Херувим и Серафим

Содержание

Наивысшие ангельские чины — Престолы, Серафимы и Херувимы

Престолы, Серафимы и Херувимы — главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.

Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках

Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена. Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.

Успение Богородицы, Франческо Боттичини

Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере — по три чина ангелов.

Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции. Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха. В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.

Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.

Высший ангел Метатрон — место в иерархии

Метатрон и аура

По преданиям, ангел Метатрон занимает главное положение среди всех остальных небесных сущностей. Он судит других ангелов, а также восседает на таком же престоле, какой имеется и у Бога. Впрочем, если верить легендам, престол стал причиной ссоры между Богом и Метатроном и последующего наказания ангела.

Метатрон не относится к чинам первой сферы — Серафимам, Херувимам или Престолам. По преданиям, когда-то он был обычным праведником. Бог вознес его на небеса живым и превратил в совершенное существо — архангела Метатрона. Архангелы занимают восьмое место из девяти среди ангельских чинов. Однако, несмотря на это, он находится ближе к Богу, чем высшие чины.

Однако, по некоторым преданиям, Бог изгнал Метатрона. Другие ангелы не желали признавать главным обычного человека. Кроме этого, ситуация с двумя престолами, которая породила слухи о двувластии на небесах, стала причиной для изгнания Метатрона. Однако его изгнание описывают не все легенды. По некоторым из них он навсегда остался приближенным к Богу архангелом, несмотря на понесенное наказание. Соответственно, ангел высшего чина — Метатрон, единственный в своем роде.

Наивысший ангельский чин — Серафимы

Серафимы — наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй — тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.

По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.

Шестикрылый серафим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на о. Хиос.

Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет — пламенный, огненный, красный.

Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание — освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.

Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов — это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.

Читайте статью серафимы – сильнее только Бог.

Херувимы — второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:

…воссел на херувимов и полетел.

В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Читайте статью кого сейчас называют херувимами.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись “Херувим” церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.

Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.

Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.

Основные различия

Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков) . Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы. В первую сферу входят: Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других. Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Престолы — «Богоносные» , на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой. Второй лик ангелов: Господства — наставляют земных правителей в делах управления, учат владеть чувствами, укрощать греховные страсти. Силы — творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Власти — имеют власть укрощать силу дьявола. Третий лик ангелов: Начальства или Начала — управляют миром и стихиями природы. Архангелы — начальники ангелов и учители небесные. Ангелы — наиболее близки к нашему миру, глашатаи Бога, рассказывающие людям о намерениях Божиих и наставляющие людей на путь добродетельной и святой жизни.

Серафимы

Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:

» Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте. В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.

Херувимы

Херувимы — упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах, вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

В Книге Бытия (3:24) херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад. Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Пс. 17:11); частый эпитет Бога в Ветхом Завете — «Сидящий на херувимах. Пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез. 28:11–19).

Библия содержит несколько различных описаний херувимов. У херувимов в Скинии и в Храме по одному лику (Исх. 25:20) и по два крыла (Исх. 25:20, 3Цар. 6:24, 27). Пророк Иезекииль в своём видении (Иез. 1:5) описывает херувимов несколько иначе: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобным бычьим, но сверкающими, «как блестящая медь», четырьмя руками под каждым из четырёх крыльев и четырьмя лицами: человека и льва (с правой стороны), быка и орла (с левой). Подробнее см. тетраморф. Возле каждого из них по колесу. Всё тело херувимов, и спина, и руки, и крылья, а также колёса, всё покрыто глазами. Способ передвижения — шествие и полёт.

Ангелы

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

  • Быть невидимым для физического восприятия;
  • Способность к полёту в духовном;
  • Способность к проявлению в материальном:
  • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
  • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
  • Способность уничтожать целые города;
  • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме;

Также к ангелам относятся архангелы.

Подробнее о разнице между серафимами, херувимами и ангелами можно узнать из видео:

Все о религии и вере — «архангел иеремиил молитва» с подробным описанием и фотографиями.

ИЕРЕМИИЛ, АРХАНГЕЛ

Упоминается в Третьей книге Ездры. Он присутствовал при первой беседе архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников (3 Езд. 4, 36).

Согласно своему имени, архангел Иеремиил посылается свыше от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира – чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной (см. Ин. 12, 24).

Изображается он, держащим в правой руке весы.

Молитва Архангелу Иеремиилу

О великий архистратиг и архангел Божий Иеремииле, в сонме ангелов света Ты есть неизреченная и непостижимая высота Господня. Милостью Бога Всевышнего Ты открыл верующим Царство Небесное, и благодатью молитв Пречистой хранишь нас в мирном покрове высоты Твоей. О пречудный и дивный Ангел Божий, умоли человеколюбца Бога, да предстательством ангельским Твоим дарует нам несокрушимую крепость духа и тела нашего, да преисполнит сердца наши неугасимым светом веры и любви Христа. Да с чистым сердцем воспоем, восславим и благословим единого в Троице Святой Господа Бога, Творца и Спасителя нашего, бессмертного Царя, предвечного Влыдыки, Отца и Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно, и в бесконечные и нескончаемые веки веков, аминь.

Иеремиил (архангел) в чем помогает?

Архангелы – вожди ангельского воинства, наиболее близкие к Богу. Для того чтобы разобраться с тем, кто такой Иеремиил (архангел) и в чем он помогает, стоит сделать небольшое отступление. Как есть девять чинов ангельских, так и месяц ноябрь тоже считается девятым месяцем от марта, с которого раньше начинался год, поэтому он был избран для праздника ангелов (8/21 ноября). В Священном Писании и предании описаны следующие ангелы: Михаил, Гавриил, Иеремиил, Рафаил, Иегудиил, Уриил, Селафиил и Варахиил. В иерархии ангелов они поклоняются Богу, воплощают святые цели Господа на земле и помогают людям справляться с их нуждами.

Архангел Иеремиил: в чем помогает

Какие дела земные помогает вершить эта знаковая фигура? Внушителем благих, добрых помыслов и возносителем душ к Богу является Иеремиил (архангел). В православной традиции он посылается к человеку, чтобы помочь ему вернуться к Богу. Иеремиил (архангел) приоткрывает мрачные тайны будущего мира, который погряз во грехах, и помогает обнаружить в мире зерна святости и жизни вечной. Ему подчиняются ангелы покаяния, которые дают возможность вспомнить человеку о забытых грехах. И когда грешник исповедуется или причащается, небесные воины тоже находятся рядом и дают силы для молитвы и работы души.

Имя Иеремиил с еврейского обозначает «возвышение к Богу», или «милость Божия». Он является вдохновителем людей на то, чтобы они больше времени уделяли духовным аспектам и прилагали к этому максимум труда и усилий. В процессе постижения архангел Иеремиил будет находиться рядом, и помощь его не заставит себя ждать. Он поможет человеку познать Божественную мудрость и милость. Если вдруг что-то не получается, чувствуется некий духовный застой, ослабли силы, нет интереса и к этому нужно возродить энтузиазм, тогда нужно молиться архангелу Иеремиилу. Этот служитель небесный укажет тот духовный путь, который будет правильным и приведет ко спасению человеческой души.

Иеремиил (архангел) – икона

Как выглядит ангел согласно церковным канонам? Архангел Иеремиил (фото иконы на это указывает) изображается чаще всего с весами в правой руке. Также по преданию он является небесным пророком откровений, помогающим душам только что умерших людей заново пересмотреть свою прожитую жизнь.

Часто в ожидании каких-то чудес мы резко воцерковляемся, беремся за чтение Священного Писания, молитвы и другой духовной литературы, ошибочно думая, что в миг что-то в нашей жизни изменится, однако через некоторое время проходит все рвение, и голову посещают совсем не те мысли, потому что требуется огромная работа над своим духовным состоянием. При этом из-за бесовских козней человек может впасть в уныние и скуку. Но в силах архангела Иеремиила создать все благоприятные условия для эмоционального исцеления человека и особенно в ситуациях, когда требуется прощение другого, ведь это самая главная составляющая духовного воспитания.

Учиться на ошибках, призывая имя архангела

Он также дает возможность человеку изучить предыдущий жизненный опыт, чтобы стать сильнее, начать эффективную борьбу с разного рода страстями и искушениями, а также внести в свою жизнь позитивные изменения. Таким образом, пересматривая свою жизнь ежедневно, можно получить огромную пользу. Архангел Иеремиил предупреждает, что в ином мире у человека той возможности уже не будет, но пока он жив, то может провести анализ и найти ошибки во взаимоотношениях с другими людьми, раскаяться и не повторять их в дальнейшем.

Упоминания в библейских сюжетах

Святой Иеремиил (архангел) описывается в неканонической «Третьей книге Ездры». Он появляется с архангелом Уриилом и отвечает на вопросы праведника Ездры о знамениях, которые будут предшествовать концу света, о наследии вечного для праведников Царствия Небесного. Он также объясняет, что Всевышний все взвесил на своих весах, измерил времена и часы, поэтому будущий век наступит только тогда, когда количество представших перед Богом праведников («число семян») достигнет определенной цифры, запечатленной из колен Израилевых, а равна она будет 144 000 («Апокалипсис Иоанна Богослова»). За этим придет День Страшного суда, с Небес спустится к людям во славе своей Сын Человеческий и все святые ангелы с ним. Грядущий на облаках с силою и славою великою пошлет ангелов своих с громогласною трубою, и соберут они избранных, и услышат все слова Спасителя мира, чтобы благословенные пришли и наследовали Царство, уготованное им.

Предостережение

При помощи дыма и огня небесный муж Иеремиил открыл святому пророку, что уже прошли две части того времени и осталась третья. И тут стоит напомнить, что Ездра жил в конце V тысячелетия от сотворения Адама. Дата соответствует V веку до Рождества Христова. Ездра спрашивал его о том, доживет ли он до дней этих, и что тогда случится. Но архангел ответил, что он может отчасти рассказать о знамениях, но о жизни его он не послан говорить. Рассказал ему архангел Иеремиил, что будет происходить перед концом света, и что умеющий в этих вопросах разбираться должен будет почувствовать близость кончины мира.

Архистратиг Божий Иеремиил помогает приоткрыть мрачную перспективу мира, погрязшего в грехе. Но он также помогает узреть святые зерна жизни вечной в умирающем мире.

Молитва и прошение архангелу

Молитва архангелу Иеремиилу начинается со слов: «О, великий архистратиг и архангел Божий Иеремииле…» Молитва ко святым ангелам: «К вам, яко заступником и хранителем живота моего…»

Архангела Иеримиила называют великим благовестником, который вещает о великом и преславном. Он помогает открыть человеческому глазу познание, пророчества и разумение воли Божией, укрепляет святую веру в людях, просвещает их ум познаниями Евангелия и посвящает в таинства благочестивой веры.

Духовные практики

В конце для тех, кто занимается эзотерикой, нужно добавить, что духовные практики относят каждого архангела к определенному лучу света. Эти лучи используют для балансировки или устранения боли в любой части человеческого тела, раскрытия чакр, развития способностей и т. д. Нужно только призвать архангела и попросить о помощи. Тогда совсем логично может возникнуть вопрос: архангел Иеремиил на каком луче служит? Его луч – лиловый. Это чакра «третьего глаза», которая находится в верхней точке лба, позволяющая человеку стать хозяином своей судьбы при постоянной поддержке архангелов.

Архистратиги Михаил и Гавриил

В число семи архангелов входят два архистратига. Первый – архистратиг Михаил («кто равен Богу») – главный вождь войска Господня, он поставлен над всеми ангельскими чинами. Под его предводительством шла война между ангелами и дьявольскими силами. Это событие описано в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова. Архангел Михаил после смерти Моисея скрыл место, где было погребено его тело, чтобы евреи не стали почитать его как Бога.

Второй – архистратиг Гавриил («воин Божий»), который открыл пророку Даниилу тайны будущего, явился в священном храме к праведному Захарию и возвестил ему о рождении сына Иоанна (Крестителя). После этого он возвестил Деве Марии благую весть о том, что она родит Иисуса – сына Всевышнего.

Другие архангелы

За архистратигами нужно также упомянуть и других архангелов. Архангел Рафаил («исцеление Божие») – врач Божий, путеводитель и целитель недугов человеческих. Он упоминается в «Книге Товита». Кто хочет сподобиться помощи небесной архангела Рафаила, тому необходимо самому быть милостивым к бедствующим.

Архангел Уриил («свет Божий») – наставник заблудших, просветитель невежественного люда. Он просвещает умы человеческие полезной для людских душ истиной, воспламеняет сердца их любовью к Богу. Упоминания об архангеле Урииле можно найти в «Третьей книге Ездры» он был послан Господом к Ездре, чтобы предложить ему три пути и три подобия.

Архангел Селафиил («молитвенник Божий») – молитвенник, который всегда молится Богу о людях, об их спасении и побуждает к молитве. Архангел Селафиил упоминается в «Третьей Книге Ездры». В книге «Бытие» он явился Агари в пустыне, когда ее изгнал Авраам.

Архангел Иегудиил («славящий Господа») считается покровителем монашествующих, ходатайствующий о воздаянии им за их труды и подвиги, укрепляющий трудящихся во Славу Божию. Из Священного Писания архангел Иегудиил по велению Божиему покровительствовал израильтянам в их 40-летнем странствовании.

Архангел Варахиил («Богом благословенный») – один из трех ангелов в Мамре, явившихся Аврааму у дуба. Он предсказал Сарре – жене Авраама – рождение сына Исаака и подтвердил обетованное спасение в раю всему человеческому роду в лице Адама, обещанное Богом.

Архангел Иеремиил — история, сфера ответственности и молитвы

Архангел Иеремиил играет важную роль в иудаизме, православии и католицизме. Он упоминается во множестве источников, относящихся к этим религиозным течениям. Узнайте, за что отвечает этот архангел и как ему молиться, а также в каких ситуациях сможет помочь Иеремиил.

Архангел Иеремиил — роль в различных религиозных традициях

Имя, которое носит архангел Иеремиил, переводится с древнего иврита как «возвышение к Богу» или «высота Божья». Часть источников предлагает несколько иное написание этого имени — Рамиил или Иерахмиил. Иеремиил упоминается как в христианской, так и в иудейской традициях. Он является не только архангелом, но и архистратигом — военачальником небесных сил. Этот небесный титул говорит о власти, которой обладает его обладатель в небесном мире. Чаще всего таковым называют архангела Михаила, но не только обладает титулом архистратига.

АРХАНГЕЛ ИЕРЕМИИЛ Также известен как РЕМИЭЛЬ.

Архистратиг Иеремиил упоминается в Третьей книге Ездры. Вместе с архангелом Уриилом он являлся первосвященнику и пророку Ездре для того, чтобы ответить на вопросы праведника о конце света. Так звучит посвященный этому событию отрывок текста из этого источника:

Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера.

Возможно, благодаря этой цитате на иконах этого архангела изображают с весами в правой руке.

В иудаизме архангел Иеремиил является одним из семи архангелов-творцов, которые помогали Богу при сотворении мира и продолжают оказывать ему помощь при управлении миром людей и сейчас. В иудейской традиции он не только помогает понять мрачное будущее греховного мира, но и увидеть святое для каждого человека — вечную жизнь в небесном мире, которая ожидает праведников.

Под именем Рамиил этот архангел упоминается в Книге Еноха . Это имя переводится как «Гром Божий». Енох называет его шестым по счету архангелом, приближенным к Богу. По его же словам, это ангел надежды, который отвечает за доставку душ верующих в небесный мир и пророческие видения, дарованные Богом.

Иеремиил упоминается и в апокрифических текстах, написанных Барухом еще до начала нашей эры. По этому источнику, именно он наделил Баруха даром прорицателя. Благодаря ему Барух узнал о приходе Мессии, которым оказался Иисус Христос. Одно из откровений этого апокрифического автора говорит о путешествии с Иеремиилом по разным уровням небес с целью его духовного обогащения. Увидев, как прекрасна жизнь в небесном мире, автор утвердился в своем желании поддерживать свою праведность и служить на благо божественных идей.

В подчинении Иеремиил имеет армию ангелов покаяния. У каждого архангела имеются в подчинении низшие божественные сущности, которые помогают им выполнять свои функции. Так, у архангела Чамуила, например, это ангелы любви, которые способствуют улучшению отношений между людьми, а у архангела Селафиила — ангелы молитвы. Ангелы покаяния находятся рядом с людьми, которым требуется их помощь. Они неизменно присутствуют во время покаяния, исповеди или причастия, а также приходят во время молитвы, обращенной к любому из святых или ангелов.

С какими проблемами можно обращаться к архистратигу Иеремиилу

По преданиям, архистратиг Иеремиил содействует возвращению человека к Богу. Ему можно молиться для того, чтобы открыть глаза на единственно верное мнение о религии близкому человеку. Если вы считаете себя обязанным спасти его заблудшую душу, вы можете молиться за него.

В иудейской традиции Иеремиил открывает глаза грешникам, заставляя их видеть как возможности вечной жизни души, так и перспективы грешного мира. К нему можно обращаться для того, чтобы заставить прозреть любого человека, причем не только в духовном смысле. Если вашего близкого человека обманывают, а он не желает замечать этого, помолитесь за него архангелу Иеремиилу.

Обращение к этому архангелу и подчиненным ему ангелам покаяния поможет в работе по очищению кармы и внутренней духовной работе. Они напомнят вам о совершенных и уже забытых грехах, а также придадут сил для работы над их исправлением. Можно молиться ангелам покаяния и Иеремиилу для того, чтобы найти силы покаяться в совершенном и сбросить груз вины.

Енох называет Иеремиила проводников душ праведников в Рай, поэтому ему можно молиться и за усопших родственников. Даже если вы уверены, что ваши близкие были грешниками, которым закрыта дорога на небеса, вы можете просить за них архангелов — молиться можно за любого человека, каким бы грешником он не был. Даже после смерти грешную душу можно отмолить.

Кроме этого, по Еноху, этот Божий посланник отвечает за пророчества. Если вы занимаетесь открытием третьего глаза или мечтаете стать ясновидящим, вы можете попросить у него воплощения вашей мечты. Но не забывайте о том, что божественные сущности награждают такими дарами только тех людей, которые используют на благо человечества, а не ради обогащения.

Молитва архангелу Иеремиилу

Выше указаны проблемы и трудности, с которыми можно обратиться к архангелу Иеремиилу. Он поможет каждому верующему человеку. Молитву можно читать в любой день, в любое время суток, когда появляется потребность в помощи этого архангела:

О великий архистратиг и архангел Божий Иеремииле, в сонме ангелов света Ты есть неизреченная и непостижимая высота Господня. Милостью Бога Всевышнего Ты открыл верующим Царство Небесное, и благодатью молитв Пречистой хранишь нас в мирном покрове высоты Твоей. О пречудный и дивный Ангел Божий, умоли человеколюбца Бога, да предстательством ангельским Твоим дарует нам несокрушимую крепость духа и тела нашего, да преисполнит сердца наши неугасимым светом веры и любви Христа. Да с чистым сердцем воспоем, восславим и благословим единого в Троице Святой Господа Бога, Творца и Спасителя нашего, бессмертного Царя, предвечного Влыдыки, Отца и Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно, и в бесконечные и нескончаемые веки веков, аминь.

Читая молитвы одному из приближенных к Богу ангельских сущностей, следует вспомнить о том, как нужно молиться. Вы можете делать это когда вам удобно, но есть несколько важных правил. Пристойная для молитвы поза указана архангелом Селафиилом, ее можно увидеть на его иконографических изображениях. Читать молитвенные тексты можно как вслух, так и про себя — главное, чтобы ваши мысли были обращены к Богу и архангелу, у которого вы просите содействия и помощи.

В целом, архистратиг Иеремиил способен помочь в любой ситуации, которая касается покаяния — от направления на истинный путь грешника до переосмысления своей жизни после физической смерти душой, которая уже находится в загробном мире. Обращаясь к нему, можно отмолить грешника и спасти его душу от адских мук. Молитвы этому архангелу читают для помощи в духовной работе над собой, а также обретения пророческого дара, который будет использоваться на благо человечества.

    • Гадания
    • Заговоры
    • Ритуалы
    • Приметы
    • Сглаз и Порча
    • Обереги
    • Привороты
    • Отвороты
    • Нумерология
    • Экстрасенсы
    • Астрал
    • Мантры
    • Существа и

    В этот день были обширные празднества, народ пил и гулял. Считалось, что не грех выпить много, если закрома полны. Не даром говорили: «Наниколился!». На зимнего Николая принято делать заговоры против алкоголизма. Можно заказывать молебен о здравии родственника с алкогольной зависимостью. 19 декабря святой Николай приносит детям подарки, а родственники читают молитвы об их здравии.

    Молитвы Архангелу Иеремиилу

    К Архангелу Иеремиилу обращаются те, кто переосмыслил свою жизнь и хочет избавиться от мирских страстей, покаяться и очиститься. С ее же помощью можно молиться за души усопших.

    Текст молитвы

    О великий архистратиг и архангел Божий Иеремииле, в сонме ангелов света Ты есть неизреченная и непостижимая высота Господня.

    Милостью Бога Всевышнего Ты открыл верующим Царство Небесное, и благодатью молитв Пречистой хранишь нас в мирном покрове высоты Твоей.

    О пречудный и дивный Ангел Божий, умоли человеколюбца Бога, да предстательством ангельским Твоим дарует нам несокрушимую крепость духа и тела нашего, да преисполнит сердца наши неугасимым светом веры и любви Христа.

    Да с чистым сердцем воспоем, восславим и благословим единого в Троице Святой Господа Бога, Творца и Спасителя нашего, бессмертного Царя, предвечного Влыдыки, Отца и Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно, и в бесконечные и нескончаемые веки веков.

    Архангел иеремиил молитва

    providenie.narod.ru

    Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников. “Как же и когда это будет? – вопрошал праведный Ездра. – На это отвечал мне Иеремиил Архангел: “когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвигнет (отодвинет) и не ускорит (сократит) до тех пор, доколе не исполнится определенная мера”( 3 Езд. 4;33,36-37)”.

    Другими словами, этот временный мир прекратит свое существование тогда, когда число святых праведников из числа людей достигнет числа отпавших от Бога ангелов. Ездра попросил святого Архангела Иеремиила: “покажи мне: имеющее придти более ли того, что будет?!” ( 3 Езд. 4;45).

    При помощи двух синонимов – дыма и дождя – Небесный посланник открыл священнику, что уже протекли две части из трех того времени, которое отпущено Богом этому миру, от его сотворения до его кончины, и что осталась третья часть. Напомним, что Ездра жил в конце пятого тысячелетия от начала миробытия (или от сотворения Адама), что соответствует V веку до Рождества Христова. Тогда праведный Ездра спросил Иеремиила: “ думаешь ли ты, что я доживу до этих дней? И что будет в эти дни?”. На это отвечал он и сказал: “о знамениях, о которых ты спрашиваешь меня, я отчасти могу сказать тебе, а о жизни твоей я не послан говорить с тобою” ( 3 Езд. 4;51-52).

    И поведал Архангел Божий Ездре о многих событиях, которые должны случится перед концом мира, называя их знамениями. Для человека, умеющего разбираться в смысле разворачивающихся явлений, они будут обозначать близость кончины этого мира. Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу.

    Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зернажизни вечной. (см. Ин. 12;24). prayerssaints

    Празднование

    Празднование в Соборе Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

    Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

    Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе (ок. 364 г.). Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

    Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым”, ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый”, и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” (Мф. 25, 31).

    Акафист святым Бесплотным силам

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Радуйтеся, преславные Серафимы и Херувимы;

    Радуйтеся, победоносные Престолы, Господствия и Силы.

    Радуйтеся, богомудрые Власти и Начала;

    Радуйтеся, пресветлые Архангелы и Ангелы сущии от начала.

    Радуйтеся, слуги Божии непоколебимии;

    Радуйтеся, Владыки Христа други вернии.

    Радуйтеся, святии посланницы Божии;

    Радуйся, и ты, святый Ангеле-Хранителю мой.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Икос 3

    Радуйся, о силе Божией громогласно возвещающий;

    Радуйся, от страхований вражиих избавляющий.

    Радуйся, мечом ревности по Богу на дьявола, яко льва рыкающего, вооружающий;

    Радуйся, сатану страхом яко громом поражающий.

    Радуйся злословящим Имя Господне и рабов Божиих грозное отмщение;

    Радуйся, мучеников и исповедников Христовых утверждение.

    Радуйся, изгнанных правды ради благословение;

    Радуйся, Архистратиже Михаиле, наше умиление.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Радуйтеся, от жестосердия избавляющии;

    Радуйтеся, любовь и милосердие источающии.

    Радуйтеся, всепрощением Божиим кающихся грешников укрепляющии;

    Радуйтеся, духовные раны их исцеляющии.

    Радуйтеся, яко стражи в пламенных доспехах любви Божией на тверди Небесной незыблимо пребывающии;

    Радуйтеся, о мире и благоденствии на земле Бога молящии.

    Радуйтеся, шестокрилатые Серафимы;

    Радуйтеся, сокрушители адской силы.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Икос 4

    Радуйтеся, лжемудрования яко грозными секирами правдой Божией отсекающии;

    Радуйтеся, смиренномудрие насаждающии.

    Радуйтеся, премудрости Божией научающии;

    Радуйтеся, душевные очи незримо хранящии.

    Радуйтеся, яко Небесные колесницы к познанию Бога возносящии;

    Радуйтеся, «Свят,Свят,Свят Господь Саваоф» немолчно вопиющии.

    Радуйтеся, многоочитые Херувимы;

    Радуйтеся, усмирители всякой гордыни.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Икос 5

    Радуйтеся, от лености и нерадения охраняющии;

    Радуйтеся, лукавство истребляющии.

    Радуйтеся, спасительному страху Божию научающии;

    Радуйтеся, твердою божественною ревностию яко грозным всеоружием пылающии.

    Радуйтеся, яко огненные столпы для судов Божиих поставленные;

    Радуйтеся, всеми верными прославляемые.

    Радуйтеся, могущественные Престолы;

    Радуйтеся, победители всякой злобы.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Икос 6

    Радуйся, в смирение яко в панцырь облекающий;

    Радуйся, к благородству духовному причащающий.

    Радуйся, в небесные своды путем смирения восходить указующий;

    Радуйся, роду людскому благовестием о воплощении Бога-Слова к Приснодеве Марии послуживший.

    Радуйся, к созерцанию Нетварнаго света привлечение;

    Радуйся, апостолов Христовых укрепление.

    Радуйся, миротворцев благословение;

    Радуйся, Архангеле Гаврииле, наше умиление.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Икос 7

    Радуйся, благочестивых браков устроитель чудный;

    Радуйся, исцеление от болезней и недугов дарующий.

    Радуйся, делам милосердия помогающий;

    Радуйся, яко пламенным щитом от самолюбия и сладострастия ограждающий.

    Радуйся, воздержанию научающий;

    Радуйся, безмездников Христовых радование.

    Радуйся, милостивых благословение;

    Радуйся, Архангеле Рафаиле, наше умиление.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Икос 8

    Радуйся, всякое лукавство якоже из лука стрелами света истины и правды Божией поражающий;

    Радуйся, верных в житии честном и целомудренном созидающий.

    Радуйся, всякий блуд телесный и духовный яко молнией истребляющий;

    Радуйся, победу над неверием дарующий.

    Радуйся, в истинном православии утверждение;

    Радуйся, святителей Христовых умудрение.

    Радуйся, чистых сердцем благословение;

    Радуйся, Архангеле Урииле, наше умиление.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Икос 9

    Радуйся, в латы кротости сопротив князя тьмы облекающий;

    Радуйся, страстный огнь памятозлобия угашающий.

    Радуйся, образ Божий в ближнем показующий;

    Радуйся, к состраданию, долготерпению и прощению тем преклоняющий.

    Радуйся, покров от браней и упокоение;

    Радуйся, преподобных Христовых утешение.

    Радуйся, кротцых благословение;

    Радуйся, Архангеле Селафииле, наше умиление.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Икос 10

    Радуйся, яко звезда утренняя, от тьмы уныния просвещающий;

    Радуйся, маловерие и безволие от рабов Божиих яко острым копием прободающий и отгоняющий.

    Радуйся, тобою, в мужественное трезвение облекаемся;

    Радуйся, тобою, от лукавых внушений и прелести духовной очищаемся.

    Радуйся, от духов злобы поднебесных охранитель славный;

    Радуйся, праведных защититель сильный.

    Радуйся, алчущих и жаждущих правды благословение;

    Радуйся, Архангеле Иегудииле, наше умиление.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Икос 11

    Радуйся, богопротивнаго златаго тельца сокрушающий;

    Радуйся, в светлую броню нестяжания облекающий.

    Радуйся, за усопших молиться напоминающий;

    Радуйся, всем верным радость духовную дарующий.

    Радуйся, великодушных странноприимцев покровителю чудный;

    Радуйся, о Христа ради юродивых попечителю дивный.

    Радуйся, нищих духом благословение;

    Радуйся, Архангеле Варахииле, наше умиление.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Икос 12

    Радуйся, к отверзающему Небеса покаянному и спасительному плачу о грехах, преклоняющий;

    Радуйся, от геенны огненной спасающий.

    Радуйся, безумие мира сего, палицей ведения промысла Божия сокрушающий;

    Радуйся, мудростью духовной разум напояющий.

    Радуйся, стезей ко Господу исправление;

    Радуйся, пророков Божиих возвышение.

    Радуйся, плачущих благословение;

    Радуйся, Архангеле Иеремииле, наше умиление.

    Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.

    Этот Кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Святии Серафимы, Херувимы, Престолы и Власти. » и Кондак 1 «Святии Безплотнии силы, у Престола Вседержителя предстоящии. «

  • olga_moses

    Архангел Иеремиил — внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу .
    Молитвы Архангелу Иеремиилу
    1) Святый Архангеле Иеремииле, споспешниче всех призывающих правосудие Божие и поющих Богу Славу. О Великий Архангеле Божий Иеремииле, пробуди меня грешного и нерадивого к осуждению себя, и не других, и к прославлению имени Отца и Сына и Святого Духа. Сердце чисто и дух сокрушен во мне, укрепи и веди меня к укреплению и прославлению Господа Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
    2) О великий архистратиг и архангел Божий Иеремииле, в сонме ангелов света Ты есть неизреченная и непостижимая высота Господня. Милостью Бога Всевышнего Ты открыл верующим Царство Небесное, и благодатью молитв Пречистой хранишь нас в мирном покрове высоты Твоей. О пречудный и дивный Ангел Божий, умоли человеколюбца Бога, да предстательством ангельским Твоим дарует нам несокрушимую крепость духа и тела нашего, да преисполнит сердца наши неугасимым светом веры и любви Христа. Да с чистым сердцем воспоем, восславим и благословим единого в Троице Святой Господа Бога, Творца и Спасителя нашего, бессмертного Царя, предвечного Влыдыки, Отца и Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно, и в бесконечные и нескончаемые веки веков. Аминь.
    St JEREMIEL «God’s exaltation»
    He is venerated as an inspirer and awakener of exalted
    thoughts that raise a person toward God (III Ezra 4:36).
    Jeremiel is that Archangel who reviews our lives with us
    after we have crossed over. He is also able to do this for us
    while we’re still living, helping us to review our life up till
    now so we can correct the wrongs we have done by making
    positive adjustments. Through this, he is able to help us
    make life changes, making us stronger and lead us to the
    right path.
    St. Jeremiel with the weighing scale in his hand, reminds us
    of divine justice that weighs according to its true worth
    whatever good we do and whatever doings we commit in
    relation to God, to our neighbors or to ourselves, both as
    individuals and as a community of nations. He also
    reminds us of the terrible judgment of God upon the world
    for the human pride and godlessness with which human
    affairs are conducted.
    Prayer to the Archangel Jeremiel
    O Illustrious St. Jeremiel, the Archangel of God’s divine
    justice, as you hold the heavenly scales that weigh our
    lives on earth, we ask you to intercede for us, that God
    may forgive us all our sins. Obtain for us the grace of
    true repentance and conversion of heart that we may be
    spared of the punishment we deserve. Offer our prayers
    to God in our search for true peace and happiness
    founded on truth and justice. We pray for those who are

    9 ангельских чинов

    «Вначале сотворил Бог небо и землю» – с этих слов начинается Библия. Под небом, по одному из толкований, понимается не наше земное небо, а Небо высшее – это мир бесплотных существ, которых мы называем Небесными Силами или ангелами, имеющими свою стройную иерархию.

    Сегодня мы публикуем отрывок из книги известного протоиерея Константина Пархоменко, который в доступной форме дал исчерпывающее толкование всем существующим ангельским чинам и отметил их взаимосвязь, опираясь на труды святого Дионисия.

    Разница в трактовках

    Библия говорит о восьми чинах Ангелов, это: Архангелы, Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы. Откуда такое разнообразие обитателей небес?..

    Учители Церкви думали над этим. Ориген (III век) предположил, что различие Ангелов в чинах обусловлено их охлаждением в любви к Богу. Чем выше чин, тем вернее, послушнее Богу Ангел, и наоборот. Однако Православная Церковь отвергла такую трактовку.

    Все Ангелы имеют одинаковую «температуру» любви к Богу и ревности по Богу.

    Святой Августин (IV век) писал: «Что есть Престолы, Господства, Начальства и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую, и, что они различаются между собою, содержу несомненно; но каковы они и в чем именно различаются между собою, не знаю».

    Самый глубокий и продуманный труд на эту тему принадлежит перу богослова V столетия святого Дионисия Ареопагита. Он написал сочинение, которое так и называется: «О небесной иерархии» и в котором как раз выясняется вопрос — чем Ангелы отличаются друг от друга.

    Дионисий разделяет всех Ангелов на три триады. В каждой триаде три чина (всего у него получается девять чинов).

    1. Первую триаду, наиболее близкую к Богу, составляют Херувимы, Серафимы и Престолы.

    2. Вторая триада: Господства, Силы, Власти.

    3. Наконец, третья триада: Начала, Архангелы, Ангелы.

    Святой Дионисий говорит, что чин Ангела зависит от положения в небесной иерархии, то есть от близости к Царю Небесному — Богу.

    Самые высшие Ангелы славословят Бога, предстоят пред Ним. Другие Ангелы, чей чин в небесной иерархии ниже, выполняют различные поручения, например охраняют людей. Это так называемые «служебные» духи.

    Работа святого Дионисия — замечательное достижение православной мистики, богословия и философии. Впервые появляется стройное учение, стремящееся показать принципы взаимодействия Бога с миром посредством ангельских существ; впервые многообразие чинов Ангелов, о которых упоминает Библия, приведено в порядок.

    Однако следует помнить, что классификация Ангельских чинов у святого Дионисия не является научной работой — это, скорее, мистические размышления, материал для богословских размышлений. Ангелологию Дионисия Ареопагита, например, нельзя использовать при изучении библейской ангелологии, так как она исходит из иных богословских установок.

    Тем более нельзя ангелологию как-то сопрягать с естественно-научными исследованиями нашего мира, это абсолютно разные измерения.

    Однако для изучающего богословие система святого Дионисия незаменима, и вот почему:

    В своей работе византийский мыслитель показывает, что чем ближе к Богу находится Ангельский чин, тем в большей степени он становится причастником блаженного Света и благодати Божией.

    Кто из какой триады?

    Каждая из триад Ангелов, пишет святой Дионисий, имеет свое общее предназначение. Первая — очищение, вторая — просвещение и третья — совершенствование.

    Первая триада, первые три высших чина — Херувимы, Серафимы и Престолы — находятся в процессе очищения от всякой

    примеси чего-то несовершенного. Находясь вблизи Бога, в постоянном созерцании Божественного Света, они достигают высочайшей степени чистоты и незамутненности своего ангельского духа, стремящегося походить на Абсолютный Дух — Бога. И предела этому совершенству нет.

    Никто более из творений Божиих не может достичь той головокружительной степени чистоты, в какой пребывают эти Ангелы. Никто… кроме Марии из Назарета — Матери Господа Иисуса Христа. Ее, выносившую под сердцем, родившую, пеленавшую, воспитывавшую Спасителя мира, мы воспеваем как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

    Вторая триада — Господства, Силы, Власти — постоянно просвещается светом Божией мудрости, и в этом для нее также нет предела, ибо мудрость Божия беспредельна. Это просвещение не умственного характера, а созерцательного.

    То есть Ангелы в трепете и изумлении созерцают беспредельную и совершенную мудрость Божию.

    Наконец, дело последней триады — Начал, Архангелов, Ангелов — есть совершенствование. Это более понятный нам и конкретный вид служения. Эти Ангелы, приобщенные к Божьему совершенству и к Его воле, доносят эту волю до нас и таким образом помогают нам совершенствоваться.

    Толкование ангельских имен

    Дионисий Ареопагит подчеркивает принципиальное различие природы Ангелов, составляющих разные триады. Если ангельская природа первой, высшей, триады может быть описана как свет и огонь, то у второй Дионисий отмечает силовые и материальные характеристики, а третья триада понимается функционально, как служение воле Божией, обращенной к миру.

    Святой Дионисий определил не только общее служение триад Ангелов, но и конкретное служение каждого из девяти чинов. Узнать, какое служение они несут, поможет нам само наименование чина:

    1. Так, имя Серафим, которое носят самые высшие Ангелы, по-древнееврейски переводится как «пламенеющий»,

    2. имя Херувим означает «обилие познания или излияние мудрости» (святой Дионисий).

    3. Наконец, имя третьего чина первой триады — Престолы обозначает Ангелов, изъятых от всего земного, и показывает нам стремление этих Ангелов «недвижно и твердо прилепиться к Господу».

    Соответственно можно понять свойства и качества и двух других ангельских триад.

    • Господства наставляют земных властителей к мудрому управлению.

    • Силы творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения угодникам Божиим

    • Власти имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают все наши искушения и имеют также власть над стихиями природы.

    • Начала управляют Вселенной, законами природы, охраняют народы, племена, страны.

    • Архангелы благовествуют о великих и преславных тайнах Божиих. Они являются проводниками откровения Божия.

    • Ангелы присутствуют при каждом человеке, они вдохновляют на духовную жизнь и сохраняют в обычной жизни.

    Мнение Дионисия Ареопагита не следует считать бесспорным. У святых отцов (да и у самого святого Дионисия) мы встречаем мысль, что Ангельских чинов много больше, чем девять, их служения разнообразней, чем вышеперечисленные, но нам это не открыто. Система святого Дионисия — лишь введение в ангелологию, отправная точка для дальнейшего богословского исследования.

    Великий Иоанн Дамаскин, сам очень ценивший работу Дионисия, так резюмировал мнение Православной Церкви по этому вопросу:

    «Равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем. Знает же один сотворивший их Бог, Который и все знает. Различаются же они друг от друга светом и положением; или имея степень соответственно свету, или соответственно степени участвуя в свете, и просвещают друг друга по причине превосходства чина или естества. Но ясно, что высшие Ангелы сообщают и свет, и знание низшим».

    Подробнее о том, кто такие ангелы и как бесплотные силы участвуют в жизни человека, вы можете узнать в книге “Ангелы и бесы”

    Чины ангелов — важная часть христианской культуры. Ведь даже на небесах существует строгая иерархия. Разобраться в ангельских чиназ поможем в этой статье.

    В статье:

    Чины ангелов — что это и зачем они нужны

    Царство божье подобно любой организации. Если вам эти слова кажутся кощунственными, то задумайтесь — откуда люди взяли свою структуру общества? Бог сделал человека по образу и подобию своему, а значит передал нам иерархию. Тем более вспомним, что Архангел Михаил носит звание Архистратига, то есть главнокомандующего небесным воинством. Уже одно это может сказать, что чины ангелов действительно существуют.

    Старинная икона Образ Святого Михаила Архистратига предводителя воинства небесного. Россия XIX век.

    Для чего же они созданы? Как в любой организации, так и на небесах, должна быть структура подчинения. Без неё в организации будет царить беспорядок, анархия. А как раз за отказ подчиняться был изгнан ангел Люцифер. И вспомним, что у каждого из ангелов есть своё, так сказать, поле деятельности. Так что без чёткой иерархии установить порядок в такой структуре просто невозможно. В общем, девять ангельских чинов были созданы Богом именно для того, что бы как можно более эффективно управлять небесным царством.

    Создатель, естественно, наделён безграничной силой и возможности — как по другому он создал бы весь мир? Но стоит понимать, что даже ему иногда нужно отвлечься от одной проблемы, что бы заняться другой. Тем более реальный мир слишком хрупок, что бы выдерживать прямое вмешательство божества. Не забываем об Архангеле Гаврииле, который является Гласом Божьим. Ведь если Создатель обратится к человеку напрямую, то тот просто не выдержит силы истинного голоса и умрёт. Вот потому-то Богу и нужна помощь. Излишек силы накладывает свои ограничения.

    Девять ангельских чинов

    Да, в этой казалось бы монолитной организации есть свои проблемы. Как минимум один раз среди ангелов назревал раскол. Но случился он из-за первого падшего ангела, который смог привлечь на свою сторону немногих бунтовщиков. Отсюда можно сделать вывод, что основа проблем не в разумности иерархии, которую никто не ставит под сомнение. Проблема в том, что совершенным в этом мире может быть только сам Господь. Даже Адам и Ева, его любимые дети, поддались на соблазны Змея. Да, можно сделать скидку на подаренную им свободу выбора. Но если бы их души были полностью чисты, то льстивые речи Врага не оказали бы своего губительного воздействия.

    Если просуммировать всё вышесказанное, то получается, что без иерархии на Небесах никак. Всё как у людей. Но стоит ли этому удивляться? Навряд ли. Любая организация призвана исключить, так сказать, человеческий фактор. В нашем случае — ангельский. Получается не всегда, но как может быть по другому? Даже у такого совершенного существа, как Бог, могут быть промашки.

    9 ангельских чинов небесной иерархии

    О том, сколько в христианской религии ангельских чинов, мы уже говорили. Существует 9 ангельских чинов. Теперь давайте разберёмся по существу — какие бывают ангельские чины и их имена? Начать рассказ нужно с того, что чины разбиты на триады ангелов. Они созданы не просто так — каждая триада объединяет определённую группу ангелов. Первая — тех, кто непосредственно близок к Господу. Вторая — подчёркивает божественную основу мироздания и мировладычества. Третья — те, кто непосредственно близко к человечеству. Остановимся на каждой более подробно.

    Ангельские чины в православии

    Первая триада состоит из серафимов, херувимов и престолов. Серафимы — самые близкие к Богу существа. Эти шестикрылые создания живут в постоянном движении. Часто их путают с музами, которые тоже могут возжигать в душах смертных огонь жизни. Но при этом серафимы могут опалить своим жаром человека. Херувимы — ангелы-стражи. Именно из них состоит охрана древа жизни, которая появилась после изгнания Адама и Евы. Первые представители великого Недоверия, ведь до Изгнания дерево охранять не нужно было. Престолы — это не часть интерьера. Они — третий чин первой триады, их часто называют Зерцалами Мудрости. Они отражают божественный промысел, и с их помощью райские души могут предрекать будущая.

    Во вторую триаду входят силы, господства и власти. Силы занимаются тем, что передают смертным частичку божественной силы. Помогают в трудную минуту взяться, так сказать, за голову и не отчаиваться. Господства — средний чин в ангельской иерархии, олицетворяют тягу к свободе и независимости, сообщают людям тягу изъят себя из неравенства. Власти — чин, замыкающий вторую триаду. В некоторых текстах, Евангелии, например, говорится о том, что власти могут быть как помощниками добра, так и приспешниками зла. Осуществляют проявления божественной власти в мире людей.

    Третья триада завершает лестницу иерархии. В неё входят начала, архангелы и ангелы. Начала — ангельский чин, который управляет человеческими Иерархиями. Есть версия, что именно с их позволения проходили помазание монархи. Архангелы — старшие ангелы, которые управляют собственно ангелами. Как пример — архангел Михаил-архистратиг, начальник ангельского воинства. Ангелы — те, кто больше всего участвует в жизни людей. Приносят вести от Бога, воюют во имя его, воздают ему честь и славу.

    Это все ангельские чины, которые существуют в христианской религии. В разных трактовках их может быть разное количество, от 9 до 11. Но самой достоверной считается та, которая упоминается в трудах Дионисия Ареопагитом. Они были написаны в конце 5-го, или в начале 6-го века. Это — целый сборник исследовательских текстов, целью которых было привнести ясность в жизнь небесных существ. Теолог задался сложными вопросами и постарался ответить на них как можно более чётко. У него это получилось. Разгадкой такого успеха была одухотворённость исследователя и мощнейшая сила мысли. Он прочитал множество текстов лишь для того, что бы удовлетворить своё и наше любопытство. Можно сказать, что теолог просто просуммировал всё, что было написано до него. И это правда, но частично. Даже для такой, казалось бы, простой работы потребовались титанические усилия.

    Ангельские чины в православии

    Между православной и католической культурой есть разница. Коснулась она и тех ролей, которые отводятся ангельским чинам. Да, если взглянуть в общем, то различия не будут бросаться в глаза. Всё таки пусть и разные конфессии, но одной и той же религии. Чем же отличаются ангельские чины в православии?

    Все 9 ангельских чинов изображены в «Успении» Франческо Боттичини.

    Во первых — в православной религии нет триад. Тут существуют степени. Их тоже три, и называются — Высшая, Средняя, Нижняя. Различаются между собой «отдалённостью» от божественного престола. Это ни в коем случае не говорит о том, что Бог меньше любит Нижнюю степень, чем Высшую. Конечно нет. Просто если первая напрямую контактирует с людьми, совершая волю Божью, то вторую смертные почти не видят.

    Следующее большое различие — степень персонализации. В православии чаще появляются отдельные ангельские личности. Им отдаётся честь, как заступникам и хранителям. В католицизме такое случается намного реже. Хотя тут, как у католиков, существует 9 ангелов, 9 ангельских чинов. Обе конфессии пользовались одними и теми же текстами, а небольшие различия можно списать на счёт разной трактовки. Ангелы-херувимы, например, отображают скорее мудрость, чем стражу. Они обладают высшей духовной мудростью, могут пользоваться ею. Во благо, разумеется, подсказывая своим собратьям, как лучше совершить то или иное повеление Господа.

    Остановимся на последней степени, нижнем ангельском чине, их описанию и значению. В православии им уделяется больше всего внимания, ведь они чаще показываются людям. Некоторым высшим архангелам даются имена, такие как Михаил, Гавриил, Рафаил. Обычные ангелы наиболее плотно общаются с людьми, даже становятся личными хранителями и заступниками. Ангелы-хранители берут опеку над каждым смертным, наставляя его и помогая, подталкивая по пути Божьего Замысла, так называемого Великого Плана.

    Ангелы невидимы, бессмертны, но настолько же, насколько невидна и бессмертна человеческая душа. То есть настолько, насколько отпускает им этого благоденствия Бог. В православии ангелов соотносят с двумя стихиями — огнём и воздухом. Огнём они очищают грешников, несут божественный гнев, возмездие. А подобны ветру, потому что переносятся по земле с огромной скоростью, дабы как можно быстрее совершать высшую волю.

    Ангельские чины — важная часть небесного царства, ведь без них не будет порядка, дисциплины. Именно с их помощью становится понятно, как работает иерархия божественных сущностей. Именно с них человечество получило понимание о том, как должно работать их собственное общество.