Икона спас эммануил

Загадки «Спаса Эммануила»

Икона «Спас Эммануил» после реставрации

В зале № 20 Государственного Исторического музея, оборудованном специально замутненными стеклами, не пропускающими яркого света, «прописалась» после почти 10-летней реставрации уникальная икона «Спас Эммануил» – значительных размеров (2,24 м х 1,2 м), выполненная в редчайшей технике, сочетающей иконопись на атласном шелке и аппликацию, и… таящая многие не разгаданные еще загадки.

В 1925 году через Воскресенские ворота, пока еще не снесенные большевиками, продвигался кортеж машин с необычным грузом: везли из Высоко-Петровского монастыря в Государственный Исторический музей четыре огромные композиции, выполненные в редкой технике, сочетающей иконопись на атласном шелке и аппликацию. Это были образ «Спас Эммануил», портрет патриарха Никона (он сейчас располагается в соседнем зале музея) и еще два панно – «Богоявление» и «Проповедь Иоанна Предтечи». Все они были определены в так называемый Отдел религиозного быта (ныне Отдел древнерусской живописи) и на долгие десятилетия погребены в запасниках.

Увы, произведения, выполненные в подобной технике, обычно чрезвычайно хрупки. И когда в начале нашего столетия современные мастера приступили к реставрации иконы «Спас Эммануил», та была в очень тяжелом состоянии. Одновременно группа специалистов занялась исследовательской работой. Дело в том, что неясно происхождение этого выдающегося памятника русской иконописи конца ХVII века. Для какого храма и в каком году был написан образ «Спас Эммануил»? Кто писал этот образ? Каковы первоначальные этапы истории ее бытования?

Заведующая Отделом древнерусской живописи Государственного Исторического музея Людмила Тарасенко с компьютерной реконструкцией иконы

Вот что рассказывает Людмила Тарасенко, заведующая Отделом древнерусской живописи музея, кандидат искусствоведения:

– С памятниками такого уровня всегда проводится очень серьезная, тщательная работа. В данном случае у нас до сих пор нет точных данных о том, когда, кем и для какого заказчика была сделана икона «Спас Эммануил». Это требует комплексных работ, которые еще продолжаются. Чтобы выяснить, например, какими материалами пользовался мастер, производились макросъемка, рентгенографирование, колористическая реконструкция, необходимая из-за значительных изменений цвета тканевой основы. Только после этого можно попытаться найти аналоги в иконописи того времени, чтобы определить авторский почерк иконописца.

Очевидно, что иконография данной иконы выходит за рамки русской традиции. С одной стороны, в православном искусстве с древности были распространены образы Христа в отроческом возрасте, которые и представляют иконографический тип, называемый «Спас Эммануил». Это имя связано с пророчеством Исаии и в переводе означает «С нами Бог». Однако в данном случае мы видим введение новых деталей, имеющих явное западное происхождение, что характерно для русского искусства того времени.

Сравнительно недавно было высказано предположение, что автор данной иконы – Богдан Салтанов, известный царский иконописец (конец ХVII века, состоял в штате живописной мастерской Оружейной палаты). Среди возможных авторов называется также поляк Василий Познанский, родом, возможно, из Познани. Как он оказался в России, неизвестно, но в 1670 году он числился учеником в мастерской русского живописца Ивана Безмина, а вскоре стал работать самостоятельно.

Надо сказать, что в минувшем веке информации об авторстве поступивших в музей работ было просто недостаточно. Сейчас у нас иная техника, больше документов, поэтому и выводы наши будут более корректными.

Мы изучали, как попали в Высоко-Петровский монастырь те произведения, которые оказались в нашем музее. В 1873 году архимандрит Григорий, писавший историю этого монастыря, отмечал, что портрет патриарха Никона поступил из дома князя Василия Голицына, могущественного главы Посольского приказа. Однако другие вещи, которые в то время находились в Высоко-Петровском монастыре, он почему-то не связывает с домом Голицына.

Тем не менее, изучение различных документов и описей монастыря позволяет сделать предположение, что все эти иконы находились в доме Голицына и были переданы Петром I в Высоко-Петровский монастырь, когда сам Голицын оказался в ссылке после воцарения Петра и, соответственно, завершения своей активной государственной деятельности. Известно, что со стороны самого царя и его родственников по матери было особое внимание к этой обители. Здесь, в Боголюбской церкви, были похоронены члены семьи Нарышкиных, в том числе убитые во время стрелецкого бунта 1682 года братья царицы Наталии Кирилловны.

Остаются вопросы, которые пока трудно решить, в том числе следующие: кто был заказчиком этих огромных икон – «Спаса Эммануила», «Богоявления» и «Проповеди Иоанна Предтечи»? Трудно представить, что такие иконы были написаны просто для частного дома. Наиболее убедительные предположения, наверное, со временем будут приняты, но подтверждающих документов пока не найдено.

О портрете патриарха Никона можно сказать следующее. В 1681 году умирает патриарх Никон, в 1682 году, скорее всего, пишется его портрет. Царь Федор Алексеевич возобновил работы в Новоиерусалимском монастыре; кроме того, он очень почтительно относился к патриарху Никону, настоял, чтобы отпели того по патриаршему чину; ходатайствовал перед восточными патриархами о том, чтобы поминать Никона именно как патриарха. Вполне реально, что он мог заказать портрет патриарха Никона в это время.

При этом в то же время – в 1681–1682 годах – ведутся работы в храме Воздвижения Креста Господня (Распятском храме Московского Кремля). Там делается и уникальный, широко известный иконостас, выполненный в той же технике, что и обретенные нами иконы. Вполне возможно, что параллельно делаются и те иконы, о которых мы сейчас говорим. В Распятской церкви был очень похожий образ аналогичной иконографии и такого же размера. То есть вполне возможно, что работы шли одновременно, но мы не знаем, для какого храма. Существуют и другие версии, но каждая из них не имеет пока доказательной базы.

Сегодня можно с уверенностью сказать одно: икона «Спас Эммануил» требует огромной исследовательской работы, которая будет продолжена нашим музеем.

Бригадой реставраторов, работавших над восстановлением иконы, руководила Ольга Лантратова, заместитель заведующего Отделом реставрации фондов Исторического музея, кандидат химических наук.

– Икона «Спас Эммануил» выполнена в технике многокомпонентной аппликации из тканей, тесьмы, золоченой бумаги и фрагментов иконописи на атласном шелке, смонтированных на деревянной основе; такую технику принято называть «тафтяной», – говорит она. – В отдел реставрации икона поступила, можно сказать, в аварийном состоянии: сквозные трещины деревянной основы, многочисленные потертости, вздутия, сечения, выпадения и утраты шелковых аппликаций, следы ржавых канцелярских кнопок на ткани, значительное поверхностное загрязнение. На многих текстильных аппликациях искажен авторский колорит. Кроме того, во время реставрации памятник попал в экстремальные условия в связи с протечкой.

Была проделана, действительно, титаническая работа. Приведу лишь такой пример: мы создали компьютерную реконструкцию иконы, и остатки красителей, находившихся на ней, позволили определить ее цвета того времени – красно-синие. По контуру иконы идет широкая тесьма, которая имитировала раму. Так вот, на реконструкции опять же все это воссоздается в ярких тонах. Но реставраторы не имеют право вносить исправления, и сейчас все оставлено здесь в золотых, а не красно-синих тонах, потому что цвета совершенно выгорели.

Доктор исторических наук Вадим Егоров, заместитель директора Исторического музея по научной работе, обратился к фотокорреспондентам, присутствовавшим на презентации иконы «Спас Эммануил», с просьбой меньше фотографировать со вспышкой: чем меньше света будет получать эта икона, тем больше она сохранится, – так сказали реставраторы.

– Мы являемся свидетелями уникального события в жизни Исторического музея – возвращения бесценного памятника русской культуры, – подчеркнул он. – Для этого были привлечены лучшие реставрационные силы страны. И в итоге мы имеем одно из высочайших достижений не только нашего музея, но и – не побоюсь сказать – мировой реставрации. Мы предпринимаем серьезные усилия, чтобы сохранить эту икону для грядущих поколений; поэтому будут созданы дополнительные, особые условия ее демонстрации.

Спас Эммануил

Спас Эммануил. Симон Ушаков, 1697 г., Москва, Исторический музей.

По традициям иконописи Иисуса Христа принято изображать в возрасте проповедничества, то есть около 30 лет, и это не случайно. Крещение, проповедь, чудеса и мученическая смерть на кресте с последующим воскресением и вознесением на небеса — именно эти события определяют и догматический, и богословский подтекст изображения Спасителя. Исключение составляют лишь два типа икон. Первый — различные вариации на сюжет Рождества, особенно популярный в западной католической и протестантской культуре. Изображение младенца Христа в яслях, в данном случае, это не столько иконописный образ, сколько элемент художественной композиции, живущей, как жанр, по своим особым законам. Второе исключение объединяет иконы, которые представляют Иисуса Христа в детском или отроческом возрасте и относятся к иконографии «Спаса Эммануила».

Иконография «Спаса Эммануила» основана на отдельных фрагментах библейских текстов и, с точки зрения христианской догматики, неоднозначна. Имя Эммануил, что означает «С нами Бог» впервые встречается в книге ветхозаветного пророка Исайи, где сказано: «Итак, сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил».Можно также отметить слова из Евангелия от Луки, который писал: «И когда он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник». На основании этого текста образ Спаса Эммануила обычно рассматривают как изображение Христа в возрасте 12 лет.

По распространенной версии появление иконографии Спаса Эммануила стало ответом церкви на ересь Нестория, отрицавшего божество Спасителя до Крещения. В противовес этому, каноническая иконография представляет отрока Иисуса в нимбе как символе святости и со свитком, который символизирует учение. В части деталей иконография Спаса Эммануила фактически не имеет отличий от образа Пантократора. Отрок одет в те же царственные одежды, красный гиматий и синий хитон, и даже нимб над его головой имеет особую крестчатую форму. Соответственно, близок и смысл икон: прославление Христа как Царя небесного на земле. Другое значение связано с образом Предвечного Младенца, символизирующего идею предопределенности, исполнения божественного замысла, о котором пророчествовал Исайя.

«Спас Эммануил с архангелами (ангельский деисус). Ок. 1190 г., Третьяковская галерея.

Иконография Спаса Эммануила сложилась довольно рано. Старейшие из известных сегодня изображений встречаются в итальянских мозаиках VI-VII веков. На Руси, помимо самостоятельных икон, широкое распространение получили так называемые «ангельские деисусы» — трехчастные изображения Спаса Эммануила с предстоящими ангелами. Считается, что до появления традиционных высоких иконостасов ангельские деисусы размещались на низких алтарных преградах.

Самостоятельные иконы Спаса Эммануила встречаются редко. Значительно более распространены изображения младенца Христа на руках Богоматери, которые формально также относятся к иконографии Эммануила, однако существенно отличаются по содержанию и художественному исполнению. В частности, младенец на таких иконах обычно младше, он облачен в золотистые или белые одеяния, а в руках его может отсутствовать свиток. Известна также иконописная схема «Недреманное око», которая представляет образ Эммануила как иллюстрацию на стихи 120 псалма: «Не дремлет и не спит Хранящий Израиля». Отрок Христос изображается возлежащим на вершине горы с предстоящими Богородицей и архангелом, держащим крест.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:48 506 582 947
  • ✪ Еммануил
  • ✪ Игорь Косован » Партнерство» (14.10.2018) 1 служение
  • ✪ Тони Сазарленд »Перезагрузка» (26.08.2018) 2 служение

Субтитры

  • 1 См. также
  • 2 Примечания
  • 3 Литература

Спас Эммануил. Симон Ушаков

Спас Эммануил, Еммануил (ивр. ‏עמנואל‏‎ «с нами Бог») — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте.

По традициям иконописи Иисуса Христа принято изображать в возрасте проповедничества — около 30 лет. Исключение из этой традиции составляют два типа икон.

Первый тип. Различные вариации на сюжет Рождества. На иконах этого типа Иисус Христос изображается младенцем в яслях.

Второй тип. Иконы, изображающие Иисуса Христа в детском или отроческом возрасте. Такие иконы относятся к иконографии Спаса Эмманиула.

Иконография Спаса Эммануила основана на отдельных библейских сюжетах и, с точки зрения христианской догматики, неоднозначна.

Иконографический образ Спаса Эмманиула связан с пророчеством Исаии (Исаия. 7:14):

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»

На рубеже Ветхого и Нового Заветов это пророчество было приведено Ангелом Иосифу: «родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус…А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:21-23). Таким образом, образ Спаса Эммануила утверждает, что Глава церкви, Иисус Христос, — Тот Самый Мессия, о пришествии Которого Бог сообщал на протяжении всего Ветхозаветного периода.

Образ Спаса Эммануила подчёркивает реальность соединение во Христе двух природ: Божественной и человеческой. Утверждая, что младенец Христос был и Истинным Богом, Царём Неба и земли, икона разоблачает ересь Нестория, отрицавшего Божество Иисуса до Крещения. Образ также воспроизводит истину о реальности вочеловечивания Сына Божия, отвергая при этом ересь докетов, пытавшихся доказать, что Сын Божий в действительности не был человеком, а только призрачно представал перед людьми в человеческом облике. Икона же ясно показывает, что Христос жил и рос как человек.

Тип Христа Эммануила как самостоятельное изображение возник в VI веке в мозаиках Сан-Витале. Такое же самостоятельное изображение этот иконографический тип приобретает в ранних домонгольских оглавных «Ангельских» деисусах, где Спас Эммануил изображён с предстоящими ангелами. Тема Эммануила, «рождённого, несотворённого», развивалась в иконографии XIV веке в византийском и балканском искусствах.

Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока, как самостоятельным, так и в составе более сложных композиций икон, как, например, Богоматерь с Младенцем (Ярославская Оранта, около 1218 года, собрание Третьяковской галереи), Собор Архангелов (XIV век, Третьяковская галерея) и др. В русской иконописи Спас Эммануила чаще всего встречался в оплечном варианте изображения (середина 3-частного «Ангельского» деисуса (около 1190 года, Третьяковская галерея).

Отрок Христос изображается в хитоне и гиматии, со свитком в руках. Образ Христа-отрока отмечен » печатью духовной зрелости. Черты лица неоформлены, по-детски полны. Волосы волнисты, высокий лоб широк, взгляд не по возрасту серьёзен (икона «Спас Эммануил». Фёдор Романов, 1909 год, Мстёра.).Передача детей как маленьких взрослых вообще характерна для иконописи, но взгляду Эммануила свойственна особая не детская серьёзность. Упор на детские черты и «живоподобие» Младенца Христа проявляется с XIV в. под влиянием западной живописи.

В русской иконописи Спас Эммануила чаще всего чаще всего в оплечном варианте изображения, например, в середине 3-частного «Ангельского» деисуса (около 1190 года, коллекция Третьяковской галереи). Особое развитие получили небольшие иконы Спаса Эммануила в XVI веке.

  • Эммануил на иконе Отечество, «Троица Новозаветная»
    Новгород, XIV в.
  • Эммануил на иконе Богородицы Оранты, «Ярославская Оранта»
    Ярославль, ок. 1218
  • Спас Эммануил с ангелами, «ангельский деисус»
    Владимир (?), ок. 1190

Спас Эммануил (с ангелами)

Эммануил (евр. — с нами Бог) — одно из пророческих имен Бога Сына (Иисуса Христа), употребленное в пророчестве Исайи: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7.14). Особый иконографический тип, представляющий Христа-отрока, используется, как правило, в композициях на тему воплощения («Богоматерь Знамение», «Собор архангелов» и др.), а также в сложных символических композициях, в которых присутствуют темы предвечного существования Христа и поклонения Жертве. Тип юного Христа был широко распространен еще в памятниках раннехристианского искусства, саркофагах и живописи катакомб. C конца IV в. начинается процесс размежевания двух основных типов изображения Христа — исторического и символического, за последним и закрепился образ отрока и имя Эммануил. Так, безбородый Христос многократно изображался в ветхозаветных теофаниях-видениях пророков. В дальнейшем возникает устойчивая и преимущественная связь этого изображения с алтарем и жертвенником. Христос-Младенец — один из наиболее жертвенных образов воплощения Логоса, младенческий возраст Христа Еммануила символизирует образ обоженной непорочной плоти, т.е. нетленность приносимого в жертву Агнца. С образом Эммануила сопряжена и эсхатологическая проблематика Второго пришествия, идея «обновления твари», т.е. очищения ее от греха и введения праведных в царство небесное. Этот аспект также разрабатывался в искусстве, что привело к созданию композиций теофанического характера, в центре которых помещалась мандорла с Эмммануилом, окруженная символами евангелистов, либо Эммануил в окружении небесных сил. Число изображений Эммануила и своеобразных иконографических тем, с ним связанных, увеличивалось, когда возникали споры о таинстве воплощения, о почитании икон или же о том, кому приносится евхаристическая жертва. Это периоды, следовавшие после Четвертого вселенского (Халкидонского) собора 451г., после победы иконопочитателей и установления празднования Торжества Православия в 842 г., после константинопольских соборов 50-60-х гг. XIIв. В связи с последними появляется ряд новых иконографических типов, прежде всего «Поклонение жертве» или «Служба святых отцов», ставшей обязательной частью декора алтарной апсиды и жертвенника. Образ Эммануила в медальоне помещается в это время в апсиде или на восточной стене и сводах. Одной из известнейших и старейших икон с изображением Эммануила является рассматриваемый «Чин с Эммануилом и двумя архангелами». Он, предположительно, был создан как фрагмент темплона одного из владимирских соборов, помещавшийся над входом в жертвенник и такое же расположение было повторено в Успенском соборе Московского Кремля. Предположительно, этот образ попал в Москву из Владимира в 1518 году с другими чтимыми святынями.

Спас Эммануил с ангелами

История

Икона датируется серединой XII века (В. И. Антонова, Н. Е. Мнёва) или его концом (В. Н. Лазарев). По мнению академика Лазарева, икона могла быть написана мастерами, расписывавшими Дмитриевский собор во Владимире по приглашению князя Всеволода Большое Гнездо. Из Владимира икона была привезена в Москву в 1518 году для поновления и осталась в Успенском соборе Московского Кремля где находилась над северными дверями иконостаса, ведущими в жертвенник. В Третьяковскую галерею поступила из Оружейной палаты в 1936 году. В тот же год была раскрыта И. А. Барановым.

Связь иконы с Владимиро-Суздальской Русью предполагал еще И. Грабарь, который датировал икону XII в. В.Н. Лазарев подробно обосновал данную атрибуцию. Искусствовед Г. С. Колпакова датирует икону последней третью XII века, связывает её происхождение с Владимирской Русью и особо отмечает, что размеры иконы идеально вписываются в пролёт жертвенника храма Покрова на Нерли. В каталоге Государственной Третьяковской галереи 1963 г. икона датировалась серединой XII в. и ей приписывалось новгородское происхождение, однако в каталоге 1995 г. в атрибуции иконы уже указано конец XII в. и Владимиро-Суздальская Русь.