Христианство в искусстве

  • Эстония
  • Страны Европы
  • Франция
  • Германия
  • Германские государства и Германская Империя до 1918 года
  • Награды немецких государств до 1918 г.
  • Германская Империя 1871-1918 – Deutsches Reich 1871-1918
  • Королевство Бавария – Bayern
  • Королевство Вюртемберг – Württemberg
  • Королевство Ганновер — Hannover
  • Королевство Пруссия – Preussen
  • Королевство Саксония – Sachsen Königreich
  • Великое герцогство Баден – Baden
  • Великое герцогство Гессен – Hessen
  • Великое герцогство Мекленбург-Шверин – Mecklenburg-Schwerin
  • Великое герцогство Мекленбург-Стрелиц — Mecklenburg-Strelitz
  • Великое герцогство Ольденбург – Oldenburg
  • Великое герцогство Саксен-Веймар – Sachsen-Weimar
  • Герцогство Анхальт — Anhalt
  • Герцогство Брауншвейг – Braunschweig
  • Герцогство Нассау – Nassau
  • Саксонские герцогства – Sächsische Herzogtümer
  • Княжество Липпе – Lippe-Detmold
  • Княжество Гогенцоллерн — Hohenzollern
  • Княжество Шаумбург-Липпе – Schaumburg-Lippe
  • Княжество Рёйсс — Reuss
  • Княжество Шварцбург — Schwarzburg
  • Княжество Вальдек – Waldeck
  • Ганзейские города – Hansa ( Bremen, Hamburg, Lubeck )
  • Награды других немецких государств
  • Орденские колодки и фрачные миниатюры
  • Документы и фотографии
  • Патриотика
  • Награды союзников
  • Полковые медали германских полков
  • Разное по Германской Империи
  • Веймарская республика. Добровольческие формирования и прочее 1919-1933 годы
  • Третий Рейх 1933-1945 годы
  • Ордена Германии 1933 — 1945
  • Почётный Крест 1914-1918 гг. (крест Гинденбурга)
  • Общие награды Вермахта
  • Награды сухопутных войск
  • Награды Люфтваффе
  • Награды Кригсмарине
  • Награды для иностранцев
  • Щиты и ленты кампаний
  • Винтерхильфсверк
  • Награды за выслугу
  • Гражданские награды
  • Знаки политических и гражданских организаций Германии 1933 — 1945
  • Вопросы по униформе
  • Наградные колодки 1933-1945
  • Документы и фотографии 1933-1945
  • Копии, подделки, фантазии на тему знаков Третьего Рейха
  • Германия после 1945 года
  • ГДР :: Deutsche Demokratische Republik
  • ФРГ :: Bundesrepublik Deutschland
  • Железный крест 1813-1957
  • Железный Крест 1813 года
  • Железный Крест 1870 года
  • Железный Крест 1914 года
  • Железный крест 1 класса 1914 г.
  • Железный Крест 2 класса 1914 г.
  • Железный Крест 1939 года
  • Железный крест 1 класса 1939 г.
  • Железный крест 2 класса 1939 г.
  • Железный Крест 1957 года
  • Знаки гражданских и политических организаций Германии
  • Знаки и награды спортивных обществ
  • Знаки и награды стрелковых союзов
  • Знаки съездов, слётов и мероприятий
  • Неизвестные знаки и знаки на определение
  • Знаки и награды ветеранских объединений Германии 1786-2011
  • Немецкий Красный Крест
  • Производители наград и знаков Германии
  • Литература по германской фалеристике и милитарии
  • Австро-Венгрия
  • Великобритания
  • Польша
  • Чехословакия
  • Болгария
  • Югославия
  • Румыния
  • Горное дело
  • Медицина Румынии
  • Бельгия
  • Финляндия
  • Испания
  • Остальные страны Европы
  • Америка
  • США
  • Куба
  • Ордена Кубы
  • Дореволюционые ордена Кубы
  • Ордена Социалистической Кубы
  • Медали Кубы
  • Дореволюционые медали Кубы
  • Медали Социалистической Кубы
  • Знаки отличия Кубы
  • Значки и знаки Кубы
  • Литература и другое
  • Израиль
  • Азия
  • Монголия
  • Япония
  • Вьетнам
  • Остальные страны Азии
  • Остальные страны Мира
  • Монеты Боны Жетоны
  • Нумизматика
  • Бонистика
  • Жетоны
  • Другие увлечения: исследования, факты
  • Фотографии
  • Фотографии периода Российской Империи
  • Фотографии периода СССР
  • Зарубежные фотографии
  • Современные фотографии
  • Униформа
  • Униформа
  • Погоны Петлицы
  • Нашивки Шевроны
  • Шлемы Каски
  • Кокарды Головные уборы
  • Пуговицы
  • Археология и кладоискательство
  • Игрушки
  • Модели
  • Игрушки
  • Куклы
  • Плюшевые звери
  • Ёлочные игрушки
  • Военная игрушка
  • Механические игрушки
  • Оружие
  • Флаги
  • Открытки
  • Открытки до 1917
  • Открытки СССР
  • Открытки ВОВ
  • Открытки Спорт
  • Города на открытках
  • Открытки Искусство
  • Актёры кино
  • Открытки зарубежные
  • Комсомол на почтовых конвертах
  • Обмен открытками
  • Марки
  • Марки
  • Непочтовые знаки
  • Знаки сборов на усиление обороноспособности страны
  • Знаки сборов в помощь инвалидам войны (1922 -1932)
  • Знаки сборов на помощь детям
  • Знаки сборов на международную помощь
  • Знаки социальных сборов
  • Знаки сборов на развитие культуры
  • Знаки сборов на охрану здоровья граждан
  • Филумения
  • Экслибристика
  • Фарфор, керамика, стекло
  • О пиве, вине и лимонаде ©
  • Пивные пробки :: Kronkorken
  • Страховые доски, уличные таблички, автономера
  • Страховые таблички
  • Знаки автотранспорта
  • Календарики
  • Перидромофилия
  • Документы
  • Чаепитие
  • Пластиковые карты
  • Канализационные люки
  • Военная техника
  • Библиоминималистика
  • Реконструкция
  • Мой музей
  • Страна Советов в знаках
  • Мой музей
  • Художественный салон
  • Значок.инфо
  • Литература
  • Старый ЦЕЙХГАУЗ
  • Авторская страница В.А. Боева
  • Журнал «Петербургский коллекционер»
  • Ремонт, реставрация и восстановление наград, знаков, значков
  • Технология изготовления предметов фалеристики
  • Ремонт и реставрация наград, знаков, значков
  • Места встреч коллекционеров, общие и разные темы
  • Места встреч :: Termine
  • Украина. Место встречи
  • Беларусь. Место встречи
  • Куда нужно сходить? Или что я пропустил
  • Всё остальное. Не пропускаем!
  • Административный раздел
  • FAQ и вопросы администрации
  • Нормативные положения форума
  • Изготовление значков
  • Каталог знаков (изготовленные значки)
  • Обсуждение (планируемое изготовление)
  • Серия «Вечная память»
  • Серия «История Российского подплава»
  • Серия «Автомобили СССР»
  • Серия «Городской транспорт»
  • Изготовление значков (значки в производстве)
  • Завершённое изготовление
  • Клуб Фалеристика ©
  • Клуб «ФАЛЕРИСТИКА» :: Club «FALERISTIKA» e.V. ©
  • Встречи в Wehr (Германия)
  • Встречи в Москве (Россия)
  • Какие виды искусств встречаются в православии

    Скачать эту статью

    Православный храм — это такое место, куда приходят верующие, чтобы молиться, исповедаться в своих грехах, слушать проповеди священника, ставить свечи, писать записки, прикладываться к иконам, заказывать молебны.

    Но храм это не только мольба и записки. Ведь именно в этом месте можно насладиться настоящим искусством. Да, да искусством. Не многие знают, что религия и искусство очень связаны между собой.

    Религия и искусство тесно связаны друг с другом.

    Искусство и православная вера на протяжении многих веков переплеталась, перетекала, друг в друга, в результате чего возникло православное искусство. Поговорим о том, какие виды искусств встречаются в православии.

    Православный храм объединяет в себя 5 видов искусств

    А именно:

    1. Архитектура храма — внешнее и внутреннее убранство.
    2. Фрески — настенная роспись.
    3. Изобразительное искусство — иконопись.
    4. Музыкальное искусство — пение молитв.
    5. Ювелирное искусство — это драгоценные оклады на иконах, выполненные из различных материалов, подсвечники, церковная утварь, церковные облачения.

    Поговорим о каждом виде отдельно, чтобы было наиболее понятно. Яркими и фундаментальными в православном искусстве считаются архитектура и живопись.

    Православные храмы — это бесценные памятники мирового архитектурного искусства. Только на территории России на сегодняшний день насчитывается около 25 тысяч различных храмов и каждый из них по-своему неповторим.

    Среди них известные во всем мире крупнейший Храм Христа Спасителя, уникальный монастырский комплекс — Киево-Печерская Лавра и многие другие.

    Храм Христа Спасителя в Москве. Каждый день сюда приходят тысячи молящихся на поклонение к святыням

    Важная роль в православии отводится архитектуре

    Архитектура храма канонична. В нем есть алтарь, обращенный на восток, основная часть и притвор. В центре алтаря находится престол.

    Престол в алтаре, на котором находится Святое Евангелие, — которое читает священник во время литургии и Крест

    В алтарь ведут три двери, одна из которых центральная. Называется — Царскими вратами.

    На данном фото указано 2 двери по бокам и 3 дверь центральная — Царские врата — через нее выходит священник во время службы

    Возвышение над алтарем — амвон, с которого священник обращается к верующим людям. Слева и справа — клиросы, там находятся певчие.

    Около храма бывает колокольня: колокольный звон играет очень большую роль в богослужении и бывает в зависимости от различных случаев, например благовест, погребальный звон, праздничный.

    Небольшая колокольня возле храма. Многие верующие специально останавливаются, чтобы послушать это замечательное звучание колоколов

    Храм также имеет купол или купола, которых может быть три, пять и больше. Количество крестов также от количества куполов.

    В древнерусской архитектуре купол принял своеобразную форму «луковицы» или «шлема». На вершине купола крест

    Искусством создания фресок владеют немногие художники, это мастерство было популярно в эпоху раннего Возрождения

    Фрески на стенах в храме тоже расположены определенно. Не каждому художнику дано рисовать настенные иконы. За это берутся лишь настоящие мастера своего дела. В наше время их осталось не так много. Как же расположены росписи в храме?

    Смотрите также статью Почему Владимир не принял ислам

    • в куполе находится фреска — Христос Вседержитель;

    Христос Вседержитель, как правило, поясной в медальоне

    • в барабане купола, между окон — пророки;
    • в конхе алтаря — фигура тронной Богоматери с Младенцем на коленях;

    Также может быть Оранта молящаяся

    • на стенах также расположены многофигурные сцены праздников: Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, а также сцены из Евангелия и многое другое.

    В православии икона занимает важное место, это не только украшение храма и предмет почитания.

    Иконопись — это создание изображений, цель которых быть связующим звеном между земным миром и миром Божественным.

    По всему храму мы можем видеть многочисленные иконы святых, пророков, мучеников и многие другие.

    Около входа в алтарь обязательно иконы Божией Матери с младенцем и Иисус Христос

    В центре храма на аналое стоит икона празднику, который отмечается в этот день. В воскресенье кладется икона Воскресения Христова, а в большие праздники — икона празднуемого события.

    Можно вместо одной иконы иметь всегда две. На одной будет икона праздника, а на другой – икона того святого в честь которого освящен данный храм.

    Аналой – подставка для возложения православных книг и икон праздника

    Церковное пение всегда было любимым искусством Руси, да и сейчас тоже

    Православный храм ориентирован специально на человеческий голос. Церковная музыка наполнена высокой духовной красотой.

    В ней есть что-то непостижимое, как многие говорят, побуждающее задуматься о самых важных, самых вечных вопросах — жизни и смерти, смысле существования человека на этой земле.

    Певчие стоят на клиросе исполняя различные молитвы. Раньше мелодии и напевы были совсем просты. Сейчас же создано очень много нот различных песнопений.

    Именно поэтому сейчас в храмах на клиросах стоят только специалисты, знающие нотную грамоту. Для песнопений также есть специальные книги.

    В храме на клиросах в основном стоят только специалисты, знающие нотную грамоту.

    Песнопения также разделены на гласовые и негласовые. Негласовые музыкальные произведения написаны церковными композиторами. Гласовые песнопения сохранили некоторую схожесть с древними ладами.

    Помимо пения, в богослужении присутствует и чтение. Читаются священные тексты Писания, молитвы. Чтение в храме чередуется с пением.

    Ноты тропаря празднику Рождества Христова, глас 4

    Пример церковного пения на Рождество Христово.

    Исполняет хор Пафнутьего монастыря, состоящий всего из 4 мужчин. Тропарь.

    Православные ювелирные изделия носят строго духовное назначение

    В наше время ювелиры делают поистине красивые вещи. Это нательные кресты, иконы в драгоценных окладах, церковная утварь и многое другое.

    Также появились специализированные лавки по продаже христианской одежды, украшений, различных сувениров. Но многие считают, что надежнее всего такие вещи покупать только в храме.

    Ювелирное украшение Божия Матерь. Можно всегда носить с собой Золотой крест нательный с бриллиантами ручной работы

    Православные ювелирные ценности выполняются всегда вручную. Они наделены бесценной энергетикой своего создателя. Несут отпечаток его замысла и душевного наполнения.

    Все работы делаются мастерами только вручную.

    Золотые церковные принадлежности для причащения

    Храмовый синтез искусств

    Что такое храмовый синтез искусств? Это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое.

    Возникновение, а также развитие и существование искусства разных народов мира имеет удивительное сходство. Рассмотрим на примере другого храма. Например, буддийского.

    Буддийские храмы также вобрали в себя многие творческие направления:

    • архитектура;
    • скульптура;
    • деревянное зодчество;
    • живопись;
    • вышивка;
    • резьба по дереву;
    • каллиграфия;
    • устное народное творчество;
    • музыка;
    • театральные представления;
    • танцы.

    Буддийский храм — создан из мощных обтесанных камней и плит. Основа для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывало почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.

    В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра.

    Внешний вид буддийского храма

    Сами по себе постройки невысокие, они окружены цветами и деревьями собственного сада.

    Территория ограждена от внешнего мира таким же забором или естественными преградами, например, деревьями.

    Золотой зал украшен различными изображениями, выраженными в скульптуре, вышивке, живописи. Это разнообразные лики будд, божеств, святых, добрых сил, а также злых духов, демонов.

    Первое на что обращаем внимание огромное разнообразие самых ярких цветов повсюду

    Многие говорят, что находясь внутри буддийского монастыря, можно почувствовать непередаваемую ауру спокойствия и умиротворения.

    Музыка рвется из души буддистов и выражается в песнях, например, при тибетском горловом пении.

    Также на территории монастыря проводятся пышные праздники, с театральными постановками и ритуальными танцами

    Какие чувства пробуждает религиозное искусство? Ну что, можно сказать, каждый храм сам по себе — шедевр мирового искусства.

    Внутренняя обстановка с ее вышивками, фресками, алтарями, колоколами, ароматами, статуями не оставляет равнодушным никого, а музыкальное звучание слова заставляет погрузиться в спокойствие и умиротворение.

    Например, религиозная музыка может вдохновить человека на пересмотр своих жизненных взглядов и убеждений, добавить чуточку добра в свою жизнь.

    Для каждого человека все будет по-разному. Кому то понравится обстановка и внешний вид православного храма, а кто-то придет в восторг от внутреннего убранства буддийского храма.

    Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

    Храм в любом вероисповедании – это место, где можно прикоснуться не только к божественному, но и ко всему прекрасному, что есть на нашей планете – к искусству. Архитектура, скульптура, зодчество, живопись, вышивка, резьба по дереву, музыка – все это сплелось воедино под сводами религиозных объектов.

    Эта статья расскажет про синтез искусств в буддийском храме, про гармоничное соседство разных видов творчества и ту атмосферу, которую они создают вместе.

    Содержание
    Экстерьер построек
    Внутреннее убранство монастыря
    Заключение

    Экстерьер построек

    Фасады буддистских храмов, или ватов, есть воплощение нескольких видов искусства. Здесь современная архитектура сочетается с древним деревянным зодчеством, обрамляется в искусную резьбу, обставляется удивительными произведениями скульптуры и ненавязчиво вписывается в природный ансамбль, сдобренный садово-парковым искусством.

    Религиозные здания буддистов часто раскинуты в природных ландшафтах: посреди лесов, на холмах, около рек и озер. Это целые храмовые комплексы под открытым небом, которые состоят из пагоды (ступы), домов для монахов, библиотеки, крематория, школы, вихарна – части вата, куда разрешается входить любому: служащему, паломнику, иностранному туристу.

    Постройки невысокие, они окружены цветами и деревьями собственного сада, и только золотые шпили пагод высятся над ними.

    Храмы Древней Индии по форме напоминали перевернутую чашу. Их фундамент прятал святыни, древнебуддийские писания, драгоценные артефакты, святые реликвии.

    С течением времени монастыри трансформировались и приобрели новую форму. Крупные камни и плиты обтесывали, после чего из них возводили стены без сводов. Крыши все больше вздымались вверх, будто слоями накладывались друг на друга. До нашего времени сохранились даже некоторые деревянные пагоды.

    Сегодня ваты – воплощение красоты, труда многих мастеров. Все начинается с ворот, резных, деревянных или каменных. Территория ограждена от внешнего мира таким же забором или естественными преградами, например, деревьями.

    Главное здание – ступа, которая заканчивается золоченым шпилем на центральной колонне. Под ней хранят те самые ценные вещи, которые остались от Будды и его последователей. Обычно ступа трех- или пятиярусная, а изгибы каждого карниза настолько изящные, что архитектуру буддистов нельзя спутать ни с какой другой.

    Неотделимой частью любого вата является его магические стражи в виде скульптур. Выполненные из камня, дерева, металла, глины, они принимают форму разных животных, мифических и не совсем, например, нагов, драконов, тигров, слонов. Повсеместно встречаются статуи Будды, боддхисаттв, святых, которым всегда молились, поклонялись, приносили подношения.

    Внутреннее убранство монастыря

    Изнутри ват удивляет своей красотой не меньше, чем снаружи. Все здания, от пагоды, зала для молитв до библиотеки и даже трапезной, щедро украшены статуями и произведениями декоративно-прикладного искусства.

    Золотой зал изобилует изображениями, выраженными в скульптуре, вышивке, живописи. Это разнообразные лики будд, божеств, святых, добрых сил, а также злых духов, демонов. Буйство красок, в особенности красных и золотых, воплощено в декоре.

    Библиотека дает возможность прочитать тексты религиозных писаний и воочию увидеть их исполнение. Древние свитки, книги в невероятных обложках, выполненные аккуратным почерком – это дошедшее до нас народное творчество, титанические труды великих писателей, мастеров книгопечатания. Монахи, ученики, гости монастыря читают эти тексты в специальных залах для чтения.

    Находясь внутри буддийского монастыря, можно почувствовать непередаваемую ауру спокойствия, умиротворения. Тишину прерывает лишь мягкое шептание мантр, которые обладают огромной силой, и мелодичный звон колокольчиков, вызванный дуновением ветра. Последние охраняют монастырь от проникновения злых духов, используются в различных обрядах.

    Музыка рвется из души буддистов и выражается в песнях, например, при тибетском горловом пении. Нередко на территории монастыря проводятся пышные праздники, которые превращаются в торжество жизни, с театральными постановками и ритуальными танцами.

    Так, буддийские храмы вобрали в себя произведения многих творческих направлений:

    • архитектура;
    • скульптура;
    • деревянное зодчество;
    • живопись;
    • вышивка;
    • резьба по дереву;
    • литература;
    • каллиграфия;
    • устное народное творчество;
    • музыка;
    • театральные представления;
    • танцы.

    Каждый храм сам по себе – шедевр мирового искусства. Его величественный внешний вид, вздернутый кверху, ослепляющий яркостью красок, спрятанный в благоухании ухоженных парков, поражает. Внутренняя обстановка с ее вышивками, фресками, алтарями, колоколами, ароматами, статуями не оставляет равнодушным никого, а музыкальное звучание слова заставляет погрузиться в спокойствие.

    Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

    Архимандрит Александр (Федоров)

    Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс

    © Архимандрит Александр (Федоров), текст, составление, 2007

    © Издательство «Сатисъ», 2007

    Предисловие к первому изданию

    Предлагаемое читателю издание является кандидатской диссертацией, которая успешно защищена в Санкт-Петербургской Духовной Академии. И как ректор, и как научный руководитель этой работы могу засвидетельствовать важность ее появления. Автор ставит своей основной целью восполнение существующего пробела в научной, учебной и практической сферах церковной жизни – отсутствия единого, целостного «введения» в тематику церковных искусств и их изучение. Действительно, труды выдающихся дореволюционных профессоров Духовных академий, таких как Н. В. Покровский, А. П. Голубцов, создававших церковно-археологическую дисциплину, опирались на известный тогда круг источников, значительным образом расширившийся за последнее столетие. Семинарский учебник Н. В. Покровского «Церковная археология в связи с историей христианского искусства» (вышедший в 1916 г.) оставался при этом единственным систематически изложенным курсом. Его же академические лекции, как и посмертно изданные лекции А. П. Голубцова, не выстроились еще в целостную систему. В то же время, наука о церковном зодчестве и изобразительном искусстве сложилась и имела многих тружеников в церковной и светской среде. Распыленность отдельных научных направлений в ХХ веке только в последние десятилетия стала осознаваться как недостаток. Однако ни зарубежные работы археологической направленности (Ф.-В. Дайхман), ни отечественные попытки возвращения к научному синтезу (А. Л. Беляев), ни даже богословские труды данной тематики (Л. А. Успенский) не дали пока полного органичного сочетания богословского взгляда на церковные искусства с точкой зрения искусствоведческой и историко-архитектурной во всем многообразии их теоретических и практических аспектов.

    По замыслу автора, характер представленного в данном сочинении материала может способствовать тому, чтобы работа стала учебным пособием в Духовных школах. Отсюда и ее структура: две части ориентированы соответственно на семинарский курс «Церковного искусства» (более фактологический) и на академический курс «Церковной археологии» (более аналитический).

    Первая часть получила соответствующее ее содержанию название: «Богословские и исторические аспекты церковного искусства». В первой главе – «Теоретические предпосылки храмостроительства и искусства Церкви» – дается общая характеристика значения церковного искусства и особо говорится о Богословии образа в свете соборных деяний и трудов святых отцов, защищавших иконопочитание. В этой же главе рассматриваются исторические предпосылки формирования языка искусства Церкви в дохристианских культурах (не только по принципу заимствования, но и по принципу контраста). Завершается глава общей хронологической шкалой с краткими комментариями по периодам и эпохам.

    Вторая глава – «Важнейшие акценты истории раннехристианского и византийского искусства» – передает основные сведения и терминологию искусства времени катакомб и затем первых храмов. Систематизируется раннехристианская иконография, рассматривается генезис архитектуры церквей и их основные типы. Подобная работа проводится также по всем периодам византийской истории и по наиболее значимым регионам – Палестине, Закавказью и Балканским странам.

    «Храмостроительство и церковное искусство Запада» представлено в третьей главе в виде поэтапного анализа процессов, происходящих в этой сфере в западной культуре с рассмотрением выдающихся памятников и их мастеров.

    «Русское церковное искусство» – четвертая глава, полностью посвященная истории отечественного искусства и его многообразной проблематике, вплоть до настоящего времени.

    «Церковная археология как основа наук о церковном искусстве» – это название второй части, целостно отражающей достижения разных дисциплин: истории архитектуры, искусствоведения, реставрации в ее различных аспектах, музейного дела, практической, в частности, архитектурной, археологии, охраны памятников, а также достижения в художественном творчестве и процессе воспитания новых мастеров.

    Глава пятая – «Исследовательская составляющая науки об искусстве и зодчестве Церкви» – содержит историографический обзор, включающий имена выдающихся исследователей и их труды, говорит о путях отечественной церковной и светской науки в рассматриваемой сфере, а также дает классификацию источников, начинающуюся с текстов Священного Писания, деяний Соборов и святых отцов и содержащую тринадцать позиций, связанных с письменными источниками, источникам же вещественным посвящены как предыдущие главы первой части, так и шестая глава части второй.

    Наименование этой главы – «Типологические особенности церковного искусства» – соответствует находящейся здесь обстоятельной систематизаторской проработке материала по темам: канонические принципы в храмостроительстве и церковном искусстве, сакральная топография, типология христианских храмов, алтарные преграды и малые архитектурные формы, иконографические программы в интерьере, систематизация иконографии, предметы церковного искусства малых форм. Связь богословия с формами христианского искусства прослеживается в продолжение данной главы в отношении к типологии, стилистике и технике, а также в сопоставлении некоторых параметров в характере искусства православного и иных культур.

    Последняя, седьмая глава – «Практические заметки» – рассматривает проблемы современности в изучении, реставрации и охране памятников и вопросы развития научных, учебных и практических сторон церковного искусства. Здесь автор отчасти делится и собственным опытом организационно-педагогической работы в наших Духовных школах и в Академии художеств и деятельности на епархиальном уровне в комиссии по архитектурно-художественным вопросам. Отношение церковных и государственных структур в сфере архитектуры и искусства – также предмет аналитического обзора автора.

    В «Заключении» есть емкие выводы: о включенности церковного искусства в Священное Предание и о необходимости соответственного этому отношения к теории образа, к пониманию пространства храма и ко всему комплексу искусства Церкви; о церковной археологии как самой «овеществленной и иллюстративной» из всех церковных наук, занимающей в них весьма ответственное место, которое есть также сердцевина творческой деятельности в Церкви и средоточие светских наук, прикасающихся к памятникам христианского искусства; о воспитательной роли искусства Церкви, важной и для судеб нашего отечества, и для значения в нем православной культуры; о необходимости сохранить связи между многообразными областями христианского искусства; о задаче формировать характер новых произведений не только как соответствующих времени создания, но и как твердо стоящих на плечах традиции; об искусстве как благоприятной среде, одухотворяющей жизнь и свидетельствующей о полноте церковной Истины.

    Работа игумена Александра имеет структурную четкость и отвечает поставленной цели ее написания. Являясь по основной своей цели обобщающим трудом, по фактическому выражению она несет в себе активный творческий подход в оценке каждого аспекта становления христианского искусства. Большой интерес и перспективность для дальнейших исследований заключается в сопоставлении искусства Православной Церкви с искусством иных христианских общин и нехристианских культур. Здесь дано указание на значительный потенциал для миссионерского и апологетического приложения к наукам о церковном зодчестве и изобразительном искусстве. Полезным видится возможная роль данного сочинения в учебном процессе, причем не только для учащихся Духовных школ (Академии, Семинарии, Иконописного отделения), но и для тех формально светских профессионалов, которые заняты изучением церковного искусства, а также в процессе практического развития храмостроительства, монументальной и иконной живописи и всех видов искусства, понимаемого как церковное служение.

    Искусство в православии
    Безусловно, искусство и православие не могут существовать порознь, так как и одно, и другое непосредственно связано с самыми тонкими гранями человеческой души.
    Архитектура, живопись, музыка, литература и многие другие виды искусства нашли свое место в православии. Искусство и православная вера на протяжении многих столетий переплетались, перетекали друг в друга, в результате чего возникло православное искусство.
    Пожалуй, самыми яркими и фундаментальными в православном искусстве являются архитектура и живопись. Православные храмы – это не только святыни для миллионов людей, а и бесценные памятники мирового архитектурного искусства. Только на территории России на сегодняшний день насчитывается около 25 тысяч храмов. Среди них известные во всем мире крупнейший в Русской Церкви Храм Христа Спасителя, уникальный монастырский комплекс — Киево-Печерская Лавра и многие другие. Именно в них живет не только история Руси, а история православной веры и искусства в целом.
    Не менее важное место в православном искусстве занимает изобразительное искусство. Иконопись – это создание изображений, цель которых быть связующим звеном между земным миром и Божественным. По словам князя Е.Трубецкого, икона – это «умозрение в красках». Величайшим русским иконописцем считают Андрея Рублева. В наше время создают иконы такие творцы, как Л.Винницкая, В.Морозов, Л.Завгородняя и многие другие. Также от иконописи отделяют другие формы изобразительного искусства, такие как монументальная живопись (фрески), декоративно-прикладное искусство и другие. С другой стороны выделяют живопись православного содержания, в которой просто используются библейские сюжеты в авторской интерпретации.
    С развитием современного искусства в православие медленно начало входить и киноискусство. Помимо документальных фильмов, с недавнего времени начали сниматься и художественные фильмы, которые по праву можно считать православными. Примером этому есть картина Павла Лунгина «Остров».
    Итак, искусство и православие тесно связаны и переплетены между собой. А, главное, они едины в своей главной цели – объединении и воспитании людей, задевая самые тонкие струны человеческих душ.
    2010-03-29 16:58:13

    Статьи. Новое в данном разделе.
    Как следует воспитывать ребенка, чтобы он вырос добрым и заботливым
    Книги Симеона Афонского. Библия в современных притчах.
    Ораниенбаум и его дворцы
    Путешествие в Никосию
    Как укрепить душу во время поста?
    История Казанской иконы
    Христианская символика: Ихтус
    Пасхальные традиции
    Пещерный город Чуфут-Кале
    Что подарить ребенку на день святого Николая?
    Немного о Виннице, соборная площадь
    Рождественский пост: что можно и чего нельзя?
    Исаакиевский собор — музей для души
    Паломничество на Афон
    Англия. Холм святого Михаила
    Стамбул — столица двух культур
    Неуловимая Босния и Герцеговина
    Болгарский город Несебыр
    Замок Буда в Венгрии
    Интересно о Стамбуле