И религиозному и научному знанию о мире

Контрольная работа по обществознанию на тему «Познание» (10 класс)

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ.

A1. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они

1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства 3)могут передаваться из поколения в поколение 4)необходимы человеку для рациональной деятельности

A2. Понятие – это форма мысли, которая

1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

A3. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1)Верно только А. 2)Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны.

A4. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения

A5. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А6. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А7. Рациональное — это познание:

1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:

1)обыденного знания 2)мифологического знания 3)эмпирического знания 4)научного знания

А9. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А10. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная деятельность учёного:

1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А11. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер 2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение 4) предполагает доказательства

А12. Отличие социологии от других наук об обществе является

  1. изучение людей как представителей человеческого рода

  2. рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

  3. изучение общества как целостного явления

  4. изучение общества во всей конкретности и многообразии

А13. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

  1. в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых

  2. при ссылке на тот или иной авторитет в науке

  3. в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

  4. в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики

А14. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет

за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и

явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот,

теория — эмпирию.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4)оба суждения неверны

А15. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

  1. гипотезами 2)понятиями 3)представлениями 4)мнениями

А16. И чувственное, и рациональное познание

  1. направлены на поиск истины 2) опираются на представления о предмете

3)начинаются с субъективных ощущений 4)отражают существенные свойства предмета

А17. Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно:

  1. развивается в процессе овладения «живым» опытом людей

  2. сознательно акцентирует домыслы и предпосылки

  3. намеренно искажает представления о действительности

  4. обладает системным походом, специфическим языком, только ему присущими методами и формами познания и, в конечном счёте, определяется общественной практикой.

А18. Утопичное познание отличается от знаний, приобретённых в

повседневной жизни людей тем, что оно:

  1. развивается стихийно, в процессе овладения «живым» опытом людей

  2. приобретается без специальной познавательной деятельности

  3. намеренно искажает представления о действительности

  4. определяется общественной практикой

Задания уровня В

В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Абсолютная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

Запишите в таблицу выбранные буквы

1

2

3

4

5

В 2. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенных:

  1. Замыслы

  2. Предположения

  3. Факты

  4. Убеждения

В3. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ:

В4. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

  2. фиксация существенных свойств предмета

  3. сохранение в памяти обобщённого образа предмета

  4. утверждение или отрицание чего-либо о предмете

  5. отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

В5. Установите соответствие между формами и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

1) понятие

А) чувственное познание

2) умозаключение

3) восприятие

Б) рациональное познание

4) ощущение

Запишите в таблицу выбранные буквы

Часть 3. Задания уровня С.

С1. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему.

«Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки… В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

  1. Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке?

  2. В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке?

  3. Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С2. Прочитайте текст и выполните задания к нему

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам…

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину…

В социальной психологии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

  1. Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

  2. Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажи­те две черты.

  3. В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания?
    Приведите пример, конкретизирующий один из них.

  4. О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

A1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения

3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета

A2. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

1)верно только А 2)верно только Б )верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A3. Среди перечисленных наук функции и формы государственной

власти изучает

1)экономика 2)социология 3)культурология 4)политология

A4. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом

1)теоретического анализа 2)социального эксперимента 3)непосредственного наблюдения

4)обобщения повседневного опыта

A5. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A6. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно

актуальной проблему социальной ответственности ученых?

1)современная наука стремится к познанию истины

2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными

3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий

4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований

А7. Возможность получения истинного знания отрицается:

  1. Философами 2)социологами 3)агностиками 4)духовенством

А8. Методом эмпирического познания не является:

  1. эксперимент 2) наблюдение 3)аналогия 4) описание

A9. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер 2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А 10. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной

осязаемости

А11. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и

сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А12. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты

3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений

А13. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

1)верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны

А14. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером

  1. художественного образа паранаучного знания суждения на уровне здравого смысла

  2. научного знания

А15. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

1)отвлечённых понятий 2)художественных образов 3)научных приборов 4)абстрактных моделей

А16.Критериями истины являются:

  1. опыт, практика 2)мнение руководства 3)соответствие господствующему в обществе учению

  2. соответствие законам логики

А17. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

  1. ощущение, восприятие, представление

  2. понятие, представление, умозаключение

  3. понятие, суждение, умозаключение

  4. представление, суждение, ощущение

А18. Укажите, что не является теоретическим методом познания:

  1. гипотеза 2)эксперимент 3)теория 4)аналогия

Задания уровня В

В1. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие пози­ции из второго.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности ­

человека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче­ских веществах

8. Психология

З. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Запишите в таблицу выбранные буквы

1

2

3

4

5

6

7

8

В2. Распределите перечисленные ниже понятия следующим образом.

Три первых должны представлять абстрактные (в той или иной степени)(А), три последующих – конкретные (Б). Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность:

1) Большой театр в Москве;

2) костюм;

3) ель;

4) актёр А. Михайлов

5) чувство;

6) «Джоконда» Леонардо да Винчи.

Запишите в таблицу выбранные буквы

1

2

3

4

5

6

В3. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют … истиной»

Ответ: ________________________________

В4. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и

их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

1)анализ

А) установление сходства или различия предметов

2)синтез

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

Запишите в таблицу выбранные буквы

В5. В каких случаях мы говорим об отсутствии у человека сознания:

  1. когда от поступает нелогично

  2. во время сна

  3. под влиянием наркоза

  4. в период сильного волнения

  5. во время просмотра телевизионных передач

  6. в период тяжёлого психического заболевания

  7. при участии в компьютерных играх?

Часть 3. Задания уровня С.

С1. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему.

«Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки… В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

  1. Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке?

  2. В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке?

  3. Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Истина сама по себе… – соответствие между нашей мыслью и действительностью… Ложь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося…

Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид вещей, когда объясняет их… Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким образом, деятельность нашего ума определяется: 1)фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть предмет и цель ума… Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютного

покоя божества.

(Соловьев В.С. Из статьи для Энциклопедического словаря Ф.Брокгауза – И.Ефрона)

1)Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши знания об этих фактах истинны»?

2) Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем оно?

3) В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной (умственной) деятельности человека, направленной на постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой вывод обоснуйте.

4) Как автор характеризует роль науки в процессе познания? Какие методы помогают науке добывать истинное знание?

ОТВЕТЫ

Часть 2. Уровень В.

№ задания

ответ

Умения

Личность

Навыки

Способности

Талант

А;З;Б;Ж;Е;Г;В;Д

А;В;Б;Б;А

3,4,5,6

Активное

Аналогия

Умозаключение

По аналогии

Ценностное

Сознание

Факты

А-2,3,5; Б-1,4,6

Абсолютный

Познавательный

Научный

А)Концепция; Б)Теория

Интуиция

Формируется

Внутреннюю, внешнюю

В;Е;Д;Б;А;Г

Б;Е;А;Д;В;Г

2,3,6

2,3,5

2,3,5

ББАА

Часть 3. Уровень С.

С1. Правильный ответ:

— ощущения;

— восприятие;

— представления.

С2. Эмпирический и теоретический.

СЗ. Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

— в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объек­том познания (обществом), так как сам субъект является членом дан­ного общества, т.е. изучает «сам себя»;

— позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследова­тель — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;

— в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествозна­ние ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.

С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

— если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки;

ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и дру­гих источниках знаний, а ученый их «добывает»;

— ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. На­пример, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличает­ся от научного эксперимента.

Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суж­дений.

С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

  1. Гете ведет речь о самопознании;

  2. автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью;

  3. могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.

С6. Верный ответ должен содержать следующее:

  1. Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло новых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики.

2) Правильный ответ может содержать следующие позиции:
Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы.
При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и законы развития

общества. Так, недооценка социологической науки в советский период развития

нашей страны привела к разрыву между дек­ларируемыми положениями и

реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных

механизмов регулирования экономики.

Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки зрения.

3) Правильный ответ может включать следующее:

Концепция — понятие многозначное, его основные значения — идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логи­кой, руководящий принцип, трактовка.

  1. При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество — постиндустриальное, техногенное. С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия.

Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку

зрения.

С7. Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминаемые в тексте:

  • обыденное (повседневное);

  • философское;

  • средствами искусства;

  • научное.

2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного познания:

  • использование специальных методов;

  • сбор систематической информации;

  • доказательность;

  • проверка и перепроверка полученных данных

3) Содержание ответа должно отразить следующее:

  • недостаточная доказательность ненаучного познания;

  • возникновение «неразрешимых загадок и дилемм».

Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоис­ключающих утверждений: «Без труда не вытащишь и рыбку из пру­да» и «Работа не волк, в лес не убежит».

В примерах не должно быть искажения суждения.

4) В ответе должны быть указаны:

  • экспериментальный метод и метод корреляции;

  • в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из
    изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами.

В качестве других методов социального познания могут быть названы:

  • выдвижение гипотез;

  • построение теорий.

С9.

1) Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение

отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши

знания об этих фактах истинны»?

Возможный вариант ответа:

1) истина – реальный факт — это «соответствие между нашей

мыслью и действительностью», это действительность,

осмысленная нами; истина – это факт, глубоко осмысленный нами

2) позицию автора отражает второе суждение («Наши знания об

этих фактах истинны»).

Правильно сформулирована трактовка истины, названо второе

суждение 2

Правильно сформулирована трактовка истины, или названо

второе суждение 1

Ответ неправильный 0

Максимальный балл 2

2)Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем

оно?

Возможный вариант ответа:

1) различие есть;

2) ложь – это сознательный преднамеренный обман, и она

подлежит нравственному осуждению; заблуждение – это

объективное несовпадение данного положения с истиной

(непреднамеренное, не связанное с умыслом субъекта).

3)В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной

(умственной) деятельности человека, направленной на

постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным

взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой

вывод обоснуйте.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысла) Баллы

Возможный вариант ответа:

1) необходимость мыслительной деятельности показана в

последнем абзаце текста;

2) позиция автора соответствует современным представлениям,

3) согласно которым человек в ходе мыслительной деятельности

перерабатывает информацию о внешнем мире, связывая ее с уже

имеющимся знанием.

4)Как автор характеризует роль науки в процессе познания?

Какие методы помогают науке добывать истинное знание?

Возможный вариант ответа:

1)наука объясняет существующее, она объясняет вещи и таким

образом «восстанавливает подлинный ход вещей», т.е. добывает

истину; основные методы научного познания:

2) теория;

3) эксперимент;

4) моделирование;

5) наблюдение.

С10.

1) Укажите любые три из приводимых в тексте определений

науки.

Ответ:

Могут быть приведены следующие определения науки:

1)»теоретическое систематизированное представление о

мире…»;

2)»система знаний и вид духовного производства»;

3)»специфическая деятельность человека по приращению

существующего и получению нового знания»;

4)»отдельные отрасли научного знания».

2)Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую

причину этих изменений они указали?

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)констатацию сущности изменений в системе наук: от чёткой

отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной;

2)указание причины: переход к проблемному подходу в выборе

предмета исследования.

3)Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные

проблемы, которые являются предметом междисциплинарных

исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

Ответ:

Могут быть указаны такие проблемы, например:

-проблема социальной сущности человека (изучают психология,

социология, социальная антропология, философия, педагогика и

др.);

-процесс социализации личности (изучают педагогика,

психология, социология, культурология, политология,

правоведение и др.);

-экологические проблемы (изучают биология, география,

социальная антропология, экономика, политология и др.).

Могут быть указаны другие проблемы.

4)Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом

современного общества. Приведите три примера влияния

современной науки на общество.

Ответ:

Могут быть приведены, допустим, такие примеры:

1)динамично развивающаяся наука требует притока

квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера

образования;

2)изменение социальных реалий в связи с достижениями науки,

в т.ч. применение кибернетических моделей;

3)происходит изменение экономической структуры общества, в

т.ч. структуры занятости.

Могут быть приведены другие примеры.

ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, РЕЛИГИЯ, МОРАЛЬ

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15

1. Русский философ и богослов, экономист и публицист С.Н. Булгаков писал: «Что же есть дружба, не в психологии ее, но в онтологии? Не есть ли она выход из себя в другого (друга) и обретение себя в нем, некоторая актуализация двупостасности и, следовательно, преодоление ограниченности самоотречением? В друге не зрится ли то, что желанно и любимо выше и лучше своего я, и не есть ли это – «созерцание себя через Друга в Боге»? Но не означает ли это, вместе с тем, обретения и своей собственной гениальности, либо гениальна ведь всякая индивидуальность, постигаемая в божественной первосущности своей? Поэтому дружба есть гениальность жизни, и способность к дружбе есть талант этой гениальности».

А как Вы считаете?

2. Конфуций: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали – вот что можно назвать учением о человеколюбии, выше этого ничего нет».

Фалес: «Что самое общее для всех? – надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть».

Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».

Платон: «Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо – вот цель разумной жизни».

Осмысливая приведенные афоризмы древних мыслителей, расскажите, какие общечеловеческие, социальные и социально-групповые ценности Вы знаете?

ТЕСТЫ

Кантовский категорический императив – это

— религиозная заповедь

— безусловное нравственное поведение

— социально-правовое требование

— экономический закон

«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом» Эта формула Канта является

— нравственной заповедью

— категорическим императивом

— экономическим законом

— рациональным максимализмом

Кому из античных мыслителей принадлежала концепция «этического рационализма» и какую идею она отражала

— Сократу, идея связи знания с добродетелью

— Аристотелю, идею высшего интеллекта

— Платону, идею врожденности разума

— Пифагору, идею связи матеиатики и нравственности

Золотое правило морали, по Конфуцию:

-: наибольшее счастье для наибольшего числа людей

-: поступай, как хочешь, чтобы поступали с тобой

-: думай глобально, действуй локально

-: живи сам и дай жить другим

-: разумный эгоизм

Способность личности осуществлять моральный самоконтроль:

-: правосознание

-: саморегуляция

-: рефлексия

-: совесть

Основными отличиями морали по отношению к праву являются:

-: ориентация на регулирование общественных отношений

-: отсутствие аппарата принуждения

-: опора на нравственные ценности

-: универсальный характер норм

-: мягкий характер норм

Центральными понятиями морального сознания являются

-: справедливость и несправедливость

-: свобода и необходимость

-: правда и ложь

-: добро и зло

Этическая позиция, утверждающая удовольствие в качестве основного смысла человеческой жизни:

-: утилитаризм

-: эвдемонизм

-: альтруизм

-: гедонизм

Эвдемонизм — это принцип понимания жизни и этическое учение, согласно которым

-: счастье отдельного человека есть основание нравственности

-: основа нравственности — исполнение долга

-: счастливыми могут быть лишь единицы

-: счастья нет и быть не может

-: счастье недостижимо

С точки зрения утилитаризма, жить — значит

-: из всего извлекать пользу

-: стремиться к счастью

-: исполнять свой долг

-: отрекаться от мира

-: наслаждаться

Основной этический девиз Ницше:

-: «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи»

-: «Человек — это звучит гордо!»

-: «Человек человеку — волк»

-: «Человек человеку — бог»

-: «Горе слабому!»

Тепимость к чуждым, инородным взглядам, нравам, обычаям, привычкам —

-: свободомыслие

-: толерантность

-: безыдейность

-: дружелюбие

Самой ранней мировой религией является

-: неоконфуцианство

-: христианство

-: вера Бахаи

-: буддизм

-: ислам

Право каждого человека определять свое отношение к религии и атеизму: свобода

-: предпринимательства

-: выбора гражданства

-: критики

-: совести

-: воли

Недеяние (у-вэй) в даосизме — это

-: внутреннее освобождение от эгоистической деятельности

-: вмешательство в происходящее по мере необходимости

-: отказ от государственных постов

-: планирование своих действий

-: полная бездеятельность

В индуизме учение о вечном круговороте жизни — это учение о

-: перевоплощении

-: нирване

-: йоге

-: дао

Карма в древнеиндийской религии — это

-: абсолютное духовное освобождение

-: вид религиозно-духовной практики

-: понятие долга и предназначения

-: закон вечного круговорота бытия

-: закон воздаяния

Главной эстетической проблемой является проблема

-: справедливости

-: красоты

-: пользы

-: истины

-: блага

Эстетическое обозначение неразрешимого общественного конфликта, сопряженного со свободным действием, страданием, гибелью:

-: агонистическое

-: драматическое

-: безысходное

-: трагическое

-: ужасное

По Платону, искусство основано на

-: подражании миру чувственных вещей

-: математике

-: философии

-: фантазии

-: логике

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

1. Моисеева Н.В., Сороковникова В.И. Философия. –М-СПб, 2004

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. –М., 2006

3. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: задачи и упражнения. –Минск, 2001.

4. Блажевич Н.В., Ким В.В., Селиванов Ф.А. Философские забавы. –Екатеринбург, 1995.

5. Философия: учебно-методическое пособие. –Екатеринбург, 2000.

6. , Пивоваров Д.В., Иванова Е.В. Философия: учебно-методический комплекс. –Екатеринбург, 2007.

Религия. Искусство. Мораль

Занятие 6. Религия. Искусство. Мораль

Религия

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также определяемое ими поведение людей, основанные на вере в существование сверхъестественного.

Структура религии:

    • религиозное сознание

    • религиозные отношения

    • религиозные организации

Религиозное сознание:

    • идеология: догматика, богословие (теология)

    • религиозная психология

Содержание религиозного сознания

      • убеждённость в реальности сакрального мира

      • вера в приоритет сакрального мира по отношению к земному

      • признание возможности взаимосвязи между ними

Вера – специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религиозные отношения:

    • религиозные нормы

    • культовые действия – символические действия, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или Богом) с целью воздействовать на них: обряды, ритуалы, молитвы…

Культ – религиозное поклонение.

    • внекультовые действия – духовные (самоуглубление, медитация, выработка религиозных идей, сочинения богословов) и практические (внедрение, пропаганда, защита религии)

Религиозные организации

    • Конфессия – вероисповедание.

    • Церковь – организация верующих, в основе которой лежит единое вероучение (символ Веры), определяющее нормы и способы деятельности верующих, их повседневное поведение.

    • Секта – религиозная группа, отколовшаяся от религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему.

Формы религии

    • Исторические: тотемизм, фетишизм, магия, анимизм

    • Современные:

      • теистические и этические

      • политеистические и монотеистические

      • родоплеменные культы, национально-государственные религии, мировые религии

Признаки мировых религий:

    • огромное число последователей

    • космополитизм – не придаёт значения национальной принадлежности верующих

    • эгалитаризм – признание всех верующих равными перед лицом Бога

    • прозелетизм – стремление увеличить число приверженцев, активная миссионерская деятельность

Функции религии как социального института

    • Мировоззренческая: объяснение мира и смысла человеческой жизни.

    • Регулятивная: упорядочивает деятельность людей.

    • Коммуникативная: обеспечивает общение верующих с Богом (иными сверхъестественными силами) и друг с другом.

    • Интегрирующая: общее вероисповедание объединяет, способствует сохранению стабильности. НО… и дезинтегрирующая: если речь идёт об отношениях с приверженцами других конфессий.

    • Компенсаторная: восполняет ограниченность, бессилие людей, утешает, дарует духовное наслаждение (катарсис)

Уровни религиозности

    • религиозный фанатизм

    • религиозное подвижничество

    • умеренная религиозность

    • ситуационное обращение к религии

    • атеизм

РФ – светское государство

    • Нет государственной религии: церковь отделена от государства, школа от церкви

    • Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе и религиозные.

    • Свобода вероисповедания – свобода исповедовать и практиковать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом.

Искусство

Искусство – деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

Эстетика – философская дисциплина, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, а также художественную деятельность людей.

Специфика искусства – выражение действительности в художественно-образной форме.

    • Художественный образ – созданное автором и доступное восприятию с помощью органов чувств явление, которое выражает те или иные стороны жизни, исходя из субъективных позиций его создателя.

Форма бытия искусства – художественное произведение

Виды искусства:

    • По среде и материалу

    • По средствам выражения

      • Пространственные виды (пластические): ИЗО, архитектура, декоративно-прикладное, дизайн.

      • Временные виды (динамичные): литература, музыка.

      • Пространственно-временные (синтетические, зрелищные): хореография, театр, кинематограф, эстрада.

Функции искусства:

    • Эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты.

    • Общественно-преобразующая – призвано давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала (по законам красоты).

    • Гедонистическая – способность произведений искусства доставлять наслаждение.

    • Компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует восстановлению психического равновесия личности.

    • Познавательная – даёт особое знание мира (познание мира в образной форме).

    • Предвосхищения событий – предупреждает об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.

    • Коммуникативная – способствует духовному общению людей.

    • Воспитательная – формирует представление о должном положении вещей, чувства и мысли людей.

    • Внушения ценностей – подсознательно сообщает человеку определённые идеи и смыслы.

Мораль

Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.

Основные категории и ценности морали:

    • Добро – то, что полезно людям и способствует самораскрытию и самореализации человека.

    • Зло – понятие, противоположное добру; то, что разрушает благо.

    • Долг – принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию; нравственная обязанность человека, воспринимаемая как внутренняя необходимость.

    • Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм; способность к внутренней регуляции на основе представлений о добре и долге.

Нравственность – внутренние духовные ценности, которые определяют действия и устремления человека, образ его мышления.

Нравственные ценности. Ценность – значимость, которую предмет или явление имеет для нас.

    • смысл жизни

    • свобода – возможность произвольного выбора; познанная необходимость

    • счастье – состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия

Нравственные нормы – определяют, как человек должен вести себя по отношению обществу, другим людям, самому себе. Общечеловеческие нормы – «не убий», «не укради», «не лги» — обеспечивают выживание человеческого коллектива.

Нравственные качества – вежливость, порядочность, честность, справедливость, мужество, мудрость – черты личности, отражающие полярность морального мира.

Нравственные принципы – стратегическая установка человека в его отношении с людьми.

Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

Функции морали

    • Гуманизирующая (ценностно-ориентационная): утверждает человеческое в человеке, формирует стремление к самосовершенствованию.

    • Познавательная – выработка критериев нравственного поведения, познание добра и зла.

    • Регулятивная – регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни.

    • Воспитательная (мотивационная): формирует императив нравственного поведения.

    • Координационная: обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

Специфика нравственной регуляции поведения:

    • обобщенный характер моральный норм, нуждаются в толковании в каждом конкретном случае

    • всепроницающий характер: осуществляет регуляцию всех сфер общественной жизни

    • основана на представлении о должном, о справедливости, добре и зле

    • неинституциональна

    • нормы формировались постепенно, вместе с развитием общества

    • мотивы выбора бескорыстны

Решение заданий

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) сверхъестественное; 2) культ; 3) технология; 4) конфессия; 5) эксперимент; 6) монотеизм.

Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) основа религиозной жизни отдельных наций

2) надэтнический характер

3) проповедь равенство людей

4) большое число последователей во всём мире

5) стремление согласовывать жизнь с религиозными нормами

6) вера в достоверность и истинность явления, принимаемых без доказательств

Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.

2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.

3) Позиция религиозного сознания – отделение церкви от школы и государства.

4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.

5) В религиозном сознании могут соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии.

Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство влияет на мировоззрение личности.

2) Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.

3) Произведения искусства помогают человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.

4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.

5) Роль искусства проявляется в оппонировании научным концепциям.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения; 3) достоверность и проверяемость результатов; 4) нацеленность на получение объективной истины; 5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

ВИД ИСКУССТВА

А) батальное полотно

Б) театральная постановка

В) симфония

Г) здание театра

Д) скульптурная группа

1) динамическое

2) статическое

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Бабушка учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулирование общественных отношений

2) оценка поступков с позиций «добра» и «зла»

3) опора, прежде всего, на общественное мнение и собственную оценку

4) установление норм государством

5) усвоение норм в процессе социализации

6) неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите его в качестве ответа.

Добро; долг; мораль; совесть; честь.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме

Ценностно-ориентировочная

Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

Потренируйтесь в решении задания второй части ЕГЭ

Задание 26

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию воспитательной функции искусства. (Примеры должны быть связаны с различными видами искусства.)

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Философия

«Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности» (М.М. Бахтин).

Естественнонаучное знание и его особенности (стр. 1 из 4)

I. Естественнонаучное знание и его особенности.. 3

Введение. 3

1. Объект и предмет изучения естественных наук. Место естествознания в системе наук 4

2………… Естествознание как целостная система. Структура естествознания. 9

Заключение. 13

II………………………………. Что понимается под естественнонаучной концепцией. 15

На примере квантовой физики.. 15

III. Какое знание в научной форме исторически сложилось раньше: естественнонаучное или гуманитарное. 20

Список литературы.. 23

I. Естественнонаучное знание и его особенности

Введение

Наука — один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.

Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений. Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания. Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы, особенно в настоящую эпоху, существенно определяет содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов.

1. Объект и предмет изучения естественных наук. Место естествознания в системе наук

Слово «естествознание» (естество – природа) означает знание о природе, или природоведение. В латинском языке слову “природа” соответствует слово natura, поэтому в немецком языке, ставшем в 17-19 вв. языком науки, все о природе стали называться «Naturwissenchaft”. На этой же основе появился и термин «натурфилософия» – общая философия природы. В древнегреческом языке слову природа очень близко слово «физис» («фюзис»).

Первоначально все знание о природе действительно относилось к физике (в древности – «физиология»). Так Аристотель (III в. до н.э.) называл своих предшественников «физиками» или физиологами. Физика, таким образом, стала основой всех наук о природе.

В настоящее время имеются два определения естествознания.

1. Естествознание – наука о природе, как о единой целостности.

2. Естествознание – совокупность наук о природе, взятое как единое целое.

Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность. Второе говорит о естествознании как о совокупности , т.е. множестве наук, изучающих природу, хотя в нем и содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое.

К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д).

Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность. Второе говорит о естествознании как о совокупности , т.е. множестве наук, изучающих природу, хотя в нем и содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое.

К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д).

Целью естествознания, в конечном счете, является попытка решения так называемых «мировых загадок», сформулированных еще в конце 19-го века Э. Геккелем и Э.Г. Дюбуа-Реймоном. Вот эти загадки, две из которых относятся к физике, две – к биологии и три – к психологии (рис.1):

Естествознание, развиваясь приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и процесс познания бесконечен. Действительно, наши знания можно сравнить с расширяющейся сферой. Чем шире сфера, тем больше точек ее соприкосновения с неизвестным. Увеличение сферы знания приводит к появлению новых, нерешенных проблем.

Задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.

Предметом естествознания является природа. Природа – это весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. Истоки современного понимания природы уходят в глубокую древность. Первые истолкования природы сложились как миф о возникновении (рождении) мира и его развитии, т.е. космогония. Внутренний смысл этих сказаний выражает переход от неорганизованного хаоса к упорядоченному космосу. Мир в космогониях рождается из природных стихий: огня, воды, земли, воздуха; к ним иногда добавляется пятая стихия – эфир. Все это первичный материал для строительства космоса. Стихии соединяются и разъединяются.

Образ природы рождается и в мифах, и в различных космогониях, и в теогониях (буквально: «рождение богов»). В мифе всегда отражена определенная реальность, в нем образно, в виде фантастических рассказов выражено стремление к познанию явлений природы, общественных отношений и человеческой натуры.

Позже возникла натурфилософия (философия природы), которая, несмотря на сходство космогонических образов, принципиально отличалась от мифологии.

В мифологии наглядно, в символической форме природа изображается как некое пространство, внутри которого разворачивается деятельность божественных и космических сил. Натурфилософия пыталась выразить общий взгляд на природу в целом и подкрепить его доказательствами.

В античной философии природа стала объектом теоретического размышления. Натурфилософия пыталась выработать единый, внутренне непротиворечивый взгляд на природу. Постигая феномен природы, натурфилософия пытается понять ее изнутри, из нее самой, т.е. выявить такие законы существования природы, которые не зависят от человека. Другими словами, постепенно формировался такой образ природы, который по возможности очищался от чисто человеческих представлений, которые зачастую уподобляли природу самому человеку, и потому могли исказить подлинную, самостоятельную жизнь природы. Таким образом, задача заключалась в познании того, какова природа сама по себе, без человека.

Уже первые философы рассматривали такие важные проблемы, которые послужили основой для дальнейшего развития научного познания. К ним относятся такие как: материя и ее структура; атомистика – учение о том, что мир состоит из атомов, мельчайших неделимых частиц вещества (Левкипп, Демокрит); гармония (математическая) Вселенной; соотношения вещества и силы; соотношение органического и неорганического.

У Аристотеля, величайшего философа Древней Греции (IV в. до н. э.), осмыс­ление природы получило уже статус целостного учения. Он отождеств­лял натурфилософию с физикой, изучал вопросы о составе физических тел, видах движения, причинности и др. Аристотель определял природу как жи­вой организм, движимый самоцелью и производящий все многообразие входя­щих в нее объектов, потому что у него есть душа, внутренняя сила – энтеле­хия. Движение Аристотель не сводил только к перемещению в простран­стве, а рассматривал и такие формы, как возникновение и уничтожение, качественные изменения.

В эпоху эллинизма натурфилософия стала опираться не только на философские рассуждения, но и на обширные наблюдения в астрономии, биологии, географии, физике. В эту эпоху появляется сам термин «натурфилософия», который ввел римский философ Сенека. Поскольку в античной философии считалось, что философия должна возвышаться над повседневностью, обыденностью, постольку это обрекало натурфилософию на умозрительность, в ней стали господствовать придуманные схемы и теории.

В средневековой культуре считалось, что природа говорит с людьми на символическом языке божественной воли, так как природа и человек – это творение Бога. Но в последовавшую за средневековьем эпоху возрождения этот взгляд существенно изменился. Натурфилософия разошлась по двум направлениям: 1 – мистика продолжала традицию умозрительных концепций природы; 2 – «магия», из которой постепенно и сформировалась опытная наука – естествознание. Переходу от религиозной картины мира к естественнонаучной способствовало возникновение особого взгляда на мир, получившего название «пантеизма» («всебожие»). Пантеизм – учение о том, что все есть бог; отождествление бога и вселенной. Это учение обожествляет вселенную, создает культ природы, признает бесконечность вселенной и неисчислимое множество ее миров.

Особую роль в создании способов научного, экспериментального изучения природы сыграл Г. Галилей, утверждавший, что книга природы написана треугольниками, квадратами, кругами и т.п.

С формированием науки и методов естествознания, в 17-18 вв. натурфилософия существенно изменилась. И. Ньютон, создатель механической картины мира, понимал под натурфилософией теоретическое, математически выстроенное учение о природе, «точную науку о природе». В этой картине мира природа отождествлялась с часовым механизмом.