Как жить по христиански

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Для каждого христианина путеводной звездой является закон Божий. Именно он указывает путь в Небесное Царствие. В современном мире жизнь любого человека очень сложная, что говорит о необходимости в ясном и авторитетном руководстве Божьих Заповедей. Именно по этой причине большинство людей обращаются к ним.

10 заповедей божьих и 7 смертных грехов

Сегодня 10 заповедей Божьих и 7 грехов смертных являются регуляторами жизни и основой христианства. Не является обязательным прочтение большого количества литературы духовного жанра. Достаточно стремиться избегать того, что может привести к гибели, духовной, индивидуума.

Но на практике это совершенно нелегко. Полностью исключить из своей повседневной жизни семь грехов смертных и соблюдать десять заповедей очень сложно и практически не возможно. Но к этому необходимо стремиться, а Бог, в свою очередь, очень милосерден.

10 заповедей Божьих на русском языке гласят что нужно:

  1. верить в единого Господа Бога;
  2. не создавать для себя кумиров;
  3. не произносить имя Господа Бога напрасно;
  4. всегда помнить о дне выходном;
  5. почитать и уважать родителей;
  6. не убивать;
  7. не прелюбодействовать;
  8. не воровать;
  9. не лгать;
  10. не завидовать.

Список заповедей Божьих позволяет жить правильно, в гармонии и понимании со Всевышним.

  • Первые три из десяти заповедей относиться непосредственно к отношению к Богу. Христианин должен поклоняться истинному Богу, а других в его жизни существовать не должно. Также они гласят о том, что у человека не должно быть кумиров и предметов поклонения, а имя Всевышнего произносится только в ситуациях сложного характера.
  • Согласно четвертой заповеди, христианин должен почитать и обязательно помнить про субботний день. На протяжении шести дней люди работают не покладая сил и делают все свои дела, что дает возможность посвятить седьмой день Всевышнему.

Эту заповедь нарушают не только те, кто работает в воскресенье, но и люди, на протяжении всей недели ленящиеся и уклоняющиеся от своих повседневных обязанностей. Завет Господа Бога нарушают и те, кто в выходной день развлекается и забавляется, предаваясь разгулу и излишествам.

  • Пятая заповедь гласит о том, что нужно почитать мать и отца, независимо от возраста и сложившейся ситуации. Это позволит жить не только счастливо, но и долго. В понятие почтения к родителям входит любовь, забота, уважение и поддержка, а также постоянная молитва к Всевышнему об их здравии и благополучии. Смертью наказывают тех христиан, которые злословят родителей.
  • Следующая заповедь говорит о том, что лишать жизни нельзя не только себя, но и других людей, независимо от сложившейся ситуации и обиды. Очень тяжелым грехом является самоубийство, которое обусловлено отчаянием, маловерием или ропотой против Всевышнего. Виновен человек даже в том случае, если не сам лишил жизни ближнего, а не остановил убийство.
  • Одна из 10 заповедей закона Божьего говорит о том, что нельзя прелюбодействовать. Господь Бог велит на протяжении всей жизни хранить верность мужу или жене, а также быть абсолютно чистым в мыслях, желаниях и сказанных словах.

Соблюдая эту заповедь настойчиво рекомендуется избегать сквернословия, песен и плясок бесстыдных, просмотр фотографий и фильмов соблазнительного жанра, а также чтение журналов безнравственных. Исходя из этого, можно сделать вывод, что греховные мысли необходимо подавлять в самом зародыше.

  • В следующей заповеди Господа говорить о том, что недопустимо лжесвидетельствование по отношении к близкому. В своей заповеди Он запрещает любую ложь, донос или наговор, а также ложные судейские показания, сплетни и злословие.
  • Последние три заповеди гласят о том, что недопустимо воровать, лгать и завидовать. Бог говорит о том, что необходимо радоваться всему, что есть у тебя, а не у твоего ближнего. Только в этом случае можно получить благословение Всевышнего.

Помимо 10 православных Божьих заповедей существует и семь смертных грехов:

  1. гордыня;
  2. завистливость;
  3. гневное состояние;
  4. лень;
  5. алчное отношение к ближнему;
  6. обжорство и чревоугодие;
  7. блуд, похоть и сладострастие.

Заповеди Божьи и смертные грехи

Наиболее порочным из семи смертных грехов является гордыня, чего Господь Бог не может простить.

Заповеди божьи в православии позволяют жить правильно и гармонично. Соблюдать их, несомненно, в повседневной жизни очень сложно, но всегда нужно стремиться к лучшему. Многие люди, которым удалось начать жить по законам Божьим, спустя короткий период времени просто перестали замечать изменения в своем повседневном бытии. И, несомненно, в этом им помог Господь Бог.

Заповеди, выше перечисленные, обязательно принесут вам пользу, только в том случае, если вы их сделаете своими. Иными словами позволите им полностью руководить вашим мировоззрением и деяниями. Они обязательно должны быть вашем подсознании, что позволит избежать возможного их нарушения.

В завершении стоит отметить, что людям, живущим по закону Божьему, всегда везет, а их жизнь складывается наилучшим образом. Также им удается создать крепкие семьи и воспитывать хорошее поколение. Живите с Господом, и он обязательно благословит вас на удачу и везение не только в жизненных ситуациях, но и во всех, даже самых безнадежных, начинаниях.

Господь всегда с Вами!

Как православно жить в современном мире. Послание Вифлеемского Собора с комментариями

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II посвящается

Обращение к читателям

Говорю всем: бодрствуйте.

Мк. 13, 37

Девять лет назад по случаю празднования 2000-летия Рождества Христова Предстоятели и представители Православных Поместных Церквей обратились к миру с Посланием, в котором Церковь высказала тревогу за будущее человеческой цивилизации. Третье тысячелетие, говорилось в Послании, «словно обоюдоострый меч, обещает решить проблемы и избавить от несчастий, но в то же время угрожает новыми бедствиями выживанию человека».

Прошедшие годы подтвердили правоту этих слов: мы видим, что политические, экономические и социальные проблемы достигли невиданной в новейшей истории остроты. Из-за этого многим людям кажется, будто конец мира близок, многие дезориентированы и не понимают, как жить и спасаться в современном мире. Однако Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос призывает Своих последователей не страшиться. Не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – говорит Он (Мк. 13, 7).

У Церкви есть ответ на эти вопросы. Тому, как православному строить свою жизнь сегодня, посвящен впервые издаваемый в России богословско-практический комментарий Послания, подготовленный одним из опытнейших архиереев Русской Православной Церкви.

Веруй и спасешься – никакие военные, общественные или природные катаклизмы не будут страшны человечеству, если в людях будет жить, крепнуть и плодоносить истинная христианская вера, надежда и любовь!

Премудрость Божия да умудрит, да просветит и да наставит на всякую истину всех, стремящихся к такой жизни и бодрствующих по слову Христову!

Да будет на вас благословение Господне!

Патриарх Московский и всея Руси

Предисловие

И познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Ин. 8, 32

Человечество вступило в новый век, в котором нас ждут неизбежные изменения в социальной, культурной и религиозной жизни. Как оставаться православным в этих новых условиях? Именно Церковь должна научить этому верных чад своих, она призвана различить знаки времени и разъяснить, что Дух говорит церквам (Апок. 2, 7).

Понимание этого Божественного учения мы обретаем, в первую очередь, в слове Божием и поучениях святых отцов. Вынесенные в эпиграф евангельские слова прямо призывают нас к познанию истины благовестия, которая навсегда освобождает от рабства греху, вводит в покой и полноту подлинной жизни, которую дарует нам Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Нет ничего светлее и сильнее Истины…

Истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть ее красоту… Она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь необоримой. Прибегающих к ней она охраняет, как крепкой стеной, величием своей силы».

Истина – это Триединый Бог – Отец, Сын и Святой Дух (1 Ин. 5, 6) и Слово, изрекаемое Богом (Ин. 17, 17). Она познается нами из Священного Писания, которое достойно и справедливо именуется словом Божиим, ибо все Богодухновенно (2 Тим. 3, 16). И только в единении с Православной Церковью Христовой.

Выдающийся православный апологет XX века священномученик Иларион (Троицкий) в книге «Священное Писание и Церковь» писал: «У Церкви нет скрижалей, на которых были бы начертаны письмена Божественным перстом… Воплощение Сына Божия нужно было для спасения человечества, а не для написания книги. Никакая книга спасти человечество не могла и не может… Христос создал Церковь. Церковь существовала и тогда, когда ни одной книги Священного Писания Нового Завета еще не было… Для спасения необходимо приложиться к Церкви, как и в книге Деяний апостолов сказано, что спасающиеся прилагались к Церкви (Деян. 2, 47; 5, 13 14)… Священное Писание нельзя отрывать от общей жизни церковной. Только Церковь дает смысл существованию Писания».

Каким же образом Церковь раскрывает перед чадами своими этот смысл? Она доносит его до нас через проявления соборного разума – постановления церковных Соборов.

Писание свидетельствует о первом в истории христианской Церкви Соборе. В 15-й главе книги Деяний апостолов описывается, как при возникновении важнейшего в тогдашней церковной жизни вопроса (о роли и значении ветхозаветного закона для новообращенных христиан из язычников) святые апостолы в 51 году по Р.Х. собрались и выяснили, что Богу, как и им самим, угодно не возлагать никакого бремени более… необходимого минимума (Деян. 15, 28-29).

Этот первый Собор (именуемый Апостольским) направил ко всем христианам и Первое соборное послание (Деян. 15, 23-29).

На протяжении двух тысячелетий, из столетия в столетие, на Соборах преемников апостольской власти – епископов – решались важнейшие вопросы христианской веры и жизни. Так Церковь (что буквально означает «собрание верных») соборным разумом, действующим в Духе Божьем (Деян. 15, 28), выявляла и разъясняла христианам волю Своего Главы – Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Еф. 5, 23).

На церковных Соборах рассматривались самые разные вопросы: догматические (веро-учительные), канонические (дисциплинарные), административные (управленческие) и т. д. Наиболее значимыми, разумеется, были вопросы чистоты и правильности веры.

Так во II веке важнейшие соборные решения были направлены против гностических ересей (предшествующих современным «эзотерическим учениям»). Церковные Соборы III века были посвящены преимущественно разоблачению постгностических (в том числе монархианских, отрицавших триединую природу Бога) ересей.

Вселенские Соборы IV-VIII веков (то есть Соборы, на которых присутствовали представители всех существовавших тогда Поместных Церквей) четко и ясно сформулировали основные истины православной христианской веры, известные еще со времен Христа. I Вселенский (I Никейский) Собор (325 г.) и II Вселенский (I Константинопольский) Собор (381 г.) защитили Церковь от ересей ариан (отрицавших Божественность Христа) и македониан (отрицавших Божественность Святого Духа). На этих Соборах был составлен НикеоКонстантинопольский (Никео-Цареградский) Символ веры, в котором в краткой форме изложены все основополагающие истины православной веры в Триединого Бога – Отца и Сына и Святого Духа, Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, Святое Крещение, воскресение мертвых и жизнь будущего века. Этот Символ читается или поется за каждой Божественной Литургией (и за многими другими церковными службами). Его знание и понимание – обязанность всякого православного христианина, достигшего совершеннолетия.

III Вселенский (Эфесский) Собор (431 г.) и IV Вселенский (Халкидонский) Собор (451 г.) защитили православную веру от ересей несториан (утверждавших, что Христос был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом Божественная и человеческая природа в Нем отделимы друг от друга) и монофизитов (признававших во Христе одну лишь воплощенную Божественную природу). Святые отцы Вселенских Соборов V века окончательно утвердили евангельское учение о том, что Христос есть и истинный Бог, и истинный Человек, в Котором Божественная и человеческая природы соединены «неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно».

V Вселенский (II Константинопольский) Собор (553 г.) подтвердил решения предыдущих Соборов и еще раз утвердил православное понимание соединения Божественной и человеческой природ во Христе, отвергнув противные этому пониманию антихристианские ереси.

VI Вселенский (III Константинопольский) Собор (680 – 681 гг.) защитил Церковь от ереси монофелитов, утверждавших, что у Богочеловека Христа есть только одна Божественная воля. Собор разъяснил подлинно православное учение о том, что у Христа есть и Божественная, и человеческая воля, но при этом последняя полностью подчиняется первой.

VII – последний Вселенский (II Никейский) Собор (787 г.) обличил ересь иконоборцев, считавших недопустимым почитание чудотворных икон и мощей святых и пытавшихся уничтожить церковную культуру и искусство.

На Свято-Софийском Константинопольском Соборе (879-880 гг.) представители церквей Востока и Запада (последний в тот период еще оставался православным) единодушно приняли принципиальное решение о неизменности Никео-Константинопольского Символа веры. К сожалению, вскоре после проведения этого Собора Западная Церковь начала все более и более отдаляться от Православия.

И в 1054 году, когда западное духовенство нарушило соборные постановления, произошел окончательный раскол.

В X веке важнейшей темой православных Соборов на Востоке был церковный брак (Константинопольский Собор 920 г.). XI век оформил церковное отношение к научным достижениям неправославных мыслителей (Константинопольский Собор 1076 г.). Соборы XII века были посвящены в основном вопросам правильного понимания Жертвы Христовой (Константинопольский Собор 1157 г.). В XIII веке Православная Церковь на Влахернском Соборе 1285 года окончательно осудила утвержденный римо-католиками в 1274 году ложный догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но «и от Сына» («Filioque»). Наконец, паламитские Соборы 1341, 1347 и 1351 годов подробно изъяснили различие между непознаваемой сущностью Бога и Его нетварными Божественными энергиями, которые приводят христиан ко спасению путем обожения.

XV век стал временем общецерковного отвержения попыток римо-католиков навязать Востоку унию, ценой которой должна была стать измена Православию (Константинопольский Собор 1484 г.). XVI век продолжил борьбу с заблуждениями римского католицизма. Так решением Собора 1583 года была отвергнута календарная реформа папского Рима и сохранен традиционный стиль вычисления главного христианского праздника – Пасхи.

XVII, XVIII и XIX века стали эпохой богословского обличения не только заблуждений римо-католичества, но и многообразных видов и форм протестантского уклонения от истины Христовой. Эту задачу выполняли, в частности, Константинопольские Соборы 1672, 1722, 1727, 1838 и 1848 годов.

Наконец, важнейшим общеправославным Собором ХХ века стал прошедший в конце 1999-го – начале 2000 года Вифлеемский Собор Предстоятелей и представителей Православных Поместных Церквей. В своем Послании ^бор призывает бороться с опасными недугами современного общества – обоготворением «насилия, денег и удовольствий, которые грозят заменить в жизни людей Троичного Бога, любовь, свободу, неповторимость человеческой личности, а также отнять у них возможность приобщения к вечному Царству Божию». Постановления соборные, произнесенные от лица Матери-Церкви, непреложны. Вот почему всем верным чадам Церкви необходимо изучить их и усвоить в своей жизни.

Вифлеемский Собор 2000 года, подобно Иерусалимскому Апостольскому Собору, обращается к христианам, живущим в эпоху нового «идолослужения». Подобно Святым Вселенским Соборам он учит не только правильной вере, но и правильной жизни. Подобно всем ранее бывшим подлинно православным Соборам он говорит нам об Истине, которая освободит нас и дарует нам победу. Эта Истина – Христос!

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

«Запомните: мы живем на земле не для себя!»

В 40-й день преставления ко Господу митрофорного протоиерея Валентина Радугина, почетного настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, вспоминаем его наставления. Отец Валентин – проповедник милости.

Протоиерей Валентин Радугин

Жить для других

Запомните одну простую вещь: мы живем на земле не для себя! Мы живем для других.

Нужно взять себе за правило: каждый день хоть понемножечку, по крупице, а делать что-то доброе.

Будьте ласковыми друг к другу.

Расточайте вокруг себя жертвенный мир.

Жить надо так, чтобы каждый момент своей жизни мы отдавали нашему ближнему.

Дайте людям пользоваться радостью мира.

Дар всегда должен быть использован во благо. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил (1 Пет. 4: 10).

Каждый из нас должен коснуться сердца другого человека своим участием, милосердием.

Пока мы здесь живы, нужно научиться вниманию друг к другу, взаимопониманию, нежности, сочувствию, милости.

О заповедях

Первая заповедь – будь человеком.

Без милости ни одну заповедь выполнить невозможно.

Дело жизни

Мы живем не для себя, а для славы Божией.

Первое, что требуется от каждого из нас, – умение простить. Это трудно? Очень трудно. Тем более если тебя обидели ни за что. Но без прощения мы не можем надеяться на прощение от Бога. Если ты веришь в Воскресение Христово – простим всё Воскресением!

Первое, что требуется от каждого из нас, – умение простить

Мы должны быть по жизни не просто статистами, но соработниками Богу в спасении рода человеческого.

Господи, помоги мне! Чтобы мне хоть немножко смириться в своей гордыне, почувствовать необходимость Твоей помощи, пожалеть ближнего.

Ни Христос, ни Матерь Божия в нашем сочувствии не нуждаются. Снисхождение, сострадание мы можем оказывать каждому человеку как образу Божию.

Здесь, на земле, мы только в гостях. Будем же внимательны и милостивы и к другим путникам.

Милость сердца

Милость должна быть состоянием нашего духа.

Дай нам Бог сердце христианское: открытое, милующее.

Сам прощен – других прощай

Скажи ближнему: «Прощаю тебя, потому что и сам ищу прощения у Господа».

Просишь у Бога прощения – сам прощай!

Мы, к сожалению, не помним своих задолженностей перед милосердием Божиим.

Если не будем прощать других, никакая исповедь не поможет.

Зачем грешить?

Каждый грех нас лишает радости жизни.

Наши грехи принимают такую уродливую извращенную форму, что о них даже говорить страшно. То, насколько мы будем открыты и искренни перед Богом и самими собой на исповеди, всё решает. Если покаяние будет воплем нашей души к Создателю, сотворившему нас чистыми и благими, мы получим благодать и сподобимся участия Господа в нашей жизни.

Каждый наш грех есть крик: «Распни! Распни!»

Каждый грех есть отрицание воли Божией.

Осуетились

Мы настолько все осуетились, преданы попечениям о земном, что не поднимаем уже взора к Небу, уткнулись в корыто – и это все, что нам надо?

Все мы пытаемся позаботиться о своем пропитании. Только важно помнить: питает не пища, питает Божие благословение.

Важно помнить: питает не пища, питает Божие благословение

Люди сегодня расцерковлены, многие из них как бы «откупаются» от Бога: придут в церковь, свечку поставят – и всё!

О счастье

Мы должны помнить, что все попытки сделать нас счастливыми в этом мире – тщетны. Царствие Божие внутрь нас есть (Лк. 17: 21). Счастье – это чистая совесть.

Дар слова

От животных мы отличаемся прежде всего даром слова – его мы и должны самым тщательным образом хранить.

Каждая исповедь – есть Суд Божий, отданный в мое сердце и в мои уста.

Об исповеди

Каждая исповедь есть очищение грязи нашей души, смердящей сребролюбием, жадностью, лицемерием, блудом, убийством, другими страстями. С этой вонью в Царствие Небесное не войдешь, там другая атмосфера. Надо научиться жить так, чтобы от тебя не несло этой гадостью.

В исповеди главное – чтобы у тебя душа заплакала пред Богом.

О покаянии

Покаяние – это не слова, это дела.

Покаяние – это не слова, это дела

Суть покаяния – в движении сердечном.

Покаяние – это жертва самого себя Богу.

О всемогуществе Бога и о том, что это значит для нас

Грех всегда разрушителен. Чтобы его исправить, надо обладать всемогуществом. Христос, отпуская через священников на исповеди грехи, упраздняет тлетворные последствия греха, разъедающего жизни, души, тела людей.

Простить грех – это создать нового человека, другого – с иной жизнью в прошлом, настоящем и будущем. Это значит сотворить так, чтобы причина осталась без последствий.

Сами мы себя изменить не можем, а Христос – при нашем согласии следовать Божией воле – может.

Христианам бояться нечего. Бог всемогущ. Он любит всех и желает каждому спасения.

Только сегодня!

У нас нет завтра. Есть только сегодня. Каждый день – последний день. Только сегодня мы и можем сказать: «Господи, прости».

Смерть у каждого из нас на пороге. Проси прощения, иначе будет поздно.

В долг не бери. Живем сегодня.

Нужно проживать каждый день как последний, каждую ситуацию – как последнюю возможность получить Божие прощение и сподобиться милости Господней.

Сегодня ты богач, а завтра – мешок с костями. И зачем тебе тогда твои миллионы?

Как получить милость Божию

Мы все приходим в храм за милостью Божией. Без милости Божией мы не проживем. Но чтобы получить милость Божию, надо самим быть милостивыми.

Ищешь милости сам – будь милостив к другим. Не только к живым, но и к усопшим.

Если я прошу милости у Бога для себя, я буду на каждом шагу милостив к другим.

Без милости к другим Богу не угодишь. Ни молитвы, ни поклоны, ни посты не имеют тогда смысла и цены.

О милосердии

Если мое сердце окажется не настолько черствым и самозамкнутым, что я смогу оказать милость ближнему, то тем самым я окажу милость Самому Христу, стану соучастником Его жертвенной любви к роду человеческому.

Чего нам не хватает? Милосердия!

Милосердие требует терпения, великодушия, жертвенности.

Милосердие требует терпения, великодушия, жертвенности

Милосердие всегда жертвенно.

Наша вера должна выражаться в делах милосердия: видишь, другой человек страдает – помоги.

Надо настраивать свое сердце так, чтобы иметь участие в жизни ближнего.

Мы все самаряне, но, к сожалению, не милосердные.

Христианам

За нашу краткую жизнь надо успеть сказать: Се раба Господня (или: раб Господень), буди мне по глаголу Твоему (ср.: Лк. 1: 38).

Мы крещены во имя Христово и должны исполнить в своей жизни замысел Божий о каждом из нас.

Для нас еще Христос не воскрес по-настоящему, если мы не исполняем волю Его, которая изложена в Евангелии.

Мы должны быть солью земли, а соль, она солона для всех.

Каждому из нас надо будет дать ответ за наше участие в церковном делании, созидании Тела Христова.

О Кресте Христовом

Со страхом мы должны целовать Крест Христов, потому что он не только знамение нашего спасения, но и предупреждение о нашей вечной погибели, если мы не сораспнемся вместе с Господом в нашей хотя бы малой жертвенной любви к ближнему.

Наше соучастие в страданиях Христовых

Христос пострадал за каждого из нас. И мы должны нести все скорби, страдания, неприятности этого мира как наказание за наши грехи и вместе с тем воспринимать как наше соучастие в страданиях Христовых.

Мы призваны к мученичеству

Путь на Небо – только через Голгофу. А крест – это послушание воле Божией.

Все мы в Церкви – избранники Божии. А избранничество Божие всегда кончается посещением Божиим. Потому что христианин – это жертва Богу.

Избранничество надо еще оправдать своим послушанием воле Божией. Все мы, христиане, призваны к мученичеству.

За други своя

Возлюбить ближнего, как самого себя, – это значит сделать его радостным. Мы живем так, что пусть сначала буду счастлив я, а потом уже остальные. А надо думать прежде всего о другом, свое счастье обретать в счастье ближнего.

Возлюбить ближнего, как самого себя, – это значит сделать его радостным

Дай нам Бог человеческого отношения друг к другу.

Здесь надо научиться отдать не только тело (мать отдает свое тело ребенку; все мы в итоге – земле), но и душу. Кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ее (Мк. 8: 35). Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15: 13).

За Христа можно отдать жизнь, и нужно отдать жизнь, потому что Он первый отдал жизнь за всех нас.

О посте и молитве

Молитва и пост – это два такие состояния, когда человек всецело доверяется Богу.

Пост – это время особого внимания к себе, разглядывания себя изнутри.

Надо провести пост так, чтобы это был крик сердца – как крик Господа со Креста: Вскую Мя оставил еси? (Мф. 27: 46). «Прости мя, Господи! Не отврати лица твоего от меня, потому что я не отвратил лица моего от ближнего моего, который так меня обидел!»

Молитва – это выражение нашей немощи и нашей надежды на то, что только Бог, к Которому я обращаюсь в молитве, может мне помочь.

Самая великая молитва Богу – это радость жизни.

Дай нам Бог почувствовать себя соучастниками страданий Христовых – поэтому мы и ограничиваем себя в пищи и питии, отказываемся от пустых развлечений.

О священнической молитве

Если я утром дома не помолюсь как следует, то я ничего не передам пастве, поскольку я сам – не «намоленный», я сам – «холодный».

Будь ты самым прекрасным священником или заслуженным проповедником – твои слова ничего не будут значить, если ты сам не подаешь примера молитвы.

Молитва – это огонь. Как в печку подкладывают дрова? Подложил – и опять тепло. А если священник сам не молится, правило не вычитывает – с Богом у него нет уже близких, доверительных отношений, кого он согреет?

О терпении

Без терпения нет спасения.

В нашей жизни много скорбей, на зато мы можем воззвать: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»

Наша голгофа – это наша жизнь со всеми ее перипетиями: не платят зарплату, коммуналка дорожает и т.д. Но и иудеи кричали: «Распни!» – только потому, что лишь о том, как здесь получше устроиться, и думали: пусть лучше один человек погибнет, зато мы безбедно проживем.

О самой омерзительной манипуляции

Часто мы Христа хотим сделать своей золотой рыбкой.

Предназначение человека

Каждый из нас создан быть другом Божиим.

Надо предстать пред Богом такими, какими Он нас создал: чистыми, светлыми, добрыми.

Бог знает, что делает

Бог всегда знает, что делает. Так что слава Богу и за скорбь, и за радость!

Наша мера что наша вера

Мы не знаем меры ни в развлечениях, ни в пустых разговорах, ни в пище, ни в питии… У нас одна мера: чем короче молитва, тем лучше.

Мы верим, но часто наша вера простирается только на земные интересны: дай здоровья, дай достаток и т.д. Мы не просим единого на потребу.

Любите Дом Божий

Церковь – это та розетка, подключаясь к которой, ты можешь почувствовать всю силу благодати Божией. А без благодати ни тепла, ни света в жизни нет.

Храм Божий – наша целебница, здесь мы обновляемся. Даже воскресаем. Для Бога всё возможно.

Храм Божий – наша целебница, здесь мы обновляемся. Даже воскресаем

В храме – река жизни, текущая в вечность.

Любите Дом Божий. Любите Крест Христов – и Он всегда будет вашим защитником и сделает вас наследником Царствия Небесного в вечной жизни. Аминь.

Про времена богоборческие

Богоборческая власть пыталась сделать русского человека «советским», то есть безбожником. Но все истинные русские верующие люди в то время страдали за Христа.

Сам я человек антисоветский.

Почему развалилось то, что строилось при советской власти? Потому что строилось без благословения Божия. Советская система должна была самоистребиться – это закон жизни.

Идеология советского государства касалась только «этой жизни», земного существования, сытого чрева – на этом далеко не уедешь.

В Великой Отечественной войне мы победили не благодаря Коммунистической партии, а вопреки ей! Просто наш русский дух, наша любовь к Родине были неподдельными.

Доверься Богу

Мы верим, но не доверяем Христу.

Сила Божия совершается в нашей жизни при нашем доверии Христу.

Доверьтесь Богу: Ты, Господи, лучше знаешь, что мне нужно: здоровье или болезнь, бедность или достаток, потеря или приобретение…

Если Бог нам Отец, то Он заботится о нас.

Один святой молился: «Господи, если хочешь, пошли меня в ад». А мы как молимся? Пошли меня, Боже, в рай? А если ты совершенно не готов к раю, что ты будешь там делать?

Если Бог тебе не дает здоровья, это для твоей же пользы – чтобы ты не ушел из Церкви. Также, когда приходят и ставят свечку: «Мне надо поступить!» – поступил и ушел из Церкви?

От праздника – к празднику

Мы живем от Рождества до Пасхи и от Пасхи до Рождества.

В большие церковные праздники мы как бы подливаем маслица в наши лампадки, чтобы они не гасли.

Пасха

Дай нам Бог радоваться празднику Пасхи всегда, каждый день.

Если Христос воскрес, то и я воскресну; если Он победил смерть, то смогу победить эту смерть и я. Я отдам тело земле, а душа моя будет в руках Божиих. «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». И я тоже хочу так жить, чтобы сказать накануне моей смерти: «В руце Твои предаю душу мою», – чтобы душа была у своего источника, у ее подателя, у Бога.

Дары

То, что я отдам, – то мое. То, что оставлю себе, – то чужое.

Все мы свидетели милости Божией. Мы просто часто слепы и глухи, а в нашей жизни столько даров Господних!

Жизнь есть дар Божий нам – чтобы мы прославляли величие и милость Божию.

Что нужно от нас Богу?

Бог говорит: «Мне не нужны твои поклоны, Мне не нужны твои пощения – отдай Мне свое сердце».

Как мы можем отдать сердце Богу, мы же не видим Его? Люби ближнего.

Кто наш ближний?

Кто наш ближний? Это тот, кто нуждается в нашей помощи. Не разовой помощи.

Если мы каждым своим словом, мыслию, движением сердечным будем относиться к другому человеку как к образу Божию, за которого умер Христос, это будет настоящее счастье.

Надо относиться к любому встречному как к брату, сестре, другу.

Божие сердце

Христос пришел в мир оказывать милость каждому.

У нас нет Божиего сердца.

Своеволие – основа ада

Мы все – большие своевольники. Все наши грехи от нашего своеволия.

Наше своеволие – основа ада.

Жить надо не по своей воле, а по воле Божией.

Предать себя в волю Божию – это ответственная, трудная, но святая задача.

О людях

Каждый человек – чудо Божие на земле. Любой человек знает, что если он живет, то не по своей правде, а по милости Божией.

Есть ближние по плоти, а есть – по духу. А по Духу Божию все люди – нам ближние.

Весточка с того света

Нужна ли нам память о наших усопших? Нужна. Общаясь молитвенно с ними, мы получаем весточку: «Спасайтесь!»

Надо, чтоб мы были родными не только здесь, но и там.

Плод сердца

Дай Бог, чтобы слово Божие, упавшее на ниву нашего сердца, принесло плод смирения, любви и милосердия.

Знать Христа – это значит иметь жизнь вечную в себе.

Читайте Евангелие каждый день

Познать Христа можно только из Его слова, из Его благовестия – Евангелия. Читаем ли мы Евангелие? Наша духовная скудость – от того, что пренебрегаем словом Божиим.

Наша духовная скудость – от того, что пренебрегаем словом Божиим

Нам с Христом жить в вечности, поэтому познавать Его надо уже здесь, на земле. Радостная вечная жизнь начинается здесь – с познания слова Божия.

Читайте Евангелие каждый день. Оно насущно более, чем воздух, более, чем хлеб и вода, потому что слово Божие животворит, не дает умереть душе, которая предназначена для того, чтобы жить вечно.

Каждый поступок, каждое наше слово может или спасти, или развратить человека. Вы – храм Божий, – говорит Священное Писание.

Какие горы надо нам переставлять?

Нам нужно просить об умножении веры, чтобы горы в своей душе переставлять: от ненависти к милосердию, от гордости ко смирению, от тщеславия к кротости и т.д.

Исповедание веры

Дай Бог нам быть твердыми в исповедании веры Христовой, потому что она нам дает жизнь вечную.

О семье

Если будет мир в вашей семье, то этот маленький мир будет залогом мира во всем большом мире.

Благочестие воспитывается в семье.

Можно ли жить без Бога?

Без Бога жить можно. Но только здесь.

Главное в жизни

Главное в жизни – вера в Бога и милосердие к ближнему.

Смысл жизни

Отдать свою жизнь другому человеку – вот смысл жизни.

Принципы жизни

По отношению к другим – только мягкость!

Бог Сам приведет-уведет, Сам рассудит, а ты – не руби с плеча.

К собственной персоне можешь сколь угодно быть жесток: лупи себя, бей, отжимай, выворачивай наизнанку – это пожалуйста. Давай! А вот к ближним будь добр снисходительным быть и милосердным.

Ничего не проси, ни от чего не отказывайся.

Всё в жизни надо зааминить. Каждое дело довести до конца и по завершении сказать: «Аминь».

О Православии

Православие – это стержень всего мира.

О любви

Любить невидимого Бога можно только через любовь к каждому человеку.

Обычный человек любить врагов не может. Враг есть враг. Но только христианин может подняться на такую высоту, что все эти поводы к противостоянию: социальные, политические, экономические – будут уже не важны.