Иконы благовещение Пресвятой Богородицы

По старинным традициям русско-православной церкви, каждый год, 7 апреля, верующие люди торжественно отмечают праздник – Благовещения Пресвятой Богородицы. Согласно библейским религиозным сказаниям, именно в этот день архангелом Гавриилом была сообщена радостная весть Деве Марии о том, что в скором времени у неё появится ребенок, который навсегда заменит престол Давида, и окажется для людей спасителем всего мира. Именно это событие и изображено на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы.

История

Главным государством-основоположником этого церковного праздника, по праву следует считать Византию. Именно в нем, предположительно, начиная с IV века нашей эры, люди стали ежегодно отмечать пророческую весть о рождении Иисуса Христа. Кроме того, в это же столетие, по приказу Святой Елены, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, началось глобальное строительство уникальных по своей архитектуре религиозных храмов, которые были возведены прямо на месте разговора двух главных героев библии Архангела Гавриила и Девы Марии.

Сюжет святыни

С момента зарождения христианского вероучения, художественный сюжет данного священного образа проиллюстрирован в разных иллюстративных формах:

  1. Архангел возвращается к Деве Марии. И находясь рядом с ней, он, информируя её радостной, предсказанной богом новостью, о появлении малыша. К числу таких композиций следует отнести, например Устюжскую икону.
  2. Постановочная композиция, состоящая из двух икон, воссоздающие в совокупности весь образ данного религиозного события. На одном из них, крупным планом представлен Гавриил, а на другой сама Богородица.
  3. Сюжет, в котором, Дева Мария изображена одна, сидящая на стуле.

Наиболее значимые и почитаемые композиции

С момента существования Римской империи было сформировано огромное количество невероятных религиозных произведений, тематическая направленность которых принадлежит известнейшему эпизоду из библии. Фрагмент Благовещенской новости отражен на живописных фресках, иконах и списках, большинству из которых удалось полностью сохранить свою первостепенную целостность. Среди них, стоит отметить отдельные святыни, представляющие многовековую ценность, а также ряд других религиозных композиций, которые были написаны относительно недавно.

При этом, несмотря на существенную разницу во времени создания икон Благовещения, каждая из существующих на данный момент образов, является поистине священной, обладая высшими чудотворными свойствами.

К числу наиболее известных святынь, особым признанием у местных горожан пользуются следующие виды:

Икона Андрея Рублёва

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы была создана автором в начале 15 века. На данный момент времени её можно увидеть в Троицком Соборе, где она продолжает благополучно сохранять свой подлинный старинный облик. Многие эксперты утверждают, что икона, созданная автором Андреем Рублевым, со временем утратила некоторые контуры лица и тела главных мифических героев, однако, их общий внешние очертания и полноценный силуэт святыни является понятным и уникальным для всех посетителем данного церковного собора.

Икона из мозаики

Она украшает внешний архитектурный вид Киево-Софийского собора. Прямо около алтарной арки, на внешней стороне длинных вертикальных столбов, возвышается архангел Гавриил и Богоматерь, в мозаичной композиции «Благовещение».

Присмотревшись на уникальную иллюстрацию иконы Благая весть, представляющая собой особую разновидность декоративно-прикладного искусства, видно, как Богоматерь по замыслу автора устремляет свой взгляд в сторону архангела, оставив ненадолго свои повсеместные дела. Архангел Гавриил, обращенный лицом к Деве Марии, сообщает ей радостную весть, держа в левой руке свой жезл.

В чем помогает икона Благовещения Пресвятой Богородицы

За время существования иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и её точных списков, людьми было зафиксировано огромное количество невероятных и судьбоносных явлений, доказывающие наличие уникальных чудотворных свойств, которыми обладает данный мифический образ.

Её значение крайне велико в жизни каждого современного человека. Икона Благовещение помогает справиться и преодолеть тяжелые душевные травмы, а также болезни. Среди них следует выделить следующие:

  • очищение от греха;
  • избавление от скверных и тяготеющих мыслей;
  • помощь в предотвращении бесплодия;
  • освобождение от вредных привычек.

Молитва иконе Благовещения

Обращаться к иконе Благовещения необходимо, прочитав молитву. Она звучит следующим образом:

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики

Благовещение — один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9).

Росписи катакомб Присциллы. Середина III в (?). Рим

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.

Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент

Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан

Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.

Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить — указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).

Устюжское Благовещение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 30-40-е г. XII в. ГТГ, Москва

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва

В конце XIII — начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери.

Византийская икона. 1-ая четв. XIV в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки — это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Богородица из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков.

Резная икона из слоновой кости. 2-ая пол. X в. Византия. Государственный Эрмитаж. Фрагмент

Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы.

Благовещение у источника. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

Благовещение у кладезя. Фреска ц. Перивлепты в Охриде. 1295 г. Македония

Саркофаг Браччофорте. Нач. V в. Равенна, Италия

Диптих из слоновой кости. VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Шелковая ткань из «Латеранского сокровища». VI-VII в. Музеи Ватикана

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим

Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. 989 г. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Фреска пещерной церкви Пюренли Секи. X- 1ая пол. XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Токали Килисе. X-XI в. Гёреме, Каппадокия,Турция

Софийский собор. Около 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты мозаики на алтарных столбах

Архангел из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Византийская икона. Конец XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Архангел из композиции «Благовещение». Фреска церкви св.Георгия в Курбиново. 1191г. Македония

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 г. ГТГ, Москва

Назарий Истомин Савин. Икона из Михайло-Архангельского монастыря Великого Устюга. 1614-1615 г. Северо-Двинский музей

Симоне Мартини. Благовещение с двумя святыми. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция

Донателло. Алтарь Кавальканти. Около 1435 г. Церковь Санта Кроче, Флоренция

Рогир ван дер Вейден. 1445 г. Лувр, Париж

Фра Беато Анджелико. 1450 г. Фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Леонардо да Винчи. 1472-1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Антонелло да Мессина. Мария Аннунциата. Около 1476 г. Национальный музей, Палермо

Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Вид в закрытом положении. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Сандро Боттичелли. 1489-1490 г. Галерея Уффици, Флоренция

«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)
Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)

(празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемый образ, созданный в нач. XII в. в Вел. Новгороде (в наст. время в ГТГ). История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и др. письменных источниках XVI-XVII вв., из к-рых следует, что она была привезена в Москву из Георгиевского собора новгородского Юрьева мон-ря в сер. XVI в. Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв. XVII в. ее перенесли в Успенский собор. В Описи Успенского собора 1627 г. икона названа «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо».

В течение XVII в. история происхождения иконы была забыта, и в XVIII в. ее ошибочно отождествили с Устюжской иконой Божией Матери. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп. Прокопия Устюжского (по списку XVII в.), к-рый молился перед иконой Богородицы об избавлении в 1290 г. Устюга от побиения «каменным градом». Безуспешные розыски в XVIII в. в Вел. Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного наряду с такими святынями, как каменная рельефная икона вмч. Георгия-змееборца (ГММК) и Житие прп. Прокопия Устюжского (РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 13658, XVI в.). По благословению великоустюжского архиеп. Гавриила с иконы в 1747 г. была сделана копия, к-рую торжественно перенесли в Вел. Устюг. Архиеп. Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни прп. Прокопия. В 1783 г. в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архим. Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью прп. Прокопия Устюжского.

На иконе (229´ 144 см, с надставленными полями — 238´ 168 см) Богородица представлена стоящей на подножии у престола (первоначальный красочный слой с левкасом здесь утрачены); в руках Она держит моток красной пряжи. Арх. Гавриил изображен с простертой благословляющей десницей, в левой руке — жезл, крылья опущены (написаны на новом левкасе XVI в.?). Иконографическая особенность этой иконы — образ воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, изображенный на груди Божией Матери поверх складок Ее мафория; вверху в небесной полусфере, в овальной сине-голубой мандорле-славе,- образ Иисуса Христа в облике старца Ветхого Денми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г., устюжане пожертвовали 8 тыс. р. на изготовление новой ризы в 1818 г. На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия (не сохр.).

С новгородской иконы в Московском Кремле были сделаны списки для местного ряда Архангельского (241´ 184 см, сер.- 2-я пол. XVI в.) и для Благовещенского соборов, с клеймами Акафиста на полях (заменил древнюю новгородскую икону; 155´ 129 см; 1-я четв. XVII в.). Во 2-й пол. XVI-XVII в. изображения Благовещения с образом воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, повторявшие иконографию древней чудотворной иконы, были многочисленны. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях (напр., в Благовещенском соборе Сольвычегодска), в лицевом шитье; имеются варианты, в к-рых арх. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу — гора с пещерой (иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря). В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское».

Ист.: Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон, дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето // ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Ч. 3. С. ГI ; Новгородская II летопись (под 1561 г.) // Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 93; Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно. СПб., 1876. Стб. 387-388, 571. (РИБ; Т. 3).

Лит.: Лёвшин А. Г. Ист. описание Моск. Большого Успенского собора. М., 1783. С. 17-18; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 20, 100, 116; Истомин Г. Указатель святыни и достопримечательностей моск. Успенского собора. М., 1888. С. 15-16; Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. и рус. СПб., 1892. С. 29-30; Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1898. С. 48, 82-85, 127, 145; Смирнов Я. И. Устюжское изваяние Св. Георгия Моск. Большого Успенского собора. М., 1915. С. 53, примеч. 2; Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 39-43, ил. 24, 25; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. № 4. С. 54-58. Илл. 19-21; Grabar A. Christian Iconography: A Study of Its Origins. L., 1969. P. 128, il. 305; Живопись домонгольской Руси: . М., 1974. С. 32-36. Кат. № 4; Лазарев В. Н. Рус. живопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. С. 34-36, 164. Кат. № 4; Древнерусское искусство X — нач. XV в.: Кат. собр. . М., 1995. Кат. № 7. С. 47-50; Щенникова Л. А. Благовещение Устюжское // Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 246-263; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» нач. XII в. // ДРИ. СПб., 2002. Русь и страны визант. мира, XII в. С. 517-538.

Л. А. Щенникова

Устюжское Благовещение

Праздник прошел и отдание уже было, а из сердца никак не уходит…
Есть некая новгородская икона Божьей Матери «Устюжское Благовещение» писанная в 12 веке. Почему икона Благовещения названа Устюжской доподлинно не известно. Но спустя столетие пришел в Новгород иноземный князь и богатый купец Гланда Камбила, ныне святой Прокопий Праведный. Как бы там ни было, пробыв в Новгороде некоторое время, он уходит именно в Устюг и это могло быть связано каким-то образом с этой иконой.
В Устюге он стал первый юродивым на Руси, и где до самой кончины в 1303 году, жил в полном аскетизме, безропотно вынося человеческие насмешки и суровый северный климат
Из маленького городишки, а лучше сказать поселения, Устюг дорос до «Великого» к 16-му веку, во время правления Ивана Грозного. Он же приказал привести «Устюжское Благовещение» в Москву и заказал списки с этой иконы для главных соборов Руси. Считается, что икона появилась в столице в 1574 году, в котором состоялись три главные события в жизни страны и Ивана Грозного: «венчание» Ивана Грозного на царство, венчание с Анастасией — пра-пра-внучкой Прокопия Праведного и собственно канонизация Прокопия Праведного.
Днем памяти Прокопия Праведного на Московском соборе было установлено 21 июля (день его кончины). В этот день в 1579 году в Казани, взятой в 1552 году Иваном Грозным, была обретена Казанская икона Божьей Матери.
По указу Иван IV поместили «Устюжское Благовещение» в иконостас Успенского собора в Кремле. Были написаны списки для Архангельского собора (служившего великокняжеской усыпальницей) и для Успенского собора Троице-Сергеевой Лавры.
В обоих соборах «Устюжское Благовещение» стоит второй иконой налево от Царских врат.
Ныне «Устюжское Благовещение», хранится в Государственной Третьяковской галерее (зал №56 – искусство домонгольской руси)
До последнего времени существовало мнение, что икона в середине XVI в. (между 1566–1568 гг.) привезена в Москву из Устюга Великого: перед нею, будто бы, в 1290 г. молился Прокопий Устюжский об отражении «тучи каменной» от города, в котором он жил.
«…Св. Прокопий, Христа ради юродивый, объявил однажды всенародно, что Бог за грехи людей хочет наказать их и что город страшно погибнет. Прокопий умолял их прибегнуть к покаянию и просить Бога о помиловании. Ответом на призыв к покаянию были насмешки. Дни и ночи Прокопий плакал и рыдал неутешно, оставаясь на паперти церковной молиться непрестанно за всех.
Чрез неделю после проповеди Прокопия о близости наказания, в воскресенье, в полдень, явилось на небосклоне черное облако; приближаясь к городу, оно росло и наконец легло над ним черною тучею. Тьма сделалась необычайною, так что люди не узнавали друг друга; раздавались страшные удары грома, беспрерывная молния, прорезывавшая густую тьму, освещала ужас и оцепенение всякого создания; земля колебалась от ударов, воздух сделался удушлив.
Увидев грозящую гибель, народ вспомнил о проповеди Прокопия; тогда все бросились в храмы и особенно в соборную церковь к иконе Божией Матери, пред которою Прокопий не переставал проливать слезы, умоляя Ее, да ходатайствует пред Сыном Своим за людей согрешивших! И весь народ, воздев руки, со слезами вопиял ко Господу и с воплем покаяния просил заступления Божией Матери, да отвратится гнев, праведно на него движимый. Рыдания раскаивающихся мужей и жен, стоны невинных детей, моления дряхлых старцев — смешались с обильными слезами угодника Божия Прокопия.
Вслед за сим стала ощущаться перемена в воздухе; страшная туча с громом и молниями отошла от города верст на 20 и там над пустынным местом разразилась, как дождем, раскаленными камнями; лес был поломан ими и сожжен, но ни один человек, ни одно животное не погибло от праведного гнева Божия, отвращенного от людей заступлением Богоматери. С тех пор народ начал с полною верою прибегать к иконе Заступницы рода христианского….»
Устюжское предание возникло в 18 в. на основе эпизода жития Прокопия Устюжского, составленного веком ранее.
Однако использованные не дошедшие до нас сведения относились, по-видимому, к другой иконе, привезенной при Иване Грозном из Устюга в Москву. Путаница произошла еще в середине XVIII в., когда из Москвы в Устюг была торжественно отправлена копия кремлевской иконы.
Но и эта «легенда» не находит подтверждения в местных устюжских источниках.
В Устюжском летописном своде нигде нет упоминаний о перенесении чтимых устюжских икон в Москву (Устюжский летописный свод — Архангелогородский летописец, ред. К. Н. Сербиной, М., 1950). Кроме того, по известиям этого свода древние памятники Успенского собора в Устюге, находившиеся там при жизни Прокопия Устюжского, сгорели в 1496 г.: «Загореся церковь Успение изнутри, невесть от чего загореся со всеми иконами чудотворными и с кузнью, и сосуды, и книги, и не сняли и замка…».
Устюжские изображения Прокопия представляют его молящимся Одигитрии, а не Благовещению. Таковы иконы Прокопьевской церкви в Устюге Великом: Прокопий Устюжский в рост, молящийся Одигитрии, с житием в 24 клеймах, Прокопий Устюжский в рост, молящийся Одигитрии, с житием в 40 клеймах на полях.
Во втором сборнике «Вопросов реставрации» (М., 1928,), появившемся через восемь лет после раскрытия Кремлевской иконы, впервые, но без всякой аргументации, было высказано мнение о происхождении памятника из Юрьева монастыря. Это предположение в 1933 г. развил Д. В. Айналов, основав его на известии дела дьяка Висковатого, относящемся к 1554 г. («Розыск или список о богохульных строках и о сомнениях святых честных икон дияка Ивана Михайлова сына Висковатого…».
Данные сопоставляли с указанием II Новгородской летописи под 1561 г. («Новгородские летописи», СПб., 1879, стр. 93), по которому Иван Грозный взял из Новгородской Софии в Москву «образ Благовещения Юрьева монастыря» вместе с двумя иконами Софийского собора. Возможно, что с перевозкой двух софийских икон — Спаса с Петром и Павлом — связывается происшедшая ранее, до 1554 года, такая же отправка «к царю на Москву» иконы Юрьева монастыря.
Несмотря на путаницу с известиями 1554 и 1561 гг., в пользу происхождения Кремлевской иконы из Юрьева монастыря говорит установленное в Третьяковской галерее совпадение размеров Георгия из Юрьева монастыря (230 x 142, см. № 1) и Устюжского Благовещения (229 x 144, без позднейших доделок).
Сцена Благовещения содержится только в Евангелии от Луки (I, 26-38). Архангел Гавриил явился деве Марии у нее дома и поведал ей благую весть. «Мария же сказала Ангелу: «как будет это, когда я мужа не знаю?». Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
«Устюжское Благовещение» — один из самых лаконичных вариантов этого образа. Нет никаких второстепенных деталей. Архангел Гавриил обращается к деве Марии. Его поза статична и уравновешена.
Фигуры, их тяжеловесность, характерный каскад складок одеяния архангела, ораторский жест, обозначающий речь, отражают сильное влияние византийских традиций. Мария в мафории винно-красного цвета и темно-синем хитоне внимает архангелу. Ее поза выражает согласие.
Благовещение застало деву Марию за работой: в ее левой руке моток пряжи, нить которой свешивается с поднятой к груди правой руки, которой она бережно прикрывает проступающую на темном фоне почти прозрачную фигурку Младенца: (его имя (Иисус) условно передано сложением перстов архангела). Мы видим само Боговоплощение!
Над архангелом и Девой в синем полукруге изображен на красном престоле «Ветхий денми» (Ветхий днями — образ, в котором Бог явился пророку Даниилу в одном из его видений (Дан. VII, 9)), от его правой благословляющей руки к деве Марии протянулся тонкий голубой луч.
Высказывается предположение, что первоначально архангел Гавриил изображался без крыльев, т. к. левкас под крыльями датирован XVI веком.
К сожалению, верхний красочный слой на лике Богоматери утрачен. Моделировка лика архангела выполнена характерным для византийской живописи этого времени приемом постепенного наложения все более светлых слоев охры с последующей подрумянкой. Колорит иконы сдержан и несколько приглушен.
Тропарь иконе Божией Матери Устюжская («Благовещение»)
Вспетая и Всеславная Царице Богородице, / Мати всея твари Содетеля, / христианская Надеждо и Заступнице, / печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние, молим Тя: / милостива буди нам, грешным, / не остави раб Твоих / и не отрини моления недостойных./ Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному / святыя и чудотвбрныя иконы Твоея / и вопиюще с плавающими и путь шествующими, / да пребудет милость Твоя. / О Владычице, ризою честною защити, / и во всяцех местех злых соблюди, / и молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему, / да спасет от грех души наша.

Одно из основных событий в истории христианства — день, когда благочестивой деве Марии явился Ангел и поведал ей, что она станет матерью спасителя человечества. Произошедшее чудо нашло отражение во многих религиозных и светских художественных произведениях.

История святого лика

Благовещение Пресвятой Богородицы — один из самых значимых праздников христианского мира. По важности он стоит на третьем месте после Рождества Христова и Пасхи. О чудесном событии рассказывается в Евангелии и апокрифах первых веков христианства.

Икона Пресвятой Богородицы «Благовещение»

Библейский сюжет

Основную информацию об этом событии содержит Евангелие от Луки. Оно повествует, что Архангел Гавриил явился в дом праведного мужа Иосифа и благочестивой Девы Марии с радостной вестью. Он поведал, что Господь выбрал её для рождения Спасителя человечества. Мария смиренно приняла волю Всевышнего. На давшую добровольное согласие стать матерью Сына Господня деву снизошел Святой Дух, заполнивший её лоно.

Более подробная информация даётся в различных раннехристианских апокрифических сочинениях. Их знание играет важную роль в понимании иконографии сюжета Благовещения. В некоторых источниках говорится, что в момент явления ангела Пречистая Дева занималась плетением пурпурной завесы для храма в Иерусалиме.

В других религиозных текстах, построенных на логической основе, упоминается о двух явлениях Посланника Божия. Первое из них произошло у колодца, где Мария слышала лишь голос ангела. Оно должно было подготовить её к встрече с посланником в человеческом обличии. Описание второго явления, произошедшего в доме, практически полностью совпадает с текстом святого Луки.

Описание занятия Марии в момент появления перед ней архангела Гавриила иногда рассказывает, что она читала книгу. Исследователи предполагают, что она могла изучать Святое Писание или записи пророка Исайи, в которых предсказывалось появление богочеловека, рожденного простой женщиной.

Появление праздника

Первые изображения сюжета Благовещение, найденные в раннехристианских катакомбах, относятся ко II в. н. э. Поэтому некоторые историки христианства считают, что традиция празднования чудесного явления была заложена в апостольский период. Достоверные сведения о начале почитания Богородицы относятся к IV в., когда, благодаря деятельности святой Елены — матери Константина Великого — произошло открытие святых мест, связанных с основными библейскими событиями. Благовещение становится одним из главных христианских праздников к VII в., когда он распространился не только по Византии, но и по Европейским государствам.

Иконография

Художественное выражение праздника Благовещение создавалось на основе многочисленных письменных источников. Иконография образа Благовещение Пресвятой Богородицы складывалась на протяжении нескольких веков.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Библейский сюжет представлен в православной иконописи четырьмя основными типами, основанными на различных трактовках события, создателями Евангелия:

  1. Самым распространённым типом иконы является «Благовещение с рукоделием», созданное на основе Протоевангелия от Иакова. Жрецы иерусалимского храма решили соткать для него новую завесу. Для этого выбрали восемь дев, которые на основе жребия выбрали себе материал для работы. Марии достались пурпур и багрянец, забрав которые она вернулась домой и принялась за работу. Именно в этот момент к ней явился архангел Михаил.
  2. Образ «Благовещение с книгой», основывается на рассказе псевдо-Матфея. Он упоминает, что Мария прилежно служила Господу, посвящая своё время праведному труду и чтению священных и религиозных текстов. На основе этой записи появились иконы, изображающие читающую Деву Марию, перед которой появляется Посланник Божий.
  3. К благовещенскому типу икон относится образ «Богородица у колодца» (Предблаговещение). Сюжет, на основе которого создавался художественный образ, описывается в 11 главе Евангелия от Иакова. Дева Мария с кувшином в руках набирает воду из колодца и слышит голос невидимого ещё ангела, призывающий её радоваться. Испугавшись, она возвращается в дом и возвращается к своему занятию. Часто это изображение входит в состав житийных икон Богоматери.
  4. Икона Благовещение Пресвятой Богородицы «Се раба Господня» изображает Деву Марию, радующуюся вести, принесенной ангелом. Отличительной чертой этого извода является раскрытая перед Богоматерью книга.

На заметку! Четыре перечисленных сюжета сохраняются в иконописи на протяжении многих веков, дополняясь деталями, соответствующие духу времени. На однотипных иконах разного времени отличаются постановка и поза фигур, архитектурные и пейзажные детали.

Известные изображения

В православной церкви иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» получили широкое распространение. Они относятся к различным типам и техникам выполнения и являются одними из самых почитаемых у верующих людей.

Тиносская икона

Тиносская икона Благовещение Пресвятой Богородицы предположительно написана апостолом Лукой в начале I в.н.э. Название получила по месту обретения в 1823 году. Образ относится к типу «Богородица с рукоделием». Её нашли в земле после упорных поисков, которые начались после видения монахине Пелагии.

Сегодня икона находится в одноимённом храме на острове Тинос. Ежегодно тысячи паломников приезжают сюда и проходят на коленях путь от порта до храма, чтобы помолиться перед чудотворным образом.

Читайте о других иконах в честь Богородичных праздников:

  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Рождество Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы

Мозаика в храме Святой Софии в Киеве

Мозаичная икона, расположенная на столбах в киевском храме Святой Софии. В руках Девы Марии, одетой в синее одеяние, находится веретено с пурпурной нитью. Правая рука архангела Гавриила поднята в благословляющем жесте. В левой руке Посланника находится жезл. Он выглядит более угловатым и грузным, чем женская фигура.

Мозаичная икона Богородицы в Софийском соборе Интересно! Основываясь на разнице в технике исполнения фигур, входящих в состав композиции, исследователи считают, что над фигурами работали два мастера.

Устюжное благовещение

Особо почитается в Русской православной церкви чудотворная икона Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжная. Образ написан в начале XII века в Великом Новгороде. Своё название она получила благодаря легенде, появившейся на основе жития Прокопия Устюжского. В 1290 году блаженный Прокопия призывал жителей Великого Устюга прийти в храм и молиться, чтобы город обошла стороной страшная беда. Когда над поселением сгустились тучи, засверкали молнии и ударил гром горожане укрылись в церкви и начали возносить молитвы Небесной Заступнице. В ответ на их молитвы из иконы потекло миро, а тучи над городом рассеялись.

Интересно! Несмотря на то, что образ написали в Великом Новгороде, церковь долгое время поддерживала легенду об устюжном происхождении реликвии.

Сегодня подлинник иконы хранится в Третьяковской галерее. Но существует несколько почитаемых списков, которые хранятся в следующих храмах:

  • Благовещенском и Архангельском соборе столицы;
  • Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры;
  • Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

    Икона Богородицы «Благовещение» Устюжская

По типу икона относится к «Благовещению с рукоделием». Характерной особенностью этого иконографического извода является фигура младенца Христа, входящего в чрево Богородицы. В целом, изображение довольно лаконично, лишенное архитектурных деталей.

Благовещение Андрея Рублёва

Знаменитая икона Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащая кисти известного православного иконописца, находится в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. Как и на большинстве известных благовещенских икон Богоматерь изображена занимающейся рукоделием. Она сидит на престоле с наклоненной в сторону Божьего Посланника головой. Цветовая гамма образа очень символична и выражает радостное, праздничное настроение. В ней преобладают золотые, красные и зелёные тона.

Значение иконы

В образе Благовещения воплощены смирение, покорность и вера в Силу Господа Девы Марии, которая духовным подвигов чистоты сердца и помыслов, служением и любовью к Нему заслужила стать матерью Спасителя рода человеческого.

С другой стороны, художественное воплощение известного сюжета отражает любовь и заботу Бога о своих детях.

В чём помогает

Дева Мария на иконе представляется идеальной женщиной-матерью. Перед её образом молятся о помощи в следующих проблемах:

  • в женском и мужском бесплодии;
  • в недугах тела и души;
  • в заточении;
  • зависимости от наркотиков, алкоголя и других искушений;
  • в избавлении от грехов;
  • душевного смятения.

Вообще, к богородичным образам обращаются с любыми проблемами и горестями. Особенной силой обладает молитва, возносимая к Заступнице 7 апреля — Праздник Благовещения.

Интересно! Устюжное Благовещение имеет особый день для почитания — 24 марта.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы — художественное воплощение важного для каждого христианина события. Она учит смирению, кротости и доверию промыслу Бога, который любит всех своих детей.

Икона Благовещения Божией Матери