Хананеянка и Иисус

Содержание

Иисус и Хананеянка: история одной жестокости

О том, почему Господу важно ответное искреннее чувство от Его творения — Дарья Сивашенкова.

Молитва хананеянки

Сегодня читался один из самых пререкаемых евангельских текстов о хананеянке, псах, детях и хлебе. Когда-то давно я писала о нем, получила кучу очень разных комментариев, но сейчас, перечитывая тот текст, понимаю, что в моем мнении ничего не изменилось.

21…Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. 22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 22. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28.Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. (Мф 15: 21-28)

…Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Итак, картина: день, солнце, жарко. Иисус с учениками идут по дороге (давайте придерживаться версии Матфея, в ней реплик больше; Марк, как обычно, считает, что краткость — сестра таланта), за ними бежит женщина, пытаясь их нагнать и окликая в голос, и уж наверное задыхаясь, и уж наверное самым жалобным голосом.

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

Толку мало, ученики на нее оглядываются, а Иисус как будто не слышит. Сирофиникиянка… Ну… Язычница, конечно, но это уже не смущает даже учеников – что, мало Иисус общается с язычниками? Он и с римлянами дружелюбен, к Нему и самаритяне подходят смело. Что, прощу прощения за дерзость, за муха укусила Его сегодня?

23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

ВНЕЗАПНО дом Израилев, я бы сказала. Апостолы натурально онемели, и немудрено. Нельзя противоречить Себе больше, чем противоречит Иисус, отговариваясь такой отговоркой. Представляю, как недоуменно переглянулись ученики – каждый из них мог мигом припомнить Христу исцеленных язычников-римлян и самаритян, которые тоже не были ах какими иудеями. Пока апостолы думают, какбэ поделикатнее намекнуть Учителю на эти обстоятельства, женщина подходит поближе.

25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Нож в сердце женщины, одно из тех мест Евангелия, которые уже 2000 лет ставятся в вину Христу и христианам. Знаете, здесь действительно очень трудно не начать возмущаться. Не пережить этот миг эмоционально. Не осудить Христа.

Но вся жалость и весь либерализм не могут того, что может Он, не знают того, что знает Он, а, следовательно, Он в Своем праве.

Имхо, имхо, но на самом деле они здесь говорят друг другу намного больше, чем написано. Разбирать можно не пофразно – пословно.

«Господи! Помоги мне!»

Она сирофиникиянка. Она из Финикии. Страны, где процветал один из самых жестоких и мерзких религиозных культов всей античности. Культ детоубийства. Культ приношения детей-первенцев в жертву их Господу – Молоху.

Вот, что пишет об этом культе Честертон в «Вечном человеке»:

«В Новом городе, который римляне звали Карфагеном, как и в древних городах финикийцев, божество, работавшее «без дураков», называлось Молохом; по-видимому, оно не отличалось от божества, известного под именем Ваала.

…почитателей Молоха никак нельзя назвать примитивными. Они жили в развитом и зрелом обществе и не отказывали себе ни в роскоши, ни в изысканности. Вероятно, они были намного цивилизованней римлян. И Молох не был мифом; во всяком случае, он питался вполне реально. Эти цивилизованные люди задабривали темные силы, бросая сотни детей в пылающую печь».

В Ветхом Завете мы встречаем крайне жесткое отношение к этому культу. Он считается мерзостью. «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» (Лев 18:21).

«Дочь моя жестоко беснуется…» И, я бы сказала, немудрено. Обряды финикийцев – это действительно бесовщина. Мы не знаем, почему беснуется дочь, но предположить-то можно.

Я предположу. Мне кажется, что беснование дочери – прямое следствие сатанинских культов, которые исповедовала эта женщина. Зримое действие дьявола. Зримый ответ их Господа – Молоха.

А теперь она называет Господом – Другого.

Иисус никогда, никогда не принимал подобных признаний от бесовских сил. Сколько раз Он изгонял бесов, сколько раз они пытались назвать Его Сыном Божьим – но Он воспрещал им, не желая слышать эту весть из этих уст (Лука 4:41). А сейчас перед Ним стоит та, чей народ называл Господом детоубийцу Молоха. И то же именование она обращает к Нему, Спасителю.

И в ответ звучит одна из самых жестоких новозаветных фраз.

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Это Он-то, Он. Кого пришлось убедительно отговаривать, когда Он порывался пойти и лично исцелить слугу римского сотника (Мф 8:5-10). Тоже, наверное, был тот еще правоверный иудей.

А если подумать…

Что вообще значит эта загадочная фраза, а?! Что значит «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам»? Ну, кроме того, что Господь явно нелицеприятно отзывается о финикиянах. О каком хлебе идет речь? Кто вообще предлагает что-то отбирать у детей, чтобы отдать собакам? Сила Господа – она что, сродни батарейке «Энерджайзер»? Если язычникам поможет, что, евреям меньше достанется?

И почему, в конце концов, римлянам можно помогать, а финикиянам – нет?! И что может перевесить в глазах Христа всю извращенную мерзость соединения человека и беса, чтобы Он отказывался помочь?

Это вторая крайне странная отговорка, по видимой правдоподобности очень похожая на «Я послан только к погибшим овцам дома Израиля». Тут бы и задуматься. Но на этом месте почти всем читателям и толкователям становится ужасно жалко женщину. И вместо того, чтобы думать головой, начинают думать сердцем, ну, и получается, что получается: ах, как Он мог, ох, Он пошутил, граждане, он меня сукой обозвал и в этом духе.

На мой взгляд, надо попробовать взглянуть на этот текст как бы из-за спины Христа, услышать Его голос. И особенно выделить слова «хлеб» и «псам».

Под хлебом Иисус разумеет Себя. Не первый, кстати, раз. Сравните хотя бы с Иоанном 6:48 и далее по тексту. Именно Себя, а не Свои способности целителя, Он не хочет отдавать.

Если Его называют Господом дети того народа, с которыми Он был всю историю, Его дети, от первенца Исаака до последнего новорожденного – можно ли позволить то же именование тем, чей «Господь» — детоубийца? Может ли Он принять их признание, что Он – их Господь? Может ли Он согласиться на такой, с позволения сказать, синкретизм и как бы толерантно подтвердить этим, что Господь один, только пути к Нему разные, и все религии проповедуют одно и то же, хоть бы они призывали детей сжигать, а хоть бы брать крест и следовать за Спасителем?

Приняв поклонение от детоубийц – не перестанет ли Он быть Господом для Своих детей?

На мой взгляд, это одна из самых ярких антисинкретических фраз Нового Завета. Господь не хочет быть Господом для бесов. И для бесопоклонников — тоже. И делить это именование с кем бы то ни было еще Христос не желает. Нет, все религии не едины, Господь для всех не один.

Слова Господь и Бог, синонимичные для нас, тогда еще не синонимичны. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог», — говорит Псалмопевец в 32-м псалме, и с лингвистической точки зрения это вовсе не идентично тому, чтобы сказать: «Блажен народ, у которого кавалерия есть конница».

Бог – Творец, создатель Сущего, источник жизни. И, конечно, Иисус – Бог для финикиян, как и для всех остальных небесных, земных и преисподних. Это типа данность. Но Господь Он только для тех, кто сам признает Его своим покровителем, своим Господом. Он не может быть покровителем только Своей волей, Ему обязательно нужно обратное искреннее человеческое признание. Христу неприятно, когда Его зовут Господом бесы – может быть, не столько потому, что это бесы – в конце концов, кому как не Ему помнить, что и они – Его создания – сколько потому, что они это делают лживо, льстиво и из страха.

Под псами Он, понятно, разумеет финикиян. И это слово тоже не случайно: однажды Он уже говорил про святыню, которую не следует давать псам.

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6).

Иисус не Господь финикиянке, Он прямо дает ей это понять, и в этом звучит некий отзвук грозного предостережения о последнем Суде. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21).

Она сказала: так, «Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф 15:27).

Мне завидно: как она Его слышит. Смотрите: они говорят так, как будто вокруг нет еще двенадцати парней. Они наедине, одни во всем мире. Спаситель и душа, которую Ему надо вытаскивать на свет.

Можно снова поддаться эмоциям и снова упрекнуть Его, что Он тянет нервы из несчастной матери, вместо того, чтобы исцелить ребенка, а потом уж рассуждать на богословские темы. Но при этом как-то забывается, что беснованием страдала не только дочь. В каком-то степени бесноватой была и мать. Она не искала спасения для себя, она-то не знала, как чудовищно поражена ее душа, но Христос это видел. Да, жалостливые комментаторы две тысячи лет не видят, а Он – видел.

И пытался до нее достучаться именно тогда, когда она была наиболее открыта Ему.

И достучался.

Исцели Он сперва дочь – весьма вероятно, что мать бы Его потом не услышала. Помните рассказ, как Он исцелил десять прокаженных, а поблагодарить Его пришел только один (Лк 7:12-19, кстати, вернувшийся был исцеленный самарянин – это снова к вопросу о «только к погибшим овцам дома Израилева»)? Много ли людей в радости способны слушать какие-то там предостережения? А ломать себя и тянуться через собственную боль к небесам – многие способны в радости?

Иисус режет по-живому, да, режет очень больно, да. Он вообще не страдал прекраснодушием. Если бы Он поднял женщину с земли с радостными словами «дочь Моя» — и немедленно исцелил ребенка — это была бы неправда, и прежде всего это повредило бы самой женщине. Можно пощадить самолюбие, но сильно навредить душе. Но по Божьей шкале ценностей душа стоит все-таки выше, поэтому Он не задумываясь пинает ее по самолюбию, по самоуспокоению, как, в общем, периодически делает с каждым из нас. Ему совершенно не хочется, чтобы мы отправились в ад в обнимку с бережно лелеемым чувством собственного величия – оно того не стоит. Он нас слишком любит, чтобы дать нам погибнуть из-за такой мелочи.

Она Ему пока не дочь. Она в самом деле – несмышленый щенок. До ребенка щенку еще расти и расти, но, по крайней мере, теперь есть ясная надежда вырасти в человека, вот такой, понимаете, неожиданный изгиб эволюции.

Два слова о «крохах», о которых самоуничиженно говорит женщина, а то тоже очень хочется сострадательно всхлипнуть. Не надо. Она очень правильно говорит. Таким новоначальным щенкам, как она, и нельзя ничего больше этих крох. Больше им просто не разжевать и не проглотить.

Потом, сильно позже, апостол Павел, говоря о новоначальных, о младенцах во Христе, скажет: «Я питал вас молоком, а не пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах…» (1 Кор 3:2). Логика, в общем-то, одинакова, с единственной разницей, что Павел имел дело с уже уверовавшими во Христа новоначальными, а Иисус – с той, которая еще не вполне отошла от бесопоклонства.

Тогда Иисус сказал ей в ответ: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф 15:28).

Нет, вы заметили, как фраза про «только к погибшим овцам дома Израилева» волшебным образом снова оказывается неактуальной? Вот где чудо-то.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Дарья Сивашенкова

Журналист.

  • Одержимость — реальные случаи одержимости людей бесами

    За всю историю человечества было зафиксировано много случаев, когда люди вели себя странно, разговаривали не своим голосом, бились в конвульсиях и так далее. Считается, что такое поведение свидетельствует о том, что в человека вселился демон.

    Что такое одержимость?

    Когда в человека вселяется дьявол или демон, то говорят об одержимости. Подселение может произойти намерено и в таком случае говорят об одном из видов порчи. Еще одержимость – это результат неправильно проведенного ритуала. Подселение может произойти, если ослабленный энергетически человек попадет в проклятые места. Пик распространения бесноватости приходится на Средние века. Есть три группы одержимых людей:

    1. Первыми управляют буйные или агрессивные демоны.
    2. Вторые живут вместе с бесом противоречия или лукавым.
    3. Третьи имеют неуравновешенный характер и могут быть как «овечкой», так и «волком».

    Одержимость в психологии

    Официальная наука полностью отрицает возможность подселения к человеку разных демонов. Одержимость – это психическая болезнь, которая называется какодемономанией. Чаще других припадкам подвержены люди, которые имеют зависимости, являются пассивными, открытыми или впечатлительными. В большинстве случаев они легко поддаются влиянию других людей. Известный психолог Зигмунд Фрейд назвал какодемономанию неврозом, при котором человек сам придумывает для себя демонов, а они являются результатом подавления желаний.

    Одержимость – болезнь или проклятие?

    Ученые, которые считают, что никаких демонов нет, многочисленные симптомы одержимости объясняют конкретными заболеваниями. При этом стоит заметить, что часто врачи не могут медицинскими методами помочь людям с подобными проблемами.

    1. Одержимость с научной точки зрения является проявлением эпилепсии, при которой возникают конвульсии, потеря создания и человек ощущает контакт с нематериальными вещами.
    2. Такой симптом, как резкие скачки настроения от эйфории до депрессии, свойственен для биполярного аффективного расстройства.
    3. Еще одно заболевание, которое можно спутать с одержимостью – синдром Туретта. В результате расстройства нервной системы наблюдаются множественные моторные тики.
    4. Известно в психологии и такое заболевание, как расщепление личности, это когда в одном теле находится несколько личностей, которые показывают себя в разные периоды. В результате один человек проявляется, как разные люди со своими вкусами, привычками и характером.
    5. Еще одно сравнение – одержимость или шизофрения, поскольку при заболевании возникают галлюцинации, бред и проблемы с речью.

    Признаки одержимости человека

    Если произошло подселение сущности, тогда жизнь человека начинает меняться. Сначала симптомы проявляются редко и не так сильно, но со временем все усугубляется. Основные признаки одержимости демоном:

    1. Бесы могут разговаривать устами человека, проклиная окружающих или призывая их отречься от Господа, причем использоваться могут не только известные языки, но и звериные рыки.
    2. Одержимые люди могут заниматься пророчеством, летать, видеть духов и так далее.
    3. Бесы придают человеку огромную силу, и он может рвать железные цепи, перемещать тяжелые предметы и отпихивать даже сильных мужчин.
    4. Одержимый может или деградировать, или наоборот проявлять повышенный уровень интеллекта.
    5. Происходят нарушения сна, человек часто видит кошмары и чувствует, будто кто-то наблюдает или даже ходит по телу.

    Как выглядит одержимый человек?

    Если в человеческом теле живет какая-то сущность, то это непосредственно отражается на его внешности.

    1. Происходит своего рода усыхание организма в результате полного истощения.
    2. Быстро теряется вес и наблюдается дистрофия, а происходит это из-за того, что человек либо ест мало, либо полностью отказывается от еды. Это сопровождается другими последствиями: усталостью, слабостью, головными болями и так далее.
    3. Если интересует, как понять, что человек одержим бесами, тогда стоит знать, что один из явных признаков – изменение глаз, которые становятся мутными, хоть зрение и остается прежним.
    4. Изменяется и цвет кожи, которая становится более темной. Этот симптом является очень страшным.

    Признаки одержимости бесами в православии

    Священнослужители указывают, что главный признак наличия демонов в человеке – нетерпимость ко всему, что имеет отношение к Господу. Даже разговоры о вере у него будут вызывать неприятные чувства. Одержимые боятся священников, освященных предметов, разных святынь и так далее. Верующие утверждают, что признаки одержимости бесами проявляются в разных психических нарушениях, поскольку демоны повреждают ум человека. Они способны наводить на своих жертв много известных и неизвестных болезней.

    Какие чувства испытывает человек при одержимости?

    Поскольку научно возможность подселения демонов не доказана, остается полагаться на свидетельства людей, которые уверяют, что в них жили демоны.

    1. Ощущается постоянное присутствие какой-то сущности внутри, которая постоянно пытается подавить мысли и слова.
    2. Люди одержимые бесами слышат голос, который заставляет делать неприемлемые вещи и всеми возможными способами подчиняет.
    3. Есть свидетельства, что жертвы ощущали или прилив сил и хотелось свернуть горы, или наоборот, их упадок и казалось, будто приближается смерть.

    Реальные случаи одержимости

    Известно огромное количество свидетельств о людях, которые были подвержены атаке темных сил. Некоторые из них являются лишь плодом фантазии, но есть истории, имеющие документальные или фото подтверждения.

    1. Клара Германа Целе. В Южной Америке проживала Клара, которой было 16 лет. В 1906 году на исповеди она сказала, что чувствует внутри демона. Сначала ей не поверили, но состояние девушки с каждым днем ухудшалось. Были документально зафиксированы свидетельства людей, которые слышали, что она разговаривала не своим голосом и вела себя неадекватно. Ритуал экзорцизма проводится в течение двух дней.
    2. Роланд Доу. В перечень людей, которые были одержимые демонами, входит и этот мальчик, история которого произошла в 1949 году. Он развлекался со спиритической доской, и через несколько дней умерла его тетя. Пытаясь связать с ней, Роланд заменил, что вокруг происходят странные вещи: тряслась икона Иисуса, слышались разные крики, летали предметы и так далее. В дом пригласили священника, и он увидел, как летают и падают предметы, тело мальчика покрывается разными символами и так далее. Было проведено 30 сеансов экзорцизма, чтобы достичь выздоровления. Существует более 14 документальных свидетельств того, как кровать с мальчиком парила в воздухе.
    3. Аннелиза Михель. Одержимость этой девушки начала проявляться, когда ей исполнилось 16 лет. Ей поставили диагноз эпилепсия, но лечение было бесполезным. Состояние девушки ухудшалось и в 1975 году, был проведен первый ритуал экзорцизма. Было проведено 70 обрядов и 42 из них записаны на диктофон. Спасти Аннелизу не удалось.

    Как помочь одержимому человеку?

    Если неожиданно человек стал вести себя странно и в нем проявляется бесноватость, важно не растеряться и создать все возможные условия, чтобы одержимый не причинил вред себе и окружающим. Есть несколько советов, как вести себя с одержимыми людьми:

    1. Не нужно провоцировать бесноватого человека и вызывать в нем агрессию, поскольку он не отвечает за свои действия. Лучше соглашаться со всем, что он говорит, контролируя ситуацию.
    2. Лучше всего уложить одержимого на кровать или посадить на диван. Следует по максимуму ограничить его передвижения по комнатам, чтобы он не навредил себе.
    3. Постарайтесь успокоить человека, чтобы он как можно быстрее вернулся в нормальное сознание. Если приступ спровоцировал какой-то предмет, например, икона, то уберите его подальше.

    Как избавиться от одержимости?

    Издавна главными борцами с нечистой силой являются священнослужители, которые проводят обряды экзорцизма. Не все могут выполнять эту миссию и есть специальные церковные школы, где обучают таинствам проведения обрядов, чтобы убрать одержимость. Есть магические ритуалы, которые можно проводить самостоятельно, не имея какой-либо подготовки, главное, соблюдать все правила и верить в их силу. Одержимые люди должны попросить, чтобы обряд провели близкие люди, которые имеют друг с другом плотную связь.

    1. Для ритуала следует подготовить воду, которую стоит набрать из чистого водоема во время утренней зари. Придя домой, поставьте ее на ровную поверхность, зажгите рядом свечу, купленную в церкви. Прочитайте над водой семь раз заговор №1.
    2. После этого необходимо сильно зевнуть и три раза сказать заговор №2, чтобы убрать одержимость.
    3. Когда последние слова будут произнесены, повернитесь через левое плечо, дуньте, плюньте и обрызгайте заговоренной водой одержимого. Оставшуюся жидкость нужно дать ему выпить. Можно проводить этот ритуал и на самого себя.

    Молитва от одержимости

    Есть специальный молитвенный текст, который можно использовать, чтобы изгнать демона. Читать его необходимо в полном одиночестве, в противном случае демон может перейти к другому человеку. Важно обязательно надеть нательный крест, как бы демон внутри не противился. Молитва от одержимости должна повторятся в моменты, когда нечисть проявляется. Текст необходимо повторять до тех пор, пока состояние не улучшится. Важно не поддаваться влиянию демона и продолжать читать молитвенный текст. Когда бесы будут изгнаны, необходимо обязательно поставить себе православную защиту.

    Книги про одержимость демонами

    Тема экзорцизма является популярной, поэтому в книжных магазинах можно найти несколько достойных книг на эту тему.

    1. «Изгоняющий дьявола» У.П. Блэтти. История рассказывает о жизни киноактрисы, которая замечает, что поведение ее дочери изменилось и в итоге она видит в ней признаки одержимости дьяволом.
    2. «Энциклопедия колдовства и демонологии» Р.Х. Роббинс. В этом произведении собрано и систематизировано много информации, связанной с демонами и Дьяволом.

    Бесноватые, они же одержимые бесами: признаки и реальные случаи

    Об одержимости многим известно только из фильмов, сериалов, документальных телепередач. Большинство считает это выдумкой, мифом, «страшилкой» для наивных людей, да и существование демонических сил кажется абсурдом. Так ли это на самом деле?

    Под одержимостью понимается два состояния: первое связано с нечистыми силами, когда человек находится под влиянием злых духов. Второе является предметом изучения психиатров. Поэтому одержимость может быть и духовным состоянием, и психическим расстройством.

    Одержимость — это состояние, при котором человек подчинен одной конкретной идее, мысли или желанию.

    В Библии одержимость рассматривается как постоянное присутствие греховных мыслей, с которыми невозможно справиться самостоятельно.

    Когда душой человека завладевает дьявол, он не может контролировать себя. Помочь ему в таком случае может только церковь.

    История

    Первые случаи экзорцизма, или изгнания дьявола, были описаны еще в Месопотамии в 4000 году до н. э. В те времена в разных культурах обряд изгнания дьявола был обычным делом. Каждый человек, который имел право лечить и называться лекарем, знал заговоры и заклинания против злых духов и мог применять их на практике. Разные народы и религии имели собственные представления об одержимости.

    Ислам

    Феномен одержимости шайтанами (джиннами) в мусульманской культуре определяли по неадекватному поведению, галлюцинациям, психическим нарушениям. Под подозрение у мусульман попадали люди, которые падали в обмороки, страдали от кошмарных сновидений, внезапных болей.

    Более того, в исламе были свои взгляды на то, что из себя представляют джинны.

    Мусульманские бесы проживают в собственном мире, они происходят из бездымного пламени, полностью свободны от каких бы то ни было норм и правил, не могут быть увидены человеческим глазом.

    Бытует мнение, что джинны могут вселяться толпами в одного человека, если он грешен, отошел от исламской религии или не верен Аллаху. Избавление от одержимости происходит, когда специально обученный человек читает над бесноватым Коран.

    Иудаизм

    Случаи одержимости в иудаизме известны с древнейших времен (516 год до н. э.). Намного позднее под влиянием различных сохранившихся записей появилась концепция диббука.

    В каббалистической литературе диббук олицетворял злого духа, который был грешен в прошлой жизни, из-за чего не может переродиться в новое тело. Дух находится на границе двух миров, поэтому цепляется за чужие тела и души и паразитирует на них.

    Чтобы изгнать диббука, собиралось общество верующих во главе с праведником, который и отвечал за этот процесс.

    Буддизм

    Еще в Средневековье в Японии были широко распространены народные истории о призраках и дьяволе, которых монахи изгоняли под защитой самого Будды. Существовал даже обряд, суть которого сводилась к продолжительному чтению мантр и откупу от духа бобами. В те времена стали появляться амулеты и обереги.

    В тибетском буддизме демоны стоят практически на одной ступени с людьми. Их кормят, умиротворяют, выкупают у них людей жертвоприношениями. Но в некоторых случаях проводят ритуалы по принудительному изгнанию духов.

    Аюрведа

    Аюрведой называют отдельное течение традиционной индийской медицины. В ней, в отличие от других обществ, появление дьявола в мире живых не является наивным суеверием или народным поверьем.

    Индийцы всегда считали, что между физическим и энергетическим миром существует очень тонкая грань, которую легко преодолеть. Кроме того, очевидным был тот факт, что два мира всегда взаимодействуют между собой: они будто переплетены тонкими нитями.

    Раздел аюрведы, посвященный демонологии, называется граха-чикитса. В нем рассматривают именно тех духов, которые способны навредить человеку. Лечение одержимости у индийцев тесно переплетено с чтением мантр и молитвами.

    Признаки дьявола в человеке

    Если вспомнить кинематограф и перебрать в памяти фильмы об одержимости, можно прийти к выводу, что одержимость достаточно просто диагностировать невооруженным глазом.

    Герои кино, власть над которыми взял бес, начинают разговаривать нечеловеческим голосом и на несуществующем языке, руки и ноги выгибаются в разные стороны. Они, конечно, имеют место быть, но одержимость может сопровождаться более слабой симптоматикой.

    Признаки дьявола в человеке могут быть следующими:

    • агрессивный настрой к церкви;
    • приступы эпилепсии, судороги;
    • классические симптомы психических расстройств: галлюцинации, странное поведение;
    • дискомфорт в обществе человека, который читает молитвы;
    • непереносимость, страх святой воды;
    • появление способностей: телекинез, левитация, телепортация;
    • навязчивые мысли о суициде или убийстве;
    • отсутствие чувства стыда, вины, жалости, сочувствия;
    • построение речи от лица того, кто управляет человеком;
    • ксеноглоссия — речь на не знакомых ранее человеку языках.

    Признаки одержимости могут проявляться и на физическом, и на духовном уровнях. Причем у каждого встречаются разные симптомы: подражание звукам животных (лай, вой), временный паралич всего тела или его части, необъяснимая сила (способность понимать неподъемные вещи), изменение цвета глаз или кожи, резкая потеря веса или, наоборот, появление огромного живота.

    Многие бесноватые не могут входить в храм, смотреть на иконы или прикасаться к ним, к церковным свечам, крестам, святой воде. Они испытывают непреодолимую агрессию, злость, а порой и физическую боль, потому что дьявол пытается оградить человека от божественного влияния.

    Как вселяется бес в человека?

    Священнослужители сходятся во мнении, что больше всего подвержены одержимости грешники. Греховные мысли и пороки притягивают темные силы. Скопление нераскаянных грехов в душе для дьявола то же самое, что мягкая кровать для уставшего человека: он с удовольствием там поселяется.

    Также бесы выбирают простых людей, потому что в них просто вселиться, магов, экстрасенсов, служителей черной магии, тех, кто занимается оккультизмом, и детей, потому что на них ложатся грехи родителей.

    Когда бес вселяется в человека, это может проявляться двояко. В первом случае кажется, будто в человеке живет две личности: добрый, спокойный, отзывчивый человек и бесчувственный, озлобленный тиран. Это состояние легко спутать с шизофренией.

    Во втором случае дьявол порабощает человека полностью. Личность становится неуправляемой и легко поддается греховным страстям: разврату, вредным привычкам (алкоголизм, наркомания, курение), азартным играм, криминальным наклонностям.

    Бес никогда не вселяется быстро. Изначально он пытается проникнуть в глубину души, появляется редко, быстро исчезает. Постепенно он приходит все чаще и чаще до тех пор, пока не начинает распоряжаться душой полностью.

    Принято считать, что от бесноватости можно избавиться при помощи поста, креста и молитвы, но не всегда этого бывает достаточно. Существует специальный обряд для изгнания дьявола, в народе известный как экзорцизм.

    Этот обряд не может проводить любой человек, более того, не каждый священник имеет на это право. Для ритуала обязательно нужны особые молитвы, окуривание ладаном, миропомазание.

    Во время экзорцизма одержимый может проявлять невиданную силу сопротивления, поэтому присутствует, как правило, несколько священнослужителей.

    Реальные случаи

    Клара Германа Целе

    Одна из студенток Миссии Святого Михаила в Южной Африке в 1906 году стала жертвой дьявола. До сих пор непонятно, почему темные силы выбрали в качестве убежища тело хрупкой шестнадцатилетней девушки.

    Первым признаком бесноватости Клары стало свободное владение несколькими языками. Позднее она начала видеть события ближайшего будущего, читать мысли людей, поднималась с кровати на высоту нескольких метров и зависала в воздухе, издавала нечеловеческие звуки.

    В итоге было принято решение провести обряд экзорцизма. Для этого были вызваны два священника, один из которых едва не погиб от рук одержимой. Противостояние молитв и дьявольской силы длилось двое суток, после чего бес покинул тело Клары Целе.

    Аннелиза Михель

    Случай Аннелизы Михель является одним из самых известных случаев одержимости во всем мире. История девушки легла в основу фильма «Шесть демонов Эмили Роуз».

    В 16-летнем возрасте девушка поступила на лечение в психиатрическую клинику с диагнозом эпилепсия и психическое расстройство. Однако чем больше времени Аннелиза проводила в клинике, тем больше у врачей возникало сомнений и страшных предположений насчет ее состояния.

    У нее случались эпилептические припадки, паралич всего тела по ночам, появлялись галлюцинации. Диагностика не помогла выявить каких-либо отклонений в мозгу, а сама Аннелиза стала утверждать, что видит лицо Дьявола.

    Изначально ей никто не верил, пока она не стала вести себя крайне странно: разрывать на себе одежду, есть пауков и уголь, слизывать собственную мочу с пола, а однажды откусила голову мертвой птице. Когда в одержимости Аннелизы уже никто не сомневался, было дано согласие на проведение обряда экзорцизма.

    В результате за 10 месяцев было проведено 67 обрядов изгнания дьявола, и за это время она практически ничего не ела и не пила. В 1976 году одержимая умерла. На момент смерти она весила около 30 кг при росте 166 см.

    Роланд Доу

    История 14-летнего Роланда Доу, настоящее имя которого Робби Магнейм, известна многим по фильму «Изгоняющий дьявола».

    Признаки одержимости у подростка появились после того, как его тетя предложила поиграть с доской для спиритических сеансов. С того дня в доме стали происходить жуткие вещи.

    Роланд стал разговаривать на непонятных языках, по утрам на его теле обнаруживались странные царапины, напоминающие следы от когтей, после чего было принято решение вызвать священника.

    Мальчик пережил более 30 обрядов экзорцизма, и последний был удачным. В результате вся больница, в которой лежал Доу, слышала звериный тоскливый вой и чувствовала сильный запах серы.

    Видео по теме

    О признаках наличия беса в человеке в видео:

    Одержимость до сих пор вызывает множество сомнений, однако служители церкви не сомневаются, что дьявол может завладеть душой человека. Верить в существование феномена или нет — личное дело каждого, но зафиксированные в истории реальные случаи бесноватости и экзорцизма являются основным доказательством того, что грань между земным и потусторонним миром очень тонка.

    Вера жены-хананеянки

    … Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. (Мф. 15; 21–28)

    Пределы Тирские Ныне читано было, братья мои, из Евангелия от Матфея повествование о неотступном прошении ханаанской женщиной Иисуса Христа за бесноватую свою дочь (Мф. 15, 21–28). Поучительна для нас, братья и сестры, эта хананеянка – мать! Любовь к дочери, жестоко страдавшей от бесовской мучительской силы, побудила ее искать спасения несчастной у божественного, всемогущего Чудотворца, и она не отстала от Благодетеля и Спасителя, доколе не получила просимого, хотя и были нелегкие искушения ее вере и дерзновению! Ей был, по-видимому, отказ и раз, и два, и три, но она не смутилась, не отчаялась, не сказала: «Нет, не стану более просить и беспокоить — видно, я недостойна», но все питала твердую надежду на Чудотворца. Сначала Сердцеведец не отвечал ей ни слова на ее просьбу – для того, чтобы возбудить в ней сильнейшую веру и надежду и пламеннейшую молитву, ибо от препятствий вера и надежда с молитвой более и более получают в иных силы и крепости, более возгораются, тогда как в маловерных и слабодушных ослабевают или и совсем погасают. Действительно хананеянка не ослабела в вере, уповании и молитве, но еще сильнее стала просить и кричать, идя вслед за Господом и учениками, так что за нее стали они ходатайствовать, чтобы отпустил ее. Господь, как бы не желая слушать ни ее, ни учеников, говорит, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, т. е. к евреям, коим даны были обетования, откровения, пророчества о пришествии Его в мир и спасении через Него людей. Несмотря на вторичный отказ, она подходит к Самому Господу, кланяется и говорит: «Господи! Помоги мне». Приметьте, сколь велики ее вера, упование, дерзновение! Будучи язычницей, она исповедует Его Господом, Сыном Давидовым, всемогущим Царем духов, уповает на Его бесконечную благость, объемлющую не только евреев, но и язычников, и, как раба Господу или – лучше – как дщерь Отцу, смело говорит: «Господи! Помоги мне». Когда же Господь сказал: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам», разумея под псами язычников, не ведавших истинного Бога, к числу коих принадлежала и эта женщина, она нимало не оскорбилась таким названием, сознавая, что она достойна такого поносного имени, и сказала: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Такая вера, такое упование, смирение, терпение были приятны Спасителю – он похвалил ее за великую веру и сказал: «О женщина! Велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот час. Да, такой матери стоит рукоплескать!

    Такую же веру Господь нашел в одном сотнике римском, тоже бывшем идолопоклоннике, у коего был при смерти любимый слуга, исцеленный Господом по просьбе и великой вере сотника, и в похвалу его Господь сказал: Я и в Израиле такой веры не нашел (Мф. 8, 10).

    После этого я скажу всем вам, братья и сестры: научитесь так веровать, так надеяться и так просить Господа или Божию Матерь, с такой смелостыо и неотступностью, как просила хананеянка за дочь свою, как просил сотник за слугу своего, – и получите по желанию, если оно угодно Богу и вам на пользу. Просите, – говорит Господь, – и дастся вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Хананеянка изображает душу нашу, бесноватая дочь ее – многострастную плоть нашу, на всякий день беснующуюся разными страстями. В какой беде была хананеянка и дочь ее, в такой беде находимся и мы с вами. От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой! (Антифон 4-го гласа).

    От чего страсти, эти бесы, действующие в сердцах, так нагло господствуют нередко над людьми, мучают, терзают, срамят одержимых ими людей? Оттого, что эти люди не имеют крепкой веры, не молятся горячо и неотступно, не имеют твердого желания избавиться от них.

    О, кто бы нам послал такую мать, как хананеянка, которая бы помолилась о нас ко Господу с такой же верой, надеждой и любовыо, как та о своей дочери, чтобы ради ее молитвы Господь помиловал нас и изгнал из нас страсти наши, исцелив нас от бешенств наших? Ибо плоть наша зле беснуется. Но, братья, не хананеянке чета есть у нас Молитвенница и Ходатаица непостыдная и премилосердая, Сама всеблагая и Пречистая Матерь Бога нашего, готовая всегда ходатайствовать пред Сыном Своим и Богом об избавлении нас от бешенства и неистовства страстей, только бы мы к Ней всегда с верой и упованием, в покаянии, от искреннего сердца прибегали с молитвой о помощи. Ее ходатайство всесильно, верно, благонадежно, ибо Она – Мать Самого Господа и Творца твари и Сын Ее и Бог, как должник Матери, исполнит всякое Ее прошение за нас. К Ней, в Ее державный покров, будем всегда прибегать. Но и сами будем изощрять и умножать свою веру в Господа, свое упование и свою любовь к Богу и ближним и непрестанно прибегать в покаянии к Самому Господу, как та хананеянка, ибо Господь всем нам дал право обращаться смело и к Нему Самому: Просите, и дастся вам; и еще: Все, о чем попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22).

    Так, братья и сестры, велика сила веры! Чем сильнее вера наша, тем большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку, и нет греха, нет столь великой скорби, беды, от коих не могла бы спасти вера. Она грехи очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет, скорби врачует, болезни исцеляет, от смерти избавляет, мертвых воскрешает; врагов претворяет в друзей, грешников – в праведников; она горы переставляет; она всякие чудеса содеевает. Один гражданин в некотором городе, живущий верой и ведущий упорную брань со страстями, как воин Христов, говорил мне в беседе со мной, что он ежедневной и ежечасной молитвой покаяния и веры почти непрестанно восхищает у Бога спасающую его от всех грехов и страстей силу, что при бесчисленных искушениях и внутренних грехопадениях он в конце концов всегда является победителем страстей и прогонителем бесовских мечтаний и наваждений, разрушителем козней демонских – словом, что он по милости Божией и по вере Божией, данной ему, есть постоянное чудо сам для себя. Вот что значит молитва веры, молитва покаяния! Так будем веровать, так будем молиться и так будем побеждать свои страсти! Аминь.

    21. Исцеление дочери хананеянки.

    21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

    (Мк. 7:24). Как у Матфея, так и у Марка совершенно неясно “оттуда.” Ориген полагал, что из Геннисарета, по которому Спаситель путешествовал (14:34; Мк. 6:53); а удалился, может быть, вследствие того, что слушавшие Его фарисеи соблазнялись по поводу речи о предметах, оскверняющих человека. Удалившись от Израиля, Иисус Христос приходит в пределы Тирские и Сидонские. У Иоанна Златоуста, Феофилакта и других много, при толковании настоящего места, рассуждений о том, зачем же Спаситель говорил ученикам, чтобы они на путь язычников не ходили, когда Сам идет к ним. Ответ дается в том смысле, что Спаситель отправился в пределы Тирские и Сидонские не для проповеди, а чтобы “скрыться,” хотя и не мог этого сделать.

    Из этих толкований ясно, что Спаситель, вопреки обычному мнению, “переступал границы Палестины” и, хотя и немного, находился в языческой стране. Если мы согласимся с этим, то дальнейшая история представится нам несколько понятнее.

    Тир (по-еврейски цор – скала) был знаменитый финикийский торговый город. Около времени завоевания царства Израильского Салманассаром (721 года до Р. X.) ассирийцы осадили его, но не могли взять после пятилетней осады и только наложили на него дань (Ис. 23). Около времени разрушения Иерусалима (588 г. до Р. X.) Навуходоносор обложил Тир и взял его, но не разрушил. В 332 году до Р. X., после семимесячной осады, Тир был взят Александром Македонским, который распял 2 000 тирян за сопротивление. Тир теперь называется Эс-Сур. С 126 г. до Р. X. Тир был самостоятельным городом с эллинистическим устройством.

    (Ныне это города на территории Ливана – So?re (Tyre – Тир), и Sa?da – (Sidon – Сидон). Прим. ред.)

    Сидон (рыбный город, рыбная ловля, рыболовство, корень одинаковый с “Вифсаида”) был древнее Тира. О Сидоне часто упоминается в Ветхом Завете. В настоящее время в нем до 15 000 жителей; но торговое его значение уступает Бейруту. Сидон называется теперь Сайда.

    22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

    (Марк 7:25). Рассказа, изложенного в 22 стихе и потом в Мф. 23, 24, ни у Марка, ни у других евангелистов нет. Выражения Мк. 7:25 совсем иные, чем у Матфея. Матфей и Марк называют эту женщину различными названиями: Матфей – хананеянкой, Марк – гречанкой (??????) и сиро-финикиянкой. Первое название – хананеянка – согласуется с тем, что сами финикияне называли себя хананеями, а свою страну Ханааном. В Быт. 10:15-18 перечисляются потомки Ханаана, сына Хама, в числе которых первым значится Сидон. Из показания Марка,что женщина была гречанка, можно заключать, что она называлась так только по языку, на котором, по всей вероятности, говорила. В Вульгате это слово переведено, впрочем, через gentilis – язычница. Если этот перевод верен, то слово указывает на религиозные верования женщины, а не на ее наречие. Что же касается названия “сиро-финикиянка,” то так назывались финикияне, жившие в области Тира и Сидона, или Финикии, в отличие от финикиян, живших в Африке (Ливии) на северном ее берегу (Карфаген), которые назывались ???????????? – карфагенянами (лат. poeni). Откуда эта женщина узнала о Христе и о том, что Он – Сын Давидов, – неизвестно; но весьма вероятно – по слухам, потому что в Евангелии Матфея встречается прямая заметка, что слух о Христе распространился по всей Сирии (Мф. 4:24), бывшей поблизости от Финикии. О последней в Евангелиях не упоминается. Женщина называет Христа сначала Господом (?????) и потом Сыном Давидовым. Название Христа Господом в Новом Завете обычно. Так называет Христа сотник (Мф. 8:6, 8; Лк. 7:6) и самарянка (Ин. 4:15, 19). Против мнения, что женщина была прозелиткой врат, говорит ст. 26 (Мк. 7:21). Но выражение “Сын Давидов” может указывать на ее знакомство с иудейской историей. В предании она известна под именем Юсты, а дочь ее – Вероники. Женщина говорит: помилуй не дочь мою, а меня. Потому что болезнь дочери была болезнью матери. Она не говорит: приди и исцели, но – помилуй.

    (Прозелиты – cлово прозелит (еврейск. гейр и гейрим, от гур – пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо) означает чужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца (Быт. 23:4;Исх. 2:22; 22:21 Числ. 19:14; 15:29-30; 35:15; 1 Пар. 29:15; Псал. 38:13; Иep. 22:3; Зах. 7:10) У семидесяти толковников слово это переводится различно, в особенности же словом proshlutV и другими подобными (paroicoV; prepidhmoV, xenoV, geiwraV, ioudaizonteV) ProshlutoV; (от prosercomai – прихожу) – собственно пришелец, потом всякий переходящий из одной земли в другую, от одной общины к другой, особенно из одной веры в другую, новообращенный в какую-либо веру. Так, в особенности назывались новообращенные в веру иудейскую из язычников (Матф. 23:15; Деян. 2:10, 6:5; 13:43 идр.). Пришельцы и иноземцы жили среди иудеев или израильтян со времени самого исшествия их из Египта (Исх. XII, 38; Лев. 24:10-16; Числ. 11:4; 1. Нав. 6:24; 8:35). В последующее время, при возрастающем благосостоянии Израиля, число их увеличивалось (2 Пар. 2:17).Некоторые яз П. принимали обрезание и потому могли участвовать в жертвоприношениях и праздновании Пасхи, со временем они вступали совершенно в общество израильское (Исх. 12:44, 48; Числ. 15:14-16). П., всецело принявшие веру иудейскую, назывались П. правды, Сынами завета, совершенными израильтянами. Другие пришельцы пользовались покровительством законов, служили в войске, при дворе, в числе телохранителей царских (ср. 2 Цар. 11:6; 15:18; 24:16; 1 Цар. 11:39, 46 и пр.), но, по-видимому, не принимали всецело закона Моисеева (Числ. 10:29, Суд. 1:16; 4:11; 1 Цар. 15:6; Иерем. гл. 35). По преданиям иудейским, этим П. вменялось в обязанность соблюдать так назыв. Ноевы законы. Они не принимали обрезания, но вместе с иудеями посещали храм иepycaлимский, приносили жертвы через священников и пользовались некоторыми правами; такие П. назывались П. врат. Название это, может быть, заимствовано из выражения: “пришлец, который в жилищах твоих,” по-еврейски – “во вратах твоих” (Исх. 20:10; Второз. 14:21; 24:14), а может быть, произошло от того, что эти П. могли доходить только до врат притвора храма. Прозелитизм усилился, когда между иудеями стало ослабевать соблюдение отечественных законов и распространились нравы языческие, как это было по смерти Симона Праведного (ум. 1981г. до Р. Хр.), при первосвященнике Иасоне, когда много являлось отступников от веры (1 Маккав. 1:11; 2 Мак. 4:7-20). Такое отступничество должно было возбудить усиленную ревность в истинных поклонниках Всевышнего. Со времен Маккавеев особенно сильно стала расти ревность к обращению язычников в иудейскую веру, и Число П. стало умножаться. Так, Иоанн Гиркан принудил идумеев принять обрезание, Аристовул – итуреев; так же действовал Александр Ианней. К этому же времени относится и ревность фарисеев к обращению язычников, но она большей частью происходила не из чистых религиозных побуждений и делала обращенных лицемерами. И. Христос называет их сынами геенны, худшими самих фарисеев, обративших их (Матф. 23:15); по свидетельству Иустина Мученика, они были самыми жестокими врагами и преследователями христиан. Примером может служить Ирод Идумеянин, с его семейством. Были, однако, среди иудеев и такие, которые имели благотворное влияние на язычников. В Священном Писании они называются людьми богобоязненными, набожными, благочестивыми. Ко времени пришествия Христа Спасителя, многие благомыслящие язычники, не находя удовлетворения ни в религиозных обрядах, ни в языческой философии, страстно жаждали божественной истины, сокрытой в Ветхом Завете, хранителями которой были Иудеи. Общение с иудеями, особенно благочестивыми, знакомство через них со священными книгами, с пророчествами о Мессии – все это имело благодетельные последствия для язычников, и, тем более, что тогда далеко уже распространилось ожидание Искупителя (ср. Матф. 2:1 сл.; Иоан. 12:20-21; Деян. 8:27-28; 15:21). В великие праздники такие язычники приходили в Иерусалим на поклонение; внешний двор храма для них был открыт (ср. Деян. 21:28);они посещали и синагоги (Деян. 13:42-44). Сотник, построивший иудеям синагогу, вероятно, был из подобных почитающих Бога язычников (Лук.7:2-10). Христианская вера усваивалась ими особенно легко (Деян. 2:7-12; 8:27, сл.; 10:1, сл.; 11:19-21; 13:42-44; 17:4,12,17; 18:4,7 и др.). См. прот. П. Содирский, “Опыт библейского словаря собственных имен” (т. III, СПб., 1883). Прим. ред.)

    23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

    Сопоставляя рассказы Матфея и Марка, мы должны представить дело так. Спаситель прибыл в языческую территорию вместе со Своими учениками и взошел в дом, чтобы “утаиться” или скрыться (?????? – Марк). Причины того, что Спаситель “не хотел, чтобы кто узнал” о Его пребывании в Финикии, нам неизвестны. Но здесь не было ничего несоответственного или несогласованного с Его другими действиями, потому что Он поступал так и в других случаях, удаляясь от толпы и для молитвы (Мф. 14:23; Марк 1:35; 7:46; Лк. 5:16 и проч.). Можно предполагать, что в настоящем случае удаление Христа от Израильского общества произошло ввиду великих событий, требовавших уединения, о которых рассказывается в Мф. 16-17 (исповедание Петра и преображение). Крик женщины, как казалось ученикам, не соответствовал намерению Христа остаться наедине, и они просят Его отпустить ее (ср. Мф. 19:13). В слове “отпусти” (???????? – ст. 23) не выражается того, что ученики просили Христа удовлетворить просьбу женщины.

    По Марку, женщина вошла в дом, где был Спаситель, и там кричала о помощи (7: 25 – ??????????); по Матфею, это было, когда Спаситель был на пути. Противоречия нет, потому что то и другое было возможно. Дальнейшее объяснение в примечании к следующему стиху.

    24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

    Ключ для объяснения всего этого дела дают Иоанн Златоуст, Феофилакт и Евфимий Зигабен, которые полагают, что целью отказа Христа было не испытаие, а открытие веры этой женщины. Это нужно точно заметить, чтобы понять дальнейшее. Хотя Златоуст и говорит, что женщина слышала слова Христа: “послан только к погибшим овцам дома Израилева,” но вероятнее, что не слыхала, потому что сказано: “Он не отвечал ей ни слова.” Ответ ученикам был и практически, и теоретически верен, потому что Христос должен был ограничить и ограничивал Свою деятельность только домом Израилевым, и в этой индивидуализации Его деятельности заключался ее универсальный характер. Евангельского выражения нельзя объяснять в том смысле, что здесь разумеется духовный Израиль. Если бы Христос прямо отпустил женщину, как просили Его ученики, то у нас не было бы прекрасного примера, который поясняет, каким образом “Царство Небесное силою берется.” Оно берется несмотря на все препятствия и даже унижения, которым подвергаются или могут быть подвергнуты язычники.

    25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

    (Мк. 7:25, 26). У Марка подробнее сообщается, что женщина упала к ногам Спасителя и просила Его, чтобы Он изгнал демона из ее дочери. О ?????????? см. объяснение к 2:2. Женщина теперь не называет Христа Сыном Давидовым, а только Господом и поклоняется Ему, как Богу.

    26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

    (Мк. 7:27 с добавлением: “дай прежде насытиться детям”). Буквально: нельзя (не должно) взять хлеб у детей и бросить псам (у Марка “не хорошо”). Думают, что Спаситель говорит здесь “ех publico judaeorum affectu” (Эразм), или, что то же, обыкновенной речью иудеев, которые называли язычников псами; израильтяне же, как чада Авраама, суть “сыны царства” (8:12), и имеют первые право на хлеб благодати и истины. Иудеи называли язычников псами по причине идолопоклонничества и нечистой жизни.

    27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

    (Мк. 7:31). По Марку, Христос, выйдя из пределов Тирских (так по некоторым чтениям), опять пошел через Сидон (в русск. нет) к морю Галилейскому, в среднюю часть (??? ????? – ср. 1 Кор. 6:5; Откр. 7:17) пределов Десятоградия (русск. “через пределы Десятоградия”). Под горой разумеют какую-нибудь высокую местность на берегу озера, а не какую-нибудь отдельную гору. Из рассказа Матфея не видно, на какой стороне Галилейского озера это было; но Марк говорит ясно, что на восточной.

    28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Беседа на Евангелие семнадцатой недели по Пятидесятнице

    Исцеление дочери жены Хананейской (Как нам поступать, если Бог не исполняет наших прошений)

    Какое Евангелие слышали вы, братие, сегодня?

    О чуде исцеления Иисусом Христом бесноватой дочери Хананеянки (Мф. 15:21–28. Зач. 62).

    «Иисус пришел в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подошедши, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час».

    В Евангелие говорится, что однажды, когда Иисус Христос пришел в страну, где были города Тир и Сидон, и там женщина Хананеянка просила Его об исцелении своей бесноватой дочери, то Иисус Христос сначала не отвечал ей ни слова на её просьбу.

    Кто такая была эта Хананеянка и почему Иисус Христос, всегда такой внимательный и милостивый ко всем, сначала совершенно не внимал просьбе сей Хананеянки об исцелении её дочери?

    «Хананеянка» – это то же, что финикиянка. Хананеи, или финикияне, были язычники, жившие в соседстве с Иудеями. Тир и Сидон были главными городами в земле Финикиян, или Хананеян. Хананеянка эта, как видно, не только знала веру Иудеев в пришествие Мессии Христа Спасителя, но вместе со многими Иудеями и веровала, что явившийся чудотворец Иисус – есть именно этот Mecсия. Она и называет Его Сыном царя еврейского Давида, из рода которого Бог обещал происхождение Христа Спасителя.

    Господь долго не исполнял просьбы Хананеянки для того, чтобы испытать и обнаружить пред другими веру её и с верою – терпение и смирение.

    Далее в Евангелие говорится, что когда апостолы стали просить Иисуса Христа за Хананеянку, то он сказал им: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», а затем, когда Хананеянка, несмотря на видимое как бы невнимание к ней Иисуса Христа, все-таки не переставала просить Его, то Он сказал: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» и, наконец, когда Хананеянка возразила на эти слова Христа: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», то тогда только Иисус Христос, сказав: «о, женщина! велика твоя вера; да будет тебе по желанию твоему», исцелил её больную дочь.

    Как понимать все эти действия и слова как Иисуса Христа, так и женщины Хананеянки?

    Слова «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» значат, что прежде Он пришел к Иудеям, так как им был обещан Mecсия. Иудеи были народом, избранным для приготовления к принятию Мессии, и среди них действительно Он явился, хотя пришел Он для спасения всех человеков. И после coшествия Св. Духа на апостолов они отправились с проповедью о Христе по всей вселенной.

    В словах «нехорошо взять хлеб у детей и дать псам» «детьми» называет Иисус Христос Иудеев, так как их из всех народов Бог избрал и как бы усыновил Себе. «Псами» – язычников, так как они, не имея Божия закона, вели жизнь нечистую, предавались порокам. Признавая себя чадами Божиими, Иудеи называли язычников таким именем подобно тому, как теперь в своем заблуждении нечестиво называют так христиан магометане. Под «хлебом» здесь разумеется евангельское учение и чудеса. Смысл всех этих слов такой: «Несправедливо оказать чудесную помощь язычнице, которая также мало стоит её, как пес хлеба, когда дети мои, Иудеи, еще голодны, т. е. нуждаются в сей Моей помощи».

    Глубоко верующую и смиренную Хананеянку не оскорбили слова Иисуса Христа: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Она отвечала Иисусу Христу: «Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», т. е. она как бы так говорила: «Так, Господи! Я – язычница, по жизни своей подобна нечистому псу, но и я все-таки Твое творение и нахожусь под Твоим промыслом. Отдай лучшую пищу детям, т. е. пусть Иудеи пользуются великими благодеяниями Твоими, но позволь и мне хотя мало воспользоваться ими, все равно, как собаки пользуются крохами – остатками от стола, т. е. исцели и дочь мою».

    Какое особенное поучение нам, братие, можно вывести из сегодняшнего Евангелия?

    Рассказ о чуде исцеления Иисусом Христом дочери жены Хананейской особенно поучает нас, братие, усиленной и неотступной молитве. Только после такой молитвы Господь исцелил больную дочь жены Хананейской. Иисус Христос во время земной Своей жизни не раз и учил такой молитве, учил и прямо, учил и притчею. Вот слова прямого Его учения о такой молитве из Евангелия. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? И… если вы, будучи злы, умеете даяния благия давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:7–11). А вот и притча Христова относительно усиленной и неотступной молитвы.

    «В некотором городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была некоторая вдова, и она, приходя к судье, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как сия вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». Сказав притчу, Господь прибавил: «слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк. 18:2–8).

    Да и в самом деле, возможно ли для любящего нас сердца Божия не внимать нашим нуждам, не слышать наших молитв в этих нуждах и не избавлять нас от этих нужд? Апостол Иоанн говорит, что «Бог есть одна любовь» (1Ин. 4:16). Он и сотворил нас по сей любви для того, чтобы блаженствовать не Ему одному, а чтобы и мы, Его творения, разделяли с Ним Его блаженство. Он, например, в молитве Господней, где мы просим Его о разных благах для себя, повелел нам называть Себя не иначе как Отцом: «Отче наш» (Мф. 6:9). Устами одного из пророков Он так говорит преимущественно своим верующим и чтущим Его: «Свойственно ли матери забывать своих детей? Но если бы и она забыла, то Я никак никогда не забуду вас» (Ис. 49:15).

    Посему, конечно, братие, во всех своих нуждах к кому нам больше всего и обращаться, как не к Господу – своему Творцу и Промыслителю? И мы, обыкновенно, обращаемся, мы вздыхаем к Нему, мы молимся Ему, просим Его.

    Но бывает иногда, нам долго приходится быть в нужде, долго молиться и просить Бога, а Он как будто и не видит нашей нужды, не слышит нашей молитвы и не желает избавить нас от сей нужды подобно тому, как все это делал сначала Иисус Христос по отношению к жене Хананейской. Пусть так, а мы все-таки не должны прекращать своей молитвы, все-таки должны продолжать просить Его, как и делала жена Хананейская. Она не скоро, но все-таки получила просимое исцеление своей дочери. Также, мы знаем, долго с молодых лет до самой старости Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, 3axapиa и Елисавета просили себе у Бога детей и Бог не давал им детей. Но они все-таки не переставали просить. И что же? Хотя в старости, но получили. Да и Сам Иисус Христос притчей о неправедном судье замечает, что Бог исполняет нашу усердную молитву, хотя, бывает, иногда и медлит исполнять.

    Но впрочем, нельзя не сказать, что иногда Бог и не исполняет наших молитв и прошений, и долговременных и усердных. Это бывает по разным ведомым Ему причинам. Посему молясь о своих нуждах, и молясь усердно и долговременно, мы должны в то же время думать, чувствовать и говорить словами молитвы Господней: «Да будет, впрочем, воля не моя, но Твоя, Господи, и надо мною на земле, как она постоянно есть над Ангелами на Небе», и терпеть нужду, если Господу Богу будете угодно не исполнить нашей молитвы о нужде и оставить нас в этой нужде.

    Христос и хананеянка

    Все верования основаны на одном и том же –
    на баснях и мифах.
    Томас Джефферсон (1743 – 1826)
    Религия Иисуса Христа, возвещавшаяся
    невеждами, создала первых христиан.
    Та же религия, проповедуемая учёными и профессорами, создаёт ныне только неверующих.
    Дени Дидро (1713 – 1784)
    Открыв 15 главу повествования Матфея (21 – 28) читаем:
    «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
    И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
    Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
    Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
    А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
    Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
    Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
    Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.»
    Ему вторит Марк (7: 24 30):
    «И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
    Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
    а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
    Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
    Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
    И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
    И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.»
    Есть очень много объяснений этого фрагмента «Нового завета». Все они сводятся к тому, что в нем говорится о том, что любой, а не только еврей, может быть приобщен к христовой благодати через свою веру в него. На этом, как правило, исследование этого фрагмента заканчивается. А между тем, так же как и в толковании других мест «Нового завета», в данном случае христианские апологеты стараются приукрасить, мягко говоря, не очень приятную личность Христа.
    Мало кто замечает, что этому фрагменту предшествует следующее событие (Мф. 14: 1 – 2).
    Ирод, услышав молву об Иисусе сказал, что это Иоанн Креститель, незадолго до этого им казненный, воскрес из мертвых. Не трудно догадаться, что он сделает с воскресшим мертвецом. Узнав об этом, Иисус предусмотрительно решил удалиться. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.
    Самый верный способ не разделить судьбу своего предшественника, это покинуть Галилею, где в это время находился Иисус, и переправится в район не подконтрольный Ироду. Ближайшим таким районом была Финикия или по библейски Ханаан (пределы Тирские и Сидонские).
    Почему Иисус выбрал для бегства Финикию, а не Декаполис, до которого от Капернаума было значительно ближе евангелисты не объясняют, так как любому еврею такой выбор совершенно понятен.
    И Финикия и Декаполис по представлению евреев были населены язычниками, но в Декаполисе ни когда не могло произойти то, что описали Матфей и Марк. Декаполис это достаточно позднее образование и ни как не связано с «Ветхим заветом», в то время как Финикия (Ханаан) именно то, что нужно было для данного повествования.
    Сам выбор района бегства Иисуса указывает на то, что сюжет евангелистских повествований строго следует не реальным событиям, а авторской концепции повествования, поэтому ни куда в друге место Иисус не мог бежать от Ирода.
    Противостояние финикийцев и евреев началось еще с легендарного Ноя (Быт. 9: 20 – 27):
    «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
    и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
    И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
    Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
    Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
    Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.»
    Таким образом, Ханаан со всем своим потомством был отдан Ноем в рабство к своему сыну, дяде Ханаана, Симу. В последствие от Ханаана произошли финикийцы, а от Сима евреи (или семитские племена), поэтому с доисторических времен евреи считали финикийцев своими рабами и недочеловеками. Приведенный евангелистами сюжет очень важен для самосознания евреев: финикийцы через просящую хананеянку унижены и признали верховенство еврейского пророка над собой.
    В обращении хананеянки к Христу подчеркивается то, что собственные финикийские божества не способны справится с таким пустяковым делом как излечить бесноватую, поэтому ей и приходиться обращаться к «заезжему» пророку. Ради излечения дочери, она готова не то что признать себя бродячей собакой у ног Иисуса, но и свиньей, в благоговейной радости, слизывающей его плевки у него из под ног.
    Примечательно отношение Иисуса к происходящему. Жаждущая его благодати женщина довольно длительное время плетется за праздно шатающейся группой молодых людей, которые, как учил их учитель, наивно думали, что они должны врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10:1). Наивные апостолы не понимают, почему Иисус не обращает на не внимание и они уже сами, не выдержав, пытаются обратить его внимание на взывание бедной женщины. Они, судя по всему, «Ветхий завет» не читали и не знали разницу между евреем и финикийцем.
    И вот наш пророк сжалился, нет, не над просящей женщиной, над своими учениками:
    «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.»
    Из этой фразы всем евреем становится абсолютно ясно, это парень наш, мы уж точно должны за ним следовать, потому что он хорошо знает «Ветхий завет»:
    «В те дни и в то время, говорит Господь, придут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Господа Бога своего.
    Будут спрашивать о пути к Сиону, и, обращая к нему лица, будут говорить: «идите и присоединитесь к Господу союзом вечным, который не забудется».
    Народ Мой был как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое.»
    (Иеремия 50: 4 – 6)
    «И было ко мне слово Господне:
    Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью.
    И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому.
    Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их.»
    (Иезекиилия 34: 4 – 6)
    Именно для того чтобы связать эти фрагменты «Ветхого завета» с «Новым заветом» и понадобились эти вставки в евангелистские повествования.
    Дальше Иисус в своих словах воплощает многовековую вражду финикийцев и евреев. Исторически финикийцы оказались успешнее евреев. Одно время они с помощью Ганнибала, почти не уничтожили Римскую империю. Да и потом, не смотря на серьезные неудачи, но благодаря своей сметливости все же были более успешны, нежели евреи в то время. К слову сказать, именно от них евреи унаследовали впоследствии свои сегодняшние характерные черты.
    И вот Иисус говорит:
    «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».
    Это место в повествовании наиболее омерзительно, поэтому в комментариях ему уделяют особое внимание.
    Во-первых, Иисус всех евреев называет своими детьми. Откуда такая уверенность не понятно. Из текста повествования мы не видим, что бы за ним последовал хотя бы один раввин. То есть он провозглашает себя «совестью народа» о котором эти самые раввины этому народу талдычили уже не одно столетие, но кроме двенадцати бездельников, за ним никто не последовал. Простолюдинам надо было от него более мирского, чем Царство небесное, обычное бесплатное медицинское обслуживание. Его охотно слушали и постоянно ждали чудес исцеления, но не более того. Но место него пришел другой проповедник, который также совершал разные чудеса, и народ уже шел за ним и жаждал его внимания. И то, что Иисуса «дети его» предали сразу же после торжественного въезда в Иерусалим, и не только не попытались его спасти, а поменяли его на обычного разбойника, как раз и говорит о том, что «отцом овец Израилевых» он был только в своем воображении.
    Во-вторых, фраза заканчивается жестко: финикийцы – псы, следовательно, и все не евреи тоже псы.
    В русском языке это звучит оскорбительно не только по отношению к финикийцам, но и в отношении русских, которые и сегодня еще признают Христа своим божеством, поэтому ряд комментаторов пытаются смягчить эту фразу.
    В греческом варианте фраза заканчивается словом «кинариос», что пытаются переводить как «щенки». Фраза при этом становится почти ироничной, и уж ни как не обидной для русского «уха».
    Но это довольно вольный перевод.
    В действительности это слово означает «собачонка», а это уже не «щенок». Кроме этого слово «кинариос» в греческом языке, является производным от слова «кион», что означает «собака». В переносном худшем значении — это бесстыдный, наглый; в хорошем значении – слуга, страж.
    То, что в данном случае слово несет на себе негативный оттенок, вытекает из описанных выше исторических коллизий между финикийцами и евреями. Поэтому подлинный перевод это слова должен быть как «мерзкая собачонка», а это уже звучит не так иронично, как просто «собачонка».
    Но и это еще не всё.
    В синодальном тексте утвержденным Московской патриархией и благословленного Патриархом Московским и всея Руси Алексием II эта фраза заканчивается именно словом «псам», так как именно это слово использовано средневековыми переводчиками «Нового завета».
    Поэтому использование других смысловых эквивалентов изменит структуру самого текста. Дело в том, что если бы средневековые иерархи прочли бы его как «щенки», то в то время русским эквивалентом было слово «песец» или «псец», которое в этом случае и было бы использовано. Но переводчик использовал именно слово «псы», которое в средние века означало не только собаку, но и человека неверного, неверующего. Поэтому в сознании средневековых читателей фраза заканчивалась «и бросить неверным». Для современного человека это уже звучит не так оскорбительно, но все же унизительно.
    Поэтому как не крути, но в этой фразе не прикрытое желание унизить и оскорбить всех не евреев, к коим относятся и русские люди.
    Заканчивается вся эта унизительная сценка самоуничижением финикийки и признанием верховенства беглого еврейского пророка. Цель повествования достигнута, но вот как это отражается на национальном самосознании русских. Вопрос до сих пор остается открытым.
    Осознано ли русские люди принимают христианское оскорбление в свой адрес, или они просто не хотят этого замечать?

    Исцеление дочери хананеянки

    Однажды Иисус Христос пришел в страны Тирские и Сидонские. Там пришла к Нему одна хананейская женщина, по вере язычница, и начала громко кричать: «помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется».

    Желая показать ученикам Своим сильную веру этой язычницы, Иисус Христос не отвечал ей ни слова.

    Тогда ученики стали просить Его: «отпусти ее, потому что она кричит и идет за нами».

    Но Иисус Христос ответил: «Я послан только к погибшим овцам дома израилева».

    В это время женщина, кланяясь, подошла к Спасителю, припала к ногам Его и просила: «Господи! Помоги мне».

    Иисус Христос сказал ей: «дай прежде насытиться детям; ибо не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Так он сказал, потому что евреи называли себя детьми Авраама, детьми Божиими и сыновьями Царства Небесного, а на язычников смотрели, как на псов. Вот, потому Спаситель, как бы намеренно применяясь в этом случае к евреям и приравнивая к псам эту женщину, пожелал показать евреям всю неправильность, несправедливость их отношения к язычникам. Среди язычников Он находил такую сильную веру, какой не находил даже у евреев, названных Им «погибшими овцами дома израилева». Кроме того, этими словами Спаситель указал женщине, что Он должен жить и творить Свои дела, прежде всего, среди евреев, так как они веровали в истинного Бога. А, главное, Спаситель видел верующее сердце этой женщины и радовался, что на ее примере может показать всем людям, какова должна быть вера.

    Женщина смиренно ответила на это: «Так Господи! но и псы едят крохи, падающие со стола господ их». Этими словами хананеянка показала не только великое смирение свое и сознание, что в язычестве человек не может быть так близок к Богу, как в истинной вере, но и выразила этим свою глубокую веру, что у милосердного Бога достанет милости на каждого человека.

    Заочное исцеление Спасителем дочери хананеянки

    Тогда Иисус Христос сказал ей: «о женщина! Велика вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему». И дочь ее исцелилась в тот час.

    Возвратившись домой, женщина нашла свою дочь здоровою, спокойно отдыхающею на постели своей.

    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 15, 21-28; от Марка, гл. 7, 24-30.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.
    Читать книгу целиком
    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >