Каспар димитерс

Kaspars Dimiters

Родился в актёрской семье Вии Артмане и Артура Димитерса. С 17 лет начинает сочинять стихи. С 1979 года его песни звучат на латвийском радио. Димитерс в качестве автора текстов сотрудничает с такими латвийскими композиторами как Зигмар Лиепиньш, Гунар Розенберг, Ивар Вигнер и Улдис Стабулниекс. С 1983 года Димитерс вступает в группу Opus, но с 1985 года переходит к сольной карьере, сотрудничая с гитаристом Айваром Херманом и его группой Remix. В 1987 году Димитерс выступает основателем группы Slēģi, в этот же период он обращается к лютеранской вере. Автор либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь». В 2000 году композитор Зигмар Лиепиньш написал по либретто Димитерса оперу «Кровь и Роза».
В 2006 году Димитерс сыграл в картине режиссёра Виестура Кайриша «Тёмные олени» (Tumšie brieži).
Димитерс, являясь противником гомосексуализма и пропаганды гомосексуализма, выступал против проведения гей-парада в Риге.
Каспарc Димитерс принял православие, является прихожанином Латвийской православной церкви. Принимает участие в реставрации и росписи православных церквей в Латвии, работая как художник, каменщик и плотник. Женат, имеет двоих детей. Жена Лига Димитере также является общественным деятелем
Дискография
* Princesite
* Cik smalkā diegā viss karājas
* Mans kumoss pilsētas baložiem (ar Remix, LP, 1988)
* Krusta skola jeb Kliedziena attālumā no sirds (MC, CD, 1995)
* Pēdējais pirāts (MC, 1996)
* Puisēns aizlido (MC, CD, 1997)
* Tims Tālers jeb Pārdotie smiekli (MC, 1998)
* Rīgas Laiks (MC, 1998)
* Pirāts atkal burās (MC, 1999)
* Ai, Latvija (MC, CD, 2001)
* Dzīvie uz salas (MC, CD, 2002)
Официальный сайт, посвящённый творчеству Каспарса Димитерса
http://www.krustaskola.lv

Вия Артмане — последний вздох

1 октября 2008 года, в три часа дня, глубоко вздохнув и с тяжестью выдохнув, душа Вии Артмане отправилась в новый путь.

В 2002 году, перетерпев много тяжёлых кризисов здоровья, для последнего праздника в этой жизни – похорон – Вия Артмане пожелала написать завещание. Текст адресован Его Преосвященству Митрополиту Рижскому и всей Латвии Александру. В завещании такие слова: „Удостоверяю, что 10 марта 1999 года в церкви Святого Георгия в Бауске, через исповедь и святое миропомазание игумен Евгений (Румянцев) присоединил меня к Православной Церкви. Меня нарекли именем святой Елисаветы. В благодарность за любовь, которую я получала от русских людей, желаю, чтобы в последний путь меня проводил игумен Евгений из Христа-Рождественского кафедрального собора”. Подпись: „Ваша Вия Артмане (Елисавета), г. Рига, после Причастия, полученного от отца Владимира, в Св. Троице-Сергиевом женском монастыре 18 сентября 2002 года”.

Вия Артмане (Алида Фрицевна Артмане) родилась 1 августа в небольшой деревушки под Тукумсом (Латвия). Мать – полька, отец – из прибалтийских немцев. Отец умер за четыре месяца до её рождения, мать одна воспитывала дочь.

Через несколько лет после смерти отца, Анна вновь вышла замуж. Однако новый супруг оказался грубым и пьющим. Прожив с ним несколько месяцев, мать Алиды не выдержала и с грудным ребёнком ушла, куда глаза глядят. Анна батрачила у зажиточных крестьян, а Алида целыми днями была предоставлена самой себе. Игрушек у неё не было, и она мастерила себе куклы из цветов. Её лучшей подругой была корова. В 10 лет мама отдала Алиду в пастушки. Пять лет она работала пастухом.
Маленькая Алида хотела стать юристом: „Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых”. Но ещё больше её увлекал мир театра и кино – там были волшебство, красота, торжествовала справедливость.

Алида поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре им. Я. Райниса. Здесь она поменяла имя на более звучное – Вия. Красивую и талантливую студентку особенно выделял основатель этой знаменитой труппы Эдуард Смильгис. В 1949 году она стала актрисой Театра им. Райниса.

В самом начале актёрского пути она зарекомендовала себя как актриса классического репертуара. Вия играла Джульетту („Ромео и Джульетта” У. Шекспира, 1953), и многие, многие другие роли. На её спектаклях всегда был аншлаг. Но она мечтала о ролях современных женщин, и эти роли она получила в кино. Она дебютировала в 1956 году в фильме „После шторма”, но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм „Родная кровь”. Затем последовали и другие фильмы. Вия Артмане снялась в более 40 фильмах. Эти работы сделали Артмане любимой актрисой миллионов людей.
В 1969 году Вия Артмане получает звание „Народная актриса СССР”, в 1979 году она награждается орденом Ленина. В 1987 году Вия Артмане становится Лауреатом Государственной премии Латвии, и многими другими призами.

В советские времена на родине народную актрису СССР Вию Артмане именовали гордым именем „Мать-Латвия”, но времена меняются.

После распада СССР актриса подвергалась настоящим гонениям. Артмане упрекали за прошлое: за то что она была кандидатом в ЦК Компартии Латвии, за то что она позволила себе сняться в фильме по русской прозе „Человек свиты” (по повести Владимира Маканина). В 1993 году в результате неонационализации актриса лишилась квартиры. Дом в центре Риги, в котором она прожила более 40 лет, вернули потомку бывшего владельца. Чтобы ускорить освобождение жилплощади, Артмане отключили отопление и взвинтили плату за коммунальные услуги. Переехать в Москву, несмотря на многочисленные предложения, Вия отказалась: „Латвия – моя родина, а я латышка. Здесь родилась, здесь и умру”. Выручила семейная дачав 40 километрах от Риги – деревянный одноэтажный домик, где она и жила последние 10 лет вместе с дочерью Кристианой и внучкой Бертой.

После 50 лет, отданных Художественному театру им. Я. Райниса актриса покинула его, перейдя работать в Рижский молодёжный театр. Там она сыграла, после долгого бездействия, свою последнюю роль – Графиню в „Пиковой даме”. По её словам, она вернулась в молодость. Спектакль имел большой успех. Одна из последних её работ – роль Екатерины II в фильме российского режиссёра Ильи Хотиненко „Золотой век”.

карта Риги с указанием места захоронения

В 2003 году из-за ухудшения здоровья Вия Артмане уходит из театра и кино навсегда. „Я перенесла два больших инсульта и оставила профессию, — рассказала в одном из интервью, — Отыграла после этого ещё несколько сезонов и ушла. Это было необходимо: зритель любит здоровых актёров. Теперь я просто живу, слежу за тем, что происходит вокруг, и радуюсь за молодых”.

В 2004 году Вии Артмане был вручён российский орден Дружбы,позднее ей была вручена высшая награда Латвии — орден Трёх Звёзд.

Последние годы состояния актрисы сильно ухудшились: инфаркт и инсульт, после которого Вия месяц провела в Цесисской реанимации. Затем несколько недель в реабилитационном центре „Лигатне”. После трёх инсультов и последнего приступа с помрачнением сознания состояние её стало не простым. Провинциальный городок Стренчи стал последним островком в этом, для неё уже неудобным, мире.В атмосфере любви и заботы, как со стороны персонала больницы, так и пациентов, Вия Артмане провела последние недели своей жизни.

15 октября 2008 года в Рижском кафедральном собора Рождества Христова соборе, в 8 часов состоялась заупокойная литургия. Затем несколько тысяч людей прощались с великой актрисой. После чего чин отпевания совершил Его преосвященство Митрополит Рижский и всей Латвии Александр. Затем гроб с телом был вынесен на улицу и похоронная процессия, пешком, двинулась на Рижское Покровское кладбище, где тело Вии Артмане было предано земле.

Покровская церковь могила Вии Артмане
вечная память… надгробный памятник на могиле Вии Артмане

Как прощались с Вией Артмане. Латышской Елисаветой…


Ровно 5 лет назад, в такой же солнечный и холодный осенний день, 15 октября 2008 года, рижане прощались со своей любимой актрисой Вией Артмане.
14 лет назад Вия — Фиалка (от созвучного латышского «вийолите»), как называли ее близкие, приняла православие: «В благодарность за любовь, которую я получила от русских людей». А с ним — новое имя в честь великомученицы Елисаветы Феодоровны. В завещании просила отпеть себя в Христорождественском соборе в Риге.
Завещание исполнили. Более того, в соборе, что в центре Риги, служили Божественную литургию. Тысячи людей пришли проститься с Вией -Елисаветой. А потом шли по центральному проспекту БрИвибас (Свободы) до русского Покровского кладбища.
На кладбище Райниса (имя этого классика латышской литературы носит и Художественный театр, которому отдала 55 лет жизни Вия Артмане) достойного места актрисе не нашлось. Выручили руководители русского Покровского кладбища. А власти Латвии в отличие от президента России и людей из многих стран, писавших и звонивших в эти дни семье актрисы, даже не выразили соболезнования. Она ушла из жизни 11 октября на 80-м году жизни. Четвертый инсульт не выдержала. Как и пренебрежение к себе местных властей…

Я тогда был на литургии, потом провожал похоронную процессию и снимал-снимал последние мгновения этой траурной церемонии, сам не отдавая себе отчета, для чего это я делаю. Ведь в газету пошел бы один снимок или максимум — два… Но зато сегодня я могу впервые показать, как это было…
1.

люди выстраивались в длинную очередь, чтобы попасть в Христорождественский собор. Она тянулась вдоль ограждения храма и потом огибала его слева…
2.

3.

«Единственное, что у нее осталось после кончины, — нательный крестик с медальоном Богородицы и перечисленные на счет 120 латов пенсии (240 долларов по курсу)», — напишет на своей интернет-странице сын актрисы Каспар, многие годы восстанавливающий в Латвии разрушенные церкви…
4.

а напротив храма видно как раз здание правительства Латвии, в котором засели те, которые считают, что Вия Артмане не звезда, не их звезда… Интересно, эти чудаки (на определенную букву) хотя бы выглядывали в окна в день прощания с актрисой — самым настоящим национальным достоянием, видели толпы людей у стен православного собора или дальше своей фатальной националистической зашоренности они ничего не видят?..
5.

6.

7.

Еще в начале 1990-х ее выселили из квартиры объявившиеся наследники дома. Через какое-то время самоуправление выделило ей обгоревшее жилье, которое пришлось отремонтировать и продать, чтобы выжить.
Все последние годы Артмане жила в небольшом дачном домике в 40 километрах от Риги вместе с дочерью Кристианой. А последний год, когда после третьего инсульта и месяца в реанимации, уже не могла самостоятельно двигаться, — на хуторе у сына Каспара. Невестка и сын ежедневно ухаживали за Вией, пока врачи не потребовали прекратить «самодеятельность» и перевести актрису в больницу. Сперва — в реабилитационный центр, потом, когда помрачилось сознание, — в психиатрическую клинику. Каспар стал распродавать имущество, чтобы помочь матери.
8.
9.
10.
глава православной церкви Латвии епископ Александр проводит церемонию отпевания всенародно любимой актрисы…
11.
а люди все шли и шли в храм поклониться своей Фиалке…
— Мы обращались к известным людям, прежде знавшим Вию, но многие отказывали, говорили, что самим сложно, — рассказывает невестка актрисы Лига. — Помогали простые люди, не раз выручали сотрудники российского посольства. С Россией у нее вообще было связано все самое хорошее. И последние съемки, и приглашения на фестивали, и полученный в 1999 году орден Дружбы…
Именно за эту любовь к России народную артистку СССР не жаловали у себя на родине. Как-то одна чиновница ей кинула: «Это там ты — звезда, а не у нас…»
12.
символично, что первым из Храма выносят венок от Российского посольства…
13.
внук с портретом бабушки…
14.
выносят гроб. Многие не сдерживают слез…
15.
гроб устанавливают на советском грузовике «ЗиЛ», так захотели родные Артмане…
16.
русское духовенство прощается с Елисаветой…
17.
18.
люди заполняют не только небольшую площадку перед собором, но и улицу, которая к тому времени была перекрыта полицией для транспорта
19.
сын актрисы Каспар со своим сыном. Каспар 2 года назад отказался от латвийского гражданства, решив стать негражданином — НЕГРОМ, как часто называют в Латвии русских. Такой статус остается до сих пор у более 300 тысяч преимущественно русскоязычных жителей Латвии, лишенных местными властями всех политических прав и многих экономических еще в октябре 1991 года…
20.
синее-синее небо родной Латвии, столь любимой Вией Артмане…
21.
сейчас «ЗиЛ» с гробом выедет на центральную улицу Риги…
22.
23.
траурная процессия приближается к Художественному театру, в котором всю жизнь играла Вия Артмане… Люди на ходу возлагают цветы
24.
25.
все останавливаются напротив театра Райниса… в Латвии актерам, провожая их в последний путь, не хлопают. А вот аккордеонистка играла душевно…
26.
через несколько минут процессия продолжила свой путь по улице Свободы. Освободившуюся от всех мирских тягот люди будут провожать еще по центру города два километра, вплоть до Покровского кладбища, где актриса нашла последний приют…
27.
крайняя слева — дочь актрисы Кристиана
28.
а у театра, который своей известностью также обязан Артмане, долго еще горели свечи и актриса радостно улыбалась с кадра давней советской хроники, запечатлевшей шествие в честь Праздника песни по улице Свободы как раз напротив ее родного Художественного театра…
29.
Самые известные фильмы Вии Артмане:
«Родная кровь» — 1964
«Эдгар и Кристина» — 1966
«Никто не хотел умирать» — 1966
«Туманность Андромеды» — 1967
«Стрелы Робин Гуда» — 1975
«Театр» — 1978
«Катафалк» — 1990
Памятника великой актрисе в Латвии до сих пор нет…
предыдущие посты о Вие Артмане:
1.Вия Артмане: «В «Театре» я сыграла саму себя»
2.Как Вия Артмане меня от латвийских «гаишников» спасла …

Каспар димитерс мессия латвии

Валерий Спиридонов
КАСПАР ДИМИТЕРС – МЕССИЯ ЛАТВИИ
Уважаемые читатели!
Каспара Димитерса я узнал давно. Он сын Вии Артмане, с которой мне посчастливилось познакомиться однажды в самолёте.
Рассказ “Случай в самолёте”
(о неожиданном знакомстве
с Вией Артмане)
http://www.proza.ru/2010/08/25/941
В начале 90-х прошлого века я увидел Каспара (в фильме Юриса Подниекса), играющего на гитаре и поющего свои прекрасные песни, сидя на подоконнике в доме в Старой Риге. Этот образ врезался в мою память.
Каспар музыкант, поэт, певец и композитор. Мне не нравится, что его называют бардом, т.к. он высокий профессионал…
Каспар был символом Атмоды (Возрождения) Латвии.
Сегодня Каспар выступает в защиту Латвии и его народа, создав Фронт Народной Власти Латвии.
Он единственный из выдающихся личностей Латвии обличает нынешнюю власть и правительство Латвии, наметив единственно верный путь
ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛАТВИИ И НАРОДОВ ЕЁ НАСЕЛЯЮЩИХ…
Я узнав об этом, послал Каспару некоторые свои стихи гражданской направленности. Вот что он мне, в частности, ответил.
Из писем Каспара ко мне:
otrdiena, 2013. gada 5. marts 16:05:46
Kaspars Dimiters <nebruks@gmail.com>
Мигом сделал меня богаче и сильнее наполовину.
Такой сигнал с русского в поддержку не ждал.
Читаю, отбираю и в эфир. Пиши, делись, можем и по Скайпу, по всякому.
Бог в пмощь.
Раскажи чуть о себе. Надо дать и автобиографию, чтоб зазомбированным латышам меньше стандартной реакции.
Каспарс
tre;diena, 2013. gada 6. marts 23:44:01
Kaspars Dimiters <nebruks@gmail.com>
Спасибо, Валера, еще раз. Зафиксирую твой телефон, позвоню. Завтра опубликую твои стихи на странице Фронта. Перешлю ссылку. Пробежал твою жизнь по твоему тексту. У каждого своя уикальная история. Ты на собаках в поэзию 🙂 Пока все. Спокойной ночи. Ничего, что читать будешь уже после сна. Поклон тебе и всем твоим от моей семьи.
Каспарс
Моё знакомство с Каспаром превзошло все мои ожидания, поэтому, уважаемый читатель, представляю его Вам – даю его интервью с
ИА REX:
Интернет-адреса своих стихов, посланных Каспару Димитерсу даю в комментарии к данной публикации.
Некоторые из моих стихов Каспар опубликовал в своих изданиях и дал в эфир…
________
КАСПАРС ДИМИТЕРС: ЛАТВИЯ, ВСЕ НА ФРОНТ!
Каспар Димитерс
Бард, общественный деятель Каспарс Димитерс в интервью Александре Турчаниновой для ИА REX рассказал о своей новой инициативе — создании «Фронта народной Власти» с целью объединить народ Латвии и вернуть ему власть в стране.
Каспар, что это за движение «Фронт Народной Власти»?
Во 2-й статье Конституции Латвии записано «Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу». Не отдельным группировкам и их зарубежным хозяевам, а латвийскому народу. Цель Фронта Народной Власти — претворить то, что записано на бумаге, в жизнь. Я верю в свою страну и народ Латвии, который заслужил совсем другую судьбу, а не ту которую нам навязали. И верю, что как минимум 100.000 человек в Латвии думают также.
Поясню о чём речь. Первая Латвийская республика, просуществовавшая с 1918 по 1940 годы, преодолела послевоенную разруху, построила процветающее независимое государство, дала возможность народу работать и зарабатывать по труду. Потому, что правительство думало о благе государства и всего народа Латвии, а не о своем кармане и благополучии зарубежных хозяев. Потому, что страну возглавляли государственные мужи, а не временщики и политиканы. Именно поэтому была принята одна из самых демократических Конституций, создавались стимулирующие экономику законы, проводилась обоснованная финансовая политика, банки были инструментом развития, а не удушения. У нас есть прекрасный исторический опыт, но в 1990 году Латвия вернулась к нему только на словах, а на деле правящие проводили политику смены одних хозяев на других. Не в интересах народа, а своих собственных. Нам навязали не наши интересы, нас запугали выдуманными проблемами и увели в сторону, на край пропасти.
Поясни, что к этому привело, какие были предпосылки?
4 мая 1990 года народ поддержал Декларацию Независимости, а не декларацию о смене хозяев. Народ хотел восстановить политически и экономически независимое процветающее государство, где во главе угла стояло бы благо народа. Именно для этого народ в 1990 году делегировал власть национальной элите.
Но в результате ее правления страна разворована и распродана, народу принадлежит не национальное богатство, а громадные долги. Утеряна экономическая, финансовая и политическая независимость, в стране демографическая катастрофа, народ массово уезжает за границу на заработки, многие нищенствует. Без войны и оккупации, без чужих танков на улицах, только в результате бездарного и антинародного правления национальной элиты, народ Латвии потерял все, что имел.
Правящая элита планомерно превращает независимое государство Латвию в задворки ЕС, с государственной символикой, но без государственного внутреннего содержания — без собственной политики, экономики, денежной системы, единого народа. Фантом вместо реальности, пустая оболочка.
Если другие страны ЕС, в том числе и сами инициаторы создания этого союза, стоят в нем только одной ногой, далеко не опорной, и в первую очередь соблюдают собственные интересы, то правящие Латвии пытаются затащить туда страну целиком, со всеми потрохами. Тем самым полностью лишая свой народ самостоятельности и независимости как в построении своего будущего, так и будущего своих детей.
А был возможен другой путь развития Латвии после восстановления независимости в 1991-м году?
После восстановления независимости в 1991-м году Латвия имела очень неплохие стартовые условия и могла пойти разными путями. Если бы во главу угла были поставлены интересы страны и благосостояние народа, то следовало в первую очередь исходить из экономических и геополитических реалий. В годы Первой республики Латвия при значительно худших стартовых условиях пошла именно этим путем и это был путь успеха. Правда после первой мировой войны другим странам было не до Латвии и ей не мешали идти по собственному пути.
А за 70 с лишним лет много что изменилось. В первую очередь возрос интерес ведущих мировых держав к тому, по какому пути пойдет вернувшая независимость Латвия. Во-вторых, было много накопившейся обиды, особенно в эмигрантской среде. Поэтому по сути Латвии не предоставили возможность в 1991 году действительно выбрать свой путь, он был практически навязан извне.
Кто стал в результате этого новой национальной элитой страны? Самые лучшие, самые успешные, самые образованные, самые патриотичные? Нет, в нее попали те, кто поддерживал и продвигал навязанную Латвии извне политику. Плюс большой отряд вернувшихся с Запада латышей-эмигрантов и их потомков.
А что же народ Латвии? Введенный правящими институт неграждан позволил обеспечить стабильное большинство на любых выборах за счет поддержки только латышского населения страны. И для получения этой поддержки была бессовестно использована идиллическая мечта латышей о латышской Латвии — процветающей богатой равноправной европейской мононациональной стране, где латышский народ наконец-то будет не просто у себя дома, но и хозяином в своем доме. Мечта народа, прошедшего многовековое рабство под чужеземцами, выстрадавшего право на такую мечту. Вряд ли это осуществимо в современном мире, но правящие и не собирались осуществлять эту мечту. Они использовали ее, чтобы сбить народ Латвии с толку, нарисовать ложные пути ее достижения и вот уже 20 с лишним лет вести страну по диктуемому Западом пути. В результате сегодня мы имеем не ту Латвию, что могли бы иметь в интересах Латвии, и не ту, другую, о которой многие годы мечтали латыши, а третью — разворованную, разграбленную и погрязшую в долгах, практически потерявшую свою независимость. С нашего молчаливого согласия.
ФНВ будет объединять только граждан Латвии или неграждан тоже?
ФНВ будет объединять весь народ Латвии, а значит и граждан, и неграждан. Латвия этническая родина для всех латышей. И латыши должны чувствовать себя здесь дома. Любой латыш из любой страны мира должен иметь возможность при желании сюда вернуться и иметь возможность получить гражданство Латвии.
Но Латвия как самостоятельное государство возникло в 1918 году не на пустом месте. На этой территории веками жили и представители других народов. И от того, что эта территория превратилась в отдельное государство, она не перестала быть для них родиной, потому что родина для человека — это то место где он родился и вырос. Поэтому, вне зависимости от национальности и года рождения, тот, кто здесь родился, вырос и продолжает здесь жить, считает Латвию своей родиной, должен иметь возможность при желании получить гражданство Латвии по предельно упрощенной процедуре. Наша страна нужна этим людям и эти люди нужны нашей стране.
К сожалению, в последние 20 с лишним лет тема гражданства стала для правящих инструментом для сохранения власти в своих руках и снижения конкуренции на государственных должностях. А, как известно, отсутствие конкуренции — это путь к политическому застою, моральному разложению и экономическому упадку. Что мы сейчас и имеем.
Как ты относишься к вопросу о втором государственном русском языке?
Однозначно, что государственный язык в стране должен быть один — латышский. Но в остальном языковая политика в Латвии проводится неправильно. Стране, геополитическое положение которой идеально для торговли, логистики, посредничества и туризма, экономически нецелесообразно понижать уровень знания языков соседних стран среди своего населения. Для успешного ведения бизнеса в Латвии необходимо знание не только западноевропейских языков, но и русского, литовского, эстонского, польского — это же объективная реальность, с ней спорить — себе дороже.
Смотрите, к чему привело старание правящих искоренить изучение русского языка в латышских школах. Выпускникам этих школ сейчас легче найти неквалифицированную работу на Западе, чем квалифицированную в Латвии. Это объективно и продиктовано требованиями бизнеса, поэтому никакими законами, запрещающими требовать знание иностранных языков при приеме на работу, ситуацию не исправить. Надо посмотреть правде в глаза — политика уничтожения русского языка в латышских школах направлена не на защиту и сохранение латышского языка, а на обеспечение дешевой рабочей силой из Латвии развитых европейских стран. Хочется верить, что за этим кроется не преступный умысел, а только недомыслие правящих.
Каким должно быть государственное устройство Латвии в идеале?
Ну, об идеале сейчас речи нет, хотя бы о том, что сделать можно. Перво-наперво надо прекращать групповщину во власти с полным игнорированием мнения народа. Ненормально, когда народные избранники отвечают не перед народом, а перед своими партиями. А точнее, вообще ни перед кем не отвечают — уровень безответственности и безнаказанности людей во власти просто зашкаливает.
Да и кого эти партии представляют, если в самой большой из них числится пара тысяч членов? Неужто двухмиллионный народ? Выборы только по партийным спискам — это нововведение правящих и чисто в их интересах, пора возвращаться к нормам Первой республики.
Во-вторых, пора осуществить реальное разделение ветвей власти и минимизировать подотчетность и зависимость одной ветви перед другой. Сейм должен заниматься исключительно законодательными функциями и нести ответственность за свою деятельность перед народом не раз в 4 года, а постоянно. В невозможности отозвать депутата уже предпосылка для безответственности и безнаказанности. Что мы и имеем. Кстати, хорошо бы и число самих депутатов сейма сократить, хотя бы до 75.
В-третьих, исполнительная власть в лице президента и премьер-министра в единой связке тоже должна избираться народом, а не депутатами (прим авт.: в Латвии президента выбирает сейм из ста народных избранников). Потому что для выбора президента немаловажно заранее знать, кого он завтра назначит премьером. Да, этого не было в Конституции 1922 года, но именно эта поправка, возможно единственная, там действительно необходима вот уже более 20 лет.
В-четвертых, должна быть личная ответственность государственных служащих всех уровней за любой ущерб, нанесенный в силу их деятельности или бездеятельности, государству. Короче, все, чем славятся нынешние правящие — «групповуха», коллективная безответственность и безнаказанность, закулисные интриги, махровая коррупция, назначение на высшие государственные посты случайных людей — должно прекратиться раз и навсегда.
В-пятых, надо переподчинить банковскую систему Латвии интересам государства, изменить закон о Банке Латвии. Пересмотреть и многие другие законы и дополнения к Конституции, принятые за последние годы на предмет их соответствия долгосрочным интересам государства. И многое, многое другое.
И, главное, надо, наконец, избавиться от собственных страхов и повернуться лицом к реальным проблемам. Косметический ремонт и какие-то полумеры страну не спасут. Надо вернуться к истокам, к началу пути, к тому перекрестку дорог, где мы свернули не туда и со второй попытки пойти все же правильным путем. Самостоятельным и в интересах собственного народа, а не кого-либо извне. Надо по всем вопросам закопать те разделяющие народ канавки, которые правящие раскопали до оврагов. Единый народ — это сила, с которой придется считаться всем.
Сколько человек уже записались в ФНВ и какими методами вы собираетесь достигать вышеперечисленные цели?
Пока, за неделю регистрации, во Фронт записались около 300 человек (регистрация происходит на сайте ФНВ http://www.tautasvarasfronte.lv/ ). Чтобы защищать интересы всего народа и бороться с групповщиной во власти этого, конечно, мало. Но верю, что очень скоро эти цифры умножатся многократно. Тогда за счет своей многочисленности Фронт сможет инициировать в стране референдумы по вышеперечисленным темам и проводить через них волю народа. Но я бы не хотел сейчас говорить об этом слишком конкретно, ведь Фронт еще только создается. Пройдет организационный период, будет выбран Штаб Фронта, разработана программа действий — тогда и появится конкретика.
Источник: ИА REX
http://www.iarex.ru/interviews/34264.html

Артмане, Вия Фрицевна

Вия Фрицевна Артмане

латыш. Vija Artmane

Имя при рождении

латыш. Alīda Vija Artmane

Дата рождения

21 августа 1929

Место рождения

Кайве, Тукумский уезд, Первая Латвийская Республика

Дата смерти

11 октября 2008 (79 лет)

Место смерти

Стренчи, Валкский район, Латвия

Гражданство

Латвийская Республика
СССР
Латвия

Профессия

Годы активности

1950—2003

Театр

  • «Дайлес»
  • Новый Рижский театр

Награды

IMDb

ID 0037615

Ви́я Фри́цевна А́ртмане (полное имя Алида-Вия, латыш. Alīda Vija Artmane; 21 августа 1929 — 11 октября 2008) — советская латвийская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1969).

Биография

Вия Артмане родилась 21 августа 1929 года в небольшом посёлке Кайве Семской волости Тукумского уезда (ныне — Тукумский край, Латвия) (по другим источникам — в Тукумсе) в крестьянской семье польки Анны Заборской и прибалтийского немца Фрициса Артманиса. Отец погиб за четыре месяца до рождения дочери. С 10 лет пасла скот.

С 15 лет жила в Риге. В школе училась в одном классе с Улдисом Жагатой.

После войны, в 1946 году поступила во 2-ю студию при Художественном театре, которую окончила в 1949 году. Училась вместе с Э. Павулсом, Х. Лиепиньшем, В. Скулме.

С 1949 года — актриса Художественного театра им. Я. Райниса (ныне Театр «Дайлес»), где работала до 1998 года.

С 1998 года играла в Hовом Рижском театре.

В кино дебютировала в 1956 году в фильме «После шторма». Этапными для актрисы стали роли Сони в фильме «Родная кровь» и Оны в фильме «Никто не хотел умирать».

Одной из самых ярких в карьере Артмане стала роль Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр».

Возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

В 1968 году вступила в КПСС, была кандидатом в члены ЦК Компартии Латвии (1971—1976), членом Советского комитета защиты мира. Депутат Верховного Совета Латвийской ССР 10-го и 11-го созыва (1980—1990).

В 1993 году в процессе реституции лишилась своей квартиры. Последние годы жизни жила на даче у дочери в посёлке Мурьяни в 40 км от Риги, много болела, перенеся два инсульта и инфаркт. Незадолго до смерти приняла православие с именем Елизавета.

Умерла 11 октября (по другим источникам — 12 октября) 2008 года в психиатрической клинике города Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни.

15 октября 2008 года совершён чин отпевания в Кафедральном соборе Рождества Христова в Риге. Совершал чин митрополит Рижский и всея Латвии Александр. Вия Артмане была похоронена на Покровском кладбище в Риге.

Семья

  • Муж — Артур Димитерс (1915—1986), актёр театра.
  • Сын — Каспар Димитерс (р. 1957), музыкант.
  • Дочь — Кристиана Димитере (р. 1965), художница.

Звания и награды

  • Заслуженная артистка Латвийской ССР (1956)
  • Народная артистка Латвийской ССР (1965)
  • Народная артистка СССР (7 марта 1969 года)
  • Государственная премия Латвийской ССР (1980)
  • Орден Ленина (20 августа 1979 года)
  • Орден «Знак Почёта» (3 января 1956 года)
  • Офицер ордена Трёх звёзд (22 октября 2007 года)
  • Орден Дружбы (21 августа 1999 года, Россия) — за заслуги в развитии киноискусства и плодотворную деятельность по укреплению международных культурных связей
  • Лучшая актриса 1964 года по опросу журнала «Советский экран»
  • Специальный приз I Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» за роль в фильме «Родная кровь» (Ленинград, 1964)
  • Диплом за лучший актёрский дебют на Кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии в фильме «Эдгар и Кристина» (Кишинёв, 1967)
  • Премия III Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу» за исполнение женских ролей в фильмах «Сильные духом» и «Эдгар и Кристина» (Ленинград, 1968)
  • Диплом за лучшую женскую роль кинофестиваля «Золотой Дюк» в фильме «Катафалк» (Одесса, 1990)
  • Приз имени Лилиты Берзини (1987)
  • Приз имени Берты Румниеце (1996)
  • Приз II Всероссийского кинофестиваля «Новое кино России» (Челябинск, 2001)
  • Высшая награда театрального сообщества Латвии за пожизненный вклад в искусство (2003)
  • Приз «За жизненный вклад в кинематограф» Кинофестиваля «Большой Кристап» (Рига, 2007).

Творчество

Роли в театре

Латвийский художественный академический театр им. Я. Райниса

  • 1950 — «Стакан воды» Э. Скриба — Абигайль
  • 1951 — «Пигмалион» Б. Шоу — Элиза
  • 1953 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Джульетта
  • 1955 — «Вей, ветерок!» Я. Райниса — Байба
  • 1956 — «Играл я, плясал я» Я. Райниса — Лельде
  • 1958 — «Сага о Йёсте Берлинге» С. Лагерлёф — Дона
  • 1958 — «Вайделоте» Аспазии — Мирдза
  • 1959 — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия
  • 1960 — «Война и мир» по роману-эпопее Л. Н. Толстого — Элен
  • 1962 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта — Ева
  • 1962 — «Илья Муромец» Я. Райниса — Латигола
  • 1963 — «Дон Жуан» Л. Украинки — Донна Анна
  • 1965 — «Огонь и ночь» Я. Райниса — Лаймдота
  • 1966 — «Снимается кино» Э. Радзинского — Ирина Кирьянова
  • 1967 — «Мотоцикл» П. Петерсона по произведениям И. Зиедониса — Билетёрша
  • 1969 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому — Настасья Филипповна
  • 1970 — «Индраны» Р. Блауманиса — Иева
  • 1971 — «Индулис и Ария» Я. Райниса — Ария
  • 1973 — «Ночь игуаны» Т. Уильямса — Мэксин Фолк
  • 1974 — «Варвары» М. Горького — Надежда Монахова
  • 1975 — «Святая Сюзанна или Школа мастеров» Энн Ветемаа — Анна-Майя
  • 1975 — «Оле Бинкоп» Э. Штритматтера — Фрида Симсон
  • 1976 — «Чайка» А. П. Чехова — Аркадина
  • 1978 — «Розарий» Э. Ветемаа — Мелюзина
  • 1979 — «Вдовы» А. Кертеса — Анна
  • 1980 — «Елизавета, королева английская» Ф. Брукнера — Королева Елизавета
  • 1983 — «Блудный сын» Р. Блауманиса — Роплайнете
  • 1986 — «Наши дети» П. Путниньша — Янина Галея
  • 1986 — «Женщины, женщины»
  • 1988 — «Женитьба Мюнхгаузена» М. Зивертса — Якобина
  • 1989 — «Грехи Трины» Р. Блауманиса — Трина
  • 1990 — «Ложь разума»
  • 1994 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Няня
  • 1996— «Опасные связи» К. Хэмптона по одноимённому роману Ш. де Лакло — Госпожа де Розмонд
  • 1996 — «Тереза Ракен» по роману Э. Золя — Госпожа Ракен
  • 1997 — «У сердца есть крылья»
  • «Много шума из ничего» У. Шекспира — Беатриче
  • «Ричард III» У. Шекспира
  • «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого
  • «Мёртвые души» Н. В. Гоголя
  • «Пер Гюнт» Г. Ибсена

Латвийский Национальный театр

В качестве приглашённой актрисы:

  • 1994 — «Большой улов» А. Бригадере — Амалия

Новый Рижский театр

  • 1998 — «Пиковая дама» по А. С. Пушкину — графиня Анна Федотовна
  • 1999 — «Трактат о любви» Стендаля — Аврора

Фильмография

  • 1956 — После шторма — Рута
  • 1956 — За лебединой стаей облаков — Даце Страуме
  • 1958 — Чужая в посёлке — Эльза
  • 1960 — На пороге бури — Мара Вилде
  • 1961 — Спасибо за весну (Верба серая цветёт) — Велта
  • 1962 — Вступление — соседка
  • 1962 — День без вечера — Кайре
  • 1963 — Родная кровь — Соня
  • 1964 — Ракеты не должны взлететь — Перл
  • 1965 — Никто не хотел умирать — Она
  • 1966 — Эдгар и Кристина — Кристина
  • 1966 — Киевские фрески (не был завершен) — Женщина
  • 1967 — Подвиг Фархада — Вера
  • 1967 — Сильные духом — Лисовская
  • 1967 — Туманность Андромеды — Веда Конг
  • 1968 — Времена землемеров — Лиена
  • 1969 — Тройная проверка — фрау Грета
  • 1969 — Ночь перед рассветом — Карла
  • 1969 — Лучи в стекле — Ирис
  • 1969 — Гладиатор — Анни Тыху
  • 1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — Анна Беринг
  • 1971 — Я, следователь — Ванда Линаре
  • 1971 — Танец мотылька — Нино
  • 1972 — Ель во ржи — Дагмара
  • 1973 — Подарок одинокой женщине — Кнёпиене — Гита
  • 1974 — Морские ворота — Кристина
  • 1975 — Стрелы Робин Гуда — Кэт
  • 1976 — Мастер — Айна Петровна
  • 1977 — Обмен — Жилювене
  • 1978 — Театр — Джулия Ламберт
  • 1978 — Емельян Пугачёв — Екатерина II
  • 1978 — Твой сын — Эльза Витрупе
  • 1980 — Государственная граница. Мы наш, мы новый… — Зинаида Кирилловна, мать Володи
  • 1980 — Жаворонки — Гундега
  • 1981 — Следствием установлено — Рута Граудиня
  • 1983 — Чужие страсти — Анна Валдмане
  • 1985 — Последняя индульгенция — Эрна Зале
  • 1985 — Проделки сорванца — комендантша приюта
  • 1986 — Тайна Снежной королевы — госпожа Осень
  • 1987 — Моонзунд — хозяйка книжного салона
  • 1987 — Человек свиты — секретарь директора Аглая Андреевна
  • 1988 — Спасённому — рай — Ивантеева
  • 1990 — Катафалк — Евгения Андреевна
  • 1990 — Только для сумасшедших — Зина
  • 1991 — Любовь — бабушка Марины
  • 1996 — Анна
  • 2000 — Каменская. Игра на чужом поле — Регина Вальтер
  • 2003 — Золотой век — Екатерина II

Книги

  • «Vija Artmane». — Рига: Liesma, 1979.
  • «Сердце на ладони». — М.: «Молодая гвардия», 1990.
  • «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». — Рига, 2004.

Память

  • Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой» (1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).
  • На кинофестивале «Балтийская жемчужина» учреждён приз имени Вии Артмане.

Примечания

  1. Ряд интернет-источников приводит иную дату рождения — 21 июля, однако согласно ссылкам — интервью Каспарса Димитерса, сына Вии Артмане, данное в преддверии юбилея (18.08.2009), сообщение о планируемой установке памятника, эскиз памятника с датами жизни, сообщение о смерти матери в блоге Каспарса Димитерса Архивная копия от 25 июня 2009 на Wayback Machine — можно считать правильной дату 21 августа.
  2. 1 2 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  3. Артмане, Вия (Алида Фрицевна)
  4. Три имени и три мифа в жизни Вии Артмане. РИА Новости
  5. Teātris un kino biogrāfijās : enciklopēdija / sast. un galv. red. Māra Niedra; māksl. Aleksandrs Busse. — Rīga : Preses nams, 1999. — (Latvija un latvieši). 1.sēj. A-J. — 1999. — 462 lpp. : il. ISBN 9984-00-331-0 (латыш.)
  6. А. Плахов. Родная кровь
  7. Почила Вия Артмане во святом Крещении Елизавета. Официальный сайт Латвийской Православной Церкви.
  8. 19 октября — 9-й день кончины актрисы Вии Артмане, в крещении Елисаветы
  9. Сын Вии Артмане: Перед смертью мама призналась, что отец моей сестры — Евгений Матвеев
  10. Вия (Алида) Артмане, актриса: биография, роли, фильмы, фото, награды и отзывы на RUSKINO.RU
  11. Могила Вии Артмане на Покровском кладбище в Риге
  12. Королева на пенсии. Вия Артмане о любви, театре и себе.
  13. Вия Артмане. Творческая биография<
  14. Ar Triju Zvaigžņu ordeni apbalvoto personu reģistrs apbalvošanas secībā, sākot no 2004. gada 1.oktobra Архивировано 12 мая 2013 года. (лат.)
  15. Указ Президента РФ от 21.08.1999 № 1102 «О награждении орденом Дружбы Артмане В.-А.Ф.» Архивировано 16 июля 2015 года.

> Литература

  • Сосновский И. Л. Вия Артмане: (Диалог с актрисой). — М.: Искусство, 1969. — 96, с. — (Мастера советского кино).

Ссылки

  • И жизнь, и слёзы, и любовь… — интервью сына Вии Артмане, Каспарса Димитерса газете «Бульвар Гордона». 18.08.2009
  • Женская тайна Вии Артмане

В завещании, адресованному Митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру, она написала:
«В благодарность за любовь, которую я получила от русских людей, желаю, чтобы в последний путь меня проводил игумен отец Евгений (Румянцев) из Христа-Рождественского Кафедрального собора».
Ваша Вия Артмане (Елисавета).
Когда-то давно наш советский кинематограф был многонациональным. Он включал в себя российское кино, украинское, азербайджанское, белорусское, латвийское и так далее. Я снимался почти на всех киностудиях нашей необъятной родины.
Тогда у нас была дружба народов. В каждой республике были такие актеры, которых весь СССР знал по именам, зрители ждали их на экранах и радовались.
Фрунзик Мкртчян, Борислав Брондуков, Софико Чиаурели, Стефания Станюта, Михай Волонтир, Лилита Озолиня…
Конечно, их намного больше, я назвал первых, кого вспомнил, тех, с кем работал, дружил или снимался.
Национальность никому не мешала. Русского разведчика Ладейникова в «Мертвом сезоне» играл Банионис, а знатного пастуха Мусаиба Гатуева, влюбленного в свинарку – Зельдин. И все свято верили, что только таким может быть настоящий дагестанец.
Одних дублировали, и новый голос навсегда сливался с образом, других искренне любили за неповторимый акцент, как у Фрунзика Мкртчяна или Михая Волонтира.
Сегодня Вие Артмане исполнилось бы 85. Незадолго до своего 70-летия она приняла православие, взяв при крещении имя Елисавета в честь великой княгини, великомученицы Елисаветы Феодоровны. Поступок этот был осознанным и желанным.
Последние годы были для Вии очень тяжелыми. После развала СССР «Мать-Латвия», как ее называли на родине, вдруг сразу превратилась в «не их звезду», а нашу — простить любовь советских зрителей ей так и не смогли.
Из старого дома, в котором она прожила сорок лет, ее выселили объявившиеся наследники еще в начале 90-х. После этого Вия доживала в дачном домике в пригороде Риги с дочерью.
Три инсульта, помрачение рассудка, отказ властей помочь. Нужда.
Места на рижском кладбище Райниса Вие Артмане не нашлось. Чиновники даже не удосужились выразить соболезнования родным, не говоря уже о прощании.
И все же завещание Вии выполнили.
Тысячи рижан пришли в тот день проститься с ней.
Отпевал Вию в рижском Христо-Рождественском соборе сам глава православной церкви Латвии епископ Александр.
Похоронили Нашу актрису в Риге на русском Покровском кладбище.
«Все наше с нами…» — как говорила, умирая, ее героиня из «Родной крови».

😉 Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Вия Артмане: биография, дети, факты, фото, видео» — о главных этапах жизненного пути латвийской актрисы театра и кино.

Актриса Вия Артмане

Имя при рождении: Алида Фрицевна Артмане. Родилась 21 августа 1929 года в Кайве, Тукумский уезд, Латвия. Умерла 11 октября 2008 (79 лет). Народная артистка Латвийской ССР, Народная артистка СССР. Приняла православие, взяв имя Елизавета. — Лев.

Слава Артмане не знала границ! Но здесь мы не будем говорить о ее творчестве и фильмографии.Посмотрим как складывалась ее необыкновенная судьба.

Она по праву считается одной из самых утонченных артисток отечественного кинематографа, особенно ей удавались на экране как аристократические натуры, так и душевные лиричные героини.

Кто знал актрису лично, говорят о ее деликатности в общении. Кто бы мог подумать, что она была отнюдь не «голубых кровей». Давайте приоткроем занавес …

Настоящее имя актрисы — Алида. Она родилась в деревне, в семье крестьян. Мать — Анна, полька. Отец — Фриц, из прибалтийских немцев. Когда ему было 19 лет, он умер от несчастного случая за 4 месяца до рождения дочери.

Мать с грудным ребенком — Алидой скиталась по разным углам, затем батрачила у зажиточных крестьян. В 10 лет мать отдала Алиду в пастушки, пять лет она работала пастухом.

Когда Алида училась в школе, она хотела стать юристом, «Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых», но волшебство кино и театра ее притягивало больше.

Когда девушке исполнилось 15 лет, они с матерью осели в Риге. Здесь мать устроилась работать уборщицей на радио, а Алида стала ее помощницей. Как же было трудно жить на эти гроши: покупать еду, одежду и книги. В Риге они жили в крохотной комнатке с низким потолком, похожей на чердак.

Чемодан служил письменным столом. В одной из рижских танцевальных школ Алида училась танцам. Потом ее увлек театр и она вопреки всему поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре им. Я. Райниса (здесь она проработает 50 лет!) Она поменяла свое имя на более звучное — Вия и начала новую жизнь.

Вия Фрицевна Артмане

Семья:

  • муж — Артур Димитерс (1915-1986), актер театра;
  • сын — Каспар Димитерс (1957), музыкант;
  • дочь -Кристиана Димитере (1965), художник.

Семья Вии Артмане: муж Артур Димитерс, сын и дочь

К сожалению, в отличие от театральной, ее личная жизнь не была счастливой. Рассказывает Вия Фрицевна: «Мой муж — мы играли с ним в одном театре — был очень ревнивым.

Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась.

Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей.

Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».

Вия хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. И все-таки с Артуром Диметерсом Вия прожила 27 лет. Как бы там ни было, без своего мужа она не стала бы такой великой актрисой. Когда его не стало, она сильно сдала.

Евгений Матвеев

Артмане дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с Евгением Матвеевым.

Муж закатил страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране.

Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме «Родная кровь»

О своем сумасшедшем романе с ним Вия Фрицевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, мать призналась, что Матвеев — ее настоящий отец.

С дочерью Кристианой

В то время Евгению Матвееву так же было нелегко, он хотел уйти из семьи. Но Вия и Евгений условились — рушить свои семьи они не станут, она — ради сына, а он — ради своих двоих детей. Уже в старости, когда мужа не стало, Вия встретила Матвеева в Москве.

Он предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Но она не согласилась.

Дети Вии Артмане

Дети Вии Артмане: сын Каспар Димитерс и дочь Кристиана Димитере

Жизнь королевы

С годами об актрисе забыли. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы. Власти Латвии, после принятия в 90-х закона о реституции, у нее отобрали квартиру в центре Риги. Она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в скромном домике в пригороде столицы.

Потом дала о себе знать давняя болезнь: на ногах стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Ее мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание. В последние годы жизни актриса испытывала большие финансовые трудности.

Но она никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью.

Квартплата в два раза превышала пенсию одной из самых популярных актрис советского кино. В 2002-м актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко «Золотой век». Это была одна из последних ее работ в кино.

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 в г. Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Незадолго до смерти крестилась в православную веру под именем Елизавета. Выходит, что родилась в нищете, жила как королева, известная всему миру, и умерла снова в нищете!

Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой»(1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).

Вия Артмане: биография (видео)

Друзья, если вам понравилась статья «Вия Артмане: биография», поделитесь в социальных сетях. 🙂 Спасибо! Заходите за новыми историями!

Понравилась статья? Поделись с другом

МирТесен

«Родная кровь» Вии Артмане: Самая большая тайна латвийской звезды советского кино


Вия Артмане с дочерью и Евгений Матвеев | Фото: kino-teatr.ru

11 лет назад, 11 октября 2008 г. ушла из жизни знаменитая актриса, народная артистка СССР Вия Артмане. Ее называли одной из самых красивых и популярных латвийских актрис советского кино, известной по ролям в фильмах «Родная кровь», «Никто не хотел умирать», «Туманность Андромеды» и «Театр». Со съемками в одном из них была связана тайна, которую Вия Артмане хранила до конца своих дней, опасаясь разрушить семью…

Вия Артмане в фильме *За лебединой стаей облаков*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане начала сниматься в кино в 27 лет, уже после того, как состоялась в качестве театральной актрисы. Хотя с первых же работ молодой красавице доверяли главные роли, первый успех пришел к ней только спустя 7 лет, когда она снялась в фильме «Родная кровь». В СССР его посмотрело 35 млн зрителей, по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» Вия Артмане была признана лучшей актрисой года. К ней пришла всесоюзная популярность, а в Латвии она стала национальной гордостью. Этот фильм получил несколько кинопремий, в том числе награду «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

Вия Артмане в фильме *Родная кровь*, 1963 | Фото: kino-teatr.ru


Кадр из фильма *Родная кровь*, 1963 | Фото: 24smi.org

Партнером Вии Артмане на съемочной площадке стал советский актер Евгений Матвеев. На экранах они играли влюбленную пару и смотрелись настолько гармонично, что им нельзя было не поверить. По сюжету, во время Великой Отечественной войны танкист Владимир Федотов по пути из госпиталя домой на побывку знакомится с паромщицей Соней, матерью троих детей. У них начинается роман, и после демобилизации Федотов приезжает к Соне. Однако их счастье было недолгим – женщина умирает после болезни. Вскоре появляется отец детей Сони, но двое из них решают остаться с Федотовым.

Вия Артмане в фильме *Родная кровь*, 1963 | Фото: kino-teatr.ru


Евгений Матвеев в фильме *Родная кровь*, 1963 | Фото: kino-teatr.ru

Только годы спустя актриса призналась, что их роман продолжался и за кадром. На тот момент Евгению Матвееву был 41 год, он был уже популярным артистом, у которого было сотни поклонниц. Он был женат, у него росло двое детей. Его дочь Светлана рассказывала, что каждый раз, играя историю любви, ее отец искал в партнерше «зацепку, изюминку, какой-то манок, чтобы возникли уже не совсем актерские чувства». Но в тот раз Матвеев был обескуражен: «Она холодная, отстраненная… Не знаю, с какого боку подойти. Как я буду сниматься с ней в любовных сценах?» Вие Артмане он поначалу не нравился. «Евгений Семенович произвел на меня впечатление сурового, замкнутого человека, я даже не могла предположить, что в душе этого человека просто горел огонь. Возможно, я долго не могла понять, что чувствует он на самом деле», – рассказывала актриса. Но во время съемок ему все же удалось найти подход к холодной красавице, и их чувства переросли в настоящие.

Кадр из фильма *Родная кровь*, 1963 | Фото: kino-teatr.ru


Евгений Матвеев в фильме *Родная кровь*, 1963 | Фото: kino-teatr.ru

Вия Артмане тоже была замужем, но этот брак вряд ли можно было назвать счастливым. Ее супруг, актер Артур Димитерс, оказался патологическим ревнивцем. Любовная идиллия продлилась всего несколько недель, а потом муж начал устраивать ей скандалы по любому поводу. После рождения сына Каспара в 1957 г. Вия надеялась, что это спасет их брак, но ничего не изменилось. Когда она уехала на съемки фильма «Родная кровь», муж устраивал ей сцены ревности из-за Евгения Матвеева, но на этот раз его подозрения оказались небезосновательными. После того, как актриса вернулась в Латвию, у нее родилась дочь Кристиана, и только спустя несколько десятилетий Вия призналась в том, что ее отцом не был Артур Димитерс. По словам актрисы, ей было нелегко сделать это, но она больше не могла скрывать правду.

Кадр из фильма *Родная кровь*, 1963 | Фото: tvc.ru


Вия Артмане и Евгений Матвеев | Фото: famousfix.com

Сама Вия Артмане никогда не говорила прямо о том, что их связывало с Матвеевым. В одном из интервью актриса рассказывала: «Конечно, на съемочной площадке возникают романы, но они недолговечны. Судите сами, как можно не влюбиться, если ты каждый день «играешь» любовь?.. Действительно, у меня с Евгением Матвеевым был бурный роман… на съемочной площадке. Но только на съемочной площадке. А теплые дружеские отношения мы пронесли через всю жизнь…»

Актриса с дочерью | Фото: sobesednik.ru

В последний раз они увиделись на праздновании юбилея актрисы. Вия Артмане вспоминала: «И только в последнюю нашу встречу, а было это в Москве на мое семидесятилетие, я поняла, что Евгений Семенович был очень страстным мужчиной… Я эту встречу запомню на всю жизнь. Огромный зал, много цветов, море поздравлений… И вдруг вижу, что через толпу к сцене, где я стою, подходит Женя. Я обомлела, потому что была уверена, что он не сможет прийти, Евгений Семенович был тяжело болен раком, но он пришел ко мне, пришел поздравить меня, и пришел проститься…». Только после смерти Евгения Матвеева Вия Артмане призналась: «Это правда – то, о чем говорит народ, что что-то было. Было. Было. Иначе ничего подобного невозможно было бы сыграть».

Актриса с дочерью | Фото: kino-teatr.ru


Актриса Вия Артмане | Фото: kino-teatr.ru

Сын Вии Артмане Каспар рассказывал: «У мамы с Матвеевым получилась не только работа, но и любовь. Грешно, но так случилось. Чувства у них вспыхнули серьезные, чуть не привели к распаду семей, но мама была человеком долга. Моей жене Лиге мать призналась в этом еще 25 лет назад. Рассказала, что у них с отцом был договор: он принимает дочь, и они больше никогда никому об этом не говорят. Люди продолжали шептаться. Мама гуляла с коляской по парку, а бабульки с острым языком говорили: «Девочка – вылитый Матвеев!» Когда в 2008 году, в октябре, у мамы случился сердечный приступ и мы отвезли ее в больницу, она еще была в сознании. Перед реанимацией ее последние слова были адресованы моей жене: «Скажи Кристиане, что ее отец – православный». Нам без слов было понятно, о ком идет речь. Впрочем, Кристиана по-прежнему считает своим отцом Димитерса».


Народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: tvc.ru


Вия Артмане в фильме *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Ради детей Вия Артмане осталась с мужем. Евгений Матвеев тоже всю жизнь прожил с женой и детьми. На склоне лет актриса призналась, что не была счастлива в личной жизни: «Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было».

Вия Артмане в фильме *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru


Народная артистка СССР Вия Артмане | Фото: tvc.ru

К сожалению, в последние годы от ее былой славы и обожания поклонников не осталось и следа: Трагическая судьба Вии Артмане.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: