Икона божией матери кипрская

Икона Богородицы Кипрская (Стромынская)

Од­ним из спис­ков древ­ней чу­до­твор­ной Кипр­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся свя­ты­ня не со­хра­нив­ше­го­ся до на­ших дней Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря (быв­ше­го Бо­го­род­ско­го уез­да, Мос­ков­ской епар­хии), на­хо­дя­ща­я­ся ныне в Успен­ской церк­ви се­ла Стро­мынь.

В Рус­ских ле­то­пи­сях мож­но най­ти сле­ду­ю­щее упо­ми­на­ние об ос­но­ва­нии мо­на­сты­ря в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на Стро­мыне: «… то­го же ле­та 6887 (1379 г.) по­ве­ле­ни­ем Ве­ли­ко­го Кня­зя Дмит­рия Ива­но­ви­ча пре­по­доб­ный игу­мен Сер­гий со­здал мо­на­стырь на ре­ке на Ду­бен­ке на Стро­мыне, и по­ста­ви в нем цер­ковь Успе­ния Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­цы и игу­ме­на при­ве­де из сво­е­го мо­на­сты­ря, от Свя­той Тро­и­цы, име­нем Леон­тия, и освя­ще­на бы­ла цер­ковь ме­ся­ца де­каб­ря в пер­вый день, и ино­ки со­во­ку­пи и мо­на­стырь устрои со всем».

По пре­да­нию, этот древ­ний по­чи­та­е­мый об­раз был дан пре­по­доб­ным Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским в бла­го­сло­ве­ние сво­е­му уче­ни­ку Сав­ве, вто­ро­му игу­ме­ну Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря. Дол­гое вре­мя ико­на яв­ля­лась мест­но­чти­мой, но по­сле слу­чая ис­це­ле­ния с ее по­мо­щью в 1841 го­ду от неду­га во­сем­на­дца­ти­лет­ней де­вуш­ки, бы­ла ши­ро­ко про­слав­ле­на и вне­се­на в об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние.

Вот как опи­сы­ва­ет мест­ный бла­го­чин­ный в сво­ем до­кла­де Мос­ков­ско­му мит­ро­по­ли­ту Фила­ре­ту чу­до­твор­ную Кипр­скую (Стро­мын­скую) ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри: «1) Ико­на Кипр­ская Бо­жи­ей Ма­те­ри в Успен­ской се­ла Стро­мы­ни церк­ви ме­рою вы­ши­ны 1 ар­шин и 4 верш­ка, а в ши­ри­ну 1 ар­шин и 2 верш­ка. Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на в ко­роне, си­дя­щей на троне; ввер­ху око­ло Нее по сто­ро­нам ан­ге­лы, с каж­дой сто­ро­ны по од­но­му, в вен­цах с вет­вя­ми; вни­зу ко­ле­но­пре­кло­нен­ные – с од­ной сто­ро­ны свя­щен­но­му­че­ник Ан­ти­па, с дру­гой – му­че­ни­ца Фо­ти­ния; 2) о про­ис­хож­де­нии сей ико­ны ни­че­го не из­вест­но. По опи­сям цер­ков­ным она зна­чи­лась в 1783 го­ду в упразд­нен­ной де­ре­вян­ной Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви, за ле­вым кли­ро­сом, а в 1823 го­ду на гор­нем ме­сте в Сер­ги­ев­ском при­де­ле оной церк­ви. Ко­гда в 1829 го­ду Ни­ко­ла­ев­ская де­ре­вян­ная цер­ковь бы­ла разо­бра­на, то­гда Кипр­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри по­став­ле­на на па­пер­ти но­во­устро­ен­ной ка­мен­ной церк­ви над вход­ны­ми две­ря­ми; 3) на иконе, неиз­вест­но от­че­го, под гла­зом на ле­вой сто­роне ма­лое по­вре­жде­ние ли­ка; 4) ико­на по­став­ле­на в при­дель­ном свя­ти­те­ля Ни­ко­лая хра­ме, за ле­вым кли­ро­сом, в при­лич­ном ме­сте». Чу­до­твор­ный об­раз был укра­шен бо­га­той (се­реб­ро с по­зо­ло­той) ри­зой.

Дата публикации:
20 декабря 2004 года

Из книги: Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.

Кипрская икона в селе Стромыни

Село Стромынь находится недалеко от города Москвы, в Богородском уезде. В настоящее время это одно из самых многолюдных и богатых сел указанного уезда.

Недалеко от этого села в XIV веке был основан преподобным Сергием Радонежским монастырь, получивший название Стромынской Успенской обители. В 1764 г. этот монастырь был упразднен по указу Св. Синода; здания монастыря были сломаны, а храм обители превращен в приходскую церковь. В 1827 г. ветхая приходская церковь села Стромыни была сломана и на ее месте была построена прихожанами новая великолепная каменная церковь во имя Успения Богоматери с двумя приделами: прп. Сергия Радонежского и святителя Николая. В этой Успенской церкви и находится ныне чудотворная икона Богоматери. Прославилась эта икона в 1841 г. при следующих обстоятельствах.

Дочь одного крестьянина села Стромыни, именем Марфа, заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года больная впала в совершенное расстройство, и припадки ее настолько стали сильны, что угрожали даже ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее умереть во цвете лет (ей было 18 лет). Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала икону, виденную ею во сне. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение в своей болезни. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.

Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении девицы Марфы по молитвам пред Кипрской иконой Богоматери, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Укажем несколько чудес, совершившихся по молитвам пред Кипрской Стромынской иконой Богоматери.

Алексей Порфирьев, крестьянин деревни Новой Воскресенского прихода Богородского уезда, полтора года страдал параличом. Он не мог двигать ни руками, ни ногами. Больного, по его просьбе, принесли в Успенскую церковь села Стромыни и здесь отслужили молебен пред иконой Богородицы. После молебна больной сразу почувствовал себя лучше; он начал двигать руками и ногами, а затем встал уже совершенно здоровым. Отслужив благодарственный молебен Царице Небесной, помиловавшей его, он вернулся домой и стал заниматься обычными крестьянскими работами.

Крестьянка деревни Мележи той же губернии, Покровского уезда, девица Анна Петрова долгое время страдала расслаблением. Когда она отслужила молебен пред чудотворной Стромынской иконой Богоматери, то получила совершенное исцеление.

Крестьянин Владимирской губернии, Александровского уезда, деревни Зубцовой, Алексей Петров страдал расслаблением рук и ног. Прибыв в село Стромынь, он попросил священника отслужить молебен пред чудотворным образом Царицы Небесной. После молебна болезнь его сразу ослабела; он получил возможность двигать своими членами. Спустя несколько времени он окончательно стал здоров.

О всех этих чудесах, а равно и о том, что Стромынская икона Богоматери служит предметом особого почитания как прихожан, так и жителей даже отдаленных мест Московской губернии, священник Успенской церкви села Стромынь счел нужным донести Московскому митрополиту Филарету. Митрополит 17 марта 1841 года прислал на имя благочинного следующее предписание: «1) Представить подробное описание иконы: какой она меры, письма, — искусного ли, древнего ли; не известно ли чего о ее происхождении и давно ли она стоит над церковными дверями; 2) икону поставить в церкви, в приличном месте; 3) не возбранять совершать пред ней молебны, но строго подтвердить местному священнику с причтом, чтобы остерегались от всяких неправильных разглашений; 4) будут ли приходить богомольцы и служить молебны и не случится ли чего особенного при этом, к соображению начальства доносить о том еженедельно».

В своем докладе митрополиту Филарету местный благочинный, по дознании на месте, представил следующие сведения о Кипрской Стромынской иконе Богоматери: «1) Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви мерою вышины 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния; 2) о происхождении сей иконы ничего не известно. По описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями; 3) на иконе, неизвестно от чего, под глазом на левой стороне малое повреждение лика; 4) икона поставлена в придельном святителя Николая храме, за левым клиросом, в приличном месте».

Кроме сего, благочинный доносил митрополиту, что в село Стромынь на молебны собирается много народа не только в праздничные и воскресные, но и в будние дни. При этом благочинный представлял сведения о чудесах, совершившихся у чудотворной Кипрской иконы Божией Матери.

Зимой и осенью 1841 года стечение народа к Кипрской иконе стало уменьшаться. Посему Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая те случаи, когда совершится что-нибудь особенное.

Так прославилась Кипрская икона Богоматери. И ныне она подает исцеления тем, кто прибегает к ней с верой в помощь Царицы Небесной; посему и в настоящее время к ней стекаются благочестивые богомольцы и болящие, чтобы помолиться здесь Пречистой Владычице и Заступнице рода христианского.

Икона Богоматери украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе празднуют еще ежегодно 16 февраля — в день, когда девица Марфа получила исцеление и чрез это Стромынская икона Богородицы прославилась как чудотворная.

В России известны еще Кипрские иконы Божией Матери в московской церкви св. Николая в Голутвине и в московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта украшена богатым окладом.

Есть, кроме того, Кипрская икона Богоматери в Нижнем Новгороде, в Иоанно-Предтеченском храме, что в Слободке. Сведения об этой иконе см. под 12 мая.

Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.

«Не мы храним образ Божией Матери, это Она Сама бережет его и нас»

Подмосковная земля богата святыми местами. История многих из них уходит в глубину веков, и порой лишь из старинных летописей или из «говорящих» топографических названий можно узнать о том, что некогда здесь находился храм или монашеская обитель. В большинстве случаев от былого церковного благолепия не осталось и следа, однако есть уголки Подмосковья, где помнят и хранят духовные традиции предков. Одним из них является село Стромынь, расположенное в 65 километрах к северо-востоку от Москвы, почти на границе с Владимирской областью. В прежние века оно было столь крупным и значимым, что дало название столичной улице Стромынке, представлявшей собой начальный участок дороги, которая соединяла первопрестольную с древним Суздалем.

Это место освящено именем игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Как повествует Никоновская летопись, «лета 6887 (1378) повелением князя Дмитрия Иоанновича преподобный игумен Сергий созда монастырь на реце Дубенке на Стромыни и постави в нем церковь Успения Пресвятыя Богородицы». Предание гласит, что великий князь желал собрать в эту обитель братию со всей русской земли с тем, чтобы она молилась о спасении Отечества от иноземного ига в преддверии решающего сражения с монгольскими захватчиками, которое и произошло на поле Куликовом.

О прошлом и настоящем Успенского прихода села Стромынь рассказывает его настоятель протоиерей Александр Пархоменко.

– Отец Александр, расскажите, пожалуйста, об истории храма.

– Сразу хочу отметить, что сведений о нашем храме имеется немного. В связи со скорбными обстоятельствами гонений на Церковь в XX веке своих архивов лишились многие храмы, и наш в том числе. В годы богоборчества были сожжены и утрачены не только многие иконы, но также и документы.

Наш храм примечателен тем, что он возведен на месте более древнего монастырского храма. Более 400 лет здесь, на речке Дубенке, существовала обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Сергием Радонежским. Мы долго искали сведения, которые могли бы пролить свет на историю бывшего Успенского монастыря, искали информацию о Кипрской иконе Божией Матери и о нашем храме. Почти три года вели поиски в разных архивах. Наши прихожанки ездили в московские библиотеки, я работал в архивах духовной академии. То немногое, что удалось собрать, объединили с воспоминаниями верующих сельчан, помнивших о закрытии храма в 1960-е годы, и издали небольшой буклетик.

После празднования 1000-летия Крещения Руси, когда в стране началось возрождение церковной жизни, был открыт и Успенский храм – одним из первых в Московской области. Конечно, это событие принесло великую радость людям. Испокон веков сюда приезжали и приходили на богослужения жители близлежащих деревень, предки которых возводили эту церковь общими усилиями. По некоторым сведениям, храм закрывали дважды: сначала в 1930-е годы, затем при Хрущеве. Все это время народ испытывал большую духовную нужду, не имея возможности прийти помолиться, обвенчаться, окрестить детишек. Наши сельчане очень сильно переживали. В течение почти 30 лет, пока церковное здание стояло под замком, бывшие прихожане приходили к нему, старались храм сберечь, чтобы никто в него не влез, не осквернял это святое место. Люди хранили лампадки и иконы, которые смогли вынести и спрятать во время разорения. К сожалению, отсюда два автобуса икон и утвари все-таки вывезли комсомольцы-добровольцы. Часть была увезена неизвестно куда – может быть, уничтожена. Часть сохранилась в краеведческом музее Ногинска, и, слава Богу, их потом нам вернули.

К сожалению, я располагаю только теми сведениями, которые мне были рассказаны, так как сам еще молод и служу здесь лишь чуть более десяти лет. До меня здесь служил другой батюшка – отец Андрей; ему уже 80 лет было, когда меня сюда определили. Он, конечно, мог бы что-нибудь рассказать, потому что застал село и приход еще в 40-е годы XX века, но ныне уже преставился.

– Главной святыней Успенского храма села Стромынь является Кипрская икона Божией Матери. Как она попала сюда?

Кипрская икона Божией Матери в с. Стромынь (Московская обл.)

– По преданию, Кипрская икона была передана в Успенскую обитель преподобным Сергием Радонежским в благословение первому игумену – Леонтию, который по болезни недолго управлял монастырем. Следующим игуменом стал ученик святого Сергия – преподобный Савва Стромынский, мощи которого сейчас пребывают в нашем храме. Обитель была малолюдна, а со временем монастырь пришел в запустение; кроме того, в XVI–XVII веках здесь был сильный пожар. В период тяжелых для Церкви екатерининских реформ обитель упразднили. Всю монастырскую церковную утварь перенесли в единственный оставшийся деревянный Никольский храм, обращенный в приходской. Туда же вместе с другими предметами убранства и утварью перенесли и Кипрскую икону.

По прошествии времени Никольский храм обветшал и был снесен, а на его месте построили вот этот, каменный, в честь Успения Божий Матери – в память об Успенском монастыре – с двумя боковыми приделами. Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой – во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители.

Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами. Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра – кстати, в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, – восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой. Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног. Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; мы сейчас ведем запись тех, что происходят в наши дни.

Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году – в первую неделю Великого поста и летом – 9/22 июля. К нам обычно приезжает очень много паломников – не только из нашего Ногинского, точнее – Богородского района, но и из других мест Подмосковья. Не раз доводилось слышать от паломников, что, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то сердечную теплоту. Это объяснимо, ведь наш храм намоленный, и каждый ощущает присутствие Божий Матери, Которая невидимо пребывает здесь, ведь не мы же храним Ее образ, а Она Сама бережет его и нас. Люди уезжают после службы одухотворенные и радостные, со слезами радости на глазах, поскольку чувствуют, что получают здесь духовную поддержку.

Примерно в километре от нашего храма находится святой источник – чуть в стороне от того места, где раньше располагался монастырь. По преданию, там бывал преподобный Сергий Радонежский, и источник называется в его честь, хотя есть и второе название – во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Может быть, появление источника было связано с каким-то чудом – к сожалению, точно об этом не знаю и нигде это не описывается.

На праздник Крещения по традиции туда ездят наши прихожане и обливаются водой. В день памяти преподобного Сергия тоже служим там молебен, поем величание, умываемся, обливаемся и пьем целебную воду источника все – взрослые и дети, даже младенцы. Источник небольшой: если набрать подряд десять ведер воды, то колодец опустеет, и надо ждать, пока заново наполнится, но просто попить или набрать с собой в бутылочку можно – очень вкусная и полезная водичка.

Теперь рядом со святым источником построили дачи. Очень печалит, что когда мы туда приезжаем, то порой находим и на берегу, и в воде бутылки, окурки, грязь. Мы с прихожанами приезжаем и чистим источник несколько раз в году, но он все-таки далеко от храма, за всем не уследишь.

Однажды, когда я совершал там молебен на Крещение, у источника собралась кучка светских людей. Печально было наблюдать, как в праздник, в присутствии священника, во время молитвы кто-то из них бранится нецензурными словами, кто-то курит, в машине музыка играет, кто-то спиртные напитки употребляет. То есть люди просто посмотреть пришли, без благоговения к святыне.

– Духовное одичание наших современников – наследие богоборческого времени. Как, несмотря на эти трагические времена, сохранилась святыня стромынского храма?

– Кипрскую икону Божией Матери наши прихожанки спасли дивным образом. Когда храм разоряли, вокруг стояло оцепление; приехала милиция, комсомольские активисты, которые принялись все церковное имущество собирать и вывозить. Местные жительницы слезно стали упрашивать, чтобы им хоть что-то оставили. Поскольку комсомольцы не разбирались в иконах, то они сказали: возьмите одну – какую хотите. Наши матушки и взяли Кипрскую икону. Одна из них – раба Божия Дария – понесла ее к себе домой. Чудо было уже в том, что, хотя икона достаточно тяжелая – на крестные ходы ее обычно носят двое мужчин, эта женщина одна смогла унести ее. Наверное, Божия Матерь помогла ей. Дария жила на другой улице и, боясь, что ее остановят, понесла святыню не на глазах у всех, а прямиком через огороды. Это все было как раз в канун праздника в честь Кипрской иконы. Мало того, потом Дария пришла и вторую икону забрала. Она обратилась к одной комсомолке в оцеплении с уговорами: мол, «икон-то и так много вывезете; одну – Кипрскую – вы нам дали, ее праздник завтра, а можно еще одну икону взять? (И показала на Казанскую.) Этой иконе праздник сегодня». Комсомолка говорит: «Бери и отстань от нас!»

Она и Казанскую икону взяла, так что две святыни спасла.

Чудотворную Кипрскую икону Божией Матери в течение почти 30 лет хранила дома местная жительница Анна Юткина. Когда храм заново открыли, Кипрская икона вновь вернулась на свое законное место. Небольшие иконочки, которые сейчас висят в трапезной части, пожертвовали местные жители. Большие храмовые иконы вернули из музея. А некоторые образа нам позже в лавре написали.

– Еще одной святыней храма являются мощи преподобного Саввы. Какова их история?

Преподобный Савва Стромынский

– Мощи были обретены уже в наше время. Прихожане писали митрополиту Ювеналию прошение разрешить поднять мощи святого Саввы из-под спуда. Преподобный почитался веками, было известно место его погребения, над ним с давних времен стояла часовня. По ходатайству митрополита Ювеналия Святейший Патриарх Алексий дал такое разрешение, и в 1996 году мощи были обретены и перенесены в храм. Сначала поместили святыню в простой деревянной раке, со временем удалось воздвигнуть над ней золоченую сень. Мы давно об этом мечтали, но не было возможности, и, конечно, хотелось создать ее такой, чтобы гармонировала с архитектурой и интерьером храма, а также с иконостасом. Господь нам послал, по молитвам преподобного Саввы, и средства, и мастеров. В Ярославле нашли резчиков, и они создали очень красивую сень. Она единственная в мире, потому что изготовлена по проекту, разработанному нами самими, и теперь является настоящим украшением храма. Это – одно из свидетельств почитания и любви к преподобному Савве, который является небесным покровителем наших мест.

Мы его сугубо прославляем тоже дважды в году. Совершается празднество в день преставления преподобного и – после того как мощи перенесли в храм в 1996 году – владыка Ювеналий благословил совершать празднование в честь обретения мощей святого 4 сентября.

По традиции в эти дни после праздничного молебна и литургии, если нет никаких неблагоприятных условий – дождя, например, – мы совершаем крестный ход. Обносим вокруг храма икону преподобного с частичкой его святых мощей, кропим народ святой водой на все четыре стороны и поем величание.

На праздники в честь Кипрской иконы и в дни памяти преподобного Саввы в Стромынь всегда приезжает большое количество паломников. После крестного хода, возвращаясь в храм, ставим Кипрскую икону на подставочку – мы ее специально сделали, – поем величание Божией Матери, тропарь, а затем духовенство и миряне проходят под иконой. Это старинная традиция, она всем очень нравится.

Храм Успения Пресвятой Богородицы с. СтромыньСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Богородское благочиние

Престольный праздник — Успения Пресвятой Богородицы (28 августа)

Настоятель — протоиерей Александр Николаевич Пархоменко, 1974

Приделы
свт. Николая (19 декабря, 22 мая)
прп. Сергия Радонежского (18 июля, 8 октября)

Приписные храмы
часовня Кладбищенская
часовня вмч. Георгия Победоносца

bogorodskpress@mail.ru +7 (49652) 4-82-18 http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=497 Адрес: Московская обл., Ногинский р-н, с. Стромынь, ул. Большая СтромынкаИдет

Из истории
Первые упоминания о церкви находим в Никоновской летописи: «Того же лета 6887 (1378) повелением князя Дмитрия Иоанновича преподобный игумен Сергий созда монастырь на реце Дубенке на Стромыни и постави в нем церковь Успения Пресвятыя Богородицы».

Кроме главного храма Успения в это время был здесь придел во имя святых мучеников Флора и Лавра. В 1642 г. упоминается еще о двух приделах: Рождества Христова и святых патриархов Афанасия и Кирилла. В течение двухсот лет монастырь являлся самостоятельным, в XVII в. был приписан к Троице-Сергиевой Лавре.

Одной из главных святынь монастыря была древняя Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери — благословение преподобного Сергия Радонежского. На полях ее изображены священномученик Антипа и мученица Фотиния. Список с иконы, который находится в Успенском храме села Стромынь, особенно прославился с 1841 г. множеством чудес и исцелений.

В 1682 г. монастырь был назначен на содержание Славяно-Греко-Латинской академии и пришел в упадок. В 1764 г. он был упразднен и в 1783 г. разобран.

В 1827 г. неподалеку от места, где стоял монастырь, был построен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. В ныне действующем Успенском храме были три чтимые иконы преподобного Саввы Стромынского письма XVIII-XIX вв. Еще одна икона, бывшая надгробной в часовне преподобного Саввы, во времена, когда храм был закрыт, утрачена.

Священник Александр Филиппов был арестован в 1931 г. В 1940-е гг. Успенский храм был закрыт, но ключи хранились у прихожан. В 1958 г., воспользовавшись отъездом большинства верующих на престольный праздник в Мамонтово, власти вывезли все, что оставалось в нем ценного. В 1988 г. Успенский храм вернули верующим. 4 сентября 1996 г. были обретены святые мощи преподобного Саввы Стромынского и перенесены в Успенский храм, где и почивают ныне.

Над могилой преподобного Саввы Стромынского устроена часовня.

Святыню храма, чудотворную Кипрскую икону Божией Матери, во время гонений на Церковь в течение 27 лет хранила дома благочестивая христианка Анна Юткина.

Кипрская икона и Савва Стромынский

В Ногинском районе на границе с Владимирской областью стоит село Стромынь с большой Успенской церковью. В древности здесь проходила сухопутная дорога Стромынка, соединявшая Москву с Суздалем и Владимиром. В XIV веке преподобный Сергий Радонежский основал Стромынский Дубенский монастырь, однако при Екатерине II его упразднили и превратили в обычный приход. В Успенской церкви Стромыни есть две святыни: мощи игумена Саввы Стромынского и старинная икона Кипрской Божией Матери.

Кипрская икона в подмосковном селе

Кипрская икона Божией Матери почитается в Стромыни с середины XIX века. Богородица изображена здесь сидящей на троне с младенцем Иисусом на коленях. По обе стороны трона стоят ангелы с ветвями в руках, а в нижних углах помещены маленькие фигуры мучеников Антипы и Фотинии. По-видимому, это небесные покровители семейной пары, пожертвовавшей деньги на написание иконы. В 1783 году икона помещалась в деревянной Никольской церкви села Стромынь за левым клиросом, а в 1823 году переместилась в алтарь придела Сергия Радонежского. В 1829 году деревянную Никольскую церковь сломали, а вместо нее возвели каменную Успенскую, которая сохранилась до сих пор. Икону перенесли в новый храм, но повесили не внутри, а над папертью перед входом. На лике Богородицы под глазом есть небольшое повреждение.

С Кипрской иконой связано древнее сказание. В IV веке над дверью церкви на острове Кипр располагалось изображение Божией Матери на троне, Иисуса и двух ангелов по сторонам. Один араб проезжал мимо христианской церкви и выстрелил в икону из лука. Его стрела попал в изображение Богоматери, и из «раны» потекла настоящая кровь. Испуганный араб побежал прочь от иконы, но не успел дойти до дома живым.

Археолог Яков Иванович Смирнов полагал, что это сказание относится к существовавшей на Кипре древней настенной мозаике, а не деревянной иконе. Сложная композиция Стромынского образа подсказывала, что ее первоисточником была монументальная картина. Икона на дереве обычно изображала только портрет святого, а сложные композиции из нескольких фигур в полный рост создавались в настенных фресках и мозаиках. Изначальная кипрская мозаика пропала, но исследователь хотел восстановить ее облик по сохранившимся в России копиям. Для этого Смирнов ездил в конце XIX века в село Стромынь и обследовал подмосковный чудотворный список.

Почитание Кипрской иконы в Стромыни началось в 1841 году после чудесного исцеления восемнадцатилетней девушки Мавры. Эта крестьянка заболела золотухой и скорбутом. Припадки были настолько сильны, что родные опасались за ее жизнь. После причащения Мавре приснилась икона Божией Матери, от которой она услышала слова: «Возьми меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением, и будешь здорова». Больная пошла в местную Успенскую церковь, чтобы найти икону из сна, но ни одной похожей не обнаружила. Она обратила внимание на образ над дверью и узнала в нем свою икону. Священники сняли лик Богородицы со стены, отнесли в дом Мавры и отслужили молебен. Вскоре больная выздоровела.

Слух об исцелении Мавры разошелся по Стромыни и ее окрестностям. Кипрскую Богоматерь поместили в храме, и последовало еще три случая исцеления. Крестьянин Алексей Порфирьев из деревни Новой Богородского уезда исцелился от паралича рук и ног. Девица Анна Петрова из соседней деревни Мележа и Алексей Петров из деревни Зубцово также избавились от расслабления рук и ног после молебнов перед Кипрской иконой.

Многие подмосковные святыни пропали в советские годы, но Кипрский Стромынский образ сохранился. Успенский храм закрывали в XX веке два раза: в 1930-е и в 1960-е. После первого закрытия прихожане не дали разграбить храм, но во второе закрытие комсомольцы вывезли все иконы из церкви. Главную святыню – Кипрскую икону – спасла прихожанка. Она уговорила комсомольцев оставить верующим две иконы: Кипрскую и Казанскую. Женщина поспешно унесла тяжелую икону через огороды, опасаясь, что расхитители передумают. В течение тридцати лет святыня хранилась в Стромыни в частном доме, а после того, как храм вновь открыли в 1989 году, вернулась на место. Тогда же из краеведческого музея Ногинска вернули и другие иконы старого убранства храма.

Два Саввы и два Дубенских монастыря

Второй святыней Успенского храма в селе Стромынь являются мощи преподобного Саввы Стромынского – ученика Сергия Радонежского. Раньше они покоились под спудом в каменной часовне на Стромынском кладбище в шестистах метрах от храма, но в 1996 году прах преподобного перенесли в Успенскую церковь и поместили в позолоченную раку. Каменная часовня Саввы Стромынского осталась стоять на кладбище, хотя вход в нее закрыт.

До секуляризации церковных земель Екатериной II в Стромыни находился Успенский Дубенский монастырь. Его в конце XIV века основал по просьбе великого князя Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский. Обитель получила название по местной реке Дубенке. Князь и Троицкий игумен воздвигли Дубенский монастырь в благодарность Пресвятой Богородице за победу над Мамаем в Куликовской битве. Это редкий случай, когда обитель, основанная самим Сергием Радонежским и в честь такого важного исторического события, обеднела спустя столетия и исчезла. С XVIII века храмы бывшего монастыря обратили в приходские. В XIX веке взамен деревянных храмов возвели нынешнюю Успенскую церковь с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

В 1859 году историк Михаил Владимирович Толстой обнаружил остатки еще одного Успенского монастыря на другой реке Дубенке. В разных редакциях жития преподобного Сергия и летописях имелись странные разночтения. Например, в одном месте основание монастыря относили к периоду после победы над Мамаем 1380 года, в другом – ко времени перед Куликовским сражением. Основателями Дубенской обители назвали то преподобного Савву, то Леонтия. М. В. Толстой предположил, что путаница возникла из-за того, что Сергий Радонежский основал сразу два монастыря с почти одним и тем же названием: Дубенский Стромынский и Дубенский Шавыкинский.

Второй Дубенский монастырь располагался в Александровском уезде на границе Владимирской и Тверской губерний на острове, окруженном четырьмя реками: Дубной, Дубенкой, Вытраской и Быстрицей. Летом 1859 года Толстой отправился в челноке на болотистый остров к Шавыкиной пустоши – месту, где по рассказам старожилов оставались следы Дубенского монастыря. Он писал: «На холме близ берега реки Быстрицы под тенью вековых сосен видны следы гряд, высохший прудик, несколько могил, обросших травой, и две часовни на месте прежде бывших храмов». В соседнем погосте Спас за Кубежье Толстой разыскал церковь, где хранили напрестольное Евангелие, крест, кадило и Иверскую икону из бывшего Дубенского монастыря. В то время Иверскую икону великим постом носили с крестным ходом в Шавыкино «к себе домой» в память об исчезнувшем монастыре. В другом селе Заболотье Толстой нашел икону Спасителя с надписью: «поступила из бывшего Успенского Саввина и Серапионова монастыря, что в Шавыкине».

Обе исчезнувшие Успенские обители стояли на реках с одинаковым названием и имели двух тезок-игуменов из числа близких учеников Сергия Радонежского. По мысли М.В.Толстого, это были два разных человека. В подмосковном селе почитался Савва Стромынский, а в Шавыкино – Савва Сторожевский. После игуменства в Дубенском монастыре он уехал под Звенигород и прославился как основатель уже этой подмосковной обители.