Интересные факты о огне

Содержание

Самые интересные факты про огонь

Эра человеческого развития началась после того, как первобытные люди додумались добывать огонь. Это был первый исторический прорыв, положивший начало светлому будущему. Без этой стихии нельзя обойтись в процессе приготовления пищи и практически при любом религиозном ритуале. Огненная символика олицетворяет множество явлений и понятий.

Стрижка

Огонь использовался в древнем Египте царицей Клеопатрой для укорачивания собственных волос с помощью горящих свечей. Подобный метод стрижки перенял японец Хасэгава, удивляя своих клиентов новой техникой с использованием ручной газовой горелки и расчески.

Это был не единственный экстремальный способ стрижки при помощи стихии огня. Существовал также метод, при котором в качестве огнива использовали 2 проспиртованные китайские палочки. Парикмахер должен был с их помощью поджигать прядь волос, укорачивая ее до определенной длины.

Олимпийский огонь

Его зажигают в Греции до открытия Олимпийских игр за несколько месяцев. Изображая жриц, 11 женщин проводят церемонию, и зажигают огонь с использованием параболического зеркала. После этого пламя направляется в город, где будет проведено событие.

Что такое огонь

Рассматривая данную стихию в узком смысле, она обозначает совокупность газов и плазмы, производимых при горении материала в случае течения химической реакции либо соприкосновения тока с горючим сырьем.

Самый старый Вечный огонь

Им принято считать зажженное в 1921 году пламя в память о погибших солдатах на фронте в ходе Первой мировой войны. Он располагается в триумфальной арке в Париже на знаменитой во всем мире Могиле Неизвестного Солдата.

Древний метеорит

Когда более 65 млн лет назад упал метеорит, в мире резко началась зима вследствие поднятия в атмосферу большого количества пыли. Это стало причиной гибели множества организмов, в числе которых были и динозавры. Химикам из Чикаго удалось определить наличие большого количества сажи, которое соответствует времени падения метеорита. Это говорит о сильных пожарах того времени, которые бушевали на большом участке планеты.

В результате бомбардировки Земли небесным телом высвободилось много теплой энергии, и горючий газ привел к пожару на всей планете. Последствия подобной катастрофы были сравнимы с тем, что произошло бы после ядерной войны. Исходя из этой версии динозавры вымерли не из-за холода и голода, а сгорели еще до этого.

Огненная Земля

На этом архипелаге, который находится в Южной Америке, нет ни одного вулкана. Название его походит от Магеллана, который увидел с корабля много огней на берегу, и они на самом деле оказались кострами индейцев.

Алмазы из огня

Ученые были поражены, когда узнали, что во время горения свечи в ее пламени образуется порядка 1,5 миллиона наночастиц алмазов. К сожалению, их жизнь недолговечная, и они мгновенно сгорают, превращаясь в углекислый газ. Это все из-за того, что критической температурой для алмазов является 800 градусов по Цельсию, и при более высокой отметке минерал начинает терять свою кристаллическую структуру.

Неопалимая Купина

В природе есть растение под названием белый ясенец. Если зажечь спичку и в жаркий день поднести ее к нему, то возникнет синее пламя, которое на короткий промежуток времени окутает цветок. Процесс сгорания обеспечивают испускаемые железами эфирные масла, имеющие неприятный и резкий запах. Они крайне токсичны и на близком расстоянии способны вызвать химический ожог. При очень жаркой погоде растение может воспламениться само по себе. Фон нагревания цветка низкий, из-за чего он остается невредимым.

Огонь тушить быстрее горячей водой, чем холодной

Объяснение простое. Для того, чтобы загасить пламя, потребуется заблокировать поступление к нему кислорода. Когда используется вода, то соответственно для этой цели служит водяной пар.

Если тушить огонь, используя холодную жидкость, то капли будут пролетать насквозь и не успеют нагреться до температуры кипения, из-за чего образуется маленькое количество пара. По этой причине большая часть пролетит мимо.

Шаровые молнии

В таком виде в природе можно встретить плазму. Те, кто стал свидетелем подобного явления, никогда его не забудут. Исходя из наблюдений было определено, что шаровая молния способна следить за окружающими ее движениями, чтобы напасть. Физик из Швеции Ханс Вюрер собирал информацию об этом явлении, и призывает научный мир начать изучать его интеллектуальную составляющую.

Огненный дождь

В ночь 27 мая 1995 года жители Бостона увидели редкое природное явление. Свидетели лицезрели, как из низкой облачности начали падать прерывистые лучи света, а через минут 15 они сменились на холодный ливень с сильными молниями. Такое явление назвали “огненным дождем”, и его природа была такой же, как у шаровой молнии и северного сияния.

Еще факты

  • При нагревании тела до температуры горения в вакууме огонь так и не возникнет, а объект раскалится. Подобная методика используется при добыче угля и смолы из древесины.
  • Цвет огня не всегда такой, каким его привыкли видеть большинство людей. Он может изменяться в зависимости от того, какое химическое вещество горит. Цвет пламени бора будет сине-зеленым, кальция — красным, меди — изумрудным.
  • Психическим заболеванием, для которого характерно неконтролируемое желание к поджогам, называют пироманией.
  • Спички очень удобны в качестве зажигающего элемента, и они были изобретены в 1805 году Жаном Шанселем, а серийное их производство наладили в 1826.
  • Если зажечь спичку на космической станции, где не будет гравитации, то огонь станет распространяться в шарообразной форме.
  • Люди открыли для себя огонь во время обработки камней, и дым от него использовали, чтобы отпугивать летающих насекомых. Спустя какое-то время были открыты новые возможности в кулинарном направлении.
  • Первые зажигалки были изобретены химиком Иоганном Вольфгангом Деберейнером, и появились в 1823 году.
  • На Руси было принято тушить возникший из-за молнии пожар молоком либо квасом, но только не водой. Это было связано с тем, что такой огонь принимали за божественный.
  • Во время открытия Олимпиады в Сеуле было выпущено большое количество голубей, часть из которых уселась на чашу и была сожжена заживо в момент, когда в ней загорелся олимпийский огонь.
  • 130 лет назад в одной из шахт, расположенных в КНДР, вспыхнул пожар, и огонь горит там по сей день, сжигая 2 миллиона тонн угля в год.

3 интересных факта об огне

Огонь — это незаменимый помощник человека ещё с древних времён. Мы готовим на огне пищу, огонь помогает нам согреться, и мы всегда восхищались его красотой. Но огонь может приносить не только пользу: если стихия выйдет из-под контроля, то может причинить серьёзный ущерб — сжечь дом и нанести огромный вред телу.

С такими его проявлениями можно и нужно бороться. Чтобы обеспечить сохранность своего дома или офиса и безопасность близких и коллег, достаточно, например, установить в помещении клапан противопожарный огнезадерживающий, а для того, чтобы не надышаться дымом, можно установить клапаны дымоудаления. Отличное оборудование производит компания ООО «Виктория».

А чтобы больше узнать об огне, предлагаем вам прочитать несколько фактов:

1. Огонь — это результат химической реакции

Эта реакция протекает чрезвычайно быстро и сопровождается выделением света и тепла. Реакцию можно вызвать несколькими способами, но самый лёгкий и привычный для нас способ — это использование топлива. Топливо смешивается с кислородом, и в результате начинается процесс горения. Однако для этого необходимо, чтобы топливо достигло определённой температуры, для чего используется тепло: чтобы зажечь бумагу, сначала необходимо поднести к ней спичку, а когда бумага достаточно нагреется, реакция начнётся, и бумага загорится.

Однако для каждого вида топливо нужна своя температура возгорания. Например, дереву простой спички будет недостаточно, поскольку в этом случае кислород вступит в реакцию только с малой его частью. Если же продолжить равномерно его нагревать, то в итоге кислород вступит в реакцию со всей поверхностью.

2. Горячая вода тушит огонь быстрее, чем холодная

Это может показаться странным, но на самом деле такому явлению существует простое логическое объяснение: при тушении огня необходимо заблокировать поступление кислорода в зону горения, и когда огонь тушат водой, то для этой цели в основном служит водяной пар, а охлаждение горящего предмета не имеет большого значения.

Если тушить огонь холодной водой, то капли пролетают «сквозь» огонь, не успевая нагреться даже до температуры кипения, и поэтому дают мало пара. Разумеется, некоторая часть капель достигает поверхности горящего предмета и даёт некоторое количество пара, но большая часть пролетает мимо и, соответственно, испаряется довольно медленно.

Кипящей воде нагреваться уже не нужно, пара от неё будет больше, и огонь потухнет быстрее.

3. В пламени свечи есть алмазы

Во время горения свечи в пламени ежесекундно возникает 1,5 млн наночастиц алмазов, правда, они почти сразу же сгорают и превращаются в углекислый газ. Возможно, в дальнейшем удастся разработать способ, с помощью которого можно будет наладить производство алмазов из пламени, но с современным уровнем развития технологий это не представляется возможным.

Как читать молитвы у Гроба Господня?


больше фото из Гроба тут http://www.nationalgeographic.it/wallpaper/2016/10/31/foto/la_tomba_di_gesu_svela_i_suoi_segreti-3293148/1/
Текст молитвы, которую читает иерусалимский патриарх у Гроба в Великую Субботу:
«Владыка Господи Иисусе Христе, светоначальная Премудрость безначального Отца, Свет Живой неприступный, сказавший из тьмы воссиять свету, сказавший: «Да будет свет», и стал свет! Господи, Податель света, изведший нас из тьмы заблуждения и введший в дивный свет Твоего познания! Землю всю во плоти пришествием Твоим, а преисподняя – во ад схождением Твоим исполнивший света и радости, и святыми Твоими апостолы низпославший свет всем народам! Благодарим Тебя, потому что благочестивою верою Ты привел нас от тьмы к свету, и мы стали чадами света через святое крещение, узрев славу Твою, которая исполнена благодати и истины. Но Господи, подающий свет! Ты, Который есть Свет великий, сказавший: «Народ, сидящий во тьме»! Владыка Господи, Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Единый Свет мира и Свет жизни человеческой, Чьей славы исполнено всё, ибо Ты, Свет, пришел в мир через пришествие Твое во плоти, хотя и возлюбили люди больше тьму, нежели свет! Господи, Светодавче, услышь нас грешных и недостойных рабов Твоих, в час сей предстоящих всесвятому Твоему и светоносному сему гробу, и приими нас, почитающих пречистые страдания Твои, всесвятое Твое распятие, вольную смерть и во всечестном гробе сем обоженного тела Твоего положение и погребение и тридневное воскресение, начав радостно праздновать которое, мы воспоминаем и во ад сошествие Твое, которым Ты Своей господской властью освободил заключенные там души праведных, блистанием Твоего Божества наполнив светом преисподнюю. А потому празднуя с радостным сердцем и духовным весельем в сию преблагословенную субботу спасительные Твои таинства, боголепно совершенные Тобою на земли и под землею, и воспоминая Тебя, истинно радостного и желанного Света, Который божественно озарил преисподнюю и боголепно воссиял из гроба, – мы совершаем светоявление, изображая этим Твое милостивое к нам богоявление. Потому что в спасительную и светозарную ночь всё наполнилось света: и небо, и земля, и преисподняя – преестественным таинством Твоего сошествия во ад и Твоего тридневного воскресения из гроба. А потому, благоговейно беря свет, который непрестанно и присносветло горит на сем светоносном Твоем гробе, мы преподаем его верующим в Тебя, истинного Света, и просим и молим Тебя, Всесвятой Господи, благодатию всесвятого и светоносного Твоего гроба соделать его даром освящения, исполнить его Твоей божественной благодати и благословить и освятить тех, кто благоговейно принимает его, освобождая их от тьмы страстей, и сподобить их Твоих светлых обителей, где сияет невечерний свет Твоего Божества. Даруй им, Господи, здравие и благоденствие и жилища их всякого блага исполни.
Господи, Подающий свет, услышь меня грешного в час сей, и даруй нам и тем ходить во свете Твоем и пребывать в нем до тех пор, пока с нами пребывает свет этой временной жизни. Даруй нам, Господи, чтобы свет этой временной жизни пребывал с нами. Даруй нам, Господи, чтобы свет наших благих дел светил людям, чтобы они прославляли Тебя со безначальным Твоим Отцом и Всесвятым Духом. Ибо Ты поставил нас быть светом для народов, чтобы мы светили ходящим во тьме. Но мы возлюбили больше тьму, нежели свет, творя зло. Ибо каждый, кто творит злые дела, ненавидит свет по неложному Твоему слову. А потому мы каждый день претыкаемся, согрешая, ибо ходим во тьме. Но сподоби нас оставшееся время жизни нашей жить, имея очи нашего помышления просвещенными. Даруй нам ходить во свете заповедей Твоих как чада света. Ты, Который одеваешься светом, как ризой, соделай белой как свет ту светлую одежду святого крещения, которую мы очернили своими делами. Даруй нам облечься в оружие света, чтобы мы прогнали им начальника тьмы, который принимает образ ангела света. Господи, как в тот день Ты дал свет сидящим во тьме и мраке смерти, так сегодня яви Твой нетленный свет и в наших сердцах, чтобы мы, просвещаясь и согреваясь им в вере, бесконечно прославляли Тебя, Единого от Единого светоначального Света, Свет радости. Аминь».
http://www.rusdm.ru/pictures/O%20Blagodatnom%20Ogne%20in%20Ekaterini_.pdf
(анализ этой молитвы тут https://diak-kuraev.livejournal.com/1739519.html)
Как видим, эта молитва довольно длинна и насыщена превыспренними византийскими оборотами.
Учитывая, что произносится она лишь раз в году, понятно, что патриарх читает ее не по памяти, а по бумажке.
Но когда он входит во Гроб, в руках у него ничего нет. Можно предположить, что она заранее оставляется там.
И в самом деле:
«На Живоносном Гробе должна быть положена священная книга. Ты должен будешь заложить толстой свечкой ту страничку, на которой начинаются молитвы Последования Благодатного Огня» -наставляет старый Страж Гроба Господня юного падавана (Фрагмент из книги «Я видел Благодатный Огонь» архимандрита Саввы Ахиллеоса, вышедшей в Афинах в 2002 г. В ней о. Митрофан (Папаиоанну), исполнявший послушание Хранителя Гроба Господня в течение 57 лет, рассказывает о своей судьбе http://www.blagogon.ru/biblio/318/).
Наверно, она там лежит вместе с очками для чтения (как правило, патриарх это довольно пожилой человек).
А внутри часовни темно. В пещере Гроба нет ни одного окошка (см фото). Входная дверь в Кувуклию закрыта и через нее свет тоже не может проникать.
Внимание, вопрос:
И как же там читать эту длинную молитву? Как пользоваться заранее разложенной книгой?
С электрическим фонариком? А в эпоху до батареек? Со свечой?
Значит, обычный огонь все же есть в гробнице?
Кстати, на снимке вверху поста хороша видна ниша в западной стене, обычно прикрытая иконой. Отец Браун мог бы сказать, что это удобное место для тайной лампадки.
Интересно, что про эту книгу не упоминает никто из якобы свидетелей чуда, восторженно рассказывающих о том, будто они каким-то странным образом оказались рядом с патриархом и видели, что вся гробница покрыта ватой, по которой бегают веселые огоньки.

Кто придумает ответ на вопрос: зачем класть книгу в мир полной темноты?
Если скажет, что огонь там зажигается чудесно до прихода патриарха — то зачем ему еще читать молитву уже после события? А если огонь зажигается по и после его молитвы — то как он ее читает в полном темноте?
Если все уже зажглось само без молитвы патриарха и его книги — зачем они нужны? Запали свои свечи — и скорее раздавать.
Но главное: в молитве нет НИ СЛОВА благодарности именно за этот чудесный дар. Как нет и ни слова прошения о его ниспослании.
Показательно, что и в древнем Святогробском Типиконе 1122 года ничего не говорится о молитвах именно на эти темы (то есть нет прошения о даровании огня и благодарения за этот дар). «Патриарх, по словам Типикона, пред получением огня в алтаре молился «о людских невежествиях», а потом шел во Св. Гроб и там молился о себе и о народе»
(Дмитриевский А. А. «Благодать святого огня» на Живоносном Гробе Господнем // Дмитриевский А. А. Праздники Святой Земли. Спб., 2013, сс. 192-193).
(по теме см. также
https://diak-kuraev.livejournal.com/1746594.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/1747045.html)
***
Автор рассказа про книжку изрядно привирает. Если он подсматривал через куполок в притворе ангела — он не мог видеть собственно пещеры. Но даже если бы в эту минуту патриарх находился еще в этом притворе, то, глядя сверху, он не мог видеть лица патриарха в этой пещере и его слез. А если бы он видел лицо патриарха, то и патриарх увидел бы его голову в светлом проеме потолка и его шалость имела бы совсем иные последствия.

LiveInternetLiveInternet

  • ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (88)
  • КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ (30)
  • КОМПЬЮТЕР (21)
  • ИЗУЧАЕМ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (9)
  • — английский язык (9)
  • — немецкий язык (1)
  • — французский язык (1)
  • КИНОФИЛЬМЫ, СПЕКТАКЛИ (5)
  • КОСМЕТОЛОГИЯ, КРАСОТА, УХОД ЗА СОБОЙ: (477)
  • — кремы, скрабы, бальзамы, шампуни, лосьоны, масло (212)
  • — маски (184)
  • — секреты красоты (206)
  • — уход за волосами (91)
  • — уход за глазами (23)
  • — уход за лицом (293)
  • — уход за ногами (25)
  • — уход за руками (28)
  • — уход за телом (45)
  • — уход за шеей (38)
  • АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ (8)
  • АНТИКВАРИАТ, МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ, ВЫСТАВКИ (89)
  • АСТРОЛОГИЯ : (598)
  • — астрология любви (16)
  • — астропрограммы (4)
  • — гороскопы (33)
  • — лунная астрология (32)
  • — научная астрология (36)
  • — популярная астрология (144)
  • — тайна вашего дня рождения (377)
  • ВЕРА, МОЛИТВЫ, ХРАМЫ, ИКОНЫ (184)
  • ВИДЕО (141)
  • ВИНТАЖ, РЕТРО, СТАРИНА (73)
  • ВСЁ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА (54)
  • ВЫШИВКА (23)
  • ВЯЗАНИЕ: (2323)
  • — шапки, береты, головные уборы, снуды (76)
  • — болеро, топы (66)
  • — носки (22)
  • — варежки, перчатки (18)
  • — вяжем для детей (61)
  • — вяжем для дома (96)
  • — вяжем для женщин (1226)
  • — вяжем для животных (1)
  • — вяжем для мужчин (28)
  • — вязаная отделка, кайма (89)
  • — вязание крючком (734)
  • — вязание спицами (1555)
  • — жаккард, вязаные аксессуары, разное (139)
  • — жакеты, кофты, пуловеры (525)
  • — ирландское кружево (25)
  • — книги и журналы по вязанию (41)
  • — пальто, кардиганы (116)
  • — платья, сарафаны, туники, костюмы (179)
  • — схемы, узоры (710)
  • — уроки по вязанию, МК (254)
  • — шали, палантины, платки, шарфы (260)
  • — юбки (59)
  • -салфетки, скатерти, покрывала, занавески (75)
  • ГАДАНИЕ (34)
  • ГЛАМУР, СТИЛЬ, ИЗЯЩЕСТВО, ВКУС, РОСКОШЬ (39)
  • ДАЧА, ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК, САД, ОГОРОД (630)
  • — полезные подсказки и советы (140)
  • — рассада (95)
  • — цветы (75)
  • — суперурожай (47)
  • — удобрения, подкормки (44)
  • — что, как и когда сажать (37)
  • — огурцы (37)
  • — томаты (35)
  • — клубника, земляника (34)
  • — вредители (32)
  • — болезни растений и плодов (29)
  • — семена (23)
  • — размножение растений (21)
  • — лук, чеснок (20)
  • — малина, ежевика (19)
  • — картофель (18)
  • — дом, беседка, баня, туалет (18)
  • — обрезка растений (16)
  • — пруд, водоем, бассейн, фонтан (16)
  • — сезонные работы в саду (15)
  • — смородина, крыжовник (14)
  • — садовые дорожки (13)
  • — клумбы, цветники (12)
  • — грибы (12)
  • — морковь (11)
  • — капуста (11)
  • — подкормка растений (10)
  • — сорняки (10)
  • — мангалы, печи, камины (10)
  • — яблоня (10)
  • — баклажаны (9)
  • — грядки (8)
  • — перец (8)
  • — животные, птица (8)
  • — законы, нормативы дачные (7)
  • — заборы, ограждения, живая изгородь (6)
  • — планировка участка (5)
  • — полив растений (4)
  • — вишня (4)
  • — почва (4)
  • — газон (4)
  • — туи, ели, сосны (3)
  • — колорадский жук (2)
  • — совместимость растений и культур (2)
  • — орехи (2)
  • — сирень (2)
  • — освещение участка, дома (2)
  • — петрушка, укроп, пряности (2)
  • — наклейки на консервацию (1)
  • — курятник (1)
  • — пчелы,мед (1)
  • — клещи (1)
  • — теплица (1)
  • — корчевание корней (1)
  • — облепиха (1)
  • — как сохранить урожай (1)
  • — ягоды (1)
  • — горох (1)
  • ДИЕТЫ, ХУДЕЕМ, ГИМНАСТИКА, (197)
  • ДИЗАЙН, ИНТЕРЬЕР, ДЕКОР (201)
  • ЖИВОПИСЬ (170)
  • ЖИВОТНЫЙ МИР (29)
  • ЗА ГРАНЬЮ, НЕПОЗНАННОЕ, МИСТИКА, ПРЕДСКАЗАНИЯ (53)
  • ЗДОРОВЬЕ, МЕДИЦИНА, НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ : (1186)
  • — авторские методики (44)
  • — сосуды (23)
  • — отеки (16)
  • — холестерин (11)
  • — поджелудочная железа (10)
  • — судороги ног (7)
  • — болезни кожи (72)
  • — герпес (7)
  • — глаза, зрение (25)
  • — грипп, простуда (21)
  • — давление (80)
  • — диабет (63)
  • — диагностика здоровья (54)
  • — долголетие, омоложение (77)
  • — желудок (14)
  • — женское здоровье (33)
  • — зубы (21)
  • — иммунитет (29)
  • — инфаркты, инсульты (42)
  • — исцеление и оздоровление организма (364)
  • — кишечник (32)
  • — легкие (12)
  • — лечение водой (22)
  • — лишний вес, диетология (60)
  • — мази, кремы, масла (93)
  • — микоз (грибок ногтей и кожи) (27)
  • — настойки, капли, бальзамы, эликсиры (169)
  • — ноги (76)
  • — обмен веществ (19)
  • — ожоги (9)
  • — онкология (86)
  • — очищение организма (91)
  • — паразиты (16)
  • — печень (29)
  • — почки (20)
  • — причинно-следственные связи болезней (27)
  • — радикулит, остеохондроз, суставы (63)
  • — разное (202)
  • — растения, плоды,травы для здоровья (164)
  • — сердце (25)
  • — ухо, горло, нос (21)
  • — щитовидная железа (15)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ИДЕИ (88)
  • ИСКУССТВО (37)
  • ИСТОРИЯ (6)
  • КНИГИ (46)
  • КРОЙ И ШИТЬЁ (65)
  • КУЛИНАРИЯ: (2488)
  • — блюда из рыбы, морепродукты (111)
  • — национальная кухня (104)
  • — здоровое питание (5)
  • — cалаты (104)
  • — блюда из теста и мяса, овощей (манты, пельмени и (111)
  • — варенье (32)
  • — вторые блюда (378)
  • — десерты, сладости (67)
  • — закуски (315)
  • — консервация, соленья, заготовки, приправы, запра (348)
  • — напитки (81)
  • — первые блюда, горячее (84)
  • — пироги, булочки, печенье, выпечка (641)
  • — пирожки, хачапури, блины, пицца (172)
  • — сыр, масло (47)
  • — тесто (110)
  • — торты, пирожные (218)
  • — украшение блюд (8)
  • — хлеб (13)
  • — чебуреки, беляши, пончики (43)
  • ЛИЧНОЕ, МЫСЛИ ВСЛУХ (32)
  • МАГИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ (симорон, обряды, заговоры и т.п (332)
  • — заговоры, ритуалы, обряды, молитвы (97)
  • — руны (2)
  • — защитная магия, обереги, талисманы (58)
  • — исполнение желаний (44)
  • — коррекция судьбы (26)
  • — магия денег (72)
  • — магия здоровья (42)
  • — магия красоты (26)
  • — магия любви (18)
  • — магия предметов и вещей (30)
  • — порча, сглаз, приворот (27)
  • — приметы (28)
  • — разное (57)
  • МАТРИЦА ЖИЗНИ (58)
  • МУЗЫКА (186)
  • НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (28)
  • НУМЕРОЛОГИЯ (100)
  • ПАРФЮМЕРИЯ, КОСМЕТИКА (20)
  • ПЛЭЙКАСТЫ (7)
  • ПОЭЗИЯ (147)
  • ПРАВО, ЗАКОНЫ (13)
  • ПРИРОДА, РАСТЕНИЯ, САДЫ, ПАРКИ (53)
  • ПРОГРАММЫ (9)
  • ПСИХОЛОГИЯ (384)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (65)
  • ПЧ, ДРУЗЬЯ, ПРИВЕТСТВИЯ (128)
  • РАМКИ (8)
  • РУКОДЕЛИЕ (46)
  • СВОИМИ РУКАМИ : (373)
  • — ароматизаторы, благовония (16)
  • — фарфор,холодный фарфор (5)
  • — декор бутылок, банок, стекла (36)
  • — декупаж (17)
  • — для дома, интерьера (76)
  • — из бисера (52)
  • — из газет, бумаги, картона и др. (11)
  • — моющие средства (34)
  • — мыло, бомбочки (56)
  • — парфюмерия, косметика, масла, скрабы (73)
  • — свечи (15)
  • СЕКС, ЭРОТИКА (19)
  • СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ПРИТЧИ, ИСТОРИИ, НОВЕЛЛЫ (20)
  • СПАСИБО ! (468)
  • ТЕСТЫ (85)
  • ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН (15)
  • УРОКИ, ФОТОШОП (23)
  • ФОТОХУДОЖНИКИ (6)
  • ФЭН — ШУЙ (25)
  • ХИРОМАНТИЯ (16)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО (91)
  • ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО, УКРАШЕНИЯ (71)
  • ЮМОР (10)

Благодатный огонь Храма Гроба Господня

Я совершил паломничество в Иерусалим и лично видел схождение Небесных Огней на Храм Гроба Господня в пасхальную ночь…

Храм похож на большой вокзал: люди сидят так тесно, что некуда ногу поставить. А вот дальше уже посвободнее — иди куда хочешь. Все спят вповалку: и молодые, и пожилые, и мужчины, и женщины, — кому нечего подстелить, спят прямо на каменном полу. Все ждут появления небесных огней — это бывает лишь здесь, в Храме Гроба Господня.

Спускаюсь к армянским приделам святой равноапостольной царицы Елены и святого Григория Просветителя — на ступеньках лестницы сидят и лежат люди, оставлен только узкий проход: ступаю осторожно, чтобы не наступить на чью-нибудь руку или ногу. Поворачиваю направо, потом налево, а вот и лестница, ведущая к месту обретения Животворящего Креста Господня, — тут гораздо прохладнее, чем наверху, и, наверное, поэтому условия вольготные — паломники, прибывшие в Иерусалим, отдыхают без тесноты, кто где хочет.

Поднимаюсь наверх. Куда пойти дальше? Конечно, на Голгофу! Вся она свободно уместилась в стенах храма. Лестница занята, разумеется, но пройти можно. Наверху — густо, даже очень. Продвигаюсь медленно — по Голгофе!

Подхожу к месту распятия Иисуса по Христа. Опустившись на колени, прикладываюсь к этой величайшей святыне. Здесь Господь, вися на Кресте, пролил свою кровь за всех нас, страданиями и муками искупил грехи всех людей, в том числе и мои.

Спустившись вниз, иду к Камню помазания; прикладываюсь к нему в одном месте, в другом и ощущаю несказанные ароматы, которые от него исходят. На этом камне ты пребывал, Господи, уже бездыханным, и ароматы, коими праведный Никодим и Иосиф Аримафейскии помазали твоё пречистое тело, были некой данью благодарения от лица тех людей, которые тебя знали и которые тебя почитали.

Иисус Христос умер, но eщё не воскрес. Это время ожидания. Ожидания Воскресения Спасителя, ожидание Света.

Куда направить дальше мои стопы? Иду к столбу бичевания. Иудеи привязали тебя, Господи, к этому столбу со всей неистовой злобой, какая может быть только у помрачённого человека, бичевали твоё невинное тело, нанося тебе такие страшные удары, что кожа разрывалась, и кровь ручьями стекала вниз. И ты терпеливо переносил эти побои, не издавая ни единого звука, хотя человеку перенести их, кажется, совершенно невозможно.

Темница Уз Господних как раз напротив католического придела. Две ступеньки вниз, неширокий вход, колонна справа, колонна слева, несколько зажжённых свечей на каменном выступе — темница невелика; справа в углу за проволочной сеткой — чудотворная икона Божией Матери. Если просунуть сквозь сетку горящую свечу и присмотреться к лику Царицы Небесной, то можно увидеть, как один её глаз то закрывается, то снова открывается; причём свидетелями этого чуда становятся лишь избранные — я же сколько ни всматривался в лик Пресвятой Девы, но чуда так и не дождался.

Поставил стульчик около колонны и сел — лицом к чудотворной иконе. Помоги мне, Пресвятая Дева, дождаться Благодатного Огня, не оставь меня, слабого и немощного, в этом Храме.

Несколько часов промелькнули незаметно, ночь кончилась, наступило утро, и южное горячее солнце осветило Храм Гроба Господня, где собрались православные христиане со всех концов земного шара — и греки, и арабы, и русские, и сербы, и болгары, — собрались, чтобы соучаствовать в Христовом Воскресении, а до этого — быть опалёнными и небесным огнём.

Нами овладевает нетерпение: поскорее, поскорее пришла бы та минута, ради которой мы сюда прибыли. Я слышал десятки рассказов очевидцев, и все они по-разному рассказывали о Благодатном Огне; но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Скоро, совсем скоро и я своими глазами увижу огонь, своими руками потрогаю его.

Все, кто лежал или сидел, встали; свечи везде потушены; лица людей обращены на восток, туда, где находится Кувуклия, часовня внутри храма. Каждый стремится встать на цыпочки, чтобы лучше видеть Кувуклию или хотя бы часть её и чтобы ничего не пропустить.

Напряжение нарастает, кажется, сам воздух наэлектризован этим нервным напряжением. И вдруг всё пространство Храма осветила яркая вспышка; она голубоватого цвета, похожа на вспышку молнии, только ярче. Она произвела необыкновенное действие, наполнив всё моё существо радостью, ликованием, энергией. Видимо, то же самое испытали и другие паломники. Раздались крики, восклицания, весь Храм наполнился шумом — так шумит лес, когда на него внезапно налетает порыв сильного ветра.

Все, абсолютно все люди протянули вперёд и вверх пучки свечей. Некоторое время вспышек не было, и шум в храме стал постепенно затихать, сходя на нет,— так умолкает лес, переставая качать вершинами, когда ветер уносится вдаль.

И вот (опять неожиданно) блеснула ослепительная вспышка над часовней, потом ближе к нам, потом над алтарём греческой православной церкви. Небесные вспышки рассекали храм сверху донизу, освещая взволнованные лица, приводя нас в трепет и содрогание. Иногда вспышка полыхала ярче, иногда — тусклее, иногда она была короткая — одно мгновение, иногда — более продолжительная, порой вспышки следовали одна за другой без перерыва, а порой — с некоторыми интервалами. И каждая вызывала бурю восторга.

Если молния оставляет в небе, хотя и на краткое мгновение, зигзаг, иногда довольно прихотливых очертаний, то вспышка в Храме Гроба Господня не оставляет никаких зигзагов — это только свет, небесный голубоватый свет, и он не вызывает никакого страха, никакой боязни, потому что грома нет и земля не содрогается. Близкое сходство только в одном: если молнии говорят о приближении грозы, то вспышки в храме говорят о скором схождении Благодатного Огня.

Вдруг храм озарили особенно яркие вспышки; их было много, и они блистали всюду. Сияние видел и ощущал каждый, в каком бы месте Храма он ни находился — рядом с Кувуклией, в греческом алтаре, на Голгофе, в армянском приделе или ещё ниже, в месте обретения Животворящего Креста Господня. Ураган восторга пронёсся по Храму. Каждая душа (а их было не меньше пятнадцати тысяч) выражала свой восторг по-разному, но суть этого восторга была одна: ОГОНЬ СОШЁЛ! Мы его ещё не видели, но знали: он с нами на Гробе Господнем, и Патриарх уже зажёг первые свечи.

И вот наступил миг, ради которого мы презрели всё земное: расстояние, жару, усталость, сон, немощь, — арабский юноша стремглав пронёсся по Храму — с востока на запад, и в руках у него был дивный, завораживающий факел. Он на секунду–другую остановился у Южного входа в греческую церковь Воскресения Христова, чтобы паломники могли зажечь свечу, а потом продолжил свой стремительный триумфальный бег.

Люди жадно тянутся к Огню, зажигается ещё один пучок свечей, ещё, ещё и ещё — и вот уже весь Храм полыхает сияющим, ликующим заревом. Накрываю рукой большой пляшущий буйный факел — огонь тёплый, приятный, живой, он нисколько не жжёт, это не земной обычный огонь — это Огонь Небесный! Я начинаю им умываться, подношу к подбородку, щекам, ушам, ко лбу — это, конечно, Божия Благодать, сошедшая с Небес и воплотившаяся в Огненные Языки.

А Храм ликует, Храм не помнит себя от радости, на лицах людей расцвели восхитительные улыбки. Радость поселилась в сердцах людей, они оттаяли, подобрели, забыв о своей греховной шелухе, они снова похожи на детей — отброшены все условности, кривлянья, помада — перед лицом Благодатного Огня нет нужды играть и лицемерить.

Неизвестно, сколько времени продолжалось ликование, и вот наступил момент гашения Огня — это произошло не потому, что людям стало жалко свечей, а потому, что Огонь приобрёл земные качества и стал жечь, но радости от этого у нас нисколько не убавилось.

Событие, о котором я рассказал — событие вселенского масштаба, оно потрясает до мозга костей, и то, что я поведал, — лишь бледное отражение того, что было на самом деле. Но где взять слова? Где отыскать кисть, которая положила бы верные мазки на полотно? Где найти краски?

К величайшему нашему сожалению, нет в человеческом лексиконе слов, которыми можно было бы хотя с малой долей правдивости рассказать о том, что происходило в Великую Субботу в Храме Гроба Господня.

Ну а в чём же духовный смысл предпасхального Благодатного Огня? Для чего он каждый год сходит на Гроб Господень? И почему именно в Великую Субботу, а не в какой-то другой день? И разве нельзя обойтись без него?

Нет, нельзя! Благодатный Огонь — это беспредельная милость Божия к падшему роду человеческому. Если Огонь сошёл, то это значит, что ещё один год Земля будет жива, и с ней ничего не случится; ещё один год солнце будет согревать людей; ещё один год они будут пахать землю и выращивать пшеницу; ещё в один год на лужайках будут расцветать одуванчики, а в степи волноваться ковыль; ещё один год дети будут весело играть в салки; и ещё один год влюблённые будут ходить по тихим, уснувшим улицам, говоря друг другу ласковые слова.

Ну а почему же именно в Великую Субботу сходит Благодатный Огонь, а не в какой-то другой день? Почему он не сходит, например, в понедельник Светлой седмицы, во вторник или в среду, когда, казалось бы, ему в самый раз и сходить, так как Иисус Христос уже воскрес? Здесь сокрыта великая тайна. Сын Божий ещё во Гробе, ещё печалью объяты сердца Его учеников, ещё ничто не говорит о предстоящей, радости и скором Воскресении, а Господь уже посылает Благодатный Огонь. Посылает как знак Своей величайшей милости к людям, как предвестника райской жизни, непреложности Своих обетований, предвестника единственной и самой главной победы в истории Вселенной. Это ликующий гонец, которого полководец посылает в разгар битвы с сообщением о том, что победа близка.

На мой взгляд, Благодатный Огонь — это призыв к покаянию. Господь даёт всему человечеству в целом и каждому человеку в отдельности ещё одну возможность спастись.

Чудеса Храма Гроба Господня Храм похож на большой вокзал: люди сидят так тесно, что некуда ногу поставить. А вот дальше уже посвободнее — иди куда хочешь. Все спят вповалку: и молодые, и пожилые, и мужчины, и женщины, кому нечего подстелить, спят прямо на каменном полу. Все ждут появления небесных огней — это бывает лишь здесь, в Храме Гроба Господня. Спускаюсь к армянским приделам святой равноапостольной царицы Елены и святого Григория Просветителя — на ступеньках лестницы сидят и лежат люди, оставлен только узкий проход: ступаю осторожно, чтобы не наступить на чью-нибудь руку или ногу. Поворачиваю направо, потом налево, а вот и лестница, ведущая к месту обретения Животворящего Креста Господня, — тут гораздо прохладнее, чем наверху, и, наверное, поэтому условия вольготные — паломники, прибывшие в Иерусалим, отдыхают без тесноты, кто где хочет. Поднимаюсь наверх. Куда пойти дальше? Конечно, на Голгофу. Вся она свободно уместилась в стенах храма. Лестница занята, разумеется, но пройти можно. Наверху — густо, даже очень. Продвигаюсь медленно — по Голгофе! Подхожу к месту распятия Иисуса Христа. Опустившись на колени, прикладываюсь к этой величайшей святыне. Здесь Господь, вися на Кресте, пролил свою кровь за всех нас, страданиями и муками искупил грехи всех людей, в том числе и мои. Я искуплен самой дорогой ценой, но ценю ли я это? Мне открыт путь в райские обители, но стремлюсь ли я туда? Господь каждый день и каждый час стучится в моё сердце, но слышу ли я этот стук? Спустившись вниз, иду к Камню помазания; прикладываюсь к нему в одном месте, в другом и ощущаю несказанные ароматы, которые от него исходят. На этом камне Ты пребывал, Господи, уже бездыханный, и ароматы, коими праведный Никодим и Иосиф Аримафейский помазали Твоё пречистое тело, были некой данью благодарения от лица тех людей, которые Тебя знали и которые Тебя почитали. КАМЕНЬ ПОМАЗАНИЯ Иисус Христос умер, но ещё не воскрес. Это время ожидания. Ожидания Воскресения Спасителя, ожидание Света. Куда направить дальше мои стопы? Иду к столбу бичевания. Иудеи привязали Тебя, Господи, к этому столбу со всей неистовой злобой, какая может быть только у помрачённого человека, бичевали Твоё невинное тело, нанося Тебе такие страшные удары, что кожа разрывалась и кровь ручьями стекала вниз. И Ты терпеливо переносил эти побои, не издавая ни единого звука, хотя человеку перенести их, кажется, совершенно невозможно. Я прикладываю ухо к каменной плите, которая венчает этот столб, прислушиваюсь… И слышу! Пьють! Это звук бича, который впивается в тело. Пьють! Ещё один такой же звук. Они следуют один за другим через почти равные промежутки времени. Невероятно — каждый удар звучит во мне… Долго я ещё ходил по гигантскому Храму, молясь о спасении своей души, моих близких и всего русского народа. И где бы я ни был, в какой уголок Храма ни заглянул, всюду я слышал русскую речь. В этом году в Иерусалим прибыло небывалое количество наших паломников — около четырёх тысяч — это соль земли. Темница Уз Господних как раз напротив католического придела. Две ступеньки вниз, неширокий вход, колонна справа, колонна слева, несколько зажженных свечей на каменном выступе — темница невелика; справа в углу за проволочной сеткой — чудотворная икона Божией Матери. Если просунуть сквозь сетку горящую свечу и присмотреться к лику Царицы Небесной, то можно увидеть, как один её глаз то закрывается, то снова открывается; причём свидетелями этого чуда становятся лишь избранные — я же долго всматривался в лик Пресвятой Девы, но чуда так и не дождался. Поставил стульчик около колонны и сел — лицом к чудотворной иконе. Помоги мне, Пресвятая Дева, дождаться Благодатного Огня, не оставь меня, слабого и немощного, в этом Храме. КУВУКЛИЯ Кувуклия — Малая церковь, окруженная колоннадой! В ней находится главная святыня христианства — Гроб Господень. Справа у стены двое московских паломников — муж и жена; у них есть одеяло, и они по очереди отдыхают на нём; только что произошла «смена караула»: он лёг соснуть, а она бодрствует. Мы разговорились: её муж уже третий раз встречает Благодатный Огонь, а она — второй. — В прошлом году я была на Голгофе, — говорит собеседница, — видела, как по стене катился Благодатный Огонь. — Что значит «катился»? — Ну, такой светлый огненный шар медленно сползал по стене, и не было сил оторвать от него глаз. — А ещё что вы видели? — Всполохи видела, и они словно насквозь меня пронзали. Скоро вы тоже это испытаете. Несколько часов промелькнуло незаметно, ночь кончилась, наступило утро, и южное горячее солнце осветило Храм Гроба Господня, где собрались православные христиане со всех концов земного шара — и греки, и арабы, и русские, и сербы, и болгары, — собрались, чтобы соучаствовать в Христовом Воскресении, а до этого — быть опалёнными и небесным огнём. Нами овладевает нетерпение: поскорее, поскорее пришла бы та минута, ради которой мы сюда прибыли. Я слышал десятки свидетельств очевидцев, и все они по-разному рассказывали о Благодатном Огне, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Скоро, совсем скоро и я узнаю, что это такое, своими глазами увижу огонь, своими руками потрогаю его. Все, кто лежал или сидел, встали; свечи везде потушены; лица людей обращены на восток, туда, где находится Кувуклия, часовня внутри храма. Каждый стремится встать на цыпочки, чтобы лучше видеть Кувуклию или хотя бы часть её и чтобы ничего не пропустить; напряжение нарастает, кажется, сам воздух наэлектризован этим нервным напряжением. …И вдруг всё пространство Храма осветила яркая вспышка; она голубоватого цвета, похожа на вспышку молнии, только ярче. Она произвела необыкновенное действие, наполнив всё моё существо радостью, ликованием, энергией. Видимо, то же самое испытали и другие паломники. Раздались крики, восклицания, весь Храм наполнился шумом — так шумит лес, когда на него внезапно налетает порыв сильного ветра. Все, абсолютно все люди протянули вперёд и вверх пучки свечей. Они походили на детей: как дети просят у своих родителей печенья или мороженого, так и они просили у Отца Небесного Благодатного Огня. Еврейский народ просил в пустыне физической пищи, и небо посылало ему каждый день манну небесную; а сейчас, в Великую Субботу, люди просили не физической пищи, а духовной. Некоторое время вспышек не было, и шум в храме стал постепенно затихать, сходя на нет, — так умолкает лес, переставая качать вершинами, когда ветер уносится вдаль. И вот (опять неожиданно) блеснула ослепительная вспышка над часовней, потом ближе к нам, потом над алтарём греческой православной церкви. Небесные вспышки рассекали храм сверху донизу, освещая взволнованные лица, приводя нас в трепет и содрогание. Иногда вспышка полыхала ярче, иногда — тусклее, иногда она была короткая — одно мгновение, иногда — более продолжительная, порой вспышки следовали одна за другой без перерыва, а порой — с некоторыми интервалами, и каждая из них вызывала бурю восторга. Вернусь к образу с молнией. Если молния оставляет в небе, хотя и на краткое мгновение, зигзаг, иногда довольно прихотливых очертаний, то вспышка в Храме Гроба Господня не оставляет никаких зигзагов — это только свет, небесный голубоватый свет, и он не вызывает никакого страха, никакой боязни, потому что грома нет и земля не содрогается. Близкое сходство только в одном: если молнии говорят о приближении грозы, то вспышки в храме говорят о скором схождении Благодатного Огня. Вдруг храм озарили особенно яркие вспышки; их было много, и они блистали всюду. Сияние видел и ощущал каждый, в каком бы месте Храма он ни находился — рядом с Кувуклией, в греческом алтаре, на Голгофе, армянском приделе или ещё ниже, в месте обретения Животворящего Креста Господня. В этот момент я понял: не имеет никакого значения, где ты находишься и какое место ты занял, — имеет значение только то, что ты чувствуешь и как ты воспринимаешь то, что вокруг тебя происходит. Ураган восторга пронёсся по Храму. Каждая душа (а их было не меньше пятнадцати тысяч) выражала свой восторг по-разному, но суть этого восторга была одна: ОГОНЬ СОШЁЛ! Мы его ещё не видели, но знали: он с нами на Гробе Господнем, и Патриарх Диодор уже зажёг первые свечи. И вот наступил миг, ради которого мы презрели всё земное: расстояние, жару, усталость, сон, немощь,- арабский юноша стремглав пронёсся по Храму — с востока на запад, и в руках у него был дивный, завораживающий факел. Он на секунду-другую остановился у южного входа в греческую церковь Воскресения Христова, чтобы паломники могли зажечь свечу, а потом продолжил свой стремительный триумфальный бег. Люди жадно тянутся к Огню, зажигается ещё один пучок свечей, ещё, ещё и ещё — и вот уже весь Храм полыхает сияющим, ликующим заревом. Накрываю рукой большой пляшущий буйный факел — огонь тёплый, приятный, живой, он нисколько не жжёт: это не земной обычный огонь — это Огонь Небесный! Я начинаю им умываться, подношу к подбородку, щекам, ушам, ко лбу — это, конечно, Божия Благодать, сшедшая с Небес и воплотившаяся в Огненные Языки. А Храм ликует, Храм не помнит себя от радости, на лицах людей расцвели восхитительные улыбки — так весенний луг расцветает нежными благоухающими цветами. Радость поселилась в сердцах людей, они оттаяли, подобрели, забыв о своей греховной шелухе, они снова похожи на детей — отброшены все условности, кривлянья, помада — перед лицом Благодатного Огня нет нужды играть и лицемерить. Совершенно невозможно одному человеку увидеть и запомнить все подробности этого события, и я прибегаю к помощи моих братьев и сестёр. Они рассказали, что у одной монахини, которая стояла на первом балконе напротив Кувуклии, сам собой загорелся пучок свечей. Чудесные лампады, висящие над Камнем помазания, в момент схождения Благодатного Огня тоже зажглись без участия человека (это, кстати, происходит каждый год). У тех людей, что находились рядом с Кувуклией, пучки свечей загорались с хлопками. Неизвестно, сколько времени продолжалось ликование, и вот наступил момент гашения Огня — это произошло не потому, что людям стало жалко свечей, а потому, что Огонь приобрёл земные качества и стал жечь, но радости от этого у нас нисколько не убавилось. Событие, о котором я рассказал, — это событие вселенского масштаба, оно потрясает до мозга костей, и то, что я поведал, — лишь бледное отражение того, что было на самом деле. Но где взять слова? Где отыскать кисть, которая положила бы верные мазки на полотно? Где найти краски? К величайшему нашему сожалению, нет в человеческом лексиконе слов, которыми можно было бы хотя с малой долей правдивости рассказать о том, что происходило в Великую Субботу в Храме Гроба Господня. Ну а в чём же духовный смысл предпасхального Благодатного Огня? Для чего он каждый год сходит на Гроб Господень? И почему именно в Великую Субботу, а не в какой-то другой день? И разве нельзя обойтись без него? Нет, нельзя! Благодатный Огонь — это беспредельная милость Божия к падшему роду человеческому. Если Огонь сошёл, то это значит, что ещё один год Земля будет жива, и с ней ничего не случится; еще один год солнце будет согревать людей; ещё один год они будут пахать землю и выращивать пшеницу; ещё один год на лужайках будут расцветать одуванчики, а в степи волноваться ковыль; ещё один год дети будут весело играть в салки и ещё один год влюблённые будут ходить по тихим, уснувшим улицам, говоря друг другу ласковые слова. Ну а почему же именно в Великую Субботу сходит Благодатный Огонь, а не в какой-то другой день? Почему он не сходит, например, в понедельник Светлой седмицы, во вторник или в среду, когда, казалось бы, ему в самый раз и сходить, так как Иисус Христос уже воскрес? Здесь сокрыта великая тайна. Сын Божий ещё во Гробе, ещё печалью объяты сердца Его учениц, ещё ничто не говорит о предстоящей радости и скором Воскресении, а Господь уже посылает Благодатный Огонь. Посылает как знак Своей величайшей милости к людям, как предвестника райской жизни, непреложности Своих обетований, предвестника единственной и самой главной победы в истории Вселенной. Это ликующий гонец, которого полководец посылает в разгар битвы с сообщением о том, что победа близка. На мой взгляд, Благодатный Огонь — это призыв к покаянию. Господь даёт всему человечеству в целом и каждому человеку в отдельности ещё одну возможность спастись. И хочется верить, что, пока на Земле остался хоть один благомыслящий человек, солнце будет всходить над горизонтом; пока в людях вера не иссякла совсем, Земля не сойдёт со своей орбиты; пока в сердце хоть одного-единственного человека не умерло желание покаяться, будет сходить к нам Благодатный Огонь. Кокухин Н.П. Чудеса Храма Гроба Господня // К Благодатному Огню. Путешествие в Святую Палестину. Сборник. М.: Товарищество Русских Художников, 2002. С. 134-141. Кокухин Н.П. Чудеса Храма Гроба Господня // Мгарский Колокол. 2008. № 63, Апрель. Кокухин Николай Петрович, член Союза писателей России и Союза журналистов России

Благодатный огонь — правда или ложь, откуда берется Благодатный Огонь на самом деле?

Принято считать, что в существование религиозных чудес верят только люди, придерживающиеся соответствующих верований. При этом феномен такого чуда, как Благодатный Огонь, не может объяснить ни один скептик, какие бы аргументы он не испробовал.

Что такое Благодатный Огонь?

Удивительное явление не раз изучалось научными и религиозными деятелями, которые не смогли найти хотя бы доказательство природного происхождения феномена под названием «снисхождение Благодатного Огня». В него входит:

  1. Церемония подготовки к появлению пламени. Существует особый ритуал, без которого главное событие Великой субботы не состоится и празднование будет испорчено.
  2. Проверка Патриарха и его вхождение в храм Гроба Господня. С этого момента начинается международная трансляция церемонии телеканалами.
  3. Появление Благодатного Огня и его передача другим священнослужителям.
  4. Начало первых празднований в честь Пасхи.

Как появляется Благодатный Огонь?

Отдельного внимания заслуживает сам процесс возникновения языков пламени. Примерно в 10 часов утра к Иерусалимской Православной церкви начинает двигаться крестный ход, возглавляемый Патриархом и высшими чинами духовенства. После того, как они подойдут вплотную к Кувуклии (часовне Гроба Господня), события начинают развиваться следующим образом:

  1. Чтобы у верующих не возникло сомнения в том, откуда берется Благодатный Огонь, Патриарх разоблачается и остается в одном белом подризнике, под которым нельзя ничего пронести.
  2. Его досматривают представители полиции Турции и Израиля по традиции, существующей с 14 века.
  3. К входу в Кувуклию приближается Патриарх вместе с аналогичными чинами из Армянской, Коптской и Сирийской апостольских церквей. Благодатный Огонь они увидят первыми после Патриарха.
  4. Двери часовни закрываются, и верующие остаются ждать чуда за дверьми.

Как сходит Благодатный Огонь?

После того, как Патриарх и священники остаются за первыми дверьми Кувуклии, они предстают перед комнатой с Гробом Христа. В нее Иерусалимский митрополит зайдет один, но в нескольких шагах от него будет стоять представитель Армянской церкви. Схождение Благодатного Огня происходит в несколько этапов:

  1. Патриарх приступает к молитвам, восхваляющим Иисуса Христа.
  2. Обращение к Богу может занять как несколько часов, так и несколько минут.
  3. На каменной плите вспыхивают огоньки, стекающие, словно капли.
  4. Патриарх подхватывает их ватным шариком и поджигает пучок свечей.

Почему Благодатный Огонь не обжигает?

Сноп свечей, которые держит в руках Патриарх, состоит из 33 штук (по числу лет, проведенных на Земле, Иисусом). Единственный, кто лично видел секрет Благодатного Огня, выносит из Кувуклии связку и передает ее Армянскому митрополиту. Он показывает ее верующим, а они зажигают от нее свои свечи. Ослабшего после усердной молитвы Патриарха, едва он появится в дверях, поднимают на руки и несут к выходу с песнопениями. Между тем, впервые посетившие Иерусалим, с удивлением отмечают особенные свойства пламени:

  1. Зная откуда берется Благодатный Огонь на самом деле, опытные туристы безбоязненно умываются им, прикладывают свечи к лицу и подносят к нему пальцы.
  2. Цвет огня варьируется от светло-голубого до синего, чего нельзя увидеть больше нигде в мире.
  3. Через 5-10 минут после схождения пламя на всех снопах приобретает обычные свойства и нагревается.

Как принести Благодатный Огонь домой?

Не меньшим значением для верующего обладает не только возможность лицезреть Огонь, но и желание унести его частицу с собой. Благодатный Огонь дома можно разместить перед иконостасом или зажечь от него лампадки и расставить их по комнатам в преддверии Пасхи. Чтобы осуществить замысел, потребуется:

  • небольшая свеча, которой в храмах разрешают прикасаться к пламени от Гроба Господня;
  • небольшой светильник с крышкой, предохраняющей от потухания лампаду;
  • вазелиновое масло, которое используют для поддерживания горения.

Что нужно делать с Благодатным Огнем?

Большинство духовных наставников не рекомендуют превращаться в идолопоклонников и превращать огонь в своеобразный культ. Верующие должны относиться к нему соответствующе: найти пламя они могут в приходах, в которые его привозят самолетом из Иерусалима. Считается, что Благодатный Огонь – это то, что позволяет:

  • православным, не сумевшие прийти в храм, лично увидеть чудо;
  • напомнить о светлом празднике Пасхи, который он знаменует;
  • обрести духовные силы на пост в Великую субботу.

Благодатный Огонь — правда или ложь?

Если церковные служащие считают грешным само сомнение в священной природе феномена, то журналисты и ученые не стесняются в самых смелых предположениях о том, что сошествие Благодатного Огня имеет вполне земное происхождение. У сторонников разных версий лидируют такие варианты, как:

  1. Сокрытие огня от досматривающих Патриарха. Поскольку в день Великой субботы у него нет возможности пронести с собой пламя, то можно решить, что Огонь проносят и прячут у Гроба заранее.
  2. Химическая реакция, вызванная особым составом плиты на могиле Христа. Эфиры органических кислот могут дать холодный огонь, но цвет его будет не голубым, а зеленым.
  3. Самовозгорание. Некоторые природные вещества при определенной температуре окружающей среды и влажности могут вспыхнуть. Таким свойством обладают: белый фосфор, борная кислота, жасминовое масло.

Благодатный огонь — научное объяснение

В 2008 году у скептиков появился шанс узнать природу Благодатного Огня. В Кувуклию перед Великой субботой был допущен российский физик Андрей Волков, который получил одобрение православной церкви на установку аппаратуры с чувствительными датчиками. До него никто не знал ответа на скользкий вопрос, как ученые объясняют схождение Благодатного Огня, исследования Андрея Волкова дали неоднозначные результаты:

  1. За несколько секунд до появления пламени у Гроба Господня физик зафиксировал необычный длинноволновой электрически импульс, возникший спонтанно.
  2. Во время возгорания ваты, разложенной на крышке надгробия, колебания импульсов многократно увеличились.
  3. Замеры мощности показали, что вспышку огня можно сравнить с работой маломощного сварочного аппарата.
  4. Научная диагностика трещины на колонне у входа в Кувуклию доказала, что подобные повреждения могли возникнуть исключительно под действием электричества.

Благодатный огонь — интересные факты

Мистический характер природы Огня в истории неоднократно был связан с любопытными событиями. Стоило нарушить хотя бы одну традицию его появления, как ход церемонии менялся на глазах всех свидетелей. Чудо схождения Благодатного Огня претерпевало резкие вмешательства дважды:

  1. В 1101 году Латинский Патриарх из Шоке решил взять бразды правления величайшим христианским чудом в собственные руки. Желание разгадать его тайну настолько завладело еретиком, что он пытал монахов и получил от них все подробности процедуры добычи Огня. Пламя так и не появилось спустя сутки тщетных попыток.
  2. В 1578 году священник из Армении решил что тайна Благодатного Огня раскрыта будет им и добился от духовенства разрешения войти первым в Кувуклию. Православные священники не стали протестовать и остались у дверей. Колонна перед входом в Гроб Господень треснула и языки пламени стали исходить из нее.

Отзыв: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Россия, Истра) — Монастырь построенный, как копия Храма Гроба Господня

Хочу рассказать об удивительном историческом месте в Подмосковье. Новоиерусалимский монастырь в городе Истра — это грандиозная постройка. Этот монастырь основал Патриарх Никон. Насколько я осведомлена монастырь строился, как копия Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Скажу сразу, я посетила оба этих Храма. Внешнего сходства нет абсолютно никакого, а вот внутри — очень похожи.
О Храме Гроба Господня в Иерусалиме можете прочитать .
Итак, Новоиерусалимский монастырь находится примерно в 50 км. от Москвы в городе Истра. На сегодняшний день монастырь действующий мужской.

Территория ограждена огромной стеной по периметру. По этой стене можно гулять предварительно купив билетик при входе.
Всего можно посетить три церкви. Подземная церковь на мой взгляд самая красивая. По узенькой лестнице посетители спускаются под землю и далее по большой лестнице еще ниже в церковь. Очень красивая церковь, к сожалению фото нет, т. к. в церкви я обычно не фотографирую.
Вторая церковь более обычная — здесь можно купить церковную утварь. Также здесь, при выходе из церкви, реконструируется основной купол. Во времена второй мировой войны основной купол очень пострадал от бомбежек. Его очень длительное время реконструировали и сейчас иногда пускают внутрь. Обычно на праздник Пасхи после Крестного хода сюда можно попасть. Во все остальное время, как правило, главная церковь закрыта.
Третья церковь находится в Трапезных палатах. Очень уютная и теплая церковь. Здесь проводятся индивидуальные крестины. Как раз в трапезных палатах есть довольно интересный музей. Здесь можно многое узнать об истории создания монастыря. Также посмотреть на коллекцию картин, оружия и многое другое.
Также в Трапезных палатах есть небольшой концертный зал, где периодически проводятся концерты с живой музыкой.
Длительное время у Храма восстанавливается часовня. Колокол, который упал с часовни во время войны ждет того момента, когда займет свое законное место. Территория храма очень красивая, здесь приятно прогуляться. Летом в выходные дни множество свадебных кортежей и туристических автобусов. Мест на стоянке перед монастырем как правило нет. Но машину можно поставить чуть дальше. Если выйти за монастырь, то открывается замечательный вид на зеленую лужайку. Можно пойти и попить воды из родника, здесь всегда очередь. Вода из-под монастыря считается святой. Также есть проход к реке Истра — зимой здесь люди купаются в Крещение. Недалеко расположено здание, которое называется «Дом народного творчества». В этом месте можно посмотреть небольшую экспозицию картин и попить чай из самовара с пирожками. Всегда можно покататься на лошади или в упряжке. Или прогуляться до мельницы. В целом очень интересное место с красивой архитектурной постройкой. Советую всем посетить это удивительное место в Московской области, а в особенности верующим людям.

vladimirdar

Всего 55 фото
В этой третьей части моего рассказа о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре мы внимательно осмотрим уникальный архитектурный комплекс Воскресенского собора с разных ракурсов, многочисленные удивительные архитектурные детали и узнаем о непростой истории храма и его строительстве — будет много разных фотографий собора. И только в четвертой же части мы войдем внутрь к православным святыням и осмотрим интерьеры Храма Гроба Господня. С общим архитектурным обликом монастыря можно ознакомиться в предыдущей второй части моего рассказа. Итак, продолжим.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666 года работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679 году.
03.
Собор Воскресения Христова – уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня (взорванная фашистами в 1941 г.). Со стороны апсид собор дополняют главы приделов.
04.
В Иерусалиме церковь Константина и Елены вырублена в скале, соединяется с собором ходом из заалтарной части. Строительство подземной церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами.
В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.
05.
Интерьер церкви святых Константина и Елены в середине XVIII века был переделан в стиле барокко. Мы его увидим в четвертой части.
06.
Подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены (на первом плане)
Для понимания, того что мы осматриваем, пригодится план внутренней планировки Воскресенского собора, хотя по большому счету он больше будет полезен при осмотре его интрерьеров, тем ни менее вот он.
07.
Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой.
08.
Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым – известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова.
Давайте последовательно осмотрим Воскресенский собор обходя его по часовой стрелке, также как мы и поступали с осмотром всего ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 09.
Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял как уже упоминалось, из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма — четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет круговой обход или деамбулаторий.
10.
11.
Своды трансепта (это поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом), ориентированного с севера на юг — вспарушённые крестовые.
12.
Вид Воскресенского собора с галереи крепостной стены
С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора — огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), украшенной изразцами.
13.
14.
15.
16.
Ротонда повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. Первый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 м, а диаметр основания — 23 м.
17.
Сооружение с тремя рядами окон было покрыто, вероятно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой.
18.
19.
20.
Со стороны может показаться, что центральная часть Воскресенского собора как бы теряется среди многоглавия подземной церкви Константина и Елены, примыкающей к ее апсидам, и высокого шатра – главной доминанты не только собора, но и всего Новоиерусалимского монастыря.
21.
Южный фасад собора очень близок в деталях к образу Иерусалимского храма. Перспективные порталы обрамляют двойные врата – Красные и Судные. Основным входом в храм служили Красные врата, украшенные дубовой золоченой резьбой, изображавшей сцены из Священного Писания. Ныне эта резьба почти полностью утрачена.
22.
Южная сторона Воскресенского собора. Красные и Судные врата.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали как упоминалось выше такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов.
23.
При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три — заалтарных приделов. Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи.
24.
Южный фасад Воскресенского собора наиболее богат на это изразцовое великолепие
25.
Отделанные изразцами многочисленные окна непроизвольно заставляют замирать сердце. Восхитительно!
26.
Наличие в Воскресенском монастыре печей, облицованных расписными изразцами с архитектурными, сюжетными и растительными мотивами, доказывают изразцы, найденные на его территории в ходе ремонтно-реставрационныих и земляных работ. Документы о выплате мастерам-изразечникам подмонастырских слобод денег за изготовление «гладких» изразцов, за кладку и ремонты печей в различных помещениях монастыря, а также находки на северо-западных окраинах города Истры свидетельствуют о процветающем в XVIII-XIX вв. местном изразечном производстве.
27.
28.
29.
30.
31.
В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма.
32.
33.
34.
Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Последние два наименования наиболее удачно передают характер рисунка, напоминающего цветок граната — символ мученической смерти или глаз на пере павлина — символ Воскресения Христова. Фриз шёл по всему периметру второго яруса, предположительно, украшал он и третий ярус. Сейчас «павлинье око» можно видеть на апсиде главного алтаря собора (снаружи и внутри).
35.
Выполненными по тем же формам изразцами позднее были декорированы Храм Григория Новокесарийского на Большой Полянке (1668 — середина 1670-х), надвратная церковь Андреевского монастыря (1675) и Храм Покрова Богородицы в Измайлове (1679-1683). По мнению исследователей, для ещё одного фриза «павлинье око» в Иосифо-Волоколамском монастыре были вырезаны новые формы.
Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный профиль, тщательно проработанный рельеф и отличаются большими размерами. В своём роде это уникальная архитектурная керамика, более не имеющая себе подобной в русском зодчестве.
36.
В начале 1660-х годов с южной стороны собора возвели высокую колокольню в семь ярусов. По замыслу патриарха Никона колокольня Нового Иерусалима должна была превзойти колокольню Иван Великий в Москве.
37.
38.
Воскресенский собор — вид с юго-запада
Голландский посол Николас Витсен, посетив монастырь в 1665 году, так описывает недавно возведенную колокольню монастыря: «Колокольня по форме и размерам такая же, как Ивана в Москве, а по высоте — почти как наша башня Яна Роденпорта в Амстердаме». В отличие от Ивана Великого нижние пять ярусов колокольни Новоиерусалимского монастыря имели четыре грани, и лишь последние два были восьмигранными и, действительно, очень напоминали собой колокольню Иван Великий в Московском Кремле.
39.
40.
Отделка изразцами «павлинье око» верхнего яруса колокольни
41.
На верхних ярусах колокольни были установлены часы и висели 15 колоколов, отлитые в литейной мастерской, которая находилась в монастыре. Руководил отливкой колоколов литейщик Степан Турчанинов, один из приближенных к патриарху Никону мастеров.
42.
Изразцы «павлинье око»
43.
В записках Николаса Витсена есть упоминание лишь о двух колоколах Нового Иерусалима: «Два красивых колокола висят внутри: на верхнем вылиты святые всего года; говорят, что в них влито много золота, на нижнем — Царь, его жена, сын и патриарх». Колокол с изображением царя был самым большим и именовался Воскресенским, весил он 500 пудов.
44.
45.
В 1941 году, с 27 ноября по 11 декабря, Новый Иерусалим был оккупирован немецкими войсками. 10 декабря, накануне отступления, эсэсовцы из дивизии Дас Райх взорвали все главные постройки монастыря. С конца 1940-х годов в монастыре начались реставрационные работы. Монастырь был практически полностью восстановлен, за исключением колокольни.
46.
Из большого колокольного подбора сохранилось всего три колокола. Это Трехсвятительский колокол, весом в 100 пудов, отлитый 21 января 1666 года. На нем изображены три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Второй колокол экспонируется в музее «Новый Иерусалим» на территории монастыря. Третий — «Никоновский» колокол — хранится в музее истории и реконструкции Москвы.
47.
48.
49.
Воскресенский собор — вид с запада
50.
Воскресенский собор — вид северо-запада
51.
Вход в Воскресенский собор с севера
52.
Северный портал собора
53.
Общий вид Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря с северо-запада
Еще один «более солнечный» ракурс архитектурного комплекса Воскресенского собора с галереи крепостной стены обители.
54.
55.
Архитектурный комплекс Воскресенского собора с северо-востока

Акинин К.В. Большая глава Воскресенского собора по описи 1685 г., опубликованной архимандритом Леонидом.
Баранова С. Разсадник изразцового дела в России // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Составитель и научный редактор
Баталов А., Вятчанина Т. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образа в русской архитектуре XVI-XVII веков // Архитектурное наследство. — 1988. — Т. 36. — С. 22-42.
Безсонов С. Монастырь Новый Иерусалим // А.В. Щусев. Проект восстановления города Истры. М., 1946.
Витсен Николас. Путешествие в Московию, 1664-1665 гг.: Дневник. Спб., 1996. С. 180
Зеленская Г. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 161.
Ильин М.А. Подмосковье. М., 1966. С. 215.
Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М., 2001. Новый Иерусалим и город Воскресенск. Путеводитель / Г. М. Зеленская, Л. М. Черненилова. — 2. — М.: МОК ЦЕНТР, 2006.Портал Храмы России. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.
Черненилова Л.М. Русский изразец на примере памятника архитектуры Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 2015.