Как лечить душу

Содержание

Душевная боль

Почему возникает душевная боль? Как избавиться от душевной боли? Что делать если болит душа? Душевная болезнь, что это? Помочь человеку в такой ситуации справиться и не навредить при этом, смогут наши специалисты. Эта глубокая боль связана с расстройством высшей нервной деятельности и она не лечится обычными способами, которые могут лишь притупить её или временно замаскировать. Тут потребуется как большой врачебный опыт, так и не малый свой, жизненный. Далеко не все врачи могут понять истинные переживания человека если сам не побывал в таких ситуациях. Душевную боль испытывает каждый человек, но в разное время и, к сожалению, не каждый может самостоятельно с этим справиться.

Мы знаем что такое душевная боль и сможем помочь Вам справиться с ней, продолжить жить в новом, более гармоничном мире своих внутренних переживаний.

Если человек ощущает душевную боль более 15-20 дней или эти ощущения повторяются с какой-либо периодичностью, то это говорит о формировании или наличие заболевания нервной системы и для избавления от душевной боли необходимо очно обратиться к грамотному и добросовестному врачу-психотерапевту.

Специалисты Брейн Клиник всегда смогут оказать Вам или Вашим близким необходимую и достаточную медицинскую помощь чтобы избавить от душевной боли и восстановить нервную систему, восстановить качество жизни.

Звоните +7495 1354402

Мы помогаем в самых тяжелых случаях, даже когда предыдущее лечение не помогло!

Первичная консультация и обследование 2 500 Лечебно-восстановительная терапия от 5000

Душевная боль — термин, который часто используют обычные люди, но им относительно редко пользуются специалисты, врачи психотерапевты и психиатры.

Боль в душе – пожалуй, наиболее частая жалоба, с которой приходят на прием к врачу и может рассматриваться как частый симптом многих пограничных психических состояний психиатрических заболеваний.

Боль в душе или душевная боль – каждый человек определяет и описывает врачу это состояние по-своему. Мы постараемся в этом коротком тексте собрать наиболее распространенные жалобы со стороны как пациентов, так и их родственников.

Ощущения душевной боли

Душевная боль – как люди определяют это состояние?

Тем, кому довелось пережить душевную боль, описывают её как мучительное трудно описываемое обычными словами страдание, с которым человек, чаще всего, остаётся один на один. Обезболивающие средства не спасают, успокоительные и алкоголь, могут лишь усилить эти мучения. В некоторых случаях лишь сон способен на какое-то время отодвинуть, отдалить это страдание.

Употребление алкоголя или успокоительных препаратов в качестве избавления от душевной боли опасно развитием зависимости и, в дальнейшем, усилением боли в душе.

Окружающим, обычно, не видно «со стороны» внутренних переживаний человека, так как это усиленно скрывается от посторонних глаз. Мы же должны выглядеть достойно и наши проблемы не должны видеть другие!

Часто наши пациенты признаются в том, что даже самые близкие люди не понимают (или не могут понять), не видят (или не могут увидеть) и даже не верят в то, что душевные переживания могут носить характер невыносимой, иногда даже физически ощущаемой, боли.

Душевная боль при депрессиях

При депрессиях боль в душе (или душевная боль) может достигать такой степени выраженности, что становится не выносимой, ни физически, ни психологически.
Человек начинает «метаться», стонать и «кричать» от переживаемых им страданий. Нарушается сон, который часто сопровождается тревожными сновидениями, которые могут восприниматься как предзнаменование или «вещий сон», не редко происходит обильное потоотделение во сне. Порой, люди перестают даже ощущать физическую боль, к примеру, от ударов, ожогов или других ранений. Люди, перенесшие подобные состояния, отмечают, что никакая знакомая им физическая боль (от травм, инфарктов, сильных ранений) несравнима по силе с мучениями при наличии душевной боли.

Трудно описать словами боль в душе, так как каждый человек это ощущает по своему, чаще всего пациенты затрудняются конкретизировать или сформулировать эти тягостные ощущения. В некоторых случаях, душевная боль может проявляться отчетливыми физическими ощущениями, такими как:

  • чувство давления,
  • «окаменения»,
  • жжения или холода в груди,
  • тяжести или боли в области сердца,
  • болей или неприятных ощущений в области живота (желудка, кишечника),
  • боли или тяжести между лопатками или спине,
  • чувство тошноты,
  • сердцебиения (тахикардия, грудная жаба, холод в груди).

И практически всегда боль в душе сопровождается неприятными переживаниями, такими как:

  • подавленность,
  • апатия,
  • тоска,
  • тревога,
  • «безрадостность»,
  • «чувство эмоционального онемения»,
  • «ощущение отсутствия чувств»,
  • другими ощущениями, не редко самыми экзотичными.

Определение душевной боли

Что такое боль в душе? Это болезнь или защитная реакция организма?

С точки зрения врача, это и то, и другое.

Головной мозг, таким способом, старается донести до нас, сигнализировать, что он болен и ему требуется помощь, чтобы справится с сегодняшней проблемой. Если ему сегодня не помочь, то завтра это состояние может спровоцировать формирование более сложной психической патологии.

Душевная боль как защитная реакция

Душевную боль может испытывать любой человек, в том числе и психически здоровый, к примеру, испытавший значимую потерю кого-либо или чего-либо.
Многие конфликты, кажущиеся неразрешимыми, у людей с определённым типом личности (мнительные, тревожные, с повышенной ответственностью, вечно во всем сомневающиеся) могут вызывать ощущение боли в душе. В этих случаях душевная боль расценивается как защитная реакция психики на чрезмерный стресс.

Душевная боль как симптом заболевания

Однако не редко душевная боль может быть проявлением (симптомом) душевного заболевания (психического расстройства). Следует обратить особое внимание, что само выражение — «душевные болезни», имеет прямое происхождение от слов душевная боль. Ощущение душевной боли является наиболее частым симптомом самого распространенного психического расстройства последних лет – депрессии.

Причины

Все причины переживаний боли в душе, как уже говорилось выше, можно разделить на две группы:

  • первая – болезни (психические расстройства и нарушения поведения),
  • вторая – психологические (психогенные), конфликты между «действительным» и «желаемым» (истинные неврозы).

Помощь при душевной боли

Помочь человеку, испытывающему душевную боль можно и нужно.

В одних случаях помощь — это беседа и поддержка или, наоборот, изоляция и временное одиночество.

В других – нейрометаболическая терапия с применением особых методов психотерапии и медикаментов, постоянный строгий присмотр со стороны лечащего врача.

Универсального средства помощи от душевной боли, к сожалению, не существует. Каждый случай требует индивидуального решения.

Лечение

Можно ли снять или облегчить душевную боль самостоятельно? Если можно, то как?

Если боль в душе не является симптомом психического расстройства, то самостоятельно лечить душевную боль можно попробовать некоторыми мероприятиями, такими как: принять контрастный душ, попробовать дать физическую нагрузку (приседания, бег, плавание), попробовать уснуть.

Если душевная боль – это проявление какой-либо болезни, то нужна помощь специалиста врача-психотерапевта или психиатра. Проблема заключается в том, что, как правило, при психических расстройствах может снижаться критическое отношение к своему состоянию, и заболевший не ищет помощи, не обращается к специалисту. А здоровый человек, который после стресса страдает от боли в душе, наоборот, склонен искать поддержку, помощь у близких людей, пытается найти способ лечения душевной боли, обращается к врачу за советом.

Что делать если Вас или Вашего близкого охватила и не отпускает боль в душе? Если она, кроме того, еще и усиливается день ото дня?

Ответ один. Нужно идти к врачу-психотерапевту или психиатру.

Во-первых, он знает, как быстро помочь и снять это мучительное чувство.

Во-вторых, если душевная боль является проявлением какого – либо психического расстройства и потребуется лечение, то врач психотерапевт сможет подобрать терапию (медикаментозную и психотерапевтическую).

В клинике Брейн Клиник осуществляется адекватная помощь всем обратившимся с разными видами и разной степенью выраженности болью в душе.

Духовные причины болезней

В духовном плане тело и душа – единый механизм. Поэтому существуют духовные причины болезней.

Несмотря на то, что психология и православие по-разному на них смотрят, они очень схожи.

Вот какие причины могут лежать в возникновении того или иного заболевания.

Оглавление:

  • Психологические причины болезней
  • Метафизика болезней
  • Грехи и болезни связь – таблица
  • Духовные причины болезней по Торсунову
  • Правильные мысли исцеления
  • Болезни позвоночника за какой грех

Психологические причины болезней

Психологи иначе смотрят на причины болезней, чем церковь. По мнению психологов, в большинстве болезней виновны комплексы, эмоции, которые человек сдерживает и не проявляет.

Например, женские болезни часто оказываются проявлением нежелания близости и скрытой враждебности по отношению к мужчинам со стороны женщины. Ими нередко болеют те, кто выходит замуж по расчету или боится сексуальных отношений.

Аналогично возникают и остальные болезни: глазные – когда организм защищается от негативных эмоций, вызванных зрением, ушные – когда человек слышит то, что его травмирует.

Болезни горла считаются связанными с невысказанным гневом и недовольством, когда нельзя открыто проявить гнев просто так.

Однако церковь не со всем соглашается из того, что написано. Многие учёные, которые верят в православие, придерживаются иной точки зрения о болезнях.

Метафизика болезней

Организм даёт сбои, если нарушается отток энергии и что-то негативно воздействует на органы и ткани. Например, человеку хочется в туалет, а он долго вынужден сдерживать себя. Если такое происходит довольно часто, могут развиться болезни кишечника и желудка.

Или человек испытывает определённые отрицательные эмоции. Некоторые из них вызывают плач, страдание. В результате нарушается гормональный баланс и возникает болезнь.

Точно никогда нельзя сказать, физическая ли причина послужила причиной болезни или психическая.

Грехи и болезни связь – таблица

Православные специалисты пишут много о взаимосвязи грехов и болезней, но советуют не доверять слишком такой взаимосвязи, так как точные причины болезней полностью не изучены, поэтому не стоит надеяться, что, перестав совершать какой-то грех, вы избавитесь от телесного недуга, зависимости или психического заболевания.

Таблица возможной связи грехов и болезней (для увеличения нажмите)

Поэтому стоит не совершать грехи и вести правильный образ жизни. Ведь болезни возникают не только как расплата за грехи, но и как нарушение обычных правил гигиены и здоровья, употребление неправильных продуктов, злоупотребление жирным, острым и жареным.

И всё же существуют некоторая взаимосвязь между заболеваниями и грехами. Например, если человек нарушает свою свободу, попадает в зависимость, например, пьянство, то у него могут заболеть лёгкие и сердце.

Тоска разрушает сердце, как и конфликты с окружающими. А гнев часто становится причиной инфарктов и инсультов.

Но не всегда причины болезней лежат в православии на поверхности, поэтому церковь отрицательно относится к трактовкам, связанным с греховными причинами болезней, если только это не доказано с научной точки зрения и призывает лечить болезни официальными средствами медицины, а не только исповедоваться и читать молитвы.

Духовные причины болезней по Торсунову

Олег Торсунов пишет, что некоторые модели поведения вызывают следующие заболевания. В церкви многие из них именуются грехами.

Олег Геннадьевич Торсунов — специалист в сфере семейной психологии и практик личностного роста

Вот как он толкует взаимосвязь болезней и эмоциональных состояний, в том числе и грехов:

  1. Алчность – часто становится причиной раковых заболеваний и бумелии, избыточного веса.
  2. Гнев – язвенные болезни, гастриты, колиты, гепатиты, бессонницы и гастритов.
  3. Уныние – болезни лёгких, воспалительные заболевания.
  4. Депрессивное состояние – может провоцировать болезни, разрушающие лёгкие.
  5. Зависть – психические отклонения, онкологические заболевания, сердечные болезни и инсульты.
  6. Злость – ангины, фарингиты, потеря голоса, болезни желудка, повышенная кислотность.
  7. Осуждение – артриты, болезни печени и почек, воспаления поджелудочной железы.
  8. Лжесвидетельствование – аллергии, алкоголизм, понижение иммунитета и грибковые инфекции, различные воспаления кожи.
  9. Развратность – женские болезни, нарушения обмена веществ.
  10. Ненависть и непримиримость – различные заболевания сердца, инсульты, онкологии и многое другое.
  11. Обидчивость – сахарный диабет, циститы и хронические заболевания.

Правильные мысли исцеления

Первое, что нужно сделать – искренне покаяться и пересмотреть свою жизнь. Только в этом случае вы сможете освободить энергию, чтобы дать организму силы на борьбу с заболеванием.

Для начала продумать вполне земные причины, которые могли привести к болезни. Например, обжорство, курение, злоупотребление острыми блюдами и многое другое.

Очень часто к болезни приводит неумеренность в еде и употреблении напитков, что является грехами (пьянство, чревоугодие).

Следующий этап – приведение в порядок духа. В церкви считается грехом нарушение любого закона любви, в том числе и к себе. Даже священники спрашивают иногда на исповеди, не наносили ли вы вред своему здоровью.

Поэтому стоит постараться простить обидчиков, не нарушать режим дня и заботиться о своём организме. Правильные мысли – любовь к себе и своим близким, прощение грехов и себе, и другим, духовный рост.

Болезни позвоночника за какой грех

Чаще всего в основе болезней позвоночника лежат не духовные, а физические причины – травмы, падения, неправильное ношение тяжелых предметов, например, рюкзаков. Поэтому такие заболевания редко бывают связаны с грехами.

Но в любом случае, чтобы дать организму шанс восстановиться, нужно покаяние и здоровый дух – только в этом случае болезнь можно победить.

Болезни души – сокровенная тайна

Анализируя причины возникновения психических заболеваний, понимаешь, что все их многообразие трудно уложить в одну схему. Тот, кто бывал в психиатрической лечебнице, видел, слышал или общался с психически больными людьми, может подтвердить, что «дух» этого учреждения очень тяжелый. Я имею в виду, в данном случае, не столько впечатление об увиденном, сколько внутреннее сердечное чувство. Мы говорили о том, что в случае, так сказать, «естественной» психической патологии симптоматика развивается по биологическим причинам, а не в виду вражеского искушения. Но «атмосфера» в психиатрических клиниках значительно отличается от той, которая бывает, например, в соматическом стационаре.

В чем тут дело? Может быть, иногда встречаются одновременно и одержимость и плотский недуг? Скорее всего, так.

Владыка Лука (Войно-Ясенецкий) говорил по этому поводу: «Причины многих душевных болезней неизвестны ученейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства. Но мне представляется несомненным, что в числе буйно помешанных есть известный процент подлинно бесноватых».

К примеру, есть категория психически больных, которые не переносят ничего церковного, будь то молитва, окропление святой водой, запах ладана и т. д. Мне известны случаи, когда больные эпилепсией, находясь в дисфорическом (злобном, агрессивном состоянии сознания) пытались срывать кресты с домочадцев, кощунственно относились к иконам и другим святыням. Это поведение сопровождали брань, крики, угрозы.

Не раз я наблюдал, что дебют психической болезни совпадал по времени с занятиями оккультным «целительством», увлечением магией, колдовством кого-нибудь из членов семьи заболевшего. Наблюдал я и развитие психической патологии у детей, возникшей после самоубийства матери или отца. О том, что между родителями и детьми теснейшая духовная связь, давно и хорошо известно. Известно также, что если родители тяжко согрешают, не каются и не исправляют себя, то дети нередко очень страдают. А порой и заболевают психически. Из своей практической деятельности я сделал и такой вывод: у подавляющего числа детей, родившихся вне брака, имеются те или иные, в том числе психопатологические или личностные, отклонения.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) в статье «Психоболезнь: наказание или крест?» пишет: «Есть место, которое может нас озадачить, но которое нельзя отметать в писаниях святого Иоанна Кронштадтского, где, упоминая о душевных болезнях, он говорит, что есть души настолько хрупкие, что они разбились бы о грубость и жестокость окружающего мира. И Господь допускает, что между ними и миром опускается пелена психической болезни, чтобы отделить эти души от того, что могло бы разорить их цельность. И за этой пеленой душа зреет и меняется, и человек растет. Это место мне запомнилось особенно, потому что я это видел на самом деле.

Много лет тому назад, когда я еще был врачом во Франции, мне поставили вопрос об одном художнике. Был в нашей среде выдающийся иконописец, который начал сходить с ума. Его мать и сестра поступили так, как многие поступают: они не хотели его расстраивать. И когда он говорил, что чувствует запах серы, они делали вид, что принюхиваются, и говорили: «Да-да, на самом деле…» – в то время как ничего этого, конечно, не воспринимали, потому что ничего этого не было!

Когда болезнь стала прогрессировать, ко мне, как к врачу, обратились с вопросом. Как я сказал раньше, я тогда был врачом и меня спрашивали как такового. Мне сказали: «Мы его кропили святой водой, он исповедовался, мы служили молебны, мы совершали помазание над ним, мы его причащали – и исцеления не случилось. Он все равно продолжает болеть… Что делать?» Я тогда ответил: «Просто послать его в больницу, чтобы он получил электротерапию». Я помню, с каким возмущением мне было отвечено тогда: «Ты что – неверующий?! Что, ты думаешь, что силой молитвы нельзя сделать то, что может сделать электрический шок?! А что, если это дьявол в нем действует?!» Тогда я ответил чистосердечно и вызывающе. Я сказал: «Знаете что, если это в нем дьявол действует, то электрический шок дьяволу никакого вреда не принесет, а человека может спасти…» Это было встречено с большим негодованием, но больного все-таки пришлось отдать в больницу. В этой больнице я тогда работал и поэтому видел его каждый Божий день. Пролежал он в больнице около года. Он кощунствовал, он бился, он был совершенно невменяем. Нельзя было войти с ним ни в какой контакт, никому… А потом вдруг он пришел в себя.

Когда он вышел из больницы исцеленным, благодаря медицинской помощи, оказалось, что случилось с ним то, о чем говорил Иоанн Кронштадтский. Еще неопытный, хотя очень одаренный, еще не вполне созревший иконописец вышел из больницы зрелым иконописцем, которым он не был раньше».

В большинстве случаев психических расстройств уместен и духовный «диагноз». Границы здесь очень прозрачные.

И еще. Мне не раз приходилось видеть душевнобольных людей с большим стажем заболевания, у которых по мере воцерковления по милости Божией проходили различные трудноизлечимые и неизлечимые проявления заболеваний. Молитва, св. Таинства в корне изменяли их психическое состояние. Исчезали упорные бредовые идеи, галлюцинации. В глазах появлялась осмысленность, значительно улучшалось самочувствие. Вместо «маски сумасшедшего» на лице отображалась печать духовности.

Профессор Д. Е. Мелехов в своем труде «Психиатрия и проблемы духовной жизни» писал: «Под влиянием греха живая человеческая душа, не потерявшая совесть, испытывает чувство вины, печаль, мучение и потребность освободиться от греха. Верующий человек идет за помощью в церковь, обращается к духовно-опытному человеку. Он испытывает духовную боль и страдание, а иногда несет и физические последствия греха.

Перед духовником, а также и перед психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача – поставить «духовный диагноз», т. е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственную духовную причину и подлежит лечению духовному. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции…

Или, наконец, у пришедшего имеются такие психофизические нарушения, которые являются опосредованным следствием личных или семейных грехов и тогда нуждаются в духовных и психиатрических методах лечения одновременно. В таких случаях духовное выздоровление может привести к психиатрическому и физическому выздоровлению».

Укажу на еще одно очень важное духовное наблюдение: «Враг пал гордостью. Гордость – начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот – искание покончить жизнь и, наконец, что нередко, – полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но, доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными» (архимандрит Софроний (Сахаров). Из книги «Старец Силуан Афонский»).

Безусловно, многое предстоит еще осмыслить, во многом разобраться для того, чтобы лучше помогать (духовно и телесно) психически больным.

* * *

Еще несколько слов о психиатрах. Труд этот нелегок. Государство предоставляет этой категории медицинских работников ряд социальных льгот (оплата за вредность, дополнительные дни к отпуску). С горечью пишу о том, что о духовности в психиатрии (как и повсюду в современной медицине) почти ничего не говорится. Духовных требований к врачам-психиатрам также нет. Отсюда и результат. Причем, отрицательно он сказывается и на лечащихся, и на лечащих. К примеру, по опубликованным данным, среди психиатров в несколько раз чаще, чем среди врачей иных специальностей, встречаются депрессивные состояния. Приходится констатировать и очень печальные факты: случаи суицидального поведения и завершенные суицидальные попытки среди психиатров, к сожалению, не единичны. Выход из этой ситуации один-единственный для всех и каждого – обращение ко Христу, воцерковление, устроение своей жизни по заповедям Божиим.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Болезнь не вылечить без духовного исправления человека» (+ВИДЕО)

Все мы, увы, болеем. И для многих из нас боль – серьезное испытание и нашего терпения, и нашего душевного, а подчас и духовного устроения. Но примеры из жизни праведников убеждают: даже неизлечимые и тяжелые болезни если не побеждаются правильным к ним отношением, то перестают определять собой течение жизни. Так как по-христиански относиться к болезни и боли? И что такое собственно болезнь? И без чего ее не преодолеть и не усмирить? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову.

– Отец Валериан, здравствуйте. Спасибо за возможность встретиться с вами, задать вам вопросы. Тема, которую мы хотели бы сегодня с вами обсудить, – болезни и их преодоление. И первый вопрос: что такое болезнь с духовной точки зрения?

– Болезнь – это следствие греха. В раю болезней не было. Преподобный Евфросин (есть среди святых такой повар) своему игумену, который желал узнать, есть ли кто из них спасшийся, и увидел в раю его, дал три райских яблока, и игумен, придя в себя, эти яблоки разделил и раздал всем братиям, и все, кто болел, стали здоровыми. Это один из примеров того, что в раю болезней не было. Болезнь появилась после грехопадения человека. И, собственно говоря, и следствие-то греха – это болезнь. Вот пример проще некуда: человек курит (это сейчас очень распространенное явление), и у него начинается туберкулез или даже рак горла, рак легких, закупорка сосудов… Человек пьянствует – цирроз печени, помутнение сознания, а в пьяном сознании и увечья всевозможные. Такие довольно наглядные примеры явных результатов греха.

Всё, что происходит в мире, имеет некую причинную связь. И то выражение, которое люди часто употребляют: «Что посеешь, то и пожнешь», – в первую очередь относится к болезни.

Правда, конечно, можно возразить на это: а когда дети рождаются больными, они что греховного сделали? Но часто бывает, что грех сделали их родители.

– И дети отвечают за грехи родителей?

– Да. Дети отвечают за грехи родителей.

Почему-то у нас считают так: когда по наследству получают что-то доброе или само наследство какое-то, то это естественно. Увы, было бы несправедливо, если бы только одно хорошее, а плохого бы не было. К несчастью, получают и другое.

Есть в Библии пример страшный. Когда Адам и Ева согрешили, были даже в некотором ропоте на Бога и Господь изгнал их из рая, у них появился сын Каин. Когда они уже раскаялись, стали сокрушаться, родился Авель – первый мученик. Эти примеры говорят о том, что есть прямая связь между духовным и физическим состоянием человека. А болезнь ведь бывает и телесная, и душевная тоже.

Больше того, есть даже такое мнение, что страдает часто тот орган, который связан с каким-то грехом. От чревоугодия, например, пищеварение страдает, от раздражительности, от резкости сердце страдает… Откуда инфаркты? – Раздраженный человек. От всевозможных мыслей – или помрачение сознания, или же инсульты…

– Батюшка, но инфаркты бывают и от того, что человек долго в себе какой-то негатив вынашивает, например если случился конфликт с близкими людьми. Не высказывает, допустим, обиды, а носит их в себе, переживает…

– И так бывает, да. Всё дело в том, что следствия греха бывают разного характера. Как мы уже заметили, бывает, что сам человек пожинает следствия своего греха, а случается и так, что он получает эти последствия от родителей. А бывает, что он соприкасается с грехом другого человека и часть последствий греха несет на себе.

– А в каких случаях так бывает?

– Известен всем старец Паисий. Он молился за всех. А когда молимся за другого, то часть его болезней берем на себя. Так отец Паисий даже предлагал взять эти болезни. Он об этом говорил. А иногда люди не говорят этого, но это происходит. Это зависит от того, насколько они искренне стараются человеку помочь. Когда молятся за других – это дело святое, очень хорошее. Но нужно иметь в виду, что часть того бремени, облегчить которое у другого мы просим, на нас ляжет. Господь все грехи на Себя принял, а мы только малую часть того, что нам следовало бы потерпеть за грехи, принимаем – в болезнях, в скорбях.

Связь греха и болезни прямо указана в Евангелии

Сказано: «Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал нам есть» (Пс. 102: 10). А связь греха и болезни прямо указана в Евангелии. Приносят Спасителю расслабленного… А расслабленность – это инсульт. Что Господь говорит? «Прощаются тебе грехи твои», а потом: «Встань и ходи». Когда ему стали говорить: «Как это – грехи прощаешь? Кто ты?» Он ответил: «Чтобы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (ср.: Мк. 2: 5–11). Поэтому Он и сказал так. Но еще и чтобы знали, что болезнь и грех между собой связаны.

Другой пример – расслабленный при Овчей купели, которого исцелил Спаситель (см.: Ин. 5: 1–14). А потом сказал ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Более того. Вспомним, когда приводят ко Христу бесноватого отрока, у которого была тяжелая болезнь (см.: Мк. 9: 14–31). Господь говорит: «А когда это с ним случилось?» – «С детства». А есть объяснение, что такое случается за неверие, потому Господь и сказал: «Он же ребенок еще. Чего же он беснуется?» – «Ты уж помоги, если возможно». – «Всё возможно верующим». – «Верую, Господи. Помоги моему неверию».

Инфекция, боли телесные, температура… – это проявления болезни. Но причина-то глубже

Он не верил. Беда вся в том, что у нас как раз эту сторону болезни по большей части забывают. Начинают лечить-лечить-лечить, но болезнь – даже физическая болезнь – по своему происхождению имеет истоки, корни духовные. Инфекция, боли телесные – физическое ощущение боли, чувственное – или же температура, еще какие-то явления – это проявления болезни. Но причина-то глубже. Господь выбирает первую причину – духовную. А дальше идет другая причина – телесная, но тоже основная. А у нас убирают симптомы, то есть затыкают рот болезни, чтобы она не кричала, что человек не в порядке, сбивают температуру, но это не есть лечение. Повторю: болезнь напрямую связана с грехом.

В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г.

– Батюшка, когда человек заболевает, особенно если болезнь серьезная, он начинает как-то и в чем-то себя ограничивать. К вам приходит очень много людей. Не могли бы вы рассказать какую-нибудь историю о том, как болезнь меняет людей? И вообще как себя надо к болезни готовить?

– Во-первых, люди, пришедшие в храм, потому что у них серьезное заболевание, обращаясь к Богу, таким образом поворачиваются к духовной стороне жизни. С этого, собственно, и начинаешь обычно беседу с ними. Спрашиваешь: «А вы в церковь-то ходите? Исповедуетесь, причащаетесь? А вы семейный? А венчаный живете?..» Это важно, какой род жизни ведет человек.

И начинается постепенно исправление жизни. Человек начинает чаще ходить в храм, причащаться. И очищается с Божией помощью от греха и начинает выздоравливать. Больше того, есть прекрасное изречение одного врача, еще дореволюционного, который на вопрос: «В чем заключается здоровье человека?» – ответил: «В спокойствии духовном и телесном».

А выздоравливание… Тут вопрос непростой. Ну, конечно, дело и в искусстве врача, в лекарствах, в иммунитете, в операционном вмешательстве или сопротивляемости организма… Но самое главное – в духе.

Вот потому часто уже списанные с точки зрения медицины и безнадежные больные начинали выздоравливать и полностью выздоравливали.

Люди, начинающие вести жизнь христианскую, начинают и выздоравливать

Это уже, конечно, психиатрия, душа. Напрямую все связано с душой. Я знавал Дмитрия Евгеньевича Мелехова, профессор психиатрии, беседовал с ним, и он мне сказал интересную вещь: «Все люди, которые приступают к Таинствам Церкви, начинают вести жизнь христианскую, они начинают и выздоравливать и полностью выздоравливают. Это я свидетельствую как врач».

Это точка зрения специалиста, авторитета. У него много учеников, сейчас уже состарившихся, которым по 90 с лишним лет.

В болезни две стороны – душевная и телесная, и четкую грань провести между телом и душой невозможно, вот так прямо, резко. Да обычно так и не ставят вопрос, потому что болезнь часто связана с состоянием души. Я говорю сейчас о восприятии болезни. И вот человек все думает и думает о ней, что-то пытается сделать… И слишком много уделяет внимания этой стороне, забывая о том, что если что-то послано, значит, какой-то смысл в этом есть.

Есть замечательные слова у святителя Николая (Велимировича). Он описывает тяжелейшее состояние князя Лазаря, израненного, истекающего кровью… Изможденное тело. Это в книге «Царев завет». «Обескровленное, изможденное тело князя держалось жизнью совершенно живой души, ибо, как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем особо-то не помышляет». Вот какая связь.

«У кого чего болит, тот о том и говорит». А меньше нужно говорить. Пример князя Лазаря – высокий, а есть более простой и довольно такой земной. Люди, когда лечатся, таблетки глотают. Воздействие таблеток – очень сложная вещь. И вообще о современных лекарствах сложно говорить. Насколько они там лечат, насколько калечат – есть тоже такое выражение. Так вот, проводился эксперимент – думаю, многим о нем известно. Две группы больных, одним давали пустышки-конфетки, другим таблетки. И поскольку первые были уверены, что их лечат, эффект от приема этих «препаратов» в обеих группах был примерно одинаковый. Так что все зависит от настроя мысленного, от доброго или злого духа. Это очень важно, понимаете. Человек падает духом – организм перестает бороться. А медицина только может помочь. Больше того, даже сама медицина говорит: не навреди – есть такой медицинский принцип. А что уж о помощи говорить, если сам организм не борется. Это как и в духовной жизни, где за человека ничего не сделать. Он должен сам что-то делать. А помочь ему можно. Так и когда организм страждет.

Отец Иоанн (Крестьянкин) писал: «Надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли»

Скажут: вот батюшка говорит-говорит, а у меня болит! Ну и что, что болит. Поболит-поболит и перестанет когда-нибудь. А когда? Нужно ждать. Болезнь – это ожидание, а не «когда то?» да «когда это?» Есть замечательное слово отца Иоанна (Крестьянкина): «Если человеку дана телесная болезнь, то он должен сделать всё, чтобы исправить ошибки и устранить или облегчить боль, сколько можно. В то же время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не прислушиваться к своей боли, не думать всё время о ней, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто скажет, что не имеет этого, то пусть молится, чтобы Господь дал на это силы. Молитвой лечатся и более тяжелые, мучительные, душевные страдания. Молитва – зов о помощи к Тому, Кто зовет к Себе через страдания».

Вот это важно – «научиться не прислушиваться к боли». Об этом говорил и святитель Николай (Велимирович). А это бывает с человеком и невольно.

– А как научиться не прислушиваться к своей боли?

– Бывает и невольное – шоковое – состояние, когда внимание человека сосредоточено на том, что произошло. Автокатастрофа, авария, что-то такое. Человек занят тем, что происходит, и не замечает боли. Другой пример – война. Люди в каких условиях были! Полные лазареты больных… Условия не то, что сейчас.

Все и идет так, как человек к этому относится, насколько он внимательно и сосредоточенно следит за болью. А он себя жалеет или жалуется всем, так что самому себя станет жалко… У святителя Димитрия Ростовского есть замечательный пример – история о том, как случилась какая-то беда с одним человеком, и, когда к нему пришли и стали расспрашивать, что произошло, он ответил: «Уже все прошло. Что я буду себя мучить снова. Я не буду рассказывать, чтобы снова не начать переживать. Лучше мне что-нибудь расскажите, чтобы меня отвлекло».

Так что не надо думать о том, что болит.

Помню, однажды зуб болел – не очень приятное состояние. Так я про себя стал конструировать одну установку. Я конструктор.

– Строили в уме?

– Да. И не думал о том, что болит. И прошло.

Протоиерей Валериан Кречетов – Отец Валериан, вы вспомнили пословицу: «У кого что болит, тот о том и говорит». А я хотел бы напомнить другую: «В здоровом теле – здоровый дух». Как бы вы ее прокомментировали?

– Это как раз не совсем правильное выражение, но его часто у нас именно так употребляют. Оно принадлежит Ювеналу. Это римский мыслитель. И звучит его изречение так: «Нужно стремиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Слово «стремиться» предполагает, что в здоровом теле здорового духа часто не бывает. И это, кстати, сказано не про болезни. Потому что чаще бывает в нездоровом теле здоровый дух, и этот здоровый дух помогает переносить болезнь. Почему мы прославляем святого Пимена, других людей, претерпевших болезни? Потому что у них был здоровый дух. И этот здоровый дух и помогал им болезни переносить.

– Этим же можно объяснить, почему некоторые святые переносили очень тяжелые заболевания.

– Вот именно. И они еще более укреплялись духом. Есть такой пример: одному монаху ампутировали ногу, а он в это время вел духовную беседу. Это было тогда, когда такие операции без анестезии делали.

– И монах спокойно беседовал?!

– Ну, насколько спокойно, трудно сказать. По крайней мере, он отвлекался от боли. Еще пример того, о чем у нас с вами уже шла речь.

– Батюшка, часто болезнь подрывает у человека уверенность в себе, приводит его в отчаяние. Как быть в таких случаях?

– Вы правильно сказали: уверенность в себе. В себе уверенности не особо-то и должно быть. И мы имеем печальный пример апостола Петра, который был уверен в себе, был предупрежден, но, увы, трижды отрекся. В себе уверен!.. В себе не положено быть уверенным. Ни в себе, ни в других. Потому что человек не прочен. Всяк человек – ложь. Не потому, что он лжец, а потому, что он сам не знает, что еще наделает. Народ эту истину шутливо выразил: «Не хвались горох, что лучше бобов: намокнешь – и сам лопнешь». Ты не знаешь, что натворишь, когда в твоей жизни соответствующие обстоятельства представятся.

– Батюшка, не могу не спросить вас о поисках быстрых «решений»: люди, столкнувшись с очень серьезными болезнями, обращаются за помощью к колдунам, экстрасенсам и прочим шарлатанам. Чем это чревато?

– Во-первых, «все средства хороши для достижения цели» – это не христианский принцип. Такое вот «всё равно, каким способом, но лишь бы избавиться от чего-то» может привести к страшному результату. Есть печальный пример в истории нашей страны. Это белогвардейцы, которые пытались справиться с той властью, что взяла в свои руки бразды правления. Некоторые из них говорили так: «Хоть с диаволом, но против коммунистов». Это тот самый вариант, о котором вы спрашиваете. И ничего не получилось – потому что с диаволом. Тем более что святитель Тихон не благословил братоубийственной войны. И если «с кем попало, лишь бы только избавиться», этак можно и Родину предать. Некоторые предавали, им всё равно было, с кем идти. Это печальный пример того, что бывает, когда человек любыми способами готов избавиться от какой-то болезни или обстоятельств.

Как-то ко мне пришла девушка, у которой были проблемы сердечного характера. Спрашиваю ее: «Вы веруете?» – «Уверую, если у меня все получится», – отвечает. Так это то же самое, как некоторые продавали душу диаволу, чтобы достигнуть своей цели. И это недопустимо. Об этом очень хорошо говорил отец Иоанн (Крестьянкин).

Если болен, предпринимать что-то нужно. Что и как? Всё делать с молитвой. И с желанием, чтобы Господь указал как

А эти экстрасенсы, необычные явления, которые есть у разных людей, и образования-то не имеющих… Откуда это всё? Так-то оно так вроде бы и так… но только даст обладателю этих способностей гордыню. А пациенту, который обращается к нему, – расстройство душевное и телесное. Но, конечно, если болен, предпринимать нужно что-то. Что и как? Всё делать с молитвой. И с желанием, чтобы Господь указал как.

– Отец Валериан, благодарю вас за ваши ответы и советы. Надеемся, что эта встреча не последняя.

– Тем более что вопрос болезней сейчас особенно насущный. Сейчас, по-моему, здоровых почти нет. Все больные. И потому это та проблема, о которой необходимо думать чуть ли не с младенчества.

– Спасибо вам.

Как излечиться от болезней души и тела? Древняя магическая формула!

Эта статья — личный опыт нашей читательницы. Вы узнаете, как излечиться от любых болезней с помощью древней проверенной формулы.

«Как лечить людей, когда медицина бессильна?»

«Несколько лет назад я познакомилась с одной женщиной-врачом, которая работала в военном госпитале. Она была и остается воистину профессионалом своего дела, через ее руки проходит очень много тяжелых больных.

Как-то в откровенной беседе она сказала, что не смотря на неимоверные усилия ученых и врачей, далеко не все болезни поддаются традиционной медицине. Она с сожалением говорила о том, что на ее глазах умерло много молодых людей. Но эта женщина является врачом «от бога», она постоянно искала какой-то путь к решению проблемы.

Однажды в поездке она встретила старца, который занимался целительством. Он передал ей уникальную формулу и поведал, как излечиться от любых болезней. Она много лет использовала ее в лечении болезней, результат был поразительным — выздоровело даже несколько онкологических больных.

Врач рассказала мне этот древний секрет, теперь о нем узнаете и вы».

Проверка формулы

«Первый раз мне пришлось попробовать технику, когда я пришла от стоматолога. Он уже 2 недели спасал мой зуб и в этот день вкрутил мне штифт, практически заново сформировав новый зуб.

Однако на десне образовалась шишка, щека опухла, боль и воспаление не проходили несмотря на лекарства, уколы и физиопроцедуры. После рентгена выяснилось, что там глубоко в десне была киста, которую нужно было удалять операционным путем — вырвать зуб, разрезать десну и так далее.

Я со слезами вернулась домой, и в этот же день решила попробовать действие этой формулы.

Вечером я провела процедуру, а точнее обряд, и, на мое удивление, к утру ни боли, ни опухоли уже не было. После 3-х кратного повторения обряда¹, рентген показал, что киста ушла!

В моей жизни потом было еще много ситуаций, когда мне приходилось использовать формулу, и я каждый раз убеждалась в ее эффективности».

Как излечиться от любых болезней? Секретная формула!

Читать эту формулу нужно, глядя на солнце, в течении 10-15 минут.

Проводить ее следует либо рано на рассвете, либо почти на закате, чтобы глаза могли спокойно смотреть на солнце. Нужно выбрать время так, чтобы до яркого солнца или полного захода оставалось 15 минут.

Утреннее солнце наполняет силой, очищает, освещает путь в наступающий день, а вечернее солнце очищает от болезней, дарит силы и здоровье, настраивает на полноценный отдых.

Для проведения практики следует выйти на улицу и уединиться в том месте, где никто не будет мешать. (Через оконное стекло и в очках от солнца выполнять практику нельзя!)

Заранее нужно продумать, от чего вы хотите излечиться или избавиться.

Кстати, эта формула не только исцеляет болезни, она помогает исполнить желания, благоприятно разрешить ту или иную ситуацию (но только не во вред людям).

Так же она помогает устранить проблемы, ссоры, негатив, может гармонизировать отношения в семье или между возлюбленными.

Как проводят эту древнюю практику?

1. Чтобы наладить свою жизнь и устранить все, что мешает, нужно встать лицом к солнцу и пристально смотреть на него, стараясь как можно дольше не моргать (это значительно усиливает эффект). Если хочется моргнуть — можно прищурить глаза. Тогда смотреть не моргая будет легче.

2. Глядя на солнце, нужно мысленно сформулировать свое желание и попросить у солнца помощи (делать это нужно вслух, но если нет такой возможности, то можно попросить шепотом).

3. Затем нужно произнести следующие слова (произносить их нужно до тех пор, пока не закончится время): «ЭЛЛЯ, СОЗДАТЕЛЬ ЭЛЛЯ, 37406810 ЭЛЛЯ, ЛИЗЭТ СЕЛЕННОЙ ЭЛЛЯ, АЯТ, ЭЛЛЯ».

Примечания!

Цифры произносятся не так, как написано, а: тридцать семь, сорок, шесть, восемь, десять. Слова произносятся так, как написано. Гласная «Е» произносится как «е», «Э» — как «э». Слово «СЕЛЕННОЙ» произносится именно так, как написано, а не ВСЕЛЕННОЙ! Это очень важно!

При избавлении от каких-либо неприятных ситуаций или их последствий, следует представить в подробностях то, что уже прошло в кругу горящего огня. Во избежание неприятных последствий в этот момент нужно 40 раз прочитать эту формулу, пока вся грязь не сгорит. В этом случае с формулой нужно работать возле огня.

Что делать во время неприятной ситуации?

В непредвиденных случаях, когда в вашем присутствии разгорается конфликт, кто-то желает плохого или наблюдаются вспышки гнева и т.д., нужно громко вслух, без стеснения произнести слово «ЭЛЛЯ», можно несколько раз. Это вовремя отсечет от вас негатив и сработает как защита. Проверено!

Пользуйтесь этой редкой и уникальной формулой, и у вас все получиться! Радости вам и счастливых перемен!

Елена

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Обряд — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок» (Википедия).