Искушение

Содержание

Искушение: духовная война.

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13)

Апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет, что искушения преследуют всех живущих на земле. То же мы видим из собственного жизненного опыта и изучая Святое Писание.

Искушения бывают различными по характеру и на разных уровнях: на плотском, душевном и духовном. Избежать их невозможно и вымаливать у Бога, чтобы Он сохранил нас от искушений, бесполезно, и это не соответствует воле Бога, так как искушения нам посылаются для испытания. Апостол Петр пишет в своем Послании: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12,13).

Итак, не надо чуждаться искушений, даже если они огненные, то есть настолько сильные, что способны нас испепелить. Каждому испытание дается по силам, и при любом искушении Бог посылает помощь – облегчение. Слова: «…не попустит вам быть искушаемыми сверх сил…», говорят о том, что искушения посылаются не Богом, но Он контролирует их так, чтобы мы не были искушаемы сверх наших сил, чтобы нас не подорвало и не сломило, чтобы не сожгло в огне.

Искушение – это битва или духовная война. Борьба с искушением – это борьба с пославшим его, то есть с искусителем, а искусителем является сатана, то есть противник Божий, и посылаемые им искушения всегда основаны на желании подорвать нашу веру, вызвать бунт против Бога, ропот. По своему характеру они всегда полностью противоположны воле Бога.

Искушения могут быть различными. Искушая, сатана может послать мысли, противные воле Бога, или послать соблазны, чтобы сбить человека с правильного пути, уловить его в сети греха, соблазнив предложенным, или же усомнить в вере, создав обстановку, полностью противоположную обетованиям. Этим он пытается вызвать в нас недовольство, ропот, бунт и т.д. И те, которые бодрствуют и побеждают искушения, выходят из этой борьбы победителями: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).

К сожалению, не все побеждают, есть и побежденные искушениями. О них Иисус Христос говорит так: «…а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушений отпадают…» (Лк.8:13). Если не иметь корня, то при искушении можно отпасть.

Что за сила помогла устоять побеждающим искушения? Что за корень надо иметь, чтобы устоять во время искушений? Апостол Иаков пишет, что венец жизни получат те, которые перенесут искушения; такие названы блаженными и любящими Господа. Очевидно, что именно любовь является той силой, которая толкает их к победе. Апостол Павел открывает нам тот корень, о котором говорит Иисус в притче о тех, которые не имеют корня и отпадают во время испытаний и искушений.

Итак, корнем является любовь: «…чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота…» (Еф.3:18). Укорененные и утвержденные в любви устоят в искушениях, когда придет час испытать их.

Даже имея корень любви, если не бодрствовать, то можно пострадать от искушений, хотя и не отпасть при этом. В искушения можно впасть, а можно не допускать их к себе и сражаться с ними на расстоянии. «Впасть в искушения» – это означает позволить им окутать себя, попасть под их влияние и, в результате, оказаться раненым и обессиленным.

О том, что необходимо бодрствовать, Иисус Христос предупреждал Своих учеников в последнюю ночь в Гефсимании, прося их: «…бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение…» (Мф.26:41). Господь говорит молиться и бодрствовать не для того, чтобы искушение вообще не приходило, но для того, чтобы не впасть в него. Предлагаемая нам молитва «Отче наш» также говорит о том, что молиться необходимо, чтобы не впасть в искушения: «…и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6:13).

Итак, почему же нам все-таки нужны испытания через искушения, и почему они нам допущены? Дьявол посылает искушения с целью уловить и погубить нас, а также доказать Богу наше несоответствие тому званию и месту, на которые мы претендуем. А Бог допускает нам искушения с целью испытать нас и иметь основания для доверия нам служения, для определения нашего звания и наших способностей. Он испытывает нас, чтобы мы соответствовали тому, на что мы претендуем.

Искушениями проверяется, имеет ли человек устойчивость, веру, терпение, выносливость, мудрость, порядочность, праведность. Наличие всех этих качеств характеризует степень любви в человеке. Испытанный во время искушений, дух человека получает свою характеристику в соответствии с показателем стрелки индикатора праведности. Она показывает, насколько сильна вера человека, и насколько он устойчив, насколько хватает терпения и выносливости, насколько мудр в решениях и поступках, насколько порядочен и праведен, то есть, сколько в нем любви. И в соответствии с его духовной характеристикой, человек получает свое предназначение, поэтому каждый, приходящий к Богу с желанием послужить, проходит дополнительные испытания, а так как человек испытывается через искушения, то, следовательно, испытания человек проходит в искушениях.

Божья справедливость требует того, чтобы каждый человек, живущий на земле, был испытан для того, чтобы Бог получил характеристику духа, по которой определяется не только степень награды и призвание для праведных, но и степень наказания, и место, предназначенное для неправедных. Об этом говорит Господь в Откровении Иоанна: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Отк.3:10). Степень наказания и страданий также определяет индикатор праведности. Человек будет судим не по прихоти Божьей, а по испытанной вере, испытанным делам и поступкам.

Испытание праведности человека – это, собственно, то же, что и испытание его совести, потому что каждое допущенное человеку испытание воспринимается и оценивается его совестью, и если совесть не обновлена и не очищена, то оценка, данная человеком подошедшему искушению, будет соответствовать его оскверненной совести. Такими людьми искушения воспринимаются как их естественные желания и мысли, понятия и поступки, и индикатор покажет лишь степень осквернения их совести.

Такие люди не впадают в искушения, а постоянно пребывают в них, и искушения исходят от них. О таких Иисус Христос говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7). Горе, потому что такой человек является сосудом дьявола и исполняет его труд на земле, искушая и губя души слабых и неутвержденных в вере: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (2Пет.2:14).

Человек приобрел греховную натуру от дьявола, который является искусителем, и поэтому приобрел способность искушать не только человека, но даже Господа Бога. Об этом говорится и в законе, данном Израилю: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор.6:16).

Искушать Бога – это значит провоцировать Его на беззаконные действия, раздражать Его неверием, ставить под сомнение Его всемогущество, праведность и справедливость, уличать Господа в бессилии с тем, чтобы вызвать Его на действие, предложенное, якобы, для того, чтобы оправдать Себя. Все это, а также всякий род лукавства в обращении с Богом, является искушением Его. Писание говорит об этом так: «…они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх.17:7).

Требовать знамений от Господа сверх того, что Им дано, также является искушением Бога: «Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его» (Мк.8:11), «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба» (Мф.16:1). Сам Иисус называет искушением Бога одно из трех искушений, какими искушал Его сатана: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:5-7).

Пытаться вынудить Бога выполнить собственную прихоть также называется искушением Бога.

Итак, нам не только необходимо не чуждаться искушений, даже если они нам кажутся огненными и испепеляющими, и не впадать в них, но также и самим не искушать ни ближних наших, ни тем более Самого Бога. Мы должны помнить, что если нас постигли искушения, то придет и облегчение, и что все нам допущено во благо: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).

Как надо молиться, чтобы не впасть в искушение. Сила молитвы

Самые Важные Знания. Тема №10 «Как надо молиться, чтобы не впасть в искушение».

Одной из самых точных иллюстраций сравнения жизни человека, является иллюстрация пути. Жизнь человека — это путь во времени. И с подобным сравнением согласны как христиане, так и неверующие люди, говоря: «жизнь прожить — не поле перейти».

Два пути на выбор

В свете Библии, каждый человек может прожить свою жизнь, идя по одному из двух противоположных путей. Один — это путь спасения, путь к Богу. Другой – это путь погибели, путь к диаволу. Выбор пути напрямую зависит от вашего отношения к тому, что произошло на Голгофе более 2000 лет тому назад. Абсолютно все живущие на земле лично выберут и пройдут по выбранному ими пути: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Матф.7:13,14).

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. (Откр.22:14,15).

Два пути имеют ступени

Читая Библию, мы обнаруживаем, что и путь к Богу, и путь погибели не представляют собой ровную дорогу, а имеют ступеньки. В добром пути верующий возрастает в Боге до совершенства в любви: …то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. (2Пет.1:3-7).

Путь погибели также содержит ступени, идя по которым человек деградирует. Если путь спасения содержит восемь ступеней, то путь погибели всего три: …но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. (Иак.1:14,15)

Какой короткий путь, всего три ступени, причем третья – это уже СМЕРТЬ.

Цель сегодняшней темы помочь понять, на какой ступени в погибель еще не поздно остановиться и противостать диаволу. И как ему противостать?

Три ступени пути в погибель

Итак, всего три ступени вниз: искушение, грех, смерть. Какой короткий путь и как же близка смерть. Подобный путь проделала Ева у запретного дерева. Так же всего три ступени: возжелала, съела, умерла. Достаточно всего трех шагов от Бога – Источника жизни и следствием будет вечная погибель. Полное прекращение существования личности. Полное отсутствие возможности созерцать творение Божье и ощущать себя его частью!

Нарушение воли Творца, выраженной в 10-ти заповедях Его святого Закона, является грехом, ведущим к смерти. Ибо возмездие за грех – смерть… (Рим.6:23).

Смерть – это результат греха. Это награда его обладателю. Когда человек грешит, то, еще не пожав возмездие за грех – смерть, ему может казаться, что у него есть еще время, еще одна ступень. Но не все так просто. Каждый сделанный человеком поступок оставляет след в его разуме. Как человек прошелся по траве и остался след. Сделал что-то и остался след. Несколько раз сделал и уже смотришь утоптанная тропинка. Только честно, по какому принципу люди выбирают путь, идут по бурьяну или по утоптанной тропе?

По асфальту идти легко

В духовной жизни идти по бурьяну – это что-то делать впервые, а идти по утоптанной тропе – это делать что-то по привычке. Закурить первый раз и курильщик с 10-летним стажем — это разная степень зависимости от сделанного поступка. Продолжая делать грех, тропинка становится дорогой. Привычка еще сильнее. А еще через время жизнь в грехе становится укатанным асфальтом.

Я не верю, что кто-то, имея перед собой удобную асфальтированную дорогу, пойдет по бурьяну неизведанности. То есть грех станет неотъемлемой частью жизни человека, без которого человек не сможет жить. И доказательством вышесказанному служит фраза, которую говорят даже верующие: жить без греха святой жизнью на грешной земле невозможно!

Жизнь в грехе ведет только к смерти

Наивно полагать, что находясь на второй ступени духовной деградации, живя в грехе, мы будем спасены в день второго Пришествия Христа. Слово Божье не поддерживает подобную теорию: Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. (Рим.1:18).

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. (Откр.22:11,12).

Жизнь в грехе не сулит ничего кроме смерти. Значит, останавливаться нужно раньше второй ступени, на первой – искушение.

Само наличие искушения автоматически не помещает на первую ступень погибели

Прежде всего необходимо уяснить, что само наличие искушения не помещает нас автоматически на первую ступень дороги ведущей в погибель. Вспомним историю с Иосифом:

И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. (Быт.39:7-13).

Жена Потифара тащила Иосифа на первую ступень погибельного пути, искушая его нарушить седьмую заповедь закона Божьего, повелевающая «Не прелюбодействуй». Но он отказался это сделать.

Когда начинаешь желать сделать грех, тогда ты становишься на первую ступень погибели

Только тогда, когда искушение сближается с волей человека до интимной близости настолько, что сливаются в одно целое, и человек начинает желать сделать грех, вот тогда он оказывается на первой ступени, ведущей в погибель. После этого его похоть зачинает от искушения, и все это выливается в поступок. Так рождается грех – это вторая ступень погибельного пути.

Уверяю вас в том, что тот, у кого желания слились с искушением и стали похотью, тот уже не победит грех. Так как грех уже вошел в его разум и устроил себе в нем гнездо. Спаситель об этом сказал так: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Матф.5:27,28).

Как победить грех

И далее совет как победить: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. (Матф.5:29,30).

Многим, возможно, трудно принять духовные советы Сына Божьего относительно вырванных глаз и отсеченных рук. Но духовный человек поймет то, что сказал Христос. Победить грех можно только тогда, когда удаляется причина его возникновения! Наивно и в корне неверно было бы полагать, что наш Спаситель Иисус желает действий подобным этим. Конечно не этих действий хочет Христос от грешника, чтобы победить грех! Можно быть слепым, а в разуме рисовать греховные картины, т. е. иметь греховные помыслы. Речь идет о лечении больного грехом духа человека, путем удаления раковой опухоли греха. И вот примеры сказанному.

Глаза и руки сами по себе нейтральны. Два примера

Наш дух (наш характер, наше я, наше сердце) извлекают из увиденного глазами ту информацию, что ему нравится. Сами по себе глаза нейтральные объективы. Что видят ваши глаза? Они видит то, что желает видеть дух человека. Христос об этом сказал так: Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:20-23).

Вот еще один пример. Тело ребенка, мужчины и женщины. Если дух человека не обладает полнотой информации кто перед ним, то человек с закрытыми глазами одними и теми же руками может дотронуться до тела ребенка, мужчины, женщины. И либо никаких греховных чувств это не вызовет, или все прикосновения повлекут за собой греховные чувства. Но получив информацию через глаза или уши, чувства изменятся. Это вновь свидетельствует о том, что руки сами по себе нейтральны, они просто прикасаются к телу, не больше.

Библия утверждает, что искушения, переходящие в грех, приходят не от самих глаз или рук, они лишь инструменты исполняющие волю человека. А искушения приходят от нашей испорченной грехом природы, от пораженного грехом духа человека. Как же победить в таком случае? Было бы неплохо поменять природу со смертной на бессмертную. Без болезней, морщин.

Святое тело не решит проблему испорченного духа

Даже если теоретически представить, что Бог подарит нам новые бессмертные тела, то приведет ли нас наличие нового тела к святой жизни? Ева имела святое тело, однако возжелала и съела запретный плод. Библия однозначно свидетельствует о том, что, если человека с греховным духом наделить бессмертным телом и поместить в рай, то он все равно будет грешить: Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. (Ис.26:10)

Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его? (Прит.18:14).

Мудрый Соломон утверждает, что если дух человека здоров, то можно перенести любую физическую немощь тела. А вот если дух болен, то и бессмертное тело не поможет решить проблему греха. Мы лишь получим бессмертного грешника.

Один и тот же разум человека может порождать как святые, так и грешные мысли. Апостол Павел об этом пишет так: Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. (Рим.8:5-7).

Как научиться жить по духу?

Все предельно ясно, если мои помышления плотские, то я погибну, а если духовные, то обрету жизнь вечную. Но как научиться жить по духу? Ответ лежит на поверхности, и он очень прост. Ключ к победе в руках каждого человека. Чтобы понять, что это за ключ к победе мы отправимся с вами за Христом в Гефсиманский сад, место, где была одержана самая важная победа. Там Божий Сын несколько раз сказал слова, в которых содержится ключ к победе над искушениями, которыми одолевается падшая природа человека. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. (Лук.22:40).

…и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. (Лук.22:46).

Мы уже отмечали с вами, что искушение извне и изнутри приходит от желаний падшей природы. Но Христос утверждает, что в искушение ты не впадешь, если будешь молиться.

Я верю духовному рецепту Сына Божьего, ибо Он единственный Человек на земле, Который был подвержен всем искушениям сатаны, но не согрешил: Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. (Евр.4:14,15).

Главное не спать в то время, когда молитва необходима

Искушения не возобладали над Ним и не привели Его ко греху. И Его урок – это урок абсолютного победителя греха. Зная из Библии, как себя повели ученики после ареста Христа, мы еще раз убеждаемся в истинности слов Сына Божьего относительно победы над искушениями: Тогда все ученики, оставив Его, бежали. (Матф.26:56).

Проспав все то время, в которое Христос молился, они оказались бессильны перед искушением страха, перед смертью, и пали перед ним. Страх смерти был сильнее, чем любовь к Христу. Это любимые приемы сатаны, запугать и указать на ужасные последствия в случае неверности Богу. И когда человек проигрывает битву страху, сатана внушает мысль, что положение безнадежное и прощения нет. Затем, лишив человека веры на спасение, он властвует безраздельно над его волей, опуская человека все ниже и ниже в грех.

Итак! Жизненно важный совет Христа: если вы хотите победить грех и выйти из великой борьбы победителями, наследующими вечную жизнь, то вам необходимо возобладать над искушениями! ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО МНОГО И РЕВНОСТНО МОЛИТЬСЯ!

Чем могут помочь слова?

Вы, наверное, удивитесь. Ну чем в борьбе против диавола могут помочь слова, да еще и сказанные Богу, Которого не видишь, и Который еще прежде твоей молитвы знает то, что ты Ему будешь говорить?

Разве не духовным оружием, о котором писал апостол Павел, побеждается диавол?

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день зло й и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф.6:11-17).

Да это так, Сам Спаситель отражал нападки диавола в пустыне духовным мечом – Словом Божьим!

Знание Библии не достаточно для победы над дьяволом

Позвольте задать вам два вопроса. Кто лучше Сына Божьего знал Писания? Зачем тогда Он подолгу пребывал в молитве к Отцу? Достаточно вспомнить Его молитву в Гефсимании: И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. (Лук.22:44).

То есть мы видим, что при всем абсолютном знании Писания Христос побуждает Своих учеников молиться, чтобы не впасть в искушение, и Сам идет ревностно молиться Отцу с воплем и слезами. Это свидетельствует о том, что великолепное знание Слова Божьего не освобождает душу от диавольских искушений и не делает верующего автоматически победителем над искушениями. Ответьте честно на вопрос: кто из вас не знает, что зависть – это плохо, ссоры – это плохо, а в свете Библии – это грех, и христианину нужно держаться от них подальше?

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1Кор.3:3).

Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. (Еф.4:31,32).

Но зная волю Божью по этому поводу, кто из вас может засвидетельствовать перед Богом, что свободен от этих грехов? Как вы уже догадались мы подойдем сейчас к самому важному в вопросе спасения человека.

Молитва дает силу сопротивляться искушению

Что дает человеку силу сопротивляться искушению и жить на практике так, чтобы это не расходилось с его теоретическими познаниями истины Божьей?

Сын Божий пример нам в святой жизни и в победе над искушениями. В Гефсимании, где все силы зла были брошены на то, чтобы сломить Его, побудить отступить от воли Отца и пойти путем спасения собственной жизни, Он не дрогнул, ибо силы Он черпал от Небесного Отца, через молитву. Сатана искушал Его мыслью о том, что если Он возьмет все грехи мира на Себя, то в глазах Бога, Которому грех отвратителен, Христос станет грешником, а потому не воскреснет и навсегда будет разделен с Богом! Какое сильное искушение, поступить неправильно, ради продолжения общения с Богом.

Человек Иисус Христос не хотел умирать. И еще больше Он не хотел разделения с Отцом. Но воля Отца была в Его жертве за человечество.

Желания, противоречащие воле Божьей, становятся грехом

Заметьте, что желание жить – не греховное желание. Желание не быть разделенным с Богом, тоже не греховно. Но если эти сами по себе не греховные желания вступают в противоречие с волей Божьей о вас, то это становиться грехом.

У всех мучеников за веру было желание жить и это не греховное желание, но воля Божья о них состояла в том, чтобы они проявляли верность до смерти: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. (Откр.2:10).

И если бы они сохранили свои жизни путем отречения от Бога, то это было бы грехом!

Любопытство само по себе не грех

Само по себе любопытство является не грехом, а даром Божьим! Который дал Бог человеку при сотворении мира. Хоть и само любопытство не является грехом, но оно приводит ко греху, если идет вразрез с Божьей волей о человеке, что и случилось с Евой у запретного дерева. Сатана может привести к греху, используя в извращенной форме то, что может являться Божьим даром!

Если бы Ева с вожделением (желанием) посмотрела на любой другой плод и съела бы его, то это не было бы грехом, так как находилось бы в согласии с волей Божьей. Бог наделил человека чувствами и желаниями. Мы постоянно испытываем голод, жажду и потому едим пищу с вожделением, т.е. с большим желанием, но это не грех. Однако, если вас пытают голодом и искушают пищей отречься от Бога, то принять пищу в таком случае будет грехом. Неужели дар Божий — любопытство сделало Еву заложницей искушений диавола? Может, данное Богом желание есть и пить, делает меня заложником греха тогда, когда мою верность Богу шантажируют пищей? Неужели то, что Бог создал мужчин и женщин с чувством влечения друг к другу, толкает людей на прелюбодеяние? Конечно же, нет!

Сатана извращает доброе, чтобы привести ко греху

Глубины сатанинские состоят в том, чтобы взять доброе и извратить его до того, чтобы привести к греху. Апостол Павел об этом так написал: Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.…и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. (Рим.7:7-13)

Продолжая дальше, он написал: Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. (Рим.7:14).

Т. е. вы видите, что проблема не в том добром, что дал нам Бог, а в нас самих, в нашем «я», нашем духе. И главное чудо состоит в том, что в молитве меняется наш дух, через наполнение нас Божьим Духом. Молитва к Богу укрепила дух Христа, ослабевший под натиском искушений диавола. И Он укрепился решимостью выполнить Божью волю о Себе.

Только искренняя молитва меняет наш дух

Дух Божий подобен могучему ветру, виден не он сам, а ощущаются его действия. Только искренняя молитва меняет наш дух и наш взгляд на окружающие нас вещи и происходящие события. Мы начинаем смотреть на всё глазами Бога. Через молитву Бог Своим Духом помогает нам обрести Его ум, Его силу. Потому что своим умом и своей силой нам диавола не победить.

Наглядная иллюстрация. В искренней молитве Бог и человек становятся своего рода сообщающимися сосудами. И Бог Своим Духом наполняет человека, да так, что измененная жизнь человека становится подобно фонтану видна всем. Благодаря молитве не мир меняется вокруг нас, а мы. На духовном уровне Бог говорит с нами не через голос, а Дух к духу. Это всем знакомая совесть: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему… …(Рим.8:16).

А нам Бог открыл это Духом Своим…Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем…мы имеем ум Христов. (1Кор.2:10-16).

Помощь отца в решении задач

Ребенок решает очень трудную для него задачу. Он расстроен, он не знает, как ее решить. Отец спокоен, так как он знает ответ. Он может написать вместо него готовый ответ в тетрадь, но при этом ребенок ничему не научится и, столкнувшись с другой задачей, там где нет отца, потерпит поражение и приобретет позор. Потому что всем будет ясно, кто дома решил задачу. Мудрый отец подтолкнет сына к размышлениям, которые помогут сыну понять принцип решения задач. Чтобы он, если можно так выразиться, обрел ум отца. В таком случае отец действительно окажет нужную помощь сыну. Теперь он сможет решать задачи сам.

В Священном Писании об этом научении сказано так: Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. (Евр.5:13,14).

Как надо молиться

Физическая борьба Иакова с Ангелом является аллюзией духовной борьбы верующего человека в молитве к Богу. Иаков обманом завладел первородством. Вся жизнь протекала под тяжким бременем вины. Наступил момент сильнейшего кризиса, когда за сделанный ранее грех тебя и тех, кто с тобой лишат жизни. Бог, казалось, был безучастен. Многие, разочаровавшись в Боге и в себе, опускают руки и либо ожесточаются, либо живут по принципу, — будь, что будет. Но Иаков решает примириться с Богом и получить от Него прощение и защиту. Что ж это смелый шаг, достойный похвалы, и есть немало таких верующих, которые поступают подобным образом. Духовный же урок сокрыт дальше:

И остался Иаков один, и боролся Некто с ним до появления зари, и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое… Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. (Быт.32:24-31).

Иаков прилагал в физической борьбе все силы для победы. В этом урок. Мы должны приложить все силы для того, чтобы молитва была искренней, от самого сердца, а не от уст только. В борьбе духовной, через искренность, мы должны максимально приблизится к Богу (лицом к лицу). В борьбе Иаков лишился части своей опоры, отчего стал слаб. Богу не нужна наша сила, она все равно не совладает с сатаной, поэтому молитесь до той поры пока не почувствуйте себя слабым и не способным одержать победу над грехом.

Именно это позволит Богу проявить в вас свою силу. В результате этой борьбы Бог переименовал Иакова (обманщик, вводящий в заблуждение) в Израиль (князь Божий, с Богом). В этом сокрыт большой урок. Имя указывает на характер. Нам необходимо так молиться, чтобы после молитвы изменился наш характер. Признав свой грех и свою слабость, Иаков победил! Апостол Павел так же считал, что признание своей слабости ведет к победе: Но Господь сказал мне…сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах…ибо, когда я немощен, тогда силен. (2Кор.12:9,10).

Искренняя молитва наделяет силой Божьей

Итак! Искренняя молитва наделяет верующего человека силой Божьего Духа, с помощью которой он выходит победителем при искушении: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. (Рим.8:11-14).

Без молитвы, которая наделяет человека силой Божьей, человек останется со своей силой и своей грешной природой. Которая, искушаясь, делает грех для себя желанным, после чего согрешает и, как следствие, пожинает смерть.

Четыре примера молитв

Чтобы понять то, каким должен быть наш настрой в молитве приведу четыре примера:

1. Бабушка услышала в церкви проповедь про то, что если верить во что-то и помолиться об этом, то Бог обязательно исполнит просимое. Придя домой, она стала просить Бога в молитве убрать гору перед ее домом, которая затеняет дом и мешает ей любоваться солнцем. В молитве она ревностно повторяла: Боже я верю, что Ты это сделаешь по моей молитве. Встав после молитвы, она посмотрела в окно и, увидев гору там, где она и была разочарованно сказала: Ну так и знала, что ничего не получится. Как вам ее вера? Вера это не слова в молитве.

2. Молодой человек полюбил девушку и очень хотел, чтобы она стала его женой. Но будучи верующим, он так же хотел знать, а есть ли в этом воля Божья. И встав на колени, он сказал: Боже! Пусть будет воля Твоя, а Маша – моя!

Как вы думаете, подходя к молитве с таким духом, услышит ли он в молитве волю Божью о себе? Человек подобен сосуду. Если сосуд полон и закрыт, то в него уже ничего не вольешь. Он пришел на молитву не для того, чтобы узнать волю Божью о себе, а для того, чтобы высказать Богу свою волю, с тем, чтобы Творец ее принял.

3. Девушка, не желая выглядеть в молитве, как предыдущий парень сказала Богу: Боже! Не за себя прошу, а за мою маму, пошли ей замечательного зятя! Словами мы можем обмануть людей, но не Бога, Он видит наше сердце, полное эгоизма и люби к себе.

4. У одного охотника было три ученика. Одного из них он должен был оставить после себя учить людей этому ремеслу. Он вывел их в лес и показал им на дереве белку, которую бить нужно в глаз, чтобы не портить шкуру, и дав ружье первому спросил, что тот видит? Тот ответил: белку. А еще что? Дерево. А еще? Небо. Охотник забрал у него ружье и дал второму, также задав вопрос, что тот видит? Второй ответил: белку. А еще? Дерево. А еще? Небо. Охотник забрал и у этого ружье и дал третьему, задав тот же вопрос, что он видит? На что ученик ответил: вижу глаз белки. А еще что? Глаз белки. А еще что? Не унимался охотник. Последовал ответ: вижу глаз белки!

Мораль понять не трудно. Ничто в молитве к Богу не должно отвлекать нас от главного, а именно от исполнения через молитву Духом Божьим. От понимания воли Божьей о себе и получения силы для ее исполнения!

Понимая назначение молитвы

Понимая назначение молитвы – это обретение силы Божьего Духа, нам становятся понятны боговдохновенные советы из Священного Писания.

Когда надо молиться? Непрестанно молитесь. (1Фесс.5:17). Всегда находиться в молитвенном духе, в общении с Богом.

Как надо молиться? Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом… (Еф.6:18). От сердца, духом, всем естеством, искренно.

Для чего нужно молиться? …молитесь, чтобы не впасть в искушение. (Лук.22:40).

Мы молимся для того, чтобы победить, как победил Христос, когда молился в Гефсимании. Чтобы быть выше диавольских искушений и выйти из великой борьбы победителем, облеченным в бессмертие Божье.

Когда мы молимся, мы просвещаемся относительно Божьей воли о себе. Как теперь Божью волю сделать своей собственной волей? Об этом будет наша следующая тема.

Самые Важные Знания. Тема № 10 «Чтобы не впасть в искушение, нужно молиться»

Не забудьте поделиться с другими:

искушённый

искушённый (прилагательное)

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. искушённый искушённое искушённая искушённые
Рд. искушённого искушённого искушённой искушённых
Дт. искушённому искушённому искушённой искушённым
Вн. одуш. искушённого искушённое искушённую искушённых
неод. искушённый искушённые
Тв. искушённым искушённым искушённой искушённою искушёнными
Пр. искушённом искушённом искушённой искушённых
Кратк. форма искушён искушено́ искушена́ искушены́

ис-ку-шён-ный

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a/b(2). Сравнительная степень — искушённее, искушённей.

Корень: -искуш-; суффикс: -ённ; окончание: -ый .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. прошедший какой-либо искус; наученный, опытный ◆ Не беспокойтесь: я муж искушённый; у меня есть на это верное средство. Н. С. Лесков, «Детские годы», 1874 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И хотя Антон уже был довольно искушён и ценил в женском теле плоть, но чем-то, не телом, тянула его Агния — и, приобвыкнув, он уверил себя, что как женщина она тоже ему нравится, что она разовьётся. А. И. Солженицын, «В круге первом», 1968 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. бывалый, тёртый, искусный, опытный, матёрый,

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: искус
  • глаголы: искусить, искушать

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    искушённый (причастие)

    падеж ед. ч. мн. ч.
    муж. р. ср. р. жен. р.
    Им. искушённый искушённое искушённая искушённые
    Рд. искушённого искушённого искушённой искушённых
    Дт. искушённому искушённому искушённой искушённым
    Вн. одуш. искушённого искушённое искушённую искушённых
    неод. искушённый искушённые
    Тв. искушённым искушённым искушённой искушённою искушёнными
    Пр. искушённом искушённом искушённой искушённых
    Кратк. форма искушён искушено́ искушена́ искушены́

    ис-ку-шён-ный

    Страдательное причастие, совершенного вида, прошедшего времени, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a/b(2).

    Корень: -искуш-; суффикс: -ённ; окончание: -ый .

    • МФА:
  1. действ. прич. прош. вр. от искусить; статив. чем, в чём и кр. ф. прошедший какое-либо серьёзное испытание, длительную и трудную проверку каких-либо качеств, наученный чем-либо ◆ Юноша неблагодарен: волнуемый темными желаниями, беспокойный от самого избытка сил своих, с небрежением ступает он на цветы, которыми природа и судьба украшают стезю его в мире; человек, искушённый опытами, в самых горестях любит благодарить небо со слезами за малейшую отраду. Н. М. Карамзин, «О счастливейшем времени жизни», 1803 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Они уже были искушены таким же горестным положением и знают, как помочь искушаемой. Н. С. Лесков, «Пагубники», 1885 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. статив. в чём и кр. ф. хорошо знающий что-либо по собственному опыту; искусный, опытный ◆ Но как ни искушены были эти моряки в историях о плавающих бутылках, встречаемых ночью ледяных горах, бунтах экипажей и потрясающих шквалах, я увидел, что им неизвестна история «Марии Целесты», а также пятимесячное блуждание в шлюпке шести человек, о которых писал М. Твен, положив тем начало своей известности. А. С. Грин, «Бегущая по волнам», 1926 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Но как ни искушены были эти моряки в историях о плавающих бутылках, встречаемых ночью ледяных горах, бунтах экипажей и потрясающих шквалах, я увидел, что им неизвестна история «Марии Целесты», а также пятимесячное блуждание в шлюпке шести человек, о которых писал М. Твен, положив тем начало своей известности. А. С. Грин, «Бегущая по волнам», 1926 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  1. наученный, испытанный, проверенный
  2. искусный, опытный, матёрый,

Ближайшее родство

  • существительные: искус
  • глаголы: искусить, искушать

Происходит от ??

    Список переводов

    Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    Иеромонах Дорофей (Баранов): «Не надо бояться искушений, они для нас горькое, но полезное лекарство»

    Мы уже говорили с насельником Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонахом Дорофеем (Барановым) о трудностях нашей духовной и повседневной жизни, которые святые отцы часто называют искушениями, и о том, как эти искушения распознать. Сегодня, во второй части беседы, мы сосредоточим внимание на правильном отношении к подобным ситуациям и на борьбе с ними.

    — Отец Дорофей, как бороться с искушениями?

    — Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться. Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?».

    Можно выбрать второй путь — выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.

    Увидеть себя в истинном свете

    — Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?

    — Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

    В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в

    отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход — относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

    Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других— и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.

    — Как справляться с внутренними искушениями — к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.

    — Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, — дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», — такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.

    В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство — личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения — это уничтожить себя как самоценную личность, сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.

    Помощь не замедлит

    — Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?

    — Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.

    — Молитва помогает переносить искушения легче?

    — Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» — молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один.

    Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.

    — Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.

    — Безусловно. Иисусова молитва — это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова — постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы(1296–1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. – О.Л.) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.

    Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал — и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва — всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, — это тоже духовное упражнение.

    Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» — урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.

    Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается. А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», — говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.

    Газета «Саратовская панорама» № 22 (950)

    Беседовала Оксана Лаврова

    Искушение — шанс сделать выбор в сторону добра

    На вопросы отвечает клирик Ярославской епархии протоиерей Пётр Винник

    – Почему приходят искушения? Как вести себя во время искушения и почему?

    – Все искушения приходят с восьми сторон, т.е. спереди и сзади, сверху и снизу, справа и слева, извне и изнутри.1 Однако можно выделить те искушения, которые попускаются по воле Божьей в наше назидание, и те, в которых мы искушаемся сами. Чем сильнее в духовной жизни подвижник, тем сильнее ему предстоит духовная брань. Апостол Павел восхищен был до третьего неба, слышал неизреченные глаголы и при этом просил Господа избавить его от пакостника века сего. Но чтобы не впасть в сатанинскую прелесть, Господь оставил его с этой бранью: «Довлеет тебе моя благодать, сила Моя в немощи совершается».

    Господь наш Иисус Христос в человеческой природе не избежал искушений. Дьявол искал возможности погубить Его, когда Сын Божий ещё не родился. Искушения были среди братьев, среди законников и фарисеев. После Крещения искушения к Богочеловеку приходили от дьявола, от плоти и от мира. Не оставили Господа искушения и при последнем Его вздохе на Голгофе, Христос страдал от чувства Богооставленности.

    По сути, искушение – это обстоятельство, в котором человеку приходится испытать свою волю, сделать свободный выбор в сторону добра или зла.

    Искушение – ещё не грех. Нет греха искушения, есть грех, побеждающий нас. То, что так легко утратил в раю первый человек Адам, прельстившись от дьявола, второй Адам Христос должен был возвратить, пережив всю тяжесть греха человечества, пострадав на Кресте, принеся Себя во Всемирную Жертву, чтобы вернуть утраченный рай. И этот рай заключается в полной преданности воле Божьей с отсечением первородного греха.

    Всякий христианин, следуя за Спасителем, непременно будет испытуем о силе своей веры и преданности Христу. Сама жизнь будет проверять насколько человек близок или далёк от Бога, насколько близок к Правде. «Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда» (Пс.2:16). Пророк говорит: «Чадо, если приступаешь работать Господу Богу, уготовь душу твою в искушение» (Сир. 2: 1). Для опытного человека в духовной жизни искушения необходимы, ибо от них приходит мудрость. Искушения посылаются нам для испытания нашей веры, нашей любви, нашего повиновения Богу, нашей нестяжательности, как у праотца Иова.

    Какими бы не были искушения в жизни человека, в них все равно присутствует милость Божья, ибо все происходит Промыслом Божьим. Так одна игуменья монастыря была подвержена блудной страсти вплоть до самой кончины. Борьба с такой страстью как у преподобной Марии Египетской вменилась ей великой добродетелью, приведя её к ангельскому подобию. Часто люди творческие подвержены испытанием страсти блуда для того, чтобы не превозноситься в тщеславии. Вот как об этом говорит прп. Паисий Святогорец: «Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдёт, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать своё дело». О том же говорит и апостол Павел: «вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). И поскольку искушения соответствуют человеческим слабостям, в них всегда есть опасность падения – по причине немощи плоти.

    Если человек не покорит тело духу, если оставляет духовное бодрствование и молитву, тогда приходит напасть. «Плоть желает противного духу, дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Человек, одарённый талантами, может страдать алкогольной зависимостью и впадать в грех блуда. Противостать искушениям помогает сопротивление греху и удаление от греха, твёрдая вера в Бога, надежда на помощь Божью, призвание имени Иисуса Христа, внимание слова Божия, пост и молитва, Таинства покаяния и Крещения.

    Если постигает нас искушение, мы должны безропотно пребывать в нём, в надежде, что милостивый Господь не оставит нас без благодатной помощи. Но по своей воле нельзя искать искушений, как сказано в молитве Господней «не введи нас во искушение». Об этом говорит и свт. Василий Великий: «не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». Пока человек не искоренит в себе самость и своеволие, искушения ему во вред и в погибель, а тот, кто в смирении ищет во всем волю Божью, тому и зло во благо.

    – Вспомним друзей библейского Иова, которые полагали, что он страдает за грехи в то время, как он просто был испытуем Богом. Бедствующий в некотором смысле и сам является искушением для окружающих, он словно зеркало, в котором каждый может увидеть собственное отражение — верно?

    – Страдания – это горнило испытаний для человека. Как для ювелира требуется очистить драгоценный металл, переплавляя золото или серебро до того момента, пока мастер в жиже метала не увидит своё отражение, так и Господь нас испытывает страданиями и скорбями, пока не отразится в нас Его Образ. Святитель Лука Крымский прямо говорит о том, что полюбил страдание. Кто любит Христа, тот любит и страдания Христа ради, и всякий страждущий блажен тем, что уподобляется Христу.

    Лишь пребывая в Духе Святом мы видим в человеке образ Божий. Святой праотец Иов, как и все другие праотцы, свидетельствовали о Христе задолго до Его Рождества. Они в Ветхом Завете были прообразами Иисуса через действо Святого Духа, почивавшем на них. Искушения, постигшие праведного Иова – пример преданности воле Божьей даже до смерти, благодарения Бога не только в благоденствии, но и в суровых испытаниях, за что он и был вознаграждён великими дарами от Бога.

    – Это кажется странным, но искушением для человека может стать и его добрый поступок, если человек по-настоящему до него ещё не дорос, а как бы подпрыгнул — и у него получилось, но в том и заключается особенность «подпрыгивания»: от высшей точки легко докатиться до низшей, добро в таком случае претворяется в зло или нет? Всё же доброе дело, даже если сам доброделатель потом возгордился или начал чванится всё равно остаётся добрым (по плодам) или нет?

    – Вся беда наша заключается в том, что мы не можем идти по жизни Царским Путём, не уклоняясь ни влево, ни вправо, то подпрыгиваем, набивая шишки, то скатываемся в пропасть. Царский Путь – это как «хождение по водам». Если усомнились в этом, будем утопать в море страстей, как апостол Петр по маловерию. Всё, что мы делаем, делаем о Господе по вере и любви. Не обретается такого умонастроения – нет и добрых дел. Важно есть ли польза для нас самих в тех добрых делах, которые мы совершаем. Если дела сделаны в тщеславии и по гордости, они перестают быть так таковыми по отношению к тому, кто их совершил. Что бы мы ни делали, всегда будем говорить, что мы рабы недостойные сделали то, что должны были, и даже меньше должного. Смиренномудрие должно лежать в основе всякого делания.

    Добродетель как дар Божий, воспитывает нас самих. Если священник совершает Литургию и при этом недостаточно подготовлен в меру своих немощей и слабостей, это не значит, что Таинство недействительно. Он его совершает без пользы для себя, а причастники по своей вере примут Таинство достойно. Чтобы добродетель не стала искушением, она должна быть в тайне. Некоторые аскеты утверждают, что если она уже открылась, то перестаёт быть добродетелью. Достаточно вспомнить слова Евангелия о молитве и милостыне в тайне.2

    – Да, искушения и полезны, и страшны для человека. Как должен вести себя христианин, чтобы не напрашиваться на испытания?

    – Искушение высотой, скоростью, лихачеством, самонадеянностью и многими другими явлениями современной жизни должны быть пресечены словами Христа: «не искушай Господа Бога Твоего».3 К сожалению, ныне современные люди все чаще погибают от чрезмерной самоуверенности и бахвальства. Отсутствие страха Божия является главной причиной их гибели. Если человек будет ценить жизнь как дар Божий, спасёт себя и ближнего.

    – Могли бы Вы прокомментировать высказывание свт. Николая: «Все, что ты потеряешь во имя Божие, ты сохранишь; все, что ты хранишь ради себя, ты потеряешь. Все, что ты даёшь во имя Божие, ты получишь с прибылью; все, что ты даёшь ради собственной славы и гордости, ты все равно что бросаешь в воду. Все, что ты принимаешь от людей как от Бога, принесёт тебе радость; все, что ты принимаешь от людей как от людей, принесёт тебе заботы» (свт. Николай Сербский. Ты нужен Богу)? Что значит принимать от людей как от людей и от людей как от Бога? В чём разница?

    – Евангелие нам повествует рассказ о Закхее. Он занимал большую должность среди мытарей – сборщиков податей. Как известно, собирая подати, многие мытари обогащались посредством этого. Принимая сбор налогов как повинность от римских властей, некоторые мытари, чувствуя пренебрежение от единокровных иудеев, приходили в смирение и желали милости от Бога. Не лишён был таких противоречивых чувств и Закхей. Принимая подати людей, как от людей, вероятно, его сердце было озабоченно. И услышав о грядущем в толпе людей нестяжательного Иисуса, он душой возжелал увидеть Его. Он предпринял усердие, чтобы подняться на дерево, так как был мал ростом. И старания увенчались вниманием со стороны Христа. Господь посетил Закхея в его доме. На радостях, что Господь не отверг его, как многие иудеи, Закхей обещает раздать половину имения неимущим и возвратить тому, кого, чем обидел вчетверо больше. Оставив человекоугодие, Закхей ревнует о Богоугодии. Его не волновало, что скажут о нём подчинённые или начальствующие, когда он полез на дерево.

    Есть разница между тем, что человек чувствует, когда угождает людям, и когда угождает Богу. Есть разница между тяготой человеческого греха и лёгким бременем благости Иисуса. Если человек ищет Бога, он Его найдёт, потому что «близ Господь сокрушённых сердцем» (Пс.5:33).

    – Выходит, можно на все свои встречи, на события жизни смотреть как на Промысел Бога обо мне, об окружающих людях, о мире в целом? Почему это так трудно и мало кому удаётся?

    – Все, что происходит с нами, с окружающими нас людьми в целом мире, происходит по воле Божьей. Только видеть этот Промысел Божий, может человек очищенный от грехов в духовном видении. Не освободившись от духовной темницы грехов, человек так и пребывает в застенках своей самости «ростом мал», и только духовный рост позволяет увидеть Христа и всех окружающих, как это увидел Закхей.