Кириллица и глаголица

Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев?

Кирилл и Мефодий

Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность.

Братья из Фессалоник

Русский язык был крещен еще в те времена, когда наши предки не считали себя христианами — в девятом веке. На западе Европы наследники Карла Великого делили франкскую империю, на Востоке укреплялись мусульманские государства, тесня Византию, а в молодых славянских княжествах проповедовали и трудились равноапостольные Кирилл и Мефодий — подлинные основатели нашей культуры.

История деятельности святых братьев изучена со всевозможной тщательностью: сохранившиеся письменные источники многократно прокомментированы, и ученые мужи спорят о деталях биографий и допустимых интерпретациях дошедших сведений. Да и как может быть иначе, когда речь идет о создателях славянского алфавита? И однако же до сих пор образы Кирилла и Мефодия теряются за обилием идеологических построений и просто выдумок. Хазарский словарь Милорада Павича, в котором просветители славян встраиваются в многогранную теософскую мистификацию, — не худший вариант.

Кирилл — младший и по возрасту, и по иерархическим званиям — до конца жизни был просто мирянином и монашеский постриг с именем Кирилл принял только на смертном одре. В то время как Мефодий, старший брат, занимал большие должности, был правителем отдельной области Византийской империи, настоятелем монастыря и закончил жизнь архиепископом. И все же традиционно Кирилл занимает почетное первое место, и его именем назван алфавит — кириллица. Всю жизнь он носил другое имя — Константин, и еще почтительное прозвище — Философ.

Константин был чрезвычайно одаренным человеком. «Быстрота его способностей не уступала прилежанию», — житие, составленное вскоре после его кончины, неоднократно подчеркивает глубину и обширность его знаний. Переводя на язык современных реалий, Константин Философ был профессором столичного Константинопольского университета, очень молодым и перспективным. В 24 года (!) он получил первое важное государственное задание — отстаивать истинность христианства перед лицом иноверцев-мусульман.

Миссионер-политик

Причудливо смотрится в наши дни эта средневековая неразделенность духовных, религиозных задач и дел государственных. Но и для нее можно найти некоторую аналогию в современном мировом порядке. И сегодня супердержавы, новейшие империи, основывают свое влияние не только на военной и экономической силе. Всегда есть идеологическая составляющая, идеология, «экспортируемая» в другие страны. Для Советского Союза это был коммунизм. Для Соединенных Штатов — либеральная демократия. Кто-то принимает экспортируемые идеи мирно, где-то приходится прибегать к бомбардировкам.

Для Византии доктриной было христианство. Укрепление и распространение Православия воспринималось императорской властью как первостепенная государственная задача. Поэтому, как пишет современный исследователь кирилло-мефодиевского наследия А.-Э. Тахиаос, «дипломата, вступавшего в переговоры с врагами или “варварами”, всегда сопровождал миссионер». Таким миссионером и был Константин. Поэтому так сложно отделить собственно просветительскую его деятельность от политической. Только перед самой смертью он символически сложил с себя государственную службу, приняв монашество.

«Более я не слуга ни царю, ни кому-либо другому на земле; только Богу Вседержителю был и буду во веки», — напишет теперь уже Кирилл.

О его арабской и хазарской миссии, о каверзных вопросах и остроумных и глубоких ответах рассказывает житие. Мусульмане спрашивали его о Троице, как могут христиане поклоняться «многим богам» и почему вместо непротивления злу они укрепляют армию. Хазарские иудеи оспаривали Боговоплощение и ставили в вину христианам несоблюдение ветхозаветных предписаний. Ответы Константина — яркие, образные и краткие — если и не убеждали всех оппонентов, то, во всяком случае, доставляли полемическую победу, приводя слушающих в восхищение.

«Никто другой»

Хазарской миссии предшествовали события, сильно изменившие внутреннее устроение солунских братьев. В конце 50-х годов IX века и Константин — успешный ученый и полемист — и Мефодий — незадолго до этого назначенный архонтом (главой) провинции, удаляются от мира и ведут в течение нескольких лет уединенный подвижнический образ жизни. Мефодий даже принимает монашеский постриг. Братья уже с ранних лет отличались благочестием, и мысль о монашестве не была им чужда; впрочем, вероятно, были и внешние причины для такой резкой перемены: смена политической обстановки или личных симпатий власть имущих. Однако об этом жития умалчивают.

Но мирская суета отступила ненадолго. Уже в 860 году хазарский каган решил устроить «межрелигиозный» диспут, в котором христиане должны были отстаивать истинность своей веры перед иудеями и мусульманами. По выражению жития, хазары были готовы принять христианство, если византийские полемисты «одержат верх в спорах с евреями и сарацинами». Снова отыскали Константина, и император лично напутствовал его словами: «Иди, Философ, к этим людям и беседуй о Святой Троице с Ея помощью. Никто другой не может этого достойно принять на себя». В путешествие Константин взял себе помощником старшего брата.

Переговоры закончились в целом удачно, хотя хазарское государство и не стало христианским, каган позволил желающим креститься. Были и политические успехи. Нам же стоит обратить внимание на важное попутное событие. По дороге византийская делегация заехала в Крым, где около современного Севастополя (древний Херсонес) Константин отыскал мощи древнего святого папы Римского Климента. Впоследствии мощи святителя Климента братья передадут в Рим, чем дополнительно расположат к себе папу Адриана. Именно с Кирилла и Мефодия начинается особое почитание святого Климента у славян — вспомним величественную церковь в его честь в Москве недалеко от Третьяковской галереи.

Скульптура святых апостолов Кирилла и Мефодия в Чехии. Фото: pragagid.ru

Рождение письменности

862 год. Мы дошли до исторического рубежа. В этом году моравский князь Ростислав посылает письмо византийскому императору с просьбой прислать проповедников, способных на славянском языке наставить его подданных в христианстве. Великая Моравия, включавшая в то время отдельные области современной Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Румынии и Польши, уже была христианской. Но просвещало ее немецкое духовенство, и все богослужение, священные книги и богословие были латинские, для славян непонятные.

И снова при дворе вспоминают про Константина Философа. Если не он, то кто же еще сможет выполнить задачу, в сложности которой отдавали себе отчет и император, и патриарх — святитель Фотий?

У славян не было письменности. Но даже не сам факт отсутствия букв представлял главную проблему. У них не было отвлеченных понятий и богатства терминологии, которое обычно складывается в «книжной культуре».

Высокое христианское богословие, Писание и богослужебные тексты надо было переложить на язык, не обладавший к тому никакими средствами.

И Философ справился с задачей. Конечно, не следует представлять, что работал он в одиночку. Константин снова призвал на помощь брата, были привлечены и другие сотрудники. Это был своего рода научный институт. Первый алфавит — глаголицу — составили на основе греческой тайнописи. Буквы соответствуют буквам греческого алфавита, но выглядят по-другому — настолько, что глаголицу часто путали с восточными языками. Кроме того, для звуков, специфических для славянского наречия, были взяты еврейские буквы (например, «ш»).

Дальше переводили Евангелие, выверяли выражения и термины, переводили богослужебные книги. Объем переводов, осуществленных святыми братьями и их непосредственными учениками, был весьма значителен — ко времени крещения Руси уже существовала целая библиотека славянских книг.

Цена успеха

Впрочем, деятельность просветителей не могла ограничиться только научно-переводческими изысканиями. Предстояло научить славян новым буквам, новому книжному языку, новому богослужению. Особенно болезненным был переход на новый богослужебный язык. Неудивительно, что духовенство Моравии, следовавшее до того немецкой практике, восприняло новые веяния в штыки. Выдвигались даже догматические аргументы против славянского переложения служб, так называемая триязычная ересь, будто бы с Богом можно говорить только на «священных» языках: греческом, еврейском и латинском.

Догматика переплеталась с политикой, каноническое право с дипломатией и властными амбициями — и в центре этого клубка оказались Кирилл и Мефодий. Территория Моравии находилась под юрисдикцией папы, и хотя Западная Церковь тогда еще не была отделена от Восточной, на инициативу византийского императора и константинопольского патриарха (а именно такой статус имела миссия) все же смотрели с подозрением. Немецкое духовенство, тесно связанное со светской властью Баварии, видело в начинаниях братьев осуществление славянского сепаратизма. И действительно, славянские князья кроме духовных интересов преследовали и государственные — свой богослужебный язык и церковная независимость значительно укрепили бы их положение. Наконец, папа находился в напряженных отношениях с Баварией, и поддержка оживления церковной жизни в Моравии против «триязычников» вполне укладывалась в общее направление его политики.

Политические противоречия дорого стоили миссионерам. Из-за постоянных интриг немецкого духовенства Константину и Мефодию дважды приходилось оправдываться перед римским первосвященником. В 869 году, не выдержав перенапряжения, св. Кирилл скончался (ему было всего 42 года), и его дело продолжил Мефодий, вскоре после этого рукоположенный в Риме в епископский сан. Мефодий скончался в 885 году, пережив изгнание, оскорбления и заточение, продолжавшееся несколько лет.

Дар ценнейший

Преемником Мефодия стал Горазд, и уже при нем дело святых братьев в Моравии практически заглохло: богослужебные переводы были запрещены, последователи убиты или проданы в рабство; многие сами бежали в соседние страны. Но это был не конец. Это было только начало славянской культуры, а значит, и русской культуры тоже. Центр славянской книжности переместился в Болгарию, потом в Россию. В книгах стала использоваться кириллица, названная так в честь создателя первого алфавита. Письменность выросла и окрепла. И сегодня предложения упразднить славянские буквы и перейти на латинские, которые в 1920-е годы активно продвигал нарком Луначарский, звучат, слава Богу, нереально.

Так что в следующий раз, расставляя точки над «ё» или мучаясь над русификацией новой версии фотошопа, задумайтесь, каким богатством мы обладаем.

Художник Ян Матейко

Совсем немногие народы удостоились чести иметь свой собственный алфавит. Это понимали уже в далеком девятом веке.

«Бог сотворил и ныне в наши годы — объявив буквы для языка вашего — то, чего не было дано никому после первых времен, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своем языке… Прими же дар, ценнейший и больший всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства», — писал император Михаил князю Ростиславу.

И после этого мы пытаемся отделить русскую культуру от культуры православной? Русские буквы придумали православные монахи для церковных книг, в самом основании славянской книжности лежит не просто влияние и заимствование, а «пересадка», «трансплантация» византийской церковной книжности. Книжный язык, культурный контекст, терминологию высокой мысли создавали прямо вместе с библиотекой книг апостолы славян святые Кирилл и Мефодий.

Кирилл и Мефодий 2019: биография, история славянской письменности

День празднования славянской письменности и культуры неразрывно связан с Кириллом и Мефодием – во всех славянских странах его отмечают 24 мая.

Кирилл и Мефодий, создав славянскую письменность, перевели с греческого на славянский богослужебные книги, в том числе апостольские послания и Псалтырь, избранные чтения из Евангелия, то есть способствовали введению и распространению славянского богослужения.

Sputnik Грузия рассказывает краткую биографию Святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян и борцов за христианскую веру, и историю создания славянской письменности.

Краткая биография

Родные братья — Кирилл и Мефодий (в миру Константин и Михаил) родились в знатной и верующей семьи, в греческом городе Солуни.

Получив прекрасное образование, Мефодий — старший из семи братьев, поначалу, выбрав карьеру военного, правил в одном из славянских княжеств подчиненных Византийской империи, где и выучил славянский язык.

© photo: Sputnik / Vladimir Vdovin Репродукция иконы «Святые Кирилл и Мефодий» Десять лет прослужив, Мефодий примерно в 852-м принял монашеский постриг в одной из обителей на горе Олимп (Малая Азия).

Константина – самого младшего из братьев, отличавшегося исключительными филологическими способностями, тянуло к наукам. В Константинополе он учился у крупнейших ученых того времени, в том числе и Фотия, будущего Патриарха Константинопольского.

Завершив обучение, он принял сан иерея — был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии и преподавал в высшей Константинопольской школе философию.

Константин был мудр не по годам — он победил в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния.

Затем он удалился к брату Мефодию в монастырь, где проводил время в чтении и молитве. Там он впервые стал изучать славянский язык, общаясь с иноками–славянами в обители.

© photo: Sputnik / Vladimir Fedorenko Православный комплекс «Во имя воскресения Христова» (на втором плане) и памятник святым братьям Кириллу и Мефодию (на первом плане) в Ханты-Мансийске

Для евангельской проповеди византийский император послал Кирилла и Мефодия в 857-м в Хазарский каганат. По дороге, остановившись в городе Корсуни, братья обрели чудесным образом мощи священномученика Климента, папы Римского.

Затем отправившись к хазарам, Мефодий и Кирилл благополучно убедили хазарского князя и его приближенных принять христианство, а также освободить 200 греческих пленников.

История славянской письменности

Славянская письменность возникла в IX веке, именно тогда был составлен алфавит.

История славянской письменности такова: моравский князь Ростислав прислал к императору послов с просьбой перевести христианские богослужебные книги на славянский язык и прислать учителей в Моравию для проповеди славянам на родном для них языке.

© photo: Sputnik / Rudolf Kucherov Скульптурное изображение основоположников славянской письменности Кирилла и Мефодия на памятнике «1000-летие России»

Император поручил эту миссию Кириллу и Мефодию, уверенный, что они с ней справятся лучше всех. Славянскую азбуку Кирилл составил с помощью брата Мефодия и учеников Климента, Горазда, Наума, Саввы и Ангеляра.

Годом рождения славянской письменности считают 863-й, когда были написаны первые слова на славянском языке. Некоторые летописцы утверждают, что это были слова Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».

После завершения перевода Евангелия, Псалтыря и избранных служб на славянский язык, Кирилл и Мефодий отправились Моравию, где стали учить Богослужению на славянском.

Было составлено два алфавита славянской письменности — глаголица и кириллица, и оба использовались. Сохранившиеся славянские рукописи выполнены как одним, так и другим алфавитом.

Но со временем кириллица, которая по написанию букв гораздо проще архаичной глаголицы, вытеснила ее из обихода.

© photo: Sputnik / Sergey Samokhin Могила святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Киево-Печерской лавре.

Создание славянской письменности имело огромное значение для культурного и научного развития славянского народа. На основе кириллицы возникла как русская письменность, так и письменность других славянских народов.

Святой Кирилл скончался в 869-м — ему было 42 года. Перед смертью он принял схиму (высшая ступень православного монашества). Мощи Святого положили в церкви Святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

Мефодий, вскоре после этого рукоположенный в Риме в архиепископский сан, продолжил дело брата. Он скончался в 885-м — архиепископа Мефодия отпевали на трех языках – славянском, греческом и латинском, и погребли в соборной церкви Велеграда.

Кирилла и Мефодия, за их деятельность, к лику Святых причислили еще в древности. Память просветителей славян Русская православная церковь чтит с XI века. Древнейшие службы Святым, дошедшие до наших дней, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти первосвятителей Кирилла и Мефодия в Русской церкви установлено в 1863-м.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Глаголица,или потерянная азбука славян
(6 фото)

82 факта о русской истории
1) Славяне и русы — разные народы. Русские — это славяне, а не русы. Русы — это шведы, число которых на ими созданном государстве в IX-Xвв «русь» было крайне незначительно т.к. они были исключительно среди правящей и военной прослойки. Слово «рус» происходит от древнешведского rooths. В современном финском языке это Ruotsi (швеция), в среднегреческом «Roos» — норманы, в арабском IX века «Ruus» — норманы.
2) Русский — единственная национальность представленная как прилагательное, а не существительное. Что логично, учитывая то, что государство для славян создали шведы- русы.
3) Славяне — это автохтонное(коренное) население западной части восточной европы, исключительно лесных и болотистых регионов. Славяне никогда не были коренным населением современной территории россии.
4) Первые достоверные упоминания о славянах датируются лишь концом 6в нэ — нач. 7в нэ. Эти упоминания рассказывают о том, что в этот период времени славяне находились практически в стадии первобытного состояния.
5) Самоназвание славян — словени. Греки называли славян — склавены. Германцы назвали славян — венедами.
6) Не следует путать венедов с венетами. Данная путаница часто намеренно вбрасывается пропагандистами. Венеды — это германское название славян, в то время как венеты — это самоназвание иллирийских племен живших в районе современной Венеции и не имеющих к славянам никакого отношения. В дальнейшем от венетов и произошло название региона у Венеции — Венето.
7) Славяне жили исключительно в лесах и болотах, поэтому даже сейчас они пытаются отождествовлять себя с лесным животным — медведем, а типичный герой славянских сказок — это болотная кикимора.
8) Жизнь в лесах автоматически означает практически полное отсутствие скотоводства. Поэтому славяне никогда не были скотоводами.
9) Не будучи скотоводами, славяне автоматически имели крайне бедный пищевой рацион и поэтому были вынуждены большую часть времени тратить на поиск еды, вместо того, чтобы развивать ремесла, в том числе и керамику.
10) Жилье славян 7-9вв нэ представляло собой полуземлянку с земляным полом, топившейся исключительно по-черному (без трубы для выхода дыма).
11) Керамика славян 7-вв нэ была крайне примитивной, резко отставая в своем развитии от соседей, что обусловленно тем, что на ее развитие у славян не было времени т.к. они были заняты поиском еды.
12) Законов у славян не было, на это указывают записи о жизни славян того периода: будучи нищими, славяне все лишнее прятали в землю. Заметим: лишнее, а не ценное! Понятно, что это имеет смысл делать только в случае, когда нет законов и отсутствует понятие частной собственности.
13) В 7-9 вв никаких начальников и иерархии у славян не было, что означает полную анархию и отсутствие какого-либо управления.
14) Своей письменности у русских никогда не было.
15) Славяне 7-9вв вместо сражений прятались на дне рек и дышали через соломинки, ожидая пока враг покинет их место обитания подумав, что тут никого нет.
16) Во время Великого переселения народов славяне не были уничтожены гуннами(предками поволжских тюрков) лишь потому, до этого славяне были загнаны в леса и болота, куда гунны не совались.
17) Легкость распространения славян в 7в обусловленна тем, что европа оказалась практически полностью вырезанной гуннами. Тем не менее, греки гоняли славян когда последние пытались занять плодородные земли.
18) У славян не было железных рудников, поэтому железные вещи, не говоря уже об оружии, были для славян огромной редкостью
19) Никаких бань у славян 7-9 вв не существовало. Бани были заимствованы у финских народов значительно позже.
20) Срубы домов из бревен у славян появляются достаточно поздно, заимствуются они у других народов. При этом пол в таких избах по прежнему остается земляным, и топится такая изба «по-черному». Большая часть славян/русских в таких избах просуществуют вплоть аж до 20 века!
21) новгород не входил в государство «русь».
22) Государство основанное шведами и известное под названием «русь» распалось уже к 11 веку. А в 12-13вв, во время прихода татар уже все летописи указывают на то, что речь идет о захвате отдельных славянских княжеств, а никакого-нибудь единого государства. Т.е. никакого государства «русь» в 11, 12, 13 веках уже не было!
23) Термин «феодальная раздробленность руси» по смыслу идентичен терминам «раздробленность Золотой Орды в 21 веке» или «раздробленность СССР в 21веке»
24) Якобы славянский город «киев» является тюркским городом, основанный хазарами и к славянам не имеет никакого отношения.
25) Для славян наличие сапог было огромной редкостью и признаком богатства. Сохранилось высказывание славянского князя полного удивления о том, что все булгары
носят сапоги и следовательно надо поискать лапотников (т.е. отсталый и бедный народ) который можно пограбить.
26) Никакой Хазарский каганат славяне не разрушали. На это указывает и тот факт, что славяне/русские вышли к Каспийскому морю лишь в конце 18 века, а так же то, что направление движения хазар проходило с востока на запад через славянские территории. Столица же Хазар — город Итиль, был банально затоплен поднявшимся уровнем Каспия.
27) Русский князь владимир любил насиловать жен на глазах их мужей, а затем жестоко пытал и убивал их
28) Все славянские княжества были завоеваны татарами суммарно за год-полтора.
29) Славяне платили татарам десятину в качестве дани, поставляли пушечное мясо и рабов.
30) Славянский/русский язык крайне беден. В нем нет множества элементарных слов, например: наивный, серьезный — это французские слова. Множество слов взято из татарского языка, например: алтын, арба, балык, бабай, барс, батрак, башка, башлык, беркут, богатырь, боярин, ни бельмеса, буран, войлок, деньги, ералаш, ишак, кабан, казак, казна, камыш, каракуль, карандаш, караул, кибитка, карман, колчан, колымага, курган, лошадь, майдан, пахан, чебурек, саман, чемодан, чулан, шалаш, и т.д.
31) Славяне/русские платили дань наследникам Золотой Орды до 1700 года.
32) Даже в 1503году русский царь василий III, объявил себя холопом Большой Орды
33) Каждый день славяне/русские, под надзором попа из РПЦ молились за здоровье Хана
34) Почта и государственная канцелярия и государственные институты у славян появилась благодаря татарам, правда славяне не преуспели в этом
35) Объединиться русские княжества смогли лишь потому, что находились под игом татар. Впоследствии из этого объединения появилось русское царство.
36) Москва стала столицей русского царства лишь потому, что московский князь лучше других славянских князей лизал Ханские сапоги, за что и получил ярлык.
37) Государство под названием «россия» появилось лишь в 1724г. Уже менее чем через 200 лет, оно развалилось.
38) 98% русских и славян были рабами (крепостными). Крепостных можно было убить, распродать семью крепостных в разные регионы, избивать, насиловать, менять на породистых щенков. Часто крепостные славянские женщины имеющие молоко, выкармливали породистых щенков и лишь после этого им разрешалось кормить своих «отпрысков». Крепостные не имели никакой частной собственности.
39) Официально крепостничество продержалось у русских до 1861г, на самом же деле, безземельный холоп никуда не мог уйти, поэтому де-факто оставался крепостным даже после 1861г.
40) До конца 50х годов 20 века советский колхозник не имел паспорта и как следствие не мог никуда уезжать, мало отличаясь от крепостных
41) В царьской россии существовало более 14 законов в уголовном кодексе наказывающие за недостаточное исполнение предписаний РПЦ. Наказания варьировались от смертной казни, до вырывания частей тела и ссылки в Сибирь или на каторгу. а так же конфискацией имущества.
42) «Ледовое побоище» — это миф русской «истории»-сочинительства, сочиненный на основании уничтожения всего-навсего 20 человек и пленении 6.
43) «Невская битва» — еще один миф русской «истории»-сочинительства, сочиненный на основании грабежа небольшого торгового посольства
44) В небольшом русском городе от паленой водки каждую неделю дохнет больше, чем в мифическом «ледовом побоище»
45) александр невский — был верным псом Хана: усердно исполнял Ханские приказы, платил дань, уничтожил новгород, убил своего брата.
46) «Куликовская битва» — еще один миф русской «истории»-сочинительства. Никаких следов массового сражения так и не найдено, а предлагаемое поле слишком мало для массового сражения. Миф этот был сочинен по мотивам похода Тамерлана на Золотую Орду, где как обычно чужие заслуги (Тамерлана) были приписаны русским воинам.
47) Золотую Орду разбил Тамерлан, что в дальнейшем позволило русским захватить эти обескровленные земли
48) В войне против Наполеона, русские выступали агрессорами: будучи инициаторами нападения в 1805, 1807гг и потерпев позорное поражение, в 1811г русские готовились напасть на Наполеона снова, однако подготовка последнего к этому нападению привела к тому, что план нападения 1811г был отложен, а в 1812г Наполеон сам двинул свою армию на русских
49) Война 1812г не была отечественной. Эта война затронула лишь 4 губернии, в то время как в 32х шло крестьянское восстание. При этом 99% русских, будучи рабами (крепостными) в принципе не могли иметь понятие «отечество», т.к. их семьи постоянно распродавали по-одиночке другим помещикам в другие регионы.
50) В сражении при Бородино, русские потерпели поразительное поражение при этом имея большую численность войск, находясь в укрепленной, защитной позиции.
51) После поражения при Бородино, русские бросили почти 30тыс раненных солдат в москве, а москву подожгли, где эти солдаты сгорели живьем.
52) главный русский полководец Кутузов не выиграл ни одного генерального сражения, все два проиграл с треском, а так же был пойман на воровстве и сношал 13 летнюю девочку которую возил с собой переодетой в казака.
53) В момент отступления Наполеона из москвы, у кутузова было около 120тыс солдат, но до границы он довел лишь около 27тыс при этом, не имея ни одного сражения
54) После поражения Наполеона в 1814г, 1/3 солдат русской армии находясь во франции дезертировала и не вернулась в россию
55) Русская армия не брала париж в 1814г т.к. сражения не было и дорога на париж была открыта и в париж вошли все союзные войска: австрийцы, прусаки, русские.
56) Слово «бистро» не имеет никакого отношения к русским, оно появилось во франции лишь в конце 19 века и происходит от дешевого французского пойла
57) До революции 1917г более 90% населения россии были безграмотны
58) После революции 1917г, русские провели коллективизацию, отобрав весь скот у крестьян. Большая часть этого скота сдохла.
59) После революции 1917г, русские отбирали так же и малый бизнес, ремесленные мастерские, небольшие заводы, но использовать их не могли, поэтому все это закрывалось.
60) Своей архитектуры у славян/русских никогда не было
61) Московский кремль был построен итальянским архитектором где за основу был взят миланский Castello di Sforza
62) В 1926г русские признали независимость республики Тува, но уже в 1944г оккупировали ее (аналогично происходило в других регионах, в том числе в крыму)
63) Поймав 3х случайных башкир и запытав их, русские объявили о якобы добровольном вхождении башкиров в состав россии
64) Все кавказские народы ныне входящие в состав рф, были оккупированы царской россией
65) В 1939г русские начали Вторую мировую войну на стороне Гитлера. Война началась с раздела Польши, на которую с интервалом в 2 недели напали немцы и русские
66) В 1940г русские напали на Румынию оккупировав Бесарабию, больше известную как Молдова
67) В 1940г русские напали и оккупировали часть Финляндии, всю Прибалтику
68) Термин «отечественная война 41-45гг» был придуман для того, чтобы скрыть, что первую часть Второй Мировой войны СССР воевал на стороне Гитлера
69) Чтобы безопасно для себя отступить с поля боя во Второй мировой войне, русские генералы «расходовали» солдат, т.е. отправляли их на убой
70) Только под Ржевом русский маршал жуков положил только по официальным цифрам почти 2 млн солдат, так и не добившись успеха
71) Во-второй мировой войне участвовали все народы СССР которых более 200(не считая более сотни стран антигитлеровской коалиции) , однако русские умалчивают об этом, объявляя исключительно русское участие в этой войне.
72) За годы второй мировой войны более 1.5 миллиона русских воевало на стороне Гитлера, однако русские не были ни выселены ни растреляны
73) Более 100 лет русские воевали с чукчами
74) Среди нобелевских лауреатов точных наук, русских около 1%, при этом большинство из них — иммигранты
75) К Уралу и Каспию русские смогли выйти лишь к концу 18 века
76) Даже к началу 20 века россия оставалась отсталой аграрной страной.
77) Даже к началу 21 века россия является отсталой сырьевой колонией
78) Сколько русские положили населения СССР во время Второй мировой войны, русские даже сами не знают и это до сих пор остается государственной тайной.
79) Знаменитый автомобиль «жигули» — это итальянский фиат. Своего национального автомобиля русские не смогли создать.
80) Знаменитый автомат «калашников» на самом деле является практически полной копией автоматом хуго шмайссера
81) Руководитель СССР — Сталин, до 37 лет никогда и нигде не работал, проведя большую часть жизни в тюрьме и ссылках. Очень плохо владел речью и не знал ни одного иностранного языка и никакого образования.
82) Сельскохозяйственная реформа Сталина унесла жизни 7 млн человек

Руны, глаголица, кириллица: Что на самом деле изобрели Кирилл и Мефодий



Одиннадцать веков существования кириллицы не раскрыли всех тайн ее возникновения. В настоящее время известно, что создал этот алфавит не святой равноапостольный Кирилл, что новая письменность пришла на смену не изученным пока древним славянским знакам-рунам и что была она не только и не столько инструментом просвещения, сколько средством политической борьбы.

Зачем славянам понадобилась письменность


Возникновение письменности у славян традиционно связано с именами Кирилла и Мефодия

Братья Кирилл и Мефодий, как известно, принесли письменность на территории славянских государств, это положило начало распространению христианства на Руси. Алфавит, чей возраст насчитывает уже больше тысячелетия, называется кириллицей – правда, создан он был вовсе не Кириллом, да и сам Кирилл всю свою жизнь прожил под именем Константин, прозванный Философом, приняв схиму лишь перед самой смертью.
Существовала ли до греческих миссионеров письменность у славян – дискуссионный вопрос, связанный как с неоднозначностью многих исторических фактов, так и особенностями политической обстановки, которая определяла события тех времен и способы их отображения. Потому что в IX веке разворачивалась серьезная борьба за сферы влияния на европейских и азиатских землях – борьба, в которую были вовлечены в первую очередь Рим и Константинополь.

Святой Кирилл в миру звался Константином Философом

История гласит, что князь Моравии Ростислав обратился к императору Византии Михаилу III с просьбой помочь организовать церковное управление и оформить главные богослужебные книги на славянском языке. Великая Моравия представляла собой большое и могущественное славянское государство, объединявшее территорию многих современных европейских государств – Венгрии, Словакии, Чехии, часть Польши и Украины. Целостность страны в IX веке была под угрозой со стороны франкских и болгарских народов, этим и было продиктовано стремление создать независимую церковь.
Интересно, что все славяне того времени – и южные, и восточные, и западные — общались на понятном каждому народу старославянском языке. Им в совершенстве владели Константин и Мефодий (в миру – Михаил), братья из византийского города Солуни (Салоники), им император и поручил отправиться в Моравию в качестве миссионеров. Свою роль сыграло и то, что Константин был воспитанником большого чиновника при императоре, Феоктиста, и к тому же – очень способным и разносторонним человеком, получившим уже в юности должность церковного чтеца и хранителя библиотеки. Мефодий, избравший для себя монашеский путь, был на 12 лет старше своего брата.


Мефодий, до принятия сана — Михаил

Глаголица и кириллица

863 годом датируется создание славянской азбуки – это был результат работы над вычленением звуков славянского языка и их созданием системы письменных знаков, основой структуры которой стал греческий алфавит. Попытки записать греческими буквами славянские слова предпринимались и ранее, но не привели к какому-либо результату из-за различий в используемых греками и славянами звуках. Требовался комплексный фундаментальный подход, и именно с его помощью братья добились результата.
Автором первого славянского алфавита считается Кирилл-Константин – но, по мнению большинства современных ученых, создал он не кириллицу, а глаголицу. Буквы этого алфавита, возможно, создавались под влиянием древних славянских рун, существование которых не доказано, но порождает и сейчас множество романтических теорий о дохристианской культуре народов Руси. Эти «черты и резы» наделяются в том числе магическим значением, как и руны германских народов, само название которых происходит от слова «тайна».


Рунический камень скандинавов. Из северных стран, как считается, к славянам попали «черты и резы»


Киевские глаголические листки — один из древнейших памятников славянской письменности

Созданный в IX веке алфавит использовался для перевода основных церковных книг — Евангелие, Псалтырь, Апостол. Если в славянском языке не находилось подходящего слова, братья-миссионеры использовали греческое – отсюда большое число заимствованных из этого языка слов. Со времени создания азбуки и появления церковной литературы моравские священники стали проводить службы на своем языке. Несмотря на то, что правилами запрещалось использование в церкви «варварского» языка – допускались лишь греческий, латынь и иврит, папа Римский сделал такое исключение. По-видимому, на решение Рима влияли разные факторы, в том числе и то, что в 868 году братья Константин и Мефодий передали Ватикану мощи Святого Климента, обретенные в Херсонесе во время другой своей миссии – в Хазарский каганат.

Обретение Кириллом и Мефодией мощей Св. Климента (XI век)

Так или иначе, но уже через несколько лет, после смерти императора Михаила, славянская письменность в Моравии была запрещена. Оттуда ее переняли болгары и хорваты. В 869 году Константин тяжело заболел и спустя некоторое время умер, приняв перед смертью монашеский постриг. Мефодий вернулся в Моравию в 870 году, несколько лет пробыл в заключении и был освобожден по прямому приказу уже нового папы, Иоанна VIII.

Климент Охридский

В состав моравской миссии входил и ученик Константина – Климент из города Охрид. Он продолжил работу по распространению славянской письменности, по приглашению болгарского царя Бориса I организовал обучение в школах. В процессе работы Климент и оптимизировал созданную ранее азбуку – в отличие от глаголицы в новом алфавите буквы имели более простое и ясное начертание. 24 буквы греческого алфавита и 19 букв для записывания специфических звуков славянского языка составили «климентицу», как поначалу называли кириллицу. Возможно, создание кириллицы было продиктовано недовольством тем алфавитом, который изобрел Константин – а именно сложностью написания символов.


Новгородская берестяная грамота XI века с записью кириллического алфавита

Пробелы в истории кириллицы

К сожалению, трудов Кирилла и Мефодия до настоящего времени не дошло, а информация об их произведениях часто содержится в сочинениях одного автора, что вносит сомнения в объективность и достоверность данных. В частности, о том, что глаголица создана Кириллом, напрямую упоминает единственный источник авторства попа Упыря Лихого. Правда, существуют и косвенные подтверждения того, что глаголица появилась раньше: на многочисленных найденных пергаментах-палимпсестах тексты на кириллице записаны поверх соскобленных слов глаголического написания.


Боянский палимпсест XI — XII вв. — пример кириллицы, записанной поверх вытравленного текста на глаголице

На территории Руси глаголица почти не использовалась – сохранилось лишь несколько образцов текста (Новгородский Софийский собор – один из немногих древнерусских памятников, где можно увидеть глаголическую надпись). Что касается кириллицы, с принятием христианства в 988 году она получила массовое распространение и приобрела статус церковнославянского языка.

Софийский собор в Великом Новгороде, где сохранились фрески на глаголице

До реформы Петра I все буквы были заглавными, после проведенной реформы стали писать и строчные, были введены и другие изменения – ряд букв упразднили, другие – узаконили, для третьих изменили начертание. А в тридцатые годы XX века ряд народов СССР, не имевших письменности или использовавших другие виды письменности – в частности, арабскую, получили в качестве официального алфавита кириллицу.
Из-за отсутствия достаточного количества источников по многим вопросам, касающимся письменности на Руси, ведутся серьезные споры. Существует теория, что слово «кириллица» ведет свое происхождение от древнеславянского термина, обозначающего письмо, и «Кирилл» в таком случае означает просто «писарь». По одной из версий, создание кириллицы предшествовало появлению глаголицы, которая была создана как тайнопись, чтобы заменить запрещенную кириллицу. Впрочем, в тайны прошлого Руси можно погружаться до бесконечности, и находя связи с уже упомянутыми скандинавскими рунами, и указывая на памятники-фальсификации, такие, как знаменитая «Велесова книга».

Дощечка Велесовой книги, выдаваемой за древнеславянское произведение литературы

Нет сомнения, что греческая письменность возникла на основе богатой и развитой славянской культуры, самобытность которой, вероятно, потерпела с учетом нововведений некоторый урон. Необратимо поменялась фонетика слов, славянские термины были заменены греческими аналогами. С другой стороны, именно возникновение письменности на Руси дало возможность сохранять в веках ее историю, отражая ее в летописях, письмах и бытовых документах – и в «тетрадях» мальчика Онфима, ставшего символом преемственности между миром Древней Руси и современными детскими рисунками.

Рисунки и подписи Онфима на бересте, XIII век

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛИЦЕ

Начертание букв глаголицы совершенно не греческое.

Глаголица была названа так не по четвертой букве (глаголу), а потому, что она составляет собрание знаменательных, говорящих знаков (глагол — слово; глаголати — говорить).

В 1848 году отечественный филолог Срезневский И.И. писал: «Особенность многих глаголических букв приводит издавна к заключению, что глаголица есть древняя азбука языческих славян и, следовательно, древнее кириллицы…..»

Предположительно глаголица поначалу обслуживала западных славян (моравы) и западную часть южных славян (словенцы, иллирийцы, хорваты)

На то, что глаголица дохристианская азбука указывает не только её расшифровка, судя по которой она может происходить от рунического послания: «Я буквами знание передаю, ценность имеющее, живите зело, земля и также Деревья, как люди, осознайте нашу единую основу существования…»

Понятно, что само существование глаголицы подрывает легенду о внесении нам письменности извне. Но в данный момент интереснее раскрыть её истинное происхождение.

Обратим внимание, что ГЛАГОЛИЦА — совершенно не похожа на греческую КИРИЛИЦУ.

в отличие от кирилицы, глаголица имеет свою последовательность знаков и свое название букв.

В глаголице числовые значения букв упорядочены в соответствии с порядком букв.

а в кириллице они привязаны к числовым значениям соответствующих букв греческого алфавита, при переписке текстов искажается хронология.

Каждая буква глаголицы играла роль цифры. Первоначально было 36 букв-цифр: девять обозначали единицы, девять — десятки, девять — сотни и последние девять — тысячи.

В ранних славянских рукописях отсутствуют надстрочные знаки и знаки препинания.

На большую древность глаголицы указывают

На большую древность глаголицы, во-первых, указывают и палимпсесты (рукописи на пергаменте, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан на кириллице. Нет ни одного палимпсеста, в котором была бы соскоблена кириллица и по ней написана глаголица.

Тексты переписывающиесяся с глаголического письма на кириллицу содержат хронологические ошибки в датах, поскольку числовое значение букв глаголицы и кириллицы не совпадает.

В новгородской рукописи списанной с древней глаголической рукописи 1047 года, сказано в предисловии: «Яко сподоби мя написати книги си ис курилоце». Подпись пророк Упырь Лихой. Весьма красноречиво.

Кирилл, ещё до создания кирилицы, находил славянские книги и человека, «глаголющего тою беседою», который и научил его читать книги.

Еще в 972 г. некоторые официальные документы на Руси писались глаголицей. Да и вряд ли могло быть иначе: Светослав был ярым врагом христианства, а кириллица была христианским письмом.

Если псалтырь, переписанная из старой славянской Псалтыри, написанной по приказу и коштом Феодора, последнего архиепископа Салоны, разрушенной около 640 г., то славянский глаголический оригинал относился по крайней мере к 1-й половине VII в., Кирилл же родился в 827 г.

В 1766 г. граф Клемент Грубисич (Klemens Grubisich) издал в Венеции книжку «In originem et historiam alphabet! Slavonic! Glagolitici, vulgo Hieronymiani disquisitio». Заглавие говорит само за себя.

Грубисич утверждает, что глаголица была составлена задолго до Р. X. неким Fenisius’ом из Фригии, взявшим в основу гетские руны (сопостваляю: геты — «восточные готы», славяне, самоназвание древляне), и это доказывают некоторые финикийские монеты, несущие глаголическое «Б»

Около 1640 г. Рафаил Ленакович (Raphael Lenakovich) написал диалог «De litteris antiquorum Illyriorum», в котором он говорит почти то же самое, но более чем на 125 лет раньше Грубисича.

Вильгельм Постелл в работе «Linguarum XXII charac-teribus dinerentium alphabetum». Ко всему этому добавим, что I. von Hahn нашел у албанцев алфавит, приписываемый албанцу BUthakukyc, очень похожий на глаголицу. Полагают, что этот алфавит был введен во II в. во времена христианизации албанцев. Из вышесказанного ясно, что история глаголицы совершенно не такова, какой ее представляют, в особенности наши филологи и историки.

Вышеизложенные данные (а их, конечно, можно собрать гораздо больше) совершенно игнорируются филологами.

Зная что глаголица на века древнее кириллицы, много исторических документов или отдельных надписей можно переоценить: если глаголицу, как это принимают, создал кто-то в IX в., то всякий документ глаголицей до этого времени будет отрицаться лишь потому, что, мол, глаголицы тогда еще не было.

Дело даже не в том, что первично, а что вторично. Дело в том, что сейчас уже практически невозможно понять, что действительно написано в послании наших предков, хотя это и считается древнеславянским языком. Нет ни одного точного перевода зашифрованного текста, а еще говорят, что этрусское не читается. Мы уже и русское с трудом понимаем!

На широких стогнах и ночных кострах

Жгли языческое «чернокнижие»

Всё, что русский люд испокон веков

На бересте чертал глаголицей,

Полетело мохом в гортань костров,

Осенённых царьградской троицей.

И сгорели в книгах берестяных

Дива дивные, тайны тайные,

Заповедный голубиный стих,

Травы мудрые, звезды дальние.

(И.Кобзев)

Продолжение далее>>>

ГЛАГОЛИЦА ПЕРЕДАЁТ СОКРОВЕННЫЕ ЗНАНИЯ

“ Азъ — Я от имени всевидящего (начертание парящей птицы, руна Ансуз)

Боукы — Буквы (на буковых дощечках)

Веде — Знания

Глаголъ — Рассказываю, передаю

Добро — Польза, ценность

Есть (есте) — есть (3-е л. ед. ч. от глагола “быть”), иметь, имеет

Я буквами знания передаю, пользу имеющие

Живйте — Живите

Зело — «s,Z» звонкое «ц» звучание похоже на Цело и

Дело (дзело)- крепко, целостно, ревностно (зелот — ревнитель, укрепитель), богато (целковый — тоже от слова Zело, не зря этой буковой доллар обозначили). А во Всеясветной Грамоте это символ зла(!) видимо в продолжение утверждения, что деньги, богатство и процветание — зло

Живите крепко, целостно, ревностно, богато

Земля — Планета Земля и другие Планеты

Иже — также

i с двумя точками- с ними

Дерьвь — деревья, растения

Како- подобны

Люди- людям

Земля (планеты) также и Деревья, растения подобны людям

Мыслйте — Осознайте

Нашъ — наш

Онъ (оный)- единый, общий

Покой — покой, основа существования (покоиться, основываться на…)

Осознайте нашу единую основу существования

Рцы- Произноси

Слово- слово

Твердо — твердь, твердыня, материя

Изречённое слово материально

Укъ(оук)- Сосредоточить, укрепить

Фретъ, ф(ъ)ретъ(живая Фита, живая спора)- семя, энергия жизни

Херъ- сакральная чакра

Укрепи семя в сакральной чакре

Оть- Оттуда

Цы (ци, цти) — энергия

Чреве (не «черве»как в кирилице)- живот

Оттуда подними энегию в живот

Ш(т)а — Чтобы

Ща (удлиннённая вертикальная черта в центре)- Щит, также три силы, центральная — связь с землёй (поза с поднятыми руками)

Еръ (ъ) — отделить, разделить

Ыры — сильное, грубое, тяжёлое

Ерь (мягкий знак) — слабое, тонкое, лёгкое

Юс малый, Юс большой, Юс малый йотированный, Юс большой йотированный (носовые звуки — э, о, е, ё) мантра (?)

Чтобы объединив три силы, отделить грубое от тонкого

Ясъ — Свет, ясность

Ять (яти)- постичь, иметь

Пси — психическая энергия

Фита (спора)- способность, умение, результативность (пример: спорый человек, дело спорится)

Ижица — (напоминает веретено с намотанной пряжей или косую «галочку»)Накопление (воплощение)

Свет постигнешь психической энергии накопления (воплощения )

Похоже на друидов, кавказскую и египетскую йогу, «Изумрудную Скрижаль» Гермеса, алхимические трактаты

Да, вот ещё интересно…

Сейчас начертание «Херъ» похожее в глаголице на мужской оплодотворяющий орган (собственно, религия Рода в древние века и почиталась) называется мягкий знак (!?) мало того, Херъ стали обозначать косым крестом, а во «Всеясветной грамоте», расшифровывают Херъ как «Икс-хромосома, женское начало») — истинное распятие мужского начала на Руси.

Какой-же ХЕРЪ женское начало, спросить-бы у автора, тем более он и писался абсолютно как мужское. Извиняюсь за фрейдистский уклон.

Что ещё насчет глаголицы и кирилицы. Кирилица, похоже, намеренно была создана вслед за глаголицей для сокрытия знаний, которые передали непосредственно высшие боги (Аз Боги Веды Глаголь)

Глаголица была распространена более у западных славян, поскольку Римская католическая церковь была лояльна к глаголице, а Византийская за неё преследовала.

В кирилице также заменили числовые значения букв (цифры раньше писали буквами с чертой сверху), что повлекло за собой путаницу и искажение истории

Первая буква глаголицы есть крест, альфа, а последняя буква — есть круг, омега. Все другие глаголические буквы графически укладываются в модель между первым и последним буквенными знаками. …

Апокалипсис св. Иоанна Богослова даёт символический ориентир — Альфу и Омегу: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец… Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний…

Альфа и Омега суть буквы, символы. Между Альфой и Омегой развёрнут Алфавит, символ символов. Алфавит — своеобразный ковчег для Слова. И одновременно он есть постав, постановление, закон, и ни одна буква из закона не должна пропасть. «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт.»

В нашей кириллице Омега — далеко не «конец», за Омегой следуют 5, 6, 7,… 19 букв. В разных источниках разное количество следований. В Букваре, составленном Иваном Федоровым в 1574 году за Омегой следуют пять букв, в Энциклопедии русского языка под редакцией Ф.П.Филина — девятнадцать. В этом же словаре (Москва, 1979) на вклейке с фотографией иконы св. Кирилла и Мефодия из церкви Святого Воскресения в Софии, на свитке с изображением славянской азбуки Омега обнаруживается в предпоследнем ряду над ижицей…

Вообще, завершить славятскую азбуку ижицей — это что-то. Не ересь ли это?

«Ни одна черта или ни одна иота не прейдет из закона, пока не исполнится все.» Однако через Омегу — переступили. Буквально. Значит, всё — исполнилось. Символически.

Ведь нельзя же допустить, что равноапостольные Кирилл и Мефодий не знали Откровения св.Иоанна Богослова.