Княгиня Александра Петровна

Царственная инокиня

Она родилась во дворце и окончила дни земной жизни в скромной монашеской келье. Знала горечь клеветы и сладость исполнения евангельской заповеди о служении страждущим. Испытала тяготы тяжелого увечья и радость чудесного исцеления. А основанный ею в Киеве Покровский монастырь оставался местом веры и молитвы и в самые тяжелые годы воинствующего безбожия. Преподобная Анастасия, в миру великая княгиня Александра Петровна Романова, урожденная принцесса Ольденбургская (1838–1900).

11/ 24 января – в день прославления – чтится память этой святой.

Преподобная Анастасия Киевская

«Княжий» монастырь

Так называли до революции 1917 года Киевский Покровский монастырь – уникальную обитель. Некогда она занимала весьма обширную территорию в Лукьяновке на склоне живописной Вознесенской горы. Сейчас Лукьяновка – один из престижных центральных районов города, а в годы основания обители это была киевская окраина. Это место и облюбовала для монастыря великая княгиня Александра Петровна Романова, урожденная принцесса Ольденбургская, правнучка императора Павла I.

В то время великая княгиня, пережив семейную драму – разрыв с супругом, великим князем Николаем Николаевичем, тяжело болела: не могла ходить. Она долго и безуспешно лечилась за границей, наконец приехала в Киев. Обосновавшись в Липках, молилась об исцелении преподобным Киево-Печерским.

Блаженный Феофил Киевский предрек: здесь “царственной женой” создастся “княжий монастырь”

В 1888 году Александра Петровна стала подыскивать в окрестностях города место для создания обители, которая сочетала бы молитву и широкую благотворительность. Предание повествует, что там, где теперь стоит монастырь, был сад некоей Феодосии Дидковской. В том саду любил молиться блаженный Феофил Киевский († 1853), Христа ради юродивый. Он и предрек в свое время, что на месте этом «царственной женой» создастся «княжий монастырь». Приобретая шесть десятин земли у Феодосии Дидковской, великая княгиня не знала о предсказании блаженного Феофила. К тому времени и сама хозяйка забыла о пророчестве старца и не осознавала, что исполняет его слова, а вспомнив, рассказала об этом великой княгине. Та пришла в неописуемое изумление и отслужила на могиле преподобного Феофила панихиду (угодник причислен к лику святых в 1993 г.).

В 1889 году монастырь был открыт. И через некоторое время здесь же произошло чудесное исцеление его основательницы. Она стала ходить, после чего приняла тайный постриг с именем Анастасия. И всю себя посвятила обители и благотворительности: при монастыре были школа, мастерские, приюты, и самое главное – открыта лечебница с наисовременнейшим по тем временам медицинским оборудованием и высокопрофессиональным врачебным персоналом.

Киев. Храмы Покровского монастыря. Слева — Никольский, справа — Покровский. 1910-е г.г.

Это одно из удивительных по красоте и ландшафту мест, где кажется, что время остановилось. За высокой стеной монастыря шумит старинный Киев, а здесь благодатная тишина, напоенная молитвой покровских насельниц, которая не прекращается почти 125 лет. Лишь в период атеистического безумия монастырь был закрыт на 17 лет. Но покровские матушки продолжали жить вблизи обители, посещали могилу великой княгини, где под большим белым крестом теплилась неугасимая лампада. Обитель была возобновлена в 1942 году. Здесь же разместили и госпиталь для воинов Советской армии. После войны монастырь не закрыли, правда, теперь он занимал не всю свою некогда весьма обширную территорию с корпусами медицинских клиник и других богоугодных заведений.

Покровский монастырь до 1992 года был одним из двух действующих в древнем Киеве

Покровский монастырь до 1992 года был одним из двух действующих в древнем Киеве. Печерская Лавра с 1961 года была закрыта, после революции упразднили десятки других обителей города и его предместий. Но Покровская обитель жила. Она стала любимым местом православных, в том числе и киевской интеллигенции, тайно исповедовавшей свою веру. В 1980-х и начале 1990-х здесь служили известные киевские священники и духовники – протоиереи Михаил Бойко и Феодор Шеремета. Они многих крестили и венчали тайно.

Об истории обители и о жизни ее царственной основательницы в то время мало кто знал. И лишь после распада Союза стали собираться материалы о жизненном подвиге великой княгини Александры Петровны Романовой.

Страницы жития

Великая Княгиня Александра Петровна Покровский монастырь издал несколько книг, рассказывающих об этой удивительной женщине, прожившей непостижимо трудную жизнь, посвященную Христу, увенчавшуюся великими подвигами милосердия, молитвы и святости.

«В миру Александра Петровна Романова, в протестантском крещении Александра Фридерика Вильгельмина, родилась 21 мая 1838 года в Санкт-Петербурге, – читаем в ее житии. – Ее отец, принц Петр Георгиевич Ольденбургский, видный российский военный и государственный деятель, член Российского Императорского Дома (сын великой княгини Екатерины Павловны, племянник Николая I), был также выдающимся филантропом, основателем и попечителем Императорского училища правоведения, стоял во главе дела женского образования в стране, был почетным членом различных ученых и благотворительных обществ, попечителем Киевского дома призрения бедных, покровителем Глазной лечебницы. Помогая отцу, Александра сама с юных лет занималась благотворительностью: в Петербурге она основала Покровскую общину сестер милосердия, больницу, амбулаторию, отделение для девочек-сирот, училище фельдшериц. Активную работу великая княгиня вела в управляемом ее отцом Совете детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны.

“Сколько она делает добра и как она это делает – про то знают только ею облагодетельствованные…”

25 января 1856 года она перешла в Православие с именем Александра и вступила в брак с великим князем Николаем Николаевичем Романовым (старшим), братом императора Александра II. В этом браке родилось двое детей – великие князья Николай и Петр. Заключенный без любви, счастливым он не был и через десять лет фактически распался: великий князь, страстный любитель балета, в 1865 году увлекся балериной Екатериной Числовой, с которой открыто сожительствовал и которая родила от него пятерых детей. Теперь великая княгиня Александра, и ранее не любившая светское времяпрепровождение, полностью сосредоточилась на своей благотворительной деятельности. Князь Д.А. Оболенский в 1877 году так описывал ее: “Она является среди двора какою-то юродивою или блаженною. И она действительно такова, и это в ней неподдельно. При этом она не просто юродивая, а русская юродивая, со всеми инстинктами, вкусами и симпатиями самой простой русской женщины. Но сколько она делает добра и как она это делает – про то знают только ею облагодетельствованные. Все это представляется мне столь необыкновенным, что я готов думать, что в этом чудачестве есть что-то предзнаменательное”.

Князь не ошибся. Действительно, это “чудачество” немногие годы спустя вылилось в великий подвиг “живого монашества” – направления, получавшего тогда все более широкое распространение в стране и предполагавшего не только строжайшее следование иноческим уставам святых Саввы Освященного и Феодора Студита, но и практическое служение страждущему человечеству. Но перед этим великую княгиню Александру ждал новый удар: чтобы как-то оправдать свое легкомысленное поведение в глазах Александра II, Николай Николаевич публично обвинил жену в супружеской неверности. Виновником был назван духовник великой княгини – протоиерей Василий Лебедев, настоятель домовой церкви в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте” Николаевского дворца. Император не пожелал разобраться в случившемся и отказался принимать великую княгиню для объяснений. Под предлогом лечения он выслал княгиню за границу. А лечение действительно было необходимо: однажды во время поездки в карете лошади понесли и опрокинули экипаж, Александра Петровна получила тяжелую травму позвоночника, что впоследствии отразилось на ее здоровье: у нее отказали ноги. В 1879 году великая княгиня покинула Петербург, как оказалось, навсегда.

Во время болезни Полтора года она провела за границей, но кардинально поправить здоровье не удалось. Александр III, восшедший на престол после убийства народовольцами отца, разрешает ей вернуться в Россию. В письме к императору Александра Петровна писала о своем желании поселиться в Киеве: “Жить в Петербурге при моем тяжелом недуге и при настроении в нашем Доме, при моей слабости – гибельно… Единственная надежда на исцеление – это покойная жизнь. Пожить в Святом Киеве для меня было бы душевною отрадою…”

Возвращаясь на родину на пароходе, в июне 1881 года она сделала остановку у берега вблизи Афонской Горы. Побывать на Святой Горе великая княгиня не могла, так как женщинам посещение Афона запрещено. Но на пароходе княгиню навещали афонские старцы, в беседе с ними она укрепляла свои духовные силы.

В Киеве

“Живое монашество – вот знамя, которое столь дорого моему сердцу”

По возвращении из-за границы она арендовала дом в Липках – аристократическом районе Киева. Несмотря на интенсивное лечение, Александра Петровна по-прежнему не могла передвигаться самостоятельно. Прикованная к инвалидной коляске, она находила утешение в молитвах и чтении Псалтири, которую называла “источником вечного радования”. Проникшись идеей “живого монашества”, она писала в одном из своих писем: “Живое монашество – вот знамя, которое столь дорого моему сердцу. Никакие монашеские обеты и правила не мешают любить ближнего, как самого себя, служить болящим, питать неимущих”. На личные средства (50 000 рублей) она купила на Лукьяновке большую усадьбу площадью в шесть десятин, где в 1889 году основала Свято-Покровский женский монастырь.

Монастырь давал приют бедным женщинам, желавшим посвятить себя Богу и ближним. За каких-нибудь пять месяцев попечением великой княгини на территории монастыря была сооружена Покровская церковь, а вскоре здесь вырос целый городок. В первые же годы было создано множество богоугодных заведений: бесплатные лечебница, приют, амбулатория и аптека, церковно-приходская школа с общежитием для учащихся. Церковные, жилые, больничные и хозяйственные здания строились по проекту выдающегося киевского архитектора Владимира Николаева.

Уже в 1893 году вступила в строй бесплатная амбулаторная лечебница для неимущих, которая принимала до 500 больных в день и по своим размерам, удобству и оснащенности не имела равных во всей империи. Первые “фотографии лучами Рентгена” были сделаны в Покровском монастыре уже в 1896 году – год спустя после их открытия. Благодаря высокой квалификации врачей смертность при операциях составляла не более 4%, что было невероятно низким показателем для того времени. Александра Петровна сердечно относилась к врачам, по-матерински ободряла, помогала им и доверяла их профессиональному мастерству – в монастырской больнице ей самой сделали несколько операций.

Она ухаживала за лежачими больными, присутствовала на операциях, нередко даже ассистировала хирургам

Все это требовало огромных средств. Великая княгиня продавала свои драгоценности и вкладывала вырученные деньги в строительство и оборудование больниц. Еще во время строительства Александра Петровна поселилась в маленькой келье и облачилась в иноческое одеяние, несколько позже она приняла и иноческий постриг с именем Анастасия, но это стало известно лишь после ее смерти, после вскрытия ее духовного завещания. В кабинете великой княгини находился подарок отца – чудотворная Почаевская икона Божией Матери, перед которой она ежедневно молилась и получила исцеление: в монастырскую обитель княгиню привезли на тележке, а здесь она начала ходить. В благодарность за милость Божию княгиня сама ухаживала за лежачими больными, была при них сиделкой, присутствовала на операциях, нередко даже ассистировала хирургам при многочасовых операциях. Надзор за порядком в больнице, работой сестер, за питанием больных и их духовной жизнью также несла на себе “великая матушка”, как вскоре с любовью стали ее называть.

В 1894 году Синод решил к процветающему Покровскому монастырю присоединить Межигорский монастырь, пребывавший тогда в полном упадке. Благодаря усилиям царственной инокини и этот монастырь обрел второе рождение.

Посещение императора и закладка Николаевского собора

Преподобная Анастасия Киевская В 1896 году Николай II с супругой посетили “тетю Сашу”. Император пожертвовал крупную сумму на расширение больницы и распорядился ежегодно отпускать из казны 80 тыс. рублей на содержание монастыря. В присутствии царской четы был заложен величественный соборный храм во имя святителя Николая, эскизный проект которого подготовил Петр Николаевич, младший сын Александры Петровны. На средства, пожертвованные царем, в 1897–1898 годах было открыто также новое здание больницы и усовершенствовано медицинское оборудование.

“Великая матушка” была строгой постницей и молитвенницей. До 1894 года, когда состояние ее здоровья стало ухудшаться и ей самой потребовалась серьезная операция, она присутствовала на всех монастырских службах, сама читала шестопсалмие, часы, канон. Скончалась “царственная инокиня” после тяжких страданий в 1 час 20 мин. ночи с 12 на 13 апреля 1900 года, во вторник Светлой седмицы. Похоронили ее, согласно завещанию, на монастырском кладбище, на могиле установили простой каменный крест.

Несмотря на все катаклизмы и войны, которыми был так богат ХХ век на нашей земле, Свято-Покровский монастырь уцелел, сохранилась и могила “великой матушки”. Насельницы монастыря и многочисленные паломники свято чтят память инокини Анастасии, великой княгини Александры Петровны, принцессы Ольденбургской».

Прославление

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Журнал № 64 от 24 ноября 2009 г.) инокиня Анастасия († 13/26 апреля 1900 г.) была причислена к лику местночтимых святых.

Рака с мощами преподобной Анастасии

24 января 2010 года в Покровском монастыре прошли торжества по случаю прославления преподобной Анастасии

А 24 января 2010 года в Свято-Покровском женском монастыре в Киеве прошли торжества по случаю прославления основательницы этой обители – Анастасии (великой княгини Александры Петровны Романовой).

Чин прославления во время Божественной Литургии в Свято-Николаевском храме обители возглавил светлой памяти Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир († 5.07.2014).

Сегодня Николаевский собор Покровского монастыря переполнен. Архиереи, духовенство и киевская паства молятся преподобной Анастасии о мире в стране и прекращении междоусобной брани.

Александра Петровна

Александра Петровна

Имя при рождении

Александра Фридерика Вильгельмина

Дата рождения

2 (14) мая 1838 или 21 мая 1838

Место рождения

Санкт-Петербург

Дата смерти

13 (26) апреля 1900 (61 год)

Место смерти

Киев

Страна

  • Российская империя

Род деятельности

аристократка, благотворительница, впоследствии монахиня

Отец

Петр Ольденбургский

Мать

Терезия Вильгельмина Нассауская

Супруг

Николай Николаевич Старший

Дети

Николай, Пётр

Награды и премии

Медиафайлы на Викискладе

Эта статья — о персоне XIX века. О боярыне «инокине Анастасии» см. Захарьина, Ульяна Фёдоровна.

Великая княгиня Алекса́ндра Петро́вна (в иночестве Анастасия 1838, Санкт-Петербург — 1900, Киев) — супруга великого князя Николая Николаевича, сына императора Николая I, дочь принца Петра Георга Ольденбургского и принцессы Терезии Нассауской, правнучка императора Павла I. Основательница Покровского монастыря в Киеве. Прославлена 24 ноября 2009 года Священным синодом Украинской православной церкви (Московского патриархата) в лике преподобных как местночтимая святая Киевской епархии.

Ранний период жизни

Александра Фридерика Вильгельмина принцесса Ольденбургская родилась 2 (14) мая 1838 года в Санкт-Петербурге в семье Петра Георга Ольденбургского и Терезии-Вильгельмины Нассауской. Её отец, сын великой княгини Екатерины Павловны, находился на русской службе и имел российское подданство, с 1845 года — титул Императорского Высочества, пожалованный Николаем I. Принцесса Александра имела общего матрилинейного предка со своей будущей свекровью — императрицей Александрой Фёдоровной, супругой императора Николая I, а также с великой княгиней Еленой Павловной — женой великого князя Михаила Павловича .

В крещении по протестантскому обряду она получила имя Александра Фредерика Вильгельмина. 25 января 1856 года она перешла в православие с именем Александра и вступила в брак с Николаем Николаевичем Старшим, который приходился ей двоюродным дядей. В этом браке родились двое сыновей:

  • Николай (1856—1929)
  • Пётр (1864—1931).

Как и отец, Александра занималась благотворительностью: вскоре после замужества она основала в Петербурге Покровскую общину сестёр милосердия, больницу, амбулаторию, отделение для девочек-сирот, училище фельдшериц (впоследствии — женская гимназия). Активную роль великая княгиня играла и как представительница Совета детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Фёдоровны, которым управлял её отец, принц Ольденбургский. Благодаря заботам великой княгини был составлен капитал, на доходы от которого содержались 23 приюта на 5 тысяч сирот. Во время русско-турецкой войны на собственные средства она организовала санитарный отряд.

Семейная жизнь великой княгини не сложилась: брак был заключён без любви, хотя первое время супруг относился к принцессе с должной учтивостью. Но, как писал граф Сергей Дмитриевич Шереметев «Он был достоин лучшей участи, он был достоин большего к нему внимания, большей заботливости, большей сердечной теплоты, но всего этого не могла дать ему Александра Петровна. С ним она была резка и насмешлива. Отталкивала его резко, холодно непозволительно. Она жаждала деятельности, искала популярности, изображала из себя русскую царевну, не понимая духа Православия, любила суету благотворительности, как спорт, а не влечение сердца. Горделивая, сухая, властная, но и необыкновенно остроумная и саркастическая, она охотно прикидывалась смиренной и простой. Ей по ее честолюбию нужен был муж большого ума и силы воли.»

У супруга, страстного любителя балета, появилась любовница — балерина Екатерина Гавриловна Числова, с которой он сожительствовал открыто и которая родила от него пятерых детей. После 10 лет супружества, Николай Николаевич изгнал жену, публично обвинив её в неверности со своим духовником — настоятелем домовой церкви Николаевского дворца протоиереем Василием Лебедевым. Александра Петровна была вынуждена уехать из столицы.

В 1879 году великая княгиня, страдавшая от рака груди, уехала на лечение за границу и через год поселилась в Киеве.

Жизнь в Киеве

В марте и мае 1885 года она написала обер-прокурору К. П. Победоносцеву, прося того исходатайствовать у императора Александра III награды для своего духовника митрофорного протоиерея В. И. Лебедева — ордена Святой Анны 1-й степени или же аренды — ко дню её рождения. На последовавшем в связи с просьбой докладе Победоносцева императору, последний начертал: «Столько есть более заслуживающих помощи, да и тем приходится отказывать, а уж этого господина я не нахожу вовсе подходящим к аренде; — и без того он себя не забывает и перетаскал порядочно денег себе от в. кн.; знаю, потому что приходится мне платить.» Сама Александра Петровна отнесла отказ в награде на счёт «клеветников, доносящих царю неправду».

В письме Александру III от 30 ноября 1889 года Победоносцев, в числе мер по сокращению расходов великой княгини, предлагал, ввиду того, что она переселилась в монастырь и ей более не нужен настоятель домовой церкви (по его сведениям, Лебедев получал от великой княгини до 1 тысячи рублей в месяц, а кроме того, продолжал числиться при церкви Николаевского дворца в Петербурге), «совсем вывесть из Киева этого поистине негодного священника», приказав протопресвитеру Янышеву, в формальном ведении которого он находился, вызвать его в Петербург, а затем уволить за штат; Александр на доклад положил резолюцию: «Я переговорю об этом с Янышевым. Полагаю, что устроить это не трудно.». В начале 1890 года Победоносцев препроводил Александру III извлечение из письма киевского генерал-губернатора графа А. П. Игнатьева (от 4 января 1890 года) о работе комиссии по погашению долгов великой княгини, в котором тот, среди прочего, писал: «Относительно протоиерея Лебедева я должен сказать, что у меня иногда ум останавливается, когда хочу себе объяснить отношения к нему в. княгини. По-видимому, он ей надоел, и она не прочь бы вырваться на свободу; но с другой стороны она оказывает ему всякие почтения <…> Она выдала ему две расписки в том, что взяла у него на сохранение разновременно 40 тысяч рублей. Этот долг комиссия внесёт в ликвидационный план условно и в последнюю очередь к уплате, а затем представит в П-бург на окончательное разрешение. Во всяком случае пребывание здесь Лебедева совершенно для нас бесполезно, и скорейший отъезд его отсюда я считал бы необходимым во всех отношениях <…> Повторяю, что по совокупности всего мною слышанного и виденного я пришёл к убеждению, что присутствие здесь о. Лебедева и в будущем будет лишь вредно»; на донесении Победоносцева император оставил отметку: «Во всяком случае Лебедева мы уберём из Киева».

Основание Покровского монастыря

Инокиня Анастасия

После кончины супруга (13 апреля 1891 года; брак формально не расторгался) тайно приняла монашеский постриг с именем Анастасия в основанной ею в 1889 году в Киеве Покровской общине (впоследствии обращённой в женский монастырь). На докладе Победоносцева императору от 18 ноября 1889 года, с приложением копии письма Александры Петровны, в котором она говорит, что «ищет частного займа», заверяя, что «чувствует силу и умение обернуться и поставить дело», Александр III начертал: «По всем собранным мною сведениям, дела вел. княгини в печальном состоянии, благодаря её затеям и постройкам, а главное неизвестно, кто ею орудует и кто заправляет всеми её денежными делами. <…> Долги вел. княгини простираются от 300—400 тысяч, и меня всё это начинает сильно беспокоить».

При Покровском монастыре была открыта современная больница для неимущих с единственным в Киеве рентгеновским кабинетом, устроена бесплатная аптека, училище и приют для девочек-сирот, приюты для неизлечимо больных женщин и для слепых. Несмотря на строгий Студийский устав, действовавший в обители, число желающих поступить туда в первый же год составило 400 человек, тогда как монастырь мог принять лишь 150 инокинь.

Анастасия жила в простой келье, отдавала все средства на содержание основанных ею учреждений. Исполняла обязанности ассистентки хирурга на операциях, осуществляла надзор за больничным распорядком, питанием и духовной жизнью больных, несла дежурство у постелей оперированных.

В 1897 году, когда городу угрожала эпидемия тифа, организовала несколько специализированных больниц. «Княгинин» монастырь, как называли Покровскую обитель, имел миссионерское и просветительское значение: здесь работали книжная и иконная лавки, большим тиражом выпускались листки религиозно-нравственного содержания; помещённые в обитель сектантки-штундистки благодаря мягкому обращению и беседам с великой княгиней вновь возвратились в православие.

Кончина и почитание

Покровская церковь обители

Скончалась 13 апреля 1900 года, пережив мужа на 8 лет. Погребение её 15 апреля возглавил митрополит Киевский Иоанникий (Руднев); похоронена к востоку от алтаря Покровской церкви монастыря. О её кончине был дан Высочайший манифест, признававший заслуги покойной в области благотворительности и именовавший её «Любезнейшей двоюродной Бабкой Нашей, Великой Княгиней Александрой Петровной, в инокинях Анастасией». В день её погребения, 15 апреля, император Николай II и императрица присутствовали на панихиде в московской кремлёвской дворцовой церкви Рождества Богородицы на Сенях.

Канонизирована решением Священного Синода Украинской православной церкви от 24 ноября 2009 года как местночтимая святая Киевской епархии под именем преподобной Анастасии Киевской; память: 20 октября по юлианскому календарю и в четверг Светлой седмицы. Торжество прославления состоялось 24 января 2010 года. Её мощи были обретены 2 ноября 2009 года и ныне открыто покоятся в Никольском соборе монастыря.

Предки

Александра Петровна — предки

Георг Гольштейн-Готторпский (1719 — 1763) Пётр I Ольденбургский (1755 — 1829) София Шарлотта Гольштейн-Бекская (1722 — 1763) Георгий Петрович Ольденбургский (1784 — 1812) Фридрих II Евгений Вюртембергский (1732 — 1797) Фридерика Вюртембергская (1765 — 1785) Фридерика Доротея София Бранденбург-Шведтская (1736 — 1798) Пётр Георгиевич Ольденбургский (1812 — 1881) Пётр III (1728 — 1762) Павел I (1754 — 1801) Екатерина II (1729 — 1796) Екатерина Павловна (1788 — 1819) Фридрих II Евгений Вюртембергский (1732 — 1797) Мария Фёдоровна (1759 — 1828) Фридерика Доротея София Бранденбург-Шведтская (1736 — 1798) Александра Петровна (1838 — 1900) Карл Кристиан Нассау-Вейльбургский (1735 — 1788) Фридрих Вильгельм Нассау-Вейльбургский (1768 — 1816) Каролина Оранская (1743 — 1787) Вильгельм I Нассауский (1792 — 1839) Вильгельм Георг Сайн-Гахенбергский (1751 — 1777) Луиза Сайн-Гахенбургская (1772 — 1827) Изабелла Августа Рейсс-Грейцская (1752 — 1824) Терезия Вильгельмина Нассауская (1815 — 1871) Эрнст Фридрих III Саксен-Гильдбурггаузенский (1727 — 1780) Фридрих Саксен-Гильдбурггаузенский (1763 — 1834) Эрнестина Августа София Саксен-Веймар-Эйзенахская (1740 — 1786) Луиза Саксен-Гильдбурггаузенская (1794 — 1825) Карл II Мекленбург-Стрелицкий (1741 — 1816) Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая (1769 — 1818) Фридерика Гессен-Дармштадтская (1752 — 1782)

Примечания

  1. Library of Congress Authorities — Library of Congress.
  2. 1 2 Журналы Священного синода Украинской православной церкви от 24 ноября 2009 года См. Журнал № 64.
  3. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» указывает иную дату рождения: 21 мая.
  4. Мария Соколова. Бедный «дядя Низи». Как сын Николая I «попал под каблук» юной балерины. www.spb.aif.ru. Дата обращения 13 апреля 2017.
  5. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н.. — Т. 1, полутом 2-й. — М.-Пг., 1923. — С. 503—504.
  6. В то время «аренда» — одна из наград (доход от имения); не требовала официальной публикации, ввиду чего признавалась Победоносцевым наименее нежелательной в данном случае.
  7. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки». — Т. 1, полутом 2-й. — М.-Пг., 1923. — С. 501.
  8. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки». — Т. 1, полутом 2-й. — М.-Пг., 1923. — С. 502 (письмо Александры Петровны Победоносцеву от 16 мая 1885 года)
  9. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки». — Т. 1, полутом 2-й. — М.-Пг., 1923. — С. 912.
  10. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки». — Т. 1, полутом 2-й. — М.-Пг., 1923. — С. 932—933 (орфография источника).
  11. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки». — Т. 1, полутом 2-й. — М.-Пг., 1923. — С. 911.
  12. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки». — Т. 1, полутом 2-й. — М.-Пг., 1923. — С. 910.
  13. «Церковный Вѣстникъ». 1900, № 17, стб. 530.
  14. «Правительственный Вѣстникъ». 15 (28) апреля 1900, № 87, стр. 1.
  15. «Правительственный Вѣстникъ». 16 (29) апреля 1900, № 88, стр. 2.
  16. Великая княгиня Александра Петровна, в иночестве Анастасия, прославлена в лике местночтимых святых
  17. В Киеве прошли торжества по случаю прославления в лике святых инокини Анастасии (великой княгини Александры Петровны Романовой)

Литература

  • Левицкий Г. С. Ее императорское высочество великая княгиня Александра Петровна (в иночестве Анастасия). — Киев: тип. С. В. Кульженко, 1904. — 33 с.
  • Александра Петровна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Крашенинникова Н. Н. Анастасия Киевская // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 256. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Григорян В. Г. Романовы. Биографический справочник.— М.: АСТ, 2007.
  • Агеева Л. Великая княгиня Александра Петровна — преподобная Анастасия Киевская. — СПб.: Северная звезда, 2014. — 300 с. — ISBN 978-5-905042-31-7

1-е поколение нет
2-е поколение
3-е поколение
4-е поколение
5-е поколение
6-е поколение
7-е поколение
8-е поколение

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

GND: 1017067791 · ISNI: 0000 0003 5812 5626 · LCCN: no2011173868 · VIAF: 204723876 · WorldCat VIAF: 204723876

Анастасия Васильевна (княгиня киевская)

Анастасия Васильевна

Смерть

1470

Отец

Василий I Дмитриевич

Мать

Софья Витовтовна

Супруг

Олелько Владимирович

Дети

Михаил Олелькович, Евдокия Олельковна и Семён Олелькович

Анастасия Васильевна (1398—1470) — вторая дочь великого князя московского Василия I Дмитриевича от брака с литовской княжной Софьей Витовтовной.

Биография

Родилась в 1397 или 1398 году в Москве. В 1417 году, скрепляя союз с Южной Русью, Василий I выдал Анастасию за Киевского князя Александра Владимировича. В 1421 году приезжала к отцу в Москву. После ослепления брата, Василия II Тёмного, Дмитрием Юрьевичем Шемякой держала в Москве своего шпиона, которого прислала в 1446 году из Киева, чтобы следить за действиями Шемяки и вовремя сообщать брату о его намерениях и планах; всячески помогала брату и его сторонникам, бежавшим в Литву. Вела переписку с московским митрополитом Ионой.

Семья

С 22 августа 1417 года — жена киевского князя Александра (Олелька) Владимировича. В семье было двое сыновей и три дочери:

  • Семён Олелькович (ок. 1420—1470), по решению великого князя литовского Казимира IV, стал преемником отца на киевском княжеском престоле, получив его в пожизненное владение. Его наследники уже были лишены права претендовать на Киев.
  • Михаил Олелькович (ум. 1481), князь слуцкий, был князем-наместником Великого Новгорода.
  • Юлиана Олельковна — первая жена князя Юрия Фёдоровича Пронского, внука князя пронского и рязанского Ивана Владимировича.
  • Феодора Олельковна — жена некоего князя Симеона Юрьевича (Гольшанского?)
  • Евдокия Олельковна (ум. 1468) — с 1463 года вторая жена господаря Молдавии Стефана Великого (1433—1504).
Анастасия Васильевна (княгиня киевская) — предки

Иван I Данилович Калита (1288 / 1304 — 1340 / 1341) Иван II Иванович Красный (1326 — 1359) Елена (? — 1331) Дмитрий Иванович Донской (1350 — 1389) Александра Ивановна (XIV в. — 1364) Василий I Дмитриевич (1371 — 1425) Константин Васильевич (unsupported — 1355) Дмитрий Константинович (1322 / 1324 — 1383) Helen (?) Евдокия Дмитриевна (1353 — 1407) Константин Васильевич (1312 — 1365) Василиса Константиновна Мария Ивановна Анастасия Васильевна (? — 1470) Гедимин (1275 — 1341) Кейстут (1297 — 1382) Евна Полоцкая (1280 — 1344) Витовт (1350 — 1430) Бирута (1317 — 1382 / 1389 / 1416) Софья Витовтовна (1371 — 1453) Иван Александрович (? — 1359) Святослав Иванович (? — 1386) Анна Святославовна (1340-е — 1418)

  • Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь. Рюриковичи. — М.: Познавательная книга плюс, 2000. — С. 79. — 672 с. — (Иллюстрированные словари). — 20 000 экз. — ISBN 5-8321-0050-6.
  1. Коган В.М., Домбровский-Шалагин В.И. Князь Рюрик и его потомки. Историко-генеалогический свод.. — СПб: Паритет, 2004. — С. 216. — 688 с.
  2. Генеалогия Олельковичей-Слуцких. Sinosophia (5 марта 2009). Дата обращения 14 августа 2017.
  3. Olelkowicz. genealogy.euweb.cz. Дата обращения 14 августа 2017.

АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ

Инокиня Анастасия (Романова)

Анастасия Киевская (1838 — 1900), монахиня, основательница Киевского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря, великая княгиня, преподобная

Память в четверг Светлой седмицы, 20 октября (местн. Киев.), и в Соборе Киевских святых

В миру Александра Петровна Романова, в протестантском крещении Александра Фредерика Вильгельмина, родилсь 2 мая 1838 года в Санкт-Петербурге. Дочь принца Ольденбургского Петра Георгиевича, известного филантропа.

Унаследовав взгляды отца, уже в юные годы помогала бедным и больным детям. 25 января 1856 года перешла в Православие с именем Александра и вступила в брак с великим князем Николаем Николаевичем Романовым (Старшым), братом императора Александра II. Супруги имели детей — великих князей Николая и Петра. Великая княгиня основала в Санкт-Петербурге Покровскую общину сестёр милосердия, больницу, амбулаторию, отделение для девочек-сирот, фельдшерское училище и другие благотворительные учреждения. До 1881 года была председателем совета детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии Феодоровны, которое возглавлял принц Ольденбургский. Благодаря заботам великой княгини был составлен капитал, на доходы от которого содержались 23 приюта для 5 тысячь сирот. Во время Русско-Турецкой войны на собственные средства организовала санитарный отряд.

В 1879 году великая княгиня, страдавшая от рака груди, уехала на лечение за границу, в 1880 году переехала в Киев, где в 1889 году основала Покровскую женскую обитель, в которой и поселилась. Здесь великая княгиня, долгие годы прикованная к постели, получила чудесное исцеление и стала ходить.

После кончины супруга, последовавшей 13 апреля 1891 года, тайно приняла монашеский постриг с именем Анастасия. При Покровском монастыре открыла современную больницу для неимущих с единственным в Киеве рентгеновским кабинетом, устроила бесплатную аптеку, училище и приют для девочек-сирот, приюты для неизлечимо больных женщин и для слепых. Суровая, полная лишений жизнь сестёр обители, организованная по строгому Студийскому уставу, проходила в молитве и трудах, несмотря на это, число желающих поступить туда в первый же год составило 400 человек, тогда как монастырь мог принять лишь 150 инокинь.

Великая княгиня Александра Петровна Романова

Была строгой постницей, жила в простой келье, отдавая все средства на содержание основанных ею учреждений. Исполняла обязанности ассистентки хирурга на операциях, осуществляла надзор за больничным распорядком, питанием и духовной жизнью больных, приготовлениями к операциям, несла дежурство у постелей оперированных, поддерживала дух больных. В 1897 году предотвратила эпидемию тифа в Киеве, организовав несколько специализированных больниц. До 1894 года, когда её состояние здоровья стало ухудшаться и ей самой потребовалась операция, она присутствовала на всех монастырских службах, сама читала шестопсалмие, часы, канон.

«Княгинин» монастырь, как называли Покровскую обитель, имел миссионерское и просветительское значение: здесь работали книжная и иконная лавки, большим тиражом выпускались листки религиозно-нравственного содержания, помещённые в обитель сектантки-штундистки благодаря мягкому обращению и беседам с ней через некоторое время возвратились в Православие.

В 1894 году к Покровскому монастырю был присоединён преобразованный в женский Межигорский в честь Преображения Господня монастырь. В 1896 году, во время визита императора Николая II и императрицы Александры Фёодоровны, в Покровской обители был заложен собор во имя святителя Николая по проекту великого князя Петра Николаевича. На средства, пожертвованные императором, в 1897-1898 годах было открыто новое здание больницы и усовершенствовано медицинское оборудование.

Скончалась 13 апреля 1900 года после тяжких страданий во вторник Светлой седмицы. Похоронена при огромном стечении народа в основанной ею обители, на против алтаря Покровской церкви.

24 ноября 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви заслушав рапорт архиепископа Херсонского Иоанна, председателя Комиссии по канонизации святых УПЦ о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии инокини Анастасии, постановил благословить местное почитание преподобной и установил днями ее памяти четверг Светлой седмицы и день обретения мощей — 20 октября (2 ноября) .

>Видео

Фильм к канонизации «Царственная инокиня. Анастасия Киевская (Романова)»

Литература

  • ЖПодв, Апрель, 167-175
  • Русский паломник, 1900, № 17.
  • Левицкий, Г., Ее Имп. Высочество вел. кнг. Александра Петровна (в иночестве Анастасия): Биогр. очерк, К., 1904.
  • Воспоминания об августейшей строительнице Киево-Покровского жен. мон-ря монахине Анастасии, К., 1911.
  • Таисия (Карцова), мон., Русское православное женское монашество XVIII-XX вв., Джорд., 1988, 1992р., 239-240.
  • Царственная инокиня, Од., 1995.

Использованные материалы

  • Н. Н. Крашенинникова. К прославлению в лике святых инокини Анастасии

Великая княгиня Александра Петровна Романова, инокиня Анастасия

Лада Елецкая: Здравствуйте. Сегодня у нас в гостях Татьяна Александровна Трефилова, преподаватель истории санкт-петербургской благотворительности на курсах сестер милосердия. Совсем недавно в Николаевском дворце прошел вечер, посвященный великой княгине Александре Петровне, в монашестве Анастасии, основательнице Покровского Княгинина монастыря в Киеве и Покровской общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге. Об этом мы сейчас и поговорим с Татьяной Александровной. Итак, великая княгиня Александра Петровна. Она немка, но, насколько я знаю, родилась в Петербурге. Расскажите поподробнее, откуда, кто она, кто ее родители, как она появилась в Петербурге?

Татьяна Трефилова: Великая княгиня Александра Петровна в центре Петербурга, на Дворцовой набережной, во дворце своих родителей. Известный в годы советской власти под названием Институт культуры имени Крупской раньше всей России и всему Петербургу был известен под другим названием. Это был дворец принцев Ольденбургских. Именно в семье принцев Ольденбургских 2 мая 1838 года родилась будущая великая княгиня Александра Петровна. По своему рождению она была лютеранкой. При крещении ей по традиции дали несколько имен – Александра Фредерика Вильгельмина. Отцом ее был принц Петр Георгиевич Ольденбургский, известный в России благотворитель. На Литейном проспекте стоял памятник ему около Мариинской больницы с надписью «Просвещенному благотворителю Петру Георгиевичу Ольденбургскому». Ее мать, принцесса Терезия Ольденбургская, была также известна своей благотворительной деятельностью. По ее инициативе была основана первая Свято-Троицкая община сестер милосердия в Санкт-Петербурге. Всей России были хорошо известны благотворительные заведения принцев Ольденбургских. Это была целая династия благотворителей. Детство великой княгини Александры Петровны прошло в доме ее родителей на Дворцовой набережной. Совсем маленькой девочкой будущая великая княгиня была свидетельницей того, как по инициативе ее матери создавалась Свято-Троицкая община сестер милосердия. Во дворце принцев Ольденбургских шили одежду и белье для сестер и больных. И шестилетняя Александра Фредерика Вильгельмина подавала работающим ножницы и материю, жалея о том, что пока еще не научилась шить. Она была свидетельницей того, как ее мать уходила на дежурство в больницу общины, где трудилась как простая сестра милосердия, и как уставшей возвращалась домой. Юной принцессе Ольденбургской было всего семнадцать лет, когда она стала невестой великого князя Николая Николаевича, третьего сына императора Николая Первого. Впоследствии он стал фельдмаршалом, и на Манежной площади в Петербурге был поставлен ему памятник.

Лада Елецкая: Это был брак по любви или чисто политический брак?

Татьяна Трефилова: Я думаю, что со стороны принцессы Ольденбургской это был брак по любви. Высокого роста, привлекательной наружности, он сразу понравился юной принцессе. И когда на одном из вечеров в Аничковом дворце он предложил ей руку, она ответила согласием. Еще до венчания юная принцесса Ольденбургская приняла Православие. Вот как пишет в своем дневнике Тютчева, фрейлина императрицы Александры Федоровны: «Сегодня, 26 декабря 1855 года, молодая принцесса Ольденбургская перешла в Православие. Она, по-видимому, понимала значение этого акта, который совершала, и казалась глубоко сосредоточенною. Она была одета в белое атласное платье и очень просто причесана». Выглядела она некрасивой, по мнению фрейлины, волнение дурно отражалось на ее лице, а это единственное, что в ней хорошо. Черты лица у нее грубоваты и очень неправильны, но выражение чистоты, искренности и мягкости привлекают к ней симпатии. Ее крестной матерью и наставницей в Православии стала игумения Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря матушка Феофания Готовцева. Венчание молодой четы состоялось в храме Спаса Нерукотворенного Образа в Зимнем Дворце. На венчании присутствовал император Александр Второй, родной брат жениха, и множество гостей. После венчания молодые жили в Зимнем Дворце, пока достраивали их дворец на Благовещенской площади. И вот в 1861 году молодая княжеская чета переехала в собственный великокняжеский дворец. Однако, несмотря на все внешнее благополучие, брак этот не был счастливым. Очень скоро обнаружилась разность характеров и интересов. Блестящая придворная жизнь не привлекала Александру Петровну. Она старалась избегать шумного общества и старалась присутствовать на балах и приемах только в случаях необходимости, чтобы не нарушать придворный этикет. Одевалась она очень скромно, что даже вызывало неудовольствие ее супруга. Она исповедовала совсем другие идеалы, непонятные и кажущиеся странными придворному обществу. Она принимала странников во дворце, много молилась. В первый же год супружеской жизни организовала в своей усадьбе Знаменка под Санкт-Петербургом медицинский пункт для крестьян. Во второй год супружеской жизни приступила к основанию Покровской общины сестер милосердия на окраине Васильевского острова. Александра Петровна часто посещала Новодевичий монастырь, навещая свою крестную мать, и была щедрой благотворительницей Новодевичьего монастыря. Она также посещала детские приюты и была попечительницей Совета детских приютов в ведомстве Учреждений императрицы Марии.

Лада Елецкая: У нее были дети?

Татьяна Трефилова: Да, у Александры Петровны было два сына, очень разные. Старший сын великий князь Николай Николаевич родился в 1856 году, когда Александре было всего восемнадцать лет. Он впоследствии стал военным, как и его отец. Он и внешне был очень похож на отца, был очень высокого роста. Перед революцией он был командующим Петербургского военного округа. А в Первую Мировую войну был Верховным Главнокомандующим Русской армии. А вот младший сын великий князь Георгий Николаевич был на восемь лет моложе своего брата и не был похож на него ни внешностью, ни характером. Он более походил на мать. Армейская служба не привлекала его. Он в жизни был тихим и скромным человеком, увлекался живописью и архитектурой. По его проекту был построен Смоленский скит на Валаамском монастыре, и был построен храм в честь Николая Чудотворца, в Покровском монастыре в Киеве, основанном его матерью. После рождения второго сына жизнь великокняжеской четы разладилась. Ее муж великий князь Николай Николаевич серьезно увлекся другой женщиной, которая имела яркую привлекательную наружность и была балериной. И это увлечение длилось всю жизнь. Неверность мужа – несчастье для любой женщины и для великой княгини тоже. Александра Петровна очень переживала, а тут еще случилась беда. Опрокинулась карета и она получила тяжелую травму позвоночника и в течение нескольких лет оказалась прикованной к постели. Это случилось в 1879 году, когда ей исполнился сорок один год. И вот, когда становится очевидно, что болезнь долгая и лечению не поддается, она принимает решение покинуть Санкт-Петербург. Сначала она отправляется в долгое морское путешествие-паломничество. Александра Петровна была у подножия Святой горы Афонской, беседовала со старцами и в этом находила большое утешение для себя. Она путешествовала в инвалидной коляске, и придворные сопровождали ее. А вот в 1881 году Александра Петровна поселилась в Киеве.

Лада Елецкая: А как она оказалась в Киеве? Из Петербурга сразу поехала в Киев?

Татьяна Трефилова: При выезде из Петербурга, где она почувствовала себя немножко лишней в этом роскошном великокняжеском дворце, когда муж был увлечен другой женщиной, и от этой женщины рождались дети, она принимает решение покинуть Петербург. Сыновья ее уже выросли. И вот после паломничества на Святую гору Афонскую она принимает решение поселиться в Киеве, который давно уже привлекал ее своими святынями и хорошим климатом. В Киеве она сначала жила в императорском Путевом дворце. Долгие годы она вынашивала план создания женского монастыря и больницы при нем. Она начала подыскивать место для монастыря, и ей предложили купить пустырь, поросший лесом, на окраине Киева. Место это ей понравилось, и она купила его для монастыря. Лишь потом она узнала пророчество. За семьдесят пять лет до основания монастыря, блаженный Феофил, Христа ради юродивый, иеросхимонах, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры, молился на этом месте и говорил, что оно свято, и что здесь будет монастырь и царственная жена будет его правительницей. Предсказание сбылось в точности. И на окраине Киева, на живописном откосе горы, постепенно вырастал городок Покровского монастыря, под личным наблюдением великой княгини. Эскизный проект соборного храма во имя святителя Николая составил ее младший сын великий князь Петр Николаевич. При монастыре постепенно сложилась целая система благотворительных заведений, куда входили: женская больница с отделением для детей, приют для неизлечимо больных женщин, детский приют с училищем для девочек-сирот, лечебница для приходящих больных, отделение для заразных больных, приют для вдов, желающих жить при монастыре, не принимая монашества, приют для слепых и инвалидов. Обязанности сестер милосердия в этом монастыре выполняли монахини и послушницы. Всех лечили бесплатно.

Лада Елецкая: Часто встречается такое мнение, что монастырь это место скорби. Это не место для больниц, школ, приютов, что в монастырь надо приходить только для того, чтобы молиться. Как относилась к этому Александра Петровна?

Татьяна Трефилова: Нужно сказать, что этот вопрос широко обсуждался в обществе в России девятнадцатого века, и в обществе, и в печати. Раздавались голоса, призывающие превратить монастыри в социальные учреждения по типу общин сестер милосердия. Другие же говорили о том, что Церковь должна отойти от всякого социального служения, и монахам и всем верующим необходимо углубляться в молитву. Великая княгиня Александра Петровна считала, что христианский подвиг, как птица, держится на двух крыльях – молитва и труд, что на одном крыле улететь невозможно. Она говорила, что больничное дело не только не отвлекает от молитвы, но и обязано совершаться с непрестанной молитвой, что молитва дарует духовные плоды, которые так необходимы в этом служении. Великая княгиня хотела, чтобы наши монастыри, сохраняя строгие отеческие заповеди, непременно были бы очагами благотворительности и просвещения во всех видах. И вот, в 1888 году произошло чудо. После девяти лет неподвижности великая княгиня получила исцеление, снова смогла ходить и служить людям. Она переехала жить в монастырь, занимая в нем всего лишь одну келью, и питалась пищею из трапезной. Если ей приносили лишнюю порцию, лишнее кушанье, то она требовала, чтобы было только то, что в братской трапезной. В 1889 году, через год после исцеления, она приняла монашеский постриг с именем Анастасии в честь святой Анастасии Узорешительницы, жившей в 4 веке. И с этого времени и до конца своей жизни великая княгиня не снимала с себя монашеского облачения, подражая в полной мере своей святой покровительнице и принося благодарность за исцеление. Простой народ, тысячами посещающий Киев для богомолья, разнес далеко сведения о больнице, устроенной великой княгиней. Покровский монастырь стали называть Княгининым монастырем, а его основательницу стали называть «матушка великая княгиня» или просто «великая матушка», хотя к ней как к великой княгине следовало обращаться «Ваше Императорское Высочество». И вот нужно сказать, что этот монастырь в Киеве посещали и члены Императорской фамилии. Этот монастырь посетил и Император Николай Второй с Императрицей Александрой Федоровной. Во время своего приезда в Киев, осматривая памятные места, Княгинин монастырь посетил и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Для содержания монастыря и больницы великой княгине Александре Петровне приходилось продавать свои великокняжеские драгоценности, вкладывая деньги в строительство и оборудование больницы. Она хотела продать и подарок Александра Второго к ее свадьбе, большой изумруд, но не нашла покупателя, так как стоимость была слишком велика. Узнавший об этом Александр Третий, который очень тепло относился к своей тете, не раз финансово поддерживал Александру Петровну в ее благотворительных делах.

Лада Елецкая: Кого принимали в больницу? Только православных или всех? Каково было отношение к больным людям?

Татьяна Трефилова: В больницу при Покровском монастыре принимали женщин всех национальностей и всех христианских вероисповеданий. В лечебнице для приходящих оказывали помощь и евреям и мусульманам. Все больные, поступающие в больницу, записывались в синодик великой княгини. Она о них молилась. Она полюбила долгие монастырские богослужения. Она сама нередко читала во время службы шестопсалмия, каноны и часы. Замечательно, что, по крови немка, по первоначальному вероисповеданию и воспитанию лютеранка, она так глубоко приняла русское Православие, что стала истинно русским человеком и православной монахиней. В последние годы своей жизни матушка великая княгиня переехала жить в больницу, занимая в ней всего лишь одну палату. Дверь она всегда оставляла приоткрытой и просила будить ее, если что-нибудь случится. Она говорила: «Меня шум никогда не беспокоит, меня будит тишина». Она так привыкла к больничному шуму, что, как только становилось тихо на отделении, она просыпалась и спрашивала, что случилось. Великая княгиня не брезговала никакой, даже самой грязной работой. Она сама мыла больных, дежурила у постели тяжело больных и умирающих. Для неграмотных больных сама писала письма их родственникам. Маленьких детей она брала к себе в келью и следила за тем, чтобы ребенок не повредил повязки. Она следила за питанием больных, за уборкой помещений, сопровождала больных на осмотры. По вечерам сама проводила обходы больных и к утру готовила отчеты врачам об их состоянии. Она записывала в особую тетрадь всех вновь поступивших, всех выписавшихся и умерших, молилась о них.
Рассказывают такой случай из жизни великой княгини Александры Петровны. В больнице Покровского монастыря умирала одна тяжело больная женщина, украинская крестьянка. Спасти ее было уже невозможно. Великая княгиня постоянно заходила к ней, ухаживала, ласкала ее, но однажды чем-то не угодила, и больная сказала: «Отчепись от менэ». И с этих пор матушка все больше стала угождать ей. Она говорила, что это единственный человек, который откровенен и бесцеремонен со мной. Ведь многие обращались к ней по-прежнему «Ваше Императорское Высочество», а тут «отчепись». Эту больную Александра Петровна до конца дней лелеяла, сама закрыла ей глаза после смерти, читала отходные молитвы и всегда поминала ее на своем молитвенном правиле.

Лада Елецкая: Но ведь сама Александра Петровна была очень тяжело больна. Что с ее здоровьем было? Смогла ли она излечиться после столького времени?

Татьяна Трефилова: Нужно сказать, что Великая княгиня Александра Петровна получила исцеление, да, после девяти лет полной неподвижности. Но исцеление это не было полным. Это исцеление позволило ей самостоятельно ходить и ухаживать за больными. И она служила больным, будучи и сама больной. После девяти лет неподвижности она испытывала сильные боли в ногах, постоянно их сама бинтовала. Она очень сострадала больным, так как сама много болела и перенесла две тяжелые операции. Такая подвижническая жизнь великой княгини Александры Петровны, ее жизнь в больнице, ее непрестанное служение больным продолжалась непрерывно в течение последних десяти лет ее жизни, когда она смогла ходить после тяжелой болезни. Такая жизнь продолжалась в течение десяти лет. В больнице Александра Петровна размещалась в палате рядом с больничной церковью, и окно этой палаты выходило в храм. Когда она уже не могла вставать, это окно открывали во время богослужения. Великая княгиня Александра Петровна жила больницей, жила в больнице, работала в больнице и умерла в ней. Она скончалась на третий день Святой Пасхи 13 апреля 1900 года. Перед кончиной к ней в Киев приехали ее сыновья и были с ней последние дни ее жизни. Великую княгиню Александру Петровну похоронили в монастыре у алтаря Покровской церкви под простым деревянным крестом с надписью «Сестра Анастасия». В Киеве ее имя известно.

Лада Елецкая: Александра Петровна пережила своего мужа. Интересно, насколько она его пережила. И как складывались их отношения, может быть, он помогал ей или больнице?

Татьяна Трефилова: Отмечено такое удивительное историческое совпадение, что великая княгиня Александра Петровна умерла ровно через девять лет в один день и даже в один час со своим мужем великим князем Николаем Николаевичем. И хотя с мужем они расстались, и с дозволения мужа она приняла монашество (потому что чтобы принять монашество, требовалось дозволение ее мужа и Государя Императора), и они не жили вместе, он поддерживал финансово и Покровскую общину сестер милосердия в Петербурге, и Покровский монастырь в Киеве.

Лада Елецкая: А сейчас какое отношение в Киеве к памяти Александры Петровны?

Татьяна Трефилова: Известно, что в Киеве ее почитают как местночтимую святую. И даже на иконе святых киевских жен она изображена как святая, среди других жен, в Киеве просиявших. А вот в Петербурге, где она прожила сорок лет своей жизни, имя Великой княгини известно не многим. Улицу у Покровской общины, названную в честь нее Княгининской, переименовали в Детскую. При входе в Николаевский дворец, в котором она прожила почти двадцать лет, висит мемориальная доска, но посвященная не ей, потому что в этом дворце однажды в 1919 году выступал Ленин. Перед зданием Покровской больницы, основанной ею, на Васильевском острове до сих пор стоит памятник Ленину, занимая то место, где мог бы стоять памятник Великой княгине Александре Петровне, в монашестве Анастасии, основательницы Покровской общины сестер милосердия. Но есть в нашем городе следы ее незримого присутствия. В Никольском соборе есть икона Божией Матери «Неопалимая Купина» с ее дарственной надписью, но понятна эта надпись не многим. На иконе «Неопалимая Купина», которая находится совсем рядом от входа налево недалеко от свечной лавки, небольшая металлическая табличка, на которой надпись «Императорскому училищу правоведения от недостойной дщери его незабвенного учредителя 5 апреля 1898 года». Не многие сейчас могут догадаться, что «недостойная дщерь» это великая княгиня Александра Петровна. Я думаю, что пришло, наконец, время восстановить светлую память великой княгини Александры Петровны в нашем городе и в наших сердцах.

Лада Елецкая: Спасибо Вам, Татьяна Александровна. Напомню, что Татьяна Александровна Трефилова, преподаватель истории Санкт-Петербургской благотворительности курсов сестер милосердия, рассказывала нам о великой княгине Александре Петровне, в монашестве Анастасии, основательнице Покровского Княгинина монастыря в Киеве, а также Покровской общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге.

Святая Страстотерпица Великая княжна Анастасия.

Святая Страстотерпица Великая княжна Анастасия.Святая Страстотерпица Великая княжна Анастасия.Святая Страстотерпица Великая княжна Анастасия.
Великая княжна Анастасия Николаевна Романова родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император любил четвертую дочь, не меньше, чем остальных своих детей.
Ждали мальчика, а родилась девочка. Анастасия по своей резвости, могла дать фору любому мальчишке. Она носила простую одежду, доставшуюся по наследству от старших сестер. Спальня четвертой дочки была убрана небогато.
Обязательно каждое утро цесаревна принимала холодный душ. Усмотреть за ней было нелегко. Ребенком она была очень шустрым, любила лазить где не попадя, прятаться.
В бытность, ещё ребенком, Великая княжна Анастасия любила пошалить, а так же посмешить окружающих. Помимо веселости, в ней нашли отражение такие черты характера, как остроумие, смелость и наблюдательность.
Во всех проделках царевна считалась заводилой. Следовательно, она была не лишена лидерских качеств. В шалостях, позднее Анастасию поддерживал её младший брат, наследник царского престола — царевич Алексей.
Отличительной чертой юной царевны была способность подмечать слабые стороны людей и очень талантливо их пародировать. Шаловливость девочки не переросла во что-то неприличное. Наоборот, воспитанная в окружении христианского духа, Анастасия превратилась в создание, которое радовало и утешало всех окружающих её близких людей.
Когда во время войны она работала в госпитале, про неё начали говорить, что в присутствии царевны пляшут даже раненные и больные. До она того была прекрасной и веселой, а когда надо — искренней сострадалицей и утешительницей. В госпитале цесаревна приготавливала бинты и корпии, занималась шитьем для раненых и их семей.
Занималась она этим вместе с Марией. Потом они на пару сокрушались, что в силу возраста, не могут, как их старшие сестры, в полной мере быть сестрами милосердия. Посещая раненных солдат, своим обаянием и остроумием Анастасия Николаевна заставляла на время забыть их о боли, она утешала всех страждущих своей лаской и нежностью.
Среди раненных, с которыми ей удалось повидаться, был и прапорщик Гумилев. Тот самый Гумилев — известный поэт. Находясь в лазарете, он написал о ней стихотворение, которое Вы можете найти в его сборниках. Произведение написано 5 июня 1916 года в Лазарете Большого Дворца, а называется «Ко дню рождения».
Спустя годы, офицеры и солдаты, побывавшие в госпиталях, очень тепло вспоминали Великих Княжон. Раненные солдаты интересовались их судьбами. Русские воины, предполагали, что все четыре сестры выйдут замуж за четырех балканских принцев. Русский солдат хотел видеть княжон счастливыми, и молился о них, проча им венцы королев европейских государств. Однако все вышло совсем не так…
Судьба Анастасии, как и судьба всей царской семьи окончилась в подвале Ипатьевского Дома. Здесь оборвалась династия Романовых, где вместе с ними закончилась Великая Русская Россия.
С начала 20-ых годов 20 века, в Европе постоянно появлялись девушки, выдающие себя за Великую Княжну Анастасию Романову. Все они были самозванками, имеющими желание нажиться на горе русского народа. Все царское золото, было завещано на Анастасию Николаевну. Поэтому находились авантюристы, желавшие прибрать его к рукам.
Причислена к Лику Святых Православной Церковью в 2000 году.