Храм иконы целительница Москва

Московская церковь во имя иконы Божией Матери «Целительница» при Старо-Екатерининской больнице

Икона Божией Матери Икона Божией Матери ’Целительница’

В старой Москве во имя иконы Божией Матери «Целительница» освящали, в основном, больничные церкви, где она являлась Покровительницей и Помощницей в исцелении душ и тел. Среди прочих московских клиник «Целительнице» были посвящены одна из церквей Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице, и домовая церковь при Полицейской больнице им Императора Александра III, устроенная доктором Гаазом. Обе они были закрыты после революции, и от них остались ныне лишь перестроенные помещения. В настоящее время действует новая больничная церковь во имя «Целительницы» при НИИ Клинической психиатрии на Каширском шоссе, открытая и освященная всего лишь в 1992 году.

История иконы «Целительница» ведет свое начало с IV века от Рождества Христова. Она находится в грузинской местности Карталинии, в Цикланском храме, а в Москве чудотворный список с этого образа хранился в Алексеевском женском монастыре. На иконе Богоматерь изображена стоящей у одра больного. Сюжетом «Целительницы» стало древнее церковное предание о чудесно исцеленном Самой Царицей Небесной человеке. Один благочестивый клирик всякий раз, когда входил в храм или выходил из него, преклонял колена перед образом Богородицы с возгласом: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою», и с последующей молитвой, славящей Царицу Небесную. И однажды на него напала страшная болезнь, поразившая его язык, так, что случилось сильное нагноение, и человек не смог говорить. Страдая, он читал свою обычную молитву в уме, и раз увидел у своего изголовья прекрасного юношу, взиравшего на него с состраданием — это был его Ангел-Хранитель, который начал молить Пресвятую Богородицу исцелить болящего: «О премилосердная Госпоже! Таков ли должен быть плод благоговения к Тебе сего клирика? Это ли награда за каждодневное произношение им Тебе архангельского приветствия? Язык его, привыкший ублажать Тебя, ныне весь изъязвлен. О премилосердная! Обрати матерний Свой взор на сего страдальца и пощади его». И по молитве Ангела у постели больного вдруг явилась сама Царица Небесная и, источив из груди Своей каплю млека, напоила ей уста болящего и сделалась невидимой. А больной клирик получил мгновенное исцеление, так что сразу же пошел в церковь и сам рассказал там о дарованном Чуде. Оно и было запечатлено в иконографии образа Богоматери «Целительница».

А в 1682 году в России от этой иконы получила исцеление дочь коломенского священника, страдавшая неизлечимой болезнью спинного мозга.

Спустя еще столетие в Москве была основана Екатерининская больница, одну из домовых церквей которой впоследствии освятили во имя иконы «Целительницы». К тому времени русская и московская медицина прошла долгий и трудный путь от первых ученых лекарей до создания городских больниц, и Екатерининская больница была достойной вехой на этом трудном пути.

История целительного дела в России зародилась на заре веков Киевской Руси. Известно, что первыми врачами на Руси были монахи. Принятие христианства положительно сказалось на зарождении русской медицины — ведь церкви, и особенно монастыри были в той глубокой древности очагами знаний и культуры, где человеку оказывалась помощь, и не только в целении души, но и тела. И там учились оказывать эту помощь. В 1091 году епископ переяславский Ефрем приказал строить при церквях больницы — в них лечили и приезжие греки, и русские монахи, которые овладевали тонким искусством врачевания. Первый русский иконописец, знаменитый Алипий, причисленный к лику святых, был еще и врачом: он умел лечить бич раннего средневековья — страшную проказу, и однажды спас от нее одного богатого киевлянина! Врачами были и основатель Киево-Печерской лавры св. Антоний и «безмездный», то есть лечивший бесплатно, св. Агапит, исцелявший при дворе Владимира Мономаха.

Уже со времен Киевской Руси при дворе князей стали появляться иноземные врачи, в том числе и из Византии — страх перед смертельными недугами заставил русских правителей приглашать ученых лекарей, как это делали за границей. При св.Владимире Великом в Киеве появился врач Иоанн Смер Половчанин, который был настолько умен и образован, что князь даже отправил его с легендарным посольством на поиск лучшей веры для Руси — тогда и было принято христианство. С тех далеких времен повелось, что все главы государства, включая Лжедмитрия, выписывали себе заграничных врачей. Особенно расцвело это дело при великом князе Иване III — тогда в свите его знаменитой супруги, византийской царевны Софьи Палеолог, в Московию прибыли первые профессиональные, то есть дипломированные врачи.

При внуке Ивана III, Иване Грозном, врачебное дело было поставлено на государственном уровне. Медицина тогда уже была признана необходимой в русских высших сословиях. Если поначалу иноземные лекари приглашались только для членов семьи государя, и медицинское обслуживание было исключительно царской привилегией, то потом к услугам врачей стали обращаться и знатные бояре. Тем более, что ко времени Ивана Грозного относится первое письменное упоминание о «скорбутной болезни — цинге. А в 1551 году по инициативе царя и митрополита Московского на Стоглавом соборе принимается решение об учреждении богаделен для всех прокаженных и престарелых. За три года до смерти царя, в 1581 году из Англии прибыли доктор Якоби, которого Иоанну IV особо рекомендовала королева Елизавета, и аптекарь Яков Френшам, который открыл в Москве первую придворную аптеку, так называемую цареву, для обслуживания всех членов царской семьи.

При царе Михаиле Федоровиче Романове профессиональных врачей-иностранцев в Москве было уже много, но собственной медицины Россия еще не имела. Русские лекари и цирюльники, знавшие медицинское дело, получали образование или в иностранных школах или у приехавших в Россию лекарей, бравших их к себе в ученики. Однако медицинское обслуживание все же развивалось на государственном уровне. Тогда стали назначаться полковые лекари, и воинскому начальству отпускались денежные суммы на обязательные медицинские расходы.

Уже в 1620 году был учрежден Аптекарский Приказ, позднее переименованный в Аптекарскую палату. В нем заседало несколько медиков под председательством главного — архиатера, а ведал делами Приказа один из знатных бояр, который самолично назначал медиков и снабжал лекарствами воинские аптеки. Лекарства же выписывались из иностранных государств. Потом уже в Москве на Моховой улице, где находится Аудиторный корпус МГУ, и в подмосковном царском селе Измайлово были заведены собственные аптекарские сады. И еще лекарственные средства собирались по всей России в виде податей — ревень, поташ, солодковый корень, лечивший грудной кашель, из Астрахани, бадьян из Сибири.

А в 1654 году при Аптекарском приказе была открыта московская Медицинская школа с лекарским и костоправным отделением. В том же столетии боярин Федор Ртищев устроил в Москве первую гражданскую больницу, которая, возможно, находилась в районе Знаменки. Потом царь Федор Алексеевич в 1682 году приказал построить в Москве две «шпитальни» — то есть госпитали (от лат. hospitalis — гостеприимный): один в Знаменском монастыре на Варварке, другой на Гранатном дворе за Никитскими воротами, — «где больных лечить и врачей учить». Это не было осуществлено из-за смерти государя, в которой, кстати, взбунтовавшиеся стрельцы обвинили придворных иноземных лекарей и убили их.

Брат Федора Алексеевича, Петр I открыл новую страницу в истории русской медицины. В 1701 году в его любимой Немецкой слободе Яков Грегори, сын знаменитого пастора-театрала, открыл первую частную (партикулярную) аптеку — в память о ней назван местный Аптекарский переулок.

А 25 мая 1706 года указом Петра близ той же Немецкой слободы, в Лефортово — «в пристойном месте, для лечения болящих людей» был основан знаменитый военный госпиталь, который сейчас носит имя Н.Бурденко. При нем открыли Хирургическую школу на 50 студенческих мест — экзамен там официально назывался истязанием. Новое учреждение должно было по мысли Петра совмещать медицинскую практику с обучением врачебному делу.

В декабре 1770 года именно в этом госпитале в Москве впервые появилась чума, которая свирепствовала два года и побывала, как война, практически в каждом доме: из 12 538 домов чумных было 9 тысяч. Именно чумной эпидемии, кардинально повлиявшей на государственную политику в области медицины, и была обязана своим появлением Екатерининская больница. «Моровая язва», или «черная смерть» как называли в старину эту болезнь, была занесена в Москву, вероятно, во время войны с Турцией в 1768 году: русские войска вступили тогда в Молдавию, где и вспыхнула чума, а к 1771 году она добралась до Москвы.

Это был один из первых в истории Москвы случай поиска «террориста»- злоумышленника, так как сразу же пошел слух о том, что заразу намеренно пустил один из засланных перебежчиков. После Лефортовского госпиталя чума посетила Суконный двор на Софийской набережной в Замоскворечье — уже в центре Москвы. Чиновники пытались скрыть это бедствие, не помышляя о масштабах, которые оно приобретет впоследствии — ведь болезнь угрожала замосквореченским фабрикам закрытием и убытками, а рабочим — принудительным карантином. В итоге умерших стали тайно хоронить по ночам, а живые, когда карантин все же ввели, разбежались прочь: и зараза начала свое шествие по городу, который быстро охватили отчаяние и паника.

Тогда вымерла половина населения Москвы. Печально знаменитые «мортусы» с мешками на головах, с прорезанными дырами для глаз и рта, вербуемые из каторжников, собирали мертвые тела и хоронили их без отпевания. 11 сентября 1771 года вспыхнул Чумной бунт. Императрица выслала в Москву Григория Орлова с чрезвычайными полномочиями для усмирения, а помогал ему в том сам Николай Архаров, будущий легендарный обер-полицмейстер Москвы: его архаровцы, полицейский полк из восьми батальонов, который составлял московскую полицейскую стражу, долго еще наводили ужас на обывателей. Власти приняли неслыханные меры — закрыли все 18 застав Камер-Коллежского вала, на окраинах города расставили карантины с больницами, а за мародерство и хищение вещей из чумных домов назначили смертную казнь.

Когда чума утихла в Москве, напуганная императрица выбила медаль в честь графа Орлова и принялась за реорганизацию московской медицинской системы, благотворительности и социальной помощи. По всей России вменялось строить больницы, сиротские дома, богадельни и создавать систему «общественного призрения» — это были и зачатки социальной медицины в России.

Екатерина II решила продемонстрировать ее образец на примере Москвы. А именно: создать в Москве крупную народную больницу гражданского ведомства — до тех пор такой была только небольшая Павловская, в Замоскворечье. 12 августа 1775 года императрица издала указ, предписывающий московскому обер-полицмейстеру Н.П.Архарову учредить под ведомством полиции «особую больницу», чтобы милостию сей пользовались «бедные безгласные»: отставные солдаты без пенсиона, неимущие отставные чиновники и духовные лица, их жены, увечные престарелые обоего пола. Все эти категории подлежали бесплатному лечению на казенный счет, а за плату разрешалось лечить и «добровольно приходящих» — то есть обращавшихся за врачебной помощью простых москвичей.

Новая московская больница, названная по имени основательницы Екатерининской, открылась 19 июня 1776 года на Мещанской улице (ныне ул. Щепкина, 61/2). Здесь, в малонаселенной окраине близ Крестовской заставы еще в феврале 1772 года был открыт один из городских чумных карантинов — в его деревянных зданиях и разместили эту больницу на 150 коек. Сразу по открытии освятили первую больничную домовую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», тоже деревянную. (Только в 1899 году ее перестроили каменной, с шатром.) А для отпевания покойных в конце XIX века при анатомическом театре была выстроена вторая деревянная церковь, во имя иконы «Целительница» и освящена в мае 1881 года. Раньше это была обыкновенная положенная часовня.

Между основанием этих двух больничных церквей произошли глобальные изменения в самой больнице. В 1833 году ее перевели в роскошное здание на Страстном бульваре, построенное еще Матвеем Казаковым — прежде там была усадьба Голицыных, а потом московский Английский клуб, восхитивший когда-то Стендаля. И больница на Страстном стала именоваться Ново-Екатерининской. Ее домовая церковь была освящена во имя св. мученицы Екатерины, — по тезоименитству создательницы больницы, императрицы Екатерины II, а вторая церковь для отпевания — во имя св. Александра Невского, построенная только в 1872 году. Ново-Екатерининская стала клинической больницей медицинского факультета Московского университета, где проходил студенческую практику А.П.Чехов, а также очень популярной городской больницей — в ней работали такие светила русской медицины, как доктор Ф.И.Иноземцев, произведший первую в России операцию под наркозом и терапевт Г.А.Захарьин, лечивший Льва Толстого.

А судьба Старо-Екатерининской больницы на Мещанской сложилась иначе — в 1835 году она была отдана под арестантскую больницу Бутырской тюрьмы, и ее заведующим стал «святой доктор» Ф.П. Гааз. Однако в 1841 году в Москве разразилась очередная инфекционная эпидемия, и в больницу на Мещанской стали поступать больные из работных домов и беднейшие жители города. Так, что уже в 1843 году она получила официальный статус «больницы для чернорабочих». Прошение о ее новом профилировании было подано на том основании, что немногочисленные городские больницы и отделения для простого народа переполнены, и неимущие больные рабочие, «не находя себе здесь приюта», уходят из Москвы в свои селения и умирают по дороге. Ведь все они в основном были выходцами из деревень и малых городов.

Уже в 1844 году больные арестанты были окончательно переведены из Старо-Екатерининской больницы в новую клинику, открытую доктором Гаазом на собственные средства в Малом Казенном переулке близ Земляного Вала. Эта клиника получила потом название полицейской больницы им. императора Александра III. Ее домовая церковь тоже была освящена во имя иконы «Целительницы», и это в то время, когда в самой Старо-Екатерининской больнице такой церкви еще не существовало. С переводом арестантов в новую клинику Старо-Екатерининская окончательно стала городской больницей для чернорабочих, и во второй половине XIX века были выстроены ее новые кирпичные корпуса.

Полностью бесплатной она не была. За больницу власти установили сбор по 70 копеек серебром в год с каждого чернорабочего, к коим относились мастеровые, фабричные, ремесленные, мануфактурные рабочие, землекопы, каменщики, печники, извозчики и даже лакеи. Это подобие «медицинского страхования» было введено одновременно с получением вида на жительство — или, выражаясь современным языком, московской регистрации для иногородних, приезжавших в Москву на заработки. Каждый прибывший в Москву должен был явиться в контору адресов с паспортом, внести плату в 70 копеек за «гарантированное» медицинское обслуживание и получить «адресный билет» — без платы можно было получить такую регистрацию только на один месяц. И хотя позднее плата поднялась до рубля, а потом и до рубля с четвертью, средств все равно не хватало: разница между доходами от уплаты больничного сбора и расходами по содержанию больницы составляла в 150 тысяч рублей, которую покрывал город из своего бюджета.

Однако нуждавшихся в больнице было множество, чему способствовала отмена крепостного права, когда в Москву хлынул поток наемной рабочей силы из деревень и провинциальных городов. Старо-Екатерининская клиника даже открывала свои филиалы, которые затем обратились в самостоятельные городские больницы — такие, как Яузская и Басманная.

В сентябре 1874 году в Старо-Екатерининскую больницу был доставлен рабочий, повредивший ногу в самой первой аварии на московской конно-железной дороге — конки появились на городских улицах в 1872 году. Поскольку лошади, тащившие вагон, не могли сами поворачивать его на крутых поворотах, властям приходилось расставлять на путях специальных рабочих, которые лопатами, кирками и прочими инструментами обеспечивали вагону плавный поворот, но велик был риск травматизма.

В 1891 году в Старо-Екатерининской больнице было открыто «родовспомогательное» отделение — до революции это был самый крупный московский роддом, которым заведовал Г.Л.Грауэрман, чье имя долгое время носил знаменитый роддом №7 на Новом Арбате. В Старо-Екатерининской больнице начинали свою деятельность известные московские доктора Ф.И.Гетье и В.Н.Розанов — после революции оба стали лечащими врачами Ленина и других кремлевских жителей. Доктор Гетье, окончивший Московский университет, два года почти бесплатно проработал в Старо-Екатерининской больнице, чтобы иметь возможность экстерном получить второе образование — сам сенатор Плеве оказал ему протекцию. Потом Гетье стал первым главным врачом открытой незадолго до революции Солдатенковской (ныне Боткинской) больницы, устроенной в 1910 году по завещанию и на средства московского текстильного короля К.Т. Солдатенкова,

С именем доктора Гетье, после революции приглашенного лечить и консультировать в Кремль, историки связывают начало той самой «изоляции» Ленина, которая столь мучительно будет сопровождать конец его жизни. Ведь именно по рекомендации Гетье еще в августе 21 года Ленин сам попросил у ЦК внеочередной отпуск с правом посещать заседания Совнаркома и Политбюро — и тем самым, «всполошив» соратников, передал себя под бдительную опеку врачей и товарищей. А вскоре Гетье уже сам делал на правительственном заседании доклад о состоянии здоровья Ленина и о врачебных рекомендациях. Ленину же оставалось лишь исполнять их.

И сотрудник Гетье по Лечебно-Санитарному управлению Кремля, профессор Розанов прошел той же стезей — окончив Московский университет, он начинал свою деятельность в Старо-Екатерининской больнице, потом был приглашен в Солдатенковскую помощником главного врача и затем в Кремль. Как ведущий хирург, он был вызван в августе 1918 года лечить раненого Ленина, а потом делал ему операцию по извлечению пули — именно эта пуля когда-то экспонировалась в музее Ленина. Потом Розанов констатировал смерть Надежды Аллилуевой от самоубийства и оставил о том медицинское заключение, рассекреченное и опубликованное только в 1998 году.

В советское время были ликвидированы все домовые церкви, не исключая и больничные. Оба храма Старо-Екатерининской больницы были закрыты и полуразрушены, с храма «Целительницы» сбили крест и обратили его в Бюро Судебно-медицинской экспертизы. Потом и по настоящее время там разместился Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. Владимирского (МОНИКИ)

Зато совсем недавно, в 1992 году во имя иконы «Целительница» устроили новую больничную домовую церковь при НИИ Клинической Психиатрии на Каширском Шоссе, которую освятил сам Святейший Патриарх — это одна из первых московских церквей, устроенных впервые, а не из числа восстановленных дореволюционных. Сотрудники института выделили в современном здании, возведенном в позднее советское время, помещение и обустроили его под церковь, возрождая старинные православные традиции московской медицины. Теперь и больные, и врачи могут молиться в ней Заступнице о помощи и исцелении.

Для чёрного люда. История создания Старо-Екатерининской больницы

Своим появлением Старо-Екатерининская больница обязана чумной эпидемии в Москве, которая унесла жизни половины горожан. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Напуганная императрица

Чума в Москве свирепствовала два года. Из 12 578 московских домов чумных было 9 тысяч. Именно чумной эпидемии, кардинально повлиявшей на государственную политику в области медицины, обязана была своим появлением Екатерининская больница.

Моровая язва была занесена во время войны с Турцией в 1768 году… В 1771 году она добралась до Москвы. Чиновники поначалу пытались скрыть бедствие: поскольку принудительный карантин для рабочих угрожал фабрикантам убытками. Умерших хоронили тайком, не представляя, какой катастрофический масштаб вскоре примет эпидемия. И зараза начала своё шествие по городу. Вымерла половина населения.

По городу ходили «мортусы» с мешками на головах с прорезями для глаз и рта, вербуемые из каторжников. Они собирали тела и хоронили без отпевания. 11 сентября 1771 года вспыхнул чумной бунт. Императрица послала в Москву Григория Орлова с чрезвычайными полномочиями для усмирения мятежников. Помогал светлейшему князю обер-полицмейстер Москвы Николай Архаров и его полицейский полк из восьми батальонов. Бойцов из этого полка москвичи прозвали архаровцами. В городе закрыли все 18 застав, чтобы перекрыть доступ в столицу и не выпускать беженцев. На окраинах расставили карантины.

Когда чума утихла, напуганная императрица принялась за реорганизацию московской медицинской системы.

Новая политика

Первым делом было решено открыть в столице крупную народную больницу. 12 августа 1775 года был издан указ, предписывающий московскому обер-полицмейстеру Архарову учредить под ведомством полиции особую клинику для отставных солдат без пенсиона, неимущих отставных чиновников и духовных лиц и их жён. Все пациенты подлежали бесплатному казённому лечению, а за плату разрешалось лечить и простых москвичей.

Новая московская больница, названная по имени императрицы Екатерининской, открылась 19 июня 1776 года на малонаселённой окраине города, на Третьей Мещанской улице.

В 1833 году Екатерининская больница переехала в роскошное здание на Страстном бульваре и стала называться Ново‑Екатерининской. А судьба Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице сложилась иначе.

Клиника для печников

В 1835 году Старо-Екатерининская была отдана под арестантскую больницу Бутырской тюрьмы, и ею стал заведовать доктор Фёдор Гааз. Он занялся благоустройством: водопровод, канализация, серные ванны. Но в 1841 году в Москве разразилась холерная эпидемия, и в тюремную больницу стали поступать беднейшие жители города и больные из работных домов. В результате арестанты были переведены в другую больницу, а Старо-Екатерининская окончательно получила официальный статус больницы для чернорабочих.

Полностью бесплатной она не была: власти установили сбор в 70 копеек серебром в год с каждого чернорабочего. Это напоминало современную систему медицинского страхования. Каждый человек, прибывший в Москву на заработки, должен был явиться в «контору адресов» с паспортом, получить вид на жительство, внести плату в 70 копеек за гарантированное медицинское обслуживание и получить возможность работать в столице. Без медицинского взноса можно было работать в Москве только один месяц. Со временем плату за больницу повысили, но средств на обслуживание пациентов всё равно не хватало. Город покрывал разницу из бюджета.

Московская хроника

Во второй половине XIX века были построены новые кирпичные корпуса. У больницы появилось немало благотворителей. На средства купцов Морозовых и Колесова в 1909 году был построен родильный приют и первое в Москве туберкулёзное отделение. В 1908–1912 годах открылись гинекологическое, терапевтическое, неврологическое отделения и амбулатория.

В первые годы XX века Старо-Екатерининская больница стала самой крупной и популярной больницей Москвы, где ежегодно лежали десять тысяч больных и ещё тридцать тысяч лечились амбулаторно.

Хроника московских будней того времени не обходится без постоянного её упоминания.

«6 января 1903 года проживающий в доме Денисова на шестом Миусском проезде мещанин Николай Григорьев Ревков, проснувшись утром, закурил папиросу, а спичку бросил возле себя… огонь быстро охватил Ревкова, причинив ему ожоги ног, живота и груди. Пострадавшего отвезли в Старо-Екатерининскую больницу».

«17 января 1903 года крестьянин Александр Белоногов, проходя с товарищем своим крестьянином Репниным по Охотному ряду, вздумали бороться, причём во время борьбы Белоногов упал и получил осложнённый перелом левой ноги. Пострадавшего отвезли в Старо-Екатерининскую больницу».

«25 декабря 1903 года в Зоологическом саду произошёл несчастный случай. Надсмотрщик за зверями крестьянин Александр Пешков, подавая бурому медведю хлеб, купленный публикой, не успел отнять руку… Пострадавшего отвезли в Старо-Екатерининскую больницу».

Икона Божией Матери «Целительница»

Православная церковь всегда почитала образы Великой Божией Матери. Считается, что именно икона Богородицы «Целительница» обладает особым и невероятным даром исцеления и избавления даже от неизлечимых, казалось бы, болезней.

Верующие придают особое значение иконам Божией Матери. Каждой из них них приписывают особый дар, способный помочь человеку даже в самых безвыходных ситуациях.

Название иконы «Целительница» говорит само за себя. Как вы понимаете, основная сила этого образа проявляется в ее даре исцелять недуги и избавлять от болезней. С одного из таких чудесных случаев и началась история иконы.

История чудотворной иконы Божией Матери «Целительница»

В начале 18 века один из священнослужителей по имени Викентий стал жертвой тяжелой болезни. Он каждый день молился Деве Марии, хотя не просил об исцелении и об избавлении от страшных мук, а только благодарил саму Божью Матерь и Господа.

Когда смерть была уже совсем близко, комнату, где находился больной, озарило яркое сияние, и он увидел Богородицу, а рядом с ней — своего Ангела-Хранителя, который попросил Божию Матерь исцелить больного. Богородица приняла просьбу и сразу после этого коснулась священника, и болезнь сразу же покинула его. А Божья Матерь вместе с Ангелом-Хранителем покинули комнату. Викентий был поражен таким чудом, и всем, кто с ним сталкивался, он рассказывал историю своего невероятного исцеления и явления к нему Божией Матери. После этого случая и была написана икона Богородицы «Целительница».

Описание иконы Богородицы

На иконе изображен больной священнослужитель Викентий, который лежит на постели с закрытыми глазами. Рядом с ним стоит Божия Матерь, одетая в царское одеяние и с короной на голове. В руках у нее золотой скипетр с крестом — именно им Богородица коснулась больного перед его чудесным излечением. Золото символизирует небесное сияние: считают, что именно этот цвет является символом Бога, Царя Небесного.

В первую очередь перед иконой Божией Матери молятся об исцелении тяжелых болезней, об избавлении от душевных расстройств и сильных депрессий, о защите от бед и несчастий. Беременные женщины просят об успешных родах и о здоровье будущего ребенка. Большинство верующих просят о здоровье своем и своих близких.

В советские времена из практики одной медицинской сестры, чье имя остается в секрете, был известен чудесный случай исцеления, в котором не обошлось без помощи иконы Богородицы «Целительница». В одну из московских больниц была доставлена женщина, которая практически кричала от страшных болей в животе. Врачи немедленно взялись за вскрытие, чтобы как можно быстрее узнать их причину, и внутри живота они обнаружили раковые метастазы. Врачи заранее знали, что состояние больной безнадежно, однако все равно решились ее прооперировать, но все было безрезультатно, и они решили просто отправить ее домой, зная, что больной все равно уже не помочь. После операции женщина поинтересовалась, будет ли она жить. Медицинский персонал, не желавший расстраивать больную, ответил согласием. Она ушла домой, но спустя четыре года попала в эту же больницу, только уже с аппендицитом. Врачи моментально узнали эту женщину, и после того, как ее аппендикс был удачно удален, они поинтересовались, как она себя чувствовала все эти годы. Больная рассказала, что после той операции она чувствовала себя еще хуже и решила обратиться за помощью к Божией Матери. Она пошла в храм и перед иконой Богородицы «Целительница» попросила Деву Марию помочь ей в исцелении. Однажды во сне к ней явилась сама Матерь Божия со словами, что молитва ее услышана, а здоровье вернется к ней. Уже вскоре женщина поправилась.

Этот случай исцеления является лишь одним из многих. Такое чудо могло случиться с каждым, кто искренне верил в силу иконы Божией Матери. Многим людям, которые просили об исцелении или чьи родственники молились об их здоровье, посчастливилось самим увидеть во сне чудесное явление Богородицы, и после этого даже самые тяжелые болезни покидали их душу и тело.

Молитва перед иконой

Молитва перед иконой Божией Матери должна быть искренней. Можно просить как о своем здоровье, так и здоровье своих близких. Многим молящимся довелось увидеть Пресвятую Богородицу во сне, и именно после этого муки и болезни страдающих проходили.

«О, Святая Дева Мария, Владычица и Целительница наша. Услышь молитву мою искреннюю, к Тебе, Покровительнице, обращенную. Помолись перед Господом Богом о здоровье моем и моих ближних. Избавь всех больных хворью неизлечимой от мук и страданий. Не позволь нам, рабам Твоим и Сына Твоего, умереть от болезни страшной. Исцели тело наше от недугов, избавь душу нашу от грехов непростительных. Услышь же меня, Великая Божья Матерь, и исполни просьбу мою благую. Аминь!»

Эту молитву вы можете произносить как перед иконой «Целительница» в храме, так и у себя дома. Желательно делать это во время церковной службы, именно в этот момент святые ближе всего к людскому миру и способны как можно скорее услышать ваши просьбы.

Где находится икона Божией Матери «Целительница»

В 18 веке образ Божией Матери находился в Алексеевском женском монастыре, расположенном в Москве. После нападения Наполеона монастырь был разрушен, а все иконы были спрятаны под землей. Его священнослужители приняли решение сделать на месте нахождения бывшего монастыря здание, где лечили тяжелобольных людей. Враги боялись подступаться к этом месту в страхе заразиться, и спрятанные святыни сохранились в целости. Вскоре монастырь восстановили. Однако в 19 веке власть приняла решение возвести на этом месте храм Христа Спасителя, а Алексеевский монастырь перенести в Красное село, которое было расположено недалеко от Санкт-Петербурга. В 1926 году армия большевиков начала массовое разрушение православных церквей, которому подвергся и Алексеевский монастырь. После этого икона Богородицы «Целительница» была перенесена в храм Воскресения Христова, расположенный в Сокольниках, и до сих пор находится там.

Копии иконы расположены во многих православных храмах России. Каждый желающий может прийти и помолится перед чудотворной иконой «Целительница». Также создано много храмов, посвященных этому чудесному событию:

  • храм иконы Божией Матери «Целительница», расположенный в Москве;
  • храм во имя иконы Божией Матери «Целительница» в Ростове на Дону;
  • церковь во имя иконы Божией Матери «Целительница», город Краснодар;
  • церковь иконы Божией Матери «Целительница» при Старо-Екатеринской больнице в Москве.

День празднования иконы Божией Матери «Целительница»

Ежегодно 1 октября происходит празднование иконы. Дата связана с тем, что когда-то именно в этот день (18 сентября по старому стилю), случилось явление Божией Матери и волшебное исцеление священнослужителя.

1 октября верующие приходят в храмы на торжественные богослужения, утренние литургии. Прихожане молятся Богородице и просят избавить себя и своих близких от тяжелых болезней и недугов.

В современном мире не так часто предоставляется возможность услышать о чудесном исцелении человека. В случае заболевания люди полагаются на современные методы лечения. Хотя многие верующие до сих пор верят в силу молитвы, произнесенной перед иконой, и часто искренняя вера не остается незамеченной Богом. Здоровья вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Давайте устроим виртуальную поездку по маршруту «Чудотворные иконы Москвы», который недавно разработала экскурсовод проекта «Москва шаг за шагом» Виктория Шеногина.

Кольца в знак благодарности

— Сначала мы едем в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, которая существует еще с 1370 года, — рассказывает Виктория. — Возле нее были когда-то захоронены герои Куликовской битвы. В советское время прямо на этих могилах устроили компрессорную завода «Динамо»… В 1989-м храм наконец вернули верующим. И там есть две чудотворные иконы.

Первая — список* иконы Тихвинской Божией Матери. Она известна со времен Ивана Грозного. Хранилась в Тихвине, потом в Пскове. А когда в 1943 году фашисты отступали, местный священник взял эту икону и ушел вместе с ними… После его смерти вскрыли завещание, где было написано, что он просит вернуть икону в Россию. И потомки этого священника более 10 лет назад действительно привезли Тихвинскую обратно. Оригинал сейчас в Санкт-Петербурге, а у нас — один из первых списков, который был сделан с этой чудотворной иконы и который тоже почитается как чудотворный. Люди порой приносят сюда кольца в знак благодарности за избавление от болезни.

Тут же хранится еще один чудотворный образ — список иконы Влахернской Божией Матери. Оригинал был назван по местности Влахерны близ Константинополя, откуда образ и привезли в Россию в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу. В иконе хранится множество мощей самых разных святых.

И еще. Помните огромные очереди к Поясу Пресвятой Богородицы в 2011 году? Так вот, в этой же церкви можно в любой день поклониться частице ризы (одежды) Богородицы. Без давки.

А мы ставим свечи — и едем дальше.

«Церковь пришлых образов»

— Следующий храм в этой экскурсии — Воскресения Христова в Сокольниках, — продолжает Виктория. — Построен в стиле модерн: таким заказала его в начале ХХ века местная община. И в советское время не закрывался. Когда мы заходим сюда, люди в недоумении: неужели храм не православный? Что-то в нем не так. А просто алтарная часть ориентирована не с запада на восток, как в большинстве наших церквей, а на юг. Как бы показывает в сторону Святой Земли, Иерусалима — родины Христа.

В детстве я жила недалеко. Помню, люди называли этот храм церковью пришлых икон. Потому что когда в 1930 годы соборы закрывали, многие иконы принесли на сохранение сюда. Я не знаю других храмов в Москве, где было бы так много чудотворных икон сразу:

— Страстная Божия Матерь — родом из XVII века, перенесена из Страстного монастыря (на чьем месте теперь стоит памятник Пушкину).

— Боголюбская (изображается со свитком) — одна из двух чудотворных икон под названием «Боголюбская» в Москве. Конкретно эта спасена при разрушении Варварских ворот в 1934 году.

— Иверская икона — привезена из разрушенной при СССР Иверской часовни на Красной площади, где находилась с 1669 года. Написана она была по заказу патриарха Никона. Можно представить, сколько молитв она услышала и впитала в себя за это время. А знаете, почему Иверская всегда изображается с капелькой крови на шее Богородицы? Во времена гонений на христиан в дом православной женщины пришли стражники и стали мечами протыкать все, что было в доме. А хозяйка спрятала икону в ларь. Когда меч попал по ларю, икона вскрикнула. Открыли крышку и увидели, что она кровоточит. Отсюда и капля крови. Стражники в ужасе вернули икону: спрячь! А где?! И хозяйка отнесла ее на реку. Спустя какое-то время ее увидели монахи на Афоне. Там она и хранится. А в Сокольниках — список с иконы.

— Грузинская — которая сменила несколько монастырей с XVIII в., пока не осталась в храме Воскресения Христова в Сокольниках. За этой копией древнего образа Богоматери, которая хранится в Грузии, тянется длинный список чудесных исцелений.

И еще три чудотворные иконы есть тут, перед которыми молятся о здоровье: Целительница, Святого Николая и Святого Пантелеймона.

Спасенные мощи Алексия

— Третий храм в нашей экскурсии — Богоявленский собор в Елохове. Он тоже никогда не закрывался. История его в подмосковном селе Елох (название происходит от слова «ольха») идет с начала XVIII века. Тут, к слову, крестили Пушкина.

В храме есть четыре чудотворные иконы:

— Всех скорбящих Радость — но ее выносят только в день ее праздника (6 ноября — в этот день в 1688-м перед иконой излечилась сестра тогдашнего патриарха Иова).

— Млекопитательница — образ Богородицы, которая кормит грудью младенца. Считается, что икона помогает женщинам выносить, вскормить ребенка.

— Казанской Божией Материи — особо чтимый список Казанской иконы Богоматери, прежде находившийся в Казанском соборе на Красной площади.

— Николая Чудотворца.

Есть тут и два захоронения — патриарха Сергия (умер в 1944 году) и патриарха Алексия Второго (умер в 2008-м). А в алтарной части — мощи митрополита Алексия (XIV век). Вообще-то он был похоронен в Чудовом монастыре, но в 1920-х тот разрушили. И тогдашний реставратор Петр Барановский ухитрился перевезти мощи на телеге в Елоховский храм.

Редкая икона «Млекопитательница» хранится в Елоховском соборе (фото справа). Перед ней молятся о будущих детях, а у «Троеручицы» зачастую просят об излечении больной руки или ноги. Фото: vidania.ru/icons , vidania.ru/icons

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Чтобы икону почитали именно как чудотворную, в старину собирались три человека (один непременно в сане священника), запечатывали икону на 3 дня в алтарной части, потом вынимали и устанавливали, чудотворна она или нет. А когда Петр Первый затеял разнообразные реформы, то среди прочих в 1722-м издал указ: отобрать чудотворные иконы из частных домов в церкви и монастыри. С тех пор преклонение давно почитаемым образам в храмах разрешалось, а вот почитание неизвестных икон пресекалось. Считалось, что этот шаг как-то регламентирует религиозную жизнь и борется с суевериями.

СЕМЬ ХРАМОВ ЗА ДЕНЬ

— В древности было поверье, — говорит Виктория Шеногина, — мол, если случилось несчастье или, наоборот, ожидаешь радости, надо поставить за один день свечи в семи храмах. Я спланировала такой маршрут, в который вошли семь находящихся недалеко друг от друга церквей. Среди них — три (!) храма, посвященные одному из самых любимых наших святых, Николаю Чудотворцу.

Отправимся в каждый по порядку.

1 — храм Успения Божией Матери в Гончарах, XVII век. Подворье болгарской церкви. Внутри есть чудотворная икона «Троеручица». По преданию, жил в VII веке такой Иоанн Дамаскин. Его оклеветали по политическому делу, отрубили руку. И отрубленную отдали. Он молился перед Божией Матерью, чтобы рука приросла, и это случилось. В благодарность Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. С тех пор появилась «Троеручица».

2 — храм Николы в Котельниках. Древний, но сильно перестроенный после Отечественной войны 1812 года. Подворье чешских и словацких земель.

3 — храм Троицы в Серебряниках. Тут когда-то жили мастера серебряных дел. Еще в 1990-м храм использовали как склад студии «Диафильм»…

4 — храм Богородицы на Кулишках на Стрелке (Солянка). «На Кулишках» — значит, на болотистой местности. Перед ним — памятник погибшим детям Беслана.

Церковь в Старом Симонове (в круге) и храм в Сокольниках хранят в себе множество прекрасных спасенных во времена СССР образов. Фото: starosimonovo.rop.ru , patriarchia.ru

5 — храм Николы в Подкопаях (Подкопаевский пер.). «Подкопаи» — видимо, потому, что когда-то подкоп был сделан под храм. На службах тут всегда много военных и курсантов. Может, благодаря священнику, который занимается патриотическим воспитанием молодых людей. Правая сторона храма — вся в мощевиках.

6 — храм Петра и Павла, что у Яузских ворот. Подворье сербской церкви. Здесь находится икона преподобного Стилиана, покровителя детей, с завернутым в пеленку младенцем. Перед ней молятся о здравии больных деток.

7 — храм Николы на Болвановке. Название «Болвановка» — от того, что там когда-то стоял идол, он же «болван». Там есть интересная икона «Прибавление ума», у которой просят, например, чтобы детям легче давалось учение.

Организатор — «Москва шаг за шагом»

Многие люди со временем начинают говорить нечто подобное: главное здоровье. Только каждый понимает такое утверждение по-своему. Иногда для того, чтобы обратиться к Господу требуется тяжелый недуг, а иногда Господь исцеляет своих чад, являя милость. Известная икона Божией Матери «Целительница» связана именно с исцелением от недугов. Сама история этого образа рассказывает о том, как явилось чудо в этом мире. Многочисленные дальнейшие чудесные дела, которые творятся святым образом по сей день помогают верующим и укрепляют православных.

Из истории иконы

Первое упоминание об исцеляющей иконе Пресвятой Богородицы «Целительница» встречается в летописях, относящихся примерно к IV веку, ко времени равноапостольной Нины. Икона сохранилась в одном из старейших храмов, но сейчас неизвестно какой именно сюжет там описывался. Тем не менее есть более современный образ, который теперь тоже считается каноническим. В его основе лежит придание, в котором приветствуется об исцелении, оно подробно описано в сочинении Димитрия Ростовского «Руно Орошенное».

Встречаются различные варианты исполнения данной иконы: иногда внизу можно увидеть короткий сказ о произошедшем исцелении, очень напоминающий сказ служителя Дмитрия или на краях с разных сторон от нее просматриваются лики мучеников и святых. Помимо этого есть описание с изображаемыми там архангелами, в частности Михаилом и Гавриилом. Они помогают Богородице и также помогают верующим исцеляться и помогать помощь от этого святого образа.

Итак, более современная история относится к 18 веку, когда в Москве проживал некий Викентий Бульвенинский, который не особенно интересовался в чем помогает икона Богородицы «Целительница», но всегда активно молился перед этим образом, когда бывал в храме. Тем не менее Викентия постиг тяжелый недуг и ему оставалось только пребывать в постели и мучиться от различных болей. Викентий не отступал от веры и продолжал молить Богородицу, когда только обретал такую возможность и немного освобождался от боли.

Доктора не считали возможным излечить этого богослужителя. Он просто продолжал молитву и вот ему явилась Богородица прямо у кровати, фигура испускала свет. Викентий в итоге исцелился и сразу отправился в храм возносить там молитвы, по его повелению была создана Богородица «Целительница» икона, которая описывает сюжет чудесного исцеления.

В чем помогает икона «Целительница»

Чаще других святой образ «Целительницы» удается видеть в храмах и церквях рядом с больницами.

Это сделано для того, чтобы люди, которых настигла болезнь, могли обратиться к Божьей Матери с просьбой дать сил, исцелить тело и душу. В этом и есть значение иконы. Наглядный пример тому самый известный из храмов Старо-Екатерининской больницы в Москве, который освещен в честь исцеляющей Пресвятой Богородицы и приход при госпитале Александра III. К сожалению эти строения не сохранились до настоящего времени. Во времена власти большевиков они перестали существовать, были перестроены.

Но в настоящее время стараются возродить старую традицию молитвы Божией Матери перед иконой «Целительница» и размещать образ в храмах рядом с больницами. Так в 1992 году во имя «Целительницы» прошло освящение новейшего храма при больнице НИИ Клинической психиатрии в Москве. Теперь, как и раньше, все кто нуждается в помощи Пресвятой Богородицы, всегда могут попросить ее об этом, Благодетельница никого не оставит в беде.

Также, если смотреть где в Москве находится икона «Целительница», то следует отметить храм в Сокольниках, Воскресения Христова. Именно там располагается почитаемый образ. Есть современные свидетельства об исцелениях, которые фиксируются и в настоящие дни, молитва перед этим образом дает исцеление от различных недугов и помогает верующим.

Далее будет описана каноническая молитва «Целительнице» иконе Божьей Матери, но также не всегда следует делать «по писанному», если вы хотите молиться своими словами и как-то прославлять этот образ.

Во времена тягостей следует с чистыми помыслами и искренне обращаться к этому образу для того, чтобы получить исцеление и помощь.

Помимо этого, многие предпочитают обращаться к этому святому лику при начале и в период любого лечения и по возможности для того, чтобы сохранять здоровье и веру в Господа.

Молитва и акафист иконе «Целительница»

Празднование иконы относится к 1 октября.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Целительница

глас 1

Любовию, Чистая Дево, Твою святую икону почитающим/ и Божию Тя истинную Матерь прославляющим/ и верно поклоняющимтися/ Целительница явися,/ всякое зло и болезни от сих удаляющая,/ яко Всемогущая.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Целительница

глас 4

Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ, Целительнице, подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Целительница

глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Целительница»

О, Пресвятая Госпоже Царице Богородице, высшая всех небесных сил и святейшая всех святых! Припадаем и поклоняемся Тебе пред всечестным и цельбоносным образом Твоим, воспоминающе дивное явление Твое болящему клирику Викентию, и усердно молим Тя, всесильную рода нашего заступницу и помощницу: якоже древле подала исцеление тому клирику, тако и ныне исцели наша души и телеса, болезнующия ранами грехов и страстей многоразличных, избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения, сохрани от душепагубных учений и безверия, от льстивых и наглых нападений невидимых врагов, подаждь нам христианскую кончину, безболезненну, мирну, непостыдну, Святых Таин причастну и сподоби нас на нелицеприятнем судищи Христове стати одесную Всеправеднаго Судии и блаженный глас Его услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.