальными идеалами. И эти идеалы не всегда совпадали с большевистскими. Многие даже были готовы вступить в кровавую борьбу против большевиков за свои идеалы .

Пусть так, но все же того церковного народа, который был способен, одумавшись, встать как один человек за свою мать-Церковь, как то бывало некогда на Руси, не было. Это очень важно для характеристики русского общества в то время. За рубежом достаточно горько и точно осознавали, в каком состоянии оказались люди и общество по отношению к Церкви.

О Патриархе я слышал с детства. Если бы не было Патриарха Тихона, мы бы не получили той церковной жизни, которой жили впоследствии.

Продолжу цитировать священника Кирилла Зайцева: «Полон еще был надежды на восстановление русской земли архипастырь. Видел он, что временным и приходящим является падение ее, что попускается оно промыслом Божиим для вразумления заблудших, что соединятся отпавшие от истины христовой чада Церкви Православной с верными. И снова Церковь Православная обопрется о державу Российскую, исторически выпестованную Церковью и от нее неотделимую.

С вдохновенным призывом к уснувшей христианской совести обратился Патриарх Тихон и в первом своем послании к народу, в котором оповещал о своем вступлении на патриарший престол.: «В годину гнева Божия, въ дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытание изнурительной войны и гибельная смута терзают родину вашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует беспощадный дух мира сего». Однако и в этой удушающей атмосфере надежда не покидает сердце святителя. Исполненный веры Христовой, он продолжает: «Но среди свирепеющей бури слышится верному сердцу слово Господа: «что тако страшливи есте? како не имате веры?» (Мр. 4, 40), и чаем спасения отъ божественного прещения ветру и морю бушующему, «молчи, престани» (4, 39)». На чем же строит свои чаяния архипастырь? Все на том же, о чем говорил и в Успенском соборе. На убеждении в том, что «в народе православном не все преклонили колена пред Ваалом».

Поэтому и верил Патриарх в то, что «возгорится пламя светоча вдохновения в церкви Российской, да соберутся силы, расточенные во безвремении». Он призывал к этому, звал к подвигу. «Ныне, — говорил он, — потребно сие дерзновение веры, безтрепетное ее исповедание во всяком слове и делании. Пусть верные чада в союзе любви соединяются с архипастырями и пастырями своими и вкупе являют служение в духе и силе. Молим Господа сил о ниспослании вам сей ревности к делу Божию, нам же благодати, укрепляющей к неукоризненному служению первосвятительскому, к любви отеческой к чадам церковным».

Эти слова читались за рубежом, и я могу вам свидетельствовать о том, что они направляли церковную жизнь. Эти слова давали опору и указание всем пастырям и архипастырям, как жить в любых условиях.

Не забываем, что выехал за границу цвет России, цвет общества. Но выехали люди отнюдь не такими, как мы их себе теперь представляем: уже потом многие стали верующими, строили храмы. Но они дают хорошую картину всего русского общества, каким оно было в то время.

Приход к власти большевиков произвел впечатление на широкий круг русской общественности. Особенно на те чиновничьи и офицерские кадры, которые против воли были вовлечены в революционный процесс, оставаясь далеки от него своими убеждениями. Уже тогда духовно зарождалось так называемое «белое движение», которое впоследствии дало выход широкой социально-политической реакции против крайностей революции.

Не обладая ясным положительным содержанием, движение это объединяло в себе различные группировки и являлось точкой приложения порой самых противоположных настроений. Объединялось оно на платформе чисто отрицательной, направленной против большевизма, который отталкивал не только своими крайними социально-политическими лозунгами, но и явным пораженчеством. Это было нестерпимо в условиях продолжающейся войны и оскорбляло русские патриотические чувства.

Далеко не сразу это движение приобрело военно-организованную структуру, а затем и государственную форму, приведшие к гражданской войне, разделившую Россию на два лагеря. Белое движение было в плане реакции, вызванной революцией, вторичным. Первичным — если не считать эпизодических явлений безнадежно-самоотверженных юнкерских сопротивлений, быстро сломленных советской властью — было то оживление, которое обнаружилось именно на фронте религиозном.

Как бы пелена спала с многих глаз. Стало понятно, что вывести человека на путь жизненный может единственно именно церковная и духовная сила. Патриарх Тихон является и символом, и фактом восстановления патриаршества на Русской земле, в Русской Церкви. Это самый значимый момент после двух веков отсутствия патриаршества в Русской Церкви. Упраздняется монархия, и симфония вдруг исчезает. Один трон опустошается — другой трон восстанавливается. Но в Церкви они стоят один около другого. Этот момент стал и для нас сегодня обликом, принципом патриаршества.

От этого в эмиграции с православием было связано понятие верноподданности, поэтому те, кто остался в Русской Православной Церкви Зарубежом остались русскими.

Постепенно стали возникать мероприятия, открыто исходящие от центральной власти или поощряющиеся ей, которые неопровержимо свидетельствовали о том, что Церковь в глазах большевиков была явлением не только чуждым, но и враждебным, заслуживающим озлобленного преследования. С недоумением, смешанным с ужасом, Россия видела, как государство, которое искони было опорой Церкви, демонстративно, грубо, издевательски и беспощадно стало отрывать себя от нее, отбрасывать ее и духовенство, лишая его помощи, обрекая храмы на закрытие, упраздняя Закон Божий в школах, упраздняя церковный брак. Новые, пока еще разрозненные декреты, достаточно наглядно раскрывали истинную сущность новой власти. В государстве начиналась крупномасштабная агитационная борьба с Церковью, открытая и неистовствовавшая. Сбросив чужими руками царя, советская власть ставила прямую задачу сбросить своими руками Бога.

За рубежом многие наши отцы и деды напоминали, что, эмигранты собирались в день непримиримости (7 ноября) на молебны и панихиды. Людям было радостно находиться вместе, можно сказать, посчитать, кто еще в их рядах, и провозгласить, что Россия жива. Митрополит Анастасий в этот день после службы часто говорил с амвона: «Нечего торжествовать! Больше нам надо каяться в том, что Россию упустили. Надо чувствовать всю свою ответственность именно в этом». Его нравственный призыв был во взаимосвязи с теми словами, которые говорил Патриарх Тихон своему народу.

Во время Успенского поста Патриарх Тихон сказал такие слова: «Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее. Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других – в отчаяние? Вопросите вашу православную совесть и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос. Грех, тяготеющий над нами, скажет она вам, – вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех привел к тому, что Господь, по слову пророка, отнял у нас посох, трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца (Ис. 3, 1, 2). Грех помрачил наш народный разум, и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся, как пьяные (Иов. 12, 25). Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинною кровью, проливаемою братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою. Грех – тяжкий нераскаянный грех – вызвал сатану из бездны, изрыгающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь. О, кто даст очам нашим источники слез, чтобы оплакать все бедствия, порожденные нашими всенародными грехами и беззакониями, – помрачение славы и красоты нашего Отечества, обнищание земли, оскудение духа, разорение градов и весей, поругание храмов и святынь и все это потрясающее самоистребление великого народа, которое сделало его ужасом и позором для всего мира».

Казалось тогда, что для всех людей голос Патриарха был призывом к совести каждого. И судя по зарубежным откликам, эти слова звучали довольно часто, потому что Патриарх Тихон оставался мерилом жизни церковной.

В день его кончины, на Благовещение 1925 года, был выпущен специальный номер «Церковных ведомостей» за рубежом. Первая страница, окаймленная широким черным бантом, содержала самым крупным шрифтом заупокойные слова митрополита Антония (Храповицкого), призывающие повсеместно служить панихиды. В этом номере специально была опубликована открытка с портретом Святейшего, которую до сих пор еще можно видеть в рамках в домах у людей. Этот образ оставался на молитвенную память.

О похоронах Патриарха за рубежом сразу не знали и их не видели. В полном масштабе узнали об этом позже. Сведения доходили, но только в общей форме, хотя и был опубликованы фотографии с похорон. Встал вопрос, как будет дальше стоять Церковь в России? Единственным указанием могла быть последняя беседа Патриарха Тихона и митрополита Петра (Крутицкого), в которой Святейший Патриарх дал указание не делать никаких уступок советской власти. Для нас продолжателем дела Патриарха Тихона стал митрополит Петр, которого поминали до самой его кончины в 1937 году как первоиерарха (местоблюстителя патриаршего престола).

Сколько ни думали за рубежом о задачах, поставленных перед Русской Церковью в изгнании, думаю, главной задачей было сохранить веру для своих детей, чтобы можно было продолжать церковную жизнь, которую мы смогли сохранить трудами Патриарха Тихона.

«Почему я раньше злой был? Потому что у меня велосипеда не было», – говорит один из персонажей мультфильма «Трое из Простоквашино». И ведь не поспоришь. Злым человека делает несчастливая судьба, неудовлетворенность собой и жизнью, несбывшиеся мечты, разрушившиеся планы, неудовлетворенные потребности.

Злость тесно сопряжена с множеством эмоций: обида, зависть, ревность, тоска, грусть, раздражительность и другое. Но самым близким термином является гнев. Если злость – это эмоция, то гнев – аффективное чувство, высшее проявление злости. Думаю, что их можно считать синонимами. Тем более у злого человека вспышки гнева – не такая уж и редкость. Итог злости и гнева – агрессия. Это действие и уже совсем другая история. Но вернемся к злости.

Что такое злость

Злость – защитная реакция организма на опасность, раздражитель, ущемление границ, нарушение внутреннего равновесия. Она свойственна всем людям. Каждый из нас знаком со злостью.

Другой вопрос, когда злость становится чертой характера и пронизывает всю жизнь человека. Тогда индивид недоволен всегда и всем, мучает себя и окружающих. Такая ситуация требует избавления от хронической злости.

Злость – это гормоны. И иногда коррекции поведения недостаточно. Так, гормональный фон может всегда пребывать в дисбалансе при:

  • злоупотреблении спиртным;
  • пассивном или чрезмерно активном образе жизни;
  • нарушенном питании;
  • проблемах со здоровьем.

Для выявления и устранения этой причины стоит посетить нескольких специалистов (психиатр, эндокринолог, диетолог, нарколог). В данной статье мы предполагаем, что ваш гормональный фон находится в норме, и разбираем проблему злости с позиции психологии.

Чем опасна злость

«От злобы, что нацелена в людей, как правило, страдает сам злодей», – Фирдоуси.

  • Злость разрушает не только отношения личности с обществом, но и саму личность. Это происходит в первую очередь. Одинаково пагубное влияние оказывает как сдерживание негатива, замалчивание, так и регулярный его выплеск на окружающих.
  • Злость притягивает реальные болезни (психосоматика), разрушает семьи, дружбу, рабочие отношения.
  • В отдельных случаях злость переходит в самоагрессию и саморазрушающее поведение либо другие девиации.

Ищем причину

«Всякая злость происходит от бессилия», – Жан Жак Руссо.

  • Причина злости почти всегда одна – неудовлетворенность. Подумайте, что тревожит вас в настоящее время. Чего вы хотите, но не можете получить.
  • Второй вариант – злость маскирует страх, обиду, боль и личную неуверенность (лучшая защита – нападение).
  • Злоба – признак слабости, нестабильности, внутриличностного конфликта, психологических травм и проблем.

Даем выход эмоциям

Сразу скажу, что слово «успокойся» не действует. Особенно, когда оно произнесено на пике эмоций. Да, вы можете долго и упорно успокаиваться, давить гнев, но после что-то станет последней каплей. И вот перед нами уже не просто злой человек, а разъяренный. Итак, если вы понимаете, что эмоции накопились, то их нужно вывести. Как это сделать, не причиняя вред (моральный и физический) себе и другим?

P. S. Способы проверены лично. Их суть одна – снизить подскочивший уровень гормонов.

  1. Бейте подушку.
  2. Порвите газету.
  3. Кричите. Не на кого-то, а в пустоту бескрайнего поля, леса. Выпустите свою злость.
  4. Сжимайте и разжимайте кулаки.
  5. Отжимайтесь, бегайте, гуляйте.
  6. Глубоко вдохните и задержите дыхание.
  7. Медитируйте, занимайтесь аутотренировками, осваивайте техники саморегуляции.
  8. Рисуйте.
  9. Танцуйте.
  10. Прибирайтесь дома.
  11. Напишите свои эмоции, претензии, опишите состояние. Можете сломать ручку, карандаш (от силы нажима), но вы должны выразить на бумаге всю боль. Хорошо, если письмо будет иметь адресат. После этого сожгите лист.
  12. Рисуйте. Любые штрихи, линии. Создайте что-то абсолютно хаотичное на листе, исчеркайте его. Не контролируйте нажим. Теперь посмотрите. Это ваша злость. Вот это черное (синее) бесформенное (или оформленное) пятно – ваша злость. Это сидит в вас. Комком чего это является? Обиды? Пустоты? А чем это можно заменить, заполнить?

Сродни совету успокоиться вариант посчитать до 10. Кому-то, конечно, помогает, но чаще дает время для разгона перед вспышкой. Вот глубоко подышать – идея более эффективная. Мозг насытится кислородом, баланс гормонов быстро изменится, вы сможете трезво взглянуть на ситуацию.

«Я захлебывался от злости и ненависти. Я ненавидел не общество — абстракцию, выдуманную ничтожными социологами, — я ненавидел всю вселенную. Мне хотелось причинить ей боль в отместку за боль, причиненную мне», – А. Мердок.

Корректируем поведение

Теперь, когда «взрыв» предотвращен, можно поговорить о способах коррекции поведения, требующих больших затрат времени и сил, но и обладающих большими перспективами.

  • Научно доказано, что злость по своему влиянию так же опасна для сердечно-сосудистой системы, как холестерин. Чтобы захотеть наверняка избавиться от неуправляемой злости, положите на чашу весов все ее последствия: разлад в отношениях с близкими, проблемы на работе, ухудшение здоровья, ранняя смерть, одиночество. Теперь действуйте, не отступайте ни на шаг. Всегда вспоминайте эти риски (полезно распечатать их списком и поместить на видное место).
  • Причина злости всегда сидит в вас. Нет, это не начальник плохой, это вы не удовлетворены работой. Почему? Если начальник и правда попусту вас ругает, то смените работу. Если за дело, то повышайте мастерство и прекратите злиться на начальника (читай: себя). Вам не нравится сама деятельность? Меняйте сферу. Вы боитесь? Все боятся выходить из зоны комфорта. Оставайтесь в ней, но тогда учитесь жить со своей злостью (читай: неудовлетворенностью). Друг занялся собой, теперь на его фоне вы проигрываете? Начните и вы меняться, тогда перестанете злиться на него (читайте: на свою лень, безволие и апатию). Думаю, аналогии ясны, можно не продолжать.
  • Не замалчивайте недовольство, не бойтесь попросить. Делать это нужно в культурной форме. Для этого полезно знать особенности собеседника (привычки, характер, темперамент), уметь общаться, выражать и чувствовать эмоции.
  • В моменты накатывающих вспышек вспомните ту эмоцию или чувство, которое наступает после: разочарование, стыд, сожаление. Некоторым людям злобная разрядка приносит удовлетворение, но такие индивиды обычно не видят проблемы и не хотят меняться (этого хочет их окружение). А раз вы до сих пор читаете эту статью, то удовлетворение от злости – не ваш случай. Тогда метод воспоминания эмоций подойдет. Если вы отважный человек, то попросите родных сфотографировать вас в момент злости. Эта картина не нравится никому. Странно. С чего бы? Развесьте свои «постеры» как наглядный образец разрушающей вас альтернативной личности.
  • Представьте, сколько сил уходит на вынашивание планов о мести, запоминание обид, переживание страхов и тревог. Вам не жаль собственного потенциала, который не реализован из-за того, что вся жизнь вертится вокруг злости? Мне его жаль. То, что не можете изменить – принимайте и отпускайте. То, на что можете повлиять – меняйте. Как? Составляйте пошаговый план и не спеша, но верно идите к цели. В этом поможет ориентация на смысл вашей жизни. Он же есть у вас? Или нет? Тогда найдите!
  • Развивайте оптимизм и чувство юмора. С ним все становится проще и менее значительно.
  • Злость может быть как ответом на стресс, так и его причиной. В связи с этим подойдут любые техники по преодолению стрессовых ситуаций. Посетите популярные аттракционы-антистресс, например, битье посуды.
  • Проговаривайте или записывайте свою злость и ее причины. Это позволит по-другому взглянуть на ситуацию, принять ее и составить план действий. За злостью всегда стоит неудовлетворенная потребность. Чего вам не хватает для счастья именно сейчас?
  • Не судите по прошлому. Будьте готовы предоставить человеку новый шанс для конструктивного диалога. Людям свойственно меняться. К слову, как и внешним обстоятельствам.
  • Если кто-то действительно вредит вам, сознательно злит (а не вы это надумали), то это уже проблемы того человека. Пожалейте его, помогите, посмейтесь про себя над этим или откажитесь от взаимодействия. Не стоит разжигать скандал и указывать на проблемы и печали оппонента (особенно так же злобно).
  • Чтобы достойно реагировать на проблемы во взаимоотношениях, учитесь толерантности (терпимости), уважению и самоуважению. Изучайте психологию, особенности личностей. Повышайте коммуникативные навыки. Вы знали, что некоторые люди в силу своих врожденных особенностей не могут принимать решение и качественно выполнять работу в сжатые сроки? Нет? А так бывает. Как неловко получилось: вы злились на человека за безответственность и медлительность, еще и оскорбили. А ответ кроется в процессах торможения и возбуждения в психике оппонента. Чем лучше вы будете понимать людей, тем реальнее будут ваши ожидания и требования к ним. Нередко злость рождается как раз на почве наших же неадекватных ожиданий или требований.
  • Себя мы познаем через взаимоотношения. Чем лучше знаете других – тем лучше знаете себя. За самопознанием идет самоконтроль.
  • Ту же злость, что испытываете сейчас, направьте не на агрессию и обиды, а на действия. Заявите о себе (но в социально приемлемой форме), своих интересах, потребностях и желаниях. Позвольте злости сыграть ту функцию, которая и является первичной – конкуренция, выживание, продвижение.
  • Не подавляйте злость, иначе потеряете себя, станете никем (ни чувств, ни желаний, ни стремлений, ни интересов, только болезни).
  • Не пытайтесь избавиться от злости, учитесь ее выражать. Иногда достаточно произнести «Я злюсь», «Меня злит…», «Пожалуйста, не делай так». Разговаривать всегда полезно.

Таким образом, избавление от злости предполагает избавление от ее основ или того, что она скрывает. Обиды – простить, пустоту – заполнить (хобби, любовь, друзья, общение), одиночество (непонимание) – устранить, потребности – удовлетворить, смысл жизни – найти, физическую боль (болезнь) – излечить.

Есть ли у злости плюсы?

Да! И я предлагаю вам иначе посмотреть на ситуацию. Перестаньте воспринимать злость как врага. Да, вы хотите от нее избавиться, но только ли вред она приносит? Рассмотрите в ней советчика. Она подсказывает вам больные места, пустоты души, актуальные потребности, нежелательные черты характера, вредные привычки.

Всегда спрашивайте себя: почему я злюсь? После ответа задайте второй вопрос: я могу это изменить? Как я могу это изменить?

В конечном счете сводится все к одной рекомендации: развивайтесь и меняйте свою жизнь, планируйте ее, будьте хозяином собственной судьбы. Вы удивитесь, насколько счастливо можно жить, если:

  • делать то, что хочется (это не эгоизм);
  • общаться с теми, с кем хочется;
  • менять или исключать то, что не устраивает;
  • отказаться от стереотипов и попыток оправдать чужие ожидания.

Хроническая злость – черта несчастных людей. Чтобы от нее избавиться, нужно стать счастливым. Но при этом важно помнить, что злость – естественна, когда проявляется в ответ на ситуации, угрожающие жизни, здоровью, семье. Она позволяет нам расти, двигаться вперед, адаптироваться и выживать.

«Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому», – Аристотель.

Посмотрите видео и узнайте, как ежедневно люди приносят в мир кусочки добра.

Гневливые люди — Психолог

В древности гнев как эмоция был очень значим для человека. Его биологическая функция – помочь человеку выжить, ведь он гневается и агрессирует именно тогда, когда его жизни кто-то или что-то угрожает. Мощная энергия аккумулируется в верхней части спины, в руках, шее, челюсти. Человек готов напасть и нанести удар, защищая себя, он может ощущать будто волосы на его голове встают дыбом. В гневе он не чувствует страха и боли, может мобилизоваться настолько, что совершённые им физические действия в дальнейшем спокойном состоянии, покажутся невероятными.

Гнев – эмоция хищника. Человек эволюционировал, реальные угрозы его жизни встречаются значительно реже, чем в древности, а вот гнев, хоть и является атавизмом, но остаётся часто преобладающей эмоцией в жизни некоторых людей.
Итак, гневливые люди, кто они? Это люди, у которых слабый самоконтроль и которые не могут адекватно воспринимать свои собственные эмоции. Роль эмоций колоссальна. Они всегда сообщают о том, что что-то в нашей жизни не так. Но важно их правильно проанализировать и понять: в чём причина того, что человеку так тяжело? Эмоции – повод для самоанализа, а не для действий под эмоциями. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Люди, которые слишком часто реагируют гневом на других людей и обстоятельства, постоянно вредят и своим отношениям, и карьере. Поэтому некоторые, испытывая эту эмоцию, не дают себе права её выражать даже социально приемлемыми способами. И тогда возникновение психосоматических заболеваний или сильных мышечных зажимов неизбежно.
Гневливые люди очень часто глубоко сожалеют о содеянных поступках под воздействием своих эмоций и испытывают чувство вины, за то, что потеряли самоконтроль. Тем не менее, в следующий раз всё повторяется снова и снова.
Гнев, будучи частой отрицательной эмоцией человека – самый большой уничтожитель его личности, разрушитель внутреннего стержня, позитивной энергетики. В ряде случаев человек изливает свой гнев на истинного виновника своих несчастий, как ему кажется, в ряде случаев выражает гнев символически – не имея возможности набить морду тому, кто это заслужил, бьёт ребёнка или слабую женщина, в других вариантах человек направляет гнев на себя – самоистязает себя, испытывает вину или наносит себе увечья, причиняет любой вред, даже психологическое аутонасилие.
Спокойствие, уравновешенность дают личности жизненную силу, а гнев забирает её, делает личность слабой и, в конечном итоге, беспомощной в духовном плане.

ПРИЧИНЫ ГНЕВЛИВОСТИ

ПРИЧИНА 1: ГНЕВ ИЗ УДОВОЛЬСТВИЯ.
Некоторые пары не могут без ссор и конфликтов, которые они испытывают часто абсолютно на пустом месте. После очередного обмена гневом они удивительным образом сближаются ещё больше, испытывают особое удовольствие от секса друг с другом. Дело в том, что есть люди, которым нравиться радоваться, а есть люди, которым нравиться гневаться. От этого они испытывают особое удовольствие. Пока не известно, вариант ли — это нормы или патология. Мужчина с женщиной могут бить друг друга, поносить последними словами, а после эмоционального выплеска всё больше и больше друг с другом сближаться. Такой брачный союз может быть на удивление крепким. Однако есть одно «но»: ссоры, гневные выплески не разрешают конфликтных ситуаций, проблемы накапливаются. Ворох нерешённых жизненных задач рано или поздно приведёт к тому, что такая пара распадётся, и общая адреналинозависимость отношения уже не спасёт.
ПРИЧИНА 2: НАПРЯЖЕНИЯ И СТРЕССЫ.
Сильное нервно-психическое напряжение с последующим истощением в результате постоянного столкновения с препятствиями на пути к желаемой цели. В подобной ситуации гнев будет накапливаться в человеке при невозможности разрядиться на реальных людей, которые мешают достичь значимого результата. В конце концов произойдёт нервно-психический срыв с выплесками гнева. Возможен другой вариант: человек будет изливать свой гнев символически, то есть не на тот объект, который его вызвал, а на тот, на который удаётся обрушиться гневом, как правило под руку попадают дети или работники сферы обслуживания.
ПРИЧИНА 3: ВОСПРИЯТИЕ БЕЗНРАВСТВЕННОГО.
Гневаться можно при наблюдении за человеком, который делает что-то противоречащее Вашим ценностям и убеждениям. Например, мужчина зверски бьёт женщину, а для Вас это неприемлемо.
ПРИЧИНА 4: РЕАКЦИЯ НА ПРЕДАТЕЛЬСТВО.
Гнев возможен как реакция на предательство очень близкого человека или его действия, разрушающие ваши отношения. Ваши гневные выпады будут парадоксальным образом направлены на возрождение любовного или дружеского союза. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Человек очень редко испытывает гнев к тому, кто для него ничего не значит, неприятных людей он просто старается избегать. Самый сильный гнев направлен на значимых людей с неосознаваемой целью восстановить потерянные хорошие отношения, с огромным упрёком, что тот рассеял надежды, разрушил представления о желаемых идеальных отношениях. Результат конечно же противоположный – отношения разрушаются. Гнев –уничтожающая сила как личности человека, так и его отношений с детьми, с супругой (ом), родителями.

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМ ГНЕВОМ

Лучшие друзья гневливого человека – это природа, спорт и искусство. Спорт – прекрасный способ разрядить накопившееся напряжение, особенно плавание, бокс, езда на велосипеде. Природа, её созерцание прекрасно помогает расслабиться, снять стресс, успокоиться. Искусство, будь это поход на выставку или в музей или арттерапия гармонизирует эмоции, приводит в порядок мысли.
1.Разобраться с причинами гнева.
Важно осознать причины своего гнева. Для этого заведите тетрадку-дневник собственных гневных реакций. Страницы разлинуйте на следующие колонки: причина вспышки, повод для гнева, как справился. После каждого приступа гнева заполняйте эти колонки. Так Вы сможете осознать основную причину своего внутриличностного или межличностного конфликта и работать уже с ней. Удастся справиться – не будет и гнева. Кроме того, ведение такого дневника – самый лучший способ воспитать в себе самоконтроль. Единственное правило: такой дневник нужно вести именно регулярно после каждой вспышки гнева и тщательно анализировать.

2. Важно научиться гнев контролировать.
Осознайте свою гневливость и поставьте перед собой задачу выплёскивать гнев в социально приемлемых формах. В тот момент, когда Вас захватывает гнев, прекратите разговор. Если очень злы, то можете сказать «Наш разговор ещё не закончен», либо молча уйти, не ставя точку в диалоге. Вы можете обхватить себя руками, в буквальном смысле слова «Держа себя в руках», стиснуть зубы и «расти ногами в пол» как дерево. Далее гнев обязательно нужно выплеснуть в социально допустимой форме. Воспитанию в себе самоконтроля прекрасно помогает иппотерапия с психологом.
3. Выплёскивать в приемлемой форме. Подавляемый гнев имеет свойство накапливаться, потом человек взрывается как котёл, либо выплёскивает его в самых неподходящих местах и на людей, которые ни в чём неповинны. Если Вы чувствуете, что скоро взорвётесь как котёл – значит настало время для выплеска своих эмоций. Для этого подойдут НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ предметы: груша для битья или подушки, можно выбежать на улицу и пройтись быстрым шагом, кричать, рвать бумагу. Лоуэн предлагает бить ракеткой для тенниса или пинг-понга по старой мебели, при этом оговаривает, что мужчинам можно проделывать эту процедуру голыми руками, а женщинам лучше всё делать, пользуясь ракеткой – это придаст им ощущение собственной силы. При этом хорошо орать «Я тебя убью!», «О, как я зол!». Существует ещё один хороший способ для выплеска гнева: смять газеты, скрепить их скотчем, так, чтобы получилось туловище человека, потом разрывать это чучело, можно пользоваться словами и кричать, делать до состояния изнеможения. Такую конструкцию разрывать очень сложно, физические усилия под эмоциями гнева полностью его нейтрализуют.
4. Восстановление. После эмоционального опорожнения необходима релаксация. Сделайте дыхательное упражнение: на раз – глубокий вдох носом, на 2,3,4 – медленный выдох ртом. Так 10 раз. Принять прохладный или контрастный душ.
Лягте на твёрдую поверхность, на 10 счетов сильно напрягите лоб, щёки, подбородок, потом резко расслабьте приблизительно на 30 секунд, далее делайте всё тоже, только подключите шею и плечи, далее всё тоже на 10 счетов, только подключите руки и грудь, потом резко расслабьте приблизительно на 30 секунд, далее резко напрягите верхнюю часть тела и таз на 10 счетов, потом резко расслабьте, потом резко напрягите всё тело на 10 счетов и резко расслабьтесь и полежите сколько хотите. В этом упражнении очень важно, что когда Вы напрягаете мышцы, то это нужно делать по нарастающей до предела и не сбавлять в процессе напряжение. Не расслабиться после такого упражнения невозможно.
5. Гасить друг друга. В семейных конфликтах с регулярными вспышками гнева, супругам необходимо договориться гасить гнев друг друга, а именно заключить договор, если один вспылил, то другой ни в коем случае должен не отвечать гневом на гнев, а приложить максимум усилий, чтобы успокоить партнёра, и наоборот. Все спорные вопросы улаживать в спокойном состоянии, ни в коем случае не в гневе или в эмоциях. Помните, что самое большое количество преступлений на бытовой почве совершается в состоянии ярости и гнева. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

6. Ода Арттерапии. Взрослые люди, особенно мужчины, часто совершенно незаслуженно относятся к арттерапии как к какому-то несерьёзному методу, подходящему только для детей или впечатлительных барышень. На самом деле, краски разного состава и цветов, глина, песок – это лучшие средства для того, чтобы проработать свои эмоции, в том числе и гнев. Ведь эмоции часто очень сложно осознать, они уходят в бессознательное, человек становится не способен рационально объяснить своё поведение, мотивы своих поступков, о которых он в последствии так сильно раскаивается. Арттерапия – идеальный метод работы с эмоциями для людей любого возраста и пола, она помогает вынести их на поверхность, выплеснуть и проанализировать, дойти до истинной причины своих несдержанных реакций.
7. Творить добро. Не нужно забывать, что гнев, если не синоним понятию зло, то по крайней мере он очень близок к нему. Старайтесь воспитывать в себе сердобольность. Вместо того, чтобы сокрушаться проклятиями, простите обидчиков. Оказывайте помощь нуждающимся людям, сострадайте. Добро и зло – антогонисты, также как сострадание и гнев. Тем, кто причиняет Вам зло лучше не наказывать, а избегать и не подпускать к себе. Охраняйте свои психологические границы.
Гневливый человек – трудный для общения и ему самому тяжело по жизни. Важно осознать свой гнев как проблему, адаптироваться к жизненным ситуациям так, чтобы решать проблемы не гневными выплесками, а реальными конструктивными действиями.

Хорошо будет, если Вы обратитесь за помощью к психологу. Я работаю с гневом и агрессией. Помогаю отреагировать эти негативные эмоции и обучаю методам саморегуляции и самоконтроля, вместе с клиентом анализирую глубинные причины появления гневливости. Записаться на консультацию в приёмной психолога, у Вас на дому, по скайпу , по телефону, можно

Храмченко Надежда
11.11.2014

Гнев

Гнев человека — это негативный эмоциональный всплеск, являющийся предвестником проявления агрессии. Он способен в буквальном смысле распирать человека изнутри. Для сильного гнева зачастую характерны негативные эмоции с потоком разрушительной энергии, отмечающиеся отключением способностей к анализу действий. Внезапное проявление такого поведения у индивида вызывает недоумение у окружающих его людей, а также беспокойство у самого человека.

Гнев — это эмоция, зачастую имеющая агрессивный характер, направленная по отношению к чему-то или кому-то с целью уничтожения, подавления, подчинения (чаще неодушевленных предметов). Зачастую реакция этой отрицательной эмоции имеет непродолжительный характер. Во время эмоционального всплеска у человека мышцы лица напрягаются; тело становится, словно натянутая струна; зубы и кулаки сжаты, лицо начинает гореть; появляется ощущение, будто что-то внутри «закипает», при этом контроль над разумом отсутствует.

Причины гнева

Гнев — это основная человеческая эмоция, которая изначально была необходима для того, чтобы индивидуум мог выживать. Однако в связи с развитием общества, потребность в выражении своих негативных эмоций постепенно снизилась, а избавиться от гнева полностью человечеству так и не удалось. К сожалению, в современном мире люди все также продолжают создавать себе искусственно неприятности, которые побуждают их к выражению такого рода недовольства.

Причиной сильного гнева зачастую выступает агрессия, которая накапливается по различным обстоятельствам. К этой негативной эмоции нередко может привести даже элементарная мелочь, или страх, который тоже может выступать причиной данной эмоции.

Гнев относят к состоянию как физиологическому, так и психологическому. В принципе, его проявление относят к нормальной реакции психики индивида на внешний раздражитель. Он сопровождается учащением пульса, бледностью или покраснением кожных покровов по причине выработки организмом огромного количества энергии, которую требуется куда-то девать.

Нет таких людей, которые никогда не испытывают отрицательных эмоций и пребывают всегда в уравновешенном состоянии. Из равновесия может вывести что угодно: пробки на дорогах, несправедливый начальник, детские шалости, плохая погода и т.д.

Гнев и злость зачастую проходят без серьезных разрушительных последствий для индивида и его окружения, а вот если во время неожиданных приступов гнева человек причиняет страдания или боль своему окружению, то это говорит уже о не умении контролировать свои эмоциональные всплески и проявлении агрессии.

Одной из основных причин гнева выступает фрустрация, которая вызывается помехами и многочисленными препятствиями, мешающими человеку продвигаться к цели. Препятствием, вызывающим фрустрацию, может быть, как другой индивид, так и внешние обстоятельства.

В порыве гнева зачастую действия индивида направлены на удаление препятствия посредством вербальной или физической атаки. Также причиной данного поведения человека может выступать явная физическая угроза для него.

Следующей причиной гнева способны являться чьи–то заявления или действия, заставляющие человека ощутить на себе моральное воздействие.

Отказ, оскорбление, демонстрация неуважения к чувствам – все это способно вызвать у индивида негодование и отрицательную эмоцию. При этом, чем сильнее душевная привязанность к человеку, наносящему моральный дискомфорт, тем болезненнее переживания и ярче гнев от таких действий.

Гнев человека будет наиболее сильным, если его довести до нервного истощения.

Управление гневом

Отрицательная эмоция возникает при таком развитии ситуации, когда что-то не устраивает человека и появляется ощущение, что с этим можно справиться.

Гнев растет до определенного момента, после чего происходит либо спад до успокоения, либо же резкий скачок вверх, проявляющийся в виде приступов ярости. Существует такое устойчивое выражение – «задохнулся от гнева». Для данного состояния характерно сдавливание нервов, нехватка дыхания. Негативные эмоциональные всплески во время данного состояния всегда отмечаются желанием физической активности: крушить, драться, бежать, прыгать, сжимать руки в кулаки, ломать. В момент сильного гнева у человека распирающая волна негодования, вызванная эмоциональным всплеском недовольства, поднимается от таза вверх, достигая при этом груди. Для такого состояния будет характерен осипший, сдавленный голос, ощущение сжатия в области груди, откашливание.

К возникновению мгновенного гнева, который неподвластен контролю человека, люди относятся естественно и не предосудительно, а вот действия, которые совершаются под влиянием этой эмоции, уже осуждаются.

Управлять гневом в моменты агрессии бывает практически невозможно, поскольку человек находясь в состоянии аффекта, часто не понимает, что творит. В это время будет лучше, если рядом с таким индивидом никого не будет, поскольку человек в агрессии с затуманенным разумом представляет опасность и может навредить и даже покалечить окружающих его людей.

Гнев и агрессия, зачастую долго не длятся и имеют непродолжительный характер. Индивид в таком состоянии быстро «вскипает» и также быстро «угасает».

Считается, что если эмоция гнева вызывается чувством справедливости в момент совершающегося преступного действия, то это похвально. В остальных же случаях отрицательная эмоция осуждается и людям рекомендуется быть более сдержанными и проявлять долготерпение.

Существуют интересные факты о данной эмоции. Мужской гнев воспринимается, как проявление силы, а к женскому подобному поведению относятся, как иррациональности и слабости.

Гнев и ярость, относят к самым опасным эмоциональным всплескам. Когда человек испытывает эти эмоции, то часто умышленно причиняет вред другим людям, теряя нередко над собой контроль, поэтому умелое управление гневом и яростью должно стать первостепенной задачей индивидов при возникновении негативных эмоций.

Взрослых личностей зачастую характеризуют по тому, как они способны справляться со своим негодованием и дают им такие определения: горячий, сдержанный, взрывной, хладнокровный, вспыльчивый.

Проявления гнева отмечаются специфическими выражениями мимики:

  • обнаженные зубы, открытый рот в высоту на вдохе;
  • сведенные, опущенные брови;
  • расширенные глаза и сфокусированное внимание на объекте агрессии;
  • горизонтальные складки на переносице;
  • расширение крыльев носа.

Как справиться с гневом

Чтобы научиться справляться с гневом, следует понять причину его возникновения и освоить эффективные техники по снятию агрессивного поведения.

Гнев — это не самая лучшая эмоция человека, у которой всегда есть предвестник. Существует несколько способов, как можно обезопасить себя от внезапных вспышек эмоциональных всплесков, чтобы не навредить окружающим. Человек должен научиться слушать себя и чувствовать те моменты, когда необходимо избегать внезапных вспышек отрицательной эмоции. Это может быть плохое самочувствие, депрессивное настроение, раздражительность. Например, индивид, разговаривая с человеком, чувствует, как внутри него все начинает бурлить. Это означает приближение гнева, а именно нарушение психологического равновесия, поэтому сразу требуется оценить истинную причину этой эмоции. Далее для максимального успокоения нужно ненадолго закрыть глаза, пытаясь абстрагироваться от внешнего мира и начать контролировать свое дыхание, сделав глубокий, а затем медленный вдох.

Как справиться с гневом? Существует мнение, что человеку сдерживать в себе негативные эмоции вредно и лучше от них избавляться. На самом деле — это не так. Ученые доказали следующий факт: срыв негативных эмоций на ближайшем окружении — это сродни наркотику и агрессору они доставляют огромное удовольствие. Частые срывы индивида на близком окружении вызывают у него желание осуществлять это с определенной частотой. Со временем индивид уже и сам не способен замечать, что несознательно создает такие ситуации, при которых он впадает в гнев. Замечая такую особенность, обычные люди, начинают избегать скандального человека, а он в свою очередь находит таких же неуравновешенных и обожающих подобные вспышки.

Итак, как сдерживать гнев? Во время приближения негативных эмоций, можно подойти к зеркалу и посмотреть, какие именно мышцы напрягаются. В состоянии спокойствия необходимо научиться управлять лицевыми мышцами: напрягать и расслаблять их. При возникновении очередной вспышки отрицательной эмоции следует расслабить лицевые мышцы.

Как избавиться от гнева? Приступы гнева рекомендуется устранять переключением внимания на что-нибудь приятное или отвлекающее. Необходимо мысленно перенестись в те места, где можно восполниться позитивной энергией, а неприятные разговоры сразу перевести на нейтральные темы.

Если индивид будет идти на поводу своих эмоций и не станет бороться с эмоциональными всплесками, то в будущем существует риск развития острых заболеваний сердечно — сосудистой системы. Над этим следует задуматься, поскольку ученые обнаружили прямую связь возникновения инсульта и инфаркта миокарда после перенесенного эмоционального всплеска в течение 48 часов у людей, имеющих острую коронарную окклюзию (закупорку сердечных артерий).

Ученые в один голос предупреждают людей, что негативные эмоции вредят здоровью гораздо сильнее, чем алкоголь или табак, поскольку неумение управлять своими эмоциями увеличивает риск ранней смертности на 60%.

Причина кроется в том, что периодически артерии подвержены атакам гормонов стресса и испытывают патологические изменения, которые приводят к серьезным заболеваниям. Чтобы избежать возможных необратимых последствий, специалисты рекомендуют следить тщательно за своей нервной системой и при необходимости обращаться срочно за помощью к врачам.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»