Икона из иерусалима

Содержание

В соответствии с преданием, Иерусалимская икона Божией Матери была написана одним из апостолов Иисуса — Лукой всего через 15 лет после Вознесения Спасителя, то есть в 48 году. Она стала первой из семидесяти прижизненных образов Богоматери, принадлежащих кисти апостола Луки.

Если описывать историю Иерусалимской иконы кратко, то отметим лишь основные вехи. Первоначально икона была передана в иерусалимскую христианскую общину; в 463 году ее перенесли в константинопольский храм Богоматери, и, когда городу грозило нападение скифов, всенародный молебен перед Иерусалимской иконой защитил город от него.

В 988 году при принятии князем Владимиром крещения в Корсуни (Херсоне), он получил эту икону в дар, а затем даровал ее новгородцам, когда жители города приняли христианскую веру. В 1571 году икона из новгородского Софийского собора по повелению царя Ивана Грозного была перенесена в кремлевский Успенский собор. В 1812 году чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери была захвачена французами. Считается, что ее увезли во Францию, однако, по утверждению французской стороны, ее нет в инвентарной описи собора Парижской Богоматери. В настоящее время в Успенском соборе имеется старинный список с иконы Иерусалимской «Богородица».

Описание иконы

По иконографии икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская относится к типу Одигитрия (Путеводительница). На поясном изображении Богоматери Она одной рукой держит Младенца Христа, а другая рука прижата к груди, что символизирует глубокое сопереживание, преданность и любовь к Сыну, ставшему жертвенным агнцем за грехи всего человечества.

В то же время эта рука как бы указывает на Иисуса – именно в Нем спасение для всех нас.

На лике Богородицы и Младенца написаны кротость и внутренняя сила, которые помогли Им со смирением принять Волю Божью

В левой руке Младенец Иисус держит свиток, символизирующий Его учение – Истинную Веру, а персты правой Его руки сложены для благословляющего жеста. Кажется, что Мать с Сыном ведут безмолвный диалог, свидетельствующий об Их полном духовном единении.

Иногда на Иерусалимской иконе Божией Матери изображают Ее родителей – праведных Иоакима и Анну или же апостолов и мучеников.

В чем помогает Иерусалимская икона Божией Матери

В истории было несколько случаев явленных чудес, когда молитва иконе Иерусалимской Богоматери останавливала страшные эпидемии, как это произошло в 1771 году с чумой и в 1866 году с холерой

После крестного хода с иконой по Москве и окружающим ее селам эпидемии прекратились.

Хотя и утрачен подлинник Иерусалимской иконы, значение ее списков и почитание иконы было настолько велико, что для них было специально выстроено немало храмов, в том числе храм Иерусалимской иконы в Москве. Вообще иконы из Иерусалима, где закончился земной путь Спасителя, пользуются особым почитанием.

О чем молятся Иерусалимской иконе

Молиться Иерусалимской иконе Богоматери нужно от чистого сердца и с подлинной верой, только тогда Она явит свое чудо, как это неоднократно происходило с чудесными исцелениями от слепоты, паралича и других тягостей.

Защита Богоматери простирается не только на отдельных людей, но и на всю страну, которую Она охраняет от вражеских нападений, стихийных бедствий, эпидемий. Молитва Ей укрепляет духовные силы и силу веры; Иерусалимская икона Божией Матери помогает сохранению согласия и достатка в семье. Так как это икона Путеводительница, то всем, кто отправляется в дальний путь, стоит испросить у нее благословения перед дорогой.

Помолиться перед Иерусалимской иконой стоит и накануне важных событий, которые могут стать причиной неприятностей, ввергнуть в скорбь и уныние. Духоподъемная сила молитвы Богородице доказана за много веков ее существования.

Празднование 25 октября.

Молитва иконе

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн причастницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Икона Божьей Матери Иерусалимская — описание и помощь

Существует огромное количество разных религиозных святынь и реликвий. У каждой из них есть своё определённое значение, и она способна помочь в конкретных областях жизни. Икона Божией Матери Иерусалимская является довольно узнаваемой, более детально про неё вы сможете узнать в следующем материале.

Исторические сведения об иконе

Иерусалимский лик Богородицы считается одним из наиболее популярных и почитаемых в наши дни. Его история уходит ещё к самым начальным истокам христианской религии. На иконе изображается прижизненный образ Богоматери с демонстрацией мельчайших деталей её лица.

Святая Дева всегда оказывала помощь христианскому народу. Ей усердно молились, желая исцелить своё тело от различных несчастий и заболеваний, просили отвести эпидемию, защитить себя от любой негативной энергии.

Создателем иерусалимской иконы Богородицы выступает святой Евангелист Лука. Время написания – 15-й год по воскрешению Иисуса Христа. Бытует мнение, что рассматриваемая святыня самая первая из прочих семидесяти ликов Пресвятой Марии.

Первоначальная задача лика состояла в сохранении иерусалимского населения. Кроме того, лик обладает большой чудотворной силой, чему можно найти большое число зафиксированных подтверждений.

Самое первое чудесное событие, которое совершила икона, — исцелила преподобную Марию Египетскую от сглаза.

Место нахождения иконы

В 5-м столетии святыня была перевезена с церкви Воскресения Иисуса и оказалась в соборе Богоматери (Константинополь).

В период с 6-го по 7-е века на Константинополь постоянно устраивали жестокие нападения и осады скифы. Однако, городу повезло и он смог чудом выстоять. Верующие люди говорят о том, что именно Иерусалимская Божья Матерь во многом поспособствовала этому.

Место нахождения образа в промежутке с 12-го по 16-й века – Софийский собор Великого Новгорода. Там икона также была воспринята весьма уважительно и с любовью. Во многом такое почтительное отношение объясняется помощью лика в устранении человеческих фобий и различных патологий.

В 17-м веке царём Иваном Грозным было отдано распоряжение перенаправить целительную святыню. Так она оказалась в Московском Успенском соборе.

А в первые годы 19-го столетия – попала в Кремль, где смогла добиться массового уважения и славы.

В 1812-м году произошло непредвиденное – образ неожиданно исчез. До наших дней никто не может с уверенностью сказать, в каком месте сейчас сохраняется оригинальная версия лика.

По ряду предположений, считают, что Иерусалимская реликвия была похищена французами и теперь место её нахождения – собор Парижской Богоматери (Париж).

В 1977-м году во Францию отправили запрос касаемо поиска иконы. Однако, ответ был отрицательным – главный инспектор по памяткам Франции заявил, что подобная святыня в соборе отсутствует.

Где можно обнаружить списки иконы

Лик Богородицы «Иерусалимский» обладал важнейшей значимостью для России. Поэтому, когда в 1812-м году бесценная святыня была утрачена – народ был очень расстроен этим.

К счастью, сохранились некоторые списки (копии) данного образа. Куда же следует отправляться, чтобы их посмотреть?

  • К алтарю Успенского собора.
  • В Новый Иерусалим.
  • К собору Покрова Пресвятой Богородицы (Измайлов).
  • В храм Живоначальной Троицы (Вешняки).
  • В храм Воскресения Словущего.

Дата, когда почитается данная религиозная святыня приходится на двенадцатое (по Старому календарю), либо двадцать пятое октября (Новый стиль).

Описание лика

Эксперты по иконам называют тип, которому соответствует лик Святой Девы Марии Иерусалимской, — Одигитрия (также называется Путеводительницей).

Богородица с помощью одной руки удерживает малыша Иисуса, а вторую – прижимает к груди. Этот жест выступает символом глубокого сопереживания, преданности и любви к своему Сыну, взявшему на себя роль жертвенного агнца за все человеческие прегрешения.

Этой же рукой Дева Мария словно показывает на Христа, говоря, что именно он является спасением для каждого из нас. Лик Святой и Иисуса пронизан кротостью, а также внутренней силой, которые поспособствовали смиренному принятию ими Воли Божьей.

С помощью своей левой конечности малыш Христос удерживает свиток – символ Его учения, то есть Истинной Веры. А пальцы на правой конечности складываются в благословляющую позицию. Смотря на образ, может создаться впечатление, что Божественные Мать и Сын телепатически общаются друг с другом, что указывает на Их полное душевное единство.

В некоторых версиях Иерусалимского лика можно также повстречать и родителей Марии – праведника Иокима с Анной. В некоторых версиях иконы присутствуют на иконе апостолы и мученики.

Чем поможет Иерусалимская икона людям

Описываемый образ существует уже очень много времени и за этот период постоянно происходили удивительные исцеления от разнообразных патологий и несчастий.

Основная молитва лику позволяет устранить паралич, различные глазные патологии и даже исцелить от слепоты!

Также в памяти народа хранятся случаи прекращения эпидемий чумы и холеры после массового прочтения общей молитвы лику.

Ещё Иерусалимская икона предупреждает несчастные случаи, пожары.

Что просят в молитвах у данной иконы?

  • Как правило, люди читают молитвы у образа, когда им предстоят неприятные события, они пребывают в состоянии уныния, скорби.
  • Можно просить у лика Святой Девы помочь вылечить физические и душевные недуги.
  • Прочтение общего молебна у лика Богородицы способствует остановке вторжения неприятелей.
  • Вознесите свои молитвы иконе, если вы планируете поехать в длинную поездку или рабочую командировку, чтобы уберечь себя от различных проблем в дороге.
  • Обращаются к Пречистой и желая обрести семейное благополучие, успешно зачать малыша, а также сохранить свой семейный очаг.

Как правильно молиться лику

Прежде, чем обращаться к иконе с молитвой, займитесь изучением нескольких несложных правил. Они важны, так как позволяют усилить молитву:

  • молитва производится в расслабленном состоянии, в течение некоторого времени вы должны в молчании постоять у лика;
  • не старайтесь представлять в своём сознании образы святых, ведь в этом случае вы не получаете реальной картины, а сталкиваетесь с иллюзией;
  • помните про то, что молясь у иконы Богородицы и святых, вы в действительности обращаетесь за Божественной помощью Создателя;
  • молитва может проводиться, как вслух (но негромко), так и мысленно;
  • очень важно, чтобы вы искренне верили в то, что молитва поможет вам, это один из залогов успеха;
  • просите того, что реально: земных благ, любви, веры, мудрости;
  • не рекомендованы молитвы, в которых вы просите себе богатства, славы либо хотите отомстить;
  • молитва может быть направлена не только лично на вашу персону, но и на ваше близкое окружение, но тогда обязательно упоминаются имена тех, за кого просят.

В храме возможен заказ водосвятного молебна с акафистом у лика Богородицы Иерусалимской. Когда молебен будет завершён – прихожанам раздают освященную воду. Вода используется с утра, натощак и обязательно с чтением молитвы.

Важная рекомендация! Если вы желаете свершения того чуда, о котором просите в своих молитвах, обязательно твёрдо верьте в Господа, следуйте его заповедям, придерживайтесь церковных канонов, исповедайтесь и причащайтесь. Тогда ваши мольбы непременно будут услышаны Матерью Божьей и она окажет вам свою милостивую помощь.

В завершение темы:

  • Иерусалимский образ Богородицы является очень значимым в православном мире.
  • В 1812-м году оригинал лика был утерян. Где он находится в наши дни неизвестно. Сохранились только списки иконы в Израиле и России.
  • К лику можно обращаться, желая устранить различные заболевания, уберечь от неприятностей, чтобы путешествие было безопасным. Также просят здоровья себе и своему близкому окружению.
  • Самое важное условие совершенно любой молитвы – наличие у человека искренней веры в Высшие силы и их помощь.

Если вы хотите поделиться своим мнением по рассматриваемой теме – обязательно сделайте это в конце статьи.

А узнать, с какими молитвами обращаться к Иерусалимской иконе, вы сможете из следующего видео:

>Иерусалимская икона Божией Матери: история, поклонение>Иерусалимская икона Божией Матери

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя.

Иерусалимская икона Божией Матери: как она появилась?

В Россию Иерусалимский образ Божией Матери попал в год Крещения Руси в качестве подарка из Константинополя святому равноапостольному князю Владимиру, крестившемуся в городе Корсуни (нынешний Херсонес) и обвенчавшемуся там же с Анной, сестрой константинопольских императоров Василия и Константина. Дальнейшая история чудотворного образа связана с городами Киев, Новгород, Москва и – Париж, куда, по некоторым сведениям, святыня была увезена французами, захватившими в 1812 году Москву и разграбившими, осквернившими соборы, церкви Кремля. (Согласно другим сведениям, она хранится в Ватикане, но весомых доказательств как первой, так и второй версии нет).

В Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре, что в селе Лукино Домодедовского района Подмосковья, и в представительстве этой обители в столице – Патриаршем подворье храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой – 25 октября отмечается престольный праздник. Однако не всем прихожанам известна в подробностях история святыни своего храма. А обе эти истории (что в сельском монастыре, что в московской церкви) полны драматических моментов, наглядно свидетельствующих о том, как Господь через людей выражает Свою волю : «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

Летом 2001 года монахиня Екатерина (Чайникова) была назначена настоятельницей Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря. Вникая в дела обители, она узнала, что чудотворную икону Божией Матери Иерусалимская возвратили в монастырь настоятель и прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы из села Большое Мячково еще в 1993 году. Рассказывали также, что ее чудом удалось сохранить в годы советской власти. Кто участвовал в этом чуде, матушка Екатерина узнала чуть позже. А тогда она, новая настоятельница, увидела разрушенный Иерусалимский храм. Главная его святыня – чудотворный образ – стояла в коридоре настоятельского корпуса… Первое, что матушка Екатерина с сестрами стала делать по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, это реставрация Иерусалимского храма. Так хотелось, чтобы святыня скорее заняла свое место – там, где она была прежде!

Иерусалимская икона Божией Матери. Рассказ игумении Екатерины

Вот что рассказала сама игумения Екатерина:

– Средства на реставрацию требовались огромные. Но Святейший Патриарх Алексий сумел привлечь различные реставрационные фонды, и 25 октября 2001 года состоялось великое освящение храма. Я даже тогда пошутила на эту тему, когда мне дали приветственное слово. Сказала: «Ваше Святейшество, вот губернаторы или главы администрации отчитываются о своих первых 100 днях на новом посту. Мы тоже можем отчитаться и сообщить, что храм Иерусалимской иконы Божией Матери был восстановлен за 95 дней». Святейший Патриарх Алексий, добрый и милостивый, все понимал, и эту мою шутку он принял благосклонно. Конечно, трудиться многим пришлось днями и ночами. Иногда встреча с архитекторами назначалась, например, на два часа ночи, чтобы не торопясь, в тишине можно было детально обговорить, какой иконостас успеем сделать за двадцать дней. И ночью же рисовали наброски, эскизы, помня слова Его Святейшества, что временный иконостас он не будет освящать – только постоянный. Казалось, задача очень непростая, но к празднику в честь Иерусалимской иконы Божией Матери все было готово.

Видя столь ревностные труды настоятельницы и сестер по возрождению обители, к матушке Екатерине обратилась прихожанка довольно преклонного возраста – Зинаида Ильинична. Пришла на прием. Пожилая женщина сильно переживала, что уйдет из этой жизни и вместе с ней уйдет история о том, как удалось спасти чудотворную икону, когда в годы Великой Отечественной войны пришел приказ монастырские здания подготовить под госпиталь – очистить от того, что в них находится, и поступила команда комиссара: «Все бросить в костер!» Местночтимая икона Иерусалимской Божией Матери находилась в Крестовоздвиженском храме, превращенном в склад, где лежали запасы дров, угля, торфа. А икона, большая по размеру, написанная на кипарисовой доске, служила поддоном для складирования

дров, угля и торфа. Ликом ее положили вниз, на тыльную сторону накидывали материал для топки. Зинаида Ильинична в молодости работала в санатории ВЦСП, в который переоборудовали монастырь. Была истопником. Старший истопник (как все ее звали, баба Настя) однажды сказала: «Зинка, ты посмотри, по какой доске ходишь!» Она беззаботно ответила: «Доска и доска. Что в ней такого?» – «Да не доска это, – строго произнесла баба Настя. – Это икона Божией Матери».

Зинаида Ильинична сказала матушке, что теперь она каждый день приходит в храм, чтобы поклониться Царице Небесной и испросить у Нее прощение за то, что в молодости вольно или невольно топтала лик Божией Матери кирзовыми сапогами.

– И правда, она прожила долгую жизнь, 93 года, – продолжила игумения Екатерина, – при этом почти до самой кончины каждый день приходила на службу. Войдя в храм, клала земной поклон перед образом Царицы Небесной.

Иерусалимская икона Божией Матери. Защита святыни

…Когда во время расчистки Крестовоздвиженского храма Иерусалимскую икону Божией Матери подняли с пола и по приказу комиссара понесли в костер, старший истопник баба Настя встала на пути военных с распростертыми руками: «И меня вместе с ней туда бросьте!» По законам военного времени ее могли бы расстрелять на месте без суда и следствия, однако она не побоялась встать на защиту святыни. И мужество одной женщины, может, необразованной, может, не столь сильной физически, помогло спасти святыню. Комиссар сказал: «Делайте, что хотите, но чтобы я больше не видел икону». Баба Настя тут же позвала свою сноху, внучонка. И, по рассказу Зинаиды Ильиничны, они втроем волоком потащили икону в деревню Лукино, спрятали в стогу сена, а уже ночью стали смывать с нее грязь, принося в ведрах воду из деревенского колодца. При этом строго-настрого запретили мальчику рассказывать о месте нахождения иконы кому-то из своих товарищей или взрослых односельчан. Не сразу смогли найти священника, готового принять святыню в свой храм, затем нашли – километрах в пятидесяти от села Лукина, за Москвой-рекой. Тайком, ночью на подводе повезли икону в Верхнее Мячково. И она там пробыла пятьдесят лет… Все это рассказала матушке Екатерине прихожанка Зинаида Ильинична.

А если углубиться в раннюю историю местночтимого образа, то надо сказать, что его благословил сестрам Флоро-Лаврской общины святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. На тот момент община, имевшая статус женской богадельни, находилась в селе Старый Ям, где сестрам было очень тесно. Они обратились к владыке Филарету с просьбой помочь им решить вопрос с помещениями. Митрополит приехал, познакомился с их жизнью и сказал, что это не богадельня, это – монастырь! Потому как уже тогда женщины, жившие в этой богадельне, вычитывали правила, совершали богослужебный круг подобно монастырскому, но не имели право совершать постриги. В 1870 году община переезжает в село Лукино, однако статус монастыря и благословение Священного Синода о переименовании ее во второклассный Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь она получает в 1887 году, уже после смерти святителя. Иерусалимский – по наименованию иконы, а Крестовоздвиженский – по наименованию первого храма, который был в имении помещицы Головиной. Александра Петровна Головина похоронила мужа, похоронила трех своих детей и, приближаясь к вечности, хотела, чтобы в ее храме-часовне Воздвижения Креста Господня ежедневно совершалась служба с поминовением близких усопших. Результатом бесед с митрополитом Филаретом стало то, что помещица передала сестрам женской общины свое имение. После того, как Александра Петровна подписала все документы, сестры пришли ее поблагодарить за столь великий дар и застали последние минуты жизни благодетельницы… Сегодня чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери находится в северном приделе восстановленного храма. Этот придел, по свидетельствам историков, был устроен специально для образа Божией Матери, которым митрополит Филарет благословил сестер на создание обители.

– Величайшим чудом я считаю то обстоятельство, что Матерь Божия столько лет была в поругании, в унижении – ее святой образ топтали ногами, но после его спасения Милостивая Заступница продолжает помогать людям, – заметила игумения Екатерина. – Это Божие милосердие не поддается никакому человеческому осмыслению. Можно только благодарить Спасителя за Его милость и благодеяния, посылаемые Им каждому из нас.

И благодарят Иисуса Христа, Который по молитвам Его Пречистой Матери помогает укрепить силы, духовные и телесные, многие прихожане монастыря и родители, приезжающие со своими ребятишками в Российский реабилитационный центр «Детство», что находится рядом. Как-то матушке-настоятельнице пришло письмо от родителей из другой области, написавших, что они были со своим ребенком в этом центре и во время курса лечения посещали монастырский храм, где молились перед чудотворным образом Иерусалимской Божией Матери. А по возвращении домой случилось чудо: их малыш, совсем не ходивший, начал резво вставать на пяточки! Матушка Екатерина точно не знает, тот ли это случай или нет, но ей припомнилось, как однажды во время службы в церкви какой-то ребенок из реабилитационного центра вдруг пополз на коленочках к иконе. Мама пыталась удержать сынишку, но матушка подошла к ней и тихонько сказала, что не надо этого делать. Пусть мамочка только смотрит за тем, чтобы малыш не перевернул подсвечник, не ударился, а так пускай он к святыне доберется самостоятельно. И он подполз и попытался своими ручками достать до образа. Читать письмо обрадованных, воодушевленных надеждой родителей было радостно. Как и другое – от бабушки одной девочки. Она сообщала игумении, что по молитвам перед чудотворным образом Иерусалимской Божией Матери в монастыре у ее внучки Машеньки вскоре исчезло со щеки большое красное пятно на лице неизвестного происхождения, которое медики не брались лечить и потом никак не могли взять в толк, как оно вдруг взяло и пропало!

Иерусалимская икона Божией Матери. Чудеса

А одна знакомая матушки-настоятельницы по имени Людмила поведала ей, что она почувствовала сразу же после того, как опустилась на колени перед чудотворным образом в Крестовоздвиженской обители. У Людмилы очень сильно болели ноги. И она предупредила своего мужа, что сейчас встанет на колени перед иконой, помолится, а он пусть поможет ей подняться. Женщина, по ее рассказу, не просила помощи, не просила исцеления, только тихо произнесла: «Матерь Божия, прости меня, ведь я такая грешная, такая грешная!» И незаметно для себя встала с колен без помощи мужа. Также не заметила, как села в машину. Прежде она садилась в автомобиль, затем руками ставила туда одну ногу, вторую – такие у нее были проблемы со здоровьем. Но в этот раз спокойно так села! Приехав домой, она свободно вышла из машины, что прежде давалось ей с трудом. Увидев удивленный взгляд своего мужа, Людмила поняла: произошло чудо. Вначале эту историю она поведала своему духовнику и спросила, может ли рассказать обо всем матушке-игумении монастыря. Получив благословение, приехала через две недели в обитель и рассказала. Что было дальше? Год или чуть более Людмила ходила, забыв про боль в ногах, потом они снова о себе напомнили.

– Понимаете, Господь нам показывает, что есть чудо, но и вспомним Его слова, которые мы читаем в Евангелии от Иоанна: «Иди и больше не греши». Однако мы люди грешные, впадаем в какой-то соблазн, искушение. Хорошо, если спохватываемся, каемся и встаем на путь исправления. А если грех побеждает нашу природу, то неудивительно, что человека одолевает не только духовная слабость, но и слабость физическая, физические немощи, – продолжила матушка Екатерина.

Она рассказала и об удивительной истории, связанной с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья – представительстве Крестовоздвиженского ставропигиального женского монастыря в селе Лукине. Когда в этом храме, переданном Русской Православной Церкви, начали служить молебны, читать акафисты, то остро встал вопрос, где взять образ Иерусалимской Божией Матери. Матушка Екатерина написала письмо своей сестре, подвизающейся в Горненском женском монастыре в Иерусалиме. Но так как письмо шло долго, пока суть да дело, она отправилась в Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь в село Лукино к настоятельнице – монахине Фомаиде. Приехала, рассказала о восстанавливающемся храме в столице и попросила иконку и акафист. Матушка Фамаида ответила, что копии с местночтимого образа у нее нет, а есть только маленькая открытка с образом Иерусалимской Божией Матери. Эту открыточку и один акафист Пресвятой Богородице монахиня Фомаида отдала (пути Господни неисповедимы!), как оказалось, будущей игумении этой сельской обители.

А дальше… Дальше случилось еще одно чудо, свидетельницей которого стал матушка Екатерина. В одном из близлежащих к храму домов жила женщина, которая прежде была регентом в храме на Таганке, и батюшка благословил ее взять для келейного пользования икону Иерусалимской Божией Матери. Это был подарок благочестивой женщине. Та икону взяла, молилась перед ней, не ведая, что неподалеку открылась церковь, потому что еще на воротах оставались пятиконечные звезды, и местные жители знали: тут был закрытый завод, затем – коммерческая организация. И вот однажды, молясь перед иконой, женщина, по ее рассказу, услышала словно бы внутреннее внушение: «Отнеси икону в храм!» Она мысленно подумала: «Икона моя, я получила на нее благословение и почему теперь должна куда-то ее нести?» Второе внушение она услышала и тоже проигнорировала. А в третий раз, услышав грозный голос: «Отнеси икону в храм!» – и строптиво подумав: «Да никуда я ее не понесу», – увидела, что стены панельного дома затряслись как при землетрясении: затряслись все иконы в келье. И женщина в страхе закричала: «Господи, отнесу, отнесу. Куда нести, не знаю, но отнесу!» Разузнав, где находится только что открывшийся храм, женщина договорилась со своими подругами, друзьям, что они понесут икону все вместе. Собрались, зажгли свечи и с пением «Богородице Дево, радуйся…» пошли по улице. А в храме икона замироточила.
– Причем принесли они икону накануне праздника Сретения Господня, – сообщила игумения Екатерина, – а храм закрыли как раз на Сретение – в 1935 году. То есть Матерь Божия явила нам великую милость мироточением Своего образа. И такое благоухание исходило от миро, что словами его описать нельзя. Мироточение было обильное. Когда здесь стали разбирать офисные кабинеты, оставшиеся в храме после банка, то убирали икону в какую-то комнатку, чтобы можно было в течение недели заниматься строительными работами. Только представьте: уже на подходе к двери той комнаты чувствовалось благоухание, в котором множество дивных ароматов соединились в один. Какое благоговение мы при этом испытывали! Все внутри трепетало.

Настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря и настоятельница Патриаршего подворья храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой игумения Екатерина, по ее словам, пока у нее силы есть, старается побывать на престольном празднике и на подворье, и в обители. Где-то она – на Всенощной, где-то – на Божественной литургии. Ей особенно приятно видеть в этот день множество верующих, пришедших или приехавших из разных уголков Подмосковья на престольный праздник. Когда-то в дореволюционной России это был большой праздник, отмеченный в календаре. Теперь – обычный, будничный день. (К счастью, нынче он выпал на субботу). Но для людей, почитающих Иерусалимский образ Пресвятой Богородицы, это по-прежнему великий праздник, и они стараются в этот день вознести свои горячие молитвы перед образом, пришедшим на Святую Русь вместе с принятием христианства. Многие приезжают с ребятишками…

Фото: Владимир Ходаков

Икона Богородицы Иерусалимская

Кондак 1

Избранной от всех родов преблагословенной Деве похвальное приносим Ти пение, яко Мати сущи Бога. Земнородным явилася еси милосердая Матерь, страждущим подающи отраду, болящим различными недугами исцеление и от наветов вражиих защиту, всем же молящимся Тебе скорое услышание. Темже в радости и умилении вопием Ти:

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Икос 1

Архангелов и ангелов лики на небеси и человеков множество на земли славят Тя, Царицу всех и Богородицу, яко даровала еси нам велию радость и утешение: образ Твой святый, пред нимже благоговейно предстояще, умиленно Тебе зовем: Радуйся от века предусмотренная Господом и Царем славы;

Радуйся, предочищенная чрез роды и роды праведников.

Радуйся, святейшая Дево, самим Богом избранная в Матерь Сыну Божию;

Радуйся, достойный плод безгрешных Твоих родителей Иоакима и Анны.

Радуйся, Невесте Божия, воспитанная в земном доме Царя Небесного;

Радуйся, обрадованная благовестием архангела Божия Гавриила.

Радуйся, возвеличенная паче всех жен рождением от Тебе Спасителя миру;

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 2

Честние херувимы и славнейшие серафимы, окружающии вседержавный престол Пресвятыя Троицы, в благоговении пламенне взирают на Тя, яко в славе тамо предстоящи, моляся милосердому Богу за род христианский. Мы же зде на земли предстояще Твоей святей иконе, всем сердцем радующеся благоговейно взываем ко Всевышнему: Аллилуиа.

Икос 2

Проразумеша духом Божиим апостоли Христовы, коль вожделенно будет для верующих начертание на деке святейшего лика Пречистой Девы Богоматери, избраша из среды себе божественного Луку, яко живописца предивна. И той, испроси Матернее от Тебе благословение, подкрепляемый постом и молитвою, написа первую икону Тебе Владычеце, к ней же Сама рекла еси: С Тобою будут благодать Моя и сила. Сего ради со умилением зовем Ти:

Радуйся, яко не токмо не возбранила, но Сама благоизволила еси, да изображен будет на деке лик Твой Пречистый;

Радуйся, яко восходя к небеси, начертание лика Твоего в залог любви Твоей нам оставила еси.

Радуйся, яко по отшествии Твоем на небо, образ Твой святый истинное утешение бысть всем верующим;

Радуйся, яко христиане вси стекахуся в Гефсиманию образу Твоему, яко живей Ти сущей, поклонитися.

Радуйся, яко взиравший тогда на образ Твой облегчение в скорбех душевных обретаху;

Радуйся, яко со слезами молившиися пред иконою Твоею исцеление в болезнех приимаху.

Радуйся, яко и ныне вси молящиися пред Пречистым образом Твоим исполнение прошений приемлют;

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 3

Сила благодатная, Тобою дарованная первописанной иконе Твоей, такожде проявися и в инех многих подобиях Ея, егда преданная чада Твоя моляху апостолов, да умножат им иконы Твоя, да вси имут их кийждо в дому своем, и радуяся и благоговея, прославляют Тя, святейшую Матерь всесильнаго Бога, вопиюще ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи безмерную любовь к богодарованным Ти чадам Божиим, благословила еси святых апостолов содеяти даже до тридесяти начертаний лика Твоего Пречистаго, на утешение и радость словесных овец стада святейшаго Сына Твоего. Темже вседушно благоговея, зовем Ти:

Радуйся, ангелами хвалимая и воспеваемая от серафимов;

Радуйся, яко Тобою вся вселенная радости и веселия исполняется.

Радуйся, яко иконы Твоя на молитвенное с Тобою общение нам даровала еси;

Радуйся, яко чрез них благодеяния различны миру всему источаеши.

Радуйся, яко силу Твою благодатную и сей иконе обильно пресуществила еси;

Радуйся, яко облистая нас святою иконою Твоею, Сама невидимо среди нас пребываеши.

Радуйся, предстояще славней иконе Твоей, Самой Тебе истенней Матери Божией поклоняемся;

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 4

Треволнениями житейскими обуреваемии и соблазны греховными соодолеваемии, смиреннии и грешнии раби Твои, под Твой милостивый покров прибегающе, яко в тихое и безмолвное пристанище, прилежно молим Тя: пролей невидимо живительную благодать Твою в души наша и умиротвори удрученная сердца наша, до чистым умом и нескверными устами вопием всегда: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав царь Лев греческий, яко чудес великое множество и благодеяния неисчетная исходят от иконы Богоматерни, якоже во Иерусалиме, восхоте имети ю во стране своей, и егда принесена 6ысть во святый Царьград, источи великия чудеса. Людие же видевши таковую милость к ним Божию, в несказанной радости взываху к Благословенней:

Радуйся, Прерадованная, страну нашу осенившая твоим пришествием;

Радуйся, благодатная Дево, христианом всех стран сердобольная Мати.

Радуйся, яко от всякой души христианской всяко прошение приемлеши;

Радуйся, яко вси гласы, призывающая Тя, отвсюду во вселенной слышиши.

Радуйся, яко покровом Твоим весь род христианский покрываеши;

Радуйся, яко благодать Твою и милости Твоя на всех ближних и дальних простираеши.

Радуйся, яко всем вся благая в жизни сей подаеши милостиво;

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 5

Взирая на образ Твой и чуя близость Твою к чадам Твоим, вси искупленнии кровию Сына Твоего спешно текут к Тебе, поведая кийждо нужды своя и потребы. Овии убо молят Тя утолити скорби их душевныя и телесныя, инии же в начало путей своих благословение и благопоспешество в делех своих прияти от Тебе чают, друзии мира семейного, согласия и любви даровати им просят. Угнетаемии же от злых человеков защиты и покрова у Тебе ищут, и вся сия приемлюще, радостно вопиют: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша людие страны греческия, яко икона Твоя не токмо пучина чудес и неисчерпаемый источник им бысть, но и мощное одоление на супостатов, многажды изношаху ю пред полчища вражия, и тии бяху побеждаемии и разбегахуся, такожде и скифов до конца победи. Людие же благочестивии видевши сие, в радостном трепете восклицаху:

Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая;

Радуйся, яко безоружным нам на всеоружных победу подаеши.

Радуйся, ужас и устрашение на неверных иконою Твоею наводящая;

Радуйся, непобедимая Воеводо ратий христианских в брани на врагов.

Радуйся, иконою Твоею, яко стеною нерушимою, люди Твоя ограждающая;

Радуйся, от бед, всяких зол и напастей многоразличных нас спасающая.

Радуйся, яко и бесноватии пред иконою Твоею от демонского удручения свобождаются;

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии, святии апостоли, обстояще пречистый образ Твой, прославляют Тя, всех Царицу и Владычицу, и от Тебе рождшемуся Христу Богу нашему вкупе с вои святых мучеников, невидимых сподвижников Твоих в деле ратном, непрестанно вопиют: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия пречудная икона Матери Божия и всей земли русской, егда могучий князь русский Владимир, с великою ратью, вниде в пределы греческия, но не хотя пролития крови христианской, точию же грехи своя омыти святым крещением, прият веру Православную, греческую, и вси спутницы его. Тогда дадеся ему оная святая икона Иерусалимская, дар безценен, и принесе ю в стольный град свой Киев. Людие же российстии, светом Христовым просвещеннии, Царице Небесной во умилении взываху:

Радуйся, Честнейшая херувим и Превосходящая без сравнения вся небесныя силы;

Радуйся, горе превознесенная и долу смиренно живущым человеком всегда радушно внемлющая.

Радуйся, всем хотящая спастися, к нам иконою Твоею спасти нас пришла еси;

Радуйся, яко нас во тме греховней седящих на Своя всемощныя попечения и материнския заботы прияла еси.

Радуйся, светом Божественным от иконы Твоея всех нас просвещающая;

Радуйся, ко Христу Бога всех нас приводящая.

Радуйся, райския двери всем нам отверзающая;

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 7

Вседушно восхотев привлещи ко Христу вся люди, сущии в державе Его, и вся отдаленныя концы земли русской просветити светом истинного боговедения, благоверный князь Владимир повеле, святую икону Иерусалимскую перенести из града Киева в великий Новгород, и бе тамо икона сия лета многа, донележе принесена бысть в град Москву, да источает чудеса в сердце России и в пределах московских, и оттоле люди православнии милостей и благодати Богоматери исполненнии, хвалебную песнь Богу воспевают: Аллилуиа.

Икос 7

Удивил еси на нас милости Твоя, Господи, умножив чудотворныя иконы Пречистыя Твоея Матери в отечествии нашем, ихже яко звезды небесныя разсеял еси по всему лицу земли русской, подавая чрез них великия и неисчислимые благодеяния благочестивым насельником Ея. Темже благоговея пред величеством славы Твоея и преклоняя колена сердца пред Пречистым образом Преблагославенной Матери Твоей, умильно вопием Ей:

Радуйся, Владычице, страну российскую в жребий и достояние Себе избравшая;

Радуйся, окрестность нашу тако возлюбившая.

Радуйся, икону Твою чудодейственную в наследие неоцененное нам от лет древних даровавшая;

Радуйся, яко сею иконою обтекая грады и веси, аки облаком, благодатию и милостию всех покрываеши.

Радуйся, яко принесением иконы Твоея всяко место освящается и люди обновляются;

Радуйся, яко от иконы Твоея источники чудес всюду источаются.

Радуйся, яко и мы, грешнии, избавляемся от бед и напастей чрез Твою святую икону;

Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 8

Странно есть уму человеческому, но дивно сердцу верующему, еже како совершися явление сея иконы Богоматери, како от доски сухия, на нейже изображен бяше лик Твой Пречистый, паче естественная начаша совершатися, сила бо многа от иконы Твоея исходяща, долгонедужным и расслабленным стягнув исцели, вси же видевше чудеса сии, в Божественном восторге вкупе с исцелевшими, радостно восклицаху хвалу Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Ко всем сострадание имущи и всем благотворя чтущым Тя, благоволила еси прославити икону Твою в день лют чумной смертности, воньже страхом велиим сердца всех одержими бяху. Темже вси в покаянии тогда приходившии и умиленно молившиися Тебе во храме Твоем и в домах своих принесенней убо бывшей к ним сей иконе Твоей, внезапной смерти избегаху, и в радостном трепете взываху Тебе благодарственная пения таковая:

Радуйся, теплая о нас ходатаице пред милосердым Богом;

Радуйся, яко Твоими Матерними молитвами гнев Божий на нас утоляется.

Радуйся, яко Тобою кающымся грешником прощение подается;

Радуйся, обращающая на путь истинный закоснелых грешников.

Радуйся, гордых склоняющая к смирению и жестокосердых приводящая во умиление;

Радуйся, в грозный день гнева Божия Материнскую любовь и крайнее снисхождение нам являющая.

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 9

Вся окрестность наша под осенением честныя иконы Твоея пребывающая и сильным предстательством Твоим хранима, непрестанно молим Тя, благую Матерь, да сохраниши всем нам мир и тишину, да избавиши нас от волнений и смут, от крамол и междоусобных браней, и от всяких смертоносных язв, да вси в благочестии пребывающе, в тихом и безмолвном житии благодушно хвалу Богови воспевают: Аллилуиа.

Икос 9

Кий мудрец возможет изглаголати силу благодати, Тобою иконе сей дарованную, кая ли песнь сладкопевца достойна будет восхвалити вся чудеса Твоя, яко принесением иконы Твоея во всяко место благодеяния различны источаются: идеже жар, засуха, тамо дожди обильны проливаются, а идеже пагубное безведрие, тамо солнце возсияет, но и поветрия зловредны изменяются, человецы же Тобою тако помилованнии и облагодетельствованнии из глубины души взывают Ти:

Радуйся, пренепорочная Юница, крайним смирением Твоим небеса долу приклонившая к схождению в Тя Сына Божия;

Радуйся, Царице небеси и земли, ейже суша и море повинуются.

Радуйся, Владычице, яко Тобою дожди благовременны и благорастворения воздуха нам ниспосылаются;

Радуйся, теплая Предстательнице наша, пагубныя удары грома и молнии от нас отводящая.

Радуйся, яко огнь, поядающий домы и пажити людския, росою молитв Твоих угашающая;

Радуйся, яко принесением сея иконы Твоея заразы смертныя люди избегают.

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 10

Спасительное пристанище верным среди бурь и волнений моря житейскаго, паказующее всем нам добрый путь ко пристанищу вечному небесному, помоги нам безпорочно пройти путь жизни сей временней, соверши нас во всякой добродетели и соблюди всех в чистоте и святости, приведи нас в блаженное царствие Сына Твоего, да и мы Тобою спасеннии, возможем тамо со ангелы и лики святых вечно воспевати хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Непреложно веруем, Владычице, яко невидимым Твоим предстательством, аки стеною крепкою, ограждаеши всех нас от искушений и бед, и всяких злокозненных действий врагов наших видимых и невидимых. Сего ради со слезами вопием Ти:

Радуйся, Хранительнице наша, от злобы бесовской невидимо нас ограждающая;

Радуйся, зависть и коварство на нас злых человек премудро разрушающая.

Радуйся, на всех стезях жизни нашея милостиво нас оберегающая;

Радуйся, вся наша мысли от злых приражений и суетных мечтаний бдительно охраняющая.

Радуйся, вся наша желания во благо и спасение всегда направляющая;

Радуйся, яко добро точию творити во славу Божию тайно нас наставляющая.

Радуйся, Жизневодительнице наша, к небесам нас во блаженное отечество руководящая;

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 11

Пение хвалебное немолчно воспеваем Ти, Богородительнице, яко молитвами Твоими к Сыну Твоему и Богу нашему, грады и веси от злых обстояний сохраняеши, мир и изобилие и вся благая в жизни всем чтущым Тя подаеши, всяк возраст на путь спасения наставляеши, и всех вразумляеши воспевати милосердому Человеколюбцу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Божественным светом пречистой души Твоей всю вселенную просвещаешь и сею иконою Твоею сердца всех веселия и радости исполняеши, благодать ею всюду вносящи. Сего ради и старии и младии, и юницы и дети, в чувствах глубочайшаго благоговения согласно Тебе зовут:

Радуйся, людям престарелым отраду утешение в сердца их проливающая;

Радуйся, яко младенцем благое воспитание и преуспеяние разума к восприятию полезных учений подаеши.

Радуйся, юных наставляющая целомудрию, в девственной чистоте душы их соблюдающая;

Радуйся, благословенное совершение христианских супружеств.

Радуйся, добрым земледельцем плодородие у Бога испрашивающая;

Радуйся, Тя призывающым путником и по морю плавающым милостиво спутствующая.

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 12

Благодать велия дана Ти есть от Бога, Преблагословенная Мати Божия, еже убогия назирати, болящыя исцеляти, такожде помогати бедствующим, утешати скорбящыя и всех заблуждающихся на путь спасения обращати. Темже вси труждающиися и обремененнии имея в Тебе благую Матерь, и чрез Тебе неизлаголанныя милости приемлюще, умильно вопиют: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса Твоя, Богородительнице, имиже являеши нам многую любовь Твою и милосердие, восхваляем чудодейственную силу Твою, всемощная Владычице наша, и предстояще Пречистому образу Твоему, молим Тя: утоли наша печали и избави нас от всякаго зла, да всегда молитвами Твоими в любви Твоей пребывающе, во умилении сердечным зовем Ти:

Радуйся, всем скорбящим и обремененным приносящая утешение и радость;

Радуйся, Скоропослушнице наша, сущым нам в бедах и напастех, быструю помощь посылающая.

Радуйся, в болезнех призывающым Тя целебую силу Твою и скорое выздоровление подающая;

Радуйся, всепрощающую любовь Твою на место гнева и ненависти всюду вводящая и ожесточенно враждующих примиряющая.

Радуйся, незримая Воспитательнице малых сирот и бездомным вдовицам неизменная Покровительнице;

Радуйся, единая наша надежда, отрада и утешение в томительный час смерти.

Радуйся, теплая и по смерти нашей Ходатаица о нас грешных у престола Всевышняго;

Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Царица небесная, рождшая Христа Сына Божия и Спасителя миру всему. Приими ныне от всего сердца нашего сие приносимое Тебе моление и всесильным Твоим предстательством сохрани нас от всяких бед и напастей в жизни сей, и сподоби нас в блаженстве вечном со всеми святыми хвалу Богу воспевати: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва 1-я

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящыя исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Таин причастницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословенна и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Одной из самых противоречивых святынь в христианстве считается православная икона «Святое Семейство», значение которой трудно переоценить. Во-первых, этот образ был написан в Италии в стиле Рафаэля, а после везения его в Россию, стал национальной святыней. Но, тем не менее, это изображение считается скорее картиной, написанной по сюжетам Библии, и называют его лжеиконой. Церковь не относит это изображение к каноническим иконам православия. А в Израиле это изображение имеет особое почитание. В стране его можно встретить в каждой церквушке, храмах, в магазинах и туристических лавках.

Значение, в чем помогает икона «Святое Семейство»

Для начала следует выяснить, почему не хотят канонизировать этот образ. Это решение связывают как с техникой выполнения изображения, так и с самой композицией. Так икона или картина?

  • На образе мы видим, как Иосиф Обручник обнимает Пречистую Богородицу, что, по мнению священнослужителей, символизирует супружеские отношения. А это недопустимо в православии.
  • Во время рождения Иисуса Христа, Исосиф был столетним стариком, что уже не соответствует изображению.
  • В Евангелии указывается, что отношения между Иосифом Обручником И Девой Марией более схожи на покровительство, чем на брачный союз. По церковному приданию, Иосиф и Мария были обручены, а не состояли в браке.

Разбираясь в значении изображения для верующих, а так же, в чем помогает икона «Святое Семейство», следует заметить, что «картина» считается покровительницей брака и семьи. Вокруг образа сложились свои правила, традиции и обряды. Есть и праздники, когда следует преподносить только этот образ:

  • Молодоженам – для счастливого брака;
  • На годовщину свадьбы – для сохранения целостности семьи;
  • На рождение ребенка – чтобы отвадить все несчастья в семье.

Не смотря на то, что у православной церкви есть своя икона — «Трех радостей», образ «Святое Семейство» прижился и обрел популярность в России.

Икона «Святое Семейство», в каких бедах помогает

Этот образ призван хранить семейный очаг и напоминать о нерушимости уз бракосочетания. Помогает бороться с мирскими проблемами и неурядицами:

  • К этому образу обращаются верующие, чтобы сохранить семью. Оберегает от ссор между супругами, сохраняет мир и понимание в семье.
  • Просят образ защитить от супружеских измен.
  • Помогает он вернуть честь человеку, которого не справедливо оклеветали.
  • Молятся изображению и о грешниках, и о заключенных, чтобы помочь им найти богоугодный путь в жизни.
  • Помогает святыня вернуть даже безнадежный долг.
  • Помогает в обычных человеческих нуждах.
  • Усмиряет несправедливое отношение окружающих.

Но не только супружеские пары обращаются к этому изображению, к нему приходят и люди с просьбами о даровании жены или мужа, с которыми можно провести всю оставшуюся жизнь в любви и понимании.

А вот и сама молитва, с которой принято обращаться к образу:

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

«О, Пресвятая Дева, Мать блаженнейшего Сына, и всеблагой обручник Иосиф, заступники и ходатаи всех христиан! Услышьте наши молитвы, умолите Сына Вашего и Бога нашего Иисуса Христа, да дарует каждому по его потребностям: грешникам даст действенное вразумление, исправление и спасение, находящимся в бедах и скорбях – помощь и утешение, озлобленным – умягчение сердец, малодушным – терпение и надежду, живущим в радостях и процветании – постоянную благодарность Господу, больным – исцеление. О, святые Родители божественного Сына, будьте милосердны ко всем, почитающим Вас, и свите нам всем мощный покров вашего заступничества от врагов видимых и невидимых. Утвердите в любви, верности и единомыслии пребывающих в супружестве, детей воспитайте, юношеству даруйте целомудрие и откройте их умы к восприятию учения. Оградите от домашних ссор родственников и наградите их миром. Всем нам подайте друг ко другу любовь, согласие и понимание, благочестие и долгие дни жизни в хорошем здравии. Мы же, обретя в Вас прочных предстателей и ходатаев, возблагодарим и вместе с вами прославим Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Во веки веков! Аминь!»

День почитания «Святого Семейства»

На 8-е января по новому стилю или же 19 декабря по старому, выпадает день празднования в честь этого образа. Множество паломников стараются улицезреть, и помолится изображению Девы Марии, Иосифа и Иисуса. К сожалению, судьба этой святыни повторила судьбы других христианских святынь. В прошлом веке, в 30-е годы, громились все храмы, уничтожались и разворовывались. Тогда и этот оригинал исчез.

А сейчас список семейного образа находится в Москве на Грязех в церкви святой Троицы, куда ежегодно стекаются множество паломников, чтобы преклониться и помолиться Богородице, Иосифу и Сыну Божьему о мире, крепком союзе и заступничестве.

Храни Вас Господь!

А в этом видео Вы узнаете о копии «Святого Семейства», иконе «Трех радостей», что была признана Православной Церковью:

Одним из святых образов, перед которым одинокие девушки просят даровать мужа, является икона Святое семейство, или «Три радости». Хотя вокруг ее каноничности не утихают споры, растущая популярность образа и рассказы о свершившихся чудесах способны утихомирить умы самых заядлых скептиков.

История православной иконы

Икона «Святое семейство» создана итальянским живописцем эпохи Ренессанса Рафаэлем Санти, после чего стала популярной в католическом мире. В России она обрела известность только в конце XVIII века.

«Святое семейство» создана итальянским живописцем Рафаэлем Санти

По одной из версий, икона в Россию завезена из Израиля богомольцами. В Иерусалиме к ней относились с особым трепетом и любовью. Но, предположительно, в России она появилась благодаря одному молодому человеку, который ездил в Европу получать образование. Он оставил ее на хранение у настоятеля московского Троицкого храма в Грязях. Долгое время святой образ был незаслуженно забыт, но вскоре стали происходить чудеса, благодаря которым о ней вспомнили. Иконописцы написали копию иконы по православным канонам. Она получила название «Три радости». В центре – Мария с Христом, на заднем плане – Иосиф Обручник с Иоанном Предтечей.

Копия иконы хранится в Троицком храме на Грязях в Москве. Оригинал исчез в 1930-х гг. во времена бушующего атеизма, когда разрушались церкви и разворовывались святыни. Еще одно упоминание об иконе связано с действующим женским Спасским монастырем в с. Костомарово Воронежской области.

Видео «Икона «Святое семейство» – описание и значение»

В этом видеосюжете рассказывается об истории появления и значении святого образа.

Иконография

Икона «Святое семейство» была написана Рафаэлем. Сначала это была просто картина, которая лишь со временем получила статус иконы. Не все живописцы, пишущие по религиозным сюжетам, могут похвастаться этим.

Рафаэль по-домашнему тепло изобразил счастливых родителей с сыном Иисусом на руках. От образа исходит радость материнства, забота отца, чувство защищенности и спокойствия. Супруги воплощают символ любящей семейной пары и заботливых родителей. На Руси стиль иконы претерпел значительные изменения. Богородицу с младенцем изобразили на переднем плане, а Иосиф Обручник, как и полагается опекуну, изображен позади вместе с Иоанном Крестителем. Многие живописцы трактовали образ по-своему и изображали святую Анну вместо Крестителя.

Образ «Трех радостей» более привычен для восприятия православного христианина. Строгость библейского сюжета наряду с заботливой материнской лаской и отеческой заботой пронизывает его насквозь.

Исторически икона «Святое семейство» упоминается в с. Костомарово

Споры вокруг каноничности

Несмотря на почитаемость и популярность иконы, споры вокруг ее каноничности не утихают. Многие считают ее обычным произведением живописи.

Изображение Иосифа, обнимающего Марию за плечи и смотрящего только на нее, вызвало шквал бурной критики со стороны церкви. Суровые церковные служители усмотрели в этом сексуальный подтекст. По Библии дева Мария зачала Иисуса от Святого духа, будучи непорочной. Иосиф был ее официальным супругом преклонного возраста, без супружеских отношений. На иконе он изображен в образе молодого мужчины.

Прежде чем поддерживать критиков, следует вспомнить, что у христиан нет четко прописанных канонов в части писания святых образов. Повеление Стоглавого Собора призывать иконописцев «творить по Рублеву» никем не регламентировалось и не воплощалось на практике.

Объятия супругов можно трактовать как символ гармоничной и любящей семьи. Что в этом плохого? Популярность изображения говорит о том, что она вызывает теплые чувства у верующих и заслуживает полного права считаться святыней. Многие церковные лавки продают этот образ, хотя икона официально не канонизирована.

Объятия супругов можно трактовать как символ любящей семьи

Икона Святое Семейство в православии и католицизме

Отношение к иконе у представителей различных конфессий неоднозначное. Если православие отнеслось к иконе враждебно, усматривая в изображении символы плотских утех, то католицизм отнесся положительно и официально возвел в ранг святых образов. В Израиле, откуда икону предположительно привезли в Россию, она встречается всюду. В России икона обрела популярность под названием «Три радости».

День Святого Семейства в католицизме отмечается после Рождества (25 декабря) в следующее воскресенье, в России – 8 января.

Исторические факты, связанные с иконой

Откуда пошло второе название – «Три радости»? В народе ходит предание, как икона помогла одной дворянке. На нее обрушилось сразу три горя – ложно оклеветанного мужа заточили в острог, усадьбу конфисковали, а единственного сына захватили в плен. Обуреваемая горем страдалица денно и нощно молила Богородицу о чуде. Во сне ей приснилось, что она должны найти икону «Святое семейство». Ноги сами собой привели измученную женщину в Троицкий храм. Здесь она взывала к образу Святого Семейства. Скоро свершилось чудо – мужа оправдали, пленник вернулся, а имение вернули обратно. С той поры святыня носит второе название – «Три радости».

Образ семейства трепетно чтили жены, провожавшие мужей на войну. Они просили в своих молитвах уберечь их от пуль и супружеской неверности. Многие военные носили с собой маленькую иконку. Отец Льва Толстого всю Отечественную войну 1812 года проходил с образом иконы под шинелью. Сам Толстой тоже брал икону, отправляясь на оборону Севастополя в 1854 году. Эти факты изложены в путеводителе по музею-усадьбе «Ясная Поляна».

Образ семейства трепетно чтили жены, провожавшие мужей на войну

«Святое семейство» играло роль талисмана и хранителя семьи царя Александра II. В 1861 году была вознесена первая хвала образу «Святого семейства». Потом текст акафиста затерялся. Очередной факт или чудо случилось в 1996 году, 8 января. Тогда после долгих споров о том, кому возносить акафист – Николаю Угоднику или «Трем радостям» – непроизвольно зажглась лампадка перед Троицей. С той поры 8 января отмечается как день «Святого семейства» или «Трех радостей».

В чем помогает икона «Святое семейство»

Святыня является символом крепкого брака, домашнего уюта и зарождения новой жизни. Ее принято дарить при рождении детей, на годовщину свадьбы и венчание.
Икона помогает во многих трудных ситуациях. Главное – молиться надо с чистыми помыслами и верой в благополучный исход события.

При каких случаях можно возносить молитвы иконе «Святое семейство»:

  • желание найти спутника жизни;
  • укрепление супружеских уз;
  • избавление семьи от ссор и невзгод;
  • благополучное возвращение с войны и дальних поездок;
  • избавление от клеветы и наговоров;
  • сохранение ясности ума и избавление от ярости;
  • возврат долгов и т. д.

Возврат долговИзбавление семьи от ссор и невзгодУкрепление супружеских уз

Говорят, что все браки совершаются на небесах. Одинокой девушке, мечтающей найти хорошего мужа, следует приобрести образ «Святого семейства» или «Трех радостей» и молиться, сосредоточившись на конечном результате.

Если девушка хочет выйти замуж только ради статуса замужней дамы, то молитвы не будут услышаны. Должно быть искреннее желание создать семью и дать начало новой жизни. Желательно сходить в церковь, исповедаться и очень серьезно отнестись к прошению супруга. Для того, чтобы молитва была услышана, следует уединиться, покрыв голову платком, и зажечь свечу перед иконой. Текст молитвы встречается разный, но можно просить своими словами, идущими от сердца и свидетельствующими о чистоте помыслов.

Все молитвы о даровании мужа совершаются с чистыми помыслами. Нельзя просить чужого мужа, разрушать чужие семьи и стремиться к браку по расчету.

Молитвы иконе «Святое Семейство»

«О, Пресвятая Дева, Мать блаженнейшего Сына, и всеблагой обручник Иосиф, заступники и ходатаи всех христиан!

Услышьте наши молитвы, умолите Сына Вашего и Бога нашего Иисуса Христа, да дарует каждому по его потребностям: грешникам даст действенное вразумление, исправление и спасение, находящимся в бедах и скорбях — помощь и утешение, озлобленным — умягчение сердец, малодушным — терпение и надежду, живущим в радостях и процветании — постоянную благодарность Господу, больным — исцеление.

О, святые Родители божественного Сына, будьте милосердны ко всем, почитающим Вас, и свите нам всем мощный покров вашего заступничества от врагов видимых и невидимых. Утвердите в любви, верности и единомыслии пребывающих в супружестве, детей воспитайте, юношеству даруйте целомудрие и откройте их умы к восприятию учения.

Оградите от домашних ссор родственников и наградите их миром. Всем нам подайте друг ко другу любовь, согласие и понимание, благочестие и долгие дни жизни в хорошем здравии. Мы же, обретя в Вас прочных предстателей и ходатаев, возблагодарим и вместе с вами прославим Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Во веки веков! Аминь!»

Следует помнить, что наряду с прошением должны присутствовать и слова благодарения в адрес Богородицы и Господа. Люди не должны вспоминать Бога только в трудные минуты. Икону нужно купить и хранить у себя дома. Ее можно заказать через интернет или приобрести в церковных лавках под названием «Три радости».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Икона Божией Матери Иерусалимская

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской.

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе — Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

Тропарь, глас 4

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

Тропарь, глас 3

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Молитва

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.