Князь Владимир внук

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

24 и 28 июля Святая Церковь празднует память Святых равноапостольных Великой Княгини Ольги и Великого Князя Владимира.

Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство. Княгиня Ольга — первая русская святая. Жила она в IX–X вв. и происходила из тех мест, которые позже стали Псковщиной.

Удивительной была ее судьба! Простая девушка, она занималась перевозом через реку Великую. Однажды в северных лесах, где находилось селение Ольги, охотился Киевскийкнязь Игорь. Ему понадобилось перебраться на другой берег реки — и он был поражен прекрасным, благородным обликом перевозчицы.

И позже, когда Игорю пришла пора жениться, он отыскал Ольгу и взял в жены. Так Ольга стала русской княгиней.

Сын Игоря и Ольги Святослав был еще малолетним, когда Игорь был убит в сражении. Вместо него Русью стала управлять Ольга.

В то время славяне поклонялись языческим богам. Следуя языческим законам, Ольга жестоко отомстила врагам Игоря за его смерть.

Но совесть ей говорила, что месть та была делом недолжным.

От христиан, которые тогда уже появились в Киеве, Ольга слышала, что

Бог велит прощать врагов и делать им добро. Она почувствовала правду этих евангельских слов и решила принять христианство.

Для крещения княгиня отправилась в Византию. Здесь ее встретили с великим почетом. Крестил Ольгу сам патриарх, а император был крестным отцом.

Вернувшись в Киев, Ольга сразу стала строить христианские церкви. Предание говорит, что ею были построены храмы в Киеве, Витебске, Пскове. С постройкой церкви в Пскове было связано чудо. Собственно города Пскова тогда не было.

Будучи в своих родных местах, на реке Великой, Ольга однажды увидела, как три светлых луча освещают место на крутом берегу. Княгиня поставила там крест, заложила храм во имя Святой Троицы и предсказала, что здесь вырастет большой город. Так святой Ольгой было заложено основание Пскова.

Ольга была мудрой правительницей. О ней, провозвестнице христианства на Руси, в летописи сказано, что из русских она первой вошла в Царствие Небесное.

Внуку же Ольги, великому князю Владимиру, довелось крестить Русь.

Поначалу Владимир был язычником, как и отец его, Святослав, не пожелавший принять христианство.

Но детское воспитание и молитвы о нем святой Ольги не пропали даром. В душе князя шла напряженная работа, и со временем он все больше склонялся к христианской истине.

Решающей стала для Владимира беседа с греческим монахом, который говорил о жизни после смерти и о Божием суде над людьми.

Владимир отправил в разные страны послов, чтобы решить, какую веру принять взамен язычества.

Послы, поехавшие в Константинополь и побывавшие на богослужении в храме Софии Премудрости Божией, были поражены тем, что увидели. «Мы не знали, на небе ли мы или на земле»,— говорили они, будучи в восторге от божественной красоты и значительности службы.

И Владимир решил принять христианство от православных греков.

Крестился он, правда, не в Византии, а в греческом городе Корсуни —

нынешнем Херсонесе.

В 988 году Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра. Началось великое дело крещения Руси.

Люди, многие с детьми на руках, вошли в воду; священники на берегу читали крещальные молитвы, причем всем давались христианские имена.

В водах Днепра произошло духовное рождение нового русского человека.

После своего обращения Владимир стал совсем другим: за доброту народ прозвал его «Красным Солнышком».

Он всем благотворил, а Киев сделал центром христианской веры и культуры.

Здесь вы можете услышать Величание Равноапостольному Князю Владимиру путевого распева и отрывок из его жития. Хор под управлением Бориса Тевлина.

«Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир» 3 класс

Тема урока: «Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир».

Цель урока: Образы героев в музыке и церкви.

Задачи урока:

  1. Рассказать о княгине Ольге

  2. Расширять слушательский опыт.

Музыкальный материал: величание равноапостольной святой княгине Ольге, новогодние песни.

Новые понятия: Величание, святые, Баллада, равноапостольная.

Проблема урока: Кто такие святые?

Прогнозируемые результаты: Отклик на звучащую на уроке музыку. Определение на слух духовной и композиторской музыки.

Дополнительный материал: презентация, видео материалы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа с презентацией.

  • В начале этого урока рекомендуется вспомнить с учащимися те музыкальные образы, которыми характеризовались знакомые им русские святые – благоверный князь Александр Невский (фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева) и преподобный Сергий Радонежский (напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе» и народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…»). Пусть учащиеся споют (прослушают) главные темы этих сочинений, расскажут о том, какими делами прославили себя эти люди. Желательно было бы напомнить третьеклассникам, в каких произведениях изобразительного искусства запечатлены эти образы.

  • Особо значимым событием для русского народа стало Крещение Руси в 988 г (X в.), принятие Русью православной веры. Проводниками этого религиозного учения стали княгиня Ольга и князь Владимир, о которых пойдет речь на этих уроках.

  • Здесь учащиеся знакомятся с музыкой величания, взятой из церковного обихода, и с «Балладой о князе Владимире», посвященных образам святых — княгине Ольге и князю Владимиру. Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.

  • Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, которые учащиеся увидят на страницах учебника, являются фрагментами росписи В. Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве.

  • В. Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение). Крест, церковь в руках Ольги, меч на ее поясе — все это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь. Обратите внимание учащихся на эти символы.

Информация для учителя

Княгиня Ольга. В молодости княгине Ольге, жене убитого киевского князя Игоря, дороги были языческие боги ее предков. Она поклонялась многим богам, славя грозные силы природы – огонь, ветер, воду, солнце. Но чем старше становилась мудрая Ольга, тем настойчивее она искала другой веры, которая смогла бы объединить русский народ. Летописцы называют разные даты поездки Ольги в Константинополь, столицу Византии (955 г. или 957 г.). Именно там, в храме Святой Софии Константинопольской патриарх Игнатий, глава Православной церкви, совершил обряд святого крещения Ольги, а император Константин стал ее крестным отцом. Возвратившись в Киев, Ольга (в крещении Елена) хотела обратить своего сына князя Святослава в христианскую веру. Но не лежала душа воина-князя к христианству с его кротостью и милосердием. Лишь внук Ольги, Владимир, продолжил начатое ей дело – обращение русских в православную веру.

Князь Владимир. В Киеве жило много христиан, немало их было и в дружине князя Владимира. В Киеве как в торговом городе сходились купцы со всех сторон света, разнося молву обо всем, что они видели и слышали. Соседние народы стали пытаться обратить Вла-димира в свою веру, чтобы сделать такого сильного князя своим единоверцем. Приходили к Владимиру посланцы из болгарских земель (магометане), немцы-католики, евреи. Греческий посланник рассказал Владимиру о том, как Господь Иисус Христос сошел на землю ради нашего спасения. Послал Владимир десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их. Вот как этот восторг послов запечатлели древние летописи: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве. Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга». И провозгласил киевский князь Владимир (Красно Солнышко) на Руси христианскую веру, веру в единого Бога – Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.

Дополнительная информация

Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук ее — князь Владимир — крестил Русь, т. е. обратил в христианство все подвластное ему государство

«Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Мелодия баллады безыскусная, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Спокойно, размеренно звучит напев — рассказ о делах князя Владимира. Мелодию баллады интересно сравнить с величанием, с песнопениями о Сергии Радонежском, выявляя контрастное и тождественное в интонациях.

Баллада о князе Владимире (отрывок)

…По лону Днепровских сияющих вод,

Где празднуя жизни отраду,

Весной все гремит, и цветет, и поет,

Владимир с дружиной обратно плывет

Ко стольному Киеву-граду.

Всё звонкое пташство летает кругом,

Ликуючи в тысячу глоток,

А князь многодумным поникнул челом:

Свершился в могучей душе перелом,

И взор его мирен и кроток.

Забыла княгиня и слёзы и страх;

Одеждой алмазной блистая,

Глядит она, с юным весельем в очах,

Как много пестреет цветов в камышах,

Как плещется лебедей стая,

Как рощи навстречу несутся ладьям,

Как берег проносится мимо,

И, лик наклоняя к зеркальным водам,

Глядит, как её отражается там

Из камней цветных диадема.

Плывет и священства и дьяконства хор

С ладьёю Владимира рядом;

Для Киева синий покинув Босфор,

Они оглашают Днепровский простор

Уставным демественным ладом.

Когда ж умолкает священный канон,

Запев зачинают дружины,

И с разных кругом раздаются сторон

Заветные песни минувших времен,

И дней богатырских былины.

Так вверх по Днепру, по широкой реке,

Плывут их ладей вереницы,

И вот перед ними, по левой руке,

Всё выше и выше растет вдалеке

Град Киев с горой Щековицей.

Владимир с княжого седалища встал,

Прервалось весельщиков пенье,

И миг тишины и молчанья настал,

И князю, в сознании новых начал,

Открылось новое зренье:

Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,

Почуялась правда Господня;

И брызнули слёзы впервые из глаз,

И мнится Владимиру: в первый он раз

Свой город увидел сегодня.

Народ, издалёка их поезд узнав,

Столпился на берег, и много

Скитавшихся робко без крова и прав

Пришло христиан из пещер и дубрав

И славят Спасителя Бога.

И пал на дружину Владимира взор:

«Вам, други, доселе со мною

Стяжали победы лишь меч да топор,

Но время настало – и мы с этих пор

Сильны еще силой иною!

Что смутно в душе мне сказалось моей,

То ясно вы ныне познайте:

Дни правды дороже воинственных дней!

Гребите же, други, гребите сильней,

На вёсла дружней налегайте!»

Всшипела под полозом, пенясь, вода,

Отхлынув, о берег забила,

Стянулась быстро ладей череда,

Передние в пристань вбежали суда,

И с шумом упали ветрила.

И на берег вышел, душой возрожден,

Владимир для новой державы,

И в Русь милосердия внес он закон,

Дела стародавних, далеких времен,

Преданья невянущей славы!

А. К. Толстой

Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.

Величать — значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями.

Величание, данное в учебнике, является музыкой православной церкви. Постарайтесь спеть с учащимися это величание спокойно, достойно, широко и напевно. Своеобразна нотная запись величания: непривычный размер, постоянно повторяющиеся звуки.

Желательно выписать продолжение нотной записи величания на доске из «Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» и обратить внимание учащихся на то, как проговариваются (пропеваются) слова на одном звуке.

Интересно, что эта музыка остается неизменной для величания всех святых. И к нему учащиеся вернутся, но уже в связи с величанием святых Кирилла и Мефодия.

Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси

Поделиться

Равноапостольная княгиня Ольга. Художник Юлия Горяная.

Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печет пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И все же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек. Самое важное, чего мы от них ждем, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребенком в первые годы его жизни. И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.

Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа – князя Игоря – от руки древлян она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет ее младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти все время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.

Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря ее решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на ее несправедливость, жестокость или неразумность.

Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира – князь Святослав – завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твердую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы ее дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.

Владимир почти все детство провел в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую добрую старушку, но и уверенную мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью ее подчиненных. Посещал маленький Владимир и храмы, возведенные греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал все, что рассказывала внукам бабушка.

Равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Художник Юлия Горяная.

Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошел по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, ее пример сыграл не последнюю роль.

По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.

Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке – в каждом из нас — обязательно есть частичка того, что с любовью заложили в бабушки и дедушки.

24 июля Святая Церковь празднует память святой равноапостольной княгини Ольги, 28 июля – святого равноапостольного князя Владимира и день Крещения Руси. Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство.

В истории Церкви Христовой весьма знаменательно то участие, какое некоторые святые избранницы Божии принимали в деле распространения истинной веры среди язычников. И наша Русская земля имеет свою равноапостольную святую Ольгу, родную бабушку равноапостольного просветителя Руси великого князя Владимира. Святая Ольга родилась в той стороне, где потом был основан Псков. Князь Игорь, любивший звериные охоты, случайно встретился с ней в лесах Псковских и был до того поражен ее мудрыми ответами ему и красотой лица, что взял себе в жены. После смерти Игоря Ольга управляла Русской землей самостоятельно. Народ любил и почитал ее как мать за ее милосердие, мудрость и справедливость. Когда возмужал ее сын Святослав, она передала ему управление государством, чтобы свободнее заниматься делами благотворения нищим, престарелым, убогим.

С каждым днем становилось ей все более ясным, что только люди безумные могут почитать богами бездушных идолов. Узнав, что вера Христова пришла в Россию от греков, мудрая Ольга пожелала и сама побывать в их стране, дабы выслушать наставления в вере самые точные. Она прибыла в Царьград (Константинополь), явилась к патриарху Полиевкту и сказала ему о своем намерении. Около трех месяцев пробыла Ольга в Царьграде, изучая веру христианскую под руководством самого патриарха. Наконец исполнил Господь ее пламенное желание: Ольга была просвещена Святым Крещением и наречена Еленой, в память равноапостольной царицы Елены. Крестным отцом ее был сам греческий император Константин. Патриарх совершил Божественную литургию, за которой и причастил новопросвещенную русскую княгиню Пречистых Таин Христовых. Причем он обратился к ней с такими словами: «Благословенна ты между женами русскими, что возлюбила Свет истинный и отвергла мрак! Ты избежала этим вечной смерти и обрела жизнь бессмертную». Перед возвращением в отечество патриарх дал ей в благословение святой крест с частицами древа Животворящего Креста Господня. По прибытии в Киев новая Елена, великая княгиня Ольга, стала со всем усердием распространять веру Христову в родной земле.

Равноапостольный князь Владимир

Родился будущий князь Владимир в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери, язычник Добрыня. В 980 году в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр Владимир отправил десять мудрых му­жей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софий­ского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему вспомнили, что и Ольга выбрала именно веру греческую.

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились в определенный день на реку для принятия крещения.

В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь, взрослые держали на руках младенцев, священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.

В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.

Князь Владимир был сыном киевского князя Святослава Игоревича и внуком княгини Ольги, той самой, что, по легенде, люто расправилась с древлянами за смерть князя Игоря. Год рождения Владимира неизвестен.

Его матерью была Малуша, дочь некоего Малка Любечанина — уроженца не то древнерусского города Любеча (близ впадения Десны в Днепр), не то выходца из одноименного города в земле поморских славян (современный Любек в Германии). «Повесть временных лет» называет ее служанкой при Ольгином дворе — «милостницей», а Никоновская летопись — «ключницей». Конечно, Ольге не могла понравиться связь ее сына с «рабыней». Ольга прогневалась на Малушу и отослала ее, уже носящую под сердцем того, кому предстояло стать крестителем Руси и Красным Солнышком, со «двора теремного» в одно из своих сел. Согласно позднему преданию, Владимир родился в селе Будутино под Псковом.

Несмотря на то что мать его была наложницей, Владимир считался полноправным членом великокняжеского рода. Сразу после рождения мальчик был взят к Ольгиному двору и воспитывался вместе с двумя своими сводными братьями — Ярополком и Олегом, которые были рождены Святославом в «законных» браках.

У Святослава не было возможности заниматься воспитанием малолетних сыновей, так как почти вся его жизнь прошла в походах. Влияние княгини Ольги — первой христианки на киевском престоле — на духовное развитие внуков было очень сильным. Но после ее смерти в 969 году христианское воспитание Ярополка, Олега и Владимира резко оборвалось. Святослав, воинствующий язычник, заставил их вернуться к языческому культу.

После смерти Святослава власть в Русской земле наследовали его сыновья. Ярополку при разделе достался Киев, Олег сел княжить в древлянской земле, а Владимиру выпало быть новгородским князем.

Братья не смогли ужиться мирно меж собою. Сначала мечи скрестили Ярополк и Олег. Решающая битва произошла в древлянской земле, под стенами Овруча — стольного города Олега. Олегово войско было разбито, а сам он свалился при отступлении в городской ров и был задавлен телами убитых.

Желая отомстить за брата, Владимир повел на Киев своих новгородцев и набранную «за морем» (в славянском Поморье) варяжскую дружину. По пути он напал на соседний Полоцк, где княжил князь Рогволод, который не захотел выдать свою красавицу-дочь Рогнеду за новгородского князя, предпочтя ему сватов Ярополка. Город был взят, а Рогволод вместе со всей своей семьей попал в руки Владимира.

Поход Владимира на Киев победоносно завершился 11 июня 978 года. В этот день Ярополк, вызванный на мирные переговоры, вошел в шатер Владимира и был предательски убит двумя варягами, стоявшими при входе.

Во всей древнерусской литературе мы не найдем ни одного упрека Владимиру за убийство брата. И это неудивительно.

Тот или иной исход вооруженной борьбы в представлении людей того времени, как христиан, так и язычников, являлся непререкаемым свидетельством свершения небесного правосудия, Божьего суда. Поражение доказывало неугодность побежденного Богу (или богам), победа была видимым знаком торжества справедливости и позволяла победителю законным образом присвоить власть и имущество поверженного врага. «И Бог помог ему и сел в Киеве на месте отца своего Святослава и деда своего Игоря», — пишет древнерусский книжник начала XI века Иаков Мних, предваряя этой фразой свое известие об убийстве Ярополка «мужами Володимеровыми».

Став «самовластным» правителем Русской земли, Владимир постарался единство политическое подкрепить единством веры. С этой целью он приказал вынести языческих идолов, которым поклонялась его варяго-русская дружина, со «двора теремного» и поставить их в городе, на холме, для всеобщего поклонения. Тем самым Владимир старался стереть все видимые различия между завоевателями и завоеванными, превратив их в соотечественников, спаянных общими интересами и нуждами.

В своей личной жизни Владимир тоже соблюдал языческий обычай, предписывавший князю иметь много жен. Первой его супругой стала полоцкая княжна Рогнеда. Но, отличаясь неуемным сладострастием, позднее он значительно расширил свой гарем. Среди его «законных» жен летописи называют «грекиню» (вдову Ярополка), двух «чехинь» и «болгарыню». Число же наложниц Владимира и вовсе будто бы исчислялось сотнями: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 в сельце Берестовом».

Вместе с тем Владимир был храбрым и удачливым полководцем. Предводительствуемые им русские дружины не раз отличались на поле брани. Он предпринял несколько победоносных военных походов: отвоевал захваченную Польшей Галицию (Червонную Русь), смирил отколовшихся во время княжеской междоусобицы вятичей и радимичей, победил волжских булгар, нанес смертельный удар Хазарскому каганату, чье могущество было сломлено еще во времена княжения Святослава. Восстановленное единство Руси обеспечило успех военным предприятиям Владимира. «И побеждал всех врагов своих, и боялись его все соседи. Против кого он выступал войной, всех одолевал», — пишет Иаков Мних.

Победив Хазарию, Владимир принял титул кагана («великим каганом земли нашей» величает его митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати»). То был обдуманный политический шаг. Русские князья издавна стремились повысить международный престиж своего титула «великий князь русский». Однако в Византии русских князей называли всего лишь «архонтами» (термин, означающий просто независимого правителя), наравне с вождями диких кочевых племен — венгров и печенегов. Поэтому, как свидетельствует император Константин Багрянородный («Об управлении империей»), киевские князья, начиная с Игоря, желали получить «царские венцы» от византийских императоров. Византия, однако, проявляла крайнюю неуступчивость в этом вопросе.

Принимая почетный титул кагана, которого в официальных документах константинопольского двора именовали «наиблагороднейшим и наиславнейшим», Владимир заявлял о себе как о могущественнейшем правителе Восточной Европы — от Дона и Волги до Карпат и от Балтийского моря до Черного. Это был вызов, обращенный ко всем окрестным государям, но прежде всего — к императору Византии.

«И единодержец был земли своей, покорив под себя окружные страны, одних миром, а непокорных мечем» — такими словами подводит итог дохристианского правления Владимира митрополит Иларион. Государственное величие Русской земли, опиравшееся на материально-духовные возможности языческого общества, достигло своего предела. Дальнейшее развитие ее государственного суверенитета было невозможно без коренного преобразования религиозно-политических основ княжеской власти.

С годами Владимир все отчетливее сознавал историческую обреченность язычества. Уроки бабки Ольги не прошли даром. Наши древние писатели (Иаков Мних, митрополит Иларион) свидетельствуют, что князь Владимир принял решение креститься самостоятельно, под влиянием примера княгини Ольги. А преподобный Нестор («Чтение о житии Бориса и Глеба») добавляет, что князю Владимиру было некое «видение Бо-жие», непосредственно побудившее его к обращению. Мы знаем также, что Владимир был особенно заворожен картиной Страшного суда — именно этим устрашающим зрелищем открывается его «Церковный устав».

Однако крещение главы государства в те времена было еще и важным политическим актом. Поэтому Владимир сделал все для того, чтобы его личный выбор возвысил Русскую землю и великокняжескую власть.

В 987 году в Византийской империи полыхала гражданская война. Удачливый полководец Варда Фока решил завладеть императорским престолом. Встав во главе большого войска, он осадил Константинополь, за стенами которого укрылся законный император Василий И. Не имея достаточных сил для того, чтобы подавить мятеж, Василий II обратился за помощью к князю Владимиру. Император просил поскорее прислать отряд русских воинов, которые славились как отменные бойцы.

Владимир не отказал в просьбе, но взамен потребовал отдать ему в жены сестру императора — принцессу Анну. В то время породниться с императорским домом Византии было большой честью для любого европейского государя. Делать было нечего, и Василий II дал свое согласие на брак, оговорив, впрочем, что Владимир перед свадьбой примет христианство.

Отныне военно-политический союз Руси и Византии, предусмотренный и предыдущими русско-византийскими договорами, должен был получить совершенно другую основу. Больше не могло быть речи об опасливых отношениях соседей поневоле, различающихся между собой во всем и прежде всего в вопросах веры. Международный ранг крещеной Руси подлежал коренному пересмотру. Ей предстояло войти в византийское содружество народов на правах ближайшего союзника басилевсов и защитника христианства в северных «скифских» землях. Императоры обещали закрепить почетное место Русской земли в системе внешнеполитических приоритетов империи как на уровне государственных, так и церковных отношений (основание в Киеве митрополичьей кафедры, подчиненной Константинопольскому патриархату).

Владимир, как и обещал, послал в Константинополь несколько тысяч своих воинов. С их помощью мятеж Варды Фоки был подавлен.

Теперь настало время и для Василия II выполнить свою часть договора — отдать за Владимира принцессу Анну.

Однако византийские императоры вообще неохотно выдавали замуж своих сестер и дочерей за иностранных государей. В их глазах это был неравный брак, нежелательный мезальянс с варварами. Поэтому, когда Василий И покончил с мятежниками, он и не подумал выполнять свое обещание. Принцесса Анна осталась в Константинополе.

Разгневанный Владимир объявил Византии войну. Во главе большого войска он осадил Херсонес — важнейший византийский порт в Крыму. Владимир перекрыл поступление воды в город, херсонесцы изнемогли от жажды и сдались на милость победителя.

Известие о падении Херсонеса заставило Василия II пойти на мировую. Принцесса Анна была отправлена в Херсонес, где и обвенчалась с Владимиром, который перед свадебной церемонией принял христианство. Теперь можно было приступать к крещению всей Русской земли.

В 988 или 989 году (тут возможны разночтения) Владимир вернулся из Херсонеса в Киев. Чтобы побудить колеблющихся принять новую веру, Владимир велел низвергнуть идолы языческих богов. Статую Перуна, например, с позором протащили по земле до берега Днепра и бросили в воду. Таким способом язычникам внушали мысль, что их боги ничтожны и не могут постоять за себя.

Подобный образ действий был в то время распространен и в Западной Европе. Например, когда в 1168 году датчане взяли славянский город Аркону (на острове Рюген), где находилось наиболее почитаемое в славянском Поморье святилище Святовита, датский король Вальдемар (тезка русского князя) велел «вытащить этот древний идол Святовита, который почитается всем народом славянским, и приказал накинуть ему на шею веревку и тащить его посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросить в огонь» (сообщение хрониста XII века Гельмольда).

Пораженное зрелищем повергнутых идолов, киевское вече одобрило призыв князя всем миром поменять веру. На следующий день поутру на берегу Днепра собралось множество людей обоего пола и всех возрастов. Их разделили на группы и велели по очереди заходить в реку, которая заменяла купель. Священники читали положенные молитвы, а потом давали каждой группе крестившихся христианские имена: одно мужское — общее для всех мужчин, другое женское — общее всем женщинам. Никакого бытового неудобства от этого не возникало, так как после крещения в повседневном обиходе все равно использовались прежние мирские имена.

>Кровавое солнышко Руси: каким человеком был Святой креститель князь Владимир

Убийство брата

Ярополк, чувствуя свою слабость, засел в Киеве. Владимир не стал штурмовать город, а подкупил главного воеводу брата – боярина Блуда. Предатель уговорил Ярополка укрыться в крепости Родень, где его ждала засада. Киевский князь был взят в плен и доставлен к Владимиру. Однако братья не увиделись. Когда Ярополк шел по терему, на переговоры к Владимиру, из-за угла вышли два варяга, которые подняли его «под пазухи» на мечи.

Убийство Ярополка. В момент покушения боярин Блуд запер двери, чтобы сторонники князя не помешали расправе

Владимир не переживал по поводу предательского убийства брата. Об этом говорит тот факт, что его беременную жену он сделал своей наложницей. Девушка родила сына Ярополка, которого назвала Святополком. Без своего князя киевская дружина быстро перешла на сторону победителя.

Ненасытен в блуде

Варяги Владимира воевали за право грабить занятые селения и города. Киев на разграбление он не отдал, а отравил наемников в Константинополь. Одним из первых действий нового правителя стало распределение его наложниц по княжеским резиденциям: 300 в Вышгород, 300 в Белгород, 200 – в село Берестовое. Число рабынь известно по летописи Нестора, сколько девушек было на самом деле – остается загадкой.

В XI веке летописцы писали, что Владимир ненасытен в блуде и растлевал как молодых девушек, так и замужних женщин. Запомнился князь и своими пирами, упоминания о которых сохранились в былинах. В них князь всегда пирует с дружиной и отдает приказы богатырям, сидя за столом. Однако блуд и гулянки не мешали ему строить сильную державу.

За первые 10 лет правления Владимир расширил границы Руси, разгромил ее внешних и внутренних врагов, а также сформировал государственный аппарат управления. Строились новые города и крепости, организовалась колонизация пограничных с Диким полем земель. Владимир был настоящим язычником, как в частной жизни, так и в управлении державой – безудержный, агрессивный, отчаянный.

Выбор Бога

Ярополк благоволил христианам, а Владимир повел противоположную политику. Он приказал разрушить церкви, синагоги и мечети, а на их месте построить языческие капища новому пантеону богов: Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши.

Себя и свою дружину князь связывал с воинственным Перуном. Однако многочисленные боги не подходили единой державе. Нужна формула одного правителя на земле и одного на небе. Выбор Владимира пал на христианство византийского обряда.

Крещение киевлян

Обряд крещения в 988 году провел греческий священник Павел. Перед этим Владимир совершил военный поход в Византийскую империю и выбил себе в жены сестру императора – принцессу Анну. Хотя ромеи не хотели родниться с диким скифом. Для подтверждения серьезности своих намерений жениться и уверовать во Христа Владимир захватил в Крыму город Корсунь и устроил в нем бойню. Такие весомые аргументы убедили императора взять киевского князя в зятья.

Крестили мечом и огнем

Новая вера встретила сопротивление племенной знати и простого люда. Самыми ярыми противниками Христа стали новгородцы, которые когда-то приютили и поддержали сына рабыни, а теперь Великого князя. В благодарность Владимир отправил в Новгород дядьку Добрыню и воеводу Путяту.

Уничтожение языческих идолов

Путяте удалось ворваться в центр Новгорода, однако его дружину окружили. Тогда Добрыня поджег город. Пока новгородцы спасали свои дома, дядя Владимира вызволил воинов. Отсюда взялась поговорка: «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем». Победители сильно разгромили город, после чего пришлый бог ромеев стал новгородцам чуточку ближе. Однако антихристианские восстания в Северо-Западной Руси вспыхивали еще 150 лет.

15 июля 1015 года Владимир скончался, а 11 его законных сыновей устроили резню за власть. С XIV века Владимир признан равноапостольным святым. В былинный эпос убийца брата, многоженец и насильник вошел как князь Владимир Красное Солнышко.

Смотрите также — Норвежский музей Лофотр: путешествие в мир викингов

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Рубрики: война • Европа • история • культура • лонгриды • мир • народы • религия Теги: викинги • Владимир • князь • Крещение • Русь • средневековье