Ивановская на лехте

По русскому пути. Ивановская на Лехте школа

Ивановская на Лехте школа преобразилась с 1994 г., когда Владимир Сергеевич Мартышин – преподаватель истории, разработал и ввел в практику концепцию целостного развития школьников, включившую в себя ряд авторских педагогических программ.

Дети здесь изучают красноречие, каллиграфию, живопись, музыку, хореографию… Основными курсами в учебном процессе являются блоки «Отечествознание» и «Добротолюбие», о которых мы рассказывали в журнале «Покров».

У любого учителя, творчески относящегося к своему делу, учебный процесс не прерывается ни на минуту. Примеры этому мы находим и у С.А. Рачинского. Все лето он принимал у себя в школе будущих семинаристов и учителей, нуждавшихся в подготовке к дальнейшей учебе, впервые ввел в школьную практику походы по святым местам и водил учеников в Нило-Столобенскую пустынь, что отразилось в дневниках учителя. У Владимира Сергеевича Мартышина также не прерывается школьная жизнь. Ребята вовлечены в изучение истории родного края, истории Отечества. За два десятка лет существования школы учениками собраны имена борисоглебцев – воинов, начиная от Ильи Муромца. Эти имена не просто сохранены для потомков, они поминаются по Синодику самими школьниками, и для молодежи складывается реальное представление о живой Церкви Христовой, где все живы, где «наши мертвые нас не оставят в беде». Предлагаем вашему вниманию краткие «летние» заметы учителя Ивановской на Лехте школы Владимира Сергеевича Мартышина.

29 мая

По русскому пути. Ивановская на Лехте школа. Эта схема создана и внедрена в жизнь нами 21 год назад. Уже 21 год. Для авторской школы это срок значительный. Но именно все так и есть, как на этой схеме. А, нет. С прошлого года ко всем обозначенным здесь предметам прибавились предметы: каллиграфия в начальной школе, родословие в 4-5 классах, старославянский язык теперь преподается кроме 6-7 классов так же в 4 и 5.Не указан в схеме блок внеурочной работы, а это больше 30 студий, кружков, проектов, секций… Не указаны научные кафедры… Все это называется школой целостного развития. Вчера в Угличе на конференции звучали слова о потерянном целом поколении детей. Мы не потеряли практически ни одного ученика, а в школе вместо 56 школьников теперь 183…

30 мая

Троицкая Родительская суббота. Ивановская на Лехте школа. Самое главное в памяти – это память об ушедших. На протяжении 10 лет мы создавали поминальный Синодик БОРИСОГЛЕЦЕВ, погибших во всех войнах. В него вошло 5200 имен, начиная от Алеши Поповича, который погиб в битве на Калке в 1223 г., и заканчивая ребятами, погибшими в Афганистане. Синодик читается на панихидах в День Победы и в дни памяти. Читали уже 12 раз. На снимках представление Синодика в день 70-летия начала Великой Отечественной войны, читает и стар и мал.


3 июня

Каждое учебное заведение само подбирает учителей, воспитателей, тех, кто наставляет детей. Разумеется, мы не исключение в этом. На снимке наши школьники с куратором нашего кадетского корпуса «Ивановский спецназ» кавалером четырех орденов мужества Алексеем Викторовичем Новгородовым. Таких людей у нас в стране, кажется, всего трое… На днях он снова собирается приехать в школу, а ребята его с нетерпением ожидают. Вот только рассказывает он всегда только о своих боевых товарищах, а о себе ни слова, о нем приходится рассказывать детям мне самому.

8июня

Ивановская на Лехте школа. А це — мои хлопцы. Хоть и москали, а вот, поди ж скачут, да еще и костюмах наших любимых братьев. А потому что нет для них ни эллина, ни иудея. Потому что они истинно русские парни, любящие все вокруг и всех вокруг…

26 июня

Состоялись 12 Шереметевские чтения в Вощажниково. Мне предложили нынче посвятить свое выступление вопросам воспитания в школе отношения к смерти. Вопрос отношения к мертвым и к смерти – основной вопрос воспитания подрастающего (и умирающего тоже) поколения. Чтобы узнать духовно-нравственный уровень народа, нации, страны, нужно посмотреть на состояние в этой стране кладбищ – последнего нашего пристанища на земле. Свой двадцатиминутный доклад я так и назвал «Воспитание отношения к смерти в условиях общеобразовательной школы»… Миллионы не преданных земле защитников Отечества – это наш грех. На этом фото наши школьники делают еще одну попытку его умалить…

21 июля

К вопросу о необходимости русским быть русскими. Не смотря на то, что у народов в их развитии много общего, очевиден факт – у каждой цивилизации своя миссия, свой путь развития, свое русло движения, чрезвычайное отклонение от которого ведет к потрясениям и катаклизмам. Поэтому главным и необходимым условием выздоровления нашего общества является вопрос вхождения в естественную траекторию своего движения. Это становится возможным лишь при решении проблемы возвращения в традиционную систему ценностей, возврата к традиционному мировоззрению. Под возрождением традиционного мировоззрения мы понимаем то, что мы, педагоги, должны научиться сами и научить наших питомцев думать так, как думали первый русский митрополит Илларион и философ Иван Ильин, верить так, как верили Сергий Радонежский и Иоанн Кронштадтский, распоряжаться своими умственными дарованиями так, как это делали Михайло Ломоносов и Дмитрий Менделеев, управлять государством так, как им управляли Ярослав Мудрый и Александр III, воевать так, как воевал Александр Суворов, страдать за Россию так, как страдал за нее Федор Михайлович Достоевский, стремиться к свободе так, как стремились к ней Александр Сергеевич Пушкин и Александр II, быть преданным государю и Отечеству так, как были преданы ему Иван Сусанин и Константин Победоносцев, любить Родину так, как любили ее Алексей Степанович Хомяков и Владимир Алексеевич Солоухин, воспевать ее так, как воспевали Сергей Есенин и Василий Белов, учить ребятишек так, как учил их Сергей Александрович Рачинский.

28 июля

Закончился Иринарховский крестный ход. Для меня уже девятнадцатый. Он был потрясающе гармоничен. Пять дней постоянной молитвы. Более 60 километров пути. И не одного мозоля. Правда, мешал иногда молиться постоянно бреющий над «ходом» вертолет: велись с воздуха съемки фильма. Иногда операторы спускались на землю и брали у крестоходцев интервью для будущей ленты. Ивановским школьникам страшно повезло: после завершения хода всех наших отличников вертолет брал на борт, облетал окрестности Кондакова и источник преподобного Иринарха. Среди награжденных было более 20 школьников. Этот подарок от Санкт-Петербургской компании «Елизавета» был преподнесен нашей школе за верность духовным традициям Святой Руси, за наше движение по русскому пути.

Фотограф

Обратите внимание на форму девочек (сшили сами), ребята в камуфляже — кадеты. И это простая сельская школа!
Сайт Ивановской на Лехте школы www.ivan-shkola.ru/

Школа целостного развития в селе Ивановском Борисоглебского района

Есть в селе Ивановское Борисоглебского района Ярославской области удивительная школа. В эту школу родители везут своих детей со всей России, а конкурс здесь – семь человек на место. Чтобы работать в этой школе, учителя переезжают из города в деревню, где всего двенадцать домов. Чем же так привлекательна маленькая сельская школа?

Здесь работают по программам, направленным на воспитание духовной высоконравственной личности, здесь педагоги главным считают, наряду с получением хороших основательных знаний, развитие ума сердечного.

Я прочитала утверждение, что эта школа по своей сути противостоит соросовской школе. На мой взгляд, не противостоит. Просто идет гораздо дальше. В обычной школе, вузе нам дают образование. В этом плане соросовская школа великолепно преуспела. Воспитанию

в нашей системе образования уделяется катастрофически мало внимания. В результате мы имеем то общество, в котором сейчас живем. В Ивановской школе главным стало воспитание человека, хотя при этом выпускники школы без труда поступают в вузы.

В этой школе работает директором удивительный человек — Владимир Мартышин. В прошлом он — известный журналист, член Союза писателей, редактор отдела публицистики журнала «Москва». Статьи Мартышина были отмечены премией Гиляровского. Его жена Татьяна Мартышина – филолог, специалист по финскому языку.

В 1993 году Владимир Мартышин с женой и тремя детьми, младшему из которых было полтора года, оставив Москву, приехали работать в маленькую, ничем не примечательную сельскую школу. Они уехали в деревню из-за детей, решив, что не смогут в городе воспитать их полноценными, нормальными людьми.

Владимир Мартышин устроился в Ивановскую школу учителем истории, его жена Татьяна стала преподавать русский язык и литературу. Через два года нового учителя истории единодушно избрали директором школы.

Он разработал новую концепцию образования и воспитания детей, которую назвали «Школа целостного развития». Помимо общеобразовательных предметов, в Ивановской школе работает более двадцати бесплатных кружков.

Школьники учатся играть на старинных инструментах, петь, танцевать вальс и мазурку, лепить глиняные игрушки, ставить спектакли, шить. В расписании есть уроки красноречия и чистописания. С шестого класса начинается изучение церковнославянского языка.

Почти все мальчики состоят в кадетском корпусе. Каждый день – занятия по военному делу. Рукопашный бой, верховая езда, стрельба.

Большинство девочек посещают при школе курсы сестер милосердия. За практикой далеко ходить не надо: в селе много одиноких стариков, нуждающихся в уходе и медицинской помощи.

Больше всего мне понравилась особая концепция изучения истории. Изучать историю
начинают со второго класса с разговора о вещах близких и знакомых ребенку. У второклассников курс называется «История моей семьи». Изучать историю собственной семьи ученики Ивановской школы начинают с простых вещей: рассказа о самой старой вещи, которая есть в доме, сочинения о старейшем члене семьи. Потом идут истории деревни, волости, района. И уже к старшим классам выходят на уровень всей страны.

Авторская программа Владимира Мартышина называется «Отечествоведение». Специально для нее он написал и издал учебник «Моя родословная», получивший одобрительный отзыв Российского генеалогического общества. В конце курса ученики составляют свои родословные, некоторые – вплоть до начала XVIII века.

Параллельно с «Отечествоведением» Владимир Мартышин ведет еще один авторский курс: «Добротолюбие». На этих уроках детей учат любить добро. На исторических примерах. Сергий Радонежский и Серафим Саровский – это такие же факты биографии нашего народа, как войны и революции. Обычно в школах изучение истории сводится к рассказу о битвах и сражениях. А почему бы не говорить еще и о том, что веками помогало нам побеждать?

Большинство учителей школы – приезжие. Со всех уголков бывшего СССР: от Чукотки до Приднестровья. Почти все горожане. В Ивановское ехали целенаправленно: работать под руководством Мартышина.

Одна треть учеников в Ивановской школе – это деревенские ребятишки. Другая – дети городской интеллигенции, учителей. И третья – трудные подростки, от которых отказались обычные школы. Родители везут их в Ивановское тоже со всей страны. Несколько лет назад при школе пришлось построить интернат.

Владимир Мартышин считает, что нужно развивать в ребенке силы добра. Как правило, это идет вразрез с требованиями современного общества. Быть добрым сейчас – это значит плыть против течения. Поэтому здесь стараются воспитать детей не только добрыми, но и сильными.

Модель, по которой работает Ивановская школа, оказалась эффективной. Именно поэтому Мартышин какое-то время предпринимал попытки распространить свой опыт. Уже не надеясь на местных образовательных чиновников, он вышел на федеральный уровень. Ивановская школа прошла конкурсный отбор и получила статус федеральной экспериментальной площадки. Но в школе быстро поняли, что и в Москве их опыт никого не интересует.
В этой школе главную роль играют личности самих педагогов. Дети впитывают не то, что им говорят, а то, что у педагога в душе. Здесь все должно быть искренним и настоящим. А много ли высоконравственных и духовных людей в системе нашего образования? А много ли людей, способных широко мыслить и отказаться от стереотипов? Если опыт Ивановской школы перенести на обычную школу, будет ли тот же результат?

ss69100

Именно эта нестабильность, которая постоянно присутствует в стране, в обществе передаётся и образованию. Вот уже почти на протяжении трёх десятилетий законы, подзаконодательные акты, реформы следуют друг за другом.
Причём часто они носят взаимоисключающий характер. Отсутствие постоянства во взгляде на цели и задачи школы как раз и является признаком катастрофического её состояния. Создаётся впечатление, что реформаторы и не понимают, что делают. Либо, наоборот, слишком хорошо понимают.
Помните, в законе об образовании 1992 года была установка на то, что школа не должна заниматься воспитанием. Сегодня я вижу великое множество чиновников, которые недоумевающе разводят руками и говорят: «Надо же, ошиблись! Оказывается, надо заниматься воспитанием».

И когда в 1994 году мы создали школу целостного развития, то, правда, вопреки Закону об образовании, основой школы сделали её воспитательный характер. И каждый добрый учитель по всей Руси великой вопреки Закону же, почти что тайно, занимался этим…

– Кто же такие директивы издавал?

– Сегодня нужно было бы не молчать, а объявить поимённо о профнепригодности тех людей, чиновников, которые с пеной у рта доказывали нам этот тезис и проталкивали этот Закон.
Ведь они и сегодня у руля реформ, только, наоборот, предлагают, учат нас, что надо воспитывать (потому что так президент страны сказал), но самое горькое, что в арсенале этих реформаторов ещё столько заготовок, направленных на разрушение и человека, и образования, и страны… Школу в России удалось сохранить благодаря консерватизму русского учителя.
Но учителям старой доброй закваски в затылок дышит либерально настроенная молодёжь, для которой закон важнее правды, справедливости, святости…
А поэтому до сих пор школа не учит, не воспитывает, а оказывает услугу. Самое интересное, что все – от учителя до министра – с этим не согласны, но эта формулировка, у которой, казалось бы, и защитников-то нет, не просто живёт, а процветает, является линией образования. Ведь за каждой формулировкой стоит конкретное действие, явление…
Более того, школу, учебные заведения на исполнение этой услуги проверяет прокуратура, которая, понятное дело, всецело руководствуется только законом и обязана требовать от нас исполнения закона.

Нам в этом году пришлось закрыть кадетский корпус. Позвонили анонимно кадеты: нас, мол, заставляют строем ходить, заставляют кроссы бегать, бабушкам дрова складывать… Я-то и сам никогда подобным россказням не верил, посмеивался над тем, что за это могут «дело пришить».
И вот целое отделение полиции приехало прочёсывать деревню, искать, кому кадеты складывали дрова… Закрутилось, завертелось. До уголовной статьи на командира дошло, который в доверительном разговоре донёс на себя полицейскому, что было такое, что шлёпнул ниже спины курильщика, именно шлёпнул…
А где, спрашивают, у вас документ, что детям можно дрова складывать, что им разрешено родителями за собою мусор убирать?! Опять же, министр во всеуслышание говорила, что надо наладить трудовое воспитание. Мы-то его и не разрушали. Но, оказывается, нет врагов для детей и для Отечества злее тех, кто с детьми продолжает добрую традицию тимуровской работы.

– Каким образом удалось создать программу целостного развития, принятую в школе и в чём её суть?

– Концепция школы целостного развития предполагает всестороннее целостное развитие учащихся, развитие всех сфер человека уже в начале его жиз­ненного пути.
Мною был проанализирован учебный план школы, содержание предметов. И что же я увидел? Школьные программы на развитие некоторых сфер сознания либо вообще не нацелены, либо развивают их ограниченно. Именно поэтому в школе сначала была разработана концепция, а затем разработан и введён комплекс авторских программ, устраняющих этот перекос.
Наряду с добротолюбием и отчествоведением во всех одиннадцати классах у нас были введены живопись, музыка, хореография. В 1–4 классах – предметы красноречие, каллиграфия, в 4–5 классах предмет «твоя родословная», в 6–7 – старославянский язык. Всё это преподается в школе и спустя 25 лет.
В 1993 году запущена огромная программа «Русские балы». Позже был создан кадетский отряд, хор, поисковый отряд, клуб исторической реконструкции, проекты «Дорога в поле», «Дорога в небо», начал работу «Аптекарский огород», «Птичья столовая», «Школьное лесничество»…
В селе мы на месте взорванного построили храм, открыли музеи… Но самая главная ставка делалась на создание в школе соответствующей атмосферы.

В рамках преобразований наша школа формально оставалась, да и остаётся всё тем же муниципальным образовательным учреждением, прилежно выполняющим муниципальный заказ. Реализация проекта потребовала утверждения новой образователь­ной парадигмы и именно поэтому внедрение новшеств в школе происходило в статусе федеральной экспериментальной площадки с 1998 по 2004 год.
Но создание атмосферы, духа школы требовали кардинальных изменений в подходах и к воспитанию, и к образованию. Как я сказал выше, требовалось изменение образовательной парадигмы, изменялись цели, задачи, методики. И здесь мы принципиально отличаемся от общей системы образования.

Актуальность программы – итог и результат деятельности школы. Школа сделалась градообразующим центром для сотен людей: в Ивановское и окрестные села переехало жить из многих уголков страны и зарубежья более 400 человек, ожили окружающие деревни, построены десятки новых домов, в которых живут счастливые многодетные семьи.
Прошлой осенью в первый класс пошёл 21 малыш, все местные, многие уже здесь родились…
О каком же ещё возрождении можно мечтать?! Это и есть самое настоящее возрождение России. Это и есть наш русский путь. Путь к спасению. Торить дорогу к которому, помогает, в том числе, и школа целостного развития.

– Насколько важна идеологическая платформа в педагогике?

– Чаще всего все наши российские школы имеют натуралистический характер, то есть противостоят целостности, и, к сожалению, корни натуралистического подхода в нашем образовании проросли очень глубоко.
Они произрастают ещё из идеологии, выдвинутой в эпоху французского Просвещения. По этому поводу вот что говорил академик Б. Раушенбах: «Энциклопедисты, выступая против королевской власти, выступали и против Церкви, которая стояла за корону. Именно они породили агрессивный атеизм. Его приняли на вооружение в СССР, и отсюда нынешнее невежество…
Атеизм ввели в Советской России, не понимая всю глупость этой затеи. Они хотели заменить христианское мировоззрение научным.
Но ведь научного мировоззрения не бывает, это чушь и собачий бред! Наука и религия не противоречат друг другу, напротив – дополняют. Наука – царство логики, религия – вне логического понимания. Человек получает информацию по двум каналам. Поэтому научное мировоззрение – обкусанное мировоззрение, а нам нужно не научное, а целостное мировоззрение».

Мы должны помнить, что мотив целостности в русском педагогическом сознании занимает едва ли не главное место.

Русская мысль сориентирована на христианскую антропологию, в рамках которой человек рассматривается как изначально целостное существо. В результате грехопадения целостность была им утрачена, отсюда становится очевидным роль спасения как возрождения утраченной целостности, что и становится смыслом жизни человека, обладающего качеством целостности потенциальной.

Ещё одно хотел бы заметить: идеал целостности, устремлённость к нему, на наш взгляд, являет собою ту реальную цель, вокруг которой русское общество может сегодня объединиться, с другой стороны, как это ни парадоксально звучит, но это есть единственная достойная и справедливая цель жизни человека (согласитесь, что на этом фоне как-то пошловато звучит нынешняя пресловутая цели жизни – «успешность»), ну, и наверное, главное – при педагогической реализации идеи движения человека к идеалу целостности, наконец-то и наше Отечество получает реальную возможность приблизиться к своей естественной траектории движения.

– Возможно ли эту программу, которая на практике показала свою актуальность и жизнестойкость, внедрить в других школах, сделать общероссийской?

– Теперь, когда концепция школы целостного развития осуществлена, реализуется вполне успешно (школа, естественно, и не подозревает, что она живёт этими ритмами, она просто живёт бурной, интересной созидательной жизнью), когда есть основание для здания, то можно строить на его основе и здание: математическое, филологическое, культурологическое.
Нами разработана и сейчас реализуется объёмная «Стратегическая программа развития до 2027 года. Сельская школа будущего», по которой мы работаем вот уже три года.

В 1994 году мы, создавая концепцию и внедряя школу целостного развития, по сути дела для всей нашей системы образования явились школой будущего. Только в 2010-х годах у министерства появляются подобные предложения для школ, которые у нас уже работали 16 лет (выше я перечислял некоторые), но и до сих пор система образования даже и пятой доли наших предложений и внедрений не предлагает, хотя последовательно идёт по нашим следам, потому что по-другому и быть не может.

– Касается ли нынешняя реформация созданной вами школы? Нужны ли вообще реформы, если школьная программа представляет собой систему целостного развития и даёт детям полноценные знания?

– Мы имеем статус самого обычного муниципального учебного заведения, у нас та же, что и у других сельских или городских школ лицензия, аккредитация, естественно, муниципальное задание. Естественно, для нас обязательны и все новшества, которые вводятся в образовании. Другое дело, что, находясь в авангарде современного образования, опережая на десяток лет те реформы, а среди реформ есть и положительные, мы видим яснее ошибки реформаторов.

Ведь в 1994 году мы создали модель школы, которая в нашем представлении является идеальной для России, основанную на лучших традициях отечественной педагогики.
Мы опередили прогрессивные положительные реформы на полтора десятка лет. 25 лет назад мы сказали, что школа должна заниматься воспитанием, министерство в 2009 году повторило наши слова именно о духовно-нравственном воспитании, тогда же мы начали создавать разветвлённую систему дополнительного образования, сверху так называемая «внеурочка» была введена в рамках стандартов второго поколения.
Министерство вводит третий час физкультуры, а мы ещё 25 лет назад ввели ритмику и хореографию, вводят астрономию, а у нас уже пять лет, как работает программа «Дорога в небо» – да и как космическая держава может свои школы держать без знаний о небе.
Вводят второй язык, а мы в силу необходимости в школе ввели его ещё 15 лет назад и предоставили ребенку право выбора, какой из них изучать (насчёт изучения двух иностранных языков в школе – я бы усомнился в правильности этого решения).

Когда наш президент начинает говорить о том, какая должна быть школа, всегда хочется встать и доложить: «Выполнено, товарищ Президент!».
Кадетское движение? Так еще 15 лет назад, вопреки закону, мы создали кадетский корпус.
Хоры? Выполнено еще 15 лет назад, хор наш доходит до 60 человек.
Поисковые отряды? Выполнено! Поисковый отряд за 15 лет совершил 37 экспедиций, более чем полтысячи солдат поднял.
Шахматы? И шахматный клуб у нас есть.
Президент ориентирует на школу полного дня – 15 лет школа работает в этом режиме.
Президент восхищается молодёжными балами – так вот у нас бальная культура является составной частью школы ещё с 1993 года, то есть мы стали проводить балы одними из первых в стране.

Уверен, завтра заговорят, что нужно в школе преподавать во всей полноте краеведение – у нас уже 25 лет с первого по десятый класс преподаётся этот предмет. Заговорят, что историю семьи надо бы знать – у нас преподаётся много лет предмет «Твоя родословная».
Поговаривают, что Основы православной культуры надо бы вводить во всех классах – полчетверти века во всех классах преподаётся у нас предмет «Добротолюбие».
То же самое касается каллиграфии, красноречия – у нас они преподаются во всей начальной школе. И робототехнику все желающие ребята у нас изучают, нанотехнологии, 3D-принтер. Многие годы у нас успешно работает «Лаборатория под открытым небом», включающая в себя прекрасный аптекарский огород, школьное лесничество, пока ещё скромный дендрарий, птичью столовую…

Что касается перехода на стандарты второго поколения, то это обязательно для всех. Стандарт есть стандарт. И здесь мы не претендуем на инициативы.
Другое дело, что общий уровень образования сегодня по сравнению с прошлыми десятилетиями сильно снижен. В рутине, при обычной работе это не замечают даже и опытные школьные учителя, так как находятся в постоянной работе, но это зато хорошо видят по абитуриентам опытные преподаватели вузов, которые помнят результаты советской школы.
Мой опыт работы в вузе, а я преподаю в ЯГПУ лет семь, и то позволяет видеть разницу в менталитете студентов: раньше и теперь. Вижу я это и на учащихся своей школы. Поколение последних лет сильно изменилось. Цифровизация грозит нам национальной катастрофой. Да она и миру грозит катастрофой.

За четверть века мы видели множество реформ сверху, школе предписывалось вводить многие новые предметы: экологию, эстетику, этику, краеведение, предпрофиль (да разве всё вспомнишь). Попреподавали пару-тройку лет – отменяют. Трудно понять: если предмет не нужен, то зачем тогда его вводить.
Мы же всегда были вынуждены каким-то образом для этого предмета в нашей отработанной годами системе искать место. Вот сейчас новое веяние – «Родной русский язык», «Родная русская литература». Нужны ли они? Да, предметы интересные, но у нас-то их темы уже давно преподаются в старославянском языке, например, в добротолюбии, красноречии…

– Вы приехали с семьёй в деревню из Москвы в конце 1980-х, в то время, когда из деревни бежали последние жители. Сегодня, спустя почти три десятилетия, я вглядываюсь в то, что вами сделано и понимаю, что вы продолжили судьбу и дело С.А. Рачинского, коего ещё при жизни, в 1890-е гг., называли учителем века.
Профессор Рачинский, отдав тридцать лет жизни устройству школ для крестьянских детей, старался с помощью знаний укрепить в них православную веру и воспитывал национальное самосознание через классическую и народную культуру. Вы, приступая к учительству, стали рассказывать детям на уроках историю их села, края. Почему, на ваш взгляд, столь важен такой педагогический подход?

– Прилежный педагог, воспитатель обязан искать путь к сердцу воспитанника. Чувство к малой родине – предтеча нашего отношения к Отечеству. Как показывает жизнь, у нас в России совсем небольшой процент людей обладает хотя бы самыми незначительными историческими знаниями. А как можно любить предмет своего незнания.
Когда Ушинский в 70-гг. XIX века знакомился с опытом работы школ в Германии и Швейцарии, он был поражён системой изучения там краеведения по методике расширения горизонта Песталоцци. Возвратившись, он восклицал – вот как надо учить, вот бы и у нас кто-нибудь взялся, тому нужно было бы огромную премию присвоить…
Прошло почти сто тридцать лет и именно по этой методике я разработал программы отечествоведения, рассчитанные даже не на четыре класса, как у Песталоцци, а на десять: от школьного двора, деревни, волости, уезда, губернии и до России в целом.

Чтобы привлечь внимание к ключевым эпохам, ключевым событиям нашей истории, мы даже разработали и внедрили методику исторических погружений в эпоху. Вся школа на неделю-две погружается в эпоху князя ли Владимира, Дмитрия ли Донского, Смутного времени, 1812 года, событий Великой Отечественной войны…
На событие работает всё: стены школы, звуковое сопровождение, экран, уроки, спектакли, музеи, приглашённые гости (это, как правило, ведущие историки по данному периоду), всё, что в наших руках…
Кроме того, среди четырёх научных кафедр, которые у нас работают, есть и историческая. Весь фасад нашей школы в мемориальных досках, они посвящены нашим ученикам: Героям Советского Союза и Социалистического Труда, лауреату Сталинской премии, трём священномученикам, кавалеру трёх орденов Ленина – председателю колхоза…
Нами создан поминальный Синодик всех воинов борисоглебцев, погибших во всех войнах, начиная от Алеши Поповича и заканчивая афганцами. Он содержит 5200 имен. Читали его уже раз тридцать. Это же и есть всё краеведение.
Но основой исторических знаний, на мой взгляд, должен стать курс «Твоя родословная». Вот та «печка», от которой формируется Память. Этот предмет у нас тоже ведётся многие годы. Таким образом происходит интеграция истории семьи, истории края во всероссийскую, а то и во вселенскую…

– Владимир Сергеевич, как воспринимается школьниками ваш учебник и предмет «Твоя родословная»?

– А он и формировался на уроках, которые я долгие годы вёл в различных классах, но в виде кружка. Когда появился учебник, то возможности этого предмета расширились и он теперь у нас тоже многие годы в расписании.
Предмет ведёт один из самых творческих учителей в нашей школе. Я даже сам, когда изредка присутствую на уроках, то заслушиваюсь, как всё творчески проходит.
Дети увлечены историей своей семьи! На уроки приносят свидетельства героизма их предков, творчества, особо памятные для семьи вещи, размышляют, пишут сочинения, делают доклады и постепенно выясняют добродетельные стороны рода, героические страницы жизни своих родственников, сопоставляют историю своей семьи с историей страны.

– Как вы относитесь к очередной школьной реформе по окультуриванию детей – совместному проекту Министерства культуры и Министерства просвещения, согласно которому для школьников станет обязательным посещение выставок, спектаклей, экскурсий, ведение «культурного дневника»? Является ли, на ваш взгляд, верным такой подход в образовании: массовое приобщение к искусству? Возможно ли это при нынешней нагрузке учеников и будет ли от этого толк, когда сам ритм жизни и само пространство массовой культуры не располагают к усвоению изящных искусств?

– Вы правильно заметили, что к очередной реформе… А что грядущий день нам готовит? Что-то ещё? Всё спонтанно… Как бы даже случайно, кому-то вдруг так захотелось. В такой ситуации даже и важные, нужные мероприятия сообществом воспринимаются настороженно: ну, вот опять…
Такой подход мне кажется не верным, хотя я «за», за культурные программы, за посещение музеев, театров. Ведь мы именно так и живём. Но в том-то и дело, что это не реформа, а заплаты на очень драном кафтане системы образования. Здесь главное слово «система». Собственно, с этого мы начали наш разговор.
Эта система предназначалась для разрушения советского менталитета. Реформаторов не интересовал ни умственный уровень, ни культурологический, ни нравственный. Главное – разрушить «до основанья».
Вроде бы этап разрушения закончился и всё больше и больше положительных инициатив мы слышим от Министерства. Но главное-то не сделано – не изменена образовательная парадигма, по-прежнему курс на «успешность», плюрализм, жёсткий закон, запрещающий «эксплуатировать» (то есть убрать за собой мусор) детей, разрушение семьи. Ну, вот, давайте таких детей сажать за шахматные доски, давайте возить по театрам и музеям…
При всём при этом попробуй скажи ребенку, что в театр нежелательно ходить в пляжном костюме, в рваных джинсах. Что при посещении театра важен, говоря языком Флоренского, «синтез искусств» – занавеса, постановки, музыки, костюма. В том числе костюма и зрителя.

Повезли недавно детей в ТЮЗ, идёт спектакль, огляделся – половина детей сидит в айфонах. Да и постановку трудно в театре подобрать, чтобы она не развращала юного зрителя. Нет, что-то тут не вяжется. Вся эта работа должна быть последовательной, системной.
Новая школа должна предложить новый ритм, иной ритм, чем нынешняя.

– Что для вас значит понятие «святость учительства»? Как в современном мире сохранить
это понятие?

– Сохранять святость современному учительству всё труднее и труднее. Но чтобы там ни происходило, никогда из школы не уйдёт главное: любовь учителя к детям, любовь к своей профессии.
Большая часть учительства в любых условиях будут переживать за удачи и неудачи своих воспитанников, в том числе, и после окончания ими школы, для большинства учителей до сих пор зарплата не самый главный фактор в их работе.
В конце концов и дух школы, её атмосфера во многом зависит от нас, учителей. У себя в коллективе я, к радости, каждый день отмечаю в людях вот это понятие. Наша школа сейчас как раз, согласно стратегической программы находится на этапе, когда отрабатывается модель «Школы добротолюбия».
«Святость учительства» центральная идея «школы добротолюбия», но она, эта святость, должна быть всегда и везде с учителем. Нет, даже так – в учителе. Это постоянное состояние учителя. «Святость учительства» может рождаться только из «святости человека».

Беседу вела Ирина Ушакова
***

Учить по-русски

Это не сиквел патриотической киносказки середины 90-х, а быль, хоть и похожая на сказку. У нее есть географический адрес: ярославское село Ивановское на Лехте и деревня Кучеры. В первом находятся смысловые центры этой истории — ​сельская муниципальная «Школа целостного развития» и Ильинская церковь. Во второй живет творец сельского чуда — ​Владимир Мартышин — ​директор школы, клирик храма, член Союза писателей России. В русской глубинке, уже приговоренной к запустению, возник вдруг источник живительной силы, собирающий вокруг все новые семьи городских переселенцев. «Культура» решила своими глазами взглянуть на этот оазис возрождения.

«С миром принимаем» — ​гласит лозунг над входом в МОУ «Ивановская СОШ». Одноэтажное здание из белого кирпича, типичная советская сельская школа. Необычного, впрочем, хватает с порога: обилие памятных досок с именами святых новомучеников, героев войны и труда, учившихся здесь. В том числе — ​председателя колхоза, орденоносца, взрывавшего сельский храм в 1960-м по хрущевской «разнарядке». Рядом — ​отдельно перестроенная на средства мецената столовая; баскетбольная, волейбольная и футбольная площадки, ухоженный сад. Поклонный крест со ржавыми касками и другими военными артефактами, найденными школьным поисковым отрядом «Пересвет», вдоль аллей фотостенды на которых ивановские кадеты штурмуют полосу препятствий, а здешний хор поет в Храме Христа Спасителя и приветствуется патриархом. Поодаль «Аптекарский огород», где пестуют лечебные растения. А на самом краю школьной территории — ​настоящий блиндаж с землянкой, сооруженный для военно-патриотической подготовки и как музей Великой Отечественной.

Необычно и внутри школы. Все при деле. Мальчишки в скромных темных костюмчиках или джемперах, девочки в длинных, собственноручно сшитых коричневых платьях с крахмальными воротничками, явно цитирующими дореволюционную гимназическую форму. Смех и даже озорство — ​все здесь присутствует, дети есть дети. Но невозможно не заметить того, отчего в большинстве школ давно отвыкли: общая вежливость, отсутствие возрастных барьеров между учениками, взаимопомощь. Даже тишком не услышишь ни матерного междометия, ни агрессивной интонации. И не увидишь подростков, уткнувшихся на перемене в смартфоны — ​они в школе запрещены от слова «совсем».

Просторный школьный холл превращается то в физкультурный зал, то в бальную залу. Еще тут проходят еженедельные общие линейки, где разные классы передают друг другу дежурство, отчитывают нарушителей — ​нелицеприятно, но и без коллективного советского «клеймления»; а директор и учителя сообщают важные новости.

Необыкновенная история

Директор Владимир Сергеевич Мартышин — ​с гривой седых волос и роскошной патриархальной бородой он похож одновременно на монаха, народного философа и земского деятеля, славянофила позапрошлого века. Впрочем, он такой и есть во многих лицах. В представительном пиджаке с ярким галстуком — ​директор и учитель, в епитрахили на амвоне — ​отец Владимир, на хоккейной площадке — ​защитник в шлеме и щитках. А в многочисленных костюмированных театрализованных «исторических погружениях» для школьников, изобретенных им для лучшего проникновения в прошлое, Мартышин выступал и в роли Святого князя Владимира — ​Крестителя, и воеводы Боброка.

В своей же «прошлой жизни», до переселения на Ярославщину в 1990-м, он послужил в морской авиации диспетчером и поработал такелажником на Балтийском заводе. Отучившись на журфаке ЛГУ, был в 1986-м признан «лучшим репортером Москвы», возглавил отдел публицистики журнала «Москва». Будучи уже тогда членом Союза писателей СССР, не последним человеком в православно-патриотическом движении, имея неплохую зарплату и столичную квартиру, с супругой Татьяной и тремя детьми бросил все и приехал в ярославскую глубинку навсегда. Наряду с учительством попробовал фермерскую долю — ​купил трактор, запахивал большие поля, завел несколько коров. Потом, после крушения Союза и гайдаровских реформ, когда начал разваливаться местный колхоз, а вслед за этим принялись спиваться, разбегаться и вымирать деревни, стал директором Ивановской школы. Некогда крупнейшая в районе — ​с давней историей, она вроде бы тоже доживала последние дни: оставалось 56 детей и две учительницы с высшим образованием. Приезжего с университетским дипломом взяли охотно даже без педагогического опыта. Позднее же единогласно выбрали на освободившуюся должность директора.

В 1993-м по его призыву в село перебрались две городские интеллигентные семьи, создав ядро будущей сельской общины. А через несколько лет, по мере преобразования новым директором обычного МОУ в «школу целостного развития» по его методике, в Ивановское, Кучеры и еще несколько окрестных деревень потянулись городские русские люди — ​от Владивостока до Берлина. Ехали, сжигая за собой мосты: бросая бизнес, продавая квартиры. И на новом месте строились, осваивали деревенскую жизнь с огородничеством, домашней птицей и скотиной; женились и выходили замуж, рожали детей, пополнявших со временем школьные классы, а теперь уже и учительскую.

На стене над разнообразными плакатами и газетами из школьной жизни (здесь, кстати, умудряются выпускать и настоящую типографскую цветную газету «Ивановская беседа») красуется еще советский лозунг: «Жива школа — ​живо село». О том, насколько это точно, понимаешь, знакомясь с местной школьно-сельской историей последней четверти века.

К 2013 году «Школа целостного развития» Мартышина разрослась до 180 учеников, и прием был закрыт, так как больше физически не было места. Нынче в первый класс пошел 21 ребенок, большинство родились здесь. Учат их 25 педагогов — ​в основном из числа переселенцев. Однако десятки рабочих мест возникли и для местных. Часть женской половины персонала постоянно в декрете.

Произошло здесь следующее: практически полностью ушедшее в города или в мир иной местное население плавно заместилось «новыми селянами» — ​интеллигентными, православными людьми, живущими вокруг школы и церкви, трудящимися в поте лица своего. Более 400 человек переехало за эти годы в несколько окрестных деревень! На улицах лет двадцать назад обреченных к вымиранию населенных пунктов теперь обилие детских колясок. При школе действует детский сад, в котором сегодня 16 детей. Сооружены школьная баня и прачечная, в селе открыты передвижной музей «Современной литературы» и «Русского быта», проложены дороги…

Взаимопомощь, общая молитва в храме и общие праздники: спортивные игры и экскурсии. И никакого воровства, мата, пьянок и потасовок. Люди разного достатка не испытывают друг к другу социальной зависти или, напротив, высокомерия. И все искренне стараются стать лучше и также воспитать себе смену.

И это русская, постсоветская деревня?! Никогда бы не поверил, если бы не увидел собственными глазами. Не фантазия, не утопия, а ивановский на Лехте феномен «градообразующей» школы во главе с подвижником.

— Мы показали здесь, как могли бы учиться, трудиться и жить русские люди, — ​говорит отец Владимир, весной облеченный саном иерея, а до этого долго исполнявший послушание алтарника. — ​Многие интересуются и ахают, но не многие понимают, что мы просто разработали верный путь в русское будущее — ​бери, пользуйся…

Слово и дело

В разговорах с учителями и учениками узнаю множество разных, удивительных, но чем-то очень похожих историй. Бросая насиженные места и престижную работу, перепробовав иногда и городские православные гимназии, люди осознанно выбирали «ивановский» вариант — ​прежде всего, чтобы дать собственным детям самое лучшее образование и воспитание. И прилеплялись потом к здешней общине всей душой, несмотря на трудности, не желали более ничего иного. Да, на этом пути есть свои нюансы: выходя потом во внешний жесткий мир, ребята тоскуют, их тянет обратно — ​в «ивановский рай». Некоторые, отучившись в вузах, возвращаются учителями, продолжая здешнюю «педагогическую поэму». Но большинство все же находит свое место в разных сферах деятельности, преображая окружающую реальность тем светом и закалкой, что обрели здесь.

Напрашиваюсь слушателем на урок Мартышина «Добротолюбие», один из тех, что он ввел в свою обновленную школьную программу. В кабинете искусств, увешанном музыкальными инструментами, с репродукцией «Троицы» Рублева над дверью, Владимир Сергеевич рассказывает дюжине десятиклассников о концепции философа и филолога Вальтера Шубарта, о делении народов на «прометеевский» и «иоанновский» типы. Цитирует Николая Лосского, обещает разобрать на следующем уроке понятие «воля». «Для чего живет человек?» — ​спрашивает у класса. Все молчат. Наконец, девочка с длинной косой тихо, но уверенно отвечает: «Чтобы стать святым…» И это не вызывает циничного смеха однокашников, как точно произошло бы в современной городской школе. Конечно, и в Ивановском не все идеально, попадаются трудные характеры, как и везде, бывают конфликтные ситуации. Да и разлагающее влияние извне через телевидение и интернет нет-нет да проникает. Ведь здешняя школа — ​не замкнутый искусственный мирок, а крепость с раскрытыми воротами.

На концептуальной схеме Ивановской школы центральный круг — ​»Дух школы» — ​с расшифровкой: «Личность, семья, общество, сотворчество, соборность, традиционализм» — ​обрамлен, как семицветик, педагогическими сферами, где «Базис» (полный положенный для среднего образования объем знаний с профильной и предпрофильной подготовкой) соседствует с модулями «Слово» (включает красноречие, чистописание и старославянский язык), «Школа воспитания искусством», «Отечество», «Домострой», «Семья», «Духовно-нравственное воспитание». Интересно, что многие предметы, связанные, скажем, с постижением окружающего, построены по методике «раздвижения горизонтов» Иоганна Песталоцци. То есть в рамках отечествоведения изучается, например, генеалогия собственной семьи, затем школьный двор, летопись деревни, района, области, а потом доходит до истории и устройства страны и мира. По семейному родословию Мартышин даже написал собственный, не имеющий аналога учебник. Всего директор разработал 1400 новых учебных часов, умудрившись вписать их в «региональный» и «школьный» компоненты образования, факультативы, не выходя за временные нормы СанПиН. И это тоже, оказывается, возможно!

Педагогическими столпами системы являются Константин Ушинский, Сергей Рачинский, о. Василий Зеньковский. Работает огромное количество развивающих и полупрофессиональных ремесленных студий для разных возрастов — ​от музыкальных, хоровых, изобразительных, хореографических и театральных — ​до народно-ремесленных, столярных, швейных, кулинарии, журналистики. Недавно добавилась и робототехника: в городской Кванториум выезжают на занятия группами, мечтают о покупке своего 3D-принтера. Кроме того, действует «столовая для птиц», ведутся естественнонаучные исследования в местном лесничестве одновременно с работами по очистке леса.

Благодаря личным связям директора, школьники регулярно посещают для профориентации крупные предприятия Ярославля, Ростова Великого и Углича, космический ЦУП в подмосковном Королеве. А в этом году открылся даже авиакружок «Дорога в небо» с обучением пилотированию в клубе ДОСААФ близ Ярославля.

При всем обилии возможностей примечательна лаконичная строчка на школьном сайте: «Ивановская СОШ платных услуг не оказывает». То есть здесь умудряются и школьную программу полностью по ФГОСам проходить, и к ОГЭ-ЕГЭ ребят подготовить так, что выпускники потом в престижные вузы поступают (не только гуманитарные, но и технические), и, самое главное, выпускать всесторонне развитых, духовно крепких, глубоко патриотичных — ​одним словом, «целостных» молодых людей.

Отдельная история — ​здешний кадетский отряд «Ивановский спецназ». 15 лет он действовал в режиме интерната (кадеты жили в отдельном корпусе, учась в школе), но в прошлом году интернат пришлось закрыть. Однако осталась «Школа выживания», военно-патриотические игры, физическая, информационная и духовная подготовка, благодаря которой ивановские кадеты становятся элитой силовых структур, спецназа. В последнем юбилейном параде в честь Дня Победы на Красной площади в составе разных частей и училищ участвовали четыре местных выпускника.

Всем миром здесь проводят субботники — ​не только в окрестностях, но и в соседнем древнем Борисоглебском монастыре, с которым у школы давняя дружба. Ребята установили более 75 поклонных крестов: перед населенными пунктами, на исторических местах, связанных с «именитыми» людьми Ярославщины, — ​Алешей Поповичем в Сабурове, Авраамием Палицыным в Протасьеве, вдохновителем народного ополчения 1612 года преподобным Иринархом, основателем Толгского монастыря святителем Трифоном. Всем миром ставили и потом расширяли церковь в Ивановском. Всем миром после венчания в храме празднуют свадьбы вчерашних школьников в универсальном школьном холле, всем миром отпевают ушедших ветеранов… Ивановская школа работает каждый день допоздна, не закрываясь и на каникулы.

Плацдарм русского духа

Отец Владимир, переодевшись из директорского костюма в рабочую одежду, привычно отгребает навоз в коровнике. Задав питья и корма корове и телку, стоящим в загоне рядом с нахохлившимися курами, умело приступает к дойке. По ходу дела поясняет:

— Детство мое прошло в деревне под Новгородом, поэтому многие крестьянские навыки привычны. Полностью городским, конечно, труднее пришлось вживаться в сельскую жизнь. Но с Божией помощью да с подмогой товарищей все образуется. Люди строятся, обзаводятся скотиной, сажают сады, запахивают огороды. Гектарами.

Супруга отца Владимира — ​Татьяна Викторовна (в девичестве Ларина) преподавала в школе, но сейчас на пенсии, занимается обширным хозяйством, делает масло и творог для всей деревни, нянчит 15 внуков: благо дети (все пятеро!) живут неподалеку. Матушка потчует нас вкуснейшей тыквенной тюрей и изобретательными вареньями из нескольких видов ягод.

В кабинете у самого батюшки-директора гора тыкв и кабачков, которые еще не успели перенести в подвал; полки с книгами, на стенах иконы, на служебном столике — ​старинные Псалтырь и Евангелие в кожаных переплетах, современный Молитвенник. А на подоконнике огромный фотопортрет писателя Федора Абрамова, творившего на Ярославщине, с чьей вдовой отец Владимир дружил, рядом экспонаты для музея классика деревенской прозы.

— Как же вам позволили создать подобную школу? — ​спрашиваю, — ​ведь она дерзко противоречила общим либеральным установкам постсоветского образования, которые в начале 90-х задавались в ВШЭ и других управляющих центрах. В частности, на вытеснение школьного воспитания.

— Наверное, просто чудо, — ​улыбается о. Владимир Мартышин. — ​Знаете, ведь нас, переехавших сюда в глубинку из Москвы, поначалу вообще считали неудачниками, чудаками, даже «зашитыми» алкоголиками. Когда же я все задуманное начал воплощать в жизнь, то понял, говоря военным языком, что занял плацдарм. Недоброжелателей было много. И стал ждать на помощь подхода главных сил — ​патриотов. Но они так и не подошли! В департаменте же образования Ярославской области мы встретили полное взаимопонимание. Заключили договор на разработку научной продукции, заказали нам концепцию и даже выплатили за работу деньги. Временный научный коллектив мы организовали под эгидой МГПУ. Выручил в свое время и кадетский корпус-интернат, который стал в своем роде нашей защитой. Родители из Рыбинска, Ярославля, Углича просили нас о нем. Сначала принимали туда всех желающих, но вскоре образовался и конкурс, стали подбирать детей не только по способностям, но и по увлечениям… Возможно, у начальства было ощущение, что весь этот энтузиазм «городских» скоро иссякнет, так почему не дать поэкспериментировать в селе, которое все равно умрет? Более того, в 1998 году мы приняли участие во всероссийском педагогическом конкурсе «Эврика» и после нескольких экспертиз получили статус федеральной экспериментальной площадки Минобрнауки. Смотрите, вот документ за подписью одного из главных либеральных разрушителей нашего образования — ​Александра Адамского. У нас развязались руки. Ну, а в 2002-м проекту была присвоена Губернаторская премия в области образования. Нашу методику начали рекомендовать для распространения в регионе. Пожалуй, «сработали» на школу и многочисленные публикации, несколько сюжетов и фильмов по центральному телевидению.

Спрашиваю: неужели различные проверяющие ни разу не пеняли за преподавание православных истин, и, как раньше говорили, «великодержавности»?

— У меня всегда были наготове формулы, что у нас во главе угла «общечеловеческие ценности» и, прости Господи, «толерантность», — ​добродушно подсмеивается Мартышин. — ​Конечно иногда писали кляузы, да и до сих пор еще продолжают, вот, мол, директор в школе детей смертью пугает… Я каждый день таких нападений жду, проверок разных, придирок, а без них никакое христианское дело не совершается… Но все как-то разруливалось пока. Сейчас без кадетского интерната поспокойней стало, а то каждую ночь ворочался — ​не случилось бы чего…

Задаю трудный, но естественный вопрос: «Насколько возможно тиражирование этой школы целостного развития? Или она держится на одной только, директорской, личности?»

— Уверен, возможно, для этого не надо быть семи пядей в голове. Все в системе продумано и расписано. Нужно просто любить Россию и детей, которые, как известно, наше будущее. Чтобы собрать из нынешних осколков традиционную Русь, необходимо научиться думать как митрополит Иларион и Иван Ильин, верить как Сергий Радонежский и Иоанн Кронштадтский, воевать как Александр Суворов и Георгий Жуков, понимать Родину как Алексей Хомяков и Владимир Солоухин, учить ребятишек как Сергей Рачинский… Именно в этом, а не в плетении лаптей и разучивании народных песен заключается соль возрождения русской школы. Кстати, нашу систему уже несколько лет перенимают в одной из районных соседних школ. Вот только на областном, тем более всероссийском, уровне нас пока не хотят услышать и понять — ​не как занятный артефакт в ярославской глубинке, а как верный рецепт для всей страны…

И все же «роль личности» в ивановской на Лехте истории весьма велика. Сам Мартышин давно стал местной достопримечательностью и оргцентром. Его усилиями вместе с товарищами — ​писателями Эдуардом Володиным и Сергеем Лыкошиным — ​родились и уже 20 лет проходят Иринарховские чтения, объединяющие духовенство, писателей, ученых, музейщиков и краеведов со всей страны, Абрамовские дни на борисоглебской земле… Благодаря такому директору, среди друзей и постоянных гостей школы — ​видные церковные деятели, писатели, космонавты, офицеры — ​Герои России.

Когда Владимир Сергеевич надевает на торжества все свои церковные и светские ордена и награды, то в глазах прямо рябит. Но сам он больше любит черный священнический подрясник и скуфейку, в которых и провожает меня на своем скромном «Рено» до ростовского вокзала — ​через чудесный Борисоглебский монастырь.

Глядя через его сияющие на солнце кресты в удивительно теплое и ясное для конца октября небо, хочется верить, что здешнему оазису русского духа суждена долгая жизнь и обширное «потомство».

  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Документы
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Руководство. Педагогический состав
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Платные образовательные услуги
    • Вакантные места для приема (перевода)
  • ЕГЭ. ОГЭ
  • Новости школьной жизни
  • Фото/Видеогалерея
  • Благодарности
  • Методическая работа
    • Модель методической работы
    • МО классных руководителей
    • Предметы естественно-математического цикла
    • Учителя русского языка и литературы
    • Учителя иностранного языка
    • Учителя физической культуры
  • Для Вас, родители!
  • Для Вас, обучающиеся!
    • Объявления
    • Карта движения обучающихся в ОУ
    • Индивидуальный итоговый проект
    • Олимпиады 2019-2020 у.г.
    • Сочинение (11 класс)
    • Задания по химии
    • Задания по русскому языку и литературе
    • Задания по немецкому языку
    • Полезная информация от учителей
  • Безопасность
  • Информационная безопасность
    • Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
    • Нормативное регулирование
    • Педагогическим работникам
    • Обучающимся
    • Родителям (законным представителям) обучающихся
    • Детские безопасные сайты
  • Персональные странички учителей
    • Директор школы, учитель биологии
      • Биография
      • Учитель биологии
      • Материалы для обучающихся
      • Фотогалерея
      • Выступления директора
    • Учитель немецкого языка Горелышева Н.В.
      • Информация обо мне
      • Мои достижения
      • Достижения обучающихся
      • Немецкий для юных исследователей
      • Материалы к урокам
    • Учитель начальных классов М.В. Большакова
      • Добро пожаловать
      • Информация для родителей
      • Для обучающихся
      • Материалы для коллег
      • Фотогалерея
    • Учитель географии Видова М.С.
      • Обо мне
      • Я — учитель
      • Я — классный руководитель
    • Учитель немецкого языка А.С. Жиженкова
      • Информация обо мне
      • Мои достижения
      • Для Вас, обучающиеся!
      • Фотогалерея
    • Учитель физической культуры Е.Ю.Мурашова
      • Главная страница: информация обо мне
      • Достижения обучающихся
      • Мои достижения
      • Комплекс ГТО
      • Фотогалерея
    • Учитель изобразительного искусства Семенова С.Ю.
      • Учитель изобразительного искусства Семенова С.Ю.
      • Работы обучающихся
    • Учитель истории и обществознания Е.В. Рудницкая
      • Учитель истории и обществознания Е.В. Рудницкая
    • Учитель начальных классов И.Н. Виноградова
    • Учитель музыки Е.С.Сизова
    • Педагог-психолог А.В. Гладкова
      • Давайте знакомиться!
      • Мои достижения
      • Информация для учителей и родителей
      • КПК
    • Учитель технологии Т.В. Ермолавеа
    • Учитель начальных классов Л.В. Карпова
    • Учитель начальных классов М.В. Антонова
  • Организация отдыха детей и их оздоровление
  • Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
  • Отделение дополнительного образования
  • Общественные организации школы
  • Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса
  • План военно-патриотического воспитания
  • Обращения граждан
    • Нормативные правовые акты
    • Личный прием граждан
    • Обращения на сайт
    • Письменные обращения
    • Информация о рассмотрении обращений
  • Служба комплексного сопровождения обучающихся
    • Социальный педагог
    • Педагог-психолог
    • Учитель-логопед
    • Учитель-дефектолог
  • Служба медиации
    • Документы
    • Для Вас, родители!
    • Учителям, классным руководителям
  • Клуб выходного дня
  • Организация досуга и занятости несовершеннолетних
  • 75-летие победы в ВОВ
  • Доступная среда
  • Карта сайта
  • Другие организации