Картины художника мясоедова

«Чтение положения 19 февраля 1861 года», Мясоедов — описание картины

Чтение положения 19 февраля 1861 года — Григорий Григорьевич Мясоедов. Холст, масло. 138,2 x 209 см
Выдающийся российский художник Мясоедов Григорий Григорьевич известен не только как живописец, но и как основатель, руководитель и участник общества художников передвижных выставок. Их творчество подпитывалось народническими идеями, они несли культуру в массы, организовывая художественные выставки.
Мясоедову, родившемуся в семье небогатого дворянина тульской губернии, были понятны тяжелый труд простого народа, бесправное и унизительное положение крестьян. Работы Мясоедова в период 1870-х годов, можно охарактеризовать как остросоциальные, критически направленные.
Так, его работу, созданную в 1873 году — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» — можно смело отнести к направлению критического реализма.
Григорий Григорьевич обладая резким темпераментом, ироничным складом ума, тонкой наблюдательностью художника и активной гражданской позицией, не мог не откликнуться творчеством на такое знаковое для России событие, как отмена ненавистного крепостного права.
На полотне изображены крестьяне, собравшиеся послушать указ императора Александра II о земельной реформе. Мужики собрались в сарае для сушки сена, в нем полутемно, но сверху проникает солнечный свет, который освещает группу и мальчика, читающего манифест. Подавшись вперед, внимательно и с надеждой, слушает чтеца молодой парень в белой рубахе. На лицах мужиков постарше и помудрее чувствуется некое недоверие, сомнение. Поза стоящего слева крестьянина со сложенными на животе руками вызывает ощущение усталости и безысходности.
Реформа 1861 года и в настоящее время еще вызывает споры своей неоднозначностью, а как простым людям 19-го века понять, будет ли им облегчение жизни или указ только для богатых помещиков?
В этой картине в полной мере проявляется талант Мясоедова живописца — как реальны позы, как богаты эмоции на лицах мужиков, как колоритен каждый персонаж, как выписана любая деталь — от лаптей до соломинки.

Картины Григория Мясоедова (Myasoedov)

Художник Григорий Мясоедов

Исторические полотна Мясоедова и жанровые сцены

Сожжение протопопа Аввакума

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) — выдающийся русский живописец.

Григорий Григорьевич Мясоедов вошел в историю русского искусства прежде всего как активный деятель передвижничества, бессменный — в течение почти сорока лет — член правления Товарищества передвижных художественных выставок и человек, которому ТПХВ по существу обязано самим фактом своего возникновения и существования.
Мясоедов окончил Академию художеств в 1862 году, за год до знаменитого «бунта 14-ти», то есть принадлежал к тому же поколению художников, озабоченных поисками новых связей искусства с жизнью. Во время приездов в Россию (до 1869 года Мясоедов жил в Италии) он бывал на «четвергах» в артели Крамского и, таким образом, хотя и фрагментарно, но наблюдал деятельность первого «вольного» объединения художников. Роль этого не зависимого от Академии предприятия осознавалась прогрессивно настроенными современниками, но с течением зремени делалось ясным я то, насколько узость организации сдерживает ее возможности и сколь в целом уязвима подобная попытка обретения самостоятельной творческой платформы. Требовалось перейти к более широким организационным формам, и именно этот шаг пришлось осуществить Мясоедову.
В Италии, в беседах с Н. Ге складывается у Мясоедова практический замысел будущей организации, разрабатывается проект У стаза «Товарищества подвижных выставок» т(ак они называлась первоначально) . В нем сформулированы просветительские дели объединения, поддерживающего программу эстетического «хождения в народ». Проект, рассмотренный и подписанный совместной группой московских и петербургских художников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской. Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов. И. М. Прянишников), был утвержден Министерством внутренних дел 2 ноября 1870 года.

Родился в селе Паньково Новосильского уезда в небогатой дворянской семье. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. Григорий Мясоедов поступил в Академию Художеств. В Академии Художеств учился у А. Г. Маркова и Т. А. Нефа.

Еще в годы обучения Григорий Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга. Жанровые картины Мясоедова правдиво передают нищету и бесправие крестьянства («Земство обедает», 1872, Третьяковская галерея), величие и поэзию крестьянского труда («Косцы», 1887, Русский музей, Ленинград).

Григорий Мясоедов — один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок.

На заметку: В интернет-магазине «Светильники» (сайт: www.svetilniki.com.ua) представлен широкий ассортимент устройств для освещения интерьера. Можно купить светильники, люстры, торшеры, бра от самых известных производителей в Европе.

Автопортрет

Лесной ручей

Осеннее утро. 1893

Молебен на пашне о даровании дождя

Крым. Осенний вид

Страдная пора

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)

Страдная пора

Самосожигатели

Земство обедает

Поздравление молодых в доме помещика

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

Портрет Шишкина

Портрет шахматиста А.Д. Петрова

Исторические документы

(Перейти к каталогу)

Пользовательский поиск

об освобождении помещичьих крестьян

Текст документа воспроизводится с разрешения информационного партнера Историк.RU


Божиею милостию Мы, Александр Вторый, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский и прочая, прочая, прочая. Объявляем всем нашим верноподданным
Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.
Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.
Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою Провидения.
Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.
Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в помощь, Мы решились дать сему делу исполнительное движение.
В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.
На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам.
Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, Мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.
Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.
Для правильного достижения сего Мы признали за благо повелеть: 1) Открыть в каждой губернии Губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2) Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них Уездные мировые съезды.
3) Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
4) Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
5) Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере 30 утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего Манифеста.
6) До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.
7) Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.
Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, Мы первое всего возлагаем упование на всеблагое Провидение Божие, покровительствующее России.
Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению Наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных постановлений.
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают Нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.
Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся на здравый смысл нашего народа.
Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том 31 убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь (7); что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.
Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.
Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного.
Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же Нашего в седьмое.
Указ 20 февраля 1803 г. о вольных хлебопашцах предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян с помещиком. За время действия указа (до 1858 г.) выкупилось в свободные хлебопашцы 152 тыс. душ муж. пола (что составляло по отношению к остальному крепостному крестьянству около 1,5 %).
Указ об обязанных крестьянах 2 апреля 1842 г. предусматривал предоставление крестьянам по воле помещика свободы и земельного надела в пользование, за которой крестьянин был обязан (отсюда и термин «обязанный») выполнять фиксированные (но по соглашению с помещиком) повинности в виде барщины или оброка. Сохранялась вотчинная власть помещика в имении.
…до образования волостей и открытия волостных судов. — Введение волостного управления, предусмотренного Положениями 19 февраля 1861 г., осуществлено в течение лета 1861 г.
Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). М.: Изд-во МГУ, 1994. 211 — 216.


Поиск на Историк.RU

Не забудьте поделиться материалами в социальных сетях !

Григо́рий Григо́рьевич Мясое́дов (7 апреля 1834, село Паньково, Тульская губерния — 18 декабря 1911, Полтава) — российский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт.
Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в Александровском дворце, в Царском Селе), а в следующем году большую золотую за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (сцена из «Бориса Годунова» Пушкина; в музее Академии художеств).
Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. Из картин, написанных им за это время, известны «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте). По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания». Один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Деятельно участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности.
С конца 1880-х Мясоедов живёт в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым.
Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлёкся ещё живя под Харьковом.
Скончался Г. Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.
1888 год — дом Елисеева — Волховский переулок, 2, кв. 39.
Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», ещё «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» (1874 г. и повторена в 1881 г.), «Земство обедает» (1872), «Молебствие в поле во время засухи» (1878), «Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.
Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).
Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Художник Иван Мясоедов впервые на AI Аукционе. Цены, инвестиции
ARTinvestment.RU   02 сентября 2015

Не просто художник, а культурист, нудист, коллаборационист, цирковой борец, тореадор и фальшивомонетчик, способный ловко влиять на планы Ильи Репина, Валентина Пикуля и Федеральной резервной системы США

Вот как бывает: не родись у передвижника Григория Мясоедова сын Иван — и репинская картина «Иван Грозный и сын его Иван» выглядела бы совсем иначе, да и экономики стран антигитлеровской коалиции пострадали бы заметно меньше. Уже интересно? И это еще что!

Вообще биография этого художника читается как авантюрный роман, на одном дыхании.

Иван Григорьевич Мясоедов (1881–1953), он же Евгений Зотов, он же Маркиз де Кразац, в своей жизни чем только не занимался: был и культуристом, и активным популяризатором нудизма в России, и профессиональным борцом в цирке, и тореадором в Испании, и фронтовым корреспондентом в армии Деникина. Но не за то он остался в истории.

В первую очередь Иван Мясоедов был незаурядным графиком и живописцем. Он получил хорошее художественное образование: живописи учился у пейзажиста Александра Киселёва (да, того самого передвижника), потом в мастерской батальной живописи Франца Рубо и в те же годы учился мастерству гравюры у Василия Матэ. В отличие от своего отца-передвижника юноша прошел мимо социальной темы в искусстве и, наоборот, тяготел к античности. Его любимыми сюжетами стали античные легенды с изображение обнаженных мускулистых тел мифических героев.

Впрочем, деньги, известность и неприятности принесла ему не античная живопись, а современный эстамп.

Дело в том, что в 1920-е годы (а есть подозрения, что и раньше), после эвакуации с остатками белых в Константинополь и потом переезда в Германию, Иван Мясоедов начал гравировать клише для изготовления фальшивых банкнот. Трижды за это сидел. После второго срока по фальшивым паспортам (ну, а по каким же еще!) на фамилию Зотовых вместе с женой уехал из Германии в Бельгию, а потом перебрался в Лихтенштейн. «Евгений Зотов» стал зарабатывать на жизнь изготовлением портретов, в том числе княжеской семьи Лихтенштейна, рисовал эскизы почтовых марок. Но, по-видимому, мастерство гравера тоже не забывал. В 1940-м якобы изготовил клише для английских банкнот и передал его в Германию для обеспечения секретных операций. Занимался и долларами. Уже после войны во время обыска в его доме нашли станок и клише для печати 100-долларовых банкнот. Суд Лихтенштейна в 1948 году даже приговорил его к двум годам, но освободил досрочно. Интересно, что, несмотря на все это, в Лихтенштейне Мясоедова до сих пор помнят и гордятся. В 1981 году в княжестве создали фонд «профессора Евгения Зотова — Ивана Мясоедова», управляющий архивом и творческим наследием художника. А в 1996 году почта княжества выпустила три марки из серии «Художники Лихтенштейна», на которых воспроизведены три картины И. Г. Мясоедова, а также специальный конверт с портретом художника.

После тюрьмы, в 1953-м, Мясоедов смог выехать в Аргентину к своим знакомым из русской национальной армии вермахта Бориса Смысловского. И там всего через месяц умер.

Конечно, пересказать здесь все перипетии этой интересной судьбы не получится, лучше прочитать у Валентина Пикуля. Нашему авантюристу он посвятил рассказ «Мясоедов, сын Мясоедова». Расскажу лишь про упомянутую в начале статьи историю с «Иваном Грозным» Репина. Дело в том, что Мясоедов-старший сына своего много лет то ли не признавал, то ли очень специфично воспитывал. Короче, отношения были сложные. Мальчик воспитывался в других семьях (например, долго жил в семье Киселёвых). Передвижники знали эту историю, переживали за мальчика, но отца вразумить не могли. Так, что, по легенде, когда Репин задумался над образом Ивана Грозного с сыном, его естественной ассоциацией стало лицо Мясоедова-старшего. Тем более что передвижник похвалялся «зверским выражением лица» и славился своей способностью сразить безумным взглядом. На том и порешили.

Ну, а теперь о рынке. На аукционах работы Ивана Мясоедова бывают не так чтобы часто. Всего 13 эпизодов за всю историю наблюдений. Самая дорогая из его живописных работ, проданных на публичном рынке, — метровый холст «Аргонавты», итоговая цена которого составила $20,8 тыс. на Christie’s в 2007 году. В тот же день на Christie’s был продан и его рисунок «Диана-охотница» за $5,7 тыс. Вероятно, пока это предельные цены за вещи такого класса, потому что более поздние попытки продавать на аукционах его живопись за $30–50 тыс. были безуспешными.

Кроме античных сюжетов, на аукционном рынке продаются и пейзажи Мясоедова, но люди у него гораздо интереснее и ценнее. Характерный изобразительный прием Мясоедова — мускулистые тела не только у мужчин, но и у женщин. А моделью для многих античных воительниц была его вторая жена — атлетически сложенная, но при этом невысокая и довольно хрупкая на вид цирковая гимнастка Мальвина Верничи. Наполовину немка, наполовину итальянка, она, по всей видимости, и изображена на рисунке с предстоящего AI Аукциона — мускулистая женщина в цирковом костюме. Между прочим, очень красивая и характерная вещь, раскрывающая нашего героя как виртуозного рисовальщика. Если выбирать вещь Мясоедова для инвестиций, то как раз такого направления.

Рекомендуем прочитать:
Валентин Пикуль. «Мясоедов, сын Мясоедова»;
Биография И. Г. Мясоедова на ARTinvestment.RU;
Никита Елисеев. «Ванечка».