Кастальский композитор

КАСТАЛЬСКИЙ

А. Д. Кастальский. Фотография. 1913 г.
А. Д. Кастальский. Фотография. 1913 г. В 1881 г. К. служил вольноопределяющимся в 3-й батарее 1-й гренадерской артиллерийской бригады им. Карла Прусского в Москве, в 1882-1884 гг. работал учителем музыки в техническом училище Рязано-Козловской железной дороги (г. Козлов, ныне Мичуринск Тамбовской обл.). Вернувшись в Москву, руководил хором рабочих Прохоровской Трехгорной мануфактуры, давал частные уроки музыки, выступал как пианист-аккомпаниатор, делал первые опыты в композиции.

20 окт. 1887 г. К. был принят на службу в московское Синодальное училище церковного пения на должность учителя фортепиано. Впосл. преподавал там сольфеджио, контрапункт свободного стиля, народную музыку, методику церковного и школьно-хорового пения, обычное и уставное пение, формы муз. сочинений. 4 февр. 1899 г. был назначен штатным членом Наблюдательного совета при Синодальном училище. С 1887 г. работал учителем музыки в московских городских школах, в 1912-1922 гг.- в Музыкально-драматическом уч-ще Московского филармонического об-ва.

Регентская деятельность К. была связана с Синодальным хором, малолетние певчие к-рого обучались в Синодальном училище. Происходивший от хора патриарших певчих дьяков Синодальный хор пел на службах в Успенском соборе Московского Кремля. 2 авг. 1891 г. К. был допущен к исполнению обязанностей помощника регента — В. С. Орлова, 15 мая 1897 г. был назначен «исправляющим должность помощника регента», с мая 1903 по 1907 г. был «исправляющим должность регента», с 1907 по февр. 1910 г.- регентом. В 1896 г. для Синодального хора им были написаны первые духовные произведения; для этого же хора композитор предназначал большинство последующих сочинений.

Н. М. Данилин, А. Д. Кастальский и П. Г. Чесноков со студентами. Фотография. 1926 г.
Н. М. Данилин, А. Д. Кастальский и П. Г. Чесноков со студентами. Фотография. 1926 г. К. был одним из наиболее заметных деятелей Нового направления, к-рое стало последним до 1917 г. историческим звеном в цепи попыток «возвращения» отечественной духовной музыки к национальным истокам. Музыка композиторов Нового направления была созвучна «новому русскому стилю» в изобразительном искусстве (творчество В. М. и А. М. Васнецовых, М. В. Нестерова и др.). Как и др. композиторы Нового направления (А. Т. Гречанинов, Н. И. Компанейский, А. В. Никольский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков), К. обращался к наследию прошлого и воплощал в духовной музыке исконные рус. традиции. Созданный К. стиль оказал сильное влияние на духовную музыку др. авторов.

К. удалось органично претворить в литургической музыке старинный рус. мелос. Основой его творчества являются старинные распевы, их попевки и интонационные фрагменты, изложенные с применением техники рус. подголосочной полифонии. Муз. ткань композиций К. образована «из мелодического (горизонтального) поступательного и дыханием обусловленного движения. Живое звучание, а не механическая подстановка средних голосов в пространстве между верхним и нижним голосом организует его музыку… Вокальная динамика управляет звучностью и приемами формирования… Когда же из искусства Кастальского выросли великолепные циклические хоровые композиции Рахманинова (Литургия и особенно Всенощная), то сомнений уже не могло быть. Народился напевно-полифонический стиль, в котором богатейшее мелодическое наследие прошлого дало новые пышные всходы» (Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и нач. XX в. Л., 1979. С. 134). К. стремился к максимальному раскрытию смысла и образов богослужебного текста, этой цели служат все средства муз. выразительности. Большое значение К. придавал хоровой фактуре и вокальным тембрам. Фактурные приемы отличаются огромным разнообразием и восходят к литургической и народной музыке. К. использует переклички хоровых групп, солирующие подголоски, «исоны» (выдержанные, педальные звуки в гармонии) и др. (см. работу К. «Хоровые краски»: РДМДМ. Т. 5. С. 218-224).

Открытия К. в области муз. языка оценили многие его современники, в т. ч. Н. А. Римский-Корсаков, которому принадлежит следующее высказывание о К.: «Пока жив Александр Дмитриевич — жива русская музыка. Он владеет русским голосоведением и доведет свое уменье до высшего мастерства» (Асафьев Б. В. Из устных преданий и личных моих встреч-бесед // РДМДМ. Т. 5. C. 382).

В наст. время выявлено 110 опубликованных композиций К., созданных в 1896-1926 гг. В это число входят и отдельные песнопения, и богослужебные циклы (см. списки в изд.: Там же. Т. 5. С. 959-966; Каталог духовно-музыкальных сочинений, изданных фирмой «П. Юргенсон» в Москве в 1874-1918 гг. / Ред.: А. А. Наумов, вступ. ст.: А. А. Семенюк. М., 2011. С. 70-71, 113, 116, 118). Уже в первые годы творчества К. написал ряд выдающихся, основанных на старинных унисонных распевах произведений: Херувимскую песнь (знаменный распев), «Бог Господь» и тропари в Великую субботу (болгарский и знаменный распев), «Милосердия двери отверзи нам» (опыт обработки обиходных мелодий), икос «Сам Един еси безсмертный», «С нами Бог» и «Милость мира» № 2 (знаменный распев). Если во 2-й пол. 90-х гг. XIX в. композитора чаще всего привлекали песнопения литургии, то в 1900-х гг. он стремился пополнить и репертуар всенощного бдения, панихиды, венчания и праздничных служб. К. также предпринял попытку реформы совр. осмогласия: образцы новой муз. обработки стихир с пояснениями автора были изданы в работе «Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций» (1909). Под редакцией К. был опубликован «Обиход», который отразил клиросный репертуар Синодального хора (М.: . Ч. 1: Всенощное бдение; . Ч. 2: Литургия, архиерейское служение, молебны, панихида, отпевание, праздничные прокимны и антифоны).

В 1907 г. К. написал «Пещное действо» для хора и солистов на основе одноименного средневек. литургического действа о трех вавилонских отроках (изд.: М.: П. Юргенсон, 1909) В апр. 1909 г. состоялось театрализованное исполнение «Пещного действа» в зале Синодального училища: певчие были одеты в новые парадные костюмы, сшитые по эскизам В. М. Васнецова. На концерте присутствовала вел. кнг. Елисавета Феодоровна — большая почитательница Синодального хора.

По мнению Б. В. Асафьева, К. стал родоначальником нового жанра — муз. действа: «Сущность «действа»… сводится к отрицанию обычных элементов драмы: завязки, нарастания борьбы и ее разрешения, словом, всякого развития действия, обусловленного придуманным сюжетом. То же, что было в драме или комедии фоном или рамкой (быт), становится теперь самодовлеющей ценностью, при условии выявления сокрытой во внешних формах быта и обряда их религиозной основы, их первобытной сущности» (Игорь Глебов, псевд. (Асафьев Б. В.). От «опытов» к новым достижениям: (По поводу муз. «реставраций» Кастальского) // РДМДМ. Т. 5. С. 267).

Реконструкция музыки прошлого у К. сочеталась с изучением русского фольклора. В 1902 г. композитор начал сотрудничать с Музыкально-этнографической комиссией (МЭК) при Императорском об-ве любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском ун-те. Помимо собирания народных песен и их изучения члены МЭК устраивали лекции и концерты, издавали музыкально-этнографические материалы и научные труды. В 1906 г. в Москве они учредили Народную консерваторию, где наряду с Е. Э. Линёвой, Танеевым и др. преподавал и К. В том же году он занялся муз. этнографией. В 1913 г. К. был избран товарищем председателя МЭК.

Отступлением от основной творческой линии стала лирико-драматическая опера «Клара Милич» (по одноименной повести И. С. Тургенева), которую К. сочинял в 1905-1907 гг. Сильной стороной этого сочинения является его яркий мелодизм и реалистичные бытовые сцены. Премьера «Клары Милич» состоялась 11 нояб. 1916 г. в Опере С. И. Зимина в Москве.

Будучи одаренным писателем и полемистом, К. с нач. 1900-х гг. неоднократно выступал в периодической печати. К 10-м гг. XX в. у композитора складывается концепция рус. стиля в музыке. К. старался использовать ее в учебном процессе Синодального уч-ща, директором к-рого он был в 1910-1918 гг. К. стремился к тому, чтобы училище выпускало «свободных художников» в области церковного пения и духовных композиторов, воспитанных в национальных культурных традициях. Он много внимания уделял совершенствованию учебных программ, разработал курсы «Церковно-музыкальные формы», «Инструментовка», «Церковный стиль». В 1913 г. под его руководством была развернута кампания по присвоению училищу статуса высшего учебного заведения (см. публ. архивных мат-лов: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 1091-1213).

В 1910-1917 гг. композитор создал ряд кантат и близких по жанру произведений. К памятным и юбилейным дням он сочинил кантаты «В память 1812 года» (на слова П. Зуева; изд.: СПб.: И. Юргенсон, ), «Триста лет» (к юбилею царствования дома Романовых; для смешанного хора с фортепиано; на слова С. Шамбинаго; изд.: СПб.: В. Гейнц, ) и «Чтение дьяком люду московскому послания патриарха Ермогена к тушинским изменникам в 1609 году» (изд.: М.: П. Юргенсон, ). В 1911 г. к 25-летнему юбилею реформы Синодального уч-ща им была написана кантата (текст и музыка) «Стих о церковном русском пении» (изд.: М.; Лпц.: П. Юргенсон, ), языком былинного сказа повествующая о становлении церковного пения на Руси (текст кантаты был сочинен композитором совместно с супругой Н. Л. Кастальской). В 1913 г. был создан цикл «Праздники» («Славление и заклинание весны», «Юрьев день», «Радоница», «Семик и русалии», «Ярилин день», «Купальская ночь», «Осенние празднования и обряды», «Святки и Новый год», «Масленица»). Сочинение было написано для фортепиано, сопровождалось текстами песен и комментариями автора, к-рый стремился ознакомить любителей музыки с народными обрядами. В произведении для солистов, хора и фортепиано «Русь. Торжище в старину на Руси» (изд.: М., 1914) представлены картины жизни древнерус. города. Основанное на народных песнях, былинах, духовных стихах, инструментальных наигрышах и т. д., оно содержит элементы театрализации.

На события первой мировой войны К. откликнулся соч. «Братское поминовение», к-рое посвятил павшим на поле брани воинам рус. и союзных армий. В кон. 1915 г. была завершена 1-я редакция сочинения, написанная в форме реквиема для хора, солистов и органа. В его основу положен муз. материал Русской Православной, Католической и Англиканской Церквей. Песнопения изложены на лат., церковнослав. и англ. языках. Годом позже композитор создал 2-ю редакцию «Братского поминовения» для хора, солистов и оркестра, на рус. языке (сочинение также приспособлено для исполнения на англ. и франц. языках). Во 2-ю ред. включены 2 дополнительные оркестровые интерлюдии, посвященные инд. и япон. союзникам (см. изд.: Братское поминовение: Перелож. автора для пения с фортепиано: . М., 1916). Премьера этой редакции состоялась 7 янв. 1917 г. в Петрограде в исполнении оркестра и хора Мариинского театра под упр. А. И. Зилоти. В 1917 г. К. написал 3 дополнительные части в память о румын., греч., португ. и амер. союзниках (изд. 1918). Отражавшее вступление в войну различных стран «Братское поминовение» стало своеобразной хроникой первой мировой войны и единственным в рус. музыке посвященным ей памятником.

В духовно-муз. наследии 1910-1917 гг.- и традиц. богослужебные песнопения (Задостойник в день Св. Троицы, Тропарь сщмч. Ермогену), и художественные хоровые миниатюры («Разбойника благоразумнаго», «Тебе поем» грузинское), уместные для исполнения как на клиросе, так и на эстраде, а также развернутые, концертного плана композиции для тенора-соло и хора («Чертог Твой», «Свете тихий» № 4). Венчает дореволюционный период сочинение К. для хора a cappella «Вечная память героям. Избранные песнопения из панихиды» (изд. 1917), написанное на основе 1-й редакции реквиема «Братское поминовение», из которого композитор заимствовал соответствующий православной панихиде музыкальный материал, дополняя его вновь сочиненной музыкой. Художественные достоинства и идейная глубина этого последнего дореволюционного духовно-музыкального произведения К. позволяют поставить его в один ряд с лучшими русскими хоровыми композициями циклической формы.

Февральскую революцию 1917 г. К. воспринял с надеждой на возможность проведения радикальных преобразований рус. искусства на народных началах; он полагал, что наступит звездный час Синодального уч-ща, в к-ром получали образование дети из низших сословий. К. выступал на мн. собраниях и в периодике, пытаясь убедить власти максимально позаботиться о церковном и народном пении. Композитор принимал участие в обсуждениях проекта постановлений по церковному пению Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., а также был членом хозяйственно-распорядительного совещания при Соборном Совете.

Весной 1918 г. Синодальное уч-ще было национализировано советской властью: в июле 1918 г. оно было преобразовано в Народную хоровую академию. Назначенный ее управляющим, К. предполагал, что новое учебное заведение станет развивать отечественные хоровые традиции. В его программах было сохранено церковное пение. Однако в 1923 г. академия, несмотря на все попытки К. ее сохранить, была расформирована. На ее основе создан хоровой подотдел Московской консерватории, где К. преподавал в звании профессора. В сент. 1926 г. подотдел также был упразднен.

С 1918 г. К. в качестве педагога-методиста и этнографа сотрудничал с рядом новых организаций. В 1918-1919 гг. он участвовал в деятельности различных подразделений Музыкального отдела (МУЗО) Наркомпроса. С 1919 г. состоял членом его музыкально-этнографической секции, принимал участие в работе Детского подотдела. В 1919-1921 гг. К. работал в этнографической секции МУЗО, писал докладные записки и планы по организации этнографической работы в стране. «Не было, кажется, ни одного делового собрания, в котором он не принимал участия, где он не выступал бы «в защиту» народной песни. В какую-то минуту этот скромный тихий человек вставал, просил слова и читал заранее заготовленное воззвание, призывающее сосредоточить внимание на народном искусстве» (Брюсова Н. Я. Хоровая культура в первые годы после Октября. Кастальский и Давиденко // РГАЛИ. Ф. 2009. Оп. 1. № 581. Л. 41-41 об.).

С июня 1919 (или с февр. 1920) по 1922 г. К. являлся заведующим секцией методов работы МУЗО московского Пролеткульта, где занимался проблемами собирания и популяризации памятников народного творчества. В 1919 г. К. сотрудничал с Военным комиссариатом: составлял инструкции для красноармейских оркестров и хоров, выступал консультантом по организации музыкально-просветительной работы.

В 1921 г., когда на основе музыкально-научных организаций при МУЗО Наркомпроса и московского Пролеткульта был основан Гос. ин-т муз. науки (ГИМН), К. стал действительным членом его этнографической секции. В 1922 г. он стал работать еще и в Российской академии художественных наук (РАХН). К. до конца жизни занимался изучением проблем муз. фольклора, главной его темой были особенности муз. языка народной песни. В 1923 г. некоторые результаты исследований К. были опубликованы в брошюре «Особенности народно-русской музыкальной системы», основной материал вошел в книгу «Основы народного многоголосия» (1948).

После революции К. сделал многочисленные обработки народных песен. На основе фольклорного материала написаны и центральные сочинения этого периода — «Сельскохозяйственная симфония» (или «Деревенская симфония») для симфонического оркестра и 2 певцов-солистов и цикл «Сельские работы в народных песнях» для смешанного хора в сопровождении рус. народных инструментов (изд.: М.; Пг., . 4 тетр.) (оба сочинения созданы по случаю 1-й сельскохозяйственной выставки в Москве (1923)). К столетию со дня рождения муз. и художественного критика В. В. Стасова К. написал хоровое произведение «Русь» на слова Н. А. Некрасова (изд.: М.; Пг., 1923).

Немало усилий было приложено К. к осуществлению новой, но так и не доведенной до конца редакции цикла «Праздники» («Картины народных празднований»). В это же время композитор сочинял песни и хоры на революционные темы (лучшие образцы — «Тройка» и «Поезд» для смешанного хора и инструментов на слова П. Орешина, изд. в сб.: Красный Октябрь. М.; Пг., 1923. ; 1924. ), писал театральную музыку.

В 1924 г. К. планировал переехать в США, где при посредстве амер. мецената Ч. Р. Крейна и благотворительной организации «The Rescue and Education of Russian Children and Youth in Exile» К. было найдено место преподавателя музыки в Антиок-колледже в шт. Огайо. По всей видимости, отъезду композитора помешала тяжелая болезнь.

В те же годы на К. и нек-рых др. музыкантов начались нападки со стороны Ассоциации совр. музыки (АСМ): они обвинялись в «проповеди» великорусского национализма. Стремясь найти поддержку среди нек-рых бывш. учеников, разделявших его взгляды на ценность национальных традиций, К. примкнул к Ассоциации пролетарских музыкантов (АПМ).

В советский период К. продолжал сочинять духовную музыку. В нач. 1918 г. он создал цикл для хора a cappella «Из патриаршего и архиерейского облачения» («От восток солнца», «Достойно» входное, «Тон деспотин», «Вошел еси во церковь», «Исполла эти деспота»). Впервые сочинение было исполнено певцами Синодального хора 21 янв. 1918 г. на богослужении патриарха Тихона в московском во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ре. В 20-х гг. XX в. оно исполнялось и в др. храмах. В 1921 г. К. написал Тропарь Преображения Господня большого знаменного распева, в 1925 г.- Многолетие для баса-соло и смешанного хора по случаю юбилея П. Г. Чеснокова и др. В последние недели жизни К. сочинял музыку на текст заповедей блаженства «Во Царствии Твоем» — рукопись была обнаружена под подушкой покойного композитора. Отпевание К. было совершено в ц. Бориса и Глеба на Арбатской пл. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Муз. соч.: Духовно-музыкальные сочинения и переложения. . № 3: Херувимская песнь: Знам. расп.; № 4: «Милосердия двери отверзи нам»: Опыт обработки обиходных мелодий. М., 1897; № 7-9: Тропарь Рождеству Христову (знам. расп.), «Дева днесь» (знам. расп. подобен), Тропарь и кондак Богоявлению (знам. расп.), «С нами Бог» (знам. расп.), Многолетие (древним напевом); № 10: «Милость мира» № 2: Знам. расп.; № 11: «Бог Господь» и тропари в Великую субботу на утрени: Болг. и знам. расп.; № 19: Херувимская песнь: Напева моск. Успенского собора; № 20: «Со святыми упокой» (киев. расп.) и «Сам Един еси безсмертный». 1898; № 22: «Блажени яже избрал»; № 23: «Достойно есть»: Расп. царя Феодора; № 25: «Благослови, душе моя, Господа»: Вариант греч. расп., употребляемого в Московской епархии: Перелож. более полное для большого хора; № 26: «Блажен муж»: Малого знам. расп. и напева Московского Успенского собора. 1900; № 28: Догматики-богородичны 8 гласов (знаменные). 1901. СПб.: , 1913; № 7б: «Дева днесь»: Знам. расп.: Для большого хора. М., 1902; № 46: «Свете тихий» № 2: Для небольшого хора с указанием для исполнения однородным хором, для большого хора; № 49: «Ныне отпущаеши» № 2: (Мелодия по старой рукописи): Для соло тенора и хора; № 54: «Хвалите имя Господне» № 2 по знам. расп.: Перелож. для небольшого хора. 1904; : Литургия св. Иоанна Златоуста: (Избр. песнопения литургии; для жен. хора): . М.: П. Юргенсон, 1905; № 72: «Чертог Твой»: Для тенора соло с хором. М., б. г. ; № 73: «Свете тихий» № 4: Для тенора соло и хора. М., б. г.; То же: Для дисканта соло и смеш. хора. М., 1908; № 74: «Разбойника благоразумнаго». М.: П. Юргенсон, 1914; № 76: Задостойник в день Св. Троицы. М.: П. Юргенсон, б. г.; № 78: «Тебе поем»: Грузинское. М.: П. Юргенсон, 1915; № 79: Тропарь сщмч. Ермогену знам. расп. Пг.; М.: П. Юргенсон, 1915; «Вечная память героям»: Избр. песнопения из панихиды: : Для смеш. хора. М.: П. Юргенсон, 1917; . М.: Российское музыкальное изд-во, 1992. № 5(65), 12-17, 20, 32, 40, 46-47, 50-53, 55-58, 67, 69-73; Октоих / Сост., прот. М. Фортунато. ТСЛ, 1997; Триодь / Сост., прот. М. Фортунато. ТСЛ, 1999. (Круг песнопений Русской Православной Церкви); Обиход церковного пения Синодального хора / Ред.: А. Д. Кастальский. М.: Живоносный Источник, 1999. Ч. 2: Литургия, архиерейское служение, молебны, панихиды, отпевание, праздничные прокимны и антифоны; Литургия св. Иоанна Златоустого: Для жен. хора. М.: Живоносный Источник, 2001; Избранные песнопения Божественной литургии и архиерейского служения / Предисл.: С. Г. Зверева. М.: Живоносный Источник, 2008; Воскресная служба Октоиха. Гласы 1-8. По Обиходу Синодального хора. М.: Живоносный Источник, 2005.

Соч.: Общедоступный самоучитель церковного пения: С прил. нотной тетради. М.: П. Юргенсон, 1909; Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.: П. Юргенсон, 1909. М.: Моск. правосл. регентские курсы, 2005; О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке // Муз. современник. 1915. № 2. С. 31-45; То же // РДМДМ. 2006. Т. 5. С. 49-68; То же, в англ. пер: My Musical Career and My Thoughts on Church Music / Transl.: S. W. Pring // MQ. 1925. Vol. 9. N 4. P. 231-247; Простое искусство и его непростые задачи // Мелос: Книги о музыке. СПб., 1918. Кн. 2. С. 122-126; Церковное пение и Московское Синодальное училище: (Доклад, прочит. на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве 2 июня 1917 г.) // Там же. С. 126-129; То же // РДМДМ. 1998. Т. 1. С. 265-268; Особенности народно-русской музыкальной системы. М.; Пг., 1923. М., 1961 2 (ред.: Т. В. Попова); Основы народного многоголосия / Ред. и вступ. ст.: В. М. Беляев. М.; Л., 1948; Из воспоминаний о последних годах // Сов. музыка. 1977. № 6. С. 107-111 (в сокр.); То же // РДМДМ. Т. 5. С. 69-83.

Лит.: А. Д. Кастальский: Статьи, воспоминания, материалы / Сост., ред., авт. примеч.: Д. В. Житомирский. М., 1960; Beckwith R. S. A. D. Kastal’skii (1856-1926) and the Quest for a Native Russian Choral Style: Diss. / Cornell Univ. Ithaca (N. Y.), 1968; Гуляницкая Н. С. А. Д. Кастальский: освобождение церк. музыки от правил и догм общеевропейской системы // Она же. Русское «гармоническое пение». М., 1995. С. 87-100; Зверева С. Г. Александр Кастальский: Идеи, творчество, судьба. М., 1999; она же (Zvereva S.) Alexander Kastalsky: His Life and Music / Transl.: S. Campbell. Ashgate, 2003; Плотникова Н. Ю. Принципы обработки древних распевов в творчестве А. Д. Кастальского // Гимнология: Мат-лы междунар. науч. конф. М., 2000. Вып. 1. Кн. 2. С. 600-609; Sponsel K. Altes Erbe in neuen Formen: Das kirchenmusikalische Werk A. Kastal’skijs. B., 2002; Александр Кастальский: Cтатьи, мат-лы, воспоминания, переписка / Сост., вступ. ст. и коммент.: С. Г. Зверева. М., 2006. (РДМДМ; Т. 5).

С. Г. Зверева

Композитор, хоровой дирижёр, фольклорист, педагог.

Родился 16 ноября 1856 года в Москве в семье московского иерея (впоследствии протоиерей), магистра богословия Димитрия Ивановича Кастальского. Поступлению Кастальского в Московскую консерваторию во многом способствовал пианист П. Т. Конев, в 1874 году услышавший импровизацию юного музыканта на фортепиано. В 1876–81 учился в Московской консерватории (класс теории музыки П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Н. А. Губерта). В 1881 году служил вольноопределяющимся в 3-й батарее 1-й гренадерской артиллерийской бригады им. Его Высочества Карла Прусского в Кремле. В 1882 году уехал в Козлов Тамбовской губернии (ныне Мичуринск), где занимался музыкально–просветительской деятельностью, преподавал в железнодорожном Техническом училище, организовал хор и оркестр из рабочих и служащих. Тогда же создал свои первые сочинения (дуэты для виолончели с духовыми инструментами, наброски оперы «Мцыри», впоследствии уничтоженные, и др.). В 1884 году в Москве руководил любительскими хорами, в том числе, хором рабочих Прохоровской Трехгорной мануфактуры, давал уроки музыки в московских городских школах, делал различные аранжировки.

В 1887 году был приглашён в московское Синодальное училище церковного пения в качестве преподавателя фортепиано (в последующие годы вёл сольфеджио, контрапункт свободного стиля, музыкальные формы, народую музыку, обычное пение, методику церковного пения, уставное пение). Среди учеников — Н. С. Голованов, С. А. Жаров, М. Е. Климов, А. Г. Чесноков, К. Н. Шведов.

С 1891 года — и. о. помошника регента Синодального хора (B. C. Орлова), с 1807 года — помошник регента, с 1901 — и. о. регента, с 1903 — регент, возглавлял хор (после смерти Орлова) с 1907 года по февраль 1910; с 1910 — директор училища.

В 1893 окончил экстерном Московскую консерваторию, сдав экзамен на звание свободного художника.

В 1896 Кастальский сделал обработки старинных церковных роспевов в новом стиле (по Б. В. Асафьеву — «напевно–полифоническом».) Эти и последующие опыты принесли ему широкую известность; он был провозглашён современниками родоначальником так называемого Нового направления в русской духовной музыке (в русле этого направления писали А. Т. Гречанинов, А. В. Никольский, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и др.).

С 1906 принял участие в работе Московской Народной консерватории, с 1912 года вёл курс контрапункта в Музыкально–драматическом училище МФО. В конце 1917 года выступил с проектом организации Дома народной песни.

Кастальский как директор Синодального училища после Октябрьской революции был поставлен перед выбором: либо полный развал училища (что произошло с Синодальным хором), либо перевод его в ведение Наркомпроса и, соответственно, реформирование. Он выбрал второе: в 1918 году училище было преобразовано в Московскую Народную хоровую академию (возглавлял ее до 1923 года).

В 1918–26 годах осуществлял разнообразную музыкально–просветительскую деятельность в музыкальных отделах Пролеткульта, Политпросвета, Военного комиссариата Москвы, в музыкально–этнографической секции детского подотдела МУЗО Наркомпроса РСФСР. С 1921 года Кастальский также работал в ГИМНе и с 1922 — в ГАХНе; занимался проблемами этнографии, выступал с докладами.

С 1923 года, после слияния Народной хоровой академии с Московской консерваторией, стал её профессором, затем деканом дирижёрско–хорового отделения, заведующим созданной им кафедры народной музыки. Среди учеников — А. Давиденко.

Музыкальные сочинения: оперы — «Клара Милич» (1907); духовная музыка — около 140 хоров; «Вечная память героям. Избранные песнопения панихиды» для хора a cappella (М., 1917); кантаты — «Стих о церковном русском пении» для хора и оркестра (1911), «В память 1812 года» для хора (1912), «Братское поминовение» для солистов, хора, органа и оркестра (1916); для фортепиано — «По Грузии», 8 пьес на грузинские народные темы (1901), «Из минувших веков» (4 тетради) (1904–14); для хора — «Песни к Родине» (1-я редакция 1904), «Русь» (1923); обработки русских народных песен; музыка к спектаклям (сохранились фрагменты) — «Стенька Разин» (1919), «Король Лир» (1919), «Ганнеле» (1919).
Литературные сочинения: О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. С. 229-49); Из воспоминаний о последних годах // Там же. С. 250-64. Особенности народно–русской музыкальной системы. М.–П., 1923; Основы народного многоголосия. М., 1948.

Умер 17 декабря 1926 года в Москве.

Исторический портрет Ивана IV Васильевича Грозного

После смерти великого князя Василия III феодальная аристократия усилила борьбу за власть. Формально на престоле оказался трехлетний Иван IV,а фактически государством правила его мать Елена Глинская со своими советниками. Против великокняжеской власти не раз возникали
различные заговоры знати. В начале 1538 г. Елена внезапно умерла. У власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой боярские группировки. В этот период система государственного управления пришла в упадок, кормленщики на местах чинили всяческий произвол над населением. Иван IV рос в обстановке дворцовых интриг, на его глазах разыгрывались жестокие сцены казней и вероломства.
Отцом Ивана Грозного был Василий III.К тому времени уже утвердился порядок престолонаследия: от отца — к сыну. Василию Ивановичу нужен был наследник. Первый брак оказался бездетным , поэтому великий князь просил разрешения у митрополита Даниила на вторичный брак . Глава церкви согласился, вопреки церковному запрету .Так , 21 января 1526 г. , Василий III женился на молодой красавице из знатного княжеского рода Глинских ( хотя по преданию Глинские – дети Мамая) – Елене Васильевне .Через четыре года, в 1530, родился Иоанн Васильевич. Сам Василий III являлся праправнуком Дмитрия Донского . И , если предание верно , то Иван Грозный потомок и Дмитрия Донского и Мамая. В ночь с 3 на 4 декабря 1533 года умер великий князь Василий Иванович . На престол был возведен его сын от второго брака — трехлетний Иван IV. Еще пять лет , пока мальчик обучался государственным делам , регентом была его мать . Когда она умерла – возможно, в результате отравления,- вокруг него развернулась борьба за власть нескольких боярских кланов . Сильнее и смелее других оказались князья Шуйские. Главным из них был Иван Васильевич Шуйский : он был зол , горд и дерзок не только с боярами , но даже с самим государем, которого подданные должны были священно уважать . Занятые борьбой за власть , сведением личных счетов князья не хотели воспитывать венценосного ребенка , как будущего государя и решили привить в нем любовь только к забавам и развлечениям , не задумываясь о серьезных занятиях .Однако, у него развились незаурядные умственные способности ( писатель , шахматист , сочинитель церковной музыки, прекрасный публицист ) и страсть к чтению,откуда он узнал о величии и особом предназначении верховной власти . Подросток видел себя самодержцем , повелевающим судьбами государства и подданных. Он становился властным , беспощадным и безмерно подозрительным .
Еще ребенком Ваню брали с собой на охоту ,где с весельем убивают невинных животных , почти каждый день . Малютка Иоанн невольно привык к такой жестокости , и для него стало удовольствием мучить и домашних . Он часто бросал домашних животных с высокого крыльца и с наслаждением наблюдал за несчастными , радовался их мучениям, весело смеясь.
Он становился похожим на своих деда и отца . Историк Н .Н . Костомаров об Иване III : » … Сила его власти переходила в азиатский деспотизм ,превращающий всех подчиненных в боязливых и безгласных рабов .Такой строй политической жизни завещал он сыну и дальнейшим потомкам «.Василий III продолжил политику отца: » Воля государя есть воля Божья «.
К счастью для Ивана, на него оказывал сдерживающее влияние митрополит русской православной церкви Макарий. В 16 лет молодой государь послушался совета церковника по двум важнейшим вопросам — коронации на царство , став 16 января 1547 года царем всея Руси (этим он возвысил себя над князьями и духовенством), и женитьбы месяц спустя на Анастасии Романовой , дочери боярина . Целью Макария было превратить Москву в новый центр христианства в » третий Рим» (после Рима и Константинополя ) . Таким образом ,Иван провозглашался не только прямым наследником римского императора Августа , но и светским правителем всего христианского мира . Но от этого были и другие выгоды: В Орде ханов называли царями, поэтому Иван IV демонстрировал и полную независимость от Орды, и равенство с ней.
Летом 1547 года в Москве случился пожар , выгорел почти весь город .Ивану удалось успокоить толпу народа , пришедшего в Воробьево , но эти волнения очень испугали царя ,и заставили его осознать необходимость реформ и укрепления государственной власти .
При Иване III и Василие III страна стала «Российским централизо-
ванным государством» (1462-1533).Но не было единой власти. При Елене Глинской были начаты реформы, направленные на централизацию государства. Так, с 1535 по 1538 года проводилась денежная реформа , в результате которой сложилась единая монетная система, а введенная тогда серебряная «копейка» надолго осталась основной русской монетой. Иван IV же эти реформы продолжил. При нем прошли Губная, цель которой – укрепление системы местного управления в едином государстве и Земская реформы.
С 1549 (1547) года Иван правил с участием Избранной рады. Ее правителями стали Алексей Федорович Адашев, Сильвестр — протопоп Благовещенского собора ,который дал прочитать Священное Писание и устыдил Иоанна, направив, тем самым, его на праведный путь,князья и митрополит Макарий.При Избранной раде складывалась новая – приказная система управления . Уже с начала XVI века за тем или иным боярином закреплялось какое – либо постоянное поручение от государя ­­­­.Постепенно вокруг этого вельможи образовывался штат постоянных сотрудников – дьяков и подьячих .Так складывался профессиональный государственный аппарат – главная опора центральной власти .В 1550 году было организовано стрелецкое войско численностью в несколько тысяч человек. Под руководством Избранной рады в 1555 – 1556 годах Иван отменил кормления и сделал попытку усовершенствовать условия военной службы , приняв „Уложение о службе“ .
Также в 1550 году был принят указ об ограничении местничества .В 1549 году начался созыв Земских соборов. Назрела необходимость принять новый свод законов. И так в 1550 году появился «Судебник» (или вторая «Русская правда»),в котором запрещалось взяточничество, и были заложены основы крепостного права . В 1551 году состоялся Стоглавый собор , на котором создали единый православный пантеон и разработали единый порядок исполнения обрядов .
Но царь , с его болезненной подозрительностью , долго не терпел «мудрых советников» .Запавшие в душу Ивана слова монаха Вассиана Топоркова : не держи около себя «советника ни единаго мудрейшего себя , понеже сам еси всех лутши» сыграли свою роль , и вот в 1560 году Избранная рада прекратила свое существование .
В 1560 году умерла Анастасия . Их брак совершенно явно оказался удачным .Анастасия Романова родила царю шестерых детей (четверо из которых умерли в младенчестве ) и благотворно влияла на него , смягчая его крутой нрав и помогая своему супругу преодолевать его врожденную подозрительность и безграничный деспотизм . Пока Анастасия была жива , счастливый молодой муж смело шел в походы на врага и побеждал в сражениях: Казань – октябрь 1552 г., Астрахань – 1556 г., Башкирия 1557 г., Сибирь 1581 г. После смерти любимой жены деспотизму царя не было предела , слава Иоанна добродетельного кончилась с жизнью супруги его , и , оплакав , первую , незабвенную царицу свою , предки наши приготовлялись к тем горьким слезам , которые проливали они потом от жестокостей уже не великого , но грозного и страшного своими пороками Иоанна .
Страна была ввязана в Ливонскую войну (1558 – 1583).В 1565 году царь ввел опричнину , главной целью которой была ничем неограниченная власть царя. Меж тем в личной жизни Ивана Грозного царили хаос и трагедия. Его последующие браки (Мария Темрюковна,княжна черкасская ; Мария (Марфа) Васильевна Собакина, дочь купца новгородского ; Анна Алексеевна Колтовская, дочь царского вельможи ; Анна Васильчикова ; Василиса Мелентьева — ?, вдова дьяка ; Мария Федоровна Нагая ) счастливыми не были. В 1581 году Иван IV в гневе нанес смертельный удар по голове посохом с железным наконечником своему сыну Ивану.
В итоге царь остался один на один со своей совестью : «…тело изнемогло, нет врача, который бы исцелил меня…Утешающих я не нашел. Все заплатили мне злом за добро, ненавистью за любовь… Испытывая раскаяние Иван Грозный велел составлять список жертв своего ужасного правления, который перед его смертью вырос до трех с лишним тысяч имен . Копии этого списка , вместе с денежными пожертвованиями, были разосланы по крупнейшим монастырям России с распоряжением молиться за упокой их душ. Смерть ему предсказали волхвы. Именно в этот день 18 марта 1584 года Иван IV Васильевич Грозный скончался в возрасте 54-х лет.
Итогом его царствования стали : три покоренных татарских царства –Казанское, Астраханское и Сибирское; новый свод законов – «Судебник» ; новые учреждения по делам церковным и гражданским ; новые училища для образования народа ; множество новых городов ; многочисленное войско ; выгодная торговля русских с иностранными государствами ; богатство и пышность ,от того происходившие при дворе и в народе . После все этого в истории за Иоанном IV сохранилось прозвище “ Грозный “, но не “Мучитель” , как некоторые звали его при жизни .
И,может быть , правление Ивана Грозного было так же полезно для России , как бывают полезны для земли гром и молния , убийственные для нескольких жизней и благодетельные для всего живущего .
Список используемой литературы :
1. “Великие тайны прошлого” ; изд.дом “Ридерз Дайджест”,1998
2. Ишимова А.О. — “История России” ; НИЦ“Альфа”
С-Пб,1992
3. Юрганов А.Л. , Кацва Л.А. – История России XVI – XVIII вв.:Учебник для VIII класса средних учебных
заведений. М.: МИРОС, РОСТ,1998
4. “Большой энциклопедический словарь” ; издательство “Советская энциклопедия” , 1991
5. Юрганов А.Л. , Кацва Л.А. – История России VIII – XV вв.:Учебник для VII класса средних учебных
заведений.- М.: МИРОС, РОСТ,1998
6. История Отечества : Учеб. для 8 кл. сред.шк. – М. : Просвещение , 1993

Кастальский, Александр Дмитриевич

Александр Кастальский

Основная информация

Полное имя

Александр Дмитриевич Кастальский

Дата рождения

28 ноября 1856

Место рождения

Москва, Российская империя

Дата смерти

17 декабря 1926 (70 лет)

Место смерти

Москва,СССР

Страна

Профессии

русский композитор,
хоровой дирижёр,
фольклорист,
музыковед

Алекса́ндр Дми́триевич Каста́льский (16 (28) ноября 1856, Москва — 17 декабря 1926 Москва) — русский, советский композитор, хоровой дирижёр, фольклорист, музыковед. Сын Дмитрия Ивановича Кастальского.

Биография

Закончил Московскую консерваторию. Ученик П. И. Чайковского и С. И. Танеева (теоретич. предметы и композиция). С 1887 преподаватель Синодального училища, с 1910 его директор, в 1907—1910 регент Синодального хора. В 1911 году вместе с Ф.П. Степановым совершил гастроли по Европе.

В центре — Ф. П. Степанов, слева — директор синодального хора А. Д. Кастальский, справа — ректор Н. М. Данилин

После революции 1917 вёл активную музыкально-просветительскую работу. С 1922 профессор Московской консерватории (12).

Духовная музыка составляет бо́льшую и лучшую часть творческого наследия Кастальского. Он сумел найти новый путь в развитии православной церковной музыки, сумел избежать искушения привнести законы светской музыки в нормы церковного искусства. Родившееся из церковных недр, искусство Кастальского отличалось сугубо певческим, а не инструментальным характером звуковедения и сопряжения партий, оно развивалось по законам храма, а не сцены. От роспевщиков древности Кастальский наследовал мелодику, тематику и дух их творчества, творческие принципы, основанные на нерасторжимости составных элементов храмового действа и определяющиеся задачами богослужения и церковным календарем. В обработках Кастальского знаменный роспев был использован в значении музыкальной темы, подлежащей тематическому развитию, стал играть роль первоосновы музыкального языка, превратился в критерий стиля (5).

Б. В. Асафьев о Кастальском:

«В своих обработках культовых мелодий Кастальский, сперва инстинктивно, а потом глубого осознав сущность народного песенного и культового „роспевного“ искусства, стремился к тому, чтобы полифоническая ткань образовывалась из мелодического (горизонтального) поступательного и дыханием обусловленного движения. Живое звучание, а не механическая подстановка средних голосов в пространство между верхним и нижним голосом организует его музыку. Функции мелодические, а не гармонические представляют все голосоведение. Вокальная динамика управляет звучностью и приёмами формирования. <…> на Кастальского склонны были смотреть в кругах музыкантов, веровавших в незыблемые схемы немецкого хорального голосоведения, как на чудака и малокультурного композитора. Истина оказалась на его стороне, независимо от всего, благодаря конкретному факту: звучность его хоров всегда была лучше звучности хоровых произведения его отрицателей. Голосоведение же — вокально осмысленнее. Когда же из искусства Кастальского выросли великолепные циклические хоровые композиции Рахманинова („Литургия“ и особенно „Всенощная“), то сомнений уже не могло быть. Народился напевно-полифонический стиль, в котором богатейшее мелодическое наследие прошлого дало новые пышные всходы» (2, 16).

Еще одна цитата из Асафьева:

«Каждое хоровое произведение Кастальского — это новая гамма звуко-света и звуко-тени, новый „тон“ — мягкий или мужественно-сильный, полный нежных переходов или четких, жестких очертаний, однокрасочный или роскошно-переливчатый, палестриновски сдержанный и величественный или в характере испанской школы: страстно-порывистый, густой и сочный, но никогда — истомленный. Искусство Кастальского не знает томлений и нервных изломов. Оно насквозь оптимистично, бодро. В скорби — сурово-сдержанное, в радости — светлое и полноцветное, яркое» (1, 8).

Почти каждое из духовных сочинений Кастальского существует в нескольких редакциях, возникновение которых обусловлено исполнительской практикой. Интерпретаторами хоров Кастальского были талантливые регенты Синодального хора — В. С. Орлов, Н. М. Данилин, Н. С. Голованов.

После Октябрьской революции писал музыку, посвящённую героической советской действительности, в том числе хоровые сочинения «Гимн труду» (1920), «Ленину. У гроба» (для чтеца, хора и симфонического оркестра, 1924), «Красная Русь» (для хора и оркестра народных инструментов).

Точное число работ Кастальского не установлено. В начале XX века было опубликовано и перечислено в каталоге П. И. Юргенсона 73 духовных хора. В конце XX века исследователи располагали сведениями о 136 духовно-музыкальных сочинениях и переложениях Кастальского.

Научный вклад

Как теоретик музыки, Кастальский специализировался в гармонии русской народной песни, особенно пристально — в последний, советский период своей жизни. Учёный настаивал на том, что звуковысотная система русской народной музыки самостоятельна, то есть независима от «школьно-композиторской практики» (по-видимому, следует понимать — независима от западноевропейской, классико-романтической практики композиции), что она «покоится на других, своих основаниях и в устройстве звукорядов и ладов, и распределении каденций, и ритмической свободы и ее богатства, и расположении голосов, и гармонических созвучий, и манеры их соединения». При том, что Кастальский категорически отвергал самую идею западного влияния на русский музыкальный фольклор, он тем не менее анализировал тот же самый фольклор с применением категорий и терминов западноевропейской тональной гармонии, находя в русской народной песне «мажор с повышенной IV ступенью» (вместо лидийского), «минор с низкой II ступенью» (вместо фригийского) и т.п. Своё представление о «народной» музыкальной системе Кастальский стремился внедрить в преподавание, в виде особого курса «русской гармонии на народно-национальной основе».

Примечания

  1. Цит. по: Кастальский А.Д. Особенности народно-русской музыкальной системы. М., 1961, с.5.

Сочинения

Литература

Ссылки

  • А. Д. Кастальский. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке
  • С. Зверева. Александр Дмитриевич Кастальский: судьба церковного композитора на переломе эпох
  • О. Щербакова. История Казанского храма в Узком. Очерк шестой. Грядущего ко Мне не изжену вон. Первая половина очерка — о Васнецове, вторая — о Кастальском.
  • С. Марусин А. Д. Кастальский: история одного произведения
  • Ноты А. Д. Кастальский. Избранные произведения (из дореволюционных изданий)
  • Собрание сочинений А.Д.Кастальского на сайте Библиотека регента
  • Видео А. Д. Кастальский. Пасхальный тропарь «Христос воскресе»

Значение КАСТАЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

КАСТАЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ

Кастальский, Александр Дмитриевич — выдающийся русский духовный композитор. Родился в 1856 г.; окончил Московскую консерваторию, где изучал гармонию, контрапункт и теорию композиции у Чайковского , Губерта и С. Танеева . Состоит директором Московского Синодального училища и Синодального хора, а также членом при училище «Наблюдательного Совета», ведающего деятельность церковных хоров в Москве и чистоту стиля исполняемых при богослужении церковных песнопений. На выработку его направления и характер его творчества оказал большое влияние С.В. Смоленский . В своих церковно-певческих и хоральных сочинениях Кастальский — представитель нового направления, ищущего прочных оснований чистоты стиля в самом складе дошедших до нас древних церковных напевов и русских народных песен. Глубоко изучив этот склад, с характерными для него попевками (т. е. постоянно встречающимися мелодическими оборотами), Кастальский в своих переложениях древних напевов оставляет их в неприкосновенном виде, но облекает тонкой контрапунктической тканью, основанной на разработке подголосков и попевок, являясь то своеобразным реставратором древнерусского хорового стиля, то творцом нового, усложненного современной техникой, но коренящегося в том же народно-русском стиле. Церковные песнопения Кастальского отличаются своей церковностью, искусной хоровой декламацией, подчеркивающей значение текста, и соответствием текста с характером музыки. В 1899 г. сочинения Кастальского исполнялись Синодальным хором в бытность его в Вене. Напечатано свыше 65 (отдельных названий) церковных песнопений Касальского (см. каталог, изданный П. Юргенсоном ), в том числе «Литургия Святого Иоанна Златоуста»; «Две русские песни» («Былинка» и «Слава»); «Песни к родине»; «Пещное действо» (по древним напевам); «Из минувших веков»; кантата «Стих о церковном пении» (к 25-летнему юбилею Синодального училища); «Чтение дьяком люду московскому послания патриарха Гермогена к Тушинским изменникам в 1609 г.»; «Празднования в древней Руси» (круг языческих обрядов, со сценическим песнопением); «8 пьес для фортепьяно на грузинские темы» и прочее. — См. статью Н. Компанейского («Русская Музыкальная Газета», 1904).

Краткая биографическая энциклопедия . 2012