Как остаться человеком?

36 советов выживания в современном обществе

1. БУДЬ НЕЗАМЕТНЫМ.
Чем вы особенней (удачливей, богаче, выше по должности, красивее, популярнее), тем больше внимания вам придется уделять своей безопасности, если хотите жить без ненужных приключений.
Людям свойственно испытывать враждебность к тем, кто слишком отличается от большинства в лучшую или в худшую сторону.
Конечно, многие восхищаются первыми и жалеют последних, но будет достаточно много неприятностей от тех, кому такие чувства несвойственны.
Особенно опасно выделяться в лучшую сторону, поскольку зависть располагает к враждебности больше, чем презрение, и к тому же у преуспевающих есть что отнять.
Сенека (письмо CV Луцилию): «Кого презирают, того, конечно, топчут, но мимоходом. Презираемому никто не станет вредить усердно и с упорством. Даже в бою лежачего минуют, сражаются с тем, кто на ногах.»
2. НЕ БУДЬ СЛИШКОМ ДОВЕРЧИВ.
Лучшие друзья могут однажды стать предателями.
Многие мошеннические приемы строятся на том, что люди не хотят обижать других своими опасениями.
Избегайте легкой выгоды и чрезмерно доброжелательных людей: где мягко стелют, там больно падать.
Свою бдительность можно оправдывать привычкой соблюдать некоторый порядок, любопытством, заботой о ближнем.
Испытывать недоверие — не значит подозревать, мучиться, страдать бессонницей, прятать от всех свои вещи и бросаться прочь от каждого, кто обратится к вам на улице. Это всего лишь значит установить для себя некоторые правила и выполнять их по привычке, не уделяя им большого внимания.
3. ОТНОСИСЬ С ПОДОЗPЕНИЕМ КО ВСЕМУ НЕОБЫЧНОМУ, НЕПОНЯТНОМУ, И СЛИШКОМ ПPИВЛЕКАТЕЛЬНОМУ.
Лучше деpжаться подальше от стpанных людей, стpанных вещей, стpанных обстоятельств, а в многообещающем ожидать подвоха.
Будьте в этом отношении ленивым и нелюбопытным. Пусть дpугие, менее ценные пpедставители человеческой поpоды, устилают своими тpупами доpоги к новым гоpизонтам)
4. НЕ СТЫДИСЬ СВОИХ ОПАСЕНИЙ.
Кто боится, тот останется целым.
Если вам страшно ходить по карнизу, плавать на глубоком месте, кататься на лыжах с крутой горы, значит, с инстинктом самосохранения у вас все в порядке.
Прислушивайтесь к нему, гордитесь им.
Жизнь в окружении опасностей, постоянная бдительность и эпизодическое переживание страха — это нормально. Человек приспособлен к этому эволюционно, и для него неблагоприятно лишь значительное отклонение от таких условий в ту или другую сторону.
5. НЕ ДОКАЗЫВАЙ НИКОМУ СВОЕЙ ЛОВКОСТИ И ХРАБРОСТИ.
Бывает, молодые люди хотят блеснуть перед девушками или перед приятелями. В дружеской компании каждый вообще становится безрассуднее. Люди заводят друг друга избитыми репликами, вроде «кто не рискует, тот не пьет шампанского», потом совершают «подвиг» и оставшуюся жизнь проклинают свою глупость.
6. УЧИСЬ САМООБЛАДАНИЮ.
то есть способности не поддаваться чувствам при наличии значительной угрозы, или значительного соблазна, или когда вас оскорбляют.
7. НЕ ГОВОРИ ЛИШНЕГО.
Можно быть разговорчивым, но обходить рискованные темы. Избегайте рассказывать кому-либо то, что может быть использовано против вас. Будьте особенно осторожны в оценочных суждениях. Среди прочего, это полезно для карьеры.

8. НЕ РАССЧИТЫВАЙ, ЧТО ДРУГИЕ БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ПРАВИЛАМ.
Переходя улицу, имейте в виду, что водитель приближающейся машины может быть пьяным, или психически ненормальным, или чрезмерно занятым своими мыслями.
9. НЕ РАССЛАБЛЯЙСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ГОСУДАРСТВОМ.
Оно хочет быть хорошим, но не всегда может себе это позволить, а если позволяет, у него не всегда получается то, что хочется.
Сомневайтесь в официальной информации.
Не ждите от должностных лиц точного исполнения их обязанностей. Среди прочего, надо противодействовать попыткам государства пожертвовать вами.
Государство, как правило, слишком легко идет на жертвование своими гражданами, сочетая это с показной сверхзаботой о некоторых из них (нередко совершенно никчемных).
Индивидуум же должен соглашаться на самопожертвование лишь в крайних случаях.
10. БУДЬ СНИСХОДИТЕЛЕН.
Каждый имеет право на ошибки и слабости.
Не приставайте с замечаниями к тому, кто плюнул на пол в общественном месте: у каждого человека может быть настроение, когда хочется крушить все подряд.
Если вы не попадете под горячую руку, это желание может остаться нереализованным. Не проявляйте чрезмерной агрессивности.
Не наживай врагов по пустякам — даже если эти враги кажутся неопасными. Прощайте тех, кто причинил вам зло ненамеренно, кто осознал свою неправоту в отношении вас и стремится исправиться. Миритесь с теми, с кем вы квиты.
11. БОPИСЬ С НЕГОДЯЯМИ.
Никогда не прощайте тех, кто не сожалеет о причиненном вам существенном вреде и способен продолжать в том же духе.
Прощение в этом случае — следствие лени и трусости.
Если не пресекать зло, оно будет множиться.
Все должны знать, что вы в состоянии себя защитить.
Также старайтесь не оставлять безнаказанно несправедливость, причиненную другим людям: сегодня пренебрегут ими, завтра — вами. Это не значит, что надо лезть на рожон, но какие-то меры должны приниматься.
12. БУДЬ ЛЮБОПЫТЕН, ВНИМАТЕЛЕН К МЕЛОЧАМ, НАБЛЮДАТЕЛЕН, ДОГАДЛИВ, ПАМЯТЛИВ.
Непонятное — значит опасное.
Известная опасность предпочтительнее неизвестности.
Распознавайте первый признак приближающейся неприятности.
Если вы потеряли ключ от квартиры, но быстро нашли его в траве перед домом, не успокаивайтесь: в вашей системе самооpганизации что-то не так, и ситуация может повториться с менее благоприятным исходом.
13. БУДЬ ОСМОТРИТЕЛЕН.
Принимая решение, старайтесь учитывать многие обстоятельства, а не только те, которые бросаются в глаза.
Если слишком бдительно вглядываться в какую-то одну опасность, можно упустить другие.
Буддистский афоризм: мудрый смотрит во все стороны.
Прогнозируйте отдаленные последствия своих и чужих поступков. Действуйте с учетом возможного изменения своих мнений и решений в будущем.
Не плюйте в колодец, не переходите Рубикона, не относитесь пренебрежительно к людям, от которых вам ничего не надо.
Вообще, не будьте в чем-то абсолютно уверенным и по возможности оставляйте себе пространство для маневра.
14. УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИСЬ К СУЩЕСТВУЮЩЕМУ ПОРЯДКУ ВЕЩЕЙ.
Не все то, что на пеpвый взгляд пpедставляется глупым, действительно является таковым.

Стpемиться к усовеpшенствованиям, конечно, надо, но пpи этом следует пpоявлять остоpожность.
Случается, люди уже не могут объяснить, почему действует то или иное пpавило, но это не значит, что от него нет пользы.
15. НЕ НАДЕЙСЯ НА СВОИ НАВЫКИ ВЫЖИВАНИЯ.
Они сослужат вам плохую службу, если породят чрезмерную уверенность в своих силах. Чаще тонут те, кто умеет плавать.
16. БУДЬ ИНДИВИДУАЛИСТОМ, хотя бы и тайным.
Поддерживайте в себе способность расходиться в мнениях с большинством. Как сказал один древний философ (Биант из Приены), большинство — зло.
Конечно, обычно надо маскироваться под такого, как все, но внутренне вы должны быть свободны от заблуждений толпы.
Такого рода двуличность — удел всякого умного человека, который не хочет иметь дополнительных неприятностей. Для кого невыносимо все время скрывать свои мысли, тот слишком слаб и потому недостоин жить.
17. ЗАБОТЬСЯ О СВОЕЙ РЕПУТАЦИИ.
Она — важный ресурс.
Попробуйте выгодно пристроить свою порядочность: найдите такое место работы, на котором хорошо за нее платят. Не лгите по мелочам. Греша против истины, хорошо запоминайте сказанное.
Существенные детали можно даже записывать.
18. НЕ СТPЕМИСЬ ИМЕТЬ ИДЕАЛЬНУЮ PЕПУТАЦИЮ.
Кто достигает широко признанного морального идеала, тот вряд ли проживет долго. Этот идеал существует для того, чтобы к нему умеренно тянулись, а не для того, чтобы ему неукоснительно следовали.
19. ИСПОЛЬЗУЙ ЧУЖОЙ ОПЫТ.
Узнав о чужом несчастье, думайте не о том, как хорошо, что оно вас миновало, а о том, что надо сделать, чтобы с вами не случилось то же самое. Надо учиться на чужих ошибках, а не на собственных.
20. ОСВОЙ ХОДОВУЮ, ХОРОШО ОПЛАЧИВАЕМУЮ ПРОФЕССИЮ, а лучше две или три.
Предпочтительнее такие профессии, которые не зависят от условностей цивилизации и поэтому окажутся полезными даже вдалеке от нее или в случае, если от нее мало что останется.
Врач, специалист по рукопашному бою, сапожник, столяр способны хорошо зарабатывать и в благополучное время, а в случае всеобщего развала умрут от голода несколько позже, чем программист, адвокат и брокер.
21. БУДЬ ВСЕГДА НАГОТОВЕ.
Устраивайтесь во всяком месте так, чтобы к вам не могли незаметно приблизиться сзади;
чтобы ничто не упало вам на голову и т. д.
Во всяком помещении занимайте по возможности такое место, чтобы было видно входящих, а также чтобы при необходимости можно было легко его покинуть.
Всегда имейте при себе аварийный набор — вещи, которые понадобятся, если вы получите рану, заболеете, порвете одежду, попадете под дождь, будете ночевать вне дома и т. д.
Носите с собой нож — большой, складной, острый. Он ценен прежде всего как инструмент универсального применения — от вскрытия консервных банок до элементарной хирургической операции. Всегда держите при себе зажигалку или спички. Огонь — это средство освещения, обогрева, обработки раны, отпуги- вания хищников и т. д.
22. ОТНОСИСЬ К СВОЕЙ ОДЕЖДЕ КАК К ПРОСТЕЙШИМ ДОСПЕХАМ.
Она проявит свои защитные свойства при ползании, продирании через кусты, драке, пожаре и т. д. Подбирай одежду неброского цвета и фасона, из прочной ткани, с длинными рукавами и штанинами, без украшательных элементов, которыми можно за что-нибудь зацепиться.
23. ДЕЛАЙ ЗАПАСЫ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ ВЕЩЕЙ.
Если дела идут хорошо, используй появившиеся у вас ресурсы для того, чтобы лучше подготовиться к возможным неприятностям. Храните запасы рассредоточенно, в защищенных местах. Не хвастайтесь тем, что они у вас есть.
24. ЗАКАЛЯЙСЯ, ИЗБЕГАЙ КОМФОРТА.
Умеренные неприятности нужны для поддержания способности к сопротивлению. Счастливым быть вредно. Лучше испытывать небольшие колебания вблизи состояния относительного благополучия. Каждый день упражняйтесь в насилии над собой: в преодолении лени, страха перед болью, в отказе от удовольствий. Ищите удовольствие во власти над своими слабостями. Кто не ест конфет, тот не будет корчиться в зубоврачебном кресле. Кто каждый день бегает, тот проживет без инфаркта.
25. КОНФЛИКТУЙ, НО УМЕРЕННО.
Без чеpезмеpного напpяжения, с опpавданным pиском и не более, чем необходимо. Жизнь — борьба. Для кого это неприемлемо, тот не от миpа сего и может существовать в нем лишь пpячась за чужие спины. Чтобы не простужаться, надо pегуляpно мерзнуть. Чтобы не теряться в перебранке и в драке, надо pегуляpно иметь столкновения с окружающими.
26. ЗАБОТЬСЯ О ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.
Быть осторожным — не значит заранее переживать возможные неприятности. Искать во всем прежде всего плохое — не значит огорчаться по поводу отсутствия хорошего.
27. НЕ ДОСТАВЛЯЙ БЕСПОКОЙСТВ ОКРУЖАЮЩИМ.
Не делайте другим того, чего не хотите дождаться от них. Учитывайте, что другие могут быть менее грубыми существами, чем вы, и то, что для вас терпимо, для них может быть чрезмерным. Жертвовать дру- гими ради своего блага можно, но лишь в крайнем случае — когда это необходимо для выживания.
28. ПОМОГАЙ ЛЮДЯМ.
— но только тем, от кого есть или может быть какая-то польза вам или обществу. Так или иначе, на всех нуждающихся у вас ресурсов не хватит, и надо тратить эти ресурсы эффективно.
В оказании помощи страждущим не надо переусердствовать: все люди должны умеренно страдать, пос- кольку только это поддерживает в них способность к выживанию.
29. ДЕРЖИСЬ ПОДАЛЬШЕ ОТ УЩЕPБНЫХ ИНДИВИДУУМОВ.
больных, калек, дураков, чудаков, неудачников.
Сострадание — качество очень нужное для душевного здоровья и для благополучия общества, но помогать надо только полноценным людям — тем, кто не загрязняет собой генофонд человечества.
Чем больше помогают слабым, тем больше нуждающихся в помощи.
Ницше: «Падающего — подтолкни.»
30. ЗАВОДИ ДРУЗЕЙ.
Должно быть много людей, которые чем-то вам обязаны и потому, возможно, помогут в трудных обстоятельствах или хотя бы воздержатся от причинения вам зла.
Можно оказывать людям ценные услуги, не вводя себя в большие расходы.
31. ВСЕГДА PАССЧИТЫВАЙ ТОЛЬКО НА СЕБЯ.
Не ждите, что врач вас вылечит, а милиционер защитит.
Что в трудный момент друг подставит свое надежное плечо.
32. БУДЬ РЕШИТЕЛЬНЫМ И УПРЯМЫМ, КОГДА ДЕЛО КАСАЕТСЯ ВЫЖИВАНИЯ.
Игнорируйте условности.
Не заботьтесь об оправданиях.
Когда приходит пора искать оправдания, бывает достаточно умеренной сообразительности, чтобы обеспечить их себе с избытком.

33. ПРОЯВЛЯЙ ГИБКОСТЬ.
Если не можете изменить мир, изменяйтесь сами.
Быть упрямым следует лишь тогда, когда это может привести к успеху.
Способность адаптироваться — основной компонент живучести у всякого организма, а для людей еще и признак ума. М. Монтень («Опыты», кн. I, гл. XII):
«Если кто-нибудь пользуется славой человека решительного и стойкого, то это вовсе не означает, что ему нельзя уклоняться, насколько возможно, от угрожающих ему бедствий и неприятностей, а следовательно, и опасаться, как бы они не настигли его. Напротив, все средства — при условии, что они не бесчестны, — способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы. Что до стойкости, то мы vk.com/vechnaya_slava нуждаемся в ней, чтобы терпеливо сносить невзгоды, с которыми нет средств бороться. Ведь нет такой уловки или приема в пользовании оружием во время боя, которые мы сочли бы дурными, лишь бы они помогли отразить направленный на нас удар.»
34. РАЗВИВАЙ СВОИ ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ИНСТИНКТЫ И ИНТУИЦИЮ.
прислушивайтесь к своим страхам, симпатиям и антипатиям.
Вытаскивайте в область сознания свои смутные предчувствия, разбирайтесь с ними, принимайте меры — чтобы никогда не восклицать с досадой: «Я так и знал!».
Нередко люди из вежливости, из чувства долга, из стремления быть «как все» или из нежелания оказаться чрезмерно мнительными делают то, к чему у них «не лежит душа», и потом много об этом сожалеют.
35. ВЕРЬ В СВОЮ УДАЧУ.
Это единственное, во что стоит верить. Кто теряет надежду на лучшее будущее, тот теряет способность жить.
36. ГОТОВЬСЯ К МОМЕНТУ, КОГДА ПОТРЕБУЕТСЯ НАПРЯЖЕНИЕ ВСЕХ СИЛ.
Возможно такой момент случится в вашей жизни не один раз.
Надо встречать его с воодушевлением. Это будет возможность доказать правильность всей вашей предшествующей жизни.
Не бойтесь смерти. Это однократный и не всегда болезненный акт. Вспоминать о нем вряд ли придется. Будьте готовы к риску и даже к самопожертвованию. Не так уж редко случается, что больше шансов выжить имеет тот, кто не боится умереть. Cсылка оригинала: http://22vek.blogspot.com/2014/03/blog-post_21.html Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am. print

Как остаться человеком?

Сегодня «Обзор» публикует часть лучших работ участников конкурса — учеников 11-12 классов (тексты приводятся без редакторской правки).
* * *
Как остаться человеком?
Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя.
Л.Н.Толстой
Появление человека на Земле – великое таинство Бытия.
Рождение дает нам возможность участвовать в мировом ходе событий или же быть просто свидетелем оных. Первый вдох человека – начало суровой борьбы, борьбы длинною в Жизнь…
С первого до последнего дня два начала будут бороться между собой, ставя человека перед выбором. Имя им – Добро и Зло. Как же не пасть в бою и остаться Человеком ?
Младенец является воплощением чистоты и невинности. Это чистый лист, это начало пути. Беззащитный, но требовательный, ласковый и бесконечно доверчивый… Но время идет, он взрослеет, становится жестче, теряет не только детскую припухлость щек, но и веру… Во что? К сожалению, во многое…
Жизнь его закаляет.
И весь этот безжалостный и бесконечный процесс можно сравнить с чашей, наполненной водой. И мы несем её сквозь все преграды и лишения в надежде не расплескать ни капли. Но жизнь — не тихая заводь, а вечное движение, буря, ураган событий! Её роль – воспитание и проверка на выдержку, выносливость. Час за часом, день за днем, год за годом…
Увы! Наша чаша пустеет, а порой и вовсе высыхает. Спасти может только борьба. Несправедливость, боль, обида никогда не будут оправданием черствого сердца. Человек не должен сдаваться, ведь жизнь – это борьба? Наша чаша – это символ человечности, это самое драгоценное, чем мы владеем. Это наша Душа.
Кроме человеческих пороков и несправедливостей, подстерегающих нас, есть угрозы пострашнее. Главный душевный недуг – равнодушие. «Спокойствие – душевная подлость» Это никак не означает равновесия между Добром и Злом.
Это п у с т о т а. Безучастие во всем… Человек по природе своей существо активное, деятельное, противоречивое… Полнота и разнообразие чувств и действий и есть Жизнь. Равнодушие губит Человека, убивает в нем все лучшие душевные качества, которыми он так щедро был награжден при рождении!
Как остаться человеком?
Забыть, вычеркнуть из жизни равнодушие.
Любить Жизнь ! Не бояться испытаний! И быть фонариком, лучиком света хотя бы для кого-то.
Виктория ХАТКЕВИЧЮТЕ,
IV класс, гимназия ,,Ювента,,
* * *
Многие народные пословицы и поговорки говорят о том, что нужно беречь честь смолоду. В круговороте стремительно развивающейся жизни порой бывает очень легко потерять себя как личность, забыть о человеческих ценностях.
В.М.Шукшин, описывая деревенских людей, вырванных из привычной среды, пытается ответить на этот вопрос: как в таких условиях остаться Человеком?
Человеком можно назвать того, кто добр к окружающим, честен с собой и справедлив в любой спорной ситуации. Говорят, что человека определяют его поступки. На мой взгляд, важно не только это. А чистота помыслов? Добрые поступки совершаются без корысти и без ожидания получить добро взамен.
Прожить жизнь идеально невозможно. Каждому человеку свойственно путаться, ошибаться, совершать странные необдуманные поступки. Помните ,,чудиков,, Шукшина ?
А Солженицын? В своих «Крохотках» он сравнивал человеческую жизнь и совершенные им ошибки с бурным потоком реки и мутным отражением в воде.
Главное, человека определяют не ошибки, а их осознание. Я думаю, что настоящий человек не боится правды и всю жизнь учится не только на своих, но и на чужих ошибках.
Вам приходилось сталкиваться с хамством? Откровенной грубостью ? Немотивированной агрессией? А бранная лексика? А злобные взгляды, от которых становится не по себе? …
Вот уж не думала, что, читая рассказы Шукшина, я смогу понять или хотя бы приблизиться к разгадке такого поведения людей. Наверное, не очень-то и злых, возможно, даже добрых и любящих, но где-то там, в далеком прошлом или же в дальнем далеке. Но не здесь и не сейчас.
Оказывается, что изменение и разрушение привычной среды опасно для человека. Не каждый может вынести перемены, впитав в себя новую культуру. Теряя в себе человека, мы становимся злыми и заносчивыми, агрессивными и жестокими. ,,Ведь мы сами расплодили хамов, сами,,
«До каких пор мы сами будем помогать хамству?» А делать-то что?..
Мнение общества сильно влияет на нашу точку зрения. Должность, карьера, зарплата… Проклятое желание во что бы то ни стало угодить влиятельному человеку, чтобы получить выгоду, на мой взгляд, рождается у слабых людей.
Чтобы остаться Человеком, нужно быть сильным и уверенным в себе. Иначе, ,,Что осталось от мужика: трусливый подхалим,…
Вот и спрашиваем себя: К чему же движется человечество?
Чего становится больше: Добра или Зла?
Есения ГРОМОВА,
IV класс гимназия ,,Ювента,,

* * *
В современном обществе часто поднимается тема человечности. Это понятие растяжимое, порой люди думают, что остаться человеком – это в любой ситуации подать руку помощи нуждающемуся. Но только ли это делает человека действительно Человеком? Ведь люди могут бояться боли, испытывать страх, стыд, робость, неуверенность…
А пороки? Явные и тщательно скрываемые? Ведь у всех есть свои маленькие слабости, нехорошие мысли, желания…Да просто поступки, о которых хочется забыть… Они – не Люди? Не имеют права?
Какими же моральными качествами должен обладать Человек?
Человек – разумное существо, сумевшее проложить дорогу в то будущее, в котором мы живем. С точки зрения природы, мы все -люди. В древности человек не думал о гуманизме, о нравственности. Он просто жил или выживал ? Но с развитием цивилизации, культуры появились новые ориентиры, ценности. Человек – творец — личность… и, наконец… человечность! На мой взгляд, это понятие неоднозначно. Каждый волен ставить акценты на тех качествах, которые он считает главными.
Я считаю, что, Человек, в первую очередь, – Творец. Он не слепо покоряется судьбе, а сам строит свою жизнь, порой отступая, терпя поражения. Но он не сдается и… побеждает!
Для других – это нравственный человек, живущий по законам морали, созидатель. ,,Нравственность есть правда. «Можно поставить знак равенства между правдой и нравственностью? Я не знаю, боюсь утверждать… Может, чего-то не понимаю? Не доросла? Или…
Не обязательно быть героем, чтобы называться Человеком. Не каждый способен проявить мужество в критических ситуациях, даже «правильный» человек может струсить. Это проявление слабости. Но много ли сильных личностей в мире?
Думаю, совершенных людей нет. Нужно желание и упорный труд чтобы остаться человеком. Нужна сила воли, чтобы не опуститься до состояния животного( поесть, попить…), нужно видеть рядом с собой других людей (посочувствовать, подставить плечо, посмеяться, поплакать, помолчать вместе), ведь так важно верить в то, что есть Люди…
Люди часто ошибаются. А как же иначе? Они ж и в у т… А значит, имеют право на ошибку? Думаю, что да, имеют. И не надо себя корить за них, надо просто их видеть и быть добрее к другим.
Настоящий человек – это тот, кто умеет сострадать, кто искренне радуется успеху другого, кто не совершит подлость…
Думаю, очень сложно дать определение настоящего человека, а еще сложнее им остаться…
Юлия ГАБАЮТЕ,
IV Класс. Гимназия ,,Ювента,,
* * *
Быть человеком – дар, который все получают при рождении. Начиная с первой секунды нашего существования, жизнь — чистый белый холст. Сознание еще не проявило себя, но чувство, ощущение прекрасного уже есть, только пока оно спит глубоко в сердце.
Мы взрослеем…
Чем больше времени проходит,
Тем дольше этот путь.
Душа идет, по Земле бродит
И сложно не свернуть…
Все так, чем дольше идет человек по дороге жизни, тем резче могут быть её повороты. Самое главное – не сходить ! Во что бы то ни стало, нельзя сворачивать на «невиданные дорожки», которые Бог весть куда заведут.
Жизнь человека кончается там, где убивается человечность – в Сердце и вместе с сердцем. Что случается с теми, чей огонек жизни погас? Как сохранить пламя в своей душе и возможно ли разжечь его снова?

Думаю, причина ураганов внутри человека – это давление снаружи. Безусловно, все происходящее в мире сказывается на сознании. Развитие человека как личности, понимание права выбора, создание в сердце истинных ценностей – всё зависит от жизни на земле. К сожалению , наш мир далеко не прост и бывают времена, когда что-то хочет нас унизить, сокрушить, раздавить, убить в нас человека.
Так было, было в истории человечества. Людей загоняли в рамки, а выходящие за пределы ,, нормы,, исключались из семьи, общества, жизни… Страшное время…
Время без права на Выбор, права на Мысль, на Слово, время БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ, БЕЗ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ…
Но куда, куда же она пропала, человечность-то? Изъяли, порубили, покромсали и оставили гнить. Они делали все, чтобы уничтожить человеческое достоинство, оставив тело- сосуд, существо – машину без души. И все же , и все же человека сломить не удалось! Он выстоял, выжил, сохранил память о невозвратном прошлом, страстное желание настоящего и ожидание непредсказуемого будущего. Он продолжает жить! Получилось… остаться … Человеком!
Как остаться человеком? Одному , наверное, сложно. А память? Генетическая? Знание истории страны? Семьи? Ведь выстояли, выжили! А почему? Были вместе с людьми, помогали , сохраняли. Спасали …Невозможно убить человека в н а р о де. Да, тьма затаилась, выжидая…
Но Света все равно больше. Он исходит от сердца. И если у тебя есть сердце, ты всегда останешься Человеком!
Елизавета КУРИЛЬЧИК,
IV класс, гимназия ,,Ювента»
* * *
Пока человек чувствует боль – он жив.
Пока человек чувствует чужую боль – он человек.
Франсуа Гизо
Я – человек! У меня две руки, две ноги, при помощи которых я передвигаюсь, голова на плечах, способная думать, я могу говорить… Какие ещё нужны подтверждения моей принадлежности к человеческом роду!? Значит, любое живое существо, обладающее этими признаками, может уверенно заявить о себе: „Я – человек!“ — и тот, кто предаёт своих близких, и тот, для кого любовь лишь красивое слово, и тот, кто ради выгоды готов продать свою родину, и тот, кто ради собственных корыстных интересов совершает преступление, и тот, кто презирает других, считая их толпой, а себя – исключительной личностью. Они тоже люди? Нет, этого не может быть, потому что это противоречит замыслу Всевышнего, который создал человека не только по образу и подобию своему, но и вдохнул в него частичку своей души, а вместе с ней – способность чувствовать, любить, жалеть, сострадать. Именно это и является отличительной чертой человека. А если это так, то откуда же в людях столько жестокости, ненависти, нелюбви, как и почему замерзает тёплое человеческое сердце, каменеет душа? Значит, мало родиться человеком, куда важнее стать Человеком и остаться Человеком!
Мы живём в жестокое время, когда происходит переоценка ценностей, когда такие слова, как „жалость“, сострадание“, „милосердие“, „любовь“ вызывают снисходительную улыбку. Сегодня всё продаётся и всё покупается, даже чувства. Деньги – наш кумир, они „властители наших дум“. Ради них мы готовы продать свою бессмертную душу кому угодно. Распадаются семьи, дети отказываются помогать старым родителям, друзья становятся врагами, соседи ненавидят друг друга… Страшно! А кто виноват? Тоже скажете, что виновато время. А мне кажется, что всё-таки человек: не время делает человека, а человек – время. И не стоит его обвинять в том зле, которое мы творим своими руками. На память приходят знаменитые строчки из стихотворения О.Мандельштама: Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей…
„Я – не волк!“ – стоит поверить в это, и жизнь вокруг нас начнёт меняться. И не надо оглядываться, смотреть, как живут и что делают другие, надо начать с себя.
А лучшим попутчиком на этом новом пути будет Совесть, её не обманешь, не подкупишь, не обменяешь на более покладистую. Единственное, что нужно сделать, разбудить её. И тогда она, как грозный страж, будет стоять на пороге совершаемых нами поступков, будет оценивать их и выносить свой вердикт. Совесть – первый показатель нашей человечности.
А что ещё нужно, чтобы быть и остаться человеком? Отказаться от всего, что у тебя есть, совершить подвиг, пожертвовать собой…? Что? Мне кажется, нужно просто жить честно, быть добрым, понимающим, заботливым и милосердным. Улыбка, доброе слово, внимание ничего нам не стоят, а ценятся очень дорого. И не надо совершать никаких подвигов и чем-то жертвовать, нужно просто спросить у старенького соседа, не нужна ли ему наша помощь, позаботиться о родителях, не проходить равнодушно мимо чужой беды. Значит, чтобы остаться человеком, нужно просто жить в согласии со своей совестью и чувствовать не только свою, но и чужую боль.
Важно оставаться человеком
Даже в непростые времена,
Даже если все вокруг свихнулись,
Выпив чашу горечи и зла.
Если даже мир, привычный, добрый,
В одночасье сгинул и исчез,
Важно оставаться человеком,
Не скатиться к низости невежд.
…Чтобы, оглянувшись, посмотрели
Все, кто в прошлом, словно волки, жил.
Встали с четверенек, отряхнулись,
Ужаснулись прожитых годин.
Осознав, что все-таки когда-то
Были человеком рождены,
Поспешили стать им не по виду,
А по состоянию души!!!
Сергей Современник
Маргарита МОГИЛЬДА

Православная наука идет вперед даже быстрее технического прогресса. Православные ученые сделали много чудесных открытий. Например, доказали, что молитва убивает микробов. Священное Писание содержит код экономической теории, к которой мы скоро перейдем. Открыли новый способ коптить мускусную утку. Как верой науку поверяют? – изучал «Город 812».

Президент благословил

Организации православных ученых сегодня появляются по всей стране. Петербург – один из первых городов, где еще в 2003 году образовался Союз православных ученых. Но сегодня центр православной науки сместился в село Отрадное Воронежской области. Там в Храме Покрова пресвятой Богородицы в прошлом году встречал Рождество Владимир Путин. Там же расположена штаб-квартира крупнейшего в России межрегионального Объединения православных ученых (ОПУ), имеющего отделения во многих городах страны и 10 филиалов за рубежом, включая Грецию, Болгарию, Германию. Среди членов объединения более полутысячи человек, из них 130 докторов наук.

Объединение православных ученых часто проводит научные конференции. У него есть собственные СМИ – печатные, электронные и радио. В «Вестнике православных ученых» публикуются научные статьи участников объединения. Среди затронутых в публикациях тем есть, например, такие. «Миссионерская деятельность словесника при подготовке к ЕГЭ», «Свобода журналистики и необходимость государственного регулирования в отношении СМИ», «Коммунальная сфера России: инновационные проекты, их реализация и оценка экономических последствий», «Установка для получения копченой мускусной утки с применением избыточного давления».

Температура повышенная

На счету ОПУ уже несколько реализованных проектов. Один из них называется «Изучение жизнеспособности цветов белой лилии от чудотворной иконы Панагия-Крини» (Греция). Дело вот в чем: на острове Кефалония, что неподалеку от горы Афон, каждый год в день Успения Богородицы происходит чудо. На засохших стеблях белых лилий, положенных в киот иконы пять месяцев назад (по случаю предыдущего церковного праздника), распускаются свежие цветы. Чтобы доказать, что чудо существует, православные ученые доставили два экземпляра этих чудесных растений (Lilium candidum L) в Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина (г. Апатиты), где их исследовал кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории физиологии и биохимии сада-института А.Н. Кизеев. Изучив лилии с помощью микроскопического, физиологического и метода спектроскопии отражения, ученый выдал заключение, что живая часть растения находится на засохшем стебле. Следовательно, чудо – есть.

Члены ОПУ провели первый в мире эксперимент по измерению температуры Благодатного Огня в Иерусалиме. Глава ОПУ протоиерей Геннадий Заридзе, биолог по образованию, пишет об этом исследовании в «Вестнике православных ученых» за июнь 2016 года.

«Меня отправили на Страстной неделе в Иерусалим на схождение Благодатного Огня в составе официальной делегации от Российской федерации. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла ее традиционно возглавил Владимир Иванович Якунин… Со мной был пирометр – инфракрасный термометр VT 303… Благодатный Огонь сошел… быстро… После того, как мне посчастливилось трижды умыться неопаляющим Святым Огнем, была проведена серия замеров температуры пламени Благодатного Огня с использованием серебряной пластины. Лазерный луч прибора многократно направлялся на нагреваемую Святым Огнем серебряную пластинку толщиной 1 мм, шириной 5 мм и длиной 200 мм. Средняя температура была 42 градуса по Цельсию, через 15 минут Благодатный Огонь приобрел температуру 320 градусов по Цельсию. Это еще раз доказывает скептикам, что чудо Благодатного Огня нарушает законы нашей Вселенной. Холодная плазма появляется и несколько минут существует в условиях нашей земной атмосферы (что с научной точки зрения невозможно), потом через 10–15 минут она получает дополнительную энергию и становится обычным горячим огнем, нарушая закон сохранения энергии», – написал в научном отчете православный ученый Заридзе.

Сейчас ОПУ начинает новый научный проект, связанный с чудесным превращением змей в теплокровных гадов. Чудо происходит на том же греческом острове Кефалония, где оживают лилии. Такая концентрация чудес, вероятно, связана с близостью святого Афона. В праздник Успения Пресвятой Богородицы ядовитые змеи со всего острова сползаются на место бывшего монастыря, но никого не кусают. И в этот момент, по словам очевидцев, они становятся теплокровными. ОПУ ищет авторитетного ученого- серпентолога, который мог бы выехать на место чуда, измерить температуру змей и научно обосновать происходящее.

Бред и мракобесие

В Петербурге у Объединения православных ученых есть филиал, куда вошли участники петербургского Союза православных ученых. Одним из самых ярких научных открытий петербургских исследователей стали новые свойства молитвы. Инженер-электрофизик из НИИ промышленной и морской медицины Ангелина Малаховская доказала, что «Отче наш» и крестное знамение убивают микробов.

Для эксперимента была взята вода, загрязненная кишечной палочкой и золотистым стафилококком. Молитву читали и верующие и неверующие, однако число патогенных бактерий в разных средах все равно уменьшалось по сравнению с контрольным образцом в сто раз. Ученые утверждают, что открыли новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего (молитвы) преобразовывать структуру воды. Так, оптическая плотность водопроводной воды, осеняемой крестным знамением обычным верующим, повышалась почти в 1,5 раза. А при освящении священником – почти в 2,5 раза. Ни при каких других сложениях пальцев рук и пассов над водой не удавалось добиться подобных результатов. Исследования велись почти десять лет. По результатам была выпущена монография, снят фильм.

Правда, Комиссия по борьбе с лженаукой РАН неоднократно характеризовала подобные «православные открытия» как антинаучные, предостерегая от усиливающегося напора мракобесия. В частности, глава комиссии академик РАН Эдуард Кругляков (ныне покойный) назвал работу православной ученой Ангелины Малаховской, изучившей влияние молитвы на микробов, бредом. Так же, кстати, как и другое ее исследование – о дезинфицирующем воздействии колокольного звона.

Священное писание как основа прорывных технологий

О том, как использовать Слово Божье в современных методах научных исследований, «Городу 812» рассказал православный ученый – профессор Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук Сергей Дятлов.

– Много в Петербурге православных ученых?

– Если человек православный и ученый, то он, по идее, православный ученый. Но если человек не православный, тогда он не может называть себя православным. Православный ученый – это верующий ученый. Поэтому есть ученые верующие – значит, православные. Конечно, их много.

– Чем занимаются православные ученые?

– Я экономист. У нас есть еще доктор биологических наук Слезин Валерий Борисович. Он работал в Петербургском НИПИ имени Бехтерева, сейчас на пенсии. Он открыл четвертое состояние сознания – молитвенное. Потом была Ангелина Молоховская (умерла), которая исследовала воздействие крестного знамения на свойства воды. Я являлся ее консультантом. И другие.

– Вы как православный экономист сделали какие-нибудь открытия в своей области?

– У меня вышел целый ряд публикаций, посвященных православным основам русской экономики, государственности и права, и одна монография – «Христианство и Ислам об экономике».

– Какая основная мысль монографии?

– В монографии мы развиваем положение (которое обосновали еще в 2003 году) «методология Священного Писания как основа общенаучных методов исследования». Мы считаем, что в Священном Писании изложена эта методология – в закодированном виде. Она, эта методология, универсальна, и в ее основе лежит информационный императив.

– Не могли бы вы попроще объяснить?

– Конечно! Основой разнообразных социально-экономических явлений является информация в своих определенных количественных и качественных характеристиках. Но информация в рамках разных теоретических концепций имеет разные, скажем так, сущностные атрибутивные свойства. Мы развиваем свою теорию информации, субфункциональную теорию информации, которая является основой информационной парадигмы развития общества, которое идет на смену старой индустриальной, линейной парадигме и которое сейчас начинает развертываться в целую систему понятий – и современной науки, и понятий, которые отражаются в прорывных научных открытиях, которые сейчас делаются…

– А Священное Писание при чем тут?

– Священное Писание содержит в себе универсальную методологию, на которой базируется вся научная методология. Потому что сначала было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог. И Бог сотворил словом. А что такое слово? Это определенная информационная структура, сутью которой является информационная функция. Конечные главы нашей работы посвящены изложению духовно-нравственных основ экономики, государственности и права России. Мировоззренческим и научно-концептуальным основанием является именно православие. Солнце дает жизнь, и православие – тоже. Это та энергия, которая позволяет вам сейчас меня слушать, мыслить, жить. Это та энергия, которую Бог вдунул в вас во время творения вас как личности. Этот субфункциональный принцип бытия и есть дар Божий. Когда этот дух из вас выходит, вы превращаетесь в набор химических элементов… Наша работа – это серьезная научная монография на 400 страниц.

– Если во мне нет веры, я – набор химических элементов?

– Потенциально каждый человек обладает способностью верить. Почитайте Священное Писание, там все сказано.

– А если я принадлежу к другой религии, не к православию?

– Это уже другая система координат. Я не специалист в других конфессиях. Я изучаю нашу святоотеческую традицию.

– Что вы в вузе преподаете? Ваше православное мировоззрение помогает или мешает учить студентов?

– Я много предметов преподаю: экономику, экономическую теорию, теорию информационного общества, теорию информационной экономики. Как человек законопослушный, я прежде всего выполняю установки Минобрнауки. Если в том курсе, который я читаю, есть соответствующий раздел – о нравственных и духовных аспектах экономики – я, естественно, их затрагиваю.

Линк:

Сайт объединения православных ученых

Деятельность Объединения включает в себя различные мероприятия как в пределах Воронежской области, других регионов России, так и за Рубежом. Симпозиумы, семинары, научные конференции, форумы, посещение храмов и святынь, праздники и тематические торжества – график событий плотный. Раздел «Новости», представленный по верстке как страница информационного портала, раскрывает всю картину деятельности Объединения, рассказывает обо всех ее активностях.
Раздел «Наука» представляет срез новостей о научной жизни мира, знакомит с научными трудами на темы, пересекающиеся с православием, транслирует «Международный научный вестник» с возможностью скачивания в формате pdf. «Молодежный раздел» рассказывает о деятельности волонтеров, благотворительных фондах и их координаторах.
Все разделы сайта направлены на просветительскую деятельность, раскрывают все стороны Объединения и стимулируют интерес к событиям, интенсивностью которых может похвастался далеко не каждая общественная организация.

Цивилизационный путь России

Семинар на тему «Духовно-нравственная культура России как мировоззренческая парадигма истории и стратегии» прошел в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Ученые, богословы, общественные деятели говорили о прошлом и будущем России, о ее вечных ценностях, наполняющих жизнь людей высшим смыслом, способных объединять общество на многие десятилетия вперед.

Приветствуя участников семинара, ректор МДА архиепископ Верейский Евгений отметил, что люди Церкви, пытаясь осмыслить прошлое России, говоря о ее будущем, должны, прежде всего, иметь в виду Промысл Божий. Богом было попущено, чтобы наша страна прошла за минувшие сто лет тернистый путь, при этом кровь новомучеников Российских стала мощным фундаментом современной Церкви (см. с. 1).

Архиепископ Верейский Евгений и игумен Киприан (Ященко)

Сегодня, отойдя от безверия и атеизма как мировоззренческих основ общества, к полноценному содружеству православной веры и науки Россия так и не пришла. В то же время в школьный образовательный стандарт, в политический и научный обиход было введено «компромиссное» понятие духовно-нравственной культуры (ДНК). Так, по словам игумена Киприана (Ященко), были названы наши традиционные нравственные основы, а также российская культура, базирующиеся на культуре религиозной. ДНК опирается на вечные ценности, апеллируя к которым можно говорить о стратегии развития общества на много лет вперед. Духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) считал: если нам удастся передать православную традицию детям, следующему поколению, через несколько лет у нас будут православное правительство, православный народ и православная страна – непобедимая и самая сильная в мире.

Революция – это возвращение

«История – это прежде всего преемственность», – полагает доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Николаевич Расторгуев. В этом смысле духовно-нравственная культура – и есть ДНК, некий код, с помощью которого гены высших ценностей передаются из поколения в поколение. За этой глубинной преемственностью стоит Закон с большой буквы, «скрижали», или миссия. Они даются человеку свыше по дарам его и способностям, крест бывает по силам человеческим; но и народам предопределяются такие же миссии, у них есть предназначение.

На видеосвязи доктор философских наук, профессор МГУ Валенрий Расторгуев

Как можно сформулировать миссию России на грядущее столетие? Английский философ Арнольд Тойнби писал, что миссия и России, и Британии – это защита христианства. Сегодняшняя Европа – уже не христианская цивилизация, и даже не постхристианская – это цивилизация, которая глумится над святынями предков. И Россия осталась единственной защитницей христианства в мире. Но кроме миссии свыше существует и то, что называется коммерческими целями, групповыми интересами, обусловливающими мультикультурализм – наводнение стран иноземной культурой. Сегодня целая академическая школа в рамках Научного совета при президиуме РАН под руководством академика Евгения Петровича Челышева изучает эти явления в программе «Цивилизационный путь России».

В переломные, роковые моменты истории, к которым относятся войны, катастрофы, революция 1917 г., – меняется идентичность народов и отдельно взятого человека. Само слово «революция», по мнению Расторгуева, отражает очень глубокий смысл, который люди, говоря о революции, забывают и не видят. «Революция – это возвращение. Но возвращение куда, в какую историю? Когда речь идет об Октябрьской революции, то это возвращение в язычество. Всякая революция – это не только продвижение, взлом какой-то традиции, но и возвращение: ты взломал и провалился. То есть подъем часто оплачен чудовищным провалом именно в сфере духовной культуры – того, что составляет основу преемственности».

Нынешние сценарные прогнозы развития России – стратегии различных политических сил, контрэлиты – порой представляют собой не что иное, как попытки изменить будущее. «Но будущее, – полагает В.Н. Расторгуев, – в значительной степени предопределено. Мы говорим, что у истории нет сослагательного наклонения. Это не совсем так. Бывают такие дороги, развилки, после которых, как нам кажется, возвращение невозможно. Оно действительно невозможно, если мы не будем останавливаться и смотреть вокруг. Но если мы остановимся и вернемся на несколько шагов назад, то окажется, что не все дороги потеряны, не все заросли. И вот в этом смысле перед Россией открывается очень много дорог, которые мы пропустили, пролетели в прошлом. В будущем многое зависит не от человека, и даже не от общества, и даже не от самой истории, а от Высшей Силы».

Протоиерей Валериан Кречетов с веточкой вербы, которая ежегодно распускается в ночь под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

У Бога средств много

Протоиерей Валериан Кречетов 47-й год служит в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области («летописец века сего», по словам игумена Киприана; «камень, обросший мхом», по мнению самого батюшки). Отец Валериан согласен с профессором Расторгуевым в том, что касается будущего: «Все в руках Божиих: как будет дальше – как Бог даст».

Батюшка вспомнил своего духовного наставника протоиерея Сергия (Орлова), который окончил в 1911 г. семинарию, а кроме того, получил два высших светских образования в Варшавском университете и Киевском политехническом, увлекся революционными идеями, проработал «Капитал» Карла Маркса, но разочаровался: «Расписано филигранно, но в жизни все наоборот». На вопрос о том, что будет дальше, 45 лет назад отец Сергий ответил: «Кто его знает, у Бога столько средств, вот так все повернет: заснем при одной власти, проснемся при другой власти».

В качестве доказательства своих слов отец Валериан предъявил собравшимся пушистую веточку вербы, которая распускается ежегодно в России зимой, 4 декабря, в ночь под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это живое свидетельство того, что идеже хочет Бог, побеждает естества чин.

В то же время человек пожинает то, что посеял. Сербский святитель Николай (Велимирович) в книге «Война и Библия» пишет о том, что ради грехов беззаконных богоборческих начальников страдает народ. В другом месте говорит: держава дается народу для того, чтобы было чему погибнуть, дабы осталась жива душа народа. Когда душа народа воскресает – возрождается держава. В войне, как пишет святитель Николай, побеждает не народ, а Бог, выступающий на стороне того народа, который начинает каяться.

Сам Господь говорит: «За покаяние прибавлю, за беззаконие убавлю». Современный русский старец Тихон Агриков, в схиме Пантелеимон (1918–2000), считал, что мы живем в прибавленное время. При этом некоторые святые полагали, что еще предстоит расцвет христианства в мире. Преподобный Серафим Вырицкий, например, предсказывал: Восток будет креститься.
Отец Валериан поделился с собравшимися впечатлениями от своей недавней поездки на Чукотку, где за восемь дней провел 24 встречи в самых разных структурах. «И, знаете, очень отрадное впечатление: все внимательно слушали, и везде есть православные».

Иеромонах Варнава (Лосев), благочинный Покровского храма МДА

Исчезнет семья – исчезнет мир

Иеромонах Варнава (Лосев), благочинный Покровского храма МДА, по совместительству – специалист по информационным технологиям, выпускник МИФИ, затронул две важные темы: монашескую (молитвы) и немонашескую (воспитание ребенка в семье, ибо, как полагал преподобный Паисий Святогорец, когда исчезнет семья – исчезнет весь мир, и монашество, и вообще все).

По мнению отца Варнавы, Бог дал нам свободу и не вмешивается в нашу жизнь насильно, поэтому именно молитва позволяет Богу активнее исправлять нашу жизнь к лучшему.

Немонашеская тема связана с носителями духовно-нравственной культуры. Что бы мы ни делали, какие бы проекты или идеи ни предлагали, пока не восстановится связь детей со своими родителями, не будут возрождены традиционные семейные ценности – все бесполезно, полагает отец Варнава.

Воспитание должно начинаться от утробы матери. Если духовно-нравственные ценности не заложить в нежном возрасте – потом все очень сложно. Должна быть живая преемственность. На Афоне есть четкое понимание того, что духовной жизни по книгам научиться нельзя: нужен живой наставник, носитель традиций. Если хочешь научиться страху Божию, поселись с тем, кто его имеет.

У греков есть предание: когда Святое Семейство убегало в Египет, Божия Матерь, остановившись на ночлег в одном доме, вскормила чужого ребенка Своей грудью. Именно этот человек, который в младенчестве напитался молоком Божией Матери, через много лет оказался благоразумным разбойником, покаявшемся на кресте и первым вошедшим в рай.
«Поэтому главная задача сегодня – это семья. Чтобы детей в семьях было много и чтобы не кто-то посторонний их воспитывал, даже учителя в воскресных школах, а сами родители передавали бы им традицию, можно сказать, через кожу, непосредственно, своим личным примером, своей жизнью. Тогда действительно будет толк», – считает отец Варнава.
Протоиерей Валериан добавил к сказанному мнение отца Николая Ведерникова о том, когда следует отдавать ребенка в детский сад: «В двух случаях – если родители умерли или сошли с ума».

Председатель Объединения православных ученых протоиерей Геннадий Заридзе (в центре)

Неоязычество, или Почему Шрек нам не товарищ

Безусловно, детей надо воспитывать в семье, но кто будет этим заниматься? Невежество российского общества в вопросах веры сегодня просто поразительное. «Надо воспитывать родителей, друзья!» К этому призвал собравшихся председатель объединения православных ученых протоиерей Геннадий Заридзе.

По мнению отца Геннадия, диавол не утруждает себя созданием многообразных искушений. С эпохи Возрождение, которая обернулась возрождением язычества, до настоящих времен, когда активизируется неоязычество, он пытается оторвать людей от истинного понимания Бога. В самой большой православной империи мира – России – перед революцией сохранялись православные устои, но были и серьезные отступления от истинной веры. Старцы, которые жили в XVIII–XIX веках, претерпевали преследование со стороны и светских, и духовных властей. Митрополит Вениамин (Федченко) и другие авторы писали о том, что царская армия была абсолютно безбожной. Она не могла победить, потому что была без Бога.

По сей день диавол через вольнодумцев разных мастей пытается поставить во главу угла животные инстинкты, потребности физиологического характера, воспитать «хороших потребителей», массу ограниченных, легко управляемых людей.

«Образование в царской России находилось на достаточно высоком уровне. Президент Соединенных Штатов Америки Джон Кеннеди был вынужден признать, что в СССР создано лучшее в мире образование. И его начали перестраивать. Сегодня оно пребывает в тяжелейшем кризисе: учебники разношерстные, а в некоторых пишется абсолютная ложь – например, что Вторую мировую войну выиграли американцы, а Россия была, оказывается, соратницей Гитлера».

То, что сегодня пропагандируется – педофилия, инцест, однополые браки, эвтаназия, – присуще языческому обществу. «Взять, к примеру, популярный мультфильм про Шрека. Кто такой Шрек? Такой зеленый человечек, положительный, отзывчивый герой, который, оказывается, людоед. Почему бы не дружить с людоедом? Происходит примирение совести с мерзостью. В другом мультфильме поют: «Вампиреныш – ваш лучший друг». Если вам вампир и людоед товарищи, то вы не христианин», – рассуждает протоиерей Геннадий.

Сегодня в Министерстве образования идет работа над новой Концепцией образования Российской Федерации, в этой деятельности принимает участие и Объединение православных ученых. «Нужна не просто духовно-нравственная культура, необходимо вводить ее в программы школ и вузов, тогда молодое поколение хоть какое-то представление будет иметь о Боге и том, зачем люди живут на свете».

Отец Геннадий рассказал о предсказаниях старцев о Третьей мировой войне, которая унесет две трети человеческих жизней. Однако в этом тяжелейшем испытании Россия консолидирует вокруг себя славянские народы, а Церковь наша будет хранительницей православия во всем мире.

Мирон Валерьевич Боргулев

Зачем физикам «лирика»?

Мирон Валерьевич Боргулев, куратор направления «Промышленность» Ассоциации независимых директоров «Директориум», продолжил тему духовно-нравственного воспитания молодых специалистов, в том числе в родном для него Московском физико-техническом институте (МФТИ).

По мнению Боргулева, современные технологии дают одному отдельно взятому человеку ту власть над миром, которой он не имел ни 50, ни 100, ни тем более 500 лет назад. «Как хорошо сказал один мой однокурсник, ныне американский молекулярный биолог, какое бы я ни сделал открытие, я не знаю, чего больше оно принесет – вреда или пользы?» Ответ на подобные вопросы дает духовно-нравственное воспитание. «Гуманитарное образование существует для того, чтобы спозиционировать специалистов в пространстве добра и зла, что особенно важно в грядущем веке автоматизации», – полагает Мирон Боргулев.

Будет ли автоматизация использоваться для усиления неравенства, когда один-два, может быть, 5% сверхинтеллектуальных людей эксплуатируют всех остальных, которые «ловят покемонов и сидят на легких наркотиках»? Или же автоматизация окажется средством вовлечения максимально широкого количества людей в созидательный труд? Это вопрос, который в ближайшее время станет принципиальным. И здесь свое слово должна сказать Церковь.

По мнению докладчика, в отношении трех современных технологий обществу предстоит определяться уже очень скоро. Первое – это генетическая модификация человека, которая уже на пороге. «Можем ли мы внедряться в Божий Промысл и хотим ли? Кто должен иметь к этому доступ? И нормально ли существование Рокфеллера, как говорят, с шестым пересаженным сердцем?»

Вторая технология – это искусственный интеллект. Важно понять – до какой степени мы можем заменить себя машинами и кто будет нести ответственность за сбои в работе этих машин?

Третье – доступ к новым источникам энергии, одновременно означающий новые вызовы, опасность перегреть экосистему, природу, планету. Тем более что климат стремительно меняется, и мы к этому не готовы. Здесь возникают те вызовы, которые требуют интеллектуального сверхнапряжения всего человечества. «Видимо, тот протестантско-экспериментальный путь, по которому шла мировая наука в последние 500 лет, заканчивается. От понимания мира как механизма следует перейти к его осмыслению как организма. И здесь российские научные школы могут сказать свое слово», – считает Мирон Боргулев.

Декан факультета социологических наук ПСТГУ Игорь Рязанцев

Век духовных побед

Подводя промежуточный итог состоявшегося разговора о прошлом, настоящем и будущем России, ее цивилизационном пути, доктор экономических наук, профессор ПСТГУ, декан факультета социологических наук Игорь Павлович Рязанцев высказал мнение, что минувшее столетие – это время не столько духовных катастроф, сколько духовных побед и высочайших достижений. Была надломлена традиция, тем не менее человеческая история продолжается, и православная традиция устояла. Что означал надлом традиции? Он означал, что в противоположность совершившим преступления появились люди, которые своей жизнью смогли совершить подвиг, соединивший времена и народы. И главное – в происходящих тяжелейших испытаниях был именно этот подвиг, были страдания, а не преступления тех, кто причинял страдания.

Говоря о будущем, Рязанцев высказал надежду, что век грядущий унаследует духовные свершения минувшего столетия, и нам, живущим здесь, по милости Божией удастся идти по подлинному цивилизационному пути России.

Ольга Каменева