Храм в русиново

1-е Боровское Благочиние

Адрес: 249018 Калужская область, Боровский район, г.Ермолино, ул.Русиново, стр.83

Настоятель храма: протоиерей Александр Падылин 8 (905) 642-55-09

Староста храма: Людмила Захарова 8 (910) 708-79-16
Помощник старосты: Галина Полежаева 8 (910) 912-19-87

Престольные праздники:

  • Николая Чудотворца — Май 22 (перенесение мощей), Декабрь 19

Церковь святителя Николая Чудотворца в селе Русиново — характерный памятник зрелого классицизма начала XIX века, замыкающий единую архитектурно-пространственную композицию живописной долины реки Протвы: Боровск — Роща — Пафнутьев-Боровский монастырь — Рябушки — Русиново.

Каменный «корабельный» 3-х престольный храм был построен в Русиново в 30-х годах ХIХ века на месте древней деревянной церкви. Не лишне сказать, однако, что первые упоминания о стоящей на этом месте церкви святителя Николая относятся еще к началу ХVII-го века.

В 30-х годах ХХ века разделив судьбу многих других, храм был закрыт. В 1941-м в купол колокольни храма попал снаряд, разрушивший и часть стены. Обветшание и разрушение храма продолжалось и после войны.

В марте 1998 года то, что оставалось от храма, было передано Калужской Епархии. Но лишь в 2005 году началось мало-помалу его восстановление. В 2010-2011 годах, когда шефство над восстановлением храма взяла на себя московская компания «Евразия», он начал быстро оживать. Сегодня, хотя леса еще не убраны, и нет завершений на куполе и колокольне, храм полноценно функционирует — в нем совершаются богослужения и таинства. Однако сделать еще предстоит немало. В планах строителей возрождение не только самого храма, но и развития села Русиново (ныне – улица Русиново села Ермолино) как культурно-исторического и туристического центра, в котором сохраняются и приумножаются духовные, культурные и исторические ценности Калужского края.

Храм в Русиново: чудеса, разруха и любовь

Кирпичные стены и осыпающаяся штукатурка, голые лампочки, висящие на длинных проводах, фанерные царские врата – таким несколько лет назад я впервые увидела русиновский храм. Сегодня в Интернете легко найти сайт Социально-духовного проекта Русиново, а в самом храме стены побелены, подсвечники блестят и сложена новая печь вместо железной печки-буржуйки. Построено здание воскресной школы, а в нем чайная с террасой, где любой желающий может попить чаю и полюбоваться боровскими красотами. Рядом – голубятня. Блестят золотом купола… Но в целом – всё так же: много бумажных икон, открытый для общения батюшка и тишина…

Русиновский храм сегодня

– Я приехал с Урала, там есть храмы на берегу Енисея и на берегах других рек, но такого живописного вида я нигде не встречал, – признается настоятель храма святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, в населенном пункте Русиново Боровского района Калужской области протоиерей Александр Падылин. – Либо гора и храм – реки нет, либо река и храм – горы нет, либо есть храм – но ни горы, ни реки… А у нас – высокий косогор, из-за него река Протва виднеется, монастырь и другие храмы – как на ладони всё.

Мы говорим с батюшкой об этом сельском храме и социально-духовном центре, о чудесах и об антиклерикализме, о жизни священника и о любви.

От преподобного Пафнутия Боровского до наших дней

Согласно преданию, храм в Русиново появился еще при жизни преподобного Пафнутия Боровского. Некий баскак Русанов повздорил со святым, рассердился и даже хотел его ударить, но когда замахнулся – рука у него отсохла. Испугавшись, он упал в ноги преподобному и стал просить вместе с ним помолиться об исцелении. А в знак благодарности выздоровевший баскак отписал свое село Русиново монастырю, подворьем которого долгое время был здешний храм.

Деревянная церковь дважды горела и последний раз была разграблена и уничтожена наполеоновскими войсками. Осенью 1812 года в ознаменование победы в Отечественной войне заложили первый камень восстанавливаемого храма.

– Приходская жизнь здесь была весьма полноценная, – рассказывает нынешний настоятель, ­– не просто один священник, который сам себе поет, сам себе кадило подает: служащих хватало. И совершалась эта церковная жизнь до конца 1930-х годов.

Последнюю Литургию в Русиново отслужили на зимнего Николая Чудотворца 19 декабря 1939 года, после чего священника арестовали и сослали, а храм был закрыт. Иконы и утварь местные жители забрали и попрятали. Поговаривают, что многое до сих пор закопано в земле.

Во время фашистской оккупации церковная колокольня использовалась немцами для обстрела находящегося неподалеку Инютинского аэродрома. Со стороны аэродрома по храму было сделано три выстрела: первый прошел высоко над куполом, второй пробил в куполе три дыры, а третьим сбило верх колокольни – прямо со снайпером-наводчиком. Тело брошенного фашистами солдата было найдено в 2010 году во время строительных работ на территории храма и передано соответствующим германским службам.

После войны в разрушающемся храме хранился цемент, а когда часть кровли обвалилась, церковь вообще стала никому не нужна…

«Свой» храм

Переданный Калужской епархии в 1998 году храм представлял собой страшное зрелище: снаружи – растут трава и деревья, внутри – перемешались и зацементировались кирпич, кровля, мусор.

Вместе с назначенным сюда для восстановления храма иеромонахом Иоанном (Кесариным) жители – в основном женщины, старики и дети – вручную, лопатами и кирками вычищали завалы.

Несмотря на то, что в Боровском районе, где в какую сторону ни посмотри, увидишь либо купола, либо колокольню, к тому времени уже были открыты несколько церквей и действовал монастырь, у русиновцев была потребность в храме.

– У людей оставалась память именно о своем храме… – поясняет отец Александр.

Отец Александр приехал в Русиново из Екатеринбургской епархии в 2009 году, когда в храме уже можно было начинать служить.

– Мы сделали подобие иконостаса, – рассказывает он, – в алтаре поставили подобие престола, отец Иоанн приобрел церковную утварь, и 19 декабря, ровно через 70 лет после предыдущей, мы совершили в Русиново Божественную Литургию. Тогда, в первую службу, в четверике уместилось 170 человек. Люди стояли как сельди в бочке. Приехали из разных мест: из Боровска, из соседних сел, из Балабаново и из Подмосковья. Стены кирпичные, обшарпанные, где-то временами хлопьями опадает старая штукатурка, но служба была очень радостная, очень праздничная.

Антиклерикализм и стройка

Восстановительные работы еще не закончены, а здесь уже заняты еще одним делом – организацией социально-духовного центра. Проект масштабный: воскресная школа с библиотекой, певческая школа для всех желающих, трапезная, гостиница для паломников, целая долина источников – благо, источников на близлежащей территории около двух десятков, – зона отдыха с тропами для пешеходов и велосипедистов, да и это еще не всё.

На фоне растущих день ото дня антиклерикальных настроений идея наверняка у многих вызовет недоумение: источники, дорожки – зачем всё это? Отец Александр Падылин ни на секунду не задумывается:

– Затем, чтобы люди могли прийти на территорию храма и просто побыть в тишине. У нас очень много суеты в миру, она заедает. А когда приезжаешь в какое-то такое место, где близко природа, суета не отходит, но теряет первостепенное значение – и душа отдыхает. Может быть, на фоне потрясающих видов, которые открываются отсюда, человек немножечко успокоится, отдохнет, приостановится в своем жизненном беге, этой гонке, и сможет заглянуть в себя, в свое сердце. Это нужно как верующим, так и неверующим. И территория эта и для тех, и для других.

Антиклерикальные настроения, уверен отец Александр, возникают от незнания Церкви:

– Видя некоторые вещи, люди не умеют их для себя объяснить и начинают додумывать. А священник мог бы в неформальной обстановке что-то рассказать, какой-то негатив исключить.

Именно для этого в центре планируется проведение встреч – с просмотром фильмов и их обсуждением, с беседами со священником… Расчет, в первую очередь, как говорит отец Александр, на местных жителей, но не тех, кто уже уверовал, а «сочувствующих».

Особое внимание тем вдруг здесь оказавшимся, кто от церковной жизни совсем далек:

– Я разговариваю с людьми и знаю, что многие сегодня не приемлют евангельскую точку зрения, считая ее устаревшей. Но святые отцы – что десять столетий назад, что два, что современные старцы – говорят: Бог неизменен! И при сотворении мира, и сегодня, и при окончании мира это Один и Тот же Бог. И данные Им правила жизни неизменны, они универсальны для всех случаев жизни, что бы ни происходило вокруг и как бы себя ни вели рядом люди. Другое дело, что донести эту истину до многих непросто…

О беспокойстве

Перебраться с далекого Урала в Калужскую область отца Александра и его матушку благословил отец Власий – знаменитый старец Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря, к которому за советом едут даже из-за рубежа. Бывала у него и супруга отца Александра.

– Я, – смеется батюшка, – прикрывался авторитетом старца, когда у владыки сюда просился.

Но, надо сказать, просился-то отец Александр не на легкую жизнь, а скорее наоборот. Чужое село за тысячи километров от родного дома, новый приход с незнакомыми людьми, восстановление, стройка, организационная работа…

– Удивительно, – говорит священник, – но почему-то совершенно не страшно было переезжать. Была какая-то внутренняя уверенность, что нам тут понравится.

И правда, понравилось. И служба идет, и работа спорится.

– Всё – по прямому действию святителя Николая Чудотворца в нашем храме, – говорит русиновский настоятель.

Времени только не хватает. Но это ничего – может, станет поспокойнее.

– Хотя, – улыбается отец Александр, – когда успокаиваешься, можно в гроб ложиться. Надо беспокоиться, надо волноваться, надо желать большего.

За чудесами

Когда в русиновском храме нужно было ставить маковку на четверик, денег на то, чтобы ее, уже готовую, выкупить, не было. После службы на Казанскую отец Александр со своими невеселыми раздумьями прибирался в алтаре и продолжал молиться Богородице. В церкви оставались только староста и свечница. Вдруг заходит незнакомый человек и прямо с порога заявляет: «Я хотел бы вашему храму помочь».

Незнакомец оказался очень занятым бизнесменом с Алтая. В праздник Казанской иконы Божией Матери он был в Пафнутьевском монастыре и на обратном пути, проезжая мимо указателя «Храм Николая Чудотворца в Русиново», решил заглянуть, а увидев, без лишних слов понял, что тут нужна помощь. Оставленной им суммы хватило как раз на маковку и ее установку.

Событие так впечатлило приход, что один из уже оборудованных при храме источников был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Место здесь удивительное, считает отец Александр.

– Я здесь почти за четыре года службы, – говорит он, – чудес увидел больше, чем за предыдущие тринадцать на Урале. Ежедневных, больших и маленьких.

И люди многие едут в этот уголок Калужской земли именно за чудесами. Но правильно ли это, нет ли в этом какой-то подмены – подмены веры на ожидание Божественных подарков?

– Это настоящий духовный вопрос… Я бы, наверное, на него ответил так… – задумывается отец Александр. ­­– Человек состоит из духа и души, но есть еще и тело. То есть союз души и тела. И телу тоже нужно что-то для веры – увидеть своими глазами, пощупать руками… Чудеса нужны вот для этого нашего человеческого естества. Поэтому люди и не сидят на месте, а часто путешествуют по святым местам: в Иерусалим, на Афон, по разным уголкам России – в том числе и сюда.

Много есть свидетельств, как, помолившись перед находящейся в Русиново иконой богоотец Иоакима и Анны, называемой также Зачатьевской, люди, на которых уже даже и врачи махнули рукой, рожали детей. Много есть свидетельств, как от воды из источника Николая Чудотворца, находящегося неподалеку от храма, получали исцеление.

– Даже был один случай, – рассказывает отец Александр, – когда исцеление получил человек, скептически относящийся к вере. Он возил паломническую группу в монастырь, а потом и к нам. В группе – одни женщины, в основном уже немолодые. Они взяли его «на слабо» – мол, мы, бабушки уже, не боимся, а ты – мужик – и испугался. И чтобы лицом в грязь не ударить, он облился водой из источника. Потом он рассказал, что, когда они ехали из монастыря к нам, у него очень разболелись руки – такое, видимо, с ним уже бывало, – и он стал даже бояться, что не сможет довести машину до Москвы. Но когда он поднимался в горку от нашего источника Николая Чудотворца, руки у него болеть перестали, и они благополучно доехали. Он сам приезжал сюда еще раз, чтобы поблагодарить за это чудо.

Но самое главное чудо, которое удается наблюдать священнику в своем служении, признается русиновский батюшка, это «когда приходит человек с каким-то маловерием – может быть, не смог справиться с житейскими ситуациями, выход не может найти, – а поговоришь с ним, вместе помолишься и видишь, ощущаешь на каком-то незримом уровне, как отходят уныние и отчаяние, возвращается надежда и появляется в душе у человека ощущение близости Господа».

Отец Власий

Неподалеку от Русиново находится Свято-Пафнутьевский Боровский монастырь, куда едут и за советами, и за чудесами – к отцу Власию. А старец не отказывает, помогает. К нему приходят посоветоваться, и решение оказывается таким очевидным, таким простым… Только когда приезжают как к гадалке, рассказывает отец Александр, батюшка начинает юродствовать, каким-то образом показывать людям, что они не о том спрашивают.

Сам же отец Власий чудеса отрицает. Говорит: я просто опытный священник.

– Всем старцам свойственно свои дары прятать, – поясняет отец Александр, – потому что в свете Божественных даров обнажается человеческое недостоинство, и люди, которым такое дано, умоляют, чтобы у них эти дары были отобраны, потому что особо остро ощущают это несоответствие.

– А каково это, – спрашиваю, – служить рядом со старцем? На вас близость отца Власия как-то влияет?

– Блюсти себя приходится, – с улыбкой отвечает отец Александр.

Старец принимает участие и в жизни прихода.

– Вообще храм восстанавливается благодаря благословениям отца Власия, – признается настоятель. – Когда вопрос какой-то сами разрешить не можем, мы обращаемся за советами к нему.

Как «человек с улицы» стал священником

Отец Власий не единственный старец, принимавший участие в судьбе отца Александра Падылина. На его пути к священству был и еще один подвижник. Историю свою батюшка рассказывать не очень любит, улыбается: «Обо многом я хотел бы умолчать». Но прежде, чем говорить о путешествии молодого человека Саши на остров Залит, надо все-таки хотя бы коротко рассказать о том, что ему предшествовало.

– По молитвам мамы и брата мой первый сознательный опыт встречи с Богом произошел, наверное, после армии, – рассказывает батюшка. – А потом мне, человеку с улицы, было благословение идти в священники.

Помогая своему крестному – пономарю поселкового храма, в котором даже не было своего батюшки, – он оказался в епархиальном управлении.

– И вот мы приехали, крестный пошел к архиерею, а я помогал старенькой бабушке-казначею. Вдруг передо мной вырастает правящий архиерей, тычет в меня пальцем: ты кто такой?! От неожиданности я чуть не присел на пол. Говорю: так-то и так-то, зовут Александр, помогаю крестному. А владыка поворачивается к крестному и говорит: «Вот вам священник!»

Первая реакция – шок: «Ну какой из меня священник?» А потом привычное «ну и что, все так живут, а я еще не хуже всех» сменилось на иное, какое-то новое понимание и ощущение своей греховности.

Крестный дал прочесть Евангелие, Апокалипсис, жития старцев, еще какие-то книги. А через пару дней завел разговор.

– Сначала он спросил меня, верю ли я во Христа. Я ответил: «Да», – вспоминает отец Александр. – Тогда он продолжил: «А ты понимаешь, что будет момент, когда тебе придется перед Ним предстать на ответ? И Он скажет: “Я тебя звал”. Ты не сможешь Ему соврать. Что ты Ему ответишь, когда Он спросит, почему ты не пришел?» Это был последний аргумент. Я только и сказал: «Что мне делать?»…

Решение, в общем-то, было принято. Но перед тем, как заняться его воплощением в жизнь, вместе с крестным Саша отправился на остров Залит – за советом и благословением к отцу Николаю Гурьянову.

На дворе был март, на Псковском озере ветер, волны, местами лед уходит под воду… Добраться на остров трудно, а потому у отца Николая никого не было. Старец много сказал крестному, тоже ставшему впоследствии священником, и подтвердил благословение владыки Саше.

После этой поездки молодой человек стал изучать церковное дело и церковнославянский язык, вскоре стал келейником у правящего архиерея, а в 1997 году был рукоположен в священники.

Секрет семейного счастья

Супругу свою отец Александр тоже встретил в храме, где она регентовала.

– Помогает вам супруга-то? – спрашиваю.

– Как же не помогает? – даже удивляется батюшка. – Помогает! У нас пятеро детей. И мало того, что она несет подвиг материнства и весь крест устройства домашнего очага на нее ложится, помимо этого она еще и участвует в богослужениях, регентует, ведет воскресную школу. То есть нагрузка у нее весьма и весьма серьезная.

Старшей дочери отца Александра и матушки Анны 15 лет, затем идут дочка 13 лет, девятилетний сын и младшие – шестилетние двойняшки. Живет вся эта большая семья в небольшой съемной квартирке. Местные власти выделили им клочок земли, но на то, чтобы построиться, денег нет. Удалось заложить фундамент нового дома, но когда стройка будет продолжена – неизвестно.

– Я уверен, Бог поможет, всё устроится, будет дом, – говорит батюшка, – а пока терпим.

У отца Александра звонит телефон:

– Да, я занят немножечко, интервью даю, перезвоню тебе, хорошо? – голос его делается ласковым-ласковым, а я думаю о старой избитой пословице про «рай в шалаше».

– В чем секрет, – спрашиваю, – сейчас ведь кругом разводы: и неверующие, и верующие, и священники?.. Есть он, секрет-то?

– Есть, – смеется, – да только это не секрет. Есть такое слово – любовь, – и отец Александр делается серьезным. – Большая беда, что сейчас к любви относятся как к эмоции, а это – качество души. Оно само по себе никогда не возникает, его нужно в своем сердце воспитывать. Не друг в дружке воспитывать, а в себе. Тогда совместная жизнь приобретает и яркость, и смысл, и скучно вместе жить никогда не станет.

О любви

Телефон у отца Александра звонит всё чаще и чаще – пора заканчивать беседу и возвращаться к делам, и так засиделись…

Напоследок мне все-таки хочется спросить, что же самое сложное в жизни священников – каково это, пропускать через себя чужие проблемы, жертвовать своим личным временем ради своих прихожан, а помимо этого еще и строить, организовывать и просто жить в режиме ненормированного рабочего дня?

Но вместо ожидаемого ответа отец Александр начинает рассказывать совсем о другом:

– Сложности у священника, как у всех людей: неуверенность, какие-то страхи, личные качества души, которые мешают совершать служение, личные грехи, личные пороки, которые мы берем в сан из обычного мира, – это всё мешает. С Божией помощью пытаешься свои пороки бороть, а они скрываться начинают, пригибают головы, чтоб их видно не было… Ты только расслабишься, а они, эти страсти, в самый неподходящий момент лезть начинают. Опять помощь Божию призываешь… Всё как у обычных мирян, только при этом всегда надо помнить, что ты еще и облачен священным саном. А это настоящий Божий дар, и за то, как его реализуешь, во много раз больше спросится. Когда начинаешь анализировать, просто страшно становится, как перед Богом потом отвечать будешь. Но Господь пока не оставляет, поддерживает, помогает, дает знать, что Он близок, несмотря на наши человеческие грехи. Очень важно – веру не потерять, не пустить в душу цинизм, не впасть ни в уныние, ни в отчаяние…

На вопрос, случалось ли ему испытывать отчаяние, отвечает: «Бог миловал!» И смотрит открытым живым взглядом. И глядя отцу Александру в глаза, хочется спросить про что-то самое важное, самое главное в жизни.

– Сказано в Священном Писании: «Да любите друг друга!» Это самый основной закон нашей жизни – и духовной, и мирской, – говорит священник.

– Это возможно?

– Возможно, – кивает. – Когда мы пытаемся свою любовь совершать, мы ждем ее в ответ от других. А ждать не надо. Надо самим любить. Тогда будешь человеком полноценным, открытым для Бога, и Бог для тебя будет открыт всегда, неизменно. Любовь трудна. Любовь тяжела. Это крест. Но крест радостный и благодатный.

Я слушаю отца Александра, и всё, что он говорит, кажется таким понятным, очевидным. Только вот дело в том, что часто мы не знаем даже, с какой стороны к этому радостному и благодатному кресту подступиться. А чтобы это понять, нужно, наверное, хотя бы ненадолго отгородиться от суеты и побыть в тишине…

В двух километрах от Свято-Пафнутиева Боровского монастыря находится живописное место — Долина источников в селе Русиново. По преданию село принадлежало потомку татарского баскака Русанову, который и подарил его монастырю. В 1836 г. в Русиново был открыт храм Святителя Николая Чудотворца в честь победы над Наполеоном. У подножия горы, на которой стоит храм, бьет более 20 источников, считающихся святыми. В источниках чистая вода с повышенным содержанием магния и постоянной температурой в 6 градусов по Цельсию.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 07.2014г.


1. Храм Святителя Николая Чудотворца. Заложен в 1812 году, в честь победы над войсками Наполеона, открыт в 1836 году. В 30-х годах ХХ века храм был закрыт. В 1941-м году в купол колокольни храма попал снаряд, разрушивший и часть стены. В марте 1998 года храм был передан Калужской Епархии и в 2005 году началось его восстановление

5. Таким храм Святителя Николая Чудотворца был до восстановления
6. На склоне холма рядом с храмом Святителя Николая Чудотворца построена церковная столовая со смотровой площадкой. Оплату питания поломники и туристы оценивают сами, малоимущие питаются бесплатно
7. Красивый вид со смотровой площадки церковной столовой
8. Справа вдалике дачи, снизу слева и справа купальни
9. Купель у святого источника в честь Святителя Николая Чудотворца

11. Еще купель у другого святого источника

13. Вид в сторону Свято-Пафнутиева Боровского монастыря

15. Смотровая площадка
16. Вид на церковную столовую и смотровую площадку
17. Купель
18. Один из святых источников

20. Река Протва
21. купальня и прудик
22. Один из десятков источников
23. Закрытая купель с часовенкой в честь Святителя Николая Чудотворца
24. Святой источник у часовенки в честь Святителя Николая Чудотворца
Официальный сайт Долины источников и храма Святителя Николая Чудотворца, там же подробная историческая справка по селу Русиново: http://rusinovo.ru
Еще Боровск:
Свято-Пафнутиев Боровский монастырь
Церковь Дмитрия Солунского (1804 г.) и некрополь в Рябушках
Достопримечательности на интерактивной карте…

Храм Святителя Николая Чудотворца — православный храм в Боровском районе Калужской области. Расположен в селе Русиново, входящем в состав городского образования Ермолино.

Известно, что деревянный храм Николы Чудотворца стоял на берегу реки Протвы в сельце Русиново, вотчине Боровского монастыря, в 1613 году. Как сообщает «Приправочная книга по дозору Боровского уезда» деревянный храм Николы был древен и ветх. Возможно, он чудом уцелел в 1610 году, когда сельцо Русиново было сожжено поляками Лжедмитрия, идущими от Калуги на Москву. Возможно, история храма уходит еще глубже, в XV век, когда, как повествует предание, бывший татарский баскак Русанов, первый владелец села, столкнулся с пришедшим в эти места святым Пафнутием. Отношения между святым отшельником и гордым вельможей не сразу заладились, но скоро потеплели настолько, что Русанов подарил свое село обители преподобного.

Первый камень Храма Святителя Николая Чудотворца в селе Русиново был заложен в 1812 году в честь победы над войсками Наполеона. Окончательно каменный «корабельный» 3-х престольный храм был построен в 1836 году в стиле классицизма. Имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Состоит из четверика с куполом, трапезной и колокольни.

В 1930-х годах храм был закрыт и в нём устроили склад. Последний служивший в храме священник Сергий Маккавейский был арестован в 1932 году и отправлен в ссылку в Казахстан. Последний настоятель — священник Николай Тихомиров — уехал с семьей в Москву. Осенью 1941-го храм подвергся массированному артобстрелу в результате, которого был разрушен купол колокольни. Разрушение храма, начатое войной, продолжилось и в мирные дни.

В марте 1998 года храм был передан Калужской Епархии. Но лишь в 2005 году началось его восстановление. В 2010—2012 годах, когда к восстановлению подключились организации и частные лица, скорость работ возросла. Сегодня Храм полноценно функционирует: в нем совершаются богослужения и таинства. Построен чайный домик, благоустроено два источника — в честь Святителя Николая Чудотворца и во имя иконы Божьей Матери «Казанская».

В настоящий момент при храме развивается социально-духовный просветительский центр «Русиново»: работает воскресная школа для детей, планируется создание школы мастеров, где все желающие смогут обучаться древнерусским ремеслам и искусствам.

Святынями храма являются:
— частица мощей святой блаженной Матроны Московской
— частица мощей Святителя Николая Чудотворца
— зачатьевская икона святых праведных богоотцов Иоакима и Анны
— выкопанная из земли старинная икона святителя Николая Чудотворца
— более 20 святых источников на территории храма.

С 2011 года в храме Николая Чудотворца ведется книга, в которой посетители храма рассказывают о чудесах, которые ниспослал им Господь.

В воскресной школе ученики постигают основы православия, обучаются пению в церковном хоре, осваивают декоративно-прикладное ремесло.

В настоящий момент школу посещает около сорока детей. Обучение длится три года. В школе четыре группы — нулевая и с первого по третий классы. Ученикам — от 7 до 14 лет. К третьему классу практически все ученики уже участвуют в службах — поют, читают, ухаживают за свечами на подсвечниках.

Среди изучаемых дисциплин — Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, жития святых и декоративно-прикладное искусство, религиозные праздники и традиции. Дети обязательно изучают житие Николая Чудотворца, в честь которого назван храм, а также имена святых, в честь которых носят своё имя. Преподаватели в школу набираются по благословению священника.

Школа также организует участие работ, которые дети изготовляют на декоративно-прикладных уроках, в областных выставках и конкурсах, а школьный хор выступает на Боровских фестивалях. Время от времени преподаватели организовывают паломнические поездки — в Оптину Пустынь, в Сергиев Посад, в Москву к святой Матроне Блаженной.

Главная страница / Наше Русиново Наше Русиново

Если выехать из Москвы по Киевскому шоссе и на 98-ом километре повернуть в сторону Боровска вашим глазам откроется живописная холмистая гряда возвышенностей, украшенных цепью церквей, и резко ниспадающих с севера в поймы и заливные луга реки Протвы. Проехав около 9 км, вы попадете в село Русиново. «Солнечное Русиново» — так называют это местечко поныне. И правда, само село, его прелестные окрестности примыкающие к излучине реки Протвы с ажурно-лесистым противоположным берегом вызывают самые светлые ассоциации.

История села Русинова тесно связана с историей Боровского Пафнутьева монастыря. Дедом основателя монастыря святого Пафнутия Боровского был один из татарских баскаков, отошедший от ханского подданства, и принявший христианскую веру. Будущий святой старец родился в 1394 году. В 20 лет он ушел в Высоковский монастырь, а пятидесяти лет отроду, будучи уже игуменом этого монастыря, оставил начальствование и уйдя с одним иноком в чашу леса, и основал новый монастырь во владениях Боровского князя.

Облаченный в рубище Пафнутий сам на плечах своих носил воду и кирпичи для строительства обители. Для украшения каменной церкви призвал лучших иконописцев, в том числе знаменитого Дионисия, признанного творцом наиболее совершенных образцов русского монументального искусства. Другим учеником Пафнутия был знаменитый св. Иосиф Волоцкий. После смерти Пафнутия Иосиф отказался возглавить братию и ушел под Волоколамск, где основал свой собственный монастырь.

Существует легенда, что ближайшее от Пафнутьева монастыря село принадлежало потомку татарского баскака Русанову, который и подарил его монастырю.

В 1477 году, когда Пафнутий скончался, в монастыре обитало уже около 100 монахов. В следующее столетие монастырь продолжал расти. Борис Годунов превратил его в настоящую крепость. В 1610 году польское войско Лжедмитрия II, идущее от Калуги к Москве прорвалось на территорию монастыря и за одну ночь уничтожило около 5 тысяч дружинников, монахов и окрестных жителей. Село Русиново было сожжено.

Освободитель Москвы князь Пожарский выбрал Пафнутьев монастырь местом своей ставки и отсюда руководил борьбой против польских интервентов. В разное время монастырь посещали великие князья Иван III, Василий III и царь Иван Грозный, царь Федор Иванович и первый царь династии Романовых Михаил Федорович Романов со своим отцом патриархом Филаретом. Знаменитый борец против реформ патриарха Никона протопоп Авакум около двух лет был заключенным Пафнутьева монастыря. Сюда приходила его навещать ярая сторонница старообрядчества боярыня Морозова, умершая позднее в земляных тюрьмах Боровского Городища.

В «Приправочной книге по дозору Боровского уезда 1613 года» (см. «Боровский уезд в 17 веке» М. 1992 год, стр. 98) впервые упоминается монастырская вотчина сельцо Русиново с древним ветхим храмом Николы Чудотворца, перечисляются монастырские пашни и луга под покосы, пашни крестьянские да поросшие лесом пустоши.

При Романовых граница владений богатеющего Пафнутиева монастыря проходит между сельцом Русиново и деревней Ермолино, которая в ряду других местных деревень (Инютино, Коряково, Ивакино, Михайловское, Денисово) принадлежит Архангельскому собору Кремля.

В 1630 году сельцо Русиново — одна из вотчин Пафнутиева монастыря. Напротив ветхого деревянного храма Николы Чудотворца принадлежащий церкви заливной луг на 30 копен. У церкви двор попа Леонтия, двор дьячка Ильюшки Матвеева, двор пономаря Митьки Григорьева. Вблизи монастырский конюшенный двор. Рядом четыре двора монастырского приюта. Остальные дворы крестьян семейных и бобылей, кроме того десять пустых дворов. В монастырском дворе келья с сенями, амбар и два сарая, крытых соломой. Двор огорожен забором на столбах с передними и задними воротами, через которые загоняют для корма монастырских лошадей. В те времена в Русинове на содержании монастырского конюшенного двора находится 26 кобылиц, 7 жеребчиков и 12 меринов.

Как видно из дошедших до нас актов судебных разбирательств русиновские были ребята крепкие и норовистые, то и дело вступали в стычки с ермолинскими, а монастырь неизменно вставал на их защиту. Село продолжало расти и в 1705 году насчитывало уже 61 крестьянский двор. Согласно переписи 1744 года Пафнутьев монастырь владел 11000 крепостных в 16-и уездах. В Русиново в это время значится 270 ревизских крестьянских душ.

При Петре 1 (1682-1725 гг.) вблизи Ермолино начинает работать чугунолитейный завод Василия и Агафона Копыриных (1719). Начинается промышленная эпоха. Правда монастырских владений преобразования еще не коснулись. Но при Екатерине II церковные земли были национализированы, что стимулировало развитие частного производства.

Одной из первых ткацких фабрик в уезде стала основанная в 1826 г. в Русиново фабрика Александра Александрова. В 1830 году по-соседству, на берегу Протвы, открылась ткацкая фабрика Александра Афанасьева, выпускавшая красочные набивные платки. В 1850 году внизу, у поворота реки Протвы открылась фабрика купца Тихона Рудакова, которая обслуживала две другие русиновские фабрики крашением и набивкой тканей. В 1880 году Федор Исаев получает патент на открытие фабрики в Ермолине. В 1897 году на русиновских ткацких фабриках работало до 900 ткачих. Общая сумма производства достигала 900 тыс. руб. в год.

Большую долю производства фабрики занимал надомный труд. С фабрики брали платки для обвязки краев (это были красивые набивные шерстяные платки) и бобины с пряжей, которые дома перематывали на веретена.

В последние годы перед революцией производство Александровской фабрики шло на убыль. Устраиваться на работу теперь шли к Исаеву в Ермолино. На эти годы приходится наивысший расцвет деятельности Ф. Исаева в компании с немецким текстильным акционерным обществом «Надэи-Юнкер». Особенно славились их цветные кашемировые платки.

В 1905 году рабочие Александровской фабрики совместно с Ермолинским пролетариатом провели крупную забастовку. 18 ноября 800 человек пошли в Боровск, где к ним примкнули боровские рабочие. Коллектив выдвинул петицию фабрикантам из 23-х пунктов, куда входили экономические и политические требования. Забастовка продолжалась до декабря и кончилась лишь тогда, когда в Москве было подавлено революционное восстание.

В 1918 году Александровскую фабрику национализировали. Вскоре Русиновская фабрика стала филиалом Ермолинской. Верхние корпуса были отданы под жилье рабочим, нижние остались производственными. Вплоть до 1941 года продолжала существовать прядильная фабрика, снабжавшая многочисленные артели Боровского района и предприятия Московской области пряжей.

В октябре 1941 село Русиново стало одним из пунктов оборонительного рубежа Красной Армии (Митенино -Башкардово — Рябушки — Русиново). Около 5-ти дней в кровопролитных боях слабо вооруженная 110-я дивизия сдерживала мощное наступление численно превосходящих сил противника от Боровска до Балабанова. Немногим больше 2 месяцев хозяйничали немцы в Русинове. Отсюда велось командование немецкими операциями под городом Наро-Фоминском. Часть располагавшегося здесь резерва составляли финские подразделения.

При наступлении наших, боев в Русиново не было, немцы срочно эвакуировались. В доме (Русиново, 86) расположился штаб 33-й армии под командованием генерал-лейтенанта Ефремова Михаила Григорьевича, здесь он находился со 2-го по 13-е января 1942 года. С 18-го декабря 1941 года бойцы 33-й армии Ефремова освободили Балабаново, Боровск, Верею и другие населенные пункты: всего за месяц боев — около 23-х населенных пунктов.

В пятидесятых годах ХХ века на базе прибрежных корпусов бывшей Александровской фабрики развернулось Учебно-производственное предприятие (УПП) Калужского отделения Всероссийского общества слепых. С 1976 года близ шоссе Балабаново-Боровск строится новый производственный комплекс этого предприятия и оно становится головным из всех предприятий этого типа в Калужской области. Здесь не только жилье и рабочие места для инвалидов по зрению, но и комплекс реабилитационных услуг: учебно-консультационный пункт, библиотека, физкультурный зал и др.

В конце 70-х годов существовал план создания в Русиново центра микроэлектроники. План этот не осуществился, однако несостоявшийся город дал району не только импульс активности, но оставил массу весьма ценных объектов районного масштаба. Это крупная газовая магистраль, крупный водовод, мощная электроподстанция, помещения двух полупустых заводов, две мощные котельные и другое.

2009 год

Сегодня село с населением в несколько тысяч человек оказалось административно присоединено к поселку Ермолино и превратилось в улицу Русиново. Хотя естественная ландшафтная и бытовая связь с близлежащими селениями Рябушки и Роща, входящими в черту города Боровска, говорят об иной его территориальной принадлежности (да и исторически Русиново упоминается в документах на добрую сотню лет раньше, чем деревня Ермолино). Фактически сегодня можно говорить о слившихся воедино трех населенных пунктах: Боровск, Ермолино, Балабаново. Их суммарную зеленая зона составляет 8000 тысяч гектар (с включением в эту зону сел: Федотове Лучны, Сатино, Шемякине, Тимашево и др.). Вся эта зона представляет собой единую сеть памятников истории, природы и ландшафтов. Сегодня стоит задача перевода этих лесов на режим лесопарка, а исторических памятников под охрану (16 памятников местного значения рекомендованы для этого Москвой и Калугой еще в 1983 году).

Лето 2014 года

Русиново – город слепых

Русиново иногда называют «городом слепых». Почему? Очень давно в этих местах появилось небольшое предприятие. Трудилось на нем около 200 человек, половина из них были незрячие, съезжавшиеся сюда из ближайших городков и посёлков. Они производили самые простые товары, не требовавшие сложного оборудования. Располагалось это предприятие сразу за церковью Николая Чудотворца, под горой.

После Великой отечественной войны директорствовать на старой фабрике стал ветеран Великой Отечественной Тарантасов, потерявший на войне зрение. Он обратился во Всероссийское общество слепых с предложением построить новое предприятие — посовременнее и с хорошими станками. Предложение Тарантасова было принято. А рядом с предприятием построили жильё для незрячих.

В лучшие времена на предприятии трудились 1100 сотрудников. Работы было много. Так, для московского телевизионного завода «Рубин» слепые собирали дорогостоящие микросхемы. Говорят, люди ехали сюда охотно. Квартиры были хорошие, зарплаты вполне достойные. Сегодня предприятие переживает не лучшие времена. Работает на нем около 300 человек, 130 из которых незрячие. ООО «Боровское предприятие «РусиНовоПак» — так нынче называется фабрика, — выпускает гофроящики, металлические крышки для консервирования и так называемые «решётки-вставки» для пол-литровых бутылок.

Улица Русиново (так теперь называется бывшее село Русиново) заметна сразу: перед остановкой висит знак «Осторожно: слепые пешеходы». А вот светофора для слепых с пищалкой нет. Начинается улица Русиново предприятием, где работают слепые. Над дверью предприятия пищит звуковой сигнал. Видимое отличие улицы Русиново от любой другой улицы — перила вдоль тротуара, которые помогают слепым ориентироваться. Культурным центром Русиново считается специальная библиотека с книгами по Брайлю, кассетами для специальных тифломагнитофонов и аудиокнигами на CD, расположенная на территории самого предприятия.