Господь все устроит

Живите проще

ЖИВИТЕ ПРОЩЕ
Живите проще, господа, живите проще,
Встречайтесь в поле, у реки, в лесу ли, в роще…
Обид с упреками на встречи не берите,
И лишь о добром и красивом говорите.
Живите днем одним, любви конца не ждите,
За каждый светлый день судьбу благодарите.
И пусть не каркает пророк – глашатай рока,
Не будем сами отпевать себя до срока.
*
Не знать всего- всегда на много интересней,
А душу можно отвести хорошей песней.
Жизнь замечательна концовкой неизвестной,
Любовью, юмором и шуткою уместной.
Так каждым мигом наслаждайтесь, дорожите,
А за обиды зла подолгу не держите.
Ведь время быстро книжки жизней всех листает,
И пусть никто о вечной жизни не мечтает.
*
Напрасно нервы не треплите, дорогие,
Не безупречны все мы, но и не плохие.
Друг друга прошлым не пеняйте, не корите,
А лучше песни и стихи свои дарите.
Живите проще, господа, живите проще,
Встречайтесь в поле, у реки, в лесу и в роще…
И чувства лучшие на встречи приносите,
От всей души обиды старые простите.
*
Легко сказать, но как сказать: «Живите проще»,
Когда за нами Бог, кресты, святые мощи,
Когда маячит крах истории планеты,
Когда смертям, болезням, войнам краю нету.
Тогда, что толку зря болтать? Просто живите.
Имейте смелость поступать так, как хотите.
Пускай судьба и жизнь жестокие лютуют,
Но с кем нам жить, кого любить – пусть не диктуют.

Дамы и господа, хотите жить лучше – живите проще! Смотрите с оптимизмом на всё, что мешает жить, и тогда проблем у вас будет меньше.
Берите пример с меня.
Раньше я жил сложно, и сложностей в жизни у меня было больше, чем должно было быть. Я с тоской ходил на противный рынок и лаялся там с торговками. Я с зубовным скрежетом посещал магазин и бился там насмерть с оголтелыми продавщицами. Я с отвращением стоял у мерзкой плиты и готовил несъедобную пищу. Я через силу смотрел по телевизору бездарные фильмы с отвратительными сюжетами. А на ночь я против собственной воли уходил к не самой приятной женщине и до утра вздрагивал от её бандитского храпа. А утром весь этот идиотизм повторялся в той же последовательности. И мне от жизни такой не хотелось жить вовсе.
Но сегодня я проснулся, встряхнулся, стал жить проще, и день прошёл замечательно! Я весело сбегал на чудесный рынок, где меня приветствовали общительные труженицы прилавков. Я с радостью сходил в удивительный магазин, где меня чутко обслужили изящные продавщицы! Я с наслаждением постоял у чудесной плиты, выдав на-гора наивкуснейшее, соблазнительное жаркое! Я с огромным удовольствием посмотрел прекрасный фильм с талантливым сюжетом и совершенно гениальной концовкой! А на ночь ко мне пришла моя любимая женщина, и я с замиранием сердца слушал до утра её детское, непосредственное посапывание. А утром я с восторгом шагнул навстречу новому дню, и он ответил мне приятной взаимностью.
Конечно, и на солнце бывают пятна, но они не мешают звезде быть звездой, и даже если тучи закроют небо, солнце всё равно согреет нас и осветит дорогу в жизни. Живите проще, дамы и господа!
Господи, как мне надоело строить из себя моралиста и оптимиста! Завтра обязательно начну жить сложнее, но на мелкие изъяны любимой женщины я заранее закрою глаза. Своих изъянов я имею гораздо больше…

Не бойтесь!

Сегодня «Фома» поднимает очень важную тему — значение и причины страха в жизни человека вообще и в религии в частности. Страх — одно из основных ощущений, переживаний, состояний человека, одна из его базовых эмоций, — скажет психолог. Кроме того, страх, и об этом совершенно справедливо говорится в редакционной статье, — одна из главных движущих сил человека в его религиозном поиске.

Но хорошо ли это? Попробуем найти ответ на этот вопрос в Библии. Любопытно, что страх — это первая прямо названная в тексте Библии эмоция человека. Дело происходит на первых страницах еще Ветхого Завета, когда речь идет о сотворении Адама и Евы, и в связи с трагическими событиями в Эдемском саду, где разыгрывается драма их грехопадения. Текст Библии косвенно указывает на разные положительные эмоциональные переживания первых людей (И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно… Быт 3:6). Но первая прямо названная эмоция — страх — вводится в однозначно отрицательном контексте: после того, как Ева, а затем Адам, съели запрещенные плоды от дерева познания добра и зла, они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт 3:8–10).

Итак, страх, по Библии, впервые проявляется у человека так или иначе в связи с грехопадением, то есть в контексте несовершенства человека. Уже одно это не может делать страх ни единственным, ни идеальным — скажу современным языком — мотиватором на пути к Богу.

Об этом много сказано в Новом Завете. Хорошо помню цитату из отца Андрея Кураева: «На страницах Евангелий чаще всего из уст Спасителя и Божиих вестников мы слышим призыв: Не бойтесь! С этими словами Ангел явился Захарии, будущему отцу святого Иоанна Предтечи. С этими словами Архангел предстал Деве Марии в Благовещении. С этими словами Воскресший Спаситель явил Себя апостолам…»

Безусловно, место страху есть в духовной жизни человека. Все мы хорошо помним слова из Ветхого Завета: начало премудрости — страх Господень (Притч 9:10). И эта мысль очевидно верна. Страх Бога, страх оскорбить Бога, страх пренебречь любовью Божьей, страх остаться без Бога, страх греха, страх наказания — это все мотивы человеческого поведения, которые могут и должны «работать» на спасение.

Исцеление дочери Иаира. И. Репин. 1872

…приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет…

(Лк 8:49–50)

Но если Бог есть любовь — то страх уже не может быть единственной движущей силой для ищущего спасения человека. Те слова, которые я процитирую ниже, находятся на последних страница Нового Завета, и, может быть, оттого так часто забываются, что редко прочитываются?..

В любви нет страха… Да-да… В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. Это слова Первого Соборного послания апостола Иоанна Богослова (4:18). Бог-любовь возвел отношения любви на первое место в иерархии ценностей, любя человека, Он ждет от человека такого же отношения к Себе: ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа — это апостол Павел, в своем послании к Галатам (4:7). А это уже сам Христос: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин, 15:15)

Все-таки совсем другой тип отношений, и отношений межчеловеческих, и, в первую очередь, другой тип отношений человека с Богом проповедует Евангелие в качестве актуальной духовной задачи — не отношения страха, и не отношения рабства… Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас — вот христианский идеал, цель, задача…

А страх… Страх, да, с момента грехопадения он неизбежно присутствует в мире падшего человечества. И главная компонента этого ощущения (наверное, справедливо его возводить до переживания ужаса) — это глобальная, всеобъемлющая проблема страха смерти, а точнее — страха небытия. Но говоря об ужасе перед небытием, нельзя не говорить о том, что, собственно, смысл всего христианства и заключается в том, что Христос решил проблему смерти Своим воскресением — и нам предложил это же решение, обещав христианам бессмертие и Царство Небесное. Христианин уже не может испытывать ужас перед смертью и перед небытием. Потому что ему указан выход.

Часто именно за этим и приходит человек в религию, в Церковь. Столкнувшись с глобальным ужасом небытия, человек ищет в христианстве путей преодоления этого ужаса. И тут результат может быть различным. Многие получают в Церкви то, за чем приходят, но многие получают в нагрузку, увы, и новые проблемы — новые страхи. На мой субъективный взгляд, православная культура сегодня излишне активно и далеко не всегда обоснованно оперирует страхами. Православного пугают всем: бесами, сковородками в аду, ИННами, концами света, нездоровьем и болезнями детей… Педагогика страха («не греши, а то корова сдохнет») — часто единственное оружие малоопытного духовника. Оружие сколь недостойное, столь и неэффективное — боящийся человек внутренне скован, он слеп, потому что его внутренний взгляд не способен видеть ничего, кроме предмета своего страха. Его богоданный разум подавлен, и он не может качественно совершать дело своего личного покаяния, которое есть преображение духа в направлении любви и радости.

Интересно, что когда человек приходит в религию, даже не нахватавшись ложных и ненужных страхов, один новый, но отчасти обоснованный страх все же ему может открыться. Этот тот страх (или даже ужас), о котором писали Толстой и Достоевский — страх самого себя. Действительно, познание Бога, даже относительное, открывает человеку море собственных несовершенств. И это видение себя в новом, нелицеприятном, свете, особенно по контрасту с прежней самоуспокаивающей позицией «у меня все хорошо», может рождать довольно тяжелые переживания. А незнание методов работы с несовершенствами вполне может рождать страх или даже ужас. А также уныние. Этим состояниям можно противопоставить святоотеческий призыв «не отчаивайся!» и веру в Божию любовь, которая принимает и прощает грешного человека, но для этого надо быть погруженным в церковную традицию, имеющую опыт преодоления таких состояний.

Нежелание или неспособность к преображению личности часто влечет за собой букет различных подмен. Эмоциональная погруженность в суррогатные переживания, в том числе увлечение культурой «хоррора», весьма эффективно отвлекает человека от внутреннего хаоса и ужаса. И еще от одной вещи может квалифицированно отвлечь фильм ужасов — от ужаса неустроенности реальной жизни. Настоящим «фильмом ужасов» может быть темный двор вечером в рабочем поселке, станица Кущевская, приемный покой больницы скорой помощи, казарма срочников в воинской части, дом престарелых, детское онкологическое отделение… А также камера СИЗО, «обезьянник» в местном отделении милиции, кабинет коррумпированного чиновника или депутата, гламурный клуб, который по сути — точка сбыта героина…

Столкновение с ужасом реальной жизни опасно: возможно, в какой-то мере оно обязывает человека к участию, что многократно усиливает эту опасность, и соответственно, страх; или рождает в человеке ощущение беспомощности, что тоже приводит к новому витку страха. Ужас же хоррора — это вполне безопасный ужас, он происходит на экране телевизора и не требует от нас какого-либо вмешательства и работы по улучшению реальности. Это игра в ужас. В общем, реальность сложна и неприятна, и в очередной раз выталкивает человека в виртуальный мир.

Но это не жизнь, это подмена.

Амвросий Оптинский о промысле Господнем: Бог все устроит

  1. «Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще».
  2. «Ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь никаких неудобств… и… будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить».
  3. «Когда в будни нельзя бывать в Церкви, пораньше вставай и прочитывай что-нибудь молитвенное в свое утешение. Неопределенным положением своим не смущайся, а жди с терпением устроения о себе Промысла Божия».
  4. «Я не решился допрашивать тебя о сем, а предоставил это всеблагому Промыслу Божию, чтобы Сам Господь вразумил нас на полезное. Вот Господь и вразумляет… посылая… болезни, неожиданно нас постигающие, а с другой стороны, и неприятные случаи через таких лиц, которые нам и прежде досаждали. Поэтому смиримся под крепкую руку Божию, прося помилования от Господа и избавления от предстоящих скорбей».
  5. «Во всем этом должно предаваться всеблагой воле Божией и всеблагому Промыслу Божию о нас. А сами мы ничего не можем сделать своей заботой, а только напрасно беспокоим себя и отягощаем душу свою».
  6. «Что ни посылается к нашему терпению, все это попускается Промыслом Божиим к нашей душевной пользе, если только сами не повредим сего нашим неблагоразумием».
  7. «Ты падаешь духом, особенно потому, что не имеешь возможности бывать на церковных службах. Полезнее для нас оставлять свои мнения и покоряться воле Божией, спасающей нас терпкими врачбами. Болезни телесные посылаются для уврачевания недугов душевных. Терпим теперь невольное неудобство за то, что не воспользовались удобствами благочестивой жизни, когда имели на это полную возможность, но расслабевали и не хотели по человекоугодию или по собственному нерадению; и теперь достодолжно следует нам понести постигшие нас тяготы, принося благодарение Всеблагому Господу, промышляющему о спасении нашем».
  8. «Не беспокойся… и не сомневайся; а возлагай надежду на всеблагий Промысл Божий, веруя, что силен Господь привести все к благому и полезному концу».
  9. «Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от него помощи и вразумления и затем со своей стороны делать все, что можем, по крайнему нашему разумению; остальное же все предоставить на волю Божию и на Его Промысел, не смущаясь, если другие не так поступают, как бы нам желалось».
  10. «Будущее предоставим всеблагому Промыслу Всесильного Бога, Его же судьбы нам неведомы. Мертвит бо и живит, убожит и богатит. Все Ему возможно, так да будем покорны святой и всеблагой Его воле».

640. Без Божия попущения человек не может оскорбить другого. Не надо настаивать на женитьбе, если сын не желает этого

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Юлия!

Ты описываешь свою скорбь о том, что м. Херувима нападает на тебя. Без Божия попущения человек не может оскорбить другого единым словом. Старайся себя укорять и проси помощи Божией. Бог да простит, что погневалась.

М. Анфисы сестры письма получил, и к упокоению новопреставленнаго раба Божия Николая записали. А отвечать не могу на все письма: не хватает ни сил, ни времени.

Рабе Божией Татиане. Не надо приставать к сыну о женитьбе, ведь он пока сам не желает жениться и ту девушку еще не сватает. Разных разговоров слушать не должно. Конечно, можно сказать сыну помягче, что мы слышали такой-то разговор, верно ли это? Что он скажет вам?

Помоги Господи. Призываю на всех вас милости Божией, мира и благословения.

641. Если не придется побывать в Оптиной, то покорись со смирением

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Юлия!

Душевнаго спасения и мира тебе от Бога желаю. Пишешь, что не придется побывать в Оптиной. Если так, то уж покорись со смирением, видно, так Богу угодно.

Здоровье твое да укрепит Господь. Также и м. Анфисе помоги Господи вылечить свое горло. Посылаю ей благословение. Если трава помогает ей, то и пусть ее пьет. 50 к. от вас получил. Спаси Господи за усердие.

Родителя твоего Андрея да помилует и спасет Господь и укрепит здоровье его.

Мир тебе и Божие благословение.

Про свиное сало пусть спросит у своего духовнаго отца. Если он разрешит, то и Бог благословит, пусть пьет.

642. Господь все устроит на пользу души твоей. При болезни плакать не к чему, надо все переносить с терпением и молиться Богу

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Юлия!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Два письма твои получил и 1 р., спаси Господи.

Да устроит Господь все на пользу душе твоей, и избавит от повторения искушения, и успокоит дух твой. Молись и проси у Господа помощи, и чтобы расположил Матушку сделать по желанию твоему. Если желание есть снять низ, то Бог благословит, снимай. Может быть, Матушка и согласится. Попроси хорошенько. В послушании твоем Господь да поможет тебе и укрепит твое здоровье.

М. Анфисе и м. Евдокии посылаю благословение. М. Евдокии Господь да пошлет облегчение в болезни. Не надо скорбеть, а с терпением надо переносить, и молиться Богу, и у Него просить помощи, а плакать не к чему – этим не поможешь. Лучше пусть маслом от иконы растирает с молитвой.

Мир тебе и Божие благословение.

643. Благословение на поступление в монастырь

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Юлия!

Тебе и м. Анфисе милости Божией и душевнаго спасения желаю.

Письмо ваше получил, за поздравление с Новым годом спаси Господи.

Девице Анне посылаю благословение. Господь да устроит жизнь ея. Если усердие имеет поступить в монастырь, то Бог благословит, пусть просится.

1 р. от вас получил, спаси Господи. Родных ваших всех да благословит Господь и полезное им сотворит.

Мир тебе и Божие благословение.

644. Болезнь исцеляется искренним покаянием и молитвой

Христос Воскресе!

Послушница Юлия!

Милости Божией желаю тебе. За поздравление с праздником Воскресения Христова спаси Господи. В занятиях твоих да поможет Господь, и благополучно окончить экзамен. Не бойся, а молись и надейся на Господа.

Болящей Любови посылаю благословение. От болезни Господь да исцелит ее. Пусть молебен отслужит Божией Матери да покаяние приносит, что обращалась к ворожеям. Пусть накопает крапивнаго корня, засушит его и пьет по три чашки в день, по чашке.

Келлию поправить помоги тебе Господь.

Мир тебе и Божие благословение.

645. Если вредно заниматься на послушании, то обясни Матушке и поступи по ея воле. Постом не благословляют употреблять молочное

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Юлия!

Здоровье твое да укрепит Господь и поможет в трудах. Если м. Игумения отпускает в Петербург, то Бог благословит ехать. Относительно занятий в школе смотри сама. Если вредно заниматься, то обясни Матушке, и как она пожелает, так и хорошо.

С долгами расплатиться помоги Господи. Проси у Господа помощи и уповай на Него.

М. Анфисе и Евдокии посылаю благословение. В болезнях терпение да пошлет вам Господь.

Молочную пищу постом употреблять благословлять нельзя. Если необходимость, то после надо каяться в этом.

Мир тебе и Божие благословение.

646. Благословение на отпуск

Христос Воскресе!

Послушница Юлия!

Письмо и лепту получил. За поздравление с днем Ангела спаси Господи. В занятиях твоих да поможет Господь. В отпуск просись, куда сама желаешь. Только со школой удобно ли будет для тебя ехать, не лучше ли одной.

М. Иустинии посылаю благословение, за поздравление спаси Господи.

Мир тебе и Божие благословение.

647. Человек болезнию и скорбию очищается и приготовляется к вечности. Религиозное учебное занятие – это своего рода молитва

Сестра о Господе м. Юлия!

Письмо твое получил. Поживи пока в этой келлии, а дальше видно будет. Твоя скорбь о м. Анфисе, что же делать: все мы смертны. И хорошо это, что человек постепенно приготовляется и очищается болезнию и скорбию к вечности. Боже сохрани всякаго умереть скоропостижно, что ныне такия явления не редкость.

Помоги Господи тебе и ученицам твоим. Религиозное учебное занятие – это тоже своего рода беседа с Богом, молитва. Мир тебе и Божие благословение.

648. Кто такие „чистии сердцем“. Если сошлись по духу, можно жить вместе. Умеренному правилу или занятию цены нет

Воистину Христос Воскресе!

Радуйся о Воскресшем, дорогое чадо мое о Господе м. Иулия!

Письмо твое получил. Спаси Господи за добрыя пожелания. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят . Кто это чистые сердцем? Те, коих сердце не омрачается тьмою греха, те, которые удаляются нечистых дел, внешних и внутренних, те, которые более ум свой просвещают учением истины, – сии Бога узрят.

Искренно желаю тебе узреть Иисуса, лучше сего и желать не надо. Если вы две сошлись по духу, значит, среди вас – мир Божий. Господь сказал: „В мире место Мое». М. Игумению можно попросить, чтобы вам жить вдвоем с м. Иустиниею.

Как говорят св. Отцы, умеренному правилу или занятию цены нет. Держись и ты сего, занимайся в меру своих сил. Бог и то не требует от нас выше сил. Старайся иметь мирное устроение со всеми и с собой, и тогда ты наречешься истинная дочь Великаго Бога нашего. Да поможет тебе Господь.

С искренним благожеланием. Остаюсь

649. При помощи болезней и скорбей очищается от грехов всякая христианская душа

Христос бо воста, веселие вечное .

Сестра о Господе и чадо духовное, м. Юлия!

Письмо твое скорбное получил и лакомство райское. За усердие спаси Господи. Пишешь о своей болезни. Господь глубиною мудрости своея, человеколюбно вся строя, и всем полезное подает, как и тебе, быть может, Господь зиждет спасение посредством этой болезни, а при болезни и скорбь необходима, вот и выходит то, что у тебя жизнь теперь не вотще.

Какие мы подвижники, где у нас духовные подвиги, как то: молитва всенощная, пост… Посмотришь на себя, заглянешь и в себя, – ничего добраго не сыщешь ни в одном уголке, так что для всяких гадов: страстей, самолюбия, тщеславия, самомнения – места много в нашем сердце, и Сладчайшему Иисусу негде и главы подклонить . И вот Он, Милостивый Сердцеведец, не видит в нас крепкаго произволения к добру, но все слабое и малодушное. А не хочет погибели Своему созданию, хотя и грешному, посылает болезни и скорби, и ими очищается от грехов всякая христианская душа, но при этом если благодарит Бога за болезни, и кается о грехах, и терпит с покорностию воле Божией. Потерпи же и ты, и обрящешь помощь.