Информация запрещенная к распространению

Содержание

Критерии оценки запрещенной информации

Российское законодательство прямо ограничивает распространение информации, которая относится к категории запрещенной. К данной категории причислена информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», далее – закон об информации).

Следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует четкое определение запрещенной информации и ее единый список. Единственным нормативным актом, где более-менее подробно перечислена информация, распространение которой запрещено, является Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В частности, в этом законе к ней относится информация:

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
  • отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
  • оправдывающая противоправное поведение;
  • содержащая нецензурную брань;
  • содержащая информацию порнографического характера;
  • о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

С целью ограничения доступа к сайтам в Интернете, содержащим такую информацию, была создана автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в России запрещено» (ч. 1 ст. 15.1 закона об информации, далее – реестр).

Реестр ведется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ч. 3 ст. 15.1 закона об информации, далее – Роскомнадзор).

Полный доступ к информации, содержащейся в едином реестре, предоставляется уполномоченным органам, Министерству внутренних дел Российской Федерации и иным правоохранительных органам, владельцам сайтов, провайдерам хостинга или операторам связи. Организации и физические лица могут получить информацию только по запросу о конкретном интернет-ресурсе.

Информацию о внесении конкретных интернет-ресурсов в реестр можно узнать на официальном сайте Роскомнадзора.

По мнению участников интернет-рынка, за первое время работы реестра выявлены некоторые сложности, которые в той или иной мере затрагивают всех участников.

Цитата

Глеб Шуклин, координатор комиссии РАЭК по правовым вопросам

«Принятие решений станет более прозрачным – по крайней мере будет ясно на каком основании принято то или иное решение. При этом количество решений вряд ли увеличится, так как очевидно, что критерии написаны не с точки зрения здравого смысла, а с точки зрения уже сложившейся практики решений об ограничении доступа к информации».

Основной проблемой интернет-сообщество считает блокировку IP-адреса «запрещенной» страницы сайта, которая влечет за собой блокировку всего ресурса, либо блокировку сторонних добропорядочных сайтов находящихся на том же IP-адресе.

Другой сложностью является присутствие неясности в определении конкретной информации как запрещенной при принятии решения об ограничении доступа к интернет-ресурсу.

Для устранения различных толкований типов запрещенной информации были утверждены критерии оценки материалов и информации, вступившие в законную силу 2 декабря 2013 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 сентября 2013 г. № 1022/368/666 (далее – приказ).

Интернет-сообщество положительно отнеслось к факту принятия этого документа. Так, по мнению координатора комиссии РАЭК по правовым вопросам Глеба Шуклина, учитывая крайне туманное описание в законодательстве типов запрещенной информации, утверждение критериев ее оценки было крайне необходимым.

В утвержденном тремя ведомствами приказе подробно определены критерии, согласно которым информацию необходимо причислять к разряду запрещенной при принятии решений о внесении записей в реестр (см. таблицу).

Таблица. Критерии оценки запрещенной информации

Тип запрещенной информации

Критерии оценки материалов и информации

Материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о их привлечении в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера

  • Совершение реальных или смоделированных откровенно сексуальных действий;
  • любое изображение половых органов ребенка в сексуальных целях;
  • наличие информации о производстве или распространении детской порнографии;
  • наличие информации о приобретении детской порнографии для себя или другого лица;
  • объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
  • наличие информации, направленной на возбуждение сексуальных чувств по отношению к несовершеннолетним либо оправдывающей сексуальное поведение в отношении несовершеннолетних

Информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, местах их приобретения и прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений

  • Описание порядка действий по изготовлению, разработке и использованию наркотических средств и психотропных веществ (за исключением художественных произведений, в которых описывается информация, оправданная их жанром);
  • описание создания специальных условий для посева и выращивания растений, содержащих наркотические средства, совершенствования технологии выращивания, выведении новых сортов, повышении урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям;
  • описание мест культивирования растений, содержащих наркотические средства, а также мест их дикого произрастания, в том числе описание маршрутов проезда к таким местам;
  • информация о способах ухода от уголовной и административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств;
  • объявления о местах приобретения, ценах и способах получения наркотических средств;
  • формирование у целевой аудитории положительного образа лиц, осуществляющих изготовление и использование наркотических средств, предоставляющих услуги по их приобретению либо осуществляющих культивирование растений, содержащих наркотические средства (за исключением художественных произведений, в которых описывается информация, оправданная их жанром)

Информация о способах совершения самоубийства, а также призывах к совершению самоубийства

  • Предложение, просьба, приказ совершить самоубийство;
  • указание на самоубийство как на способ решения проблемы;
  • выражение положительной оценки либо одобрение совершения самоубийства либо действий, направленных на самоубийство;
  • выражение осуждения, высмеивания неудавшейся попытки совершить самоубийство;
  • объявления о знакомстве с целью совершения группового или ассистированного самоубийства;
  • опрос (голосование), тест, рейтинг на предмет выбора самоубийства как способа решения проблемы, в том числе выбор наиболее безболезненного, надежного, доступного, эстетичного способа;
  • информация о способах совершения самоубийства;
  • информация о совокупности необходимых для самоубийства условий

Из таблицы видно, что появились четкие, закрепленные на законодательном уровне, критерии с помощью которых можно идентифицировать запрещенную информацию.

Следует предположить, что в дальнейшем это позволит более эффективно формировать и вести реестр интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию.

В тоже время, некоторых представителей интернет-индустрии принятые критерии не устраивают в целом. Так, координатор комиссии РАЭК по правовым вопросам Глеб Шуклин отметил, что по их мнению утвержденные критерии требуют доработки, в частности, необходимо сделать исключение для информации новостного и юмористического характера, научной информации, энциклопедических знаний, а также учесть особенности общения между людьми, сложившиеся в Интернете.

Порядок включения интернет-ресурса в реестр

Основанием для включения в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие запрещенную информацию являются решения следующих уполномоченных органов:

  • ФСКН России – в отношении информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
  • Роспотребнадзора – в отношении информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
  • Роскомнадзора – в отношении материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, в отношении информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений, в отношении информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.

По данным Роскомнадзора, за период с 1 ноября 2012 года по 1 ноября 2013 года поступило около 73 тыс. обращений о включении в реестр интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию. При этом, в 55% случаях заявители жаловались на сайты, пропагандирующие наркоманию, 30% – на интернет-ресурсы, содержащие детскую порнографию и 15% – информацию о самоубийстве.

Из 73 тыс. обращений только около 20 тыс. были переданы на дальнейшую экспертизу. По результатам которой в реестр внесены 15 869 записей, что составляет приблизительно 22% от общего числа обращений. В тоже время, за текущий год, в связи с удалением запрещенной информации владельцами сайтов, из реестра исключены 12 470 записей.

На 1 ноября 2013 года в реестре содержалось 3412 записей, в том числе 2885 интернет-ресурсов с информацией о наркотиках, 273 сайта, содержащих порнографию, 254 – самоубийства.

Также, основанием для включения записи в реестр является вступившее в законную силу судебное решение о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией1.

Кроме того, на официальном сайте Роскомнадзора создана в электроном виде специальная форма для принятия обращений о наличии на страницах сайтов в Интернете запрещенной информации. Обращения принимаются от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций и физических лиц (п. 6 правил).

В течение одних суток с момента поступления обращения, Роскомнадзор направляет уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией запрос с указанием страницы сайта о возможном содержании в нем запрещенной информации. Запрос направляется в электронном виде.

Уполномоченный орган предоставляет Роскомнадзору в течение одних суток информацию о принятом по запросу решении о признании информации запрещенной.

В дальнейшем, Роскомнадзор, также в течение одних суток с момента получения решения от уполномоченного органа, либо судебного решения о признании информации запрещенной вносит в реестр запись.

В записи должна содержаться следующая информация:

  • доменное имя или указатель страницы сайта, содержащего запрещенную информацию;
  • описание выявленной запрещенной информации;
  • решение уполномоченного органа о включении доменного имени или указателя страницы сайта в реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной;
  • дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации запрещенной.

При внесении записи в реестр, Роскомнадзор определяет провайдера хостинга, который обеспечивает размещение сайта в Интернете. После чего направляет ему в электронном виде уведомление на русском и английском языках о включении в реестр доменного имени или указателя страницы сайта. А также вносит в реестровую запись сведения о провайдере хостинга с указанием даты и времени направления ему уведомления (п. 11 правил).

Провайдер хостинга, получив уведомление от Роскомнадзора, в свою очередь уведомляет владельца сайта о незамедлительном удалении запрещенной информации (ч. 7 ст. 15.1 закона об информации).

Владельцу сайта, даются одни сутки с момента уведомления его провайдером на принятие мер по удалению запрещенной информации. В случае отказа или бездействия владельца сайта, провайдер обязан ограничить доступ к такому сайту в течение суток (ч. 7 ст. 15.1 закона об информации).

Если по истечении трех суток после внесения первичной записи в реестр, владелец сайта или провайдер не предпримут необходимые действия, то Роскомнадзор вносит в реестр сетевой адрес, позволяющий идентифицировать «запрещенный» сайт или страницу. На основании этой записи оператор связи, обеспечивающий доступ к Интернету обязан ограничить доступ к такому интернет-ресурсу, в течение суток (ч. 10 ст. 15.1 закона об информации).

Решение Роскомнадзора о внесении доменного имени, указателя сайта или страницы сайта, а также сетевого адреса в реестр может быть оспорено в судебном порядке в течении трех месяцев.

Исключение записи из реестра возможно по обращению владельца сайта, провайдера хостинга или оператора связи, обеспечивающего доступ к Интернету после удаления запрещенной информации, либо на основании вступившего в законную силу судебного решения об отмене решения Роскомнадзора о включении записи в реестр. Данные из реестра должны быть исключены в срок не позднее трех дней (ч. 11 ст. 15.1 закона об информации).

Ответственность в сфере распространения информации

Статьей 17 закона об информации предусмотрена ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

Нарушение требований закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Например, ч. 2 ст. 242 УК РФ за распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового.

За пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства предусмотрено наложение административного штрафа в размерах:

  • на граждан от 4 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • на должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на ИП – от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на юридических лиц – от 800 тыс. до 1 млн рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В тоже время стоит обратить внимание на то, что законом об информации предусмотрено, что провайдер хостинга и владелец сайта не несут ответственность перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации или ограничение ее распространения.

Подводя итог, можно отметить, что утверждение критериев оценки материалов и информации должно положительно отразиться на всех участниках интернет-сообщества. Пользователям Интернета станет проще ориентироваться в понятии запрещенной информации. А для владельцев сайтов, провайдеров хостинга и операторов связи процедура внесения записей в реестр станет более понятна и прозрачна. Хотя, как отмечают представители интернет-сообщества, их необходимо дорабатывать с учетом специфики некоторых видов информации и сложившейся в Интернете практике общения.

Документы по теме:

  • УК РФ
  • КоАП РФ
  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
  • Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети».
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 сентября 2013 г. № 1022/368/666 «Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию в реестр запрещенных сайтов»

Единый реестр запрещённых сайтов

Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено


Форма проверки наличия сайта в реестре

URL

Коммерческий

нет

Регистрация

1 ноября 2012 года

Язык(-и)

русский, английский

Расположение сервера

Россия

Владелец

Роскомнадзор

Автор

Лига безопасного интернета

Начало работы

Текущий статус

работает

Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено — автоматизированная информационная система ведения и использования базы данных о сайтах, содержащих запрещённую к распространению в России информацию.

Реестр находится в ведении Роскомнадзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года № 1101.

Реестр был создан в соответствии с федеральным законом от 28.07.2012 № ФЗ-139, которым была внесена в федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» статья 15.1. Эта статья устанавливает, в частности, основания для включения сайтов в список запрещённых. Досудебное закрытие сайтов возможно после решения федерального органа при наличии:

  • детской порнографии или объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в мероприятиях порнографического характера;
  • информации об изготовлении или получении наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • информации о способах совершения суицида, а также призывов к его совершению;
  • информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений;
  • также подлежат закрытию ресурсы, содержащие информацию, распространение которой запрещено решением суда (онлайн-казино, экстремистские материалы, торговля поддельными дипломами и т. д.).

21 ноября 2013 года в «Российской газете» был опубликован Приказ Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора № 1022/368/666, утвердивший критерии оценки информации для включения сайтов в реестр сайтов с запрещенной информацией.

Веб-сайт

Доступ к реестру организован с помощью сайта eais.rkn.gov.ru, который, однако, не предоставляет обычным пользователям возможности посмотреть весь реестр или его часть, он обеспечивает только:

  • получение ответа, находится ли в реестре тот или иной сайт либо какие-либо его страницы;
  • подачу сообщения о сайте, содержащем запрещённую информацию, для последующего включения ресурса в реестр (сообщать можно анонимно);
  • получение операторами связи, имеющими российскую лицензию, полных списков ресурсов, включённых в реестр.

История

7 июня 2012 года в Государственную думу был внесён проект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет», разработанный с участием Лиги безопасного интернета. В законопроекте предполагалось внесение в федеральные законы положений, позволяющих ограничить доступ к интернет-сайтам, содержащим противоправную информацию. Ряд экспертов высказал опасения, что данные меры будут использоваться для цензуры Интернета.

10 июля 2012 года перед вторым голосованием по законопроекту в знак протеста была организована забастовка русскоязычного сегмента Википедии. Его работа была временно прекращена, содержимое всех страниц скрыто от просмотров, на главной странице проекта размещён информационный баннер. В соответствующем пресс-релизе русской Википедии утверждалось, что предлагаемые „поправки могут стать основой для реальной цензуры в сети Интернет…“.

11 июля 2012 года законопроект был принят сразу во втором и третьем чтениях. 28 июля 2012 года был окончательно принят и подписан президентом под номером № 139-ФЗ. Были внесены изменения, в том числе, в Федеральный закон 149-ФЗ „Об информации, информационных технологиях и защите информации“.

В октябре 2012 года на конференции RIW Екатерина Ларина (директор департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи) заявила, что Федеральный закон № 139-ФЗ был „написан, по сути, для борьбы именно с зарубежными сайтами — для их блокирования на уровне операторов связи“.

Реестр был создан по образцу системы Росфинмониторинга, которая используется для блокирования банковских счетов террористов.

1 ноября 2012 года начал работу сайт. За первые 12 часов работы его посетило 100 тысяч уникальных пользователей.

Пиратская партия России решила продемонстрировать неэффективность создания реестра запрещённых сайтов. Она запустила проект РосКомСвобода, в рамках которого принимаются заявки на предоставление анонимного доступа к сайтам, которые заблокированы в РФ по тем или иным причинам. Доступ осуществляется с серверов, находящихся за пределами России и не подпадающих под действия системы блокирования.

14 ноября 2012 года Елена Мизулина (один из авторов законопроекта) заявила, что профилактическая цель закона — без применения наказания добиться безопасной информационной среды — достигнута.

По заказу Лиги безопасного интернета ведётся разработка автоматической системы поиска, распознавания и удаления запрещённой информации.

23 ноября 2012 года сайт удостоился премии РОТОР в номинации «Открытие года».

Процедура обработки жалоб

По сообщениям РИА Новости, процедура обработки жалоб состоит из нескольких этапов:

  • поданные посетителями сайта сообщения фильтруются на предмет спама;
  • специалисты Роскомнадзора фиксируют заявления о потенциально неприемлемых сайтах;
  • заявки направляются для получения экспертного заключения о наличии нарушений;
  • ресурс вносится в реестр;
  • хостинг-провайдерам этих сайтов направляется уведомление.

Если жалоба на ресурс будет принята, то сайт может быть заблокирован в течение шести дней от даты жалобы:

  • сутки на передачу запроса от Роскомнадзора в уполномоченный орган;
  • сутки на рассмотрение обращения уполномоченным органом и направление ответа оператору реестра;
  • трое суток на удаление контента владельцем ресурса или блокировку страницы хостинг-провайдером;
  • сутки на блокировку страницы оператором связи, если запрещённую информацию не уберут владельцы и не заблокируют интернет-провайдеры.

После удаления запрещённого контента ресурс будет исключён из реестра.

По справке Российской газеты, решение о внесении в реестр смогут принимать, кроме Роскомнадзора, также МВД (борьба с порнографией), ФСКН (оборот наркотиков) и Роспотребнадзор (призывы к самоубийству).

Операторы «МТС» и «Вымпелком» подтвердили, что уже располагают системами фильтрации трафика и тестировали взаимодействие своих систем с реестром запрещённых сайтов. Обе компании заявили о значительных дополнительных затратах (около 50 млн $) на разработку и поддержание подобных систем.

3 ноября 2012 года на сайте Роскомнадзора было сообщено, что Google и YouTube официально уведомили о готовности принимать на специально выделенные адреса электронной почты сведения о записях в реестре информации, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

15 ноября 2012 года Е. Мизулина пояснила, что для блокирования копий ранее запрещённой информации дополнительное экспертное заключение не требуется:

Если однажды какая-либо информация признана запрещённой, то даже если она размещается в других местах, она подлежит удалению. Без каких-либо дополнительных экспертиз.

Обжалование решений о включении в реестр

По информации Роскомнадзора, обжаловать решение о включении сайта в реестр могут владелец сайта, провайдер хостинга или оператор связи в судебном порядке в трёхмесячный срок.

Также, в случае удаления противоправной информации, возможно удаление сайта из реестра по обращению владельца сайта, провайдера хостинга или оператора связи. Такие обращения должны быть обработаны Роскомнадзором в течение трёх дней.

Прокурорские блокировки

С 1 февраля 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 398-ФЗ от 28.12.2013, который вводит новый порядок незамедлительной блокировки информации во внесудебном порядке. Он позволяет генпрокурору и его заместителям блокировать сайты и домены, содержащие «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности». Уведомление владельцев ресурса производится в течение суток.

Известные сайты, включённые в реестр

2012 год

  • 8 ноября — сайт «Абсурдопедия» на Wikia: в реестр был внесён за шуточную статью «Как правильно: Совершить суицид»; после этого статья была удалена. Поскольку в реестр был внесён IP-адрес «Абсурдопедии», под блокировку попали все энциклопедии, использующие хостинг Wikia.
  • К 9 ноября в реестр было внесено, по словам Александра Жарова, более 180 сайтов, из них блокированию подлежала 41 страница. На заседании профильного комитета сообщалось, что причиной внесения в реестр для 40 % страниц была информация о наркотиках, для 30 % — информация о суицидах и для 10 % — распространение детской порнографии.
  • 11 ноября — интернет-энциклопедия «Луркоморье». По решению ФСКН, в реестр внесли IP-адрес, на котором располагался интернет-проект «Луркоморье» (Lurkmore.to). Уже вечером 11 ноября некоторые интернет-провайдеры России заблокировали доступ к ресурсу. 13 ноября, после удаления двух страниц, ресурс из реестра исключили.
  • 11 ноября — интернет-библиотека и портал «Либрусек» по решению ФСКН. Вся библиотека была заблокирована за описание конопляного супа в тексте «Поваренной книги анархиста». 13 ноября «Либрусек» был исключён из реестра, поскольку администрация сайта удалила «Поваренную книгу».
  • 12 ноября — список запрещённых сайтов был опубликован пользователем Живого Журнала.
  • 12 ноября — одна из страниц RuTracker.org была включена в реестр, но доступ к самому сайту не был запрещён. 13 ноября, после удаления информации, сайт из реестра удалили.
  • К 14 ноября из списка заблокированных был удалён 21 сайт.
  • 18 ноября — был внесён один из адресов CDN google на домене gstatic.com 19 ноября адрес удалён из реестра.

2013 год

  • 8 февраля — сайт Lj.rossia.org был включён в реестр запрещённых сайтов. Впоследствии исключён после мер, принятых администрацией сервиса.
  • 5—8 апреля — стало известно, что в реестр внесены 12 статей русской Википедии и две статьи английской Википедии. По состоянию на 1 ноября 2013 года, в реестре оставалось четыре статьи русской Википедии.
  • 24 мая — социальная сеть «ВКонтакте» была внесена в реестр из-за того, что в сети вновь разместили фотографии, попадающие под определение «детской порнографии». Первым доступ к соцсети заблокировал провайдер «ТТК-Чита». Чуть позже в Роскомнадзоре заявили, что соцсеть была внесена в реестр ошибочно.

2014 год

  • 10 июля — по решению Октябрьского районного суда города Пензы в реестр запрещённых сайтов была внесена спортивная энциклопедия sportswiki.ru за пропаганду наркотиков. Иск был подан генеральным директором ООО «Парафарм». 17 ноября домен sportswiki.ru был исключен из реестра.

2015 год

  • 12 августа — ресурс Reddit был заблокирован Роскомнадзором из-за наличия на нём страницы с запрещённым к распространению на территории России контентом. 13 августа блокировка была снята по причине блокировки ресурсом доступа к этой странице с территории России.

2016 год

  • 8 июня — в реестр был внесён пост на сайте Пикабу с шуточной инструкцией «по превращению в фею огня» из мультсериала Клуб Винкс: Школа волшебниц.
  • 13 сентября — сайт Pornhub был заблокирован Роскомнадзором на всей территории России по решению Бутурлиновского районного суда Воронежской области в связи с тем, что «предусмотрен запрет на распространение информации об обороте порнографических материалов или предметов».
  • 7 ноября — был заблокирован Pornolab.net — крупнейший порнотрекер в СНГ. 21 ноября в реестр запрещённых сайтов были внесены также два оставшихся зеркала сайта: Pornolab.cc и Pornolab.biz.
  • 17 ноября — Роскомнадзор внёс в реестр социальную сеть LinkedIn, после того, как Мосгорсуд признал её блокировку законной.

Аналоги в других странах

  • Проект «Золотой щит» (англ. The Golden Shield Project, кит. 金盾工程, jīndùn gōngchéng; неофициальное название — «Великий китайский файрвол» (англ. Great Firewall of China — игра слов, производное от англ. Great Wall of China — Великая Китайская стена) — система фильтрации содержимого Интернета в КНР, полностью введённая в эксплуатацию в 2003 году. Проект представляет собой систему серверов на интернет-канале между провайдерами и международными сетями передачи информации, которая фильтрует информацию.
  • 9 ноября 2012 года Австралия отказалась от планов введения для провайдеров обязательных тематических интернет-фильтров. Но провайдеры будут блокировать 1400 сайтов с детской порнографией из списка «худших ресурсов» Интерпола. Три австралийских провайдера блокируют сайты из данного списка с 2010 года.

См. также

  • Страницы Википедии, запрещённые в России
  • Протесты против SOPA и PIPA
  • Забастовка русской Википедии
  • Интернет-цензура
  • Индекс запрещённых книг

Примечания

  1. «По словам Жарова, открытую часть ресурса zapret-info.gov.ru разработала „Лига безопасного интернета“ (один из первичных инициаторов „защиты детей от вредной информации“), а разработав, — подарила» // Компьютерра
  2. Правительство РФ. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»». Российская газета (29 октября 2012). Дата обращения 1 ноября 2012.
  3. «Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 3
  4. Подпункт г статьи 15.1 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был добавлен Федеральным закон от 05.04.2013 № 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)».
  5. Приказ «Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»» // «Российская газета», 21 ноября 2013 года
  6. Анастасия Голицына. Госдума одобрила фильтрацию рунета. Ежедневная деловая газета «Ведомости» (9 июля 2012). Дата обращения 11 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  7. Лига Безопасного Интернета разработала законопроект, позволяющий ограничить распространение детской порнографии в Интернете. Лига безопасного интернета (14 декабря 2011). Дата обращения 11 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  8. Заявление членов Совета в отношении законопроекта № 89417-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“.
  9. Официальная позиция РАЭК по законопроекту № 89417-6 Архивная копия от 17 октября 2012 на Wayback Machine//Российская Ассоциация электронных коммуникаций
  10. Пресс-релиз русской Википедии, Некоммерчесое партнёрство «Викимедиа РУ» (10 июля 2012). Архивировано 12 июля 2012 года. Дата обращения 11 июля 2012. «Эти поправки могут стать основой для реальной цензуры в сети Интернет — формирования списка запрещённых сайтов и IP-адресов с их последующей фильтрацией.».
  11. Законопроект № 89417-6 // Государственная дума.
  12. За „чёрные списки“ заплатят пользователи // Интерфакс, 18.10.2012
  13. Андрей Солдатов, Ирина Бороган, The Kremlin’s New Internet Surveillance Plan Goes Live Today // Wired; Интернет-фильтрация в России: ещё и слежка // Forbes.ru; 1-2 ноября 2012
  14. 1 2 Реестр сайтов с запрещенной информацией засыпали ложными заявками, РИА Новости (1 ноября 2012).
  15. 1 2 В реестр запрещённых ресурсов внесены первые сайты с детским порно, РИА Новости (1 ноября 2012).
  16. Пиратская партия России обещает открыть доступ к „неправомерно заблокированным“ сайтам из „чёрного списка“
  17. 1 2 К. Рассыпнова. Страсти по реестру» Архивировано 18 февраля 2013 года. // ТАСС-Телеком, 14 ноября 2012
  18. 1 2 Елена Мизулина: «Google убирает противоправный контент без всяких споров» // «Известия», 15 ноября 2012
  19. РОТОР 2012
  20. А. Благовещенский. Россияне получили возможность улучшить работу реестра запрещённых сайтов // 08.11.2012, «Российская газета» rg.ru
  21. Компании Google Inc и YouTube LLC сообщили Роскомнадзору о готовности принимать уведомления из реестра информации, запрещенной к распространению на территории России
  22. Google будет получать автоуведомления из реестра // Roem.ru
  23. 1 2 «Роскомнадзор внёс в реестр торрент-портал Rutracker.org» // Lenta.ru, 12.11.2012
  24. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“», «Российская газета» — Федеральный выпуск №6271 (30 декабря 2013). Дата обращения 30 декабря 2013.
  25. Законопроект № 380323-6 О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части установления порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона)
  26. Путин подписал закон о блокировке сайтов за экстремизм, Lenta.ru (30 декабря 2013). Дата обращения 30 декабря 2013.
  27. Артём Козлюк. Закон о прокурорских блокировках, Nag.ru (23.12.2013). Дата обращения 29 декабря 2013.
  28. Дума одобрила закон о внесудебной блокировке сайтов, Русская служба Би-би-си (20 декабря 2013). Дата обращения 29 декабря 2013.
  29. Госдума приняла «драконовский» закон о блокировке сайтов без суда (Гаечный ключ — оружие депутата), Сего дня — Московский Комсомолец № 26416 (21 декабря 2013). Архивировано 23 декабря 2013 года. Дата обращения 29 декабря 2013.
  30. Тамара Шкель. Защитная реакция. Интернет-страница станет недоступной по требованию Генпрокурора, «Российская газета» — Столичный выпуск №6261 (285) (18.12.2013). Дата обращения 29 декабря 2013.
  31. 1 2 «Интернет-энциклопедию „Луркоморье“ внесли в реестр запрещённых сайтов». Lenta.ru (12 ноября 2012). Дата обращения 11 ноября 2012.
  32. Стас Козловский (исполнительный директор «Викимедиа РУ»). Сообщение в Twitter (10 ноября 2012). Дата обращения 11 ноября 2012.
  33. «Роскомнадзор внёс в „чёрный список“ более 180 сайтов» // Грани.Ру, 09.11.2012
  34. M. Elder. Censorship row over Russian internet blacklist // Guardian.co.uk, 12.11.2012 (англ.)
  35. «Луркоморье» исключили из реестра запрещённых сайтов // Lenta.ru, 13.11.2013
  36. «Заблокирован IP Либрусека. Госорганы добрались до библиотек». РосКомСвобода (12 ноября 2012). Дата обращения 12 ноября 2012. Архивировано 29 декабря 2012 года.
  37. 1 2 «Список запрещённых сайтов утёк в интернет». Lenta.ru (12 ноября 2012). Дата обращения 12 ноября 2012.
  38. «„Либрусек“ и Rutracker исключили из реестра сайтов с запрещённой информацией». Газета.Ru (13 November 2012). Дата обращения 16 ноября 2012. Архивировано 29 декабря 2012 года.
  39. «Библиотека „Либрусек“ удалила „Поваренную книгу анархиста“». Lenta.ru (14 November 2012). Дата обращения 16 ноября 2012.
  40. «Rutracker убрали из чёрного списка сайтов» // MR7.ru, 13.12.2012
  41. «Реестр сайтов Роскомнадзора стал короче на 21 web-ресурс» // SecurityLab.ru, 14.11.2012
  42. «Один из IP Google внесён в реестр» // РосКомСвобода, 18.11.2012
  43. «В реестр запрещённых сайтов попал один из IP-адресов Google» // Lenta.ru, 19.11.2012
  44. Билайн непродолжительное время блокировал IP-адрес Google
  45. «Lj.rossia.org попал в реестр запрещённых сайтов» Архивная копия от 24 апреля 2013 на Wayback Machine // РИА «Новый Регион», 08.02.13
  46. Блогохостинг lj.rossia.org исключили из реестра запрещенных сайтов // Lenta.ru, 21 февраля 2013
  47. «Роскомнадзор рассчитывает обойтись без блокирования Википедии» // РИА Новости, 05.04.2013
  48. Александр Белановский, Александр Плющев, Станислав Козловский. Википедия, цензура и жизнь. Эхо Москвы (14 апреля 2013). Дата обращения 14 апреля 2013. Архивировано 15 апреля 2013 года.
  49. Станислав Козловский и Анастасия Оношко. «Запрещенные статьи Wikipedia. Грозит ли крупнейшей онлайн энциклопедии закрытие на территории России?». Русская Служба Новостей (12 мая 2013). Дата обращения 12 мая 2013. Архивировано 12 мая 2013 года.
  50. «Роскомнадзор внес „ВКонтакте“ в список запрещенных сайтов» Архивная копия от 7 июня 2013 на Wayback Machine // РБК, 24.05.2013
  51. «ВКонтакте» попал в реестр запрещенных сайтов // Lenta.ru, 2013-05-24
  52. «Провайдер ТТК заблокировал „ВКонтакте“ в Забайкалье» Архивная копия от 29 октября 2013 на Wayback Machine. ЗабМедиа, 24.05.2013
  53. «Роскомнадзор извинился за включение „ВКонтакте“ в список запрещенных сайтов» // Аргументы и факты, 24.05.2013
  54. Производитель биодобавок из Пензы добился блокировки онлайн-энциклопедии бодибилдинга за пропаганду наркотиков
  55. Роскомнадзор внес sportswiki.ru в реестр запрещенных по инициативе производителя БАДов // Эхо Москвы
  56. Роскомнадзор заблокировал страницу Reddit с наркотиками // Lenta.ru
  57. Роскомнадзор разблокировал Reddit // Lenta.ru
  58. Роскомнадзор заблокировал инструкцию по «превращению в фею огня» // Газета. Ru
  59. В России заблокировали сайты PornHub и YouPorn // Lenta.ru
  60. Роскомнадзор целиком заблокировал PornHub и YouPorn по требованию судов // TJournal
  61. Роскомнадзор заблокировал крупнейший порнотрекер в СНГ
  62. Порнография под запретом! Блокировка Pornolab
  63. Роскомнадзор заблокировал LinkedIn // Интерфакс
  64. В России заблокируют соцсеть LinkedIn // Lenta.ru
  65. Австралия отказалась от планов фильтровать интернет

Ссылки

Основные статьи

Авторы 139-ФЗ

Протесты против закона

Зарубежные аналоги

Связанные статьи

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Нормативные акты

Понятия и определения

Подразделения и сервисы

Андрей Батурин

Россия — правовое государство. Это отражено в статье 1 Конституции. Значит, во-первых, жители страны обязаны подчиняться действующим в ней законам. Во-вторых, эти законы направлены на защиту прав и свобод граждан. Этот принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни, в том числе в цифровом пространстве. Поскольку Интернет — явление сравнительно новое, правовое регулирование здесь пока развивается. Посмотрим, как связаны сайты, Интернет, информация и новые ФЗ, их касающиеся.

Новшеством октября стали два закона, № 347-ФЗ и № 348-ФЗ, которые были подписаны 02.10.2018, а вступили в силу 13.10.2018. Речь идет об ответственности за распространение информации. Информации вообще, не только той, что наводняет Интернет. Однако Сеть стала общедоступным каналом коммуникации: на сайтах, в соцсетях, веб-порталах высказываться может каждый. Не будет преувеличением сказать, что Интернет — основной способ распространения информации. Поэтому новые законы фактически касаются каждого, особенно владельцев сайтов. Поэтому мы и решили поговорить эту серьезную тему.

Какую информацию нельзя распространять

Не все можно публиковать в Интернете. Под запрет однозначно попадают материалы:

  • Экстремистского характера (призывающие к массовым беспорядкам, противодействию органам правопорядка и т.д.);
  • Пропагандирующие войну, свержение власти;
  • Разжигающие расовую, межнациональную, религиозную и иную рознь;
  • Содержащие личную, коммерческую, государственную и иную тайны;
  • Содержащие ложь, клевету, оскорбления;
  • Сведения, порочащие честь и деловую репутацию;
  • Нарушающие авторские права;
  • Напрямую запрещенные законом, то есть те, в которых содержится пропаганда наркотиков, сильнодействующих препаратов, оружия, суицида, преступлений, детская порнография и прочее.

Это не новость, положения закреплены законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149 от 27.07.2006, его предшественниками, другими ФЗ и кодексами, в том числе Гражданским, Административным, Уголовным. Понятно, что все, связанное с преступлениями, — вотчина правоохранительных органов. Они выявляют и расследуют, суд приговаривает и наказывает.

Гораздо хуже обстояло дело с клеветой и негативной информацией. При обнаружении подобной публикации заинтересованное лицо может предъявить требование об удалении и/или опровержении статьи, поста, ролика. Тут и заключалась основная проблема: суд фиксировал факт нарушения и принимал решение. Но его исполнение могло встретить на своем пути множество преград.

Дело в том, что ранее штраф за невыполнение судебного акта об удалении информации составлял всего 2,5 тысячи рублей. Уголовной ответственности для обычных граждан не было вовсе, о чем знали и чем пользовались нарушители. Теперь ситуация изменилась.

Блокировка сайтов

Первым значительным шагом стало появление у приставов возможности блокировать сайты, порочащие своим контентом чью-либо честь, достоинство, деловую репутацию. Таким полномочием они обладают с 23 апреля 2018 года.

Допустим, некая площадка выложила статью с клеветой, оскорблениями, необоснованным негативом. Это могут быть не только откровенно отрицательные характеристики или нецензурная брань, но и просто недостоверные данные.

Как бороться?

  1. Процедура установления незаконности такой публикации проходит в судебном порядке. Суд определяет, как полагается с ней поступить — опровергнуть или удалить.
  2. После вынесения решения заявитель может лично обратиться к нарушителю, чтобы он исполнил волю суда в добровольном порядке.
  3. Часто такого компромисса не получается, и приходится обращаться в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
  4. Они открывают производство и от своего имени направляют нарушителю требование устранить публикацию.
  5. Реакции может не последовать. Раньше у приставов не было права направлять распоряжение в Роскомнадзор о блокировке сайта. С апреля этого года есть.
  6. Причем пристав направляет постановление в течение 1 дня, и Роскомнадзор обязан заблокировать сайт после получения этого послания.

Поэтому владельцы ресурсов, не исполнившие законное требование об удалении контента, однажды могут обнаружить, что их сайт больше не работает.

Расширение полномочий приставов в полной мере не решает проблему распространения оскорбительного, лживого или нарушающего авторские права контента. Ведь не получится же, к примеру, заблокировать сразу весь YouTube или ВКонтакте. Поэтому спустя полгода была ужесточена ответственность.

Новая ответственность за распространение ненадлежащей информации в Интернете

Вот основное, что нужно знать о нововведениях:

  • Если частное лицо не выполняет предписание судебного акта об удалении публикации или об опровержении сведений, в ней изложенных, есть риск, что его оштрафуют на сумму 5-25 тысяч руб.
  • Юридическое лицо может получить штраф в размере от 50 до 200 т. р., должностное — 10-50 т. р.
  • Применение штрафа не значит, что можно заплатить его и оставить публикацию. Штрафовать могут повторно, причем сумма санкции возрастет.
  • Если злостно уклоняться от исполнения такого акта (то есть не удалять и не опровергать информацию после нескольких уведомлений от приставов и уплаты штрафов), то возникает риск получить судимость.
  • Уголовной ответственности не было раньше, но теперь злостного нарушителя могут наказать в зависимости от глубины его проступка. Санкции различаются — предусмотрен и штраф в 50 т. р., и обязательные работы, и арест, и лишение свободы (максимальный срок — до 1 года). Не за распространение информации, а за злостное уклонение от исполнения судебного акта.

То есть сейчас можно получить реальный срок, если вы не удаляете или не опровергаете контент, опубликованный на вашем сайте или странице в социальных сетях, когда он:

  • Вредит чьей-то репутации.
  • Содержит сведения, относящиеся к государственной или иной тайне.
  • Нарушает авторские права.
  • Содержит клевету — заведомо ложные сведения, порочащие чью-то честь и достоинство.

При этом имеется решение суда о том, публикация нарушает права некоего лица и ее полагается удалить. Возбуждено исполнительное производство, и пристав не раз обращался с требованиями, привлекал к ответственности.

То, что можно угодить в тюрьму за распространение контента, который является опасным по своей природе и запрещенным законом, было понятно и до нововведений.

— Вывод, который напрашивается в этой ситуации: будьте крайне внимательны по отношению ко всем материалам, которые размещаете на своем веб-ресурсе.

Другие статьи по тегам

сайты контент-маркетинг закон

Вступил в силу новый порядок признания информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению

/ Ноябрь 12, 2019/ Прокуратура разъясняет

С 01.10.2019 в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации введена новая глава 27.1, регулирующая производство по делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ранее данный процесс специально не регламентировался.

Нововведениями предусмотрено, что с вышеуказанным заявлением вправе обратиться прокурор, а также иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.

При предъявлении подобных исков к участию в деле в качестве заинтересованного лица в обязательном порядке привлекается орган Роскомнадзора.

Законом также предусматривается возможность отсутствия в деле ответчика — в случаях, когда не установлено лицо, действия которого послужили поводом для подачи иска о признании информации запрещенной.

Судебный порядок признания информации запрещенной является действенным инструментом пресечения распространения противоправных сведений в сети «Интернет», позволяя не только оградить граждан от такой информации, но и предупредить совершение правонарушений и преступлений.

К примеру, по искам природоохранных прокуроров блокируются объявления об организации туров в заповедные места с целью осуществления там охоты и рыбалки на животных и рыб, занесенных в Красную Книгу.

По инициативе прокуроров также признается запрещенной информация о продаже и методиках изготовления запрещенных орудий и способов охоты, рыбалки, за применение которых предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Версия для печати

Предъявление прокурором в суд административных исковых заявлений о признании информации, распространенной посредством сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации (изменение законодательства с 1 октября 2019 года)

Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информационно-телекоммуникационная сеть предназначена для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п.1 ст. 10 вышеуказанного закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, уст ановленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 и ч.2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее реестр), в который включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В ходе мониторинга, прокурор, при выявлении таких сайтов, обращается в суд с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) прокурор обращается в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

С 1 октября 2019 года вступают в действие изменения в КАС РФ, в частности, ст. 24 КАС РФ дополнена п. 3.2. предусматривающим, что административное исковое заявление о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подается в суд по адресу административного истца или по адресу, месту жительства административного ответчика.

В связи с указанными изменениями прокурором административное искровое заявление подается в районный суд по адресу административного истца.

Кроме того, законодателем КАС РФ дополнен главой 27.1 – производство по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (начало действия также с 01.10.2019), в которой также указано право прокурора обращаться в районный суд по адресу административного истца с исковым заявлением о признании информации запрещенной.

Необходимо обратить внимание на требования ст. 265.2 КАС РФ о соблюдении формы искового заявления и документам, прилагаемым к заявлению.

В соответствии с требованиями ст. 265.3 КАС РФ прокурор в качестве заинтересованного лица привлекает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

В силу п.4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Реестр запрещённых сайтов

Какая информация попадает в Единый реестр?

Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ), в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр) включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Указанные сведения в силу части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ включаются в Единый реестр на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств. Веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) распространение которой запрещено федеральными законами;

д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи.

Кроме того, указанные сведения включаются в Единый реестр на основании вступившего в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Как подать сообщение о ресурсе, содержащем запрещенную информацию?

В случае обнаружения в сети «Интернет» информации или материалов, перечисленных в пункте 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вы вправе заполнить форму жалобы, размещенную на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет» в разделе: «Прием обращений».

С помощью данной формы направляются жалобы на сайты или страницы сайтов в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию.

Для корректного заполнения указанной формы вам необходимо скопировать указатель страницы сайта в сети «Интернет» (например: https://www.example.com/image), на которой находится запрещенная информация, из адресной строки браузера и вставить его в поле «Указатель страницы сайта в сети “Интернет”» с обязательным указанием протокола. Обращаем ваше внимание, что в форме подачи сообщения предусмотрены графы «Доступ к информации» и «Дополнительная информация», в том числе логин/пароль и/или иные сведения для доступа к информации». Эти графы подлежат заполнению в том случае, когда для доступа к информации, размещенной на сайте или странице сайта в сети «Интернет» требуется авторизация. Специалистами рассматривается конкретный указатель страницы сайта в сети «Интернет», указанный в обращении.

Как узнать причину, по которой ограничен доступ к ресурсу, если в реестре он не значится?

Сведения об ограничении доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет» можно получить посредством обращения к универсальному сервису проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», размещенному на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет» по адресу: http://blocklist.rkn.gov.ru/.

Если по данным указанного сервиса Роскомнадзором не были приняты меры по ограничению доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», о причинах отсутствия доступа Вы можете узнать у обслуживающих Вас провайдера хостинга и (или) оператора связи.

По какой причине доступ ограничен ко всему сетевому адресу, а не только к сайту-нарушителю, который на нем расположен?

Ограничение доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет» производится операторами связи в строгом соответствии с перечнем доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, исходя из имеющихся технических возможностей.

Кто и когда должен принять меры по ограничению доступа к запрещенной информации?

Во исполнение обязанности, установленной в части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», операторы связи обязаны осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ).

В этой связи, согласно части 10 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в течение суток с момента включения сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр, операторы связи обязаны ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет».

Как исключить ресурс из Единого реестра?

В соответствии с частью 11 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет» исключается из Единого реестра на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи, не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению запрещенной информации либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения Роскомнадзора о включении указанных сведений в Единый реестр.

Как заблокировать пиратский сайт?

В статье 15.7. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» (далее — Федеральный закон № 149-ФЗ) установлена возможность принятия внесудебных мер по прекращению нарушения авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», по заявлению правообладателя.

В случае обнаружения сайта в сети «Интернет», на котором без разрешения правообладателя или иного законного основания размещена информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» правообладатель вправе направить владельцу такого сайта в письменной или электронной форме заявление о нарушении авторских и (или) смежных прав. Требования к содержанию такого заявления установлены в части 2 статьи 15.7 Федерального закона № 149-ФЗ.

В течение двадцати четырех часов с момента получения заявления указанный владелец удаляет информацию, нарушающую авторские и (или) смежные права.

В случае непринятия указанных мер владельцем ресурса правообладатель в соответствии с порядком ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав, установленным в статье 15.2 Федерального закона № 149-ФЗ, вправе обратиться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), на основании вступившего в силу судебного акта.

В качестве такого судебного акта выступает определение Московского городского суда о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет».

Московский городской суд принимает предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты указанных прав по письменному заявлению организации или гражданина, которое может быть подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского городского суда в сети «Интернет».

Требования к содержанию указанного заявления содержатся в части 4 статьи 144.1 Гражданского процессуального кодекса.

Как узнать, находится ли сайт в реестре нарушений авторских прав?

Сведения об ограничении доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», содержащиеся в Реестре НАП, доступны круглосуточно в сети «Интернет» по адресу: http://nap.rkn.gov.ru/reestr/ .

Кроме того, включенные в Реестр НАП сведения об ограничении доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет» доступны посредством обращения к универсальному сервису проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», размещенному на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет» по адресу: http://blocklist.rkn.gov.ru/.

Как можно получить информацию о том, на основании какого решения суда ресурс внесен в реестр нарушений авторских прав?

Сведения о включении доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов в Реестр НАП доступны круглосуточно в сети «Интернет» по адресу: http://nap.rkn.gov.ru/reestr/. Среди таких сведений, в том числе реквизиты определения Московского городского суда о принятии предварительных обеспечительных мер, ставшего основанием ограничения доступа к соответствующему информационному ресурсу.

Ознакомиться с текстом указанного определения можно на официальном сайте Московского городского суда в разделе «Тексты судебных актов по заявлениям о предварительном обеспечении прав», размещенном по адресу: http://www.mos-gorsud.ru/inf/infp/zpo/.

Как сообщить о ресурсе, незаконно распространяющем персональные данные граждан?

Сообщить о распространении персональных данных в сети «Интернет» можно посредством заполнения электронной формы обращения, размещенной на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет» по адресу: http://rkn.gov.ru/treatments/ask-question/.

Обращаем внимание на разъяснения о порядке подачи и рассмотрения указанных обращений: http://pd.rkn.gov.ru/public-recourses/.

Как направить жалобу на экстремистский сайт?

Основанием для принятия Роскомнадзором мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, содержащим призывы к осуществлению экстремистской деятельности, является в соответствии с положениями статьи 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» требование Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей.

С информацией о распространении в сети «Интернет» призывов к осуществлению экстремистской деятельности Вы можете обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации посредством заполнения электронной формы уведомления по адресу: http://www.genproc.gov.ru/contacts/extremism/.

Если Вы располагаете сведениями о распространении материалов с признаками экстремизма на сайтах в сети «Интернет»,зарегистрированных в качестве средств массовой информации, просим предоставить такую информацию с указанием конкретного адреса на страницу сайта в сети «Интернет», на котором, по Вашему мнению, распространяется противоправная информация. В случае наличия такой информации, Роскомнадзором будут приняты соответствующие меры реагирования в рамках имеющихся полномочий.

С перечнем зарегистрированных средств массовой информации Вы можете ознакомиться на официальном сайте Роскомнадзора по адресу: http://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/.

Расследование противоправной деятельности, касающейся распространения материалов с признаками экстремизма, в сети Интернет на сайтах, не зарегистрированных в качестве СМИ, относится к компетенции правоохранительных органов.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248, МВД России принимает в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Согласно статье 280 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности предусматривается уголовная ответственность.

В силу статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 280 УК РФ, производится следователями органов федеральной службы безопасности.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: http://mvd.ru

Официальный сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации: http://www.fsb.ru

Какую информацию нельзя размещать на сайте по закону?

Т.к. перед законом именно владелец сайта несёт полную ответственность за содержание (текстовую и графическую информацию) сайта, просим Вас ознакомиться с информацией в данной статье.

Запрещена к публикации следующая информация…

Закон 2012 года предусматривал создание реестра запрещённых сайтов с пропагандой употребления наркотиков, суицида и детской порнографии. Запрещено публиковать данные о способах изготовления и использования наркотиков и психотропных веществ, а также о том, как выращивать и где искать наркотические растения. Также под запретом материалы с детской порнографией — любое изображение несовершеннолетнего, участвующего в непристойных сценах, информация о производстве и распространении детской порнографии и оправдывающие её материалы. Отслеживает такую информацию на сайтах Роскомнадзор. При попытке размещения клиентом на сайте подобной информации наши сотрудники заявляют об этом в соответствующие органы.

Общий список информации, запрещенной к публикации на сайте:

  • Материалы или призывы экстремистского характера, в том числе приглашения на несанкционированные митинги и другие массовые мероприятия.
  • Порнография во всех ее проявлениях, особенно детская, интимные услуги.
  • Пропаганда наркотиков, методика их изготовления, покупки, применения и т. д.
  • Провоцирование суицида, описание его способов.
  • Пиратская продукция самого широкого спектра (кино, музыка, книги и т. д.).
  • Распространение заведомо клеветнической информации.
  • Использование на ресурсе ненормативной лексики. Важно понимать, что за наличие в отзывах на вашем сайте ненормативной лексики также считается виной владельца сайта, так что не забывайте отслеживать комментарии посетителей.
  • Незаконная коммерция: попытки реализации сигарет, алкогольных напитков, лекарственных средств, дипломов, справок, бланков, удостоверений и др.

Какую информацию запрещено размещать в социальных сетях?

Одним из первых законов, регламентирующих запреты в интернет-пространстве, был закон 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации». В нём были прописаны общие положения о пользовании интернет-ресурсами и «правах субъектов в области информационных процессов». В 2006 году появился переработанный документ — «Об информации, информационных технологиях и защите информации», который прописывал правила распространения и защиты информации в интернете. Особняком от этих документов стоит закон, принятый 1 ноября 2012 года, — «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», так как он является частным случаем в общих положениях о распространении интернет-информации.

О том, какой контент является запрещённым сегодня, рассказывает АиФ.ru.

Что по закону нельзя публиковать в соцсетях?

Материалы о распространении наркотиков и детскую порнографию

Закон 2012 года предусматривал создание реестра запрещённых сайтов с пропагандой употребления наркотиков, суицида и детской порнографии. Запрещено публиковать данные о способах изготовления и использования наркотиков и психотропных веществ, а также о том, как выращивать и где искать наркотические растения. Также под запретом материалы с детской порнографией — любое изображение ребёнка, совершающего действия сексуального характера. К ним относятся оправдание сексуальных чувств к несовершеннолетним, непристойные сцены с участием несовершеннолетних, информация о производстве и распространении детской порнографии и оправдывающие её материалы. Отслеживает такую информацию на сайтах Роскомнадзор.

Материалы о суициде

Законом запрещается распространение информации о способах самоубийств. Блокируются группы и страницы, содержащие призывы и аргументы в пользу совершения самоубийства.

Материалы, призывающие к массовым беспорядкам

С февраля 2014 года закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» блокирует сайты и страницы с призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности (в том числе приготовлению взрывных веществ) и участию в массовых публичных мероприятиях.

Что ещё не стоит публиковать в соцсетях?

Оскорбления в адрес оппонентов

Публичные оскорбительные высказывания в адрес другого человека караются законом. Человек, в адрес которого направлены оскорбления, должен зафиксировать нарушение с помощью скриншота веб-страницы и отсканировать его для того, чтобы заверить у нотариуса, а после обратиться в правоохранительные органы. Обычно администраторы сообществ «банят» пользователей за оскорбления и нецензурную лексику (удаляют сообщение или закрывают пользователю доступ в группу).

Данные о геопозиции

Любите «чекиниться» через социальные сети или оставлять посты, куда и когда намереваетесь уехать в отпуск? Нужно помнить, что информация, которую вы оставляете в соцсетях, может быть прочитана не только близкими людьми, но и злоумышленниками. Сведения о пустой квартире могут пригодиться отнюдь не для благой цели.

Сообщения личного характера на «стене»

Не стоит оставлять сообщений провокационного характера на своей стене. То же самое правило действует и в отношении чужих «стен». Прежде чем отправить сообщение подобного содержания, задумайтесь, не навредит ли оно репутации адресата. Стоит всегда помнить, что ваши посты отражаются в общей ленте новостей у друзей и подписчиков.

Фотографии как визитная карточка. Публикация сомнительных фотографий также нежелательна. Нужно помнить, что ваш аккаунт — это ваше лицо. То, что вам кажется забавным сейчас, через несколько лет может разрушить вашу карьеру. HR и боссы крупных компаний часто ищут информацию о своих сотрудниках не только на официальных рекрутмент-ресурсах, но и в различных соцсетях. Вряд ли им понравятся компрометирующие фотографии с вечеринок.

*В сети «ВКонтакте» не случайно есть опция «Двойная защита пароля». Первый шаг аутентификации — это введение логина и пароля. В качестве второго этапа пользователь может выбрать три варианта действия: код подтверждения доступа, который будет приходить в SMS; генерирование второго пароля в приложении для iOS или Android; одноразовые пароли, которые выдаются соцсетью.

Обновлённую систему защиты можно установить по желанию. Для этого нужно зайти в раздел «Мои настройки», выбрать вкладку «Безопасность вашей страницы» и кликнуть кнопку «Подтверждение входа». Однако после подключения «двойной защиты» услуга восстановления пароля по номеру телефона будет невозможной.