Грех царя Давида

опала

гнев царя

Альтернативные описания

• в Русском государстве с древних времен — гнев, немилость царя по отношению к кому-либо

• в старину: немилость царя или князя

• гнев, немилость властей, начальства

• ею рано или поздно кончают все ельцинские соратники

• река на Камчатке

• обычный удел отставного фаворита

• царское осерчание

• царская немилость

• немилость монарха

• немилость власть имущих

• государева немилость

• гнев государев

• немилость государя

• немилость

• гнев государя

• гнев монарха

• гнев короля

• царь прогневался

• немилость короля

• государев гнев на ком-то

• царев гнев

• отставка фаворита

• царский гнев

• немилость царя

• гнев Ивана Грозного

• отставной удел фаворита

• немилость в высшем свете

• нелюбовь царствующей особы

• выражение царского гнева

• гнев царя-батюшки

• плохие отношения с начальством

• результат царского гнева для дворян

• следствие царской немилости

• оппозиция к боссу

• ссылка как выражение гнева монарха

• царская «анафема»

• санкция рзгневанного государя

• царское гонение

• царская антимилость

• нелюбовь начальства

• наказание государя для приближенных

• немилость царя-батюшки

• анти-милость короля

• домашний арест для царской особы

• высочайшая немилость

• результат царского гнева для Аракчеева

• гнев Его Величества

• гонение неугодного

• наказание впавшему в немилость

• гнев императора

• немилость самодержца

• впадение в немилость

• королевский гнев

• немилость к придворному

• гнев царя к боярину

• немилость владыки

• из князей в грязи

• немилость сильных мира сего

• царское негодование

• Гнев, немилость

• Немилость

• Немилость, гнев

• Немилость царя, князя к кому-нибудь в старину

• «Отставка» фаворита

• государев гнев

• опаленье, опалить и пр. см. опалять

• царская «анафема»

• царская анти-милость

• гонение от царя

• Неприязнь государя

• С глаз долой, из дворца вон

• антимилость короля

2Цар.11:2 Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива.

3 И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина.

4 Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой.

5 Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна.

Заокская Библия:

2 Однажды под вечер Давид, поднявшись с постели, прогуливался по крыше царского дворца. И с крыши он увидел омывавшуюся во дворе женщину, она была очень красива.

3 Давид послал разузнать о ней, и ему доложили, что это Вирсавия, дочь Элиама, жена Урии-хетта.

4 Давид отправил за ней гонцов, и ее привели к нему. Он спал с ней (к тому времени у нее уже прошли дни очищения), и она вернулась домой.

Огиенко:

4 І послав Давид посланців, і взяв її. І вона прийшла до нього, і він поклався з нею. А вона очистилася з нечистости своєї, і вернулася до свого дому.

УБТ 1997:

2 І сталося при вечорі і встав Давид з свого ліжка і ходив на дасі царського дому і побачив з даху жінку, що милася і жінка (була) дуже гарна на вид.

3 І післав Давид і пошукав жінку, і сказав: Чи не вона Вирсавія дочка Еліява жінка Урія Хеттея?

4 І післав Давид послів і взяв її, і вона ввійшла до нього, і він переспав з нею, і вона освятилася з своєї нечистоти і повернулася до свого дому.

Мои вопросы:

Давид застал Вирсавию за купанием для удовольствия, обычным туалетом или ритуальным омовением? Если ритуальным, какого рода? Очищением после месячных? Употребленное в отношении Вирсавии слово во 2 тексте применяется и к обычному, и к ритуальному омовению.

Правильно ли я понимаю, что любое излитие семени при половом акте Тора понимает как ритуальную нечистоту (Лев.15:18)? Если так, тогда зачем это упоминание о том, что Вирсавия вернулась к себе домой после близости с Давидом, лишь совершив омовение и выждав время до вечера (того же дня или следующего?), когда пройдет ее нечистота? Это должно свидетельствовать о двойных стандартах (Вирсавии? Давида?): мол, прелюбодействовать не грех, а не омыться после блуда — грех?

Что в ивритском тексте происходит сначала, а что затем: они спят, затем она очищается и возвращается домой, или Вирсавия к моменту визита к царю уже чиста, и он с нею спит?

И последний (традиционный) вопрос по этой истории: является ли Вирсавия жертвой царева приказа? Могла ли она отказаться прийти к царю, как отказался ее муж идти к себе домой, чтобы (99% уже зная о происшедшем) не дать себя подставить под цареву интригу и не сделать себя ритуально нечистым, задержав таким образом свою готовность вернуться на поле боя (Втор.23:10-11, см. 2Цар.11:11)? Разве не противоположным образом ранее поступила Авигея, мудрыми самостоятельными действия погасив конфликт своего мужа-грубияна и вспылившего Давида?

Спасибо.

***

Ответ

Прежде всего, я отвечу на более простой вопрос, связанный с Лев.15, а затем, детали изнасилования Вирсавии.

Правильно ли я понимаю, что любое излитие семени при половом акте Тора понимает как ритуальную нечистоту (Лев.15:18)?

Да, совершенно верно. Излитие семени (евр. שִׁכְבַת־זָ֑רַע шихват зара) при половом акте тесно связанно с таким понятием как ритуальная нечистота. Данный вид нечистоты не позволял приближаться к святилищу для участия в какой-либо обрядовой деятельности. Это было смертельно опасно. В содержании Лев.15:18 («нечисты до вечера») соединяется информация о двух случаях истечений у мужчин, представленных в 15:2 и 15:16, а также данные об истечениях у женщин, в 15:19 и 15:25. Самый главный вопрос—это защита Божественного присутствия, Его святости, и лишь затем, жизнь поклоняющегося. Сам половой акт, никогда не считался грехом. Ведь не всякий вид нечистоты именовался грехом.

Для справки: Евр. выражение шихват зара используется как для ночного семяизвержения в так называемых мокрых снах (15:16,17,32; 22:4), так и для семяизвержения во время полового акта (15:18,32; 19:20; Чис. 5:13).

Что касается Вирсавии.

2 Царств. 11:2 буквальный перевод: «ко времени вечера…женщину купающуюся…

Термин, которым передается идея омовения или же купания — рахац, сам по себе нейтрален. Он не специфичен. Вот несколько случаев его использования: Быт. 18:4; Быт. 19:2; Исх.2:5; Исх.29:4,17; Лев.1:9,13; 8:6, 21; Числ. 19:7, 19. Контексты словоупотребления различны: ритуальный и обыденный. Но когда в одной связке упоминаются, определенный период времени (вечер) и омовение, то это указывает на специфическое, обрядовое омовение. В таком случае, Вирсавия очищалась от ритуальной нечистоты, вследствие месячных, что соответствует сведениям в Лев 15:19, 28.

2 Царств. 11:4 Динамика в тексте: Давид послал слуг и взял он ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. …

Очевидно, что инициатива находится в руках Давида («он взял ее…и он спал с нею»). Он насильник. Хотя само выражение «лежать с кем-либо» (син.версия-спал/ евр. шакав имма) применительно к сексуальной связи Давида с Вирсавией не подчеркивает физическую жестокость (что не означает отсутствие насилия), как в случаях с Диной (Быт 34) и Фамарью (2 Цар 13). Однако, если учесть Втор 22:25-27, оно может обозначать изнасилование, если контекст соответствует этому. И наша история как раз об этом.

Пострадавшая не может противостоять царю. Он посылает слуг, и как говорит еврейский текст, не посланцы, а «…он взял ее». Стоит подчеркнуть, что монарх насилует ее после того, как она ритуально очистилась. И что же дальше?

2 Царств. 11:4: Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой.

Возможный, смысловой перевод: «Это было время ее очищения».

В евр. тексте, фраза: «она очищала себя от…», может подчеркивать обстоятельственный момент: ее менструальный цикл завершился, и близость с Давидом пришлась на овуляционный период, в благоприятное время для зачатия (хотя царь об этом не думал). В таком случае, Урия не отец ребенка. Интересно, что в Септуагинте используется причастие в пассивном залоге: » и она очищаема (освящаема) от нечистоты своей и вернулась в дом свой». Своего рода фон, на котором осуществляется все основные действия.

Очистившись после полового акта (2 Царств. 11:4), как и предписывает Писание (Лев.15:18), скорее всего, в тот же день Вирсавия возвращается в свой дом. Ну а потом…Беременность, и страшная, внутрисемейная, смертельная круговерть.

Могла ли Вирсавия отказаться? Она это и делала. Акт насилия предполагает отказ жертвы от неправомерных действий. Вам же известно, что все жертвы насилия сопротивлялись злу, чинимому им. Но разве насильник прислушивается к мольбам жертвы? Просто в повествовании о чувствах Вирсавии замалчивается. А это значит, что там было нечто ужасное.

Надо отметить, что Вирсавия не живёт двойными стандартами в отличие от ее насильника. Она сделала максимум, что могла, и не более. Глупая ирония страсти: Давид не нарушил ритуального закона, но пренебрег седьмой заповедью.

С Авигеей другая история.

Владимир Лукин, доктор богословия

***

Ответ

1. Я просмотрел употребление этого слова «тума» (по Стронгу 02932), означающего нечистоту в этом тексте 2Цар 11:4. Может быть знающие Талмуд и прочие традиционные использования тех или иных еврейских слов, могут лучше пояснить. Но я обнаружил следующее: В еврейском тексте Библии есть много разных слов, которые на русский переведены как «нечистота». Это слово «тума» встречается только 36 раз в 31 стихе, и относится к самым разным нечистотам. Я поначалу даже усомнился, что оно имеет отношение к менструальной нечистоте, потому что Левит 15:25 использует «тума» конкретно для обозначения иной нечистоты, не связанной с менструальной нечистотой «нидда». Но позже, в Левит 18:19 «нидда» и «тума» использованы вместе. Потому я прихожу к выводу, что «тума» — это общее обозначение самых разных видов нечистоты, не конкретной какой-либо, потому что на самом деле «тума» используется в самых разных случаях — и прикосновение к животным, и к человеческим экскрементам, и к нечистоте от общения с языческими народами, и ко многим другим видам осквернения. И вот я подхожу к стиху Числа 5:19, где также используется слово «тума», но в смысле осквернения от измены!

На основании Числа 5:19 мне хочется истолковать 2Цар 11:4 как очищение после осквернения изменой.

Почему я не вижу менструальной нечистоты в 2Цар 11:4? Во-первых по последовательности еврейского текста — если бы она омывалась от менструальной нечистоты, то её очищение было бы описано вначале. А если бы Давид переспал с ней во время менструального периода, то это было бы упомянуто как его ещё один грех. Но такого нет. А во вторых, если бы менструальная нечистота наступила после их греха, то это означало бы, что у нее не было беременности. Но наличие беременности показывает, что менструации у нее уже не могло быть после её греха с Давидом.

Эти два фактора заставляют меня видеть иную нечистоту в тексте 2Цар 11:4. И наличие текста Чис 5:19, где словом «тума» обозначена нечистота от факта прелюбодеяния, я вынужден применить именно эту нечистоту сюда, потому что именно это и произошло у Вирсавии.

2. Что касается Левит 15:18 и ЛЮБОГО излития семени. Я не нахожу в Писании текстов, которые говорили бы о какой-либо нечистоте от семейных отношений. Нечистому нельзя было участвовать в храмовом служении и жертвоприношении, но только конкретные священные ситуации содержали запрет на половые отношения в семье (Исх 19:15). Если бы простая интимность оскверняла мужа и жену, то об этом было бы написано достаточно много. Но этого мы не находим. О чем же тогда Левит 15:18?

В книге Петра Люкимсона и Марка Котлярского “Тайны еврейского секса” (Ростов на Дону \ Краснодар, Феникс \ Неоглори, 2008) упомянута деталь из еврейской традиции, связанная именно с этим стихом. А именно: во время интимной близости и особенно после неё муж остается в жене достаточно долго с той целью, чтобы ни одна капля его семени не упала вне её, но всё его семя осталось внутри. Грех Онана был именно в том, что он умышленно изливал семя извне. Помним, что мужчина объявлялся нечистым также и от поллюции — непроизвольного семяизвержения в ночи (Лев 15:32; 22:4). То есть попадание мужского семени на тело мужчины или женщины снаружи — это могло считаться нечистотой, которую надо было омывать. А если всё семя оставалось внутри женщины после интимности, то это нечистотой не являлось.


3. О последовательности событий в библейском тексте я написал выше. Вначале прелюбодеяние, а потом нечистота.

4. Могла ли Вирсавия отказать царю? Полагаю, что могла. Текст не предполагает изнасилование. Текст не предполагает насильное притаскивание женщины в дом царя. К тому же, это происходило в городе. Втор 22:24 предполагает её вину и соучастие, если она не кричала, не звала на помощь. Некоторые усматривают даже её вину в случившемся: она же знала, что её купание может быть заметно с кровли царского дома! Но это уже спекуляции. Мы можем делать свои выводы, но мы не можем основать это на Писании — я не обнаружил прямого намека на вину Вирсавии ни в Библии, ни в Духе Пророчества. Потому мы не можем знать, как именно смотрел на эту ситуацию Вирсавии Господь. А судить нам не дано права.

Василий Юнак, магистр богословия

Иллюстрация

Вопрос:

1) В чём же всё-таки был его грех? Царь сделал исчисление (к тому же неполное), что же тут грешного-то? 2) Осталось неясным кто же его искушал? В (2 Цар, 24, 1) говорится: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида…», в (1 Пар, 21, 1) совсем иное: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» 3) За что такое суровое наказание? Ведь при Давиде евреи не были жестоковыйны, как их отцы в пустыне много раз предавшие веру в Господа, и как их сыны, что убивали пророков и смеялись над ними?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Общество Израиля представляло собой теократию. Господь был не только Вождем избранного народа, но и Законодателем, Судьей и Царем. «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем» (Пс.149:2). Земные цари были Его наместниками. Во всех своих действиях царь должен был поступать по воле Божией. Открывалась она через пророков и первосвященников (посредством урима и туммима). Царь, как помазанник Божий также мог молить Господа открыть ему Свою волю. У Давида были прозорливцы Гад и Нафан. Право назначать исчисление народа принадлежало только Богу. «И сказал Господь Моисею, говоря: когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их» (Исх.30:12-13). Неемия говорит: «И положил мне Бог мой на сердце собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись» (Неем.7:5). Давид сделал исчисление по своей воле. Надо обратить внимание на то, что суровый военачальник Иоав предостерегал царя: «для чего господин мой царь желает этого дела?» (2 Цар.24:3). По-видимому, против были и другие лица: «Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло» (24:4). От сердцеведца Бога не мог утаиться и мотив Давида провести перепись. Таковым, наверно, было честолюбие. В конце его жизни государство Израиля достигло наибольшей внешней мощи. Царю хотелось озореть успехи. Косвенно на этот мотив указывает и 10 стих 24 главы: «И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ». Может быть при мысли о том, какое великое множоство народа вверил ему Господь и как как своевольно он поступил.

По мнению эгзегетов, гнев Божий воспылал на Израиля за частые возмущения народа против богопомазанного царя Давида – лучшего за всю историю Израиля. Достаточно вспомнить, что израильтяне поддержали мятежного сына его Авессалома. Давиду пришлось бежать из Ирусалима. Обратим внимание, с какой грубостью и дерзостью разговаривал с ним его племянник военачальник Иоав: «итак встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне» (2 Цар.19:7).

Согласование 2 Цар.24:1 и Пар.21:1 не вызывает затруднений. Автор 2-й книги Паралепоменон (древняя традиция приписывает ее Ездре) не только хорошо знал 2-ю книгу Царств, но и использовал ее при составлении своей летописи. Поскольку речь идет о священных текстах, то не могло быть допущено какое-либо противоречие. Его, действительно, нет. В 2 Царств говорится, что Господь желал наказать народ, неоднократно возмущавшийся против помазанника Божия. Преступления эти считались тяжелыми: «Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?» (1 Цар.26:9). Сам же Давид в это время при виде могущества своего царства впал, по-видимому, в честолюбие. Поэтому Господь попустил сатане восстать и ввести Давида, а через него и Израиль, в искушение. И из других библейских книг мы знаем, что Бог попускал сатане или грешным людям восставать на Израиля и искушать его: «И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, — чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?» (Суд. 2:20-22).

Каждый раз, когда я соприкасался с социальной сетью Instagram, меня всегда наполняли смешанные эмоции. С одной стороны, потрясающая задумка ведения своего фотоальбома с мгновенными фото (Instant – мгновенный). С другой, ощущение полного упадка и темноты. На днях мне на глаза попался список 7 главных грехов и первая ассоциация, которая у меня возникла – была сеть Instagram. Сейчас мы пройдемся по каждому пункту.

Пост носит исключительно развлекательный характер и не претендует на то, чтобы считаться столпом философии об упадке мира современного.

1. Гордыня (тщеславие). Сети Instagram не было бы без этого греха. Это выставка понтов помноженная на нарциссизм. Стремление выглядеть хорошо в глазах окружающих – главная действую сила инсты. Лайки, коменты, попадание в топ. Успешный успех.

2. Зависть. С одной стороны те, у кого все замечательно, с другой те, кто им завидуют. Все, как везде. Первые питают и множат вторых. Вторым остается лишь вновь и вновь принимать эту пищу.

3. Уныние (лень). Для тех, кто уже не может завидовать, припасен следующий грешок. Уныние – есть реакция на сравнение своей жизни с глянцевой обложкой других пользователей. Далеко не всегда это сравнение наделяет пользователей счастьем. В 2017 году Instagram признали самой опасной для здоровья социальной сетью из-за негативного воздействия от постоянного просмотра контента сладкой жизни.

4. Алчность. Большой бизнес и деньги давно уже плотно сидят во всех социальных сетях. Вместе с ними множатся те, для кого деньги стоят на первом месте в их списке ценностей. Популярные блоггеры не гнушаются ради денег рекламировать пирамиды, китайские вещи, и другое барахло. Деньги — вечный корень зла. Сама по себе реклама это неплохо. Плохо, когда рекламируется что угодно и про последствия рекламщик не думает.

5. Похоть. Вид греха, который в описании не нуждается. Как он проявляется в инстаграм, думаю говорить не нужно.

6. Гнев. Грех следствие или совокупность действия предыдущих пунктов из списка. Гневаться можно на что угодно: на заработок остальных, на то, как у твоей соседки Машки все чудесно на Мальдивах, на то, как вас кинул очередной интернет – магазин из Instagram. Рождается как следствие от нескольких грехов описанных выше.

7. Чревоугодие. Наверное, самый неочевидный пункт. Но поскольку количество фоток с едой в инсте всегда зашкаливало, тут он тоже имеет место быть.

Instagram – это инструмент. Каждый использует его по-своему. Я не утверждаю, что все пользователи великие грешники, нет. И молотком некоторые граждане орудуют далеко не по назначению.

Всем добра.

Глава 71

ГРЕХ ДАВИДА И ЕГО ПОКАЯНИЕ

Эта глава основана на Второй книге Царств 11, 12.

Библия очень сдержанна на похвалы человеку. В ней весьма скупо упоминаются заслуги даже самых лучших людей, когда-либо живших на земле. Подобное умалчивание не случайно, и из него можно извлечь урок. Все добрые качества, которыми обладают люди, являются даром Божьим. Их добрые дела совершены благодатью Божьей через Христа. Так как они всем обязаны Богу, то, оценивая их свершения, мы, в сущности, восхваляем Господа, ибо люди – только орудие в Его руках. Кроме того, вся библейская история свидетельствует, что очень опасно хвалить или возвышать человека, ибо если он позабудет о своей безоговорочной зависимости от Бога и положится на собственную силу, то падение неизбежно. Человек ведет борьбу с врагами, которые сильнее его. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Мы не в состоянии сами сражаться, и поэтому все, что отвлекает нас от Бога, все, что ведет нас к самовозвышению и независимости, несомненно, приготавливает путь для нашего поражения. Библия старается внушить недоверие к человеческой силе и доверие – к Божественной.

Дух самоуверенности и самовозвышения подтолкнул Давида на путь, ведущий к падению. Лесть, утонченные обольщения и роскошь оказали на него свое воздействие. Взаимоотношения с другими народами также сыграли дурную роль. Согласно обычаям, распространенным среди восточных владык, царь никоим образом не отвечал за те преступления, в которых обвинялись его подданные. На монарха не распространялся закон самовоздержания, которому подчинялись его подданные. Все это сузило представления Давида о греховности, и, вместо того чтобы в простоте сердца уповать на Иегову, он начал надеяться на собственную мудрость и силу. Как только сатане удается отвратить душу от Бога – единственного Источника силы, он старается возбудить неосвященные желания плотского естества человека. Действия врага отличают хладнокровие и последовательность, вначале совершенно не заметные и не бросающиеся в глаза; это тайная работа, сокрушающая твердыню принципа. Такие действия начинаются как бы с незначительного – человек пренебрегает верностью Богу, необходимостью всецело доверяться Ему и начинает склоняться к обычаям и нравам мира.

Перед окончанием войны с аммонитянами Давид, передав руководство армией Моаву, возвратился в Иерусалим. Сирийцы уже были покорены Израилем, и полная победа над аммонитянами казалась неизбежной. Давид был окружен плодами победы и почестями своего мудрого правления. Именно в этот момент, когда он расслабился и утратил бдительность, искуситель воспользовался возможностью овладеть его разумом. То обстоятельство, что Бог так тесно общался с ним и проявил к нему столько милости, и должно было явиться для него самой сильной защитой, помочь остаться незапятнанным. Но когда, пребывая в довольстве и безопасности, Давид перестал полагаться на Бога, он поддался обольщениям сатаны и запятнал свою душу грехом. Он, поставленный Небом во главе нации, избранный Богом для того, чтобы исполнять Его закон, сам попрал предписания этого закона. Он, кто должен был внушать страх совершающим злодеяния, своим примером укрепил их руки.

Среди опасностей, угрожавших ему в раннем периоде жизни, Давид со своей незапятнанной совестью мог полагаться на Бога. Рука Божья вела его безопасным путем среди бесчисленных сетей, расставленных перед ним. Но теперь, согрешивший и нераскаявшийся, он не просил помощи и руководства Неба, пытаясь сам выпутаться из опасностей, в которые вовлек его грех. Вирсавия, чья роковая красота явилась сетью для царя, была женой Урии Хеттеянина, одного из самых смелых и преданных воинов царя. Никто не мог предвидеть, каковы будут последствия этого преступления, если о нем узнают. Закон Божий требовал смерти виновного в прелюбодеянии, и гордый опозоренный воин мог бы отомстить, убив царя или подняв восстание в народе.

Всякая попытка Давида скрыть свою вину оканчивалась провалом. Он отдал себя в руки сатаны, ему угрожала опасность, ожидавшее его бесчестие было горше смерти. Казалось, есть только один выход избежать этого, и в отчаянии он поспешил прибавить к прелюбодеянию убийство. Тот, кто погубил Саула, прилагал все силы, чтобы погубить и Давида. Хотя искушения и были различными, но они вели к одному – к нарушению Закона Божьего. Давид рассуждал, что если Урия будет убит в сражении рукой врага, то вина смерти не падет на царский дом, Вирсавия будет свободна, чтобы стать женой Давида, подозрения рассеются, и царская честь будет сохранена.

Урия сам стал вестником своей смерти. Письмо Иоаву, посланное с ним царем, гласило: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер». Иоав, некогда уже запятнав свои руки невинной кровью, без колебаний повиновался указаниям царя, и Урия пал от меча аммонитян.

До этого момента история жизни Давида как царя была настолько безупречна, что только немногие могли бы сравниться с ним. О нем сказано: «Творил Давид суд и правду над всем народом своим» (2 Цар. 8:15). Его честность завоевала доверие и преданность народа, но, отдалившись от Бога и отдав себя во власть лукавого, он стал подручным сатаны на некоторое время, однако все еще находился у власти, данной ему Богом, и поэтому требовал повиновения, подвергая опасности душу того, кто должен был исполнить его повеление. Иоав, который был предан более царю, нежели Богу, нарушил Закон Божий, потому что так повелел царь.

Давид получил от Бога власть, чтобы применять ее в соответствии с Божественным законом. Когда же он распорядился делать то, что противоречило Закону Божьему, то повиноваться Давиду означало бы совершить грех.

«Власти от Бога установлены» (Рим. 13:1), но мы не должны повиноваться им вопреки Закону Божьему. Апостол Павел в первом Послании к Коринфянам выдвигает принцип, которым мы должны руководствоваться. Он говорит: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1).

Давиду было послано донесение об исполнении его приказа, но его так мастерски составили, что не возникло никаких подозрений в причастности к убийству Урии Давида и Иоава. Иоав приказал посланному, говоря: «Когда ты расскажешь царю о всем ходе сражения, и увидишь, что царь разгневается… тогда ты скажи: «и раб твой Урия Хеттеянин также умер». И пошел посланный, и пришел, и рассказал Давиду обо всем, для чего послал его Иоав, обо всем ходе сражения».

Последовал ответ царя: «Так скажи Иоаву: пусть не смущает тебя это дело; ибо меч поядает иногда того, иногда сего, усиль войну твою против города, и разрушь его. Так ободри его».

Когда у Вирсавии окончились положенные по обычаю дни плача по мужу, «Давид послал, и взял ее в дом свой; и она сделалась его женою». Тот, чья чуткая совесть и высокое чувство чести не позволяли даже во время опасности, угрожавшей его жизни, поднять руку на помазанника Божьего, настолько пал, что убил одного из самых верных и доблестных воинов, при этом надеясь в результате своего преступления наслаждаться безмятежным счастьем. Увы! Как потускнело сверкающее золото! Как изменилось оно!

Сначала сатана живописует людям цели, которых они достигнут, преступив закон. Таким методом он обольстил ангелов. Так он искусил совершить грех Адама и Еву. И этим же способом он сегодня отвращает многих от повиновения Богу. Он рисует привлекательность путей беззакония, «но конец их – путь к смерти» (Притч. 14:12). Блаженны те, кто, рискнув ступить на этот путь, поняли, сколь горьки плоды греха, и вовремя свернули с него. Бог в Своей милости не допустил, чтобы Давид окончательно погиб в сетях обольстительного греха.

Также ради Израиля Бог счел нужным вмешаться в это дело. Прошло время, и о грехе Давида с Вирсавией узнали люди; распространились подозрения, что царь виновен в смерти Урии. Это бесчестило Господа. Он осыпал царя Своими милостями, возвеличил его, а грех Давида извратил сущность Бога и вызвал нарекания на Него. Это беззаконие усугубило нравственное падение Израиля, и многие уже не могли правильно оценивать грех, а те, кто не любил и не боялся Бога, стали еще разнузданнее.

Пророку Нафану предстояло пойти к Давиду и обличить его. Это было неслыханно суровое осуждение. Только немногие владыки способны выслушать такое обличение и не предать смерти обличителя. Недрогнувшим голосом Нафан сообщил Давиду Божественное решение, данная свыше мудрость помогла найти такие слова, чтобы пробудить в царе совесть и заставить его вынести самому себе смертный приговор. Обращаясь к Давиду как к тому, кто поставлен Небом защищать человеческие права, пророк рассказал ему историю о вопиющей несправедливости и насилии, требующих возмездия.

«В одном городе были два человека, – сказал он, – один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота; а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его: от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. И пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему».

Царь, страшно возмутившись, воскликнул: «Жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания» (2 Цар. 12:5-6).

Нафан устремил на царя проницательный взгляд, затем поднял руку к небу и торжественно сказал: «Ты – тот человек». «Зачем же, – продолжал он, – ты пренебрег слово Господа, сделав зло пред очами Его?» Виновные могут, подобно Давиду, попытаться утаить свое преступление, они могут приложить все усилия к тому, чтобы навеки скрыть от человеческих глаз содеянное ими зло, но «все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13). «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10:26).

Нафан сказал: «Так говорит Господь, Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем, и Я избавил тебя от руки Саула… Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав зло пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечем; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечем Аммонитян. Итак не отступит меч от дома твоего во веки… вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему… Ты сделал тайно; а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем».

Слова пророка глубоко тронули сердце Давида. Совесть его пробудилась, и стала очевидной вся чудовищность совершенного им преступления. Его душа в раскаянии склонилась пред Богом. Дрожащими губами он произнес: «Согрешил я пред Господом». Всякое зло, причиненное другим, возвращается от обиженных к Богу. Тяжек был грех Давида перед Урией и Вирсавией, и он глубоко сознавал это. Но сколь бесконечно велик был его грех перед Богом!

Хотя в Израиле и не было никого, кто мог бы привести в исполнение смертный приговор над помазанником Божьим, Давид трепетал, как бы над ним, согрешившим и нераскаявшимся, не разразился суд Божий. Но через пророка ему было сказано: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь». Однако нужно было восстановить справедливость. Смертный приговор, вынесенный Давиду, обратился на дитя его греха. Таким образом, царю была дана возможность раскаяться, хотя страдание и смерть ребенка как часть наказания Давида были для него мучительнее собственной смерти. Пророк сказал: «Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын».

Когда ребенок заболел, Давид, постясь и глубоко сокрушаясь, умолял сохранить ему жизнь. Он снял с себя царскую одежду, венец, день и ночь лежал на земле, в страшной тоске умоляя о душе, невинно страдающей за его вину. «И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел». Часто, когда отдельные люди или города подвергаются судам, то смирение и раскаяние перед лицом Вечномилующего и всепрощающего Бога отвращали наказание, и Господь посылал вестников мира. Ободряемый этой мыслью, Давид умолял о жизни, пока ребенок был жив. Узнав о его смерти, он спокойно покорился Божьему решению. Первый удар возмездия, которое он сам назвал справедливым, совершился, но Давид, полагаясь на милосердие Божье, не остался без утешения.

Многие, читающие эту историю падения Давида, спрашивают: «Почему Бог счел необходимым открыть миру мрачную страницу жизни того, кто был так высоко возвеличен Небом?» Пророк, обличая Давида, сказал об его грехе: «Ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его». Во всех последующих поколениях нечестивцы, указывая на Давида, запятнавшего себя этим грехом, восклицали, торжествуя и насмехаясь: «И это – человек по сердцу Божьему!» Таким образом, пятно позора легло на вероучение. Бог и Его слово подверглись поношению, люди черствели в неверии, и многие под маской благочестия бесстыдно предавались грехам.

Но в истории Давида нет ни малейшего поползновения оправдать грех. Когда царь повиновался воле Божьей, тогда он был назван человеком по сердцу Божьему. Когда он согрешил, эти слова больше не относились к нему, пока он в раскаянии не возвратился к Богу. Слово Божье ясно говорит: «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» (2 Цар. 11:27). Господь сказал Давиду через пророка: «Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав зло пред очами Его?.. Итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня». Хотя Давид и раскаялся в своем грехе и был прощен и принят Богом, он пожал гибельные плоды того, что посеял. Суды Божьи, разразившиеся над ним и его домом, свидетельствуют об отвращении Бога ко греху.

До этого времени провидение Божье сохраняло Давида от всех происков его врагов, особенно это видно в том, как Бог сдерживал Саула. Но грех Давида изменил его отношения с Богом. Господь никоим образом не мог оставить это беззаконие безнаказанным. Он не мог проявить Свою силу и защитить Давида от последствий его греха, как Он делал это, защищая его от враждебности Саула.

В самом Давиде произошла большая перемена. Дух его был сломлен сознанием своего греха и размахом его последствий. Он чувствовал себя униженным в глазах своих подданных. Его влияние уменьшилось. До сих пор успех Давида приписывался его добросовестному повиновению заповедям Божьим. Но теперь его подданные, зная о его грехе, могли начать свободно грешить. Его авторитет среди домашних, уважение и послушание сыновей ослабли. Чувство вины сковывало ему уста в то время, когда он должен был обличать грех. Это мешало ему вершить справедливость в собственном доме. Его дурной пример повлиял на его сыновей, и Бог не мог предотвратить последствия этого. Господь не вмешивается в закономерный ход событий, и поэтому Давид нес суровое заслуженное наказание.

Целый год после своего падения Давид, казалось, жил в полной безопасности. Не было заметно никаких признаков Божьего гнева. Но Божественный приговор уже прозвучал. Быстро и верно приближался день наказания и возмездия, которые не могли предотвратить ни раскаяние, ни душевная мука и стыд, омрачившие всю его земную жизнь. Тем, кто, ссылаясь на пример Давида, пытается уменьшить виновность своего греха, следует знать, что в Священном Писании путь беззакония изображен мрачными красками. Хотя, подобно Давиду, они и раскаются, им придется нести на себе последствия греха, и они увидят, как это тяжело и горько даже в здешней жизни.

Бог желал, чтобы история падения Давида явилась предостережением, чтобы даже те, кого Он щедро благословил и осыпал Своими милостями, не чувствовали бы себя в безопасности, не пренебрегали молитвой, помнили о необходимости быть настороже. И для тех, кто в смирении стремится усвоить все уроки Господа, эта история всегда была таковой. Благодаря этой истории тысячи поколений могли осознать опасность, которую представляет для них сила искусителя. Падение Давида, которому Господь дал столь великую славу, пробуждает в людях чувство недоверия к себе. Они понимают, что только Бог может защитить Своей силой тех, кто верит. Зная, что в Нем их сила и безопасность, они опасаются вступать на территорию сатаны.

Даже перед тем как Божественный приговор был объявлен Давиду, он уже успел вкусить плоды своего беззакония. Его совесть была неспокойна. В 31-м псалме раскрываются душевные муки, которые он тогда пережил:

«Блажен, кому отпущены беззакония,

и чьи грехи покрыты!

Блажен человек, которому Господь не вменит греха,

и в чьем духе нет лукавства!

Когда я молчал, обветшали кости мои

от вседневного стенания моего,

ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя;

свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху».

(Пс.31:1-4)

50-й псалом выражает раскаяние Давида, после того как он был обличен Богом:

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей,

и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною…

Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие,—

и возрадуются кости. Тобою сокрушенные.

Отврати лице Твое от грехов моих,

и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже,

и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего,

и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего,

и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим,

и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего,

и язык мой восхвалит правду Твою».

(Пс. 50:3-16)

Таким образом, в этой священной песне, которая должна была исполняться в собраниях его народа в присутствии приближенных: священников и судей, князей и воинов, и которая должна была поведать всем грядущим поколениям о его падении, израильский царь подробно рассказал о своем грехе, раскаянии и надежде на прощение милостью Божьей. Он не пытался скрыть свою вину – напротив, желал, чтобы и других многому научила печальная история его падения.

Раскаяние Давида было искренним и глубоким. Он не сделал ни одной попытки оправдать свое преступление. К молитве его побуждало не желание избежать грозившего ему наказания. Он видел только чудовищность своего греха против Бога, он видел низость своей души и ненавидел свой грех. Он просил не только о прощении, но и о сердечной чистоте. Давид не сдался в отчаянии. В обетованиях Божьих раскаявшимся грешникам он видел доказательства того, что Бог простит и примет его.

«Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее;

к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу дух сокрушенный;

сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

(Пс. 50:18, 19)

Хотя Давид пал, Господь поднял его. Теперь он был теснее связан с Богом и ближними, чем до падения. В радости спасения своего он пел:

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего;

я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»,

и Ты снял с меня вину греха моего…

Ты – покров мой; Ты охраняешь меня от скорби,

окружаешь меня радостями избавления».

(Пс. 31:5—7)

Многие считают Бога несправедливым, ибо Он пощадил Давида, вина которого была столь велика, и в то же время отверг Саула, который, по их мнению, не был так виновен. Но Давид смирился, исповедал свой грех, а Саул отверг обличения и ожесточил свое сердце в нераскаянии.

Эта история из жизни Давида исполнена великого значения для кающегося грешника. Это одна из самых ярких иллюстраций, показывающих нам битвы и искушения, выпадающие на долю человека, истинное раскаяние перед Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. Во все века этот пример является источником ободрения для тех, кто согрешил и изнемогает под бременем своей вины. Тысячи детей Божьих, которые согрешили и впали в отчаяние, вспоминая о том, как искреннее раскаяние и исповедание Давида было принято Богом, и невзирая на то, что он понес наказание за свое беззаконие, обретали бодрость, раскаивались и стремились вновь идти путем заповедей Божьих.

Всякий, кто после обличения Богом смиряет свою душу исповеданием и раскаянием, как это сделал Давид, может быть уверен, что для него есть надежда. Господь никогда не покинет истинно раскаявшуюся душу. Он обещает: «Разве прибегнет к защите Моей, и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною» (Ис. 27:5). «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7 – выделено автором).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Царь Давид

После смерти царя Саула царем еврейским стал Давид. Давид был самый лучший из всех царей еврейских. Он непоколебимо веровал в Бога истинного и старался исполнять Его волю. Он очень много перенес преследований от Саула и других врагов, но не озлоблялся, не поднял руки на Саула, как на помазанника Божия, а всю надежду возлагал на Бога, и Господь избавлял его от всех врагов. Давид был кроток и благочестив.

Но случалось Давиду впадать и в великие грехи. Тогда он до глубины сердца раскаивался в них, слезами омывал ночами ложе свое, и после становился еще лучше и еще больше любил Бога.

Так, вот, однажды под вечер царь Давид прогуливался на кровле (на крыше) царского дома и увидел очень красивую молодую женщину. Давид захотел иметь ее своею женою. Он узнал, что эту женщину зовут Вирсавия и она жена Урии Хеттеянина. Урия же в это время был на войне (война тогда была с аммонитянами). У Давида появилось сильное желание, чтобы Урия умер. Этого злого, греховного желания царь не победил в себе и приказал начальнику войска поставить Урию во время сражения так, чтобы его убили. Желание Давида было выполнено. Вирсавия, узнав о смерти мужа, плакала о нем.

Когда кончилось время плача Вирсавии, царь Давид послал за ней и взял ее в дом свой, и стала она его женою. Так царь Давид совершил большое зло, двойной грех, пред очами Божиими.

Скоро у Вирсавии родился сын, а Давид и не замечал, что он совершил великий грех перед Богом.

Тогда, по повелению Божию, пришел к царю Давиду пророк Нафан и сказал: «в одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой и растил ее вместе со своими детьми; она ела, пила, спала вместе с ним и была для него как дочь. Но пришел к богатому человеку странник. Чтобы угостить странника, богатый пожалел своих овец и волов, а взял овечку у бедняка и заколол ее для своего гостя».

Царь Давид сильно разгневался на такого человека и сказал Нафану: «жив Господь (т. е. клянусь Богом), человек, сделавший это, достоин смерти, а за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это и не имел сострадания».

Тогда Нафан сказал Давиду: «этот человек – ты. Так говорит Господь Бог: Я помазал тебя в цари над Израилем, Я избавил тебя от руки Саула, зачем же ты пренебрег слово Господа? Жену Урии ты взял себе, а его ты убил мечем аммонитян. За это меч не отступит от дома твоего. Я воздвигну на тебя зло из дома твоего».

И сказал Давид Нафану: «согрешил я перед Господом».

Нафан ответил ему: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь, но умрет родившийся у тебя сын». И пошел пророк Нафан в дом свой.

Давид понял, как зло поступил он и глубоко покаялся. Он со слезами молился Богу, постился, лежа на земле. На седьмой день ребенок умер.

Велик был грех Давида, но и раскаяние его было искреннее и великое. И Бог простил его. За время своего покаяния, царь Давид написал покаянную молитву-песнь (50-й псалом), которая является образцом покаяния и начинается такими словами: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой Меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня…»

За великую веру, кротость и послушание царя Давида, Господь благословил его царствование и помогал ему во всем.

Он успешно вел войны с соседними народами.

Давид завоевал город Иерусалим и сделал его столицею царства еврейского. Вместо обветшавшей Моисеевой скинии, он поставил в Иерусалиме новую скинию и торжественно перенес в нее ковчег завета. Давиду хотелось построить и постоянный храм, но Господь сказал: «Ты не построишь храма, потому что много воевал и пролил много крови; построит его сын твой, который будет царем после тебя».

Но в то же время Господь возвестил Давиду: «Престол твой устоит во веки». Это значило, что от его потомства произойдет Спаситель мира – Христос, Который будет царствовать во веки. И мы знаем, что Иисуса Христа часто называли сыном Давидовым.

Давид написал много священных песней, или псалмов, которые он воспевал в молитве к Богу, играя на гуслях или других музыкальных инструментах. В этих песнях-молитвах Давид взывал к Богу, каялся в своих грехах пред Ним, воспевал величие Божие и предсказывал пришествие Христово и страдания, которые будет терпеть Христос за нас. Поэтому святая Церковь называет царя Давида псалмопевцем и пророком.

Псалмы Давидовы часто читаются и поются в Церкви при богослужении. Священная книга, в которой находятся все эти псалмы, или песни, называется псалтирью. Псалтирь – лучшая книга Ветхого Завета. Многие христианские молитвы составлены словами из псалмов этой книги.

Давид царствовал сорок лет и умер в глубокой старости. Он еще при жизни своей назначил себе наследником сына своего Соломона. Первосвященник Садок и пророк Божий Нафан помазали его на царство. Перед смертью Давид завещал Соломону, чтобы он обязательно построил храм Божий.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, «2-я книга Царств» (2Цар.1–24), «1-я книга Паралипоменон» (1Пар.1–29).