Княгиня Ольга Псков

LiveInternetLiveInternet


Именная икона женщин
носящих имя ОЛЬГА —
Святая равноапостольная
княгиня Ольга
Первая русская святая. Она сама пришла от язычества к христианству и стремилась привить веру другим людям. Святая равноапостольная Ольга была первой устроительницей храмов на Руси. Её жизнь – это история мудрой княгини, спасшей единство русского народа и усовершенствовавшей государственное устройство. При этом она оставалась красивой,
умной женщиной, любящей женой, матерью, бабушкой. Кто носит имя Ольга, образ будет поддерживать во всех делах, убережет от
опасностей, Вы можете просить святую уберечь Вас и Ваших детей от беды.
Как защищает икона

За всю историю Православной Церкви только шесть женщин были прославлены в лике святых как равноапостольные, то есть равные апостолам по своим трудам, обратившие в христианство целые народы. В их числе святая равноапостольная княгиня Ольга, равноапостольная Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена, просветительница Грузии Нина.
Икона Святой равноапостольной Ольги защищает весь русский народ. Особенно она нужна матерям сыновей и вдовам. Обращаясь к ней с молитвой, Вы можете просить святую уберечь Вас и Ваших детей от беды. Кроме того, образ, находящийся в доме, не позволит проникнуть в него злоумышленникам. А всем членам Вашей семьи он поможет укрепиться в вере, быть всегда мудрыми людьми и поступать по справедливости.
В чем помогает икона

Женщине, потерявшей любимого человека, поможет икона Святой равноапостольной Ольги. С молитвой легче пережить горечь утраты, найти в себе силы не унывать и обрести смысл жизни. Тех же, кто носит имя Ольга, образ будет поддерживать во всех делах, убережет от опасностей.
Как молиться перед иконой

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами, вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вдовы о защите, о помощи, о приосвещении и умягчении обидчиков
(составлена святой равноапостольной великой княгиней Ольгой)

О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: бо жажду источника спасения.
Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси.
Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежу душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творит волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей. Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи. Якоже и от мене древле учюженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род, и в роды, и вовеки.
Когда день памяти святой

11/24 ИЮЛЯ Русская Православная Церковь вспоминает равноапостольную княгиню Ольгу. И по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих. В 1547 году святая равноапостольная Ольга была канонизирована в лике равноапостольных. Такой чести удостоились еще только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).
Когда мощи святой княгини Ольги извлекли, чтобы перенести в храм, оказалось, что они нетленны. Их положили в гробницу, многие люди видели над ней свечение и получали исцеление от тяжелых болезней. Почитание святой равноапостольной княгини Ольги на Руси было велико.
В каких храмах есть икона святой

Храмов, названных в честь святой равноапостольной княгини Ольги, в России немного. В их числе: Приход во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Свердловской области, Приход в Кемеровской области и Храм во имя святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги. Там имеются престольные иконы святой. В Москве в Храме святителя Николая в Пыжах хранится частица мощей святой княгини Ольги. Ее иконы в столице можно увидеть в храме священномученика Никиты, в храме святителя Тихона Задонского. В каждом из этих храмов есть приделы святой равноапостольной княгини Ольги. В скором времени в Черемушках будет построен храм святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, где каждый желающий сможет помолиться перед образом святой.
Какое чудо произошло

Самым главным чудом, которое свершилось благодаря начинанию святой равноапостольной Ольги, было Крещение Руси. Устремления великой княгини воплотились в деяниях ее внука – святого равноапостольного князя Владимира.
Значение этого события трудно переоценить, оно обеспечило целостность и процветание России. Поэтому верующие часто вспоминают в молитвах и святую Ольгу, и святого князя Владимира вместе. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.
Значение иконы
Икона Святой равноапостольной Ольги – это образ духовной матери русского народа. Патриарх, крестивший княгиню, сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении она получила имя Елена в честь святой, которая обрела Животворящий Крест Господень. Апостольская служба святой Ольги имела такое же великое значение. Она способствовала духовному преображению русского народа.
_________________________________________________
_________________________________________________
Значение имени Ольга
Значение имени Ольга — «святая»,
«священная», «светлая»
Происхождение – древнескандинавское, происходит
от древнескандинавского имени Хельга (Хельгла)
Гороскоп имени Ольга
*Знак Зодиака — Рак.
*Покровительствующая планета — Луна.
*Талисман-камень — янтарь.
*Талисман-цвет — желтый, красный,
почти чисто белый, сочетание белого с темной охрой.
*Талисман-растение — ясень, лютик, груша
*Талисман-животное — леопард, сова
*Наиболее удачный день — понедельник.
*Предрасположенность к таким чертам, как —
прагматичность, трудолюбие, спокойствие, властность, терпеливость.
_________________________________________________
Перепишите молитву от руки и всегда носите её с собой, она будет вашей защитой, вы можете в любое время читать её, когда у вас возникнут проблемы, а также не забывайте славить вашу защитницу — Святую княгиню Ольгу
=Maridara=

Святая равноапостольная княгиня Ольга: кому покровительствует и о чем ей молятся

А также несколько интересных фактов из жизни зачинательницы христианства и первой женщины-правителя в русской истории

Икона святой равноапостольной княгини Ольги. Фото inconexpo.ru

24 июля (11 июля – по старому стилю) празднуется день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, первой в русской истории женщины-правителя, зачинательницы христианства. К лику святых княгиню причислили в 1547 году, причем, в христианской истории лишь пять женщин удостоились такой чести: Мария Магдалина, царица Елена Равноапостольная, мученица Апфия, первомученница Фёкла и просветительница Грузии Нина.

Ее восхваляли сыновья русские как начинательницу, ибо и после смерти она молится Богу за Русь», – отметит известный летописец Нестор. И действительно, память о княгине Ольге пережила века.

Чудеса святой Ольги

Нетленные останки святой, которые ее внук князь Владимир перенес в церковь Святой Богородицы в Киеве, долгое время хранились там. Покоились мощи в каменном гробу, и только искренне молящимся и действительно верующим в нем «открывалось окошко», через которое они могли видеть «светящееся яко солнце» тело. Кто видел его – тот исцелялся от всех болезней.

И сегодня огромное количество верующих приходят в храмы, чтобы у иконы святой Ольги попросить небесного покровительства.

Интересно, что в царской России существовал даже «Знак отличия Святой Ольги», правда, вручен он был только один раз – в 1916 году. Получила его Вера Панаева, у которой на первой мировой войне погибло трое сыновей-офицеров.

Памятник княгине Ольге в Киеве. Фото liveihternet.ru

Загадки биографии княгини Ольги

Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, а история – Мудрою» , –напишет о княгине Николай Карамзин. И будет абсолютно прав, потому как личность княгини Ольги довольно неоднозначная и сохранившиеся летописные сведения о ней вызывают много вопросов.

Так, например, ни в одной летописи не приводится точная дата рождения княгини, вызывает сомнение и время, когда она вышла замуж за князя Игоря, родила сына Святослава и когда приняла крещение. Доподлинно известна только дата ее смерти – 11 июля (по новому стилю – 24 июля) 969 года, причем, сколько на тот момент ей было лет – тоже загадка.

Но, пожалуй, больше всего вопросов вызывает летописное предание о ее мести древлянам, потому многие спорят, а можно ли с учетом этих сведений называть ее святой?

Красивая месть или оправданная жестокость?

Согласно текстам летописей после того, как древляне убили ее мужа князя Игоря, который отправился к ним за очередной данью, они, опасаясь мести за гибель Киевского князя, прислали к его вдове Ольге сватов, приглашая ее стать женой их правителя Мала.

Первые сваты прибыли в ладье, под предлогом оказания им великой чести, повелела княгиня перенести сватов прямо в ладье во двор своего терема, опустить в глубокую яму и засыпать живьем.

Месть Ольги древлянам. Фото rowalan-freezet.ru

После чего княгиня сообщила древлянам, что согласится выйти за их правителя, если они пришлют за ней самых уважаемых людей своей земли. И прислали древляне лучших послов, которых Ольга приказала запереть в жарко натопленной бане и сжечь.

Но и на этом княгиня не успокоилась и, испросив разрешения древлян справить тризну (поминки) на месте гибели мужа, с небольшим отрядом пришла на земли древлян, опоила их и повелела своим дружинникам порубить их на месте.

Однако и эта месть не стала последней: подошла княгиня Ольга со своим войском к древлянской столице и сказала, что, мол, прощает их, и даже дань большую брать не будет, попросила только дать от каждого двора только по три голубя и три воробья. А когда древляне, удивляясь глупости княгини, принесли ей птиц, она повелела к каждой из них привязать паклю с серой, поджечь ее и выпустить пернатых на волю. Птицы вернулись в свои родные гнезда – и город сгорел дотла.

Разве в то время Ольга могла поступить по-другому? Фото syl.ru

Чем можно оправдать такую жестокость Ольги? Во-первых, временем, в котором она жила, во-вторых, тем, что и древляне с ее мужем поступили совсем неблагородно – разорвали его на части, привязав к столам двух деревьев.

А христианские верующие напоминают еще и том, что в то время княгиня Ольга еще не была крещенной. Таинство крещения над ней позднее, по летописным преданиям, совершил сам патриарх Константинопольский Феофилакт, а при крещении она получила имя Елена.

Первая правительница Руси, принявшая крещение

Православная церковь прославляет святую как равноапостольную – за проповедь веры христианской. Княгиня Ольга строила храмы, обращала людей в православие, и хоть Русь крестил только ее внук князь Владимир в 988 году, именно Ольга стала первой правительницей Киевской Руси, принявшей крещение.

24 июля, вспоминая святую равноапостольную княгиню Ольгу, священники говорят о том, что она была и есть пример служения Богу и людям, символ мудрости, терпения, внутренней чистоты и веры в Бога.

Святые Ольга и Владимир. Фото liveinternet.ru

Кому покровительствует святая?

Считается, что святая Ольга защищает весь русский народ, но чаще всего защиты у нее просят:

1. Матери сыновей, особенно тех, кто находятся на воинской службе, моля святую уберечь их от беды.

2. Новообращенные христиане или усомнившиеся в вере, прося укрепить в вере и помочь жить честно и по справедливости.

3. Вдовы и ли девушки, потерявшие любимого, которые обращаются к святой с просьбой дать силы пережить утрату и снова обрести смысл жизни.

Кроме этого, икона святой Ольге в доме поможет уберечься от злоумышленников, обидчиков и завистников.

Пожалуй, сегодня во многих храмах можно найти икону святой Ольги. Например, в Москве престольная икона и частица мощей святой хранится в Храме святителя Николая в Пыжах.

А вот Божественную литургию памяти равноапостольной великой княгини Ольги Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужит сегодня в столичном храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке.

Псков. Церковь Илии Пророка с Луга.

Церковь Ильи Пророка с мокрого луга (Ильи мокрого бывшего Ильинского монастыря). 1677 г.

Время основания монастыря точно неизвестно, но упоминания о нем встречаются с 15 в. Храм бывшего Ильинского монастыря — «Илья Мокрый» — назван так в отличие от «Ильи Сухого», который был на Завеличье (не сохранился). Запсковский храм построен в 1677 году повелением игуменьи Феодоры, погребенной под южным приделом. В 1764 году монастырь был упразднен, а церковь приписана к Козьмодемьянской. В 1868 г. трудами игумении Митрофании (в миру — баронесса Розен), здесь открыта женская община милосердия, которая в 1870 г. была утверждена правительством и состояла под покровительством игумении Ивановского монастыря, а затем императрицы (до начала 20 века).

С 1992 года — действующая приходская церковь.

В архитектурном облике памятника сочетаются традиции 16 и 17 веков: сложный по композиции, он состоит из одноглавого одноапсидного четверика на высоком подклете; притвора, северного и южного приделов и двухярусной колокольни, к которой примыкают паперти и крыльцо «на отлете».

В интерьере церковь четырехстолпная; подкупольный квадрат уменьшен при помощи двух пар перекрещивающихся арок (как у Петра и Павла Сироткина монастыря). Паперти с большими открытыми проемами, в которых иногда могли даже вешать колокола, — вероятно, встречались в Пскове до 16 века, хотя потом бесследно исчезли. Входы в подцерковье и погреба под притворами — тоже старый псковский прием. Двухэтажные галереи, стеснившие четверик храма, — характерная черта монастырских церквей 16 века (Ю. П. Спегальский).

Семнадцатый век ощущается как в общем масштабе, так и в завершении храма, имевшего, по-видимому, усложненной формы главку.

Монументальный, ориентированный на главную улицу Запсковья — Званницу (Леона Поземского), храм сохраняет градостроительное значение.

«Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко.

24 июля (11 июля ст. ст.) Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, нареченной во святом крещении Елены. Святая княгиня Ольга правила Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели ее мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Ольга первой из правителей Руси приняла христианство. Святой равноапостольной княгине Ольге молятся об укреплении христианской веры и об избавлении государства от врагов. Также святая Ольга почитается как покровительница вдов.

Житие святой равноапостольной княгини Ольги

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века. Приблизительную дату ее рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который уточняет, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много ученых высчитали дату ее рождения — 893 год. Проложное житие княгини утверждает, что нам момент смерти ей было 75 лет. Таким образом, Ольга родилась в 894 году. Но эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (ок. 938-943 гг.), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется маловероятным. Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Б.А. Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. А. Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» утверждает, что княгиня родилась около 920 года. Следовательно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946-955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает в 942 году. Имя будущей просветительницы Руси и ее родину «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря:

И привели ему жену из Пскова, именем Ольга.

Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты недалеко от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился на Псковской земле и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Ольга оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя:

Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил Ольгу и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

В 942 году в семье князя Игоря родился сын Святослав. В 945 году Игорь был убит древлянами после неоднократного взимания с них дани. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом (ум. 946 г.). Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, устанавливая дани и оброки, отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. Житие так повествует о трудах Ольги:

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику, как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Но Ольга понимала, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. «Степенная книга» пишет:

Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания.

Преподобный Нестор Летописец (ок. 1056-1114 гг.) повествует:

Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа.

Великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (917-956 гг.), а восприемником был император Константин Багрянородный (905-959 гг.), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний (ум. 1232 г.): «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос». Патриарх благословил новокрещеную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись:

Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Княгиня Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески:

Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем.

На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова. 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии Премудрости Божией. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при Крещении в Константинополе. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано:

Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне.

После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна. В то время язычники с надеждой взирали на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом:

Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают.

Он, не слушая матери, жил по языческим обычаям. В 959 году немецкий хронист писал: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре умер. На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», — так повествуют летописи о миссии Адальберта. Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ей церкви. Княгине Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось княгине Ольге.

Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии — восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском:

Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!.

Пребывая в Киеве, княгиня Ольга учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Княгиня Ольга с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Княгиня Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню». «Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшем исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела и как праведная была принята руками Божиими». Датой преставления княгини Ольги является 11 июля 969 года. Княгиня Ольга была похоронена по христианскому обычаю. В 1007 году ее внук князь Владимир Святославичоколо (960-1015 гг.) перенес мощи святых, включая Ольги, в основанную им церковь Богородицы в Киеве.

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги

Вероятно, в период княжения Ярополка (972-978 гг.) княгиня Ольга стала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля (ст. ст). При великом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие болящие исцелялись. Сбылось пророчество святой княгини Ольги о кончине сына Святослава. Он, как сообщает летопись, был убит печенежским князем Курей (Х в.), который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира — Крещение Руси. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги — Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жен. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677 год) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940 год) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги. О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием (значит, племянник или двоюродный брат), упомянул Константин Багрянородный в перечислении ее свиты во время визита в 957 году в Константинополь.

Тропарь и кондак святой равноапостольной княгине Ольги

Тропарь, глас 1

Крилома богоразумия вперивши свой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскающи Бога и Творца всяческим. И Того обретши, паки порожение крещением прияла еси. И древа животнаго креста Христова наслаждьшися, нетленна во веки пребываеши, ОЛьго присно славная.

Кондак, глас 4

Воспоем днесь Благодателя всех Бога, прославльшаго в Руси Ольгу богомудрую. И молитвами ея Христе, подаждь душам нашим грехов оставление.

style=»text-align: center;»> Библиотека Русской веры
Канон святой равноапостольной княгине Ольге →

Читать онлайн

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы

На иконах святая равноапостольная княгиня Ольга изображается в рост или по пояс. Она облачена в царские одежды, ее голову украшает княжеский венец. В правой руке святая княгиня Ольга Владимир держит крест — символ веры, как нравственной основы государства, или свиток.

Святые князья. Деталь походной церкви «Небесная сень». В данном клейме представлены (сверху вниз, слева направо): князья Довмонт, Всеволод, Ольга, Борис, Владимир, Глеб. Тверская областная картинная галерея. 1588–1590 гг.

Святая равноапостольная Ольга. Фреска. Московский Кремль (Архангельский собор). XVII век Святая равноапостольная Ольга. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 11 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

Икона «Благоверная княгиня Ольга и великомученик Георгий». Русский Север, начало XVIII в.

Месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи. Русь. Конец XV века

Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Русь, XV век

Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги

На северо-западе Руси существовал погост Ольгин Крест. Именно сюда, как гласят летописные источники, для сбора податей приходила в 947 году княгиня Ольга. В память о своем удивительном спасении при переправе через порожистую и незамерзающую Нарову, княгиня Ольга поставила деревянный, а потом и каменный крест. В урочище Ольгин Крест находились местные чтимые святыни — храм во имя святителя Николы, построенный в ХV веке, каменный крест, установленный, по преданию, в Х веке княгиней Ольгой. Позднее крест был вделан в стену церкви святителя Николы. В 1887 году храм был дополнен приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступавшими немецкими войсками.

Урочище Ольгин крест с церковью во имя святителя Николы

В Киеве на Трехсвятительской улице (ул. Жертв Революции) до 30-х гг. XX в. находилась церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Она была построена в начале 80-х гг. XII века князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г. У церкви был придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

Трехсвятительский храм с приделом во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Киеве

В церкви Успения с парома (с Пароменья) в Пскове освящен придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 году. С 1938 года церковь не действовала, в 1994 году в ней возобновлено богослужение.

Церковь Успения с приделом во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Пскове

Во имя святой равноапостольной княгини Ольги освящен единоверческий храм в Ульяновске. Церковь была построена в 1196 году.

Церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Ульяновске

В г. Ульяновске находится единоверческий храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви.

Единоверческий храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги в г. Ульяновске (РПЦ)

Народная память о святой равноапостольной княгине Ольге

В Пскове существует Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине. Памятники святой поставлены в Киеве и Коростени, а также фигуры Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. В честь святой княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря и поселок городского типа в Приморском крае. В честь святой Ольги названы улицы в Киеве и Львове. Также во имя святой Ольги учреждены ордена: Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги (учрежден императором Николаем II в 1915 году); «Орден княгини Ольги» (государственная награда Украины с 1997 года); Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ).

Памятник княгине Ольге и Владимиру в Пскове. Скульптор Вячеслав Клыков

Святая княгиня Ольга на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Памятник княгине Ольге, святому Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию в Киеве

Залив святой Ольги

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Картины

К образу святой княгини Ольги и ее житию обращались многие живописцы в своих произведениях, среди них В.К. Сазонов (1789–1870 гг.), Б.А. Чориков (1802–1866 гг.), В.И. Суриков (1848–1916 гг.), Н.А. Бруни (1856–1935 гг.), Н.К. Рерих (1874–1947 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942, гг.) и другие.

В.К. Сазонов. Первая встреча князя Игоря с Ольгой

В.И. Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз, 1915 год

Ф.А. Бруни. Мщение Ольги против идолов древлянских. Гравюра, 1839 год

М.В. Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга, 1927 год

Н. К. Рерих. Святая Ольга. Эскиз к мозаике, 1915 год

Образ святой равноапостольной княгини Ольги в искусстве

Святой равноапостольной княгине Ольге посвящены многие литературные произведения, это «Княгиня Ольга» (А.И. Антонов), «Ольга, королева русов» (Б. Васильев), «Аз Бога ведаю!» (С.Т. Алексеев), «Великата княгиня Елена-Олга» (М. Апостолов) и другие. В кинематографе известны такие произведения, как «Легенда о княгине Ольге» (режиссер Юрий Ильенко), «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (режиссер Булат Мансуров) и другие.

Тяжелая участь досталась этой красивой и гордой женщине. Ранний брак, смерть мужа Игоря, постоянная междоусобная война сделала ее властной и мужественной. В дни правления ее сына Святослава то тут, то там вспыхивали антихристианские волнения. Княгиня, принявшая христианство в Греции, тайно содержала священников, однако, когда дни княгини были сочтены, она обрела прежнюю твердость.

Величайшая женщина всех времен, равноапостольная княгиня правительница Руси и первая ее святая осталась в памяти поколений, как святая и мудрая женщина.

Чудотворные мощи равноапостольной Ольги

Пресвитеру Григорию, присутствующему на ее крещении в Константинополе в 957 году, было дано распоряжение похоронить Ольгу по христианским традициям. Перед смертью покровительница русского народа молилась о помиловании Руси и даровании Богом милости на сердце славян обратиться к Всевышнему Творцу и Спасителю Иисусу.

Равноапостольная княгиня Ольга

Бог прославил верную дочь христианства в нетленных мощах за ее добрые дела.

Ушла в вечность равноапостольная Ольга в 969 году, была похоронена в Киевской Десятинной церкви. Во время княжения Великого Владимира была канонизирована в лике святой.

Читайте о святой Ольге:

  • Икона святой княгини Ольги
  • Акафист святой равноапостольной княгине Ольге

Великая княгиня сумела посеять в своем внуке Владимире христианские основания, что впоследствии взрастило плоды в принятии христианства по всей Руси.

Важно! Мощи равноапостольной княгини Ольги при перезахоронении оказались нетленными. Каждый истинно верующий христианин мог их видеть через специальное окошечко в саркофаге, который стоял в Десятинной церкви.

Даже после смерти святая княгиня Руси проповедовала в воскресении и вечной жизни во Христе Иисусе. Маловерам или сомневающимся не дано было видеть святые мощи.

В 1240 году во время татарского нашествия нетленные останки были погребены под завалами Десятинной церкви.

В 1547 году Русская православная церковь причислила Великую княгиню к лику равноапостольных святых.

В XVII веке Великий киевский митрополит Петр Могила при проведении очистки развалин Десятинной церкви вскрыл святые мощи, и провел молебен при их захоронении в небольшом храме, построенном на месте раскопок.

Десятинная церковь — место захоронения мощей святой Ольги

К великому сожалению, в XVIII веке мощи равноапостольной Ольги исчезли неизвестно куда из храма и не найдены до сих пор.

Читайте о других святых, признанных равноапостольными:

  • Икона святого равноапостольного Кирилла
  • Житие святого равноапостольного Космы Этолийского
  • Икона равноапостольной Елены

С чем обращаются к святой Ольге

Первоапостольная святая много страдала при жизни, положила свое здоровье за духовное развитие своего народа и поныне помогает людям, которые обращаются к ней в молитвах.

Иконы святой Ольги есть в каждом храме.

Помогает святая княгиня Ольга в разных ситуациях:

  • матерям, просящим за непутевых детей;
  • потерявшим веру и надежду на спасение и выход из сложной ситуации;
  • при атаках злых сил, притягивающих негативную энергию и беду;
  • в увеличении мудрости и принятии правильных решений.

Важно! Нетленность мощей равноапостольной дочери Божьей — особый дар Бога и знак подтверждения о вечности жизни в Небесах. Мощи князя Владимира и княгини Ольги

Новости

«Неужели археологи действительно обнаружили в Киеве могилу первой русской христианки княгини Ольги?» Новость мгновенно облетела археологические Интернет-ресурсы, произведя эффект научной сенсации с привкусом легкого недоверия. Однако сообщения уверяют: да, вполне вероятно, что именно она, рожденная под Псковом, святая равноапостольная княгиня Ольга похоронена в Десятинной церкви в Киеве. К такому выводу пришли петербургские археологи по итогам археологического сезона 2007 года. Раскопки ведутся по договору между институтами археологии Украины и России, а автором обнадеживающей научной гипотезы стал заведующий сектором архитектурной археологии Эрмитажа Олег Иоаннесян. Ученый сообщил на своем сайте, что в этом сезоне найдены роскошный перстень (сейчас отправленный на реставрацию), несколько колец с монетами и две плинфы (то есть два кирпича) времен строительства храма с запечатленными на них буквами «С» и «Н». Олег Иоаннисян напомнил, что еще в далеком 1939 году экспедиция ленинградских ученых обнаружила в Десятинной церкви тайники с останками людей в каменных гробах. Среди них был и женский скелет с дорогими золотыми украшениями. Тогда-то и было высказано предположение, что эти мощи принадлежат равноапостольной княгине Ольге, первой официальной христианке на Руси. — Сегодня мы близки к тому, чтобы подтвердить, что это действительно захоронение княгини Ольги, — констатировал петербургский археолог. Прокомментировать интригующую археологическую новость мы попросили директора «Псковского археологического Центра», члена центрального Совета Всероссийского охраны памятников истории и культуры Елену Яковлеву.- В этом году мы продолжали исследования древнерусского некрополя третьей четверти 10 века, то есть времени, совпадающим с периодом правления княгини Ольги. – Рассказала Ольга Яковлева. – Там похоронены люди, которые, возможно, лично знали и сына Ольги, князя Святослава, и ее внука князя Владимира, крестителя Руси, который, согласно одному из преданий, воспитывался здесь, у нас, на Псковской земле, а не в языческом Киеве той эпохи. У нас много мест, связанных с началом христианства. — Елена Александровна, напомните нашим читателям, какое открытие вы сделали четыре года назад. — Напомню, что в 2003-м году возле Старо-Вознесенского монастыря (рядом с планетарием) во время археологических работ была найдена первая могила богатой женщины конца 10 века, названной «варяжской гостьей». Сразу стало понятно, что захоронения такого уровня, такого качества и богатства не бывают в единственном числе. Они относятся к так называемым «камерным» погребениям, известным в Швеции, Дании, на Украине. На территории Восточной Европы такие погребения связаны с границами древнерусского государства. И в этих могилах обычно хоронили людей высокого социального статуса, занимавших привилегированное положение в административном мире, либо в сферах политики, войны или торговли. Так вот в те времена здесь преобладал скандинавский этнос. Хотя и славяне, и финно-угры, и балты принимали активное участие в строительстве древне русского государства, поскольку Русь – очень сложный в этническом отношении феномен. Однако «камерные» захоронения связаны со скандинавской культурной традицией. — «Камерный» от слова «камера»?- Да. Суть в том, что в большой по размеру глубокой яме устраивалось деревянное сооружение, которое, собственно, и называлось «погребальной камерой». Это был или деревянный сруб, или каркас. Он устраивался по образу и подобию дома, и вот в зависимости от состоятельности умершего, этот «дом» мог быть богаче или беднее. Из 4-х известных нам псковских «камер», три имели, условно говоря, «жилую» часть, где находились останки, и хозяйственный отсек, в котором помещалась утварь, инвентарь, такие предметы, как сундуки, тазы, и т. д. Третья «камера», обнаруженная нами в 2006-м году настолько хорошо сохранилась, что даже видно, что раньше это была постройка, служившая живым людям. То есть где-то была построечка из еловых бревен, ее разобрали, чтобы сделать «камеру». Останки внутри находятся в полусидящем положении, что связано, по-видимому, с пережитками язычества, поскольку в скандинавском эпосе есть упоминание о том, что когда человек умирает, он предстает перед богами, попадая фактически на их собрание. И если человек полусидит, он ровен богам. У тебя есть кресло, ты можешь сидеть. Вообще сама «камера» — своего рода ступень перехода от язычества к христианству. Как раз то, с чем и была связана княгиня Ольга. Страна была полуязыческой. — Скандинавы были тогда уже христианами?- Скандинавы вели торговлю с Византией, и христианство в ту пору было явлением статусным, имиджевым, свидетельствующим о высоком положении. Когда Ольга приехала в Византию, она представляла всего лишь несколько языческих племен, пусть и крупных, и опасных. Но когда, крестившись, она уезжала, то для византийцев она была уже «принцесса», княгиня, правительница. И только потому, что она приняла христианство. Так вот подтверждением тому, что у нас похоронены христиане, служат находки: серебряный крест, позолоченные монеты, на одной стороне которых, опять же, кресты, а на другой – легенда, кому принадлежит монета. А из хроник византийского двора мы знаем, что когда Ольга приезжала в Константинополь, император подарил ей эти монеты, не просто как деньги, а как знаки личного благочестия. И вот наша первая «варяжская гостья» точно связана с поездкой княгини в Византии, может быть, даже была там сама. Потому что монеты принадлежат как раз ко времени правления Константина VII. Это где-то начиная с 50-х по 70-е годы 10-го века. Хотя датировать памятник точно – само по себе большая научная проблема. В пользу этой периодизации свидетельствуют «дендроспилы», которые мы берем с сохранившихся деревянных деталей. Дерево, как и человек, каждый год прирастает. Есть специалисты, которые по годовым кольцам определяют, когда спилены деревья. Затем – сами монеты, или сам обряд, описанный в других местах. Но мы ушли от темы христианства. Третья «камера» дала нам набор восковых свечей 30 см. в длину, 5 см. в диаметре, фитиль с палец толщиной. А свеча – это непременный атрибут христианского культа. Возвращаясь к княгине Ольге, необходимо сказать, что мы вот уже 4 подряд года исследуем некрополь ее современников, по существу, первых русских христиан, получая ценнейшие материальные свидетельства. А поскольку социальный статус этих людей очень высок, есть предположение, что это непосредственное окружение правящей династии Рюриковичей. И мы, конечно, тянемся к Ольге, ведь это ее земли, потому что она отсюда. А, согласно научной гипотезе, в те времена христиане и язычники хоронили друг друга отдельно, в разных местах.- Выходит, что так называемая «норманнская теория», согласно данным археологии, абсолютно верна?- Я полагаю, что у нас в стране значение этой теории непомерно раздуто в 18 веке, когда ей нужно было придать определенные политические акценты. Были распахнуты «окна в Европу», и мы вдруг узнали, что оказывается Запад и Россия – разные миры. Европе мы казались отсталыми, а славянофилы и западники вступили в идейную борьбу. И никуда мы от этого не денемся, потому что просто находимся между Западом и Востоком, и в этом наша судьба. Но еще Василий Ключевский сказал, что истина находится посередине. Потому что практически вся Европа на определенном этапе познакомилась с норманнским вторжением. При этом, заметьте, что ни одна из стран эту теорию не обсуждает. Допустим, англичан не волнует тот факт, что в основе их правящей династии и государственности лежит норманнское нашествие. Они даже провели исследование хромосом ДНК у населения, в ходе которого выяснилось, что у каждого четвертого англичанина содержится скандинавский ген. То же самое можно сказать о французах. Только нас это почему-то сильно волнует. Ну и Бог, с ними, скандинавами! Да, сыграли скандинавы свою роль в нашей истории. Да, имелись и в составе древнерусской дружины, и в государственном управлении, и на это указывают имена древнерусских князей. Но мы-то сейчас говорим по-русски.- В таком случае насколько верно, что сама Ольга этнически была скандинавкой?- Настолько же, насколько обладаем информацией. Могила-то до сих пор указывалась только предположительно. Когда построили Десятинную церковь, то наиболее почитаемых ее потомков перенесли в храм из первоначальных могил. Поэтому мы не знаем, как изначально они были захоронены. — Однако останки «варяжской гостьи» в Пскове точно указывают на путешествие вместе с Ольгой в Византию?- Мы не можем сказать наверняка, но вполне возможно. Прежде всего, монеты указывают, что она могла быть в делегации Ольги при ее крещении. И тип креста, и украшения свидетельствуют, что «варяжская гостья» — христианка той самой «первой волны».Беседовал Александр Донецкий

История Пскова неразрывно связана с именем княгини Ольги. С древних времен она считается основательницей и святой покровительницей Пскова. Почитание княгини Ольги находит выражение в большом количестве городских объектов, которые носят ее имя. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинская часовня, Ольгинский крест, есть Ольгинский мост, есть гостиница «Ольгинская», а так же два памятника святой равноапостольной княгине Ольге Всероссийской.
За исключением памятников, все перечисленные места расположены на левом берегу реки Великой, в непосредственной близости к тому месту, где, согласно легенде, Ольга предрекла появление Пскова и откуда сегодня открывается этот великолепный вид на Троицкий собор, возведение которого в Пскове тоже связано с именем Ольги.
Отсюда мы и начнем небольшую фотопрогулку по «Ольгинским местам» в Пскове.
По легенде, уже после того, как княгиня Ольга стала христианкой, а произошло это событие в 957 году в Царьграде, она посетила родные псковские места. Остановившись на левом берегу реки Великой, она увидела как три солнечных луча сошлись в одной точке на высоком, заросшим лесом, скалистом мысу противоположного берега и сказала: «На месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град велик зело и славен будет». После этого она отправила сюда людей, которые построили город и возвели в нем первую христианскую церковь во имя Святой Троицы. А на том месте, где Ольга увидела чудесное видение, она поставила дубовый крест. И это место всегда было в Пскове особо почитаемым. Потом этот крест был перенесен в Троицкий собор, а на его месте псковичи поставили часовню во имя Святой Ольги Российской. За многие века часовню не раз обновляли и перестраивали, но в 60-е годы XX века ее снесли.
В начале 90-х годов в Пскове возродилось, существовавшее еще до революции, Ольгинское общество. Тогда было отмечено место бывшей часовни и здесь был установлен памятный металлический крест.
В середине 90-х годов XX века был объявлен конкурс проектов новой Ольгинской часовни, в котором победил архитектор А. А. Красильников. Часовня была поставлена чуть в стороне от исторического места и была освящена 23 июля 2000 года.
И вполне логично, что и Ольгинский крест и Ольгинская часовня стоят на Ольгинской набережной. Так она и называлась до 1923 года. Потом была переименована в Красноармейскую. Но в 1992 году историческое название было набережной возвращено. Это очень длинная набережная. Она простирается от Комсомольской площади до церкви Клемента.
А прямо напротив Ольгинского креста и Ольгинской часовни стоит гостиница «Ольгинская». Построенная в 60-х годах XX века, она называлась «Турист», а с начала 2000-х носит имя «Ольгинская», что, впрочем, вполне логично.
Еще один «объект» с именем Ольги — это Ольгинский мост. Вообще-то, на протяжении многих веков в Пскове через реку Великую не было постоянного моста. Был временный мост, который каждый год разбирался на зиму, а потом снова возводился. И когда в 1911 году в Пскове появился постоянный мост, его сразу нарекли Ольгинским.
Но в 1923 году он был переименован. С 1923 по 1946 мост носил название «Мост Красной Армии», в 1946-1995 г. назывался «мост Советской Армии». В 1969 ажурный металлический мост был заменен на железобетонный. Название Ольгинский вернулось к нему в 1995 году.
Ну и в завершении я расскажу о двух памятниках княгине Ольге, поставленных в Пскове в июле 2003 года в честь 1100-летнего юбилея первого упоминания Пскова в летописях. Один из них работы Зураба Церетели поставлен на Завеличье в скверике у гостиницы Рижская.
А второй, работы скульптора Вячеслава Клыкова, стоит в самом центре города на границе Октябрьской площади и Детского парка.
Об истории Троицкого собора, который появился в Пскове так же благодаря Ольге, я здесь рассказывать не буду, потому как это отдельная тема. Добавлю лишь, что в начале 90-х годов возродилась традиция, прерванная в советские годы — в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги проводить крестный ход.
А так же не могу не напомнить, что освобождение Пскова от немецко-фашистских захватчиков, 70-летнюю годовщину которого мы отмечали вчера, произошло 23 июля, именно в канун дня памяти «небесной покровительницы Пскова», как еще называют у нас княгиню Ольгу.
Вот, пожалуй и всё. Но это я рассказала о современном Пскове. А в дореволюционном существовали еще Ольгинская улица, Приют Святой Ольги, Ольгинская женская школа, пароход «Ольга». Так что княгиня Ольга была и остается по сей день в Пскове самой почитаемой исторической личностью.
Однако, не только в Пскове есть много мест, связанных с именем Ольги. В Псковском районе есть местечко Выбуты, где тоже очень многое с ней связано. И это не удивительно, потому что Выбуты считаются родиной княгини Ольги. О самом местечке с его необыкновенно красивой природой и легенду, про то, как встретились Ольга и Игорь, я уже рассказывала. Однако, в Выбутах осталось еще несколько достопримечательностей, которые я в ту поездку не успела найти. Та что у меня в планах в ближайших публикациях продолжить рассказ о местах, связанных с именем княгини Ольги на Псковской земле.

Псков считается одним из древнейших русских городов. Его историю можно увидеть собственными глазами благодаря сохранившимся памятникам. Это знаменитый Псковский Кремль (Кром), Довмонтов город, храмы и монастыри.

Согласно одному из старейших источников по истории Руси, «Повести временных лет», город был заложен в 903 году женой князя Игоря, княгиней Ольгой. И серию очерков об интересных местах Пскова мне хотелось бы начать с обзорной статьи о тех достопримечательностях, которые связаны с именем этой женщины.

  1. Страницы истории
  2. Ольгин крест
  3. Ольгина часовня
  4. Ольгинская набережная
  5. Памятники княгине Ольге
  6. Ольгинский мост

Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном размере

Страницы истории

По преданию, когда Ольга оказалась на одном из берегов реки Великой, было у княгини Ольги чУдное видение-знамение. Три солнечных луча неожиданно пробились сквозь облака и указали ей на заросший лесом противоположный берег. Ольга повелела заложить там город и поставить в нем храм во имя Пресвятой Троицы.

В память о чудном видении на том самом месте, где стояла Ольга, поставили дубовый крест. Позже его перенесли в Троицкий собор.

В начале XVII века крест сгорел, однако через несколько лет была сделана его копия, которая хранилась в соборе. На месте первоначального дубового креста возвели часовню. Из-под нее бил источник, так называемый Ольгин ключ. Однако часовню снесли в 60-х годах прошлого столетия.

И лишь в начале 90-х годов ХХ века члены Псковского общества Святой Ольги Российской взялись за восстановление святынь.

Ольгин крест

24 июля 1994 года на берегу реки Великой, на месте разрушенной часовни был установлен новый крест. Его вырезали по абрису деревянного Ольгиного креста – того самого, который хранится в Троицком соборе и считается одной из реликвий Пскова.

В постамент, на котором находится крест, вмурована табличка со словами княгини Ольги.


Новый Ольгин крест стал одним из символов современного Пскова.

Ольгина часовня

Через несколько лет рядом с крестом была возведена часовня княгини Ольги. Её освятили 23 июля 2000 года.

В часовне очень хорошо просматриваются характерные черты храмов Древней Руси. Чуть ниже я дам краткое описание этого памятника. Кто подзабыл или не так хорошо знает архитектурные термины, держите подсказку.

Краткий искусствоведческий словарик

Греческий крест – крест, состоящий из двух одинаковых прямоугольных перекладин, пересекающихся под прямым углом

Закомара – полукруглое завершение наружного участка стены

Барабан – цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола

Яблоко (в архитектуре) – сфера под крестом, который венчает храм

Горельеф – разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона больше, чем на половину объёма изображаемых частей

Керамиды – крупные плиты с надписями и рельефными изображениями

По материалам Википедии

В основе архитектурной композиции Ольгиной часовни лежит равноконечный греческий крест. Это значит, что все фасады по форме одинаковы. Мы видим, что они имеют удлиненные окна и сверху завершаются закомарами. На барабане возвышается шлемовидная глава с яблоком и крестом.

Восточный фасад часовни обращен к Кремлю. На этом фасаде в арочной нише установлен горельеф с изображением княгини Ольги.

Северный и южный фасады часовни одинаковы. В них встроены так называемые «керамиды». На южном фасаде это надпись с креста 1623 г. о чудном видении Ольги. А на северном фасаде – данные о постройке и освящении часовни.


Вы обратили внимание на даты установки креста и часовни?

Дело в том, что 24 июля Русская Православная церковь празднует день Святой Равноапостольной княгини Ольги. Вот вам яркий факт признания заслуг Ольги в деле управления государством. Согласитесь, церковь просто так никого не канонизирует и не приравнивает к апостолам.

А вы знаете, что…

В годы Великой Отечественной войны Псков находился в зоне оккупации. И освобождение города от немецко-фашистских захватчиков произошло 23 июля 1944 года, в канун дня памяти княгини Ольги.

Думаете, это просто совпадение?

Ольгинская набережная

Ольгинский крест и Ольгинская часовня находятся на Ольгинской набережной. Именно так она называлась вплоть до 1923 года, пока не была переименована в Красноармейскую. И лишь в 1992 году набережной было возвращено ее историческое название.

Памятники княгине Ольге

В 2003 году, в связи со 1100-летним юбилеем первого упоминания Пскова в летописях, в городе было установлено целых два памятника княгине Ольге.

На фото слева – монумент, выполненный известным российским скульптором Зурабом Церетели. Этот памятник установлен в Завеличье, в сквере рядом с гостиницей «Рижская». Княгиня Ольга здесь изображена в виде воительницы с мечом и со щитом.

На фото справа мы видим другой памятник основательнице Пскова. Монумент отлит в бронзе не менее известным скульптором Вячеславом Клыковым и установлен на Октябрьской площади у входа в Детский парк.

Лик Ольги увенчан нимбом, а в руке княгиня держит православный крест. Рядом с Ольгой изображен мальчик, который держит икону с ликом Спасителя. Узнали мальчика? Это Владимир, внук Ольги, будущий креститель Руси. Обратите внимание на постамент из белого камня. На этом постаменте вырезаны 12 барельефов русских и псковских святых.

Вы чувствуете, что у двух памятников даже энергетика разная? .

Ольгинский мост

Есть в Пскове мост, который тоже носит название Ольгинского. Он соединяет район города, где находится Псковский Кремль, с микрорайоном Завеличье. Понятно, почему Завеличье? Потому что находится за рекой Великой.

Мост, открытый в 1911 году, первоначально назывался именно так. Затем в 1923 году он был переименован в мост Красной Армии, в 1946 году – в мост Советской Армии. И только в 1995 году мосту было возвращено название Ольгинского.

С Ольгиного моста открывается прекрасный вид на Кремль (Псковский Кром) и на Троицкий собор. Тот самый, который повелела заложить княгиня Ольга на противоположном берегу реки Великой.

В следующих очерках, посвященных достопримечательностям Пскова, я расскажу о Псковском Кремле, а также о храмах и монастырях этого древнего города.