Храм в сретенском монастыре

Новый храм Сретенского монастыря: BIM-технологии, скрытые инженерные сети и 3D-мэппинг

Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской построили на территории Сретенского монастыря в центре Москвы. Его спроектировали при помощи технологии информационного моделирования зданий – BIM. Корреспондент портала Стройкомплекса узнал, зачем в храме «умная» система управления, подогрев пола, точки WI-FI, «колонки-невидимки» и что такое 3D-мэппинг икон.

Сретенскому монастырю более 600 лет. Это место, куда стремятся попасть люди из разных уголков России. На богослужения съезжаются тысячи прихожан. Старая церковь, особенно во время православных праздников, была переполнена, люди вынуждены были стоять службу под открытым небом и в снег, и в дождь.

Поэтому рядом, на ул. Большая Лубянка, вл. 17, было решено построить новый просторный храм. Он посвящен увековечению на территории монастыря памяти погибших за христианскую веру в годы гонений на Церковь. Этот храм – памятник победы Иисуса Христа и Его святых учеников – Исповедников и Новомучеников.

Решение о строительстве было принято в 2011 году, а в декабре 2012-го провели открытый конкурс на проект храма. Работы велись три года и три месяца. Собор уже открыт и может принять более 2 тысяч прихожан.

Год назад, 25 мая 2017 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма. На торжественной церемонии присутствовал президент России Владимир Путин. Он преподнес в дар храму икону Иоанна Предтечи XIX века, которую поместили в алтаре.

Храм поражает своей красотой и величием. Центральный купол весит 25 тонн. Его при сильнейшем ветре поднимали на высоту 50 метров специальным краном весом 500 тонн.

Собор украшают золотые купола, нанесение позолоты проводилось по гальванической технологии. Ее особенность в том, что позолоту не просто наносят на обрабатываемую поверхность, а молекулы вещества проникают в поверхностный слой обрабатываемой детали.

Храм облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля и Москвы.

В здании пять этажей, в том числе подземный. Здесь расположены основной и малый залы для проведения служб, притвор, кафоликон (средняя часть храма), солея, алтарь, хоры, представительские помещения.

Подземное пространство занимают духовно-просветительский центр, помещения обслуживания риз, хранения церковной утвари и другие. Здание оборудовано четырьмя лифтами.

В храме есть уникальная купель, состоящая из трех частей. Две из них – сухие, а центральная часть заполняется водой, где и проводится крещение. За год здесь окрестили более 160 человек. Купель сделана из бетона, на ней изображены композиции петербургского художника-мозаичиста Игоря Лаврененко.

Специально для храма написано 47 икон, большая часть из них выполнена в русско-византийских традициях. Еще до нанесения штукатурки было решено воспользоваться 3D-мэппингом (от англ. mapping – отражение, проецирование). Это направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект с учетом его геометрии и местоположения в пространстве.

Специалисты создали компьютерный макет иконографии стен и купола. Ночью при помощи проекторов образы святых «высветили» в храме, чтобы сделать оригиналы максимально точными. Только после ЗD-мэппинга за работу взялись художники.

Инженерные коммуникации – это гордость строителей и проектировщиков. Они разрабатывались при помощи BIM-технологии (Building Information Modeling, информационное моделирование здания).

Если коротко: храм сначала вырос в специальной компьютерной программе – 3D-проекции. Это не просто объемная картинка для проведения конструктивных расчетов, а единая модель, с которой работали специалисты всех профилей, от архитектора до сметчика. В ней хранилась вся информация об объекте.

Сколько нужно стройматериалов, какая начинка здания, а главное – можно было увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши. BIM -модель дает возможность управлять строительством на всех этапах – от создания проекта до сдачи объекта в эксплуатацию. Причем BIM теперь используют и при эксплуатации объекта.

Храм Сретенского монастыря: BIM-модель

Храм Сретенского монастыря: BIM-модель

Храм Сретенского монастыря: BIM-модель

Храм Сретенского монастыря: BIM-модель

Храм Сретенского монастыря: BIM-модель

Итак, храм построили в 3D-модели, и в ней создали проект всей разводки инженерных коммуникаций. Здесь работает система климат-контроля для комфорта прихожан и сохранения качественной отделки и икон. Есть подогрев пола, а также приточно-вытяжная система вентиляции.

Благодаря BIM-моделированию удалось грамотно «спрятать» инженерные сети. Все коммуникации находятся за стенами и в потолке, для обслуживания и ремонта предусмотрели специальные «лючки». Под храмом находятся технические помещения.

В соборе есть Wi-Fi, а у священников – микрофоны и планшеты для управления светом и звуком. Во время богослужений звук может транслироваться не только на улицу, но и в интернет. Такие технологии уже внедряются в Москве. Весь собор оборудован колонками-невидимками, их около 36 только в нижнем храме.

Сейчас коллеги из-за рубежа обращаются в Сретенский монастырь за помощью во внедрении такой же системы. Наши специалисты уже сделали звуковое оборудование в храмах Сан-Франциско и Мюнхена.

Новый собор Линца

Новый собор — впечатляющая церковь в готическом стиле. Витражи на окнах поразительны! На каждом окне своя история!

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Новый собор (Neuer Dom) в Линце — самый большой собор в Австрии как по площади, так и по количеству прихожан, которые могут вместиться во время церковных служб (до 20000 человек).

В 1862 г. был заложен первый камень, а в 1924 г. Новый собор был освящен. Возведение храма велось на средства прихожан, средства самого города и католической церкви. Здание было спроектировано известным архитектором того времени Винсентом Штацем. Церковь известна еще как Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Maria-Empfängnis-Dom, Mariendom), названа она была так в честь праздника Непорочного зачатия Девы Марии.

Внутреннее убранство

Новый собор славится своими знаменитыми витражами, на которых изображены великие битвы и воины, история Линца и события, относящиеся к католической церкви; портреты спонсоров строительства храма.

Витражи

Витражи

Во время II мировой войны часть витражей была утеряна в результате бомбардировок, их заменили работами современных авторов.

Новый собор по замыслу автора мог бы стать самым высоким в Австрии, но по закону тех времен он не должен был превышать высоту главного Собора в Вене. В результате, башня церкви имеет высоту 135 м, это на 1,44 м ниже Штефансдома.

Орган

Помимо витражей Новый собор известен еще своим великолепным органом.

Как добраться

Ехать автобусом 45, 46 до остановки Mariendom.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

В славном городе Линц есть одна достопримечательность, о которой очень бы хотелось рассказать. Это самый большой (но не самый высокий!) собор Австрии. Я не могу обойти эту тему стороной, так как архитектура и потрясающие витражи этого здания просто очаровательны.

Жить в этом городе и не сходить полюбоваться таким шедевром для меня было бы совсем неправильно. И дело тут совершенно не в вере и не в религии. Речь идет именно о произведении искусства и особенностях мировоззрения австрийцев. Итак, что же интересного можно узнать и увидеть в соборе Maria — Empfängnis — Dom (Собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии).

Собор хорошо виден из разных точек города (например, со смотровой площадки Замка Линц, который расположен на берегу Дуная), а в воскресные дни его можно еще и услышать. В нем расположено девять колоколов, два из которых были выпущены еще в 1869 году и работают исправно до сих пор.

На площади перед собором есть бесплатный вай-фай

Собор построен в бельгийско-голландском высоком готическом стиле. Он очень напоминает собор Святого Стефана, который расположен в центре Вены, но о нем чуть позже. Новый собор Линца строился с 1862 по 1935 год. Освятили его раньше – еще в 1924 году, но некоторое время не могли достроить.

Внешне собор смотрится очень величественно и строго. По замыслу архитекторов он должен был вмещать 20000 человек одновременно. И эта масштабность ощущается, когда заходишь в это величественное здание.

характерная особенность архитектуры собора — обилие деталей

Внутри сразу обращаешь внимание на очень яркие и даже несколько пестрые витражи. Часть из них рассказывает об истории города, другая – о спонсорах строительства. Вот это я понимаю маркетинг, когда богатому человеку предлагают так прославиться. Конечно для меня это немного странно, ведь люди, изображенные на витражах, могли быть не самыми большими праведниками в жизни.

Святые и торговцы в одном храме

В соборе есть небольшая гостиница для отшельников, которая работает с 2009 года по проекту Turmeremit. Можно арендовать место башне и побыть наедине со своими мыслями, когда тебя все уже достали. Так что, если все будет плохо – обращайтесь, помогу с заселением за солидное вознаграждение. А по этой – вообще бесплатно.

Сдается в аренду комфортабельная келья

Новый собор Линца – кафедральный, это можно понять по специальному месту, выделенному для епископа. При этом какой-то вычурной помпезности тут нет. Все выдержано в едином готическом стиле. Внутри собор просто огромен. Кстати, он был бы еще и самым высоким в Австрии, но Венская епархия, потребовала сделать башню собора меньше чем южная башня собора Святого Стефана. Так что теперь Maria — Empfängnis — Dom ниже столичного собора на 1 метр 44 сантиметра.

Паломничество — это круто, особенно, если проводить его с комфортом

Внутри установлены два органа – один небольшой, а вот про второй хотелось бы сказать отдельно. Его построили в 1968 году и этот орган состоит из 5890 труб, что не мало. И вся эта конструкция смотрится мощно.

Очень органично

Новый собор Линца, это важная часть города, это как раз то, что образует небольшие города Австрии и превращает их в «уютные городки с центральной кирхой».

После посещения такого места испытываешь двоякое чувство, которые многим известно. С одной стороны, поражаешься, насколько это круто, а с другой все это величие как бы давит. Но одно могу сказать точно, если вы будете в Линце, обязательно зайдите в этот собор. Не каждый небольшой город может похвастаться столь удивительным творением рук человеческих.

Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Вы найдете много полезной информации о достопримечательностях европейских стран, истории, авторские статьи и лайфхаки, интервью с европейцами. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram, Twitter, Яндекс.Дзен, а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram

moscow_walks

Год назад, проходя по Большой Лубянке и увидев купола нового собора, я, влекомая любопытством и какой-то ещё неведомой силой, шагнула за ворота Сретенского монастыря.

И так там оказалось душевно! Ходила я, ходила и мечтала только об одном, чтоб кто-то рассказал мне во всех подробностях
и о монастыре, и о храмах, и о людях, так или иначе связанных с монастырём одной судьбой.
Я интуитивно чувствовала, что это удивительное место!
И помню, что пообещала себе найти о нём побольше информации и обязательно сюда вернуться, когда откроется новый храм.
И вот вдруг нежданно негаданно случилась Экскурсия в Сретенский монастырь
И всё потому, что совсем недавно при монастыре начал работать
Паломнический центр
Экскурсии проводятся регулярно для всех желающих!
Можно заказать экскурсию заранее, а можно просто прийти в монастырь и присоединиться к ближайшей группе.
Три храма, уникальный баптистерий, крипта — это далеко не полный список того, что можно посмотреть во время экскурсии
по этому уникальному месту в самом центре Москвы.
Но обо всём по порядку.
Итак. Сретенский монастырь в Москве основан в конце XIV века на месте встречи Владимирской иконы Божией Матери,
которая прибыла крестным ходом из Владимира-на-Клязьме для совершения молитвенного стояния об избавлении Москвы от нашествия хана Тамерлана.
Список этой иконы
и сейчас украшает пятиярусный иконостас Собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
Этот пятиглавый соборный храм монастыря, построенный в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича, единственный из уцелевших в XX веке. Да, у Сретенского монастыря, как и у многих, судьба в годы советской власти была непростой. В 30-е годы XX века большая часть сооружений была разрушена, на территории велись массовые расстрелы. В уцелевших помещениях разместились офицеры НКВД. Офицерское общежитие было устроено и в Сретенском соборе, но это скорее благо, потому что уникальные фрески были просто наспех прикрыты фанерой, и благодаря этому уцелели.
И сегодня приходя в собор мы имеем возможность любоваться его росписью и его удивительными иконами.
Помимо списка Владимирской иконы Божией матери, что находится в иконостасе, в храме есть ещё одна Богоматерь Владимирская. Это та самая икона, что находилась в келье отца Иоанна (Крестьянкина).
Но я хочу рассказать вам ещё об одной удивительной иконе в иконостасе Сретенского собора. Иконостас в современном виде создан в 1995 году, к 600-летию перенесения Владимирской иконы из Владимира в Москву. И вот ещё в 1995 году появилась икона, на которой изображены члены расстрелянной царской семьи как символ новомученников российских, хотя официально царская семья была канонизирована в 2000 году.
Именно поэтому на иконе в Сретенском соборе нет имён, официально их тогда писать ещё было нельзя. Ну, разве не удивительный факт!
Но и на этом список Святынь собора не заканчивается!
В нём есть пристройка в виде Храма преподобной Марии Египетской с частицей мощей.
Но самое-самое находится в крипте. Там точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), освящённая патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя.
Благодаря негативу можно подойти близко-близко и рассмотреть все подробности.
Очень впечатляет!!!
Второе впечатляющее здание на территории монастыря — это здание семинарии.
Ещё в 1999 году при Святейшем Патриархе Алексии II было получено разрешение на создание в стенах Сретенского монастыря высшего духовного учебного заведения. Так и появилось Сретенское высшее духовное училище, а через 5 лет оно было преобразовано в Сретенскую духовную семинарию. Сегодня здесь учатся более 200 воспитанников.
Здание семинарии, украшенное майоликовыми панно, очень красиво снаружи.
Но не меньше хочется побывать внутри, где тоже много интересного.
И первое, что могут увидеть все, кто переступил порог семинарии, это своеобразный герб «Ангел, ведущий отрока ко Христу».
Как символ особого пути каждого воспитанника семинарии, избирающего для себя путь священнического служения.
Но ещё больше поражает вестибюль на первом этаже, где находится удивительная фреска «Христос и Его ученики».
В центре — Господь наш Иисус Христос, а по обе стороны — Его ученики: апостолы, мученики, святые отцы, подвижники.
Уникальность её и в том, на ней можно увидеть Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголя. Да, они тоже ученики Христа.
А ещё на фреске изображены патриарх Алексий II, отец Иоанн (Крестьянкин) и почившие монахи Сретенского монастыря.
Перед фреской установлен интерактивный экран, с помощью которого можно всё подробно изучить и получить информацию обо всех, кто изображён.
И, наконец, расскажу про Новый храм. Тот, который ещё год назад был окружён строительными лесами и кранами.
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
Помните, сколько лет обычно строились храмы на Руси? Этот же красавец возник за три года!
В 2014 году был вырыт котлован, залит фундамент и построен первый этаж храма, а уже в 2016 освящены и подняты на свои места купола и кресты и практически закончена роспись нижнего храма.
Освящение состоялось 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня.
Храм получился красивым и величественным. Состоит из верхнего и нижнего храмов.
По пути к нижнему храму можно рассматривать фрески со сценами из Библии.
Но верхний храм поразил моё воображение! Просторный, светлый, наполненный воздухом, он дарит ощущение невесомости, полёта и звенящей радости единения с Богом!
Очень хороший получился храм!
Здесь же сейчас покоятся мощи Священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, который является Небесным покровителем Сретенского Монастыря и Сретенской Духовной Семинарии. После прихода к власти большевиков и гонений на Церковь, архимандрит Иларион был арестован, а в декабре 1923 года приговорен к трем годам заключения, сослан в Кемский лагерь, а затем на Соловки.
Я, конечно, не смогла рассказать обо всём, что узнала и увидела на экскурсии, так что советую вам самим отправиться в Сретенский монастырь на эту увлекательную экскурсию!
Кстати, у Паломнического центра Сретенского монастыря есть ещё и группа ВКонтакте
Можно подписаться и быть в курсе всех новостей.
Огромная благодарность rijaya_koshka и сообществу mosblog за возможность побывать
на экскурсии

Мечта построить монастырь

Источник: Нескучный сад №8(28)

Датчанин, мистер Йорген Ларсен Виг, решил в своем загородном замке устроить православный монастырь. Но осуществить мечту ему удалось только через 50 лет. Об этом был снят документальный фильм «Монастырь», который получил в этом году множество призов и наград, в том числе и на 29-м Московском кинофестивале. Мистер Виг умер за два года до премьеры и фильма о своем монастыре не увидел, но наладить монастырскую жизнь в замке с помощью шамординской монахини Амвросии (Гараевой) ему удалось. Более подробно об этом читайте в восьмом номере журнала «Нескучный сад», а сейчас предлагаем вам фоторепортаж нашего корреспондента Екатерины СТЕПАНОВОЙ из датского монастыря-замка в Хесбьерге

В 1880 году богатый датский книгоиздатель построил замок в своем имении Хесбьерг, чтобы устроить в нем родовое гнездо. Но после его смерти сыновья проиграли в карты большую часть земель, а потом в 1956 году выставили на продажу и сам замок. В послевоенные годы земля в Европе стоила недорого, а Дания и вовсе была бедной страной. Содержать замок, платить налоги за землю и постройки не всякому было под силу. Но покупатель нашелся, им стал библиотекарь датской королевской библиотеки Йорген Ларсен Виг. Говорят, что замок и сорок гектар земли он купил в кредит, который позже выплатил за 7 лет.

Замок в Хесбьерге

Йорген Виг родился в 1918 году в семье фермера. Всю жизнь он прожил в одиночестве. Был человеком очень образованным — окончил четыре европейских университета, говорил свободно на 15 языках и со словарем мог читать еще на 37. В студенческие годы, когда Виг учился в Сорбонне, он увидел, как устроены католические монастыри во Франции и обнаружил, что монашеская община – это самое живучее объединение людей, у которых нет друг ко другу материальных и иных претензий, но есть общая цель, ради которой они трудятся и живут вместе. Мистер Виг загорелся, ему очень захотелось устроить такой монастырь и в Дании.

Йорген Ларсен Виг

Йорген Виг был лютеранином, одно время даже пастором, правда успел только два раза повенчать и один раз покрестить, потом его с должности сняли. Хотя у лютеран не бывает монастырей, мистер Виг все-таки надеялся основать монашескую общину в Хесбьерге. Он взялся за это дело с большим энтузиазмом, только не смог найти в маленькой Дании желающих стать монахами.

Все это огорчило Вига, но идею устроить хоть какую-то общинную жизнь в замке он не бросил: открыл бесплатные подготовительные курсы для абитуриентов. Будущие студенты жили в замке, три часа в день трудились в поле, обеспечивая себе пропитание, а остальное время занимались с лучшими преподавателями, которых мистер Виг выписывал из разных университетов Европы. Успех был потрясающий. Практически все окончившие курсы в замке поступали в ВУЗы и получали высшее образование. Подобные курсы существовали в стране и раньше, но были очень дорогими. Курсы просуществовали около пятнадцати лет, потом в Дании сменилось правительство, подняли налоги и студенческая община больше не могла сама себя содержать. Курсы пришлось закрыть.

Вход в замок

За замком в Хесбьерге закрепилась научная слава, и Виг продолжал устраивать в нем конференции и семинары, вел переписку с учеными разных стран, собирал библиотеку, изучал богословие. Здесь надо сказать, что отец Йоргена Вига был фермером и очень переживал за сына, что тот бесконечно учится и не занимается делом. В Дании правительство очень благосклонно относится к желанию граждан получать образование. Поэтому учиться можно всю жизнь и за это еще будут платить внушительную стипендию. Нормой для датчан считается в середине жизни сменить свою профессию кардинально, например, бросить врачебную практику и, если есть способности, пойти учиться на авиаконструктора. Поэтому мистер Виг продолжал изучать языки и науки, а имение содержал на деньги, которые получал за аренду фермерских угодий, принадлежащих замку.

Дверь и ключ от замка

В 1974 году к Вигу пришли бродячие артисты и попросились пожить на его земле. Мистер Виг согласился. Ему хотелось, чтобы в замке жили люди. Артисты поселились в каменных хозяйственных постройках рядом с замком. К ним стали подтягиваться разные циркачи, музыканты и прочий хипповский сброд. Сами они считали себя людьми творческими. Жили в шалашах, пели песни. Мистер Виг на них смотрел сквозь пальцы – все-таки хоть какая-то община.

Йоргена Вига интересовала «мирная тема», то есть он боролся за разоружение, за «мир во всем мире», был почетным членом множества комиссий и фондов. В 70-х годах он уехал на одну из «мирных конференций» и остался на несколько лет путешествовать по Индии, где познакомился с Далай-ламой и до конца жизни с ним переписывался. Они несколько раз встречались, и, когда Далай-лама приезжал в Данию, он останавливался в замке у Вига. На время своего путешествия по Индии мистер Виг оставил замок наркологической клинике, чтобы тот не пустовал, и в нем временно устроили центр реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости. Через пару лет существования центра, жители окрестных деревень пришли в отчаяние от такого соседства. Нашли как-то в Индии Вига и просили срочно вернуться и закрыть центр. Толпы наркоманов и хиппи бродили в окрестных лесах и мешали жить местному населению. Центр закрыли, а мистер Виг уехал в Россию.

Парадный вход с лестницей на второй этаж

Дверь в библиотеку. После смерти мистера Вига она опечатана

Артисты на это время перебрались в замок. Там они устроили творческие мастерские, плели корзины, рисовали, лепили всякие безделушки. В замке они так же оборудовали хозяйственные помещения, прачечную, душ, а ночевать снова уходили в свои шалаши. Эти артисты тоже в большинстве своем были наркоманы, но вели себя потише и местные их не боялись.

Парадная трапезная

В Санкт-Петербурге мистер Виг прожил два года, посещал вольным слушателем духовную семинарию в Александро-Невской лавре, путешествовал по монастырям, жил на Валааме, ездил в Оптину, в Псково-Печерский монастырь. Из России он вернулся с твердым желанием устроить в своем замке именно православный монастырь, русский. Он начал переписку с Московской Патриархией, несколько раз приезжал, но его везде принимали за сумасшедшего. Наверное, здесь стоит описать внешний вид мистера Вига: ему было тогда уже около семидесяти лет, мылся Виг крайне редко, одевался в Красном кресте (где бесплатно одевают бездомных), одежду свою не стирал и не штопал — просто выбрасывал, когда она становилась негодной. Жил очень аскетично в одной из подвальных комнат замка. Не убирался у себя, а когда пройти внутрь становилось решительно невозможно, мистер Виг закрывал комнату на ключ и переходил жить в соседнюю. С собой ничего не брал, все наживал заново. Можно представить, что когда такой необычный персонаж заявлялся в канцелярию Патриархии и на чистом русском языке говорил, что он датчанин и у него есть замок, который он хотел бы передать для устройства в нем русского монастыря – никто серьезно его не воспринимал.

Одна из комнат жилого этажа

Все комнаты связаны друг с другом «потайными ходами» — полостями в стене где проложены коммуникации. Есть несколько тайных лестниц с одного этажа на другой. Справа на фотографии видно, как под обшивкой обнаружили один из таких ходов

Зеленая комната — гостиная

Камин в зеленой комнате

Он снова и снова ездил в Россию. Мечта о монастыре наконец приобрела конкретные очертания. Мистер Виг не собирался отступать. И ему удалось пробиться. В конце девяностых годов в замок приехали первые монахини из России, из монастыря Шамордино. Мечта осуществилась через пятьдесят лет.

Более подробно о том, как строились отношения между русскими монахинями и мистером Вигом можно прочитать в восьмом номере журнала «Нескучный сад» и посмотреть в фильме Перниллы Роуз «Монастырь» . Осталось добавить, что с появлением русских монахинь жизнь в замке изменилась. Артистов к их неудовольствию пришлось из замка выгнать, теперь они снова живут в своих шалашах неподалеку. Мистер Виг принял православие. В одном из залов замка устроили церковь во имя св.Царственных Страстотерпцев, починили кое-как отопление, разгребли пару комнат, залатали местами крышу и начали все вместе жить монастырем, по уставу.

На чердаке замка до сих пор можно найти множество интересных вещей: старинную мебель, сундуки, письма и книги… книг в замке полно. Во всех комнатах. На всех языках. Старинные и новые. Подшивки журналов и газет. Чего только нет! Например: «Учебник китайского на русском языке»

Остался ли доволен мистер Виг тем что получилось в замке? Хотел ли он именно такой монастырь или мечтал о чем-то другом? Никто не знает. Мистер Виг умер через пять лет в 2005 году, когда в возрасте близком к 90 годам поехал в Индию на очередную «мирную конференцию». Его тело привезли из Индии в закрытом гробу в Данию в Хесбьерг. В замке его отпели по православной традиции, потом родственники совершили лютеранское отпевание в кирхе, а в конце и вовсе тело кремировали, после чего похоронили на родовом кладбище Вигов. В православном крещении его имя Георгий.

В замке сейчас решаются вопросы наследства. Монастырская жизнь идет своим чередом. Хотя изредка появляются слухи, что чудак-Виг вовсе и не умер в Индии, а прислал «свой гроб», чтобы потом со стороны посмотреть, как эти русские устроят в его замке монастырь…

Небольшой «читальный зал» есть даже на чердаке!

Хесбьерг — это довольно большой по датским масштабам лес (около ста гектар). Мистер Виг очень гордился, что ему удалось сохранить этот зеленый участок на карте Дании. Замок и прилегающая к нему деревня считаются архитектурным и историческим памятником страны. В национальном датском музее в Копенгагене Хесбьергу и интерьерам замка отдано несколько залов. Правда, после студентов, наркоманов и бродячих артистов от интерьеров мало что осталось: мебель, камины и лепнина

Площадь замка около 900 квадратных метров. В былые времены весь подвальный этаж был полностью отдан прислуге, без которой отапливать и содержать замок в порядке казалось невозможным. Теперь там живет одна монахиня Амвросия (Гараева), изредка к ней приезжают помощники

А дел в замке очень много! Поэтому современные паломники, которых мать Амвросия очень ждет в замке-монастыре, обеспечены полезной деятельностью в полной мере на все время проживания. Работа находится для каждого:

Можно стричь газон

Пропалывать клумбы

Шить занавески

Штопать что-нибудь, мыть окна, убираться

Колоть дрова

Ремонтировать крышу

А в перерывах можно и отдохнуть немного на крылечке

Никогда не отдыхает только одна мать Амвросия. Когда приезжают гости и трудники — она на всех готовит еду

Хотя иногда удается найти помощников — любителей печь пирожки

Но в основном все приходится делать самой

Полное суточное богослужебное правило мать Амвросия тоже вычитывает в храме сама…

..или находит желающих в этом поучаствовать

Так выглядит храм святых Царственных Страстотерпцев в Хесбьерге

Иконостас

А после вечернего правила — обязательный крестный ход вокруг замка

Артисты, которые тридцать лет назад поселились в непосредственной близости от замка, уже состарились. Нормального жилья у них нет, поэтому все они так и живут в своих шалашах и хибарках. В основном, эти люди безработные и существуют на пособие. Но выгнать их с этой земли по датским законам нельзя, хотя и прав на нее они не имеют никаких. Приходится уживаться и находить общий язык им с монастырем, матери Амвросии — с ними

Живут артисты коммуной. Все вопросы решают на общем совете, который собирается в единственном принадлежащем им каменном здании. Кстати самом старом здании в Хесбьерге. Оно было построено еще на 150 лет раньше чем замок

В последние годы мистер Виг пытался ходить на их собрания и даже ощущал себя равным членом коммуны. Однажды жители деревни решили купить общий трактор, тогда они обратились к Вигу: «У тебя здесь в деревне самая большая хата — так что ты плати за трактор половину, а остальное мы соберем сами». Он согласился, а что было делать?

Одна из каменных построек в деревне

В этом вагончике жила во время съемок Пернилла Роуз — автор фильма «Монастырь». Она приезжала сюда пять лет подряд, иногда на один день, иногда на несколько месяцев

Там же, между домиками и шалашами находится яблоневый сад, где никто не собирает яблоки: местные хипари — потому что не знают, что яблоки можно собирать и кушать (они их покупают в магазине), а мать Амвросия яблоки не собирает до Преображения

В лесу, недалеко от замка, растет много грибов. Как-то приходит одна монастырская трудница с пустой корзинкой и говорит с грустью: «Грибов что-то нет, кажется, местные просекли, что они съедобные…»

Каждый год, с тех пор как бродячие артисты поселились у мистера Вига, в середине августа они проводят фестиваль циркачей

Фестиваль продолжается три дня. Участники ночуют в палатках, а днем приходят на поляну

На поляне устроена сцена, где все желающие могут продемонстрировать свои таланты. Вечером выступают рок-группы. Этот фестиваль давно известен за пределами Дании. Посмотреть циркачей и акробатов приезжают несколько тысяч человек. Все это устраивается в непосредственной близости от монастыря. Буквально сто-двести метров от замка

Удивительно, что фестиваль проходит очень мирно и цивилизованно. Участники приезжают с детьми. Любой может попробовать себя в цирковом мастерстве

Но пришло время уезжать. Визы заканчиваются. Большинство паломников приедет в монастырь снова! Говорят, в этом году подобралась особенно хорошая компания.

Адрес монастыря: Closter, Hesbjergvej 50, Hesbjerg, 5491 Blommenslyst, DENMARK
Телефон в Дании: (45) 51 29 18 27
Электронный адрес монахини Амвросии: [email protected]