Как выйти из секты

Содержание

Как выйти из секты и почему попадают в секты

Наконец-то мне прислали полную запись моего интервью о религиозных сектах.

Интервью для украинского канала НТН о том, как привлекают людей религиозные секты, как влияют на людей, какими способами секты удерживают своих подопечных, как выйти из секты, как вести себя родственникам, если кто-то из близких попал в секту.

Огромное спасибо Алексею Лахненко за сотрудничество и помощь в получении записи!

РАСШИФРОВКА ИНТЕРВЬЮ

— Почему люди уходят в секты? Чего им не хватает?

У людей формируется чувство неудовлетворенной потребности. Потребности в любви, потребность в приятии. Они являются базовыми. И если мы эти потребности не удовлетворяем в своей семье, получается такой вот голод, внутренний эмоциональный голод.

Люди, которые строят секту, они строят все на том, чтобы этот первичный голод был удовлетворен. Потому что когда у человека не удовлетворена потребность в любви и принятии, нарушается очень сильно внутреннее ощущение безопасности. Человек находится в состоянии постоянного стресса. Он не принят и ему нужно выживать, бороться с миром.

Поскольку безопасность — это базовая потребность человека, вот они и обеспечивают первичную безопасность человека. Человек понимает, вот здесь меня любят, здесь меняя принимают, здесь меня выслушали… а вы все не хорошие, я с вами дружить не буду. И уходит.

— Что человеку обычно обещают, зазывая его в секту? На что человек покупается?

Человек обычно покупается на то, что здесь люди встретили его с открытым сердцем. Обычно формулировки такие «у нас искренняя любовь, у нас искроенное принятие, мы тебя встречаем с распростертыми объятиями, с открытым сердцем».

Понимаете, как мы устроены. Мы всегда ищем подтверждение тому, во что мы хотим верить. И когда человеку обещают все это, он видит, что мне вот это сделали, мне вот это сделали, вот это, я уже верю, я туда иду. И по этим обещаниям человек сам достраивает логическую цепочку и попадает туда.

— Каким манипуляциям человек уже подвержен, если его действительно завлекли в секту?

Секта – это малая группа. В психологии есть такое понятие «малая группа». Там существуют свои законы, такой некий микро-социум. Законы создает тот, кто формирует секту, потому что он под себя прописывает правила, которые существуют в этой секте. Распределение ролей достаточно четко. Там есть иерархия. И человек, который приходит в секту, занимает место в самом низу. Ему нужно пробиться на верх, доказать, чтобы получить больше благ, больше любви, больше еще чего-то. Для этого ему надо доказать свою лояльность.

Та же десятина в церкви. Ты же ни в какую церковь не придешь, тебя не будут считать своим человеком в церковной общине, если ты не приносишь десятину.

Точно так же и в секте устанавливается. Там есть трудовая повинность, денежная повинность. Кто-то может давать больше, кто-то умеет организовывать людей и собирать деньги, он поднимается выше. Вот так формируется секта. И так распределяются в ней обязанности.

— Как-то можно определить, что тобой пытаются манипулировать, пытаются завлечь? Можно ли как-то распознать это?

Можно. Как только вам обещают сразу любовь, принятие, говорят, что там все братья и там все друг друга любят. Что там все только тебя и ждут. Что вот все уже стоят, и все ботинки истоптали в ожидании тебя — уже стоит насторожиться.

Когда люди говорят «иди к нам, у нас супер как классно». И человек идет и даже не спрашивает «а за что мне все это?» Потому что он настолько истосковался по этому, что он готов бежать туда.

И вот, когда он приходит, ему уже говорят «а вот теперь, раз, два , тир… двадцать пять … и все это ты должен»

— Как-то можно распознать по поведению человека, что он попал в секту? Вот если родной попал в секту, но он скрывает.

В секту попадают не все люди. Это специфический склад людей, которые попадают в такие организованные соединения людей, в секты.

Это люди, которые обделены в семье вниманием, которые замкнуты сами по себе. Которые как «гадкий утенок» в офисе. В коллективе у них мало друзей, с ними мало кто общается. И этот человек замыкается.

И если вы понимаете, что человек, помимо того, что он был замкнутым и на него никто не обращал внимание, изменился. Он вдруг начал читать какие-то книжки, он стал куда-то пропадать. И на попытки его расспросить куда ты, где ты, чего ты. Он вам отвечает «вы все равно не поймете. Вот там, там люди, а вы… ай отстаньте».

Либо он будет вообще скрывать это всячески, исчезать и ничего не рассказывать. Тогда даже в личных вещах у человека бесполезно рыться, потому что он будет прятать все.

А многие секты, которые формируются именно как секта, они настаивают на том, чтобы сохранялась тайна. Это одно из условий причастности к этому коллективу.

— Как-то можно этого человека переубедить, если понял что попал в секту. Или какие-то доводы будут просто не восприняты им?

Со стороны родных никаких слов воспринято не будет вообще. Скажу почему. Потому что родные, они уже утратили свой авторитет. Они уже утратили свою эмоциональную связь с членом семьи, который попал в секту. Они для него уже не существуют. Он от них отделился, он уже там.

Он ждал от них любви, ждал от них поддержки, но он не получил в таком виде, в котором он ждал. Поэтому он ушел туда, где ее дают.

Поэтому выходить из секты тяжело. Вытаскивать людей из секты лучше со специалистом. Лучше обращаться к психологам, но не ко всем подряд. Обращаться надо к тем, кто специализируется на работе с зависимыми такими людьми, на работе с сектами. Потому что там есть своя специфика и там нужно учитывать моменты.

Потому что психолог, у которого отработана программа, четко говорит, что делать, что говорить, кому говорить и как поступать.

Но в первую очередь, если возникло подозрение, что член семьи куда-то ходит, где-то пропадает. Глаза почему-то загорелись, или тухнут, когда его начинают спрашивать или сильно раздражается, когда его спрашивают, куда ты ходишь. Тут лучший вариант напроситься сходить вместе: «Ты знаешь, очень хочу, так интересно, покажи, расскажи».

Но ни в коем случае не критиковать этого человека за его выбор. Лучшее что можно сделать – это задавать вопросы. «А как проявляется их любовь? А что они сделали для того чтобы ты понял? Как ты понимаешь, что они тебя любят? А как то проявляешь свою любовь? Что ты делаешь в ответ? Сопоставимо ли это?»

Когда вы расспрашиваете человека, вытягиваете из сказки, которую он сам себе придумал. Переводите его на логическую часть его жизни и заставляете думать «вот это отдал я, вот это я получил – а есть ли равновесие? Нет? Может мне это уже не так интересно»

Вот это первичное, что можно сделать. Но лучше обращаться к специалисту.

— Но специалист не побежит за ним и его не затащишь силой к специалисту.

Дело в том, что нужно не к специалисту человека тащить. Родственники приходят и говорят «у нас есть подозрения». Обычно специалисты, которые работают с теми, кто попал в зависимость, кто попал в секту, они либо выезжают на дом, либо встречаются на нейтральной территории с этим человеком.

Иногда делается, так, что вроде состоялось нечаянное знакомство. Иногда этот человек приходит вроде в гости в дом, вроде случайно пригласили на чашечку чая знакомого, и начинает разговаривать.

Потому, что если человек, который попал в секту и понимает, что его семья хочет вытащить из этой секты, он будет очень сильно сопротивляться. Потому что он себе построил микро-мир, в котором он себя чувствует безопасно, а его снова хотят выдернуть в стресс.

Это вызывает напряжение, и человек будет бороться, хотя бы за мнимую безопасность, но безопасность.

— Насколько сложно человеку, даже если он сам осознал что это секта, насколько сложно ему будет покинуть эту организацию? Чем это для него будет чревато и в психологическом плане?

Иногда, к сожалению, есть очень много историй, когда человеку и жизнью приходиться платить за попытки выйти из таких организаций. Не буду говорить, что все так плохо, есть разные структуры.

Если человек уже понял, что что-то не так, что не совпадает «вот это я вложил» и «я получил». Если отдаешь больше, если твои действия ограничены, если контролируют, что ты думаешь, что ты делаешь, как ты общаешься. Если тебя настраивают против твоей семьи и отторгают тебя от твоей семьи. Ты наш, а они чужие, они нам не нужны. Это уже повод задуматься и оценить, сколько времени ты получал там, в семье, заботу.

Тебе давали заботу такую, какую могли обеспечить. Здесь тебе дают другую. Но соизмеримость вкладов. Там ты получал просто, потому что ты член семьи. Давая или не давая что-то в замен, получал.

А здесь ты должен обязательно заслужить, чтобы подняться на следующую ступеньку.

И когда человек это понимает, ему нужно дистанцироваться, но ни в коем случае не выступать открыто с критикой внутри этой секты. Потому что найдутся люди, которые будут фанатично преданы этому. Или люди, которые обязаны будут по своей иерархичной структуре, защищать эту структуру. И они сделают все, чтобы это человек был уничтожен.

Психологически, физически, но был уничтожен, потому что он представляет угрозу для той структуры, которую они выстроили.

Поэтому тот, кто хочет уйти, для начала я бы советовала обращаться за помощью к специалисту. Потому что специалист окажет правильную помощь. Самому выйти из секты очень сложно. Есть великий шанс спровоцировать большой конфликт внутри этой системы, из которой будешь выходить.

Когда выходишь со специалистом, ты можешь это сделать мягче, безопасней для самого себя. То есть безопасность не нарушать собственную.

Как вывести человека из под влияния секты: 25 принципов универсальной методики

Наличие лидера, авторитет которого непреклонен, отсутствие четко осознаваемой социальной идентичности, общий образ врага, сформированные предубеждения, которые очень тяжело сломать, – все это лежит в основе деструктивных организаций.

Причем процесс перехода от радикализма к экстремизму через фанатизм довольно прост и быстр. А вот вернуться к обычной жизни, уйти от деструктивной организации, разрушающей не только саму личность, но и общественную жизнь человека, бывает не так уж и просто. Существует две методики ведения диалога с теми, кто оказался под влиянием таких течений. Первая — конфронтационная, вторая построена в форме конструктивного диалога. Суть первой состоит в сообщении объективной информации об истории и практике секты. Цель — сформировать реалистичное отношение к данному сектантскому движению, предоставить человеку возможность сознательного выбора между продолжением общения с сектантом или отказа от него. В основе второй лежит желание вызвать на диалог и заставить его задуматься над содержанием проповедуемых им идей. Каждая секта имеет собственную историю, вероучение, свои особенности. Однако, несмотря на это, есть общие принципы конструктивного диалога с последователем радикальной организации террористической направленности.

1. Выводить человек из секты или деструктивного течения лучше в начале процесса его обработки вербовщиком. Если человек уже принял новую доктрину как свою систему жизненных ценностей, то у него наступает, так сказать, «медовый месяц», который может длиться несколько лет. Этот период характеризуется тем, что секта уделяет повышенное внимание своему новому члену. В это время следует быть крайне осторожным критикуя организацию, иногда этого лучше вообще не делать. Вам лучше подождать того времени, когда в секте «остынут» к теперь уже действительному члену организации, а это охлаждении отношения приведет к первому разочарованию адепта.

2. Не допустить разрыва отношений. Для этого нужно как можно больше узнать о методах контроля сознания, применяемых данной сектой. Если в секту попал ребенок, то не выдвигайте ему никаких ультиматумов, так как иногда к разрыву отношений между новообращенными и их родителями приводит именно неумение сдержаться в возникшей экстремально сложной ситуации, не выдвигайте никаких ультиматумов. Пока есть связь с человеком, на него возможно повлиять.

3. Друзья и родные сторонника деструктивной организации должны сделать все от них зависящее, чтобы показать: они по-прежнему любят и уважают его, интересуются его жизнью и хотят сохранить с ним близкие отношения.

4. Приступая к ведению диалога, прежде всего «договоритесь о терминах», чтобы Вы и Ваш собеседник, используя одни и те же понятия, вкладывали в них одинаковый смысл.

5. Также необходимо избегать: проявлений неуверенности, скучного начала, проявления малейшего неуважения к собеседнику. Для снятия напряжения и обретения доверия полезно иметь приятный внешний вид и доброжелательное выражение лица, обращаться к собеседнику по имени.

6. При ведении диалога можно воспользоваться эффектом инерции: начать разговор с простых взаимоприемлемых тем, при обсуждении которых ваши мнения совпадут, постепенно переходя к обсуждению тем более сложных и менее приемлемых для собеседника.

7. Если при беседе в каком-то высказывании Вы допустили грубость или неточность — извинитесь.

8. При обсуждении сложной темы разбивайте ее на части и обсуждайте по частям.

9. Дайте возможность выговориться.

10. Разубеждать бесполезно. Логика и обращение к здравому смыслу не помогут, наоборот, заставят сторонника деструктивных течений более замкнуться. В секте заранее предупреждают новообращенных о будущих нападках на них. Подобная установка практически полностью нейтрализует любую критику секты. Когда Вы начинаете критиковать секту после такой «прививки» от непредвзятости, то тем самым отторгаете от себя близкого Вам человека, он убеждается в том, что в секте ему говорили правду.

11. Если адепт всецело погружается в жизнь своего течения, почти полностью утрачивая связь с внешним миром и со своей семьей, необходимо напомнить ему не только о том, что и окружающий мир, и семья продолжают существовать, но и о том, что не стоит оценивать их, основываясь только на учении секты и игнорируя собственный жизненный опыт. Это особенно важно, если речь идет о тех религиозных движениях, члены которых оказались социально изолированными. Чаще всего именно они рассматривают мир исключительно в черно — белом цвете. Лучше, если связь с внешним миром будет подтверждаться конкретными делами: поход в лес за грибами с отцом, вечерний сбор всей семьи за чашкой чая.

12. Не впадать в панику, не оказывать силового давления и не запугивать сектанта. Необходимо разобраться в мотивах вступления человека в секту. Обратитесь в ближайший антисектантский центр. Если его нет в вашем городе, свяжитесь с ним через Интернет, позвоните в другой город, советы профессионалов никогда не бывают лишними.

13. Чтобы сохранить хорошие отношения с адептом деструктивного течения и поощрить его к постоянному размышлению над своими поступками, друзья и родные должны быть готовы выслушивать все, что он хочет сказать. Умение слушать очень важно при общении. Пусть человек выговорится. Даже если то, что он будет говорить, является на Ваш взгляд, полной ерундой — все равно это не повод для пренебрежительного отношения.

14. Для общения необходимо запастись терпением и хорошим самообладанием. В общении сектанты часто демонстрируют пренебрежение к родителям, под ним подразумевается, что сами родители не могут понять «истину» из-за того, что они слепы, ограничены или глупы. Новообращенные часто ведут себя невыносимо самоуверенно и презрительно относятся к любому другому мнению, даже если совсем недавно прислушивались к нему с уважением. Нужно понять, что новообращенному тоже приходится очень нелегко, поэтому он и ведет себя не так разумно, как хотелось бы даже ему самому. Терпение и снисходительность — великие добродетели. Следует постараться вызвать обращенного на открытый разговор, без какой бы то ни было враждебности. Пусть он расскажет, почему разделяет убеждения секты, что нравиться ему в организации: чем больше и чаще он это проговаривает, тем больше возможности у него будет над этим задуматься.

15. Ни в коем случае не давайте сектанту деньги, так как он «пожертвует» их своему «течению», а ее финансирование в Ваши планы, естественно, не входит. Собирайте материалы и документы о самой секте. Выйдя на контакт с сектой, не уступайте попыткам сектантов вас обаять или запугать. Не допускайте, чтобы Вам внушили чувство вины, в конце концов, Вы не можете отвечать за все, что происходит в жизни Вашего близкого.

16. Пробуждайте в человеке стремление мыслить самостоятельно. Вызывая обращенного на разговор о его вере и испытываемых чувствах, Вы можете добиться того, чтобы он взглянул иначе на свое религиозное движение, а не просто повторял одни и те же фразы или привычные формулы, через внушение которых некоторые секты отделяют адептов от окружающего мира.

17. Задавая вопросы, можно подтолкнуть обращенного к самостоятельным размышлениям, прежде всего, о верованиях и практической жизни движения в свете тех принципов, которые по обоюдному признанию они (и спрашивающий, и отвечающий) разделяют. Такими принципами могут быть: любовь, доброта, истина, честность, уважение к личности и личная ответственность, все те ценности, которые секта не сможет с легкостью отвергнуть. Не следует принуждать обращенного к ответу или делать выводы, нужно дать возможность поразмышлять — в обстановке, которую тот не воспринимает как угрожающую, — над информацией, предложениями и смыслом того, над чем он не хотел или не имел возможности подумать ранее.

18. С сектантом не нужно беседовать в присутствии его «соратников», так как это будет его сковывать. Он будет думать не столько о ваших аргументах, сколько о том, как выглядит в глазах своих товарищей.

19. При общении с сектантом лучше говорить не о доктрине, а об истории организации. Если Вы подорвете доверие к источнику, то учение секты разрушить будет проще. Но если источник доктрин не потерял авторитета в глазах сектанта, развеять саму доктрину Вам не удастся.

20. Собрав достоверную информацию о деструктивном течении, не выдавайте ее сразу, лучше это делать постепенно. Также не надо афишировать свое желание вывести его из деструктивной организации, в противном случае он перестанет Вам доверять.

21. Постарайтесь вести себя так, чтобы Ваше поведение не вызывало в нем реакцию самозащиты. В любом случае воздерживайтесь от конфронтации.

22. Хорошим способом убеждения является вовлечение человека в процесс систематического анализа убеждающего сообщения и его проблематики. Когда человек начинает осмысливать предлагающиеся ему аргументы, их убеждающая сила возрастает.

23. Приводя аргументы, в первую очередь говорите о преимуществах Вашей позиции, и только после — о недостатках; каждый последующий аргумент должен быть весомее предыдущего. Для лучшего восприятия новых идей следует подавать их так, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными. Приводите тот же самый аргумент несколько раз, но при этом повторяйте его новыми словами, это позволит сектанту его лучше запомнить.

24. Используйте известный социальной психологии эффект самоатрибуции. Феномен данного эффекта состоит в следующем: в том случае, когда у нас нет четко сформировавшихся установок, мнений по тому или иному вопросу, то мы часто создаем их, основываясь на собственном поведении, анализируя свои реакции на определенные события. Если добиться того, чтобы действия сектанта противоречили его текущим убеждениям или, чтобы он поддержал идеи, противоречащие установкам, внушаемым сектой, то это поможет ему пересмотреть свое отношение к секте в целом.

25. Для того, чтобы за поведением, противоречащим установкам, последовало изменение этих установок, сектант должен воспринимать свое поведение как выбранное свободно и добровольно, испытывать личную ответственность за предвиденные им нежелательные последствия этого поведения.

Что делать, если близкий человек или ваш ребенок попал в секту

Источник: Информационно-консультационный центр св.Иринея Лионского

Прежде всего сохраняйте спокойствие. Да, вашу семью постигло тяжкое испытание, но ничего непоправимого не произошло. Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от других членов вашей семьи.

В любом случае будьте готовы к достаточно долгосрочным усилиям. Если вашему близкому не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуются усилия всей семьи в течение как минимум нескольких месяцев, а то и лет. Но для этого каждый должен хорошо знать, как ему следует себя вести.

После первоначального «распознавания» не пытайтесь разубеждать вашего близкого — это только еще больше испортит ваши отношения. Наверняка вы уже поняли, что попытки объяснить вашему близкому абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений. Нужно знать, что тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением: тогда вся информация, получаемая им, будет исходить от секты и весь круг общения будет исчерпываться ею же. Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта. Для того, чтобы спровоцировать разрыв, сектантские «учителя» заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, «одержимы диаволом» или слишком привязаны к «этому злому миру» и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного «сойти с пути спасения», покинуть новообретенную «истинную семью», «отказаться от «освобождающего знания» и пр. Таким образом, ваша эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для вашего близкого еще одним подтверждением истинности его новой веры.

Но, с другой стороны, также ни в коем случае нельзя притворяться, что вы изменили свое мнение и вам, наконец, понравилась перемена, происшедшая с вашим близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит вашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к вам. Обговорите с ним следующее условие: вы не критикуете его «организацию» (термин «секта», естественно, будет раздражать вашего близкого, так что лучше стараться его избегать), он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако вы можете мягко обращать внимание вашего близкого на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять: ваша задача — отвлекать его от секты.

Чтобы выстроить стратегию поведения, нужно понять, что ваш близкий находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. Ваша задача — сохранить хотя бы минимальный контакт с его подавленной подлинной личностью. Относитесь к нему с терпением и сочувствием, понимая, что у человека временное расстройство личности, но ни в коем случае не давайте ему денег — это то же самое, что давать деньги наркоману на наркотики: любые деньги, данные вами, все равно будут немедленно переданы секте.

Попытайтесь настроить себя на конструктивное решение проблемы, будьте спокойными и открытыми к диалогу. Показывайте всем своим поведением, что вы признаете за вашим близким право на поиск, на свой выбор, даже ошибочный, и что ваш близкий дорог вам сам по себе, независимо от его убеждений. Рассчитывайте больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед с вашим близким. Старайтесь в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив. Вспоминайте радостные эпизоды вашей прежней жизни, когда вы ощущали себя единой семьей, когда вы вместе куда-то ездили, те дела, которыми вы занимались вместе, те планы и мечты, которыми вы делились друг с другом. Конечно, вы не должны это делать искусственно. Действуйте скорее интуитивно, будучи движимы любовью и состраданием. И всякий раз в случае удачи вы будете видеть, как подлинная, узнаваемая личность вашего близкого проступает сквозь незнакомого вам чужого «зомбированного» робота, в которого он превратился.

Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить вашему близкому эмоциональную «нить Ариадны», по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать вас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится, если вам удастся устроить так называемую интервенцию. Имеется в виду сессия интенсивного «консультирования по выходу» из секты. Чтобы провести такую интервенцию, нужен, по крайней мере, один специалист-психолог, сведущий в сектоведении, знакомый с проблематикой психологического насилия и реформирования мышления, а также семейного консультирования. Дело в том, что, как правило, в тоталитарные секты вовлекаются люди, имеющие эмоциональные проблемы (а они могут возникать у каждого в периоды психологических стрессов). Таким образом, часто помощь пострадавшим начинается с выявления и устранения источника этих проблем, то есть с работы психолога.

Понять суть психологического механизма тоталитарного сектантства можно, познакомившись с книгой Стивена Хассена «Освобождение от психологического насилия» (СПб., 2001). Кроме того, об этом стоит прочитать ряд публикаций «Журнала практического психолога» (Москва) конца 90-х годов. Сдвоенный номер 1-2 за 2000 г. журнала полностью посвящен этой теме. Начальные сведения можно получить на сайте психолога Евгения Волкова. Ссылку можно найти на сайте Центра св. Иринея Лионского (http://iriney.ru). Освойте содержание этих публикаций, поскольку интервенция предполагает владение теорией консультирования о выходе, по крайней мере, одним из членов семьи пострадавшего. Лучше, если в процессе помощи человеку, попавшему в секту, участвует вся его семья. Но для того, чтобы правильно все организовать, опять-таки нужен психолог-специалист.

Изучайте словарь «вашей» секты и её учение, чтобы хорошо понимать, о чем будет говорить ваш близкий. Налаживайте контакты с людьми, у которых то же несчастье, а также с бывшими членами тоталитарных сект, ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами. Кроме того, вам следует собирать всю возможную информацию о секте, но втайне от вашего близкого, чтобы его не раздражать. Копируйте и записывайте все, что можно, собирайте архив и библиотеку. Может быть, неплохо было бы вести дневник или хотя бы недельник. Вся информация, альтернативная сектантской, разом задействуется во время интервенции. Не следует выдавать критическую информацию по порциям — эффекта все равно не будет.

В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты через внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, во-первых психолога и обученных им родственников и близких члена тоталитарной секты, а также сектоведа — «специалиста по фактам» (может быть и психологом в одном лице) и бывших членов секты. Их задача — пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему истинные любовь и участие взамен сектантского суррогата. Затем подключается православный катехизатор, желательно священник, предлагающий (но не навязывающий) истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу.

Большинство людей, покинувших тоталитарные секты, нуждается в психологической реабилитации. Дело в том, что по выходе из тоталитарной секты людям приходится решать те же самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые сделали их добычей сектантских вербовщиков. Более того, многие из них выходят с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Таким образом, помочь им может только профессиональный психолог, сведущий в данной области.

Духовная реабилитация жертв тоталитарного сектантства включает в себя работу священника-духовника и эмоциональную поддержку общины верующих. Постепенно человек учится личному общению с Богом (возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами) и приобщается к неисчерпаемому благодатному источнику церковного Предания. Хорошо, если вышедший из секты человек общается с другими бывшими сектантами и помогает специалистам в их усилиях по сокращению численности сект .

Нельзя забывать и о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и без работы, причем с утраченными навыками самостоятельной жизни. По существу, необходимо помочь человеку заново начать жить в обществе. Здесь иногда не обойтись без юриста и социального работника.

К сожалению, работающей и действительно хорошей программы по реабилитации жертв тоталитарных сект ни в России, ни в одном из государств бывшего СССР пока не существует. И все же обратитесь в ближайший к вам центр, занимающийся проблемами тоталитарных сект (список см. в конце материала О ЦЕНТРЕ). Там вам постараются помочь.

Не отчаивайтесь. Молитесь за вашего близкого, оказавшегося в секте. Пусть примером для вас будет святая праведная Моника, мать блаженного Августина, епископа Гиппонского. Этот православный святой, крупнейший богослов Запада, жил в V в. и до своего обращения в христианство в течение многих лет состоял в секте манихеев. Все эти годы мать не переставала за него молиться Богу, и молитва матери была услышана.

Секты – мошенники. Что делать если попал в секту?

Всегда был актуальным вопросом, почему многие люди идут в секты и, что им не хватает в жизни. У большинства людей, при жизни формируется чувство неудовлетворенных потребностей и не важно, какие потребности, внимание, потребность в любви, потребности в самореализации, потребность в вере, в восприятии мира и т.д. И многие люди, кто не нашел данного удовлетворения дома, в семье. С друзьями , на работе, тогда у человека образуется внутренний эмоциональный и психологический голод.

Те, кто создают секты и кто изначально организовывает и придумывает секту делают, прежде всего, расчет на удовлетворение первоначальных моральных потребностей человека который вступает в секту, но это делается на первом этапе для приема и затягивания как морально, так и психологически. Так как человек если он в чем то не удовлетворен , морально, психологически и т.д, то он находится постоянно в стрессе хотя сам может этого и не подозревать, и человек постоянно с чем то борется и доказывает. Так же первоначальным страхом человека всегда была его безопасность и не защищенность, а в секте первоначально предлагают ему и защиту и безопасность, хотя это делается словами и визуальным показанием, больше рассчитано на психологию человека и внимание к нему самому.

Что первоначально в секте предлагают человеку и на, что покупается человек, попадая в секту.

В большинстве случаев в сектах, когда приходит человек, встречают его, будто с открытым сердцем и на это покупается человек, на это строится и расчет мошенников. Всегда преподносят все красиво и обрисовывают красивыми словами (у нас все честно, у нас все с любовью, у нас все открыто), будто всегда всех встречают с распростертыми объятиями. Только мы верим в то во, что сами хотим верить, этим и пользуются мошенники, когда принимают в секту.

Как человека завлекают в секту и как человек подвержен манипуляциям.

Прежде всего, секта — это малая социальная группа, со своими правилами и законами и законы в секте придумывает и создает тот, кто сам первоначально придумывает секту и привила в ней. Так же четко расписываются роли в секте отведенные каждому принятому в секту. В секте присутствует своя иерархия, и четка расставлены все на свои места, и тот кто приходи в первые и вступает в секту тот всегда в низшем сословии на это и поставлен расчет и манипуляция. Так как человеку всегда свойственно двигаться в верх и, что бы это сделать в секте он должен доказать свою лояльность и приверженность к секте. К таким доказательствам относится, например десятина, тебя ни когда не примут, если не принесешь десятину, и другие подтверждения.

Как можно понять, что вы попали в секту и как это определить.

Не так уже и сложно понять попались ли вы мошенникам или нет и состоите ли вы в секте или нет, прежде всего, если вам обещают, что вас любят что вас обожают, что кругом в этой секте братья и сестры, что только тебя и ждали в секте. Когда говорят, что хорошо только в этом месте, но потом называют, что должен приносить вступивший в секту и отдавать мошенникам.

Как можно понять попал ли родной человек в секту, жена, муж, мать или отец, дети и братья и сестры, близкие люди.

Прежде всего, в секты и в лапы мошенников попадают люди, которые обделены вниманием и заботой. Если видно становится, что человек относит куда то деньги, постоянно ведет беседы о секте, отклоняется в поведении, закладывает имущество и квартиры и дома, передает не обдуманно свое имущество кому то, так же отклонение в поведении, это все может стать тем, что ваш родной или близкий человек попал в секту и попал под влияние мошенников, которые вытягивают из него средства и манипулируют им. Сложность в том, что человек сам не хочет осознавать, что он попал в секту, а так же его убеждают скрывать, что он состоит в секте.

Как можно человека переубедить, что бы он покинул секту и прекратил посещение секты.

Как показала практика, родных и близких они не воспринимают, так как авторитет родных и близких утрачен для тех, кто в секте состоит и кто попал под воздействие мошенников. Выводить человека из секты очень тяжело и трудоемко. Это лучше всего делать вместе со специалистами. Кто работает с людьми в борьбе с сектами, гадалками, шаманами, мошенниками и т.д. Нужно работать с профессионалами, так как люди кто это проходил и помогал не однократно, всегда найдут выход выйти из секты, как бы это тяжело не было.

Что нужно сделать, что бы привести человека, который в секте к специалисту. Что бы помогли выйти из секты.

Получается так, что очень часто родственники родных или близких людей, сами испробовали все случаи, что бы вывести человека из секты и прекратить воздействие со стороны мошенников сектантов и хотят обратиться к специалисту. Но не всегда получается, привести, а порой и насильно притащить своего человека, подверженного сектантскому воздействию, но так получается не всегда иногда родные и близкие натыкаются на стену в виде не понимания и даже физического отпора со стороны человека который попал под сектантское воздействие. Не стоит отчаиваться, прежде всего, родным и близким нужно самим обратиться к специалистам, а потом попробовать уже поговорить со своим родным или близким, кто попал в секту.

Наиболее встречающиеся секты.

  • Неопятидесятники-харизматики (верят в исцеление прежде всего через отречение от всего бытного и мирского, собрания, гипноз, истерия и т.д.)
  • Прислужники Григория Грабового ( вера в воскрешение и загробный мир)
  • Анастасия (помешательство на экологии, обряды, ходят голышом и т.д., на природе)
  • Кришнаиты (свобода сексуальных отношений)
  • Муниты (учитель Сан Мен Мун якобы второе пришествие христа)
  • Саентологи (жить в нефизической вселенной)
  • Секта Светланы Пеуновой (не традиционная медицина)
  • Секта Бога Кузи (псевдо православная религиозная организация)

Центр Абсолют Истины Энергожизни, Авестийская школа астрологии Павла Глобы, Миссия Агапе, Колыбель Сибири, Крийа Йога,Ананда марга, Культ Анастасии, Ассоциация свободного дыхания, Ашрам Шамбалы,Академия Путь к счастью,Аум Синрикё,Центр Аштар Последователи Березикова Евгения, Великое Белое братство (ЮСМАЛОС), Богородичный центр, Братство Грааля Абд-ру-шина, Всемирная и торжествующая Церковь, Брахма Кумарис, Последователи Васильевой Ирины, Вселенская Небесная Церковь Солнца, Вьет Во Дао, Тхиен Дыонг, Культ Грабового Григория Петровича, Движение веры, Живая Церковь Бога,Свет Пробуждения, Скала Спасения. Церковь Голгофы, Церковь Любви Христа, Церковь на камне, Церкви полного Евангелия, Церковь Христа Воскресшего, Семья детей Бога, Духовная Школа Золотого Розенкрейца, ДЭИР, Институт интегративной семейной терапии. Искусство жизни — Шри Шри Рави Шанкара, Йога Гуру Ар Сантэма, Карма Кагью, Коляда Вятичей, Центр Кришнамурти, Космические коммунисты, Кундалини-йога, Весна жизни (Лайфспринг), Международная академия информатизации, Международное общество сознания Кришны, Миссия Чайтаньи, Центр Мистерия изобилия, Могилевская Ангелина, Церковь Иисуса Христа святых последних дней, Новоапостольская церковь, Центр Новый Акрополь. Свами Шивананда, Общество Духовного просвещения, Общество духовной культуры Шри Ауробиндо и Мирры Ришар. Велесов круг. Культ Ошо (Раджниша), Культ Порфирия Иванова, Школа Светланы Михайловны Пеуновой, Раэлиты, Сайентологическая церковь, Культ Сатьи Саи Бабы, Сахаджа-йога. Свидетели Иеговы. Сока Гаккай, Трансцендентальная медитация, Ведические центры Махариши, Уральский центр йоги. Фалуньгун, Хан Тигр, Центр Шри Ауробиндо и Матери, Церковь Адамитов, Церковь Всех Миров, Церковь Нави, Церковь Объединения — Сан Мён Муна, Церковь Апокалипсиса, Церковь последнего завета, Поместная церковь Уитнесса Ли, Школа Арканов, Зор Алеф, Школа Лхасы, Тай Панг, Храм Шеол, Школа Разумного пути, Школа сексуальной магии, Культ Шри Чинмоя и многие другие секты куда могут попасть люди по доброй воле а могут и не по доброй, воле, этот перечень сект взят с официальных источников опубликованных в интернете, книгах, газетах и т.д, но многие не известны.

Какую уголовную ответственность могут понести руководители и организаторы секты.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уголовным Кодексом РФ, запрещено вводить человека в заблуждение, а так же нарушать его право на вероисповедание, ст 159 УК РФ и ст 148 УК РФ, так же Гражданский кодекс предусматривает ответственность по защите чести, достоинства и деловой репутации ст 152 .

Куда можно обратиться, если человек попал в секту. Если родной или близкий попал в секту, кто может помочь и куда обращаться.

Специалистами Российского правового Портала, ежедневно приходится сталкиваться с гражданами, которые попали в секты, а так же с родными и близкими тех, кто попал под влияние мошенников и был втянут в секту. Проводится ежедневная трудоемкая работа, в оказании помощи людям кто попал в секту и в помощи выхода человека из секты.

Проконсультироваться и записаться на консультацию можно по телефону горячей линии 8-800-777-32-63. Звонок и консультация у специалиста производится анонимно.

Спасти рядового секты

Долгое время в США существовала позорная практика «депрограммирования». Сектанта похищали, насильно удерживали в безлюдном месте, избивали, лишали сна и пищи, накачивали компрометирующей секту информацией.

Практику депрограммирования зачастую осуществляли люди, не только не имеющие никакого отношения к психологии, но и просто криминализированные. В ряде случаев депрограммисты использовали беззащитность человека для того, чтобы самоутвердиться и удовлетворить свои низменные желания, в частности насиловали сектанток.

Не переубедить

Были ли эти методы вывода из секты эффективными? Для желающих заработать на горе родителей, чьи дети попали в секту, безусловно: услуги по похищению человека и лишению его свободы дорого стоят. Для самих же родителей, для их детей боюсь, что нет: лишение сна, голод, физическое насилие, многочасовая накачка специально подобранной информацией – все это может подействовать, только если человек сам примет навязываемые ему установки, взгляды, мировоззрение.

Практика депрограммирования прекратилась не только из-за вала судебных исков, но и по причине своей бесполезности.

Вывести человека из секты насильно невозможно.

Переубедить сектанта, доказать ему, что пребывание в секте приносит ему вред, тоже довольно затруднительно. Попробуйте убедить пенсионера-сталиниста в том, что Иосиф Виссарионович – плохой человек. Расскажите юному анархисту о том, что помимо свобод нужны ограничения, а помимо прав существуют еще и обязанности. Люди с трудом отказываются от своих убеждений даже перед лицом упрямых фактов.

Оставаться в контакте

Если ваш близкий попал в секту, искать чудодейственный способ вывести его оттуда не имеет никакого смысла.

Главное, что нужно сделать, – это постараться сохранить с близким человеком контакт, возможность общаться.

Секта, как правило, пытается убедить своего члена, что родители, друзья, супруги – это его враги, орудия дьявола, мешающие его спасению, неудачники, мешающие добиваться успеха, подавляющие личности, стремящиеся поработить. И потому нужно всеми силами постараться, чтобы ваш близкий чувствовал себя с вами комфортно, ощущал вашу любовь.

Может быть полезно (хоть это и непросто), если вы предложите ему достойную альтернативу секте: более высокооплачиваемую работу, более приятные интимные отношения. Ну а дальше нужно набраться терпения и ждать. Возможно, сектанты обидят вашего близкого. Или он разочаруется в идеалах секты, в ее учении, в ее лидерах. Или сама секта поймет, что с вашего близкого ей больше нечего взять, и выбросит его как отработанный материал.

Кстати, одна из проблем, с которой сталкивается человек, решивший выйти из секты, заключается в том, что ему просто некуда возвращаться: друзья потеряны, карьера разрушена, отношения с близкими навсегда испорчены.

Некоторые люди (обычно это сильно любящие своего ребенка родители) действуют следующим образом: они создают секте множество проблем, вынуждая ее отдать ребенка. Но во-первых, этот путь очень сложен и опасен, и, во-вторых, секта может отказаться от вашего близкого, но вот откажется ли он от секты – большой вопрос. Вполне возможно, что человек окончательно возненавидит родителей, которые отобрали у него тех, кого он считал друзьями, соратниками, Учителями.

Профилактика западни

В случае попадания в секту работает та же логика, что и при тушении пожара: пожар легче предупредить, чем потушить. Как же не допустить попадания в секту?

Нужно перекрыть человеку пути, с высокой вероятностью в секту ведущие.

Среди этих путей нельзя не отметить желание отыскать легкий, хитроумный, обходной путь к здоровью, богатству, сексуальному удовлетворению, успеху или славе. Увлечение эзотерикой, альтернативной медициной тоже способствует попаданию в секту. Духовный поиск, поиск выхода за рамки повседневности также зачастую приводят искателя в опасный культ.

Различные мнимо безобидные увлечения «духовными» практиками, силой мысли, законом притяжения, медитациями, шаманизмом, биоэнергетикой, экстрасенсорикой поощрять не стоит. Если вы видите, что дорогой вам человек погрузился в поиски легких путей, чудодейственного снадобья, эффективных психотехнологий, расширенного сознания, мудрого подсознания, внутренней гармонии и т. п., поспешите принять противопожарные меры.

К счастью, сегодня и на книжных полках, и в интернете достаточно материалов, разоблачающих всевозможных шарлатанов, эзотерических дельцов и психологических аферистов. Научное мировоззрение действительно в ряде случаев способно защитить человека от «невинных» эзотерических, экстрасенсорных, оккультных практик.

Вряд ли человек, знающий, что такое энергия и поле с точки зрения современной физики, увлечется лженаучными концепциями биоэнергетики и биополей, а человек, хорошо знакомый с химией и фармакологией, – чудодейственными снадобьями.

Творить и изучать

Полезно переключить человека с поиска геопатогенных зон, мест силы – на искусство. Именно неумение выразить свои эмоции от красивого пейзажа или здания приводит к возникновению различных «энергетических» ощущений. К счастью, сегодня существует не только масса возможностей научиться рисовать, фотографировать, писать стихи и музыку, но и множество вариантов того, как разделить плоды своего творческого роста с окружающими.

Правда, на этом пути стоит опасаться всяких шарлатанов. Некоторые гуру обещают научить вас рисовать за три сеанса с помощью включения правого полушария или пробуждения скрытых творческих ресурсов, дремлющих где-нибудь в подсознании.

Часто человека приводит в секту увлечение Китаем, Японией, Индией, Тибетом. В этом случае может быть очень полезным получение соответствующего серьезного образования – исторического, лингвистического. Да, довольно часто изучение подлинной истории того же Тибета, захваченного Китаем, или Индии, захваченной англичанами, полностью рассеивает эзотерические иллюзии о таинственных махатмах, способных убивать одним мановением.