Исламская апологетика

Айдын Али-заде ИСЛАМСКАЯ АПОЛОГЕТИКА ОТВЕТЫ КРИТИКАМ ИСЛАМА Баку – 2007 Научный редактор кандидат философских наук Эльмир Кулиев Ответственный редактор

Айдын Али-заде

ИСЛАМСКАЯ АПОЛОГЕТИКА

ОТВЕТЫ КРИТИКАМ ИСЛАМА

Баку – 2007

Научный редактор

кандидат философских наук

Эльмир Кулиев

Ответственный редактор:

кандидат философских наук,

доцент Ялчын Абдулла

Литературный редактор:

Кандидат филологический наук

Самира Мир-Багирзаде

Корректор:

Афет Гейдарова

Дизайн обложки:

Айтен Али-заде

Али-заде Айдын Ариф оглы

Исламская апологетика. Ответы критикам Ислама. Баку: Текнур, 2007. – 350 с., илл.

В книге изложены материалы по истории, вероучению и философии Ислама, проливающие свет на те аспекты этой религии, которые вызывают непонимание и часто становятся объектом критики со стороны оппонентов. Помимо этого в книге собраны различные материалы религиоведческого, философского и, исторического характера относительно проблем мировых религий, а также актуальных проблем современности, по которым автор выразил свои соображения. Все материалы этого труда были составлены в результате практической деятельности его автора в компьютерной сети Интернет.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, интересующихся историей и философией мировых религий.

Айдын Ариф оглы Али-заде

(e-mail: alizadeh@)

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела «Философии религии» института Философии и Политико-Правовых исследований Национальной Академии Наук Азербайджанской республики. Автор ряда монографий и статей по историко-философским аспектам мировых религий, которые были изданы в нашей стране и за рубежом. В том числе: «;Коран и Библия: сравнительный анализ»; (Баку, 2002), «;Божественная и земная власть в исламском мировоззрении»; (Баку, 2004), «;Хроника исламских государств»; (Москва, 2004), «;Xristianlıq: tarix və fəlsəfə»; (Bakı, 2007), «;Исламский энциклопедический словарь»; (Москва, 2007) и др.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….8

Часть I. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

ОТНОСИТЕЛЬНО АЯТОВ КОРАНА……………………………………………….10

Некоторые подробности исламской

доктрины о Божественном откровении……………………………………………..10

История о «;сатанинских»; аятах…………………………………………………………15

Кто такие сабии, упоминаемые в Коране?…………………………………………19

Зулькарнайн — не Александр Македонский………………………………………..21

«;И иудеи говорят: «;Узайр (Эзра) — сын Аллаха»;…………………………………22

Почему в Коране допускается битье жен мужьями?………………………….24

Часть II. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ,

СВЯЗАННЫЕ С МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ……………………..27

Кааба — первый Божий храм на земле………………………………………………..27

— История возникновения язычества среди арабов……………………………28

— Обычай обхода камней в иудеохристианской традиции………………….31

Проблема рабства в Исламе………………………………………………………………34

— Рабство в Библии…………………………………………………….……36

Вероотступничество в Исламе………………………………………………………….38

Почему у Пророка Мухаммада было несколько жен?………………………..40

Сколько было лет Аише, когда она вышла замуж?…………………………….41

Совершал ли пророк Мухаммад греховные деяния?………………………….44

Чудеса, совершенные пророком Мухаммадом…………………………………..44

О разнице в понимании терминов «расуль» и «пророк»…………………….48

Антисемитизма в Исламе нет……………………………………………………………49

История полигамии………………………………………………………………………….49

— Опричинах и особенностях полигамного брака в Исламе……………….51

— К вопросу о наложницах………………………………………………………………..53

строгого шариатского наказания за измену?……………………………………..54

Позволяется ли женское обрезание в Исламе?………………………….60

— Улемы призывают запретить женское

обрезание и наказывать тех, кто его проводит…………………………….61

Часть III. ПРОБЛЕМА ИСЛАМСКОГО ДЖИХАДА…………………………63

Распространялся ли Ислам путем насилия?……………………………………….63

Как нужно вести джихад?…………………………………………………………………70

О сущности и мотивах исламского джихада……………………………………..73

— Разъяснение смысла аятов из суры «Мухаммад» (47: 3-4)………………75

— Об истории племени Бану Курайза…………………………………………………76

— Почему мусульмане нападали на караваны мекканцев……………………..78

Часть IV. ИСЛАМ И ХРИСТИАНСКИЕ ДОГМАТЫ………………………..79

О христианской троице…………………………………………………………………….79

— Краткая история арианства………………………………………………………….85

— Троицы в различных верованиях…………………………………………………….89

— Ислам и арианство………………………………………………………………………89

Сын Божий?……………………………………………………………………………………..90

— Сходство основных идей Христианства с Митраизмом…………………94

Первородный грех и искупление………………………………………………………98

— Основополагающие принципы пелагианства…………………………………102

— Учение Пелагия о свободе выбора…………………………………………………102

Распятие и исламская доктрина………………………………………………………103

— Фрагмент апокрифа «2-й трактат Великого Сифа»……………………106

— О происхождении христианского символа – креста……………………..107

— Солнечные кресты……………………………………………………………………….111

Мария в Коране и состав христианской троицы………………………………112

— Фрагменты христианских молитв Богоматери……………………………115

— Матери богов в различных культах………………………………………………116

Дохристианские воскресшие боги…………………………………………………..117

Рай в Коране и Сунне……………………………………………………………………..122

О христианском рае………………………………………………………………………..125

Часть V. ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С

БИБЛИЕЙ И ИСТОРИЕЙ ХРИСТИАНСТВА…………………………………128

О поздних вставках и противоречиях в Библии……………………………….128

Размышления о геноцидах и жестокости, описываемых в Библии……137

О благословении рода Исмаила………………………………………………………141

Какую религию исповедовал пророк Ибрахим (Авраам)?………………..142

Инквизиция в западном и восточном Христианстве………………………..145

— Расправы с населением Америки…………………………………………………..146

— Инквизиция против мусульман Испании……………………………………….147

— Несколько примеров инквизиции в России……………………………………..151

Кем была уничтожена Александрийская библиотека?……………………..152

Сожжение и запрет на чтение книг………………………………………………….153

Хаман был приближенным фараона или персидского царя?…………..

Могли ли пророка Йусуфа (Иосифа) продать за

«малую цену отсчитанных дирхемов»?………………………………………

Часть VI. ИСЛАМ И ИНДОИРАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ………………….157

Сравнительный анализ монотеистической

концепции в авраамических традициях и кришнаизме…………………….157

О переселениях душ и убийстве

животных в кришнаизме и авраамических традициях…………………….163

Праздник Новруз и исламская доктрина………………………………………….167

Заимствованы ли некоторые элементы

исламской эсхатологии из Зороастризма?…………………………………..

Часть VII. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ………………………………….172

Ислам и современный мир………………………………………………………………172

О терроре……………………………………………………………………………………….179

Террор исходит не только от мусульман…………………………………………182

Примеры актов террора в современном мире…………………………………..185

— Сербский лидер «;шокирован»; записью из Сребреницы……………………185

— Некоторые мечети Боснии, которые сегодня лежат в руинах……..187

— Бойня в Сабре и Шатиле………………………………………………………………188

— Геноцид мирного населения Анатолии…………………………………………..189

— Геноцид мирного населения Южного Кавказа……………………………….192

— Краткая история террора в Ирландии,

противостояние между католиками и протестантами…………………194

— Фрагменты Доклада правозащитного центра «Мемориал»

о массовых нарушениях прав человека,

связанных с занятием населенного пункта Ходжалы………………………196

— О событиях в Румынии и Молдове в XX веке………………………………..200

— Геноцид турецкого населения Кипра…………………………………………….202

— Кровавая резня в Индонезии — христиане против мусульман………….203

— Нигерия: Христианские

боевики напали на мусульманский город………………………………………….203

— Армия Сопротивления Господа…………………………………………………….205

Грустные размышления о карикатурном скандале ………………………206

Есть ли в Исламе духовенство?……………………………………………………….211

Запоминать тысячи хадисов

наизусть или использовать компьютер?…………………………………………..214

Исламо-христианский диалог: на пути

преодоления национальной и религиозной ксенофобии…………………..216

Оскорбительна ли для мусульман мысль о

женитьбе Посланника Божьего?……………………………………………………..222

Часть VIII. РАЗМЫШЛЕНИЯ О

НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ………………………………….226

О духе и букве Закона…………………………………………………………………….226

О вере и разуме………………………………………………………………….. …………227

Мысли о мусульманском всепрощении…………………………………………..232

Был ли Бог Творцом до сотворения вселенной?………………………………233

Размышления по вопросу о

нововведениях (бид’а) в религии…………………………………………………….234

Есть ли ортодоксия и ересь в Исламе?…………………………………………….239

О мазхабной приверженности, легкости в религии………………………….245

Цель любого исследования

заключается в выявлении истины……………………………………………………251

Часть IX. ПОЛЕМИКА…………………………………………………………………..260

О жертвоприношении Ибрахима (Авраама)…………………………………….260

Был ли пророк Ибрахим (Авраам) в Аравии?………………………………….267

Имеются ли противоречия в

коранических аятах, повествующих о христианах?………………………….268

Имеются ли исторические свидетельства

существования назореев, описанных в Коране?……………………………….275

Первая дискуссия о проблемах

предопределения, зла, добра в Исламе и Христианстве……………………291

Вторая дискуссия о проблемах

предопределения, зла, добра в Исламе и Христианстве……………………313

Мусульмане верят, что Мухаммед –

пророк Аллаха. Почему, на каком основании?…………………………………334

Мог ли Бог приказать ангелу сжать грудь Пророка?………………………..340

Дискуссия о природе Корана……………………………………………341

О хитрости Аллаха……………………………………………………….349

ВВЕДЕНИЕ

Апологетика (греч. apologetikos – защищающий) — это защита положений религии на основании доводов разума. Она применялась христианскими теологами против доводов своих оппонентов в период античности. Однако, несомненно, что методы апологетики в той или иной степени используются и использовались как до Христианства, так и после него, и другими религиозными системами для защиты положений веры от нападок оппонентов.

Название «Исламская апологетика» является условным для данной книги, в которой собраны материалы для разъяснения наиболее проблемных моментов исламской традиции и истории, вызывающих непонимание у приверженцев других религиозных и философско-мировоззренческих учений. Условность заключается в том, что в данном труде разъяснение этих моментов проводится не по классической богословско-догматической схеме, принятой для сочинений данного класса, а имеет место современный научный и философский подход к поставленным проблемам.

Поводом для написания «Исламской апологетики» явилось появление в последнее время большого количества книг, статей, интернет-сайтов, посвященных критике и попытке опровержения тех или иных положений исламской религии, его первоисточников и правовых предписаний. Причем следует особо оговорить тот факт, что значительная часть подобных материалов носит необъективный и предвзятый, а порой и откровенно клеветнический характер. К большому сожалению, приходится констатировать тот факт, что подавляющее большинство измышлений в адрес Ислама исходит не от искренне заблуждающихся людей, не имеющих доступа к достоверной литературе, а от людей, которые сознательно и планомерно ведут активную деятельность по искажению смыслов вероучительных, исторических, философских, правовых, социальных и других доктрин исламской религии и доведению этой искаженной информации до сведения читателей книг и различной периодики, а также пользователей Интернета. Причем особенно усердствуют в подобного рода деятельности представители некоторых религиозных конфессий, ведущих миссионерскую деятельность среди мусульман.

Особенное беспокойство вызывает то обстоятельство, что массовый поток этой антинаучной и предвзятой информации исходит со страниц различных Интернет-сайтов. Дело в том, что Интернетом в последнее время пользуется все больше и больше людей, которые могут быть введены в заблуждение этими пропагандистскими материалами. Именно поэтому в настоящее время назрела насущная необходимость опубликования компетентных и обоснованных научно-философских материалов, которые бы противодействовали распространению этой дезинформации.

Вся работа по созданию «Исламской апологетики» была осуществлена автором в результате внимательного знакомства с различными антиисламскими пропагандистскими книгами и статьями в периодике, а также с англоязычными и русскоязычными Интернет-сайтами, принадлежащими различным религиозным миссионерским организациям. В ходе ознакомления с материалами этих сайтов автор обратил внимание на то, что практически все они используют одни и те же аргументы, и все публикации в них являются различными вариациями одних и тех же идей. По этой причине все статьи данной книги были написаны так, чтобы проанализировать и дать ответы на наиболее общие положения критики ислама, а не отвечать каждому автору этих тенденциозных материалов в отдельности.

Материалы «Исламской апологетики» были успешно апробированы на практике в ходе дискуссий автора на различных философских, религиозных и мировоззренческих форумах Интернета с оппонентами — христианами, иудеями, кришнаитами. То есть данная книга является не монологом автора, не его субъективным видением различных проблем, а стала результатом реальной практической работы ее автора в международной компьютерной сети Интернет. В этом состоит новизна и достоинство работы. Таким образом, можно говорить о том, что все материалы «Исламской апологетики», как статьи, так и полемика, были созданы и успешно апробированы в ходе многочисленных дискуссий ее автора на философско-религиозных и религиоведческих форумах Интернета на протяжении почти 10 лет (1998-2007).

Все материалы «Исламской апологетики» носят конкретный характер и основываются только на фактическом материале. В них нет попыток уйти от поставленных проблем в сторону схоластическо-догматических рассуждений.

ЧАСТЬ I

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ,

ОТНОСИТЕЛЬНО АЯТОВ КОРАНА

Некоторые подробности исламской доктрины о

Божественном откровении

Согласно мусульманской доктрине, откровения, которые ниспосылались пророку Мухаммаду (как и всем посланникам Божьим до него), имели более широкий спектр и не ограничивались лишь теми, которые вошли в Писание.

На протяжении 23 лет ему ниспосылались Божественные откровения по различным случаям его личной жизни и общественной жизни общества, в котором он жил. В широком же смысле, вообще все действия, поступки, изречения и т.д. пророка Мухаммада является в своем роде результатом Божественного откровения. В одних случаях Бог ниспосылал ему их непосредственно, а в другом случае молчаливо одобрял те или иные его действия. Если же Мухаммад в чем-то ошибался (это естественно для простого смертного человека) Бог сразу же исправлял его ошибку откровением. Именно поэтому Сунна, как и Коран, рассматривается Богооткровенной. Однако официальным Писанием она не является, а просто дополняет Коран и комментирует его.

Некоторые из Божественных откровений носили временный, сиюминутный характер. Они ниспосылались по каким-то конкретным жизненным случаям и не носили всеобщего характера. Определенная часть из них вообще не была заучена или записана и бесследно исчезла, так как не была предназначена Богом для вечности.

Другие откровения оказывались более устойчивыми. Они высказывались Мухаммадом прилюдно, либо в частных беседах с конкретными людьми, которые запоминали или записывали его слова и передавали своим потомкам. Позднее все известные из этих изречений были исследованы на достоверность мусульманскими учеными-мухаддисами (например, Бухари, Муслимом и т.д.) и по введенной ими методологии отбора вошли в состав сборников хадисов.

Третья же часть откровений являлась наиболее официальной и, в соответствии с Божьей волей, должна была войти в Его вечное Слово — Коран. Точное количество аятов, их порядок расположения, содержание и состав в точности определялся Богом и передавался пророку Мухаммаду посредством ангела Джабраила. Пророк, в свою очередь, сразу же обучал ниспосланным аятам своих сподвижников, одновременно заставляя своих секретарей записывать их.

Важнейшее значение в понимании смыслов и истории Божественных откровений играет насх (отмена откровения Богом и замена его новым), который зафиксирован в аяте Корана: «;А когда Мы заменяем одно знамение другим, — ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, — они говорят: «;Ты только измыслитель!»;. Да, большинство их не знает. Скажи: «;ниспослал его дух святой от твоего Господа во истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь, и радостную весть для мусульман. Мы знаем, что они говорят: «;Ведь его учит только человек»;. Язык того, на которого они указывают иноземный, а это — язык арабский, ясный»;1; а также в аяте: «;Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью мощен?»;2.

Бог отменял Свои повеления по различным причинам. Например, одной из причин насха было стремление постепенно, шаг за шагом, приучить людей к исполнению и пониманию сути Божественных заповедей. Ведь если бы, скажем, все запреты или иные предписания были бы ниспосланы в законченном виде, как это мы видим сегодня в Коране, то большинство людей не поняло бы их. Кроме того, сложно было бы людям, которые всю свою сознательную жизнь привыкли к одному образу жизни, сразу, в одночасье, поменять его на другой. Это было сложно даже для одного человека, не говоря уже о жизни целого общества, которое находилось в плену своих старых традиционных воззрений. Именно поэтому некоторые положения Божественных откровений постепенно менялись на протяжении жизни Пророка Мухаммада и по ходу развития монотеистических устремлений в арабском обществе.

Насх имел место абсолютно для всех типов откровений, включая и Коран. Некоторые аяты, ранее входившие в Коран, позднее были оттуда выведены, или заменены новыми Божественными откровениями. Однако были и такие аяты, которые, несмотря на отмену, все-таки остались в Коране3 (отмена касается только правового действия аята). Этот процесс длился на протяжении всей 23-летней пророческой деятельности Мухаммада и завершился с его смертью4.

Именно поэтому окончательной записи Корана при жизни Мухаммада не было. Ведь Божественные откровения продолжались, и иногда определенная часть из них заменялась другими и теряла свою актуальность. Их чтение запрещалось в качестве Корана, но они могли оставаться в памяти сподвижников, которые заучивали их и позднее они вошли в Сунну.5

Кроме этого, часто откровения Корана ниспосылались на различных диалектах арабских племен, среди которых вели проповеди мусульмане. По этой причине, одни и те же аяты ниспосылались несколько раз на этих диалектах.6.

По причине наличия насха и различных диалектных форм этих Божественных откровений, в Сунне нашли отражение многие хадисы, высказывания пророка и прямые Божественные откровения (хадисы-гудси).

Но, среди всех откровений, аяты Корана имеют исключительное значение. Это вечное слово Бога, которое было ниспослано Им непосредственно Своему посланнику Мухаммаду. Его оригинал находится у Бога7. Поэтому его сохранность и передача следующим поколениям была особенно важным делом. Для того чтобы выделить аяты Корана из других откровений ангел Джабраил всегда особо оговаривал, является ли принесенное им откровение кораническим или нет. Как только он приносил коранические аяты, Пророк сразу же распоряжался, чтобы его сподвижники и секретари заучивали их и записывали. Для других (некоранических) откровений он не давал таких распоряжений, и поэтому они остались по большей части в устной традиции, которая затем была введена в соответствующие сборники хадисов. В связи с этими процессами большое значение имел процесс повторения Корана в месяц Рамадан каждого года (Арза), когда ангел Джабраил приходил к пророку Мухаммаду для проверки его знаний о составе Корана. А тот, в свою очередь, передавал результаты Арзы народу, который собирался в мечетях. Последняя Арза же, которая состоялась непосредственно перед смертью пророка, называется Арза аль-Ахира. Она имеет еще большее значение, так как при этом событии был еще раз повторен полный текст Корана в том виде, в котором он имеется сегодня.8

Если взамен одного коранического аята ниспосылался другой, то Мухаммад сразу же распоряжался объявить о том, что этот аят уже больше не коранический и заменен другим. Но многие его сподвижники, заучив аяты, уезжали в различных направлениях и выполняли свои функции в отдалении от пророка. И это было естественным процессом. Мусульманские владения расширялись и многие образованные мусульмане, близкие к пророку, уезжали исполнять свою проповедническую миссию в самых отдаленных от Медины уголках Аравии. В связи с этим, в некоторых случаях, они не имели информации о насхе (отмене) одних аятов другими и продолжали считать кораническими отмененные аяты. Полную информацию о составе Корана и обо всех изменениях в нем имели только непосредственные секретари и наиболее приближенные к пророку люди. Остальные же имели отрывочные сведения об этом, по мере их нахождения в Медине. Но, тем не менее, большинство из них позднее узнавало об изменениях и вносило коррекции в свои тексты, которые в то время назывались «мусхафами» (свитками). Одним из таких секретарей Мухаммада, который имел полную информацию об окончательном составе Корана, был Зейд ибн Сабит, который позднее возглавил комиссию по окончательной редакции Корана.

Примером отмены коранических аятов является следующий хадис: «;Аиша сообщила, что среди ниспосланного в Коране были слова «;Десятикратное кормление грудью является запретным»;, однако затем это повеление было заменено на «;пять кормлений грудью»;. Этот аят оставался в Коране до смерти Пророка»;9.

В комментариях к этому хадису мусульманские толкователи пишут: «;Запрет о десяти кормлениях грудью был одним из первых аятов, ниспосланных по этой теме. Однако, незадолго до смерти пророка, этот аят был отменен и заменен новым аятом, в котором говорилось уже о пяти кормлениях. В этом состоянии чтение этих аятов в качестве Корана (тилават) было запрещено, но их правовое действие сохранилось. Это был последний отмененный аят в Коране (насх). Он был отменен пророком незадолго до своей смерти, и некоторые из его сподвижников не знали об этом и продолжали его чтение в качестве аята Корана. Затем его отмена стала известна всем, и эти строки больше не читались в качестве коранических аятов.»;10

Другим примером отмены коранических стихов (или замены их другими) является следующий хадис: «;Абу Харб сообщил со ссылкой на своего отца, что Абу Муса аль-Ашари послал за чтецами Корана Басры. Они прибыли к нему и их было триста. Они читали Коран, и он сказал: «;Вы — лучшие среди жителей Басры, поскольку вы — чтецы Корана. Так продолжите же это дело. Но имейте в виду, что это чтение на протяжении долгого времени может и не укрепить ваши сердца, как были укреплены сердца тех, которые были прежде вас. Мы имели обыкновение читать суру, которая была аналогична в длине и серьезности к суре Бараа. Однако я забыл ее, за исключением этих строк: «; Если бы было две долины, полные богатством для сына Адама, он бы ушел на третью долину, так как ничто не заполнит живот сына Адама, кроме праха»;. И мы использовали такое чтение, которое напоминало суру Мусаббихат, но я забыл ее и помню только это: «;О люди, почему вы говорите то, чего не делаете?»; и «;что записано на ваших шеях, то свидетельство против вас и вы будете спрошены об этом в день Воскресения.»;11

Абу Муса аль-Ашари, о котором повествуется в этом хадисе, был одним из знатоков Корана. Он имел свои свитки Корана (Мусхаф) под названием Лубабу’ль-Кулуб и обучал по ним жителей Басры до окончательной редакции Корана халифом Османом12. Эти свитки не сохранились до сегодняшнего дня, так как Абу Муса аль-Ашари узнав об окончании работ по редакции Корана, уничтожил этот Мусхаф вместе со всеми остальными знатоками Корана и принял окончательную редакцию Корана13. Возможно, что в его Лубабу’ль-Кулуб входили и отмененные аяты Корана, о которых повествуется в этом хадисе.

История о «;сатанинских»; аятах14

Апологетика Ислама: Почему мусульмане верят, что Мухаммад — Пророк Аллаха?

Уважаемые читатели! С радостью сообщаем вам, что известный философ Али Вячеслав Полосин будет вести в нашей газете цикл бесед по исламской апологетике. Что это такое?

Апологетика (от греческого слова apologetikos — защищающий) — это защита положений своей веры на основании доводов разума. А исламская апологетика — это защита Ислама от нападок и от рациональной критики его учения, практики и истории посредством доводов разума.

Мы живем в XXI веке, когда борьба идей идет с применением всех средств хай-тек: появилось множество книг, статей и целых сайтов, посвященных критике нашей религии, ее первоисточников и правовых предписаний.

Некоторая часть ошибочных суждений об Исламе исходит от искренне заблуждающихся людей, лишенных достоверной литературы. Другая часть грешит тенденциозностью и явным желанием переманить мусульман в свою веру. Особенно усердствуют в этом миссионеры ряда конфессий и сект, работающих адресно именно среди мусульман.

Наибольший поток антиисламской информации имеет электронную форму. Интернетом в последнее время пользуется все больше и больше людей, он стал средством общения поверх всех границ. Объективно назрела насущная необходимость публикации компетентных и обоснованных научно-философских материалов, которые противодействовали бы распространению дезинформации о нашей религии.

Беседы Полосина — итог внимательного знакомства с различными антиисламскими пропагандистскими книгами и статьями в периодике, а также с англоязычными и русскоязычными сайтами, принадлежащими разным миссионерским организациям. Критики Ислама используют практически одни и те же аргументы, их нападки строятся по единой схеме — то есть мы имеем дело со своего рода штампами антиисламской пропаганды.

Беседы строятся в виде «вопроса-ответа», что отвечает реальности, когда каждого из нас спрашивают о вере. И мы должны уметь дать ясный и обоснованный ответ.

Вопрос: На каком основании вы считаете Мухаммада пророком? Он родился через 600 лет после Христа-Спасителя. Ничего значимого он не прорек о будущем. После него много еще всяких лжепророков было — Бахаулла, основатель бахаизма, например. Докажите, что Мухаммед — пророк! Без этого нельзя считать Коран истинной книгой!

Ответ:

Сначала следует оговорить, что слово «пророк» не равнозначно слову «предсказатель», хотя истинное и точное предсказание является одним из признаков истинного пророка. Пророк — это тот, кто, будучи призванным Самим Богом, говорит, прорицает от Его имени то, что Тот повелел, т.е. является глашатаем Бога. Он может говорить и о прошлом, и о настоящем, и о будущем.

Следует отметить, что вера в любого пророка основывается на убежденности в своем религиозном чувстве, на стремлении к истине и на убежденности в неложности знамений Всевышнего о Своем пророке или посланнике. Рационально, с помощью только аргументов рассудка, доказать веру в любого пророка, как и веру в Самого Бога, в принципе невозможно, ибо рассудок — не высшая способность души человека. Однако чувственная убежденность, вера, не должна противоречить законам рассудка, ибо он тоже дан Творцом как один из принципов бытия. Таким образом, вера не должна противоречить разуму и при возникновении сомнений ума может рационально подтверждаться на основе данных 5 органов чувств, правил языка и логики, постигнутых законов мироздания.

Что касается рациональных доводов в пользу пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), то можно сформулировать несколько аргументов:

1) Мухаммад не случайный человек в религии авраамического единобожия, а является потомком Авраама от Исмаила, наследником пророчеств и обетований, данных Аврааму.

Происходил Мухаммад из влиятельного мекканского клана Хашим племени Курайш. Родословная Мухаммада: Ибрахим (Авраам), Исмаил, Аднан (сын Исмаила), Меад, Низар, Мудар, Илйас, Мудрика, Хузайма, Кинана, Надр, Малик, Фихр, Галиб, Лувай, Ка’б, Мурра, Килаб, Кусай, Абд Манаф, Хашим, Абдулмуталлиб, Абдулла, Мухаммад. Было бы странным, если бы пророк был бы из среды китайцев или англичан, но его очевидное происхождение от ветви Авраама показывает качественную разницу между ним и многими лжепророками, не имевшими к Аврааму никакого отношения.

А ведь Аврааму было дано обетование об обоих его сыновьях! Нынешние критики Ислама об этом не любят говорить, но достаточно заглянуть даже в тот текст Библии (Торы), который сегодня считается богодухновенным и у иудеев, и у христиан:

«И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама , что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом , что сказал о нем» (Быт. 18:17–19).

Обетование Бог дал обоим сыновьям Авраама, а не одному! Да, завет Бог заключил тогда, при жизни Авраама, только с Ицхаком (Исааком), этого мы не отрицаем, на протяжении многих веков этот Завет действовал, и от потомков Ицхака произошло много святых пророков Божьих. Однако праведный Иаков предсказал, что по его линии Завет с Ицхаком закончится:

«И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни… Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего… Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и ему покорность народов» (Быт. 49:10).

Новый Закон примирения с Богом принесет Примиритель из другого рода. Какого? Никакие другие варианты, кроме потомства Авраама, в рамках Библии не рассматриваются: «благословятся в нем все народы земли». Поэтому ответ на этот вопрос можно искать только в пророчестве ангела об обоих сынах Авраама, т.е. в другом сыне — Исмаиле.

Обетование Аврааму в отношении его первенца Исмаила имело другой смысл и другой характер по сравнению с Ицхаком — не было Завета Бога с самим Исмаилом лично, как с Ицхаком, но было дано обещание, что его потомки будут вершить на земле «суд и правду», т.е. утвердят Закон Бога для общества и будут соблюдать его и проповедовать.

Мы не настаиваем на своих толкованиях текста Торы, зная, что иудеи и христиане имеют свои толкования, опирающиеся не на сам текст, а на сторонние источники — преданиях мудрецов, святых и т.п. Христиане при этом убеждены, что Иисус Христос (мир ему) провозгласил конец Завета Бога с Ицхаком и его потомками, и что он сам и является тем предсказанным праведным Иаковом (Якубом) Примирителем. Мы, однако, читаем, что, согласно Торе, Примиритель не может потомком Ицхака — Иакова — Иуды (а Иисус — их потомок) и что Примирителю покорились народы (а Иисуса отверг и его собственный народ).

Мы видим: в тексте Торы ясно утверждается обетование Бога Аврааму, что от потомков Исмаила тоже должно произойти восстановление Закона Божьего на земле, а значит, — должен быть соответствующий посланник Бога, который получит от Него полномочия низвести и утвердить этот Закон. Никого среди потомков Исмаила, кто мог бы претендовать на эту миссию и на ее практическое исполнение в реальной истории кроме Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) не было и нет. Поэтому вера в Мухаммада как посланника Бога, Его пророка, разумна, обоснована также и текстом Библии и логично вписывается в историю авраамического единобожия.

2) Мухаммад проповедовал веру в единого Бога, Бога Авраама, Ицхака, Иакова, Моисея, что преемственно в цепи пророков после Авраама (мир им всем).

3) Миссия Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) не отрицается прошлыми (библейскими) пророчествами. Наоборот, можно найти ряд признаков, которые говорят скорее в пользу именно Мухаммада.

При этом следует отметить, что мусульмане не ищут в Библии опоры своей веры в Мухаммада, ибо для этого у них есть несомненное знамение, которым Всевышний сопровождал миссию Мухаммада — чудесный Коран. К Библии мусульмане обращаются в своей полемике с критиками Ислама лишь постольку, поскольку те обосновывают свои утверждения тем, что Библия якобы исключает возможность прихода в лице Мухаммада истинного пророка, завершающего цепь авраамических пророков единобожия. Мы им доказываем: нет, не исключает! Доказывать обратное не будем, ибо у оппонентов свои толкования Библии, но то, что не исключает — это очевидно.

Приведем один из примеров:

У пророка Аггея говорится: «И потрясу все народы, и придет Желанный (ХМД) для всех народов, и наполню дом сей славою», — говорит Господь Саваоф. «…Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, — говорит Господь Саваоф, — и на месте сем Я дам мир» (Аггей, 2:7–9). Три согласных буквы «ХМД» на иврите читаются как ХиМДа, на арамейском — ХиМиДа. Однако эти же три согласных, читаемые как аХМаД, означают то же самое на арабском языке, и именно таково имя Пророка, данное его родителями при рождении (Мухаммадом его назвал Сам Всевышний при призвании его на служение в 40 лет). Таким образом, можно читать текст пророчества, переводя слово буквально, как «желанный», «благословенный», а можно считать его и именем Ахмад, поскольку древние имена обыкновенно имеют содержательное значение.

Что же касается содержания пророчества Аггея, то непредвзятый взгляд на дальнейшую историю человечества показывает, что у иудеев в их собственной истории ничего подобного предсказанному не было. Зато, если читать: «И придет Ахмад для всех народов», то мы увидим точное исполнение сего пророчества в отношении потомков Авраама из среды «братьев Ицхака», т.е. из потомков Исмаила, и в отношении Мекканского Храма, вокруг которого человечеству был навеки дан мир (СЛМ — «шалом») с Богом, т.е. по-арабски: «иСЛаМ».

4) В результате деятельности Мухаммада была образована новая цивилизация единобожия, Царство Божие на земле. Он является единственным человеком в истории, который дал миру все нужное для таких грандиозных свершений. Если евангельский Иисус только молил Бога: «Да приидет Царствие твое, да будет воля твоя на земле, как на небе» (Мф. 5:1), то при Мухаммаде это реально исполнилось.

5) Потрясают успехи и сроки образования, распространения и укрепления всей этой цивилизации. Ведь до этого арабы ничего грандиозного миру дать не сумели. И вдруг они за какие-то сорок-пятьдесят лет сумели дать миру качественно новый тип культуры. Этот потрясающий успех не мог произойти без Божественного вмешательства.

6) После начала его пророчества огромное количество людей из самых различных народов и культур отказались от язычества и уверовали в единого Бога-Творца. До Мухаммада идеи единобожия не стали достоянием очень многих народов. Мусульмане же сумели распространить веру среди народов Азии, Африки и непросвещенной Европы.

Таким образом, аргументы рассудка не могут доказать веру ни в какого пророка, но вера в каждого пророка не должна входить в противоречие с рассудком. Рациональные аргументы в идеале должны подкреплять веру, показывать ее внешнюю правильность и внутреннюю непротиворечивость. Вера в Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) как Пророка и Посланника Господа миров разумна, она соответствует логике рассудка и логике предыдущих Писаний единобожия.

Медина аль-Ислам № 2 (51) 12-18 января 2008

Православие и ислам — возможности диалога

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, кандидат богословия, по приглашению Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина принял участие в международной встрече «Международное сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом», где выступил с докладом.

Говоря о современной ситуации на Северном Кавказе, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион отметил, что по сути сегодня идет необъявленная война ваххабизма и салафизма против традиционного ислама, которая идентична гонениям на христиан Ближнего Востока. В обеих ситуациях «одно и то же явление – религиозная нетерпимость». Нельзя отрицать, что это общая проблема и трагедия. И наша обязанность – совместными усилиями бороться за то, чтобы мы, наши дети и внуки могли жить в мире и согласии.

Террористы заявляют, что воюют ради торжества ислама и что именно они являются истинными мусульманами. Однако многие последователи ислама имеют иное мнение. Они террористов осуждают, считают членами радикальных сект и предлагают отделить ваххабитов от мусульман, соблюдающих благочестие и стремящихся к миру.

К сожалению, некоторые представители исламского мира своими действиями создают достаточно негативный образ об исламе как религии мирной. Они выступают против присутствия РПЦ в школах и армии, строительства православных храмов при посольствах, поддерживают антироссийскую пропаганду, разжигают межрелигиозную борьбу и призывают установить всемирный халифат.

Радикалы считают себя истинными мусульманами и знатоками своей веры. Они используют набор нужных им цитат из Корана, авторитетных для всех учителей веры для оправдания своих действий.
Мир, не принимающий законы шариата, называется «территорией войны», с ним возможно лишь временное перемирие.

Но важно понимать, что каждое вероучительное положение как в христианстве, так в и исламе нельзя рассматривать в отрыве от его места в целостной богословской системе.

В этой связи было бы правильным, чтобы духовные лидеры ислама, приводя цитаты из Корана и ученых мужей ислама, чаще раскрывали их традиционное понимание и сами бы выступали против тех высказываний, на которые ссылаются «ваххабиты».

Сегодня особенно важно показать верующим, что многие слова стоит толковать иначе, что радикальное их объяснение – скорее всего чья-то трагическая ошибка, уже унесшая многие сотни и тысячи жизней.
До тех пор, пока мусульманские духовные лидеры не будут открыто осуждать радикализм, терроризм, ваххабизм и бандитизм, у многих мирных людей, представителей как исламского, так и иных вероисповеданий, останется убежденность, что исламский мир ежегодно готовит сотни террористов и тысячи боевиков.

Факт существования исламистского террора указывает на то, что наставники радикалов и смертников нашли опору в самом святом для них – в Коране, чем обрекли на смерть не одну сотню обманутых ими людей и безвинно погибших мирных граждан.

Очень рад, что в наши дни среди исламского мира есть трезвые люди. Например, исламский богослов муфтий Фарид Салман призывает к «стратегическому союзу православия и правоверного ислама в России» и правильно отмечает, что «для борьбы с ваххабизмом нужны совместные усилия государства и традиционных религий».

Другой человек – это глава Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раис Сулейманов, который сообщил 5 июня, что в день пограничника 2013 года в Казанском парке Победы известный в Татарстане ваххабитский проповедник, бывший имам казанской мечети Кул Шариф Рамиль Юнусов получил благодарственную грамоту от начальника контрольно-пропускного пункта «Казань-аэропорт» Олега Тарабрина. Правда, за что был награжден не понятно.

В свое время казанская пресса писала, что именно Р.Юнусов трижды организовывал визиты в Татарстан Ахмеда Мустафу, главаря арабских моджахедов, воевавших против советских войск в Афганистане в 1980-е годы.
Совершенно справедливо то, что для борьбы с радикализмом и открытым террором нужны совместные усилия государства и традиционных религий.

Особенно значимым это представляется сегодня, в свете трагических событий: нападений и даже убийств духовных лидеров, муфтий и ведущих исламских богословов от рук тех, кто считает, что их понимание Корана в чем-то превосходит.

Все эти действия направлены не на защиту истин веры, а лишь на то, чтобы обострить конфликтные ситуации в обществе, создать атмосферу страха, расколоть общество и разрушить созидавшийся веками межрелигиозный мир.
Рубеж второго и третьего тысячелетий дал ярчайшее подтверждение нарастающего конфликта, выразившегося в двух войнах в Персидском заливе (1991 и 2003- 2012 гг.) — при этом необходимо отметить, что конфликт Запада с Ираком в 2003 г. стал началом крупномасштабной «войны», продолжающейся до сих пор.

В том же ряду находится и война в Афганистане, где антитеррористическая коалиция западных государств с октября 2001 г. уже отчаялась разгромить экстремистские мусульманские организации, бросившие вызов «золотому миллиарду» терактами 11.09.01 г., и модернизировать традиционное афганское общество.

Нарастающая волна терактов в Испании (2004г.) и Англии (2005г.), а затем выступления африканской и арабской молодежи во Франции летом 2005 г.; столкновения с арабами в Сиднее летом 2005 г. и продолжающиеся в других формах до сих пор.

«Карикатурный скандал» и конфликт Запада с Ираном по ядерной программе этой страны – все это звенья одной цепи.

Сегодня, уже на протяжении почти двух лет, в Сирии, где бок о бок в мире жили православные христиане и мусульмане, идет война. В стране уже погибли десятки тысяч мирных граждан, были осквернены святыни и поруганы храмы, христиан изгоняют из своих домов, преследуют и убивают.
Епископ Лука, иерарх Антиохийской Православной Церкви, сообщает, что из своих домов были изгнаны почти 140 тысяч христиан, а параллельно разрушаются христианские храмы. 11 мая 2013 года был разрушен древний православный монастырь святого пророка Илии в окрестностях Эль-Кусейра.

Корреспондент BBC в Бейруте Джим Мьюир отмечает, что число погибших сильно возросло после того, как в июле прошлого года начались ожесточенные бои в районе Дамаска и Алеппо – двух крупнейших городов страны. С тех пор в Сирии ежемесячно погибает 5 тысяч человек.

22 апреля 2013 года в районе Алеппо случилось страшное событие. В этот день были похищены сирийские христианские иерархи: митрополит Алеппский Павел (Антиохийский Патриархат) и митрополит мар Григорий Иоанн Ибрагим (Сирийская Ортодоксальная Церковь), а их водитель-диакон был убит. До сих пор митрополиты находятся в плену.

В связи с трагическими событиями в Сирии Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением, в котором сказал: «Мы с вами не можем остановить эту войну, но можем молиться о прекращении и оказать помощь страждущим людям… Прошу вас помочь тем, кто сейчас особенно нуждается в поддержке… Благословляю организовать сбор средств в помощь нуждающимся в Сирии».

До этого с 31 марта по 10 апреля Императорское православное палестинское общество при участии Русской Православной Церкви занималось сбором помощи для сирийского народа. За две недели удалось собрать около 70 тонн помощи – продукты питания и медикаменты. Все они были переданы патриарху Антиохийскому и всего Востока Иоанну X и Верховному муфтию Сирии Ахмаду Бадр-эд-Дину Хассуну.

В свете всех трагических событий нашего времени возникает вопрос: возможен ли мирный диалог с представителями ислама?

Но прежде, чем дать определенный ответ на вопрос о возможности диалога с исламом, следует помнить, прежде всего, о том, что от того, каким будет наш ответ, зависят судьбы тысяч людей. Поэтому диалог не просто возможен, но представляется необходимым.

Еще Святейший Патриарх Алексий отмечал, что «христианство и ислам совершают весьма важное дело в мире. Они напоминают человечеству о существовании Бога, о духовном измерении человека и мира. Мы свидетельствуем о морали и законе, правде и любви».

В связи с этим особого внимания заслуживает опыт сосуществования христианства и ислама в России. На протяжении тысячи лет традиционные религии ее народов никогда не входили в прямые конфликты и столкновения, сохраняя свою самобытность.

Россия – это одно из тех редких многорелигиозных и многонациональных государств, в истории которых не было кровопролитных религиозных войн. Представители различных религиозных общин жили бок о бок, вместе трудились и защищали одну Родину. Они твердо стояли в отеческой вере, оберегали ее от посягательств извне и никогда не входили в реальные конфликты между собой на религиозной почве.

Таким образом, в России сложилась действенная система межрелигиозных отношений, ставящая во главу угла принцип взаимоуважительного добрососедства.

В современной России важным механизмом межрелигиозного диалога является Межрелигиозный совет России, который успешно и плодотворно действует уже пятнадцать лет. Эти пример и опыт оказались привлекательными для независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве.

Религиозными лидерами этих стран был создан Межрелигиозный совет СНГ. В рамках этих органов мы стремимся совместно противостоять различным вызовам современности, а также демонстрировать всему миру положительный опыт мирного сосуществования и взаимодействия православных и мусульман.

Таким образом, можно утверждать, что диалог между нашими верами и культурами возможен, только если мы сами найдем надежную основу данного диалога и научимся слушать и идти навстречу друг другу.

Самой надежной основой диалога должно являться стремление к сохранению традиционных ценностей наших религий и культур и совместное противостояние вызовам времени.

И мусульманам, и христианам следует стремиться не к слепому фанатизму, а к более четкому следованию Писаниям и к возвышению религиозного сознания, на вершине которого – святость, где стираются различия между всеми земными традициями и царит лишь одна – Божественная.

Епископ Орский и Гайский
ИРИНЕЙ,
кандидат богословия

Диалог с исламом с православной точки зрения

Христианская Византия создала целую оборонительную систему в политической и социальной действительности, учитывая агрессивные устремления этой новой религии. В рамках этой оборонительной тенденции появился ряд богословских произведений, которые являли собой внешнюю форму диалога, «беседы» между представителями ислама и христианства. Некоторые из этих сочинений по-видимому суммировали действительные диспуты между христианами и мусульманами. Византийцы, живя рядом с колыбелью мусульманского мира, имели возможность узнать ислам из его непосредственных источников – то, что позднее обнаружилось и в настроении христиан Запада, живших однако в географическом и социополитическом плане на огромном расстоянии. Анализ Корана и его критика в целом вместе с переводом многих положений на греческий язык были осуществлены уже в IX веке Никитой Византийским, немного раньше Фотия, тогда как первый латинский перевод Коран появился гораздо позже, только в середине XII века.

а) Излагая в общих чертах, мы можем наблюдать в теоретической позиции византийцев против ислама некую эволюцию. В первой фазе, которая охватывает период с середины VIII в. до IX в. Р.Х., их позиция была скорее иронической и пренебрежительной. Святой Иоанн Дамаскин († ок. 750 или 784), будучи первым христианином, занимавшимся исламом, недооценивал эту новую религию, рассматривая ее как нечто несерьезное. Только в качестве примера Дамаскин перевел некоторые положения исламского учения, которые охарактеризовал как «смехотворные».

Более методично вступил в контакт с новой религией Феодор, епископ Фарана ересей иудеев и сарацин», написанный в диалогической форме, следует рассматривать как первую серьезную попытку осмысления ислама, но также и противостояния с ним. Труды двух вышеупомянутых богословов несут на себе печать живого опыта, который опирается на непосредственные контакты с мусульманами, на личные беседы. Этим двум был известен Коран в оригинале и они жили среди мусульманского населения.

Во второй фазе (середина IX – середина XIV вв.) центр антиисламской литературы переносится в столицу византийской империи. Поразительные успехи ислама, но прежде всего его распространение, начали становиться кошмаром византийцев. Они видели, что эта религия, при всех ее логических и моральных недостатках (пожалуй, именно по этой причине), представляет для империи огромную опасность. Таким образом, формируется решительная оборонительная тактика. В эту эпоху публикуется много сочинений (напр. Феофана Исповедника, Георгия Амартола, Ефвимия Зигавина, Никиты Хониата, Варфоломея Эдесского и др.). Из них наиболее типичным является сочинение Никиты Византийского «Опровержение Библии, искаженной арабом Магометом». Речь идет о типичном полемическом сочинении, которое пыталось доказать, что ислам является бессвязнной религией.

Третья фаза византийского противостояния исламу (сер. XIV- сер. XV вв.) отличается тем, что становится более умеренной и объективной. В диспутах и диалогах главные роли играют такие выдающиеся византийские личности, как св. Григорий Палама († 1359), монах Иосиф Вриенний († 1383) и императоры, как например Иоанн VI Палеолог († 1425). Этих византийцев можно считать пионерами трезвого христианско-исламского диалога.

Особенно я хотел бы представить три характерных примера: диалоги св. Григория Паламы, императора Мануила II Палеолога и патриарха Геннадия Схолария, которые, по моему мнению, не очень широко известны. Однако я буду приводить конкретные примеры вкратце.

б) Основные теоретические положения исламско-христианского, византийского диалога можно свести к следующим:

Сначала византийцы рассматривали ислам как разновидность и возрождение арианства. Мусульманская критика касалась главным образом Божества Иисуса Христа и догмата Св. Троицы и, в связи с последним, обращалась против конкретных форм христианского культа и несообразностей христианской веры.

Христианская критика имела основной целью личность основателя ислама для того, чтобы оспорить его чин как пророка. Главные аргументы сводились к тому, что Мухаммед не был предвозвещен пророками; что он не имел каких-либо свидетельств своих откровений; что он вообще не совершал чудес; что он не предугадывал будущее; и вообще, мораль его не находилась в соответствующих параметрах. Большинство византийцев верили, что Мухаммед служит делу Антихриста, что он был предвестником последних времен. Позднее эти несерьезные определения были отброшены – по крайней мере в официальных текстах. Во всяком случае, популярнейшим полем брани с мусульманами оставалось различие между учением и жизнью основателей двух религий – Иисуса и Мухаммеда.

Наряду с этим, христианские авторы выступают против Корана. Сравнивая Коран со Св.Писанием, они показывали постыдные искажения, недоразумения и несообразности первого и яростно боролись против мусульманской точки зрения, согласно которой Коран является непосредственным словом Бога. При помощи исторического анализа толкований и наставлений, они приходили к выводу, что священная книга ислама была шагом назад в богословском и нравственном учении. В частности, острой критике подвергалось семейное право (законы, касающиеся брака и половой жизни), взгляды Корана в связи со «священной войной», рабством и, наконец, в связи с материалистическими представлениями о загробной жизни с предоставлением гастрономических и сексуальных удовольствий.

Выпады против исламских точек зрения, а также оборону от мусульманской критики, византийцы осуществляли, взяв за основу свой философский запас и, прежде всего, при помощи свидетельств Св. Писания. Независимо от того, были ли аргументы, которыми они пользовались, всегда убедительны или нет, эти византийские сочинения показывают, что даже для этих двух религий существует общий смысловой базис, который и делает возможным «диалог». Подобного общего языка для диалога не существует у христианства и других религий, например, индуистских.