Имя рустик в православии

Рустик (мученик)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Рустик.

Русти́к — пресвитер, раннехристианский святой, почитаемый как священномученик.

Согласно преданию, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевфе́рием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии и Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темни́цу. За распространение христианства и нежелание отречься от Христа все они, по приказанию правителя Галлии, Сисиния, были подвергнуты жестоким истязаниям, а затем обезглавлены (усечены мечом).

В отдельных источниках упоминается как Рустик Клермонтский.

Разногласия по дате смерти

Основная статья: Дионисий_Парижский § Разногласия_по_дате_смерти

По дате смерти имеются существенные разногласия.

Русти́к Клермонтский считается умершим в 446 г.

В отдельных источниках упоминается Святой Рустик, умерший в 446 г.

Почитание

Память Рустика отмечается Православными церквями 3 октября по юлианскому календарю (16 октября по новому стилю), а Католической церковью — 9 октября.

Днём памяти Рустика Клемонтского называется 24 сентября.

В отдельных источниках упоминается Святой Рустик, почитаемый 24 сентября.

Интересные факты

В 2008 г. Посольство Франции в России подарило Свято-Данилову монастырю икону святого мученика Рустика Парижского в честь 25-летия возрождения обители.

При произношении имени мученика зачастую допускается распространённая ошибка: вместо верного ударения на последнем слоге оно делается на первом.

> См. также

  • Дионисий Парижский
  • Елевферий Парижский

Примечания

  • Рустик // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Смотреть что такое «Рустик (мученик)» в других словарях:

  • Рустик — Рустик: Рустик способ облицовки зданий, то же, что и Рустика. Рустик вертикальная линия по бокам филенчатой двери, отграничивающая вертикальные планки рамы дверного полотна от горизонтальных планок. Рустик Парижский пресвитер, раннехристианский… … Википедия

  • Рустик — а, муж. Стар. редк.Отч.: Рустикович, Рустиковна.Производные: Рустя; Руся.Происхождение: (Лат. rusticus деревенский.)Именины: 16 окт. Словарь личных имён. Рустик Деревенский (лат.). 16 (3) октября – мученик Рустик пресвитер … Словарь личных имен

  • Рустик (христианство) — Рустик пресвитер, раннехристианский святой, почитаемый как мученик. Cогласно преданию, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а … Википедия

  • Рустик Римский — Связать? В Википедии есть статьи о других людях с именем Рустик. Рустик Римский (лат. Rusticus) раннехристианский святой, почитаемый как мученик. Мученически пострадал в III веке вмес … Википедия

  • Рустик — св. мученик, пресвитер; за распространение веры Христовой и нежелание отречься от Христа Р., по приказанию правителя Галлии, Сисиния, был подвергнут жестоким истязаниям, а затем усечен мечом. Р. пострадал, по одним известиям, при Валериане, в 253 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ — , сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.), афинский аристократ, обращенный ап. Павлом в христианство во время проповеди в ареопаге. Согласно церковной традиции … Православная энциклопедия

  • ИУСТИН ФИЛОСОФ — (кон. I нач. II в., г. Флавия Неаполь 165, Рим), мч. (пам. 1 июня), апологет, отец Церкви. Жизнь Мч. Иустин Философ. Роспись ц. свт. Николая мон ря Ставроникита, Афон. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г. Мч.… … Православная энциклопедия

  • Иустин Философ — В Википедии есть статьи о других людях с именем Иустин. Иустин Философ Ιουστίνος ὁ Φιλόσοφος … Википедия

  • Русское личное имя — Святцы (Печатный двор, 1646 год) … Википедия

  • Список сохранившихся произведений классической латинской литературы — Список включает сохранившиеся произведения классической латинской литературы (от её возникновения до падения Западной Римской империи). Включена и нехудожественная литература, но не эпиграфика. Произведения, сохранившиеся только во фрагментах… … Википедия

Святой Рустик

Скачать эту статью

Святой Рустик — пресвитер, раннехристианский святой, почитается как священномученик. Память мученика Рустика совершается русской православной церковью — 16 октября.

Святой Рустик — пресвитер, раннехристианский святой, почитается как священномученик

Святой мученик Рустик Парижский был убит в Галлийской Лютеции в 96 году

Святой мученик Рустик был убит в Галлийской Лютеции в 96 году вместе со священномучениками Дионисием Ареопагитом, епископом Афинским и диаконом Елевферием. Убиты они были во время гонения еще при императоре Домициане.

Святой Дионисий жил в городе Афины, там же он воспитывался и получал образование. Вместе со своим другом он становится свидетелем солнечного затмения в тот самый момент, когда происходило распятие Иисуса Христа

Святой Дионисий жил в городе Афины, там же он воспитывался и получал образование. Затем он решил отправиться в Египет, где начал изучать астрономию. Вместе со своим другом он становится свидетелем солнечного затмения в тот самый момент, когда происходило распятие Господа Нашего Иисуса Христа.

Тогда Дионисий сказал, что это затмение означает либо Создателя всего мира, или то, что видимый мир кончается. Когда он вернулся в Афины, его избрали членом ареопага.

В Афинах Дионисий познакомился с апостолом Павлом, который нес слово Божие по всему миру

В это время в Афинах начал проповедовать апостол Павел. Дионисий видя его сильную веру, тоже принял его спасительное благовестие, и стал христианином. Ближайшие годы Дионисий был сподвижником апостола Павла. Он также как и он проповедовал слово Божие.

В Афинах начал проповедовать апостол Павел. Дионисий видя его сильную веру, тоже принял его спасительное благовестие, и стал христианином

Чуть позднее апостол Петр стал епископом. В 57 году Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни, когда Дионисий увидел впервые Божию Матерь, он писал апостолу Павлу о том, что нет ничего такого во всей вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати.

Никто не мог постигнуть умом то, что он видел своими собственными глазами.

Когда он был приведен пред лицо Пресвятой Девы, он пережил невыразимые чувства, которые ранее не испытывал никогда.

Перед ним заблистало какое-то Божественное сияние. «…Оно озарило мой дух» — говорил Дионисий. Он также описывал апостолу Павлу, как он чувствовал благоухание каких-то неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни его тело, не дух, просто не могли перенести этих знамений.

Он такой благодати у него изнемогало сердце, изнемогал дух. Также он говорил, что если бы не наставления Апостола, он бы сразу подумал, что это Бог, потому что просто не мог представить большего блаженства, чем то, что он ощутил в те минуты.

Когда апостол Павел умер, Дионисий был намерен продолжить его дела

Когда апостол Павел умер, Дионисий был полностью намерен продолжить его великие дела. Он отправился проповедовать дальше, в западные страны, вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Именно здесь мы впервые и узнаем о таком человеке в православии, как Рустик Парижский.

Рустик — имя римского или латинского происхождения. Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства

Первый вопрос, который возникает, когда мы слышим это имя, какое же его происхождение? Рустик — имя римского или латинского происхождения. почему можно это предположить? Полное римское мужское имя состоит из трех компонентов: первый компонент — личное имя, второй компонент — родовое имя и третий компонент — наименование ветви рода.

В пример можно привести человека с именем Гай Юлий Цезарь Калигула. Здесь Гай — это личное имя, Юлий — родовое имя Юлиев, Цезарь — из семьи цезарей, а Калигула — это уже личное прозвище. Поэтому можно предположить, что имя Рустик — латинского происхождения, так как личное имя отца обычно переходило к старшему сыну, то для того, чтобы как-то отличить сына от отца, порой употребляли третье имя.

Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства.

В одной римской надписи был дед, сын и внук именовались как Квинт Фульвий Рустик — дед, Квинт Фульвий Аттиан — сын, и Квинт Фульвий Каризиан — внук. Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства.

В одном римской истории было упоминание о Рустике Юлиане, начальнике канцелярии рескприптов. Но точно нет, не даты этой надписи, и когда именно появилось это имя.

В Галии Рустик, Дионисий и Елевферий были схвачены и казнены за веру во Христа

Многих они обратили ко Христу в Риме, после в Германии, Испании и во многих других городах. В Галии шло время гонения на христиан, в основном было распространено язычество. В этом месте и были схвачены Дионисий и его люди. За свое проповедничество они были брошены в темницу. Но это не помешало мученикам молиться и дальше Богу.

Диакон Елевферий вместе с Дионисием и Святым Рустиком были брошены в темницу и обезглавлены

Ночью Дионисий совершал Божественные литургии в сослужении Ангелов Божиих. На следующее утро все три мученика были обезглавлены. Все дивились такому чуду, когда святой Дионисий взял свою голову и с ней прошел до храма и только там упал замертво. Одна благочестивая женщина нашла останки и погребла их.

Следует сказать и о том, что большое значение для всех церкви были творения святого Дионисия. До нашего времени дошли лишь четыре его книги. В одной из них излагается христианское учение о мире Ангельском. Цель данной книги — восхождение к Богоподобию через очищение, просвещение и совершенствование.

Еще одна его книга «О мистическом богословии» излагает учение о Богопознании. Чтобы познать Господа Бога — нужно к нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Все это можно достичь только молитвой — писал Дионисий в своей книге. Именно чистая молитва, идущая от самого сердца, поможет приблизить как можно ближе Бога.

Все книги хранились почти четыре века в тайном предании богословами Александрийской Церкви. Они были известны лишь немногих, среди них был святой Григорий Богослов. Дионисий писал Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики».

Икона Рустика была передана обители Свято — Данилова монастыря от посольства Франции

Икона Рустика Парижского — дар, который был передан обители Свято — Данилова монастыря от посольства Франции в Россию. 26 августа 2008 года была проведена выставка, посвященная 25-летию возрождения монастыря. Центральным событием и стало передача первого образа парижского святого Рустика.

26 августа 2008 года была проведена выставка, посвященная 25-летию возрождения Свято-Данилова монастыря. Центральным событием и стало передача первого образа парижского святого Рустика

На церемонии открытия выставки присутствовал епископ Дмитровский — Александр Агриков. Советник посольства Франции — Александр Жиоржини от имени посла Франции вручил монастырю икону святого Рустика Парижского — образ, которого почитается как православными, так и католиками.

«…»В нашей традиции считается, что св. Рустик вместе со святым Дионисием и диаконом Елевферием принес христианство в нашу древнюю столицу, а Данилов монастырь играл и играет важную роль в истории столицы вашего государства…»

— так отметил важность связи времен и народов Александр.

Это большой шаг для духовного единения народов Франции и России. После вручения иконы Святого Рустика Парижского в Москве могут поклониться его святому образу, а также воздать свои молитвы. Те люди, которые носят имя Руслан — святой Рустик считается их покровителем.

Член Союза антикваров Российской Федерации Зоя Цветкова отметила, что по экспертным заключениям музея имени Андрея Рублева — в православной традиции иконографии святого Рустика не существует.

Иконописец, который писал данный образ, основывался только на небольшом житии святого Рустика. По словам множества экспертов, икона может стать образцом для дальнейшего развития в России иконографии Святого Рустика.

Пресвитер Рустик вместе с двумя мучениками были похоронены на горе, которая впоследствии получила название Горы Мучеников. В средние века эта гора была местом для огромного количества верующих паломников, которые хотели побывать в этом святом месте. Во Франции Святой Рустик — покровитель государственной власти.

Молиться Рустику можно читая тропарь и кондак общий ко всем священномученикам

Молиться святому Рустику Парижскому можно читая тропарь и кондак общий ко всем священномученикам.

Тропарь:

Церкве Русския столпе непоколебимый,
благочестия правило,
жития евангельскаго образе,
священномучениче (имярек),
Христа ради пострадавый даже до крове,
Его же моли усердно,
яко Начальника и Совершителя спасения,
Русь Святую утвердити в Православии
до скончания века.

Кондак:

Восхвалим, вернии,
изряднаго во святителех (или священницех)
и славнаго в мученицех (имярек),
Православия поборника и благочестия ревнителя,
земли Русския красное прозябение,
иже страданием Небесе достиже
и тамо тепле молит Христа Бога
спастися душам нашим.

Молитва:

О избранниче и угодниче Христов, священномучениче (имярек), Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя.

Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя.

Буди пастырем нашим – правило веры, воином – вождь духовный, болящим – врач изрядный, печальным – утешитель, гонимым – заступник, юным – наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Как молиться святому рустику

Святой Рустик — пресвитер, раннехристианский святой, почитается как священномученик. Память мученика Рустика совершается русской православной церковью — 16 октября.

Святой Рустик — пресвитер, раннехристианский святой, почитается как священномученик

Святой мученик Рустик был убит в Галлийской Лютеции в 96 году вместе со священномучениками Дионисием Ареопагитом, епископом Афинским и диаконом Елевферием. Убиты они были во время гонения еще при императоре Домициане.

Святой Дионисий жил в городе Афины, там же он воспитывался и получал образование. Вместе со своим другом он становится свидетелем солнечного затмения в тот самый момент, когда происходило распятие Иисуса Христа

Святой Дионисий жил в городе Афины, там же он воспитывался и получал образование. Затем он решил отправиться в Египет, где начал изучать астрономию. Вместе со своим другом он становится свидетелем солнечного затмения в тот самый момент, когда происходило распятие Господа Нашего Иисуса Христа.

Тогда Дионисий сказал, что это затмение означает либо Создателя всего мира, или то, что видимый мир кончается. Когда он вернулся в Афины, его избрали членом ареопага.

В это время в Афинах начал проповедовать апостол Павел. Дионисий видя его сильную веру, тоже принял его спасительное благовестие, и стал христианином. Ближайшие годы Дионисий был сподвижником апостола Павла. Он также как и он проповедовал слово Божие.

В Афинах начал проповедовать апостол Павел. Дионисий видя его сильную веру, тоже принял его спасительное благовестие, и стал христианином

Чуть позднее апостол Петр стал епископом. В 57 году Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни, когда Дионисий увидел впервые Божию Матерь, он писал апостолу Павлу о том, что нет ничего такого во всей вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати.

Когда он был приведен пред лицо Пресвятой Девы, он пережил невыразимые чувства, которые ранее не испытывал никогда.

Он такой благодати у него изнемогало сердце, изнемогал дух. Также он говорил, что если бы не наставления Апостола, он бы сразу подумал, что это Бог, потому что просто не мог представить большего блаженства, чем то, что он ощутил в те минуты.

Когда апостол Павел умер, Дионисий был полностью намерен продолжить его великие дела. Он отправился проповедовать дальше, в западные страны, вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Именно здесь мы впервые и узнаем о таком человеке в православии, как Рустик Парижский.

Рустик — имя римского или латинского происхождения. Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства

Первый вопрос, который возникает, когда мы слышим это имя, какое же его происхождение? Рустик — имя римского или латинского происхождения. почему можно это предположить? Полное римское мужское имя состоит из трех компонентов: первый компонент — личное имя, второй компонент — родовое имя и третий компонент — наименование ветви рода.

В пример можно привести человека с именем Гай Юлий Цезарь Калигула. Здесь Гай — это личное имя, Юлий — родовое имя Юлиев, Цезарь — из семьи цезарей, а Калигула — это уже личное прозвище. Поэтому можно предположить, что имя Рустик — латинского происхождения, так как личное имя отца обычно переходило к старшему сыну, то для того, чтобы как-то отличить сына от отца, порой употребляли третье имя.

В одной римской надписи был дед, сын и внук именовались как Квинт Фульвий Рустик — дед, Квинт Фульвий Аттиан — сын, и Квинт Фульвий Каризиан — внук. Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства.

В одном римской истории было упоминание о Рустике Юлиане, начальнике канцелярии рескприптов. Но точно нет, не даты этой надписи, и когда именно появилось это имя.

Многих они обратили ко Христу в Риме, после в Германии, Испании и во многих других городах. В Галии шло время гонения на христиан, в основном было распространено язычество. В этом месте и были схвачены Дионисий и его люди. За свое проповедничество они были брошены в темницу. Но это не помешало мученикам молиться и дальше Богу.

Диакон Елевферий вместе с Дионисием и Святым Рустиком были брошены в темницу и обезглавлены

Ночью Дионисий совершал Божественные литургии в сослужении Ангелов Божиих. На следующее утро все три мученика были обезглавлены. Все дивились такому чуду, когда святой Дионисий взял свою голову и с ней прошел до храма и только там упал замертво. Одна благочестивая женщина нашла останки и погребла их.

Следует сказать и о том, что большое значение для всех церкви были творения святого Дионисия. До нашего времени дошли лишь четыре его книги. В одной из них излагается христианское учение о мире Ангельском. Цель данной книги — восхождение к Богоподобию через очищение, просвещение и совершенствование.

Икона Рустика Парижского — дар, который был передан обители Свято — Данилова монастыря от посольства Франции в Россию. 26 августа 2008 года была проведена выставка, посвященная 25-летию возрождения монастыря. Центральным событием и стало передача первого образа парижского святого Рустика.

26 августа 2008 года была проведена выставка, посвященная 25-летию возрождения Свято-Данилова монастыря. Центральным событием и стало передача первого образа парижского святого Рустика

На церемонии открытия выставки присутствовал епископ Дмитровский — Александр Агриков. Советник посольства Франции — Александр Жиоржини от имени посла Франции вручил монастырю икону святого Рустика Парижского — образ, которого почитается как православными, так и католиками.

— так отметил важность связи времен и народов Александр.

Это большой шаг для духовного единения народов Франции и России. После вручения иконы Святого Рустика Парижского в Москве могут поклониться его святому образу, а также воздать свои молитвы. Те люди, которые носят имя Руслан — святой Рустик считается их покровителем.

Член Союза антикваров Российской Федерации Зоя Цветкова отметила, что по экспертным заключениям музея имени Андрея Рублева — в православной традиции иконографии святого Рустика не существует.

Иконописец, который писал данный образ, основывался только на небольшом житии святого Рустика. По словам множества экспертов, икона может стать образцом для дальнейшего развития в России иконографии Святого Рустика.

Пресвитер Рустик вместе с двумя мучениками были похоронены на горе, которая впоследствии получила название Горы Мучеников. В средние века эта гора была местом для огромного количества верующих паломников, которые хотели побывать в этом святом месте. Во Франции Святой Рустик — покровитель государственной власти.

Молиться святому Рустику Парижскому можно читая тропарь и кондак общий ко всем священномученикам.

Тропарь:

Кондак:

Восхвалим, вернии,
изряднаго во святителех (или священницех)
и славнаго в мученицех (имярек),
Православия поборника и благочестия ревнителя,
земли Русския красное прозябение,
иже страданием Небесе достиже
и тамо тепле молит Христа Бога
спастися душам нашим.

Молитва:

Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя.

Буди пастырем нашим – правило веры, воином – вождь духовный, болящим – врач изрядный, печальным – утешитель, гонимым – заступник, юным – наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Свя­щен­но­му­че­ни­ки Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, епи­скоп Афин­ский, пре­сви­тер Ру­стик и диа­кон Елев­фе­рий уби­ты в Гал­лий­ской Лю­те­ции (древ­нее на­зва­ние Па­ри­жа) в 96 го­ду (по дру­гим дан­ным – в 110 го­ду), во вре­мя го­не­ния при им­пе­ра­то­ре До­ми­ци­ане (81–96). Свя­той Ди­о­ни­сий жил в го­ро­де Афи­ны. Там же вос­пи­ты­вал­ся и по­лу­чил клас­си­че­ское эл­лин­ское об­ра­зо­ва­ние. За­тем от­пра­вил­ся в Еги­пет, где в го­ро­де Илио­по­ле изу­чал аст­ро­но­мию. Вме­сте с дру­гом Апол­ло­фо­ном он был сви­де­те­лем сол­неч­но­го за­тме­ния в мо­мент рас­пя­тия на Кре­сте Гос­по­да Иису­са Хри­ста. «Это или Бог, Со­зда­тель все­го ми­ра, страж­дет, или этот мир ви­ди­мый кон­ча­ет­ся», – ска­зал то­гда Ди­о­ни­сий. В Афи­нах, ку­да он воз­вра­тил­ся из Егип­та, его из­бра­ли чле­ном аре­о­па­га (вер­хов­но­го афин­ско­го су­да).

Ко­гда свя­той апо­стол Па­вел про­по­ве­до­вал в афин­ском аре­о­па­ге (Деян.17,16-34), Ди­о­ни­сий при­нял это спа­си­тель­ное бла­го­ве­стие и стал хри­сти­а­ни­ном. В те­че­ние трех лет Ди­о­ни­сий был спо­движ­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла в про­по­ве­ди Сло­ва Бо­жия. Впо­след­ствии апо­стол Па­вел по­ста­вил его епи­ско­пом го­ро­да Афин. В 57 го­ду свя­той Ди­о­ни­сий при­сут­ство­вал при по­гре­бе­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Еще при жиз­ни Ма­те­ри Бо­жи­ей Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, спе­ци­аль­но при­ез­жав­ший в Иеру­са­лим из Афин, чтобы уви­деть Бо­го­ма­терь, пи­сал сво­е­му учи­те­лю апо­сто­лу Пав­лу: «Сви­де­тель­ству­юсь Бо­гом, что, кро­ме Са­мо­го Бо­га, нет ни­че­го во все­лен­ной, в та­кой ме­ре ис­пол­нен­но­го Бо­же­ствен­ной си­лы и бла­го­да­ти. Ни­кто из лю­дей не мо­жет по­стиг­нуть сво­им умом то, что я ви­дел. Ис­по­ве­дую пред Бо­гом: ко­гда я Иоан­ном, си­я­ю­щим сре­ди апо­сто­лов, как солн­це на небе, был при­ве­ден пред ли­цо Пре­свя­той Де­вы, я пе­ре­жил невы­ра­зи­мое чув­ство. Пре­до мною за­бли­ста­ло ка­кое-то Бо­же­ствен­ное си­я­ние. Оно оза­ри­ло мой дух. Я чув­ство­вал бла­го­уха­ние неопи­су­е­мых аро­ма­тов и был по­лон та­ко­го вос­тор­га, что ни те­ло мое немощ­ное, ни дух не мог­ли пе­ре­не­сти этих зна­ме­ний и на­чат­ков веч­но­го бла­жен­ства и Небес­ной сла­вы. От Ее бла­го­да­ти из­не­мог­ло мое серд­це, из­не­мог мой дух. Ес­ли бы у ме­ня не бы­ли в па­мя­ти твои на­став­ле­ния, я бы счел Ее ис­тин­ным Бо­гом. Нель­зя се­бе и пред­ста­вить боль­ше­го бла­жен­ства, чем то, ко­то­рое я то­гда ощу­тил».

По­сле кон­чи­ны апо­сто­ла Пав­ла, же­лая про­дол­жить его де­ло, свя­ти­тель Ди­о­ни­сий от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью в за­пад­ные стра­ны, со­про­вож­да­е­мый пре­сви­те­ром Ру­сти­ком и диа­ко­ном Елев­фе­ри­ем. Мно­гих он об­ра­тил ко Хри­сту в Ри­ме, а за­тем в Гер­ма­нии, Ис­па­нии. В Гал­лии, во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан язы­че­ски­ми вла­стя­ми, все три ис­по­вед­ни­ка бы­ли схва­че­ны и вверг­ну­ты в тем­ни­цу. Но­чью свя­той Ди­о­ни­сий со­вер­шил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в со­слу­же­нии Ан­ге­лов Бо­жи­их. На­ут­ро му­че­ни­ки бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­той Ди­о­ни­сий взял свою гла­ву, про­ше­ство­вал с ней до хра­ма и толь­ко там пал мерт­вый. Бла­го­че­сти­вая жен­щи­на Ка­тул­ла по­греб­ла остан­ки му­че­ни­ка.

Боль­шое зна­че­ние для Пра­во­слав­ной Церк­ви име­ют тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та. До на­ше­го вре­ме­ни из них со­хра­ни­лись че­ты­ре кни­ги: «О небес­ной иерар­хии», «О цер­ков­ной иерар­хии», «О Име­нах Бо­жи­их», «О ми­сти­че­ском бо­го­сло­вии», а так­же де­сять по­сла­ний к раз­ным ли­цам.

Кни­га «О небес­ной иерар­хии» на­пи­са­на, ве­ро­ят­но, в од­ной из стран За­пад­ной Ев­ро­пы, где про­по­ве­до­вал свя­той Ди­о­ни­сий. В ней из­ла­га­ет­ся хри­сти­ан­ское уче­ние о ми­ре Ан­гель­ском. Ан­гель­ская (или Небес­ная) иерар­хия со­сто­ит из де­вя­ти Ан­гель­ских чи­нов: Се­ра­фи­мы, Хе­ру­ви­мы, Пре­сто­лы, Гос­под­ства, Си­лы, Вла­сти, На­ча­ла, Ар­хан­ге­лы, Ан­ге­лы (Со­бор Небес­ных Сил бес­плот­ных – 8 но­яб­ря.)

Цель Бо­го­учре­жден­ной Ан­гель­ской иерар­хии – вос­хож­де­ние к Бо­го­по­до­бию чрез очи­ще­ние, про­све­ще­ние и со­вер­шен­ство­ва­ние. Выс­шие ли­ки ста­но­вят­ся но­си­те­ля­ми и ис­точ­ни­ка­ми Бо­же­ствен­но­го Све­та и Бо­же­ствен­ной жиз­ни для ли­ков под­чи­нен­ных. Не толь­ко ум­ные, бес­плот­ные си­лы вклю­че­ны в све­то­нос­ные ду­хов­ные иерар­хии, но и род че­ло­ве­че­ский, вос­со­зда­ва­е­мый и освя­ща­е­мый в Церк­ви Хри­сто­вой.

Кни­га свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия «О цер­ков­ной иерар­хии» яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем его кни­ги «О Небес­ной иерар­хии». Цер­ковь Хри­сто­ва в ее все­мир­ном слу­же­нии зи­ждет­ся, как и Ан­гель­ские ли­ки, на Бо­го­учре­жден­ном свя­щен­но­на­ча­лии.

В мир зем­ной, к ча­дам цер­ков­ным, Бо­же­ствен­ная бла­го­дать нис­хо­дит при­кро­вен­но – в свя­тых цер­ков­ных Та­ин­ствах, ду­хов­ных по су­ще­ству, но чув­ствен­ных по об­ра­зу. Лишь немно­гие свя­тые по­движ­ни­ки про­зре­ва­ли зем­ны­ми оча­ми ог­не­об­раз­ную при­ро­ду Свя­тых Тайн Бо­жи­их. Но вне цер­ков­ных Та­инств, вне Кре­ще­ния и Ев­ха­ри­стии, нет для че­ло­ве­ка све­то­нос­ной спа­са­ю­щей бла­го­да­ти Бо­жи­ей, нет Бо­го­по­зна­ния, нет обо­же­ния.

Кни­га «О име­нах Бо­жи­их» из­ла­га­ет пу­ти Бо­го­по­зна­ния чрез Ле­стви­цу Бо­же­ствен­ных имен.

Кни­га свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия «О ми­сти­че­ском бо­го­сло­вии» так­же из­ла­га­ет уче­ние о Бо­го­по­зна­нии. Бо­го­сло­вие Пра­во­слав­ной Церк­ви все ос­но­ва­но на опыт­ном Бо­го­по­зна­нии. Чтобы по­знать Бо­га – нуж­но к Нему при­бли­зить­ся, до­стичь со­сто­я­ния Бо­го­об­ще­ния и обо­же­ния. Это бо­лее все­го до­сти­га­ет­ся мо­лит­вой. Не по­то­му, что мо­лит­вой мы при­бли­жа­ем к се­бе Непо­сти­жи­мо­го Бо­га, но по­то­му, что чи­стая сер­деч­ная мо­лит­ва нас при­бли­жа­ет к Бо­гу.

Тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та (их на­зы­ва­ют «Аре­о­паги­ти­ки») име­ют ис­клю­чи­тель­ное зна­че­ние в Бо­го­сло­вии Пра­во­слав­ной Церк­ви. На про­тя­же­нии по­чти че­ты­рех ве­ков, до на­ча­ла VI сто­ле­тия, тво­ре­ния свя­то­го от­ца со­хра­ня­лись лишь в тай­ном пре­да­нии, пре­иму­ще­ствен­но бо­го­сло­ва­ми Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Они бы­ли из­вест­ны Кли­мен­ту Алек­сан­дрий­ско­му, Ори­ге­ну, Ди­о­ни­сию Ве­ли­ко­му, пре­ем­ствен­но воз­глав­ляв­шим огла­си­тель­ное учи­ли­ще в Алек­сан­дрии, и свя­то­му Гри­го­рию Бо­го­сло­ву. Свя­той Ди­о­ни­сий Алек­сан­дрий­ский пи­сал свя­ти­те­лю Гри­го­рию Бо­го­сло­ву тол­ко­ва­ния на «Аре­о­паги­ти­ки». Об­ще­цер­ков­ное при­зна­ние тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та по­лу­чи­ли в VI–VII вв. Осо­бую из­вест­ность име­ют ком­мен­та­рии к ним, на­пи­сан­ные пре­по­доб­ным Мак­си­мом Ис­по­вед­ни­ком († 662).

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви уче­ние свя­то­го Ди­о­ни­сия о ду­хов­ных свя­щен­но­на­ча­ли­ях и обо­же­нии че­ло­ве­че­ской при­ро­ды бы­ло из­вест­но сна­ча­ла по «Бо­го­сло­вию» пре­по­доб­но­го Иоан­на Да­мас­ки­на. Пер­вый сла­вян­ский пе­ре­вод са­мих «Аре­о­паги­тик» был сде­лан на Афоне ок. 1371 го­да мо­на­хом Ис­а­и­ей. Спис­ки его бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в Рос­сии. Мно­гие из них до­ныне сбе­ре­га­ют­ся в оте­че­ствен­ных кни­го­хра­ни­ли­щах – в том чис­ле пер­га­мент­ная ру­ко­пись «Тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та», при­над­ле­жав­шая свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну, мит­ро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му и всея Ру­си († 1406) и пи­сан­ная его ру­кой.

Молитвы ко Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери и Святым, имеющим от Него благодать исцеления и помощи в различных нуждах и немощах *

РАЗЛИЧНЫЕ МОЛИТВЫ

МОЛИТВЫ НЕКОТОРЫМ СВЯТЫМ О ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ.

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ.

МОЛИТВЫ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

Благословление на вступление в брак.

О покровительстве вступающим в брак

О счастии брака

О совете и любви между мужем и женой

О всякой семейной и бытовой нужде

При детородном неплодстве

При желании иметь дитя мужского пола

Молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей

О здравии младенцев

Молитвы женщин, совершивших аборт (после абортов)

При недостатке материнского молока

Молитвы отца или матери о детях

О воспитании детей в христианском благочестии

О развитии ума у детей

Молитвы учащегося

О благосостоянии детей в обществе

О потерянных детях

В печали о детях, где они находятся и живы ли

При нарушении сна у младенцев

В болезнях младенцев

О покровительстве детям

О целомудрии и благополучном замужестве дочерей

О спасении от насилия

При женском недомогании

Об устранении семейных неурядиц

О заступничестве вдов и сирот, о помощи в нужде

О благополучии второго брака

О скором возвращении супруга из дальней отлучки

О помощи в житейских делах, о благословении Божием над домом

МОЛИТВЫ В СКОРБЯХ И ИСКУШЕНИЯХ ТВОРИМЫЕ

Об избавлении от искушения

В скорби или недуге

При опасности потопления

В беде, печали и скорби

При нападении грабителей

Молитва о находящихся в запрещении и себя клятвою связавших

Молитвы о примирении враждующих

Об умирении вражды между ближними

О помощи в бедности и нужде

При нападении зверей

От укушения гада

О спасении от насилия

Об обращении заблудшего

Молитвы от голода

Во время голода

От засухи, грозы, града

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ OПТИНСКОГО

МОЛИТВЫ ЗА БОЛЯЩИХ

МОЛИТВЫ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ТЕЛЕСНЫХ НЕДУГОВ

О терпении болезней и несчастий

От разных недугов и болезней

Головные болезни

Грудные болезни

Глазные болезни, слепота

Зубная боль

Болезни сердца

Немота

Потеря слуха и болезни ушей

Болезни чревные, грыжа

Болезни ног

Увечье и боль рук

Горячка, лихорадка, жар

Женские немощи

Проказа

Бессоница

Паралич

Болезни крови

Нарывы

Кожные болезни и язвы

Водянка

Расслабление тела с бессонницей, потерей аппетита и лишением каких-либо членов

Рак

МОЛИТВЫ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ДУШЕВНЫХ И ДУХОВНЫХ НЕДУГОВ

При обуревании души неверием

В отчаянии

В унынии

О даровании покаяния

От гордыни и самомнения

От сребролюбия

От недуга пьянства

При обуревании плотской страстию.

В душевной болезни.

Об укреплении в перенесении поста

Об избавлении от мыслей о самоубийстве

О возвращении Церкви отпавших от нее по навету диавольскому

Молитвы святым об исцелении от беснования

При зависти ближнему

Утешение сродникам самоубийц

МОЛИТВЫ ПРИ НАПАДЕНИИ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ ТВОРИМЫЕ

О прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, магов и т.д. и злых людей

От мысленных бесовских искушений

Во время брани плотской

МОЛИТВЫ АНГЕЛАМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ

Молитва 1 (понедельник)

Молитва 2 (вторник)

Молитва 3 (среда)

Молитва 4 (четверг)

Молитва 5 (пятница)

Молитва 6 (суббота)

Молитва 7 (Воскресение)

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ИКОНАМИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

МОЛИТВЫ ЗА ОТЕЧЕСТВО

МОЛИТВЫ ЗА ВОИНОВ

Во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных

Об охранении жизни воинов на поле брани

МОЛИТВЫ О ЗАКЛЮЧЕННЫХ

НАПУТСТВИЕ ХРИСТИАНИНА ПЕРЕД СМЕРТЬЮ И ЗАУПОКОЙНЫЕ МОЛИТВЫ

В ПОМОЩЬ КАЮЩЕМУСЯ

ЕДИНОВЕРЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ

Молитвенное правило

Суточный круг

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

ЧАСЫ ТРЕТИЙ И ШЕСТОЙ

ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ

ВЕЛИКИЙ КАНОН (Творение святого Андрея Критского)

Псалтирь

Другие молитвы

Святые отцы о молитве

«Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти».
Свт. Иоанн Златоуст.

«Молитва в чине своем выше милостыни».
Прп. Исаак Сирин.

«Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу».
Свт. Феофан, Затворник Вышенский.

«Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса».
Сщмч. Киприан Карфагенский.

«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение».
Свт. Василий Великий.

«Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего, и, когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний».
Свт. Василий Великий.

«Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве».
Свт. Иоанн Златоуст.

Из библиотеки

Святитель Игнатий Брянчанинов.

Святитель Феофан Затворник

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский).

Добротолюбие. Избранное для мирян.

* Примечание: В Молитвослове напечатанное курсивом (пояснения и названия молитв) не читается во время молитвы.

Священномученик Ру́стик Парижский, пресвитер

Жития священномучеников Дионисия Ареопагита, епископа, Рустика, пресвитера, и Елевферия, диакона

Свя­щен­но­му­че­ни­ки Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, епи­скоп Афин­ский, пре­сви­тер Ру­стик и диа­кон Елев­фе­рий уби­ты в Гал­лий­ской Лю­те­ции (древ­нее на­зва­ние Па­ри­жа) в 96 го­ду (по дру­гим дан­ным – в 110 го­ду), во вре­мя го­не­ния при им­пе­ра­то­ре До­ми­ци­ане (81–96). Свя­той Ди­о­ни­сий жил в го­ро­де Афи­ны. Там же вос­пи­ты­вал­ся и по­лу­чил клас­си­че­ское эл­лин­ское об­ра­зо­ва­ние. За­тем от­пра­вил­ся в Еги­пет, где в го­ро­де Илио­по­ле изу­чал аст­ро­но­мию. Вме­сте с дру­гом Апол­ло­фо­ном он был сви­де­те­лем сол­неч­но­го за­тме­ния в мо­мент рас­пя­тия на Кре­сте Гос­по­да Иису­са Хри­ста. «Это или Бог, Со­зда­тель все­го ми­ра, страж­дет, или этот мир ви­ди­мый кон­ча­ет­ся», – ска­зал то­гда Ди­о­ни­сий. В Афи­нах, ку­да он воз­вра­тил­ся из Егип­та, его из­бра­ли чле­ном аре­о­па­га (вер­хов­но­го афин­ско­го су­да).

Ко­гда свя­той апо­стол Па­вел про­по­ве­до­вал в афин­ском аре­о­па­ге (Деян.17,16-34), Ди­о­ни­сий при­нял это спа­си­тель­ное бла­го­ве­стие и стал хри­сти­а­ни­ном. В те­че­ние трех лет Ди­о­ни­сий был спо­движ­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла в про­по­ве­ди Сло­ва Бо­жия. Впо­след­ствии апо­стол Па­вел по­ста­вил его епи­ско­пом го­ро­да Афин. В 57 го­ду свя­той Ди­о­ни­сий при­сут­ство­вал при по­гре­бе­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Еще при жиз­ни Ма­те­ри Бо­жи­ей Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, спе­ци­аль­но при­ез­жав­ший в Иеру­са­лим из Афин, чтобы уви­деть Бо­го­ма­терь, пи­сал сво­е­му учи­те­лю апо­сто­лу Пав­лу: «Сви­де­тель­ству­юсь Бо­гом, что, кро­ме Са­мо­го Бо­га, нет ни­че­го во все­лен­ной, в та­кой ме­ре ис­пол­нен­но­го Бо­же­ствен­ной си­лы и бла­го­да­ти. Ни­кто из лю­дей не мо­жет по­стиг­нуть сво­им умом то, что я ви­дел. Ис­по­ве­дую пред Бо­гом: ко­гда я Иоан­ном, си­я­ю­щим сре­ди апо­сто­лов, как солн­це на небе, был при­ве­ден пред ли­цо Пре­свя­той Де­вы, я пе­ре­жил невы­ра­зи­мое чув­ство. Пре­до мною за­бли­ста­ло ка­кое-то Бо­же­ствен­ное си­я­ние. Оно оза­ри­ло мой дух. Я чув­ство­вал бла­го­уха­ние неопи­су­е­мых аро­ма­тов и был по­лон та­ко­го вос­тор­га, что ни те­ло мое немощ­ное, ни дух не мог­ли пе­ре­не­сти этих зна­ме­ний и на­чат­ков веч­но­го бла­жен­ства и Небес­ной сла­вы. От Ее бла­го­да­ти из­не­мог­ло мое серд­це, из­не­мог мой дух. Ес­ли бы у ме­ня не бы­ли в па­мя­ти твои на­став­ле­ния, я бы счел Ее ис­тин­ным Бо­гом. Нель­зя се­бе и пред­ста­вить боль­ше­го бла­жен­ства, чем то, ко­то­рое я то­гда ощу­тил».

По­сле кон­чи­ны апо­сто­ла Пав­ла, же­лая про­дол­жить его де­ло, свя­ти­тель Ди­о­ни­сий от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью в за­пад­ные стра­ны, со­про­вож­да­е­мый пре­сви­те­ром Ру­сти­ком и диа­ко­ном Елев­фе­ри­ем. Мно­гих он об­ра­тил ко Хри­сту в Ри­ме, а за­тем в Гер­ма­нии, Ис­па­нии. В Гал­лии, во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан язы­че­ски­ми вла­стя­ми, все три ис­по­вед­ни­ка бы­ли схва­че­ны и вверг­ну­ты в тем­ни­цу. Но­чью свя­той Ди­о­ни­сий со­вер­шил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в со­слу­же­нии Ан­ге­лов Бо­жи­их. На­ут­ро му­че­ни­ки бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­той Ди­о­ни­сий взял свою гла­ву, про­ше­ство­вал с ней до хра­ма и толь­ко там пал мерт­вый. Бла­го­че­сти­вая жен­щи­на Ка­тул­ла по­греб­ла остан­ки му­че­ни­ка.

Боль­шое зна­че­ние для Пра­во­слав­ной Церк­ви име­ют тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та. До на­ше­го вре­ме­ни из них со­хра­ни­лись че­ты­ре кни­ги: «О небес­ной иерар­хии», «О цер­ков­ной иерар­хии», «О Име­нах Бо­жи­их», «О ми­сти­че­ском бо­го­сло­вии», а так­же де­сять по­сла­ний к раз­ным ли­цам.

Кни­га «О небес­ной иерар­хии» на­пи­са­на, ве­ро­ят­но, в од­ной из стран За­пад­ной Ев­ро­пы, где про­по­ве­до­вал свя­той Ди­о­ни­сий. В ней из­ла­га­ет­ся хри­сти­ан­ское уче­ние о ми­ре Ан­гель­ском. Ан­гель­ская (или Небес­ная) иерар­хия со­сто­ит из де­вя­ти Ан­гель­ских чи­нов: Се­ра­фи­мы, Хе­ру­ви­мы, Пре­сто­лы, Гос­под­ства, Си­лы, Вла­сти, На­ча­ла, Ар­хан­ге­лы, Ан­ге­лы (Со­бор Небес­ных Сил бес­плот­ных – 8 но­яб­ря.)

Цель Бо­го­учре­жден­ной Ан­гель­ской иерар­хии – вос­хож­де­ние к Бо­го­по­до­бию чрез очи­ще­ние, про­све­ще­ние и со­вер­шен­ство­ва­ние. Выс­шие ли­ки ста­но­вят­ся но­си­те­ля­ми и ис­точ­ни­ка­ми Бо­же­ствен­но­го Све­та и Бо­же­ствен­ной жиз­ни для ли­ков под­чи­нен­ных. Не толь­ко ум­ные, бес­плот­ные си­лы вклю­че­ны в све­то­нос­ные ду­хов­ные иерар­хии, но и род че­ло­ве­че­ский, вос­со­зда­ва­е­мый и освя­ща­е­мый в Церк­ви Хри­сто­вой.

Кни­га свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия «О цер­ков­ной иерар­хии» яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем его кни­ги «О Небес­ной иерар­хии». Цер­ковь Хри­сто­ва в ее все­мир­ном слу­же­нии зи­ждет­ся, как и Ан­гель­ские ли­ки, на Бо­го­учре­жден­ном свя­щен­но­на­ча­лии.

В мир зем­ной, к ча­дам цер­ков­ным, Бо­же­ствен­ная бла­го­дать нис­хо­дит при­кро­вен­но – в свя­тых цер­ков­ных Та­ин­ствах, ду­хов­ных по су­ще­ству, но чув­ствен­ных по об­ра­зу. Лишь немно­гие свя­тые по­движ­ни­ки про­зре­ва­ли зем­ны­ми оча­ми ог­не­об­раз­ную при­ро­ду Свя­тых Тайн Бо­жи­их. Но вне цер­ков­ных Та­инств, вне Кре­ще­ния и Ев­ха­ри­стии, нет для че­ло­ве­ка све­то­нос­ной спа­са­ю­щей бла­го­да­ти Бо­жи­ей, нет Бо­го­по­зна­ния, нет обо­же­ния.

Кни­га «О име­нах Бо­жи­их» из­ла­га­ет пу­ти Бо­го­по­зна­ния чрез Ле­стви­цу Бо­же­ствен­ных имен.

Кни­га свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия «О ми­сти­че­ском бо­го­сло­вии» так­же из­ла­га­ет уче­ние о Бо­го­по­зна­нии. Бо­го­сло­вие Пра­во­слав­ной Церк­ви все ос­но­ва­но на опыт­ном Бо­го­по­зна­нии. Чтобы по­знать Бо­га – нуж­но к Нему при­бли­зить­ся, до­стичь со­сто­я­ния Бо­го­об­ще­ния и обо­же­ния. Это бо­лее все­го до­сти­га­ет­ся мо­лит­вой. Не по­то­му, что мо­лит­вой мы при­бли­жа­ем к се­бе Непо­сти­жи­мо­го Бо­га, но по­то­му, что чи­стая сер­деч­ная мо­лит­ва нас при­бли­жа­ет к Бо­гу.

Тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та (их на­зы­ва­ют «Аре­о­паги­ти­ки») име­ют ис­клю­чи­тель­ное зна­че­ние в Бо­го­сло­вии Пра­во­слав­ной Церк­ви. На про­тя­же­нии по­чти че­ты­рех ве­ков, до на­ча­ла VI сто­ле­тия, тво­ре­ния свя­то­го от­ца со­хра­ня­лись лишь в тай­ном пре­да­нии, пре­иму­ще­ствен­но бо­го­сло­ва­ми Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Они бы­ли из­вест­ны Кли­мен­ту Алек­сан­дрий­ско­му, Ори­ге­ну, Ди­о­ни­сию Ве­ли­ко­му, пре­ем­ствен­но воз­глав­ляв­шим огла­си­тель­ное учи­ли­ще в Алек­сан­дрии, и свя­то­му Гри­го­рию Бо­го­сло­ву. Свя­той Ди­о­ни­сий Алек­сан­дрий­ский пи­сал свя­ти­те­лю Гри­го­рию Бо­го­сло­ву тол­ко­ва­ния на «Аре­о­паги­ти­ки». Об­ще­цер­ков­ное при­зна­ние тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та по­лу­чи­ли в VI–VII вв. Осо­бую из­вест­ность име­ют ком­мен­та­рии к ним, на­пи­сан­ные пре­по­доб­ным Мак­си­мом Ис­по­вед­ни­ком († 662).

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви уче­ние свя­то­го Ди­о­ни­сия о ду­хов­ных свя­щен­но­на­ча­ли­ях и обо­же­нии че­ло­ве­че­ской при­ро­ды бы­ло из­вест­но сна­ча­ла по «Бо­го­сло­вию» пре­по­доб­но­го Иоан­на Да­мас­ки­на. Пер­вый сла­вян­ский пе­ре­вод са­мих «Аре­о­паги­тик» был сде­лан на Афоне ок. 1371 го­да мо­на­хом Ис­а­и­ей. Спис­ки его бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в Рос­сии. Мно­гие из них до­ныне сбе­ре­га­ют­ся в оте­че­ствен­ных кни­го­хра­ни­ли­щах – в том чис­ле пер­га­мент­ная ру­ко­пись «Тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та», при­над­ле­жав­шая свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну, мит­ро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му и всея Ру­си († 1406) и пи­сан­ная его ру­кой.

См. так­же: «Жи­тие и стра­да­ние свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.