Из всех искусств

Почему Ленин считал, что «кино — главное из искусств»?

Никита Слинкин 118 3 года назад Сотрудник Мультимедиа Арт Музея

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», известная нам по воспоминаниям Луначарского, отлично характеризует положение кинематографа в 1920-х годах. Именно через кино до неграмотных масс доносятся идеи революции, кинорежиссеры становятся рупорами государственной пропаганды — показательна история съемки фильма Эйзенштейна «Старое и новое» (Генеральная линия). Фильм, который должен был рассказывать о мирном слиянии крестьянства и рабочих оказался неактуален в рамках решения о коллективизации 1927 года, так что Эйзенштейну пришлось полностью переписывать свой сценарий.

Еще до 1917 года в среде революционеров возник вопрос о направлении развития искусства и культуры будущего. Ленин видел в культуре, в первую очередь, образовательную ценность — лишь путем просвещения всех социальных классов можно реализовать революционные идеи в жизнь. Интересно, что Ленин выступал за непрерывность отечественной культуры, в том числе считая важной частью своей программы знакомство населения с классическим искусством — в отличие от радикальных идей авангардистов, мечтающих уничтожить искусство прошлого и начать с чистого лица. Для формирования контроля над новой культурой создается специальная организация «Наркомпрос» под руководством А. Луначарского.

Сразу после революции, роль «образовательного» искусства взял на себя театр — по всей стране создавались любительские труппы, в составе Красной армии было сформировано более 2000 актерских трупп, показывающих агитпроп спектакли в самых отдаленных участках страны. Действительно, влияние театра на малограмотное население сложно переоценить; несмотря на то, что публика предпочитала дореволюционные романтические драмы, агитационные спектакли («плакатные», как их называл Луначарский за их поверхностность) сыграли огромную роль в формировании нового мышления народных масс.

Технические преимущества кино перед театром понятны, более того, российская публика уже была хорошо знакома с этим искусством. К 1916 году в Российской империи насчитывалось более 2000 кинотеатров, которые были популярны во всех слоях населения. Уже тогда, особенно на Западе, активно обсуждался вопрос потенциальной угрозы кинематографа в рамках революционного движения — именно тогда его пропагандистскую ценность отметил для себя Ленин. «Наконец не менее, а, пожалуй, более важной считал Владимир Ильич пропаганду наших идей в форме увлекательных картин, дающих куски жизни и проникнутых нашими идеями», — писал Луначарский в 1928 году.

Говоря о важности кинематографа для советской власти, нельзя не упомянуть и финансовую составляющую. Осенью 1919 года советское правительство национализировало кинематографическую отрасль. Вместе с отечественными фильмами, советские кинотеатры показывали и зарубежные хиты, вся прибыль от которых шла прямиком в Наркомпрос. Редкие советские фильмы добиравшиеся до Запада (как, например, «броненосец Потёмкин») так же приносили советской власти столь важный доход в стабильной валюте, что, возможно, было даже важнее, чем агитационная составляющая картины.

Из всех искусств для нас важнейшим является кино, вино и домино.

Представляете, фраза В. И. Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» на самом деле полностью якобы выглядит так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»!
Об этом нам сообщают сотрудники Российской национальной библиотеки (апдейт: ура, исправили), известный дизайнер Артемий Лебедев (исправил на «приписывается Ленину»), Википедия (исправили), «Коммерсантъ Власть», телеканал «Культура» и другие уважаемые товарищи.
За источником далеко ходить не надо, его часто указывают. Владимир Ильич Ленин. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — Т. 44. — С. 579: Беседа В. И. Ленина с А. В. Луначарским.
Ну что ж, открываем ПСС: «„Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино“ („Советское Кино“ № 1-2, 1933, стр. 10)».
Ни «безграмотности», ни «цирка». Но может, эти слова были в источнике, а составители ПСС вымарали часть фразы по приказу свыше?
Открываем случайно завалявшийся на антресолях журнал «Советское Кино» № 1-2 за 1933 год: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Внизу страницы назван источник: «Печатается по подлиннику воспоминаний А. Луначарского, предоставленному Г. Болтянским. Впервые напечатано в его книге „Ленин и кино“. М., 1925 г., стр. 16—19».
Читаем Болтянского, стр. 19: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Откуда же эта фраза у Болтянского? Та же книга, стр. 16: «Вскоре… состоялась большая беседа Владимира Ильича о кино с А. В. Луначарским, еще более замечательная и важная. Вот что сообщил мне об этом по своим воспоминаниям, впервые публикуемым здесь, А. В. Луначарский1.
1 Запрошенный мною в связи с выпуском этой книжки по поводу обстановки беседы, в которой была сказана известная фраза Владимира Ильича о том, что кино — самое важное из искусств… А. В. Луначарский… прислал мне… чрезвычайно интересные и неопубликованные данные по этой беседе, которые я привожу здесь полностью, за исключением вводной части письма ко мне и заключения».
Таким образом, источник канонической фразы — письмо Луначарского к Болтянскому. Желающие могут поискать это самое письмо, моя же миссия на этом закончена. Письмо дважды было опубликовано (журнал «Советское кино», как помните, тоже располагал оригиналом), никаких «безграмотности» и «цирка» там не было.
Собственно, люди, хоть поверхностно знакомые с мнением Ленина о кино, понимают, что «безграмотности» и «цирка» и быть не могло. Будучи на Западе, Ленин получил представление о возможностях кино. Он настаивал на съемке производственных (съемка процессов организации труда), образовательных (как, например, документальные ленты о животных в их естественной среде обитания), научных лент. Кроме того, он предсказывал высокую доходность кино: предполагалось пускать в прокат «увеселительные» ленты, к которым предъявлялись разумные требования — «без похабщины и контр-революции». И пропаганда, да.
В комментариях Болтянского бросается в глаза, что фраза «кино — самое важное из искусств» уже была известна к этому моменту.
Действительно, Болтянский — далеко не первый, кому Луначарский пересказал содержание своей беседы с Лениным, хотя именно ему свезло заполучить канонический вариант. К моему счастью, ранние пересказы уже найдены: в Рунете обнаружилась одна (она же единственная) внятная статья на тему. Памятуя, что большинство не утруждает себя переходом по ссылкам, а также опасаясь тленности всего виртуального, приведу нужный фрагмент целиком.
Журнал «Киноведческие записки» № 70, 2005 г.
Об этом знаменитом «ленинском» изречении нужно написать особо. Существует ряд документально зафиксированных замечаний Ленина о кино. Происхождение же самого известного из них довольно туманно. Ленинского автографа с чеканным изречением «важнейшим из искусств для нас является кино» не существует. И слов этих из уст Ильича никто никогда не слышал, кроме наркома просвещения А. В. Луначарского (по его же собственному утверждению). Происходил разговор, по словам Анатолия Васильевича, «…приблизительно в середине февраля, а может быть, и к концу его… Еще два года назад Владимир Ильич призывал меня и говорил: «Из всего вашего искусства, по-моему, самое важное для России — кино».
Впервые нарком публично вспомнил этот разговор 28 апреля 1923 года на 5-м Всероссийском съезде работников искусств, а на следующий день «Известия», напечатавшие его речь, сделали его воспоминания общедоступными.
Немного позже, в журнале «Пролеткино» № 1-2 за тот же год, нарком дополнительно вспомнил: «Владимир Ильич несколько раз мне указывал на то, что из всех областей искусств наибольшее государственное значение в настоящий момент может и должно иметь кино».
Затем, снова в «Известиях», 22 июля того же года (впервые воспользовавшись ленинским изречением для защиты от едких нападок Троцкого) Луначарский еще раз уточняет: «Владимир Ильич определенно заявил мне (что я сделал достоянием широчайшей гласности): „Из всех отраслей вашего художественного дела самая важная кинематография: ею нужно заниматься в первую очередь“».
И, наконец, еще через почти два года (в 1925-м, во время работы над сценарием своего пятого фильма) Анатолий Васильевич в ответ на просьбу редакции сборника «Ленин и кино» написал статью «Беседа с В. И. Лениным». В статье он утверждал уже окончательно и бесповоротно: «…Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: „Вы у нас слывете покровителем искусств, так Вы должны твердо запомнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино“».
Такова история рождения знаменитой фразы. По справедливости ее явно надо бы считать ленинско-луначарской или луначарско-ленинской.
Резюме
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» (В. И. Ленин).
Ленин произнес близкую по смыслу фразу в беседе с Луначарским в феврале 1922 года, вряд ли именно в таком виде. Об этой фразе известно только со слов Луначарского, который несколько раз пересказывал содержание беседы. Канонический вид фраза приобрела в письме Луначарского к Болтянскому, а впервые в таком виде опубликована в книге Болтянского «Ленин и кино» (М., 1925 г., стр. 19).
На этом вопрос «кино и цирка» прошу считать закрытым.

Опубликовано: «Советское Кино» № 1-2 1933 год. Подготовил к печати В. Вишневский

Печатается по подлиннику воспоминаний А. Луначарского, предоставленному Г. Болтянским. Впервые напечатано в его книге «Ленин и кино». М., 1925 г., стр. 16-18.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
Народный Комиссар по Просвещению.
9/I, 1925 г. № 190, Москва, Сретенский б., 6, кв. 4, телеф 40-61.

Тов. Болтянскому.

В ответ ваш запрос сообщаю вам, что большая беседа моя с Ильичем о кино была вызвана острым интересом его к киноделу, который и сказался к его известном письме к тов. Литкенсу написанном им в январе.

Приблизительно в середине февраля, а может быть, и к концу его, Владимир Ильич предложил мне зайти к нему для разговора. Насколько помню, разговор касался нескольких текущих вопросов жизни Наркомпроса. Спрашивал он меня и о том, что сделано в исполнение его бумаги, посланной Литкенсу. В ответ я изложил довольно подробно все, что знал о состоянии кино в Советской республике и об огромных трудностях, какие встречает развитие этого дела.

Я в особенности указывал на отсутствие средств у Наркомпроса для широкой постановки кинопроизводства, а также на отсутствие руководителей этого дела или, вернее оказать, руководителей-коммунистов, на которых можно было бы вполне положиться. В ответ на это Владимир Ильич сказал мне, что постарается сделать что-нибудь для увеличения средств Фото-киноотдела, но что у него есть внутреннее убеждение в большой доходности этого дела, если оно только будет правильно поставлено.

Он еще раз подчеркнул необходимость установления определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными. К несчастью, это еще и до сих пор слабо поставлено.

Владимир Ильич сказал мне, что производство новых фильм, проникнутых коммунистическими идеями, отражающими советскую действительность, надо начинать с хроники, что, по его мнению, время производства таких фильм, может быть, еще не пришло: «Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то неважно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место». К этому Владимир Ильич прибавил: «По мере того, как вы встанете на ноги благодаря правильному хозяйству, а может быть, и получите при общем улучшении положения страны известною ссуду на это дело, вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того в деревне». Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» (знаменитая фраза Ленина основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1923 года; — прим. ред.). На этом, помнится, наша беседа прекратилась.

Что касается частных предписаний Владимира Ильича — снять ленту по торфу и т. п., то это немедленно проводилось в жизнь.

Нарком по просвещению А. Луначарский

Ленинские фразы

Ленинская фраза «Учиться, учиться и учиться» на стене школы в Славянске-на-Кубани, 2007 год

Ле́нинские фра́зы — высказывания В. И. Ленина, а также приписываемые ему фразы, ставшие крылатыми выражениями. При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появились в литературных произведениях и кинематографе. Эти высказывания широко употреблялись в СССР.

«Мы пойдём другим путём»

После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов якобы произнёс: «Мы пойдём другим путём», что означало его отказ от методов индивидуального террора. На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского.

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый —
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
— Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдём путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов сказал фразу в другой формулировке: «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти». Широкое распространение выражение получило благодаря одноимённой картине П. П. Белоусова.

«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?»(первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 — 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление.

Иногда данную фразу приписывают Троцкому, однако сам Троцкий авторство фразы отдавал Ленину: «Важнейшую задачу диктатуры Ленин видел в демократизации управления: „каждая кухарка должна научиться управлять государством“»

Выражение было использовано В. В. Маяковским в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:

  • в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С. 19; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
  • в журнале «Советское кино» № 1-2 за 1933 год — С. 10; опубликовано письмо полностью;
  • в издании В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т. 44 — С. 579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское кино».

В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывёте покровителем искусства, так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства.

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Также в качестве шутки употребляется вариант «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино, вино и домино».

«Учиться, учиться и учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться» были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце 1899 и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция» № 8-9:

В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растёт страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию».

Возможно, Ленин использовал фразу А. П. Чехова из произведения «Моя жизнь», глава VI, первая публикация которого была в приложении к «Ниве» в 1896 году:

Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими общественными течениями погодим: мы ещё не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» («Правда» № 49, 4 марта 1923 г.):

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

В докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» («Правда», № 258, 15 ноября 1922 г.; «Бюллетень IV конгресса Коммунистического Интернационала» № 8 от 16 ноября 1922 г.) слово было повторено дважды:

Основаны советские школы, рабочие факультеты, несколько сотен тысяч молодых людей учатся, учатся, может быть, слишком быстро, но, во всяком случае, работа началась, и я думаю, что эта работа принесет свои плоды<…>
Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться.

В «Планах доклада „Пять лет российской революции и перспективы мировой революции“ на IV конгрессе Коминтерна» («Правда». № 17. 21 января 1926 г.; журнал «Вопросы истории КПСС». — 1959. — № 2.) сказано:

Будут ещё лучше, если в дальнейшем будем учиться (это я вам гарантирую).

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года На самом деле, в этом выступлении неоднократно прозвучали слова «учиться» и «учиться коммунизму», но слово «учиться» не было повторено им три раза.

Призыв к обучению из уст государственного деятеля не является уникальным. 21 октября 1888 года министр народного просвещения Российской империи Иван Давыдович Делянов, выступая перед студентами Императорского Новороссийского университета, сказал: «Вы молоды, неопытны и в своих увлечениях часто забываете, что единственная и исключительная задача ваша, пока вы находитесь в этих стенах, это — учиться, учиться и учиться… Я в последние годы не в меру поседел и состарился от огорчений, которые причиняют студенты наших университетов своим поведением».

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг , а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому, отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград, которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были».

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережём».

«Есть такая партия!»

Основная статья: Есть такая партия!

«Есть такая партия!» — крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели.

«Политическая проститутка»

Основная статья: Политическая проститутка

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам (Бунд). В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года где он писал:

«Бога для, не спешите вы с официальной резолюцией и не уступайте ни на йоту этой бундовско-новоискровской конференции. Неужели без протоколов будет?? Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?»

Лучше меньше, да лучше

Основная статья: Лучше меньше, да лучше

Название статьи 1923 года о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Напечатана в «Правде», № 49, 4 марта 1923 года.

Кто не работает, тот не ест

Основная статья: Кто не работает, тот не ест

Фраза, которая встречается во многих работах Ленина («Государство и революция», «Удержат ли большевики государственную власть?», «Как организовать соревнование?», «О голоде (письмо к питерским рабочим)» и др.), где называется «заповедью социализма» или «коренным началом социализма». Выражение вошло в текст 12-й статьи Конституции СССР 1936 года.

Примечательно, что оригинал фразы взят из Нового Завета: «…Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10).

Профсоюзы — школа коммунизма

Лозунг, выдвигавшийся применительно к профессиональным союзам советского времени. Один из заветов Ильича. Впервые выражение появилось в апреле 1920 года в работе Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» ещё до начала широкой дискуссии о профсоюзах. Есть эта характеристика и в его статье «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина», написанной в январе 1921 года. В дальнейшем Ленин повторяет тезис о профсоюзах как школе управления, школе хозяйствования, школе коммунизма в «Проекте тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» в январе 1922 года.

> См. также

  • Заветы Ильича
  • Опиум народа

Примечания

  1. Ульянова А. И. Детские и школьные годы Ильича. — М.:Детгиз, 1962. — 40 с. — (Школьная библиотека. Для начальной школы)
  2. Удержат ли большевики государственную власть? = В. И. Ленин. Удержат ли большевики государственную власть? // «Просвещение» : журнал. — октябрь 1917. — № 1-2. // В. И. Ленин Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1981. — Т. 34. — С. 289—339.
  3. Троцкий, Л.Д. Сигнал тревоги // Бюллетень оппозиции. — 1933. — № 33 (март).
  4. Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа» // Российская национальная библиотека.
  5. «То, что „важнейшим из всех искусств для нас является кино“, знали все советские люди. И лишь в годы перестройки и гласности они с удивлением обнаружили, что цитата, встречавшая их в каждом кинотеатре, не полностью отражает то, что Ленин сказал в 1923 году наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Мысль самого человечного человека в угоду руководителям кино извратили дважды. В исходном виде она звучала так: „Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк“.» — Светлана Кузнецова Отделение цирка от государства // Журнал «Коммерсантъ Власть» № 30 от 31.07.2006. — С. 52.
  6. Попятное направление русской социал-демократии // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1967. — Т. 4 — С. 269.
  7. Чехов А. П.. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. — М.: Наука, 1985. Т. 9.
  8. 1 2 Лучше меньше, да лучше. 2 марта 1923 г. // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 391.
  9. Пять лет российской революции и перспективы мировой революции. (Доклад на IV конгрессе Коминтерна 13 ноября 1922 г.) IV конгресс Коммунистического Интернационала 5 ноября — 5 декабря 1922 г. // Ленин В. И.. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 291, 293
  10. Планы доклада «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» на IV конгрессе Коминтерна. Ноябрь, ранее 13, 1922 г. // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 439.
  11. 1 2 .Наливкин Л. А., Соловьёва З. П. Так сказал Ленин // В. И. Ленин в современном мире: материалы международной научно-практической конференции. Разлив, 22 апреля 2011 года / под ред. д-ра филос. наук М. В. Попова. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — С. 83-86. — 140 с. ISBN 978-5-7422-3053-3
  12. Задачи Союзов молодёжи (Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодёжи. 2 октября 1920 г.) // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — Т. 41. Май ~ ноябрь 1920. — М.: Издательство политической литературы, 1981. — С. 298-318;Ленин В. И. Задачи союзов молодёжи / В. И. Ленин. Избранные произведения в двух томах. Издание четвёртое. Том II. — М.: Госполитиздат, 1946. — С. 644–658.}}
  13. Самарская газета, 1888, № 230, с. 2; выявлено О. В. Московским и опубликовано им в книге: Народное образование Самары: Хроника событий. 1851—1917.- Самара, 2002. Часть 1, стр. 58-59.
  14. А. М. Горькому // Ленин В. И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 48
  15. «На заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года обсуждался вопрос об арестах буржуазных интеллигентов. Политбюро предложило Ф. Э. Дзержинскому, Н. И. Бухарину и Л. Б. Каменеву пересмотреть дела арестованных.» — Примечание № 42 к 51 тому Полного собрания сочинений В. И. Ленина // Ленин В. И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 385
  16. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — Т. 3. — С. 286. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00563-1.
  17. Письмо Центральному Комитету РСДРП. 25 августа (7 сентября) 1905 г. // Ленин В. И. . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 47 — С. 64.

Литература

  • Ленин, В. И. Полное собрание сочинений : в 55 т. / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — 5-е изд. — М. : Издательство политической литературы, 1964—1981.
  • Фортунатов, В. В. Российская история в афоризмах. — СПб. : Питер, 2010. — 318 с. — ISBN 5498075588.
  • Душенко, К. В. Русские политические цитаты от Ленина до Ельцина : Что, кем и когда было сказано. — Юристъ, 1996. — 240 с. — 5000 экз. — ISBN 5735701045.
  • Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале : когнитивное исследование политической метафоры (1991—2000) : монография. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2001. — 238 с. — ISBN 5-7186-0277-8.
    Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале : когнитивное исследование политической метафоры (1991—2000). — 2-е изд. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2003. — 238 с. — ISBN 5-7186-0277-8.
  • Максименков, Леонид. Культ : Заметки о словах-символах в советской политической культуре // Восток : Альманах. — 2004. — Вып. 12 (24) (декабрь).
  • Хазагеров, Георгий. § 4. Система убеждающих речей в ленинскую и сталинскую эпохи // Политическая риторика : . — (недоступная ссылка).

Каждая кухарка может управлять государством

Каждая кухарка? Или каждый поварёнок? Что ни говори, а Ленин /В.И.Ульянов/ был прозорлив и дальновиден. Разлагаться ему в Мавзолее не пристало. К тому же видимо мощи его так смердят, что приходиться Власть имущим отгораживаться от Мавзолея фанерными декорациями во время парадов и праздников. Пора читать работы Владимира Ульянова по кличке Ленин.Читать и перечитывать, пока по русски не разучились понимать. А потом проанализировать прочитанное и сделать выводы. Сопоставить факты того, что дед Владимира Путина -Спиридон был поваром у Ленина,Сталина,Хрущёва и Брежнева…и умер только в 1965 году. Скрыть сей факт от народа Путин смог,но от органов КГБ СССР, куда ходил наниматься на службу — никогда. Много ли тогда было в СССР людей, чей дед кормил Ленина,Сталина и других членов ЦК КПСС…И главное — ему доверяли кормить! В любой анкете советский человек писал отца и мать свою, а вторым этапом -узнавалось кто были дедушка и бабушка….Если красные — проходи, если — белые — кирдык тебе паря….
«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»
В статье «Удержат ли большевики государственную власть?»(первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 — 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:
Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.
Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление. Выражение было использовано В. В. Маяковским в поэме «Владимир Ильич Ленин»:
Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»
Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:
в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С. 19; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
в журнале «Советское кино» № 1-2 за 1933 год — С. 10; опубликовано письмо полностью;
в издании В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т. 44 — С. 579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское кино».
В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывёте покровителем искусства, так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства.
Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Также в качестве шутки употребляется вариант «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино, вино и домино».
«То, что „важнейшим из всех искусств для нас является кино“, знали все советские люди. И лишь в годы горбачёвской перестройки и гласности они с удивлением обнаружили, что цитата, встречавшая их в каждом кинотеатре, не полностью отражает то, что Ленин сказал в 1923 году наркому просвещения Анатолию Луночарскому. Мысль самого человечного человека в угоду руководителям кино извратили дважды. В исходном виде она звучала так: „Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк“.» — Светлана Кузнецова Отделение цирка от государства // Журнал «Коммерсантъ Власть» № 30 от 31.07.2006. — С. 52.
Кино ещё было немым и вполне подходило безграмотному населению России, а в цирке и без слов было всё понятно.