Иов

Праведный И́ов Многострадальный

Кондак 1

Избранному Господем великому Ветхаго Завета праведнику, пятому от Авраама Исавовых сынов сынови, Иову Многострадальному похвальное воспоем пение: яко своими дивными добродетельми и всем своим житием учителем всей вселенней явившемуся. Ты же, праведный Иове, приими сию похвалу, с любовию тебе приносимую, согрей наша сердца желанием подражати твоим подвигом, да единодушно зовем ти:

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Икос 1

Ангели Божии в день некий предсташа Господеви, хвалу Ему возносяще. С ними же и диавол прииде. Сей последний, вопрошенный Господем об Иове, начат клеветати на праведника, яко той чтит Господа земных ради благ, имиже Бог его награди. Мы же, злую диавольскую клевету на великаго праведника с горечию воспоминающе, тако Иова восхваляем:

Радуйся, Иове, яко сам Господь наименова тя человека непорочна и благочестива.

Радуйся, от Господа вся блага земная приемый.

Радуйся, множество слуг имевый и стада своя тысящами исчитывавый.

Радуйся, Господем дарованных тебе сынов и дщерей в великом благочестии воспитавый.

Радуйся, яко о чадех своих великое попечение являл еси.

Радуйся, яко ни к чему же от земных благ сердцем не прилеплялся еси.

Радуйся, яко мудростию своею над всеми высоко стоял еси.

Радуйся, яко царь посреде храбрых был еси.

Радуйся, яко был еси благороднейший сущих от восток солнца.

Радуйся, всеславне, Божий угодниче истинный.

Радуйся, великая дела благая совершивый.

Радуйся, в терпении своем мир просветивый.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 2

Ведая веру несокрушимую и велию преданость воли Божии раба своего, даде Господь власть диаволу вся блага земная у Иова отъяти и чад его погубити. Мы же, сему особому изволению Божию дивящеся, вопием Премудрому Богу: Аллилуиа!

Икос 2

Разумом своим злым зело обрадовася диавол, таковое изволение Божие получивый. Во един день, егда вся чада Иовля единодушно в доме старейшаго брата своего трапезою наслаждахуся, посла диавол исполнители злые воли своея, и все имущество Иовле погуби, и десятерицу чад его смерти предаде. Буря нечаянных искушений на поколеба сего дивнаго столпа, и из уст его изыдоша сицевая мудрая словеса: Наг изыдох аз от чрева матере моея, наг и отъиду тамо: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть. Буди Имя Господне благословено во веки! Чтуще таковую преданность воли Божии праведника, мы в похвалу Иова сице глаголем:

Радуйся, Иове, ничимже пред Господем согрешивый.

Радуйся, Многострадальне, и устнама своима безумия Богу не давый.

Радуйся, яко двери дома твоего выну отверсты бяху всякому мимошедшему.

Радуйся, яко странник вне дома твоего не оставашеся.

Радуйся, яко ты вдовича слезнаго ока не презрел еси.

Радуйся, яко слепым, нога же хромых был еси.

Радуйся, яко хлеб свой николиже един вкушал, сирым же обильно давал еси.

Радуйся, яко вси немощнии, чесого требующии, вся от тебе радостно получали суть.

Радуйся, яко о всяком немощнем ты плакал еси.

Радуйся, яко видя мужа в скорбех, тяжко вздыхал еси.

Радуйся, во всякой нужде и печали скорый помощниче.

Радуйся, ищущым предстательства твоего неусыпный заступниче.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 3

На силу свою полагаяся, сатана паки клевещет на Иова и Богу глаголет: Посли руку Твою и коснися костем его и плоти его, аще не в лице Тя благословит? И паки Господь предает дивнаго Иова в руце беззаконника. Сеятель же зла, вышед от лица Господня, злорадно порази Иова гноем лютым от ногу даже до главы его. И седяше праведник вне града на гноищи, взем чрепок, да острогает гной свой. Мы же, благословяще Бога, допустивша навести проказу лютую на Иова непорочнаго, прославления ради раба Своего, вопием Господу: Аллилуиа!

Икос 3

Воистинну терпение паче человеческаго имяше Многострадальный Иов. Болезнь в прокаженнем телеси умножашеся. Жена же праведника, зрящи страдания мужа своего и сатаною научаема, даде совет Иову: Рцы глагол некий ко Господу и умри. Он же, воззрев, рече к ней: Вскую яко едина от безумных жен возглаголала еси? Аще благая прияхом руки Господни, злых ли не стерпим? Во всех сих приключившихся ему, ничимже согреши Иов устнама пред Богом и не даде безумия Богу. Откуду кто возможет обрести глаголы, прославляющыя праведника новолепне? Обаче мы, любовию к Иову побеждаеми, Иовлими же словесы прославляем Многострадальнаго сице:

Радуйся, яко кости твоя нощию смятошася и жилы твоя в разслабление приидоша.

Радуйся, яко кожа твоя вельми помрачися.

Радуйся, яко и составы телесе твоего от гноя сгореша.

Радуйся, яко исполнен был еси болезнию от вечера до утра.

Радуйся, яко тело твое в гнои червей пребываше.

Радуйся, яко брашна твоя смрадом преисполнена быша.

Радуйся, яко гнушахуся тебе и воставаху на тя видевший тя.

Радуйся, Иове, всеми прилоги лукаваго непреклоненный.

Радуйся, и до смерти Господу преданный.

Радуйся, безумная словеса жены своея обличивый.

Радуйся, столпе добльственный, в тяжких болезнех своих никакоже унынию предавыйся.

Радуйся, в скорбех своих Бога благословивый.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 4

Множество великих смущений найде на праведника, егда приидоша к нему три друзи его. Сии издалеча на прокаженнаго воззревше, не познаша его, и возопивше гласом велиим, восплакашася, разтерзавше ризы своя и посыпавше перстию главы своя: седяху при нем седмь дний и седмь нощей, и никтоже от них возгагола к нему словесе утешения. Зря таковыя други своя, всем сердцем устремися невинный страдалец к Богу, на Него Единого уповая и взывая Ему: Аллилуиа!

Икос 4

Слыша глас велий и вопль другов своих, уразумел еси, Многострадальне, яко тии не дадут тебе утешения. В горести же душевней, пред лицем Господа, отверзл еси уста своя, Иове, начен глаголати, яко лучше тебе не родитися, нежели жити кроме близости к Богу. Сострадающе праведнику в неизреченном его горе, в похвалу великия его преданности Господу, глаголем Иову сицевая:

Радуйся, велий Ветхозаветный праведниче, все блаженство свое в близости к Богу полагавый.

Радуйся, страх от Бога отверженну тебе быти в низпосланных искушениих испытавый.

Радуйся, смерть предпочитавый, нежели жити тебе оставленну от Бога.

Радуйся, чаянием утешения Божия скорби своя твердо претерпевый.

Радуйся, яко о безконечной загробной жизни вещал еси.

Радуйся, яко в смерти вечный покой полагал еси.

Радуйся, скорби земныя яко предуготовление к жизни будущей разумевый.

Радуйся, вечныя радости прозорливый провидче.

Радуйся, о безсмертнем блаженстве ко Господу взывавый.

Радуйся, в земных благах токмо с Господем благо видевый.

Радуйся, яко красоты зримаго неба без Бога за ничтоже почитал еси.

Радуйся, яко новаго неба и новыя земли всею душею ожидал еси.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 5

Всецелыя Господу преданности праведника три друзи его в словесех Иовлих не разумеваху, токмо же ропот его на Бога видяху: сего ради внушаху Иову к Богу обратитися с молитвою и покаянием о гресех своих. Невинный же страдалец о единем моляше Бога, да даст ему Господь силу невинных страданий своих уразумети. К Богу, источнику премудрости и разума, от сердца своего сокрушеннаго праведник вопияше: Аллилуиа!

Икос 5

Хотя указати на неисповедимыя пути Господни, об уразумении киих и должно есть человеку Бога умоляти, ты други своя, Иове, жити в воли Божии наставлял еси. Мы же, мудрыя речи страждущаго праведника чтуще, приносим ему сия похвалы:

Радуйся, яко неправды на Бога уста твоя не изрекоша.

Радуйся, ложь другов своих мудро обличивый.

Радуйся, о непостижимости промысла Божия смиренномудро вещавый.

Радуйся, жизнь праведников в Ветсем Завете уяснити возжелавый.

Радуйся, погруженна себе от природы во всякую скверну видевый.

Радуйся, нужду в ходатаи между Богом и людьми своим благочестивым сердцем прозревавый.

Радуйся, любве Отчи от Бога возжадавый.

Радуйся, яко слезно умолял еси Господа, да не удалит Он от тебе страх Свой.

Радуйся, яко искушения своя от Бога посланная почитал еси.

Радуйся, яко грядущую смерть избавительницу себе от земных скорбей полагал еси.

Радуйся, мудрый изъяснителю путей Божественных.

Радуйся, благий руководителю к Царствию Небесному.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 6

Проповедник непостижимости глубин Божиих, Божия премудрости и разума явился еси, Многострадальне, егда обличал еси своя лицемерствующыя други, мнящыя себе пути премудрости Божия разумеющя. Смиренно видя себе немощна промысл Божий ведети, возжелаше праведник на суд пред Богом стати и у Того особыя милости просити, дабы Господь грозную руку Свою отъял и страхом Своим его не ужасал. Нося в сердце своем смиренную мольбу ко Господу, со умилением Иов к Единому Судии и Богу взываше: Аллилуиа!

Икос 6

Возсия в души твоей, праведне, благодатный луч Божественный, егда в велицей горести своей приближение к смерти ожидал еси, и к невозвратному шествию в неведомую страну мрака и тьмы вечныя готовился еси. Всею бо душею любя Господа, по призыву Божию в загробный мир ити готов был еси, Иове, обаче надежды жизни новыя в близости к Богу в сердце своем не отривал еси. Радующеся таковому светлому чаянию страждущаго праведника, с любовию поем ему:

Радуйся, смиренный, Богомудрый, невинный страдальче.

Радуйся, о близости смертней непрестанно помышлявый.

Радуйся, день и час кончины человека в премудрой воли Божии полагавый.

Радуйся, рабе Христов нелицемерный.

Радуйся, яко чистым сердцем своим Бога узрети возжелал еси.

Радуйся, яко в своей глубокой Господу преданности дерзновенно Того вопрошал еси.

Радуйся, яко от правды своея никакоже отступил еси.

Радуйся, яко у Бога истинныя премудрости искал еси.

Радуйся, други своя врачы неправедныя именовавый.

Радуйся, в словесех их лесть пред Богом видевый.

Радуйся, душу свою чисту и непорочну сохранивый.

Радуйся, безбоязненно пред Господем на суде стояти восхотевый.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 7

Хотящым истинную мудрость в сдовесех твоих уразумети, помози нам, угодниче Божий. Ложныя други своя обличая, указал еси им, Иове, яко блага земная и горести людския суть в руках Божиих. Господь раздает их премудро: отнюдуже и праведный люте страждает и нечестивый благоденствует. Тайны мироправления Божия человек перстный ведети не может, за вся же должен есть благодарити Господа и, восхлавляя Его, пети Ему: Аллилуиа!

Икос 7

Дивныя речи слышим мы из уст Ветхозаветнаго праведника. Лицемерсвующии же друзи его утешения Иову не даваху, наипаче же новыя скорби сердцу его причиняху. Праведник же токмо ко Господу мысль свою устремляше, на Единаго Заступника и Нелицепрятнаго Судию Бога уповаше, от Него Единаго утешения чая. Видяще таковое превыспренное устремление Многострадальнаго, величаем его сице:

Радуйся, лицемерия мудрый обличителю.

Радуйся, други своя злыя утешители именовавый.

Радуйся, видевый други, покивающих главами над великими страданьми друга своего.

Радуйся, токмо от Господа сердцу своему облегчения искавый.

Радуйся, токмо на небесех Истиннаго Заступника себе видевый.

Радуйся, яко ужасы пред Богом преисполняшеся сердце твое.

Радуйся, яко чистою молитвою своею к Богу приближался еси.

Радуйся, яко на правду свою крепко уповал еси.

Радуйся, в смирении своем, беседовати с Богом недостойна себе почитавый.

Радуйся, токмо умоляти Бога Судию своего желавый.

Радуйся, невиновность свою пред всем миром свидетельствуяй.

Радуйся, яко око твое благодатными слезами преисполнено бе.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 8

Странно есть нам, сыном Завета Новаго, кровию Сына Божия искупленным и Евангелие Христово имущым, дерзновенная словеса Ветхозаветнаго праведника слышати. Великия тайны загробнаго мира Многострадальному не ведомы бяху, своим же преданным Богу сердцем Иов моляшеся, да озарит его Сущий на небеси Свидетель и заступник таковых таин ведением. Ко Господу слезит око Многострадальнаго и с умилением поет праведник Богу: Аллилуиа!

Икос 8

Чая приближения кончины своея, терпя на земли страдания тяжкая, в благодатных озарениих своих глаголаше праведник, яко аще в скорбех на земли несть облегчения, да скрыет его Господь в преисподних до времени. Егда же престанет гнев Божий, греси и беззакония людская покрыются, тогда Господь по милости своей даст праведнику близким к Нему быти. Мы же, таковое светлое упование страждущаго зряще, в особую ему похвалу глаголем сице:

Радуйся, прозорливче Богомудрый и просвещенный.

Радуйся, святый и великий страдальче.

Радуйся, плотию постарадавый и греха свободивыйся.

Радуйся, любовию ко Господу дух уныния препобедивый.

Радуйся, яко светлыя надежды жизни будущия преисполнен был еси.

Радуйся, яко всею душею в любовь безконечную Божию веровал еси.

Радуйся, тайны загробнаго мира уведети возжадавый.

Радуйся, в мрачных удолиих адовых милости Божия ожидавый.

Радуйся, упование на светлую жизнь за гробом Давиду, Исаии, Иезекиилю и иным пророком равный.

Радуйся, яко сим упование стал еси на единый путь с великими Ветхозаветными праведники.

Радуйся, всем праведником радость светлаго бытия за гробом проповедавый.

Радуйся, Евангельских Христовых истин прозорливый исповедниче.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 9

Всякими великими искушеньми и скорбьми духовно возрастал еси, Иове. Господь же особыми откровении услаждаше душу твою, Многострадальне. Благодатно озаренный Богом, ты, избранниче Божий, вещал еси: Вем, яко жив Искупитель мой, Иже в день последний распадающуюся кожу мою сию из праха воскресит, аз же во плоти моей узрю Бога. Воспринимающе сердцами нашими сию веру в воскрешение плотию, мы, таковыми откровении праведника вразумляеми, вопием Богу: Аллилуиа!

Икос 9

Ветия воистинну неправедныя явишася многоречивии друзи твои, Иове. Ложнии сии утешителие возжелаша тя, страждущаго друга своего, укоряти, глаголюще, яко ты алчущих не питал еси, нищих не одевал еси, вдовиц и сирых обижал еси, и жажду ближних не утолял еси. О, великое долготерпение великого страдальца! Восхваляюще таковое долготерпение и чистое добродетельное Иовле житие, воспеваем ему сицевая:

Радуйся, яко поношения от другов своих смиренно претерпевал еси.

Радуйся, яко и посмеяния малых детей благодушно приимал еси.

Радуйся, яко и раби твои любовь твою к ним забыша.

Радуйся, яко и жена твоя лукавому совету неразумно внимаше.

Радуйся, яко злый сатана, разтерзав столп телесе, сокровища духа твоего не украде.

Радуйся, велий борче, вся козни вражыя препобедивый.

Радуйся, яко Единаго Бога и Господа на земли зрети хотел еси.

Радуйся, яко своею преданностию Господу прославился еси.

Радуйся, высотою подвигов своих всех удививый.

Радуйся, просвещения духовнаго указателю.

Радуйся, всех людей великое утешение.

Радуйся, яко многим в мире сем тобою спасение явися.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 10

Спасения себе токмо от Господа чая, и светлую надежду на обновленную жизнь за гробом имея, Многострадальный Иов, иже праведник Ветхаго Завета быв, утвердитися в озарениих своих не дерзаше, в мыслех же и чувствиих своих сумняшеся и горесть некую в души претерпеваше. Мы же, праведнику в сей горести сострадающе и Святей воли Божии преклоняющеся, возопиим Любвеобильному и Премудрому Богу: Аллилуиа!

Икос 10

Стена крепкая в преданности Господу всему миру явился еси, Многострадальне, егда твердо о непорочности своей и лицемерии другов своих вещал еси. Имуще сердца, исполненная состраданием к невинно страждущему праведнику, едиными усты нашими со умиленнем зовем ему тако:

Радуйся, великий праведниче, в страшных искушениих всецело преданность Господу сохранивый.

Радуйся, ни от когоже от людей добраго утешения видевый.

Радуйся, о лишении чад и пропавшем богатстве унынию никакоже предавыйся.

Радуйся, яко всех нас побеждати искушения сребролюбия наставляеши.

Радуйся, яко изменения в небесных светилех мудро разумел еси.

Радуйся, яко ни единыя же приснопребывающия радости к мире сем видел еси.

Радуйся, токмо во Единем Бозе радость и истину выну созерцавый.

Радуйся, великая истинная откровения от Бога прияти сподобивыйся.

Радуйся, яко ложь другов и укорения ближних крепостию духа своего превозмогал еси.

Радуйся, яко всякая безсловесная похотения чистотою сердца своего препобеждал еси.

Радуйся, во всех своих светлых упованиих никакоже посрамивыйся.

Радуйся, яко в тайны загробнаго мира углублялся еси веянием Духа Святаго.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 11

Пение всеумиленное воспоем Многострадальному, невиновность свою видевшему и неискупленную греховность людскую ведавшему. Зря на себе десницу Божественныя воли, в промысл Божий о человеце вероваше праведный, добраго чая конца. Разделяюще несокрушимую светлую веру его и упование на Бога, могущаго тяжкую Иовлю скорбь облегчити, мы купно с ним вопием Всеблагому Господу: Аллилуиа!

Икос 11

Светла озарения Многострадальнаго, светла и упования его. Времени же минувшу умолча Иов словесы. Умолчаша же и три друзи его ктому пререковати Иову, бе бо Иов праведен пред ними. Глаголет к нему новый собеседник Елиус, егоже речи благожелательней внемлет праведный. Не могущу же Иову уразумети вся словеса сия новая, се Господь Сам явися рабу Своему и глаголаше к Иову сквозе бурю и бурныя облаки, обличая, и наставляя, и исцеляя его. Той же с трепетом благоговейным, внемля словесем Божиим, безмолвне множицею себе укоряше, наипаче же познаваше, яко ничтоже есть пред лицем Божиим: и абие исполнися душа праведнича смирения благодатнаго. Видяще таковое глубокое пред Господем смирение, радостно поем Иову сицевая:

Радуйся, великий в чистоте речей своих пред Господем.

Радуйся, великий в безмернем пред Господем смирении.

Радуйся, ничтожество свое познавый, на уста же своя руку положивый.

Радуйся, подобно Аврааму, земля и пепел себе именовавый.

Радуйся, велемудре, судьбы человека в мире до Христа на себе испытавый.

Радуйся, верный слуго Господень, о своей мудрости глаголати не дерзавый.

Радуйся, ни единым же словесем о речех другов своих обмолвивыйся.

Радуйся, яко благоговейно выслушал еси Господа о дивных делех всемогущества Божия.

Радуйся, в недомыслии пред Богом сокрушенно себе обличивый.

Радуйся, пред премудростию Единаго Бога всею душею преклонивыйся.

Радуйся, в смирении своем, обличавшему тя Господу радостно внимавый.

Радуйся, всех смелых речей своих пред Господем отрекийся и в прахе и пепле раскаявыйся.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 12

Благодатная велия радость в сердце твое, Многострадальне, сниде. Ты в бури и облаце Господа своего видел еси. Ты обличающее тебе слово Господа, и гневное слово Его к неверным другом твоим слышал еси. Проказа страшная сойде с тебе, Иове, и ты всякая блага земная в сугубом числе от Господа приял еси. В награду за скорби своя долголетие, по милости Божии, стяжал еси, и новую десятерицу чад своих радостно созерцал еси. Воскресение со всеми избранными своими Господь, тебе обетова. Презирая вся скорби своя, праведник и мы купно с ним всем сердцем радостно вопием Господу: Аллилуиа!

Икос 12

Безмерныя скорби претерпев и всецелую преданность всесвятей воли Божии показав, живый прообраз скорбей Господа, крестными страдании диавола победившаго, явился еси, Иове. Поюще твое чудное житие, восхваляюще безмерное долготерпение твое, Многострадальне, словесы Самого Господа, Его пророков и апостолов, и церковными словесы восхваляем тебе сице:

Радуйся, праведниче, усты Божиими на всю вселенную хвалимый.

Радуйся, истину в словесех о Бозе, не якоже твои лжеречивии друзи, явивый.

Радуйся, яко Господь показа тя едина молитвенника за други своя.

Радуйся, яко грехи таковыми Господь отпусти за молитвы твоя.

Радуйся, Самем Господем не единажды истинный раб Божий нареченный.

Радуйся, великий Ветхозаветный молитвенниче в ряду с Ноем и Даниилом.

Радуйся, яко брат Господень наименова тя образ злострадания и долготерпения.

Радуйся, яко той же апостол Иаков восхвали в твоем житии славную кончину Господню.

Радуйся, яко Церковь Христова святую книгу твою повеле прочитывати во дни страстныя седмицы.

Радуйся, прообразе страстей безгрешнаго Господа.

Радуйся, яко Святый Златоуст призва нас образом страданий твоих к подражанию твоим подвигом.

Радуйся, яко в Церкви Святей имя твое славно, досточестно и препрославлено.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 13

О, великий праведниче Ветхаго Завета, Иове Многострадальне, приими наше посильное хваление твоих безмерных во славу Бога подвигов. Твоими сильными у престола Божия молитвами подаждь помощь нам, преклоняющим колена наша пред твоими многолетними тяжкими страданьми, твердыми в искушениих и злостраданиих быти, в вечную загробную жизнь несокрушимо веровати, на получение, по милости Божии, венцев праведных на страшнем суде Христове, твердо надеятися, да и мы в обновленней плоти нашей, с тобою и со всеми святыми, сподобимся Искупителя и Господа нашего зрети и вечно ему воспевати: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва 1-я праведному Иову Многострадальному

О, великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я праведному Иову Многострадальному

О, святый угодниче Божий, праведне Иове! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Иов Многострадальный

Праведного Иова Церковь вспоминает 19 мая.

Почему страдают невинные? Почему добрый Бог допускает зло в мире? В XVIII веке философ Лейбниц объединил эти вопросы в доктрину теодицеи, буквально — оправдания Бога. Но почти за 4 тысячи лет до Лейбница этот вопрос был задан Иовом, праведником из страны Уц, — самому Богу…

Иов жил в местности под наз­ванием Уц. Он был богат и богобоязнен, непорочен, справедлив и удалялся от зла (Иов 1:1). Десять детей было у Иова: семеро сыновей и три дочери.

Однажды сатана пришел к Богу и стал утверждать, что Иов богобоязнен, потому что Бог даровал ему благополучие. Но будет ли Иов так же любить Бога, если у него все это отнять?

Бог разрешил сатане отнять у Иова все, что тот имел: и богатство, и детей. Иов принял это испытание и ни слова не сказал против Бога: Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1:21).

Тогда сатана наслал на Иова проказу. Иова выгнали из города, он был вынужден сидеть в пыли у дороги и соскребать черепком струпья со своего тела. Видя мучения мужа, жена Иова предлагала ему похулить Бога и немедленно умереть. Но Иов оставался непреклонен: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем? (Иов 2:10).

К Иову пришли его друзья. Семь дней они молча сидели рядом с ним и оплакивали его страдания. Они утешали его, пытались ему помочь: ведь не мог Бог зря наказать Иова, значит, Иову надо вспомнить, в чем он согрешил перед Богом. Но Иов твердо знал, что перед Богом он чист: он страдает безвинно.

Иов обратился к Богу с молитвой. Скорбя, он просил, чтобы Сам Бог засвидетельствовал его невиновность. И Господь ответил ему. Это был, как сказали бы сейчас, ассиметричный ответ. Он показал ему красоту сотворенного мира, и это — само явление Господа, Его слова — и стали ответом для Иова.

Праведник раскаялся в своих мыслях: Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 42:6). Иов был прощен, благополучие его было восстановлено: проказа прошла, родились новые дети, вернулось богатство. Он прожил еще 140 лет и умер в глубокой старости.

Тем не менее, нельзя считать, что Книга Иова дает универсальный, логически непротиворечивый ответ на вопрос, поставленный тем же Лейбницем. Скорее, она дает ключ к ответу. Настоящий ответ невозможен без Спасителя Христа, без Благой Вести. И может быть, смысл присутствия Книги Иова в Ветхом Завете — показать, что Ветхий Завет не самодостаточен. Что это — приготовление к тем откровениям, которые получит человечество через Пришествие Христа и будут запечатлены в Новом Завете и церковном Предании.

Рисунки Наталии Кондратовой

Иов многострадальный

Смотреть что такое «Иов многострадальный» в других словарях:

  • Иов Многострадальный — Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 марта 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей… … Википедия

  • Иов Многострадальный — по преданию, племянник праотца Авраама. Был человеком богобоязненным и благочестивым, удалялся от всего злого не только в делах, но и в мыслях. В славе и богатстве прожил 78 лет, после чего Господь послал праведнику тяжелейшие испытания,… … Православие. Словарь-справочник

  • ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ — (ок. 2000 1500 до Р.Х.), об этом праведнике повествует книга Священного Писания, именуемая «Книгой Иова». Жил праведник в Северной Аравии. Всем своим существом он был предан Богу. И Господь вознаградил его земным счастьем и богатством, и… … Русская история

  • Иов многострадальный — ветхозаветный праведник из земли Уц, история которого изложена в книге Иова, где он изображен человеком богобоязненным и непорочным. У него было три дочери, семь сыновей и большое богатство. Однако, когда сатана встретился с Господом, он… … Православная энциклопедия

  • Иов — а, муж. Стар. редк.Отч.: Иович, Иовна.Производные: Иоша; Ива; Ова.Происхождение: (Др. евр. имя ’µiob. Предположительно от ’oieb враг.)Именины: 19 марта, 19 мая, 18 июня, 2 июля, 18 авг., 10 сент., 10 нояб. Словарь личных имён. Иов Гонимый,… … Словарь личных имен

  • Иов — Иов мужское имя древнееврейского происхождния. Известные носители: Иов Многострадальный библейский персонаж, герой Книги Иова, которую, согласно традиции, написал Моисей. Иов (ок. 1525 1607) первый Патриарх Московский и всея… … Википедия

  • Иов (в Библии) — Иов Многострадальный. Миниатюра из Киевской Псалтири Иов (ивр. אִיּוֹב‎, Иов (Iyyov, ʾIyyôḇ), букв. «удручённый, гонимый») библейский персонаж, герой книги Иова. Величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал … Википедия

  • Иов (библейский персонаж) — Иов Многострадальный. Миниатюра из Киевской Псалтири Иов (ивр. אִיּוֹב‎, Иов, букв. «удручённый, гонимый») библейский персонаж, герой книги Иова. Величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову.… … Википедия

  • ИОВ — , ветхозаветный праотец, о к ром повествует ветхозаветная каноническая книга, названная его именем (см. Иова книга). Память И. в Иерусалимском уставе отмечалась 22 мая, но основным днем его памяти стало 6 мая. В… … Православная энциклопедия

  • Многострадальный — м. Иов Многострадальный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ

Святитель Димитрий Ростовский

Житие святого праведного и многострадального Иова

Память 6 мая

Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова, жил он в Аравии, — местом пребывания его была земля Хус, которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына — первенца Нахора, брата Авраамова (Быт.22:20-21). Иов был человеком истины (Иов.6:24-30; 27:2-4), — он отличался безукоризненным поведением, справедливостью с доброжелательством ко всем и благотворительностью, а всего более богобоязненностью с соблюдением невинности своего сердца и удалением от всего злого не только в делах своих, но и во внутренних помышлениях. У него было семь сыновей и три дочери. Известен он был в своей стране и богатством: у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот ослиц и множество слуг; принимал он живое и деятельное участие в жизни своих соплеменников и оказывал большое влияние на дела общественные, ибо по всему Востоку он был в великом почете за свои благородство и честность (Иов.30:5-10; ср. 1-3). Сыновья Иова, хотя и проживали каждый отдельно, в своем шатре — доме, но питали в себе столь крепкую взаимную любовь и жили в таком согласии между собою, что никогда не дозволяли себе есть и пить раздельно, помимо своего родственного содружества. Каждый день, по очереди они делали у себя пиры и проводили время в братском кругу, вместе с своими сестрами, среди невинных увеселений, свободных от всяких неумеренностей, чуждых пьянства и бесчиний. Собраний неблагочинных не допустил бы и добрый и праведный отец их. Но так как пиры детей Иова были выражением их братской любви и тихого благонравия, то праведный муж не только не запрещал их, но даже поощрял, утешаясь семейным миром. Каждый раз, по прошествии семи дней, по окончании очередных братских собраний, Иов предлагал своим детям тщательно, по искренней совести проверять свое поведение — не погрешил ли кто-либо из них против Бога словом или помыслом, ибо он весьма боялся Бога, но боялся не страхом раба, а опасением сыновней любви, и внимательно наблюдал и за самим собою и за домом своим, чтобы не случилось у них чего-либо такого, что прогневляет Господа Бога. Впрочем, богобоязненный праведник не ограничивался только наблюдениями за своими домочадцами и увещаниями к ним, чтобы проводили они жизнь непорочную, чтобы никто из них и в мыслях не погрешал пред Создателем своим, — но всякий раз, когда оканчивался круг пиршественных дней, Иов в присутствии всей семьи ранним утром приносил жертвы всесожжения по числу всех детей своих и одного тельца за грех о душах их, ибо, говорил он, может быть сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем, так делал Иов во все такие нарочитые дни (Иов.1:5).

В одно время, когда на небе Ангелы Божии, хранители рода человеческого, собрались пред престолом Вседержителя Бога, чтобы предстательствовать пред Ним своим ходатайством за людей и принести Ему человеческие моления о всяческих жизненных нуждах, — пришел между ними и диавол, клеветники искуситель рода человеческого. Сатана, низверженный с неба, попущением Божиим явился там, среди Ангелов, не изменив своей падшей природе, не по доброму желанию ходатайствовать о благе, а для того, чтобы изрыгнуть свое озлобление и похулить добро. Сатанинская гордыня в своем внутреннем ослеплении никогда не мирится с истиною, не усматривает радостного мира в смирении и покорной преданности воле Всеблагого Бога, она смело вносит переоценку существующего, по своему мрачному взгляду и в чуждую ей, светозарную область жизни Божественной, дерзко измеряя все мерою своего самомнения!

И сказал Господь сатане, представшему вместе с Ангелами:

— Откуда ты пришел?

Сатана отвечал:

— Я ходил по земле и обошел ее всю.

Господь сказал ему:

— Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Не найти на земле другого человека, который бы, как он, был так непорочен, справедлив, богобоязнен, чужд всякого порока!

На это сатана отвечал Господу:

— Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли бережешь его? Не Ты ли кругом оградил и дом его, и все, что у него? Ты благословил дела рук его, и стада его умножил и распространил по земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, отними то у него, тогда увидишь, станет ли он благословлять Тебя?

Тогда Господь сказал сатане:

— Все, что есть у него, Я предаю в твои руки, делай по воле твоей, только его самого не касайся.

Сатана отошел от лица Господня (Иов.1:6-12). Был день, в который сыновья и дочери Иова пировали в доме старшего брата. И вот приходит вестник к Иову и говорит:

— Волы твои в поле попарно под ярмом пахали, и ослицы паслись подле них, вдруг напали савеяне и угнали их, а слуг перебили, спасся только я и прибежал донести тебе.

Пока говорил этот, приходит другой вестник к Иову, и рассказывает:

— Огонь упал с небес и попалил весь мелкий скот и пастухов, спасся я один и пришел сказать тебе.

Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит:

— Подошли халдеи и, разделившись на три отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили, спасся я один и пришел возвестить тебе.

Еще этот говорил, вот приходит иной вестник и сказывает Иову:

— Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего, вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих, все погибли; спасся только я один и пришел известить тебя.

Выслушав одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби своей разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, пал на землю и, преклонившись пред Господом, сказал:

— Нагим я вышел из чрева матери своей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! — как угодно Ему, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно!

Так во всем этом Иов не согрешил пред Богом ни одним безрассудным словом (Иов 1:13-22).

Был день, когда Ангелы Божий опять предстали пред Господом, между ними пришел опять и сатана.

И сказал Господь сатане:

— Откуда ты пришел?

Сатана отвечал:

— Я был на земле и обошел ее всю.

Господь сказал ему:

— Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Нет на земле человека, который бы был подобен ему: так он добр, правдив и благочестив, так он далек от всего злого! И при постигших его несчастиях, он и доселе остается тверд в своей непорочности, а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно!

И отвечал сатана Господу и сказал:

— Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, — то есть: в чужой коже человеку страдать можно, в чужой коже удары не так чувствительны, даже снятие этой кожи сносно, не болезненно для него и он может оставаться спокойным, а вот попробуй коснуться его собственного тела, простри руку Твою и коснись кости его и плоти его и увидишь — благословит ли он Тебя?

Тогда Господь сказал сатане:

Сатана отошел от лица Господня и поразил все тело Иова страшною проказою от подошвы ног его по самое темя головы. Страдалец должен был выселиться из среды живых людей, так как был нетерпим между ними по заразительности охватившей его болезни. Тело его покрылось отвратительными, смрадными струпьями, по всем суставам разливался жгучий внутренний огонь, сидя, вне селения, в пепле, Иов обломком черепка скоблил свои гнойные раны. Все соседи его и знакомые отстранились, оставили его. Даже жена его утратила сострадание к нему.

Спустя много времени она, в состоянии отчаяния, сказала однажды Иову: «Доколе ты будешь терпеть? — Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего, ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Не упорствуй, не отстаивай неуклонно свою непорочность, но скажи некое слово к Богу, похули Его и умри, — в смерти ты найдешь освобождение от своих страданий, она избавит и меня от мучений».

Так просто и естественно, по-видимому даже и удовлетворительно, разрешала жена Иова для него и для себя вопрос о жизни, не простираясь далее земного понимания ее значения и назначения, по внушению сатаны — «кожу за кожу». Измученная и усталая нравственно, она готова была погасить последний светоч истинной жизни: «похули Бога и — умри».

Не так, однако, рассуждал о своем состоянии сам страдалец, Иов, смотря на свою человеческую природу не с точки зрения узкого себялюбия. С сожалением взглянув на жену, он сказал ей:

— Зачем ты говоришь так, как одна из безумных жен? Если доброе мы принимали от Бога, то неужели злого мы нестерпим, — не будем принимать!

И в этот раз, таким образом, Иов не согрешил пред Богом — уста его не произнесли ничего хульного на Бога (Иов.2:7-10).

Слух о несчастии, постигшем Иова, распространился по окрестным странам. Три друга его: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, осведомленные о злополучии его, собрались вместе, чтобы идти утешать страдальца, разделив его скорбь. Но, приближаясь к нему и не узнавая его, потому что лицо его представляло сплошной гнойный струп, они еще издалека от ужаса вскричали и зарыдали, разодрали каждый верхнюю одежду свою и в сильной горести бросали пыль кверху над головами своими. Семь дней и семь ночей провели они потом, сидя на земле насупротив своего друга и не промолвив ни одного слова, ибо видели они, что страдание его весьма велико и не находили средств утешить его в таком состоянии (Иов.2:11-13). Томительное молчание это было прервано самим Иовом. Он первый открыл уста свои: проклял день своего рождения и выразил глубокую скорбь о том, зачем ему дано было увидеть свет, который теперь покрыт для него мраком? Зачем дана ему жизнь, когда она для него является безотрадным мучением?

Тогда в разговор с ним вступили и друзья его, хотя своими рассуждениями, которыми они хотели утешить его, только еще более отравляли исстрадавшееся сердце его (Иов.21:34; 16:2 и дал.). По своему искреннему убеждению, по своей вере, что Правосудный Бог награждает добрых и наказывает злых, они почитали за неоспоримое и несомненное, что если кто подвергается несчастию, тот — грешник, и чем больше это несчастие, тем — значит — мрачнее его греховное состояние. Потому и об Иове они думали, что у него существуют какие-либо тайные грехи, которые он умел искусно скрывать (Иов.32 — 33 и др.) от людей и за которые Всевидящий Бог и наказывает их друга. Это они дали почувствовать страдальцу с самого начала своих разговоров и потом, в продолжении длинных своих рассуждений, убеждали его сознаться и раскаяться в своих преступлениях. Иов, в сознании своей непорочности при всей, по-видимому, убедительности речей, почитал себя внутренне далеким от того, чтобы признать их рассуждения справедливыми (Иов.27:1-7; 10:17); со всею силою невинности защищал он свое доброе имя.

— Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами своими? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь терзать меня! Жалкие утешители! — будет ли конец ветреным словам вашим? (Иов.19:2-3; 16:2).

Иов разъяснял своим друзьям и уверял их, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей, непостижимой для человека, воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Друзья Иова, полагавшие, что и Бог поступает с людьми по тем же законам возмездия, по которым произносит Свой суд и человеческое правосудие, не убеждались его оправдательными словами, хотя и прекратили свои обличения, направленные против него и перестали отвечать на слова его (Иов.32:1-15). В это время принял горячее участие в общем разговоре молодой летами некто Елиуй, сын Варахиилов, из племени Рамова, вузитянин; с пламенным дерзновением он ополчился на почтенного возрастом страдальца «за то, что тот оправдывал себя, свою невинность, больше, нежели Бога» (Иов.32:2 и дал.). Воздавая Создателю справедливость, недоступную человеку, и этот собеседник усматривал причину страданий Иова в его порочности, хотя бы и не заметной для взоров людских.

— Бог могуществен и не презирает сердца сильного крепостью. Он не поддерживает нечестивых и не отвращает очей Своих от праведников, но ты, — говорил Елиуй Иову, — ты преисполнен суждениями нечестивых, ибо, по твоему суждению, наказание, посланное тебе от Бога, незаслуженно, «но ведь суждения и осуждение близки», так близко соприкасаются между тобою (Иов.36:5-17).

Наконец страдалец обратился с молитвою к Богу, чтобы Он Сам засвидетельствовал о его невинности.

Действительно Бог явился Иову в бурном вихре и укорил его за намерение требовать отчета в делах мироправления. Вседержитель указал Иову, что для человека весьма много непостижимого в явлениях и творениях даже одной видимой, окружающей его природы, а после этого — желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснять, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, — такое желание представляет собою уже дерзкую самонадеянность.

— Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? — вопрошал Господь Иова из бурного вихря. — Препояшь ныне чресла твои, как муж и отвечай: где был ты, когда Я полагал основания земли? — скажи, если знаешь. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее при общем ликовании светил небесных и радостных хвалебных восклицаниях сынов Божиих? Давал ли ты когда-нибудь в жизни своей приказание утру и указывал ли место заре? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли возвысить голос твой к облакам, можешь ли посылать молнии?.. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя: — такая ли у тебя мышца как у Меня? — Укрась себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие, излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и высокомерное и смири его, сокруши сильных нечестивых на местах их. Тогда и Я признаю, что десница твоя сильна, чтобы защитить тебя. Состязающийся с Вседержителем, обличающий Бога пусть отвечает Ему.

И отвечал Иов Господу и сказал:

— Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое неизменно.

— Кто сей, помрачающий провидение, ничего не разумея?

— Это я, говоривший о том, чего не понимал, — о чудных для меня делах, которых я не знал. Я слышал о Тебе прежде только краем уха своего, теперь же мои глаза видят Тебя, поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прах и пепел, я ничтожен и что я буду отвечать Тебе? — Полагаю руку мою на уста мои (Иов.38 — 40).

И было после того повеление от Господа друзьям Иова, чтобы они обратились к нему и просили его принести за них жертву, ибо только лицо Иова, сказал Господь Елифазу Феманитянину, Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов.42:7-9). Друзья исполнили это Господне повеление и привели к Иову для жертвы семь тельцов и семь овнов. Иов принес жертву Богу и помолился за друзей своих. Бог принял его ходатайство за них, возвратил ему самому телесное здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Родные и все прежние знакомые Иова, услыхав об его исцелении, пришли навестить его и соутешиться и порадоваться с ним, и каждый из них принес ему дар и золотое кольцо. Господь же ущедрил Иова Своим благословением: у него было после того четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. Родились у Иова, вместо умерших, и семь сыновей и три дочери, и на всей земле не было таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их (Иов.42:10-15). Господь не удвоил количества детей Иова, как Он удвоил его пастушеские богатства: это потому, чтобы не подумал кто-либо, что его первые дети умершие погибли совсем, — нет, они хотя и умерли, но не погибли, — они восстанут в общее воскресение праведных.

Иов, после терпеливо перенесенных им испытаний прожил сто сорок лет (всего же он жил на земле двести сорок восемь лет), и видел он потомство свое до четвертого рода, умер он насыщенный днями в глубокой старости (Иов.42:16-17); ныне же он живет жизнью не стареющейся и не болезненною в царствии Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице славимого Бога, ибо еще среди понесенных им на земле несчастий он уже видел, как и Авраам, великий день Господень, видел его и радовался (Ин.8:56).

— Я знаю, — говорил он, пораженный смрадною язвой, — знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Чаянием сего истаевает сердце мое в груди моей! (Иов.19:25-27)

Это исповедал праведный Иов пред своими друзьями, внушая им «бояться» не телесных страданий и лишения благ земных, а «меча Господня», гнева Вседержителя, «Который есть отмститель неправды».

Отрывки ежедневных чтений: Иов 31-32, Захария 8 и Откровение 5-6.

Я уверен, что многие согласятся с тем, что в книге Иова есть несколько загадочных мест, но они не должны помешать усвоить первый и самый очевидный урок. В Иакова 5:11 говорится: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». Но если мы внимательно почитаем высказывания Иова, навряд ли у нас сложится о нем впечатление, как о человеке, который спокойно переносил невзгоды. Ответы некоторых из его друзей тоже кажутся несколько нетерпеливыми и горячими.

Однако греческое слово «терпение» в Новом Завете больше обозначает «способность переносить боль, страдание», чем «спокойное смирение». Так это слово переведено и в некоторых других местах. Таким образом, в Иове мы видим человека, который терпеливо переносил всё, что выпадало на его долю. «Терпение» в этом смысле является положительной чертой, потому что это не просто смирение. Иов был тверд в своей вере. Конечно, он был озадачен и в смятении от происходящего, но полон решимости строго придерживаться своего Бога. Иов стал примером для всех тех, кто не поддался бы боли и грусти или отречению от веры в Бога, несмотря на ужасную печаль.

Похоже, что Иов был убежден в том, что если он сможет дольше продержаться, наступит облегчение и оправдание. Поэтому он ждал, может и не «терпеливо», как мы понимаем это слово сегодня, но явно «упорно», что Бог оправдает его. Может быть, состояние Иова правильно выражено в начале Иова 19:25-27: «А я знаю, Искупитель мой жив», потому что слово «искупитель» несет в себе смысл «защитник». Дальше в этом отрывке говорится: «И Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!»

Нет сомнения в том, что Иов (как и многие другие верующие с тех времен) был поставлен в тупик теми бедствиями, которые на него свалились, в то же время он чувствовал, что Бог все время был там, даже когда события развивались достаточно бурно. В Иове 23:8-10 говорится: «Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад — и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото». Иов был убежден, что если бы он стал спорить с Богом, Бог нашел бы его «невиновным» в тех обвинениях, которые выдвинули против него его друзья. И чем больше они против него выступали, тем больше он себя оправдывал. Наверное, этот список их споров такой длинный потому, чтобы мы смогли хорошо понять весь процесс.

Результатом длинных глав, описывающих споры, от их начала и до последней главы, является духовное совершенствование самого Иова. Он был настолько убежден, что он прав, что чуть ли не стал обвинять Бога в своих бедах. Он разозлил своих друзей, заявляя о своей невиновности. Даже Елиуй возразил ему: «Считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога?» (Иов 35:2).

Можно себе представить, как чувствовал себя Иов, как и многие страждущие Божьи слуги, задаваясь вопросом:

«Почему это происходит со мной?» Этот вопрос зачастую ведет к следующему: «Что я такого сделал, что мне так достается? Иов не видел никаких причин своих страданий. Он думал, что Бог выбрал его в качестве мишени, не давая ему возможности себя защищать. Он не колебался в своей вере в Бога, но не был готов согласиться, что он что-то сделал, что заслуживает такого жестокого обращения с ним. Он говорит в Иове 13:15: » Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!»

В таком духе проходили споры между Иовом и его тремя товарищами, Елифазом, Вилдадом и Софаром, позже к ним присоединился и Елиуй. Они утверждали, что Бог справедлив и человек в этой жиз ни получает то, что заслужил. Поэтому Иов, наверное, виновен в каких-то смертных грехах, иначе он не оказался бы в такой ужасной ситуации. С другой стороны, Иов защищал себя, говоря что он был в жизни добрым, и ни в коем случае не заслужил к себе такого отношения.

К кульминации в этой книге мы приходим довольно неожиданно, когда в Иове 38:1: » Господь отвечал Иову из бури». В следующих четырех главах Бог властно заявляет о своем всемогуществе и праведности, Он смог использовать свою силу в творении и Он постоянно контролирует материальный и духовный мир. Затем Иов говорит в Иова 40:1-5: «И продолжал Господь и сказал Иову: «Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему». И отвечал Иов Господу и сказал: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду».