Какой образ соседнего государства создан летописцем

Содержание

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄

§ 7. Внешняя политика Ивана IV

Вопросы к пунктам § 7. Внешняя политика Ивана IV

Пункт 1

1. Какие военные и политические силы потребовались Ивану IV для покорения Казанского царства?

Сначала Иван пытался посадить на казанский престол дружественных ханов. Однако от такой политики вскоре пришлось отказаться — в соседнем ханстве то и дело верх брали враждебные Москве силы. Тогда был избран кардинальный путь решения казанского вопроса военный. В 1552 г. из Москвы выступило большое войско, возглавляемое самим Иваном IV. Царя сопровождали опытные полководцы. В составе царских ратей были и татарские отряды,
состоявшие из противников казанского хана.

2. Кто стал главным соперником России на южном направлении после разгрома Казани?

Главным соперником России после победы над Казанью стало Крымское ханство на юге и Швеция на западе.

Пункт 2

1. Почему взятие Казани упростило проникновение торговых и военных отрядов в Сибирь?

Падение Казани открыло новые пути движения в Сибирь. Прежние —
через Северный и Центральный Урал, по которым ходили ещё новгородцы,— были неудобны и опасны. Иное дело— движение по Каме и далее на Иртыш и Тобол. Именно так, «встречь солнцу», направились участники великой эпопеи освоения Сибири.
В середине 1550-х гг. сибирский хан Едигер признал власть московского царя. Но сменивший его хан Кучум разорвал
подданнические отношения.

2. Какую роль в покорении сибирской земли сыграла семья торговых людей Строгановых?

Занятый войнами, Иван IV уделял мало внимания происходившему на востоке. Политику здесь определяли Строгановы, именитые торговые люди, чья «соляная империя» возникла в Среднем Приуралье. Для охраны своих владений Строгановы получили право возводить укрепления и нанимать военные отряды.

Пункт 3

1. Чем Россия отличалась от других европейских стран в эпоху Великих географических открытий?

Европейские страны открывали новые земли за морями, русские первооткрыватели шли по суше на Урал и дальше в Сибирь, а так же осваивали север.

2. Какое значение для обеих сторон имело открытие морского пути из Англии в Россию?

В 1553 г. до устья Северной Двины добрался первый английский корабль. Участник экспедиции англичанин Ричард Ченслер оставил описание своей поездки в Москву. Он был поражён богатством страны и могуществом московского царя. «Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог бороться с ними», — писал Ченслер.

Архангельск превратился в главные морские ворота России. Сюда ежегодно стали приходить английские суда. Английские купцы даже создали «Московскую компанию», которая поставляла в Россию европейские товары.

Пункт 4

  1. Почему Россия выбрала Ливонский орден как главного соперника в борьбе за Прибалтику?
  2. Какие внутриполитические и внешнеполитические события не дали Ивану IV развить первые успехи в Прибалтике?

1. Ливонский орден был слишком слабым противником, чтобы противостоять царским воеводам.

2. К этому времени назрел кризис во взаимоотношениях царя с деятелями Избранной рады. Иван IV считал, что их вмешательство в управление умаляет авторитет царской власти. Избранная рада стала казаться царю источником предосудительного «многовластия». Постепенно деятели Избранной рады исчезли из окружения Ивана IV. Царь бесповоротно рвал и с политическим курсом Избранной рады, и с людьми, входившими в неё.

Военные успехи России вызвали опасения у её соседей. Соперники России поспешили разделить ливонские земли. Глава Ордена признал себя вассалом польского короля. Часть Ливонии перешла к Швеции. В итоге вместо слабой Ливонии Россия столкнулась с Польшей, Литвой и Швецией, врагами несравненно более могущественными.

Вопросы и задания к § 7. Внешняя политика Ивана IV

1. Прочитайте эпиграф (с. 41) и ответьте на вопросы.
  • 1) Какой образ соседнего государства создан летописцем?
  • 2) Вспомните из истории Средних веков значение слова «сарацин». Можно ли Казань называть «сарацинским царством»?
  • 3) Какие беды приносили соседи пограничным русским городам? Только ли казанцы нападали на русские земли?

1. Летописец рисует Казанское ханство врагом государства.

2. Сарацины это народ, упоминаемый древнеримским историком IV века Аммианом Марцеллином и греческим учёным I—II вв. н. э. Птоломеем. Кочующее племя разбойников, бедуины, жившие вдоль границ Сирии.

3. Конечно казанский народ нельзя было назвать сарацинами, но немало бед причиняло Казанское ханство приграничным русским землям -грабили, жгли сёла, уводили в плен русский народ. Не только казанцы нападали на русскую землю и Крымское ханство беспокоило пределы русского государства на юге.

Рассмотрите иллюстрацию «Ермак» (с. 44) и ответьте на вопросы.
  • 1) Что, на ваш взгляд, выражает образ Ермака, созданный художником?
  • 2) Что заставило торговых людей Строгановых обратиться за помощью к казакам?
  • 3) Оправдан ли был интерес русских купцов к Сибири?
  • 4) Чем можно объяснить долгую славу среди простого народа казачьего атамана Ермака Тимофеевича?

Ермак на иллюстрации представлен грозным воином.

Строгановы занимались промыслами на границе с Казанским ханством, и чтобы противостоять отрядам казанцев во время набегов они попросили помощи у служилого сословия – казаков.

Интерес купцов к Сибирским территориям вполне было оправдано –
соль, пушнина и продукты лесоводства имели большую ценность.

Казачий отряд Ермака защищал не только Строгановых и их богатства, но и простой народ. Кроме того простые казаки сделали масштабное дело – покорили Сибирь, по сути это государственное дело, которое стало по плечу простому человеку.

3. Покажите на карте (с. 45) земли, вошедшие в состав Российского государства в XVI в.

Астраханское ханство, Сибирское ханство, Казанское ханство.

4. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
  1. взятие атаманом Ермаком столицы Сибирского ханства – 1582 год.
  2. штурм Казани, падение Казанского царства – 1552 год.
  3. гибель атамана Ермака Тимофеевича- 1585 год.
  4. начало Ливонской войны-1558 год.
  5. присоединение к России Астраханского ханства-1556 год.
5. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Должен ли правитель одновременно с реформами внутри государства вести активную внешнюю политику?

А. Война и реформы несовместимы в государственной политике; правитель, подобно Ивану Грозному взявшийся за оба дела сразу, неминуемо проиграет.

И война, и реформы требуют огромного количества ресурсов, денег в частности. Иван Грозный довел страну до разорения, проводя реформы и воюя в Ливонии.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

  1. Какое событие во время штурма Казани стало решающим?
  2. Что позволило казанцам сделать свой город неприступным, «словно большая каменная гора»? Чем полевые сражения отличались от штурма городов?

1. Когда же построены были мастерами с большим умением башни и мосты через рвы и реки, взялись они вскоре за другое, ещё большее дело, которого никто прежде того на Руси не видал. И Зачали они тайно по ночам копать глубокие рвы под город Казань. <…>

И когда был подожжён порох во рвах… тотчас же загрохотала земля, подобно сильному грому, и затряслось всё то место, где стоял город, и заколебались городские стены, и едва весь город не разрушился до основания.

2. И когда подступали к городу все русские воины для большого штурма, конные и пешие, тогда они все вскакивали на стены, и били с них из своих пушек и из пищалей, и стреляли из луков, и бросали в них заострённые колья и камни, и выливали из котлов кипящую смолу и воду на воинов, близко подскакивавших к стене, и завязывали жестокие бои, и крепко стояли, не боясь смерти.

И стоял он твёрдо и непоколебимо, словно большая каменная гора, ни в каком месте от сильной пушечной стрельбы не шатаясь, не колеблясь. И не могли придумать стенобитные бойцы, что сделать с городом <…>

◄§ 5-6. Строительство царства

§ 8—9. Опричнина. Итоги правления Ивана IV►

1. Прочитай эпиграф (с. 41) и ответьте на вопросы. 1) Какой образ соседнего государства создан летописцем? 2) Вспомните из истории Средних веков значение слова «сарацин». Можно ли Казань называть «сарацинским царством»? 3) Какие беды приносили соседи пограничным русским городам? Только ли казанцы нападали на русские земли? И можно ещё ответы на вопросы 2, 4? Буду очень благодарна за помощь.

Первые успехи объединения
Филипп II Август (1180-1223) — отобрал у английского короля Нормандию, присоединил графство Тулузское
Людовик IX Святой (1226 – 1270) – издал законы, которые действовали на всей территории страны, запретил междоусобные войны (правила 40 дней короля), королевский суд – главный в стране, королевская монета – общеобязательна для всей территории
Филипп IV Красивый от рыцарей требовал деньги вместо службы, Авиньонское пленение пап, созыв Генеральных штатов
характеризовать общие черты королей Франции, способствующие объединению страны,
Генеральные штаты (1302)
деловая игра заседание сословий в Генеральных штатах:
Класс делится на 3 группы по рядам в соответствии с сословиями во Франции: 1 ряд – духовенство, 2 ряд — рыцари, 3 сословие – крестьяне, горожане, ремесленники.
2 первых сословия освобождены от налогов. Каждое сословие имеет 1 голос. Кто будет платить налоги?
Дать определение. Генеральные штаты – это собрание представителей сословий: дворян. духовенства, бюргеров
деловая игра голосование по вопросу налогов работа с иллюстрацией стр. 157
Закрепление материала
Рефлексия » Я узнал… Я научился… Я смогу…»
Домашнее задание: § 18 чит, отв на вопр
Литература:
Агибалов Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. – М.: Просвещение — 2014 .

О соотношении светской и духовной власти

Духовная власть призвана контролировать, чтобы те духовные идеалы, которые светская власть берет на вооружение для достижения своих целей, соответствовали духовным законам, положенным в основу мироздания Творцом мира. То есть, чтобы направление движения государственного корабля в «реке времени» не противоречило воле Божьей. Собственно, в этом центр проблемы, его суть и самая главная болевая точка…

И, как обычно, прежде чем говорить о высоких материях, попробуем договориться о терминах. Что такое власть? Открываем популярную ныне википедию и читаем:

Вла́сть — это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их желанию или сопротивлению.

Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Итак, власть — это умение навязывать свою волю, взгляды, методы управления с целью достижения поставленной цели.

Из определения понятия власти вытекает, что главной задачей людей, приходящих во власть, является озвучивание этой самой цели, которую иначе называют национальной идеей. Другими словами, власть предержащие должны четко объяснить людям страны смысл существования своего народа на данной территории.

Или, если говорить совсем просто, люди, пришедшие во власть, должны сказать, что они хотят построить, какое общество создать, придя к власти. И всегда, во все прошедшие века, правители, прежде всего, провозглашали духовные ориентиры, которые исповедует руководство страны, морально-нравственные принципы, на которые будет опираться государство, стремясь к поставленным целям. Это светская власть.

Духовная власть призвана контролировать, чтобы те духовные идеалы, которые светская власть берет на вооружение для достижения своих целей, соответствовали духовным законам, положенным в основу мироздания Творцом мира. То есть, чтобы направление движения государственного корабля в «реке времени» не противоречило воле Божьей. Собственно, в этом центр проблемы, его суть и самая главная болевая точка.

Рассмотрим современные сообщества наиболее развитых государств. Внимательно посмотрим на предвыборные лозунги и призывы лидеров всех партий, которые борются за власть. Что общее в духовно-нравственном плане для каждого из них, что главное, в чем схожи их программы??!

Ответ один: В НИХ НЕТ МЕСТА БОГУ!!!

Самое странное в происходящем, что все эти люди: лидеры партий, кандидаты в президенты и премьер-министры заявляют о своей религиозности, о том, что они верят в Бога. И это вызывает изумление. Как можно верить, что у мира есть Творец, что Он приводит каждого из нас в мир, награждая нас Своим образом и подобием, для того, чтобы мы выполнили Его волю, а мы ее, эту Божественную волю, знать не желаем.

Простая и понятная духовная аксиома: «Творение имеет смысл бытия только тогда, когда служит Творцу в рамках Его воли» определяет смысл жизни каждого человека, получившего от Бога дар этой самой жизни.

Каждый из нас, приобретая те или иные вещи или предметы, желает, чтобы они служили нам в рамках нашей воли. Творец не спрашивает творение об его желаниях. И, если мы купили микроскоп, чтобы им колоть орехи, то микроскоп не возражает, а только выполняет наши желания. Что происходит с нами? Почему воля Божия перестала интересовать человечество? Где сегодня на земле есть правитель государства, который бы искал волю Божию, как главный смысл существования своей страны.

Можно вспомнить приход Христа Бога на землю, когда после 40-дневного поста, дьявол начинает искушать Спасителя, предлагая Ему различные формы прихода к власти. Первое искушение — накорми людей, преврати камни в хлебы, покажи, что при Твоем правлении наступит материальное изобилие. Христос отвергает этот путь «Не хлебом единым жив человек…..», показывая нам, что это тупиковый путь, ибо безнравственного человека не накормить. Безнравственность всегда ненасытна. Второе искушение — покажи людям чудо, зрелище. И этот путь Христос отвергает, показывая его ошибочность, ибо развращенное безнравственное сознание ненасытно и в развлечениях.

Давайте посмотрим программы и лозунги наших правителей, на которые они опираются, борясь за власть. В чем главное содержание предлагаемых программ. Ответ один — власти нас обещают накормить. Практически все предвыборные обещания, практически всех кандидатов объединены лозунгом «ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ!». Разница только в способах и методах, как наши лидеры собираются реализовать данный лозунг, но принцип у всех один. Как будто, Бог не приходил на землю и не показал нам ошибочность и бесперспективность данного пути развития.

Почему же светская власть позволяет себе сегодня подобные безнравственные принципы при управлении государством? Ответ может быть только один: потому что это им позволяет власть духовная. В том, что практически все предлагаемые экономические и политические программы противоречат Евангельским истинам, сомневаться не приходится. Но почему молчит духовная власть остается только догадываться.

Напомню, что национальная идея всегда имеет духовные корни и конкретно формулирует ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ ДАННОГО НАРОДА НА ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

Внимательное прочтение основных законов всех европейских стран говорит нам о том, что никакого духовного содержания в Конституциях этих стран нет, кроме общих слов и деклараций. А, значит, по умолчанию, всегда будет исповедоваться духовный лозунг древнего языческого Рима «Хлеба и Зрелищ».

Главным духовным принципом, который исповедуют наши лидеры в достижении материального изобилия, стал принцип свободы. Свобода, позволяет нам забыть о национальной идее, которая дается Богом для каждого государства. Другими словами, приоритет свободы, как главного духовного идеала, позволяет нам быть свободным, прежде всего, от Бога, от Его божественной воли. Поразительно, мы знаем, что о каждой человеческой душе, которую Бог призывает в мир, есть промысел Божий. Кому-то дается 10 талантов, кому-то один, но кому много дано, с того много и спрашивается. Естественно, что и о каждом народе есть промысел Божий, но сегодня среди наших умных верующих руководителей нет ни одного, которого бы промысел Божий интересовал. Ни на одном большом форуме будь то Совет Европы, или заседание ООН, слов о воле Божьей мы никогда не слышим. Бог отрезан нами от участия в жизни мирового сообщества государств, Его воля никому не нужна и не интересна. Что же можно вспомнить подобный период в истории человечества, который закончился Всемирным потопом, когда в живых от всего населения земли осталось только 8 человек, которые признавали волю Божию в своей жизни. Мы что этого ждем? Очень похоже, что именно так.

Воля Божия в отношении каждого народа — это тот духовный Крест, который нам предлагает нести Творец. Правильно определить волю Божию должна помочь светской власти власть духовная. И потом жестко следить, чтобы руководители государства всеми силами помогали своему народу нести Крест служения Творцу в рамках Его воли.

А вот если такого несения Креста не будет, то мы можем вспомнить судьбу многих империй, начиная от Римской и кончая Российской, которые распались, когда бросили свой Крест, поменяв его на чечевичную похлебку, на бездуховный смысл существования хлеба и зрелища. Собственно, такой конец ждет, похоже, и нас в самом ближайшем будущем, если не опомнимся и не поймем простую житейскую истину: построить рай на земле без Бога невозможно. Все бы было понятно, если бы нынешние политические лидеры заявили о своем атеизме. Так ведь нет!!! Все они говорят о своей вере в Бога. Но в какого Бога они верят, в чем духовный смысл их веры совершенно не понятно. Если Бог отвергнут современным мировым сообществом, как Творец мира, со всеми вытекающими отсюда последствиями, то это уже не вера, а суеверие или, если уж говорить совсем прямо, современное язычество. Модная ныне идея толерантности призывает признавать истинными все религиозные организации, которые исповедуют совершенно разные духовные догматы. Если признавать, что 2х2= и 4 и 5, 6, 10 , 25,.. сколько угодно — то это уже не математика, а набор цифр. Если признавать все религиозные доктрины истинами, то нужно признать, что тогда истины нет, а, значит, и Бога нет вовсе. Многобожие — суть безбожие. Именно это мы и наблюдаем в современном языческом мире наших ведущих государств.

Последнее. Все наши попытки выстроить мир без воли Божьей обречены на провал. Чья здесь вина больше светской или духовной власти вопрос, увы! риторический, ибо и та и другая отказываются жить по воле Божьей, приближая нас к пропасти Апокалипсиса. Одна своими безбожными действиями, другая своим бездейственным безмолвием.

Православие на Северной Земле

  • 21.04.2015
  • Эндрю Уоммак

Многим неизвестно, что сатана потерпел поражение. Многие христиане являются орудиями дьявола, распространяя ложь о том, что он все еще сильный враг.

Эндрю Уоммак

Недавно я получил письмо от 19-летней девушки.

Уважаемый м-р Уоммак!

Я понимаю, Вы должны часто получать письма по поводу своего служения. Но даже сознавая вашу занятость, я испытываю стремление написать Вам. Я только что закончила прослушивание ваших кассет “Духовная власть“, и они изменили мою жизнь.

В старших классах я занималась черной магией или язычеством. В течение двух с половиной лет я заигрывала с сатанинскими силами, призывая многочисленных демонов исполнять мои распоряжения. Я была не только одержима дьяволом, но сильно зависела от алкоголя и наркотиков. Несколько месяцев назад я стала христианкой и начала понимать, что не я контролирую ситуацию. Фактически меня контролировали, мной управляли. Моя свободная воля была настолько опутана сатанинским обманом, что я потеряла способность самостоятельно мыслить.

29 августа 1996 г. я приняла Христа своим Господом и Спасителем. В тот момент, как я исповедала грехи и отдала свою жизнь Богу, Он избавил меня от демонов, наркотиков, алкоголя, сигарет и сексуальной распущенности. Я решила, что навсегда избавилась от сатанинской власти.

Прошло не так уж много времени, и меня начал охватывать страх. Бесы, с которыми я ранее общалась, терзали меня днем и ночью. Пытаясь уснуть, я видела их в углу комнаты. Выходя ночью на улицу, я ощущала их присутствие. Через какое-то время я примирилась с этим, и они стали частью моей жизни. Я знала, что они не могут прикоснуться ко мне, но я тем не менее была в ужасе.

Почти через 4 года после моего обращения я все еще имела дело с демоническими силами. И только после прослушивания ваших записей я поняла, что имею над ними силу и власть. Вместо того, чтобы ночью от страха перед бесами буквально прятаться в углу комнаты под одеялом, я улыбаюсь, произношу короткую молитву и засыпаю.

Меня особенно заинтересовала Ваша иллюстрация о том, как мы порой изображаем демонов. Вы говорите, что рисовали их себе возвышающимися над вами зверями с когтями и т.д., когда на самом деле они шмыгающие носом малыши. Это правда! Единственная власть, которую они имеют над нами — та, которую мы им предоставляем над собой. Какое благословение наконец-то понять это! Мой взгляд на жизнь полностью изменился благодаря Вашей готовности отдать себя Богу для того, чтобы Он использовал Вас. Если бы не благочестивые истины вашей миссии, я бы до сих пор была в рабстве своего страха.

Я сейчас активно следую Божьему призванию для моей жизни, призванию к служению. Я взволнована будущим и страстно стремлюсь к тому, что Бог сможет совершить через мое послушание. Я укрепляюсь в христианском пути, становлюсь сильнее, чем когда-либо прежде, и мои друзья постоянно спрашивают меня, почему я не такая. Они, видимо, не понимают, как это 19-летняя девушка может быть настолько влюблена в Бога, что это видно физически.

Еще раз благодарю Вас за Вашу готовность выступить с верой и дать Богу возможность использовать себя. Бог через Вас коснулся моей жизни и, уверена, жизней многих других людей. Я предвкушаю радость от прослушивания других Ваших записей.

Тори из Пенсильвании.

Это чудесно! Слава Богу за силу истины и наше освобождение (Иоанна 8:32)1. Единственная сила, имеющаяся у сатаны — это сила обмана, а самое худшее в обмане — непонимание того, что ты обманут. Иначе это не был бы обман. Как только мы узнаём истину, обман теряет свою силу. Поэтому сатана теряет всю свою силу, когда мы познаём истину.

Многим людям неизвестна истина о том, что сатана потерпел поражение. Даже многие христиане являются орудиями дьявола, когда распространяют ложь о силе этого врага. “Духовная борьба” или “духовная война” — горячо обсуждаемые темы в нынешней церкви. Люди тратят огромное количество энергии, постоянно сражаясь с дьяволом способами, противоречащими Священному Писанию, но в действительности сатана уже побеждён. Нам не нужно снова наносить ему поражение.

Нам нужно верить, что дьявол уже был полностью разбит наголову (Евреям 2:14)2 и просто воплотить это поражение в жизнь. Единственная сила, имеющаяся у него — сила обманывать. Наша борьба должна вестись против козней (хитростей) дьявола (Ефесянам 6:11)3, а не против самого дьявола. Любой другой подход фактически вооружает дьявола и наделяет его властью, которой у него не было, и он её использует, чтобы запугивать нас. Единственное оружие сатаны — власть, которой мы его наделяем, когда верим его лжи.

Сражение, война имеет место только между двумя непобежденными противниками. Как только враг сдался, война окончена. Сатана — поверженный враг.

Послание к Колоссянам 2:15 сообщает, что Христос,

“15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою”.

Значение слова avpekdusa,menoj переведенного как “отняв силы”, означает “разоружать”, “разорять”, “отнимать добычу” (American Heritage Dictionary). Это значит, что после нанесения Христом поражения сатане, Он лишил его всего имевшегося у него, в частности, отнял у него ключи от смерти и ада (Откровение 1:18)4.

Греческое слово qriambeu,saj, переведенное, как “восторжествовав” в Колоссянам 2:15, особенно важно. Оно значит “совершать триумфальную процессию”. Оно, в частности, относится к способу, каким римляне, одержав победу над противниками, проводили “триумфальные шествия”.

После покорения римлянами своих врагов они устраивали парад. Они брали пораженного царя, раздевали его догола, протаскивали его через толпу вслед за командующим или победившим царем, давая возможность всем подданным это видеть. Побежденный правитель тем самым был унижен и оскорблен, но это еще не всё. У него также отрезали большие пальцы на руках и ногах. Это делалось для заверения подданных в том, что этот враг никогда уже не будет представлять собой опасность ни для кого из них. Он уже никогда больше не сможет бегать или держать меч. Нет нужды больше его бояться. Любой просочившийся в Рим слух о нем был бы подвергнут насмешке, потому что граждане видели его на параде побежденным.

То же самое случилось с дьяволом. Вот о чем говорит этот стих. Христос не только побил сатану, но Он провел его в этой процессии, продемонстрировав его всей вселенной как полностью побежденного врага. Сатана никогда больше не должен пугать нас. К сожалению, многие христиане пропустили парад. Они никогда не видели триумфального шествия Бога, описанного в Слове Божьем, где сатана был изображен полностью поверженным врагом. Они передают слухи о могуществе этого врага, с которым нужно считаться. Но это не так.

Сатана всё еще жив, и нам нужно с ним считаться, но только постольку, поскольку он распространил так много лжи о своей власти над нами. Всё это ложь, а в ней и заключается власть дьявола. Если мы верим его лжи, потом он использует свою власть, предоставленную ему нашим страхом для осуществления разрушительных действий в нашей жизни. У него нет своей собственной власти. Он использует власть и силу, сообщаемую ему нашей верой, направленной в ошибочном направлении.

Когда я только начинал познавать Бога, я узнал, что демоны существует, и не где-то в Африке. Мы часто сталкиваемся с демонами, и они совершают значительную часть зла, наблюдаемого нами повседневно. Поначалу это знание вселило в меня страх, а страх открывает бесам доступ в нашу жизнь. С одной стороны я сопротивлялся им, но с другой через свой страх наделял их властью.

Примером может послужить случай, произошедший со мной в Арлингтоне, штат Техас, где я вырос. Я был влюблен в Господа и хотел служить людям. Я решил открыть в Арлингтоне христианский центр. Я хотел, чтобы в этот дом могли бы придти люди, контролируемые такими вещами, как алкоголь, наркотики, секс и т.д., могли оставаться там до момента своего освобождения, пока сила сатаны над ними не будет сломлена. Я снял двухэтажный дом на краю территории университета в Арлингтоне и начал его чинить.

Этот дом был раньше домом студенческого братства, и в нем происходило немало сатанинской деятельности. Прежние жильцы выселились, но демоны остались. В этом месте было что-то странное. Однажды я работал там в час ночи, и на меня напали бесы. В этом доме не было больше никого, кроме меня. Меня били и душили, и я боролся за свою жизнь.

Я выбежал из дома, вскочил в машину и стал выезжать на улицу. Я уже был готов нажать педаль газа до отказа и убраться как можно дальше от этого места. Прежде, чем я снял рукоятку с тормоза, я услыхал, как Господь обратился ко мне: “Что ты делаешь?”. Я сказал Ему, что стараюсь поскорее убраться из этого места. Затем Он напомнил мне о всеоружии христианина, описанном в Ефесянам 6:10-18 и сказал: “Нет таких доспехов, которые прикрывали бы спину”.

Я понял, что Он имеет в виду. Он говорил о доспехах, которые Он мне дал мне. Они хороши только если я встречаю дьявола лицом к лицу, а не поворачиваюсь к нему спиной и убегаю. Я подумал: “Господи, неужели Ты хочешь, чтобы я вернулся в это место и встретился с дьяволом?”. Он больше ничего мне не сказал. Я заехал обратно в подъездную аллею и задумался. Казалось, прошла целая вечность. Наконец я выбрался из машины и направился к дому. Я провел остаток ночи, сражаясь со страхом и с физическими нападениями дьявола. Когда утром я ушел, все демоны убрались, и в этом месте воцарился сверхъестественный мир.

В течение этого времени мне довелось пережить немало сатанинских атак. Мне снились сны, в которых меня атаковал дьявол, и я просыпался, истекая кровью. Эти столкновения происходили не просто в моем разуме. Меня атаковали физически. Однажды такое случилось в Луизиане, на библейской конференции. Я так себя чувствовал, будто меня душили до смерти. Я победил, но сатанинские нападения были нешуточными.

Потом однажды я молился и связывал всех демонов на континенте, а мой молниеносно мыслящий ум озарила догадка: я проводил больше времени не с Богом в молитве, а запрещая сатане и разговаривая с ним. Я понял, что это неправильно. Господь начал открывать мне, что всё мое внимание было сосредоточено на дьяволе, и это открывало ему доступ в мою жизнь, обусловивший все эти атаки.

Я покаялся, изменил свое мышление и его фокус. И, знаете что? Прошло уже, по меньшей мере, 30 лет, и в моей жизни не было больше ни одного сатанинского проявления. Я видел демонов вокруг, в других людях, я изгонял их, но личные нападения на меня прекратились почти моментально. Не было больше ни одного, потому что единственной причиной, по которой бесы могли проявить себя таким образом, являлся страх по отношению к ним. Страх ушел, а с ним и вся их власть.

Это чудесное откровение и это понимание сатанинской власти не преобладает в современной теологии. Эту истину нужно донести до всех членов Тела Христова5

Церковь и государство

Православная Церковь обладает полнотой истинного ведения, поэтому лишь на почве православного вероучения могла быть сформулирована идеальная норма взаимоотношений между Церковью и государством. С другой стороны, поскольку церковно-государственные взаимоотношения – явление двустороннее, то исторически эта норма могла быть выработана лишь в государстве, признающем Православную Церковь величайшей народной святыней, – иными словами, в государстве православном. И еще одно обстоятельство тут надо иметь в виду. Если в государстве, где Православная Церковь имеет официальный статус, связанный с особыми привилегиями, существуют такие религиозные меньшинства, права которых вследствие этой привилегии ущемлены, то трудно говорить о том, что церковно-государственные отношения тут урегулированы идеальным образом. Поэтому, очевидно, лишь монорелигиозное, моноконфессиональное православное государство может без ущерба для справедливости и общего блага своих граждан строить отношения с Церковью, исходя из православных принципов.

Названным здесь условиям более или менее, хотя, конечно, далеко не полностью, ибо на земле абсолютное совершенство невозможно, соответствовала Ромейская империя – Византия. В Византии и были выработаны основные принципы церковно-государственных отношений, зафиксированные в канонах и государственных законах империи, отраженные в святоотеческих писаниях. В своей совокупности эти принципы получили название симфонии Церкви и государства. Суть симфонии составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. «Епископ подчиняется государственной власти, как подданный государству, а не потому, чтобы епископская власть его исходила от представителя государственной власти; точно так же и представитель государственной власти повинуется епископу, как член Церкви, как грешный человек, ищущий спасения от Церкви, а не потому, чтобы власть его происходила от власти епископа»439. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее моральной, духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для благовествования и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства.

Отцы Карфагенского Собора в 104 (93) каноне выразили мысль о том, что благочестивые носители государственной власти призваны быть защитниками Кафолической Церкви: «Царскому человеколюбию предлежит попещися, чтобы Кафолическая Церковь, благочестною утробою Христу их родившая, и крепостию веры воспитавшая, была ограждена их промышленном; дабы в благочестивыя их времена, дерзновенные человеки не возгосподствовали над безсильным народом, посредством некоего страха, когда не могут совратити оный посредством убеждения».

Церкви не возбраняется обращаться с просьбой о защите против чинящих насилие над ее членами, над ее храмами и ко всякой законной государственной власти, независимо от ее отношения к Церкви, тем более к власти, которая состоит в симфонических отношениях с Церковью. В критические моменты православные византийские императоры неизменно вступались в защиту Церкви. Императоры Феодосий II и Валентиниан III писали епископам Александрийской Церкви, когда во главе со святым Кириллом боролись за чистоту Православия против несторианской ереси: «Состояние нашего государства зависит от благочестия, так как между ними много общего и родственного. Они поддерживают одно другое и преуспевают одно преуспеянием другого, так что истинная вера светит правдою, а государство процветает, когда соединяет в себе и то, и другое. И мы, как государи, поставленные Богом быть защитниками благочестия и счастья наших подданных, всегда стараемся сохранить связь между ними нераздельною, служа Промыслу Божию и людям, именно мы служим Промыслу, когда заботимся о преуспеянии государства и, предавшись всецело попечению о подданных, направляем их к благочестивой вере и жизни, достойной верующих, и прилагаем должное старание о том и другом. Ибо невозможно, чтобы тот, кто заботится об одном (государстве), не думал также и о другом (Церкви)»440.

В 6 новелле святого Юстиниана сформулирован принцип, лежащий в основе симфонии Церкви и государства: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем»441. Руководствуясь этой нормой, император Юстиниан в своих новеллах признавал за канонами силу государственных законов.

Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью заключена в «Эпанагоге» (вторая половина IX в.): «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства»442. Ту же мысль находим и в актах VII Вселенского Собора: «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным»443.

При симфонических отношениях между Церковью и государством высшие представители государственной и церковной власти получают двойную санкцию – и от Церкви, и от государства. Отсюда миропомазание византийских императоров и российских царей; отсюда и участие государей в поставлении Патриархов.

Церковь, находящаяся в симфонических отношениях с государством, допускала достаточно серьезное влияние православной государственной власти на церковные дела без ущерба для себя. 38 правило Трулльского Собора, повторяя заключительна определение 17 правила Халкидонского Собора, гласит: «Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел». И ныне Церковь руководствуется этим каноном, когда устанавливает границы епархий в соответствии с административным делением государств.

В 9 правиле Двукратного Собора осуждаются священники, «дерзающие бити верных согрешивших, или неверных, нанесших обиду». В заключении канона говорится: «Подобает бо священнику Божию вразумляти неблагонравнаго наставлениями и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на тела человеческия с бичами и ударами. Аще же некие будут совершенно непокоривы, и вразумлению чрез епетимии не послушны, таковых никто не возбраняет вразумляти преданием суду местных гражданских начальников. Понеже пятым правилом Антиохийскаго собора постановлено, производящих в Церкви возмущение и крамолы обращати к порядку внешнею властию».

Не только при существовании полной симфонии, но и при иных формах церковно-государственных отношений, в тех случаях, когда за Церковью признается публично-правовой статус, государство вправе участвовать в решении таких дел, как учреждение новых епархий и приходов и установление границ между ними, открытие монастырей, духовных школ, устройство христианских кладбищ, а также замещение епископских и иных церковно-должностных мест.

Классическая византийская симфония, являясь идеальной нормой церковно-государственных отношений, ни в Византии, ни в России не существовала в абсолютно чистой форме. На практике она, конечно, подвергалась нарушениям и искажениям. Со стороны государственной власти не один раз Церковь оказывалась объектом цезарепапистских притязаний. Суть их заключалась в том, что глава государства, царь, претендовал на решающее слово в решении церковных дел. Помимо греховного человеческого властолюбия у таких посягательств, воспринимавшихся Церковью всегда как незаконная узурпация, была еще и историческая причина. Христианские императоры Византии были прямыми преемниками языческих Римских принцепсов, которые среди многих своих титулов имели и такой; pontifex maximus – верховный первосвященник. Эта дурная традиция, конечно, в ослабленной форме, но время от времени проявлялась все-таки и в действиях некоторых христианских императоров; всего откровенней и опасней для Церкви цезарепапистская тенденция обнаруживалась в политике императоров-еретиков, в особенности в иконоборческую эпоху.

У русских государей, в отличие от византийских василевсов, не было наследия языческого Рима. Поэтому симфония церковной и государственной власти у нас в древности осуществлялась в формах более правильных и церковных, а отступления от нее в одних случаях носили индивидуальный характер – тираническое правление святоубийцы Ивана Грозного, в других же имели характер менее выраженный, более мягкий и сдержанный, чем в Византии – как это проявилось, например, в столкновении царя Алексея Михайловича с Патриархом Никоном, обусловленном, помимо личных качеств монарха и Патриарха, влиянием новоевропейских идей на государственное правосознание правительственных кругов России.

Что же касается синодальной эпохи, то несомненное искажение симфонической нормы в два синодальных столетия церковной истории связано не с пережитками византинизма, а с исторически очень ясно прослеживаемым влиянием протестантской доктрины территориализма и государственной церковности на российское правосознание и политическую жизнь. Попытку удержать канонический принцип симфонии в условиях, когда империя пала и в России складывались новые формы государственности, предпринял Поместный Собор 1917–1918 гг. В декларации, предварявшей Определение об отношении Церкви и государства, составленной по поручению Собора профессором С.Н. Булгаковым, впоследствии протоиереем, требование об отделении Церкви от государства сравнивается с пожеланием, чтобы «солнце не светило, а огонь не согревал. Церковь по внутреннему закону своего бытия не может отказаться от призвания просветлять, преображать всю жизнь человечества, пронизывать ее своими лучами». Церковь не связывает себя с определенной формой правления: «Ныне, когда волею Провидения рушилось в России царское самодержавие, а на замену его идут новые государственные формы, Православная Церковь не имеет определения об этих формах со стороны их политической целесообразности, но она неизменно стоит на таком понимании власти, по которому всякая власть должна быть христианским служением»444.