Христианское имя Ярослава мудрого

Принятые решения Ярослава Мудрого — дальновидный прогноз на благо Руси

Ярослав Мудрый — просветитель, из рода Рюриковичей, сын Владимира Святославича, крестившего Русь. Один из самых известных русских князей. Он прожил довольно длинную для правителя государства жизнь, насыщенную событиями и свершениями. Во время его правления Русь достигла таких высот, на какие она сможет потом подняться только в XIX веке.

При нем были построены города, соборы, основаны монастыри, открыты учебные заведения, наладились отношения с несколькими европейскими соседями и многое другое. Его называли не только Мудрым, но и строителем, и законодателем. Сейчас мы говорим об одном из главных его достижений: почему Ярослава Мудрого называли просветителем.

Юность русского князя

О раннем периоде жизни Ярослава Мудрого известно очень мало, и эти сведения больше похожи на легенды. Еще 9-летним мальчишкой посланный отцом княжить в граде Ростове, Ярослав, один из 12-ти сыновей крестившего Русь Владимира, с такого юного возраста стал постигать науку правления государством.

Летописцы – современники Ярослава отмечают положительные черты его характера:

  • ум
  • усердие в вере
  • сострадание к бедным
  • храбрость в бою
  • скромность в жизни

Тем не менее, Ярослав был свободолюбивым, хитрым и строгим до жестокости даже с близкими ему людьми. Известно, что во время правления в Новгороде он добился независимости от Киева: отказал в ежегодной дани, чем снискал недовольство своего отца, бывшего в то время Киевским князем. А еще за малейшее подозрение в измене казнил даже близких и талантливых, сделавших многое для государства людей.

Правление Мудрого

За свою жизнь Ярослав был князем в нескольких городах Киевской Руси:

  • в Ростове – с 987 до 1010 года
  • в Новгороде – с 1010 до 1034 года
  • в Киеве – с 1016 до 1054 года

Сначала, как сын правителя Киевского, он был послан княжить в города, которые были у Киева в подчинении. После смерти Владимира в 1016 году началась смертельная борьба за его место между его сыновьями: приемный сын Владимира Святополк в борьбе за власть убил троих братьев: Бориса, Святослава и Глеба. То же ждало и Ярослава, но тот сам вышел с воинством на Киев, в жестокой схватке под Любечем одержал победу над Святополком и стал новым князем Киевским.

Вклад Ярослава в развитие всех сфер жизни

Нельзя говорить о положительных последствиях того или иного решения, рассматривая ситуацию однобоко. По этой причине вложение Ярослава Владимировича в долгосрочное развитие Руси включает в себя множество предпринятых действий в различных сферах жизни.

Достижения в политике

Ярослав укрепил границы государства:

  • предпринял поход к северу и установил свою власть на Чудском озере, где затем построил новый город
  • в 1936-м году одержал победу над печенегами, нападавшими на русские города, и обратил их в друзей: по приказу Ярослава они теперь охраняли русские рубежи

Ярослав, как истинно просвещенный государь, считал, что больших высот правитель может достигнуть не военными победами, а переговорами и дипломатией. Именно поэтому все его дети заключили браки с отпрысками европейских королей. Его сыновья были женаты на греческих царевнах и немецких княжнах, сестру он отдал за польского князя, да и сам он был женат на шведской принцессе Ингрид, крещеной Ирине. А народ русский учил Ярослав в мире жить и уделять больше внимания труду для улучшения своего благосостояния, чем вражде и распрям:

«Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…» ( «Повесть временных лет»)

Строительство

Еще будучи князем Ростовским, он задумал построить несколько городов, дабы укрепить власть свою, что и осуществил во время своего княжества в Киеве. Им были основаны города:

  • Ярославль
  • Ярослав (сейчас в составе Польши)
  • Несколько городов под названием Юрьев (сейчас переименованы: Тарту в Эстонии и Белая Церковь в Украине). Юрьевым города были названы в честь христианского имени Ярослава, данного ему при крещении, — Юрий (Георгий)

Также при нем были построены несколько храмов. Князь не скупился на устройство церковного благолепия, приглашая для этой работы заграничных мастеров из Константинополя. На месте битвы войска Ярослава с печенегами было построено несколько красивейших дворцов, центром которых стал прекрасный 13-главый храм, украшенный мозаикой и фресками, названный Софийским собором. Именно при Ярославе были устроены знаменитые Киевские Золотые ворота с церковью Благовещения, которые сейчас входят в ансамбль Национального Киевского заповедника «София Киевская». В самой церкви тоже произошли изменения: ее главой стал первый русский митрополит.

Наука и просвещение

Ярослав был не только умным правителем, но и ученым, просвещенным человеком. Он любил читать книги, уделял их изучению большую часть своего времени, знал несколько языков. Подобно тому, как Ломоносова называют ученым-энциклопедистом, русского князя можно было назвать по-настоящему энциклопедически образованным человеком для своего времени.

Широко известна «Библиотека Ярослава Мудрого», которую можно сравнить только с библиотекой другого просвещенного русского правителя – Ивана Грозного. Он не только сам постигал науки, но и стремился окружить себя поистине грамотными, знающими свое дело людьми. Более того, Ярослав пытался сделать обучение грамоте доступным для большего количества людей. Именно по его приказу начали:

  • переводить церковную литературу с греческого языка на славянский;
  • увеличивать количество книг на Руси;
  • священники стали обучать детей грамоте.

В любимом князем Новгороде было открыто училище на 300 мест для мальчиков. Создателями и хранителями книг стали монастыри, созданные при князе Ярославе. Это были монастырь Святого Георгия в Новгороде, а также наиболее известный Киево-Печерский.

Законодательство

Известно его подвижничество в области законодательства и создание Церковного устава, в установительной части которого говорилось о «О преступлениях… подлежащих церковному суду» и «О делах брачных», а также свода гражданских законов «Русская Правда». Теперь каждый мог прийти к князю с просьбой разрешить его спор с обидчиком в справедливом суде. Так, даже личная обида была внесена в список наказуемых преступлений, и были строго расписаны наказания, начиная с размеров штрафов и до смертной казни.

Летописи

При Ярославе Владимировиче стали создаваться первые летописи. Самой знаменитой из них, сохранившейся до наших дней наряду с Ипатьевской и Лаврентьевской летописями, стала «Повесть временных лет». Она является, по сути, сборником легенд, сказаний, переходивших из уст в уста рассказов об историческом прошлом Руси, о людях, ее населявших, о войнах и великих правителях.

Начиная с рассказа о том, «откуда есть пошла земля русская», летописцы описывают жизнь древних полян и древлян, появление города Киева, первого князя Рюрика и сына его Игоря. Ярославу же посвящена часть летописи, названная «Похвала книгам», авторство которой приписывается самому князю. В летописи он не столько рассказывает о своей жизни, сколько учит читателей любви к Богу, а также учению, смирению и труду:

«Не ленитесь, молю вас, не забывайте дел своих, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни голоданием, которые иные добродетели претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».

Ярослав был глубоко верующим и истинно праведным человеком, как гласит летопись, а также, продолжая дело своего отца Владимира, старался сделать так, чтобы христианство на Руси стало истинно народным: понятным и близким каждому человеку. Именно поэтому при нем были переписаны множество книг, записаны основы истории и законодательства, Закон Божий переведен на славянский язык, да и службы в церкви стали происходить теперь на понятном людям родном языке.

Бесценное наследие

Конечно, каждый исторический документ, написанный по заказу правителя государства, подобный «Повести…», зачастую рождается как рассказ победителей о своих победах. Многие сказители, передавая легенды из уст в уста, часто изменяли и приукрашали их. Но, тем не менее, мы можем видеть подлинные доказательства огромного вклада Ярослава в процветание и рост Киевской Руси. Это настоящие исторические памятники, как в архитектуре, так и в письменных документах.

Наследие Ярослава Мудрого незабываемо и поистине бесценно для его потомков.

Ярослав-просветитель

После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава Мудрого показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней помощи.

В (1036-1037гг) по его приказу были построены мощные крепостные укрепления («город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм святой Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. Завершение строительства совпало с созданием «Слова о Законе и Благодати», которое было произнесено 25 марта 1038 года. Тогда же была написана первая русская летопись — т. н. Древнейший свод. В «Повести временных лет» содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. Ярославу Мудрому приписывается также составление первого русского законодательного акта «Русской Правды».

Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси более широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище «Мудрого».

Монастыри стали появляться повсеместно и в больших городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшее распространение христианства и упрочнения роли церкви в обществе.

В середине 50-х годов 9 в. Под Киевом возник знаменитый Печенерский монастырь. У истоков его создания стоял Илларион, священник великокняжеской церкви в селе Берестов, загородной резиденции великих князей. Илларион был глубоко верующим человеком.

Именно Иллариону принадлежит ряд произведений, написанных в 40—50-е годы. Первое место среди них занимает блестящий памятник идеологии и культуры 9 века «Слово о законе и благодати». В этом произведении Илларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию которую повлияла на мировоззрение других русских авторов 9 века. Именно тогда, в 40-е годы 9 века, на Руси впервые возникла концепция о закономерной связи Руси с мировой историей, с мировыми державами. Вся обстановка 9 века требовала создания таких государственно-идеологических концепций.

Представляется, что в «Слове» Иллариона концепция о связи Руси «мировыми державами» и трактовка Руси как наследницы Римского величия, Римского государства прозвучала совершенно слитно. Сквозь церковную фразеологию Илларион проводит мысль о равенстве и тождестве действий Владимира I с римскими апостолами.

Таким образом, историю Руси, деятельность ее властителей Илларион рассматривает на широком, по истине всемирном фоне. В основе политических и религиозных импульсов Руси находятся римские образцы. Эти же идеи и отражались в Древнем русском летописном своде, вошедшем составной частью в начальную русскую летопись. Думается, что эта близость русского летописания 30-50-х годов 9 века к кругу Иллариона и определила ту идеологическую направленность, которую летопись сохранила применительно к пониманию места Руси в тогдашнем мире и ее соотношение с историей Рима и Византии. Илларион давал ответ на ключевые запросы времени, запросы развивающейся русской государственности.

С именем Илларион связан и первый церковный Устав Ярослава, т.е. система церковной юрисдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел, связанных с семейным и брачным правом. Это были нормы, которые помогали формированию семьи, укреплению моногамии в противовес языческому множеству, освещению частной собственности, повышению авторитета центральной власти. Устав вводит запрет на умыкание невест, защищал честь девушки, строго наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак. Новый церковный судебник защищал честь девушки, давал ей более широкое представление в суде. Церковь выступала в Уставе защитником христианской нравственности, призывала к гуманизму, умеряла жестокости тех ранних веков русской истории. В 1051 году на общем собрании русских епископов Илларион был избран митрополитом.

Ярослав Мудрый вошел в историю не только как крупный государственный деятель. Он показал себя и как человек, сумевший преодолеть самого себя. Не обладая физической силой, будучи хромым, Ярослав, был бесстрашным воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись еще в языческой семье, он стал настоящим христианином. Великий князь в то же время показал себя человеком исключительно разносторонним.

Ярослав остался в истории как крупный градостроитель. При нем в Киеве был построен новый «Ярослав горд» и Киев намного расширил свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. В то время в Киеве насчитывалось около 400 церквей. В честь победы над врагами Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавших иностранцев своим великолепием. Его строительный размах выходил далеко за пределы русской столицы. Он основал города на Волге и берегах Балтики, на южных границах Руси.

Ярослав был ревностным поборником образования, открытия школ, развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки, получила признания и поддержку переводческая деятельность. Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на славянский язык.

Наталья Павлищева

Ярослав Мудрый

Предисловие

Ярослав Владимирович Мудрый – одна из самых известных личностей Древней Руси. Мы знаем о нем гораздо больше, чем о многих других правителях того времени, но на поверку о большей части его жизни не знаем ничего.

Год рождения разные источники называют разный – от 978-го до 988-го. Вторая дата вряд ли верна, потому что уже через год Ярослав Владимирович был князем Ростовским.

Отец – великий киевский князь Владимир Святославич, прозванный Владимиром Красно Солнышко.

Мать – полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна. История женитьбы на ней Владимира Святославича достаточно известна. Рогнеда была сосватана за старшего брата князя Владимира – Ярополка Киевского.

После ссоры двух старших сыновей князя Святослава – Ярополка и Олега – и гибели второго младший сын Святослава Владимир, рожденный ключницей Малушей и бывший, по сути, незаконным, бежал за море. Вернувшись с варяжской дружиной, он неожиданно для всех посватался к Рогнеде. Княжна отказала, надменно заявив, что не хочет «разуть робичича», то есть сына рабыни.

Владимир взял Полоцк приступом, изнасиловал Рогнеду на глазах ее родителей, которых потом, как и ее братьев, убил. Но саму полоцкую княжну взял себе женой, прозвав Гориславой. Рогнеда родила ему четверых сыновей – Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода – и двух дочерей – Предславу и еще одну, имя которой точно неизвестно. Изяслав стал князем Полоцким и навсегда потерял связь с отцом и Киевом. Мстислав, по некоторым данным, умер в младенчестве. Всеволод погиб совершенно нелепо: отец отправил его свататься к овдовевшей королеве Швеции Сигрид Суровой. Королева оправдала свое прозвище. Пригласив двух претендентов на свою руку в нарочно выстроенный терем и основательно напоив, она велела запереть все двери и попросту сжечь незадачливых женихов! На внучке жестокой Сигрид через много лет женится сам Ярослав, а на ее падчерице женит своего старшего сына.

Крестился будущий великий князь, скорее всего, вместе с матерью в 988 году, еще до женитьбы отца на византийской царевне Анне. После этой женитьбы Владимир разогнал предыдущих жен, две из которых вышли замуж за бояр, а две, в том числе Рогнеда, ушли в монастырь.

Практически ничего не известно о десятке лет правления Ярослава в ростовских землях. Немногим больше о его первом новгородском правлении. Вроде был женат на Анне, имел сына Илью. Что-то проясняется с момента смерти его отца – князя Владимира – в 1015 году. Но снова весьма сомнительные сведения о гибели двух братьев – Бориса и Глеба – от рук неких убийц, о первом взятии Киева Святополком, о войне с ним и гибели самого Святополка.

У князя Владимира, согласно русским летописям, было двенадцать сыновей и как минимум десять дочерей! К моменту его смерти на власть могли претендовать Святополк (рожденный, скорее всего, от старшего брата – Ярополка Святославича, жену которого Владимир взял за себя после захвата Киева и убийства старшего брата), Ярослав, Борис, Глеб и Мстислав. Остальные были либо слишком молоды, либо просто, как Святослав, слабы. Был ли Мстислав именно его сыном – сомнительно. Есть версия, что у князя Владимира был еще младший брат, тоже незаконнорожденный Сфенг, правивший по воле отца в Тмутаракани, и именно его сыном был Мстислав Тмутараканский. Такая версия объясняет множество несуразиц в событиях, описанных летописями, но пока не является общепринятой.

После женитьбы на шведской принцессе Ингигерд, которую на Руси называли Ириной, Ярослав при помощи варяжской дружины смог окончательно захватить Киев, поделив с братом Мстиславом Тмутараканским Русь на две части. После смерти Мстислава Ярослав остался единственным князем Руси, и в ней на многие годы установился мир.

Ярослав Владимирович известен нам прозвищем, данным ему Карамзиным: Мудрый. Он действительно был мудр в своей последующей политике. Постепенно вернул Руси все утерянные земли, дал первый писаный свод законов – Русскую Правду, построил множество храмов, открыл множество школ для обучения грамоте детей, не жалел средств на переписку книг, собрал большую библиотеку, основал несколько городов, в том числе Ярославль и Юрьев (Тарту)…

А еще князь Ярослав Мудрый знаменит браками своих детей. Сам он был женат на дочери шведского короля Олава Шётконунга, сестру Добронегу выдал замуж за польского короля Казимира, старшего сына женил на сестре английского и датского короля Кнута Могучего, сыновей – на германской, английской, византийской принцессе Ирине Мономах, по имени которой его внук Владимир стал звать себя Мономахом. Но особенно известны браки его дочерей. Елизавета (Эллисив) была королевой норвежской, а потом датской, Анастасия – венгерской, а Анна Ярославна стала супругой французского короля Генриха и правила после его смерти в качестве регентши при своем сыне Филиппе много лет. Есть еще данные о старшей дочери Ярослава Агате, которая была замужем за английским принцем, но данные мало изучены.

Таким образом, Ярослав Владимирович породнился практически со всеми королевскими дворами Европы, что, несомненно, помогало ему поддерживать мир вокруг Руси.

Знаменит князь своим строительством, тем, что сам любил книги и открыл множество школ для обучения детей разных сословий, что тратил огромные средства на переписку и создание новых книг, даже собрал большую библиотеку, найти которую еще предстоит.

Скандинавы называли нашего князя Злым Хромцом, Карамзин назвал Мудрым. Нам виднее, не так ли?

Нестор

Лучина едва тлела, встать бы да зажечь новую, а то и свечу взять, но монах так увлекся своим делом, что не замечал даже полумрака, в котором работал. Некогда отвлекаться, игумен велел закончить работу к следующему месяцу, видно, обещал кому-то. Чернец выводил букву за буквой, работая споро и… не заглядывая в текст, который должен был переписать.

Услышав скрип отворяемой двери, он вздрогнул, с кончика старательно очиненного пера сорвалась капля только что набранных чернил и растеклась по пергамену противной кляксой! Как ни старался промокнуть ветошкой, все одно – клякса осталась, теперь только ждать, пока высохнет, а потом осторожно скоблить ножиком и писать сверху. Это опасно, чуть поторопишься, и на месте кляксы выделанная кожа разлохматится, следующие буквы выйдут расплывчатыми, грязными… Даже если дождаться, когда клякса высохнет, пятно будет заметно.

LiveInternetLiveInternet

О старшем сыне князя Владимира Красное Солнышко в летописи сказано: «Он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати храбрый».
Хромоножество от рождения обусловило пристрастие юного княжича к книгам. Пока его сверстники резвились в подвижных играх, Ярослав проводил время за чтением. Книга стала для него своего рода второй матерью, которая помогла будущему правителю Киевской Руси обрести обширные знания и вместе с ними — прозвище Мудрый.
Когда Ярослав возмужал, он получил от отца в удел Новгород и женился на дочери шведского короля Олафа. В северной столице Древней Руси тоже водились книги, и князь, поддерживая с тестем добрые союзнические отношения, имел возможность пополнять их число за счет привозимых из Скандинавии.
Свой ум и способности грамотно управлять Новгородским княжеством Ярослав проявил в 1014 году. Он решил не платить Киеву ежегодную дань, посчитав ее слишком обременительной и незаконной. Разгневанный отец пригрозил сыну военным походом на Новгород. Ярослав обратился к королю Олафу за подмогой и впустил в город наемный отряд варяжских воинов.
Карательный поход киевской дружины на Новгород не состоялся, а варяги от безделья занялись пьянством, стали бесчинствовать, чем вызвали справедливый гнев у новгородцев. Жителям города пришлось силой усмирять разгулявшихся «варяжских гостей». В результате многие подданные Олафа были убиты.
Ярослав гневно осудил своих граждан за самоуправство, приказал в отместку за погибших варягов изрубить тысячу новгородцев. Скорый и неправый суд свершился. Трудно сказать, чем кончилась бы эта схватка со своим народом для князя, не прояви он в данной ситуации настоящую мудрость.
Пока среди вольнолюбивых новгородцев зрел заговор против правителя, тот принял гонца из Киева, который доложил, что князь Владимир Красное Солнышко скончался, а на его трон сел князь Святополк.
«О моя любимая и честная дружина, которую я вчера в безумии своем изрубил! Смерть их теперь никаким золотом нельзя искупить… Братья! Отец мой Владимир умер, в Киеве княжит Святополк. Хочу идти на него войной — поддержите меня!»
И вчерашние мстители, заговорщики ответили князю, что готовы постоять за его права.
В походе на Киев участвовало около трех тысяч новгородцев. Сражение между братьями произошло у города Любеча на Днепре. Победу одержал Ярослав. Святополку пришлось бежать к печенегам. Киев с великими почестями встретил своего законного правителя.
К сожалению, на этом не кончилась междоусобица среди двенадцати сыновей киевского князя Владимира. Великокняжеская власть переходила из рук в руки, пока в 1026 году Ярослав не договорился со своим воинственным братом Мстиславом Храбрым, правителем Тмутараканского княжества, о разделе отцовского наследства на две части. Правобережная днепровская Русь со стольным градом Киевом досталась Ярославу, а левобережная, со столицей в Чернигове, стала вотчиной Мстислава.
Князь-богатырь Мстислав, легендарный победитель касожского правителя Редеди, скончался в 1036 году, не оставив после себя наследника. Ярослав Мудрый незамедлительно воспользовался сложившейся ситуацией и объявил себя великим князем всея Руси.Укрепившись на киевском престоле, Ярослав энергично занялся строительством столицы, развитием ее культуры. При нем Киев расцвел и сказочно разбогател. Одних только церквей в городе было построено около четырехсот!
В 1037 году столица Руси украсилась главным Софийским собором. Это великолепное каменное здание, отделанное мрамором, мозаикой и фресками, по праву соперничало в те далекие годы с храмом Святой Софии, воздвигнутым греческими мастерами на берегу пролива Босфор, в столице Византии Константинополе.
Оба храма стоят на своих местах и по сей день. Только завоеватели-турки, овладевшие Босфором, приспособили христианский храм для своей веры в Аллаха. Они пристроили к монолитному зданию четыре исламских минарета и закрасили знаменитые фрески внутри собора.
Софийская церковь в Киеве — главный оплот христианской религии на Руси. В нем веками скапливались несметные богатства из пожертвований верующих. Среди сокровищ храма особое место занимали священные книги из великолепного собрания князя Ярослава Мудрого.
Все правители европейских стран, которым выпало счастье породниться с великим киевским князем (дети Ярослава были женаты или состояли в замужестве с представителями царствующих династий Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, Риме и Византии), знали о пристрастиях своего восточного родственника и при каждом удобном случае дарили ему книги. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями.
Дальнейшее накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей; занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Примером такого перевода является историческое сочинение «Хроника Георгия Амартола».
Ипатьевская летопись писала о пользе книг: «Велико бо польза бывает человека от учения книжного. И книгами бо кажеми и учили если пути покаянию и мудрости бо обретаем и воздержание от словес книжных».Нет, недаром князь Ярослав получил прозвище Мудрый! Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»
Куда же девалась первая библиотека Древней Руси? Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.
По утверждению известного советского исследователя и спелеолога И. Я. Стеллецкого, «ни археологи, ни архитекторы этим вопросом не интересовались и никогда ничего на эту тему не писали».
Зато кладоискатели держат библиотеку Ярослава Мудрого в поле зрения с давних времен. Многие уверены, что под Софийским собором имеются обширные подвалы, которые по-настоящему никем не обследовались.
Еще до революции (в 1908 г.) кладоискатели обнаружили возле северо-западного угла собора глубокий провал в почве. Спустившись на веревках вниз, разведчики попали в подземную галерею, выложенную кирпичом. Они шли по ней долго, пока хватило взятых свеч и путеводной нити. Кладоискателям пришлось вернуться назад. На другой день они вновь собрались на подземную прогулку, с более солидной экипировкой, но обнаружили, что свод галереи рухнул.
Вот что рассказал И. Я. Стеллецкий в незавершенной рукописи «Мертвые книги в московском тайнике», хранящейся в Центральном государственном архиве литературы и искусства России: «Как-то в Киеве, еще в дореволюционное время, я осмотрел подворье храма (Софийского.— А. Е.) в бывшем митрополичьем доме и увидел выступающие из земли древние стены. Поблизости находилась так называемая теплая церковь. По преданию из этой церкви под всем садом проходил подземный ход. Ход, видимо начинавшийся где-то в церкви, не мог залегать слишком глубоко. И я решил перерезать его глубокой траншеей сверху. Этот подземный ход явно не мог быть мистификацией. На него указывал еще П. Г. Лебединцев в своей работе «О Святой Софии Киевской».
Меня манил подвал в северо-западном углу церковного двора. Его можно было найти, но дело грозило затянуться, а времени у меня не было.
Траншея в митрополичьем саду осталась незаконченной, и я спешно начал рыть другую — близ юго-западного угла собора. Позже я заложил третью траншею — близ железной ограды бывшего Киево-Софийского духовного училища. На глубине трех метров траншея оголила фундаменты здания великокняжеской эпохи. Такой вывод подтвердил и случившийся здесь архитектор П. П. По-крышкин. Тогда же, летом 1915 года, я обратил внимание на подземный ход, обнаруженный во время закладки одного из домов за оградой собора. Ход был выложен кирпичом. Направление — под Софийский собор. Ход был почти на две трети затянут плотным илом.Моим попыткам копать в этом направлении чинил препятствие немец-домовладелец с архитектором. Все же место входа в тайник этот домовладелец позднее обозначил нишей в стене вестибюля дома.
В советское время территория Софийского собора стала заповедником. В 1925 году раскопки здесь производил профессор В. Г. Ляскоронский. Газеты сообщали, что «обнаружен огромный погреб с многочисленными ходами и выходами; найдено много ценных вещей, древние монеты и цинковая утварь». Из сказанного очевидно, что почва в ограде Софийского собора как бы висит над никому не ведомыми подземными пустотами. И может быть, именно тут «положена» Ярославом его знаменитая библиотека, прослывшая абсолютно исчезнувшей».
Нельзя не согласиться с предположением собирателя тайн о самых значительных библиотеках мира. В то же время нельзя не удивиться его поспешным, бессистемным поискам. Вряд ли такие суматошные действия могли увенчаться успехом.
Теперь о других адресах, где, возможно, могут скрываться от нас книги Ярослава Мудрого. Их два: Межигорский монастырь и Киево-Печерская лавра.
В пользу первого говорит факт, что последние месяцы жизни князь Ярослав из-за болезни провел не в Киеве, а в Вышгороде, в своей летней резиденции. Там он и умер в 1054 году.
Ученые, в частности доктор исторических наук А. Дзюбко, справедливо полагают, что ушедший от государственных дел заядлый книгочей вряд ли лишил себя удовольствия, которому отдавал предпочтение всю жизнь. Ярослав наверняка прихватил с собой какую-то часть книг или, что не исключено, приказал полностью перевезти библиотеку в Вышгород. Ведь никто заранее не знает дня и часа своей смерти. Князь вправе был рассчитывать, что проживет еще достаточно лет для любезного ему общения с незаменимыми друзьями — книгами.
В такой ситуации часть библиотеки Ярослава (или вся!) могла попасть после смерти князя в хранилища Межигорского монастыря.
И территорию Киево-Печерской лавры тоже нельзя выпускать из поля зрения. След от библиотеки Ярослава, ведущий туда, заметил ленинградский ученый Н. Розов. Он внимательно проштудировал две светские книги XI века: «Изборник Святослава» 1073 года и «Изборник Святослава» 1076 года. В конце второго сборника писец Грешный Иоанн сделал приписку: «Избрано из многих книг князьих».
Получается, что Грешный Иоанн пользовался книгами из библиотеки Ярослава Мудрого. Он был достаточно образован, владел несколькими языками: греческим, западно- и восточнославянскими. Не исключено, что писец имел дело с книгами русского происхождения. Значит, библиотека не пропала сразу после смерти князя Ярослава.
Известно также, что сама Киеве-Печерская лавра имела богатейшее собрание старинных книг и пергаментных свитков. Свидетельство о ней дошло до нас от Павла Алепского, побывавшего в монастыре в 1653 году. Но эта библиотека почти полностью сгорела в 1718 году. Однако есть уверенность, что книги Ярослава Мудрого в то время хранились и продолжают храниться в ином месте.
http://www.metallsearch/nenkladi/17.htm

4 повода по достоинству оценить ум Ярослава Мудрого

Почему современники назвали Ярослава мудрым? Что именно сделал князь во благо Киевской Руси, что за ним на много веков закрепилось такое официальное прозвище? Многие правители старались укрепить свою власть, расширить границы государства, повлиять на развитие нации. Но лишь единицы удостаивались исторического признания и уважения. Необходимо рассмотреть картину в целом, чтобы понять значимость тех или иных процессов в развитии великой державы.

Укрепление Киевской Руси «правителем трех престолов»

В современном понимании Ярослав был, прежде всего, Владимировичем, а уж затем — Мудрым. Повести временных лет, рассказывая о женитьбе Владимира Святославовича на Рогнеде, тут же упоминают четырех его сыновей:

  1. Изяслав.
  2. Мстислав.
  3. Ярослав.
  4. Всеволод.

Так впервые в летописях появляется информация о будущем Ярославе Мудром. Историки до сих пор путаются, в каком году появился на свет великий князь. Все же в давние времена манускрипты и летописи часто путались, говоря о конкретных датах.

Касательно проверенной информации: Ярослав успел побывать князем трех престолов. Упоминается три периода его правления:

Ростовский (с 987 по 1010 года). Был князем номинально, так как в силу своего малого возраста не мог принимать взвешенных решений. Реально власть в данный отрезок времени принадлежала его наставнику — воеводе именем Буды (или Будый). Об этом человеке скользит упоминание в летописи 1018 года.

Ярослав Владимирович на заре своего правления в Ростовской земле успел основать город Ярославль.

Новгородский (с 1010 по 1034 года). После управления Ростовским землями последовало «повышение» князя: его направили в Новгород. О данном времени известно лишь то, что Ярослав жил в княжем дворе на Торговой стороне Волхова непосредственно внутри Новгорода. До него правители предпочитали размещаться на Городище возле Новгорода. Именно здесь был совершен первый брак и сделаны весомые шаги по укреплению собственной власти.

Князь не только завоевал доверие народа, но и смог собрать денег для найма заморских варягов.

Киевский (с 1016 по 1018 года и с 1019 по 1054 года). В первый отрезок времени Ярослав поднял бунт против собственного отца и захватил киевский престол. Пришлось в 1018 году отступить перед войсками польского короля Болеслава Храброго, оставив в его плену свою супругу, сестер и мачеху. Местные жители возмутились поведением дружины и начали активно убивать поляков.

Новгородцев возглавил посадник Константин Добрынич, который убедил Ярослава поскорее вернуться с увеличенными силами на Киев (тот уже собирался бежать «за море»). Весной 1019 года состоялась знаменательная битва, победа в которой принесла Ярославу трон в Киеве.

Многочисленные уроки в жизни не прошли даром… Именно в результате многочисленных битв и тесного общения с народом появился Ярослав Мудрый просветитель. Его не надо было уговаривать дважды. Огромная поддержка, высказанная народом в непростой период схваток с Болеславом, дала свои плоды в принятых решениях князя.

Ярослав сделал все возможное и невозможное, чтобы укрепить позиции Руси:

  • Превратил Киев в один из крупнейших и богатейших городов Европы.
  • Вынудил международное сообщество признать державу как великую.
  • Составил свод законов «Русская правда» для наведения порядка в границах государства.
  • Поднял христианство на новый уровень.
  • Завершил создание иерархической организации в церковной среде.
  • Укрепил веру и дух народа, направив его энергию на культурное развитие.
  • Выделил достаточно средств для строительства глобальных строений (крепостные укрепления, Золотые ворота, монастыри св.Георгия и Ирины, храм св.Софии и т.д.).

Мнения историков относительно прозвища князя

Исторические объяснения несколько отличаются. С тех времен никто не дожил до сегодняшних дней, чтобы поведать правду предкам. Если же говорить серьезно, то можно выделить 4 причины появления приставки «Мудрый» рядом с князем Ярославом:

Мудрость — символ всей жизни Ярослава Владимировича. Когда вокруг постоянно вспыхивают войны (и междоусобные также) и есть лишь поверхностные навыки врачевания, возраст 76 лет выглядит весьма солидно. А именно столько лет, по мнению некоторых летописцев, прожил князь. По истине, необходимо было проявить немало смекалки и мудрости, чтобы сохранить умение здраво мыслить в почтенном возрасте.

Все его действия в период правления Русью направлены на укрепление государства. Князь не хотел просто заполучить власть, ему было важно поднять общий уровень жизни. Дальновидности Ярослава могли бы позавидовать многие современные политики… Но самым главным достижением стои считать создание «Русской правды». Этот свод законов закрепил порядок на землях государства.

Прозвище «Мудрый» — придуманный эпитет известным историком Н.Карамзиным. Писатель не мог просто указать о всех деяниях князя. Обладая информацией о других правителях, он понимал огромную разницу между ними. Придуманный эпитет оказался лучшим способом для подчеркивания особого места Ярослава в истории Киевского государства.

Намек на мудрость Божью. Христианство входило на русские земли с некоторой опаской. Слишком явное насаждение новой религии вызывало лишь отторжение народа. Ярослав рассудил, что очень важно создать объединяющий фактор для населения. Христианская религия могла бы стать в этом вопросе отличным подспорьем, но история ясно указывала на все недостатки грубого внедрения новых догм в жизнь простого люда.

Князь решил поступить мудрее: принялся за строительство великолепных зданий. Соборы Святой Софии в Киеве и в Новгороде привлекали внимание, завлекали внутрь одним своим видом. Население добровольно потянулось к религии, которая обещала всем любовь и всепрощение. Как можно назвать подобный подход? — Лишь мудростью Божьей. Если существует Господь, то именно Он должен был подсказать верное направление Ярославу.

Мудрый, потому как хромой… Князь Владимир, отец Ярослава, отличался физическим недостатком (хромотой). Враги прозвали его «хромцом». Соответственно, сын перенял это прозвище отца. Поэзия древних скандинавов подразумевала тесную связь физических недостатков с близостью к высшим силам. Так, Ярослав Хромец по мнению поэтов-скальдов с легкостью превратился в «Мудрого». Ведь хромать человек начинает от избытка мудрости в голове (слишком тяжела ноша).

Жизнь князя была посвящена развитию Руси, так что правитель заслужил свое «говорящее» прозвище.

Как писать историческое сочинение

Как писать историческое сочинение.

В 2015 году Федеральным институтом педагогических измерений была обновлена структура контрольно-измерительных материалов по истории по ЕГЭ. Ряд заданий были исключены, некоторые были изменены, в том числе, задание, которое касалось написания исторического сочинения.

Если раньше выпускникам необходимо было написать сочинение об одном из исторических деятелей, то теперь – об историческом периоде.

Согласно критериям, предложенным ФИПИ, выпускникам надо писать именно историческое сочинение, а не фиксировать отдельные положения (явления, факты) по данному периоду. Предлагается следующий алгоритм написания сочинения:

  1. указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к этому периоду;

  2. назвать две исторические личности, чья деятельность связана с этим периодом, охарактеризовать их роль в событиях данного периода;

  3. указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями этого периода;

  4. используя знание исторических фактов и/или мнение историков, дать историческую оценку значимости этого периода для истории России.

В сочинении использовать термины, понятия, даты, относящиеся к данному периоду. Но необходимо обратить внимание, что фактические ошибки (неправильное написание термина, неуместное употребление понятия, ошибочная дата) приводят к снижению баллов.

Рекомендуется написать фразы-клише, с которых будет начинаться новая мысль в сочинении. Например:

Данный период российской истории характеризуется…..

Ключевыми событиями данного периода…..

Большое роль сыграла деятельность (имя исторического деятеля)

Яркой исторической личностью этого периода…..

Историки по-разному оценивают….

Данный период сыграл ключевую роль в дальнейшем развитии российской истории….

Первое, что необходимо сделать – определить исторический период. Далее набросать на черновике то, что о нем известно. Это позволит легче систематизировать материал. из всего многообразия событий (явлений, процессов) надо выбрать те, которые лучше всего сможете охарактеризовать.

Для того, чтобы соблюдалась логическая последовательность, необходимо характеризовать деятельность исторических деятелей, связывая ее с теми событиями, которые рассматривались ранее.

Определение причинно-следственных связей часто представляется сложным для выпускников. Рекомендуется на черновике нарисовать таблицу, состоящую из двух колонок. Первую надо озаглавить «Причины», вторую – «Последствия». Таким образом, описывая исторический период, деля события на причины и последствия.

Сложным является критерий, согласно которому необходимо давать историческую оценку, опираясь на факты и/или мнение историков. Это предполагает большую предварительную работу задолго до самого экзамена. Можно завести специальную тетрадь. Разделить страницы на 2 части. В первой писать исторический период, во второй – найденную цитату историка, которую надо будет учить наизусть. Хотя при написании сочинения, чтобы исключить ошибку, можно воспользоваться косвенной речью. Например: О. В. Ключевский считал, что…. Свое мнение об историческом периоде высказывать не надо, надо давать историческую оценку.

Например.

1019-1054 гг. – правление Ярослава Мудрого. Этот период сыграл важную роль в развитии Древнерусского государства. Он характеризуется большим подъемом Руси, ставшей одним из сильнейших мировых государств. Экономика, дипломатические отношения, культурная жизнь вышли на новый, более высокий уровень развития. в этот период окончательно укрепилось христианство на Руси.

Одним из важнейших событий этого времени по праву можно считать создание первого письменного свода законов – «Русской правды». Ключевым событием стало назначение первого русского митрополита Илариона, согласно записи из «Повести временных лет» состоявшееся в 1051 году. Назначение Илариона митрополитом было связано попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. В этот период начинается каменное гражданское и церковное строительство. Государство укрепляется за счет присоединения новых земель, укрепления авторитета Руси на международной арене, побед над кочевниками-печенегами.

Безусловно, самой значимой исторической личностью этого периода можно считать Ярослава Мудрого. В годы его правления Древнерусское государство достигло своего расцвета. Для укрепления своих владений великий князь построил несколько городов – Юрьев, Новгород-Северский, Ярославль. Киев был огорожен каменной стеной. При Ярославе Мудром возникли первые монастыри: Юрьев монастырь, Киево-Печерский монастырь. Для предотвращения споров и войн за великокняжеский престол Ярослав Мудрый попытался ввести определенный порядок княжения: вся семья Рюриковичей княжит сообща.

Внешняя политика Ярослава Мудрого была направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для Отечества. С 1036 года печенеги не нападали на территорию Руси. При Ярославе Мудром было построено множество храмов, церквей, монастырей. Именно в правление Ярослава Мудрого был построен первый каменный собор – св. Софии в Киеве. Для того, чтобы избежать столкновения между Русью и Византией, великий князь способствовал заключению династического брака между его сыном Всеволодом и дочерью византийского императора Анной. Троих сыновей Ярослав Мудрый женил на германских принцессах, три его дочери стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

Яркой исторической личностью этого периода был митрополит Иларион, первый митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве. Иларион также был писателем, который создал блестящее ораторское произведение «Слово о законе и благодати».

Назначение митрополитом Илариона способствовало тому, что русская православная церковь стала более независимой от константинопольского патриарха, в искусстве все больше стали проявляться самобытные черты. Победа Ярослава Мудрого над печенегами, заключение династических браков укрепили авторитет Древнерусского государства на международной арене.

Мнение историков об этом периоде неоднозначно. Хотя большинство из них пишут, что в правление Ярослава Мудрого Древнерусское государство достигло своего расцвета. Н.М. Карамзин писал о великом князе: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого: не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любимый народ свой».

Попытка понять происхождение славян, их историческую судьбу, связь русской истории с мировой привела к появлению значительной переводной исторической литературы, главным образом византийской. Исторический процесс в византийских хрониках трактовался по определенной схеме, которая базировалась на утверждении божественного происхождения мира и торжества христианской веры. Составители хроник черпали материал главным образом из Библии, сочинений отцов церкви, историков Древнего мира и Средних веков, античных мифов и устных преданий. Такой характер носила переведенная на русский язык хроника Георгия Амартола. Несколько иной характер имела хроника Иоанна Малалы. Автор попытался примирить античность и античную историю с официальной христианской точкой зрения на исторический процесс. Русским людям были известны сочинение патриарха Никифора «Летописец вскоре» и хроника Георгия Синкелла.

Переводчики того периода творчески подходили к переводу. Они в эти тексты включали и материал по географии, мифологии, литературе из сочинений других авторов, что превращало их произведения фактически в энциклопедию.

На Руси также пользовались популярностью переводные повести и романы, среди них «Александрия», в которой рассказывалось о жизни и подвигах Александра Македонского, «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, «Девгениево деяние» и другие.

Труд переводчика и переписчика был трудным и тяжелым.

Об этом хорошо сказал в XIV столетии монах Лаврентий, писавший летопись для нижегородского князя Константина. «Радуется купец, прикуп сотворив, – пишет Лаврентий, – и кормчий, в отишье пристав… так же радуется и книжный списатель. дошед конца книгам. Тако ж и аз худый, недостойный и многогрешный раб Божий Лаврентий мних… А ныне, господа отцы и братья, оже ея (если) где описал, или переписал, или не дописал, чтите (читайте), исправляя Бога деля (ради Бога), а не кляните, занеже (так как) книги ветхи, а ум молод, не дошел».

При Ярославе получает свое развитие и русское летописание. До сих пор историки спорят о времени начала русского летописания. Но, без сомнения, на протяжении всей первой половины и середины XI столетия летопись, возникшая в конце X или в начале XI в., дополнялась новыми материалами киевского, новгородского, черниговского и иного происхождения. Трудами Нестора, в начале XII столетия, она приобрела свой завершенный вид и получила название «Повесть временных лет».

Распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек. Как уже говорилось, князь Ярослав был известен не только тем, что сам «к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем», но и тем, «что собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык». Эти книгописцы написали и перевели множество книг, положивших начало библиотеке при соборе Софии, таким образом, основав первую на Руси библиотеку. По подсчетам историков в библиотеке насчитывалось до 950 томов рукописных книг. В ней хранились главным образом богослужебные книги, необходимые для вновь строящихся храмов и новых епископий, открывавшихся в разных частях Руси. Но наряду с этим в фонд библиотеки входили и книги для светского, поучительного чтения, как, например, Изборники 1073 или 1076 гг. Несомненно, что в библиотеке имелись и первые экземпляры переводной литературы. Возможно, библиотека стала и первым Русским архивом, в котором хранились договорные грамоты, княжеские завещания, синодики и другие документы князя. Летописец XI в. прославляет книгу и книжное учение: «Велика ведь бывает польза от учения книжного, книги наставляют и научают нас».

Киевская Софийская библиотека не была единственной. Собрания книг имелись и в других городах. В Новгороде собирательницей и хранительницей книг стала новгородская София. Библиотеки собирались и крупными монастырями. В XI–XII вв. Киево-Печерский монастырь, новгородский Юрьев монастырь имели уже значительные собрания как переводной, так и своей, оригинальной литературы. Книжники этих монастырей принимали участие и в составлении летописей.

Ярослав Мудрый перед смертью разделил земли Киевской Руси между своими сыновьями: «Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск. И так разделил между ними города», – записал летописец. Одновременно Ярослав сделал им и отцовское наставление: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата». Ярослав запретил детям «переступать пределы братьев и сгонять с их стола» и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают».

Ярослав умер в Вышгороде в 1054 г. Всеволод, находившийся при отце, перевез тело в Киев. «Плакали по нем люди; и, принеся, положили его в гроб мраморный в церкви Святой Софии. И плакали по нем Всеволод и весь народ», – записал летописец.

Братья первые годы свято выполняли завещание отца. Они совместно боролись против Ростислава Владимировича, захватившего Тмутаракань. Единым фронтом Ярославичи боролись против Всеслава Полоцкого, который в 1065 г. попытался захватить Псков, а затем и Новгород. Однако поражение братьев в 1068 г. от половцев на реке Альте привело к распаду триумвирата (к этому времени умерли младшие братья Игорь и Вячеслав). В борьбу вступали не только братья, но и племянники и их родственники. Активными участниками такой борьбы становились горожане. Завещание Ярослава оказалось забытым.

Без сомнения, годы правления Ярослава Владимировича Мудрого являются наивысшей точкой в развитии Древнерусского государства: в одно целое объединены все русские земли, прекращены усобицы. Значительно окрепла Русская православная церковь. Государство стало сильным, расцвела русская культура. И, наверное, поэтому Ярослав получил прозвище Мудрый. Именно таким он и остался в благодарной памяти потомков.

Литература

1. Восточная Европа в древности и средневековье. – М., 1978.

2. Златоструй. Древняя Русь X–XIII веков. – М., 1990.

3. История Киева. Древний и средневековый Киев. В 3-х томах. – Т. 1 // Под редакцией А. И. Артеменко. – К., 1982.

4. История русской литературы X–XVII веков // Под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980.

5. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. – Т. 2. – М., 1908.

6. Карпов А. Ярослав Мудрый. – М., 2005.

7. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1. – Т. 2. – М, 1988.

8. Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. – Т. 1. – М., 1846.

9. Лященко А. И. Эймундова сага и русские летописи – Изв. АН СССР, 1926, т. XX, № 12.

10. Макарий (Булгаков). История Русской церкви. В 6-ти томах. Т. 1. – СПб., 1857.

11. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. – М., 1984.

12. Памятники литературы Древней Руси XI – начала XII века. – М., 1978.

13. Пчелов Е. Рюриковичи. История династии. – М., 2005.

14. Российское законодательство X–XX веков. В 9-ти томах. Т. 1. – М., 1984.

15. Соловьев С. М. Сочинения в 18 кн. Кн. 1. – Т. 1. – М., 1988.

16. Татищев В. Н. История Российская. В 7-ми томах. Т. 2. – М. – Л., 1063.

17. Федотов Г. Святые Древней Руси. – М., 1990.

18. Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI–XIV вв.). – М., 1986.

Ярослав Мудрый

Поведаю про князя Ярослава,
Который правил тридцать пять годочков,
О «Русской правде», граде Ярославле,-
Нескоро я ещё поставлю точку.
Родился князь от маленькой Рогнеды,
Которую взял силой Володимир,-
Отец был полон многожёнством, гневом,
Всё новых жён имел, как проходимец.
Я думаю, что Ярослав был мудрым,
Спокойным, рассудительным и сильным,
Науки он любил, как свет, как утро,
Был обаятельным, хоть некрасивым.
Родился Ярослав несчастным — хворым:
Ему отказывали долго ноги.
На жизнь свою глядел он, как на горе,-
И думал много, и молился Богу.
Когда играли дети и резвились,
Калека Ярослав был с толмачами,-
И в языках чужих увидел милость,
Учился князь и днями, и ночами.
Его на нОги поднял лекарь Будий,
И Ярослав стал полноценным сыном,
Считал, что он других умнее будет,
И Русью должен править он отныне…
Отправлен был Владимиром он в Суздаль,
Потом — он княжил в Нор — Нахичевани*,
Где чудь и меря жили, как бродяги,-
Так нелюбимый сын отцом обуздан,
Но недоволен сын отцом, однако:
В нём бунт и непокорство созревали,-
Не нравились ни город, ни супруга.
Когда его на Новгород сажали ,
Жена отправилась к праОтцам духом.
Однажды встретил Ярослав Забаву.
Она в лесу светилась, как берёста.
За ней бежал чрез лес, по сочным травам,
Красивой, стройной, маленького роста.
Была девица гордой, своевольной,-
Дочь лесника пришлась ему по нраву.
Князь мчался к ней любым путём окольным,-
Женился он на шведке своенравной.
Была у князя с Ингигердой свадьба:
В мехах куниц тонули её ноги.
Забава! Бедная краса Забава!
В монастыре она молилась Богу.
Князь был в душе, как небо, одиноким.
Решил не посылать отцу сын гривны.
Молился долго, клялся перед Богом,-
Варяги Ульв и Торд его хранили.
Решился Ярослав идти на Киев.
Отцовского не побоялся гнева.
Его судили языки все злые,-
Он не смотрел, откуда ветер веет.
Владимир умер с горя. От обиды.
Убийствами власть Святополк преступный
В свои бразды забрал весь весь древний Киев,-
И убивал он братьев неотступно.
И Ярослав, и Святополк сходились
На страшную кровавейшую битву.-
И Ярослав надеялся на милость-
Услышал ли Господь его молитвы?
Всю жизнь искал побед над Святополком,-
И одержал победу князь над братом.
И никому не жалко Святополка,-
Он был, так скажем, «нон персона грата»…
Построил князь Софийские соборы
Для вечности, высокой Божьей славы.
Князь увеличил русские просторы.
Противовесом стал другим державам.
Он основал и город Юрьев( Тарту),-
И стала Русь совсем неодолимой,
Загадочной, холодною, упартой**,
Красивою, могучей и любимой…
Нор- Нахичевань *- старинное название Ростова
Упартой** ( древнерусск. и бел.) — упрямой, волевой…