Каноническое православие

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Отличие канона от акафиста

Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.

Читайте о канонах:

  • Канон святителю Николаю Чудотворцу
  • Канон покаянный ко Господу
  • Канон по исходу души от тела

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».

Чтение канона

Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского. Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы — обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак — молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.

Читайте об акафистах:

  • Акафист благодарственный «Слава Богу за все»
  • Акафист преподобной Марии Египетской
  • Акафист архангелу Гавриилу

После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.

Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.

Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Каноны исполняют на протяжении всего года.

Акафисты неуместно читать во время Великого поста, ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его — лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Важно: лучше читать канон, когда хотят попросить о чем-то или покаяться, когда тяжело на душе. Это церковный покаянный жанр.

Акафист — благодарственная, хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

Православные церкви вне общения со Вселенским православием

Находящийся в расколе афонский монастырь Эсфигмен.

Почти все общины вне общения со Вселенским православием имеют собственную церковную иерархию и административные центры, обычно действующие параллельно на одних и тех же территориях, есть и не подчинённые никому отдельные группы, священники и монахи. С точки зрения церковной идеологии и «стиля» церковного служения, эти общины образуют широкий спектр вариантов — от ультраконсервативных и консервативных (таких большинство) до умеренных, либеральных и даже ультралиберальных («обновленческих»). В России подавляющее большинство таких православных общин совершают своё служение в частных помещениях, не имея обособленных храмовых зданий. Численность этих общин, как правило, составляет от нескольких человек до нескольких сотен, оценки общей численности последователей данных организаций в мире сильно колеблются от одного до ста миллионов человек. В России действуют от 15 до 30 их церковных объединений.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:10 190 4 152 4 106
  • ✪ Неделя 7-я по Пасхе
  • ✪ Есть ли границы у Церкви?
  • ✪ Жизнь современной Русской Православной Церкви. Что вас смущает и вызывает вопросы. Часть 13

Субтитры

Неканонические поступки Константинопольских Патриархов и христианское терпение Поместных Церквей

Источник: Православная жизнь

Кризис, возникший в Православной Церкви из-за действий Константинопольского Патриарха Варфоломея, для многих христиан стал большой неожиданностью. Однако же, если хотя бы кратко взглянуть на историю поступков Вселенских Патриархов в ХХ и XXI веках, то становится понятно, что признание украинских раскольников было вполне прогнозируемой закономерностью.

Дабы не быть голословными, давайте просто рассмотрим ряд доступных и очевидных фактов.

Как известно, в 20–40-х гг. ХХ века в Русской Православной Церкви произошел раскол, получивший название «обновленческого». Его лидеры вначале исподволь, а затем и открыто противодействовали канонической Церкви, в прямом и переносном смысле истекавшей тогда кровью, утверждали, что случившаяся в стране социалистическая революция является справедливой, выступали за тесное сотрудничество с советской властью, а в первые годы своей деятельности не брезговали даже опорой на репрессивные органы.

Ситуацию с обновленчеством можно было бы рассматривать исключительно как некую внутреннюю проблему исторического прошлого Русской Православной Церкви, если бы не ряд фактов, говорящих нам следующее:
Главы представительств Константинопольского и Александрийского Патриархатов в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и архимандрит Павел (Катаподис) сразу признали обновленцев в качестве единственной канонической Церкви России, принимали участие в заседании их Соборов и, более того, сослужили с ними и причащались из одной чаши.
С 10 по 18 июня 1920 года в Москве проходило раскольническое «Великое Предсоборное Совещание Российской Православной Церкви», почетным председателем которого был избран Вселенский Патриарх Григорий VII. Со стороны социалистического правительства ему была также предложена возможность проживания на территории Советского Союза на полном государственном обеспечении, однако при условии признания постановлений обновленческого синода 1923 года о низложении патриарха Тихона. К слову, Патриарх Григорий данное предложение не принял, но ввиду поисков сильной политической поддержки склонял святителя Тихона к отречению от престола.
После смерти Патриарха Московского Тихона (Белавина), последовавшей 7 апреля 1925 года, обновленцы под видимостью примирения хотели окончательно уничтожить каноническую Церковь, опираясь при этом на поддержку Константинопольской Церкви. Свидетельствуют об этом и слова самого Патриарха Григория VII, который заявил, что берется за «дело умиротворения происшедших в последнее время в тамошней братской Церкви смут и разногласий, назначив для этого особую патриаршую комиссию из архиереев», и опираться планирует на «церковь», верную правительству СССР.
Также Патриарх Григорий оказывал давление на другие Поместные Православные Церкви, и из четырех восточных Патриархатов лишь Антиохийский не признал обновленческого раскола. Данная политика была продолжена его преемниками на Вселенском престоле – Константином VI и Василием III.

Нельзя не напомнить, что все эти события происходили на фоне постоянных арестов, ссылок, пыток, расстрелов духовенства и мирян канонической Церкви, а также уничтожения храмов и святынь.

В письме к святителю Тихону, датируемом 24 августа 1923 года, митрополит Антоний (Храповицкий) писал, что Константинопольский Патриарх Мелетий II (предшественник Григория VII) претендует на церковную власть в Польше, Эстонии, Финляндии и Латвии, а также Китайской Духовной Миссии Русской Православной Церкви. Слова эти, естественно, небезосновательны, а потому следует посмотреть на действия Вселенских Патриархов на территории других государств.

Уже упомянутый Патриарх Мелетий II в 1922 году обратился к архиепископу Серафиму (Лукьянову) – главе автономной Финляндской Церкви, входящей в состав РПЦ, с предложением о даровании автокефалии. Владыка Серафим отвергает данную инициативу. Однако под давлением властей Финляндии Патриарх Мелетий учреждает параллельную церковную иерархию. Без монашеского пострига он рукополагает в епископы одиозного эстонского протоиерея Германа Ааву и дает ему точно такую же автономию, которую имела Финляндская Церковь Московского Патриархата, которая со временем была упразднена.

Через год, а именно в марте 1923 г., Патриарх Мелетий вторгается на каноническую территорию Сербской Православной Церкви, в юрисдикции которой находилась церковь Чехии. 2 марта он издает томос «О создании Православной Архиепископии в Чешской Республике» и только через два дня после этого рукополагает в епископы ее Главу – архимандрита Савватия (Врабеца).

Вскоре после этих событий Патриарх Мелетий направляет письмо митрополиту Евлогию (Георгиевскому), управляющему русскими православными приходами Московской Патриархии в Европе, с требованием о его беспрекословном подчинении Фиатирской митрополии (Великобритания и Ирландия) Константинопольской Церкви. Естественно, что владыка Евлогий данный ультиматум отверг.

7 июля 1923 года архиепископ Таллиннский и всей Эстонии (РПЦ) Александр (Паулус) получает из рук Патриарха Мелетия томос о вхождении Эстонской Православной Церкви в состав Константинопольского Патриархата на правах автономии, которую она, к слову, имела и в РПЦ еще с 10 мая 1920 года.

Говорить о том, что патриарх Мелетий руководствовался какими-то благими целями, сегодня не приходится. Достоверно известно, что на 3 июля 1923 года турецким правительством было запланировано полное изгнание Константинопольской Патриархии с территории Турции. Об этом стало известно финскому сенатору Эмилю Нестору Сетялю, который пообещал, используя свои связи в Швеции, заступиться за Вселенскую Патриархию, при условии, что она решит проблему устройства Финляндской и Эстонской Церквей. Что же касается Чехии и приходов РПЦ в Западной Европе, то действия Патриарха Мелетия здесь вполне согласуются с проводимой им церковно-политической линией главенства Вселенского престола. Русская Православная Церковь пыталась протестовать против действий патриарха Мелетия, но в то время она была слишком ослаблена гонениями и на ее голос попросту никто не обращал внимания.

Нельзя не вспомнить о том, что в 1920-х Константинопольская Патриархия была готова дать томос об автокефалии раскольнической УАПЦ образца 1919–1937 годов, но ряд обстоятельств, среди которых отсутствие Патриарха (в тот исторический момент был лишь местоблюститель) и активное противодействие архиереев РПЦ, не позволили им это сделать.

Сегодня ни для кого не секрет, что Патриарх Мелетий II является идейным вдохновителем Патриарха Варфоломея, действия которого во многом сходны с действиями его давнего предшественника. Поэтому в контексте затронутой темы также нужно взглянуть на ряд фактов, имеющих отношение уже к концу XX – началу XXI века.

Патриарх Варфоломей еще в бытность митрополитом Филадельфийским входил в Синод Вселенской Церкви и руководил рядом синодальных учреждений, а потому имел немалое влияние на своего предшественника – Патриарха Димитрия I. Именно благодаря его инициативам самосвятская Украинская Греко-Православная Церковь Канады, ведущая свою родословную от таких раскольников, как Иоанн Теодорович, Мстислав Скрыпник и Иларион Огиенко, 1 апреля 1990 года без всякого покаяния была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

12 марта 1995 года уже взошедший на Вселенский престол Патриарх Варфоломей также без покаяния и осуждения своих предшественников в лице раскольников Василия Липковского и Поликарпа Сикорского принимает под свое «крыло» религиозную структуру под названием «Украинская Православная Церковь в США».

На территории Эстонии уже после Второй мировой войны часть приходов, остающихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, присоединяются к РПЦ, а их правящим архиереем был назначен архиепископ Павел (Дмитровский). С 1978 года томос для Эстонской Церкви 1923 года самим Константинопольским Патриархатом признается недействительным. Однако 22 февраля 1996 года без согласования с РПЦ Вселенский Патриархат возобновляет действие указанного томоса и учреждает параллельную церковную юрисдикцию в Эстонии.

В 1951 году Чешская Церковь получает независимость от РПЦ, которую не признает Вселенский Патриархат. После распада СССР православные чехи и словаки ищут примирения, и в 1998 году Патриарх Варфоломей издает свой томос, который фактически ограничивает права Чешской Церкви и ставит ее в зависимость от Константинополя.

Следующий кризис в Чешской и Словацкой Церкви наступил в 2013 году. После отставки их прежнего Предстоятеля Митрополита Христофора (Пульца), согласно Уставу их Поместной Православной Церкви, должен был быть избран новый глава. Однако представитель Вселенского Патриархата, митрополит Эммануил, заявил, что избрание любого из кандидатов Константинополь не признает. Обусловлено это тем, что во главе Чешской Церкви он хотел видеть своего человека, а именно митрополита Симеона (Яковлевича). Несмотря на достаточно тяжелое положение, Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии был все-таки избран Митрополит Ростислав (Гонт). Ответным действием Патриарха Варфоломея стало учреждение параллельной иерархии, что привело к расколу и росту напряженности среди чешских православных христиан. Конфликт был разрешен благополучно, т. е. признанием избрания Митрополита Ростислава, однако лишь ввиду поисков поддержки со стороны Предстоятелей на готовящемся Критском Соборе.

Пострадала от действия Патриарха Варфоломея и Иерусалимская Церковь. С 1920-х годов на территории США она имела подворье, которое постепенно разрослось в епархию. Много сил для этого приложил архиепископ Дамаскин (Гаганьярас). Данный факт вызвал возмущение у Патриарха Варфоломея, который считает, что все греческие приходы диаспоры должны подчиняться лишь ему. Таким образом, в 2008 году после длительных и напряженных переговоров Иерусалимский Патриарх Феофил III все-таки соглашается на перевод паствы владыки Дамаскина под омофор Американской архиепископии Константинопольского Патриархата и полностью отрекается от права на юрисдикцию в Западном полушарии. И это несмотря на то, что сама греческая архиепископия существует в США ничуть не дольше иерусалимских приходов.

Сегодня Константинопольский Патриарх Варфоломей принес церковную смуту не только в Украину, но и во весь православный мир. Можно сказать, что воспринятая им от Патриарха Мелетия политика действий, основанная на конкретных политических выгодах, продолжается. Поместные Православные Церкви долго молчали, по всей видимости, надеясь, что церковное сознание в нем все-таки возобладает, но, как показала практика, надежды эти не оправдались. Даже не вдаваясь в подробный анализ текста писем Патриарха Варфоломея, мы прекрасно помним, что сначала он признавал анафематствование Филарета (Денисенко) и безблагодатность УПЦ КП, а теперь не признает; сначала он признавал Блаженнейшего Митрополита Онуфрия в качестве Предстоятеля Украинской Православной Церкви, а нынче отрицает. Но даже элементарная логика нам говорит о том, что если человек утверждает взаимоисключающие вещи, то он однозначно врет. Открытым остается лишь вопрос в том, когда именно Патриарх Варфоломей врал… Хотя в сложившейся ситуации это, очевидно, значения уже не имеет.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник: Православная жизнь

Каноны (правила) церковные

  • Авторитет и сила священных канонов Панайотис И. Бумис
  • Неизменное и временное в Церковных канонах Н.Н. Афанасьев
  • Алфавитная Синтагма иером. Матфей Властарь
  • Каноны Православной Церкви еп. Григорий (Граббе)
  • Учебник церковного права Н.С. Суворов
  • Церковное право прот. В.А. Цыпин
  • Деяния Вселенских Соборов
  • Краткий свод Канонов Православной Церкви
  • Каноны или Книга Правил
  • Правила первых четырёх Вселенских Соборов архиеп. Петр (Л’Юилье)
  • Канонические правила Православной Церкви с толкованиями Зонары, Аристина, Вальсамона и Славянской кормчей
  • Правила Святой Православной Церкви с толкованиями еп. Никодим (Милаш):
    • Правила св. Апостолов и Вселенских Соборов
    • Правила Поместных Соборов
    • Правила Святых Отцов Православной Церкви

Церко́вные кано́ны – 1) основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан); 2) свод таких правил.

В широком смысле эпитет «канонический» в церковной лексике означает «законный, признанный» (например, канонические книги Священного Писания).

Кто автор церковных канонов?

Каноны были составлены как церковными соборами, так и отдельными церковными авторитетами — святыми отцами, соответственно подразделяются на соборные (вселенских и поместных соборов), апостольские и святоотеческие.

В каких книгах содержатся церковные каноны?

Основной канонический корпус Православный Церкви содержится в сборнике, имеющим титул «Книга правил» (полное название: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец). Кормчая книга (Номоканон) – сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении Церковью и в церковном суде православных славянских стран.

Чем каноны отличаются от догматов?

В отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни.

Возможны случаи, когда Церковь редактирует свои собственные каноны, что совершенно невозможно в отношении догматов. Можно сказать, что если догматы говорят нам о том, что существует на самом деле, то каноны говорят нам о том, как удобно Церкви существовать в условиях земного мира после грехопадения.

Как правильно понимать и применять церковные каноны?

При попытке применения церковных канонов к современным обстоятельствам необходимо учитывать mens legislatoris – намерение законодателя, т.е. изначально вкладываемый в канон смысл, исторический и культурный аспекты.

«Чтобы человек правильно применял церковные каноны с пользой для людей, он должен быть духовным и иметь духовное рассуждение. Потому что иначе он остаётся на букве закона, а буква закона «убивает». Человек тебе говорит. «В Кормчей так написано», и как видит в книжке, так буквально и применяет, а должен бы каждый случай анализировать отдельно. Как я видел на практике, в одном случае могут скрываться тысячи других случаев. Здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни».
старец Паисий Святогорец

* * *

Протопресвитер Николай Афанасьев этими словами начинал свой курс канонического права: «Господа студенты! Мне поручено читать вам предмет, который обычно называют “каноническое право”, хотя я вам сразу должен сказать, что такое название является недоразумением, потому что самому праву в Церкви места нет. Право проникло в Церковь только тогда, когда оскудела любовь».

Краткий свод канонических определений Вселенских Соборов

I Вселенский собор в Никее в 325 году оставил нам 20 правил:

Правило первое запрещает принимать в клир лиц, которые сами себя оскопили;

Правило второе запрещает производить в священные степени новообращенных;

Правило третье запрещает священнослужителям иметь у себя в доме женщину, которая не является близкой родственницей;

Правило четвертое гласит, что епископы должны избираться епископами данной области и утверждаться митрополитом;

Правило пятое запрещает епископу принимать в общение лиц, отлученных другим епископом и повелевает дважды в год созывать соборы епископов;

Правило шестое подтверждает высшую власть некоторых епископов над другими епископами и запрещает поставлять епископа без соизволения митрополита и общего избрания;

Правило седьмое возвышает иерусалимского епископа на степень митрополита;

Правило восьмое законополагает о присоединении к Церкви еретиков и запрещает быть двум епископам в одном городе;

Правило девятое запрещает допускать к священнослужению лиц порочных;

Правило десятое заповедует извергать из священного чина падших;

Правило одиннадцатое говорит о способе покаяния отступивших от веры;

Правило двенадцатое говорит также об образе покаяния другого вида падших;

Правило тринадцатое повелевает напутствовать Св. Тайнами каждого умирающего;

Правило четырнадцатое устанавливает образ покаяния для отпадших от веры оглашенных;

Правило пятнадцатое воспрещает епископам и клирикам самовольно переходитьиз града во град ;

Правило шестнадцатое предписывает не принимать в общение клириков, которые самовольно удаляются от собственной церкви;

Правило семнадцатое воспрещает клирикам заниматься ростовщичеством;

Правило восемнадцатое воспрещает дьяконам преподавать св. Дары пресвитерам, причащаться прежде епископов и сидеть между пресвитерами;

Правило девятнадцатое говорит о «павлианах», что они, в случае их обращения, должны быть вновь крестимы, а клирики перерукополагаемы;

Правило двадцатое запрещает преклонять колена в день воскресный и во дни Пятидесятницы.

II Вселенский собор в Константинополе в 381 году оставил после себя всего семь правил:

Правило первое подтверждает Символ Веры, составленный на I Вселенском соборе и анафематствует всякую ересь;

Правило второе запрещает епископам простирать свою власть «за пределами своей области», вмешиваться в дела чужой епархии и устанавливает 5 церковных округов на Востоке;

Правило третье дает Константинопольскому епископу «преимущество чести по Римском епископе»;

Правило четвертое осуждает Максима Киника и «произведенное им бесчиние»;

Правило пятое принимает «исповедающих Едино Божество Отца и Сына и Святого Духа»;

Правило шестое повелевает «не без исследования» принимать обвинения на правителей Церкви;

Правило седьмое указывает на правила принятия кающихся еретиков.

III Вселенский собор, состоявшийся в Ефесе в 431 году, оставил восемь правил:

Правила – первое, второе, третье, четвертое, пятое и шестое – все касаются отлучения от Церкви еретика Нестория и его сторонников;

Правило седьмое запрещает слагать какой-либо новый Символ Веры;

Правило восьмое запрещает епископам «простирать свою власть на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его» и освобождает кипрских епископов от зависимости Антиохийского патриарха.

IV Вселенский собор, созванный в Халкидоне в 451 году, оставил после себя 30 правил. Из этих правил:

Правило первое подтверждает необходимость соблюдать все, что было постановлено на прежних соборах;

Правило второе карает низвержением симонию, или поставление в церковные степени за деньги;

Правило третье воспрещает епископам, клирикам и монашествующим «ради гнусного прибытка» заниматься «мирскими делами»;

Правило четвертое запрещает монахам бесчинное жительство;

Правило пятое подтверждает запрет епископам или клирикам «преходить из града во град»;

Правило шестое запрещает рукополагать клириков без определенного назначения;

Правило седьмое запрещает клирикам и монахам, под угрозой анафемы, «вступать в воинскую службу или в мирской чин»;

Правило восьмое повелевает клирикам пребывать «под властью епископов каждого града»;

Правило девятое запрещает клирикам судиться в светских судилищах;

Правило десятое воспрещает клирику числиться одновременно в двух церквах;

Правило одиннадцатое говорит о грамотах, выдаваемых убогим;

Правило двенадцатое запрещает епископам в церковных делах обращаться к гражданским властям;

Правило тринадцатое запрещает служить клирикам в чужой епархии без представительной грамоты своего епископа;

Правило четырнадцатое запрещает чтецам и певцам вступать в брак с иноверными женами;

Правило пятнадцатое говорит о поставлении дьяконисс;

Правило шестнадцатое запрещает монашествующим и девам вступать в брак;

Правило семнадцатое определяет точные границы епархий;

Правило восемнадцатое воспрещает «составлять скопища» и «строить ковы» епископам и своим сопричетникам;

Правило девятнадцатое повторяет правило о двукратном созыве в год Собора епископов;

Правило двадцатое повторяет запрещение клирикам переходить в другую церковь;

Правило двадцать первое повелевает не принимать доноса на епископов «просто и без исследования»;

Правило двадцать второе запрещает клирикам «расхищать вещи» епископа по его смерти; запрещает клирикам и монашествующим без всякого поручения от своего епископа приходить в Константинополь и жить в нем;

Правило двадцать четвертое запрещает обращать монастыри в мирские жилища;

Правило двадцать пятое запрещает оставлять кафедры епископов незамещенными больше трех месяцев;

Правило двадцать шестое повелевает епископам управлять церковным имуществом с помощью икономов;

Правило двадцать седьмое запрещает похищать жен для супружества;

Правило двадцать восьмое определяет круг судебной и административной деятельности Константинопольского патриарха и уравнивает его с папой Римским;

Правило двадцать девятое запрещает низводить епископа на пресвитерскую степень;

Правило тридцатое говорит о египетских епископах.

V Вселенский собор в Константинополе в 553 году и VI Вселенский собор в Константинополе в 680 году не оставили после себя правил, но, вместо этого, в 691 году был созван собор так наз. «Трулльский», именуемый иногда поэтому «Пято-Шестым», на котором было возмещено это опущение и составлено целых 102 правила. Из правил этого собора особенно важны:

36-е правило, которое повторяет о равноправии константинопольской и римской патриарших кафедр и указывает вообще иерархический порядок патриарших кафедр;

8-е правило, которое повелевает митрополиту ежегодно созывать собор епископов;

12-е, 13-е и 48-е правила решают вопросы о браке священнослужителей;

33-е правило осуждает обычай Армянской страны принимать в состав клира только лиц, происходящих из священнического рода;

64-е и 70-е правила запрещают мирянину и жене поучать всенародно в храме во время богослужения;

80-е правило грозит отлучением тому, кто в течение трех воскресных дней не придет в храм на богослужение;

54-е правило запрещает вступление в брак в близком родстве;

53-е правило узаконяет духовное родство восприемников с воспринимаемыми и запрещает им вступление в брак;

72-е правило запрещает смешанные браки с еретиками;

73-е правило повелевает воздавать честь животворящему Кресту Господню и запрещает начертывать изображение его на земле, дабы оно не попиралось ногами;

75-е правило требует благочинного пения в храмах;

74-е и 76-е правила запрещают в храмах и «внутри священных оград» устраивать трапезы, корчемницы или «купли производить»;

77-е правило запрещает не только священнослужителям и инокам, но и «всякому христианину мирянину» мыться в бане вместе с женщинами;

83-е правило запрещает преподавать Евхаристию телам умерших;

86-е правило повелевает отлучать от Церкви тех, кто содержит блудниц;

90-е правило повторяет запрещение преклонять колена в дни воскресные, «ради чести Воскресения Христова»;

91-е правило повелевает отлучать от Церкви вытравляющих плод во чреве;

100-е правило подвергает отлучению распространяющих порнографию;

102-е правило говорит о епитимиях кающихся.

VII Вселенский собор в Никее в 787 году издал двадцать два правила, из которых наиболее важные:

3-е правило, запрещающее избрание во священные степени мирскими начальниками;

4-е и 5-е правила, запрещающее симонию;

6-е правило повторяет требование о созыве ежегодных соборов епископов и запрещает мздоимство;

10-е правило повторяет запрещение клирикам оставлять свои приходы и занимать мирские должности;

11-е правило повторяет требование иметь иконома в каждой церкви и по монастырям;

12-е правило повелевает епископу и игумену иметь попечение о всех церковных вещах и ими распоряжаться, но не присваивать чего-либо самому себе в собственность, под страхом изгнания;

15-е, 16-е, 18-е и 22-е правила запрещают священнослужителям и монашествующим своекорыстие, роскошь и близкое общение с лицами женского пола;

20-е правило запрещает устройство «двойных монастырей», где бы женщины жили вместе с мужчинами, и близкое сообщение монахов с монахинями;

21-е правило запрещает монаху или монахине оставлять свой монастырь и отходить в другой без воли игумена.