Канон рождеству христову текст

Канон Рождеству Христову

Песнь 1

Ирмос: Христос раждается — славите! Христос с Небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.

Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель, яко прославися.

Видев Зиждитель гиблема человека, руками егоже созда, приклонив Небеса, сходит; Сего же от Девы Божественныя Чистыя всего осуществует, воистину воплощся, яко прославися.

Мудрость, Слово и Сила, Сын Сый Отчий и сияние, Христос Бог, сил утаився, елико премирных и елико на земли, и, вочеловечся, обновил есть нас, яко прославися.

Песнь 3

Ирмос: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопиим: вознесый рог наш, Свят еси, Господи.

Иже дохновения причащся лучшаго Адам перстный и к тлению поползся женскою лестию, Христа от Жены видя, вопиет: Иже мене ради по мне быв, Свят еси, Господи.

Сообразен бренному умалению растворением, Христе, быв и причастием плоти горшия, подав Божественнаго естества, землен быв, и пребыв Бог, и возвысивый рог наш, Свят еси, Господи.

Вифлееме, веселися, князей Иудовых Сый Царь: Израиля бо пасый на рамех херувимских, из тебе пройде Христос яве и вознесый рог наш над всеми воцарися.

Седален

Начаток языков Небо Тебе принесе, лежащему Младенцу во яслех, звездою волхвы призвавый, яже и ужасаше не скиптры и престоли, но последняя нищета: что бо хуждше вертепа? Что же смиреншее пелен? в нихже просия Божества Твоего богатство. Господи, слава Тебе.

Песнь 4

Ирмос: Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, Невещественный и Боже, слава силе Твоей, Господи.

Егоже древле прорече Иаков, языков ожидание, Христе, от колена Иудова возсиял еси и силу Дамаскову, Самарийскую же корысть пришел еси испроврещи, лесть пременяя в веру боголепну: слава силе Твоей, Господи.

Волхва древле Валаама словесы ученики, мудрыя звездоблюстители, радости исполнил еси, звезда от Иакова, возсияв, Владыко, языков начаток вводимый приял же еси яве: слава силе Твоей, Господи.

Яко на руно, во чрево Девы сшел еси дождь, Христе, и яко капли, на землю каплющия. Ефиопия, и Фарсис, и Аравитстии острови же, Сава, Мидов всю землю держащии, припадоша Тебе, Спасе: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот, Великаго Совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам; тем, Богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

В рабех кесаревым повелением написатися покорься, и нас, рабы сущия, врага и греха свободил еси, Христе, весь же по нам обнищав, и перстнаго от самаго единения и общения богосоделал еси.

Се Дева, якоже древле рече, во чреве приемши, родила есть Бога вочеловечшася и пребывает Дева. Еяже ради примирившеся Богу, грешнии, Богородицу сущую воистину, вернии, воспоим.

Песнь 6

Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият; в Деву же всельшееся Слово и плоть приемшее пройде, сохраншее нетленну: Егоже, бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну.

Прииде, воплощся, Христос Бог наш из чрева, Егоже Отец прежде денницы раждает; правления же держа пречистых сил, в яслех скотиях возлежит и пеленами повивается, разрешает же многоплетенныя пленицы прегрешений.

Юно из Адама отроча смешения, родися Сын и верным дадеся, будущаго века Сей есть Отец и Начальник и нарицается Великаго Совета Ангел. Сей крепок Бог есть и держай областию всю тварь.

Кондак, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.

Икос

Едем Вифлеем отверзе, приидите, видим, пищу в тайне обретохом; приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа: тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение, тамо обретеся кладязь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася. Тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову. Сего ради к Нему идем, где родися Отроча Младо, Превечный Бог.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы, благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху: отцев Боже, благословен еси.

Пастырие, свиряюще, ужасно светоявление получиша: слава бо Господня облиста их, и Ангел, воспойте, — вопия, —яко родися Христос, отцев Бог благословенный.

Внезапу с словом Ангеловым Небесная воинства, слава, —вопияху, — Богу в Вышних, на земли мир, в человецех благоволение: Христос возсия, отцев Бог благословенный.

Глагол что сей? — рекоша пастырие, — пришедше, увидим бывшее, Божественнаго Христа. Вифлеема же дошедше, с Рождшею покланяхуся, воспевающе: отцев Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Чуда преестественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо, яже прият, палит юныя, яко ниже огнь Божества—Девы, в Нюже вниде утробу. Тем, воспевающе, воспоем: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Влечет Вавилоня дщи отроки плененныя Давидовы от Сиона к себе, дароносцы же слет волхвы дети, Давидове Богоприятней дщери молящияся. Тем, воспевающе, воспоим: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Органы уклониша плачевныя песни, не пояху бо в земли чуждей отроцы Сионовы, вавилонскую же разрешает лесть всю и мусикийския составы, в Вифлееме возсияв, Христос. Тем, воспевающе, воспоим: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Корысти Вавилон царства Сионя и плененное богатство прият, сокровища же Христос в Сион сего, и цари звездою наставляя, звездоблюстители влечет. Тем, воспевающе, воспоим: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Таинство странное вижу и преславное: Небо — вертеп, престол Херувимский — Деву, ясли — вместилище, в нихже возлеже Невместимый — Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем.

Величай, душе моя, от Девы Бога, плотию рождшагося.

Величай, душе моя, в вертепе рождшагося Царя.

Изрядное течение зряще волсви необычныя новыя звезды новосияющия, Небеса просвещающия, Христа Царя знаменующия на земли, рождшагося в Вифлееме на спасение наше.

Величай, душе моя, от волхвов Бога покланяемаго.

Величай, душе моя, от звезды волхвом Возвещеннаго.

Новорожденное, — волхвом, глаголющим, — Отроча Царь, Егоже звезда яви, где есть? Тому бо поклонитися приидохом. Яряся, Ирод смущашеся, Христа убити богоборец шатаяся.

Величай, душе моя, Чистую Деву и Едину Богородицу, рождшую Христа Царя.

Волсви и пастырие приидоша поклонитися Христу, рождшемуся во Вифлееме граде.

Испыта Ирод время звезды, еяже вождением волсви в Вифлееме покланяхуся Христу с дары; еюже, ко отечеству наставляеми, лютаго детоубийцу оставиша поругана.

Днесь Дева раждает Владыку внутрь вертепа.

Величай, душе моя, Триипостаснаго и Нераздельнаго Божества державу.

Величай, душе моя, Избавльшую нас от клятвы.

Желание получивше и Божия пришествия христокраснии людие сподобльшеся, ныне утешаются пакибытием: яко живоносну благодать даеши, Дево Чистая, поклонитеся славе.

Светилен

Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, и сущии во тьме и сени обретохом истину, ибо от Девы родися Господь. (Трижды)

>Ирмосы Рождества: история и перевод

Песненный канон

Протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории

На самом деле рождественских певческих канонов не один, а два: оба были сочинены в VIII веке двумя великими церковными поэтами-гимнографами: Космой Маюмским и его братом — Иоанном Дамаскиным. Ирмосы первого канона (Космы Маюмского) исполняются каждую субботу начиная со дня празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по н. ст.) до Рождества и ежедневно во все время Святок до крещенского сочельника (18 января): так выражена связь между событием Введения — началом подготовки Богородицы к Ее будущей миссии — и рождением Спасителя.

В литургических памятниках V-VIII веков словом «канон» обозначаются избранные тексты для чтения и пения на церковных службах. В VII веке в Церкви начинает формироваться новый богослужебный жанр: канон певческий — определенное правило пения гимнов Священного Писания. Певческий канон состоит из девяти библейских гимнов (по-славянски — песней) в соединении с тропарями (от греч. «тропос» — «фигура речи») — поэтическими текстами, в которых идеи каждого гимна дополняются и развиваются в соответствии с темой праздника. Сочетание библейского гимна с тропарями и получило название «песнь канона».

В каждой из девяти песен канона связь с текстом библейского гимна выполняет начальный (главный) тропарь песни — ирмос, служащий образцом для исполнения остальных тропарей канона. Именно ирмос (по греч. «сплетение», «связка») и увязывает содержание гимна с последующими тропарями.

Рождественская катавасия

Когда с течением времени певческий канон окончательно утвердился в богослужебном обиходе, ирмосы некоторых праздничных канонов образовали самостоятельный жанр — катавасию. «Катавасией» (от греч. «катабасис» — «схождение вниз») называются группы ирмосов некоторых праздничных канонов, для торжественного исполнения которых в конце каждой песни канона певцы обоих церковных хоров (правый и левый клирос) сходили со своих мест и соединялись в один хор в середине храма. Конечно, сейчас такое объединение хоров в приходских храмах происходит нечасто.

Рождественскую катавасию составляют ирмосы канона преподобного Космы Маюмского. На его сочинение автора вдохновила праздничная проповедь святителя Григория Богослова — «Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя» (до начала V в. события Рождества и Крещения Христова в христианской Церкви составляли один праздник Богоявления). Поэтическое начало этого Слова и стало ирмосом первой песни канона:

Христос раждается, славите:

Христос с небес, срящите:

Христос на земли, возноситеся:

пойте Господеви вся земля,

и веселием воспойте людие,

яко прославися.

Христос рождается — славьте!

Христос (грядет) с небес — встречайте!

Христос на земле — возноситесь (на небо)!

Пой Господу вся земля!

Люди, воспойте (Ему) в радости,

ибо Он прославился.

По закону жанра ирмос каждой песни канона должен быть тематически связан с поэтикой соответствующей песни Священного Писания. Первой библейской песнью считается победный гимн пророка Моисея «Поем Господеви, славно бо прославися…» (см. Исх. 15: 1-19). Связующее звено первого ирмоса — последний стих «яко прославися», совпадающий с верховным образом пророческого гимна Моисея — Господом славы, некогда избавившем Свой народ от египетского рабства. Теперь же Господь со славой воплощается (рождается как Богочеловек) для того, чтобы избавить все человечество от рабства у греха.

Второй библейский гимн — обличительная песнь Моисея из

книги Второзакония (о верности Бога Своему Завету в «дни древние» и неверности Израиля, влекущая за собой возмездие (см. 32: 1-43) — включается в состав песней канона только в периоды великого Поста и Пятидесятницы, а в остальное время канон состоит из восьми песней: 1, 3-9.

Песнь третья — это гимн Анны, матери пророка Самуила (см. 1 Цар. 2: 1-10). В ирмосе Космы Маюмского представлен центральный образ этого гимна — рог, древний библейский символ могущества, силы, достоинства:

Прежде век от Отца

рожденному нетленно Сыну,

и в последняя от Девы

воплощенному безсеменно,

Христу Богу возопиим:

вознесый рог наш,

свят еси Господи.

Сыну, прежде (всех) времен

Непостижимо (не по закону тленного естества) рожденному от Отца,

а в последние (времена)

бессеменно воплотившемуся от Девы —

Христу Богу (так) воскликнем:

«Свят Ты, Господи,

вознесший наше (человеческое) достоинство!»

Пророчество Аввакума о Богородице как о Горе Божией, осененной благодатью свыше (см. Авв. 3: 2-19), воплощено в поэтике ирмоса четвертой песни (Иессей — отец царя Давида, прародителя Богородицы):

Жезл из корене Иессеова,

и цвет от него Христе,

от Девы прозябл еси,

из горы хвальный

приосененныя чащи,

пришел еси

воплощься от неискусомужныя,

невещественный и Боже.

Слава силе Твоей Господи.

Христос, Ты — отрасль от корня Иессея

и цветок от него!

Прославленный,

Ты произрос от Девы —

от горы, осененной прохладой лесной чащи.

Ты — бестелесный Бог —

пришел (к нам),

воплотившись от не познавшей мужа (Марии).

Господь, слава силе Твоей!

По учению Церкви, послание к падшему человечеству Христа-Спасителя, примиряющего грешного человека со Святым Богом, было предопределено на предвечном (состоявшемся ещё до начала бытия мира) Совете Святой Троицы. Именно поэтому в пророчестве Исаии Христос назван Членом Совета и Начальником примирения (см. Ис. 9: 6). Пятый библейский гимн взят из той же книги Исаии (см. 26: 9-20), в которой пророк из глубины ночного мрака (символ человеческого мира зла и греха) приветствует грядущий рассвет как образ пришествия Христа, дающего людям мир с их Создателем и свет познания истинного Бога Отца:

Бог сый мира, Отец щедрот,

великаго совета Твоего Ангела,

мир подавающа послал еси нам:

Тем богоразумия

к свету наставльшеся,

от нощи утренююще,

славословим Тя Человеколюбче.

Как Бог примирения и Отец сострадания,

Ты послал нам

Ангела (Вестника) великого Твоего Совета,

дарующего мир .

И мы, приведенные (Им) к свету боговедения,

бодрствуя с (глубокой) ночи,

славословим Тебя, Человеколюбец.

Замечательный пример тропаря-метафоры представляет ирмос шестой песни в его поэтической интерпретации шестого библейского гимна — молитвы пророка Ионы (см. Ион. 2: 3-10). Как пророк чудесным образом избежал смерти, на три дня оказавшись в брюхе кита, так и Сын Божий Иисус, родившись от Девы Марии, непостижимо сохранил Ее девство:

Из утробы Иону младенца

изблева морский зверь,

якова прият:

в Деву же всельшееся Слово

и плоть приемшее,

пройде сохраньшее нетленну:

егоже бо не пострада истления,

Рождшую сохрани неврежденну.

Морское чудище, как новорожденного,

изрыгнуло из чрева Иону

таким же (невредимым), каким поглотило;

так и Бог-Слово, вселившись в Деву

и приняв плоть, вышел из Нее,

сохранив Ее девство неповрежденным;

ибо не подвергшись тлению (Сам),

Он и родившую (Его) сохранил неповрежденной.

Поэтика ирмосов седьмой и восьмой песней канона обращается к образам гимна трех еврейских отроков, своей непреклонной верой в Бога обративших жар пламени раскаленной печи в прохладу росы (см. Дан. 3: 26-88:

Отроцы, благочестию совоспитани,

злочестиваго веления небрегше,

огненнаго прещения не убояшася,

но посреде пламене стояще пояху:

отцев Боже благословен еси.

Воспитанные в почитании (истинного) Бога отроки,

презрев нечестивого царя приказание,

не испугались угрозы огня,

но стоя среди пламени, воспели:

«Благословен Ты, Бог отцов (наших)!»

Тропарь ирмоса восьмой песни — также метафора. Он прославляет Бога, чудесно сохранившего Марию, благодаря ее чистоте, от опаления огнем божественной природы Ее Сына так же, как прежде сохранил трех юношей в бушующем огне:

Чуда преествественнаго

росодательная изобрази пещь образ:

не бо яже прият палит юныя,

яко ниже огнь Божества

Девы, в нюже вниде, утробу.

Тем воспевающе воспоем:

да благословит тварь вся Господа,

и превозносит во вся веки.

Дающая прохладу (вавилонская) печь

прообразовала сверхъестественное чудо:

как она не сожгла брошенных в нее юношей,

так и огонь Божества

не обжег утробу Девы, сойдя в нее.

Поэтому прославляя (Бога), воспоем:

«Да благословит и превозносит Господа

все (Его) творение во все времена!»

Наконец, ирмос девятой песни передает восхищение песнописца от созерцания дивной мистерии — явления Неба на земле при рождении Спасителя:

Таинство странное вижу

и преславное:

небо, вертеп:

престол херувимский, Деву:

ясли, вместилище,

в нихже возлеже

невместимый Христос Бог,

Егоже воспевающе величаем.

Вижу неслыханное

и невероятное таинство:

пещера стала Небом;

Дева — херувимским Престолом (Бога);

ясли — вместилищем,

в котором возлежит

невместимый Бог — Христос,

Которого мы величаем, воспевая в гимнах.

Ирмосы второго рождественского канона — преподобного Иоанна Дамаскина — в большинстве храмов сегодня не исполняются. Канон этот написан византийским ямбическим стихом, и его прозаический славянский перевод не передает всей красоты этой высочайшего уровня церковной поэзии. В качестве задостойника (песнопения, заменяющего привычное «Достойно есть» в праздничные периоды) на Божественной литургии звучит лишь ирмос девятой песни канона Дамаскина, предваряемый припевом:

Величай, душе моя,

честнейшую и славнейшую

горних воинств,

Деву пречистую Богородицу.

Душа моя, Ту возвеличь,

Которая достоинством и славой

превыше всех небесных сил —

святую Деву Богородицу.

Любити убо нам, яко безбедное страхом,

удобее молчание, любовию же Дево

песни ткати спротяженно сложенныя

неудобно есть: но и Мати силу

елико есть произволение, даждь.

Сколь безопасней было б возлюбить молчанье! —

Ведь очень трудно нам в любви к Тебе, о Дева,

Сплетать достойные и слаженные гимны…

Но Ты, как Матерь, дай на это столько силы,

Насколько есть у нас усердия и воли!

>Словарь церковных терминов

АБВГДЕЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ Ъ Ы Ь ЭЮЯ

Библейские песни

— девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения, в VI — VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх, 15; 1-19). Вторая — песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога (Втор. 32; 1-43). Третья — песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего израильского судьи) (1 Цар. 2; 1-11). Четвертая — песнь пророка Аввакума прославление Господа (Авв. 3; 1-19). Пятая — песнь пророка Исаии «От ноши утреннюет дух мой» (Ис. 26; 9-19). Шестая — песнь пророка Ионы из чрева кита (Ион. 2; 3-10). Седьмая и восьмая — песни трех еврейских отроков, которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая Дан. 3; 26-56, восьмая — Дан. 3; 67-88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая — песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46-55) и песнь Захарии о рождении сына — Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79). По причине сложности и суровости второй библейской песни, в большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она отсутствует.

» Предыдущая статья

Следующая статья «

СЛОВАРЬ

Тексты песен новый альбом ___________________________________ Россия для грустных А ну-ка убери улыбку, Просветление с лица, Я вижу, ты счастливый шибко, Здесь так не принято, пацан! Припев: Правильно думай, Правильно чувствуй, Сердцем в могиле — Душой в тюрьме. Это Россия — Россия для грустных, Ни выбора, ни перемен! (2р) . Ты оскорбляешь мои чувства, Чего смеешься, как мудак, Россия — храм тоски и грусти, До встречи в здании суда. Припев: Правильно думай, Правильно чувствуй, Сердцем в могиле — Душой в тюрьме. Это Россия — Россия для грустных, Ни выбора ни перемен! Ни выбора ни перемен! Это Россия — Россия для грустных Это Россия — Россия моя Припев: Правильно думай, Правильно чувствуй, Сердцем в могиле — Душой в тюрьме. Это Россия — Россия для грустных, Ни выбора, ни перемен! (3р). _________________________________ Для пацанов и девчонок Ветер загасит окурки и детские слёзы, Мы лишь одиночные точки в промокших дворах, Глотаем панический страх в оглушительных дозах, На плацу, на морозе, Снова дали команду «забрать». Припев: Маленькое и хрупкое счастье для нормальных пацанов и девчонок. Светлое, стабильное завтра для нормальных пацанов и девчонок. Тихая и достойная старость для нормальных пацанов и девчонок. Праздничный и торжественный тост за нормальных пацанов и девчонок. Мы люди простые, на каждого много не надо, Пусть всё украдут, лишь бы нас не взрывали нигде, Откройте Египет, стаканы наполните ядом И кино про «Бригаду» Как награда за прожитый день. Припев. Россия, чего ты так ярко горишь, но не греешь? То душу в золу выжигаешь, но чаще клеймишь, Трясёмся, теряя тепло у кривой батареи. Но как же мы постарели, Постарели, но остались детьми. Припев (2р). ___________________________________ Русский Христос Не убивай, а если все-таки убил, Тогда давай построим храм среди могил, Почем слова и ритуал для мертвых тел, Не воровал, я просто брал чего хотел! Светлую весть разнесите пошире — С вырванным сердцем, холодный, как лед, В золоте по обреченному миру, Русский христос идет! Русский христос идет! До тридцати я гипермаркет охранял, Теперь в груди звереет гордость у меня, Благослови — взорвется русская весна, Мы все в крови, нам оправдание — война! Всем командирам по новой квартире, Плачущей матери цинковый гроб, В золоте, по неспасенному миру, Русский христос идет! Русский христос идет! Люд справедлив — за то, что в храме танцевал Дрова пилить поедешь на лесоповал, Такой хуйни здесь не прощают никогда, Репост нажми — и по этапу в Магадан! Шьет телогрейки Фемида в Сибири, Глупый, но, впрочем, смешной анекдот, В золоте по непрощенному миру, Русский христос идет! ДА!!! Русский христос идет! Русский христос идет! Русский христос идет! ___________________________________ Система Они повсюду, они среди нас, Стальной петлёй затянется круг знакомых, Их выдаёт выражение глаз, Живой снаружи, а в области сердца сломан. На «пьяной» кухне у общих друзей , Случайная встреча — разговор по душам, Удары в грудь: «Я такой же как все!»: Мне просто надо семью содержать. Да ты чего, братишка, я свой, Такая просто работа, но настанет момент, На мирном митинге встретишь его И в нём заговорит «Мент»! Они никогда не поймут, как можно любить кого-нибудь, кроме себя, Как можно жить ради других, а не ради себя. Жить ради себя! Кто попроворнее, пилит бюджет, По дну кормушки свирепо скребёт руками? Администрация города «Ж»: Живой снаружи, а в области сердца — камень. Стол, водка, гроб, поминки страны, Как из корыта, он жрёт её труп, Ему не ведомо чувство вины, Он, после, пьяный сядет за руль. На красный, насмерть трёх человек И ему не страшно, ведь в нужный момент Он позвонит, скажет: «Папа, привет, Отмажь меня, ведь ты «Мент». Припев. Система — жить ради себя (13р) Припев. ___________________________________ Я так боюсь Знаешь, я так боюсь, Что мы просто больше не встретимся. Вытру с лица солёную грусть и притворюсь, Что мне просто так весело. Знаешь, я так боюсь, Что наши руки просто расцепятся. Знаешь, я так боюсь, Что мы изменимся, но по отдельности. припев Я никогда, никогда, не скажу тебе, Как же я боюсь. Как же я боюсь каждой рваною раной, Бегу быстрее и живее становлюсь. Ведь страшней всего для меня, как ни странно, В двух океанах ясных глаз твоих тонуть. Как же я боюсь. Страшно, если Родина-мать пьяной мачехой лает с обочины. Палкой машет тюрьма, быть душе искалеченной дочерна. Что мы будем делать, когда Надменный мент подбросит наркотики? Нас так просто ломать, Мы послушные хрупкие винтики. Я никогда, никогда не скажу тебе, Как же я боюсь. Как же я боюсь каждой рваною раной, Бегу быстрее и живее становлюсь. Ведь страшней всего для меня, как ни странно, В двух океанах ясных глаз твоих тонуть. Как же я боюсь. Страшно осознавать, Что мы так ничего и не видели. Песни – просто слова, самообман, Фантазии, вымыслы. Страшно, что настанет тот день, Когда умрут наши родители. Это сводит с ума, а ведь, по правде, мы так и не выросли. Припев Я никогда, никогда не скажу тебе, Как же я боюсь. Как же я боюсь каждой рваною раной, Бегу быстрее и живее становлюсь. Ведь страшней всего для меня, как ни странно, В двух океанах ясных глаз твоих тонуть. Как же я боюсь. __________________________________ Надежда И ничего не случится со мной, Пока не гаснет блеск родных глаз. Звезда ведет, и друзья за спиной, И пламенем ярким надежда горит в нас. Скажи, который год, как мы сбежали из дома, Как позвала за собой на край света звезда? Мы были тенью в углах, а стали светом в проемах. Мы были эхом от стен, а стали песнями в даль. Бежим, спешим из ниоткуда в никуда, Горят глаза и города. И ничего не случится со мной, Пока не гаснет блеск родных глаз. Звезда ведет и друзья за спиной, И пламенем ярким надежда горит в нас. На пару дней у знакомых и вновь за порогом. Так за рукав тянет ветер и не важно куда. В моей груди есть компас, он знает дорогу. И машут в спину бетонным платком города. Стучат сердца и поезда. Мы не бежим от себя, мы бежим за собой, Пусть бесконечность пугающе черна, Всегда направит, и верной тропой, Пламенем ярким надежда внутри нас. ________________________________ Песни громче бомб Надо, чтобы песни громче бомб, А слова острее, чем ножи, Беззаветно верить, в стену лбом, А иначе стоило ли жить? (3р) Стоило ли жить? Припев: Только в душу не лезьте, А умру — сколотите гроб И весёлую песню Мне пропойте на поминках. Пойте громче бомб! Если что-то делать, то лишь добро, Живи и не туши огонёк души, Помни, что дороже чужих корон Голубого небосвода ширь (3р) Небосвода ширь. Припев. Полюбил — отдай себя всего, Предан будешь — вопреки держись, Улыбайся так, чтоб рвался рот, А иначе стоило ли жить? (3р) Стоило ли жить? Припев. _______________________________ В диапазоне Видишь, вымирает век В пыльных лампах дискотеки, В ДК. Годы пятятся назад Поплыла перед глазами Строка. Матери не верят в смерть Ждут с вокзала сыновей Живых! Спят, не запирая дверь Тихо скрипнет половица Увы! Остановка, разворот, сплюнуть крошки от зубов И вперёд по новой жить И вперёд по новой… Припев: В диапазоне между Отчаянием и надеждой Нас, как и прежде бережно держит за ноги больная земля. Мы остаёмся, чтобы Терпеть и топтать сугробы. И гиперпрыжком из гроба На голос до боли знакомый, Гастрольный полёт. В даль! Мамы ждут — сыночков нет Лишь дрожит чужих обочин Земля! А сынки ушли трезветь И в небесных лазаретах Моля! Снова манит за порог Глупых и живых дорога Звезда! Обними и никогда Никуда не отпускай Меня! Остановка, разворот, сплюнуть крошки от зубов И вперёд по новой жить И вперёд по новой… Припев (2р). ________________________________ Никто не вспомнит о нас Мы с тобой на небо попадем, Станем там плеваться, распугаем всех ворон, Станем там смеяться и кричать, Что не страшно умирать, Что не страшно умирать, Что не страшно было умирать! Никто уже не вспомнит, Как молоды мы были, Летали и любили, И покидали дом! Никто уже не вспомнит Никто уже не вспомнит Про нас никто не вспомнит, Когда мы пропадем! Сколько было пройдено дорог Обними меня, сырой продрогший костерок Сотни лет бурьяны, ковыли Только мы всё шли и шли Босиком на край Земли — Так мы ничего и не нашли! Никто уже не вспомнит, Как молоды мы были, Летали и любили, И покидали дом! Никто уже не вспомнит Никто уже не вспомнит Про нас никто не вспомнит, Когда мы пропадем! А внизу размытые круги Там у них всё митинги, дожди и четверги Там внизу великая страна И как будто нету нас Словно кто придумал нас Здесь и не существовало нас! Никто уже не вспомнит, Как молоды мы были, Летали и любили, И покидали дом! Никто уже не вспомнит Никто уже не вспомнит Про нас никто не вспомнит, Когда мы пропадем! _______________________________ Выйди из комнаты Скажи, как вышло, что мой мир безумно огромный, А свой ты запер за дверьми, и он размером с комнату? С утра стакан, экран, диван, а что еще нужно? Ты слишком пьян переживать, Что кто-то умер снаружи. Припев. Выйди из комнаты, сделай вперед шаг, с песнями и улыбкой, и совершай, совершай, совершай, совершай, совершай ошибки! Знаю, это порой нелегко, но, поверь, мне это знакомо. Выйди из комнаты, выбей ногой дверь! Время выйти из комнаты! Диван, экран, стакан, повтор — нормальная схема. Ты думал, обойдут твой двор стороной проблемы. Резь в сердце, в скорую звонок, и тебя вырвал из комы с порога незнакомец, он сегодня вышел из комнаты. Припев. ___________________________________ Только ты Еще один холодный день, Продрогший город, мокрый свет. Здесь тонут люди в суете. Я знаю — будущего нет. Как нет и мира для меня, Его затмила только ты. Объятый пламенем огня, привет надежды и мечты. Только ты в каждом отражении, Только ты в каждом воплощении, Только ты в каждом сновидении вместо пустоты-ты.. Все слова утратили значение, Замерло времени течение, Больше нет земного притяжения, а-а только ты Осталась только ты А за окном бетонный век, Погром и пьянки, беспредел. Сентябрь барабанит в дверь, А душу вытравил апрель. Я думал, скоро все пройдет, Но без тебя давно пиздец. Так расскажи как мне прожить Еще один последний день. Только ты в каждом отражении, Только ты в каждом воплощении, Только ты в каждом сновидении вместо пустоты-ты.. Все слова утратили значение, Замерло времени течение, Больше нет земного притяжения, а-а только ты Только тыыыыыыыыыыыыы Только ты в каждом отражении, Только ты в каждом воплощении, Только ты в каждом сновидении вместо пустоты-ты.. Все слова утратили значение, Замерло времени течение, Больше нет земного притяжения, а-а только ты _________________ Давай притворимся Давай притворимся, что снова нашла Пелена на глаза, И как-то внезапно сознание у нас Откатилось назад. Накопленный опыт бездарно утрачен, Мы снова слепы, И чешутся плечи по шлепкам одобрения Серой толпы. Давай притворимся, давай притворимся, Представим, как будто мы снова слепы. Припев: Трезвыми, глядя на мир, глазами Больно смотреть назад, Мы все заблуждались когда-то сами, Но безвозвратно Разучились притворяться. Давай притворимся, что ничего не зависит от нас, Какая политика? Это давно не наша страна, Тут всё разворовано, всё заколдовано, всё решено, Корона царю, а Ивану — тюрьма и могильный венок. Давай притворимся, давай притворимся, Что наша корона — могильный венок. Припев. Давай притворимся, что в наших умах марширует война, Что деньги и водка сделать способны сделать счастливее нас, Что кошке не больно, когда у неё утопили котят, Давай притворимся, как будто животные сами хотят. Давай притворимся, давай притворимся, Как будто животные сами хотят. Припев. ________________________’ Я так соскучился Город расколется на мириады зеркал, Рвутся в любовных пожарах петарды сердец, Стенка за стенкой, душа, за душою тоска, Тянет в болотную топь заколдованных мест. Я же тебя никогда никому не отдам, Пело сердечко и плакали гордые льды, Наши тела бы могли отыскать по следам, Если бы мы не забыли оставить следы. Припев: Дайте мне белые крылья, Я утопаю в омуте, Через тернии, провода, В небо, только’б не мучаться. Тучкой маленькой обернусь И над твоим крохотным домиком Разрыдаюсь косым дождем, Знаешь, я так соскучился, Знаешь, я так соскучился, Знаешь, я так соскучился, Знаешь, я так соскучился, Знаешь… Встретимся и за секунду проносится ночь, Но вечностью черной разлука обрушится вновь. Так почему же мы всё разбегаемся впрочь? Зная в каком направлении наша любовь. Мы друг для друга давно стали как зеркала. Видеть тебя и всё чаще себя узнавать, Нитью незримой нас намертво сшила игла, Так больно когда города нас хотят разорвать. Припев. Припев Дайте мне белые крылья, Я утопаю в омуте, Через тернии, провода, В небо, только’б не мучаться. Тучкой маленькой обернусь И над твоим крохотным домиком Разрыдаюсь косым дождем, Знаешь, я так соскучился, Знаешь, я так соскучился, Знаешь, я так соскучился, Знаешь, я так соскучился, Знаешь… ___________________________ Перемены Не спеши себя винить, В том, что этот мир сошёл с ума, Может, просто не похож на них, Но никогда не смей себя ломать. На Руси одна идея — гнить И плакать у помойного ведра. Хочешь перемен — с себя начни. Не пытаться — значит проиграть. Ты перемен прождёшь до ядерной зимы Что же, в конечном счёте, делает мир живым? Да этом же сами мы! И неминуемы! Перемены! Здесь переменами станем мы! Разве повод в скорби жить? В этом мире слишком много слёз. Заглушил ли боль души новой дозой водки и колёс? Этот мир не изменился, лишь Ты сделал сам себе ещё больней. Может стоит не бояться жить, Протрезветь и просто быть сильней? Припев Одиноки, но слепы Мы строим столько стен вокруг себя Беспробудно совесть спит За нас когда-то кто-то был распят В страхе каждый хочет серым быть И от страха красить в серый всё. Кулаками, если стены бить, То однажды стены разнесёшь. Припев. ___________________________________ #тексты

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Русский христос и маленький русский поп. «Открытое письмо» священников против репрессий в РФ – лишь слабая попытка перестать врать, а вовсе не религиозный подвиг

Светлую весть разнесите пошире —
С вырванным сердцем, холодный, как лед,
В золоте по обреченному миру
Русский христос идет.

Так еще три года назад опознал это явление один из наиболее нежных лирических голосов молодого поколения. Из уст младенец совершает Бог не только хвалу Христу, но и обличение Его антиподу. Это не та молодежь, которая в молодости о Боге не думает, а потом, когда собственные дети уйдут жить своей жизнью, а болезни придут, потянется в церкви за спасением, но спасением всего лишь от одиночества и тревожности. Это как раз та молодежь, которая уже сейчас, в молодости, о Боге думает. Теперь она в первую очередь учится отличать «обезьяну Бога» и ее служителей от Самого Бога и служителей Бога. Она сделала для себя нужные выводы, но ведь ей проще: у тех, кому сейчас 25 или пусть даже 30, нет за плечами многих лет, инвестированных в служение «обезьяне».

Ну а что же с этими, другими, потратившими десятилетия своей единственной жизни на служение культу? Еще месяц назад этот вопрос не интересовал наше общество совершенно. Нельзя сказать, что теперь он стал для общества важным (не стал!), но общество хотя бы стало замечать в свите «русского христа» запуганные, но именно человеческие лица. Это было для всех неожиданно, а в глазах людей с высокой эмпатией даже трагично.

А произошло, в сущности, «ничего» — ничего не произошло. По относительно случайному поводу две сотни священников Московской патриархии заявили, что людоедство представляется им этически спорной практикой, и они, признавая за сторонниками противоположной точки зрения право на их позицию, хотели бы попросить общество, чтобы оно не ассоциировало с этой практикой лично их.

Реакцию общества на это «открытое письмо» предсказать нетрудно: обращение священников было встречено на ура как приятная неожиданность, но ассоциировать даже этих конкретных священников с «русским христом» не перестанут. Когда общество находится с некоей корпорацией в состоянии антагонизма (а это положение закрепилось у нас со второго полугодия 2012 года – после людоедского оскала «русского христа» в суде над «Pussy Riot»), оно может радоваться разложению в рядах противника, но не может принимать за своих продукты этого разложения.

Претензии общества, даже когда они фокусируются на отдельных личностях, относятся к целой корпорации, занимающей совершенно не подобающее ей место. Поэтому обществу безразлично, насколько конкретные двести сотрудников этой корпорации разделяют или не разделяют ее цели. Общество вполне способно оценить смысл этого протеста изнутри корпорации – что он, в отличие от обычных ударов извне, бьет по механизмам корпоративного управления. Разрушение системы управления и коммуникаций оппонента – первая цель в любом общественном конфликте.

Но общество оценит и удар по государственному клерикализму, нанесенный парой сотен священников. Государство облекло на местах священников Московской патриархии полномочиями, переплетающимися с полномочиями полиции и других подобных структур государственного управления. Условием столь высокого государственного доверия была централизация управления попами, аналогичная централизации управления полицейскими: у попов должен быть в Москве свой министр, пусть и с архаичным историческим названием «патриарх», которого все обязаны по-военному слушаться. Это условие до сих пор выполнялось даже с нарочитой демонстративностью. И вдруг – такой сбой. Со стороны Кремля это станет поводом для существенного недоверия уже не только лично «министру», возглавляющему Московскую патриархию (такое недоверие давно есть), а именно структуре как таковой.

Но простой поп интересен обществу только тогда, когда он дерзит своему начальству. Сам по себе обществу поп не нужен. Он всерьез не нужен обществу даже для разложения нелюбимой корпорации: обычный поп слишком мал, чтобы вырасти в большого церковного лидера; эта система так устроена, что простые клирики в ней чего-либо стоят только тогда, когда счет им идет на десятки, а лучше — на сотни. Соответственно, общественная стоимость одного простого попа рассчитывается делением на эти самые десятки и сотни.

Это рассуждение жестокое, но обществу ничего здесь не объяснишь. Общество может категорически не одобрять людоедства, но при этом само оставаться жестоким. Поэтому лучше осознать, что это так есть и так будет.

Среди двухсот человек, подписавших письмо, большинство – простые попы. «Простые» — это значит те, кто не попадают в две категории «непростых». То есть это и не те, для кого письмо – часть их личной жизненной стратегии, в которой ставки сделаны на крушение В.М. Гундяева, а также и не те, кто приобрел свободу высказывания, фактически разорвав административные связи с патриархией и являясь поэтому ее священником больше формально, чем реально. Одни делают ставки в собственной игре, другие совершают прощальный плевок в сторону бывшей их корпорации, а вот для большинства подписантов письмо стало реально мужественным поступком, сопряженными с большими рисками для их семей. И вот эти последние послужат для секулярного общества просто расходным материалом.

Но это не беда. Главное — самому для себя не служить расходным материалом. Не расходовать свою единственную жизнь на верность ошибочным решениям, принятым в молодости.

Я тут очень далек от того, чтобы говорить с профессиональными служителями культа на религиозном языке. Это тот язык, который они меньше всего понимают. Большинство из них настолько мало знает о содержании той религии, которой они служат, что у них выработался особый навык воспринимать слова богослужения, стихиры и каноны, как чистую музыку, лишенную какого-либо конкретного смысла. Догматических писаний святых отцов они не читают вообще, т.к. для них это китайская грамота. Аскетических, впрочем, не читают тоже, хотя в молодости могли и читать, — но потом все равно поняли, что это «неприменимо к нашей жизни». Хорошо, если они вообще хоть что-то читают. Пусть хотя бы в социальных сетях. Но зато они вполне могут быть более-менее честными людьми. Когда-то они стремились к высокой церковной жизни, но «что-то пошло не так». Что именно – понять невозможно, но факт очевиден. Он особенно очевиден потому, что уж слишком много приходится врать. Таковы требования того служения, которым приходится служить на деле. Думаю, профессиональным служителям культа не надо объяснять, что я имею в виду.

Для таких попов подпись под письмом – робкая, но уже публичная попытка не то чтобы прямо-таки перестать врать, но хотя бы сказать, что врать они не любят.

Перестать врать – это еще не христианство и вообще не какая-то религиозная вера, но пока человек врет, он и веровать не может. Это, кстати, важнейшая причина, почему среди попов так мало верующих.

Поэтому мысль о том, что врать можно бы и перестать – драгоценна. Она стоит тех рисков, на которые пошли наши священники. Пусть даже дистанция между тем, чтобы захотеть перестать врать, и в действительности перестать врать – довольно велика. Для большинства, чтобы перестать врать, – не хочу их огорчать, но все же скажу – придется оставить свое нынешнее служение и (нет, не перейти в истинную Церковь, а) устроиться на обычную светскую работу. Идеально – если при этом начать вести жизнь верующего мирянина.

Епископ Григорий (Лурье),
для Портала «Credo.Press»

Опубликовано: 06.10.2019 в 20:53

> Ирмосы Рождества

Ирмосы канона Рождества Христова с переводом, нотами и примерами исполнения

Ирмос – небольшой вступительный стих каждой песни канона, который повторяет главную ее мысль. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают к событию Рождества Христова. Они связывают библейские песни, не имеющими отношения к празднуемому событию, и тропари, посвященные исключительно празднику. Также служат образцом напева и ритмического строения для тропарей.

Песнь 1.

Христос раждается – славите, / Христос с Небес – срящите. / Христос на земли – возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.

Песнь 3

Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / свят еси, Господи.

Песнь 4

Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Бог сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам: / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.

Песнь 6

Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият, / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.

Песнь 7

Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреде пламени стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси.

Песнь 8

Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.

Песнь 9

Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем.

Перевод на русский

Песнь 1

Христос рождается – славьте! / Христос с небес – встречайте! / Христос на земле – воспряньте! / Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, / ибо Он прославился!

Песнь 3

Прежде веков от Отца рожденному / не по земным законам Сыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / “Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!”

Песнь 4

Отрасль от корня Иессеева / и Цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!

Песнь 5

Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец.

Песнь 6

Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь / таким же, как и принял; / а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв, / прошло через Нее, сохранив Её нетленной; / ведь как Сам Он не подвергся обычному зачатию, / так и Родившую соблюл невредимой.

Песнь 7

Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / “Боже Отцов, благословен Ты!”

Песнь 8

Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / “Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!”

Песнь 9

Таинство вижу / необычайное и чудное: / пещера – небо, престол Херувимский – Дева, / ясли – вместилище, / где возлег невместимый Христос Бог, / Которого мы в песнях величаем.

Ирмосы Рождества – ноты формате pdf

Ирмосы первого канона Рождества Христова Дворецкого для мужского трио

Ирмосы первого канона Рождества Христова Дмитрия Аллеманова для мужского хора

Ирмосы первого канона Рождества Христова Дмитрия Аллеманова

Ирмосы первого канона Рождества Христова А. Архангельского

Ирмосы первого канона Рождества Христова П. Иванова-Радкевича

Ирмосы первого канона на Рождество Христово греческого распева в обработке архимандрита Феофана

Ирмосы первого канона на Рождество Христово греческого распева

Ирмосы первого канона на Рождество Христово Сергея Рябченко

Ирмосы Рождества Христова С. Толстокулакова для неполного смешанного хора

Ирмосы Рождества Христова С. Толстокулакова

Ирмосы второго канона Рождества Христова А. Кастальского

Ирмосы второго канона Рождества Христова А. Львова

Ирмосы второго канона Рождества Христова греческого распева

Ирмосы второго канона Рождества Христова обиходного распева

Ирмосы канона Рождества Христова 6-голосные, муз. Самусенко С.

Ирмосы канона Рождества Христова. Текст

Записи исполнения рождественских ирмосов

АКАФИСТЫ

ЗАДОСТОЙНИКИ

СТАТЬИ. БЛАЖЕННИ НЕПОРОЧНИИ…

ВОЗНЕСЕНИЕ

Сборник — Всенощное бдение на Вознесение Господне;

Ирмосы на Вознесение Господне, глас 5-й — Архангельский;

Ирмосы 2-го канона Пятидесятницы, глас 4-й — по Архангельскому;

Сборник — Литургия на Вознесение Господне;

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

БЛАГОВЕЩЕНИЕ В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ (полное чинопоследование наряду для клироса).

Наш сборник «Архангельский глас»;

Другие наши сборники;

1. Чистяков, Архангельский глас, фа мажор;

2. Архангельский глас, Знаменный распев. Изложение: архим. Матфей(Мормыль).

3. Шевцов, стихира на литии «Благовествует Гавриил», соль мажор;

4. Светилен на Благовещение (сост. В. Ковальджи), соль мажор;

5. Светилен на Благовещение, В . Ковальджи, ре мажор;

6. Архангельский глас, Киево-Печерский распев, соль минор;

7. П. Турчанинов, «Благовествуй земле радость велию», ля минор;

8. П. Чесноков, «Совет превечный», ми минор;

9. Взбранной Воеводе, Киевский распев, гармонизация П. Чеснокова, ре минор;

10. Д. Ильин, Взбранной Воеводе, ре мажор;

11. С. Локотков «Благовествуй земле» (задостойник Благовещению), фа мажор;

12. Концерт на Праздник Благовещения «С небесных кругов», до мажор;

13. М. Шмелькова, Взбранной Воеводе, ре мажор;

14. Светилен на Благовещение, Трио, «Еже от века», си бемоль мажор;

15. А. Архангельский, Взбранной Воеводе, соль мажор;

16. Е. Чихачев, Взбранной Воеводе, ля бемоль мажор;

17. С. Сегаль, Взбранной Воеводе, ми минор;

18. Светилен на Благовещение «Еже от века днесь познавается», соль мажор;

ВВЕДЕНИЕ

Введение. Всенощное бдение — вся служба наряду;

1. С. Локотков, Задостойник Введению во храм Пресвятыя Богородицы;

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы, М. Шмелькова, Стихира по 50-м псалме;

3. В. Ковальджи, Светилен Введению во храм Богородицы;

4. Бог Господь гл 4 и Тропарь Введению Киево-Печерской лавры;

5. Тропарь Введению, ре мажор;

6. Тропарь Введению во храм, гармонизация знаменного распева;

7. А. Третьяков, стихира на литии Введению;

8. Введение во храм Богородицы, Антифоны на Литургии 1,2;

ВОЗДВИЖЕНИЕ

1. А. Архангельский, «Крест хранитель», соль минор;

2. Задостойник Воздвижения, напев Троице-Сергиевой лавры;

3. А. Кастальский, стихиры на Воздвижение Креста, самоподобен, «на хвалитех», глас 8;

4. С. Трубачев, светилен «Крест хранитель»;

5. С. Трубачев, «Крест воздвизается днесь»;

6. Шевцов, «Кресте Христов»;

7. Стихиры на поклонение, «Приидите вернии», напев Троице-Сергиевой лавры;

8. Радуйся Живоносный Кресте, подобен глас 5, знаменного распева;

9. М. Шмелькова, тропарь Кресту;

10. В. Пономарев, Светилен Крестовоздвижению;

11. Причастен на Воздвижение;

12. В. Ковальджи, «Вознесыйся на Крест волею», кондак Кресту;

13. «Днесь яко воистину», стихира на Литии;

14. Е. Азеев, Светилен «Крест хранитель»;

КРЕЩЕНИЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (сборник наряду):

  • Царские часы (1,3,6,9, изобразительны);

  • Великая вечерня;

  • Великое освящение воды;

  • Всенощное бдение (Великое повечерие и утреня);

  • Изменяемые тексты Литургии;

  • Приложение (тексты кафизм на утрени).

Учтена возможность выпадения Праздника как на будний, так и на субботний и воскресный — дни.

Другие наши сборники.

1. Тропарь Крещению по музыке Кастальского, знаменного распева;

2. Кондак Крещению по музыке Кастальского, знаменного распева;

3. К. Федоров, Причастный стих «Явися Благодать Божия»;

4. Прокимен утрени Крещения «Море виде и побеже» для большого хора;

5. Прокимен Крещения на Литургии «Благословен грядый»;

6. Антифоны на Литургии Крещения Господня, Напев Троице-Сергиевой Лавры;

7. Един Свят и Причастен на Крещение Господне, Напев Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры;

8. Крещение Господне. Богоявление. М. Шмелькова, Стихира на стиховне;

9. Светилен Крещения «Явися Спас;

Наш сборник «С нами Бог»;

Другие наши сборники.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

1. Причастен Преображения Господня, Музыка В. Ковальджи;

2. Антифон 1 Преображения Господня;

3. Антифон 2 Преображения Господня;

4. «Приидите взыдем на гору Господню», Концерт на день Преображения Господня;

5. Стихира по 50-м псалме, (подобен:Радуйся, живоносный Кресте);

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

1. «Днесь иже на разумнех Престолех», стихира на Господи воззвах, на Рождество Богородицы;

2. Задостойник Рождества Богородицы, Напев Троице-Сергиевой Лавры;

3. Антифоны 1,2 На Рождество Богородицы;

4. В. Степанов, тропарь Рождества Богородицы;

5. Сборник «Рождество Богородицы» (57 страниц);

6. Светилен на Рождество Богородицы;

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Полное чинопоследование наряду для клироса (весь текст и необходимый нотный материал):

  • Царские часы (1,3,6,9, изобразительны);

  • Великая вечерня (канун);

  • Всенощное бдение (Великое повечерие и утреня);

  • Изменяемые тексты Литургии;

  • Великая Рождественская вечерня;

  • Приложение (тексты кафизм на утрени).

Учтена возможность выпадения Праздника как на будний, так и на субботний и воскресный — дни.

Наш сборник «Посетил ны есть…»;

Наш сборник «Христос раждается»;

Другие наши сборники.

1. Антифоны на Литургии Рождества Христова, Напев Троице-Сергиевой Лавры;

2. А. Ведель, Ирмосы Рождества Христова;

3. В. Ковальджи, причастен на Рождество Христово;

4. Причастен Рождеству Христову, Напев Гефсиманского скита, Троице-Сергиевой Лавры;

5. А. Туренков, кондак Рождеству Христову;

6. А. Архангельский, светилен Рождеству Христову;

7. Муз. Я. Шевцова, светилен Рождеству Христову;

8. Светилен Рождеству Христову греческого распева;

9. Светилен Рождеству Христову, А. Туренкова;

10. Тропарь Рождеству, Мясникова;

11. Г. Свиридов, тропарь Рождеству;

12. В. Фатеев, величание Рождеству Христову;

13. Задостойник Рождества Христова, Глас 1-й. Подобен «Небесных чинов»;

14. «С нами Бог», муз С. Сегаля;

15. Рождество Христово. Муз. М. Шмелькова Тропарь;

16. «С нами Бог» напева Соловецкого монастыря;

17. «Посетил ны есть свыше…»;

18. Светилен Рождества Христова, из обихода Киево-Печерской лавры;

19. Светилен «Посетил ны есть», фа мажор;

20. С. Трубачев, кондак Рождества Христова;

21. Ф. Степанов, «С нами Бог» и Величание, для женского хора;

22. А. Туренков, тропарь Рождеству Христову;

23. Ирмосы первого канона, греческого распева;

24. Ирмосы второго канона, греческого распева;

25. Дм. Стефанович, кондак предпразднства РХ;

Наш сборник «С нами Бог»;

Другие наши сборники.

СРЕТЕНИЕ

1. Антифоны 1,2 на Сретение Господне;

2. «На руках старческих», Сретение Господне, стихира на хвалитех, муз. В. Ковальджи;

УСПЕНИЕ

Наш сборник «В молитвах неусыпающую»;

Другие наши сборники.

1. «В молитвах неусыпающую», Муз. В. Ковальджи;

2. О, дивное чудо! Самоподобен;

3. Стихиры на «Господи, воззвах»;

4. Успение Пресвятой Богородицы, М. Шмельков, Стихира на Господи, воззвах;

5. Стихира по 50-м псалме, подобен: ангельския предъидите силы, Киево-Печерского распева;

6. Антифоны 1,2 на Успение Пресвятой Богородицы;

7. Стихира на «Слава и ныне» на восемь гласов;

8. Стихиры на хвалитех, подобен «Яко добля»;

9. Стихира на Слава и ныне, глас 6, напев КПЛ;

10. Кондак Успению, напев КПЛ;

11. Стихира на литии Успению;

12. Припевы на 9-й песни канона;

13. 17-я кафизма с похвалами;

14. Стихиры на Господи воззвах, самоподобен «О дивное чудо», Киевский распев;

15. Светилен Успению;

16. Светилен Успению Божией Матери напева Киево-Печерской лавры;

17. Тропарь Успению;

18. Величание Успению и избранный псалом;

19. Величание Успению и избранный псалом в широком расположении;

20. Задостойник Успению, Обиход;

21. Задостойник Успению, переложение Рожнова;

ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ:

Тропарь Казанской иконе Божией Матери (мужской хор, греческий распев);

Для смешанного хора:

Тропарь Казанской иконе Божией Матери (КПЛ);

Кондак Казанской иконе Божией Матери (Чесноков);

Кондак Казанской иконе Божией Матери (8 глас);

Кондак Казанской иконе Божией Матери (Алексеев);

Величание Казанской иконе Божией Матери;

Стихиры;

Стихира на литии на «Славу»;

Стихира на литии Болгарского распева;

Светилен Казанской иконе Божией Матери;

ПРАЗДНОВАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»:

Тропарь иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Богодаева и Болгарского распева;

Тропарь иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: свящ. Георгия Галахова;

Тропарь иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Попова-Платонова (для женского хора);

Тропарь иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Попова-Платонова (для смешанного хора);