Клобуков монастырь кашин

Николаевский Клобуков женский монастырь
г. Кашин, Тверская обл., ул. Смычка, д. 6
карта
официальный сайт ©

Вот уже шесть с лишним веков стоит на тверской земле, в древнем городе Кашине, Николаевский Клобуков монастырь, давший миру нескольких подвижников высочайшего благочестия. Ныне, после десятилетий разрухи и богоборческих гонений, он, восставший буквально из пепла, вновь несет миру слово Истины.

Вид на Николаевский Клобуков монастырь в Кашине.

  • О монастыре
    • История монастыря
    • Город Кашин и его летописцы
    • Святые и подвижники
      • Святая Анна Кашинская
      • Святое семейство Михаила Тверского и Анны Кашинской
      • Макарий Калязинский
      • Схимонах Сергий и Схимонахиня Марфа
      • Иеромонах Дионисий
      • Схиигуменья Стефанида
    • Храмы и постройки
      • Троицкий собор
      • Покровская надвратная церковь
      • Алексеевская церковь
      • Другие монастырские постройки
      • Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Кашине
    • Чудеса
    • Святыни
    • Златошвейная мастерская

* Примечание: Другие названия монастыря, встречающиеся в Интернете и в разговорной речи:

  • «свято-николаевский клобуков монастырь»
  • «никольский клобуков монастырь»
  • «свято-никольский клобуков монастырь»
  • «клобуковский монастырь»
  • «каблуков монастырь»
  • «каблуковский монастырь»
  • «коблуков монастырь»
  • «коблуковский монастырь»

До 1930 года в соборе хранились мощи Святой благоверной великой княгини и инокини Анны Кашинской.

Святая благоверная великая княгиня Анна родилась в конце ХIII века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия. Промыслом Божиим ей, дочери Ростовского князя и супруге великого князя Михаила Тверского, предназначено было испить горькую чашу страданий и стать утешительницей горя народного, известной в истории как «Анна, Кашинская чудотворица».

Княгиня Анна — правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского (Василька) и внучка святого князя Михаила Черниговского, принявших в Орде мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Она выросла в страхе Божием, в умилении перед родственниками — мучениками за веру. Благоверная княгиня Анна всей своей многострадальной жизнью несла подвиг праведной женственности — целомудрия, безусловного послушания воле Божией, беззаветно-кроткой покорности и верности мужу, а затем — подвиг безутешного вдовства, украшенный монашеским чином.

Господь благословил ее брак четырьмя сыновьями и дочерью, умершей во младенчестве. В эпоху монголов жизнь благоверных княгинь была тяжела: беспрестанное чувство тревоги, неуверенности в будущем, опасения за жизнь князя, детей, за родную землю. Княгине Анне не раз приходилось провожать мужа в походы, оплакивая его, как перед смертью.

В 1318 году князь Михаил отправился в Орду, чтобы отвратить нашествие татар, которое должно было принести разорение всей Тверской земле. Княгиня Анна знала, что он идет на верную смерть, но как истинная христианка благословила его в этот путь. Христианская разлука князя Михаила и княгини Анны, когда он сознательно на подвиг шел, а она волю Божию принимала и на страсти провожала, навсегда осталась в народной памяти красотою веры и супружеской любви. Святой князь Михаил Тверской был замучен в Орде. Только через год получила Анна нетленное тело своего князя.

По кончине мужа скорби княгини Анны умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын — великий князь Тверской Димитрий «Грозные очи». В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан разгромил Тверь. Княгине Анне со снохами и внуками пришлось долго скитаться, пока сыновья ее были в бегах. В 1339 году князь Александр и его сын Федор были убиты в Орде. Испытания следовали одно за другим, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Анна вынесла все. Измученная горем, она приняла монашество, уже, будучи старицей, после гибели сына Александра и внука Федора — крайнего предела своих страданий. «В женском естестве мужескую крепость имела еси» — так ублажает Церковь святую Анну за ее душевную стойкость. По просьбе своего любимого сына Василия княгиня Анна перебралась в его удел, в город Кашин, в специально для нее построенный Успенский монастырь.

Анна-инокиня — любимый народом образ настрадавшейся русской женщины, которая, как обычно бывало в Древней Руси, обрела, наконец, за монастырской стеной покой в Боге. 2(15) октября 1368 года она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. Так закончилась многострадальная земная жизнь великой княгини Анны.

После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. 21 июля (3 августа) 1649 года были обретены ее нетленные мощи, а 12(25) июня 1650 года княгиня Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Мого имя АнныКашинской в своих целях. В 1909 году, 12(25) июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.

Благоверная княгиня Анна является покровительницей семьи, ее благополучия, умирительницей раздоров и неурядиц.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Святой благоверный князь Михаил Тверской

Родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября). При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кон-чаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. «Отче, — сказал святой, — много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи».
В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил «к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава. Нет, воля Господня да будет».

По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: «Князь Михаил — святой, невинно убитый». Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.
Увидев икону святого благоверного Михаила, он клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник – святой Михаил.

Сретенский монастырь на Тверской земле

В отличие от других великих христианских праздников, в честь которых на Руси возводились храмы и устраивались монастыри, событие Сретения Господня практически не отражено в русской церковной архитектуре.

Сретенский монастырь в Москве

Так, например, знаменитый Сретенский монастырь Москвы был основан вовсе не в честь этого праздника, как может показаться несведущему человеку. Посвящен он встрече в 1395 году митрополитом Киприаном чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, во время нашествия на город Тамерлана. После совершенного молебна перед иконой произошло чудо: без видимой причины хан повернул от стен Москвы обратно. Этому событию и посвящен монастырь.
Одной же из самых известных обителей, посвященных именно двунадесятому празднику, является Сретенский монастырь города Кашина в Тверской области.

По преданию, эта обитель была основана еще в начале XV века. Упоминаемая эпоха была временем, когда Тверское княжество вместе с принадлежащими ему городами и селами упорно боролось за свою независимость сразу с несколькими соперниками: Золотой Ордой, Московским княжеством и – частично – с Литвой. Первое же документальное свидетельство о монастыре связано с жалованной грамотой великого князя Тверского Бориса Александровича (ок. 1398–1461), в которой основание обители приписано его брату, князю Георгию Александровичу (?–1426). Из этой грамоты следует, что князь Георгий основал монастырь на том месте, где его из военного похода встретила супруга Анастасия. Она сообщила князю, что у них родился сын Иоанн. Воодушевленный удачным походом и радостной вестью, князь повелел основать на месте встречи с женой женскую обитель в честь Сретения Господня.
После этой эпохи информации о монастыре практически нет. Известно, что во время Смуты XVII века он был полностью разрушен интервентами. Его восстановлением занималась Дорофея Ладыгина из княжеского рода Коркодиновых (1549–1629). После смерти своего супруга она ушла в эту обитель и весь остаток жизни занималась ее благоустройством. Дорофея скончалась в 1649 году в возрасте 80 лет. Вскоре на ее могиле начали происходить чудеса исцеления, что сделало ее почитаемой в народе. В дальнейшем одной из настоятельниц монастыря был чудесным образом написан ее портрет. По преданию, настоятельнице явилась сама Дорофея с повелением написать этот образ. В итоге она стала местночтимой святой.

Женский Сретенский монастырь. Часовня, где покоятся мощи прав. Дорофеи. Фото Прокудина-Горского С. М. 1910 г.

Гораздо больше сохранилось информации об основных постройках Сретенского Кашинского монастыря.
Так, в 1630 году в обители был возведен деревянный шатровый соборный храм, чуть позже – церкви Анастасии Римлянки и Рождества святого пророка Иоанна Предтечи, а также шестигранная шатровая звонница.

Женский Сретенский монастырь в Кашине. Вход в дом, где жила великая княгиня Елизавета Федоровна в 1909 году.
Фото Прокудина-Горского С. М. 1910 г.

Первый каменный собор в честь праздника Сретения Господня был возведен в 1688–1692 годах на площади с двумя прилегающими к ней прудами. Он был построен ктиторами (попечителями) дьяконом Василием Бреховым и окольничим Федором Зыковым. В 1693 году была возведена также и каменная колокольня. По архитектуре Сретенский собор представлял собой бесстолпный четверик с сомкнутым сводом. Здание было декорировано поясом кокошников и завершено пятью декоративными главами. По бокам находились два придела. Позднее собор неоднократно перестраивался и обрастал различными архитектурными слоями.
В 1790 году при здании были построены теплая (зимняя) церковь-трапезная, а также четырехъярусная колокольня с небольшим шпилем. В 1890–1891 годах Сретенский собор масштабно реставрировался в последний раз. Руководил реставрационными работами инженер Федор Малиновский.
В целом же весь архитектурный ансамбль обители рос постепенно. Например, известно, что наибольшее число построек на его территории было возведено в XIX веке.

***

К сожалению, до наших дней дошла лишь самая малая часть некогда крупного комплекса.
Частично сохранилась Входоиерусалимская церковь (1777–1789), которая, правда, стояла вне стен монастыря. После революционной смуты 1917 года ее закрыли, а в 1936 году в здание переехал историко-археологический музей – благодаря этому и удалось сохранить церковь. Также частично сохранились еще некоторые здания – например, настоятельский корпус и кельи.
Что касается святынь Сретенского монастыря, то в свое время в нем находились: образ святого Георгия (дар князя Георгия Кашинского при основании обители), греческая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», чудотворная икона Богородицы «Страстная», а также образ Благовещения Пресвятой Богородицы.


Известно, что в 1909 году Сретенский монастырь посетила основательница Марфо-Мариинской обители Москвы святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918). Визит Елизаветы Федоровны был связан с повторным прославлением известной святой Тверской земли – благоверной княгини Анны Кашинской. В те дни Елизавета Федоровна регулярно посещала церковные службы, при этом стараясь ничем не выдавать своего высокого положения. Однажды она пришла в Воскресенский собор монастыря под видом обычной богомолки, в черных одеяниях, так что ее никто не узнал.
В дальнейшем великая княгиня приняла мученическую кончину: в ночь с 17 на 18 июля 1918 года она была сброшена в шахту Новая Селимская недалеко от города Алапаевска. В 1992 году Елизавета Федоровна за свое бескорыстное служение людям в Марфо-Мариинской обители и за мученическую кончину была прославлена в лике святых Русской Православной Церкви.

24 сентября (07 октября) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…
Мученик Петр Алеут

Память 24 сентября (Амер.) и в Соборе первомучеников Американских (Амер.)
Алеут с острова Кодьяка, был крещен с именем Петр.
Сведений о жизни св. Петра имеется относительно немного. Место и год рождения, а также из какого он происходил народа, доподлинно неизвестны. Есть предположение, что Чукагнак (имя до крещения) родился на Кадьякских остр-х, бывшей тогда территорией Русской Америки. Большую часть местных жителей составляли алеуты, поэтому русские так называли все население.
Стоит напомнить на этих островах с кон. XVIII в. довольно успешно действовала Кадьякская духовная миссия. Предположительно, будущий святой был одним из учеников прп. Германа Аляскинского и принял крещение с именем Петр.
Свою жизнь святой Петр Алеут окончил мученически. Произошло это так. В 1812 г. в 80 км. от Сан-Франциско (Сев. Калифорния), в стратегически выгодном месте, русскими было основано поселение под названием форт Росс. Здесь работала компания, занимающаяся охотой на морских животных. Это место также попадало в поле зрения испанских колонизаторов. В 1815 г. неподалеку от поселения работала группа из 14 алеутов. В непогоду их плавательные суда причалили у залива Сан-Педро, где они попали в плен к испанским военным.
По одной из версий невольники были переданы иезуитам. Другая версия рассказывает, что алеуты были переданы в руки францисканцев. Захватчики принуждали пленных принять католичество. Однако алеуты показывая свои крестики, отвечали, что уже крещены и не хотят принимать другую веру. Пленных попарно заточили и мучали без пищи и воды. Святой Петр был заключен вместе с алеутом Иваном Кыглаем, ставшим свидетелем его мученического подвига.
На очередном допросе, Петру стали отсекать поочередно суставы пальцев ног. Петр твердо переносил муки и повторял, что не поменяет своей веры. После этого ему отсекли по очереди суставы пальцев на руках, а далее – ступни ног и кисти рук. От большой потери крови мученик преставился.
На следующий день пленных переслали в другое место и они спаслись.
В 1819 г. Кыглай сбежал из плена и добрался до Новоархангельска. Его рассказ о мученичестве Петра был передан прп. Герману. Выслушав историю, святой встал и, осенив себя крестным знамением, произнес: «Святой новомученик Петр, моли Бога о нас!».

Прославление Петра Алеута было совершено Американской Церковью в 1980 г. Зарубежная Церковь почитает святого в Соборе первых мучеников Американской земли.
В честь мученика Петра на Северо-Американском континенте построено ряд церквей.
Преподобная Дорофея Кашинская

СКАЗАНИЕ О ЖИЗНИ МОНАХИНИ ДОРОФЕИ ЛАДЫГИНОЙ, СПАСАВШЕЙСЯ В КАШИНСКОМ СРЕТЕНСКОМ ДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ
Для нравственной характеристики Сретенского монастыря нам следовало бы изобразить подвиги игумений и монахинь, которые имели бесспорно благотворное влияние на горожан и окрестных жителей в течение всей истории обители. Однако же, к сожалению, нет достаточных источников, из которых можно было бы почерпнуть подробные сведения об описываемой обители. Усердие и расположение к ней князей, царей и окрестных жителей, доказываемые значительными вкладами, позволяют заключить, что им, без сомнения, предшествовали и были побуждением известность добродетельной жизни инокинь Сретенского монастыря. Так, в число их вступали лица высшего сословия, например, упоминаемая в описи 1668 года в числе стариц княгиня Анна Шехонская и др., и таких инокинь было немало и впоследствии, — только до нас не дошли сведения о их жизни и подвигах. Имена почивших о Господе сестер этой обители остались на листах древних синодиков для вечного поминовения в роды родов, и, конечно, многие из них записаны в ту великую «книгу жизни», которая будет некогда прочитана в слух неба и земли.
В ряду упоминаемых в описях древних инокинь следует отметить достославную казначею, позже схимонахиню Марфу Анисимову из дворянского рода Баскаковых. Она весьма много послужила обители своими приношениями, сделав первый вклад в 30 р. и 100 четвертей ржи и второй в 50 р, и 50 четвертей ржи; строгими подвигами примерно-благочестивой жизни заслужила глубокое уважение современников и доселе осталась памятною местным жителям. В 1700 г. она погребена в Кашинском Клобукове монастыре, где подвизался и погребен супруг ея, схимонах Сергий (1670 г.).
Из позднейшего времени достопамятна Екатерина Головачева по своей строгоподвижнической жизни; она пожертвовала все свое имущество на устройство в обители храма во имя Пресвятой Троицы над св. вратами, и по освящении его (в 1794 г.) приняла пострижение с именем Елисаветы (1822 г.), причем в иночестве отличалась совершенною нестяжательностью, кротостью и даром прозорливости; могила ея находится около придельного алтаря теплой церкви Святителя и Чудотворца Николая.
Известны по благочестивой жизни также игуменьи: Палладия Волкова, Антония Мезенцова и другие. В ряду этих и других подвижниц различных времен мы считаем нравственным долгом при описании Сретенского монастыря остановиться с некоторою подробностью на изображении высокоподвижнической жизни благоговейно издревле и доныне почитаемой схимонахини-молитвенницы Дорофеи.
Подвижница Дорофея родилась в 1549 г. и происходила, вероятно, из рода князей Коркодиновых, но какое имя ее было до монашества, неизвестно; по преданию имя се Дорофея. Она была в замужестве за Федором Ладыгиным и имела сына Михаила, род которого вписан им в старинном монастырском синодике. Достойно замечания, что как рождение ее было в благополучное время царствования Иоанна Грозного, до известной печальной перемены в его характере и жизни, так и кончина ее последовала в мирное царствование Михаила Федоровича Романова. Между тем вся жизнь монахини Дорофеи, начиная с двенадцатилетнего возраста, протекла во время самых ужасных государственных переворотов и крамол, страшного голода от неурожая и мора, которые снова сменились на Руси внутренними смятениями и внешними войнами. Тогда в одной Москве погибло около полумиллиона жителей; заметно сократилось население и благосостояние многих заметно уменьшилось в России с весны 1601 и до 1603 г. Почти вслед за ужасной карою небесной поляки и литовцы в так называемый период самозванцев и междуцарствия вторглись в пределы нашего Отечества и едва не сокрушили его вконец. Кашин, как выше сказано, был разорен и опустошен огнем и мечом. Сохранившийся в монастырском архиве синодик XVII века пополнился за этот бурный период именами героев, мужественно павших на поле брани с врагами. В числе убиенных значится и имя Федора Ладыгина, который, вероятно, при защите Кашина пал от руки врагов.
И вот, потеряв земное счастье после кончины любимого супруга, видя невыразимые бедствия Отечества, Дорофея, пораженная глубокою скорбью, решила оставить мир и стала в молитвах и подвигах искать не земного и временного счастья, столь часто омрачаемого различными и тяжкими злоключениями, но небесного и вечного.
По внушению Божию она избрала себе мирное спасительное убежище в только что опустошенном Сретенском монастыре. Сколько трудов, лишений, терпения и неимоверных подвигов предстояло вынести ей при вступлении в эту обитель! Устроив среди ее развалин убогую тесную келию, Дорофея посвятила себя здесь молитве, послушанию, посту и другим святым подвигам, в которых и провела около двадцати лет. В то же время она старалась помогать всем бедствуюшим и скорбящим жителям города и окрестностей: число же нуждавшихся лиц было весьма велико. И словом утешения, и сердечною ласкою, и денежными пособиями она старалась всякому подать милость, всякого ободрить и восставить в это удручающее всех время.
Все, что осталось у нее по смерти мужа, Дорофея или обратила на восстановление обители, или раздала нуждавшимся. Ей самой ничего не нужно было, кроме молитвы, слез и подвигов. Привыкшая жить среди богатства и обилия, она теперь не знала, где найти себе и хлеба насущного, и должна была терпеть всякого рода лишения и нужды. И она при помощи Божией все терпела, все выносила благодушно, с твердою верою в Промысл Божий. В своей однооконной келии она желала иметь сокровенное место от людей, чтобы плакать, молиться и воздыхать пред Господом Богом день и ночь во спасение себя и ближних, молиться за убиенного на поле брани супруга своего, за опустошенный город и об устроении святой обители. Она искала одного — самых трудных и скорбных подвигов для очищения души своей от грехов и приготовление себя к блаженной вечности.
И Господь, видимо, услышал ее теплые молитвы о восстановлении Сретенской обители. Вскоре же после поселения Дорофеи на печальных развалинах, они огласились духовным ликованием прежних сестер, которые, по миновании опасностей от врагов, мало-помалу возвратились в обитель. Слух о высокой духовной жизни ее и делах милосердия привлек в обитель и многих других дев и жен, искавших спасения своей душе. Таким образом, восстановлена была обитель: собралось достаточно сестер — нужна была игумения. Но та, которая своими неисчислимыми трудами и подвигами, своими пожертвованиями воссоздала Сретенский монастырь, чужда была внешних почестей и славы: по глубокому своему смирению она не желала быть настоятельницей и решительно отреклась от столь высокого звания, предпочитая в звании инокини продолжить свою подвижническую жизнь. И во всю жизнь свою эта монахиня служила для всех примером трудолюбия, терпения, самоотвержения, крепости и пламенной надежды на Бога. Напоминая всею жизнью древних христианских подвижниц, около 20 лет она подвизалась в Сретенской обители, в которой в 1615 году приняла схиму. Накануне Дня преподобного Сергия, 24 сентября 1629 года, последовала блаженная кончина восьмидесятилетней Дорофеи, которая с того времени предстала пред Господом с горящим светильником пламенной любви к Нему и с елеем добрых дел для ближнего. Она перешла от смерти в живот, уготованный всем любящим Бога, и из земной обители в небесную, где имеет большое дерзновение молиться пред Всевышним. Подвижнические останки блаженной Дорофеи погребены близ Сретенского соборного храма, на северной стороне. Над могилою ея положен был памятник из белого камня, обтесанный наподобие колонны, длиною около 2,5 аршин, толщиною в диаметре около 7 вершков. На памятнике признательностью обители или родных сделана следующая надпись славянскими буквами: «ко 29 году (7129) месяца сентемврия представися раба Божия смонахиня Дорофея Феодоровская жена Лодыгина, а жила осемьдесят лет». Замечательно, что этот памятник, пребывавший на земле без покрова, остался неповрежденным и доселе сохранил надгробную надпись почти в совершенной целости.
Славное имя и подвиги схимонахини Дорофеи представляют самый светлый образ истории Сретенского монастыря. В течение 263 лет после блаженной кончины подвижницы память об ее святой и богоугодной жизни преемственно и твердо жила в памяти сестер обители, и доселе живет среди граждан г. Кашина и жителей его окрестностей. Пример ее высокодобродетельной жизни и в наше время может служить для инокинь ближайшим руководством на пути нравственного преуспеяния, а молитвы пред Господом признаются действенными.
В обители было записано немалое количество достоверных случаев, когда притекающие к могиле Дорофеи, с верою обращаясь к молитвенному предстательству пред Всевышним, получили и получают свыше благодатную помошь и исцеление от различных недугов. Мы приведем здесь на память знаменательные видения из жизни игумении Антонии из брошюры «Каш. Срет. монастыря игумения Антония Мезенцова». По убеждениям крестном матери согласившись переместиться из Суздальского монастыря в Кашинский девичий монастырь, двадцатидвухлетняя Александра (в мире) глубоко скорбела о лишении первой обители своей, в которой блаженно почивают мощи благоверной княгини Софии (многострадальной жены Грозного, в мире Сусанны), в предположении, что новая для нее обитель лишена таковой благодати. И вот после ночной слезной молитвы увидела она во сне, что входит в св. врата Сретенского монастыря в Кашине, дотоле ей незнакомого, и по причине большого стечения народа не может войти в монастырь. После многих усилий она, наконец, вошла и, удивляясь необыкновенному стечению богомольцев, спросила окружающих о причине; ей ответили, что открывают мощи преподобной Дорофеи, о которой до того времени она не слыхивала.
Это видение прекратило горесть души Александры Мезенцовой и успокоило в той уверенности, что и в Сретенской обители почивает праведница, и не без воли Божией совершается ее перемещение сюда. С тех пор, питая особенное благоговение к этой подвижнице, матушка Антония всем сердцем желала каким-либо особенным образом выразить почтение к памяти ея. Приезжая к досточтимому Угличскому старцу о. Петру, она не раз слышала от него укорительные слова: «Дорофее-то у вас чести нет!» Это глубоко печалило Антонию, и вот однажды она спросила, что нужно сделать, чтобы почтить ее? Он отвечал резко и решительно: «Ставь часовню!» После того летом в 1857 г. игумения соорудила часовню из железа с покровом из белой жести, и эта часовня стояла до 1870 года, когда по благословению Тверского владыки Филофея была построена новая, в 9 аршин, каменная часовня, иждивением А. Вапчаковой. Внутренность этой часовни была украшена святыми иконами, а над могилою схимонахини Дорофеи поставлен продолговатый столик, покрытый пеленою с крестом, на которой имелась надпись: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится». (Пс. III, 6-7). Здесь совершалось чтение Псалтыри и горела неугасимая лампада пред благолепною иконою Владычицы Милостивой, которая высоко чтима была в обители, и многие из сестер и богомольцев получали от нее благодатную помошь. В день празднования иконы 12 ноября в часовне после литургии торжественно совершаелся водосвятный молебен; здесь же два раза в году — 24 сентября, в день представления Дорофеи, и 6 февраля, в день ее тезоименитства, отправляли соборные панихиды.

(Сретенский женский монастырь. Часовня, где под спудом покоятся мощи Пр.Дорофеи. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома Район Волги», разорена в годы лихолетия как и сам монастырь)
Существовало изображение, на котором подвижница представлена в виде схимонахини, держащей в правой руке деревянный крест и восковую заложенную свечу, а в левой, на которой висит подобранная мантия, дымящееся кадило. Изображение это принадлежит искусной кисти игумений Антонии, которая по бывшему ей в 1848 году чудному видению схимонахини, вышедшей как бы из северных дверей алтаря Троицкого храма (во время утренних кафизм) по окончании богослужения бегло в своей келии набросала карандашом на бумаге виденную схимонахиню, которую сочла за подвижницу Дорофею, постоянно призываемую ею в молитвах. Впоследствии она написала это изображение в том же самом виде, во весь рост, па холсте масляными красками. Глубоким почтением блаженной Дорофеи объясняется пламенное желание игумении иметь место вечного упокоения близ ее останков и оно было выполнено по смерти игумении: подвижническое тело ее в этой часовне, против иконы Господа Вседержителя погребено на том самом месте, которое она ранее указала. В юго-западном углу этой часовни покоились тела благотворителей монастыря И. и А. Ванчаковых (Исторический очерк. Кашинский Сретенский монастырь, 1909 г.).
(Сочинения Прудникова, 1858 г. Петербург.)
Преподобный Феодосий Манявский, игумен
Память 24 сентября (Укр.), 24 июня вместе с прп. Иовом Манявским (Укр.-Конст.) и в Соборе Галицких святых
Наследовал преподобному Иову (Княгиницкому) как второй игумен Манявского скита. Скончался 24 сентября 1629 года и был погребен в Манявской обители.
Был прославлен решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 8 марта 1994 года в лике преподобных. Торжество прославления состоялось 14 марта того же года.

Воскресенский кафедральный собор в Кашине

Деревянный храм существовал на территории Кашинского кремля уже в конце XIV века, но нынешний каменный собор построен позже. Восточная часть с пятью главами появилась в конце XVIII века, а в середине XIX к храму пристроили теплую церковь с колокольней. Ансамбль соединяет черты классицизма и барокко. Внутри находился грандиозный 9-метровый иконостас, так называемый «Кашинский чин», о котором ходили легенды: якобы он был передан в Кашин из Успенского собора Московского кремля, а часть икон принадлежали кисти Рублева.

Ныне сохранившаяся часть икон находится в музеях, а закрытый в советское время собор вновь стал действующим лишь в 2009 году. Центральная часть требует серьезной реставрации, для богослужений открыт Николо-Васильевский придел на втором этаже колокольни. Можно подняться и на смотровую площадку, посмотрев на город с 70-метровой высоты.

У входа в собор установлен памятник святой благоверной княгине Анне Кашинской, которая постриглась в монахини после гибели в Орде мужа, Михаила Тверского, сына и внука.