Горненский женский монастырь

Содержание

Как попасть в женский монастырь без принятия монашества

Рубрика: Церковный этикет

Зачем жить в монастыре

Современная жизнь полна ежедневной суеты и тревоги о завтрашнем дне. Иногда хочется побыть наедине с собой и Богом, выпасть из привычного ритма жизни. Для этого многие православные христианки узнают, как попасть в женский монастырь. И затем уезжают потрудиться во славу Божию в различные обители.

Срок пребывания в монастыре зависит от духовных и физических сил желающего потрудиться. И, разумеется, от наличия свободного времени. Желающие получить неоценимый духовный опыт могут приехать на определенный срок по договоренности с руководством монастыря.

Если есть стремление совсем покинуть мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу, то пребывание в монастыре может растянуться на неопределенный срок. На это требуется благословение начальствующих обители. За эти дни можно проверить себя, насколько сильно послушание и смирение. Ведь жить нужно будет строго по уставу. Любые действия совершать с разрешения наставников и добросовестно трудиться на пользу своей души и благо обители.

Одно из послушаний монастырских трудниц

Как попасть в женский монастырь?

Как попасть в женский монастырь, жить и трудиться среди монахинь, не принимая монашеский постриг? Поработать во славу Божию в монастыре можно с 18 лет. Допускается трудничество с 12-14 лет, но только вместе с родителями. Перед планированием поездки в обитель нужно посоветоваться с духовным наставником или знакомым священником. Трудничество – это не просто отдых от мирской суеты, но душеполезное занятие для православных христиан любого возраста.

После получения благословения нужно связаться с выбранным монастырем любыми доступными способами. Необходимо уточнить, на какой срок и в какие дни можно приехать пожить и потрудиться. Некоторые монастыри всем необходимым обеспечивают на месте. В других случаях нужно рассчитывать на самообеспечение, поэтому лучше уточнять заранее что брать с собой. Как правило, это рабочая одежда и обычная одежда для посещения богослужений. Из документов — паспорт или документ удостоверяющий личность. Деньги на проезд в оба конца маршрута, удобная обувь по сезону, медикаменты.

Во время пребывания в монастыре нужно строго соблюдать установленный устав и распорядок. По рассказам опытных трудниц, в монастыре упорядоченная, размеренная жизнь. Такой режим помогает прийти в себя, переосмыслить многое, найти ответы на вопросы о духовной жизни. Не нужно думать, что делать дальше, что будет завтра. Все решено и нужно только выполнять свои послушания, работу, которую тебе назначат в монастыре. А в свободное от труда и богослужения время читать духовную литературу и обращаться к Богу в молитвах.

Чем занимаются в женском монастыре?

Как живут в женском монастыре, можно узнать и без принятия монашества. Достаточно найти несколько свободных дней и иметь твердое намерение потрудиться во славу Божию. Так можно на деле узнать какова жизнь монахинь в монастыре.

Распорядок в разных обителях свой, но есть общая черта – это посещение уставных богослужений, добросовестный труд и молитва. Еще одно присуще всем женским монастырям – искреннее участие, помощь во всем и доброжелательность насельниц.

В больших монастырях есть свои усадьбы, скот, иногда небольшое производство продуктов для собственных нужд. Поэтому чем больше обитель, тем больше разнообразного труда предлагается всем желающим. Послушания распределяются по силам, согласно возрасту трудников.

К примеру, в Свято-Боголюбском женском монастыре Владимирской области над каждой группой добровольцев назначается старшая сестра из насельниц. Именно к ней нужно обращаться по всем вопросам касающимся послушания и пребывания в обители. У монахинь есть традиция за совместным трудом вслух по очереди распевать или читать псалмы. В Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре, близ села Махра Владимирской области, за трапезой читаются жития святых или отрывки из духовных книг. Это распространенная в разных обителях практика.

Любой труд в монастыре почетен

В зависимости от монастыря трудницы распределяются на различные послушания. Это может быть уборка храма и территории, помощь на кухне, в огороде, уход за скотом и птицей и прочие несложные, но важные для хозяйства дела.

Еще преподобный Серафим Саровский говорил:

«нет паче послушания, как послушание Церкви! И если токмо тряпочкою притереть пол в доме Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога… И где же возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в Ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует» (Монастырский Вестник, статья «Потрудиться всегда пригодится»).

Одна из трудниц Свято-Введенской Толгской обители рассказывает, что в монастыре как нигде чувствуешь себя нужной. Именно там понимаешь важность своего участия в общем деле во славу Божию. Стоит только задуматься над каким-то вопросом, как сразу Господь через сестер или книгу дает ответ. В мирской жизни много суеты, в которой мы порой не слышим и не видим спасительных весточек. Зато в размеренной монастырской жизни все становится яснее, душа становится восприимчивее к Богу и обретает умиротворение.

Сейчас многие монастыри готовы принять трудящихся во славу Божию в свои стены. Нужно только изъявить желание, помолиться Господу и посоветоваться со священником.

Жизнь в глухом монастыре, куда редко доезжают туристы и паломники

Активные темы

  • В этом мире так много интересного (43)

    мандалор Инкубатор 17:25

  • 22 фото о скоротечности времени, от которых одновременно и груст… (72)

    nureddin Картинки 17:25

  • 2,5 миллиона подписей «Против»? Не, не слышали! (69)

    SturgeonRU События 17:25

  • В Кремле затруднились разъяснить поправки Путина о Боге (136)

    kutep События 17:25

  • Судьба телохранителя императрицы (104)

    shchur Картинки 17:25

  • О годности к Семье. (1346)

    flashy Инкубатор 17:25

  • Навальный заявил о блокировке банковских счетов у членов его сем… (68)

    DeadOtmoroz Инкубатор 17:25

  • Путин: Мы что, хотим, чтобы у нас на улицах жгли машины? (325)

    va3610 События 17:24

  • Стоимость услуг ЖКХ пересмотрят из-за теплой зимы (39)

    Пастушонок Инкубатор 17:24

  • Стрельба в метро. Четверо в берцах ехали по красной линии и что-… (141)

    neon81 Видео 17:24

  • NASA показало, что видел экипаж «Аполлона 13» при полёте на Луну (317)

    Человечина Видео 17:24

  • Немного картинок для настроения 03.03.20 (55)

    ТеньВетра Картинки 17:24

  • Что значит поза, в которой спит твоя кошка (93)

    tschitscha Зверье 17:24

  • Пятьдесят оттенков камуфлированного ( Страна деревянных камней) (8)

    NeoFM Инкубатор 17:24

  • Котовторник 03.03.2020 (143)

    roman400022 Зверье 17:24

Горненский женский монастырь в Иерусалиме (Эйн-Карем)

Горненский женский монастырь в Иерусалиме расположен в районе Эйн-Карем — сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи, о будущем рождении от Нее Спасителя (Лк. 1: 39-45). В центре селения Эйн-Карем Пресвятая Богородица брала воду из источника, который источает воду и по сей день.

В 1871 г. архимандрит Антонин купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. Первый каменный храм обители был освящен 30 марта 1883 г. в честь встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. Статус монастыря община получила Определением Святейшего Правительствующего Синода за № 2699 от 24 июля 1898 года.

ЧАСЫ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ МОНАСТЫРЯ:
ежедневно с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Почтовый адрес: Russian Orthodox Gorny Convent, P.O.B. 1699, Jerusalem, 9100902. Israel

Так как многие люди, разыскивая информацию о Горненском монастыре и находя в интернете этот блог, задают мне в соцсетях часто похожие вопросы, я решила объединить всё, ЧТО ЗНАЮ ЛИЧНО Я ПО СВОЕМУ ОПЫТУ об этом, всю информацию в одну запись в этом блоге.
ВНИМАНИЕ! ЭТО НЕ ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ МОНАСТЫРЯ.
Ввиду некоторых вопросов, поступающих мне, также вынуждена подчеркнуть, что я не являюсь официальным представителем монастыря и не помогаю организовывать трудничество в монастыре
Я здесь рассказываю лишь о своем опыте послушания в монастыре на момент 2012-13 годов, и любая информация из этого блога является личной и даже субъективной.
Учитывайте. Информация могла существенно измениться за прошедшее время!! На дворе 2020-й год. Обязательно связывайтесь с Русской Духовной миссией в Иерусалиме и узнавайте возможности послушания в частном порядке.
Если после прочтения этой записи все-таки останутся личные не освещенные здесь вопросы, спрашивайте в чате в контакте, ссылка на мою страничку есть в верхней записи.
1. КАК ПОПАСТЬ ТРУДНИКОМ/ТРУДНИЦЕЙ В ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ
Скажу сразу — для меня все было проще. Я проходила упрощенную процедуру.
Трудницей принимают или НЕ принимают в зависимости от наличия или отсутствия свободных мест и нужды Русской Духовной Миссии. Узнавать эту и любую информацию о возможности потрудиться необходимо в монастыре или в Русской Духовной Миссии.
В обычном большинстве случаев это делается согласно информации с сайта Русской Духовной Миссии в Иерусалиме:
«Волонтерам, имеющим желание потрудиться в Святой земле в храмах Русской духовной миссии и в Горненском женском монастыре, следует прислать по электронной почте на адрес Канцелярии РДМ [email protected] следующие документы:
1. Прошение на имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (отсканированное прошение с личной подписью, образец на сайте)
2. Автобиографию (в формате Word);
3. Анкету, скачать с нашего сайта, заполнить и прислать в формате Word;
4. Рекомендацию духовника на имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (отсканированную рекомендацию на бланке храма с печатью храма и подписью священника);
5. Отсканированный разворот заграничного паспорта с фотографией
ВНИМАНИЕ!
Волонтеры на участки Русской Духовной Миссии в Святой Земле, в Горненский женский монастырь
принимаются сроком не менее, чем на 3 месяца.
До покупки авиабилетов необходимо согласовать дату вашего приезда с Канцелярией Русской Духовной Миссии!
На весь период вашего пребывания в Святой Земле необходимо оформить туристическую медицинскую страховку.»

Поехать потрудиться могут также мужчины, работа для них есть.

2. НА КАКОЙ СРОК МОЖНО ПРИЕХАТЬ ПОТРУДИТЬСЯ
Согласно информации на сайте Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, трудников принимают на срок 3 месяца. Про другие сроки информации у меня нет.
3. ЧТО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ МОНАСТЫРЬ
Монастырь берет на себя оформление приглашения, которое вы показываете пограничникам в Израиле.
Также на момент 2013го года монастырь предоставлял трудницам проживание в комнатах по 3-5 человек в небольших домиках и питание.
В домиках есть все удобства, душ, туалет, горячая вода, общая стиральная машина, утюг, дежурства по уборке жилья несут трудницы по-очереди.
Монастырь старается организовывать своим трудникам автобусные выезды с гидом на паломничество (2-3 поездки), чтобы трудящиеся могли по разочку посетить святые места Палестины (Вифлеем, пустынные монастыри, Галилею, Иерихон, Хеврон).
4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПОСЛУШАНИЯ
Для женщин основные послушания в монастыре на момент 2013го года:
— трапезная (подача и накрытие столов, мойка посуды, общая уборка — посменно) — самое напряженное послушение из-за постоянно большого потока паломников.
— кухня (заготовки, помощь сестре-повару, кладовая, мойка баков)
— хозяйственные послушания по территории (уборка, подметание, цветники, полив, сжигание мусора и т.п.)
— сезонно — сбор оливок
— уборка и содержание паломнических гостиниц (их на территории пять)
— прачечная
— профессиональных певчих могут взять и на клирос, но нужно иметь ввиду собственные гласы монастыря (не московские) и высокий уровень хора
— 1-2 раза за срок обязательное для всех ночное дежурство в храме с чтением двух кафизм псалтири и синодиков
Для мужчин послушания особо не знаю, но по наблюдениям — это вся хоз. тяжелая работа, которую не могут выполнить сестры.
5. РАСПОРЯДОК ДНЯ И ВЫХОДНЫЕ
Обычно бывал 1 выходной в неделю (не всегда, не обязательно попадал на воскресенье), если получить благословение, то можно было в этот день выходить из монастыря по своим делам и для посещения святынь Иерусалима (30 минут дороги до города). В остальные рабочие дни выход из монастыря не благословляется, как правило, да и просто времени нет. Вы все-таки едете на послушания, а не гулять.
Распорядок дня сильно зависит от вида послушания.
Например, в трапезной послушания начинаются рано — около 6 утра.
Общий завтрак начинается всегда сразу после утренней литургии, время поэтому плавает, но ориентировочно это 8-30 — 9-00 утра.
На обед приглашаются около 12-30 — 13-00.
Конец послушаний перед ужином (около 18-30 — 19-00), в трапезной на обслуживании, конечно, заканчивают позже, да и паломники иногда приезжают поздно на ужин.
Так что распорядок очень условный и для всех послушаний немного разный.
6. ДЕНЬГИ
В Израиле и в монастыре в ходу доллары и местные шекели.
Про то, сколько брать с собой денег, сказать совершенно ничего нельзя, так как у всех траты разные. Однако, совершенно точно в течение рабочей недели в монастыре тратить деньги не на что, кроме записок и свечек.
Основные траты приходятся на свой выходной, если выезжать в город, и на дни экскурсий (2-3). Но тут опять же все индивидуально, кто сколько захочет потратить.

7. МЕДИКАМЕНТЫ и МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА
Медицинскую страховку монастырь НЕ оформляет.
Для въезда в Израиль ее нужно оформить ОБЯЗАТЕЛЬНО на весь срок и самостоятельно: обычная медицинская туристическая страховка (полис) на 3 месяца (или ваш срок пребывания) приобретается в любой страховой компании.
Как и в любой поездке, стоит рассчитывать на свои медикаменты и все вам необходимое брать с собой.
Мне ничего не пригодилось ни разу. Такие базовые вещи, как обезболивающее, кишечное или лейкопластырь, я беру с собой сама.
8. ПОГОДА или КОГДА ЛУЧШЕ ЕХАТЬ
Я была в Израиле весной, в начале лета, зимой и поздней осенью (ноябрь-декабрь). Могу с уверенностью сказать, что по погоде и ощущению лучший сезон в Израиле — это весна (конец марта, апрель, май) и осень (октябрь-ноябрь). Весна, конечно, более яркая и красивая, так как после зимних дождей все цветет и зеленеет. Погода комфортная. Также и осенью, хотя пейзаж осенью более скудный после жаркого лета.
По моему субъективному мнению, не удобны и даже тяжелы для трудничества дождливые зимние месяцы (январь, февраль), когда льет холодный дождь, и жаркое палящее лето, когда +40 на градуснике.
Если едете с декабря по март, точно пригодится дождевик и непромокаемая обувь (резиновые сапоги).
Если с мая по сентябрь, то крем от солнца и обязательно солнцезащитные очки. Но очки пригодятся в любом сезоне, на самом деле.
9. ЧТО С СОБОЙ БРАТЬ, в качестве совета
Вам точно пригодится удобная рабочая одежда минимум 2 комплекта, которую не жалко будет потом списать (для женщин длинная юбка), одежда для праздничного посещения храма, теплая куртка для ночных служб в храме Гроба Господня, пижама для сна (ночью бывает холодно), непромокаемая обувь в зимний сезон, легкая обувь для остальных сезонов, закрытая обувь для паломнических поездок.
Постельное белье предоставлял монастырь.
Такие вещи, как небольшое личное полотенце, свои средства личной гигиены, мыло и все душевые принадлежности я рекомендую всегда брать с собой свои.
Стиральный порошок и услуги стиральной машины предоставлялись в монастыре.
Форма одежды для женщин мирская, соответствующая православному монастрскому благочестивому дресс-коду, цвет черный — был не обязателен. Длинные юбки (или до щиколотки), кофты с длинным рукавом или футболки летом. Но не открытые майки. Платок на голову во всех без исключения случаях.
Для профессиональных певчих на клиросе форма одежды только черного цвета полностью.
Связаться со мной через сайт и соцсети>>>
Читать весь журнал сначала>>>

ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Горненский Казанский монастырь в Иерусалиме. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Горненский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в Эйн-Кареме в городе Иерусалиме Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата

Расположен на юго-западной окраине Иерусалима, в девяти километрах от центра города, в районе Эйн-Карем. Как и другие русские участки на Святой земле, монастырский участок известен местным жителям как «Московия». Проезд в монастырь — автобусом 19 и 27 до остановки «Больница Хадасса» Эйн Карем.

Казанский храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Зарождение обители при о. Антонине

Побуждением к образованию монастыря на этом месте — в «Нагорной стране», «Горнем граде Иудове», историческом селении Эйн-Карем — стало предание, указывающее здесь, в естественной пещере, дом праведных Захарии и Елисаветы, родителей пророка Иоанна Предтечи. В этом доме Пресвятая Богородица гостила около трёх месяцев, как описано евангелистом Лукой (Лк. 1, 39-56).

Ко второй половине 1860-х годов важные святые места Эйн-Карема, включая местоположение дома святых Захарии и Елисаветы, оказались в руках римо-католиков (францисканцев) — по словам начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина):

«…Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли» .

В октябре 1869 года Иерусалим посетил член Государственного совета России, бывший министр путей сообщения П. П. Мельников, с которым архимандрит Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Эйн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с двухэтажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах — Джель-ляд), бывший драгоман французского консульства, был готов продать свою землю Русской духовной миссии за 4 тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) при условии получения «ордена от русского царя». Мельников по возвращении в Санкт-Петербург основал комитет для сбора средств, которые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль .

Купчая была оформлена 16 февраля 1871 года, а в октябре 1873 года официально утверждена. На первоначальном участке были два дома и обширная плантация оливковых деревьев. В разное время, по мере материальных возможностей, отец Антонин докупал другие близлежащие участки, оформляя их на разные лица (в т. ч. на М. Г. Капустину, мать архимандрита Антонина, и на его племянников) и образуя будущее монастырское подворье.

Первоначально архимандрит Антонин устроил приют для русских паломников. При этом он задумал со временем создать монашескую общину, не связанную жестко общежительным уставом, приспособленную к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц — каждая в своем отдельном, уединенном домике-келлии «без игумении, без казначеи, без благочинных и тому подобных формальностей» . Постепенно здесь стали селиться русские инокини. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители не появилось корпусов с монашескими кельями — вместо них по склону горы выросли маленькие домики, в которых стали жить паломники и насельницы монастыря.

Во избежание трений с Иерусалимской Патриархией, храм для будущей общины было решено создать как «русско-арабский» — приходский для местных православных арабов, расположенный для удобства в пределах русского участка. Временная домовая церковь была открыта в 1880 года с благословения Иерусалимского патриарха Иерофея, который по просьбе архимандрита Антонина прислал служить в ней священника-араба. До зимы храм располагался в палатке в саду, а затем был перемещен в находившийся на участке двухэтажный миссийский дом. Одна из горненских «первопоселенок», матушка Леонида, отправилась в Россию для сбора пожертвований на строительство каменной церкви. В том же году строительство постоянного храма было начато на нижней террасе крутого склона. Это вызвало противодействие францисканцев, светских иерусалимских властей и Иерусалимского патриарха. В ответ на жалобу последнего митрополит Исидор (Никольский), первенствующий член Святейшего Синода Российской Церкви, подчеркнул, что храмы строятся архимандритом Антонином на участках, пользующихся экстерриториальностью, и заверил, что благословение на их освящение будет в свое время испрошено у патриарха .

Тем временем в течении двух строительных сезонов 1880-1881 годов артель под руководством Ильи Джирьеса возвела за 300 наполеондоров (1,5 тыс. рублей серебром) небольшое здание церкви по плану начерченному о. Антонина. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня, также по проекту архимандрита Антонина. Матушка Леонида в России заказала двухъярусный иконостас и приобрела плащаницу, сосуды, иконы и прочую церковную утварь. Ф. Н. Самойлов подарил колокол в 41,5 пуда и сделал другие ценные пожертвования. 14 февраля 1883 года, спешно дописав для прибывшего из России иконостаса лик Спасителя в терновом венце, архимандрит Антонин совершил малое освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В том же году отец Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление в монастыре особого праздника — Сретения Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы («Целования») — который был учреждён указом от 5 августа того года и вскоре стал привлекать в обитель немалое количество верующих .

В 1889 году Горненский участок, как и другие крупнейшие земельные владения архимандрита Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа. Материальное благосостояние общины зависело от добровольных пожертвований паломников. В годы, когда их число было незначительно, Императорское Православное Палестинское общество оказывало финансовую помощь — так, в 1891 и 1892 годах для общины было перечислено по 2 тысячи франков.

В завещании 19 марта 1894 года, составленном перед кончиной владельца участков, о. Антонина, говорилось:

«Все приобретенные на мое имя земельные участки в Палестине, без исключения, как помещенные в акте вакуфа, так и не помещенные в этом акте, завещаю в собственность Святейшего Всероссийского Синода» .

Отдельным пунктом значилось:

«Домик мой в Горнем, с садом и со всеми принадлежностями, как он огорожен, завещаю в полную собственность моей дорогой питомице Софии Константиновне Апостолиди, с тем непременным условием, чтобы по смерти ее дом сей продолжал быть собственностью того лица женского пола, которое она изберет, а по смерти этого последнего лица дом переходит в собственность русской церкви, находящейся в Горнем» .

Общая площадь территории монастыря по описи 1895 года составляла 360 тысяч кв. м.

Недостроенный большой собор Горненского монастыря. Фото ок. кон. XX-нач. XXI в. с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Становление в предреволюционный период

Каноническое оформление Горненской общины произошло на исходе XIX века. Летом 1897 года по совету секретаря Императорского Православного Палестинского общества В. Н. Хитрово начальник миссии архимандрит Рафаил (Трухин) ввел в общине общую трапезу, на что от Палестинского общества было обещано по 10 тысяч франков ежегодно . В дисциплинарных целях были проведены выборы «старшей сестры», что вызвало нестроения в общине, для пресечения которых потребовалось вмешательство генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева. Он ходатайствовал перед обер-прокурором К. П. Победоносцевым об утверждении составленных им для общины правил. С некоторыми изменениями эти правила получили утверждение в постановлении Святейшего Синода от 24 июля 1898 года, чем была формально учреждена монашеская община.

Продолжателем трудов по расширению и благоустройству обители стал новый начальник миссии, архимандрит Леонид (Сенцов), при котором здесь были «возведены, в виду увеличения количества монашествующих, 24 домика-келлии для жительства сестер обители; построены: новая гостиница на 200 паломников, трапезная, коровник, маслобойня, птичник, пчельник, рукодельная; вновь устроено и расширено 8 цистерн для воды, а также сделаны другие хозяйственные постройки» . Также, в 1903 году в обители были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, а в 1913 году — приобретен участок, именуемый «Камнем сидения», связанный, по преданию, с пребыванием Пресвятой Богородицы в Эйн-Кареме.

Самым масштабным предприятием предреволюционного периода стало начало строительства в обители большого собора во имя Живоначальной Троицы в 1910 году. К тому времени рост числа паломников, молящихся в обители, поставил вопрос о возведении более просторной церкви — в отчете М. Я. Дьяконова от 1914 года первый храм обители признавался малопоместительным «в период паломнического движения» . Место новой соборной церкви было выбрано на высокой точке, чтобы он был виден издалека. Средства на постройку поступали от императорской семьи и из пожертвований простых русских людей.

Активное строительство и бесконтрольный рост числа насельниц привели к оскудению обители и перманентному финансовому кризису. Резервный капитал общины был полностью израсходован, сёстры голодали и были вынуждены добывать средства к существованию тяжелой физической работой, обеспечивавшей монастырю минимальный доход.

Иоанно-Предтеченский пещерный храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Потрясения XX века

В 1914 году, вскоре после начала Первой мировой войны, разразилась эпидемия чумы, от чего в обители умерло 8 сестер. Было решено читать акафист Казанской иконе Божией Матери. На 12-м акафисте произошло чудо: висевшая на стене Казанская икона Богородицы сошла со стены и сама обошла храм, а сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся и она будет защищена от эпидемии. С того времени страшная болезнь действительно отошла. С тех пор установилась традиция чтения акафиста в престольный праздник 12 раз после всенощной.

В том же году, с вступлением Османской империи в войну против России, русские учреждения в Святой земле были закрыты, персонал частично эвакуирован, частично интернирован. Монахини Горненского монастыря, за исключением самых старых и немощных, выехали в Александрию. В обители остановились все строительные работы, большой собор остался построенным лишь наполовину.

Изгнанные сестры вернулись из Александрии в 1918 году. Церкви были вновь открыты, ризница сохранилась, но число насельниц сократилось. В новых условиях, как и прочие учреждения Русской духовной миссии в Иерусалиме, монастырь оказался в ведении Русской Церкви Заграницей. Архиерейский Синод Зарубежной Церкви реорганизовал монастырь, поставив во главе общины настоятельницу в сане игумении.

В 1945 году, после визита в Святую землю патриарха Московского и всея Руси Алексия I, среди сестер монастыря появилась большая группа сторонниц перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. Их число увеличилось после того, как начальник миссии архимандрит Антоний (Синкевич) отстранил от управления монастырём всеми почитаемую игумению Тавифу и назначил вместо нее новопостриженную монахиню Елисавету (Анненкову). Патриарх Иерусалимский Тимофей, узнав о нестроениях в обители, со своей стороны назначил настоятельницей 75-летнюю Антонину (Гришко). Когда архимандрит Антоний опечатал Казанский храм обители, Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение «патриарших» сестер греческий храм в Эйн-Кареме, назначив туда для совершения богослужений на церковнославянском языке русского иеромонаха Исаию.

Весной 1948 года, после того как еврейские отряды Хаганы изгнали арабское население из Эйн-Карема, около 100 монахинь покинули монастырь, после чего вернулись не все. Возникшее в мае того года государство Израиль передало оказавшиеся на его территории русские храмы и участки, в том числе Горненский монастырь, советскому правительству, в связи с чем монастырь вошёл в юрисдикцию Московского Патриархата. Монахини, пожелавшие остаться в ведении Зарубежной Церкви, поселились в Елеонском монастыре.

5 декабря 1948 года вновь назначенный начальник патриаршей Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Леонид (Лобачёв), совершил своё первое богослужение в монастыре. Материальное положение обители оставалось тяжелым. При этом, по описи 1949 года монастырь по прежнему сохранял территорию в 360 тысяч квадратных метров. В 1951 году начальник миссии епископ Изборский Владимир (Кобец) провёл капитальный ремонт зданий и храмов монастыря. В августе 1955 года в обитель прибыла первая группа монахинь из СССР, и с тех пор состав обители регулярно пополнялся командируемыми сестрами.

За предыдущие десятилетия документация на земли обители и прилежащие участки, принадлежавшие Русской Церкви и частным меценатам, оказалась частично утрачена, из-за чего после образования Израиля монастырь стал снова и снова вовлекаться в борьбу за подтверждение своих прав на ту или иную собственность. Крупнейшая утрата территории произошла в связи со строительством госпиталя Хадасса (открыт в 1961 году) и подъездной дороги к нему, когда значительная часть верхних монастырских владений отошла в муниципальное пользование.

В 1980-х годах в обитель стали переводить сестер из Пюхтицкого Успенского монастыря. Первые десять сестер из Пюхтиц прибыли на Святую землю в 1983 году. В том году, 19 мая, в монастыре были зверски убиты 2 монахини (мать и дочь) Варвара и Вероника (Васипенко), который патриарх Иерусалимский Диодор назвал «мученицами нашего времени». В 1987 году в обители был освящен пещерный храм в честь Рождества святого Иоанна Крестителя, вплотную примыкающий к францисканской территории, на которой лежит большая часть естественной пещеры, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы. К 1980-м годам в целом обитель оставалась в запущенном состоянии, которое усугубилось тем что на рубеже 1980-х и 1990-х годов монастырь на пять лет остался без игумении. На 1991 год домики-кельи были старыми и плохо обустроенными, не было ни ограды вокруг территории монастыря, ни водопровода, ни телефонов, ни хороших гостиниц для паломников.

Собор всех святых в земле Российской просиявших Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Новейший период

Прибытие игумении Георгии (Щукиной) в 1991 году ознаменовало новый этап в жизни обители. В ее настоятельство были выполнены большие работы по благоустройству обители и храмостроительству, упорядочены хранящиеся в монастыре архив и библиотека (на основе книжного собрания архимандрита Антонина). В 1997 году возле Казанского храма был установлен бюст основателя Горненской общины архимандрита Антонина и оформлена мемориальная аллея, а к Пасхе того года — завершена реконструкция одного из домов монастыря под двухэтажную гостиницу для паломников, которые стали прибывать во всё большем числе.

В том же 1997 году обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который благословил возобновление строительства большого собора обители. К тому времени к начатой постройке заросли дороги, внутри храма выросли деревья, на стенах тоже пустили корни кусты. В конце 2003 года возобновились строительные работы по возведению большого собора обители, которые были завершены к началу 2007 года, когда праздновался 160-летний юбилей Русской духовной миссии в Иерусалиме. 28 октября того года чин малого освящения собора во имя Всех святых в земле Российской просиявших был совершен митрополитом Смоленским Кириллом. Чин великого освящения 12 ноября 2012 года совершил тот же владыка, теперь уже в сане патриарха Московского и всея Руси. В то же время патриарх Кирилл огласил указ, согласно которому храм Всех святых, в земле Российской просиявших, и храм Казанской иконы Божией Матери Горненского монастыря были удостоены права служения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Молитвы Господней.

К началу 2000-х годов от первоначальных 360 тысячи кв. м. во владении монастыря оставалось 228 тысяч кв. м., причём на 2013 год власти не выплатили компенсации за изъятые земли. В 2012-2013 годах обострился вопрос о прокладке трамвайных путей по землям обители — в 5-15 метрах от забора, к которому примыкали кельи монахинь. Иерусалимская администрация считала эти земли городской собственностью, но монастырь взялся за регистрацию права собственности Церкви на этот участок. В декабре 2013 года монастырь понёс серьезный ущерб в результате урагана и беспрецедентного снегопада, после которого встала необходимость приобретения дополнительного дизельного генератора и починки разрушений.

В 2000-2010-е годы богослужения в монастыре совершались ежедневно, монастырь жил по зимнему времени (не следуя государственному порядку перевода часов). Количество сестер оставалось на уровне 60 — больше не позволяли израильские власти — причём они несли послушание на разных миссийских участках в Святой земле.

Статистика

Настоятельницы

Старшие сестры

  • Рахиль (1898)
  • Валентина (1898 — 1918)
  • Тавифа (Минина) (1918 — 1924)

Настоятельницы-игумении

Святыни

  • камень, отколотый и перенесенный с места первой проповеди святого Иоанна Предтечи — находится у западной внешней стены Казанского храма, справа от входа
  • столб от дома праведных Захарии и Елисаветы — стоит перед Казанским храмом
  • чудотворный список Казанской иконы Божией Матери — написан известной горненской монахиней-иконописицей Сергией

Литература

Использованные материалы

  • Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125:
  • Страницы официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата:
    • — «Горненский женский монастырь в Эйн Кареме»
    • — «Одни приходят в монастырь жить, а другие — спасаться» , 6 мая 2010
  • Определения Священного Синода в 1928-2008 гг.:

Антонин (Капустин), архим., Из записок Синайского богомольца, К., 1871, с. 11.

Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 7.

ЦВ, 1880, № 41, с. 21.

Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 17.

По данным сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме — освящение первого храма обители последовало 30 марта 1883 года в честь в честь Встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. Согласно этой версии переосвящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери было связано с чудесным избавлением от холеры по молитвой перед этим образом. См. «Горненский женский монастырь в Эйн Кареме», официальный сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата,

«Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 226.

«Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 227.

Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125,

Данные были оглашены митрополитом Смоленским Кириллом на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года согласно ст. «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года», Православная Энциклопедия, т. 0 (новая статья интернет-версии), 29 февраля 2012,