Какой остров русские поморы называли грумантом

Грумант

Эту статью необходимо переписать.
На странице обсуждения может быть дополнительная информация. Примечание: В противном случае она может быть удалена.’

Грумант — русское (поморское) название архипелага Шпицберген. Наиболее ранние поселения русских охотников на Шпицбергене датируются XVI веком.

Шпицберген — арктический архипелаг в западной части Северного Ледовитого океана. Включает в себя более тысячи островов и акваторию Гренландского и Баренцева морей. Площадь архипелага — 63 тыс. км2. По Парижскому договору 1920 г. с 14 августа 1925 г. архипелаг Шпицберген находится под ограниченным суверенитетом Королевства Норвегия и выделен в отдельную административную единицу под управлением губернатора. Природные ресурсы — нефть, газ, каменный уголь, полиметаллические руды, бариты, золото, кварц, мрамор, гипс, яшма. В окружающей акватории большие запасы рыб ценных пород, креветок, водорослей и морепродуктов. Основу экономики составляют добыча каменного угля (1,5 млн т в год), геологоразведочная и научная деятельность, а также туризм. На архипелаге расположены морские порты Баренцбург, Пирамида (Россия), Лонгиербюен, Свеагрува, Ню-Олесунн (Норвегия), международный аэропорт Лонгиербюен. На архипелаге постоянно проживает 1600 человек (российские и норвежские шахтеры, а также несколько десятков ученых из разных стран).

Начало хозяйственного освоения архипелага Шпицберген, по данным современных археологических исследований, относится к середине XVI столетия. Оно было результатом деятельности жителей русского Севера — поморов, которые развернули на его берегах разнообразный промысел, главным образом добычу моржа.

Русские поморы стали осваивать эти острова задолго до экспедиции Баренца и называли архипелаг Грумантом. Некоторые исследователи полагают, что новгородские мореходы бывали там ещё в X веке. Известно, что в языке русских поморов было около сотни терминов для обозначения различных видов льда. И падающую в море ледяную глыбу они называли «грума» или «грумана».

Русские поморы издавна навещали эти острова, даже имели там усадьбы и подолгу жили. Уже в XI—XII веках были поморские поселения на Груманте.

Русские охотники добывали на Груманте тюленей, моржей, белых медведей, песцов, занимались и китобойным промыслом.

Были найдены многочисленные археологические доказательства присутствия поморов в архипелаге.

Учёных заинтересовали остатки дома, некогда смотревшего низкими, приплюснутыми окошками в сторону реки Стаббэльва. Внутри целый клад: детали поморского судна, остатки шахматной доски; надписи ножом на деревянных предметах, возвращают нам имена, казалось бы, безвозвратно ушедшие: Галахи Кабачева, Ивана Петрова, Вапы Панова. Палеографы, используя достижения науки и техники, с точностью установили: русская изба была срублена в 1556 году, за четыре десятилетия до того, как увидел Шпицберген Вильгельм Баренц.

В доме на берегу лагуны, примерно в полутора десятках километрах от Стаббэльвы, нашли текст, вырезанный на деревянном предмете: «Преставився мирининнъ от города» («Умер житель города»). Этот пятистенок поморы сложили еще раньше, в 1552 году. В заливе Бельсунн прочитали надпись, выцарапанную на китовом позвонке, и имя «Ондрей». Много удач ждало исследователей в бухте Руссекайла, где жил около сорока лет «патриарх» Шпицбергена Иван Старостин: девятнадцать надписей найдено при раскопках, и третья часть из них датирована XVI веком, остальные более поздние.

Всего советские археологические экспедиции выявили около ста поморских поселений между 78 и 80 градусами северной широты. Поселки располагались по всему побережью в десяти-четырнадцати километрах один от другого, включали жилые, хозяйственные и подсобные помещения, культовые сооружения, навигационные знаки в виде крестов.

По данным В. Ю. Визе, составленным на основе различных исторических источников, всего на Шпицбергене насчитывалось 39 старинных русских поселений.

С 1978 по 1984 на архипелаге работала экспедиция Академии наук СССР, которая обнаружила множество русских поселений, погребений и больших поморских крестов, предметов быта и надписей на русском языке. Так, на берегу острова Западный Шпицберген были найдены остатки русского дома вблизи реки Стаббальва, срубленного в 1556 г. 6 из 19 найденных надписей датированы 16 веком.

Известен список поморов-грумантланов и новоземельцев, призванных на военно-морскую службу в 1714 году по личному указу Петра I, которые составили потом костяк балтийских моряков и выиграли не одно сражение.

В XVII веке русские промыслы на Шпицбергене расширяются. Способствовали этому обилие рыбы и зверя, освоенность морского пути, в какой-то мере налаженный быт. Хотя ледяная пустыня неохотно впускала пришельцев в свои владения.

В 1743 году на остров Эдж (поморы называли его Малым Беруном) пришел в обычный рейс кормщик из Мезени Алексей Химков с двенадцатилетним сыном Иваном и товарищами Степаном Шараповым и Федором Веригиным. Лодью свою не уберегли они, оторвало ее от берега и погубило разбушевавшееся море. Домой путь оказался отрезанным. Но поморы не пали духом. Приспособились без особого снаряжения добывать пищу, обогревать кров, и когда через шесть лет и три месяца вынужденного плена их сняло другое судно, они погрузили на его борт большое количество добытой ими пушнины, много мяса.

С 1747 года столичная коммерц-коллегия регулярно запрашивала в своей архангельской конторе сведения о промысле на Груманте и его интенсивности.

На Шпицбергене неоднократно зимовал Василий Дорофеев Ломоносов — отец выдающегося деятеля русской науки М. В. Ломоносова. Великий русский ученый впоследствии организовал на Шпицберген в 1765—1766 гг. две морские научные экспедиции под началом В. Я. Чичагова. «Патриархом» Шпицбергена называют промышленника Ивана Старостина, который провел на острове в общей сложности около 36 лет.

Михаил Ломоносов правда так и не узнал результатов первой русской научной экспедиции, которую возглавлял Василий Яковлевич Чичагов, так как она вышла в море через несколько дней после смерти Ломоносова. Чичагов провёл серьезные исследования на Груманте, где за год до этого была создана специальная база, даже попытался пройти дальше — достиг 80 градуса 26 минут северной широты. В следующем году он поднялся ещё выше на четыре минуты.

Проблема Шпицбергена заставила русское правительство принять меры для охраны своих интересов на архипелаге. Русские верили, что Грумант был открыт именно русскими поморами задолго до Баренца. Деятельность Сидорова в 1870-е гг. способствовала укреплению этой точки зрения в общественном мнении, и хотя правительство принимало статус Шпицбергена «terra nulius», то есть «ничья земля», в русской прессе первой декады XX в. архипелаг считался «потерянным русским владением», которое необходимо вернуть.

Русские власти начинают регистрировать суда, ходившие на Грумант, выдают «пропускные билеты». Благодаря этой статистике мы знаем сегодня, что в конце минувшего столетия только из Архангельска ежегодно отправлялись на Грумант семь-десять судов со 120—150 промышленниками. Становища возникали на острове Медвежий, а на Груманте количество русских зимовщиков достигает двух тысяч.

Приоритет России на Грумант ни у кого не вызывал сомнения. Но более дальновидные русские люди, чтобы избежать в будущем осложнений с правами, предлагали царскому правительству заселить архипелаг постоянным населением. Архивы сохранили прошения помора Чумакова (1805 г.), купца Антонова (1830 г.), прапорщика Фролова (1850 г.). Много раз обращались с такими просьбами Старостины. Однако в столице никого всерьез не взволновали их заботы.

В конце 50-х годов XIX века русские промыслы на архипелаге постепенно приходят в запустение. В 1854 г., в ходе Крымской войны (1853—1856 гг.) английским корветом «Миранда» был разорен город Кола — один из важнейших поморских центров.

В 1899 г. Россия основала на Шпицбергене метеорологическую обсерваторию, а годом позже в тот район отправился ледокол «Ермак».

В результате нерешительности и ленивости царей, архипелаг, богатый морскими ресурсами и углём, достался Норвегии, хотя те приступили к освоению архипелага позже русских: лишь в 1793 году из Тромсе вышло на Шпицберген первое норвежское промысловое судно, да и то наполовину с русским экипажем, и добралось оно только до острова Медвежий.

Фактически в последней трети XIX века норвежцы почти единовластно господствовали в «восточных льдах». Росту норвежской экспансии также способствовало и отсутствие средств охраны и защиты северного побережья России от посягательств иностранцев, вызванное упразднением в 1862 г. Архангельского военного порта и Беломорской флотилии.

В 1871 году шведско-норвежский посланник в России Биорштиерн обратился в МИД нашей страны с нотой, в которой извещал, что Швеция и Норвегия, объединенные в то время унией, намерены были присоединить Шпицберген к своим владениям. Но царское правительство и на этот раз не сделало серьезного шага для закрепления прав России над Шпицбергеном. Напротив, оно предложило статус «ничейной земли» и тем самым фактически открыло дорогу на архипелаг другим странам.

С 1935 года СССР удалось закрепиться на Шпицбергене. В этой части Норвегии два официальных языка — норвежский и русский. Россия добывает здесь высококачественный каменный уголь.

В ноябре 1944 года советское правительство поставило перед правительством Норвегии вопрос об отмене многостороннего Парижского договора и предложило, чтобы Шпицберген принадлежал правительству Норвегии и СССР в порядке кондоминиума:

В беседе с министром иностранных дел Норвегии Трюгве Ли в ноябре 1944 г. министр иностранных дел СССР В. М. Молотов потребовал, чтобы главная часть архипелага с островом Шпицберген управлялась совместно Норвегией и Советским Союзом как «кондоминиум». Медвежий остров должен был быть отобран у Норвегии и передан под суверенитет СССР. Последовали переговоры, которые привели к разработке норвежского проекта совместной декларации СССР и Норвегии о Шпицбергене от 9 апреля 1945 г. В проекте констатировалось, что «защита Свальбардского Архипелага является общим интересом Норвегии и Советского Союза». Норвежская уступчивость объяснялась отчасти искренним желанием построения доверительных отношений с правительством в Москве, а отчасти — страхом перед далеко идущими советскими требованиями.

Однако, когда вопрос вновь был поднят Молотовым осенью 1946 г., норвежская сторона оказалась менее сговорчивой. В феврале 1947 г. Стортинг счёл невозможным ведение дальнейших переговоров на основе проекта от апреля 1945 г. Советское правительство более не поднимало этого вопроса.

Русские посёлки на Шпицбергене — Грумант, Баренцбург, Пирамида.

В 2011 году Россия при президенте Д. А. Медведеве заключила договор с Норвегией, в рамках которого Норвегии было передано 90 тысяч км² морской территории Заполярья .

Ссылки

  • Путь на Грумант
  • Русский Грумант, норвежский Свальбард, голландский Шпицберген

Русский Грумант

К моменту столетнего юбилея договора о Шпицбергене (мир отметил его в минувшее воскресенье) ситуация вокруг архипелага стала совершенно нестерпимой. Норвегия не оставляет попыток де-факто ограничить присутствие России на этой северной территории. Осло действует настолько нагло, что Сергею Лаврову пришлось направить своей норвежской визави послание с перечнем претензий. А российское посольство добавило перцу, предложив решать спорные вопросы путём переговоров, а не ультиматумов. Мол, ещё немного, и дождетесь ультиматума от Москвы. Правовые основания для жёсткого требования действительно имеются. А уж поводов и вовсе не сосчитать.

Также по теме «Предлоги для изменения договора»: в чём причины разногласий России и Норвегии по вопросу Шпицбергена Норвегия пытается создать предлог для пересмотра договора о правовом статусе Шпицбергена. Такое мнение выразили опрошенные RT…

Основные из них и сформулировал МИД РФ. Самым весомым выглядит практика распределения норвежцами лицензий на разработку нефтегазовых ресурсов континентального шельфа вокруг Шпицбергена. Она такова, что лишает российские компании возможности участвовать в подаче заявок на некоторые перспективные участки. Похожая ситуация и с разработкой минеральных ресурсов. Норвегия сдерживает экономическую активность России, искусственно расширив природоохранные зоны архипелага, мешает работе наших учёных, ограничила полёты единственного российского вертолёта и даже установила порядок депортации с архипелага, направленный исключительно против граждан РФ.

Столь массированный накат по всем фронтам свидетельствует об одном — Норвегия решила де-факто «отжать» архипелаг в своё безраздельное пользование. Не сразу, нет, но постепенно… Кажется, в Осло решили, что время работает на них. «Позиция, описанная в письме, регулярно обозначается российской стороной, и норвежские власти её хорошо знают. Вся деятельность на Шпицбергене должна осуществляться в рамках норвежских законов и нормативных актов», — ответил нашему МИД секретарь МИД Норвегии Аудун Хальворсен. Звучит как издевательство. Мели, Емеля, твоя неделя, а мы всё равно будем поступать по-своему.

Между тем правовой статус Шпицбергена определяется парижским договором от 1920 года, когда с благословения международного сообщества (среди стран-участниц, определивших судьбу архипелага, были и весьма странные здесь Швейцария, Италия, Япония) эта ничейная до того момента земля — terra nullius — была передана под суверенитет Норвегии при условии свободной экономической деятельности там любых других государств. Впрочем, из всех мировых держав в суровых арктических условиях выдюжила только Россия в её советской форме. СССР настолько активно развивал на архипелаге добычу угля, что весь XX век наши соотечественники численно доминировали там. И сейчас для поездки туда не нужна виза.

Всё это вполне соответствует исторической преемственности нынешней России и СССР Российской империи, Московскому царству и далее вглубь времён, когда русские поморы впервые высадились на Груманте, как они тогда называли Шпицберген. Об этом свидетельствуют остатки деревянных строений на островах. Норвежцы же — Амундсен и Нансен, хотя и были там, но «проездом» — по дороге на Северный полюс. Эй, прохожий, проходи, эй, пока не получил… А ведь даже собственную независимость Норвегия обрела лишь в 1905 году.

Так что передача Шпицбергена под её патронаж была фактически благодеянием мирового сообщества, а возможно, и «шпилькой» в адрес новорожденной тогда советской России.

То, как Норвегия распорядилась вновь обретённой территорией в XX веке, не может не вызывать вопросы. Например, во время Второй мировой войны норвежцы и британцы фактически саботировали создание на Шпицбергене военной базы для охраны конвоев союзников. В итоге там появились немцы. Ну да, парижский договор предусматривал демилитаризацию Шпицбергена, однако форс-мажорные обстоятельства давали нам моральное право требовать необходимого. Пусть на время, в виде исключения — всё-таки наша страна несла основную тяжесть борьбы с Гитлером… Сейчас, когда в мире предпринимаются попытки переписать историю, этот факт заслуживает особого внимания.

Также по теме«Общегосударственный подход»: какие задачи решает Северный флот в Арктической зоне Обострение существующих межгосударственных противоречий в Заполярье может привести к вооружённому конфликту, однако сценарий…

Теперь же Норвегия в одностороннем порядке может пересмотреть демилитаризованный статус Шпицбергена. Именно к этому ведёт навязывание архипелагу своих законов вопреки парижскому соглашению. А если вспомнить, что генсеком НАТО сейчас является Йенс Столтенберг — бывший премьер Норвегии (именно при нём Россия подписала договор о разграничении акватории Баренцева моря), то внезапное появление базы альянса не кажется таким уж невероятным. Не является ли недавняя «деза» о появлении российского спецназа на Шпицбергене попыткой оправдать ввод туда западного военного контингента?

И это не «страшилка». Ещё недавно Украина была вполне нейтральным государством, а теперь там натовские военные учат местных убивать русских. Так почему в других регионах мира такое невозможно? Тем более что у НАТО появился мотив, без которого не обходится ни одно преступление (в нашем случае нарушение договора 1920 года). Глобальное потепление быстро превращает Арктику во всё более лакомый кусок, а стремление России реализовать в северных широтах своё естественное преимущество вызывает ответную реакцию — сдержать нашу страну всеми способами. В том числе военной силой.

Похоже, успешные действия Москвы в части отстаивания права России на континентальный арктический шельф (заблаговременно организовали экспедиции, подали обоснованную заявку в ООН и добились результата) плюс развитие Северного морского пути, дающее перспективы как экспансии российского сжиженного газа с Ямала в Европу, так и бескрайнему потоку туда же китайских товаров, заставили вздрогнуть кого-то за океаном. Ответом стало ослабление «поводка» для Норвегии. Потомкам викингов сказали «фас». Мол, пусть прощупают этих русских, насколько далеко они готовы сейчас зайти.

Ведь, чтобы договор исполнялся всеми сторонами, нужна контролирующая сила. Временное ослабление России в 1990-х привело к некоторой сдаче позиций. Окрепнув, стране пришлось в спешном порядке восстанавливать своё присутствие. Сейчас у России сила имеется. Не на Шпицбергене, но рядом, в регионе. На Земле Франца-Иосифа расположена самая современная база наших вооружённых сил Арктический трилистник, Северный флот действует во всей акватории Баренцева моря. Так что потенциальным нарушителям договора придётся иметь дело с Сергеем Шойгу. Так не лучше ли всё-таки разговаривать с Лавровым?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Моржи на Груманте Деревянная часовня в Баренцбурге Зимние холода Геркулес

История открытия Шпицбергена

Российская часть Шпицбергена освоена русскими ещё в конце XV, в начале XVI века. С тех пор там сохранились остатки их небольших строений и лодий, которыми в те времена пользовались только русские поморы. В основном это были морские охотники, приходившие к берегам Груманта, так тогда называлась эта земля. В те времена, воды на стыке Атлантического и Северного Ледовитого Океанов изобиловали китами, а на скалистых островах устраивали свои огромные лежбища моржи и тюлени.

После того как голландский мореплаватель Виллем Баренц побывал в этих краях, в 1596 году он нанес на карты эти острова под названием Шпицберген. И хотя на русских картах более раннего времени, эти острова значились как «Святые русские острова», но так как Россия ещё не была весомой в мире морских держав, название Шпицберген закрепилось официально во всем мире.

В эти северные воды за китом приходили китобои всех морских европейских стран, но особенно в этом усердствовали голландцы, которые за сезон истребляли китов сотнями. В результате, к началу ХIХ века численность китов в этих водах снизалась настолько, что увидеть кита стало редкостью, и интерес к этим голым скалистым островам начал пропадать.

Но это изменило то, что на Шпицбергене обнаружили каменный уголь. Открытие каменного угля приписывают английскому китобою Пуллю, который в 1610 году на северо-западном побережье Шпицбергена, на берегу Кингс-бея, в русле вымерзшего ручья обнаружил каменный уголь и стал использовать его для выплавки китового жира. Однако есть сведения что углем, выходившим на поверхность, ещё до него пользовались русские поморы остававшиеся на зимовку на Груманте.

К тому же Шпицберег находился довольно далеко, в суровых северных условиях, и это открытий долго не было востребовано. Но с развитием пароходства в XIX веке туда добрались промышленники. В 60-70-е годы XIX века геологи выявили, что угля на Шпицбергене довольно много. Предприниматели Англии, Америки, Норвегии, Голландии, Германии начали активно вести разведку залежей угля и его и пробную добычу. В 1906 году Джон Лонгьир, выходец из Америки, открыл на Шпицбергене первую угольную шахту и организовал промышленную добычу угля.

Российские экспедиции на Шпицберген

Россия тоже не осталась в стороне. Шпицберген представлял большой интерес как источник угля для северных районов. Кроме того в силу своего геополитического нахождения, на стыке Атлантического и северного Ледовитого океанов, Шпицберген мог служить базой для военного и торгового российского флота.

Что бы приступить к освоению Шпицбергена, Российское правительство договорилось с правительством Швеции о проведении его обследования усилиями двух Академий наук: Российской и Шведской. В результате этого соглашения на Шпицберген была организована совместная Российско-Шведская экспедиция, возглавил которую российский ученый с мировым именем Феодосий Николаевич Чернышев. Для экспедиции выделили только что построенный первый в мире арктический ледокол «Ермак».

В течение трех лет с 1899 по 1901 г. экспедиция Чернышева занималась исследованием архипелага Шпицберген, результатами которой были: описание его ландшафта и геологии, высотные отметки суши и глубины фьордов, астрономо-геодезические, магнитные, метеорологические, геологические, гидрологические, гидрографические наблюдения, исследование полярных сияний. Более двух третей всех исследования были проведены Российской частью экспедиции.

Результатами экспедиции Чернышева пользуются до сих пор. Сам Чернышев из-за длительного пребывания в экстремальных условиях сильно подорвал здоровье. Имя российского академика Ф.Н.Чернышева носят несколько географических объектов на картах Мира, в том числе и гора на Шпицбергене, на вершине которой в качестве триангуляционного знака участниками экспедиции была из камней сложена пирамида, так называемый «каменный сигнал», который сохранился до сих пор.

Бюрократия тогдашней России была настолько велика, что для практического освоения Шпицбергена только в 1911 году на Шпицберген была направлена экспедиция с целью сделать геологические изыскания. Министерство финансов выделило на эту экспедицию аж 4 тысячи рублей. Возглавил экспедицию В.Ф.Држевецкий, капитаном судна был В.Н. Серебренников. Для экспедиции было зафрахтовано частное двухмачтовое парусное судно «Жак Картье», которое 8 августа 1911 года вышло из Архангельска.

Однако с самого начала экспедиция не удалась. Между начальником экспедиции и капитаном были большие разногласия — каждый считал себя главным и порядка на шхуне не было. Мало того, когда 28 сентября «Жак Картье», из-за непогоды, остановился в норвежском Мехавне, он был арестован норвежцами, и только после вмешательства Российского правительства в октябре ни с чем вернулся в Архангельск. Экспедиция попросту провалилась.

В 1912 году на Шпицберген была организована повторная экспедиция под руководством талантливого полярного исследователя и геолога Владимира Александровича Русанова, успешно участвовавшего в 1908-1911 годах в исследовании и освоении Новой Земли, на которую он совершил 4 экспедиции. Всего в экспедиции было четырнадцать человек, в том числе и невеста Русанова, француженка Жюльетта Жан — геолог и врач экспедиции.

9 июля 1912 г. на небольшом зверобойном судне «Геркулес», водоизмещением всего 64 тонны, которым командовал капитан А. С. Кучин, экспедиция В. Русанова отправилась из Александровска-на-Мурмане. «Геркулес» хоть и был зверобойным судном, но имел хорошие мореходные качества, помимо парусного снаряжения на нем был двигатель мощностью двадцать четыре л.с. и он был приспособлен для плавания во льдах. Так что уже 16 июля «Геркулес» благополучно достиг острова Западный Шпицберген, и встал на якорь в заливе Бельсунн на западном побережье острова.

От стоянки бота Русанов с двумя матросами пешком прошел через весь остров до восточного берега. Переход в условиях скалистой местности, покрытой ледниками, был очень тяжелым. Во время перехода сам Русанов чуть не погиб провалившись в ледниковую трещину и чудом спасся, уцепившись за выступ на краю пропасти, из которой его вытащили спутники и они смогли вернуться на корабль.

После этого «Геркулес» переместился сначала в Ис-Фьорд, а затем в Адвентбай. Русанов обследовал все западное побережье, в результате чего на российской части Шпицбергена были обнаружены большие залежи угля и составлена карта полезных ископаемых. Для закрепления права России на разработку открытых месторождений угля, экспедицией Русанова были установлены двадцать восемь заявочных столбов. Кроме того, экспедицией были собраны большие зоологические, ботанические и палеонтологические коллекции, а так же выполнены океанографические исследования.

О продолжении экспедиции почти ни чего не известно, но если судить по тому что официальная программа экспедиции Русанова была выполнена уже в начале августа, а на корабль при отправке был загружен запас провиантов почти на полтора года, полагают что Русанов намеревался продолжить работу по исследованию других малоизвестных островов Северного Ледовитого Океана и возможности осуществления Северного морского пути.

Об этом можно судить по его сохранившейся записи в плане экспедиции, где он писал: «В заключение нахожу необходимым открыто заявить, что, имея в руках судно выше намеченного типа, я бы смотрел на обследование Шпицбергена как на небольшую первую пробу. С таким судном можно будет широко осветить, быстро двинуть вперед вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и прийти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан».

В начале августа со Шпицбергена попутным норвежским судном Русанов отправил домой в Россию трех членов экспедиции, с которыми для Русского географического обществ передал отчет о выполненной работе, а так же образцы угля, геологические и зоологические коллекции, а сам с остальными направился в сторону Новой Земли.

Однако что то пошло не так, потому что с 18 августа, будучи уже у берегов Новой Земли в проливе Маточкин Шар, между северным и южным островами Новой Земли, там где соединяются Баренцево и Карское моря он отправил на материк телеграмму, в которой дословно писалось следующее: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Вполне вероятно, что в тексте перед словом «погибнет» была пропущена частица «не», и следовало бы читать «Если не погибнет судно», чего на самом деле им избежать не удалось. Эта телеграмма, была последним известием от экспедиции Русанова, после чего экспедиция пропала.

Уже через много лет, в 1934 году у западного побережья Таймыра на безымянном островке, который сейчас носит название «Геркулес» был обнаружен вкопанный в мерзлоту столб, с надписью «ГЕРКУЛЕС. 1913», а на другом, находящемся невдалеке островке, некоторые сохранившиеся предметы: патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож, остатки одежды, вероятно принадлежавшие членам экспедиции Русанова.

К стати, именно эти походы русских изыскателей Русского Севера послужили основой к сюжету знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана». Не исключено что именно В.Русанов стал прообразом капитана Татаринова, а возможно это собирательный образ всех этих трех героев мирного времени Старой России.

В плане освоения Шпицбергена, экспедиция Русанова своё назначение выполнила. По заданию Русанова, Самойлович доставил со Шпицбергена в Петербург образцы добытого угля, где лабораторными исследованиями было подтверждено хорошее качество угля и его пригодность в качестве топлива для флота. Поэтому было принято решение практически осваивать разведку и добычу угля на Шпицбергене. А Рудольф Лазаревич Самойлович стал первым российским горным инженером, который организовал промышленную добычу угля на российской части Шпицбергена.

История освоения Шпицбергена

В начале 1913 года для освоения угольных залежей на Шпицбергене, было создано акционерное общество «Торговый Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко». Учредителями акционерно общества стали: тайный советник Алексей Дмитриевич Арбузов — сенатор, камергер, тайный советник Евгений Гаврилович Шинкевич и почётный гражданин Антон Григорьевич Агафелов. Торговый Дом создавался под эгидой Министерства Торговли и Промышленности, и в примечании к Уставу оговаривалось, что передача учредителями другим лицам своих прав, присоединение новых учредителей и исключение кого-либо допускается не иначе, как с разрешением Министра Торговли и Промышленности. Акционерами стали: статский советник Строльман, уроженец финляндии Стюнкель, горный инженер Самойлович, кандидат права Сыромятников, титулярный советник Янчовецкий. Правительствующим Сенатом был издан указ о единоличном праве «Торгового Дома Грумант» на разведку, добычу и торговлю углем и другими полезными ископаемыми на архипелаге Шпицберген.

В апреле этого же года «Торговой Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко» организовал горно-разведочную экспедицию на Шпицберген. В экспедиции участвовало тридцать три человека, они везли с собой, кроме провианта, инструменты и оборудование: буры, рельсы, вагонетки, кузницу, сталь, молотки, кайлы, геодезические инструменты, ружья и патроны, моторный бот, разобранный дом, лесоматериалы, керосин и смазочные масла, домашнюю утварь, собак, нарты и прочее. Набирал людей и возглавил экспедицию лично Самойлович.

На Шпицбергене Самойлович с командой в заливе Коал-бей собрал дом, обустроил необходимые службы и поднял российский флаг. Он занимался разведкой угля, подсчетами его запасов и организацией добычи. Была составлена карта острова Западный Шницберген, с отмеченными на ней российскими участками. Осенью на пароходе «Мария в Россию была доставлена первая партия шпицбергенского угля в объеме 5000 пудов. До сих пор на российской части Шпицбергена сохранился дом построенный экспедицией Самойловича.

Русский Шпицберген

Свои исследования на Шпицбергене Самойлович продолжил в 1914 и 1915 гг. Им был подсчитан российский угольный запас Шпицбергена порядка 7 миллиардов пудов! Добыча развивалась ежегодно. За сезон 1915 года на Российской части Шпицбергена работало 216 человек и было вывезено в Россию около 39450 тонн угля. В 1917 году работало уже 249 человек, и было вывезено 59449 тонн угля.

Однако потому как Шпицберген не принадлежал ни какому государству, между странами участниками освоения Шпицбергена стали возникать всевозможные споры и столкновения. Что бы урегулировать все эти проблемы, Норвегия ещё в 1907 году предложила определить статус этих бесхозных островов. По этому поводу в 1910 — 1912 гг. в Осло были проведены несколько международных конференции, на которых Норвегия и Россия разрабатывали проект международной конвенции по статусу Шпицбергена. Однако начавшаяся Первая мировая война эти инициативы остановила.

Вернулись к решению этой проблемы в 1919 году, когда на Версальской конференции в Париже заключался мирный договор стран участников военных действий. Там же на конференции был подписан договор о Шпицбергене, по которому архипелаг Шпицберген официально приписывали к Норвегии, но с определенными ограничениями. Согласно этому договору все 39 стран, подписавших договор, имели равные с Норвегией права вести на архипелаге научную и хозяйственную деятельность. Советская Россия на конференцию приглашена не была.

Оказавшиеся после революции за границей учредители и некоторые акционеры продали свои акции англичанам и Торговый Дом Грумант, стал англо-русской компанией «Грумант», остальная часть акций была национализирована. И тем не менее, шахта продолжала работать, работами руководил Самойлович. В 1919 году на Шпицбергене работало 66 человек и вывезено 33000 тонн угля, в 1920 году — 398 человек, вывезено 171900 тонн. Работы велись сезонно, на зиму все шахтеры уезжали на материк, а на месте оставались всего несколько человек, обеспечивающих охрану шахты. Зимовщики ловили рыбу, охотились на оленей, ставили ловушки на песцов, чем и питались. В течение четырех лет с 1927 по 1931 гг. шахта практически не работала.

Трест «Арктикуголь»

7 октября 1931 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был организован Государственный трест «Арктикуголь» по добыче угля и других полезных ископаемых на островах и побережье Северного Ледовитого океана. Трест получил все имущество и права на месторождения угля на Шпицбергене. В этом же году трест «Арктикуголь» полностью выкупил акции акционерного общества «Грумант» со всем оборудованием, постройками и месторождением общей площадью 80 кв.км. На российской части Шпицбергена сохранился памятный знак о создании треста.

В 1932 году трест «Арктикуголь» приобрел у голландской компании «Неспико» дополнительные земельные участки за один миллион 250 тысяч голландских гульденов и стал владельцем четырех участков площадью 251 кв. км, на которых находились три крупнейших месторождения каменного угля: «Баренцбургское», «Грумантское» и «Гора Пирамида». Началось обустройство шахт и поселков на государственном уровне. Добыча угля на Шпицбергене ежегодно росла. Если в 1932 году вывезли только 60000 тонн угля, то в 1940 году добыча составила уже порядка 500 тысяч тонн. Это было в несколько раз больше, чем добывали на Шпицбергене другие страны. Работа в шахте была очень тяжелой, но шахтеры с материка с удовольствием ехали на Шпицберген за длинным рублем.

К началу Второй мировой войны трест «Арктикуголь» производил добычу угля на шахтах Баренцбург и Грумант и вел строительство шахты Пирамида. За предвоенные годы на российской части Шпицбергена было добыто порядка 3 миллионов тонн угля, который завозился для нужд Мурманской и Архангельской областей. Рабочие шахт были обеспечены вполне приличным для того времени жильем.

Трагедии открывателей Шпицбергена

Судьба Рудольфа Лазаревича Самойловича была трагичной, как и множества заслуженных лиц конца сороковых годов. Он руководил Институтом Арктики, был почетным членом Географического общества СССР, членом общества «Аэроарктика», членом многих географических обществ зарубежных стран, в том числе США, членом международного морского арбитража. преподавал в ЛГУ, писал научные статьи и книги. Был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

В 1937–1938 гг. Самойлович возглавил экспедицию на северный полюс, которая стала первой полярной зимовкой. Однако зима выдалась очень суровой и в Арктике зазимовали 29 судов зажатые льдами. Зимовка была очень трудной, но Самойлович смог провести её без потерь. Тем не менее, он был обвинен в умышленном срыве экспедиции и мае 1938 года был арестован, а 4 марта 1939 года – расстрелян.

Память Р.Л.Самойловича осталась на картах. В его честь названы бухта на Новой Земле, остров в архипелаге Северная Земля, пролив и ледниковый купол на Земле Франца-Иосифа, гора и полуостров в Антарктиде.

Такая же трагедия постигла и директора советского угольного треста «Арктикуголь», первого консула СССР на Шпицбергене Михаила Эммануиловича Плисецкого, отца знаменитой российской балерины Майи Плисецкой, которая насколько лет тоже жила на Шпицбергене..

В 1936 году по ложному доносу М.Э.Плисецкий был обвинен во вредительстве, и отозван в Москву. После чего в отношении его было возбуждено уголовное дело, в 1937 году он был исключен их партии, а в 1938 году расстрелян как враг народа.

Шпицберген во время Второй мировой войны

С началом Второй Мировой Войны работы на Шпицбергене были остановлены, шахтеры эвакуированы на материк. Норвежцы хотели противостоять Германии в попытках использовать Шпицберген для своих целей, он фашисты не стали долго церемониться и просто-напросто уничтожили всю промышленность на Архипелаге и всех кто там оставался. Российская часть Шпицбергена так же была разгромлена, шахты взорваны, здания и сооружения приведены в полную негодность. Как память о тех далеких днях, на Шпицбергене сохранили орудия которыми пытались остановить фашистов.

Второе рождение российского Шпицбергена

После окончания войны в СССР был большой дефицит топлива, поэтому трест «Арктикуголь» интенсивно занялся восстановлением разрушенных шахт. Уже в декабре 1946 года на Шпицберген прибыли первые пароходы со строителями и шахтерами. За два с небольшим года были восстановлены шахты «Баренцбург» и «Грумант» и начали выдавать уголь. В 1956 году была достроена и запущена в эксплуатацию шахта «Пирамида».

Рядом с шахтами были построены шахтерские поселки городского типа со всей инфраструктурой, обеспечивающей комфортное проживание шахтеров. В новых городках были двух и четырехэтажные дома с квартирами, в которых были все удобства, о которых даже не мечтали советские люди на материке. Столовые, детские сады, школы, больницы, кинотеатры, спортивные комплексы. Рядом были теплицы и фермы, обеспечивавшие население свежей продукцией. Шахтеры имели высокие заработки и двухмесячный отпуск. Шахтеры на российской части Шпицбергена жили как при коммунизме. Попасть сюда на работу мечтал каждый шахтер Страны Советов. Современная механизация и автоматизация производства позволяла ежегодно добывать более 300 000 тонн угля. Численность населения российской части Шпицбергена превышала 3000 человек.

В 1981 году была проведена доскональная разведка месторождений, по результатам которой запасы угля только запасы Грумантского месторождения оценивались почти в 134,4 млн. тонн, планировалось строительство новой шахты.

Российский Шпицберген сегодня

Всё разом рухнуло в 90-х годах после перестройки, кризиса и распада Союза. На Шпицберген стали обращать меньше внимания, ухудшилось снабжение, многие шахтеры начали съезжать на материк. Масла в огонь подлила авиакатастрофа российского самолета Ту-154 «Внуковских авиалиний» 29 августа 1996 года, выполнявшего чартерный рейс из Москвы в Лонгьир. В самолете были в основном шахтеры со своими семьями, возвращавшиеся из отпуска на работу. На борту было 141 человек, ни кто не остался в живых. В память о погибших, В Баренцбурге построена часовня.

«Арктикуголь» начал сокращать объемы добычи, в 1998 году закрыли шахту Пирамида, построенную в 1956 году. Было остановлено и самое старейшее предприятие Грумант, опустел поселок с угольным складом и портом в бухте Колсбей.

Действующим в настоящее время остался только рудник Баренцбург. Сохранился и инфраструктура поселка, которая включает саму шахту, жилой массив, электростанцию, порт, мехмастерские, автотранспортный парк, складское и жилищно-коммунальное хозяйство, библиотеку и больницу, спорткомплекс, отель и др. Добыча угля держится на уровне порядка 120 тыс. тонн в год. Весь уголь идет на экспорт.

В 2014 году в Баренбурге создан новый научный центр, в котором работают представители 12 научно-исследовательских организаций. По последним данным, на начало 2017 года на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человека.

Руководство «Арктикуголь» сейчас делает попытки перепрофилировать всю российскую часть Шпицбергена с добычи угля на туризм, пользующийся большой популярностью последние несколько лет. Создан арктический центра туризма «Грумант» в котором уже сейчас работают более 100 человек. За прошлый 2016 год «Арктикуголь» от туризма получил больше средств, чем от добычи угля. Есть надежда, что Российская часть Шпицбергена станет одним из популярных мест туризма в северной Европе, а Россия продолжит своё присутствие на архипелаге, но уже в новом качестве.